Фольклорный праздник жаворонки весну кличут

1. Праздник «Жаворонки весну кличут!»Занятие разработано для детей, обучающихся по дополнительной программе в области музыкального искусства «Фольклорный ансамбль». Целевая аудитория: учащихся 1 года обучения, возраст детей 8 – 10 лет.Учебное занятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Праздник

«Жаворонки весну кличут!»

Занятие разработано для детей, обучающихся по дополнительной программе в области музыкального искусства «Фольклорный ансамбль».

Целевая аудитория: учащихся 1 года обучения, возраст детей 8 – 10 лет.

Учебное занятие предполагает использование системно — деятельностного подхода в создании условий для систематизации и обобщения знаний учащихся об основных жанрах словесного и песенного фольклора.

2. Цель:

Определить уровень знаний детей по теме – «Весна в русском народном творчестве».

Задачи урока:

  • повторить и закрепить знания словесного фольклора по данной теме;
  • повторить и закрепить знания весенних русских народных песен;
  • разучить песню «Весна — красна»;
  • проверить знание жанров: закличка, загадка;
  • провести тест – на знание народных примет о весне;
  • разгадать кроссворд «Загадка в загадке»;
  • развивать творческие способности детей, певческие навыки, актёрское мастерство, музыкальность на основе разных жанров музыкального фольклора;
  • воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.

Оборудование: занятие проходит в кабинете, оборудованном как русская изба, используется баян для аккомпанемента русских народных песен. Доска для кроссворда, парты – для письменного задания (проведения тестирования).

Методы и формы: Занятие построено последовательно: от простого к сложному. Во время занятия проходит проверка знаний жанров и терминов словесного фольклора. Проходит индивидуальная и групповая работа с учащимися. Используются такие методические приёмы как словесный, наглядный, практический, игровой. Форма проверки знаний – опрос в форме теста (письменный) и разгадывание кроссворда.

3. ХОД ПРАЗДНИКА — ЗАНЯТИЯ.

ученик: Долго длится зимняя пора, пронеслись весёлые праздники.

Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей.

Все тепла ждут, солнышка, прихода весны.

Весна– Красна, проснись ото сна!

А ты, Зима, ступай за моря.

Надоела ты нам, наскучила,

Наши рученьки приморозила.

Ведущий: В марте хозяйки пекли из муки маленькие шарики, затем, каждый

день выбрасывали по — одному шарику на улицу, уговаривая Мороз

попробовать угощение угощение со словами:

Мороз, красный нос, вот тебе хлеб, вот овёс.

А теперь убирайся подобру. – поздорову!

Этот обряд называли в народе:

4. «Бай – качи»

1.Бай качи, качи, качи! Глянь — баранки, калачи!

2. Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи!

3. С пылу, с жару, из печи — все румяны, горячи!

4. Налетели тут грачи – похватали калачи!

5. Нам осталися бараночки…

ученик: Не пришла ли пора передать власть от Зимы Весне-Красне.

Она уже не за горами. Поможем Весне в срок придти на Землю!

Встанем в кружок, заведём хоровод:

Ведущий: Давайте, ребята, поможем Зиме уйти до следующего года, споём для

неё русскую народную песню «Мы Весну встречаем»

5. «Мы Весну встречаем»

1.Мы весну встречаем, зиму провожаем!-2р.

Ой, ладушки-лады, зиму провожаем!-2р.

2.Слышен звон капели, грачи прилетели!-2р.

Ой, ладушки-лады, грачи прилетели!-2р.

3.Солнце, солнце, пригревай,

Весну красную встречай! -2р.

Ой, ладушки-лады, Весну красную встречай!-2р.

4. Мы весну встречаем, зиму провожаем!-2р.

Ой, ладушки-лады, зиму провожаем!-2р.

6. Ведущий: А кто мне скажет, что такое закличка?

7 – 8 (закличка – это магическое заклинание. Закличками вызывали

9 –10. дождь, солнышко, обращались к радуге. Закликали и другие явления:

месяц, вихрь, гром, а ещё зазывали весну).

Ведущий: — А какие заклички вы знаете?

(Дети поднимают руки, и желающие исполняют заклички)

ВЕСЕННИЕ ЗАКЛИЧКИ

1. КАТЯ

Приди к нам, весна, со радостью!

Со великою к нам со милостью!

Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою,

С овсом кучерявым

С ячменем усатым,

Со просом, со гречею,

С калиной-малиною,

С грушами, с яблочками,

Во синё море, во синё море

Укатиться, укатиться.

3. ПОЛИНА

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью.

С радостью, радостью,

С великою милостью:

Уроди лен высокий,

Рожь, овес хороший.

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой.

2. САША

Жавороночек на приталинке

Распевает, распевает,

Он зовет себе, он зовет себе

Весну красную, весну красную.

