Фольклорный праздник кукушкин чай

«В прежние времена двое молодых людей − егет и девушка − полюбили друг друга и виделись украдкой, объясняясь взглядами. Но вот встретиться, постоять рядом не было никакой возможности − запрещал шариат. За такие дела молодых людей строго наказывали. Но влюбленных тянуло друг к другу.

«В прежние времена двое молодых людей − егет и девушка − полюбили друг друга и виделись украдкой, объясняясь взглядами. Но вот встретиться, постоять рядом не было никакой возможности − запрещал шариат. За такие дела молодых людей строго наказывали. Но влюбленных тянуло друг к другу.

Однажды весной, когда проросла трава на лугах и расцвели цветы, девушки под присмотром старух и пожилых женщин отправились к озеру собирать дикий лук.
А егеты, договорившись через посредников со своими девушками, стали ждать в ближних тальниках. Подсунув старухам мелкие подарки и подношения, они получили их согласие поиграть на лужайке вместе с девушками (тогда особенно любили играть в игру «Белый тополь, серый тополь»). Пока молодые играли, старухи, наслаждаясь теплом, красотой вечера, расчесывали свои волосы и нехотя между собой переговаривались, а егеты вместе со своими девушками разбрелись кто куда. Молодые влюбленные − егет и девушка − тоже пошли на берег Туяляса (река в Баймакском районе Башкортостана, берущая начало с гор Ирендыка) и сели под прибрежные тополя. Вдруг на тополь уселась кукушка, прокуковала пару раз и замолкла. Тогда егет взглянул на свою девушку и сказал:

Спрошу-ка я у этой кукушки, сколько мне осталось жить.

Не надо! − испугалась девушка. − Нельзя. Вдруг опять прокукует только раз или два. Тяжко нам будет.

Но егет стал упорствовать и спросил кукушку, сколько он будет жить. Кукушка прокуковала двенадцать раз и улетела прочь. Егету было тогда двадцать лет. Значит, если верить кукушке, ему предстояло умереть в тридцать два года. Девушка опечалилась, а егет старался казаться веселым, шутил с ней, а потом повел ее к друзьям и стал играть вместе со всеми в игру «Белый тополь, серый тополь».

Порезвившись вдоволь, девушки отправились домой, а парни решили искупаться в Туялясе. Шумно бросились они в воду, и тут наш егет хлебнул воды и утонул. На руках принесли его в аул и похоронили. Его любимая девушка в память о егете сложила песню, которую стали называть «Кукушка».

Не кукуй, кукушка, эй, рядом со мной,

Лучше на березе кукуй да на кривой.

Настоящий егет не покажет вида,

Хоть его душа и наполнена тоской.

КУКУШКИН ЧАЙ, у башкир обрядовый праздник, посвящённый весеннему первоцвету, пробуждению природы и почитанию кукушки. Проводился в весенне­летний период (конец апреля – середина июля) с момента первого кукования кукушки и до его прекращения. Женщины и девушки собирались на склоне горы или берегу реки, приносили с собой угощения для чаепития, которое сопровождалось играми народными, исполнялись круговые, “кукушкины” танцы, песни, такмаки (см. Частушка). Во время К.ч. гадали, пытаясь узнать различными спо­собами будущее: если при скатывании человека с горы ему в руки попадался пучок травы,  то  год  предвещался  урожайным, если камень – засушливым и голодным; загадывали желания, прислушиваясь к кукованию кукушки и т.д. В силу ослабления традиций и стрем­лении их вновь возродить произошло смещение обычая и обрядовых действий: по окончании трапезы и игр раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания, просили об изобилии и благополучии. Во время проведения К.ч. воображаемое дерево, на котором куковала птица, обливали катыком или молоком. К.ч. восходит к архаичным доисламским верованиям, связанным с древ­ним культом башкир о способности душ умерших превращаться в птиц и животных. Распространён в Зауралье, северо­-восточных, юго­-восточных и центральных районах Башкортостана, а также у многих народов Южного Урала и Среднего Поволжья. В Башкортостане проводится республиканский этнофестиваль “Кукушкин чай – Кэкук сэйе” (2014, 2015, 2017; Нуримановский район).

