Фольклорный праздник льняные посиделки

  Фольклорные праздники - это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций).       Издавна на Руси они играли очень большую роль в жизни русского народа:-

Фольклорный праздник «Лен — леночек».

  1. Пояснительная записка

  Фольклорные праздники — это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций).  

    Издавна на Руси они играли очень большую роль в жизни русского народа:

— сближали людей, поддерживали в них чувство коллективизма;

— способствовали укреплению родственных связей, так как обычно собирали всю ближнюю и дальнюю родню;

— радостная атмосфера праздника снимала чувство неловкости и стеснения во взаимоотношениях;

— общение с гостями позволяло узнавать новости о событиях в стране, получать знания о далеких странах и народах, удивляться заморским чудесами странным обычаям.

      Фольклорные праздники способствуют  эстетическому  развитию — формированию эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; художественному  развитию — приобщение к искусству и художественной деятельности.  

Фольклорный праздник предназначен для учащихся 5-6 классов

   Цели:

  • приобщение детей к русской народной культуре,
  • знакомство обучающихся с растением «лён», связанными с ним приметами, поговорками, песнями,   и его использовании.

Задачи: 

  • развивать познавательную активность, любознательность при ознакомлении с бытом и жизнью русского народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры;
  • расширить знания учащихся об истории выращивания льна  на Руси и его применении;
  • способствовать воспитанию этического отношения к русской культуре.

Развитие УУД

Регулятивные УУД: 
— эмоционально-положительный настрой на проведение фольклорного праздника, создание ситуации успеха, доверия;
— выделение и осознание того, что усвоено во время праздника, осознание качества и уровня усвоенного.
 
Познавательные УУД:

— расширение знаний о русской культуре и народных традициях;
— извлечение необходимой информации из театрализованного представления об употреблении  и пользе льна в питании.
Личностные УУД:
воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувства общности со своими истоками и гордости за них;

— смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имела для него фольклорный праздник? 
— нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.
 
Коммуникативные УУД. 
— сотрудничество, высказывание своего мнения, обсуждение.

Методы и приёмы, использованные во время проведения фольклорного праздника:

  • использование русских народных костюмов;
  • вовлечение в прошлое;
  • театрализация;
  • рассказ о народных обычаях и традициях;
  • применение изделий народных промыслов;
  • использование загадок, пословиц, поговорок;
  • использование русских народных песен;
  • опросно-ответная беседа;
  • ролевая игра;
  • использование музейных предметов.
  1. Этапы организации, место проведения праздника

I этап — предварительное планирование. Определение места и срока проведения.

II этап — работа над сценарием.   На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий речевой,  музыкальный и игровой материал.

   Ребята предварительно разучивают  русские народные песни «Посеяли девки лён», «У нас нынче субботея», «Пошла Дуня из ворот…», частушки.

III этап — предварительное знакомство детей со сценарием праздника, определение целей и задач. Осознание обучающими своей роли в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, песен, постановки танцев, подготовки зала они видели и понимали, для чего они это делают

IV этап — репетиции. На этом этапе идет работа над сценарием, в который вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.

V этап — проведение праздника. Выступление перед учащимися 5 класса и родителями.

VI этап — подведение итогов.  Проведение  беседы, в которой дети вспоминают, что им понравилось, выделяют наиболее важные и главные моменты  праздника. Отражение итогов в школьной газете.

Место проведения: школьный краеведческий музей.

  В краеведческом музее  созданы все условия для знакомства с народными традициями, бытом русских крестьян, их питанием. Все это способствует развитию интереса к русской национальной культуре, формирует художественный вкус, эмоционально-оценочные суждения по поводу увиденного, вызвать желание отражать полученные эстетические представления в собственной художественно-творческой деятельности, т.е. формировать визуальную культуру и опыт в условиях музейной коммуникации, содействует воспитанию бережного отношения к народным традициям и их сохранению.

     Комната оформлена в русском стиле: на полу домотканые половики; стол,  накрытый льняной скатертью, самовар, выпечка с добавлением льна, масло льняное;  вещи льняные (полотенце, рубашка, наволочка, простыня, платье); на скамейках веретена и прялки;  на полу стоит коробка, стилизованная под старинный сундук; на отдельном столе — стилизованные орудия труда для обработки льна: железный гребень, мялка, ткацкий станок.

Действующие лица:

  • дедушка Федор;
  • бабушка Агафья;
  • внучки Аня и Юля;
  • девочки и мальчики

III. План праздника

1. Вступление. Дедушка с бабушкой в русских народных костюмах  под музыку встречают гостей.

2. Угощение гостей выпечкой с добавлением льна.

3. Исполнение русской народной песни «У нас нынче субботея».

4. Театрализованное представление об истории  выращивания и обработке льна на Руси, народных поверьях и приметах.

5. Хоровод «Я посеяла ленку»

6. Разгадывание загадок и демонстрация льняных предметов «из сундука».

7. Исполнение русской народной песни «Пошла Дуня из ворот…»

8. Рассказ об использовании льна в питании.

9. Угощение гостей кондитерскими изделиями с добавлением льна.

10. Хоровод «Посеяли девки лён».

11. Исполнение группой ребят частушек.

12. Завершение фольклорного праздника чаепитием.

13. Рефлексия. Подведение итогов. Написание отзывов учащихся и родителей в школьную газету.

IV. Сценарий фольклорного праздника «Лен — леночек»

Дедушка, бабушка, их внучки одеты в русские костюмы. Звучит русская народная музыка. Входят ребята Их встречают дедушка и бабушка.

Дедушка. Добро пожаловать, гостюшки дорогие парнишки удалые, девчонки заводные! С чем пожаловали?

Девочка. Чайку попить, хозяев повеселить.

 Мальчик. Рассказы послушать, пироги покушать

Девочка. Попеть, поплясать, себя показать.

Бабушка.

Хлебосольством и радушием

Славен наш край.