Не лежать снежкам во чистом поле

Растопиться, растопиться.

4. АЛЯ

3. Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетайте к нам у во донушки

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

«Кулик, кулик,

Замыкай зиму,

Отпирай весну,

Тепло летечко!».

11. Жаворонок-дуда.

Нам Зима надоела, всю соломушку проела,

И сенцо, и сальцо, золотое кольцо.

Принеси ты нам и соху, и борону.

И зелёную траву!

12.

Ведущий: Дети, мы с вами на прошлом занятии делали из бумаги птичек весенних

жаворонков. (Смотрим кадры изготовления оригами)

Давайте с ними поиграем:

13. Проводится игра «Грачи летят».

ученик: Я буду говорить, а вы слушайте меня внимательно, поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: «Летят, летят». Да только, чур, не ошибаться: лететь нужно только с теми, кто на самом деле летать может. Кто ошибется, тот выбывает из игры. (Дети становятся в круг, а ведущий ходит внутри круга и произносит свои слова)

1. Грачи летят, на всю Русь трубят:

«Чу — чу- чу — мы несем весну!»

«Гу-гу-гу — не догнать никому!»

«Летят, летят!» — отвечают дети и машут руками.

2. Пчелы летят, гудят, бурчат:

«Жу-жу-жу — медову несем сыту»

«Летят! Летят!» — отвечают дети и машут руками.

3. Поросята летят, полосаты визжат:

«Хрю-хрю-хрю — надело нам в хлеву!

……………………………………………………….

4. Синицы летят, на всю Русь кричат:

«Дзю -дзю-дзю — не поймать никому!»

«Летят! Летят!» — отвечают дети и машут руками.

5. Комары летят, кричат, пищат:

«Ду-ду-ду — не уйти никому!»

«Летят! Летят!» — отвечают дети и машут руками.

6. Медведи летят, толстопяты рычат:

«Ру-ру-ру — надоело нам в лесу!»

……………………………………………………….

Ведущий: А теперь давайте с солнышком поиграем!

14. Солнышко, появись!

(играем закличку Солнышку 3 раза)

Солнышко, появись! Красное, обрядись!

Поскорей, не робей, нас ребят обогрей!

Поскорей, не робей, нас ребят обогрей!

ученик: Зима недаром злится: прошла её пора!

Весна в окно стучится и гонит со двора!

И всё засуетилось, всё гонит зиму вон.

И жаворонки в небе уж подняли трезвон!

ученик Гори, гори ярче – лето будет жарче,

А зима теплее, а весна милее!

ученик: Пусть несут в колоду пчёлы больше мёду!

Пусть в полях пшеница лучше уродится.

Ведущий: Замечательные стихи!

— Ребята, а кто мне скажет, что такое загадка? (Загадка – это малый

жанр фольклора, представляющий собой «зашифрованное» образное

описание предмета, явления или ситуации. Состоит из двух

компонентов : загадки и отгадки).

  • Какие загадки вы знаете? (дети говорят свои загадки)

16. А сейчас попытайтесь отгадать мои загадки:

  • Чёрный, проворный, кричит «Крак», червякам — враг! (Грач)
  • Спереди у птички шпильце, позади у птички вильце.

Сама птичка мала, а за морем была! (Ласточка)

  • Во дворе певец, а зовут его (Скворец).
  • Чик – чирик! К зёрнышку – прыг. Клюй, не робей! Кто же это? (Воробей)

Ведущий: Хорошо, молодцы ребята, разминка с загадками прошла на «Отлично»,

теперь разгадайте мой кроссворд «Загадка в загадке».

17. Перед вами кроссворд, но не простой. В нём зашифровано ключевое слово. Разгадав кроссворд, вы узнаете это слово. Начинаем:

Презентация: Кроссворд «Загадка в загадке».

с

н

е

г

п

о

ч

к

и

в

е

с

н

а

т

у

ч

а

п

л

у

г

д

о

ж

д

ь

л

а

с

т

о

ч

к

а

р

а

д

у

г

а

Все слова читать и считать по горизонтали.

Самое длинное слово по вертикали – «зашифрованное».

  1. Всю зиму лежит, а весной убежит. (Снег)
  2. На ветках – плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки. (Почки)
  3. Прилетела пава, села на лаву. Распустила перья, для всякого зелья. (Весна)
  4. Пушистая вата, плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
  5. Железный нос, в землю врос. Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)
  6. Посмотрю я в окошко : идёт длинный Антошка. (Дождь)
  7. Желанный гость с далёкого края, под окном живёт. (Ласточка)
  8. Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

— Разгадав кроссворд, мы с вами узнали, что — же за слово здесь было спрятано?

(дети хором отвечают: СОСУЛЬКА!)