Ф.А. Надршина, М.Н. Сулейманова, Р.А. Султангареева

Конспект занятия ООД по ОО «Познавательное развитие» на тему «Башкирский народный праздник Кукушкин чай»

Задачи:

— закреплять признаки времени года — весна

— закреплять названия перелетных птиц

— познакомить с праздником «Кукушкин чай»

Оборудование: ноутбук, иллюстрации с изображением народов, проживающих в Республике Башкортостан

Ход занятия

— Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок, (качают руками над головой)

Здравствуй, маленький цветок (присели)

Здравствуй, утро, здравствуй, день! (встали)

Нам здороваться не лень.

— Ребята, мы поздоровались друг с другом, а теперь давайте поздороваемся с нашими гостями.

(Дети садятся на сулья)

— Я хочу прочитать вам стихотворение, а вы, слушайте внимательно, и скажите, о чем оно.

— Весна пришла по снежному,

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла,

Березового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

— А ну, вставай, медведь! –

На веточки дохнула –

Пора зазеленеть!

Теперь весна-красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

— О чем было стихотворение? (слайд весна)

— Вы рады приходу весны?

— Я хочу проверить, как хорошо вы знаете признаки весны. Мы сейчас с вами поиграем в игру «Приметы весны». Если я называю приметы весны, вы хлопаете в ладоши, если я называю приметы другого времени года – молчите.

Спит ель под шубой снежной

Показался подснежник

В каждом гнездышке птенец

А вот гриб удалец

Прилетели с юга грачи

На юг улетели грачи

Листья желтые шуршат

Ручейки бегут, спешат

— Новый день начинается,

Снова птицы собираются,

Вот и лес просыпается,

Потомучто вновь пришла весна

— Весной оживает вся природа, с юга возвращаются перелетные птицы, вьют гнезда, выводят потомства.

А каких перелетных птиц вы знаете?

Физкультминутка:

Все ребята дружно встали        Выпрямиться.

И на месте зашагали.                Ходьба на месте.

На носочках потянулись,        Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.        Прогнуться назад, руки  положить за голову.

Как пружинки мы присели        Присесть.

И тихонько разом сели.                Выпрямиться и сесть.

-Скажите, ребята, как назвается наша страна? В какой Республике мы живем?

— Правильно мы живем с вами в России, в Республике Башкортостан. В нашей республике живут люди разных национальностей. Люди каких национальностей проживают в нашей республике?

(иллюстрациис изображением народов, проживающих в Республике Башкортостан)

— Сегодня я хочу познакомить вас с башкирским праздником. Я вам загадаю  загадку о птице, которой посвящен этот праздник:

Не заботится о детках,

Ищет гнёздышки на ветках:

Непутёвая подружка

И зовут её (кукушка)

(слайд кукушка)

— Башкирский народный праздник «Кукушкин чай» пришел из глубины веков, и представляет собой своеобразную встречу весны. Праздник «Кукушкин чай» — это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. В нем ярко проявляется народное поклонение природе, оживающей после долгой зимней спячки, радость от возвращения прелетных птиц.

В одном районе праздником встречали весну,а в другом районе могли устроить праздник перед началом сенокоса.

— Послушайте, как кукует кукушка (запись кукушки)

Как кукушка начинала куковать девочки, девушки и женщины брали самовары, еду и шли к кукушке в гости. На зеленой лужайке у родника расстилали скатерти, ставили угощение. Дымились самовары, ребятишки пели, плясали, играли в разные игры. Пили чай и кукушку угощали.(слайды)

— Давайте поиграем с вами в игру «Липкие пеньки»

ри -четыре игрока садятся на корточки, как можно дальше друг от друга

Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не проходить близко к пенькам.

Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей Осаженные становятся пеньками

Пеньки не должны вставать со своих мест. Игра заканчивается, когда останется 1-2 играющих.

