Фольклорный праздник осенний бал

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя,  а также гости нашей школы! С праздником вас! Солнечного вам настроения!А ведь сегодня день, действительно, добрый! Да и как ему не быть добрым, ве

Цель: проведение фольклорного праздника «Осенние посиделки», формирование интереса к традициям русского народа.

Задачи:

  • познакомить с русской традицией — осенними посиделками — и обрядовыми действиями, сопровождающими этот праздник;
  • закреплять собирательный образ осенних народных праздников, и продолжать знакомство с фольклором;
  • вызвать интерес к русской народной культуре, народным обычаям, традициям и обрядам;
  • воспитывать у детей чувство любви к родному краю, родной природе, стремление к сохранению и приумножению природных ресурсов;
  • развивать музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений;
  • создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран; магнитофон, микрофоны.

Оформление зала и реквизиты: оформление сцены в стиле русской избы: нарисованные печь и часть бревенчатой стены, «красный угол», кровать, лавки, стол, самовар, атрибуты крестьянского быта, дежка.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, элементов игры на ложках, хороводов, обрядовых танцев «Прялица» и «Ох, и сеяла Ульяница ленок»; подготовка сцены; изготовление декораций и русских народных костюмов (рубахи, кушаки, сарафаны, платки).

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя,  а также гости нашей школы! С праздником вас! Солнечного вам настроения!

А ведь сегодня день, действительно, добрый! Да и как ему не быть добрым, ведь вокруг столько радостных, улыбающихся лиц. Осенние деньки до сих пор балуют нас хорошей погодой, а желтый цвет в природе согревает наши сердца. Каждое время года по-своему красиво. Так и осень радует нас своей красотой и обильностью урожая. 
Что такое осень? Это желтые листочки в лесу, прогулки под дождем, грусть по ушедшему лету. Но осень имеет и свои плюсы. Наш сегодняшний праздник посвящен именно Ее Величеству Осени.

Ведущая: для начала мы проверим вашу осеннюю эрудицию. Готовы?…

Сколько дней длится осень? (91 день)

Когда по народному календарю наступает осень? (14 сентября)

Как в России называют период тёплой погоды в середине осени? ( бабье лето)

Когда начинается бабье лето? (14 сентября)

Сколько дней длится бабье лето? (7 дней)

Какое дерево является символом осени? (клён)

Какое дерево является символ России? (Берёза)

Сколько дней лил дождь, приведший к Всемирному Потопу? (40 дней)

Чем заканчивается осень? (ноябрём)

Какая птица является символ России? (орел)

Какой плод называют райским? (яблоко)

Чем красна изба? (пирогами)

У чего есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба)

Что особенного в дате 23 сентября? (это день осеннего равноденствия)

Какой отравленный фрукт дала Колдунья Белоснежке? (яблоко)

 Ведущий: Все времена года щедрые:

Весна зелени не жалеет,

Лето – солнышка, зима снега,

А осень, наверное, самая богатая.

Она золотом осыпает.

Сегодня мы собрались на праздник золотой осени.

Ой, ребята тише, тише

Что-то странное я слышу

Гости какие-то к нам спешат

Кто бы ни были заходите

Да ребят повеселите

Матвеевна:

— Здравствуйте, гости дорогие!

Еремеевна:

— Здравствуйте, работнички удалые!

— Милости просим!

Матвеевна:

— Мир вам, гости дорогие, 
Вы явились в добрый час.

Еремеевна:

— Встречу теплую такую 
Мы готовили для вас.

Матвеевна:

— Отошла пора работ —
Поле больше не зовет.

Еремеевна:

— Обмолочены снопы, 
Хватит хлеба до весны! 
А потом еще до лета — 
Хвала Господу за это!

Матвеевна:

— Хлебосольством да радушием 
Знаменит родной наш край. 

Еремеевна:

— Все же скучно нам сидеть 
И в окошечко глядеть.

Матвеевна:

— Может, в гости кто придет?
Пляску спляшет иль споет?

 Еремеевна:

— Очень рады мы гостям!
Приходите в гости к нам!

Ведущий:

Боится зверь ветвей моих,

 гнезд не построишь  в них,

 в ветвях краса и мощь моя,

 скажите быстро – кто же я (Осень). 
А вот Осень пожаловала.

Осень входит

А вот и я — мои  друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравиться наряд лесной-

Осенние сады и парки?

Я пестрым листопадом рассыплюсь по лесам,

Красивые наряды деревьям я раздам.

Слышите, доносится песенка моя.

Здравствуйте, я – Осень!

Здравствуйте, друзья!

А песню подхватили на крыльях журавли

И песню эту быстро унесли.

Завел проказник ветер веселый хоровод,

Он в ярко-желтом цвете танцует и поет.

Я пришла на праздник к вам

Петь и веселиться,

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться!

Ведущий:

— Дождик льёт и льёт, и льёт,  на двор выйти не даёт.

Да разве дождик – это плохо?

Надень лишь только сапоги.

И в них не только по дорогам,

А хоть по лужицам беги!

(Песенка «Дождик»1 класс)

Ведущий:     Давным–давно на Руси появился народный календарь, который подсказывал всем, когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать, а когда праздновать.

Первый осенний месяц-Сентябрь

Сентябрь баловать не любит! Холода приходят, чаще небо хмурится,

оттого и «хмурень».

Я — Сентябрь,

 Паутинка-серебринка.

 Листья крашу в яркий цвет,

 Лучше красок в мире нет.

 Поспевать велю плодам,

 Урожай хороший дам.

Ведущий:  Второй месяц осени. Грязник. Листобой. Листопад.  Позимник.

Октябрь :

Я – Октябрь, знаю:

Листьям — время опадать,

 Птицам — время улетать.

  Много дел и у меня:

 Шубу зайчиков проверю,

 Приготовлю им кору

 И листвою постараюсь

 Потеплей укрыть нору.

Ведущий: Третий месяц осени. Ноябрь месяц студёный, морозный, потому и ледень, ледовый кузнец, а еще его называли  груднем — от груд замёрзшей земли со снегом.

Ноябрь:

 Я-Ноябрь, а со мной

 Холодинки и снежинки.

 Задремали лес, поляны,

 На луга легли туманы.

 Птиц не буду забывать,

 Им придется зимовать.

Ведущий: К нам березка ветки наклонила, и слетают листики гурьбой.

                  В России осень наступила, зашумела золотой листвой!

             Все кругом так сказочно красиво, и листочки по реке плывут.

                  В России осень наступила — золотой порой ее зовут!

А теперь полюбуемся красотами госпожи «Осени» (Презентация )

Ведущий: Все вы знаете, что осень – пора уборки урожая. Проверим по силам ли нам    «Сбор урожая» (Игра)

 А теперь поиграем: будем по очереди называть все известные вам овощи и фрукты. Кто окажется последним, тот победитель! … Начинаем с первой команды… (Дети играют.)

Ведущая:

Нам всем знакома сказка «Репка». Сегодня ученики 4 класса покажут свою интерпретацию этой сказки. Героями нашего спектакля будут овощи, которые являются основными поставщиками витаминов для нашего организма.  

(Сценка «Репка» на новый лад)

Сказка «Репка»

Ведущий. Дедка репку посадил…

Дедка репке говорил.