  • А я загадку про сосульку знаю!
  • На крыше висят, таять не хотят. Солнышко встало – ничего не стало!

Что же это? (Сосульки)

Ведущий: А сейчас время играть пришло! Правила игры вы знаете, но я всё — же

напомню (озвучивание правил игры)

18. Подвижная игра «ГОРЕЛКИ»

«Гори-гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят!

Диги-дон, диги-дон, выбегай из круга вон!

(Играть можно, пока не устанете!)

18. Подвижная игра «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Ведущий: Молодцы ребята, а сейчас мы с вами с познакомимся с весенними

приметам:

19. Презентация «НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ»

1.Март не весна, а … а) конец зимы б) переход к лету; в) предвесенье.

2. В марте облака плывут быстро и высоко — а) к хорошей погоде

б) к ветру; в) к дождю.

3. Сухой март – плодородие, а дождливый — а) к засухе; б) неурожаю;

в) к морозам.

4. Частые туманы в марте предвещают … а) жаркое лето; б) жаркую осень;

в) дождливое лето.

5. В марте первое яйцо — … а) у воронихи; б) у черепахи; в) у кукушки.

6. В конце марта – начале апреля … а) прилетают ласточки;

б) прилетают вороны; в) прилетают скворцы.

7. Апрельские ручьи … а) землю будят; б) дороги размывают; в) как река.

8. В апреле ясные ночи кончаются а) дождями; б) заморозками; в) снегом.

9. Синие облака в апреле — а) к теплу и дождю;б) к холоду; в) к снегу.

10. Апрельский скворец — … а) зимы гонец; б) весны гонец; в) лета гонец.

11. Из берёзы течёт много сока — … а) к радости; б) к дождливому лету;

в) к жаркой погоде.

12. Март с водой, апрель с травой, а май а) с холодами;б) с цветами;в) с жарой.

13. Май холодный —а) год хлебородный;б) к жаркому лету; в) будет год голодный.

14. Когда цветёт черёмуха — а) всегда живёт холод;б) всегда тёплая погода;

в) всегда светит солнышко.

15. Рано затает — …а) долго не растает;б) быстро растает;в) к долгой весне.

Ведущий: А теперь частушки петь будем!

20. ЧАСТУШКИ

1.Хоть и в городе живём,

Сушки, пряники жуём,

Но частушек много знаем

И сейчас для вас споём!

2.Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

Куры съели петуха –

Говорят – собаки!

3.Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете!

4.Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился!

5. Запрягу я кошку в дрожки,

А котёнка – в тарантас.

И поеду по деревне

Всем ребятам напоказ!

6.Поглядите-ка, ребята

Что на крыше делается:

Воробей в рожок играет,

За соломку держится!

7.Как по речке, по Волжанке

Соловей плывёт на палке.

Сел на доску тонкую –

Развёл гармошку звонкую!

8.

9.

10.

11.Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую!

И спасибо музыканту

За игру весёлую!

ВСЁ!

Ведущий: а мы ещё можем спеть прибаутку «Ехали по реке»

21. «Ехали по реке козлики в челноке».

1.Ехали по реке козлики в челноке.

Берегом зайки в красной тарантайке.

2.Ехали барсуки-важные старики.

Ехали в бричке рыжие лисички.

3.Ехали по по горам, ехали по долам

К Мухе – горюхе, к Мухе-цокотухе.

.Муха гостей ждала, пряников напекла,

Чаю сварила, всех гостей поила.

КУШАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА!

Приложение

Шаловливые сосульки

1. Шаловливые сосульки — дети поют стоя.

Сели на карниз — садятся на стульчики.

2. Шаловливые сосульки — поют сидя, голова прямо.

Посмотрели вниз — наклоняют голову.

3. Посмотрели, чем заняться? — пожимают плечиками.

Стали каплями кидаться — взмахивают кистями рук

одновременно на сильную долю такта.

4. Целый день идет трезвон — взмахивают кистями рук по очереди.

Кап-кап! Дон-дон!

Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!

Каап — каап! Доон — доон! Дооооон!

13. Подвижная игра «Грачи летят».

Спиричева Аня: Я буду говорить, а вы слушайте меня внимательно, поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: «Летят, летят». Да только, чур, не ошибаться: лететь нужно только с теми, кто на самом деле летать может. Кто ошибется, тот выбывает из игры. (Дети становятся в круг, а ведущий ходит внутри круга и произносит свои слова)

1. Грачи летят, на всю Русь трубят:

«Чу — чу- чу — мы несем весну!»

«Гу-гу-гу — не догнать никому!»

«Летят, летят!» — отвечают дети и машут руками.

2. Пчелы летят, гудят, бурчат:

«Жу-жу-жу — медову несем сыту»

«Летят! Летят!» — отвечают дети и машут руками.

