Фольклорный праздник на вербное воскресенье

Авторская разработка была успешно использована на окружном конкурсе-фестивале детского народного творчества "Все краски Ямала".

Сценарий праздника «Вербное воскресенье»

На экране видео православного праздника  «Вербное воскресение», за кадром голос диктора на фоне музыкальной композиции. В дом входит мать с дочкой и бабушка.

Бабушка: Ой, доченька, как хорошо было на литургии, так светло и радостно на душе!

Мать: Да маменька, даже солнышко светит по-особому.

Дочка: Это ж хорошо, будет погода тёплой. Без вербы не весна. Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд!  

Бабушка: В этом году хорошо она цветёт — пашня будет удачной, значит и урожай злаков и фруктов будет богатым!  

Мать: Давай –те  уж на стол накрывать, будем чай пить.

Дочка: Маменька, какие маленькие хлебцы они так похожи на вербные почки.

Мать: А я туда ещё вербные серёжки запекла — для защиты, а в одну  положила монету. Есть такое поверье, кому достанется — тот будет счастлив в грядущем году.

Бабушка: А  для девушки это предвестие счастливого замужества.

Хозяйка с дочкой готовят к столу. Звучит песня, поют на улице.

Мать: Ты слышишь, Лизонька – поют?

Дочка: Да это маменька мои подружки идут.

Бабушка: Так что же вы сидите, гостей встречайте!

Открывают дверь, в дом с песней входят дети. Исполняют песню « Вербы» на слова К.Бальмонта.    

Дети: День добрый.

Мать: И вам добрый!

Дев. 5: С  праздникам вас, Вербным Воскресением!

Мать: И вас всех со светлым праздником!

Дев. 1: Позвольте,  во – горенку войти, да на лавочку сесть.

Мать: Ой, проходите, девчата  милости просим, рады мы гостям, словно добрым вестям! День свят и дела наши спят, слово — слово родит, третье само бежит, до нас люди жили, добро говорили. И я вам хочу рассказать вот про эти веточки вербы. Мы сегодня всей семьёй ходили на службу в церковь, и батюшка нам освещал их.

Дев. 5: А мы вчера на всенощной были и тоже освещали веточки вербы.

Мать: С давних времён существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснётся. А верба, особенно серёжки, распустившиеся почки считались целебными, наделёнными особой силой.  Считалось, что если съесть 10 вербных серёжек, то это предохранит от лихорадки.

Бабушка: Вот поэтому в вербное воскресенье ветками, принесёнными из церкви, шутливо стегали друг друга – и в первую очередь детей, приговаривая: «Как  вербочка  растёт, так и ты расти». А тех, кто постарше, постёгивали посильнее, но не больно, говоря:

Верба, Верба, Верба хлёст,

Верба хлёст – бьёт до слёз,

Верба синя – бьёт насильно,

Верба красна – бьёт напрасно

Верба бела – бьёт за дело,

Верба хлёст – бьёт до слёз!

Не я бью – верба бьёт!

Мать: Давайте  я вам, девчата, придам здоровья, силы и красоты вот этими веточками.  (Хозяйка не больно стегает гостей ветками по ногам, рукам, спинам и другим частям тела  приговаривая: «Верба  хлёст, бей без слёз»).

Мать: Да что мы вас всё байками кормим? Сейчас мы вас чайком с хлебцами  угостим. Лизонька, давай разливай гостям чай. Так вот, девчата, бывало, в Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишки вербы и угощали ими всех, кто в гости приходил. По- разному у нас в  деревни называют такие хлебцы: кто «барашками», а кто просто хлебцами. И мы  вам сегодня таких «барашков» напекли.  Лизонька, всем чай разлила?

Бабушка: Девчата,  а теперь встанем, помолимся, чтоб Господь благословил нам эту пищу (поют «Отче наш»).  

А теперь, садитесь, ешьте, угощайтесь – силы набирайтесь!

Дочка:  Маменька, а я слышала,  что в народной медицине тоже не забывали о вербе — её почки давали пожевать от зубной боли, лихорадки. Также веточки вербы надо хранить весь год, « на счастье» у образов. Если девушка хочет в этом году выйти замуж, то она должна с веточкой вербы в Юрьев день попросить у святого Георгия пригожего жениха для себя. (Юрьев день-23 апреля).