Дед. Ты расти, расти большая,

Стань богатым урожаем,

Чтоб тобой я мог гордиться.

Принесу тебе водицы,

Удобрений ведер пять…

Ох, устал, пора поспать.

Дед ложится недалеко от Репки и засыпает.

Ведущий. Спит дедулька без забот.

Репка между тем растет

Да воюет с сорняками:

Их ногами и руками…

Вот уж осень на дворе.

Зябким утром в сентябре

Дед проснулся, испугался.

Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.

Дед. Ах, я, старый, разоспался.

Репку уж пора тянуть.

Подросла, гляжу, чуть-чуть.

Ай, да репка уродилась!

Мне такая и не снилась.

Хватает Репку и тянет.

Ведущий. Хвать, но репка возмутилась.

Морковка. Экий дедка ты неловкий!

Я — не репка, я — морковка.

Не умыл ты, видно, глаз.

Репки я стройней в сто раз,

И оранжевей к тому же.

Коль салат корейский нужен,

Без меня ты пропадешь…

Сок морковный не попьешь,

В супе мне замены нет…

И еще один секрет:

Я богата витамином —

Всем полезным каротином.

Я — отличный урожай!

Дед. Что ж, в корзинку полезай.

Что такое, что за чудо?

Может, выспался я худо?

Репку сеял я весной.

Ладно, батенька, постой,

Репку вытяну другую.

Картошка. Ой-ой-ой,

Я протестую!

Я — не репка. Я — картошка!

Это знает даже кошка.

Всем плодам я голова.

Ясно ведь как дважды два:

Если в супе нет картошки,

Ни к чему брать в руки ложку.

Я для чипсов, слышишь, дед,

Самый главный компонент.

В жарком масле, вот смотри,

Стать могу картошкой фри,

Я — твой главный урожай!

Дед. Что ж, в корзинку полезай.

Я ж опять пойду по репку.

Как сидит в землице крепко!

Ай да репка, вот те на!

Капуста. Право, я возмущена!

Дед, ты сникерсов объелся?

Сериалов насмотрелся?

Может, с печки ты упал,

Раз капусту не узнал?

Я на репку не похожа,

У нее одна одежа,

У меня ж их целых сто!

Все без пуговок… А то…

Я — хрустящая капуста!

Без меня в салате пусто,

А со мной любой обед,

Голубец иль винегрет

Станет в десять раз полезней!

И потом меня, любезный,

Можно квасить и солить…

И до лета аж хранить.

Можно есть меня всю зиму!

Дед. Милости прошу… в корзину.

Это что за чудеса?

Вот уж битых два часа

Я провел на огороде.

Где же репка? Эта вроде…

Свекла. Снова дед не угадал.

Знать, очки ты потерял?

Или бес тебя попутал?

Свеклу с репой перепутал.

Я в сто раз ее красней,

И полезней, и вкусней!

Свеклы нет и нет борща.

В винегрете и во щах

Я одна — источник цвета!

А свекольная котлета —

Это просто объеденье!

Сто процентов — похуденье.

Я — отличный урожай!

Дед. Что ж, в корзинку полезай.

И тебе найдется место.

Только все же интересно,

Где же репка? Может, эта?

Лук. Я почти того же цвета,

Но не репка, старичок,

Я — твой репчатый лучок!

Пусть немного и коварен,

Но в народе популярен.

Самый вкусный шашлычок

Тот, в котором есть лучок.

Все меня хозяйки знают,

В суп и в кашу добавляют,

В пирожки, в грибы, в отвар…

Я для вирусов — кошмар!

Даже грипп меня боится…

Хоть сейчас готов сразиться.

Я — отличный урожай!

Дед. Что ж, в корзинку полезай.

Вечер уж к концу подходит.

Месяц на небо выходит.

Да и мне домой пора.

Завтра с самого утра

Стану репку вновь искать,

А теперь охота спать.

Ух, тяжелая корзина,

Пригодилась бы машина…

Знатный вырос урожай!

Бабка, занавес давай,

Сказочке пришел конец.

Ведущий: Тот, кто слушал, молодец.

Ждем от вас аплодисментов,

Ну, и прочих комплиментов…

Ведь артисты-то старались,

Пусть слегка и растерялись.

Ведущая: Следующий конкурс -конкурс загадок  «Угадай овощ»

Загадки

1. Клёны смотрят удивлённо: маляра и краски нет.

Кто ж окрасил их, зелёных, в красный цвет? (Осень.)

 
2. Сам видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет , свищет (Ветер). 3. Маленький, горький, луку брат,

К пище приправа, а на микробов – управа. (Чеснок)

 
4. Сидит – зеленеет , падает – желтеет, лежит – чернеет. (Лист) 5. Очень дружные сестрички , ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносят летом.  (Лисички). 6.Меня просят и ждут, а приду – прячутся (Дождь). 7.Под землею птица гнездо свила и яиц нанесла (Картошка). 

8. Чёрных ягод пышный куст.  Хороши они на вкус! (Смородина)


9.Есть шапка но без головы, есть нога, но без обуви (Гриб). 

10. Круглое, румяное, я расту на ветке

Любят меня взрослые и маленькие детки! (Яблоко).


12.Красный Макар по полю скакал и в борщ попал (Перец) 


13.Круглая, а не месяц; белая, а не мука; горькая, а не полынь (Редька) 


14.Была ребёнком — не знала пелёнок;

 а старой стала сто пелёнок иметь стала (Капуста) 


15.Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель) 

16.Жёлтая курица под тыном дуется (Тыква) 


17.Помидору брат, а кумачу не рад; он в лиловой рос одёжке, не краснеет даже лёжа (Баклажан) 


18.Под листочком у оградки, лягушонок спит на грядке, весь зелёный, прыщеватый, а животик – беловатый (Огурец)

 
19. В огороде вырастаю, а когда я созреваю варят из меня томат,

      в щи кладут и так едят (Помидор) 


20. На ощупь очень гладкая, на вкус – как сахар сладкая,

по цвету – красноватая, и нравится ребятам (Морковь) 


21. Золотист он и курчав, в ста карманах сто ребят (Колос) 


22. Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (Свёкла).

Ведущий: Если дух в здоровом теле —
Удаль просит воли.
Распотешь себя, народ,
Спой частушки что ли…(Исполняют частушки)

ОСЕННИЕ ЧАСТУШКИ

в исполнении группы подготовленных обучающихся

Ведущий: Ну а какая же осень без грибов…

Наш следующий конкурс так и называется «Грибной кузовок»

(Ребята  собирают названия грибов из слогов)

КА — РО — MAC — ЛЕ — СЫ — ЕЖ – ВИК

НОК — ПОД — ОСИ — ВИК — РЫ — КА – ЖИК

КА — СИЧ — ЛИ — ПОД — РЕ — БЕ — ЗО – НО

 ИК — КА — ИН — ПЕ — МОК —  ОВ — О.

(Масленок, подосиновик,  сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.)

Ведущий:14 ноября – Кузьминки. Кузьминки — встреча зимы.

Говаривали об этом дне так: «Кузьминки — осени поминки», но не считали лишним еще повеселиться, встречая зиму. Вот как это было.

