Фольклорный праздник кузьминки описание

В работе предлагается фольклорный праздник "Кузьминки", который поможет участникам праздника расширить кругозор, творческий потенциал, проявить интерес, обогатиться более глубоким впечатлениям.

Народный календарь.

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени.
Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых
братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин –
рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины:
отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого
каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по
сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам,
что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем
помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и
рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и
непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения
праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке,
плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

Тема: “На Кузьму – Демьяна” (фольклорно-обрядовый праздник)

Задачи:

  • Способствовать формированию представлений о содержании, структуре
    русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части
    музыкального фольклорного наследия.
  • Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского
    фольклора, развивать творческое мышление.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых, школьников
    и детей дошкольного возраста.

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы чучело Кузьмы,
самовар.

Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты: аккордеон, деревянные ложки, трещотки, бубен,
коробочка.

Действующие лица: Хозяин, Хозяйка, Гости (дети подготовительной группы,
школьники, вокальная группа взрослых), Дед Трифон, мальчики – солдаты.

Ход праздника

Ведущая:


На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине кто сидел
Иль под светлым небосводом –
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!

& Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.



Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно
глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник
большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются.
Кузьминки – по осени поминки.

Хозяин:


Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!

& Под русскую народную музыку входят взрослые с детьми подготовительной
группы.



Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!

1-я гостья: Не беспокойся, Хозяюшка.

Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.


Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я гостья: Гости – люди подневольные,
Где посадят – там сидят.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда
курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в
этот день не работает.

& Дети подготовительной группы и группа взрослых исполняют народную песню
“На Кузьму – Демьяну”.


Во время исполнения песни приплясывают и накрывают на стол.


Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу
прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не
отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

& Дети подготовительной группы исполняют народную песню “Уж ты, прялица,
кокорица моя”.



Хозяйка: Ух, как здорово у вас получается. Хорошо работаете, хорошо
поете, а как пляшите?

& Дети исполняют танец “Прялица”.


Раздается стук в дверь, заходят еще гости: дети– школьники и взрослые.


Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

3-я гостья:

Туда голуби не летают,
Где их привечают.

Хозяйка:

Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем.

4-я гостья:

Ехали мы мимо,
Да завернули до дыму.

Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится,
Полдела откачало!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?

5-я гостья: Гостям то, известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде!
Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяин:


Праздник этот ремесла,
Домашнего очага,
Праздник не безделья –
Праздник рукоделья!

Хозяйка:

Как этот праздник наступает,
Весь народ гулять идет.
Очень весело, с задором
Песни русские поет!

& Дети исполняют песню “Девки, пойте, девки, пойте!”


Стук в дверь.


Хозяин: Опять стучат. Дверь открыта,
Заходите, люди добрые!

& Исполняется народная песня “Из-за леса, из-за рощи…”


Заходят мальчики с Дедом Трифоном.


Дед Трифон: Здравия желаю, Хозяйка!
Принимай молодцев.

Хозяйка: Гость на дворе – хозяину радость.

Дед Трифон: Ну-ка, молодцы, подравняйтесь!
А ну, бойцы, расскажите, разъясните, как в народе говорят про военную доблесть.

1-й мальчик: Трудно в учении – легко в бою.

2-й мальчик: Сам погибай, а товарища выручай!

3-й мальчик: Богатырь на пирах не сидит, живот не растит!

4-й мальчик:

Кто храбр – тот жив,
Кто смел – тот цел!

5-й мальчик: Друг за дружку держаться – ничего не бояться!

Хозяйка: Ай да, бойцы – молодцы!
После таких слов нужно спеть боевую казачью песню!
А все нам подпоют.

& Исполняется казачья песня “Если хочешь быть военным”.



Дед Трифон: Эх, хорошо пели. Чуешь, Хозяйка, какой боевой дух у наших
ребят?

Хозяйка: Ты, что-то, дед, развоевался сегодня. Ребята, наверное, пришли
сюда с девчатами поиграть?

& Исполняется игровая песня “Нынче праздничек…”


Дети стоят в кругу. Игру начинает взрослый, выбирает мальчика, чье имя
пропето, игра повторяется до тех пор, пока мальчики не найдут себе пару.

& Исполняется “Парная пляска”.



Хозяйка: Ишь ты, все себе пары выбрали, а про нашего Кузьму-то забыли.
Невесты у него нету. Какую же ему подыскать? У нас все красавицы. Выбирай сам!

Девушка с чучелом выбирает невесту, невесту ставят в центр, надевают ей фату.

& Группа взрослых исполняет свадебную песню “Перевейся, хмелько…”



Хозяйка: Венчать их пора, венчать!

& Исполняется хороводная песня “Милый наш Кузюшка”.


В конце песни чучело падает.


Невеста: Ох, упал, родимый!

3-я гостья: Знать, конец празднику приходит. Кузьма нас потешил, осень с
собой унес, дорогу зиме вымостил.

4-я гостья: Повеселил нас Кузюшка на славу. Теперь постой, мы тебя
повеселим!

