Фольклорный праздник преданья старины глубокой

Фольклорный праздник проводится с целью гармоничного развития личности ребенка средствами эстетического образования. В ходе праздника дети развивают свои знания об устном народном творчестве, что способствует пониманию и знанию истории своего народа.

Цель праздника: гармоничное развитие
личности ребенка средствами эстетического
образования; развитие его
художественно-творческих умений.

Задачи праздника:


  • научить учащихся понимать и знать историю
    своего народа;
  • развивать знания учащихся об устном народном
    творчестве русского народа;
  • развивать индивидуальные творческие
    способности учащихся.

Оборудование: записи русских
народных песен, баранки с бечевками, игровое поле
и дротики, “Цветик-семицветик”.

Ведущая.

Здравствуйте, люди добрые, разудалые
молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные,
милые и прекрасные! Я приглашаю всех вас
вспомнить сегодня заветную старину наших
дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда
после трудового дня они собирались на околице,
чтобы отдохнуть от забот.

С того заветного времени по сей день
живут в народе, как ярчайшие самоцветы, сказки,
песни, пословицы и поговорки, частушки, игры
которые и в настоящее время не потеряли своей
первозданной прелести. Все это называется устным
народным творчеством. А чтобы понимать и знать
историю своего народа, надо знать и фольклор.

“Широко ты, Русь, по лицу земли в красе
царственной развернулася. У тебя ли нет
богатырских сил, старины святой, громких
подвигов?”

Сегодня мы с вами собрались на
завалинках на веселую игру – посиделки. Ребята,
сидящие на завалинках, будут соревноваться в
знании устного народного творчества.

(Представление команд.)

Правила игры:

Начинаем игру! “Завалинки”
поочередно “стреляют” в игровое поле и
выполняют соответствующие задание. На игровом
поле есть сюрпризы (“черные дыры”), попав в эти
отверстия, команда теряет очки. “Отыгравшее”
отверстие убирается, кроме цветика-семицветика,
который “работает”, пока не закончатся
лепестки.

1 задание “Цветик-семицветик”.

“Завалинка”, попавшая в это отверстие
открывает любой лепесток, выполняет желание,
написанное на обратной стороне.

– хочу баранку;
– хочу загадать загадку;
– хочу спеть частушку;
– хочу 2 баранки;
– хочу сказать скороговорку;
– хочу вспомнить считалку;
– хочу спеть народную песню.

2 задание “Черная дыра”.

У “Завалинки”, попавшей в это
отверстие отнять 1 баранку, отверстие работает 1
раз.

3 задание “Ромашка-загадка”.

Ведущая.

А загадать ли вам
Судари – да красны девицы,
Красны напевки
Да загадки?
И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей.

(Хлеб.)

По сеням ходит,
А в избу не идет.

(Дверь.)

Горит столбом,
А дыму нет.

(Свеча.)

Четыре брата бегут –
Друг друга не догонят.

(Колеса.)

По сеням ходит,
А в избу не идет.

(Дверь)

Уж как что это выше леса
(Выше леса светит месяц)
В воде родится, а воды боится.

(Соль)

4 задание “Театр”.

С попавшей в это отверстие
“завалинкой” ведущий ставит сказку по ролям.

А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакала,
Да в мешок эти сказки собирала.

(Ребятам раздаются роли на листочках,
кто какую вытащит. Затем ведущий читает сказку, а
ребята стараются с ходу ее инсценировать.)

Роли: царь, царица, дочка Марфенька, шут
Стасик, конь Буцефал, дуб, кот, цепь,
Соловей-разбойник.

Сказка.

“В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был царь со свое царицей. И была у
них дочка Марфенька. Очень родители любили свою
дочь. То мама по головке погладит, то папа
пряничком угостит. Жил в том царстве шут Стасик.
Очень он любил с Марфенькой играть, особенно в
ладушки.

Вдруг раздался шум и свист. Очень
испугались царь с царицей, под троны завалились.
Налетел на дворец Соловей-разбойник, схватил
дочку Марфеньку и был таков. Заплакали царь с
царицей.

Стал их шут Стасик успокаивать,
обещать, что спасет царевну. Свистнул тут шут
Стасик, прискакал к нему конь Буцефал. Сел Стасик
на коня, поскакал царевну спасать.

Долго ли они скакали, коротко ль, уж и
конь прихрамывать стал. Подъехали они к дубу. Дуб
большой, развесистый. На дубе цепь висит, по цепи
кот ученый ходит. Спросил Стасик у кота, как найти
Соловья-разбойника. Показал кот дорогу. Поскакал
шут дальше. А вот и владения Соловья-разбойника.
Завязалась кровавая битва. Победил шут, спас он
царевну. Сели они вместе на коня Буцефала и
поскакали домой.

Обрадовались царь с царицей,
благодарят шута Стасика. А шут обернулся вокруг
себя два раза и стал добрым молодцем. Влюбилась в
него царевна. А тут и свадьбу сыграли веселую”.

5 задание “Скороговорки”.

Ведущая. Пословицы нашу речь украшают,
загадки ум развивают, а скороговорки? А они учат
ребят говорить четко и ясно, чтобы было всем
понятно.

Ваша задача: “Кто лучше произнесет
скороговорку”.

Вставай, Архип, петух охрип!
Наш Полкан попал в капкан.
От топота копыт пыль по полю летит.
Прокоп украл укроп.

6 задание “Угадайка”.

Ведущая. О каком сказочном герое идет
речь?

Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.

(Бычок-смоляной бочок.)

Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом ее на курьих ножках.

(Баба-Яга.)

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

(Емеля.)

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.

(Гуси-лебеди)

7 задание “Пословицей – правда
молвится”.

Ведущая. Говорят, “живое слово дороже
мертвой буквы”, а потому пословицы и поговорки –
самый распространенный, самый живой жанр устного
народного творчества. Я объявляю конкурс
“Пословицей – правда молвится”.

Я буду называть пословицы и поговорки
той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в
русской речи, подберите русскую пословицу,
аналогичную по смыслу.

  1. Арабская пословица: “Бежал от дождя, попал под
    ливень” (“Из огня да в полымя”).
  2. Финская пословица: “Тот не заблудится, кто
    спрашивает” (“Язык до Киева доведет”).
  3. Иранская пословица: “Где нет фруктовых
    деревьев, свекла сойдет за апельсин” (“На
    безрыбье и рак – рыба”).
  4. Английская пословица: “Все хорошо в свое
    время” (“Делу время – потехе час”).
  5. Польская пословица: “Пика не кладется в мешок”
    (“Шило в мешке не утаишь”).
  6. Немецкая пословица: “Молчаливый рот – золотой
    рот” (“Слово – серебро, молчание – золото”).
  7. Итальянская пословица: “В закрытый рот муха не
    залетит” (“Слово – не воробей, вылетит – не
    поймаешь”).
  8. Китайская пословица: “Разговорами риса не
    сваришь” (“Гостя баснями не кормят”).

8 задание “Считалки”

Ведущий. Люди добрые!
Помогите, ведущего поддержите, считалку
расскажите.

Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый – хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.

9 задание “Частушки”.

Ведущая.

А сейчас вас ожидает вот что!
Будет звонкая гармошка
Полтора часа играть,
Мы споем для вас частушки,
А вам нужно подпевать.

(Проводится кольцовка частушек, очки
добавляются победившей команде.)

Баяниста Петю я
Давно заприметила,
Играет он старательно,
Моргает завлекательно!

В нашей маленькой деревне
Два колодца рядом.
Отчего все девки рябы?
Их побило градом.

Я плясала ночи три,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад –
Сапоги мои лежат.

На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

Ох, довольно, мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую!

У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи.