Издавна на Руси Кузьминки праздновали с1по 14 ноября. К тому времени прекращались работы на полях, играли свадьбы, провожали парней в рекруты.

Девушки устраивали веселые посиделки в самой большой избе, пекли курни, пели, танцевали, занимались рукоделием.

Давным –давно жили два брата Кузьма и Демьян. Были они такие искусные врачи, что одними словами могли исцелить от тяжелых болезней.

Они считались покровителями  различных ремесел, в первую очередь кузнецов, да лекарей и звали их «бессмертниками». Они были нежадные и бескорыстные

Еще их звали «кашниками» за то, что за работу они брали только кашу

Чучело Кузьмы, сделанное из соломы, разбирали, солому разбрасывали по земле, чтобы она согрела землю и урожай был хорошим, и на этой соломе танцевали, прощаясь с праздником.

ВИДЕОФИЛЬМ «Кузьминки»

(об истории возникновения и особенностях праздника)

Ведущий:

Земля остыла, улетели птицы

Закончился в природе листопад

Колючим холодом и первым снегом

Октябрь уж укрывает голый сад

Пруды замёрзнут и слегка

Ледком подернется река.

Ну, а если непогода, чем любите заниматься дома?  

(Танец «Любимые герои мультфильмов»7 класс )

Ведущий : 22 ноября – Матрёна зимняя.  Устанавливается зима. Ну какая бы погода не была бы за окном, главное, чтобы над нами было мирное небо и счастливое детство.

Танец «Детство».

Ведущий :Мы делились новостями,

     Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

     Говорим: До новых встреч!

Цель: проведение фольклорного праздника «Осенние посиделки», формирование интереса к традициям русского народа.

Задачи:

  • познакомить с русской традицией — осенними посиделками — и обрядовыми действиями, сопровождающими этот праздник;
  • закреплять собирательный образ осенних народных праздников, и продолжать знакомство с фольклором;
  • вызвать интерес к русской народной культуре, народным обычаям, традициям и обрядам;
  • воспитывать у детей чувство любви к родному краю, родной природе, стремление к сохранению и приумножению природных ресурсов;
  • развивать музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений;
  • создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран; магнитофон, микрофоны.

Оформление зала и реквизиты: оформление сцены в стиле русской избы: нарисованные печь и часть бревенчатой стены, «красный угол», кровать, лавки, стол, самовар, атрибуты крестьянского быта, дежка.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, элементов игры на ложках, хороводов, обрядовых танцев «Прялица» и «Ох, и сеяла Ульяница ленок»; подготовка сцены; изготовление декораций и русских народных костюмов (рубахи, кушаки, сарафаны, платки).

Время реализации: 1 час.

Возраст детей: 7-17 лет.

Ход мероприятия

В горнице сидят хозяйки – Матвеевна и Еремеевна.

Матвеевна (смотрит в окно):

— Отошла пора работ —
Поле больше не зовет.

Еремеевна:

— Обмолочены снопы,
Хватит хлеба до весны!
А потом еще до лета —
Хвала Господу за это!

Матвеевна.

— Сколько красок за окном –
Осень радует листом!

Презентация «Осень в родном краю».

Еремеевна:

— Хорошо в родном краю!
Хочешь? Песню вам спою!

Матвеевна:

— Разухабилась, девица!
Знаю, петь ты мастерица!

Еремеевна:

— Может, самовар поставить?
Гостю радость предоставить!

Матвеевна и Еремеевна:

— Внучка! Настенька! Сюды!
Принеси скорей воды!

Танец с коромыслами.

Музыкальное сопровождение «Пошла млада за водой» .

Еремеевна:

— Все же скучно нам сидеть
И в окошечко глядеть.

Еремеевна:

— Нас позвали веретена,
Труд домашний и знакомый.

Матвеевна:

— Может, в гости кто придет?
Пляску спляшет иль споет?

Матвеевна и Еремеевна:

— Очень рады мы гостям!
Приходите в гости к нам!

Еремеевна:

— Никак гомон за окном?
Песни звук доносится.

Матвеевна:

— Знать, и в наш сегодня дом
Осенины просятся!

Зал исполняет русскую народную песню «Ой, цветет калина».

Еремеевна:

— Вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут! Песни распевают, осень величают.

1-й молодец:

— Осень, осень,
Тебя в гости просим!

2-й молодец:

С обильными хлебами,
С высокими снопами.

3-й молодец:

С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

1-я девица:

— Осень, осень,
Погости недель восемь!

2-я девица:

— С громами сильными,
С дождями, с ливнями.

3-я девица:

— С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!

4-я девица:

— Осень не браните,
Осень не журите!

5-я девица:

— Осень славную,
Листопадную!

Хозяйки:

— Осень, осень, на порог!
Осенинщикам – пирог!

Матвеевна:

— Здравствуйте, гости дорогие!

Еремеевна:

— Здравствуйте, работнички удалые!

Вместе:

— Милости просим!

Матвеевна:

— Мир вам, гости дорогие, 
Вы явились в добрый час.

Еремеевна:

— Встречу теплую такую 
Мы готовили для вас.

Матвеевна:

— Хлебосольством да радушием 
Знаменит родной наш край. 

Еремеевна:

— Здесь для вас обряды русские 
Да медовый каравай. 

Матвеевна:

— Вы, девицы-красавицы, присаживайтесь в девичий уголок, ближе к печке и прялке.

Еремеевна:

— А вы, молодцы-удальцы, — на мужские лавки.

Хозяйки угощают гостей караваем. Гости отламывают кусочки хлеба, макают по традиции в соль и съедают.

Ведущий (Голос за кадром):

— На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

 При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

Хоровод «Во поле береза стояла».

Матвеевна:

— Осень в этом году знатная – урожаем богата!

Еремеевна:

— А у вас, гости дорогие, какие нынче урожаи?

Гости (хором):

— Хорошие!

1-й гость:

— Колос от колоса не слышно голоса.

2-й гость:

— Сноп от снопа – целая верста.

3-й гость:

— Копна от копны – целый день езды.

4-й гость:

— А как поедешь, так три дня проедешь.

5-й гость:

— Так вы это не жали! У межи лежали!

6-й гость:

— А вот мы-то жали, пожали! Три пуда нажали!

7-й гость:

— Первый пуд – на еду,
Второй – на семена,
Третий – про запас.

1-й гость:

— Что посеешь, то и пожнешь.

2-й гость:

— Что пожнешь, то и смолотишь.

3-й гость:

— Что смолотишь, то и смелешь.

4-й гость:

— Что смелешь, то и съешь!

Матвеевна и Еремеевна.

— Давайте посмотрим, какой вы урожай собрали.

Литературная композиция «Урожай».

Капуста:

— А я сочная капуста,
Витаминами горжусь!
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные щи мои капустные!

Чеснок:

— Я на грядке уродился,
Весь на дольки развалился.
Не беда, что горький,
Съешьте все по дольке.
Кто здоровым хочет быть,
Должен с чесноком дружить!

Яблоко:

— Я крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное,
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!

Баклажан:

— Мое имя – баклажан.
Фиолетовый кафтан.
Ты сырым меня не жуй,
Для икры я пригожусь!

Свекла:

— Свекла для борща годится,
Покраснела, как девица.
Без нее и винегрет
Не получишь на обед.

