Фольклорный праздник город мастеров

Cкачать: Сценарий фольклорного праздника "Путешествие в город Мастеров"

Сценарий
фольклорного праздника для детей среднего дошкольного возраста

Путешествие
в «Город Мастеров»

Цель:
Формировать интерес у детей к русскому народному творчеству, приобщая к
истокам русской национальной культуры.

Действующие лица:

Взрослые:

Хозяюшка

Любава

Скоморох Тимошка ( кукла за ширмой)

Дети:

Матрена  и  матрешки

Братья Частушкины

Частушечницы

3 тараторки

Кострома

Ход
праздника:

 
Звучит фонограмма русской народной песни

К
гостям выходит Хозяюшка.

 Хозяюшка:
Ой!  Народу- то собралось!  Добрый день гости званые, гости желанные! Мы всегда
рады гостям, как добрым вестям! Всех на праздник приглашаем да весельем
угощаем!

Звучит
музыка,  дети заходят в зал

Хозяюшка:
Здравствуйте, судари мои! Здравствуйте, сударушки! Рада встречи с вами всегда,
а особенно сегодня. Мне хочется с вами отправиться в «Город Мастеров».  Хотите
попасть в мой волшебный город? А  поможет туда побыстрее добраться чудо-
чугунок! К нам пришли и ваши родители, давайте их возьмем с собой в  путешествие?
Только уважаемые гости, смотрите, не затеряйтесь в нашем сказочном городе,
здесь столько много улиц, да переулков и площадей, что не ровен час, и
потеряться можно. А я буду экскурсоводом и познакомлю Вас с волшебным городом.
Так чугунок, д пришел твой  черед нам помогать!

Хозяюшка  говорит волшебные слова:
«Чугунок наш покрутись в чудо- граде окажись!»)

(
Дети закрывают глаза, воспитатель поворачивает мольберт или на ширме или на
стене  можно разместить ватман, на котором изображена карта города)

   А вот и  «Город
Мастеров»!  И все в городе сделано руками русских умельцев, да так красиво,
глаз не отвести. Издавна наш народ славился своими мастерами. Одни делали
посуду из глины, поделки из дерева, другие ее расписывали  разной росписью и
гжелью, и хохломой. Славились мастера по рукоделию, вышивке. И все это передавалось
 из поколения в поколение, от прабабушек к бабушкам, от бабушек к мамам, так и
дошло до нашего времени. И так весело в нашем городе, ведь живут в нем люди
талантливые и певцы, и танцоры, и музыканты, да вы в этом сами убедитесь. Итак,
начнем!

Хозяюшка
показывает на карте указатель с названием улицы

Песенная улица —
здесь песни не смолкают, а самые голосистые на улице — семья Матрёшкиных. А как
песни поют, да все русские народные! Давайте с ними познакомимся ! А вот и глава
семейства Матрена Ивановна.

Матрена:
Я Матрена не простая, я Матрена расписная, да веселая такая, как начну плясать
петь, никому не усидеть. А где же мои детишки?

Звучит
музыка, выходят матрешечки

Матрена:

Некогда  нам доченьки стоять да скучать!

Нужно песни петь, да гостей развлекать!

Р.н.
песня________________________________________________

Хозяюшка: Ой,
да какие же вы молодцы!

Звучит 
фонограмма частушек

Хозяюшка:
А  это улица Частушечная! Поспешим на эту улицу, да посмотрим, кто нас зовет?

Выходят
братья Частушкины, встречают детей

1 брат:
Пропоем мы вам частушки. Можно?

 Хозяюшка:
Без сомнения.

 2 брат:
И мы такого мнения.

1 брат:

Эй, девчонки хохотушки

 Запевайте – ка частушки,

 Запевайте поскорей

 Чтоб порадовать гостей.

Исполняются
«Частушки»

Эй, девчонки хохотушки

 Запевайте – ка частушки,

 Запевайте поскорей

 Чтоб порадовать гостей.

Не хотела выходить.

 Стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла

Я не удержалась.

У меня на сарафане

 Петухи да петухи.

 Когда вырасту большая –

 Берегитесь, женихи.

Ой, подруженьки, беда!

 Ребят поела мошкара.

 Только те осталися,

 Что дустом посыпалися.

Как у наших у мальчишек

 Голова из трех частей

Карбюратор, вентилятор

И коробка запчастей!

Если б не было воды

 Не было б и кружки,

 Если б не бело девчат

Кто бы пел частушки.

Разойдись, честной  народ,

 Меня веселый  пляс берет,

 Пойду,  выйду ,попляшу.

 Себя людям покажу.

Хозяюшка:
Пойдём-ка дальше, посмотрим, кто на улице живет! Да на этой улице у Федорки на
затворках, поселились Тараторки. Начинают тараторить с самого утра, тра-та-та,
небылицы, пословицы, поговорки.

Дети
соревнуются в рассказывании небылиц, дразнилок

Хозяюшка:

Здравствуйте тараторки-метеорки!

Расскажите, где вы бывали,

Расскажите, что вы видали?

1 тараторка:

Где я только не бывала,

Что я только не слыхала,

Побывала  я во всей небывальщине,

Повидала  я всю неслыхальщину.

Что лошади в галошах,

Коровы в сапогах,

Что петух в печи,

Пироги печет,

А кошка на окошке

Рубашку шьет.

2 тараторка:

Я увидела и услышала

В деревеньке одной,

Что курица бычка родила,

А поросенок яичко снес,

Что на дубу свинья пасется,

И в бане парится медведь.

3 тараторка:

Ой, ой, а я что слыхала, а я что видала!!!

Ри-ри на ветках снегири.

Синичка, синичка воробью сестричка.

Сеня в лесу встретил лису.

Три сороки тараторки, тараторили на горке.

У нас в печурочке золотые чурочки.

Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки.

Колпак под колпаком.

Хозяюшка:
Ну, затараторили тараторки, тараторки-метеорки! Пойдемте скорее на Затейную
околицу, да отдохнем от этих тараторок. А живет на этой околице  Любава
Затейникова!

Звучит
музыка, выходит Любава

Любава: Здравствуйте
гости дорогие, зачем пожаловали на мою околицу?

Хозяюшка:
Да вот путешествуем по вашему волшебному городу, поем,  пляшем, забавляемся!

Любава:

Было время петь, плясать,

А теперь пора играть!

Есть у меня интересная   игра!

Выходи –ка в круг, государыня моя
Кострома!

Проводится 
р.н. игра «Кострома»

Хозяюшка:
Как здорово играли! Спасибо тебе Любавушка, низкий поклон!

Звучит
музыка. Любава уходит. Хозяюшка обращает внимание детей и гостей на сундучок.

  Хозяюшка:
Что это за сундучок? И к какой улице он относится, ничего не понятно? Сейчас
посмотрим? Да тут что-то есть? Мешочек — какой-то интересный да чудесный,
загадочный. А не улица ли загадок это? Точно! Улица загадок. Придется отгадать
загадки!

Из-за
ширмы  выглядывает скоморох Тимошка, начинает загадывать загадки, про
музыкальные инструменты

Оркестр
( р. н. м. по выбору муз. руководителя)

 Хозяюшка:
Приглашаем всех на Широкую улицу. На эту улицу приходят со всех концов города.
И мы с вами  на улицу пойдем, да хоровод заведем

Хоровод
«Ой, земелюшка-чернозем»

Хозяюшка:
 Наше путешествие подходит к концу,  и последняя улица называется  Самоварная!

 Он пыхтит как паровоз,

Важно к верху задрав нос.

 Попыхтит, остепенится,

  Чаю пригласит  напиться?

(самовар)

В каждом доме красовался  самовар.
Встречали гостей по русскому обычаю с самоваром, с бубликами да пирогами.

С чая доброе здоровье, украшение стола,

Чаепитие в России — вот хорошие дела.

 Песня  про самовар_______________________________________________

Хозяюшка:
Ну, вот и закончилось наше путешествие, посмотрите, мы никого не потеряли? Вам
понравилось в волшебном  городе? Мы прикоснулись к русской старине, которой не
подвластно время, потому, что оно передается из поколения в поколение, это наша
история, это наши традиции. И вы, пожалуйста, берегите все то, что копилось
веками, преумножайте вековую память наших прабабушек и прадедушек.

Звучит
р.н.м., дети выходят из музыкального зала.