Мы напели вам частушек,
Чтоб порадовать гостей!
Напекли мы финтифлюшек,
Бубликов да калачей!

Ведущий. Молодцы! Сегодня вы
действительно показали свои знания в области
устного народного творчества. Как приятно
осознавать, что культура русского народа жива,
что мудрые изречения наших предков не забыты, они
дошли до наших времен, и, благодаря им, русский
язык стал более выразительным и образным.

Ведущая.

Заглянули в старину мы –
Будто дождь омыл сердца.
Только не допели струны
Нашу песню до конца.
Всех не спеть нам славных песен,
Не сказать всех добрых слов,
Край российский наш чудесен,
Вечно юн и вечно нов.

Подведение итогов и награждение
победителей грамотами и вязанками баранок.

Чаепитие.

Используемая литература:


  1. Т. Ершова “Ступеньки мудрости”. / Воспитание
    школьников, № 4 – 2001.
  2. Т. Макарова “Счастливый случай”. / Воспитание
    школьников, № 1 – 2002
  3. Организация внешкольного досуга: сценарии,
    программы игр и представления. Ростов-на-Дону, 2002.

Утренник «Преданья старины глубокой»

Класс: 3 г.

Цели урока:

1. Расширить знания учащихся о старинных русских песнях, пословицах и поговорках, об

обычаях и культуре русского народ.

2. Воспитывать у учащихся уважение к русской культуре;

3. Развивать у учащихся желание к выполнению художественноприкладных работ в

русских народных традициях.

Задачи урока:

1. Обучающие – формирование практических умений использовать полученные знания по

теме «Фольклор»; обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной

деятельности обучающихся; отработка навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;

2. Развивающие формирование самостоятельности мышления в условиях групповой

работы.

3. Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к мнению других,

собранность, чёткость действий в процессе работы; привить интерес к изучению литературы;

воспитывать толерантность.

Оборудование урока: русские сарафаны для девочек, старинные рубахи с вышивкой для

мальчиков, музыкальное сопровождение игры, частушек и песни.

Эпиграф: «Русский народ не должен забывать о своем культурном прошлом, о наших

традициях, наших памятниках, литературе, языке, живописи …» И.С. Лихачев

«Пусть ведают

Потомки православных

Страны своей

Минувшую судьбу, …»

А.С. Пушкин

Ведущий 1.

Добро пожаловать, гости дорогие!

Давно мы вас поджидаем, праздника без вас не начинаем.

(Ученики отдают русский поклон, расходятся).

Ведущий 2.

Собрались мы на фольклорный праздник для веселых игр, для забав. И частушки будем

петь, как когдато прабабушки и прадедушки.

А знаете ли вы, что такое “фольклор”? Это – народные песни, сказки, игры, загадки,

пословицы, поговорки, частушки. В нашем чудесном ларце собрано много таких

фольклорных произведений. Народное творчество давно привлекает внимание

исследователей. Ещё в середине 17 столетия уральский казак Кирилл Данилов стал

записывать былины. А еще раньше Александр Николаевич Афанасьев собрал русские

народные сказки, а Владимир Иванович Даль – пословицы и создал “Толковый словарь

живого великорусского языка”. Из поколения в поколение передаются народная мудрость,

народное поэтическое слово. Но это может прерваться, если только мы с вами разучимся

петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое. Если мы интересуемся

фольклором, значит, мы интересуемся своей историей.

Ведущий 3.

Вспомним о некоторых фольклорных традициях.

На Новый год дети, парни, девушки ходили по сёлам колядовать. Стучались в каждый

дом, пели песни, желали хозяевам хорошего урожая в будущем году.

1-ый поющий: 2ой поющий:

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, Чтобы курочки водились,

Открывайте сундучок, Чтоб коровушки телились,

Доставайте пятачок Чтобы счастье и веселье

Либо гривенничек. Было в доме круглый год,

У доброго мужика Чтоб гостей невпроворот!

Родись рожь хороша.

Ведущий 1.

В конце зимы на Масленицу пекли блины, круглые, как солнышко, зажигали костры,

заманивали солнце.

Ведущий 2.

Приближалось время летнего солнцестояния праздник самого длинного дня и короткой

ночи. В ночь на Ивана Купалу в чистых рубашках прыгали через костер, собирали лечебные

травы.

Ведущий 1.

Приходила осень, собирали урожай и последний сноп оставляли несжатым.

Ведущий 2.

По сей день интерес к этим праздникам современного человека не пропадает. В них

отразилась душа народа.

Ведущий 3.

Открываем чудесный ларец и под номером 1 спрятаны потешки – насмешки.

(Выбегают скоморохи).

1-й скоморох: Под кустом у дорожки сидели скоморошки.

2-й скоморох: Я скоморох Прошка.

1-й скоморох: А я Федул – скоморошка.

2-й скоморох: У меня, скомороха Прошки,

Игр да забав полное лукошко!

1-й скоморох: Собирайся народ, становись в хоровод,

Без толчеи, без спешки.

Вместе: Вас сегодня ожидают русские потешки!

(Выходят ученики и разыгрывают диалоги, сопровождая игровыми движениями).

Два ученика:

Что ваши девчата делают?

Шьют да поют.

А матушки?

Порют да плачут.

Девочка и мальчик:

Сынок сходи за водицей на речку.

Живот болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну, что ж, коль мать зовёт, надо идти.

Два мальчика:

Что везёшь?

Сено.

Какое же это сено?

А коль видишь, что же спрашиваешь?

Девочка и мальчик:

Фома, что из леса не идёшь?

Медведя поймал.

Так веди его сюда!

Да он не идёт.

Ну так сам иди.

Да он меня не пускает.

Ведущий 3.

Смотрим дальше, что еще есть в нашем ларце. А под номером 2 спрятаны пословицы. Это

краткое изречение, поучение, она не сочиняется, а рождается сама. О себе она говорит:

“Пословица не даром молвится”. Много разных пословиц о труде, о временах года, о дружбе,

об уме и глупости, о пользе учения. Послушайте некоторые из них.

(Ученики читают пословицы, объясняют их смысл).

Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.

Птица рада весне, а дитя матери.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друг познается в беде.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

У лодыря Егорки всегда найдутся отговорки.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Не место человека красит, а человек место.

Любишь ездить, люби и саночки возить.

Отольются волку овечьи слёзки.

Ведущий 3.

А теперь от пословиц перейдем (достаем из ларца) к загадкам. Загадки – один из

древнейших жанров русского фольклора. Очень точно в загадках описаны животные или

явления природы.

(Ученики загадывают загадки, гости отгадывают).

Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).

Конь стальной, а хвост льняной. (Иголка).

Зубов много, а ничего не ест. (Расческа).

Посреди двора золотая голова. (Подсолнух).

На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушапках. (Березки).

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).

Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река).

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук).

В одежде богатой, да сам слеповатый, живет без оконца, не видывал солнца. (Крот).

Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык. (Заяц).

Ведущий 3.

Ну, а как же мы без скороговорок? Скороговорка это упражнение для правильного

произношения.

От топота копыт пыль по полю летит.

Прокоп украл укроп.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

Вставай, Архип, петух охрип!

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Милу мама мылом мыла.

Ведущий 3.

А теперь пора и к играм перейти. В них играли наши прабабушки и прадедушки. В

нашем коробе есть старинные русские игры (достаем из ларца) “Бой мешками на одной

ноге”.

Становитесь в круг, выберем пары. А нам поможет узнать считалка.

(Ученик считает).

Заяц белый, куда бегал?

В лес дубовый.

Что там делал?

Лыки драл.

Куда клал?

Под колоду?

Кто украл?

Родион.

Выйди вон.