Дев.5: Ой, а я и не знала! Обязательно попрошу святого Георгия жениха для себя!

Дев. 3: А я слышала от стариков, что есть такое поверье, что воткнутая в землю освящённая ветка вербы оберегает урожай, брошенная в огонь — укрощает пламя, а брошенная против ветра — прогоняет бурю.

Дочка: Бабушка, а  вы рассказывали, как  вербными ветками в старину выгоняли скот на первый выпас весной, чтобы не болела.

Бабушка: Да, было дело, брали годовалую вербу, мочили в святой воде, окропляли ею скот на дворе и потом этой вербой хлестали скотину, приговаривая: Господь, благослови и здоровьем награди!  А потом с вербой в руках доводили до места пастбища. От всех бед вас верба спасёт, от всех болезней избавит!

Дочка:  Бабушка, маменька вы столько знаете о вербочке.

Мать: А сколько я загадок много мудрёных знаю. Умеете отгадывать?

Дети: Умеем!

Мать: А сейчас проверим:

Тёмная, мокрая,

С силами собирается,

С зимним сном прощается… (Земля)

Мать: Надо-же,  какая догадливая! Ещё одну загадаю:

Из  – под снега расцветает

Раньше всех весну встречает… (Подснежник)

Мать: Какие у тебя подружки смышленые!

Дочка: Маменька, а можно я загадаю,  которую мне бабушка загадывала?

Мать: Ну, попробуй.

Дочка: Белые овечки бегают по свечке

Пушистые комочки

Расселись на пруточке.

Весною зацветают

И  Пасху зазывают!   (Плоды вербы)

Бабушка: Ну надо — же все загадки отгадали!

Дочка: Бабушка, а помните, вы мне рассказывали, как  в молодости с подружками встречали праздник, с песнями, весенними хороводами, а какой богатый базар был, всё можно было купить!

Бабушка: А как же не помню, было дело, не то что сейчас!

Дев.1: А мы сегодня всей семьёй  собираемся на базар, маменька обещала нам с братом сладости и игрушки.

Дев.2: А мне папенька свистульки обещал купить.

Дев.3: Ой, а у нашего Якова — товару всякого! Нитки, катушки, селёдочные кадушки, красивые платочки, мелкие  гвоздочки!

Зазвучала гармонь…

Дев.1: Ой, девчата гармонь играет…

 Дев.5: Это сегодня на праздник к нам гармонисты

             Со всех волостей соберутся

             Поиграть и потягаться на  гармошечках своих!

Дев.3:  Как гармошка заиграет,

              Моё сердце замирает!

Бабушка: От гармошки русской,

                  На душе то весело, то грустно…

Дочка:   Бабушка, не грусти, ведь праздник какой сегодня!

Бабушка: Да я это так, просто молодость свою вспомнила.

Дочка: Девчата, что – то мы засиделись

             Друг на дружку нагляделись,

             Не пора — ль нам поиграть?              

Дев.1: Отчего ж не поиграть!

Проводится игровой хоровод «Верба —  вербочка».

 Играющие встают в два круга  и  начинают  движение.  На слово «Вьёт» 2девочки  в одном месте разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец образуют круг и водят хоровод.

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая

Люли, люли, люли

Вербочка кудрявая.

Не расти верба во ржи,

Расти верба на межи,

Люли, люли, люли

Расти верба на межи.

Как, во – городе царевна

По — среди круга стоит,

Люли, люли, люли

По – среди круга стоит.

Её ветер, не берёт,

Канарейка гнездо вьёт!

Люли, люли, люли

Канарейка гнездо вьёт!

Хоровод останавливается, одна девушка обращает внимание всех на распустившую вербу.

Дети читают стихи:

Дочь:  Ой, девчата, смотрите, как Верба зацвела!

     Это значит верно, к нам весна пришла! 

Дев.1: Нежным пухом покрытые почки,
           Словно тут на ветвях ангелочки.
           Тянет к солнцу ветки она –
           Верба весною как хороша!

  Мать: Входом Господним зовут этот день.
             Помним о Господа мы доброте.
             Помним об этом. И в память о нем
             Ветками вербы украшен наш дом!