Развлечение «Город мастеров»

с приглашением творческих коллективов

городского округа  Красноуфимск

Цель: Закрепить знания детей о России, о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках, песенках. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения   талантом народов Урала.

Задачи:

  • создание условий для комплексной интеграции знаний детей через ознакомление дошкольников с народными праздниками и традициями русского народа;
  • воспитание уважения и положительного к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания;
  • формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций;
  • обогащение музыкальными впечатлениями и развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.

Интеграция образовательных областей: музыка, познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.  

Оборудование: костюмы русского народа (сарафаны, косоворотки, кокошники, кушаки), костюмы героев праздника, музыкальные шумовые инструменты, атрибуты для народных игр, выставка предметов декоративно-прикладного искусства, выставка книг с русским фольклором, куклы в национальных костюмах народов Урала.

Ход мероприятия

В зал под русскую народную мелодию входит ведущая в костюме Сказочницы.

Сказочница. Вам сегодня расскажу без утайки, по порядку

                       Сказку. Все вам доложу.

                       В одной сказочной стране старорусской сторону

                       Жил-был царь Додон. Всегда за модой гнался он.

Входит царь Додон.

Царь Додон. Здравствуйте, здравствуйте все!

                       Нынче мода повернулась к старине.

                       Во дворце не модно жить, избу надобно срубить.

                        И решил я дело смело: в город свез я мастеров.

Под музыку в зал входят дети в русских костюмах.

Царь. Со всей Руси людей умелых, тех, кто знает ремесло.

           Кто избу царскую мне срубит? Кто для царя построит дом?

Сказочница. Коль дом построить тебе нужно, сюда мы плотника зовем.

Плотник. Наши прадеды любовно топором тесали бревна,

                 Гвозди крепко забивали, песню громко запевали.

Эстафета «Кто быстрее построит дом»

Дети делятся на 2 команды. Каждый участник держит в руках кирпич из строительного набора. По сигналу дети по очереди подбегают к указанному месту и начинают строить дом.

Царь хвалит построенные избы, выбирает, какая ему больше нравится.

Царь. Ставеньки узорные, тонкая резьба –

           До чего ж просторная русская изба.

Сказочница. Столяры да плотники – отличные работники:

                       Избу ловко так срубили и про мебель не забыли.

                        Столы есть?

Царь. Есть.

Сказочница. Лавки есть?

Царь. Есть, где царю можно присесть!

           Теперь дом буду украшать, мастериц ко мне позвать!

Сказочница. Ну а наши мастерицы вышьют сказочную птицу.

                       Принесут ковер свой в дар, принимай, государь.

Швея. Все умеют мастерицы: шить, вязать и песни петь.

            Строчка за строчкой все лоскуточки в цепочки

            Ловкие руки собирают, а потом сшивают – одеяло получают.

Песня «В низенькой светелке»

Мастерицы подают царю лоскутное одеяло.

Царь. Одеяло лоскутное – бело-сине-голубое.

             С парусами, небесами, яркой радуги цветами.

Сказочница. После долгой работы и поиграть можно.

Коммуникативная игра «Иголка и нитка»

Дети становятся друг за другом, держась за руки. Сказочница – иголка. Она идет, меняя направление. Остальные дети идут за ней, стараясь не отставать. Музыкальное сопровождение – подвижная русская народная мелодия.

Сказочница застилает стол скатертью.

Царь. Ковры есть, скатерти есть и одеяло тоже есть.

           Ну а где добыть посуду, хохломскую бы не худо?

Сказочница. Царь-батюшка, гляди:

                       Мастера к нам пришли и посуду принесли.

На середину зала выходят три мастера с хохломской посудой.

1 мастер. Посуда наша для щей и каши, не бьется, не ломается,

                 Порчи никакой не подвергается.

2 мастер. А вот плошка, налей окрошку,

                  Возьми ложку, хлебай понемножку.

3 мастер. Кому посуда для кашки, окрошки?

                 Чудо-блюдо да чашки, ложки?

Царь. Откуда посуда?

Мастера (хором). К нам приехала сама золотая хохлома!

Царь. Хочу, чтоб стол царя украшала хохлома.

Эстафета «Кто скорее накроет стол»

В игре участвуют 2 команды по 4 человека. Каждый ребенок держит в руках хохломскую посуду: тарелки, чашки, блюдо, ковш, ложки. По сигналу дети по очереди подбегают к столу, накрытому скатертью, и ставят посуду на стол. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Царь. Вот молодцы! Угодили царю. Всех за работу хвалю.

           За такой стол сесть не стыдно. Нет лишь музыки, обидно.

Сказочница. А ложки деревянные, звонкие, забавные.

1 ложкарь. Ложки резали мы сами из березы и ольхи,

                    Их любовно расписали, а на ручках – петухи.

2 ложкарь. Ложки, ложечки резные зазвенят в один момент –

                    Не простые, расписные, древнерусский инструмент.

Ансамбль ложкарей «Ах вы, сени»

Дети исполняют мелодию на ложках, используя различные приемы игры, сопровождая игру оркестра народных инструментов. Царь приплясывает и подпевает.

Царь. Ох, меня вы накормили и потешили меня.

           Сейчас поеду на охоту, эй, подайте мне коня!

Сказочница. Царь Додон, вот незадача – расковался жеребец.

Царь (топает ногами). В миг вы кузнеца найдите, позовите, наконец!

Инсценирование русской народной песни «Во кузнице»

Царь. Велика Россия наша и талантлив наш народ,

           О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.

Песня «Моя Россия»

Сказочница. Испокон веков на Руси на матушке уральской стороне живет приветливый народ. Места наши издавна многонациональны, проживают здесь марийцы, татары, русские, башкиры, чуваши и другие. Каждый народ свои традиции национальные хранит. А вместе живем дружно, вместе веселимся, вместе трудимся, вместе учимся, вместе поем да пляшем.

Выступление гостей праздника:

ансамбль ложкарей из Красноуфимского педагогического колледжа и женский татарский клуб «Сеюмбике» Центра Культуры и Досуга городского округа Красноуфимск

Сказочница. Вот и кончился наш сказ

                        Про мастеров России нашей, про Додона и про нас.

Дети под русскую народную музыку уходят из зала.

Планируемый результат: проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали более активными, эмоциональными, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к народной музыке, танцам, играм, песням, движения их стали более раскованными, более выразительными, а это значит — развилась музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители обратили внимание, что дома дети с удовольствием поют и играют на детских музыкальных инструментах.

Фольклорный праздник
«Город мастеров»

Автор: Лошкова Татьяна Геннадьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абакан

Ведущий-гл. скоморох

Фома — скоморох

Ерёма — скоморох

Осень

Дети: зазывалы (подг. гр)

Дети-продавцы- 4 чел.

2 старушки: Гавриловна и Даниловна (девочки подг. гр)

Девочки- матрёшки- 6-8 чел.(дети старшей гр)

Все дети и скоморохи, дети-зазывалы одеты в русском народном стиле.

Девочки-матрешки — в костюмах матрёшек

Девочки-старушки — в длинных сарафанах, с платками на голове.

Под р.н.муз. дети ст. и подг. гр. , гости входят в зал и рассаживаются на отведенные им места.

Ведущий: Внимание! Внимание! Народное гуляние!

Торопись, честной народ, всех вас ярмарка зовёт!

Выбегают скоморохи — Фома и Ерёма.

Фома: Эй, народ честной, здравствуйте! Всех на праздничную ярмарку приглашаем,

Веселья да хорошего настроения желаем!

Под р.н. муз. гурьбой входят дети подг. гр., гуляют в рассыпную и парами, в руках держат лотки с «товарами».

Ерёма: Здравствуйте! Добро пожаловать, гости дорогие!

Давно мы вас поджидаем,

Без вас речей не начинаем!

Сделав круг по залу, дети останавливаются у центральной стены, лицом к зрителям.

Ведущий: В городе Мастеров наш праздник открывается,

Потому, что мастера здесь лучшие собираются,

Если вы приглядитесь, то сами в этом убедитесь!

Фома: Собрались здесь гости желанные: плясуны, кукольники и певцы!

Ерёма: И начнётся на ярмарке весёлое представление с играми-потехами!

Фома: с хороводами и песнями!

Ерёма: С шутками и прибаутками!

Вед: Покажут на ярмарке люди торговые, чем богаты;

покажут ребята-умельцы чем русский народ славится: поделками ручной работы, вышивками, изделиями из теста, стряпнёй да выпечкой сладкой и многим другим!