(Дети образуют пары. На два шага впереди стоит водящая пара. Встают друг напротив

друга на расстоянии вытянутой руки на одну ногу. Поджатую ногу держат рукой. Во

второй руке у каждого мешок. По команде водящие начинают сбивать друг друга своими

мешками. Если в паре будет оступившийся, в игру вступает следующая пара).

Ведущий 3.

Поиграли, пора и хоровод поводить. Русская народная песня хороводная «Бояре».

(Девочки и мальчики по 5 человек расходятся в две стороны на 5 шагов друг от друга,

образуя две шеренги, движущиеся во время пения навстречу друг другу попеременно).

Бояре, а мы к вам пришли?

Молодые а мы к вам пришли.

Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила.

Молодые, нам вот эта мила.

Бояре, отпирайте ворота.

Отдавайте нам невесту навсегда.

Ведущий 3.

А теперь можно продолжить знакомство с произведением фольклора. Что у нас еще есть в

ларце? Это русская народная песня. Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки

запевали протяжные песни

(Девочки сидят и вяжут, поют песню “ Во поле береза стояла”, а мальчики им

помогают разматывать клубки).

Во поле береза стояла

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла. (2 р.)

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли, заломати. (2 р.)

Как пойду я в лес, погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли, люли, заломаю. (2 р.)

Срежу с березы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка.

Люли, люли, три гудочка. (2 р.)

Четвертую балалайку.

Пойду на новые сени.

Люли, люли, на сени. (2 р.)

Стану в балалаечку играти,

Стану я старого будити,

Люли, люли, будити: (2 р.)

Ведущий 3.

А в нашем коробе есть еще одно произведение фольклора частушка. Наверное, нет

такого человека, который не знал бы частушек, не помнил этих, то озорных, то грустных

песенок.

(Выходят дети и поют частушки).

1-ый ученик.

Пропою тебе куплет

Хочешь верь, а хочешь нет.

Вон корова пролетела

Прямо в теплые края.

Ну, а мне какое дело?

Ведь корова не моя!

2-ой ученик.

Катя в школу так летела,

Форму в школу не надела.

Весь урок считал у Кати

Я горошки на халате.

3-ий ученик.

В школе длинный коридор.

Костя мчит во весь опор.

На скаку его не тронь,

Он не Костя – резвый конь!

4-ый ученик.

Сдав порусскому работу,

Результат я ждал в субботу.

Папа двойку получил –

Плохо тему осветил!

5-ый ученик.

Трень – брень – дребедень!

Выступал бы целый день!

Мне учиться неохота,

А частушки петь не лень!

6-ой ученик.

Мы частушек много знаем,

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

7-ой ученик.

Кабы, кабы да кабы!

На носу росли грибы,

Сами бы варилися,

Да и в рот катилися.

8-ой ученик.

Говорит учитель Толе:

«Что ты носишься по школе?»

«А кто ж меня будет носить?

Что ли, завуча просить?»

9-ый ученик.

Я учил сестрёнку Машу:

«Нужно ложкой кушать кашу!»

Эх! Напрасно научил –

Ложкой по лбу получил.

10-ый ученик.

На болоте, на снегу

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху.

11-ый ученик.

Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь кончаем –

Ставим точку с запятой.

Ведущий 3.

Вот и заканчивается наш праздник, закрыт чудесный ларец. Но вы в любую минуту можете

открыть его. Некоторые из этих поговорок, загадок вы запомнили и потом расскажите,

споете, загадаете – и вот снова заживет новой жизнью художественное слово народа,

дошедшее до нас из глубины веков.

(Дети выходят все на сцену и прощаться с гостями).

Ведущий 1.

На этом наш праздник подошел к концу.

Ведущий 2.

Желаем вам большого здоровья и удачи!

Ведущий 1.

А закончим мы словами из пословицы:

Все: «Без прошлого нет будущего»

«Преданья старины глубокой»

Сценарий этнографической интеллектуальной игры для учащихся 4 классов.

Эта игра посвящена истории древних славян: мифологии, фольклору, народной игрушке и т.д. Иногда началом истории славян-руссов считают время принятия Киевской Русью христианства в IX веке. Но наша история значительно старше, своими корнями она уходит в необозримые глубины веков, когда наши предки жили в полном согласии с окружающей их природой, они обожествляли природу, создав повествования о богах, духах, героях и первопредках, возвеличенных до богов. Причудливая славянская мифология богата не только сказаниями о подвигах героев и богов. Это и заговорное слово, волшебная сила камней и трав, и праздничные обряды.

Наша цель —  привлечь внимание детей к этой теме,  приобщить к чтению литературы по истории, мифологии, расширить их кругозор.

Подготовка к игре требует погружения в данную тему. Этому способствует чтение специальной литературы (список прилагается). Необходимо также использовать творческий потенциал школьников, обязательный  при подготовке домашнего задания, оформлении помещения, где будет проходить игра.

В ходе игры дети показывают знания по данному вопросу, проявляют эрудицию, творческие и логические способности.

Жюри оценивает ход игры, определяет победителей.

Ведущий:

Дорогих гостей встречаем,
Добрым словом привечаем.
По обычаям российским
От души поклон вам низкий,

СЛАЙД 1. Дорогие друзья, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир прошлого, полный тайн и загадок.

Первое наше путешествие в мир славянских языческих мифов, в те стародавние времена, когда жизнь людей всецело зависела от природы, от воли могущественных богов и духов.

СЛАЙД 2. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о ее отношении к человеку, о своем месте в окружающем мире. Восточные славяне были язычниками, то есть поклонялись богам.

СЛАЙД 3.Славяне верили в свое происхождение от некоего прародителя. Например, некоторые племена считали своим прародителем Волка. Он считался могущественным защитником племени,пожирателем злых духов.

СЛАЙД 4. Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями.                                                   Были среди них главные и  второстепенные, могучие, всесильные и слабые,                                                     шаловливые, злые и добрые.

        1 тур.  «Славянская мифология».                  

Задание № 1. «Пантеон славянских богов» (пантеон в переводе с греческого языка означает «храм, посвященный всем богам»). Дети, наряженные в костюмы, рассказывают о богах

Ведущий: Определите, о каком боге идет речь:

 СЛАЙД 5. РОД. Древнейший славянский бог – творец, родитель всего сущего? Род породил все что мы видимо вокруг. Он отделил мир видимый, явный — Явь, от мира невидимого, духовного  — Нави. Он отделил Правду от Кривды.  Ученые считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем плодородия. (кстати именно отсюда идут слова приРода, плодоРодие, уРожай)

СЛ 6. СВАРОГ Как древние славяне называли бога-отца света, бога неба, научившего человека искусству ковать?

СЛ.7. ДАЖДЬБОГ. Какой бог олицетворял солнце, считался подателем всяких земных благ, богатства, счастья, благополучия?  Имя его происходит не от слова «дождь»; (как иногда ошибочно думают), оно означает – «дающий Бог», «податель всех благ».

СЛАЙД 8. ПЕРУН.  Какой грозный владыка почитался как бог грома и молний. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к 3 тысячелетию до н. э. Перун — молния, высшее божество, был непобедим. Перуна считают покровителем воинов.

СЛАЙД 9. ВЕЛЕС Какое божество – одно из самых могущественных славянских богов? Это бог всех зверей, появляющийся иногда в образе медведя. Но было у него ещё одно предназначение. Считалось, что он «пасет» на пастбищах загробного мира души мёртвых.

СЛАЙД 10. СТРИБОГ. По их понятиям, повелевал ветрами,  как древнегреческий Эол.

СЛАЙД 11. Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы. Что бы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях — даже людей. У славян не было и особого сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

Задание № 2. «Думай, голова».