Тыква:

— Я тыква большая
И желтая вроде.
Я тыква смешная,
Расту в огороде.
Меня солнышко греет,
И дождь поливает,
А птички с утра
Песни мне напевают.

Огурец:

— Я длинный и зеленый,
То свежий, то соленый.
Расту я в огороде,
Любим во всем народе.
Вот какой я молодец,
Называюсь огурец!

Груша:

— Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай.
Полюбите меня, дети,
Я полезней всех на свете!

Морковь:

— У моркови красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зеленый пышный хвостик
Украшает огород.

Помидор:

— Я толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!

Картофель:

— Я на любом столе – любимый самый,
И в честь меня пора давать салют.
Ведь из картофеля на кухне мама
Вам приготовит сотню разных блюд.

Фасоль:

— Фасоль в стручке запряталась,
Сидит там до поры.
Когда же сбросит платьице,
То станет раскрасавицей,
Румяной от жары.

Репа:

— Репа — овощ не простой,
Хоть немножко горьковат.
И, как врач, он золотой —
Лечит горло у ребят.
Помогает он и взрослым
И под осень плодоносит.
Неприметный корнеплод
Что как врач у нас растет.

Колос:

— Главный все же
Мой здесь голос!
Это я – пшеничный колос!
Налит солнцем и теплом,
Хлеб принес я в каждый дом.

Все:

— Будут щи, и будет каша.
Сытно будет в доме нашем.
Но главнее в доме, знай –
Ароматный каравай!

Хозяйки:

— А первый наш поклон земле-матушке за дары богатые!
А второй наш поклон люду доброму — труженику!
А наш третий поклон – Богу милосердному!

Хозяйки:

— Славно вы все поработали, богатый урожай собрали.

Гости:

— Наши руки никогда не знают скуки!

Еремеевна:

— Вечерочки хороши,
Посиделки для души!

Матвеевна:

— Много мы обрядов знаем.

Еремеевна:

— А давайте Кузьминки обыграем!

Гости:

— А что такое Кузьминки?

Матвеевна:

— Кузьминки – один из осенних праздников, который отмечают 14 ноября. Праздник святых Кузьмы и Демьяна. В этот день не только работают, но и веселятся.

Гости:

— А кто же такие Кузьма и Демьян?

Матвеевна:

— В народе сказывают, что Кузьма и Демьян были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Они ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. За это их и прозвали «бессребрениками». Сельские мужики твердо почитали Кузьму и Демьяна кузнецами или просто «рукоремесленниками». И за удачей в кузнечных делах уповали на содействие этих святых.

Еремееевна:

— А ещё говорят, что Кузьминки – по осени поминки. В этот день на селе устраивали проводы осени и встречу зимы. После службы в храме затевали общие «ссыпины» – ссыпали ячмень, другое зерно в общий амбар, начинали варить «мирское пиво» к ближайшему престольному празднику. Вечером варили ссыпную кашу, веселились и устраивали гуляния.

Матвеевна:

— А кто знает, какие блюда в этот день подавали?

Гости:

— Не знаем! А какие?

Матвеевна:

— Кузьминки – куриные именины. На Кузьму и Демьяна – курицу на стол! Кузьма и Демьян – большие работники – кузнецы и плотники. Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

Ребята-кузнецы:

— Настала пора и нам себя показать! А что, хозяюшки, кузнецы вам не нужны?

Матвеевна и Еремеевна:

— А что вы умеете делать?

Ребята-кузнецы:

— А вот что! Посмотрите да вместе с нами отдохните!

Выступление ансамбля ложкарей.

Музыкальное сопровождение «Во кузнице».

После выступления кузнецы-молодцы показывают хозяйкам свою работу – подкову.

Матвеевна:

— Славная работа!

Один из кузнецов кладёт подкову на дежу.

Матвеевна:

— Ах, ты, молодо-зелено! Разве ты не знаешь, что мужчинам не то чтобы прикасаться к дежке нельзя, даже заглядывать в неё строго возбраняется!

Еремеевна:

— Дежка в доме – предмет особый! В ней хлебушко настаивается, силу набирает!

Матвеевна:

— В ней малых деток купали да от болезней излечивали.

Еремеевна:

— И невесту встарь на свадьбе на дежу сажали, долю добрую ей прочили.

Матвеевна:

— У нас сегодня на посиделках столько рукодельниц собралось!

Еремеевна:

— Девицы-красавицы! Прям невестушки!

Матвеевна:

— Пусть покажут своё мастерство!

Еремеевна:

— А мы посмотрим да подумаем, которую первой на дежу в скором времен сажать будем!

Выступление ансамбля «Прялица».

Матвеевна:

— Вот порадовали, красавицы!

Еремеевна:

— Спасибо, рукодельницы! А за это мы расскажем вам о женской покровительницу – Параскеве Пятнице.

Ведущий:

— 27 октября празднуется день Параскевы Пятницы. Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскева. В ее Житии сказано, что родители особо почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь Параскевой, что в переводе означает «пятница». Повзрослев, Параскева дала обет безбрачия и посвятила себя служению Христовой веры.

На Руси Параскева особо почиталась женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной. Существует поверье, что Параскева ходит по земле в виде молодой девушки-крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи. Богоотступников наказывает, благочестивых – награждает.

В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В это день не работали. Нельзя было мыть голову, купать детей. Пословица предостерегала: «Кто в пятницу много смеется — тот в старости много плачет».
Параскева – грязниха, порошиха, льняниха. На Параскеву начинали мять и трепать лен.

А сейчас наши хозяюшки поделятся опытом возделывания льна и покажут обрядовый танец «Ох, и сеяла Ульяница ленок».

Исполнение танца.

Матвеевна:

— Хорошо мы поработали!

Еремеевна:

— Хороший урожай собрали!

Вместе:

— Значит, год будет добрым и сытным!

Матвеевна:

— Испекли мы, принесли
С пылу, с жару пироги!
К ним – баранки русские –
Румяные да вкусные!

Еремеевна:

Пригласим гостей в кружок –
Съешьте свежий пирожок!
Помогите, гости, съесть
Пирогов хоть пять иль шесть!
Калачи бегут в карман –
Это вам гостинец дан!

Матвеевна и Еремеевна:

— Хочешь есть пироги –
Поскорей сюда беги!

Матвеевна:

— Самовар наш запыхтел, закипел,
Чай горячий и бодрящий подоспел!
И беседа хорошо ведется,
Коль седьмая чашка чаю пьется!
Чай не пил — откуда сила!
Чай попил – совсем пропал!

Еремеевна:

— Чай наш крепкий, русский, сладкий,
Он дает здоровье вам!

Матвеевна:

— Просим вас, гости дорогие, отведать наше угощение.

Еремеевна:

— Не зря говорят: «Не красна изба углами, а красна – пирогами!»

Гости:

— За пирогами и чаем и мы не заскучаем!

Участники посиделок уходят со сцены под русскую народную пляску, вовлекая в нее зрителей.

Литература.

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». — М., 2006.
  3. Жмулина Е.О. Фольклорный праздник «Посиделки на Покров», старшая группа.
  4. http://samarapedsovet.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/scenarii_igry_meroprijatija/posidelki_na_pokrov/109-1-0-79

Театрализованный фольклорный праздник в начальной школе

«Осенние посиделки»

Постигая мир русского фольклора, дети учатся глубже воспринимать окружающее и позитивно выражать свое отношение к нему.

