Фольклорный праздник кузьминки осенние

В работе предлагается фольклорный праздник "Кузьминки", который поможет участникам праздника расширить кругозор, творческий потенциал, проявить интерес, обогатиться более глубоким впечатлениям.

Народный календарь.

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени.
Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых
братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин –
рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины:
отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого
каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по
сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам,
что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем
помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и
рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и
непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения
праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке,
плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

Тема: “На Кузьму – Демьяна” (фольклорно-обрядовый праздник)

Задачи:

  • Способствовать формированию представлений о содержании, структуре
    русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части
    музыкального фольклорного наследия.
  • Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского
    фольклора, развивать творческое мышление.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых, школьников
    и детей дошкольного возраста.

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы чучело Кузьмы,
самовар.

Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты: аккордеон, деревянные ложки, трещотки, бубен,
коробочка.

Действующие лица: Хозяин, Хозяйка, Гости (дети подготовительной группы,
школьники, вокальная группа взрослых), Дед Трифон, мальчики – солдаты.

Ход праздника

Ведущая:


На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине кто сидел
Иль под светлым небосводом –
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!

& Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.



Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно
глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник
большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются.
Кузьминки – по осени поминки.

Хозяин:


Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!

& Под русскую народную музыку входят взрослые с детьми подготовительной
группы.



Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!

1-я гостья: Не беспокойся, Хозяюшка.

Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.


Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я гостья: Гости – люди подневольные,
Где посадят – там сидят.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда
курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в
этот день не работает.

& Дети подготовительной группы и группа взрослых исполняют народную песню
“На Кузьму – Демьяну”.


Во время исполнения песни приплясывают и накрывают на стол.


Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу
прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не
отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

& Дети подготовительной группы исполняют народную песню “Уж ты, прялица,
кокорица моя”.



Хозяйка: Ух, как здорово у вас получается. Хорошо работаете, хорошо
поете, а как пляшите?

& Дети исполняют танец “Прялица”.


Раздается стук в дверь, заходят еще гости: дети– школьники и взрослые.


Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

3-я гостья:

Туда голуби не летают,
Где их привечают.

Хозяйка:

Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем.

4-я гостья:

Ехали мы мимо,
Да завернули до дыму.

Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится,
Полдела откачало!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?

5-я гостья: Гостям то, известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде!
Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяин:


Праздник этот ремесла,
Домашнего очага,
Праздник не безделья –
Праздник рукоделья!

Хозяйка:

Как этот праздник наступает,
Весь народ гулять идет.
Очень весело, с задором
Песни русские поет!

& Дети исполняют песню “Девки, пойте, девки, пойте!”


Стук в дверь.


Хозяин: Опять стучат. Дверь открыта,
Заходите, люди добрые!

& Исполняется народная песня “Из-за леса, из-за рощи…”


Заходят мальчики с Дедом Трифоном.


Дед Трифон: Здравия желаю, Хозяйка!
Принимай молодцев.

Хозяйка: Гость на дворе – хозяину радость.

Дед Трифон: Ну-ка, молодцы, подравняйтесь!
А ну, бойцы, расскажите, разъясните, как в народе говорят про военную доблесть.

1-й мальчик: Трудно в учении – легко в бою.

2-й мальчик: Сам погибай, а товарища выручай!

3-й мальчик: Богатырь на пирах не сидит, живот не растит!

4-й мальчик:

Кто храбр – тот жив,
Кто смел – тот цел!

5-й мальчик: Друг за дружку держаться – ничего не бояться!

Хозяйка: Ай да, бойцы – молодцы!
После таких слов нужно спеть боевую казачью песню!
А все нам подпоют.

& Исполняется казачья песня “Если хочешь быть военным”.



Дед Трифон: Эх, хорошо пели. Чуешь, Хозяйка, какой боевой дух у наших
ребят?

Хозяйка: Ты, что-то, дед, развоевался сегодня. Ребята, наверное, пришли
сюда с девчатами поиграть?

& Исполняется игровая песня “Нынче праздничек…”


Дети стоят в кругу. Игру начинает взрослый, выбирает мальчика, чье имя
пропето, игра повторяется до тех пор, пока мальчики не найдут себе пару.

& Исполняется “Парная пляска”.