  • Древние славяне почитали два священных дерева. Одно из них считалось символом женской красоты и стати, другое — символом мужской силы и мужества. Эти сравнения до сих пор сохранились в нашем языке. О каких деревьях идет речь?
  • Назовите растение, с которым связаны народные поверья. Считалось, что раз в году, в ночь Ивана Купала, на нем распускается цветок, обладающий магическими свойствами.
  •   Отгадайте старинную загадку : «Стоит  дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов». О чем идет речь?

СЛАЙД 12. Но языческие представления не исчерпывались лишь богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи — упыри.

А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми «оберегами».

СЛАЙД13. В лесу обитал леший и баба-яга, в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.

Давайте вспомним некоторых представителей нечистой силы.

СЛАЙД 14. Задание № 3 Кроссворд «Нечистая сила»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  • Домашний дух, живущий по соседству с человеком в его жилище.
  • Маленькая безобразная старушка с куриными ногами, принадлежащая как к лесному, так и к крестьянскому хозяйству.
  • Эта представительница нечистой силы, отправляясь на «дело», покидает жилище через печную трубу и летает по воздуху на метле, на кочерге.
  • Злая, уродливая старуха-волшебница, в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка считалась вратами в подземное царство.
  • Летучий огненный дракон, одно из самых страшных чудовищ русских сказок и былин.
  • Девушки, обитавшие в воде, летними вечерами водившие хороводы по берегам рек и озер.
  • Хозяин леса и зверей. Он может испугать, завести в глухую чащобу и лишить охотничьей добычи.

СЛАЙД 15. ЧАСТУШКИ 

Девочка:
Встанем, девицы, рядком
Да частушки пропоем!

Мальчик:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!

Дети встают полукругом: мальчики — с одной стороны, девочки — с другой.

Хором:
Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!

Мальчики (хором):
Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?

Девочки:
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!

1-й мальчик:
Вы послушайте, девчата,
Нескладушку буду петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!

2-й мальчик:
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой сидит корова,
Надевает сапоги!

1-я девочка:
Ты куда, Ванюша, едешь?
Ведь телега без колес!.
А Ванюша отвечает…

3-й мальчик:
Заготавливать овес!

2-я девочка:
Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Иван,
Попляши-ка ты со мной!


1-й мальчик:
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку!

Дети танцуют: мальчик вприсядку, девочка вокруг него.

Хором:
Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую!

СЛАЙД 16. Задание № 4. «Победи Кощея».

 В народных сказках Кощею Бессмертному приходит конец. Тем или иным путем герой узнает его тайну. Определите, в какой последовательности надо искать смерть Кощея.

Зеленый дуб                               Иголка              Заяц

Железный сундук               Утка                 Яйцо

             (На спину каждого игрока вешается табличка «зеленый дуб», и т.д., они стоят спиной к зрителям, задача игроков построиться в нужной последовательности при помощи зала.)                                    

СЛАЙД 17. Задание № 5. «Таинственный сундук».

Известно, что Василиск – это мифическое животное, огромный змей, способный убивать ядом, взглядом и дыханием. Умирает от собственного взгляда.

Вам предстоит сразиться с Василиском. Какой предмет  поможет вам победить змея?

Задание № 6. Домашнее задание «В гостях у музея Славянка «.

Предмет из музея, название и предназначение.

Завершение 1 тура. СЛАЙД 18, 19. Чтобы защитить себя от гнева божеств и злых духов, недобрых сил и дурного глаза, славяне придумали различные обереги – предметы, которые будто бы спасали от напасти и отводили колдовские чары. У каждого человека, будь он ребенок или взрослый, постоянно были при себе амулеты в виде медвежьего когтя, волчьего зуба или кабаньего клыка. Дома на видном месте ставили вырезанную из дерева фигурку домового, чтобы берег покой, сторожил жилище от воров и хранил от пожара. Заступницей женщин была Макошь, и потому многие славянки носили на шее или на груди изображение этого божества. Оберегами могли быть всякие знаки и узоры на предметах повседневного быта и обихода: на ложке, на гребешке, на ручке ножа или кувшине. На одежде, покрывалах, полотенцах и платках тоже были обереги: особая цветная вышивка или красивый рисунок на ткани. Большие надежды славяне возлагали на защитную силу слова. Произнося заветные заклинания, которые держались в большом секрете, древние люди хотели прогнать беду, испугать врага, победить болезнь, не поддаться страху.

СЛАЙД 20.Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.

Ведущий: Путешествие было сложным и опасным. На пути нам довелось встретиться не только с добрыми духами, но и с представителями темного царства. И поэтому напоследок я предлагаю вам прибегнуть к одному магическому средству, которое убережет нас в дальнейшем от всякой нечисти, сглаза, порчи. Повяжите на руку ниточку. Среди других охранных средств от дурного колдовского глаза использовали красные веревки и тесемки, отвлекающие взгляд. Красный цвет ассоциируется с очищающим пламенем, с огнем, в котором сгорает зло. У многих народов красный цвет, как цвет огня, играет защитную роль. Предметы красного цвета — тряпочки, ниточки наделяли магическими свойствами. Обычай повязывания аа руку красной ниточки до сих пор сохраняется в селах.

2 тур. «Гей, славяне». СЛАЙД 21.

Ведущий: Русские люди всегда поражали иностранцев своей терпеливостью и выносливостью. Таков был русский дух. Каков же облик русского человека?

Задание № 7. Турнир-тест «Облик русского человека» 

СЛАЙД  22.Подчеркните верный ответ:

1. Что являлось гордостью и необходимой принадлежностью мужчин в Древней Руси?

  • длинные волосы
  • отполированные ногти
  •  борода
  • Что такое кика?
  • головной женский убор
  • вид русского оружия
  • украшение для женщин

СЛАЙД 23.

  • Бородовые деньги – это:
  • определенная плата за бритье бороды
  • специальная плата, установленная Петром I для подданных, которые не хотели брить бороды
  • премия за самую длинную бороду
  • Головной убор замужней женщины на Руси называется:
  • венец
  • волосник
  • шаль
  • Без какой детали одежды русскому человеку было неприлично выходить из дома?
  • воротник
  • карман
  • пояс

Задание № 8. «Да или нет».

(на все высказывания необходимо отвечать «да или нет»)

Правда ли, что…

  • Шубы на Руси носили только знатные люди.
  • Раньше шубы украшали кружевами.
  • На Руси все русские люди обходились без перчаток, их заменяли длинные рукава одежд.
  • Русские люди считали нарядной рубашку белого цвета.
  • Во время парада боярин надевал несколько шапок.

3 тур. «Народная игрушка».

Ведущий: О чем только не расскажут народные игрушки! О преданиях глубокой старины и об особенностях быта, о сказках и легендах своего народа, о местности, в которой он живет, и, конечно, о его характере.

Задание № 9. «Тарарушки – тарарушки – это русские игрушки».    У детей карточки с ответами: 1,2,3, и 3 карточки разного цвета.                                                                                                                                            

СЛАЙД 24. Выберите правильный ответ:

  • Какой город считается родиной русской расписной матрешки?
  • Киров
  • Сергиев – Посад
  • Екатеринбург
  • Назовите родину промысла дымковской игрушки.
  • Вятка
  • Москва
  • Норильск

СЛАЙД 25.

  • Кто является самым популярным героем деревянной богородской игрушки?
  • собака
  • медведь
  • крокодил
  • Как назывались на Руси маленькие деревянные или костяные игрушки, предназначенные для семейных и даже светских развлечений?
  • бирюльки
  • миниатюры
  • фитюльки

Ведущий: Много русских мастеров из разных мест трудились над созданием игрушки. У каждой были свои особенности и отличия. Создавая эскизы, узоры, мастера использовали различные краски, цвета. И я предлагаю вам следующий конкурс.