& Исполняется песня “Вот задумал комарик жениться!” (С оркестром.)



5-я гостья:

Ох, размилые наши подруженьки,
Провожаем мы своего батюшку.
Желанный ты наш, батюшка,
Ведь мы тебя очень полюбили,
Ведь мы вволю не натешались,
А ты нас уже оставляешь?

Чучело Кузьмы разбирают, солома рассыпается по полу.

& Исполняется общий танец на соломе.



Все: Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№10»

Творческий проект

«Знакомство с русским народным праздником Кузьминки».

(подготовительная группа).

Составила

Дмитриева Ольга Николаевна

воспитатель1 категория

д. Торосово

2018 год

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников.  

Даннный проект является одной из форм по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. На примере святых Кузьмы и Демьяна (Косма и Дамиан), которых почитали на Руси, показываем, что в народе ценилась честность, мастеровитость.

Проблема: Дети ничего не  знают о народном празднике «Кузминки».

Вид проекта: информационный

краткосрочный (с 1ноября по 15 ноября)

Участники проекта:

дети подготовительной группы,

воспитатели,

музыкальный руководитель,

родители.

Цель проекта:

Приобщение детей к истории и традициям православной культуры через знакомство с русским народным праздником

Задачи:

Образовательные:

формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора на примере православного праздника «Кузьминки»;

— активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;

-обогащать словарь детей старинными названиями осенних месяцев, приметами сзязанными с этим праздником;

развивающии:

-развивать инерес детей к малым фольклорным жанрам — прибауткам, пословицам и поговоркам, к народным играм;

— вызвать интерес к русским народным праздникам;

расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках; о труде и быте крестьян

воспитательные:

-воспитывать любовь к истории и традициям русской культуры;

-воспитывать уважение к труду людей;

-Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Методы и формы работы

Словесный метод (беседа, пояснения, чтение художественной литературы)

Наглядный метод (рассматривание картин, иллюстраций).

 Практический, игровой (разучивание и проигрывание русских народных игр)

Ожидаемые результаты

1. Дети имеют представление о престольном празднике «Кузьминки».

2. Знают и называют старинные профессии – кузнец, столяр, плотник, мастерица по вышиванию и рукоделию.

3.У детей появился интерес к русскому народному фольклору, к

народным праздникам, играм, забавам.

Этапы реализации проекта:

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

— Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

— Определение цели и задач проекта;

— Подбор литературы, пособий, атрибутов;

— Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;

— Составление плана тематических мероприятий

II. Основной — практический

— Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

— Совместная деятельность

— Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

— Обобщение результатов работы;

— анализ деятельности;

— праздник-посиделки.

II этап – основной — практический:

Перспективный план

Дата проведения

Тема, Цель

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с родителями

1 ноября

«Как раньше жили на Руси».

Развитие интереса к истории нашего народа.

Обогащение представлений детей о жизни наших предков

Беседа, просмотр презентации

Рассматривание  книг, иллюстраций  по теме.

Индивидуальные беседы о теме проекта.

2 ноября

«Милости просим, гости дорогие

Развитие интереса у детей к предметам старины, обогащение познавательного опыта

Экскурсия в «Русскую избу»

Рассматривание предметов старины (расскраски)

Предложить родителям пополнить экспозицию русской избы предметами старины.

5 ноября

«Этот волшебный завиток»

Приобщение детей к русскому народному творчеству

Роспись ложки под хохлому

Рассматривание, деревянной посуды расписанной под хохлому, расскрашивание (расскраски)

Акция «Подари детскому саду красивую ложку»

6 ноября

«Кузьминки по осени поминки»

Развитие у детей интереса к истории русского народа, знакомство с историей возникновения праздника.

Беседа, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации.

Рассмаривание иллюстраций  о празднике.

Оформление папки передвижки «Кузьминки по осени поминки».

12 ноября

«Русский народный костюм».

Знакомство  детей с русским народным костюмом.

Вертуальное путешествие в музей русского костюма

Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных костюмов.

12 ноября

«Русский народный сарафан»

Приобщение детей к народному творчеству

Роспись сарафанов

Расскрашивание силуэтов народных сарафанов

С 1-14 ноября

«Русские  удальцы плотники и кузнецы»

 Пробуждение интереса к художественной литературе, расширение кругозора детей

Чтение произведений о старинных профессиях (кузнец, плоник, столяре), знакомство с пословицами и поговорками

С1-14 ноября

«Русские народные игры»

Реализация потребности детей в двигательной активности, развитие физических качеств через народные игры

Разучивание подвижных руских народных подвижных игр «Дударь», «Петушиный бой», «Кузнецы», «Подушечка»,

«Кривой петух», «Бояре». «У маланьи у старушки»

Самостоятельные игры детей на прогулке и в группе.

Оформить для родителей картотеку русских народных игр

С1-14 ноября

«Песня-душа народа»

Пробуждение интереса к народной музыке,

Разучивание песен: «Во кузнице» (р.н.п.), «Русская изба», прибауток

Игра на музыкальных инструменах (ложки,  флейта, дудка)

3 этап – заключительный.