Фома: Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается –

Наша ярмарка открывается!

Ерёма: Выходите, зазывалы, распродайте все товары!

Выходят дети зазывалы-8 чел:

Фома: Внимание, торговый люд! Без вас базар — не базар!

Ярмарка — не ярмарка! Гулянье — не гулянье!

1:Эй, народ честной! У возов не стой! Молод ты аль стар — выбирай товар!

2:Товар отменный – вот самовар медный: сам дымком кипит, сам чайком поит! (показывает на самовар, стоящий на столике)

3: А вот чашки для пшенной кашки! (показывает на тарелки)

4: А вот блюдца – никогда не бьются! (показывает на блюдца)

5: Тут игрушки для ребят! Сами на себя глядят:

Медведь рычит, воробей пищит, заяц скачет, а Мамка плачет: (наигранно, со «Слезами»:)«Где денег набраться, кошелёк ломатся!» (вынимает по очереди игрушки, показывает)

6: Девки, мамки! Не зевайте! Полушалки выбирайте! Бусы, ленты, кружева, пудра, нитки, зеркала!

7: Вот орешки, вкусные орешки! Вкусные на меду, давай в шапку накладу!

8: Кому пирожки?! Горячие пирожки! С пылу, с жару, пятак за пару!

Нажарила, напекла Акулина для Петра! Давай, наскакивай!

1: Иголки – не ломки, нитки, тесёмки, румяна, помада… Кому что надо!

Дети (хором): Такой товар за «так» не отдадим!

Дети становятся за прилавки, дети которые не участвуют, садятся на стульчики

Выходят дети- продавцы:

1 продавец: Мы ребята озорные! Мы ребята удалые

Всех на ярмарку зовем. Мы игрушки продаем.

2 продавец: А ну, честной народ, подходи смелей,

Покупай товар, не робей. Ребята, не зевайте! Кто что хочет покупайте!

3 продавец: Не ходите никуда, подходите все сюда! Диво- дивное, чудо- чудное, а не товар.

4 продавец: Гляди не моргай, рот не разевай, ворон не считай, товар покупай

Все товары хороши, что угодно для души.

Хором продавцы: Тары – бары – растабары, расторгуем, все товары! (кланяются)

Фома: Распотешьте народ! Становитесь в хоровод!

Дети приглашают своих родителей в хоровод.

Исполняется: Хоровод «Яблоневый вечер»

После хоровода дети и родители садятся на стулья!

Ведущий: Пришла ярмарка с добром: для кого с пряниками, пирогами и орехами, а для кого – с песнями, плясками да потехами!

Фома и Ерёма организуют группы на игру.

Проводится игра: (типа иголочка и ниточка по выбору воспитателя)

Ведущий: Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ!

А на ярмарке товары: продаются самовары,

Продаются вилы, санки, конфеты и баранки.

(обращается к детям): вы на ярмарку ходили? Что же вы там купили?

Ребенок: Ложки деревянные, расписные, разные.

Сами пляшут, и играют, и народ потешают!

Выходят ложкари старшей группы.

Выступает: Оркестр ложкарей

Ведущий: Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к вам пришли матрёшки.

Ложки деревянные, матрёшечки — румяные!

Выходят девочки-матрешки.

1матрёшка: (Показывает матрёшку)

Матрёшка расписная украсила весь свет,

Одеждой похваляется – ей сносу нет!

Матрёшка открывается – другая появляется!

2 матрёшка: Вот матрешки деревянны – разноцветны да румяны.

Щечки алые, платочек, по подолу цветики,

Весело кружатся в пляске яркие букетики!

Исполняется: песня-танец «Матрёшки»

Ведущий: Ай, да матрёшки! Похлопайте нашим красавицам!

Входят Фома и Ерёма.

Ведущий: Люди говорят вокруг: без Фомы и Ерёмы как без рук!

Фома: Ведь на ярмарку мы пришли народ веселить, да игры заводить!

Ерёма: Мы ведь на все руки мастера!

Ведущий: Неужто вы всё умеете? А умеете ли вы за мной быстро скороговорки повторить?

Фома: Говори свои скороговорки — нам их повторить, что комара словить!

Ерёма: А дети за нами будут повторять по очереди, согласны?

Ведущий: Вот моя первая скороговорка, только проговаривайте складно, да быстро!

1: Три сороки тараторки тараторили на горке.

Фома с Ерёмой повторяют, потом дети, потом родители.

2: Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

3: Дед Данила делил дыню: дольку Диме, дольку — Дине.

Фома: А теперь я и сам буду детям и родителям давать задание-скороговорки!

Сначала дети говорят, а потом родители – кто победит?!

3-4 скороговорки (по выбору)

Ерёма: А теперь я: хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

+ еще 2-3 скороговорки (по выбору)

Спасибо, ребята и взрослые, выручили нас! Ведь всех скороговорок не переговоришь и не выговоришь.

Звучит р.н.муз., в зал входит Осень.

Осень: Здравствуйте, милые мои детушки! Здравствуйте взрослые! Здравствуйте, гости дорогие! Знаете ли вы, как меня зовут?

Фома: Да как тебя не знать? Осень имя твоё!

Осень: Верно, Осень, а дети знают, как мои осенние месяцы называются?

Дети, под руководством ведущего, хором отвечают.

Осень: Верно. Это сейчас они так зовутся, а в старину они как назывались?

Вед: Уважаемые гости! Кто знает, как по-другому назывался сентябрь?

Родители отвечают.

Сентябрь — Рябинник, Вересень, Руен

Октябрь — Листопад, Свадебник, Позимник

Ноябрь — Грудень, Листовей, Полузимник.

Осень: Молодцы, справились. У меня здесь овощей (показывает муляжи) – и для супа, и для щей, для салата тоже имеется! Но не стряпать я пришла, а играть!

Ну-ка, Фома да Ерёма, приглашайте родителей и детей на конкурс!

Проводятся конкурсы с семьями: (Победителям приз — сушка или яблоко)

1: «Перебери фасоль и горох»

2: «Перевези урожай на машине»

Осень: Перед конкурсом загадка:

Закопали в землю в мае и сто дней не вынимали.

Неказиста, шишковаста, а придет на стол она,

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)

Ярмарка-то у нас осенняя, посмотрим, как взрослые и дети собрали урожай картошки со своих дач и огородов.

Для конкурса нужны мамы (бабушки, папы) по одному из каждой группы.

3: Проводится конкурс: «Семейный»

Задание: папа берет своего ребенка на руки, добегает до стола, стоящего на противоположной стороне зала, ребенок берет со стола картошку, папа (с ребенком на руках) бежит обратно, к маме, стоящей напротив. Мама берет из рук ребенка картофель и чистит. Чья семья быстрей справится – та и победила.

4: игра «Карусели»

Ерёма: А я загадок много знаю! Давайте поиграем: я загадываю вам загадку, если вы не отгадываете, то отвечают ваши родители, согласны?

Загадки (3-4) на выбор

Осень: Легкие у вас загадки, а теперь мои осенние отгадайте!

Загадки (5-6) на выбор

Ведущий: Что ж, загадки ваши хороши, теперь попляшем от души!

Осень: Только плясать будем по моим правилам: выходят 2 группы детей и их родители. Под музыку все пляшут. Если одна группа перепляшет другую группу (а определят по аплодисментам оставшиеся болельщики-зрители), то проигравшая группа выбывает, а победители соревнуются с другой группой- группой зрителей. Правила те же — кто кого перепляшет.

Движения пляски показывают по очереди, а Фома да Ерёма со зрителями считают, кто больше показал плясовых движений.

Готовы? Начали!

Исполняется: народная пляска «Кто кого»

Осень: Это еще не все. Победители – дети и их родители – выбирают себе инструменты и занимают места в оркестре.

Ведущий: А дирижером будешь ты, Осень золотая?

Осень: Угадала!

1-й ребенок: Как у нашего соседа весела была беседа:

Гуси — в гусли, утки — в дудки, чечётки — в трещотки.

2-й: Чайки — в балалайки, скворцы — в бубенцы,

Две синицы-крошки заиграли в ложки.

3-й: Играют, играют, всех потешают.

Уж как станем мы играть — Слушает вся улица, и петух, и курица!

Исполняется: Оркестр. (рус. нар. мелодия)

Осень – дирижирует.

