Фольклорный праздник народной игрушки

Сценарий праздника народной игрушки Русский сувенир Цель: укрепление связи с семьями учащихся через изучение русских народных традиций. Задачи: -Способствовать

«РУССКИЙ СУВЕНИР»

сценарий праздника народной игрушки

Пояснительная записка

Важным условием развития учреждения, в котором находятся дети, является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. Учреждения дополнительного образования не являются исключением. Очевидно, что мамы и папы, бабушки и дедушки заинтересованы в том, чтобы дети получали качественные образовательные услуги и творчески развивались.

Также понятно, что добиться положительных результатов в развитии детей родители и педагоги могут на основе единства педагогических позиций, тесного воспитательного взаимодействия. Большую помощь в решении этой задачи является совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

Существуют различные формы взаимодействия: игровые конкурсы, выставки декоративно-прикладного творчества и многое другое. В Центре детского творчества Кировского района в последние годы особую популярность приобрели семейные праздники, где родители и дети являются не только зрителями, но и активными участниками. Тематика таких праздников достаточно многообразна, но особой популярностью пользуются праздники, связанные с народной игрушкой. Почему именно куклы заинтересовали организаторов этого мероприятия?

Проводя опрос среди учащихся, я выяснила, что 70 % не знают, в какие игрушки играли их предки, какие изделия народного декоративно-прикладного творчества были распространены в давние времена. А ведь всегда народное искусство выступало важнейшим средством народной педагогики. Именно кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни. В нее не только играли, в кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Таким образом происходило знакомство с народными традициями, формировались духовные качества, воспитывалось чувство патриотизма и гражданственности.

Цель: укрепление связи с семьями учащихся через изучение русских народных традиций.

Задачи:

Способствовать укреплению семейных отношений;

-Формировать духовные качества, эстетический вкус и детей;

— Развить коммуникативно-личностные качества и двигательную активность средствами народных игр.

-Формировать интерес к народному декоративному творчеству.

Участники: родители, родственники и учащиеся Центра детского творчества 9-12 лет.

Форма проведения: семейный праздник

Место проведения: зрительный зал МОУ ЦДТ

Оборудование: столы, стулья по количеству участников, ткань, ножницы, нитки х/б.

Оформление зала: макет русской печки, стол со скатертью, самоваром, вышитые полотенца и другие предметы народного быта.

Используемые технические средства: мультимедийный проектор, фонограммы с записями русских народных песен.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ К МЕРОПРИЯТИЮ.

1. Разработка сценария.

2. Изготовление образцов тряпичных кукол.

3. Оформление кабинета в стиле русской избы.

4.Выставка современных игрушек и традиционных народных игрушек.

4. Выбор музыкальной фонограммы.

5. Расстановка столов, стульев для участников.

6. Выпуск пригласительных билетов для учащихся и родителей.

7. Подготовка ткани, ниток, технологических карт.

Сценарий

проведения праздника народной игрушки

«Русский сувенир»

Звучит фонограмма русской народной мелодии. Выходят ведущие в русских народных костюмах.

1 ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие, веселые и застенчивые! Мы приветствуем вас в нашем уютном Центре детского творчества.

2 ведущий: Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим.

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

1 ведущий: Мы с вами живем в России, прекрасной и большой стране, где до сих пор живы традиции и обычаи наших предков. Всегда русский народ любил свою Родину, свой дом, не зря народная пословица гласит «Все дороги ведут в дом». Гостеприимство было отличительной чертой — «Гость в дом — хозяину радость». Гостя обязательно за стол сажали и спать укладывали на лучшее место. Очень трепетно относились к своим родителям и старикам «Жалей отца с матерью, других не найдёшь», «Совет на стариках держится».

2 ведуший: В каждой семье по много детей было. С ранних лет их приучали к тяжелому крестьянскому труду — девочки помогали матери по домашнему хозяйству, а мальчики помогали отцу в поле, ухаживать за скотиной. Но и для игр находили время. Давайте вспомним некоторые из них.

(звучит веселая народная музыка)

Игра «Жмурки». Это одна из самых популярных подвижных игр. Из детей выбирается тот, кто водит, и ему завязываются глаза шарфом. По сигналу дети бегут кто куда, а водящий ходит с завязанными глазами и пытается найти участника. Участники во время его поисков хлопают в ладоши, дают подсказку. Тот, кого поймает «жмурка», его заменяет.

Игра «Бой петухов».
Дети делятся на две команды. Посреди площадки чертится круг, в который входят игроки, по одному из двух противоборствующих команд. Каждый из этих игроков поднимает левую ногу назад и удерживает ее левой рукой. Правую руку игроки закладывают за спину. Задача этих участников, прыгая на одной ноге вытолкнуть соперника. Тот, кому удастся остаться в круге и не встать на обе ноги и становится победителем поединка.