3. Поросята летят, полосаты визжат:

«Хрю-хрю-хрю — надело нам в хлеву!

……………………………………………………….

4. Синицы летят, на всю Русь кричат:

«Дзю -дзю-дзю — не поймать никому!»

«Летят! Летят!» — отвечают дети и машут руками.

5. Комары летят, кричат, пищат:

«Ду-ду-ду — не уйти никому!»

«Летят! Летят!» — отвечают дети и машут руками.

6. Медведи летят, толстопяты рычат:

«Ру-ру-ру — надоело нам в лесу!»

……………………………………………………….

18. Подвижная игра «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

дети стоят в круге, берутся за руки и и качают ими внизу.

Ай, люли, ай, люли, наши руки мы сплели.

Ай, люли, ай, люли, наши руки мы сплели.

дети поднимают руки вверх, не разъединяя их

Мы их подняли повыше. получилась красота.

Получились не простые – золотые ворота.

дети идут по кругу, останавливаются.

Поднимают руки вверх, образуя воротца.

Возле норки крота стала горка крута.

Проходите кто хотите в золотые ворота!

остальные участники игры, взявшись за руки, бегут цепочкой через круг под музыку. С окончанием звучания музыки «ворлта2 закрываются, дети опускают руки-воротца.

ЧАСТУШКИ

1.В школу шла я по дороге

Чуть передвигая ноги

Вот ступенька, вот порог,

Тут и кончился урок!

2.Утомился наш дружок,

От урока просто взмок.

Почему он так устал:

Весь урок звонок он ждал.

3. Утром маме наша Мила

Две конфеты подарила.

Подарить едва успела-

Тут же их сама и съела.

4. С горки ехала Иришка

Самой быстрою была.

Ира даже свои лыжи

По пути обогнала.

1.Хоть оценки и не очень,

Петя очень знаменит.

Потому что, между прочим

Он ушами шевелит.

2.В понедельник ясной зорьке

Все катаются на горке.

Явства всякие жуют,

Громко песенки поют.

3.Я сидела на печи-

Сторожила калачи.

А за печкой мышки

Сторожили пышки.

Даша.

1.Вызвали к доске Серёжку,

Но молчит Серёжка,

Потому что весь урок

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» город Кирсанов  Тамбовской области

Конспект

Игровой программы  

«Жаворонки весну кличут. старший и средний дошкольный возраст.

д/с «Ромашка»

(фольклорный праздник)

Составила:

Макеева С.А.

муз. руководитель

22 март 2017год

Ход праздника.

Звучит музыка леса, дети начинают, читают стихи.

Ребёнок1: ср.

           Скоро с юга прилетят И грачи, и цапли.

           За окном уже звенят Капли, капли, капли.

Ребёнок2:ср.

            Раз, два, три, четыре, пять, шесть, и семь, и восемь.

            К нам весна пришла опять!  Просим! Просим! Просим!

Ребёнок3:ст.

            Пусть рощи оживут. Под шум ручья лесного.

           Фиалки пусть цветут.

            Пускай нас с солнцем вместе, разбудит птичий гам.

           Мы станем бегать с песней по рощам и лугам.

           Хотим, чтоб рощи эти цвели опять пышней.

           Весна – красна! Мы – дети, зовем тебя скорей!

Проводится игра «Золотые ворота».

(Все проходят цепочкой через ворота и говорят слова.)

Ходит матушка – весна по полям, лесам одна.

Первый раз прощается другой раз запрещается,

А на третий раз пойдете сами в клетку попадете.

Ходит матушка-весна ищет детушек она.

Первый раз прощается другой раз запрещается

А на третий раз не пропустим вас. (Дети садятся на стулья)

Ведущий:1

Вышли мы погулять, Весну красную встречать

Необычно это как то: где искать ее и как?

Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

Жила – была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала: Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать – звать.

Ждет Маша весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима – то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки – ноги ознобила, холод – стужу напустила. Что тут делать? Беда! Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце: Солнышко, солнышко, красное ведрышко, выгляни из – за горы, выгляни до вешней поры! Выглянуло Солнце из – за горы, Маша и спрашивает: Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну? А солнышко, отвечает: Не встретила я Весну, а видела старую Зиму. Видела, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. А Весна про то не знает. Иди, красная девица, ищи Весну. Зови ее в свои края. Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку. И спрашивает: Земля-матушка, ты Весну не встречала?

Земля-матушка отвечает: Меня весна разбудила, к новой жизни пробудила.

Вот уже снег последний в поле тает, теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, и зовут друг друга журавли юный лес, в зеленый дым одетый,

теплых гроз нетерпеливо ждет, всё весны дыханием согрето всё вокруг и любит и поет. А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.

Птицы, а вы Весну не видели?

Птицы отвечают:

Видели, видели, это она нас с юга домой позвала.