Фома: В старину на ярмарках устраивали петушиные бои.

Ерёма: но, поскольку у нас нет настоящих петухов, выберем мы своих самых петушистых!

Фома: трух-тух-тух-тух, ходит по двору петух.

На весь двор кричит, кто услышит –тот бежит!

Проводится игра «Петушки» (условие — вытолкнуть противника из круга)

Ведущий: Молодцы. Ребятки, хорошо поиграли.

Ярмарка шумит, поёт. Слышу, кто-то к нам идёт!

Входят две девочки подг.гр: Гавриловна и Даниловна.

1:Здравствуйте, Я – Гавриловна!

2: А я — Даниловна.

1:Смех, потешки услыхали, сразу к вам мы прибежали.

2: Где потешки поют, там и весело живут! Правда, Даниловна?!

1: Правда, Гавриловна!

2: Неразлучные старушки, мы живём в лесной избушке.

1: Избушка на кочке блинами обита, оладьями покрыта.

2: Хоть ограда кругом – пирожки с творогом.

Ведущий: Стоп-стоп! Голова кругом пошла!

Эй, сударушки-старушки, запевайте-ка частушки!

Обе девочки: А мы не знаем….

Фома: Эй, народ выходи, частушки петь помоги!

Ерёма: А за каждую частушку — вы получите по сушке!

Сначала поют дети. Выходят дети старшей гр., берут инструменты.

Ведущий: Запевайте поскорей, чтобы было веселей!

Исполняется: Частушки (4 чел) с инструментами.

Хором: Дорогие мамы, папы! Мы вас просим не шуметь.

Ставьте ушки на макушки, мы частушки будем петь.

1.Мальчик: Балалайка заиграла и пустились ноги в пляс.

Мы веселые частушки пропоем сейчас для вас.

2.Девочка: У березки, у сосенки тоненькие веточки.

А мы — бойкие девчонки, все мы — как конфеточки!

3.Мальчик: Мы — отличные ребята, мы нигде не пропадем.

Если надо — мы станцуем, если надо — мы споем!

4. Мы девчонки – загляденье! Все любуются на нас.

Эй, ребята, посмотрите, мы устроим перепляс!

Дети хором: Хорошо частушки пели, хорошо и окали,

А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!

Звучит плясовая музыка, родители выходят по очереди и поют частушки.

Фома и Ерёма раздают родителям по сушке.

Выходят дети-зазывалы (подг. группа)

1: Эй, народ честной да удачливый! На нашу ярмарку поворачивай!

2: Все ряды с утра позахвачены. Уйма всякого добра, всякой всячины!

3:Коль на ярмарку пришли – так гуляйте! Не разменные рубли – разменяйте!

4: Самовар шумит, подходить велит! Бублики, баранки – как на самобранке!

5: Сладкие и мятные пряники печатные – к чаю ароматному угощенье знатное!

6: Пришли мы с нитками, пряжей, со всяким рукодельем,

С лентами, платками, узорчатыми кружевами!

7: Это всем давным-давно признать пора – всюду русские в почете мастера!

8: Наш удивительный народ – он веками чудо-сказку создает!

Фома: Иди в ряды торговые, товары выбирай!

Иди домой с обновою – носи и вспоминай!

Ерёма: найдутся здесь по вкусу подарочки любому:

И мальчику безусому и дедушке седому.

Осень: Что душа твоя желает – все на ярмарке найдёшь,

Всяк подарки выбирает: без покупки не уйдёшь!

Ведущий: Приглашаем всех гостей приобрести для себя, своей семьи подарки — рукоделье, игрушки, сувениры. А также выпечку, приготовленную нашими поварами и родителями!

Родители и гости рассматривают выставку и приобретают сувениры по желанию.

Угощаются пирогами с капустой, с картошкой, приготовленные поварами дет.сада.

Опубликовано: 19.09.2016

ГОРОД МАСТЕРОВ-ВЫСТАВКА НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

Зазывала:

Солнце яркое встает,

Собирается народ.

Под лучами яркими

Мы откроем ярмарку!

Зазывала:

Народ собирается,

Ярмарка открывается.

Приходите, приезжайте,

всё, что надо покупайте.

Зазывала: На ярмарку! На ярмарку!

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Мастерица

Добро пожаловать, гости дорогие.

Давно я вас жду поджидаю,

Праздника без вас не начинаю.

Сегодня здесь открывается ярмарка – выставка народных промыслов. Издавна доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про таких мастеров говаривали: «Мастер на все руки».

Мастера здесь, что надо – на все руки, и не только от скуки! Целый город — Город мастеров!

Ярмарочные веселья, были яркой страницей народного быта. Гулянья были ярким событием, шумным всеобщим праздником. На ярмарках не только торговали и покупали, но и конечно веселились, как могли: пели, танцевали, силой мерились, опытом делились.

Зазывала:

Не будем время терять,

Давайте праздник начинать!!!

Зазывала:

Любезный народ! Пришел черед.

Мастеров вам представлять,

Их работу прославлять!

Ведь сегодня здесь у нас

Мастера – ну высший класс!

Мастерица

А вы, дети, проходите,

На убранство поглядите!

Ярмарка у нас большая,

Да красивая какая!

Проходите, посмотрите,

Да про все нам расскажите…

А люди торговые, на нашей ярмарке должны

Свой товар расхвалить,

Ничего не забыть.

Себя показать,

И товар свой продать.

Мастерица:

Мастера и мастерицы,

Добры молодцы, девицы

Уменье свое покажите

Товар свой расхвалите!

А я с помощниками пойду по торговым рядам посмотрю товар, может что и куплю.

Дети расходятся по торговым столам, садятся за них начинают продолжать выполнение, ранее начатых работ (вышивать, делать роспись посуды) на переднем крае стола выставлены готовые товары для продажи: посуда с росписью Гжель, Городец, Хохлома, Дымка.

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – Свистопляска».

Хоровод со свистульками и трещотками

Купец. Хохлома

Подходи, детвора, — зазывает Хохлома!

Это, братцы, мои.

Наш товар из Хохломы:

Посуда и игрушки,

Свистульки и зверушки.

Наша ложка — хоть куда,

Ею можно без труда

Кашу есть и по лбу бить.

Продадим вам, так и быть!

Мастерица:

Что я вижу! Что за диво?

Сколько радости вокруг,

Правда, дети, тут красиво,

Аж захватывает дух.

Купец. Городец

1.Ой вы, гости дорогие,

У нас доски расписные,

Собирали их, старались.

Показать вам собирались.

Мы с улыбкой на лице

Расскажем вам о Городце!

2.Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица-

Это значит Городец.

Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!

Мастерица:

Кто рисует Городец –

Ах, какой он молодец!

Дети:

Городецкие узоры,

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас

Мастерица:

Я ведь Мастерица — Привередница,

Меня одним красным словом товар купить не заставишь!

ты скажи мне, чем твой товар хорош?

Ребенок:

Посуда наша,

Для щей и каши

Не бьется, не ломается,

И порче не подвергается.

Из такой посуды есть

Просто объеденье.

Посуду выбирайте

Скорее покупайте!

Мастерица:

Хорош твой товар, да пойду я погляжу и другой.

Подходит ко второму столу, где лежат ложки (с нею два мальчика)

Купец ложкарь:

Ой, детишки-ребятишки!

Подходите поскорей!

Покупайте! Выбирайте!

Что угодно для души.

Все товары-хороши!

Ребенок-продавец:

Ложки, ложки, расписные ложки!

Ложки золоченые, узоры крученые.

Хоть щи ими хлебай,

а хочешь – музыку играй.

Ребенок с Мастерицей

Нам бы ложки,

Чтоб плясали ножки!

Мастерица:

Пожалуйста, ложки выбирайте.

Плясовую затевайте

Дети-покупатели берут ложки, танец с ложками

1-й мальчик.

Мы по ярмарке ходили,

Ложки дешево купили —

Красивые, резные

Ложки расписные.

2-й мальчик.

От зари и до зари

Веселятся ложкари!

Будем весело плясать.

Звонко ложками стучать! (исполняют танец, уходят)

Мастерица:

Пойду-ка я по базару, прикуплю кой-какого товару.

Дети: (которые стоят за столом гжели)

Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда.