Здесь для вас и песни русские,

 И медовый каравай!

Входят внучки (Аня и Юля) с подносами угощают ребят булочками  с льняной присыпкой

Юля. Мир вам, гости дорогие, Вы явились в добрый час.

 Песней русской да народной Мы встречаем нынче вас.

Исполнение русской народной песни «У нас нынче субботея».

Дедушка. Расцвели девчата наши,

Как ромашки на лугу,

Ну а песни распевают,

 Словно пташечки в саду.

Бабушка. Ребятки, не распотешиться ли нам загадкой? А загадка простая, любой отгадает:

Мал малышок

Сквозь землю прошел,

Синю шапочку нашел. (Лён.)

А отгадаете по шифрограмме: по последующей букве алфавита отгадать слово.

Бабушка: Сегодня, ребятки, мы будем говорить о льне, о его обработке и назначении.

— Что такое лён? (растение)

— Видел ли кто из вас это растение?

— Сможете ли узнать лён среди всех растений?

Предлагаются иллюстрации с цветами: василёк, лён, колокольчик. Ребята отгадывают.

— Вот он, лён-леночек,  голубой цветочек. (Показывает растение). При ветре до земли сгибается и снова выпрямляется.

Дедушка. Лён — древнее растение, его возделывают более двух тысяч лет. В старину на Руси лён начинали сеять 27 мая, в день Сидора-огуречника. Помнишь, Агафья, как тогда говорили: «Сидор-огуречник не сидит на печке, огурцы сажает, лён засевает»?

Бабушка. А в день Федота-овсяника, 31 мая , лён сеяли уже везде. Другое название этого дня — «семь дев». В народе такие приметы были: кукушка закуковала — пора сеять лён,

 рябина зацветает — начинай сеять лён.

 Сеяли его до третьего июня.

Дедушка. А помнишь, Агафья, как вы с подружками лён обманывали? (Смеется.)

Бабушка. Ну, тебя, старый, нашел, о чем вспоминать!

Юля. Расскажи, Бабушка! Ну, пожалуйста!

Бабушка. Ну, если смеяться не будете, то расскажу. Это ведь не я придумала, обычай такой был. Перед тем как сеять лён, мы раздевались донага прямо в поле. А лён, глядя на нашу наготу, жалел нас, думал: «Это девки бедные — у них даже рубашек на теле нет, надо будет получше уродиться». Вот так мы лён и обманывали.

Аня. Посей-ка, батюшка, ленку

В середнем поле, в уголку,

На мою долиночку,

На шелкову шапиночку.

Так пели девушки в стародавние времена.

Бабушка. В наших краях был обычай при посеве льна задабривать мужиков — класть в мешок с семенами вареные яйца.

Дедушка. Поэтому мы и любили сеять лён. Бывало, отец высыпает в лукошко (показывает) семена, а с ними яйцо за яйцом вылетает. «Ребята, берите!» Прямо взять да и съесть яйцо нельзя, нужно его сначала подбросить да сказать: «Вырасти, лён, выше лесу стоячего!»

Бабушка. Стебель у льна высотой до ста шестидесяти сантиметров. Голубые цветочки придают особое очарование цветущему льняному полю. Встречаются белые и розовые цветки, но редко. Когда лён отцветает, образуется плод — коробочка, в которой прячутся блестящие семена.

Аня. Как интересно! А где лён растет лучше?

Дедушка. Сеют его на хорошо удобренной земельке. Вы же тоже в огороде работаете, на хорошо обработанной земле и урожай хорошим вырастает.

Бабушка. Лён — водохлеб, очень любит влагу. Где сеяли лён, просили: «Матушка — водица, надо с неба пролиться на нашу льняницу».  Посеяв лён, у поля девушки водили хоровод. Давайте и мы вспомним старину.

Хоровод «Я посеяла ленку»

Дедушка. На Луппу — брусничника, 5 сентября, лён убирали, выдергивали из земли с корнем, теребили, освобождали от коробочек, а оставшуюся солому вязали в снопы. Потом их мочили, опускали в пруд, чтобы волокно легко отделить от древесины.

А с Симеона Столпника (14 сентября), стебли льна МЯЛИ.

Бабушка. Да, помню, как мама мне говорила: «Мни лён доле, волокна будут боле». Затем его теребили на гребнях (показывает гребень), получая длинное волокно и кудель. А потом уж пряли нитки, а из ниток ткали полотно (показывает полотно). В народе всегда говорили: «Кого лён вымотает, того и озолотит».

Бабушка: Какие старинные инструменты запомнили для обработки льна? (щётка. Чесало, трепетало).

— Как вы думаете, ручная обработка льна была сложной работой? ( И руки ранили, и недосыпали) Не зря в народе говорят «Труд всё побеждает». Объясните значение этой пословицы. А в чём заключается ваш труд?

Дедушка:  А кто скажет, как по приметам урожай льна угадать? (распределить детям)

-Длинные сосульки — долгий лён.

-Лён надо сеять, когда на кустах цветут последние цветы.

-Если бельё зимой не сохнет —  льны хорошие будут.

-Лён две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.

Бабушка. Не пора ли, Федор, гостей за стол приглашать, а то мы их только рассказами угощаем.

Дедушка. Еще чуток поговорим, потом и чаем угостим. А ты заметила, Агафья, какие гости-то нарядные, рубахи из нейлона, куртки из синтепона, платья еще из какого-нибудь «пона»? Умные-то люди сроду такую одежду не наденут: одно нездоровье для организма. То ли дело одежда изо льна: натуральная, практичная и, как принято сейчас говорить, экологически чистая, приличная.

Бабушка. И то правда, Федор. Лён-долгунец, который и сейчас выращивают в нашей стране, дает натуральное волокно.

Дедушка (внучкам). Покажите — ка нам, внученьки, бабушкин сундук. Откройте его, пусть гости полюбуются на красоту льняную.