Игра «Колечко-колечко». Родители и дети сидят на стульях. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «Колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал.

(звучит фонограмма народной музыки)

1 ведущий. Россия  испокон веков славилась своими мастерами, людьми, способными создавать сказочную красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. промыслов было великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

(мультимедийная презентация)

Слайд №1 «Дымковская игрушка»

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.

2 Ведущий:

Слайд №2 «Матрешка»

Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.

2 ведущий:

Слайд №3 «Филимоновская игрушка»

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, конники и павлины

И красавицы – маков цвет.

1 ведущий:

Слайд №4«Городецкая игрушка»

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

1 ведущий: А теперь задание для родителей и детей! Каждой паре мы выдаем картинки с изображением различных видов народных игрушек. Вы должны дать правильный ответ – о каком виде идет речь?

(звучит фонограмма народной музыки)

(Изображения на карточках представлены в приложении)

2 ведущий. А сейчас хочется рассказать об особой игрушке-русской тряпичной кукле. Она не относится к русским народным промыслам, но являлась очень популярной в разных местах России.

(звучит фонограмма русской народной музыки, на экране с лайды с русскими тряпичными куклами)

История тряпичной куклы.

Слайд №5

1 ведущий: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой в быту крестьянской деревни. В некоторых домах их насчитывалось огромное количество, доходило до 100 штук. Их берегли не только дети, но и взрослые, не разбрасывали, а аккуратно складывали в коробах. Кукол брали на любые посиделки, на жатву. Их клали даже в приданое.

В куклы игрались не только девочки, но и мальчики. Пока все носили одинаковую одежду — рубаху, куклы были общие. Но только исполнялось 7-8 лет, девочки одевали юбку, а мальчики порты. Тогда менялась не только одежда, менялись у детей и игры.

Так как в крестьянской семье одежду шили сами, каждый лоскуток бережно хранили. Потом из них шили лоскутные одеяла или другие необходимые в быту вещи. А вот самые маленькие лоскутики отдавали детям. Пока дети были очень маленькими, куклы им делали старшие сестры или матери. Бабушки тоже не оставались в стороне, ведь именно они передавали секреты изготовления.

Обереговые куклы.

2 ведущий: Куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту наших предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви. 

Слайд №6 Кукла «Десятиручка» Слайд №7.Кукла «Крупеничка»

Слайд №8.Кукла «Кубышка-травница»

Игровые куклы.

1 ведущий: Основное предназначение игровой куклы – это отвлечь ребенка в то время, когда взрослые занимаются своими делами. Куклами играли все дети – и девочки, и мальчики. Для самых маленьких изготавливали особые куклы, развивающие мелкую моторику и двигательные функции. Например, маленькие куклы, надевающиеся на палец или кукольные подвески в виде гирлянды из маленьких узелков. Ребенок инстинктивно сжимает ручку с такой игрушкой, что одновременно и регулирует мышечный тонус, и занимает малыша.

Слайд № 9 «Зайчик на пальчик» Слайд № 10 «Кукла с основой из деревянной

палочки»

Такие куклы можно было крутить в руках, держа ее за палочку – так девочки приобретали навыки прядения, а руки мальчиков готовились к плетению лаптей. Для этих целей изготавливали кукол – хороводниц, а для мальчишек – бойцов, на руках которых были закреплены маленькие мешочки.

Изготавливали игровые куклы, как правило, взрослые, но и дети принимали в этом процессе самое активное участие. Поэтому малыши с самых ранних лет знали очень много о культурных традициях и обычаях своего народа. Кукла была самым популярным подарком для детей, при этом она обязательно имела определенный сакральный смысл.

Обрядовые куклы.

2 ведущий: У наших предков особое место в жизненном укладе занимали обряды. Обряды выполняли по всем, наиболее важным в человеческой жизни событиям. Практически любой обряд исполнялся с участием или в присутствии кукол, специально для этого изготовленных.

Обрядовая кукла, так же, как и кукла оберег изготавливалась для защиты от бед и напастей. В одних случаях обрядовую куклу сжигали или топили в воде после того, как она выполнила свое предназначение. В других такими куклами могли пользоваться всю жизнь, тогда в ней совмещали обе функции – обрядовую и охранную.