Цель: активизация творческой деятельности обучающихся средствами русского фольклора; обеспечение общего культурного развития путем постижения русских народных традиций .

Задачи:

помочь увидеть и понять истоки русских традиций, праздников;

развивать у обучающихся эстетический вкус , путем вовлечения

в народно — поэтическое творчество;

— создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Ход праздника

1-й чтец:

Добрый день, гости званные и желанные!
Люди красивые и молодые, маленькие и большие!

2-й чтец:
Милости просим на осенние посиделки!
Всех приглашаем, душевно встречаем.

3-й чтец: Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!

1-й чтец : Слушайте, да глядите,

Да не говорите,

2-й чтец : Что слыхом не слыхивали,
Видом не видывали.

Вместе: Гостей округи данной
Зовём к вечёрке званой!

3-й чтец:

Рассаживайтесь поскорей
Кто на стул, кто на лавку,

2-й чтец: Да не делайте вы давку!

3-й чтец: Ну, что тут долго толковать,
Пора вечёрку начинать!

Учитель: Давным–давно на Руси появился народный календарь, который подсказывал всем, когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать, а когда праздновать. Первый осенний месяц-Сентябрь

Я — Сентябрь,

Паутинка-серебринка.

Листья крашу в яркий цвет,

Лучше красок в мире нет.

Поспевать велю плодам,

Урожай хороший дам.

Сентябрь баловать не любит! Холода приходят, чаще небо хмурится, оттого и «хмурень».

В сентябре ветры ревут. Воют по ночам. Говорили раньше «Понеслись ветерки с полуночи». А ещё в сентябре в лесах можно услышать рёв оленей. Оттого сентябрь – ревун!

В сентябре огонь в поле и в избе. Хлеб молотили по ночам. Ни одному зерну пропасть не давали. Издалека светились огни в деревнях от вечерней до утренней зорьки. Оттого сентябрь – «зоревник».

Сентябрь:

Хотите узнать сентябрьские народные приметы? Слушайте.

ЕСЛИ…

* Гром в сентябре — тёплая и долгая осень и снежная зима.
* Появились опята – лето отошло.
* Низко улетают перелётные птицы – короткая осень.
* Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
* Холодный сентябрь – в марте сойдёт снег.

Учитель:

1 сентября. День святой Фёклы.

Сентябрь: На святую Фёклу копай свёклу!

Учитель:

7 сентября Святой Тит – последний гриб растит!

Сентябрь:

Да, грибы на окошке не растут.

Кто пораньше встаёт, тот грибов и наберёт.

А сопливый да ленивый идут после за … крапивой!

Отгадайте-ка, загадку!

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый … (Мухомор)

(Игра – соревнование « Кто лучше раскрасит».

Дети делятся на 3 группы и раскрашивают шаблоны.)

Учитель: Продолжаем наш народный календарь.

13 сентября: Святой Куприян – копают картофель.

Посадили мы картошку

Ещё в мае-месяце.

Выросла она на диво —

И крупна, и так красива!

А картошка — хлеб второй,

Это знаем мы с тобой.

Собирай картошку смело,

Не жалей ты сил для дела!

Игра “Уборка картофеля” (Участвуют 2-3 семьи .Семья проходит 3 этапа: на первом – папа чистит картошку и кладет ее в ложку. На ложке ребенок несет картошку маме. Мама должна максимально тонко порезать картофелину на кусочки. Выигрывает семья, которая первой пройдет все этапы.)

Учитель: 17 сентября Святой Лука.

Дети: На Святого Луку – лук дёргают.

Учитель: 23 сентября — день Святого Петра и Святого Павла.

Дети: Про них говорили Пётр и Павел – рябинники!

В этот день начинали сбор урожая рябины.

Но не всю рябину срывали, часть ягод дроздам, да снегирям оставляли.

В этот день был обычай такой: кисти рябины вешали под крышу каждого дома. Девушки рябиновые венки плели, бусы рябиновые одевали, хороводы водили.

Исполняется хороводная игра «Дударь». ( В центр хоровода встает «Дударь»- водящий)

Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)
Старый, старый старичище,
Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)
Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)
Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)
Станешь ты пригожим:
Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)
И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)
Дударь, дударь, что болит?
— Нога! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)

Учитель: 28 сентября Святой Никита.

Дети: На Святого Никиту репу срезают.

Да, репа у всех в почёте была! Её ели свежую, варёную, пареную, вяленую. Пекли пироги с репой, варили кашу из репы, делали репный квас! Проще пареной репы ничего нет!

Так вот откуда это выражение вошло в нашу жизнь. Теперь все ребята будут знать.

Театр – экспромт. Сказка «Репка» на новый лад (Играют взрослые).

Кто загадку отгадает, роль он тут же получает

Репка- Оба-на, вот и я

Дед — Люблю я это дело!

Бабка – Ой, молоко убежало!

Внучка – (машет рукой) А клевый у меня прикид!!

Жучка – Всех покусаю!

Кошка – Люблю сметанку …

Мышка — Достали уже….

Учитель: Октябрь. Второй месяц осени. Грязник. Листобой. Листопад. Позимник.

Октябрь :

Я – Октябрь, знаю:

Листьям — время опадать,

Птицам — время улетать.

Много дел и у меня:

Шубу зайчиков проверю,

Приготовлю им кору

И листвою постараюсь

Потеплей укрыть нору.

Учитель: 1 октября – Арина-журавлиный лёт.

Дети: С этого дня начинался отлёт журавлей в тёплые края.

Учитель: 8 октября – Сергей-капустник.

Дети: Начиная с этого дня рубили капусту на зиму.

Учитель: 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.

Дети: Встреча Осени с Зимой.

Октябрь: С Покрова начинались ярмарки. А на ярмарке веселье! Инсценировка «Глаша» (Девочку ставят на табурет, надевают на нее длинный сарафан, чтобы не было видно табурета. К сарафану подставляют под стул ставят какую – либо обувь. Получается «ГЛАШа». «Кавалер»- мальчик небольшого роста )

Глаша :

Ты обещал, а ко мне не приходишь.

Аль тропинку ко мне не находишь?

Кавалер:

Приходил я, тебя дома нету.

Черти носят тебя, что ль, по свету?

Глаша:

Что ты, что ты меня не целуешь?

Что ты, что ты меня не милуешь?

Кавалер:

Ноги, что ль, мне твои обнимать?

Чуни, что ль, мне твои целовать?

Глаша:

Обещал меня взять на вечерки.

Там гуляют парнишки, девчонки.

Кавалер:

Не возьму тебя я на вечерки,

Мне ходули нужны аль подпорки.

Глаша :.

И пошто я така уродилась?

Видно, маме дороженька снилась.

Кавалеру меня не достать,

И пошто я такая верста?

Кавалер:

Не печалься, что высока ты, Глаша.

Стану есть по утрам только кашу.

Видно, каши-то мало я ем,

Раз росточком не вышел совсем.

Глаша :

Приходи к нам домой гостевать.

Кавалер :

Нет, пойду лучше кашу хлебать.

Учитель: 20 октября – Сергий.