Аня. А давайте поиграем. Мы с Юлей будем ребятам загадывать загадки о вещах изо льна, которые есть в нашем сундуке, а они — отгадывать, тогда и отгадки покажем.

Девочки загадывают загадки и после отгадки достают из «сундука» тот или иной предмет.

  1. На стене висит, болтается,

За него всяк хватается. (Полотенце.)

  1. Меня били, колотили,

А за стол с царем посадили. (Скатерть.)

  1. Кожух для двух брюх

И четырех ух. (Наволочка.)

  1. Белая Ненила

Перину накрыла. (Простынь.)

  1. В будни простой,

 В праздник баской

 За плечи цепляется,

До земли болтается. (Сарафан.)

6.По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл.
(Штаны)

Юля. А с одной девушкой вот что приключилось:  (исполнение песни «Пошла Дуня из ворот…»)

Дедушка. Ай да таракан! А Дуня-то сшила новый сарафан?

Юля. Да, Дедушка, сшила. И не только сарафан, но и рубашку. И на полотенце полотна хватило.

Дедушка. Вот видите, ребята, лён и дом украшал, и людей одевал. Из выращенного на одном гектаре земли, засеянном льном можно изготовить 1220 м ткани, 120 мешков, 110 кг верёвки, 9 кг особо тонкой сигаретной бумаги. А еще из него ткут прочные пожарные рукава, крутят верёвки.  Делают паклю.

 А ну-ка, решите задачку: Сегодня из 1кг пряжи получают 40 километров нити. А из 5 кг. пряжи сколько километров нити получается? (200 км.)

Бабушка. Из льна изготавливают и грубые ткани технического назначения – мешковину, брезент, и тончайший батист (объяснить значение), и удивительные, почти невесомые кружева – блонды. С различных примесей и добавлений шьют постельное бельё, скатерти, портьеры, практичные и модные костюмы для молодёжи.

 Лён ещё кормит: Выжимают душистое масло из семени. Семя используют даже в медицине и парфюмерии. Добавляют семя в самые дорогие конфеты, халву и печенье. Испробуйте наше угощение, гости дорогие! (Угощают гостей).

Юля: Лен в древности высоко ценился, стоимость рубашки из льняного полотна определялась по весу: на одну чашу весов клали изделие, а на другую золото.

Аня. До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза.

Хоровод «Посеяли девки лён».

Исполнение частушек

1.Уж чья это прекрасна

В косе ленточка атласна?

 Сарафан-то чей льняной?

 Вы пожалуйте со мной.

  1. И-ха-ха да и-ха-ха

 Чем я девочка плоха?

Юбочка льняная,

 Сама я удалая!

3.Ветер дует, ветер дует,

 Ветер дует без конца,

А казанские ребята

Ростом ниже долгунца.

4.Рос, рос, перерос,

 Я таким родился,

Кабы до тебя дорос,

Я бы извинился.

  1. 5.Дайте лён, дайте лён,

Дайте десять веретен,

 Буду я попрядывать,

На ребят поглядывать.

  1. 6.Если вышла ты плясать,

 То давай доказывай,

А свое льняное платье

Нечего показывать.

  1. 7. Лён и прочен, и белён,

Для здоровья недурен.

Лишь одна беда — забыли,

 Как его все встарь любили.

Дедушка: Спасибо, ребятки за веселье.

Бабушка: Вам понравился наш праздник? Чем? Что интересного узнали о льне?

 Что готовят из льна?

Завершается фольклорный праздник  чаепитием

V. Использованная литература:

  1. Гурьянова Г.И. Методическое пособие по фольклорной практике. Казань, ГКУ, 2006

2. Науменко Г.В. «Народные праздники» — Москва,1999 г.

3.Науменко Г. Н. «Фольклорная азбука». Учебное пособие. М. 1996.

4.Релли Н. «Русские обряды и традиции». — С-Петербург, 2002 г.

5. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. — С-Петербург, 2002 г.

6. http://azbukalna.ru/article/3000/scenariy-prazdnika-paraskeva-pyatnica-lnyanica.html

7. https://урок.рф/library/professionalnaya_prigodnost_i_samootcenka_223748.html

ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»

Фольклорный праздник

«Лён-леночек»

Подготовила и провела: Шабдарова Л.В.

с. Казанское, 2014 г.

Фольклорный праздник «Лён — леночек — голубой цветочек».

Помещение оформляется в русском стиле: домотка­ные половики, накрытый вышитой скатертью стол, на котором всё приготовлено для чаепития — самовар выпечка; на скамейках веретена и прялки; на полу стоит коробка, стилизованная под старинный сундук. На отдельном столе — орудия труда для обработки льна: железный гребень, мялка.

Цель:

  1. Познакомить обучающихся с растением «лён», связанными с ним приметами, поговорками, песнями, формировать познавательную ак­тивность.

  2. Корригировать мышление, память на основе исполнения песен, отгадывания загадок, просмотра презентационного материала.

  3. Воспитывать любовь к далёкому прошлому наших предков, создать у детей радостное настроение.

Оборудования: домотканые половики, скатерть, самовар, выпечка, сундук, орудия труда для обработки льна (мялка, гребень), лукошко, масло льняное, вещи льняные (полотенце, скатерть, рубашка, наволочка, простыня, платье), электронная презентация, видеоролик «Современная обработка льна», ноутбук, проектор.

Действующие лица:

  • дедушка Федор;

  • бабушка Агафья;

  • внучки Аня и Юля;

  • девочки и мальчики

Дедушка, бабушка, их внучки одеты в русские костюмы. Звучит русская народная музыка. Входят ребята Их встречают дедушка и бабушка.

Дедушка. Добро пожаловать, гостюшки дорогие парнишки удалые, девчонки заводные! С чем пожаловали?

Надя. Чайку попить, хозяев повеселить.

Рафаэль. Рассказы послушать, пироги покушать

Даниил. Попеть, поплясать, себя показать.

Бабушка.

Хлебосольством и радушием

Славен наш марийский край.