Слайд №11»Русская тряпичная обрядовая кукла

Кувадка»

Слайд №12 «Русская тряпичная обрядовая кукла

«Неразлучники»

А теперь попробуем сделать свою народную куколку – «День и ночь»

Слайд № 13 Кукла «День и ночь»

(звучит фонограмма народной музыки)

1 ведущий: Народная кукла День — Ночь — это кукла оберег, которая охранят жилище и его домочадцев, она символизирует сутки и оберегает смену дня и ночи, порядок в мире. Кукла День — Ночь представляет собой 2 куклы / 2 стороны куколки. Одна — означает день (светлая), вторая (тёмная, синяя) символизирует ночь. Каждый день утром, тот кто раньше всех вставал — выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Так веселая, трудолюбивая и заботливая кукла День следила, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, чтобы днем светило солнышко. Вечером же последний ложившийся спать — менял куколку на темную, и молился о хорошей ночи для всех домочадцев, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими. Так мудрая, задумчивая и таинственная куколка Ночь следила, чтобы все легли спать, чтобы все отдохнули и набрались сил, она давала сон и оберегала его.
Куколки День-Ночь делались небольшими, ведь раньше, в старину, берегли каждый лоскуток.

(родители и дети изготавливают тряпичную куклу)

Ведущий: Вот мы и познакомились с вами с русской народной игрушкой. Вы не только узнали про русский сувенир, но и поиграли в русские народные игры, также научились изготавливать тряпичную куклу.

(звучит песня «Моя Россия»)

1 ведущий: На этом наша встреча закончилась.

2 ведущий: До новых встреч!

Используемая литература:

1. jazdorov.rublog/russkienarodnyeigryzabavyi

2. http://tutmama.ru/igry/russkienarodnyedlyadetej.html

3. MillionPodarkov.rugames/russkienarodnye/

4. http://handicrafts.drugiegoroda.ru/producers/23461-masterskaya-iskusstvo/

5. http://kuklastadt.ru/articles/id/46

Сценарий музыкального мероприятия

для детей второй группы раннего возраста

«Праздник народной игрушки»

Цель: Приобщать детей к народному творчеству на примере народных игрушек.

Целевые ориентиры:

-имеет представление о народных играх, забавах и игрушках;

-эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действия;

-называет музыкальные инструменты;

-умеет ходить, бегать, не наталкиваясь на других детей;

-вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.

Материал: матрёшка, уточка, лошадка, хохломские ложки, бубенчики, бубен, грузовик.

 Сюрпризный момент: матрёшки приезжают на грузовике.

Ход сценария:

Вед.:- Кто приехал к нам на машине? Сколько матрёшек? (много или одна)

«Посмотрите, какие красавицы к нам приехали. Это матрёшки расписные, русские игрушки. Их зовут Матрёши. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуй Матрёшка. (хоровой и 2-3 индивидуальных ответа). Они приехали к нам поиграть. –На кого матёшки похожи? (на девочек) – Что одето у неё на голове? (платочек) – Что одето у Матрёши на туловище?(сарафан). – Давайте поиграем с матрешками? Матрёшка хочет узнать где у деток ручки, ножки, глазки, ушки, бровки, коленочки, животики (дети показывают).

 – А теперь поиграем в прятки с матрёшками (даём каждому ребёнку по матрёшке). – Ну-ка спрячем матрёшек за спину! – Нет матрешек. – А где матрёшки? – Вот они! (2-3 раза). — Ребята давайте потанцуем с матрёшками? 

                                           Танец «Матрешки»

Вед.: – А матрёшки принесли нам потешки! – Давайте поиграем?

                                Пальчиковая игра «Ой, летали гули»

Вед.: Дети, посмотрите, наши матрешки не одни приехали. Кто-то в грузовичке еще сидит! (Восп-ль достает уточку и показ. детям.)

Вед.: А как наша уточка по лугам ходила. Кря-кря-кря, по лугам ходила.

         Посмотрите, какая красивая наша уточка. Какие перышки, клювик, шейка. (показ. игрушку) А теперь давайте с уточкой поиграем.

                                Хороводная игра «Утушка»

Вед.: Вот так грузовичок чудесный, сколько сюрпризов нам приготовил. Давайте в него еще заглянем! (Вед. С детьми смотрит в грузовичок и нах. Мешочек с муз. инструментами.)

Вед.: Дети, вы только посмотрите, какой чудесный мешочек! А что же в нем находится? ( восп-ль не показ. инст-т, звенит в бубен, ложки, колокольчик, погремушку). Дети, что звучит?

(Дети угадывают)

Музыкально-дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Вед.: Давайте, дети покажем, как мы умеем играть на музыкальных инструментах (раздаём бубен, ложки, погремушки).

Детский оркестр

 Вед.: Посмотрите, что-то еще есть в грузовичке. (Вед. Достает лошадку и показ. детям) Посмотрите, какая лошадка.

(Вед. рассматривает с детьми лошадку)

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Вед.: Давайте с лошадкой тоже поиграем.

                                          Хороводная игра «Лошадка»

Вед.:- Вот потанцевали, поиграли и пришла пора нашим  игрушкам возвращаться домой. Давайте скажем: «До свидания».