Хозяйка: Ишь ты, все себе пары выбрали, а про нашего Кузьму-то забыли.
Невесты у него нету. Какую же ему подыскать? У нас все красавицы. Выбирай сам!

Девушка с чучелом выбирает невесту, невесту ставят в центр, надевают ей фату.

& Группа взрослых исполняет свадебную песню “Перевейся, хмелько…”



Хозяйка: Венчать их пора, венчать!

& Исполняется хороводная песня “Милый наш Кузюшка”.


В конце песни чучело падает.


Невеста: Ох, упал, родимый!

3-я гостья: Знать, конец празднику приходит. Кузьма нас потешил, осень с
собой унес, дорогу зиме вымостил.

4-я гостья: Повеселил нас Кузюшка на славу. Теперь постой, мы тебя
повеселим!

& Исполняется песня “Вот задумал комарик жениться!” (С оркестром.)



5-я гостья:

Ох, размилые наши подруженьки,
Провожаем мы своего батюшку.
Желанный ты наш, батюшка,
Ведь мы тебя очень полюбили,
Ведь мы вволю не натешались,
А ты нас уже оставляешь?

Чучело Кузьмы разбирают, солома рассыпается по полу.

& Исполняется общий танец на соломе.



Все: Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!

Сценарий

фрагмента старинного праздника «Кузьминки»

МКОУ ООШ Д. Большой Порек

Из истории праздника

14-го ноября по народному календарю День Кузьмы-Демьяна «Кузьминки»– это праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени одни поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин рукодельниц. Святые и сами были кузнецами: они ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. Но и в других ремёслах призывали в помощь святых братьев. Со временем два брата слились в один образ, и день их памяти в народе назвали по имени одного из них – «Кузьминки».

Кузьминки – курьи именины, курячий праздник. В этот день едят кур, цыплят, и строго следят за тем, чтобы косточки не ломались во время еды, а то куры будут уродливые.

Кузьмы-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу, обращаясь к святым, просили помочь, чтобы не отставать в работе от тех, кто начал её раньше: батюшка, Кузьма-Демьян! Сравняй меня, позднюю с ранними.

На Кузьминки девушки снимали избу, устраивали посиделки и приглашали парней. Девушки варили свою «ссыпную» кашу и устраивали пиршество.

К вечеру изготавливали чучело Кузьки: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали к ним голову, опоясывали чучело кушаком, обували в старые лапти. И усаживали посреди избы.

Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали игры. После завершения праздника чучело выносили из дома, клали на носилки или в корыто и неси за околицу. Там чучело раздевали, раздёргивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Звучит русский перепляс. Хозяйка ставит пироги на стол, дочка Маша прибирается в избе.

Хозяйка:Ну вот, все сделано: в избе ладно, стол накрыт, пироги готовы да и самовар давно кипит! Добрый сегодня день! Можно и отдохнуть!

Маша:И я свою работу закончила, пол подмела, стол да лавки протерла – вон как чисто и красиво!

Хозяйка:Вот и хорошо, доченька. Скоро гости пожалуют. Нынче день особый – сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.

Маша:Акто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь праздник?

Хозяйка:Много веков назад жили-были святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали кузнечное и плотницкое дело. Ходили они по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. И считали покровителями всех мастеров и мастериц. А к мастеровым отношение особое было. Ведь в деревне все делается своими руками: и изба, и печь, и стол, и ложки, и плошки и и урожай выращенный. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.

Входят девушки:

Лиза:Можно, хозяюшка?

Хозяйка:Входите, девицы, входите, красные!

Катя: Здравствуйте, хозяюшки! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?

Хозяйка:Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки – всегда на Руси праздники проходят.

Катя:А на всю зиму пустите?

Хозяйка:Вот же шустрые какие! Пусти на порог, а глядь – уж и на лавке. Да чем платить то будете? Чай ваши посиделки мне ведь в убыток: и сор в избе, а дров сколько для тепла уйдет!

Лиза:Да мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!

Хозяйка:Да надо мне совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,

Да меду туесок, да масла горшок,

Да денег рубль и пятачок!

Катя:Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай давно знаем и потому все из дома принесли: и мед, и масло, и дрова.

Вручают Хозяйке дрова, мешочки, горшочек и т.д.

Хозяйка:Вот так-то и хорошо, вот так-то и ладно! Проходите, усаживайтесь вот здесь на лавке да за работу принимайтесь. Ведь работы-то матери всем надавали с собой немало? А за работой и про песни не забывайте, дружно, хором запевайте!