Здесь для вас и песни русские,

И медовый каравай!

Собрались все вместе, коли, Как там бают:

«Чином чин», Начинаем с хлеба-соли,

С доброй песни наш зачин.

Входят внучки (Аня и Юля) с подносами, на которых пирог и каравай, ставят подносы на стол.

Юля.

Мир вам, гости дорогие, Вы явились в добрый час.

Песней русской да народной Мы встречаем нынче вас.

Исполнение русской народной песни «У нас нынче субботея».

Дедушка.

Расцвели девчата наши,

Как ромашки на лугу,

Ну а песни распевают,

Словно пташечки в саду.

Бабушка. Ребятки, не распотешиться ли нам загадкой? А загадка простая, любой отгадает:

Мал малышок

Сквозь землю прошел,

Синю шапочку нашел. (Лён.)

А отгадаете по шифрограмме: по последующей букве алфавита отгадать слово.

КЕМ – ЛЁН

Бабушка: Сегодня, ребятки, мы будем говорить о льне, о его обработке и назначении. – 1 слайд.

— Что такое лён? (растение)

— Видел ли кто из вас это растение?

— Сможете ли узнать лён среди всех растений?

Предлагаются иллюстрации со цветами: василёк, лён, колокольчик. Ребята отгадывают.

— Вот он, лён-леночек, голубой цветочек. (Показывает растение – 2 слайд). При ветре до земли сгибается и снова выпрямляется.

Дедушка. Лён — древнее растение, его возделывают более двух тысяч лет. В старину на Руси лён начинали сеять 27 мая, в день Си­дора-огуречника (на доске – закрепляется табличка). Помнишь, Агафья, как тогда гово­рили: «Сидор-огуречник не сидит на печке, огурцы сажает, лён засевает»?

Бабушка. А в день Федота-овсяника, 31 мая (на доске – закрепляется табличка), лён сеяли уже везде. Другое название этого дня — «семь дев». В народе такие приметы были: (отгадать по рисунку)

кукушка закуковала — пора сеять лён,

рябина зацветает — начинай сеять лён.

Сеяли его до третьего июня.

Дедушка. А помнишь, Агафья, как вы с под­ружками лён обманывали? (Смеется.)

Бабушка. Ну, тебя, старый, нашел о чем вспоми­нать!

Юля. Расскажи, Бабушка! Ну, пожалуйста!

Бабушка. Ну, если смеяться не будете, то расска­жу. Это ведь не я придумала, обычай такой был. Пе­ред тем как сеять лён, мы раздевались донага пря­мо в поле. А лён, глядя на нашу наготу, жалел нас, думал: «Это девки бедные — у них даже рубашек на теле нет, надо будет получше уродиться». Вот так мы лён и обманывали.

Аня.

Посей-ка, батюшка, ленку

В середнем поле, в уголку,

На мою долиночку,

На шелкову шапиночку.

Так пели девушки в стародавние времена.

Бабушка. В наших краях был обычай при посеве льна задабривать мужиков — класть в мешок с семенами вареные яйца.

Дедушка. Поэтому мы и любили сеять лён. Бы­вало, отец высыпает в лукошко (показывает) семена, а с ними яйцо за яйцом вылетает. «Ребята, берите!» Прямо взять да и съесть яйцо нельзя, нужно его сначала подбросить да сказать: «Вырасти, лён, выше лесу стоячего!»

Бабушка. Стебель у льна высотой до ста шести­десяти сантиметров. Голубые цветочки придают особое очарование цветущему льняному полю. Встречаются белые и розовые цветки, но редко. Когда лён отцветает, образуется плод — коробочка, в которой прячутся блестящие семена.- 3 слайд.

Аня. Как интересно! А где лён растет лучше?

Дедушка. Сеют его на хорошо удобренной зе­мельке. Вы же тоже в огороде работаете, на хорошо обработанной земле и урожай хорошим вырастает.

Бабушка. Лён — водохлеб, очень любит влагу. Где сея­ли лён, просили: «Матушка — водица, надо с неба пролиться на нашу льняницу». Посеяв лён, у поля девушки водили хоровод. Давайте и мы вспомним старину.

Хоровод «Я посеяла ленку»

Дедушка. На Луппу — брусничника, 5 сентября (вывешивается табличка), лён убирали, выдергивали из земли с корнем, те­ребили, освобождали от коробочек, а оставшуюся солому вязали в снопы. Потом их мочили, опускали в пруд, чтобы волокно легко отделить от древесины. –46 слайд

А с Симеона Столпника (14 сентября) (вывешивается табличка), стебли льна МЯЛИ.

Бабушка. Да, помню, как мама мне говорила: «Мни лён доле, волокна будут боле». Затем его те­ребили на гребнях (показывает гребень), получая длинное волокно и кудель. А потом уж пряли нитки, а из ниток ткали полотно (показывает полотно). В народе всегда говорили: «Кого лён вымотает, того и озолотит». А хотите увидеть, как вручную обрабатывали лён? (видеофильм – 3 мин.)

Бабушка: Какие старинные инструменты запомнили для обработки льна? (щётка. Чесало, трепетало).

— Как вы думаете, ручная обработка льна была сложной работой? ( И руки ранили, и недосыпали) Не зря в народе говорят «Труд всё побеждает». Объясните значение этой пословицы. А в чём заключается ваш труд?

Дедушка: А кто скажет, как по приметам урожай льна угадать? (распределить детям)

-Длинные сосульки — долгий лён.

-Лён надо сеять, когда на кустах цветут последние цветы.

-Если бельё зимой не сохнет — льны хорошие будут.

-Лён две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.

Бабушка. Не пора ли, Федор, гос­тей за стол приглашать, а то мы их только рассказами угощаем.