(Дети машут рукой игрушкам, затем под музыку покидают зал)

Цели и задачи:

  • привить детям любовь и бережное отношение к
    игрушке;
  • познакомить с историей игрушки;
  • вспомнить об очень старых игрушках и рассказать
    о них детям;
  • вовлечь в творческую работу по изготовлению
    игрушек детей.

Оборудование:

  • куклы русские народные,
  • филимоновские,
  • дымковские и другие,
  • картинки,
  • книги из серии “Природа славян”.

Ход праздника

Ученик. Как красиво и весело сегодня в зале! Как
будто я попал в игрушечный магазин!

Ученица. И мне тут тоже нравится! Как-то на душе
радостно! Такими игрушками торгуют на рынках, на
ярмарках, я видела.

Ученик. Разве на рынках игрушками торгуют? Я
думал, что там только картошку, морковку продают.

Ведущий. Конечно, овощи и фрукты продают на
рынке. Но бывают такие рынки, где можно увидеть
много интересных и необычных игрушек. Сегодня я
вам о них расскажу: откуда они появились, кто
создаёт такие игрушки и кто играет с ними.

Первый скоморох.

Солнце яркое встаёт!
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются аилы, санки,
И конфеты, и баранки.
Покупают люди сушки,
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не спеша:
До чего же хороша!

Второй скоморох.

Свистят свистульки-утки,
Свистит петух-проказник,
Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные,
Веселы и ярки.
Покупайте их в подарки!

Дети. Ой, сколько здесь всего! Глаза
разбегаются! Смотри- ка, Матрёшка!

— А здесь деревянные игрушки! А вот глиняные! Это
же свистульки!

Ой, а вот игрушки из бересты! А это что? Юла!

Ведущий. Стойте-ка, ребята. Что, у вас глаза
разбегаются от такого количества игрушек? Вы
теперь поняли значение выражения “глаза
разбегаются”? Это когда один глаз смотрит,
например, на зайца, а второй косится на
коня-качалку? Нравятся ли вам игрушки? Тебе, Саша,
что больше всего понравилось? А тебе, Вика? Хотите
узнать про эти игрушки интересное? Откуда они
появились и как их делают?

Ученик.

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянились немножко
Это русские …(матрёшки)

Девочки исполняют песню “Матрёшки” (слова И.
Шигаева, музыка В. Гурьева). Танцуют.

Мы, матрёшки, мы подружки,
Утром рано мы встаём
Вшестером поём частушки,
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем:
Шесть у нас платочков есть.
Чашек шесть у нас для чая,
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы все одна в другой.

Ведущий. Матрёшка самая знаменитая русская
игрушка. Ей уже больше 100 лет. Придумал её
художник Сергей Малютин. Он увидел в Японии
пустотелую куклу из дерева, в которую
вкладывались маленькие куколки. Но эта кукла
была с сердитым лицом старика-японца. А.С.Малютин
переодел куклу, нарисовал улыбающееся лицо, с
голубыми круглыми глазками, с румяным лицом. Одел
её в пёстрый платочек и русский сарафан. А назвал
куклу – Матрёшкой – это старинное русское имя.

Игра. Назовите старинные женские имена,
которыми можно назвать куколок-сестёр. (Дуняша,
Матрена, Маняша, Фёкла…) Сейчас Матрёшка символ
России. Её очень любят разные народы, покупают и
дарят знакомым и друзьям.

Второй ученик.

Птица-свиристелка,
Звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори,
Что там у тебя внутри?
Верь, не верь, же, мой хороший,
И внутри-то ничего,
Кроме двух сухих горошин
И дыханья твоего.

Ведущий: Сейчас речь пойдёт об этих чудесных
игрушках. Это – дымковская игрушка. Послушайте
сказку.

Жили-были сестрица Марьюшка и братик Ванечка.
Как-то сидели они в лодке на берегу реки. Налетел
ветер, подхватил лодку и пустил её по реке в
неизвестное путешествие. Страшно Марьюшке и
Ванечка, прижались они друг к другу. Марьюшка
братика успокаивает: “Не бойся, Ванечка, ветра.
Мы не сделали ему ничего плохого, он нас не
погубит”. Ветру стало стыдно, он подогнал лодку к
берегу и скрылся. А на берегу травы и деревья
большие, и только далеко слышен стук топора.
Пошли дети на стук топора и вышли к дровосеку.
Рассказали ему про свою беду. Дровосек пожалел
ребят, повёл их к себе в дом. Когда дети вошли в
комнату, ахнули. Отовсюду на детей смотрели
забавные зверушки. Все чистенькие, блестящие,
разноцветные. Ванечка хотел взять одну из них, да
не удержал. Упала игрушка и разбилась. Ванечка
заплакал. Но в комнату вошла женщина с добрыми
глазами. Успокоила она мальчика: “Не плачь. Меня
зовут – Мастерица. Живу я в деревне Дымково. Я
научу вас делать такие игрушки. Показала
мастерица как из глины делать весёлых зверей, как
раскрашивать их и как свистеть в свистульку –
игрушку. “Чтобы оказаться дома, нужно свистнуть
и злые чары сразу растают”! Марьюшка спасибо
сказала, а Ванечка дунул в игрушку. Оглянуться не
успели дети, как оказались дома. С тех пор в домах
у русских людей всегда были свистульки-игрушки.