(Девушки садятся, начинают «работать», одна девочка не работает, ходит и смотрит, как работают другие).

Хозяйка:А ты, Катюша, чего же не работаешь?

Катя: А я всё сделала!

Лиза: Не верьте ей, схитрила она! Из дому полное веретено принесла! Смотри, Катюша, за твою хитрость накажет тебя Кикимора.

Катя: Как это?

Хозяйка: А вот одна девушка на посиделках ленилась, кудель не допряла, вернулась домой, да и спать легла.А утром встала и видит: вся кудель испрядена, да так криво, толсто. Она и спрашивает: «Мамонька, кто это сделал?» А матушка ей отвечает: «Это, видимо, Кикимора тебе помогла!»

Катя: Подумаешь!

Хозяйка: Ах ты, лентяйка!  Про таких ленивых даже песня в народе сложена.

А ну, девушки, запевайте!

Песня «Посылала меня мать»

(за кулисами слышны звуки народных инструментов)

Маша: Ой, девчата, к нам парни идут!

 (все вскакивают и начинают прихорашиваться.

Заходят парни с песней «Во кузнице» (4 куплета)

1-й: Здорово, девчата!

Хозяйка: И вам не хворать!

2-й: Пустите нас к себе на посиделки?

Лиза: Если бранных слов говорить не будете…

Катя: … и нас за косы дёргать, то пустим.

Парни:(наперебой): Не будем! Не будем!

Маша:А что это у вас за чучело, чай ведь не Масленку празднуем?

3-й: Верно, не Масленка на дворе, а Кузминки. А это Кузька – покровитель этого праздника. В народе говорят «Как Кузьма упадёт, так и осени конец!»

1-й: Или ещё «Кузьминки – по осени поминки». Давайте его повеличаем.

В центр круга ставят стул с Кузей. Все участники ходят вокруг стула со словами:…в конце заклички чучело «падает»

Милый ты наш Кузюшка!

Мы тебя славим.Мы тебя славим.

В хоровод поставим.

Мы тебя встречаем. Тебя величаем! (кукла падает)

После того, как кукла упадёт, хором поют:

Распрощаемся с тобой.

Ты иди на покой!

Хозяйка: Ох, упал, родимый. Знать, осени конец!

Лиза: Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.

Хозяйка: Вот и закончился наш праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ними и осень. Мы желаем вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться!

Все: Прощай, Кузюшка!До новой Осени!До нового урожая!

(Кланяются, и под музыку уходят).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

г. Коркино

Фольклорно-обрядовый праздник

«Кузьминки – об осени одни поминки»

Педагог дополнительного образования

Прокопьева Елена Валентиновна

Цель и задачи:

  • Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.

  • Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.

  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и школьников

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы, кукла Кузьма-Демьян, самовар.

Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты: баян, деревянные ложки, трещотки, бубен, коробочка.

Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! На осенние посиделки пригласили вас сегодня. Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими темными вечерами, да грудами замерзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц — грудень. Русский народ и поговорки о ноябре придумал: «Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца», «Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит».

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать.

Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. В Московской Руси Кузьма и Демьян стали покровителями «учения книжного». Сложился обычай именно в этот день начинать обучение детей грамоте, поскольку хорошо будет даваться учеба. Говорили: «Узловат Кузьма, развязать нельзя».

Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу. Куру и Курке славу пели! Благодарили за все доброе: за мясо, за яйца, за перья в подушки да перины. Куриное перо считалось особым, оно слез не любит. Нельзя было в подушку плакать. Женщины слезы всегда передником или платком утирали. Потому что «перо слезы пьет, а потом в сон отдает». Положишь такую заплаканную подушку под голову – ночью кошмары замучают.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

Были Кузьма да Демьян бессеребренниками, за работу денег не брали, а просили кашей кормить, поэтому называли их еще кашниками.

А чтобы была удача в делах, в каждом доме делали такие парные куколки на одной палочке. Они и будут сегодня нашими именинниками. (ставит куколки в центр круга)

Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки.

Хозяин:

Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!

Под русскую народную музыку входят дети.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!

1-я гостья: Не беспокойся, Хозяюшка.

Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.

Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я гостья: Гости – люди подневольные,
Где посадят – там сидят.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.