Дедушка. Еще чуток поговорим, потом и чаем угостим. А ты заметила, Агафья, какие гости-то на­рядные, рубахи из нейлона, куртки из синтепона, платья еще из какого-нибудь «пона»? Умные-то люди сроду такую одежду не наденут: одно нездоровье для организма. То ли дело одежда изо льна: натуральная, практичная и, как принято сейчас гово­рить, экологически чистая, приличная.

Бабушка. И то правда, Федор. Лён-долгунец, ко­торый и сейчас выращивают в нашей стране, дает натуральное волокно. В нашем марийском крае во всех районах сеяли лён, и в посёлке Сернур был льнозавод, построенный ещё до войны в 1932 году. В наши дни льнозавод действует в Оршанском районе, недалеко от нашего села в Заре для хлебопекарни выращивают лён.

Дедушка (внучкам). Покажите — ка нам, внученьки, бабушкин сундук. Откройте его, пусть гости полю­буются на красоту льняную.

Аня. А давайте поиграем. Мы с Юлей будем ребятам загадывать загадки о вещах изо льна, ко­торые есть в нашем сундуке, а они — отгадывать, тогда и отгадки покажем.

Девочки загадывают загадки и после отгадки достают из «сундука» тот или иной предмет.

  1. На стене висит, болтается,

  2. За него всяк хватается. (Полотенце.)

  3. Меня били, колотили,

  4. А за стол с царем посадили. (Скатерть.)

  5. Кожух для двух брюх

  6. И четырех ух. (Наволочка.)

  7. Белая Ненила

  8. Перину накрыла. (Простынь.)

  1. В будни простой,

  1. В праздник баской

  2. За плечи цепляется,

  3. До земли болтается. (Сарафан.)

  4. 6.По дороге я шёл,
    Две дороги нашёл,
    По обеим пошёл.
    (Штаны)

  1. Юля. А с одной девушкой вот что приключи­лось: (Поют с Аней)

  2. Пошла Дуня из ворот

  1. Во зеленый огород.

  2. Сорвала там лопушок

  3. Да под самый корешок.

  4. Сшила Дуня сарафан:

  5. И наряден, и не ткан.

  6. Положила в уголок

  7. В берестяный коробок.

  8. Где ни взялся таракан —

  9. Проел Дуне сарафан!

  10. Ты уж, Дуня, не серчай,

  11. Таракана не ругай,

  12. На вечерку приходи

  13. Да кудельку попряди.

  14. Будет новый сарафан:

  15. И наряден, и соткан.

  1. Дедушка. Ай да таракан! А Дуня-то сшила новый сарафан?

  2. Юля. Да, Дедушка, сшила. И не только сарафан, но и рубашку. И на полотенце полотна хватило.

  3. Дедушка. Вот видите, ребята, лён и дом украшал, и людей одевал. Из выращенного на одном гектаре земли, засеянном льном можно изготовить 1220 м ткани, 120 мешков, 110 кг верёвки, 9 кг особо тонкой сигаретной бумаги. Из отходов получают 2 м2 костроплит для отделки салонов самолетов, автобусов, мебели. А еще из него ткут прочные пожарные рукава, крутят верёвки. Делают паклю ( 8 слайд).

  4. А ну-ка, решите задачку: Сегодня из 1кг пряжи получают 40 километров нити. А из 5 кг. пряжи сколько километров нити получается? (200 км.)

  5. Бабушка. Из льна изготавливают и грубые ткани технического назначения – мешковину, брезент, и тончайший батист (объяснить значение), и удивительные, почти невесомые кружева – блонды. С различных примесей и добавлений шьют постельное бельё, скатерти, портьеры, практичные и модные костюмы для молодёжи. – 9 слайд

  6. Лён ещё кормит: Выжимают душистое масло из семени. Семя используют даже в медицине и парфюмерии. Добавляют семя в самые дорогие конфеты, халву и печенье. Испробуйте наше угощение, гости дорогие! (Угощают гостей).

  7. Юля: Лен в древности высоко ценился, стоимость рубашки из льняного полотна определялась по весу: на одну чашу весов клали изделие, а на другую золото.

  8. Аня.На Руси лен стелили новобрачным, чтобы никакая хворь к ним не привязывалась, принимали в льняное полотно новорожденных, чтобы были здоровыми, перевязывали воинов, чтобы раны быстрее зажили.    

  9. Юля. До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза.

  10. Хоровод «Посеяли девки лён».

  1. Посеяли девки лен,

  2. Посеяли девки лен.

  3. Вот те гребень, вот те лен, да

  4. Вот те сорок веретен, да

  5. Ты сиди попрядывай, да

  6. На меня поглядывай, да

  7. Нитки рвутся, я вяжу, да

  8. На тебя, милой гляжу.

  9. Посеяли, попололи,

  10. Посеяли, попололи.

  11. Вот те гребень, вот те лен, да

  12. Вот те сорок веретен, да

  13. Ты сиди попрядывай, да

  14. На меня поглядывай, да

  15. Нитки рвутся, я вяжу, да

  16. На тебя, милой гляжу.

  17. Повадился паренек,

  18. Иванушка-щеголек.

  19. Вот те гребень, вот те лен, да

  20. Вот те сорок веретен, да

  21. Ты сиди попрядывай, да

  22. На меня поглядывай, да

  23. Нитки рвутся, я вяжу, да

  24. На тебя, милой гляжу.

  25. Со льна цветы сорывал,

  26. Веночки завивал.

  27. Вот те гребень, вот те лен, да

  28. Вот те сорок веретен, да

  29. Ты сиди попрядывай, да

  30. На меня поглядывай, да

  31. Нитки рвутся, я вяжу, да

  32. На тебя, милой гляжу.

  1. Мальчики.

  2. Эх, лён, лён, лён,

  3. Нашим девочкам поклон!

  4. Девочки.

  5. Да, лён, лён, лён,

  6. И мальчишкам всем поклон!

  7. Частушки

    1. Уж чья это прекрасна

    2. В косе ленточка атласна?

    3. Сарафан-то чей льняной?

    4. Вы пожалуйте со мной.