У башкир в начале лета

Праздник есть – Кукушкин чай.

Говорят, обычай этот

Появился невзначай.

Было так. В деревне некой

Борть* богатую нашли,

Да такую, под телегой

Ось сгибалась до земли.

Тут, конечно все селенье

Собралось: и стар, и млад.

Знают, будет угощенье, 

Коль такой сыскался клад.

Завелось еще издревле:

Кто с добычей – угощай!

Наслаждается деревня –

Пьет с янтарным медом чай.

Тары-бары на опушке,

Песни, танцы начались.

На зеленый куст кукушка

Вдруг откуда не возьмись.

–  Эй, народ! – воскликнул кто-то,-

Гостью важную встречай.

Знать и ей медку охота,

Ну-ка, где кукушкин чай?

На поляне тут и там.

Угощайся сладким чаем,

Рады мы всегда гостям.

Но кукушка, знай, кукует,

Словно к ветке приросла

И не хочет ни в какую

В гости к жителям села.

Стынет чай на пне смолистом

В крутобокой пиале.

Мед из сотов золотистых

Растекается в дупле.

Ну, как знаешь, — добродушно

Рассмеялись, — не серчай, 

Только нас теперь, подружка,

Приглашай к себе на чай.

Так с тех пор и повелося

И до наших дней дошло:

Накануне сенокоса

В гости в лес идет село.

Обращается к кукушке:

– Эй, кукушечка, встречай.

Будем вместе на опушке

С медом пить душистый чай!

— Что нового вы сегодня узнали ?

— Чем мы сегодня занимались?

Кякук сяйе (Кукушкин чай; башк. Кәкүк сәйе, тат. Кәкүк чәе, кәкүк — «кукушка», сәй, чәй — «чай») — татарский и башкирский обрядовый праздник, посвящённый встрече весне.

Кякук сяйе своё начало берёт от архаичных доисламских верований, которые были связаны с древним культом птиц у башкир — о способности душ умерших превращаться в птиц.

Кякук сяйе проводился в весенне-летний период — с конца апреля до середины июля.

Организатором праздника обычно являлась пожилая женщина, знающая правила проведения торжества. В некоторых районах её называли юлбарсы. Юлбарсы одевалась в пёстрое платье и украшенный монетками красный камзол-безрукавку, а на голову были наброшены два платка: один платок с пришитыми по краям медными круглыми бляшками — накидывался на голову в развернутом виде и покрывал всю спину, а другой — повязывался косынкой. Поверх платков надевала шапочку с высокой тульей. Обычно, организаторы устанавливали дату проведения праздника по времени прилета и голосу кукушки.

В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, для чаепития приносили с собой беляш (бэлиш), баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и другие.

Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины деревьев, просили у кукушек даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. А потом дети подбирали хворост, сушняк для разведения костра. Пока женщины приступали к кипячению чая и приготовления пищи, молодежь играла в различные народные игры («Ак тирэк, кук тирэк», «Кумер юзек», «Йэшерэн яулык», «Ус букэн», «Ак кайын», «Балга бар», бег взапуски, прыжки, перетягивание каната между командами девушек и молодых женщин и др.), исполняли танцы, песни и такмаки.

Пожилые женщины во время чаепития, рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, предрассудки о кукушке. После чаепития, загадывали желание и гадали, прислушиваясь к кукованию кукушки. Иногда на празднике раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, и обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. Женщины исполняли песни о кукушке, исполняли танцы.

Башкирский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Из года в год в селе проводятся фольклорно — обрядовые праздники: «Праздник плуга», «Воронья каша» «Науруз» и многие другие, и совсем не задумываемся, как же праздновали их наши предки. А ведь это все очень интересно и таинственно. Изучение обычаев и традиции своего народа способствует повышению интереса к изучению народного творчества, истории родного края, музыкального фольклора, прикладного искусства. Актуальность проблемы в том, что в настоящее время начали забываться традиции, народные обычаи. Для повышения интереса к фольклору Старокуктовский СМФК проведет старинный башкирский обрядовый праздник «Каккук чае» («Кукушкин чай») Этот праздник пришел из глубины веков и относится к обрядам весеннего, летнего периода и представляет собой своеобразный переход с весны на лето, проводится в месяц май, когда в лесу начинали куковать кукушки. Кукушкин чай это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. В празднике в основном принимают участие женщины, молодежь, дети.