О филимоновской игрушке.

Ведущий. А вот здесь стоят игрушки тоже
сделанные из глины. Но, посмотрите, какие это
необычные животные: шеи вытянуты, раскрашены
разноцветными полосками. А почему так?
Раскрашивали в селе Филимонове Тульской области
так игрушки неспроста. Опоясав игрушку кольцами,
кружками, наши предки верили, что она становилась
не только игрушкой, а — оберегом. В минуту
опасности люди считали, что нужно быстро
очертить вокруг себя круг, прочитать молитву и
злые духи не смогут переступить черту и не смогут
ничего плохого сделать человеку. Да ещё
считалось, что свистом можно отогнать от себя
нечисть. Вот и делались такие игрушки-свистульки,
и дарились они не только детям, но и взрослым.

Игра. Кто свистеть умеет? Но не просто, а мелодию
песни (любой) просвистеть надо в свистульку.

Ведущий. Молодцы! Много есть игрушек на нашем
празднике. Отгадайте загадки:

Вот игра теперь для вас —
Стихи-загадки прочту сейчас.
Я начну, а вы кончайте —
Хором дружно отвечайте.

Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка,
А зовут его…(Петрушка)

Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Уложили…Глянь-ка!
Встал уж.. (Ванька-встанька)

Серый байковый зверушка,
Косоглазый, длиноушка.
Ты морковку ему дай-ка!
Вот обрадуется…(зайка)

Он и стройный, и красивый,
У него есть хвост, и грива.
Но скакать не может…Жалко!
Лишь качает …(конь-качалка).

Бочку за бочкой
Тянут из мешочка
Интересно всё же, кто
Победит сейчас в …(лото).

Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые …(матрёшки)

Стреляет, как пушка,
Игрушка…(хлопушка)

На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная …(юла)

Ведущий. А сейчас я расскажу вам еще одну
историю.

Давным-давно в селе Богородском жила баба,
которая захотела позабавить своих детей и
вырезала им из дерева “Ауку” – спеленатого
младенца. Ребятишки поиграли с “Аукой” и
забросили ее на печь. Однажды муж бабы стал
собираться на ярмарку. Взял он “Ауку” и думает:
покажу купцам, которые торгуют фигурками. Повез
её. Купцу понравилось. Он купил куклу и заказал
ещё несколько штук. Так появились в крестьянском
быту деревянные игрушки: кони, зайцы, медведи,
птицы. Иногда, игрушки делали “с движением”:
плясуны, пильщики, кузнецы и др.

У славян игрушки всегда имели глубокий смысл.
Особенно – разного рода куклы. Кукла оберегала,
“хранила” ребенка, дом, род. Это куклы
“берегини”, “пеленашки”, “лихоманки”,
“обереги” (показать куклы). Считалось, когда
дети много и усердно играли в куклы, в семье были
прибыль и достаток, если же небрежно обращались с
игрушками – быть в доме беде. Верили, что игрушка
охраняет сон детей (до сих пор дети укладываются
спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в
народе игра с куклами у девочек, так как кукла
считалась ещё и символом продолжения рода.

А мальчики любят играть с мячом. Знаете ли вы, из
чего делались мячи в давние времена?

Мячи делались из овечьей и коровьей шерсти.
Клок шерсти сначала скатывали шаром. Когда комок
хорошо укатается, его бросали в кипяток и
оставляли на полчаса. Потом вынимали, вновь
катали и только тогда просушивали. Мяч получался
легким, мягким, а прыгал, как резиновый!

Делали для ребятишек мячи из лыка. Резали
ремешки из коры липы и плели.

Внутри их делали пустыми или набивали песком.
Эти мячи были тяжелыми и не могли отскакивать от
земли. Были мячи из кожи. Набивали их шерстью или
конским волосом.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, игрушки, о
которых мы сейчас говорили, для ребят какого
возраста предназначались? А совсем маленьким
детям игрушки нужны? Конечно, и малышам нужно
играть. Делались игрушки – погремушки так:

Дедушка из бересты плел кубик, клал в него сухой
горох или камушки. Иногда такую погремушку
закрепляли на палочку. В ручку ребенку вложат, он
и гремит, побрякивает, радуется.

Кур режут, горлышко (зоб) оставляют. Сушат, трут
в золе. Оно делается тоненьким, очищается. Потом
его надувают, бросают внутрь горох, завязывают.
Погремушка готова! Горлышко у кур маленькое,
погремушка получается как раз по кулачку
ребенка.