Сказка, роспись здесь у нас полюбуйтесь в добрый час

И за тридевять земель едут, чтоб увидеть Гжель

Поскорее подходите, выбирайте и берите

Мастерица:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Дети:

Мастерицы мы из Гжели

Рисовать нам нравится

И любая наша вещь,

На весь мир прославится.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

Глядите, не моргайте,

Рты не раскрывайте,

Ворон не считайте,

По дешевке покупайте.

В это время дети выходят для игры «горшки»

Мастерица:

Хороша у вас посуда. Пожалуй, куплю вот этот горшок.

Проводится русская народная игра «Горшки».

Выбираются 2 водящих: «продавец» и «покупатель». Дети садятся в круг на коленки. Это «горшки». Под русскую народную мелодию «Из-под дуба» «покупатель» и «продавец» идут за кругом навстречу друг другу. Диалог при встрече:

— Почем горшки? — По денежке! — А не дырявые? — Сам попробуй!

«Покупатель» идет по кругу, выбирая «горшок». «Продавец» идет позади, уговаривая его: «Отличные горшки! Новые, блестящие! Выбирай, покупай, не пожалеешь!» и т. п. Когда «покупатель», наконец, выбрал «горшок», он останавливается и говорит: «Вот этот беру!». Бьют по рукам и бегут в разные стороны. Кто

первым добежал до «горшка», становится «продавцом», а «горшок» — «покупателем». Проигравший садится в круг, он «горшок».

Дети: (которые стоят за столом)

1.А вот матрешки

На одной ножке.

Пять штучек в одной кучке.

Диво дивное, чудо — чудное, а не товар!

Матрешки — игрушки знатные, складные да ладные,

Они повсюду славятся, они и вам понравятся!

2.Пока матрешки друг в дружке,

Молчат и не поют частушки,

А поставишь в ряд –

Запоют все в лад.

Мастерица:

Давайте сядем-посидим,

На матрешек поглядим.

Девочки:

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь –

Вам за нами не успеть!

Девочки исполняют танец «Матрешки», поют частушки

Мастерица:

Засиделись вы, ребята!

Для всеобщего веселья побежим на карусели!

Зазывала:

Эй, народ, не зевай,

Вместе с нами поиграй

Звучит музыка «Карусель».

Хозяйка (с каруселью в руках)

Шутки, прибаутки, веселье

Приглашаю кататься на карусели!

Закрутили, завертели колесо у карусели

Становитесь в круг скорее,

Всем нам ехать веселее!

Игра: «Карусель»

Весело, весело, всем нам ехать весело!

Дети: Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите

Раз-два, раз-два – Вот и кончилась игра.

Карусели, карусели

Закружили, завертели –

Мы с тобой за облаками

Словно птицы полетели!

Мимо дома, мимо ели,

Мимо мамы на аллее

Быстро-быстро нас вертели

И кружили карусели.

Дети: (которые стоят за столом)

1.Мы ребята удалые,

Мы ребята озорные.

Нас на ярмарку позвали

Чтоб игрушки продавали.

2.Расписные индюшата,

Кони, птицы и утята,

Расписные даже хрюшки

В царстве дымковской игрушки!

1.Наше дело — вам продать,

Ваше дело-покупать.

Налетайте, налетайте!

Покупайте- ка, игрушки!

Водоноски и зверушки!

Посмотрите, как живой,

Есть и конь здесь удалой.

Игрушки – диво!

Изящно и красиво!

Угодно купить,

могу уступить

Мастерица:

Чем знаменито Дымково? 

Дети:

1.Игрушкою своей.

2. Игрушки вятские на все манеры. Вот вам барыни, а вот кавалеры!

У барынь алые щеки и губки, нарядные платья и теплые шубки

Хоть весь базар обойдете, лучше барынь не найдете.

Дети выходят с игрушками на середину зала:

Дети:

1. Вот игрушки знатные

Складные да ладные.

Они повсюду славятся,

Они и вам понравятся.

2. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

3. Вот индюк нарядный.

Весь такой он важный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

4.Посмотри, как хороша эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд

Сидит кокошник горделиво, а барышня ну так красива

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Мастерица:

Да, на таких посмотреть и самим интересно,

Мне кажется, барышни пляшут чудесно.

Под наши веселые русские пляски

Они оживают, как будто бы в сказке!

Барышни:

1.Наши руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

2.Мы игрушки расписные-

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские

/Дети танцуют «Дымковский танец» /

Все мы лавки посмотрели,

И купили, что хотели.

Мастерица:

Ну вот мы с вами и вспомнили все представленные здесь промыслы, полюбовались изделиями русских мастеров. А это стенд с работами воспитанников детского сада. Это выставка работ наших мастеров. Дети расписывали фигурки и силуэты изделий известных промыслов. Давайте ими полюбуемся. У них получились красивые узоры, и может быть, кто-нибудь из них, когда вырастет, станет настоящим художником.

Сегодня я приглашаю вас на мастер-класс по росписи дымковских игрушек. Прошу занять места в нашей мастерской и воспитателей, и детей других групп.

Мастер-класс

Мастерица:

Ай да ярмарка у нас!

Получилась просто класс!

Вот и солнце закатилось

Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Праздник

«Город мастеров»

Автор: Шубина Н.В.,

педагог-организатор

Воронеж 2015

Форма проведения: Коллективная творческая деятельность (КТД)

Данное мероприятие проводится студентами 1 курса педагогического университета, обучающихся в объединении «Стильные штучки» для детей дошкольного и младшего школьного возраста художественного отдела (Подготовительное отделение «Студия Я», «Веснушка», «Истоки мастерства», «Изостудия»)

(Комната тематически украшена, подготовлено 5 творческих мастерских с вывесками, расставлены поделки)

Звучит народная музыка, выходит Мастерица

Мастерица: Добро пожаловать на праздник «Город мастеров»! Наш праздник необычный, он посвящен народным умельцам, тем, кто своими руками творит настоящие чудеса. С некоторыми из них вы сегодня познакомитесь.

Приглашаем вас на улицы нашего удивительного города. Раньше на домах висели вывески, и было видно, где живет и работает какой мастер. На доме сапожника висел сапог, на доме часовщика – часы, пекаря – каравай.

В старину все делали своими руками – ремесла кормили, обували, одевали. Недаром говорится «С ремеслом весь свет пройдешь — не пропадешь».

Сегодня вы попадете в «Город мастеров», где познакомитесь с разными ремесленниками. Мастера в нашем городке живут дружно, потому что не могут обойтись друг без друга. Сейчас __________________________________________________________прочитает стихотворение Юлиана Тувима «Все для всех».

Каменщик строит жилища,

Платье – работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без тёплого крова.

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без хлеба

Много ль нашьёт, натачает?

Стало быть, так и выходит,

Всё, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

Стихотворение о труде прочитает____________________________________

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба – 
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.

Мастерица: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки о мастерах, а вы хором отвечайте.

Изготовлю вам из глины:

Миску, крынку и горшок.

У меня отличный дар,

Ремесло мое….(ГОНЧАР).

Путешествую по свету,

Я объехал уж весь мир.

Я привез меха, конфеты,

Ткани: шелк и кашемир.

Угадайте ж, наконец,

Ремесло мое….(КУПЕЦ).

Нужен вам половик

или ткань красивая,

изготовлю в один миг.

Управляюсь лихо,

Ремесло мое…(ТКАЧИХА).

Разукрашу я красиво:

И доску и ложку,

И наличник на окно

Распишу немножко (МАСТЕР ПО РОСПИСИ).

Надо лошадь подковать,

Изготовить ключ к замку,

Что угодно – все смогу.

Даже меч – кладенец,

Ремесло мое — ….(КУЗНЕЦ).

Сколочу вам лавку, стол,

Да еще скамейку.

Вовсе не охотник,

А самый лучший ….(ПЛОТНИК).

Мастерица: Молодцы, ребята, все загадки отгадали, добро пожаловать в «Город мастеров». Сейчас я вам их представлю.

Представление мастеров

Творческая мастерская «Гончар»

Мастерица: Городок наш небольшой,

Но народ в нем озорной.

Мастера не любят скуки,

Приложить умеют руки.

Лепят все горшки и кружки,

Миски, разные игрушки.

Все на полочках стоят

Дружно выстроившись в ряд.

Сегодня к нам на праздник пришел гончарных дел мастер. У него вы научитесь

лепить чайную чашку из пластилина.

Творческая мастерская «Пекарь»

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел!