Дети исполняют народную песню “На Кузьму – Демьяну”.

Во время исполнения песни приплясывают и накрывают на стол.

Хозяйка: А где же ещё гости наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

Раздается стук в дверь, заходят еще гости.

Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

Гостья 5:

Туда голуби не летают,
Где их привечают.

Хозяйка:

Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем.

6-я гостья:

Ехали мы мимо,
Да завернули до дыму.

Дети исполняют песню “Ой, ниточка тоненькая”.

Хозяйка: Ух, как здорово у вас получается. Хорошо работаете, хорошо поете.

Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится,
Полдела откачало!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозин: Ярмарки осенние — итог года — как с Покрова начинались, так и до Кузьминок продолжались! Мы с вами не можем на ярмарку пойти –так пусть она к нам в гости придет.

Вдоль по улице в конец шел удалый молодец,

Не товар продавать, себя людям показать!

Дети:

1.Эй, народ честной, у возов не стой!

Молод ты али стар – выбирай товар!

2.У нашего Якова — товару всякого:

Нитки, катушки, селедочны кадушки,

Красивые платочки, мелкие гвоздочки.

1.А вот – чашки для пшенной кашки!

А вот – блюдца: никогда не бьются!

2.А вот – игрушки для ребят! Сами на тебя глядят:

Медведь – рычит, воробей – пищит,

Заяц – скачет! А мамка плачет:

Где денег набраться? Кошелек ломатся.

1.Подходи, бедный, подходи, богатый,

Подходи, тонкий, подходи, пузатый!

Пряники печатные! Конфеты сахарные!

Как куснешь – так уснешь!

Как вскочишь – еще захочешь!

2. Девки, бабы, не зевайте – полушалки выбирайте!

Бусы, ленты, кружева, пудра, нитки, зеркала!

Девочка: Почем это поясок?

2. Такой товар за «так» не отдам! Распотешьте народ – становитесь в хоровод!

Танец «Уж я в три косы косила» (сели)

Остаются 5 девочек группы

1. А вы, девчата, с чем пришли? на торги что принесли?

может, ниток клубок? Может, вязаный носок?

2. Нечего нам с тобою говорить! Некогда зубоскалить!

Нам бы новость рассказать да друг с дружкой поболтать!

3. Шли четверо мужиков, говорили они про торги, да про покупки,

Про крупы да про подкрупки…

4. А я слышала купцов, удалых молодцов.

Про коней говорят, про сбрую да жеребят!

5. А я видела купца, продавал он два кольца.

Одно – мне носить, а тебе теперь водить! (считает, водящий начинает игру)

Игра «Растяпа»

Играющие встают по кругу парами лицом в круг. В паре они стоят друг за другом. На 1 часть музыки водящий ходит внутри круга, пританцовывая. На 2 часть музыки к нему присоединяются первые номера пар, стоящих по кругу. С окончанием музыки каждый старается занять место за спиной стоящих по кругу вторых номеров. Оставшийся без пары будет новым водящим. Ему все громко кричат: Раз, два, три – растяпа ты! Игра продолжается. Если остался растяпой во второй раз, ему кричат: 1, 2, 3, 4, 5 – растяпа ты опять! Если в третий: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 – растяпа ты совсем! Если в четвертый: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 – растяпу вон выносим! (или вон попросим) и больше он в игре не участвует.

Хозяйка: Наш народ придумал множество потешек, шуток, прибауток. И у нас весельчаки есть, хотят смешное слово сказать, всех позабавить.

Дети парами разыгрывают прибаутки и поддевки:

1.Федул, чего губы надул? Кафтан прожег.

А велика ли дыра? Остались ворот да рукава!

2.Ты пирог ел? — Нет, не ел! — А вкусный был? — Очень!

3.Я медведя поймал! — Так веди его сюда! — Да он не идет!

— Так сам иди! — Да он не пускает!

4.Скажи: медь. – Медь! – Твой отец – медведь!

Скажи двести. – Двести. – У тебя голова в тесте.

5.У тебя под ногами грязь. – Где? – Не кланяйся, я тебе не князь!

Хозяйка: Молодцы, девицы,

А загадки вы загадывать умеете? Гости пусть отгадывают!