Когда резали поросенка, то оставляли мочевой
пузырь. Из него не только погремушку можно было
сделать, а даже воздушный шарик! Сначала пузырь
чистили, потом в золе раскатывали. Он становился
большой, плотный. Чтобы запаха не было, его
присаливали. Только потом высушивали. После
просушки пузырь мяли, и он становился мягким и
светился. Можно было бросать в середину камушки,
пуговицы, горошины. Получалась большая
погремушка. А можно было надуть пузырь, вот и
шарик воздушный! Эти шарики раскрашивали
красками, что одежду красят. Вот малым детям
утеха была!

Ребята, подошла к концу наша прогулка по
ярмарке. Много мы сегодня узнали об игрушках, в
которые играли наши предки, когда были
маленькими. Некоторые игрушки мы попробуем
изготовить сами на уроках труда. А если вам стало
интересно узнать еще об игрушках, я предлагаю вам
посмотреть, почитать книги из серии “Природа
славян”. Они на нашей выставке.

Спасибо за внимание!

  • 1 апреля 2020

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»


Праздник «Народной игрушки»

Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в детских садах все чаще проводятся русские народные праздники и обряды. С помощью подобных мероприятий открывается отличная возможность приобщения детей к истокам русской народной культуры. Это крайне важно в условиях современного времени, когда так не хватает добрых, гармоничных человеческих отношений, единения человека с природой и понимания особенностей и ценности русского национального характера.

Так, в нашем детском саду «Почемучка» с 23 по 26 марта проходила неделя посвященная «Русской народной игрушке». Родители совместно с детьми изготавливали игрушки расписанные в русской народной технике «Хохлома», «Гжель» и «Дымковская».

На занятиях дети знакомились с различными игрушками русского народа, учились рисовать их узоры. В группах была организована выставка детского творчества на тему «Народная игрушка».Во время прогулок и музыкально-физкультурных занятий дети играли в народные игры такие как: «Плетень», «Золотые ворота», «Галя по садочку ходила», «Матрешки» и многие другие.

В конце недели музыкальным руководителем Сахаровой Г.С. для детей было организованно фольклорное развлечение: Младшие группы – «Матрешка»  совместно с воспитателем младшей группы Ворончук М.Д., и Средняя и Старшая-подготовительная группы «Народные промыслы на веселой ярмарке» совместно с воспитателем Ворончук М.Д. и воспитателем высшей категории Юнак С.Л.

Благодаря воспитателю Хивриной А.И. и воспитателю высшей категории Халимовой Е.В. зал был украшен в русско-народном стиле,  что поспособствовало привитию этического вкуса детям и их проникновению в быт и культуру русского народа.

На праздниках через разные виды деятельности у детей развивались не только музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формировались  основные духовно-нравственные ценности – любовь к Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. 

Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности дошкольников.

Музыкальный руководитель Галина Сергеевна Сахарова.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Зачем ребёнку рассказывать о культуре родной страны?

Ещё до рождения ребёнка многие родители задумываются о правильном воспитании своего малыша. Каждая мама хочет, чтобы её ребёнок рос здоровым и жизнерадостным, был развит физически и интеллектуально. 

        Сейчас на рынке представлено большое количество ярких «развивающих» игрушек – озвученных, с кнопками, на пульте управления и пр. В то же время психологи рекомендуют покупать ребёнку простые игрушки из натуральных  материалов. Игра с такими игрушками пробуждает фантазию ребёнка и стимулирует игровую деятельность.

Народные игрушки всегда любимы детьми, ведь они несут  в себе добро, радость, тепло рук мастера. А  дерево, глина, ткани, фарфор, из которых изготавливают игрушки, дают необходимые ребёнку тактильные ощущения.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несёт понятное детям содержание.  Это сказочные образы, люди и животные, бытовые сцены. Русская игрушка праздничная и тёплая. Она способна познакомить ребёнка с природой (цветочные и ягодные орнаменты украшают матрёшек) и традициями края. Ребёнка привлекают яркие узоры. У малыша появляется желание повторить понравившийся орнамент или создать собственный узор. Знакомство с народными промыслами дарит эстетическое наслаждение ребёнку, обращает его к творчеству. Примером приобщения детей к народной культуре представлено в виде праздника «Весёлые потешки». Дети с удовольствием принимают участие во всех предложенных формах взаимодействия  как друг с другом, так и с педагогом. Полученная детьми информация возбуждает интерес  у детей к народной культуре её традициям и праздникам.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

 РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРУШКИ

(для учащихся   7 -9  лет)

                             Педагог дополнительного

образования МБУДО « Юность» г. Белгорода:

Самонь Л.В.

г. Белгород, 2016 г.