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ребята, а кто делает хлеб и булочки, кого мы должны благодарить каждый раз садясь за стол. (Дети отвечают: пекаря) Здесь вы научитесь лепить пирожки и булочки из соленого теста.

Творческая мастерская «Роспись»

Я рисую Хохлому.

Оторваться не могу.

Завиток за завитком,

Кудрину плетут венком.

Спеют гроздьями рябинки,

Дружат с ветерком травинки,

Землянички и цветы.

Нарисуй узор и ты!

У этого мастера вы научитесь элементам росписи «Хохлома».

Творческая мастерская «Портной»

Мастерица: Жил-был в богатом городе столичном

Один портной. Он мастер был отличный,

С охотой брался за любой заказ,

И был клиент доволен всякий раз:

Чего ж еще – красиво и удобно,

Да и сидели вещи бесподобно –

Ни лишней складки, ни кривого шва.

Костюм примерят и закажут два.

Сегодня с нашим Портным вы будете набивать мягкую игрушку, а со временем и научитесь сами шить.

Творческая мастерская «Оригами»

Мастерица: А это мастер заморского искусства – оригами, изготовления поделок из бумаги.

Оригами – это чудо

Будем вместе мы играть.

И поделки из бумаги

Вместе сделаем опять.

Был двухтрубный пароход,

И вдруг курочка идет.

Курочку вы не хотите?

Тогда вазочку берите.

Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, да русские ремесла припомнить. Есть пословица – «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся». Поэтому, не откладывая, приступайте к работе с нашими умелыми мастерами.

А для начала вот вам билетики:

Гончар – красный

Роспись — синий

Пекарь — желтый

Портной — зеленый

Оригами – белый

(Каждый ребенок получает цветной билет, заканчивая работу в одной творческой мастерской, он переходят в другую, пока не обойдут всех мастеров)

Звучит веселая музыка, дети приступают к работе с мастерами

(Дети заканчивают работу на полянах, совместно с мастерами оформляют выставку, фотографируются.)

Мастерица: Какие же вы все молодцы ребята, такие талантливые и рукодельные, глаз радуется, глядя на ваши творенья. Расскажите, у какого мастера вам понравилось больше всего и почему? (Мастерица подходит к каждому ребенку)

На этом наш праздник «Город мастеров» подходит к концу, а вам, ребята, я хочу пожелать, чтобы каждый нашел дело, которое ему по душе и стал его мастером. У вас все впереди, ведь, как известно «Дело мастера боится».

(Музыкальное сопровождение – детская песня «Дорогою добра»)

Приложение

Роспись «Хохлома»

Гончар

Оригами

Пекарь

Портной

Цель: нравственное совершенствование,
формирование духовного мира, гармоничное
развитие личности.

Задачи:


  • углубить знания о прикладном искусстве (которые
    ребята получили на уроках);
  • прививать любовь, уважение и интерес к
    традициям русского народа, русской культуре,
    своей Родине и её истории;
  • развивать художественный вкус, внимание,
    память, творческие способности.

Литературный ряд: стихотворения, песни,
частушки.

Ход мероприятия

Учитель: Ребята, задумывались ли вы
когда-нибудь над вопросом: когда люди впервые
стали рисовать? И почему они это сделали?

Раскопки археологов говорят о том, что
изобразительное искусство зародилось в глубокой
древности. Уже в те времена, когда человек
пользовался каменным орудием, жил в пещерах и
одевался в звериные шкуры, он украшал предметы
орнаментом, лепил фигурки людей и животных —
передовая тем самым своё представление о мире.

Весь мир поразили открытые в своё время рисунки
первобытного человека, найденные в глубинах
тёмных трудно доступных пещер. Эти рисунки были
выбиты примитивным каменным орудием, при свете
факелов. Выразительность этих рисунков на
столько велика, что после их открытия наши
современники отказываются верить в то, что
первобытный человек так чувствовал форму, объём,
красоту движений животных и людей. Рисовал он эти
рисунки, для того чтобы украсить своё жильё.

На протяжении многих зеков искусство
продолжало развиваться и совершенствоваться,
так как каждое новое поколение художников,
перенимая его от отцов, оставляло лучшее,
отбрасывало неудачное, добавляло что-то новое
своё. И поскольку результаты этого творчества
принадлежат не одному человеку, а многим
поколениям людей данного народа, это искусство
мы называем — народным искусством.

Народное искусство — это искусство многих
поколений безымянных художников из народа. Их
мастерство передавалось от отцов к сыновьям,
сохраняя характерные черты, особенности рисунка
и цвета эта повторяемость называется традицией.

Один из современных народных художников А. Е.
Ермишов сказал: «Я работал, как отец мой работал,
а отец мой работал, как дед работал». И вот эта
самая ниточка традиций тянулась-тянулась и
дотянулась до наших дней.

Сейчас мы знаем, насколько развито, насколько
разнообразно народное искусство. Оно
разнообразно по материалу, из которого
изготавливают изделия: это дерево, глина, ткани,
нити, медь и т. д. Разнообразно по манере
исполнения, по цветовой разработке.

Наша русская земля очень богата талантливыми
людьми. Они живут в вологодских, курских,
тульских, архангельских деревнях и больших
городах. Любой самый обыкновенный предмет в
руках умельцев становится произведением
искусства. В город, куда съехались мастера мы
сегодня и отправимся.

(Звучит музыка)

1 — участник: «Мы приехали в город мастеров из
Подмосковья — из Гжели знаменитой. Знаменита
Гжель наша мастерами, да изделиями. Мастера у нас
умелые, а изделия богатые, каждая хозяйка не
прочь иметь в своём доме вазу, часы или молочник
нашей работы».

2 — участник: «Роспись наша не многоцветна это
сочетание синего кобальта и белого фарфора. В
этом наше отличие от других русских росписей. А
людям роспись Гжельская нравится. Мы хотим вам
показать наши изделия и песней рассказать о
нашей росписи.

I

Есть в Подмосковье такое местечко.
Белая рощица, синяя речка
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.

Припев.
И светится вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.

II

Рядом с осинками в синих косынках
Синии гроздья на синих рябинках,
Синии зори и синии птицы —
С этой красою ничто не сравнится.

Припев.

III

Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели анютины глазки.
Льётся узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться.

Припев.

1 -участник: «Приезжайте к нам в Подмосковье
за Гжельской посудой».

Чтец:

В тени родного края
Под сенью сосен древних
Живёт одна простая
Российская деревня.
Проснётся спозаранку
В любую непогоду
И стелет самобранку
Для праздника природы.
На жостовском подносе,
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее лёгкой вербы.

Учитель: Какое красивое стихотворение о
жостовской росписи. А из Жостова у нас приехали
мастера или нет?

Привезли ли они нам свои подносы известные?

3 — участник: «Да привезли. Мы приехали из
Подмосковья из деревни Жостово сейчас
Мытищинский район Московской области, но в
дороге с гжельскими мастерицами нашими
соседками не встретились. Видимо потому, что
изделия везли разные. Гжельцы везли посуду,
бьющуюся и ехали медленно, а мы везли подносы
металлические посмотрите какие удивительно
красивые».

Учитель: Да красивые! Мы очень хотим услышать
ваш рассказ, как же делают такую красоту.

4 — участник: У нас в Жостове фабрика работает
по производству таких подносов. Фабрика
выпускает в год более 800 тысяч подносов, но что
интересно двух одинаковых не найдёшь, как не
будешь стараться.

Коллектив художников у нас творческий и что
важно, расписывая подносы, художники никогда
заранее эскиз не готовят, а рисунок целиком и
полностью зависит от фантазии и настроения
художника».

3 — участник: «Украшены наши подносы букетами
цветов, очень-очень похожими на настоящие. В
букете могут быть полевые цветы и садовые. Это
могут быть георгины и розы, ромашки и васильки,
лилии и незабудки. Цветовая палитра не
ограничена, но есть обязательный фон. Он может
быть чёрный и красный, коричневый и синий. Наши
цветы настолько красивы что, кажется, будто на
них капельки росы. И ощущаешь запах цветущих
лугов, глядя на наши подносы».

4 — участник: «Мы знаем, что у вас в школе есть
музей народного творчества и хотели бы передать
в дар музею наш поднос».

Учитель: Спасибо вам большое. Это
действительно подарок так подарок.

(Учитель читает стихотворение).