Презентация проекта

1.Оформление альбома «Золотая хохлома», «Русский народный сарафан»

2.Игровая программа  «Посиделки на Кузьминки». (Приложение 2)

Приложение №1


Игра «Петушиный бой».
Цель: развивать ловкость
Описание игры:
В очерченный круг выходят играющие, руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круг.
Дети:
Давай, давай себя испытай!
Слаб ты или селен?
Нам узнать не занятно,
Всем потешиться приятно!
Игра «Бояре»
Описание игры: (молодцы подходят, в конце фразы топ ногой)
Бояре, а мы к вам пришли
Молодые, а мы к вам пришли! (на вторую фразу отходят)

Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?

Бояре нам невеста нужна,
Молодые нам невеста нужна!

Бояре, а какая нужна?
Молодые, она глупая у нас!

Бояре не валяйте дурака,
Отдавайте нам невесту навсегда!

Русская народная игра «Кузнецы».
По считалке выбирается «кузнец». Остальные – «жеребцы». Они подходят к кузнецу и говорят:
Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять.
Кузнец отвечает:
Отчего ж не подковать?
Вот – гвоздь, вот – подкова!
Раз, два – и готово!
«Жеребцы» на слове «готово» убегают, кузнец их ловит.
Русская народная игра «Прялица».
Дети, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая, в середине стоит жених.
Прялица, кокорица моя!
С горя выброшу на улицу тебя.
Стану прясть, попрядывать,
На беседушку поглядывать.
После слов жених выбирает невесту, целует в щёчку. Игра продолжается снова.
Русская народная игра «Подушечка».
Выбирается водящий, он стоит вместе с остальными детьми в кругу, водят хоровод и поют:
Подушечка, подушечка,
Молодушечка, молодушечка,
Кого я люблю, кого я люблю,
Того я и поцелую, тому подарую.
Водящий выходит в середину круга и выбирает к, пляшет с ней и оставляет в середине круга, а сам уходит в хоровод. Потом девушка выбирает парня и т.д.

У Маланьи у старушки.

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей – все без бровей.

С такими глазами, с такими ушами,

С такими носами, с такими усами,

С такой головой, с такой бородой.

Ничего не ели, на нее глядели.

Делали вот так.

Как?

(По считалке выбирают водящего – “Маланью”, ставят в центр круга. Все остальные ходят и поют. На слова “с такими глазами”  дети останавливаются и изображают то, о чем поется: показывают “огромные брови”, “длинный нос” и т.д. После слов “делали вот так” “Маланья” показывает какое-нибудь движение. Кто его лучше всех повторил, того “Маланья” выбирает и ставит в центр круга на свое место.)

Дударь, дударь, дударище.

Дударь, дударь, дударище.

Старый, старый старичище

Его..под колоду, его под гнилую.

-Дударь, дударь что болит?

 -Рука (нога, голова, правое ухо, нос соседа, пятка соседа слева и т. д.)

(Выбирают “Дударя”, ходят по кругу, взявшись за руки, и поют. Пропев песню, спрашивают:

-Дударь, Дударь, что болит?

-Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.)

(Все находящиеся в хороводе берутся за “больное”место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у “Дударя” спрашивают: “Что болит?”, он отвечает: “Здоров. Вас ловлю!” Кого  поймает, тот

становится на его место.)

Рыбаки и рыбки.

-Эй вы, кильки и бычки!

-Что вам нужно, рыбачки?

-Будем вас сейчас ловить

 И в бочоночках солить.

-А мы дырочку найдем

 И от вас мы уплывем.

(Выбирают двух рыбаков. Рыбаки “натягивают сеть” – берутся за руки и поднимают их вверх. Остальные играющие — рыбки. Рыбки держатся за руки и цепочкой проплывают сквозь сети. Игра проводится аналогично игре “Золотые ворота”. Тех, кого словили, становятся  “сетями” – таким  образом  сеть с каждым коном увеличивается.)

Змея.

Я змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу.

-Хочешь быть моим хвостом?

-Да, конечно же хочу.

(Нет, конечно,  не хочу.)

Все играющие сидят или стоят. Заводящий ходит “змейкой” и поет песню. Тот, к кому “змея” подошла, отвечает: “Да, конечно же хочу”,  проползает под широко расставленными ногами “змеи” (можно обойти  сбоку) и становятся сзади. Каждый участник игры обхватывает впереди стоящего руками за талию или держится за его плечи. Когда “змее” надоест, она выкрикивает: “Есть хочу” и, не предупреждая, начинает ловить свой хвост. Кого “змея” поймала, тот садится на свое место. Так играют, пока “змея не поймает второго игрока.

Горелки.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три — беги.

(Играющие становятся в две колонны (парами, впереди — водящий). Все хором произносят слова. С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один — слева, другой — справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.)

Приложение №2

Игровая программа « Посиделки на Кузьминки»

Цель: воспитывать интерес к русским национальным традициям.