Расскажите птицы, где вы бывали?

Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?

А птицы отвечают:

Мы скучали по деревне по скворечне, по деревьям, по соседу – воробью.

А кто приносит Весну-красну на крыльях?

Дети: Жаворонки

Ведущий:1

Давайте попросим их помочь нам

Ребёнок: ст.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам, принесите нам

Лето теплое! Унесите от нас

Зиму холодную! Нам холодная зима

Надоскучила, Руки, ноги отморозила!

Ребёнок: ср.

Жаворонок, Жаворонок!

На тебе зиму, А нам лето,

На тебе сани, А нам телегу!

Ребёнок:ст.

Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите,

Теплу весну принесите: зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Ребёнок:ср.

Жаворонки, Жаворонки, прилетите!

Красну вёсну принесите! Зиму холодную унесите!

Ребёнок:ст.

Жаворонки, прилетите!

Красну — весну принесите!

Нам зима-то надоела,

Весь хлеб у нас поела

Нет ни хлеба, ни картошки,

Самовар стоит на окошке,

Чай я выпил. Сахар съел,

Самовар на кол надел.

Ведущий:

           А сейчас детвора в круг скорей вставать пора.

Исполняется хоровод «Весну красную  встречаем»!

Ведущий:

          22 марта день весеннего равноденствия.

У меня есть коромысло непростое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном – тёмном – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день.

А вам интересно,  какое из них легче, а какое тяжелее? Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает. А знаете, кто помогает, Весне — Красне? а помогает ей солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую. Долго мы ждали Весну – Красну, будем сегодня  петь, плясать и веселится!

 А вы знаете, ребята, что 22 марта ежегодно отмечается Международный день Земли. Поэтому и мы не случайно решили провести в этот день Праздник птиц.

Очень много птиц разных проживают на нашей земле. Одни из них перелетные, другие – зимующие. Многие птицы улетают от нас на зиму «за три девять земель». В другое полушарие. Когда у нас зима, там лето. Но есть и те птицы, которые совсем не улетают от нас на зиму. Сейчас мы проверим ваши знания о птицах.

Ведущий: 

     В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.

     Спереди у птички шильце, Позади у птички вильце!

Сама птичка мала, А за морем была. (ласточка)

Всех перелетных птиц черней, В пашне ищет он червей,

     Взад-вперед по пашне вскачь, А зовется птица… (грач).

     В лесу ночном горюет птица, Она назвать себя боится.

    – Ку-ку… Ку-ку… Не спит опушка, А птицу эту звать… (кукушка).

Мы построили вдвоем Для гостей весенних дом,

А верней сказать – дворец. Прилетай сюда… (скворец).

Проводится игра «Улетают – не улетают».

показ презентации

Ведущий:

            Я буду показывать птиц, а вы определять перелетные они или зимующие. Если птицы перелетные – вы машете руками, как крыльями. Если зимующие – топаете ногами.

слайдовая  Презентация  

Перелетные: Зимующие:

Ласточки, скворцы, вороны, сова, стрижи, жаворонки, синицы, орел,

аисты, цапли, ястреб, сороки, дикие утки, тетерева, куропатки,

соловьи, журавли, дятел, рябчики, лебеди, грачи, дикие гуси.

Ведущий:

Синички-сестрички, чечетки-тетки, Кулички — мужички, скворцы-молодцы,

Из-за моря к нам летите, весну красную несите!

С шелковой травой, с жемчужной росой,

С теплым солнышком, с пшеничным зернышком!

Ведущий:

        Кукушечка, кукушечка, Серая рябушечка.

         Покукуй в лесу: ку-ку – Сколько лет я проживу?

        Удод, удод, Не летай в огород,

        Не пугай народ. Садись на кочку,

        Проплачь всю ночку.

       Сорока-белобока, научи меня летать.

        Ни высоко, ни далеко, чтобы солнышко видать.

Ведущий:

        Наши птички прилетели из далека.

        Они устали и проголодались. И сейчас мы их покормим.

Проводится игра «Собери зернышки»

Пока играет музыка нужно собрать в ведерко как можно больше мелких предметов на полу.

Ведущий:

          Эй! Мальчишки! Эй! Девчонки!

          С неба льется птичья трель.

          Закружился праздник звонкий, как смешная карусель.

          Приглашаем мы к веселью всех, чтоб кружился каруселью смех!

Мы тут немного засиделись, заскучали. Все знают, что птицы очень хорошие певцы. И мы сейчас тоже попробуем стать певцами. Вам необходимо вспомнить и спеть несколько строк из песен о птицах.

Исполняются песни о птицах.

1. Травка зеленеет, солнышко блестит,

ласточка с весною в сени к нам летит,

с нею солнце краше и весна милей…

Прощебечь с дороги  нам привет скорей,

прощебечь с дороги нам привет скорей.