Бабушка: Ветки вербы прошли освященье,
                  А потом уже, как украшенье,
                  Долго в доме будем хранить,
                  Чтоб болезнь от семьи отводить!

  Дев. 5: Праздник светлый наступил

               Будем веселиться мы.

               Будем петь и танцевать

               Вербу нашу величать!          

Девушки поют и танцуют « Ой, верба ты верба моя».

Дев. 5: Вот и наплясались и напелись!

Дев. 2: Вдоволь мы хлебцов наелись!

Дев. 5: Девчата, а теперь пора собираться  да на ярмарку отправляться!

Звучит песня «Эй, пора гостям со двора» пританцовывая,  все уходят на Ярмарку….

Вербное воскресенье

Вербное воскресенье — праздник предшествующий Пасхе, отмечается христианами в шестое воскресенье Великого поста. Сопровождается продолжительной службой, а основная традиция в России — освещение веточек вербы.

Содержание:

  • История
  • Почему называется «Вербное»
  • Традиции Вербного Воскресенья
  • Что разрешено традициями, а что — нет

История

В этот день отмечают Вход Господень в Иерусалим, о котором пишут все четыре евангелиста — Матфей (21 глава), Марк (11), Лука (19) и Иоанн (12). Суть в том, что в те времена в преддверии праздника Пасхи тысячи паломников стекались в Иерусалим со всего Ближнего Востока, а тогда как раз прошёл слух, что Иисус воскресил Лазаря. Люди ждали Иисуса из Назарета — спасителя Израиля. Верили, что мессия явится народу именно на Пасху.

Jesus entry into Jerusalem

( Giotto di Bondone — Jesus entry into Jerusalem)

Сын Божий въехал в город на осле, что означало символ мира (на коне — символ войны). Говорят, что ворота, через которые он въехал, существуют до сих пор, но уже многие столетия намертво замурованы. Народ привечал его возгласами «Осанна (слава) сыну Давидову!» и каждый легонько касался Иисуса веточкой пальмы, выражая преданность и любовь. Это и есть корни современной традиции ударять близких освящённой вербой, при этом говоря: «Не я бью — верба бьёт! Верба хлёст — бьёт до слёз!».

Вход Господень в Иерусалим — это второе пришествие, когда он явился как Царь Мира и Судия. Первый же раз он предстал перед людьми как Искупитель грехов рода человеческого.

Почему называется «Вербное»

ветви пальм

Народ встречал пришествие Царя веточками пальмы — именно её и используют жители Ближнего востока и стран, где растёт это дерево. В тех краях праздник называется «Пальмовое воскресенье». Использование вербы русской традиции объясняется очень легко — просто нет пальм. Потому-то церковь традиционно использует вербу, которая первой встречает весну. Также иногда используют веточки ивы и ветлы.

Веточки вербы — главный атрибут праздника. В этот светлый день люди приходят с веточками в церковь, чтобы чествовать Царя, смерть и грех победившего. Священнослужители надевают зелёные ризы, которые являются символом возрождения жизни.

В допетровскую эпоху был своеобразный обряд. Патриарх выезжал «на осляти» — белом коне, «замаскированном» под осла, — как символ Входа Господня в Иерусалим. Он одаривал с Лобного места освящёнными веточками вербы всех собравшихся. Одаривались по очереди, сообразно статусу — вначале веточки доставались царю, затем архиереям, боярам, думским дьякам, а в конце и простому люду.

Традиции Вербного Воскресенья

Православные хранят освящённые веточки вербы целый год. Есть традиция украшать ими иконы и красные углы. Многие хозяева, придя из церкви, первым делом сажали пару веточек у себя возле дома, и только потом занимались обрамлением икон.

Что разрешено традициями, а что — нет:

В этот день нельзя работать, нельзя расчёсывать волосы и выгонять скот на выпас. Также традиции запрещают готовить горячие блюда, так что об этом лучше позаботиться заранее. Что касается еды в целом, то тяжёлая, жирная пища не употребляется, зато разрешено кушать рыбу и овощи.

С этим праздником связаны и некоторые народные приметы погоды выпадающие на этот день:

  • Если идёт дождь — жди обильного урожая.
  • Если светит солнышко — снова богатый урожай, да ещё и тёплое лето.
  • Если дует сильный ветер — это к прохладному и ветреному лету.