Звучит русская народная музыка «Кадриль», музыка стихает, появляется хозяйка.

Хозяйка:

Доброго здоровья! Рады всем гостям! Не стесняйтесь, располагайтесь! Скоро праздник Кузьминки — в честь святых Кузьмы да Демьяна. Кузьма с Демьяном большие работники, они и кузнецы, и плотники, парням помогают хлеб молотить, девушкам – пряжу вить. Они охраняют наш дом от беды, от всякого лиха.. Надо бы к празднику подготовиться (подметает).

С песней «Подъезжаем мы под село» входят дети и баянист с подарками.

Хозяйка:

С чем гости дорогие пожаловали?

Ребенок:

Кузьминки хотим праздновать!

Ребенок:

Кузьминки – об осени поминки. Кузьминки – встреча зимы!

Ребенок:

Дозвольте в избу войти да нам посиделки устроить, а мы вам за это по хозяйству поможем да гостинцев дадим.

Хозяйка:

— Проходите, гости дорогие, на наши посиделки, ведь нынче праздник. 14 ноября на Руси считался праздничным днем и в народе этот день называли – Кузьминки. Его именовали Кузьма и Демьян, два родных брата. Кузьма (Косьма) и Демьян  были святыми, покровители ремесел (показываю детям куклы – обереги). Этих братьев считали замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Братья ходили по деревням и всем помогали, а денег за труд свой не брали, поэтому в народе их звали бессребрениками. Народ угощал святых кашей и пирогами.

       Воспитатель: Посиделки – это время отдыха, проведения досуга. Люди собирались на посиделки, чтобы себя показать да на других посмотреть. Молодежь  песни пела, танцевала. Девушки и парни хвалились своими новыми нарядами. На посиделках рассказывали сказки, пословицы, поговорки, загадывали загадки. Люди  не только веселились, но и ткали пряжу, вышивали, украшали узорами головные уборы и рубахи, расписывали посуду, плели лапти и корзины и многое другое,  что могло им пригодиться в хозяйстве.

— Ох, и вкусный пирог получился нынче у нас! А пирог наш «Курником»  зовется. Ребята, как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей)

— Правильно, он готовится из курицы.

Вот и мы сегодня с вами собрались на наших посиделках, чтобы песни петь  , загадки отгадывать и в игры поиграть.  А уж потом чай пить, да угощением наслаждаться….

Хозяюшка: пироги есть, я уже самовар приготовила , печь растопила. Осталось только кашу сварить. Поможете мне?

Дети: Да!

 Хозяйка (выставляет столик с чугунком, кувшином, крупой, солонкой,  курицей, ложкой).

Хозяйка (приглашает 4 детей):

Ну-ка, Аришка, пойди сюды! Лей из кувшина в кастрюлю воды!

А ты, Настенка, суй туда куренка!

А теперь на самое дно насыплем пшено!

Надо только не забыть хорошенько, посолить.

Ну а ты, Матрешка, помешай скорее ложкой!

Ну вот, каша почти готова. Надо ее  в печь поставить!

Хозяйка:

Ну а пока каша готовится, не плохо и повеселиться. Может, вы меня потешите, что делать-то умеете?

Дети:

Петь и плясать умеем.

 Песня-пляска «Птичка- синичка»

(садятся)

Хозяйка:

Вот потешили меня! А сказки-то вы любите слушать? Тогда слушайте.

Просмотр мультфильма: по мотивам русской народной сказки «Домовенок Кузя»

Хозяйка:

Понравилась сказка? Посмотрю, как там наша каша? Не готова ли? (смотрит) Нет, еще не пропарилась! А в игры-то вы любите играть?

Появляется Кузя

Хозяйка:

Глядите! Сам Кузьма на наш праздник пожаловал! Здравствуй, Кузенька! Здравствуй, друг разлюбезный!

Кузя:

Чего зря болтаешь? Каша готова? Есть хочу!

Хозяйка:

Не прогневайся, еще не готова. Да ты присядь, песни наши послушай!

(дети встают)

Песня «Во кузнице…»

(Мальчики исполняют русскую народную песню « Во кузнице…»

Хозяйка: А теперь давайте  поиграем в весёлую праздничную игру:

Игра « Гори, гори ясно…»

Под русскую народную мелодию « Пойду ль я, выйду ль я…» дети идут по кругу. В центре в противоположную сторону идет водящий с бубном и стучит в него. На повторении мелодии дети стоят, хлопают в ладоши, а водящий движется в кругу поскоками. По окончании мелодии водящий протягивает бубен между двумя детьми. Все хором произносят считалку: « Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Раз, два, три, беги!» Двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Кто первый прибежит на место и ударит в бубен, становится водящим.

Хозяйка: А давайте поиграем ещё в интересную игру «Петушиный бой»

Игра «Петушиный бой».
В очерченный круг выходят играющие, руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круг.
Дети:
Давай, давай себя испытай!
Слаб ты или селен?
Нам узнать не занятно,
Всем потешиться приятно!
Хозяйка: Праздник «Кузьминки» в народе всегда празднуют в конце осени.