Где плывут соловьиные трели
По просторам полей и садов,
Есть у русской земли ожерелье
Белокаменных городов.
Здесь узорные стены и роспись палат
Рождены воспевать богатырский талант.
Здесь художник по имени Русский народ
Создаёт чудеса несравненных красот.

5-й участник: «А мы приехали из города
Семёнова Нижегородской области. Привезли Вам
золотую хохлому. Хохлома — старинное село,
затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов.
Наши умельцы расписывают деревянную посуду,
применяя жёлтый, красный, чёрные цвета».

Учитель: Откуда же появилось ваше
удивительное хохломское искусство?

5-й участник: «Разное рассказывают старики.
Моя бабушка Агрофена Петровна рассказывала:
«Будто давным-давно поселился за Волгой весёлый
мужичонок-умелец. Избу поставил, стол да ложку
сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе
пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать.
Прилетела как-то к его порогу жар-птица, он и её
угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась своим
крылом к чашке — и чашка стала золотой».

6-й участник: «А я другое слышала. Мой дедушка
Афанасий Селантьевич говорил: «В давние времена
в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь
высоко ценил его мастерство и щедро награждал за
труды. Любил мастер свое ремесло, но ещё больше
любил свободу. И однажды покинул он царские
палаты и поселился в глухих керженских лесах.
Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом.
Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем
родным, как простая русская песня, и чтобы в нем
отразилась красота родной земли. И стал он
рисовать пышные цветы и тоненькие веточки.

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей
земле. Стали люди приезжать и любоваться этой
красотой. Избы рубили и селились рядом. Слава о
мастере дошла до государя. Приказал он отряду
стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но
народная молва летела быстрее стрелецких ног.
Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и
раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда
царские посланцы вошли в село, они увидели, как
ярким пламенем горела изба чудо-художника. А
самого художника, как ни искали, нигде не нашли.
Но остались от художника краски, вобравшие в себя
и жар пламени, и чернь пепелища».

Учитель: Интересно мастерица Вы
рассказываете. Может и действительно благодаря
жар-птице красота такая родилась, а может быть, и
огонь навеял такие цветосочетания. Не важно.
Важно то, что красота родилась не писанная, даже
песню люди сложили о хохломе.

(Звучит песня на слова П.Синявского
«Хохломская роспись»)

Учитель: Вот такая удивительная роспись —
золотая хохлома. Хохломские изделия всегда
считались хорошими подарками. И мы Вам хотим
подарки подарить.

(Дарят подарки)

Была, ребята, и я когда-то в тех местах, где живут
наши мастерицы. Сели мы на пристани в быстрый
«Метеор», который идет до Нижнего Новгорода,
отправились плыть по Волге реке. В какое окно не
глянешь, перед глазами проплывают картины родной
природы, ширь полей, лугов, покрытых разноцветьем
трав, темнеющая в дали полоса леса. А дальше
русские деревни, церкви — жемчужны русской
архитектуры. А на пригорке виднеется городок под
названием Городец.

А из Городца к нам в город мастеров приехали
гости?

7 — участник: «Мы ехали вместе с мастерицами
хохломскими , так как живём по соседству в
Нижегородской области и изделия везли тоже
деревянные. Почему деревянные вы наверное
догадались! Леса у нас в округе много, а работать
с ним одно удовольствие. Только роспись наша
другая. Не спутаешь её с хохломской. В традициях
нашего рисунка — «кони», красавцы скакуны;
«цветы», но не просто цветы, а русские полевые,
лесные, луговые. У нас нет обязательной для
хохломы травки, листочков меньше и курочки у нас
особые форсистые, геройские.

8 — участник: «Цвета в нашей росписи
применяются разные. Иногда роспись наносится на
чистую поверхность дерева, иногда по цветному
фону. Изготавливают наши умельцы посуду
деревянную, игрушки, прялки и сундуки писные.
Наша роспись отличается от других тем, что
последним этапом работы художники наносят
бликовку и тенёжку, что придаёт росписи живость,
заставляет цветы и листья играть и веселиться.
Штрих, выполненный кистью разной ширины, придаёт
объём и связывает элементы композиции между
собой.

Традиции Городецкой росписи сегодня хранит и
развивает старейший мастер Тимофей Фёдорович
Краснояров, он проработал на фабрике узоров 40
лет. Краснояров и сейчас работает, правда у себя
дома, да ещё и молодых людей обучает своему делу.
Вот такая наша роспись!»

(Девочки исполняют частушки).

Эй, девчонки, хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.

Очень любим мы матрёшки
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придём.

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары-баловни-
Кавалеры наши.

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские-
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

Учитель: А вы гости дорогие, откуда к нам
пожаловали?

9 — участник: «Из Дымкова».

10 -участник: «Из Дымковской слободы».

Учитель: Какое интересное название на слово
дым похоже. Расскажите нам, пожалуйста, о ваших
изделиях, мастерах и росписи.

9 — участник: «Дымково — это городская слобода,
то есть заречная часть города Кирова.
Расположена она за широкой рекой. На вид слобода
обыкновенная деревня, только люди там живут не
обыкновенные. Любят наши люди лепить из глины
игрушки различные. А когда вылепят, обжигают их в
печи. Круглый год из труб домов дымок
поднимается, поэтому и название такое у нашей
слободы — Дымковская. Игрушки наши необыкновенно
нарядны. Вот посмотрите это няня с ребёнком,
одета она так как раньше одевались женщины
города Кирова. Платье с пышными оборками, с
кокошником на голове. А уж какая она величавая и
статная! Какое округлое и румяное у неё лицо! Даже
стихи поэты пишут о наших барышнях, вот
послушайте.

Ходит гордо словно пава;
Коромысло на плечо,
А за ней детей орава,
Бабы в красных сарафанах
Рассуждают не спеша:
«Встала с солнцем утром рано,
Видно-вятская душа».
Белый фартук модно вышит,
Весь в оборках кружевах.
А румянец так и пышет
На тугих её щеках.
Встала тихо у рябины,
Ласково на всех глядит
Хоть и сделана из глины-
Хороша она на вид.

10 — участник: А я, ребята, хочу вам загадку
загадать.

По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан
Кто это? Правильно! Баран!
Баран золотые рога!

Не только загадка есть про барана, но и
считалка:

Шёл баран по крутым горам,
Вырывал травку,
Положил на лавку
Кто травку возьмёт,
Тот и вон пойдёт!

Учитель: Посмотрите, ребята на этого барана!
Похож он по — вашему на настоящего? Вот таких
баранов, индюков, петухов, разных сказочных
героев, даже целые сценки сказочные лепят и
расписывают наши мастера и мастерицы. А в росписи
своей всем на удивление применяют в основном
круги разного цвета, разной величины, от крупных,
до мелких точек. Этой глиняной игрушкой и
знаменито Дымково.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

Учитель: Действительно, хороша ваша роспись,
яркая, праздничная и вовсе на дым не похожая.
Спасибо, вам, за ваш рассказ интересный. А мы
продолжим знакомство с мастерами.

11- участник: «Мы привезли Палехские шкатулки
и думаем, что они вам должны понравиться. Роспись
наша не ограничивает цвет, можно применять все
цвета. Поэтому она такая яркая. И ещё потому, что
фон в нашей росписи почти всегда чёрный, а яркие
краски на чёрном горят».

12 — участник: «Сюжеты на наших шкатулках
бывают разные. Зачастую сюжеты сказок, легенд,
песен и приданий. Расписать наши шкатулки сложно,
потому что живопись наша многослойна, а иногда и
очень мелка, что художники выполняют ее, применяя
увеличительное стекло».

11 — участник: «Но расписывают у нас не только
шкатулки, а ещё и украшения. Если кто-то из вас
знает загадки, считалки или стихотворения о
нашей росписи и может их рассказать, тому мы по
дарим такую вот брошь.

(Показывает брошь)

Чтец из зрителей:

Плещутся звёзды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери.
Сказочный Палех, загадочный Палех,
Скачет на тройке в отсветах зари.
Ожили краски и в душу запали
Русским напевом заслушался мир.
Сколько кудесников вырастил Палех,
Сколько диковин красою затмил.
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья жар-птицы
Палех рисует России портрет.

11 — участник: Хорошо, мы дарим тебе вот эту
брошь.