    5. И-ха-ха да и-ха-ха

    6. Чем я девочка плоха?

    7. Юбочка льняная,

    8. Сама я удалая!

    9. Ветер дует, ветер дует,

    10. Ветер дует без конца,

    11. А казанские ребята

    12. Ростом ниже долгунца.

    13. Рос, рос, перерос,

    14. Я таким родился,

    15. Кабы до тебя дорос,

    16. Я бы извинился.

    17. Дайте лён, дайте лён,

    18. Дайте десять веретен,

    19. Буду я попрядывать,

    20. На ребят поглядывать.

    21. Если вышла ты плясать,

    22. То давай доказывай,

    23. А свое льняное платье

    24. Нечего показывать.

    25. Лён и прочен, и белён,

    26. Для здоровья недурен.

    27. Лишь одна беда — забыли,

    28. Как его все встарь любили.

    1. Дедушка: Спасибо, ребятки за веселье.

    2. Бабушка: И наши детки учатся рукоделию (показать работы детей). Вам понравился наш праздник? Чем?

    3. Что интересного узнали о льне?

    4. Что готовят из льна?

Машинец Татьяна Александровна, Шинкарёва Оксана Евгеньевна
музыкальные руководители
МБДОУ «ЦРР – д/с «Золотая рыбка»
г. Абакан, Республика Хакасия

— Приобщать детей к истокам русской народной культуры —

познакомить с днем Святой Прасковьи — Льняницы.

— Донести до понимания детей особенности крестьянского и женского труда по обработке льна ,через беседу, песню, хоровод, выставку изделий

— Познакомить с изделиями народного искусства — изо льна: вышивки, узоры, раскрыть смысл вышивок-символов.

— Познакомить детей со старинной русской женской одеждой, ее названием, головными уборами.

— Дать понятие амулет-оберег, изготовить оберег своими руками. 6.Расширить словарный запас детей, кругозор по теме «Старинные народные даты» «русская одежда», лен-изделия, обработка.

Музыкальный зал украшен соответственно теме: убранство русской избы, рушники, салфетки, предметы декоративно-прикладного искусства, скатерти. На большом стенде выставка из льняных изделий и изделий с русской вышивкой: скатерти, рубахи, рушники, наволочки, образцы старинной символической вышивки (из геометрических фигур).

Возле прялки работает Хозяюшка-Марьюшка.

Дети под веселую музыку заходят в зал, все в русских народных костюмах.

Музыкальный руководитель и дети: (поклон) Здравствуй, Хозяюшка, здравствуй, Марьюшка! Гостей встречай, привечай.

Марьюшка: Ох, а я то сегодня заработалась, день то сегодня особенный, знаете, как он называется?

(ответ детей) Он называется День Прасковьи-Льняницы (27 октября)

С этого дня в старину начинались зимние работы. Девицы собирались вместе. Кто кружево вязал, кто-то прял, шил. Так же мяли, трепали лен, ткали из него полотно. А потом из полотна шили одежду. Украшали ее вышивками.

Музыкальный руководитель: Такие вечера, дети, назывались «посиделками». Марьюшка! Почему этот день назывался днем Прасковьи — Льняницы?

Марья: Назван он в честь святой Прасковьи, которая считается заступницей, помощницей во всех, женских, зимних работах, особенно в обработке льна.

Музыкальный руководитель: Марьюшка, а у тебя есть такая помощница?

Марья: (показывает икону) Дети, посмотрите. Вот она святая Прасковья. Раньше в каждой избе висела икона с изображением святой помощницы.

Музыкальный руководитель: Хозяюшка! Как у тебя нарядно, уютно в избе. А полотенце такое красивое, все узорное, как будто из сказки.

Марья: Это полотенце льняное и на самом деле не простое. Посадили люди сначала маленькое зернышко. Из него выросла вот такая травка (показывает рисунок — лен) с простыми синими цветочками, которую люди назвали лен. А что дальше произошло с этой травкой, давайте вместе вспомним.

Музыкальный руководитель: Вот девица красная идет в поле ленок сеять, а чтобы было весело песню звонкую поет.

«Ленок»

р.н. песня

Марья: Спасибо тебе за хорошую песню, а что дальше случилось с леночком?

Музыкальный руководитель: Вставайте девицы в хоровод, об этом песню споем, да покажем.

Хоровод «Ленок»

( в конце девочка танцует с льняным платочком).

Марья: Какой красивый платочек. Вам нравиться он? Он изо льна! Дети, а чего можно еще сделать изо льна?

Дети: Полотенце, салфетки, рубахи, сарафаны, фартуки, простыни и т. д.

Марья: Отгадайте мою загадку:

Топили, колотили,

Мяли, трепали,

Рвали, крутили, ткали

И на стол постлали.

Что это?

Дети: Скатерть.

Марья: Дети, давайте посмотрим выставку изделий изо льна и другой ткани.

Музыкальный руководитель: Что вы видите на этой выставке? Какие изделия? (ответ детей). С давних времен девушки должны были уметь вышивать. Русская вышивка отличалась своим разнообразием. Яркими красками (рассматривают изделия). А еще у русских мастериц была особая вышивка, которая имела магическое значение. Расскажи нам, Марьюшка, о такой вышивке.

Марья: Русские мастерицы вышивали цветы, деревья, людей, зверей в виде геометрических фигур и каждая фигура имела свой смысл.

Солнце — это символ тепла и жизни. Солнце обозначалось не обязательно кругом, а в виде ромба, розетки, квадрата. Найдите, где здесь символ жизни? (дети находят в вышивках ромбы, квадраты, розетки)

Женская фигура и цветущее дерево — олицетворяют плодородие земли. Найдите этот символ.

Птица — символизировала приход весны.

(дети рассматривают на полотенце символы — вышивки).