Дети: Настоящей зимы нужно ждать через месяц.

Учитель: 27 октября – Парасковья .

Давайте послушаем приметы этого месяца:

Ненастный октябрь — дождливая весна.

* Если на Парасковью большая грязь, то до зимы осталось 4 недели.
* Если в октябре лист с берёзы, дуба и клёна опадает нечисто – жди суровой зимы. *Покуда лист с вишни чисто не опадёт — сколько снег не падай, всё будет таять.

ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?» (На полу по кругу раскладывают листья, их количество — на один меньше, чем игроков. Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры.)

Учитель: Ноябрь. Третий месяц осени. Грудень. Ледень. Ледовый кузнец. Листовей.

Ноябрь:

Я-Ноябрь, а со мной

Холодинки и снежинки.

Задремали лес, поляны,

На луга легли туманы.

Птиц не буду забывать,

Им придется зимовать.

Дети: Ноябрь месяц студёный, морозный, потому и ледень, ледовый кузнец.
Славяне называли этот месяц груднем — от груд замёрзшей земли со снегом.

Учитель: 4 ноября – Зимняя (осенняя) Казанская.

Дети: Ждали первых заморозков.

Учитель:12 ноября – Зиновий.

Дети: Зиновий-синичник, синичкин праздник. Прилетают из-за моря снегири, сойки, чечетки, свиристели. «Немного синичка ест- пьёт, а весело живёт».

Учитель: 14 ноября – Кузьминки. Кузьмы-Демьяна день. Кузьминки — встреча зимы.

Кузьма-Демьян, два добрых брата,
Дружно все сейчас вдохнём,
Да закличку запоём,
Этой песенкой весёлой
Братьев в гости позовём!

Закликание Кузьмы-Демьяна.

Брат Кузьма и брат Демьян

Покажитесь вы нам,

Покажитесь вы нам,

Улыбнёмся мы вам!

(Появляются Кузьма и Демьян. )

Кузьма:

Если дух в здоровом теле —
Удаль просит воли.
Распотешь себя, народ,
Спой частушки что ли…(Исполняют частушки)

ОСЕННИЕ ЧАСТУШКИ

Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора.

Как мы яблоки увидим,

Сразу все кричим: «Ура!»

Любим свёклу мы, морковку

И капусту тоже есть,

Потому что витамины

В овощах и фруктах есть!

Мы секрет румян достали

От прабабки Фёклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы.

Тыкву нашу поливали

Утром, вечером и днем!

Тыква выросла большая,

И теперь мы в ней живем!

Разудалый я силач —

Гну рукой подковку!

Потому, что я жую

Каждый день морковку.

Девочки и мальчики

Любят кушать «пальчики».

Но бояться вам не надо,

Это сорт ведь винограда!

Это что за поросенок,

Где дырявый пятачок,

Почему не слышно визга?

— Это ж, братец, кабачок!

Оля бусы из рябины

Нанизала метров пять.

Чтобы их носить на шее,

Надо ей жирафом стать.

На дворе похолодало –

Можно в куртке пофорсить.

Летом мне ее купили,

Не давали поносить.

Еле осени дождалась –

Очень модничать люблю.

Ох, ребята, полюбуйтесь

Вы на шапочку мою.

Ребятишек нынче сто

Под нашим окошком.

Все желают получить

Пирожки с картошкой.

Мы частушки вам пропели.

Хорошо ли, плохо ли?

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Учитель: Скажи, Кузьма, скажи, Демьян,
В народе правду ль говорят,
С Кузьминок будто б начинали
Наукам обучать ребят?

Кузьма:

Мы – покровители ремёсел и ученья!
Чтоб было радостью оно, а не мученьем.

Демьян:

А коль талантов вам не занимать,
Попробуйте загадки разгадать.

Загадки Кузьмы и Демьяна:

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без неё – беда,

Она их главная еда. (Трава)

Без рук, без ног.

В дверь стучится, в избу просится. (Ветер)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)

Сидит – зеленеет,

Падает – желтеет,

Лежит – чернеет.(Лист)

Лежит бычок – белый бочок,
Толстенький, гладкий,
Привязан к грядке. (Кабачок)

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Головой велика, только шея тонка. (Тыква)

Одну ягоду мы ели…
Вчетвером за столик сели – еле-еле одолели:
Ели чуть не полчаса, расстегнули пояса;
Да ещё в отброс осталось – вот так ягодка досталась! (Арбуз)

Кузьма: — Ну и ну! Вот так ребята! Отгадали все загадки.
Демьян: Ну, кто хочет поиграть?
Свою ловкость показать?

Проводится игра « Попади шишкой в ведро»
(класс делится на 2 команды, каждой команде даётся по 5 шишек, каждый участник делает 5 бросков, броски суммируются, выигрывает та команда, у которой больше попаданий)

1. Кузьму и Демьяна почитали в народе русском Божьими кузнецами. Мастера кузнечного дела считали их своими покровителями, а день их имени, 14 ноября, — своим праздником.

2. К этому дню кузнецы изготавливали «обетные работы»: изделия, которые ими просто раздаривались в честь Кузьмы и Демьяна всем желающим.

Учитель:

Ещё один народный праздник связан с днём имени Кузьмы и Демьяна – Кочеты, или «Куриные именины» 13 ноября.

Дети: Почитали в этот день Кура и Курку. Особыми почестями величались перо и пух, откуда и пошло знакомое каждому русскому человеку выражение «ни пуха, ни пера» Инсценировка «Ни пуха , и пера»

Рано утром мама — квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дразнись!

Не дерись! Не петушись!

Поспеши, уже пора,

Ну, ни пуха, ни пера!».

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора.

А на нем и в самом деле –

Нет ни пуха, ни пера!

Учитель: 19 ноября – Павел и Варлаам.

Дети: Начинается ледостав, иначе называемый «рекостав» — остановка рек.

Учитель: 22 ноября – Матрёна зимняя.

Дети: Устанавливается зима.

1 чтец: На Руси посиделки длились с вечера и до утра
Но вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.

2чтец: Уносите в дом родимый радость нашего двора,
На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!

Фольклорный осенний праздник в подготовительной группе «Осенины – осени именины»Фольклорный осенний праздник в подготовительной группе «Осенины – осени именины»

Хозяйка: (в народном костюме):

Добрый день и поклон вам, гости дорогие!

Давно мы вас ждали-поджидали, праздник без вас не начинали!

Дует ветер, льётся дождь, холодно на улице,

А в избе у нас тепло. Жду гостей к себе давно.

Под звучание народной песни «Осенью — осенью» дети парами входят в зал.

Хозяйка:

Добрый день и поклон вам, красны девицы да добры молодцы!

Гости желанные и дорогие! Давно я вас жду – поджидаю…

Будьте, как дома, не стесняйтесь, радуйтесь осени да забавляйтесь!

1. Осень каждый год приходит, праздник за руку приводит,

Песенки свои поёт, танцевать с собой зовёт.

2. Одарила гостья-Осень урожаями плодов,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов

3. День осенний так хорош! Сколько листьев соберёшь!

Золотой большой букет – нам от Осени привет.

4. У людей бывают именины, а у Осени сегодня – осенины!

Нашу Осень прославляем, от души всех поздравляем!