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение) — двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста.


Вербное воскресенье в 2022 году: 9 апреля


Содержание:

  • Вербное воскресение. Событие праздника
  • Вербное воскресение. История праздника 
  • Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение
  • «Шествие на осляти»
  • Вербное воскресение в народных традициях
  • Вход Господень в Иерусалим. Иконы
  • Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим
  • Душеполезное поучение на Вербное воскресение

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», — сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Икона «Воскрешение Лазаря». Великий Новгород, XV век

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название — Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника — Вербное воскресенье. В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.


Библиотека Русской веры
Канон Вербному воскресению →

Читать онлайн


Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џбщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст:

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе — Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

На пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст:

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама.

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим — конь светлой масти. 

Западный придел собора Василия Блаженного (Покровского собора на Красной площади) освящен во имя входа Господня во Иерусалим

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти» было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

Празднование Вербного воскресения на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней. 

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя, или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

Борис Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот. 1917 г.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез!» В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!» А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова»… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве.

Вход Господень в Иерусалим, фрагмент фрески. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, ХIV век

Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

Вход Господень в Иерусалим. Первая половина XVI в. Музей им. Андрея Рублева

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV — начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе — оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других. 

Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва, XVI в.
Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Середина XV в.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед. 

Вход Господень в Иерусалим. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Первая половина XVI в.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.

Здание храма в честь Входа Господня в Иерусалим в Великом Новгороде

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп Аввакум. Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.

Рядом с колокольней стоит пятиглавый собор во имя Входа Господня в Иерусалим (перестроен в конце XVIII века). Его настоятелем недолгое время был протопоп Аввакум. Юрьевец Поволжский. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1910 г.

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел Успенского собора в г. Белозерске Вологодской области. Церковь была построена к 1553 году. Зодчие-строители собора — Горяин Григорьев Царев и Третьяк Борисович Ростовка. В качестве образца при постройке Успенской церкви был выбран Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Сохранилось предание, что в 1613 году Успенский храм подвергался разорению и поруганию от поляков, которые держали в нем лошадей и разводили огонь.

Успенский собор в г. Белозерске Вологодской области

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел Благовещенского собора Московского Кремля. На рубеже XIII-XIV веков на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном основании. В конце XIV века вместо нее был возведен небольшой белокаменный храм с подклетом. В 1484 году старый был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось до августа 1489 года. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В 1563-1564 годах по повелению Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен.

Благовещенский собор Московского Кремля

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел храма Покрова на Рву в Москве. Покровский собор находится на Красной площади, близ Спасских ворот и Лобного места. Первоначально здесь была построена каменная церковь святой Троицы, называвшаяся «Троицкой, что на Рву», потому что через всю площадь вдоль Кремлевской стены шел глубокий и широкий ров, засыпанный только в 1813 г. У этой каменной церкви был погребен Василий блаженный, Христа ради юродивый. 1 октября 1554 года по повелению Иоанна Грозного в честь Казанской победы был освящен деревянный храм Покрова с семью приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559 года. Спустя полтора года, 29 июня 1561, был освящен весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма. Точная дата завершения строительства Покровского собора стала известна, когда реставраторы в 1957-1961 годах раскрыли текст храмозданной «летописи», сделанной по кругу на переходах от восьмерика к шатру и на гранях шатра Покровского храма: «Божиим благоволением и Пресвятыя Богородицы милостию и всех святых молитвами повелением благочестивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца и при его благородных чадех при царевиче Иване и при царевиче Феодоре по благословению Макария митрополита всея Руси совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 месяца июня 29 на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла в честь и славу Святыя Троицы». Отсюда получается дата 29 июня 1561 года, когда было завершено строительство церкви. В 1588 году к нему была пристроена десятая церковь Василия Блаженного. В конце XVI века появились фигурные главы собора — вместо первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. В дальнейшем собор неоднократно перестраивался. Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». На протяжении четырех с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения, вокруг него кипела городская жизнь.

Собор Покрова на Рву в Москве

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Душеполезное поучение на Вербное воскресение

Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея (Мф. 21, 1-11, Евангелие дню).