 Пели песни про осень, хороводы водили.  А вы знаете,  песню про осень? Тогда приглашаю всех в круг на весёлый хоровод.

                     Осенний хоровод

Кузя:

Понравилось мне у вас! Особенно девки хороши!

Хозяйка:

Смотри, Кузьма, сколько красавиц сидит, выбирай невесту.

 (Кузя ходит вдоль гостей, пристает к девушкам, выбирает невесту)

 Хозяйка:

Ну, выбрал невесту?

Кузя:

Выбрал! Во какая! Самая красивая! Давай скорей свадьбу играть, пока она не убежала.

Хозяйка:

Ишь, какой быстрый! А невеста-то согласна?

Кузя (закрывает невесте рот):

Согласна, согласна… 

Хозяйка:

А! Ну, тогда давай за невесту выкуп!

Кузя:

Какой еще выкуп?

Хозяйка:

Какой полагается – злато-серебро!

Кузя:

Нету у меня! Чего пристала? Я вообще жениться не хочу. Я еще молодой, погулять хочу… (невесте)  Сегодня жениться не будем! (хозяйке) А каша-то готова? У меня в животе урчит.

Хозяйка:

Сейчас погляжу… (смотрит)  нет, ещё не готова.

Хозяйка:  Раньше Кузя, молодые парни приходили свататься к девушкам. Как  это происходило, мы  сейчас  тебе покажем.

Игра «Бояре»

Описание игры:                                (молодцы подходят, в конце фразы топ ногой)

Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли!        (на вторую фразу отходят)

Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре нам невеста нужна,

Молодые нам невеста нужна!

Бояре, а какая нужна?

Молодые, она глупая у нас!

Бояре не валяйте дурака,

Отдавайте нам невесту навсегда!

Хозяйка: Веселиться умеете от души!

За такое веселье – наше вам почтенье!

И ждет вас угощенье!

Угощайтесь «Курничком».        

Желаем вам успеха да радости,

Смеха да веселья!!!

           (Дети отправляются  на чаепитие с пирогами и кашей)

Кузьминки (кузьмодемьянки) – праздник, отмечаемый девушками в осенний день памяти Космы и Дамиана (1/14 ноября), в народной традиции – Кузьмы и Демьяна. В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она угощала семью едой, приготовленной самостоятельно. Основными ритуальными блюдами на Кузьминках были кушанья, сделанные из курицы. С одной стороны, эта обрядовая трапеза воспринималась как жертва св. Кузьме и Демьяну, которые считались покровителями этих птиц, с другой стороны, в аграрных и семейных обрядах куры и яйца выполняли роль символов плодородия и брака, поэтому «допустимо предположить взаимную связь значения Кузьмы Демьяна как покровителей девушек, устроителей брака, пособников в женских работах и значения покровителей домашней птицы, всецело находящейся на попечении женщины – хозяйки дома».

Вечером (иногда в течение трёх дней) девушки собирались и справляли «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты – картофель, масло, яйца, крупу, муку – и готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд которой была каша, варили также козьмодемьянское пиво. Часто девушки продавали кашу парням за небольшие деньги. Её раскладывали в чашки разных размеров, а полученные деньги делили между собой. Девушки подростки варили кашу в нескольких горшках, после чего её ели в определённом порядке: сначала блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце – блюдо каши со свиным салом.

В Спасском уезде Казанской губернии кузьминская братчина начиналась с того, что парни стояли у входа в избу, а девушки садились на лавки и пели:

Ух ты братчинка, солдатчинка,

Яровая, хмелевая, весёлая голова!

Не ходи мимо сада,

Не прокладывай следа…

Песни, исполняемые на Кузминках, были посиделочными и игровыми, исполнявшимися и в другие дни. Так, пели: «Как по ярмонке купчик едет»; «Верба, верба, вербица»; «Уж ты Семенька, Симеонушка»; «Распосей своё горе»; «Ты, поповна». Широко исполнялась песня:

На Кузьму, Кузьму Демьяна,

На девичий праздник,

Тут и девушки играли,

Ванюшку увидали.

Он не в шубе, не в кафтане,

В белом балахоне.

Две её первые строки часто присоединялись к различным песенным текстам, чтобы связать их с девичьими Кузьминками. Помимо песен ещё одним развлечением в этот день были игры. Среди них непременно присутствовали так называемые поцелуйные. В одной из них парни и девушки, становясь в круг, исполняли песню: «Прялица кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» – в это время одна из пар кружилась, целовалась, а затем уступала место следующей.