Если вы будете знать эти символы, то научитесь раскрывать секрет старинных русских вышивальщиц. Разгадайте секрет этой вышивки (показывает иллюстрацию с вышивкой из книги «Узоры»)

Женщина — символ плодородия

Мужчина — (дети высказывают свое мнение) — символ защиты, мужества.

Марья: Отгадайте дети загадку мудреную «Весь мир одевает, а сама нагая»

Дети: Иголка!

Марья: Правильно! Все эти вышивки вышиты иголкой. И ваша одежда: кофточки, сарафанчики сшиты иглой. Давайте поиграем в игру. «Ниточка-иголочка». Вставайте скорее в круг.

Игра «Ниточка-иголочка»

Музыкальный руководитель: Дети, посмотрите, мы забыли про самую маленькую Катюшеньку. (показывает куклу в русской одежде). А она тоже ждала гостей, посмотрите, какая нарядная на ней одежда. В такой одежде ходили девицы-красавицы с давних времен. Давайте посмотрим, что же на ней надето. Раньше женщины и в городах и деревнях носили одинаковые рубахи-сорочки. Только крестьянки шили их из простой льняной материи, а богатые горожанки из тонкого шелка. Но зато каждая старалась расшить рубаху как можно красивее. Не зря говорили так: «Какова пряха, такова на ней рубаха».

Поверх рубахи надевали «сарафан» украшенный лентами и бисером. На праздник надевали самый нарядный — красный (красивый) сарафан. В холодных районах России девицы надевали поверх сарафана короткую кофту на лямках с застежкой впереди. Она называется «епанечка». У нашей Катюши тоже есть епанечка. Сейчас мы ее наденем (надевает). А в холодную погоду надевали «душегрею» с длинными рукавами. Головной убор, который в основном носили с сарафаном — «кокошник». Это слово образовалось от слова «кокоша» (т.е. курица) имитирует гребешок птицы. На Руси существовал обычай — по которому девушка могла носить распущенные волосы или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна заплетать 2 косы и не показываться на улицу с непокрытой головой. На голову одевали мягкие шапочки, которые украшали бисером, жемчугами, или надевали длинный кусок ткани с вышивкой на концах.

Наиболее богато украшали вышивками места, где одежда имела прорези-рукава, горловину, подол, верх сарафана.

Марья: И, конечно, девицы красные украшали себя перстнями, бусами, лентами, серьгами. И мужчины тоже носили и перстни, и браслеты, и украшения. Особой символикой покрывалось оружие, доспехи, упряжь лошадей. Люди считали, что в трудное время эти росписи, узоры, украшения будут защитой и обязательно у сердца носили обереги-амулет. Существовало поверье, что самольняная нить является оберегом от злых сил. Ребята, знаете, а у меня есть такой амулет-оберег. (показывает). Он мне помогает в трудную минуту. А вы, ребята, хотели бы иметь такой оберег? Давайте каждый изготовит его себе своими руками.

Изготовление оберега:

1. Бусинки накручены из открыток

2. Птичка из кожи.

3. Льняная нить.

Марья: Пусть Ваши обереги хранят вас от болезни, злого глаза, от бед и несчастий (дети одевают обереги на шею).

Музыкальный руководитель: Спасибо, Марьюшка за привет, за ласку, за интересную беседу. До свидания.

Марья: Приходите ко мне еще в гости.

Дети берутся за руки и проходят змейкой по залу под русскую народную музыку. Уходят.

Авторы: Машинец Татьяна Александровна, Шинкарёва Оксана Евгеньевна
Должность: музыкальные руководители
Место работы: МБДОУ «ЦРР – д/с «Золотая рыбка»
Месторасположение: г. Абакан, Республика Хакасия

Дата изменения: 16.02.2015
Дата публикации: 16.02.2015

Тема: Льняницы. Льняные смотрины.

Цели:

углубить и расширить знания обучающихся о льне;

формировать интерес к народному творчеству;

прививать интерес к культуре своей Родины , к истокам народного творчества.

Оборудование: рушники, полотняные скатерти, нитки, ножницы, цветная бумага.

(Зал оформляется в виде крестьянской избы)

Слово ведущего:

Лен известен человеку с глубокой древности, льняная ткань считается самой старинной. Православная Церковь 10 ноября поминает мученицу Параскеву. В народе её называют Параскевой Пятницей и считают покровительницей прядения .А ещё в этот день почитают Неонилу. Крестьянки называли её Нанилой-льяницей. На Параскеву и Ненилу-льяницу девушки стремились показать своё искусство.

Сегодня наши команды покажут своё мастерство.

Поприветствуем наши команды «Марьи Искусницы» и «Василисы Премудрые».

(Жюри оценивает конкурсы)

На Руси льну были посвящены специальные праздники. Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: сеют лен у семи Ален. Посев льна сопровождался пением. Наши команды покажут, как они умеют петь. Команды исполняют песни про лён.(Песни подготовили заранее. Примером песни может быть

Уж я сеяла, сеяла ленок.

Уж я сеяла, сеяла ленок, 
Уж я, сеяв, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Я полола, полола ленок, 
Я, половши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Уж я дергала, дергала ленок, 
Уж я, дергав, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок! 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Уж я стлала, я стлала ленок, 
Уж я, стлавши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Я мочила, мочила ленок, 
Я, мочивши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Я сушила, сушила ленок, 
Я, сушивши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Уж я мяла, я мяла ленок, 
Уж я, мявши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Я трепала, трепала ленок, 
Я, трепавши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Я чесала, чесала ленок, 
Я, чесавши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Уж я пряла, я пряла ленок, 
Уж я, прявши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Уж я ткала, я ткала ленок, 
Уж я, ткавши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Лён мой
(Сл. В. Бокова)

Сегодня мне не весело, 
Сегодня я грущу. 
Как будто что потеряно, 
Как будто что ищу. 
Куда меня знакомая 
Дороженька ведёт? 
На полюшко заветное, 
Туда, где лен цветёт.