1-5. И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Исус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

Господь воссел на осла не по какой-либо другой нужде, а единственно для того, чтобы исполнить пророчество и вместе чтобы показать нам, как скромно нужно ездить, ибо Он ехал не на лошади, а скромно на осленке. Пророчество (см. Ис. 62, 11. Зах. 9, 9) Он исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое — Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов — Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти. Другие цари евреев были хищны и несправедливы, Христос же — царь кроткий.

6-7. Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Исус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх них.

Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей — об ослице и осленке. Между ними нет противоречия, ибо, когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Исус воссел на них, то есть не на двух животных, но на одежды. Или: сначала Он сидел на осле, а потом на осленке, так как сперва Он пребывал в иудейской синагоге, а потом избрал народ верный из язычников.

8-9. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давыдову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Что касается прямого, исторического смысла, то постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей — проявление торжества. В смысле же таинственном так понимай: Господь воссел, когда апостолы подослали Ему одежды свои, то есть добродетели. Если душа не украшена апостольскими добродетелями, Господь не воссядет на нее. Предшествовавшие — это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождающие — это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, то есть плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души. Они разостлали тела свои на пути, то есть во Христе. Я есмь путь и истина и жизнь, — говорит Он (Ин. 14, 6). Кто не постелет плоть свою, то есть не уничижит ее, пребывая на пути, во Христе, а уклонится в ересь, на того не воссядет Господь. Осанна, по словам одних, означает «песнь» или «псалом», а по словам других, что вернее, — «спаси нас». Господь называется Грядущим, ибо Его пришествия ожидали евреи. Так и Иоанн говорит: Ты ли Грядущий? (Мф. 11, 3), то есть Тот, пришествия Которого ожидают. Кроме того, Господь называется Грядущим и потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Посему каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня и приготовляться к этому.

10-11. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Исус, Пророк из Назарета Галилейского.

Бесхитростный и простой народ не завидовал Христу, но вместе с тем не имел о Нем и надлежащего понятия. Потому-то народ и в данном случае называет Его Пророком. Народ не говорил: это Пророк, но: Пророк, то есть именно Тот, ожидаемый, о Котором Моисей сказал: пророка, как меня, воздвигнет Господь Бог (Втор. 18, 15).

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — переходящий двунадесятый подвижный праздник пасхального цикла, который празднуется в воскресенье Великого Поста за неделю до Пасхи. Как и Пасха, он не приурочен к конкретной календарной дате.

В 2018 году Вербное воскресенье будет 1 апреля.

Праздничный пасхальный цикл — символическое повторение событий в древней Иудее во время последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Тогда Иисус, сопровождаемый своими учениками, въехал в Иерусалим на ослице (символ кротости). Тысячи людей радостно встречали его с надеждой. Они размахивали пальмовыми вайями и кидали их к ногам Иисуса. Так в то время традиционно встречали освободителей и победителей.

Когда Иисус вошёл в Храм, то раскидал лавки торговцев и меновщиков, которые там были. «Дом мой домом молитвы наречете, а вы сделали его вертепом разбойников» (Евангелие от Матфея, 21:13). Иисус исцелил больных, хромых и слепых, которые к нему обратились, потом покинул город.

Вскоре эта восторженно ликующая толпа будет неистовствовать: «Распни!», после чего произойдёт трагедия на Голгофе. С Вербного воскресенья начинается строгая Страстная неделя.

вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим, православный праздник, ветка вербы

Зацветающая верба

Вербное Воскресенье на Руси

До сих пор за неделю до Пасхи празднуется Вход Господень в Иерусалим. У нас этот день известен как Вербное Воскресенье, или Верба. Это связано с тем, что в нашем климате верба (ива) расцветает весной одной из первых. Возможно, в руках людей, встречающих в Иерусалиме Иисуса, были не только пальмовые листья, но и сорванные наспех ветви плакучей ивы вавилонской.

Рассмотрим те традиции, которые были связаны с этим праздником в далёкие времена. В них много символов.