Учитель: Ребята, вспомните, сколько мы с вами
сегодня назвали росписей: Гжельская, Хохломская,
Жостовская, Городетская. Дымковская, Палехская и
ещё обязательно должны сказать о русской
красавице. Как её зовут? Матрёшка — конечно, это
символ России. Когда иностранцы приезжают в
Россию они обязательно стараются увезти с собой
такой сувенир, кусочек России. Расписывают
матрёшек и в Подмосковье и в Нижнем Новгороде, и в
Полохов — Майдане, по всей России, только
получаются они всех немного разные.

И хочется мне, ребята, обратить ваше внимание на
то, насколько разнообразно русское искусство,
насколько оно богато и красиво. Цените его,
знайте, любите и берегите.

(Учитель читает стихотворение).

От полей, от берёзок русских
Взял начало русский талант.
Он в архангельских сёлах
И в курских,
В деревнях вологодских
И тульских,
Как бесценный хранится клад.
На окошках резные кокошники,
А на печках-
Ковры израсцов…
Здесь от века познали художники
Мудрость дедов своих и отцов.
Каждый день настоящий мастер
Создавать чудеса готов.
Скачут кони Хрустальной масти,
Льётся запах резных цветов,
Лето кружится вышивкой пёстрой
По лужайкам льняного холста…
У большого таланта
Есть сёстры-
Красота,
Простота,
Доброта.

(Звучит песня «Красота» в исполнении Ю.
Антонова).


Сценарий мероприятия «Путешествие в город мастеров»

Сценарий мероприятия «Путешествие в город мастеров»

Выполнила работу:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 9
Залядинова Альфия Зангераевна

Цель мероприятия:

продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора; формировать умение различать малые жанры фольклора, закрепить представления о традициях русского народного искусства и ремесла (появление и распространение дымковской игрушки, первой матрешки, хохломской росписи на Руси).

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала

Ход мероприятия: 

Ведущий 1:

Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья вам да радости желаем! 

Ведущий 2:

Давно мы вас ждем- поджидаем,
Праздник без вас не начинаем. 

Ведущий 1:

У нас для каждого найдется и местечко и словечко. 

Ведущий 2:

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус:
Кому- сказку, кому-правду, кому-песенку.

 
Гость 1:

Гостям-то, известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам? 

Ведущий 1:

В тесноте — не в обиде. Расскажите гости дорогие,
Откуда прибыли, что интересного в ваших краях? 

Дымковские гости:

Мы к вам прибыли из старинного русского города Вятка и привезли вам в подарок: дымковскую игрушку. 

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своею!

В ней нету цвету дымного, сырости сырой,

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы!

Она глядит не прянично-

Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте охра с суриком,

По всей земле в домах!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда.

В. Фофанов

Ведущий 1:

Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково неподалеку от города Хлыново — так раньше назывался город Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным названием — свистунья.
Почему свистунья? А вот, что рассказывает легенда: «Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда жители измыслили хитрость. Все жители города, даже самые малые, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник — свистунью и ни один праздник не обходиться без ярких игрушек.
(русская народная песня) 

Ведущий 2:

Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас своими подарками. А что скажите расскажите вы, гости желанные?
Гости с матрешками:
Как две радуги — брови,
Губы — маки,
Пунцовый наряд,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцевые щеки горят.
Ну что, узнали?
Это наша матрешка.
Ей больше ста лет!

 
Ведущий 1:

А начиналось все вот как. В конце прошлого 19 века в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старика. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках. По-разному расписывают игрушку художники, но радость они доставляют всем огромную. 

Кто матрешку сделал, я не знаю,

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И пустив в неповторимый танец,

Он должно быть весело сказал:

«Ну и ой, гуляй теперь по свету,

Весели себя, честной народ.

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце.

Ведущий 2:

Все они Матрешеньки,

Все они миленьки,

Все с аленькими щечками,

Под пестрыми платочками.

(русская народная песня «Матрешечки») 

Ведущий 1:

Спасибо, дорогие гости.

А теперь слово вам, мастера гжели.

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы.

Животные и птицы,

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Ее название — Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой.

Голубизну небесную

Что сердцу так мила

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла.

У каждого, художника

Есть свой узор любимый

И в каждом отражается

Сторонушка родимая,

Ее трава шелковая,

Ее цветы весенние-

И мастерство волшебное

Достойно восхищения.

Из этих, чашек, с розами

Ты выпей чудный чай,

Гостей на праздник радостный

Сердечнее встречай.

И.Кадухина

(песня «Русский чай»)

Ведущий 2: 

Подарки ваши принимаем с радостью. Спасибо за них. Но я вижу новых гостей. 

Городецкие игрушки.

Привезли вам поклон

И подарки свои

Со сторонки родной

Где живут журавли.

С мест, что Волгой омыты,

Где рассвет золотой,

Где умыты ракиты

Голубою водой.

Городецкая роспись —

Как ее не знать.

Здесь и жаркие кони,

Молодецкая стать.

Здесь такие букеты,

Что нельзя описать,

Здесь такие сюжеты,

Что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись

Сочность красок манит.

Городецкая роспись

Душу нам веселит.

(песня «Во горнице во новой»)

Ведущий 1:

Много интересного узнали мы от вас, дорогие гости. 

Хохломская роспись

Теперь и наш черед о себе рассказать, свои навыки показать. А начну я с легенды.
Легенда: Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в Кержинские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дошло дело и до посуды. Из дерева вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал кормить их пшеном. Однажды прилетела к нему жар-птица. Он ее накормил пшеном. Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды — и она стала золотой. Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. Кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные , фантастические цветы, различные ягоды: землянику, смородину, рябину, калинку. 

Простые по форме,

А радуют взор.

Богат и наряден

Чудесный узор.

По золоту фона,

Затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется,

Попробуй сумей-ка,

А где-то кудрины,

По черному полю

Мерцают, как звезды,

В небесном раздолье.

Еще характерен

Для всей хохломы

Чудесный рисунок

Волшебной травы. 

Ведущий 2:

Замечательные изделия вы нам привезли, дорогие гости, очень красиво. Смотрю на подарки всех наших гостей и налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да я и выбирать не буду — все ремесла хороши. Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Все после праздника сможете посмотреть рисунки, выполненные ребятами этого класса. 

1 .

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

2. 

3олотая хохлома,

Ею не налюбуются,

И в Париже, и в Нью-Йорке,

Хохлома красуется.

З. 

В Гжели делают посуду

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

4. 

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам не забыть.

5.

Любовались гости чудом

Громко восхищались,

Городецкой красотой

Сраженные остались.

6. 

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находиться секрет.

7. 

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй.

III .Закрепление знаний. 

Ведущий 1:

Сейчас мы с вами сами превратимся в мастеров и изготовим матрешки (украшаем заготовки матрешек). Молодцы!
Наш праздник подошел к концу. Радостное красочное народное искусство помогает людям быть добрыми, внимательными к природе, животным, людям. 

Вот настал момент прощанья –
Будет краткой моя речь:
Говорю вам: «До свиданья,
До счастливых новых встреч». 

  • С какими жанрами устного народного творчества мы сегодня познакомились? 
  • Что больше всего вам понравилось и запомнилось? 
  • Какие виды ремесла вы запомнили? 
  • Что нового вы узнали о появлении и распространении дымковской игрушки, первой матрешки, хохломской росписи на Руси. 

Домашнее задание

Подобрать и записать пословицы и поговорки по теме «Делу время — потехе час».

Список использованной литературы

  1. «Ее величество игра» Н. Новгород. 2002. 
  2. М.А. Михайлова «А у наших у ворот». Академия Холдинг. Ярославль.2001. «Молодежная Эстафета». .№3. 1998. 
  3. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова «Осенние праздники, игры и забавы». «Сфера»., М.1999. 
  4. «Праздничная роспись для детей и взрослых». Н. Новгород. 1998. 
  5. С.И. Пушкина «Мы играем и поем». М. «Школьная пресса». 2001. 
  6. Сценарии праздников: «Осенины». Йошкар-Ола. 1999. 
  7. Уланова Т.Ц. «Праздничный венок». «Сфера». М.2001. 
  8. «Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим». Йошкар-Ола. 2003.

Свидетельство о публикации статьи

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Лучшие статьи


Статей за текущий месяц нет.

Маркер СМИ

© 2007 — 2023 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фокус группа пример сценария на тему
  • Фольклорный праздник встреча зимы
  • Фоз спортивный праздник
  • Фольклорный праздник встреча весны сценарий
  • Фольклорный праздник весенние посиделки