Также в ходе проведения мероприятия будут звучать башкирские народные песни, краткий рассказ об истории деревни Старокуктово, предание о дереве «Ялгыз Нарат» («Одинокая ель»).

Время проведения 22 апреля 16.00 часов.

Информация предоставлена организацией МБУ «Отдел культуры Илишевского района». Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за достоверность представленных сведений, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, а равно за организацию, проведение и содержание онлайн трансляции.

Администрация портала оставляет за собой право без предупреждения отменить трансляцию, не соответствующую критериям качества. С полным перечнем критериев можно ознакомиться здесь.

Башкирский обрядовый праздник «Кукушкин чай»

Башкирский обрядовый праздник «Кукушкин чай»


Реализован

Планируемые затраты
1 000 ₽

Размер имеющихся средств
1 000 ₽

Срок реализации
06.06.2022

Место реализации


Стерлитамак

Описание

Башкирский народный обрядовый праздник «Кукушкин чай» пришел из глубины веков. Он относится к обрядам весенне–летнего периода, и представляет собой своеобразную встречу лета и приходится на так называемый месяц кукушки — май. Праздник «Кукушкин чай» — это массовое гуляние и чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. В нем ярко проявляется народное поклонение природе, оживающей после долгой зимней спячки, радость от возвращения перелетных птиц. В нашем детском саду  будет проводится башкирский обряд «Какук сайе».  В программе: Инсценирование башкирской легенды «Какук сайе»;  башкирские народные игры «Капка», «Ус мойош», «Наза»; детские игры «Ак тиряк, кук тиряк», «Яшерам яулык», конкурс на лучшее исполнение башкирских частушек; спортивные игры; праздничное чаепитие.

Новости проекта

Новости других проектов

02.02.2023

Посылка односельчанину

Жительницы деревни Новый Янзигит
активно подключились к сбору посылки
солдатам. Собрали теплые вещи. Кто
принес консервы…

01.02.2023

Фестиваль платков и шалей

Проект завершен. В фестивале приняло
участие 31 команда. Лучшие 7 команд,
представившие презентации и широкое
разнообраз…

В старину по башкирскому обряду весной проводился праздник  «кэкук сэйе» — «кукушкин чай». Праздник проводился в мае во время первых кукований кукушки, устраивались празднования с народными играми, плясками и песнями. В это время уже прилетали перелетные птицы, начинала расти трава и распускаться ранние цветы, всё зеленело, весна приближалась к лету. Наши предки радуясь красоте природы, в этот день праздновали «Кэкук сэйе», играли в народные игры, пели, плясали, наслаждались любимым напитком башкир – чаем с выпечками, угощали кашей.  

            Вот такой праздник провели в селе Садовый, организованный клубом «Ак инэй», районной организацией общества инвалидов и молодежно-подростковым клубом «Нур» для детей-инвалидов из села Акъяр и с.Садовый. На праздник пришли и воспитанники детского сада «Лэйсян». «Ак инэйлэр» рассказали детям о башкирском обрядовом празднике «Кэкук сэйе», устроили для них игры на площадке возле сада, угощали кашей и чаем, спели старинные песни, ознакомили с башкирскими обрядами, рассказали и наглядно показали женские украшения, старинную одежду для женщин и детей, изделия из лоскутного шитья.  Дети отвечали на вопросы, интересовались всем и активно участвовали в мероприятии.

Праздник удался, прошел весело и интересно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фольклорный праздник кузьминки сценарий
  • Фирма нижегородский праздник
  • Фольклор праздники традиции обряды
  • Фольклорный праздник кузьминки осенние
  • Фиолетовый фон праздник