СЛАЙД 26. Задание № 10. «Раскрась картинку».

Каждой команде предлагается раскрасить образец  гжельской росписи. Предоставляются для выбора 3 цвета.

ПОТЕШКИ

— Чудаков на свете много, вот и в нашем городе их немало. А где ж мои чудаки? Эй, чудаки!

Лена: Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков.
Один пятак — на кушак,
Другой пятак — на колпак,
А третий пятак — так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки.
Который пятак — на кушак?
Который пятак — на колпак?
А который пятак — так?
Вот ведь глупые чудаки,
Перепутали все пятаки!


А Иванушка-то, простота,
Купил лошадь без хвоста,
Поехал жениться, Привязал корытце,
Корытце мотается, Невеста улыбается.
Корытце упало
-Невеста пропала!

Как по речке, по реке,
Ехал рыжий на быке
Рыжий красного спросил:
-Чем ты бороду красил?
— Я не краской, и не смазкой.
Я на солнышке лежал
К верху бороду задрал.


— Федул, что губы надул
— Кафтан прожег.
— Велика дыра?
— Один ворот остался!


— Что сегодня делал?
— Рукавицы искал.
— Нашел?
— Нашел!
— Где они были?
— Да за поясом!

— Тит, а Тит! Пойдем молотить.
— Спина болит.
— Тит, пойдем мед пить!
— Дай поскорей шапку схватить.


— Эй, Фома! Что из леса не идешь?
— Я медведя поймал!
— Так веди его сюда!
— Не идет!
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!

4 тур. « Русский фольклор».Ведущий: Русский народ – создатель богатого фольклорного наследия: мудрых пословиц, хитрых загадок, печальных обрядовых песен.

Пословицы и загадки  тесно связаны друг с другом, входят в песни, былины и сказки, служат людям верную службу: учат, советуют, предупреждают.

На вид пословицы просты,

Начни-ка вспоминать.

Но мудрости и красоты

У них не занимать.

И если их перечитать,

То убедишься снова:

Захочешь что-то поменять –

Не выкинешь ни слова.

СЛАЙД 27. Задание № 11. «Знаешь ли ты пословицы и поговорки?».

Необходимо подчеркнуть правильное окончание пословицы.

1. Авось да как-нибудь…..

  • …..и так проживем
  • …..до добра не доведут
  • …..само дело делается

2. Волков бояться…

* …..ружьём запасаться

* …..трусом остаться

* …..в лес не ходить

СЛАЙД 28. 3. Что в воду упало, то…

* …..рыба достала

* …..пропало

* …..ко дну пристало

4. Сколько волка не корми, он…

* …..всё равно собакой не станет

* …..всё равно не наестся

* …..всё равно в лес смотрит

Игра со зрителями 

Приходили молодцы –Обрубили все концы,

Надо хорошенько подумать,И конец придумать!

Конкурс «Продолжи пословицу»

  • Один пирог два раза не … (съешь)
  • Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)
  • Сам заварил кашу, сам и … (расхлебывай)
  • С кем хлеб-соль водишь, на того и … (походишь)
  • Кашу маслом не… (испортишь)
  • Ученье свет, а неученье … (тьма)
  • Готовь сани летом, а телегу… (зимой)
  • Не красна изба углами, а красна … (пирогами)
  • Маленькое дело лучше большого … (безделья)
  • Чем дальше в лес, тем больше … (дров)
  • Не сиди сложа руки, не будет … (скуки)
  • Труд человека кормит, а лень … (портит).

СЛАЙД 29. Задание № 12. «Расшифруй слова».

Ведущий:

На волшебной двери – письмена.

Расшифруй, получишь столько силы,

Сколько мудрость вечная одна

В дар героям славным приносила

Gyirszм wдvа смqекrалjка чdsто jбрvzаlт с uсqесwrтрfdоlй

Задание № 13. «Бой скороговорок». ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ (пока команда выполняет задание)

Ведущий: Смело в бой скороговорок!

                  Разрешите нам начать!

                  Кто-то пусть скороговорит –

                  Остальных прошу молчать.

                  Кто три раза без ошибки

                  Фразу вслух произнесет,

                  Тот очко своей команде

                  Непременно принесет.

Представители каждой команды болельщиков  три раза повторяют скороговорку.

Командам предлагается «ромашка», на листочках которой написаны скороговорки.

  • Ушёл косой козёл с косой.
  • Три дроворуба, три дровосека, три дровокола.
  • Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
  • Король – орёл, орёл – король.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Купи кипу пик.
  • Добры бобры, идут в боры.
  • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
  • Прокоп украл укроп.
  • Наш Полкан попал в капкан.

СЛАЙД 30. РНП «АХ, ВЫ СЕНИ МОИ СЕНИ» 

Ах, вы сени, мои сени
Сени новые мои
сени новые, кленовые
Решетчатые!

Как и мне по этим сеничкам Не хаживати,
Мне мила дружка за рученьку
Не важивати.

Выходила молода
За новые ворота,
Выпускала сокола
Из правого рукава.

Задание № 14. «Переведи с русского на русский».

В сказках встречается много старинных русских слов, которые сейчас не используются или употребляются в некоторых деревнях или областях.

Проставьте номера рядом с правильным вариантом ответа.

  • Алтын                                                                мера веса
  • Палица                                                               мера длины
  • Пуд                                                                     волк
  • Хоромы                                                              кадка для теста
  • Перст                                                                  тяжелая дубина
  • Квашня                                                               монета в три копейки
  • Верста                                                                 палец
  • Бирюк                                                                 большой дом

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в «Путаницу». Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно: девочки или мальчики. Договорились?

Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только…
Болты, шурупы, шестеренки
Найдешь в кармане у…
Коньки на льду чертили стрелочки,
С утра в хоккей играли…
Болтали час без передышки,
В цветастых платьицах…
При всех помериться силенкой,
Конечно, любят лишь…
Боятся темноты трусишки —
Все, как один, они…
Шелк, кружево и в кольцах пальчики —
Выходят на прогулку…

РНП «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ»

Ведущий: Вот игра и вся!

                  Конец!

                  Кто играл в ней — молодец!

Всем спасибо за вниманье,

     За задор, за звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

НАГРАЖДЕНИЕ

Вот настал момент прощанья,

Будет кратка наша речь,

Говорим вам «до свиданья»,

До счастливых добрых встреч!

Ответы к конкурсным заданиям

Задание №2. «Думай, голова».

  • Береза и дуб
  • Папоротник
  • Мифическое изображение года: 12 месяцев, каждый содержит по 4 недели, а  в неделе по семи дней.

Задание № 3. Кроссворд «Нечистая сила».

д

о

м

о

в

о

й

к

и

к

и

м

о

р

а

в

е

д

ь

м

а

я

г

а

г

о

р

ы

н

ы

ч

р

у

с

а

л

о

ч

к

и

л

е

ш

и

й

Задание № 7. Турнир-тест «Облик русского человека».

  • Борода
  • Головной женский убор
  • Специальная плата, установленная Петром I подданным, которые не хотели брить бороду
  • Волосник
  • Без пояса

Задание № 8. «Да или нет».

  • Нет, бедные тоже, назывались эти шубы тулупами
  • Да, рукава женских шуб украшали кружевами, которые снимались и тщательно хранились
  • Нет, цари и знатные люди надевали «перчатые рукавицы»
  •  Нет, красные рубахи считались самыми нарядными
  • Да, чем выше головной убор, тем выше знатность боярина

Задание № 9. «Тарарушки – тарарушки – это русские игрушки».

  • Сергиев — Посад
  • Вятка (слобода Дымково)
  •  Медведь
  • Бирюльки

Задание № 10. «Раскрась игрушку». СИНИЙ

4 тур. «Русский фольклор».