Перенесёмся в Московскую Русь XVI века. Рядом с Лобным местом ставили колесницу с большой вербой, украшенной бархатными и шёлковыми цветами, финиками, инжиром, виноградом и орехами. Патриарх шествовал от Успенского Собора в Кремле к Лобному месту, где подносил Царю ветвь финиковой пальмы. Потом садился на коня, покрытого красным сукном со стороны головы и зелёным сзади. Этот конь символизировал ослика. Сам Царь вёл за повод коня, впереди которого везли колесницу с наряженной вербой.

У Успенского Собора Патриарх благословлял древо, после чего отрубалась большая разукрашенная ветвь. От неё отсекали остальные ветви, клали их на серебряные подносы и отправляли в государевы покои, раздавали знатным боярам и высшему духовенству. Царский двор рангом пониже получал ветви с небольших санок, украшенных атласом с золотым узором. Мелкие веточки отдавали стрельцам и народу. Всюду на площади были расставлены бочки с ветками вербы для всех желающих.

С приходом Петра Первого всё изменилось. Было отменено патриаршество, шествие «на осляти» больше не проводилось. Теперь на Красной площади устраивали гулянья, во время которых монахини Вознесенского монастыря в Кремле торговали вербой. Они сами делали искусственные цветы и восковые фигурки, а потом их продавали. Называлась такая верба «ручной».

Традиция народных весенних гуляний сохранилась до начала XX века. На них можно было купить украшенные ветки вербы и разный товар (сладости, игрушки, украшения, цветы и т.д.). Многие желали прокатиться в каретах, украшенных к этому дню цветами. А потом пойти в Церковь, чтобы освятить «ручные» вербы или пучки свежих веточек.

Что позволяется и рекомендуется православным в Вербное воскресенье

Вербное воскресенье — праздничный день, который приходится на время Великого поста. Допускаются некоторые послабления. Можно не ограничивать себя в выборе овощей и фруктов. Позволяется растительное масло. Салаты заправляют растительным маслом или постным майонезом. В этот день разрешаются рыба и вино. Можно выпить красное вино (кагор, полусладкое, сухое) или налить немного белого. Мясо под запретом.

Разнообразит стол свежая выпечка (на растительном масле) и постное печенье. Лучший выбор — каши, постный хлеб, гречневые блины, печенье и рыба.

В Лазареву субботу (накануне Вербного воскресенья), когда вспоминают чудо воскрешения Христом своего друга праведника Лазаря, разрешается рыбная икра.

Современные традиции

В Вербное воскресенье освящают вербу. Считается, что с этого момента она приобретает особую силу. Веточки хранят за образами, обращаясь к ним в опасные и тяжёлые времена. Такая верба уводит беду, защищает при стихийных бедствиях и помогает при болезнях.

Надеются на вербу, освящённую в Вербное воскресенье, и скотоводы, которые в первый раз выгоняют в поле домашний скот. Они подхлёстывают животных взятой с собой веточкой. В Вербную неделю определяют, каким будет урожай.

Прошлогодние веточки вербы, освящённые в Вербное воскресенье, не выбрасывают, а относят в Храм, где их сжигают. Иногда вербу кидают в воду реки или озера (при ранней весне). В некоторых семьях принято ставить одну из веточек в вазу с водой и дожидаться появления корней. Укоренённая ветвь высаживается на участке или за его пределами и быстро растёт. В дальнейшем появляется возможность срезать со своего куста или дерева веточки и на Вербное воскресенье относить их в Церковь для освящения.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье, ветки вербы, ветки ивы

На Вербное воскресенье можно срезать ветки с плакучей формы ивы

В нашей стране во время Вербной недели во многих городах и сёлах устраивают православные выставки, базары и ярмарки.

Подробнее об обрядах и обычаях, связанных с Вербным воскресеньем, можно прочитать в моей статье «Вербная неделя. Последний день работы всероссийской православной выставки «Вербная неделя».

Напомним, что в большой церковный праздник не стоит шить, вязать, затевать стирку и уборку, заниматься текущим ремонтом и иными хозяйственными делами. Конечно, это не относится к ЧП (авариям и тем повреждениям, которые нужно срочно исправить). Если в этот день приходится выходить на работу, то трудиться нужно особенно усердно.

© Сайт «Подмосковье», 2012-2021. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фирма праздник от души
  • Фольклорный праздник льняные посиделки
  • Фирма праздник гагарина
  • Фольклорный праздник курсовая
  • Фирма праздник вкуса