Припев: 
Лён, лён, мой лён,
Ох, тот, кто нравится, 
Он не в меня влюблён… 
Лён, лён, мой лён, 
Лён, лён, мой лён. 
Ох, не в меня он влюблён, 
Ох, не в меня, лён, мой лён.

Не я ль весною сеяла 
Сибирский мой ленок, 
Его посеять вовремя 
Не ты ли мне помог… 
Но почему сегодня ты 
Не хочешь мне помочь? 
От чувства безответного 
Страдать мне день и ночь.

Припев.

Остановлюсь я на поле. 
Присяду, лён примну.
И спрячу очень грустные 
Глаза свои во льну. 
Слезу заметив горькую, 
Меня ленок простит, 
И, может быть, по-девичьи 
Со мною погрусти

)

Слова ведущего:

Очень долго существовал другой обычай. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку! » На праздник Купалы, который отмечался в летнее солнцестояние, чучело Костромы, которое создавалось из соломы, торжественно, с песнями и хороводами доставляли к месту празднования. На месте Кострому сжигали (наподобие сжигания чучела Мораны на Масленицу), либо топили в реке, либо разрывали и разбрасывали солому по округе. Что означают такие обряды на Купалу?

Кострома — славянская богиня, после принятия христианства переименованная в Праскеву Пятницу. В Брянской области был обряд: изготовление ткани из «убитых» растений льна и конопли. Кострома –олицетворение костры, или кострики, тех обломков льна или конопли, которые получаются при трепании –отделке волокон от обломков –костры.

Командам предлагается задание: сделать чучело Костромы из соломы и подручных материалов.(Солома, нитки и т.д.)

Пока команды готовят задание, зрители разгадывают загадки.

***

Теребили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали

(лён)

Синий цветочек, мал малышочек.

(Лён)

***

С локоть мохнато,

С локоть голо,

С локоть под себя ушло.

(Прялка)

***

Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колону и опять начну.

(Ткание)

***

Чем больше верчусь, тем больше становлюсь. 

(Веретено)

***

Пять овец стог подбирают,
А пять овец прочь отбегают.

(Человек прядет)

***

Стоит Федосья, растрепаны волосья. 

(Гребень с намычкой)

***

Стоит свинка, вырезана спинка. 

(Челнок)

Третье задание: по отрывку угадать название произведения (кто быстрее)

***

Однажды, отрок князя оказался в селе Ласково. Подошел он к одному из домов, но никто не вышел его встречать. Он прошел в дом, но опять не увидел хозяев. Пройдя дальше, в горницу, отрок был поражен необычным зрелищем: девушка работала над полотном, а перед нею прыгал заяц… Юноша рассказал ей о беде, постигшей князя Петра, сказав, что направил его Господь в эти земли искать исцеления. Вот он и приехал по приказу князя узнать о врачах здешних, чтобы найти того, кто князя вылечить возьмется… Петр уже не мог сам ходить. Потому, когда привезли его к дому, он попросил слугу узнать, кто возьмется за лечение. Того кто его излечит, пообещал он наградить щедро. Феврония сказала, что она сама хочет его лечить, и награда ей не нужна. Но если хочет он исцелиться, то должен жениться на ней, а иначе не станет она ему помогать. Князь решил обмануть Февронию, пообещав жениться, а после излечения отказаться от своего обещания… Князь же решил проверить мудрость девушки. Он передал ей маленькую связку льна, велев за то время, пока он будет в бане, соткать ему платок и сорочку. Слуга передал девушке этот пучок вместе с княжеским приказом. Феврония же попросила слугу принести небольшое полено, после чего отрубила от него щепку и передала князю. Вместе со щепкой, она дала Петру наказ, сделать из этой деревяшки станок и все оснащение, для того, чтобы она смогла соткать для него одежду на этом станке. И сделать его нужно за то время, что она лен будет драть. Слуга отдал князю щепку от поленца, передав ответ девушки. Петр же отправил слугу обратно к девушке, сказав, что невозможно сделать из куска щепки станок. Выслушав ответ князя, Феврония ответила: «А как можно из маленького количества льна за такое короткое время, сделать одежду для мужчины?» Слуга передал ответ девушки князю, Петр же удивился ее мудрости

(Сказание о Петре и Февронии Муромских)

***

Лён цвёл чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже ещё нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было так же полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

— Все говорят, что я уродился на славу! — сказал лён. — Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!


(Ганс Христиан Андерсен«Лён»)

***

— Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.

— Хорошо: садись покуда ткать…

Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей

— Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?

— Тку, тетушка, тку, милая!

(Сказка «Баба-яга»)

Четвёртое задание: кто больше знает пословиц и поговорок о льне.(повторятся нельзя)

Колхозный лен трудом силен.

Кто посеет лен, пожнет золото.

Лен вымотает, лен и озолотит.

Лен для льноводов — золото: с ним и старые дышат молодо.

Лен — доходная культура, это деньги и натура.

Лен не косят, не жнут, а рвут.

Лен не родится — и мочало пригодится.

Мни лен дольше, волокон будет больше.

Не домнешь мялкой, так вспомянешь за прялкой.

У льна-долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань.

Хороший ленок — денег закромок.

Чем ленок дольше, тем доход больше.

Лен да клевер, клевер да лен, кто их сеет, тот и умен.

Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.

Лен золой удобряй — получишь урожай.

Лен не жнут, не косят, а теребят.

Лен по клеверу посеешь — урожай уже имеешь.

Лен тем и силен, что всех одевает он.

Пятое задание: «Основа да уток, вот и ткани лоскуток»

Нужно из цветной бумаги сделать полотно. ( имитацию тканого полотна)

Пока выполняется задание, зрители смотрят презентацию «Основа да уток, вот и ткани лоскуток» о том, как делают льняную ткань.

Подведение итогов конкурсов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фирма праздник гагарина
  • Фольклорный праздник курсовая
  • Фирма праздник вкуса
  • Фольклорный праздник кукушкин чай
  • Фирма организация праздника