Все хором: Осень, Осень, в гости просим!

С листопадом и дождём, с перелётным журавлём!

Входит Осень с корзинкой

Осень: Я – Осень золотая. Поклон вам всем, друзья. Давно уже мечтаю о встрече с вами я.

Я каждый год к вам в гости прихожу, весёлыми всегда вас нахожу.

Для вас готовлю я свои наряды. Вы рады моему приходу?

Дети: Рады!

5. Осень — раскрасавица, всем наряд твой нравится!

Ты красива, ты щедра и богата и добра!

6. Это чьи-то именины? Это праздник Осенины.

В благодарность за осенние дары, Осенины отмечают на Руси!

Осень: Пришла я вам с весельем и с богатым угощеньем.

7. Осень, осень золотая, наша гостья дорогая

Хорошо, что ты пришла. Что нам осень принесла?

Осень (показывает):

Принесла я вам с полей колоски пшеничные.

Будут, будут у детей пироги отличные!

8. Осень, осень золотая, наша гостья дорогая

Хорошо, что ты пришла. Что еще ты принесла?

Осень:

Помидоры, огурцы принесла я с грядки.

И капусту, и бобы – кушайте, ребятки!

9. Осень, осень золотая, наша гостья дорогая

Хорошо, что ты пришла. Что еще ты принесла?

Осень:

Чудо — яблоки для вас принесла из сада.

Угостить я всех ребят буду осень рада.

10. Осень в гости пришла, и добра принесла:

В лесу – грибочки, в поле – колосочки, а на столе – каравай, кого хочешь угощай!

Хозяйка:

Так давайте славить осень песней, пляской и игрой,

Будем радоваться вместе, Осень – это праздник твой!

11. Будем праздник начинать, будем петь и танцевать

Хоровод мы заведем, песню звонкую споём!

Хоровод с осенними листьями «Разноцветная осень»

Осень: Спасибо, милые певцы! Я вас хвалю, вы – молодцы!

Хозяйка: А теперь сядем рядком, да поговорим ладком.

(дети рассаживаются на стульчики)

Осень: Встречу с вами я ждала, отложила все дела. Вижу, вы бодры, здоровы.

Веселиться все готовы?

Дети: Да!

(Выходят несколько детей)

  1. Милости просим! Похваляем Осень!
  2. Осень, Осень! Гости недель восемь! С ветрами сильными, с дождями, с ливнями!
  3. Лейся дождик с неба, будет много хлеба!
  4. Весна красна да голодна, Осень дождлива да сытна!
  5. Как Осень во дворе, так ребята все в избе!

Осень: И то, правда. Раз овощи с грядок собраны, в погреба убраны, на зиму припасены,

Можно и повеселиться, да на посиделки собраться.

6. На завалинке в светёлке, иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

7. Собирались, песни пели, что ж к кругу друзей молчать?

Так давайте веселиться, Осень щедрую встречать!

8. Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести нам здесь сейчас.

9. Отдых – это не безделки, время игр и новостей.

Начинаем посиделки для гостей и для друзей!

Песня «К нам гости пришли»

Хозяйка: На осенних посиделках мы споём и спляшем,

Пословицы и поговорки осени расскажем.

  1. Что весной посеешь, то осенью и пожнёшь!
  2. Осенью серенькое утро, но красненький денёк.
  3. Осень – запасиха, зима – подбериха!
  4. Весна красна цветами, а осень снопами!
  5. Что осенью уродится, то зимой пригодится!

Осень: Молодцы, мои друзья, порадовали меня.

Хозяйка: Да чего же хороши посиделки наши!

А сейчас для нас девицы весело попляшут!

Танец девочек с платочками «Субботея»

Осень: Ай да молодцы! Ай да девицы! Славно у вас получается!

Хозяйка: Но ведь посиделки – не только безделье, но и рукоделье.

Расскажите нам, девицы, все ли здесь вы мастерицы?

1девочка: Я платочек вышивала розами-мимозами,

Алу ленту повязала под русыми косами.

2 девочка: А мы с подружкой – пряхи, у каждой по рубахе.

К зиме ниток напрядём, полушубочек сошьём!

3девочка: Я для маленькой сестрички навязала рукавички,

А для старой бабушки навязала варежки!

Осень: Ай да затейницы! Посмотрим, какие вы трудолюбивые,

да и мальчиков приглашаю поиграть и девочкам помочь клубочки смотать

Игра-аттракцион «Чья пара быстрее клубок смотает»

Хозяйка: Пока девицы плясали, наши молодцы скучали. Пора и вам показать своё умение

Мальчик: Расступись, честной народ, не пыли, дорожка,

Добры молодцы идут погулять немножко!

Мальчики выходят, подыгрывая на ложках

1мальчик: У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит.

Полюбуйся, посмотри, к вам явились ложкари!

2мальчик: Звонкие, резные, ложки расписные.

От зари и до зари, веселятся ложкари!

Мальчики исполняют песню «Во кузнице»

Осень: Ай да молодцы, ай да удальцы! Настоящие добры молодцы!

Хозяйка: А теперь можно и поиграть, свою силу испытать!

Состязание «Перетяни канат»

Хозяйка: Поплясали, поиграли, свои кости поразмяли

Тут и за работу пора!

В народе говорят у нас: «Делу время, потехе — час.

Довольно развлекаться, Пора за дело браться.

А как шили-вышивали, так и песню напевали,

Пели, правда, от души, да и песни хороши!

Реб: Песню задушевную сейчас мы запоём

Поётся в ней о Родине, в которой мы живём.

Реб: Родина – это России просторы, и над рекою откос.

Чистое золото осени нашей, шум белоствольных берёз.

Реб: Родина – это и небо над нами, наши дела и мечты,

Звонкая песня, звучащая в поле. Всё это Родина ты!

Песня «Родимая сторонка»

Осень: Где песня льётся, там весело живётся!

Спасибо! Потешили вы меня плясками да песнями своими.

Хозяйка: А расскажите-ка нам, что же осенью с полей убирают?

Дети: Хлеб — рожь и пшеницу!

Осень: Верно! Осенью хлеб убирают да на зиму зёрна засевают.

Кто нам об этом расскажет? Хлебушек уважит?

1реб: И обед не обед, коли хлебушка нет!

2реб: Не велик кусок пирога, а стоит много труда!

3реб: Гречневая каша — матушка наша, а хлеб ржаной – отец наш родной!

Осень: И, конечно, правда это, ведь важнее хлеба нету!

4реб: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

5реб: Если не трудиться, то хлеб не уродится!

6реб: Скучен день до вечера, коли делать нечего!

7реб: Без дела жить, только небо коптить!

8реб: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

Осень: Да. Лентяев и бездельников в народе никогда не любили.

(Выходит мальчик (Тит) с ложкой за поясом, ложится на скамейку)

Осень: А это что за молодец, глаза с поволокой, роток с позевотой?

1Реб: Да это же Тит-лежебока!

Тит: Ты, работушка, меня не бойся! Я тебя не трону!

1реб: Не колода лодырь, а пень, лежит целый день!

2реб: Не жнёт, не косит, а обедать просит!

3реб: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит!

4реб: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложа?