1. В избе – изба, на избе – труба, зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет. (печь)

2. В брюхе – баня, в носу – решето,

на голове – пупок, одна рука и та на спине. (чайник)

3. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

4. В лесу – стук-стук, в избе – тяп-ляп,

в руках – дзинь-дзинь, на полу – топ-топ! (балалайка)

Хозяин: Вот она нам и поможет нам спеть песню.

Посеяли лен за рекою

Уродился лен с бородою.

Лёли, лёли с бородою, лёли, лёли с бородою.

(Припев повторяется после каждого куплета, меняется последнее слово в припеве)

Наш батюшка лен караулил,

Да ведь его черт надоумил.

Ой, да ты дед бородатый,

Что ж до сих пор не женатый.

Поехал наш батюшка жениться,

Что-то его дело не клеится.

Поехал он в дальнюю сторонушку,

Видно хотел взять себе молодушку.

Там батюшку нашего женили,

В четыре дубины колотили.

Батюшка наш испугался,

Насилу до дому добрался.

Тут его сын догадался,

где же ты наш батюшка шатался?

Мы бы тебя дома женили,

на печку горячу положили

Али тебе дома не место,

Али тебе печь не невеста?

Посеяли лён за рекою

Уродился лён с бородою

Ведущая. Вот и закончился веселый праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ним и осень.

– А теперь – фотография на память!

Ну что ж, гости дорогие, играми да плясками сыт не будешь!

С чая лиха не бывает! – так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!

Пойдемте за столы садиться, да вкусненьким угоститься.

Используемая литература:

1. В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова «Осенние праздники, игры и забавы для детей», Творческий центр «Сфера», М., 2000

2. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Народные праздники в детском саду», издательство «Мозаика-Синтез», М., 2008

3. «Чудесный короб» (русские народные песни, сказки, игры, загадки) составление, запись и обработка Г. Науменко, «Детская литература», М., 1989

4. Сибирские песни (собраны в 1862 г. Г. В. Юдиным, современное бытование в записи К. М. Скопцова, Красноярск, 2003

5. К. Скопцов «Ты воспой, жаворонушек» (репертуарный сборник для детских фольклорных коллективов) Красноярск, 2002

6. Светлана Дубовик «В хороводе были мы» (методические материалы и русские народные песни) Екатеринбург, 2010

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»

для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность: 14 ноября по-народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Цель: Приобщение детей к миру народной культуры.

Задачи:

Развивать зрительную и слуховую память.

Образовывать имена существительные множественного числа.

Развивать мелкую моторику и координацию движений.

Различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

Знакомить детей с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором.

Воспитывать интерес к культуре русского народа.

Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

Действующие лица: Хозяюшка, два Скомороха, дети старшего дошкольного возраста.

Предварительная работа: беседа с детьми о традициях русского народа отмечать праздник Кузьминки. Знакомить с русскими народными пословицами и поговорками. Выразительно читать стихи. Разучивать песни и хороводы.

Материалы и оборудование: муляжи овощей, деревянные ложки( по количеству участников), картинки капусты, магнитная доска, лоскутки ткани по количеству участников, табуретка мотки шерстяных ниток. Русские народные костюмы для воспитателя и детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Встречает детей хозяюшка

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, будьте, как дома!

Пусть моя изба не красна углами, но рада гостям, как добрым вестям! У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.

Хозяюшка: Пригласила я вас на праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки – встреча зимы. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. В этот день не принято было работать, а в гости ходили песни пели, играли, хороводы водили и госте угощали разными явствами : кашами, лепешками, пирогами, курником и яйцами варёными!

Хозяюшка: К этому времени темнело рано на улице, девушки садились в самой большой горнице и пряли, и вязали, и вышивали; да приговаривали:

Прялка не бог, а рубаху дает!

Не ленись прясть, хорошо оденешься!

Какова пряха, такова и рубаха!

Тянись, ниточка не рвись, да в клубочек соберись!

Хозяюшка: вот и у меня есть клубочки, давайте с ними поиграем и смотаем, а заодно и проверим кто самый проворный и быстрый.

Игра «Кто быстрее нитки смотает?»

(табуретка, к ней привязаны 4 клубка ниток)

Стук в дверь, входят скоморохи, здороваются.

Скоморох1: Здравствуй, хозяюшка! Прошлись мы и посмотрели, все Кузьминки отмечают, веселятся. Ведь закончились сбор урожая. А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и огородов?

Ответы детей: заготовка овощей.