В последний день Кузьминок в некоторых деревнях Пензенской губернии и в ряде других мест проводили обряд «свадьба и похороны Кузьмы Демьяна», во время которого девушки изготавливали соломенное чучело и одевали его в мужскую рубаху, штаны, «чапан» (верхнюю одежду из сукна), подпоясывали кушаком, обували в старые лапти. «Потешное венчание» состояло в том, что «Кузьку женили» на одной из девушек. Затем происходили «похороны»: поместив чучело на носилки, девушки уносили его в лес, за территорию деревни или села, раздевали, разрывали на части, плясали на соломе, оставшейся от чучела, а потом сжигали его. Первоначально этот обычай имел магическую символику. Солома олицетворяла зрелый злак будущего урожая, а чучело – растительную силу земли, поэтому его уничтожение возвращало эту силу обратно. А веселье, смех, пляска девушек на «соломенном теле Кузьмы Демьяна» символизировали стремление человека к плодородию и новой жизни.

Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, включался в осенний свадебный период вместе с праздниками Покрова Богородицы и св. Параскевы, когда происходили смотрины невест, завязывались знакомства среди молодёжи, совместные игры и ухаживания и вследствие этого был окрашен в свадебные тона. Недаром среди главного угощения Кузьминок – свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша; кроме того, это день «свадебных кузнецов» – Кузьмы и Демьяна, одновременно являвшихся покровителями брака, семьи и домашнего очага. По народным представлениям, они выковывают свадьбу, свадебные венцы и брачные узы (цепи). Не зря их именовали «матушка Кузьма Демьян», превращая в женское божество, ведь эти святые особенно почитались девушками и женщинами, которым они покровительствовали не только в праздничное время, но и во время работы. Женщины обращались к ним за помощью в летнее время, когда начинали жатву, и в осеннее, собираясь прясть. Кроме осеннего праздника, отмечаемого девушками, существовали летние Кузьминки, приуроченные к летнему дню памяти Космы и Дамиана (1/14 июля), который особо праздновали женщины.

[]

История праздника Кузьминки

Кузьминки (Курьи именины) — что это такое? Каким был праздник Кузьминки в Древней Руси?

Когда на Руси начали праздновать Кузьминки?

Почему праздник Кузьминки назвали Курьими именинами? Этимология слова «Кузьминки».

Как выглядит праздник Кузьминки? Фото празднования Осенних Кузьминок.

Описание празднование Кузьминок (не из википедии).

Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «Санкт-Петербургский Дом национальностей»

  • Версия для слабовидящих

Славянский праздник «Кузьминки»

14 ноября 2020

Кузьминки осенние — день в народном календаре у славян, приходящийся на 14 ноября (1 ноября по старому стилю). По представлению восточных славян в этот день осень провожают, зиму встречают. В народе говорили: «Кузьминки — осени поминки».

Название праздника происходит от имён христианских святых — Космы и Дамиана Асийских, известных нам как Кузьма и Демьян, которые жили во второй половине III-начале IV веков на территории Малой Азии.
По преданию они обладали чудотворной способностью исцелять больных и никогда не брали платы с людей, поэтому их называли бессребрениками. Святых почитали одновременно как хранителей семейного очага и как покровителей всех ремесленников и ремесел — главным образом, кузнечного искусства и женского рукоделия.

В России день Космы и Дамиана считался девичьим праздником и широко отмечался. Девушки собирались вместе в свободной избе, накрывали на стол и приглашали холостых парней. Обязательным блюдом вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. Святых Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) называли «куриными богами, а день их памяти — «курячьими именинами».
Посиделки нередко продолжались до рассвета, а после молодые люди, расправившись с угощением, отправлялись воровать соседских кур. Такие кражи, по существовавшей традиции, односельчанами не осуждались.

В Пензенской губернии существовал обычай «похорон Кузьмы-Демьяна»: в избе девушки приготовляют чучело — набивают соломой мужскую рубашку и шаровары и приделывают к нему голову. Затем, надевают на чучело «чапак», опоясывают кушаком, кладут на носилки и несут в лес, за село, где чучело раздевается и на соломе идёт весёлая пляска.

В Беларуси в этот день в некоторых селах молодежь на вечорках делала соломенное чучело Кузьмыдемьяна. Его одевали в мужскую одежду, сажали на почётном месте за столом, угощали его и угощались сами. Рядом с чучелом садилась девушка и их «женили, играли свадьбу», исполняли частушки.

Южные славяне в этот день кололи курбан — обряд жертвоприношения домашнего животного (обычно овцы или ягненка), совершаемый по случаю календарных, семейных и сельских праздников. Кровью жертвенного животного окропляли посевы, оброчные приношения, стены церкви. Женщины воздерживались от работы, чтобы никто в семье не заболел, пекли хлеб и раздавали его «за здравие». Кузьму и Демьяна считают своими покровителями знахари, целители и травники.

Поляки верили, что в этот день души умерших посещают дома, для них оставляли открытыми окна и двери, на столе — еду и питье, а также носили им еду на кладбище; вечером опасались ходить в костёл, так как считалось, что мёртвые сами приходят туда служить мессу.

Чехи и словаки тоже посещали могилы. Испечённые булочки раздавали нищим или одаривали ими колядников, ходивших с пожеланием большого урожая.

В северной Словакии в костёле подавали поминальные записки и такое же количество куделей чёсаного льна, веря, что за каждую кудель ухватится одна душа и выберется из чистилища.