Дети 4-ро: Хочешь есть калачи, не сиди на печи! (идут вокруг Тита и дразнят)

Ой, Тит, Тит, Тит он на печке лежит, лаптем щи хлебает, себя похваляет.

Пошел в огород – рассмешил весь народ, упал с печи – лежит, кричит!

Тит: Да я парень хоть куда, хоть с ленцою – не беда!

Балалаечку возьму и играть на ней начну!

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Девочка: Станем, девицы, рядком, да частушки пропоём!

Мальчик: Да и мы, пожалуй встанем, от подружек не отстанем!

«Частушки»

1. Начинаем петь частушки, просим не смеяться.

Тут народу очень много, можем растеряться.

2. Мы частушек много знаем и хороших и плохих,

Хорошо тому послушать, кто не знает никаких!

3. Ты играй повеселее, балалайка три струны.

Подпевайте, кто сумеет, не стесняйтесь, плясуны!

4. У берёзки, у сосёнки тоненькие веточки,

А мы бойкие девчонки, все мы, как конфеточки!

5. У нас речка неглубока, на дне видно камушки,

Наши девки не гуляют, записались в бабушки!

6. Ахи, ахи, ахоньки, наши парни махоньки

Из-за кочек, из-за пней не видать таких парней!

7. Я мальчишка складненький тонкая фигурочка,

Неужели не полюбят Танечка и Нюрочка?

8. Я девчонка боевая, боевой останусь,

Плохо будет тому парню, кому я достанусь!

9. (Мальчики) Девочки-беляночки, где вы набелились?

(Девочки) Мы вчера коров доили, молоком умылись!

10. Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!

Осень: Кто частушек много знает, тому скучно не бывает.

Хозяйка: Теперь плясовую заводите, да гостей повеселите!

Мальчик: Ой, девчата дорогие, разрешите вам сказать:

Мы имеем предложенье с вами в месте поплясять!

Девочка: Туфли новые у нас, крашеные пятки.

Как же с вами не сплясать, милые ребятки?

Плясовую заведем, песню звонкую споём!

Хозяйка:

Как у наших у ворот, вьётся, вьётся хоровод,

Вьётся, вьётся хоровод, собирается народ!

Игровой хоровод «На горе то калина»

Хозяйка: А теперь мы приглашаем всех гостей на хоровод.

Пусть на наших посиделках каждый пляшет и поёт!

(Мамы, одев кокошники, раскрашенные детьми, водят хоровод с Хозяйкой и Осенью под русскую народную мелодию)

Вбегает Петрушка: А вот и я, Петрушка! Пришел вас позабавить, с Осенинами

поздравить! (Дети здороваются)

Петрушка: Я – Петрушка озорной, поиграете со мной?

Вы мальчишки и девчушки, держите ушки на макушке.

Итак, начинаю, небылицы сочиняю!

  1. Говорят, что серый кот, дружно с мышками живёт? Правда? (дети отвечают)
  2. Волк зубастый, говорят, испугался 2-х зайчат. Правда? (дети отвечают)
  3. Говорят, петух в лесу скушал рыжую лису. Правда?
  4. Говорят, что ребятишки, абсолютно все врунишки.
  5. Говорят, что дошколята, вы отличные ребята.

Осень: А теперь и мы расскажем небылицы в лицах.

Сидят они в теремах-светлицах, щёлкают орешки, да творят насмешки!

Смелей, ребята, выходите, небылицы расскажите!

(Под музыку выходит пара детей)

-Федул, чего губы надул? -Кафтан прожег!

-А зашить можно? -Да иголки нет!

-А велика ли дыра? -Один ворот остался!

(выходит 2-я пара)

-Фома, что из леса не идёшь? -Да медведя поймал!

-Так веди сюда! — Да он не идёт!

-Так сам иди! -Да медведь не пускает!

(Выходит 3-я пара)

-Где был, Иван? -В горнице!

-А что делел? — Петру помогал!

-А Пётр что делал? -Да на печи лежал!

(Выходит4-я пара)

— О чем, Андрей, плачешь? -О ворота ударился!

-Когда? -Вчера!

-А чего сегодня плачешь? — А вчера на дворе никого не было!

(Выходит мальчик и 2 девочки)

Мальчик: На улице две курицы с петухом дерутся,

Две девицы-красавицы смотрят и смеются:

Девочки: Ха-ха-ха, ха-ха-ха, как нам жалко петуха!

Петрушка: Небылицы не короткие, не длинные, а такие, что в самый раз,

Как от меня до вас!

Небылицы дарят нам всегда веселье, да смешное настроенье!

У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит.

У меня есть инструменты: чтоб играть на них суметь, но долго попотеть!

Инструменты разбираем и веселье продолжаем!

(дети разбирают инструменты и встают в полукруг)

  1. Как у нашего соседа весела была беседа, а у нас на весь двор ещё лучше разговор.
  2. Утки в дудки, кошки в ложки, тараканы в барабаны, кукушки в колотушки!
  3. А весёлые скворцы заиграли в бубенцы!

Играют, играют, всех потешают!

Р.Н. Песня «Долговязый журавель»

(на проигрыш дети подыгрывают на инструментах)

Петрушка: А теперь, ребятки, слушайте загадки.

1. Летом в огороде – свежие, зелёные, а зимою в бочке – желтые, солёные.

Отгадайте, молодцы, как зовут их?… (огурцы)

2. И зелен и густ на грядке вырос куст.

Начали его щипать, стали плакать и рыдать. (Лук)

3. Сам, как свинка, хвост – крючок. Что за овощ? (Кабачок)

4. Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок,

Прирос к земле крепко. Кто же это? (Репка)

Петрушка: Все ребята – молодцы, вам за это леденцы!

(Отдаёт пакет с леденцами воспитателю)

Петрушка: Есть ещё игра для вас. Поиграем мы сейчас

Хороводом все пойдём, «Никанориху» споём

Народная игра «Никанориха»

(Дети идут хороводом вокруг Петрушки)

Дети: «Никонориха гусей пасла, да пустила в огород козла,

Никонориха ругается, а козёл-то улыбается»

(Дети топающими шагами идут врассыпную по залу, а с окончанием музыки останавливаются, находят пару и берутся за руки. Оставшемуся без пары, все хором говорят: 1-2-3-козлик ты! Игра повторяется ещё раз)

Петрушка: А наш козлик-то бодается, в огород попасть старается.

Чтоб его нам не пускать, позовём его плясать!

Мы веселье продолжаем всех на пляску приглашаем!

Хозяйка: Веселил нас много раз русский танец – перепляс.

Звонко музыка играй, всех на танец приглашай!

Парная пляска «Пчелочка златая»

Осень входит с караваем:

Осень: Что ж, спасибо вам, друзья, порадовали вы меня.

Праздник наш мы завершаем вкусным, пышным караваем.

Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

Приглашаю всех на чай, чтоб веселье продолжать, Осенины вспоминать!

Хозяйка: До свидания! Всем вам жить, да не тужить, до ста лет дожить!

Дети под русскую народную музыку уходят из музыкального зала.

< Предыдущая   Следующая >

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фольклорный праздник осенины на руси сценарий
  • Фирменный стиль агентства праздников
  • Фольклорный праздник частушек
  • Фольклорный праздник осенины во второй младшей группе
  • Фирменный праздник 10 букв