Скоморох1: Вот и мы пришли, да не с пустыми руками.Принесли вам кочанов (показывают кочаны). А вы знаете что такое кочаны?

Ответы детей: капуста.

Скоморох1: Мы сейчас с вами поиграем.

Игра «Один – много»

(Скоморох на магнитную доску ставит картинки капусты,

а дети отвечают.)

Одна капуста — много капусты

Один кочан – много кочанов.

Скоморох1: Дети, а что останется от кочана, если его весь покрошить?

Ответы детей: кочерыжка.

Одна кочерыжка – много кочерыжек.

Одна морковь – много моркови.

Одна клюква – много клюквы.

Скоморох1: Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую, что послаще на вкус. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.

Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят!»

— А давайте в игру поиграем? Называется – «Мы капусту рубим, рубим».

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»

Что за скрип?

Что за хруст?

(пожимают плечами)

Это что еще за куст?

(перекрещивают ладони с расставленными в стороны пальцами)

Как же быть без хруста,

(шагают указательным и среднем пальцами по коленям)

Если я – капуста!

(кисти рук складывают в шар)

— Мы капусту рубим, рубим.

(движения ребром ладоней вверх-вниз)

— Мы морковку трем, трем.

(кулаки трем друг о друга)

— Мы капусту солим, солим.

(пальцы складываем в «щипотку»)

— Мы капусту жмем, жмем.

(придавливаем кулаки о колени)

— Перемешиваем!

(вращаем кулаками)

— В бочку плотно набиваем

(перекрещиваем пальцы обеих рук и прижимаем к коленям)

— И в подвалы составляем.

(обнимаем колени обеими руками)

Ведь капуста, как известно.

Во всех видах нам полезна.

(поглаживают живот обеими руками)

Скоморох2: Да, весь урожай собран и зерно в мешках стоит. С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол хлеб пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:

Что посеешь, то и пожнёшь,

Что пожнёшь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь!

Скоморох2: Надо зерно на мельницу отнести, да в муку смолоть.

Игра «Мельница»(муз. Е. Алексеевой)

Дети встают в круг: каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом все поют:

Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай.

На последнем слове необходимо остановиться и стоять не шевелясь.

Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры.

Игра повторяется.

Скоморох1:

На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на ложках он игрец..

Скоморох2:

Наши ложки знает целый мир

Наши ложки русский сувенир

Хохломские, псковские,

Тульские, загорские,

Вятские, смоленские.

Ложки деревенские!

Скоморох1: Ребятушки вставайте в круг, сейчас мы с вами поиграем.

Игра«Заинька серенький»

Проводят скоморохи по очереди.

У скомороха в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу.

Скоморох обходит круг за спинами у детей и напевает:

Заинька серенький в гости пошел.

Заинька серенький ложки нашел.

Ложки нашел, к дому подошел.

Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук – тук — тук. Ребенок спрашивает: «кто там?»

Скоморох отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?»

Ребенок отвечает: «Вася…»

Скоморох продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!»

Скоморох играет ребенку на ложках любой ритм: / //; // /; // //; / // /.

Хозяюшка: Наши мужчины мастера на все руки, Да и женщины от них не отставали, везде поспевали. И детушек малых уму разуму учили. Не пропадал в хозяйстве и не один лоскуток, очень уж тяжело доставался. Учили шить, мастерить ребятишек. Давайте и вас научим. Сделаем подарки для ваших мам.

Дети и взрослые делают тряпичную куклу.

Хозяюшка: спасибо вам ребятки и вам Скоморохи, что пришли, хорошо мы повеселились. Кузьминки встретили. Осень проводили, зиму встретили. Уважили святых Кузьму и Демьяна. А теперь пора и отдыхать. Завтра дел много.

Прощается. Дети уходят в группу.

Песня «Капуста»

Музыка Д. Львова-Компанейца. Слова И. Мазина.

Как на грядке сто одежек

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Появилось без застежек

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Припев:

Вот такие кочаны!

Вот такой величины!

Вот такие кочаны!

Вот такой величины!

Было пусто стало густо

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Поднялась моя капуста

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Что ж вы дяди что ж вы тети

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Есть капусту не идете?

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фольклор праздники весной
  • Фольклорный праздник кузьминки описание
  • Фиолетовый слон агентство праздников
  • Фольклор праздник урожая
  • Фольклорный праздник кузьминки история