Задание № 11. «Знаешь ли ты пословицы и поговорки?»

  • … до добра не доведут
  • … в лес не ходить
  • … пропало
  • … всё равно в лес смотрит

Задание № 12. «Расшифруй слова».

Из текста выбираются только буквы русского алфавита

Ум, да смекалка, что брат с сестрой

Задание №13. «Бой скороговорок».

Задание № 14. «Переведи с русского на русский».

  • Монета в 3 копейки
  • Тяжелая дубинка
  • Мера веса
  • Большой дом
  • Палец
  • Кадка для теста
  • Мера длины
  • Волк

Кроссворд «Нечистая сила»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  • Домашний дух, живущий по соседству с человеком в его жилище.
  • Маленькая безобразная старушка с куриными ногами, принадлежащая как к лесному, так и к крестьянскому хозяйству.
  • Эта представительница нечистой силы, отправляясь на «дело», покидает жилище через печную трубу и летает по воздуху на метле, на кочерге.
  • Злая, уродливая старуха-волшебница, в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка считалась вратами в подземное царство.
  • Летучий огненный дракон, одно из самых страшных чудовищ русских сказок и былин.
  • Девушки, обитавшие в воде, летними вечерами водившие хороводы по берегам рек и озер.
  • Хозяин леса и зверей. Он может испугать, завести в глухую чащобу и лишить охотничьей добычи.

Кроссворд «Нечистая сила»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  • Домашний дух, живущий по соседству с человеком в его жилище.
  • Маленькая безобразная старушка с куриными ногами, принадлежащая как к лесному, так и к крестьянскому хозяйству.
  • Эта представительница нечистой силы, отправляясь на «дело», покидает жилище через печную трубу и летает по воздуху на метле, на кочерге.
  • Злая, уродливая старуха-волшебница, в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка считалась вратами в подземное царство.
  • Летучий огненный дракон, одно из самых страшных чудовищ русских сказок и былин.
  • Девушки, обитавшие в воде, летними вечерами водившие хороводы по берегам рек и озер.
  • Хозяин леса и зверей. Он может испугать, завести в глухую чащобу и лишить охотничьей добычи.

Кроссворд «Нечистая сила»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  • Домашний дух, живущий по соседству с человеком в его жилище.
  • Маленькая безобразная старушка с куриными ногами, принадлежащая как к лесному, так и к крестьянскому хозяйству.
  • Эта представительница нечистой силы, отправляясь на «дело», покидает жилище через печную трубу и летает по воздуху на метле, на кочерге.
  • Злая, уродливая старуха-волшебница, в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка считалась вратами в подземное царство.
  • Летучий огненный дракон, одно из самых страшных чудовищ русских сказок и былин.
  • Девушки, обитавшие в воде, летними вечерами водившие хороводы по берегам рек и озер.
  • Хозяин леса и зверей. Он может испугать, завести в глухую чащобу и лишить охотничьей добычи.

Зеленый дуб

    Зеленый дуб

Зеленый дуб

                                                                 Иголка  Иголка Иголка

Железный сундук

Железный сундук

Железный сундук  

  Утка                 Яйцо Утка                 Яйцо Утка                 Яйцо

Заяц Заяц Заяц           

1  2 НЕТ

НЕТ ДА

3  1 ДА

НЕТ

3  3

ДА        2   1  2 Gyirszм wдvа смqекrалjка чdsто jбрvzаlт с uсqесwrтрfdоlй

Gyirszм wдvа смqекrалjка чdsто jбрvzаlт с uсqесwrтрfdоlй

Gyirszм wдvа смqекrалjка чdsто jбрvzаlт с uсqесwrтрfdоlй

 Ушёл косой козёл с косой.

Три дроворуба, три дровосека,

три дровокола.

Колпак на колпаке,

под колпаком колпак.

Король – орёл, орёл – король.

От топота копыт пыль по полю летит.

Купи кипу пик.

Добры бобры, идут в боры.

Карл у Клары украл кораллы,

 Клара у Карла украла кларнет.

Прокоп украл укроп.

Наш Полкан попал в капкан.

 «Переведи с русского на русский».

В сказках встречается много старинных русских слов, которые сейчас не используются или употребляются в некоторых деревнях или областях.

Соедини с правильным вариантом ответа.

Алтын                                                                мера веса

Палица                                                               мера длины

Пуд                                                                     волк

Хоромы                                                              кадка для теста

Перст                                                                  тяжелая дубина

Квашня                                                               монета в три копейки                   Верста                                                                 палец

Бирюк                                                                 большой дом

 «Переведи с русского на русский».

В сказках встречается много старинных русских слов, которые сейчас не используются или употребляются в некоторых деревнях или областях.

Соедини с правильным вариантом ответа.

Алтын                                                                мера веса

Палица                                                               мера длины

Пуд                                                                     волк

Хоромы                                                              кадка для теста

Перст                                                                  тяжелая дубина

Квашня                                                               монета в три копейки                   Верста                                                                 палец

Бирюк                                                                 большой дом

 «Переведи с русского на русский».

В сказках встречается много старинных русских слов, которые сейчас не используются или употребляются в некоторых деревнях или областях.

Соедини с правильным вариантом ответа.

Алтын                                                                мера веса

Палица                                                               мера длины

Пуд                                                                     волк

Хоромы                                                              кадка для теста

Перст                                                                  тяжелая дубина

Квашня                                                               монета в три копейки                   Верста                                                                 палец

Бирюк                                                                 большой дом

Преданья старины глубокой (фольклорно-экологический праздник) (Скачать .doc)

Преданья старины глубокой (презентация) (Скачать .ppt)

Преданья старины глубокой

(фольклорно- экологический праздник)

Здравствуйте, добры молодцы,

Да красны девицы!

Русь наша традициями богата.

Мы на вас поглядим, да старину вспомним.

А вы на ус мотайте,

Да нам во всем помогайте!

Сегодня мы с вами отправимся в прошлое. Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.
Давным-давно наши пра-пра-прадедушки и пра-пра-прабабушки жили среди природы. Она их кормила, давала тепло, одевала, лечила. И люди верили, что если задобрить солнце, ветер, мороз, грозу, дождь, то погода будет благоприятной, ведь именно от этого зависело самое главное.
– А что было самым главным для тех, кто жил и работал на земле?
(Ответы детей: хороший урожай, чтобы прокормить семью, чтобы весной снова засеять поле.)
– Как можно задобрить солнце, ветер, дождь?
(Устроить праздник, спеть песню, сделать подарок…)

И очень часто в дар природе делались специальные куклы. Куклы являются своеобразным отображением человека Кукол делали народные мастера. Сначала кукол изготовляли как оберег, без лица ( нельзя было чтоб кукла полностью походила на человека), голова и туловище набивались подручными материалами. 

– Шли дни за днями, недели за неделями. Одно время года сменяло другое. Осенью, когда весь урожай был собран и убран на хранение, была добрая традиция – праздник устраивать.
– Кто скажет, что это был за праздник?  («Осенины», «Праздник урожая»)
– Кого чествовали на этом празднике?  (землю, хлеб)

Пели на этом празднике хвалебные песни земле-матушке, водили хороводы, славили хлеб. 
           Колосья.

Уж налились колосики.

Стоят столбы точеные,

Головки золоченые,

Задумчиво и ласково

Шумят. Пора чудесная!

Нет веселей, наряднее,

Богаче нет поры!

«Ой, поле многохлебное!

Теперь и не подумаешь,

Как много люди божии

Побились над тобой,

Покамест ты оделося

Тяжелым ровным колосом

И стало перед пахарем,

Как войско пред царем!