Кузьминки 14 ноября 2019 года: приметы, традиции и обряды, что нельзя делать в этот день

Кузьминки — это важный праздник, которому уже много сотен лет. Он неразрывно связан с православными и народными традициями, которые тесно переплетены и дают людям возможность объединяться.

Это светлый праздник, наполненный добром и оптимизмом. 14 числа нужно привлечь в свою жизнь позитивные мысли. Чтобы лучше понять смысл праздника, для начала нужно узнать его историю.

Происхождение и смысл праздника

«Кузьминки» — это народное название праздника. Православный вариант называется днем памяти Кузьмы и Демьяна. Это были врачи и чудотворцы, деяния которых христиане всего мира запомнили навсегда.

Никто не знает, когда именно жили братья Косма и Дамиан (таково правильное произношение имен святых), но считается, что их жизненные пути пролегали на рубеже 3 и 4 веков. Они родились в греческой семье. Отец рано умер, так что воспитанием занялась мать, под началом которой святые приступили к изучению медицины.

Они следовали вере во Христа, который даровал им силы и наделял способностями к исцелению. Братья не брали денег с больных, за что их любили и уважали многие исцеленные люди.

После прихода христианства на славянскую землю Кузьминками стали называть день, когда прощаются с осенью и встречают зиму. В наши дни праздник отмечается каждый год 14 ноября. У этого дня было и остается множество примет и традиций.

Приметы, традиции и обряды на Кузьминки

Осенние Кузьминки — это яркий народный праздник, в который люди старались встретиться с родственниками и просто хорошо провести вечер. Главной традицией был отдых. В наши дни сторонники народных традиций тоже предпочитают откладывать тяжелый труд на потом. Накануне праздника или 14 числа утром можно очистить дом от негативной энергии.

Если в прошлом люди подкармливали так называемого дворового — духа, который следил за скотом, домашними животными и огородом, то сегодня далеко не у всех есть свой двор. Вместе этого люди задабривают домового, оставляя ему вечером 14 ноября сладости и молоко на блюдечке. Завершается данный обряд словами: «Дом береги, за людьми смотри. Я тебя покормлю да любовь свою подарю».

Если у вас все же есть двор или место, в котором живут домашние животные, скот, птицы, то в этот день нужно обойти это помещение и окропить его святой водой. Многие так и делали, чтобы усмирить разбушевавшегося дворового, который обижал животных.

Одной из традиций была свадьба на Кузьминки. Согласно приметам, такая свадьба должна была подарить влюбленным много счастья в жизни. Если до свадьбы еще далеко, на Кузьминки можно познакомиться с родителями невесты или жениха, сходить в гости к родным или собрать всех у себя дома.

Традиции Кузьминок

Особую важность этот день имеет для тех, кто страдает от различного рода заболеваний и недугов. 14 ноября 2018 года православные верующие смогут обратиться к Кузьме и Демьяну с просьбами об исцелении и защите. На Руси в это время проводили обряды и ритуалы, нацеленные на скорейшее выздоровление.

Чтобы избавиться от болезней, в этот день зажиточные люди посылали в дар малоимущим домашнюю птицу и яйца. Считалось, что яйцо, снесенное курицей в этот день, обладает сильными целебными свойствами, а с его помощью можно избавиться от любой хвори.

Кузьминки — праздник, во время которого наши предки провожали осень и готовились к встрече зимы. Считается, что отмечать событие нужно с размахом, иначе весь следующий год можно провести в горе. В этот день принято приглашать в дом гостей и готовить праздничный ужин из многочисленных блюд. Если на столе будет скудно, то домочадцы будут страдать от нищеты. Традиционным напитком праздника является свежесваренное пиво, которым необходимо угощать не только своих гостей, но и всех соседей.

14 ноября отмечали курьи именины, поэтому главным блюдом на праздничном столе была птица. Чаще всего в качестве угощений подавали лапшу и выпечку с курицей, считая, что при помощи этих блюд можно привлечь счастье и здоровье.

По традиции девушки на выданье самостоятельно устраивали праздник в своем доме, убирались и готовили блюда из курицы, а затем приглашали гостей, в том числе и неженатых молодых людей. Каждый из присутствующих одиноких мужчин должен был попробовать угощения, приготовленные девушкой.

Задабривание домового — одна из самых важных традиций праздника. Для этого наши предки варили кашу из пшена, расставляли миски с лакомством во всех углах дома. Если на следующий день количество каши в одной из мисок уменьшилось, значит, домовой попробовал угощение. В таком случае верили, что в будущем защитник будет оберегать жилище от бедствий, врагов и грабителей.

Народные приметы 14 ноября

Чтобы весь год в доме деньги водились, 14 ноября необходимо съесть хотя бы кусок курицы. В первую очередь эта примета касается тех, кто занимается разведением домашних птиц.

Если на Кузьминки вам посчастливилось найти кошелек, значит, весь год прибыль расти будет. Потерять бумажник — к нищете.