Цель:  В театрализованной форме познакомить с историей старинного русского промысла — изготовление игрушек, расширить представление о народных праздниках и обычаях.

Оборудование: театрализованные костюмы действующих лиц: Девицы-мастерицы, Петрушки, Матрёшки,  Барби,  Скоморохов, макет русской печи с пламенем, свистульки, погремушки, бубны, дудки, солёное тесто, глина,  керамические игрушки народных мастеров (дымковские, филимоновские, городецкие, каргопольские игрушки), мешок для подарков,  мука, масло, мёд, ванилин, подносы,  фигурное печенье для угощения

ТСО: магнитофон  с записью народных песен

Действующие лица:

Девица-мастерица, ведущая (одета в русский костюм).

Петрушка, главный персонаж русских народных кукольных представлений.

Матрёшка, русская кукла.

Барби, кукла, гостья из Америки, модница.

Скоморохи

Ход мероприятия

Пролог

Мастерица. Здравствуйте, друзья!  Давайте знакомиться! Я — Девица-мастерица, расскажу вам о том, как играли в детстве ваши бабушки и дедушки, какие чудесные игрушки они умели делать. Да и вы мне сами поможете. Как? Увидите. А вот и первые гости. Добро пожаловать!

         Под музыку «вплывает Матрёшка в сопровождении сестриц Матрёшек, мал мала меньше.

Матрёшка

Я-тётушка Матрёшка,

Несу грибов лукошко.

За мной родные внучки

Идут сложивши ручки.

И все они Матрёшеньки,

И все они милёшеньки.

Все с аленькими щёками,

Под пёстрыми платочками,

Нарядные, пригожие.

У каждой по корзинке,

Набрали вам малинки.

Мастерица. Здравствуйте, дорогие, здравствуйте, красавицы! Мы очень вам рады. Что за праздник без русской Матрёшки! А вот и Петрушка, наш любимый весельчак и задира! Гостья, видать не наша, заморская…

Появляется Петрушка. Одной рукой он поддерживает Барби.

Петрушка.

Хоть она и их кровей,

Девка верная. Ей-ей!

Чай, плохих не приведу.

Барби!

Барби.

Хау ду ю ду?

Мастерица. Барби… Красивое имя. И платье какое на Вас! Совсем не похоже на наши сарафаны.

Петрушка (горделиво)

Вот уж Бог не приведи,

На Матрёшку погляди!

Расфуфырилась, как груша!

Матрёшка

Ну, зачем Вы так, Петруша!

Петрушка

Ладно, чай и я не лорд!

Мастерица. Дорогие гостьюшки, пойдёмте, я вас устрою, с дороги умою, а там честным пирком, да за праздничек.

Часть 1 «Всем по нраву глиняны забавы»

        Макет русской печи расписан цветами и петухами. Создан эффект огня, дыма  в печке, подсветка с «сиянием» фигурок и т.д.

        Входят скоморохи. В руках у них свистульки, погремушки, бубны, дудки. Они производят как можно больше шума и при этом балагурят.

Скоморохи:

Наша хата утехами богата!

Расчёски-гребешки, свистульки-петушки!

Покупай, мамаша, деточка-то Ваша

Пусть повеселится, потешится, порезвится!

Тушки-татушки, ребятам игрушки!

Глиняные зайчики девочкам и мальчикам!

Кони вороные, гривы расписные!

Вот для вас сердит и строг

Страшный зверь – единорог!

Всем по нраву глиняны забавы!

Навались, покупай, на ворон не зевай!

        Скоморохи складывают свои дудки и свистелки на стол. Появляется Мастерица с гостями.

Мастерица. Ай, да помощники! Сколько всего нанесли, прямо как на ярмарке. (Берёт со стола глиняный ком, затем кусочек солёного теста). Знаете, ребята, что это такое? Это простой кусок самой  обыкновенной глины, а это кусочек солёного теста).  Ну,  что в них   особенного? Глина и солёное тесто вот и всё. А теперь, смотрите! Вот мы их  разомнём, головку привернём, ножки вытянем, хвостик выставим… Чуточку пригладим… И в печку посадим! А в печке, в жару, станет глина твёрдой-твёрдой, прочной-прочной, а солёное тесто  высохнет и затвердеет. Ну-ка, Петрушка, добавь дровишек! Теперь покрасим от ножек до макушки. Вот и готова новая игрушка! А теперь ты, Петя!

Петрушка начинает лепить фигурку.

Петрушка.

Теста я размял кусочек,

Получился голубочек…

Матрёшка.

Пётр Иваныч, не похоже…

Это ж … слон с свиною рожей!

Петрушка.

Кто бы это говорил,

Это я с тебя лепил!

Матрёшка плачет.

Барби.

Мистер Пьер, ну как не стыдно!

Ведь Матрёшеньке обидно,

Так не долго до беды.