Не  столько росы теплые,

Как пот с лица крестьянского

Увлажнили тебя!…»                 (Н.Некрасов)

Из последнего снопа, который считался самым главным, брали солому и делали куклу Стригушку, которая была для всех священной. Такую куклу бережно хранили в избе в красном углу. Кукла оберегала дом от беды, благодарила Землю за урожай, славила тех, кто трудился на земле.
– Какие вы знаете пословицы о труде, о хлебе?

Если всю собрать пшеницу,

Что в стране твоей родится,

И вплести в большой венок

Каждый спелый колосок,

Можно землю тем венком

Много раз обвить кругом!

Если всю собрать пшеницу,

Что в стране твоей родится.

Если сразу все зерно

В место высыпать одно,

Можно в звездные миры

Заглянуть с такой горы.     (Н. Полякова)

Потом начиналось время посиделок. Длинными осенними вечерами собирались девушки со своим рукоделием: кто прял, кто вязал, кто вышивал, кто кукол мастерил. Захаживали сюда и юноши, на девушек взоры кидали, а девушки на парней поглядывали.

На таких посиделках парни себе невест выбирали. По тому, у кого какая кукла была и судили какой хозяйкой девушка будет.
– Объясните пословицу: «Ищи жену не в хороводе, а в огороде».

– Вот и зима пришла. Морозы ударили, да непростые, а рождественские.
– Что же это за праздник – Рождество?
(Рождение  Иисуса Христа, начало нового года, возрождение Солнца)
– Какие были обычаи отмечать праздник Рождества?
(Ходили по дворам ряженые-колядовщики, пели песни-колядки, желали мира, добра, здоровья, а самое главное – хорошего урожая)

В эти дни делали куклу Коллодию (демонстрация куклы). Делали её из берёзового полена, обряжали цветными лоскутками и приносили в дар Морозу. Все знали, как опасны весной заморозки и во время праздника, чтобы задобрить мороз, куклу раздевали, полено сжигали, да приговаривали:

Мороз, мороз,
Приходи в Рождество,
Не губи весной жито, пшеницу,
Всякую пашницу.

– После святок и до Масленицы недалеко. А что же это за Масленица такая? (Праздник, когда зиму провожают, а весну встречают, блины пекут, играют, хороводы водят, с горок катаются…)
– Да, на Масленицу весну встречали, солнце зазывали, да закличкой приговаривали:

Солнышко, покажись,
Красное нарядись!
Чтоб год от года 
Давало нам погоду,
Тёплое летечко,
Грибов в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка.

На Масленичной неделе по народной традиции куклу делали – Масленицу – на крестовине, на длинном шесте. Всю неделю её в санях возили, а в последний день сжигали – так с зимой прощались.

И был это праздник победы Солнца над зимним Мраком и Холодом.
–  Давайте и мы Весну позовём. Вставайте в хоровод.

Приди, Весна,
Приди, Весна,
Со льдом высоким,
С корнём глубоким,
С хлебом обильным!

Хоровод  «Веснянка»

–  В марте делали дети из цветных ниток куколок. Как они назывались? (Мартинички) Их развешивали на деревьях в подарок ветру тёплому, чтобы скорее весну принёс.
– Давайте и мы сделаем своими руками таких куколок. да по народному обычаю ветер закличкой позовём:

Ветер-ветерок
Прилети к нам
Принеси на 
Весну-красну,
Красное солнышко,
Тёплое летушко,
Зеленокос.

– А это что за куколка? Как её звать-величать? Не знаете? Потрогайте. Что у неё внутри? (Бусинки, камушки, крупа)
– Правильно, крупа гречневая. И звать эту куколку Крупеничка!
Когда в начале лета начинали гречу сеять, то первую горсть крупы из этого мешочка брали. Ведь в этой куколке крупа всю зиму хранилась, сберегла в себе силу Земли-матушки.
А вот и Крупеничкины подружки. (Набор кукол с крупами)

Среди кукол-оберегов выделяются .куклы-зерновушки (крупенички). Это амулеты, которые по народному поверью приносят в дом достаток, благополучие, помогают добиться успехов в работе, карьере. Внутри оберег заполняется зерном. Раньше эти амулеты начинали делать осенью и использовали зерно из собранного урожая — пшеницу, гречиху, просо и прочее. Основное правило: нельзя брать измельченную крупу или хлопья, обязательно целое зернышко. Мастера стремятся применить как можно больше разных видов злаков пшеницу, перловку, гречку, рис, пшено, горох.

Если куклу зерновушку принести в дом, то лучше найти для нее место на кухне (ближе к холодильнику, чтобы там всегда было много вкусного). Если же Вы работаете дома, то поселите ее у рабочего места. Эта девушка должна быть сытой и полной, а одевать ее нужно как можно ярче, тогда успех и достаток никогда не покинет ваш дом.

Кукла была символом достатка. «Зернушка» делалась осенью из зерна нового урожая и хранилась в семье до весны. С этого зерна весной начинался новый сев. Делали ее из холщового мешочка, наполненного доверху зерном, зашитого и перетянутого по талии и шее красными нитками. Кукла должна была быть дородной и нарядной.

Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

– Как бы вы назвали этих кукол? (Горошинка, Рисовушка, Пшеничечка…)
После сева устраивали праздник. Кашу варили и всех угощали.

Летом в июле на Ивана Купала весну провожали. Делали из старой соломы куклу – Кострому – хороводы водили, песни пели, а вечером укладывали её в корыто и по реке пускали.

Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний. Предполагают, что под видом похорон Костромы — соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле.

 
Люди строго верили, что если так весну проводить, то богатый урожай потом соберёшь.
После этого костры разжигали, через них прыгали, гадали. И мы с вами попробуем сейчас перепрыгнуть, да только не через костёр, а через крутую гору.

Вот так и шли дни за днями, недели за неделями. Трудились люди на земле-матушке, благодарили за дары бесценные. Строго традиции соблюдали. Всякое время года встречали и провожали, в мире, в любви жили и нам так жить наказывали. А куклы – это напоминание о народных обрядах.

Но и сегодня, как и когда- то в стародавние времена ценится дружная и крепкая семья, где люди помогают, заботятся и уважают друг друга, а так же чтут традиции предков.

Песня на музыку Э. Ханка «Солнышко смеется»

Что, скажите нам , семья?

Это- Я!

Это- бабушка моя,

Мы -друзья!

Мама, папа, братик мой…

Вместе песню дружно пой.

Я с тобой и ты со мной,

Нашу песню дружно пой!

Припев:

вот- семья большая, дружная такая.

Жить нам интересно, мы- по жизни вместе,

Вместе. Вместе, а-а-а.

Я в обиду вас не дам.

Всех люблю

И заботы пополам

Разделю.

Любим вместе помечтать,

Любим вместе отдыхать.

С рюкзаками и пешком

Мы всю Землю обойдем!

Припев.

Приложение

Хороводная игра  «Долгая Арина»

Правила игры: играющие встают в круг, а в середине водящий – Арина. Арине завязывают глаза.

Все говорят:
Долгая  Арина,
Встань выше овина,
Рученьки  сложи, 
Чьё имя  укажи!

Арина ходит по кругу со словами:

Хожу, гуляю
Вдоль по караваю,
Кого найду,  узнаю.

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чьё имя отгадает, тот будет Ариной.

Подвижная игра «Крутая гора»

Правила игры: дети складывают шапки в виде горки, ходят вокруг и говорят:

Стоит, крута гора
Среди нашего двора,
Супротив терема широкого,
Супротив крыльца высокого.

Стоит, крута гора
Среди нашего двора.
Ни пройти, ни проехать
Что ни конному, ни пешему.

Играющие по очереди прыгают через горку из шапок. Тот, кто сбивает шапку – выходит из игры.