Если в этот день вы решите подать милостыню, ни в коем случае не смотрите в глаза нуждающемуся, иначе в будущем его судьба может настигнуть и вас.

Услышать мяуканье кошки утром — к счастью. Если кошка мяукает прямо у вас дома, значит, вскоре вас ожидает позитивное событие.

Если 14 ноября одинокая девушка познакомится с мужчиной, это сулит счастливое замужество. Не обязательно, что женихом будет новый знакомый.

Женщинам в этот день нельзя умываться ключевой водой, чтобы не смыть красоту и здоровье.

В это время также проводились куриные именины. Более богатые родственники дарили нуждающимся кур. В современном мире эта традиция имеет иную интерпретацию. 14 ноября постарайтесь сделать что-то доброе для своих родственников. Это не обязательно должен быть материальный подарок.

Согласно приметам, если 14 ноября выпадет много снега, значит весна будет долгой и половодной. Если к 14 числу уже успеют замерзнуть реки, можно ждать лютой зимы и очень жаркого лета в следующем году.

Народно-христианский праздник Кузьминки осенние отмечается 14 ноября (1 ноября по старому стилю) каждого года. Верующие православной церкви в этот день чтут память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии.

Другие названия праздника: Рукомесленники, Бессребреники, Кузьма и Демьян, Божьи кузнецы, Козьма и Демьян Курятники, Кузьма и Демьян – рукомесленники, Батюшка Козмодемьян, Курьи именины, Курячий праздник, Куриная смерть, Праздник девичества, Встреча зимы.

В представлениях восточных славян в этот день осень провожают, а зиму встречают. В Российской империи день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки — снимали избу и справляли «курячьи именины».

Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян) были родными братьями. Мать воспитала их в христианстве, и они проповедовали эту веру в родном городе. Когда браться достигли юношества, их отдали учиться врачебному делу. Каково же было удивление многих, когда они стали исцелять от болезней людей, обреченных на смерть. Однако плату за свои старания браться не брали.

Однажды они излечили от смертельного недуга женщину, и та в благодарность, во имя Господа Бога, попросила Кузьму принять у нее 3 яйца. Тот не смог отказать ей и принял дары. Тогда брат обиделся на него, сказав, что Кузьма нарушил данный ими обет и запретил хоронить себя рядом с ним.

После их смерти христиане задумались об исполнении завещания Демьяна. Пока они ломали головы, в толпе появился верблюд, которого браться когда-то спасли. Он заговорил человеческим голосом и повелел положить их вместе, поскольку дары женщины Кузьма принял не из корыстных побуждений. Так и были похоронены братья в одной могиле.

Традиции и обряды на Кузьминки осенние

Главные традиции 14 ноября — вечеринки, окончание свадебного сезона, прядение, кузнецам запрещено работать.

— Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы — ковали счастье молодых.

— 14 ноября было принято прикармливать дворового — духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.

— Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.

— Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.

— На Кузьму и Демьяна отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням (женам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете — кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

Приметы и поговорки на Кузьминки осенние

  • Кузьминки — встреча зимы.
  • Если днем стоит теплая погода, то зима будет теплой.
  • Если пошел снег, то весной река разольется.
  • Если на Кузьминки осенние деревья полностью не сбросили листву, то зима будет лютой, а урожай не уродится.
  • Кузьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом.
  • Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.
  • Кузьма закует, а Михайло раскует (часто 21 ноября бывала оттепель).
  • Кузьма-Демьян — кузнец, кует лёд на земле и на воде.
  • Из кузьмо-демьяновой кузницы мороз с горна идёт!
  • Батюшка Кузьма-Демьян — куриный Бог.
  • Кузьма и Демьян «куют» свадьбу.
  • Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
  • К вечеру мороз ослабевает — к пасмурной погоде на следующий день.
  • Петух стоит на одной ноге — к морозу.

Легенда о Кузьмодемьяне

Кузьмодемьян, говорят старики, был первый человек у Бога, как мир был создан. Этот Кузьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.

В те времена в лесных дебрях и непролазных трущобах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем существовал тяжёлый договор: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеренье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.

Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кузьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двери кузницы. Когда Змей оказался y самой кузни, кузнец предложил емy: «Пролижи в дверях дыркy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кузни, а кузнец в это время pазогревает клещи. Когда Змей просунул язык в пролизанную им дыpy, кузнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина — нашего… переделимся». На что Кузьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей — бери только своих». Запряг его в выкованный им плуг и начал орать на нём гигантскую бороздy. Проорал ровную бороздy аж от Черниговской губернии так прямо до Днепра. И где они прошли остался вал со pвом на южной стороне, который есть и поныне. Как проорал до Днепра, змей дюже утомился и хотел пить. Дорвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнул.

Давид, Иван, Адриан, Петр, Александр, Денис, Федор, Дмитрий, Сергей, Кузьма.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фольклор праздник урожая
  • Фольклорный праздник кузьминки история
  • Фиолетовая свадьба что подарить
  • Фольклор праздник осени
  • Фольклорный праздник крещение