Петрушка

Ладно… Что уж… Мир… Лады!

Мастерица (берёт игрушки и рассказывает).

        На ярмарку игрушки возили целыми возами. Горы свистулек, разноцветных коней, куколок, барашков, мишек, солдатиков. Словом, всякой всячины! Не видано, не считано и не меряно… Глянешь на игрушку и сразу скажешь, где её изготовили. Форма, цвет, узоры – всё разное!  Вот дымковские игрушки: свистульки, уточки, всадники на конях, лихие гусары, водоноски… Все яркие, разнаряженные, с позолотой! Каргопольские фигурки — барышни в шляпах, коровушки, гуси. Здесь чувствуется Север, и рисунок строгий с чёрными полосками крест-накрест… Но как красиво! Вот городецкая «мелочь». Так называется потому,  что фигурки размером не больше спичечной коробки. Расписаны они звонкими эмалевыми красками, а рога, гребешки, копытца-посеребрены…

        А вот этих сказочных коней, жирафов, барашков ни с чем не спутаешь! Они из села Филимоново Тульской губернии. Плешковские петухи, хлудневские соловьи, мглинская глазурь-это оттого, что перед сушкой игрушки покрывали глазурью и они становились золотистыми, блестящими. Как в сказке! Недаром русские керамические игрушки во всём мире почитают как произведения искусства. Не устали? Ну, так отдохните, песнь послушайте русскую, весёлую. Она сама как игрушка! (Звучит русская народная песня).

Часть 2 Святочный праздник «Подари нам пряник»

Появляется группа Матрёшек. Они исполняют роли колядовщиц. У одной из них мешок для подарков.

Колядовщицы.

Коляда-маляда,

Испекла пирожок,

Пирожок-петушок,

Золотой гребешок.

Жаворонки-жаворонки, прилетите,

Весну-красну принесите!

Кто даст пирога, тому двор живота,

А кто даст игрушек-

Тому двор телушек!

Коляда, коляда, где была?

Коней пасла.

Что выпасла?

Коня в седле, коня в седле, в золотой узде.

Рылся кочеток на завалинке,

Вырыл кочеток жемчужинку,

Кому спели, тому добро! Слава!

Мастерица. Вот так колядуют дети на Святках. А что получили в награду колядовщицы? Деньги? Правильно. Игрушки? Верно! Пряники и пироги? А знаете ли вы, что и пряники могут быть настоящими игрушками? Для их изготовления делали специальные пряничные доски с формами. А фигурное печенье — колядки: медовые,  сахарные, с изюмом, с мятой! Объедение!

Давайте, ребята, вместе приготовим фигурные пряники. Хотите? А попробуем их вместе?  Отлично. Тогда все мне помогайте.

Петрушка, Матрёшка и Барби приносят реквизит. Мастерица начинает игру.

Мастерица

Первым делом на доску

Насыпаем мы…

Учащиеся

…Муку!

Мастерица

Добавляем масла, мёду

И ещё, конечно,…

Учащиеся

…Воду!

Мастерица

Все в квашню,

Ведь это место,

Где замешивают…

Учащиеся

…Тесто!

Мастерица

Посыпаем ванилин,

И раскатываем…

Учащиеся

…Блин!

Мастерица

Соблюдаем строго нору,

Тесто делим мы на …

Учащиеся

…Формы!

Мастерица

И, чтоб пряники испечь,

Помещаем прямо в…

Учащиеся

… Печь!

Мастерица. Молодцы, ребята, все угадали. Значит, и пряники будут замечательные. А я ненадолго вас оставлю. Как бы они не подгорели. Тут нужен глаз да глаз. А пока послушайте, что скажет Петрушка.  (Уходит).

Петрушка. Попробуйте мои хитрые загадки разгадать. Слушайте первую:

Какое дерево весной оком питает,

Зимой в доме согревает,

А летом — чистоту соблюдает? (Берёза)

Вторая загадка посложнее будет:

Пришёл Филипп,

На нём сто лип,

Он кургуз, короток,

Обежал весь городок

И прижался в уголок. (Веник)

Возвращается Мастерица, несёт пряники.

Мастерица. А вот и пряники поспели. Эй, помощники, угощайте ребят. Ведь мы с ними вместе готовили.

Скоморохи берут подносы с печеньем и угощают зрителей. В конце святочных посиделок устраивают хоровод, приглашая всех участников и зрителей в круг

Литература

  1. Балашова М.Н. Расписные пряники на уроках кулинарию// Школа и производство.-№1 – 1995
  2. Науменко У. Хоровод круглый год: Народные праздники и обряды.- М.: 1999

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фольклорный праздник название мероприятия
  • Фирма праздник сластены
  • Фольклорный праздник на вербное воскресенье
  • Фирма праздник от души
  • Фольклорный праздник льняные посиделки