Методическая разработка

сценарий мероприятия «Преданья старины глубокой»

Дата мероприятия: 11.03.2022 г

Участники: учащиеся 3-4 классов

Возраст участников: 9-10 лет

Продолжительность: 50 мин.

Форма участия: очная

Форма организации деятельности: турнир – викторина

Цель: ознакомление обучающихся с русскими народными традициями, обрядами.

Задачи:

обогатить словарь

обучающихся

старыми русскими словами и правильно

понимать их значение;

развивать интерес к событиям прошлого;

воспитывать интерес к прошлому свой страны и её культуре.

Оснащение мероприятия:

1. Материально-техническая база: музыкальная аппаратура, костюмы персонажей для ведущих.

2. Дидактическое обеспечение: флажки, фишки, цветная бумага, клей, карандаши, гелиевые шары.

Подготовительный этап: праздничное оформление учреждения, приглашение обучающихся.

Действующие лица: ведущий, скоморох, 2 команды по 8 человек.

Зал украшен в народном стиле, команды располагаются за столами.

Ход мероприятия

Ведущий: Ребята, наше сегодняшнее мероприятие (турнир – викторина), посвящено “Преданьям старины глубокой”. В русских народных сказках, былинах, песнях, пословицах, поговорках встречаются слова, которые сейчас либо вообще не употребляются в речи, либо употребляются очень редко. Наш турнир как раз о таких словах. Чтобы лучше понимать и знать русское народное творчество, необходимо правильно толковать старые русские слова. И сегодня мы посмотрим, кому это лучше удастся сделать. А помогут вам в этом ваши знания и начитанность.

В нашей игре примут участие 2 команды. Пусть первая команда называется “Всезнайки”, а вторая Знайки”. Я буду задавать вопросы сразу двум командам. Отвечает команда, первая поднявшая флажок. Выигрывает та команда, которая больше наберёт фишек. Скоморох отвечает за результат.

Итак, команды готовы. Но перед тем, как мы начнём игру, давайте вспомним пословицы об учении:

— Век живи — век учись;

— Ученье свет — а не ученье тьма;

— Чтение – вот лучшее умение;

— Книгу прочитал — умнее стал.

1 раунд. Занимательные вопросы

Чем топят русскую печь? 

(Дровами)

Глаз по старинке? 

(Око)

Русский напиток? 

(Чай)

Как называется обувь, плетённая из лыки? 

(Лапти)

Как называется зимняя обувь,

валенная

из шерсти? 

(Валенки)

Она обогревала помещение, на ней готовили пищу. Что это

? (Печь)

Как называется русское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи и без неё? 

(Сарафан)

Что согласно старой русской примете в доме должно быть в единственном экземпляре? 

(Веник)

Как называется русский народный трёхструнный инструмент?

 (Балалайка)

Какой русский народный инструмент очень похож по звучанию на испанские

констаньеты

(Ложки)

Как называется деревянная кукла, в которую вставляются куклы?

 (Матрёшка)

Занятие ручной женской работой? 

(Рукоделие)

Деревянное устройство для прядения шерсти, приходящее в действие при помощи ноги?

 (Прялка)

Что такое рушник? 

(Полотенце)

Что помещали в красном углу дома

? (Икону)

Как называется самое светлое помещение старинного деревенского дома? 

(Горница, светлица)

Русский сосуд для питья самобытной формы, своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. 

(Ковш)

Чем славят наш народ? 

(Русским гостеприимством)

Автор пословиц и поговорок? 

(Народ)

2 раунд. “Почему мы так говорим”. Что означает выражение?

Оказаться у разбитого корыта. 

(Всё мало)

Втирать очки

. (Обманывать)

Море по калено. 

(Ничего не страшно)

Спать без задних ног. 

(Сильно уставший человек)

Не так страшен

чёрт

как его рисуют. 

(На самом деле хороший человек)

От горшка три вершка. 

(Очень низкий маленький)

На все четыре стороны. 

(Надоел, непонимание)

Семеро одного не ждут. 

(Опоздал)

Ложка дорога к обеду

. (Похвала)

Ум хорошо, а два лучше. 

(Обращение за советом к кому либо)

3 раунд. “Слово на ответ”

(Ведущий предлагает три варианта ответа, нужно выбрать один)

Весёлка

— это лопатка для размешивания;

— смешливая девочка;

— народное гуляние.

Катанки

— санки;

— валенки;

— коньки.

Зрелки

— глаза;

— спелые ягоды;

— очки.

Сушняк

— жажда;

— жаркая погода;

— засохшие в лесу деревья.

Шамкать

— идти не спеша;

— есть не спеша;

— говорить не внятно.

Година

— хорошая погода;

— знаменитая дата;

— отрезок времени длиною в год.

Морда

— плетение из лозы;

— лицо;

— начальник.

Вертун

— колесо;

— ветряной мальчик;

— непоседливый человек.

Кукомоя

— неряха;

— дальняя родственница;

— умывальник.

Отопки

— ноги;

— стоптанные башмики;

— несгоревшие дрова.

4 раунд. “Перевёртыши”

(Ведущий: в названной фразе, необходимо заменить все слова антонимами, чтобы получилась верная пословица или загадка)

Например: “С ленью достанешь птицу с дерева”.

“Без труда не вынешь и рыбку из пруда”.

— Чёрная кочерга под землёй пролегла.

“Красное коромысло через реку повисло”. (Радуга)

— Умный умного не слышит близко.

“Дурак дурака, видит из далека”.

— Мужик на телегу — коню тяжелее.

“Баба с возу — кобыле легче”.

— Стоит на вилке, подобрав ручки.

“Лежит на ложке, свесив ножки”.

— Располагай одной копейкой и не располагай одним врагом.

“Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”.

— Начал отдых — работай робко.

“Кончил дело, гуляй смело”.

— Стоячего колотят.

“Лежачего не бьют”.

— Чёрный молодец вышел на свободу, а лысину оставил в тюрьме.

“Красная девица сидит в темнице, а коса на улице”.

5 раунд. “Подбери пословицу”

(Скоморох называет пословицу той или иной страны, обучающиеся должны подобрать русскую пословицу, аналогичную по смыслу)

Финская пословица. “Тот не заблудится, кто спрашивает”. 

(Язык до Киева доведёт)

Итальянская пословица. “В закрытый рот муха не залетит” 

(Слово не воробей — вылетит, не поймаешь)

Польская пословица. “Пика не кладётся в мешок”. 

(Шило в мешке не утаишь)

Китайская пословица. “Разговорами риса не сваришь”. 

(Гостя баснями не кормят)

6 раунд. По двум словам отгадать всю пословицу.

Овца — портит. (Паршивая овца всё стадо портит)

Камень — течёт. (Под лежачий камень вода не течёт)

Кататься — возить. (Любишь кататься — люби и саночки возить)

Синица — журавль. (Лучше синица в руке, чем журавль в небе)

Труд — лень. (Труд человека кормит, а лень портит)

Каравай — разевай. (На чужой каравай рот не разевай)

7 раунд. “Прочти слово, начиная с буквы в центре”

(Скоморох называет слово, показывает карточку, дети отгадывают его значение)

Шнуроплетение. (Макраме)

Название католической Масленицы. (Карнавал)

Катался колобком, пока не стал носком. (Клубок)

Бродячие актёры на Руси. (Скоморохи)

Ведущий: Ребята, наше мероприятие подошло к финалу. Вы услышали много старинных русских слов и узнали их значение, и чтобы узнать кто стал победителем, я предлагаю Скомороху посчитать фишки команд. Определение победителя, награждение команд.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Флаг праздника правовой помощи детям
  • Фомино воскресенье православный праздник 9 букв сканворд
  • Фольклорная программа на рождество сценарий
  • Фольклорный праздник посиделки на покров
  • Флаг праздника защиты прав детей