Припев:

Дам тебе я зерен, а ты песню спой,

что из стран далеких  принесла с собой.

Дам тебе я зерен, а ты песню спой…

Ведущий:

      А кто из птиц самый лучший танцор? (журавль)

Дети исполняют «Танец маленьких утят».

Ведущий:

           Молодцы, спасибо вам. Вы помните, что птицы путешествуют по своим особым законам.

Проводится игра «Пройди между кеглями». 

Дети проходят между кеглями с завязанными глазами.

Ведущий:

          Наш праздник подошел к концу.

          На день птиц люди всегда пекли куличи, печенье, пряники в форме птиц.

          Много, много птичек запекли в пирог:

          Семьдесят синичек, сорок семь сорок.

          Трудно непоседам в тесте усидеть –

          Птицы за обедом громко стали петь.

Ведущий раздает детям угощение или раскраски с жаворонкам

Тема занятия №29:

«Весенний цикл народных праздников.

Жаворонки весну кличут».

Цели занятия:

воспитывать у детей интерес к обрядам и традициям русского народа;

формирование исторического самосознания;

развитие творческих умений, памяти, речи;

обогащение словарного запаса;

воспитывать милосердие, умение переживать своим близким.

Оборудование: русские народные костюмы, загадки.

Ход праздника:

1. Организационное начало

2. Сообщение темы занятия

Ведущий. Долго длится зимняя пора в России. Уже пронеслись веселые

праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг

и метелей, мечтают все о том, что тепло прогонит стужу лютую. Со светлой

надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны. Наступает весна, но

робкими и неуверенными бывают ее первые шаги: то и дело зима дает о себе

знать, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить

радостную пору весеннего обновления, молодые люди придумали еще один

обряд – закликание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей

посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорее растопить зимний

снег.

2. Основная часть

1) Песня «Перед весной»

1-й чтец. Благослови, мати.

Весну закликати.

Весну закликати.

Зиму провожати,

Пусть зима уходит впрок

Весну пустит на порог.

2-й чтец. Весна, весна, проснись со сна,

А ты, зима, ступай за моря,

Надоела ты нам наскучила,

Наши рученьки приморозила.

3-й чтец. Нам, зима, ты надоела

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла

С крыш солому унесла.

Песня «Благослови, мати»

Благослови, мати.

Весну закликати.

Рано, рано,

Весну закликати.

Весну закликати,

Зиму провожати,

Рано, рано,

Зиму провожати.

Зимочку в возочку,

Летечко в челночку.

Рано, рано,

Летечко в челночку.

Благослови, Боже,

На взгорочку сести,

Весну загукати,

Летечко отмукати,

Зиму замыкати:

Летечко тепленько,

Зима студеная.

Летечко в каточку,

Зима в полозочку.

Ведущий. В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки

маленькие шарики, и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на

улицу, уговаривая мороз отведать угощение.

4-й чтец. Мороз Красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся

Подобрупоздорову.

Ведущий. Люди верили, что, мороз, наевшись хлебных шариков, до

будущего года уйдет в чужедальние края и уведет с собой зиму.

Инсценировка «Разговор Зимы и Весны»

Ведущий. С весной зимушка повстречалася,

О здоровьице все справлялася.

Весна. Ой, здорова будь,

Зима снежная.

Зима. Бью челом тебе, Весна теплая.

Расскажи ты мне без утайки:

Почему тебя величают все,

Меня, зимушку, проклинают все?

Весна. Потому что ты больно лютая,

И холодная, и голодная.

Я же теплая и приветная.

Все луга и поля орошаю я.

Побыла ты, Зима, в гостях у людей.

Не пора ли тебе уходить из гостей?

Ведущий. Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года – споем

для нее русскую народную песню. Как говорили в старину, песнивеснянки

зиму замыкают, попрощаемся с зимой, помашем ей вслед рукой. А весну

принимаем на наш праздник. ( Зима уходит, весна занимает предложенное

ей место)

Песня «Как зима с весною повстречалися»

5-й чтец. Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле,

На озерках треснул лед,

Будто раскололи.

6-й чтец. Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Ведущий. Сначала о приближении весны мы догадываемся по тому, что день

становится дольше. А еще нам об этом возвещают птицы, которые

возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой. «Сорок сороков

птиц летят, весну несут», говорили крестьяне. Кто же эти вестники весны?

Ответить на мой вопрос вам помогут загадки нашей красавицы весны.

Весна. Собирались птицы,

Собирались певчие

Стадами, стадами.

Садились птицы,

Садились певчие

Рядами, рядами.

А ну, угадайте, что это были за птицы?

1) Черный, проворный, кричит «кряк», червякам враг. (Грач.)

2)Спереди у птицы шильце,

Позади у птицы вильце,

Птица мала, а за морем была. (Ласточка)

3)Села птичка на суку

И поет: «Куку, куку». (Кукушка.)

Песня «Ой, бежит ручьем вода»

Ведущий. А больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка,

который своим переливчатыми трелями заставил природу пробудится от

зимнего сна.

И 22 марта, когда день по длине равен ночи, в каждом доме лепили из теста

птичек жаворонков, пекли их, мазали сладким и душистым медом, у кого не

было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги,

украшали их. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу,

подбрасывая вверх фигурки птиц, пели специальные песенкизаклички.

7-й чтец. Жаворонки, прилетите,

Красну весну принесите.

Принесите весну

На своем хвосту,

На сохе, на бороне,

На овсяном снопе.

Ведущий. Во многих закличкахвеснянках говорилось, что птицы,

возвращаясь изза моря, должны принести с собой заветные ключи. Люди

верили, что этими ключами было замкнуто какоето холодное подземелье,

где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время

весне и зиме поменяться местами.

8-й чтец. Птицаключница,

Прилети к нам изза моря,

Принеси нам два ключика,

Два ключика золотые.

Отомкни весну теплую,

Замкни зиму холодную.

Ведущий. И весна будто откликалась на зов людей – пробуждалась жизнь на

полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы.

Хоровод «Земелюшка – чернозем»

4.Подведение итогов занятия

Сегодня мы отмечали день встречи весны, помогали нам в этом птицы

жаворонки. Давайте произнесем последнюю закличку – повторяйте за мной

каждую ее строчку.

Приди, весна!

Приди, красна!

Со льном высоким,

С хлебом обильным.

А сейчас приглашаем всех на чай с жаворонками.

Под русскую народную мелодию праздник заканчивается.

Предварительная работа: пошив русских народных костюмов, костюмов
Весны, Зимы, Солнца, изготовление фигурок птиц из теста и бумаги, разучивание
стихов, песен, закличек, хороводов, игр.

Ход праздника

Звучит музыка. “Камаринская” в исполнении оркестра им. Осипова.

Дети, взявшись за руки, входят в празднично украшенный зал, их встречает
ведущий в русском народном костюме.

Ведущий. Долго длится зимняя пора в России – уже промчались весёлые
праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей.
Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на
будущее ожидаем мы прихода весны. Робкими и неуверенными шагами приближается к
нам красавица весна. А зима то и дело даёт о себе знать, не желает расставаться
со своим могуществом. И вот чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления
жизни люди придумали ещё один обряд – закликание весны. Много песен складывали
люди о весне, посвящали ей хороводные гулянья, призывали её поскорей растопить
зимние снега. Этот обряд справляли 22 марта, в день весеннего солнцеворота.

Дети в русских народных костюмах.

Благослови, мать, зиму провожать,
Зиму провожать, весну закликать.
Пусть зима уходит в прок,
Весну просим на порог!

Весна, весна, проснись со сна!
А ты зима, ступай за моря,
Надоела ты нам и наскучила,
Наши рученьки приморозила.

Нам, зима, ты надоела,
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла.

Ведущий. (Показывает заранее подготовленные хлебные шарики). В
марте месяце хозяйки пекли из остатков муки маленькие шарики, и каждый день
выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья.

Мороз Красный нос,
Вот тебе хлеб и овёс,
А теперь убирайся
Подобру-поздорову.

Ведущий. Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего
года уйдёт в чужедальние края и уведёт с собой зиму лютую. Просили люди помощи у
солнышка красного, чтобы помогло им приблизить весну и растопить снега.

Дети.

Солнышко, выгляни,
Красное, высвети.
К нам на праздник приходи.
Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.

Где ты, солнышко, проснись?
Выгляни, из-за гор-горы,
Выгляни, красное, до вешней поры.
Видело ль ты, солнышко, девицу-весну?
Видело ль ты, солнышко, злющую зиму?
Как она, лютая, от весны ушла,
В мешке стужу несла,
Холод на землю трясла?
Выплывает Солнышко.

Я солнышко лучистое,
Тепло и свет несу,
Улыбки возвращаю вам
И радость всем дарю!

Моцарт “Песенка пастушка”. Исполняет ребёнок на блокфлейте.

Ведущий. Спасибо, Солнышко, что заглянуло к нам на праздник. Будь у
нас гостем дорогим. Слыхала я, как старики сказывали, будто видели однажды люди
добрые, как зима с весною повстречалась.

Инсценировка. “Разговор Зимы и Весны”.

Дети.

С Весною Зимушка повстречалась,
О здоровьице всё справлялась.

Весна. Ой, здорова будь, Зима снежная!

Зима.

Бью челом тебе, Весна тёплая.
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя величают все,
Меня Зимушку – проклинают все?

Весна.

Потому, что ты – больно лютая
И холодная и голодная.
Я же тёплая и приветливая.
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?

Ведущий. Давайте, ребята, исполним песню-весняночку, попрощаемся с
Зимой, помашем ей вслед руками. В старину песни веснянки зиму замыкали. А Весна
останется с нами, пришло её время царствовать на земле.

Дети встают в хоровод и исполняют песню “Веснянка”.

Дети.

Весна – красна,
Где ты была?

Весна. В лесу зимовала.

Дети.

Весна – красна,
На чём пришла?

Весна.

На сохе, на бороне,
На жёрдочке, на борозде,
На ржаном колоске,
На пшеничном пирожке.

Дети.

Весна – красна,
Что ты нам принесла?

Весна.

Соху, борону,
И кобылку ворону,
Солнца клочок
И соломы пучок.
Хлебца краюшечку
И водицы кружечку.

Ведущий. Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день
становится длиннее. А ещё нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из
дальних стран к себе на родину, домой. В народе говорили: “Сорок сороков птиц
летят, весну несут”. Люди давно стали привечать птиц. Строили для них
скворечники, обустраивали гнездовья, подкармливали зимой. В русском народном
календаре многие праздники и приметы связаны с птицами. Давайте сейчас вспомним
некоторые из них.

(Дети рассказывают о приметах и праздниках.)


День петуха и курицы. Петух всегда представлялся людям воином. Он стоял
на страже всего белого света. О петухе говорили : “Два раза родился, ни разу не
крестился, а чёрт его боится”. Жива до сих пор в деревне примета: в новый дом
сперва нужно пустить ночевать кошку или петуха. После этого жить в доме будет
спокойно и легко.


Сретенье. Зима Весну встречает, заморозить хочет. Воробей в этот день
своим чириканьем подбадривает Весну.


Герасим-грачевник. Грач птица работящая. Значит и тот, кто родился в этот
день, тоже будет трудолюбивым человеком.


Благовещенье. В этот день было обычаем выпускать птиц на волю. Люди
выпускали и приговаривали:

Синички-сестрички,
Тётки-чечётки.
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на воле поживайте,
К нам весну скорей ведите!

В Благовещенье птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт.


Соловьиный день. Старые люди примечали: запоёт соловушка в этот день – с
хлебом будешь. По народной примете, соловей начинает петь, когда с берёзового
листа воды сможет напиться.


Тихонов день. На Тихона все певчие птицы, кроме соловья и кукушки,
затихают.


Берегиня. По преданию, выплыла в этот день на речку уточка. А когда
выходила она на берег, то оборачивалась красной девицей. Это и была Берегиня.
Она хранила крестьян, живущих по берегам рек, от разных напастей.


Никита-гусятник. Про гусей говорили: “Гуси на хвосте зиму тащат”.


Арина – журавлиный лёт. В этот день все жители деревень спешили на
Красную горку, на самое высокое место и кричали журавлиному клину: “Колесом
дорога”! Чтобы птицы весной вновь вернулись в родные края.


Синицын день. В этот день прилетали птицы-зимники. “Невелика
птичка-синичка, и та свой праздник помнит”, – говорили в народе.

Ведущий. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о
птицах. Предлагаю вам игру в пословицы.

(Мальчики называют первую часть пословицы, девочки вторую. Потом наоборот.)

Одна ласточка … весны не делает.
Всяк кулик … своё болото хвалит.
У каждой птицы … своя песня.
Лучше синица в руках, … чем журавль в небе.
Рано пташечка запела, … как бы кошечка не съела.
Грач на горе … весна на дворе.

Ведущий. Всегда любил русский человек поиграть, повеселиться. Весенних
игр в деревнях было много. Радовался народ, что перезимовали, дождались весны.

Игра “Птицы в клетке”.

Участники игры образуют два круга. Находящиеся во внутреннем круге берутся за
руки – они изображают клетку. Игроки внешнего круга за руки не держатся, это
птицы. Под музыку “клетка” движется вправо, а “птицы” влево. По сигналу ведущего
“клетка” останавливается, игроки поднимают руки вверх. В это время “птицы” могут
свободно вбегать и выбегать из неё. “Клетка” не задерживает птиц. По второму
сигналу “клетка” захлопывается, то есть все опускают соединённые руки вниз и
приседают. Пойманные “птицы” остаются внутри круга. После этого игра
продолжается. И так несколько раз. Затем пойманные в клетку птицы исполняют
желание ведущего, разгадывают загадки.

Игра проводится по музыку русского народного танца “Полянка”.

Загадки.

Чёрный, проворный, кричит “крак”, червякам враг. Грач.

Он серенький на вид, но пеньем знаменит. Соловей.

Спереди – шильце, сзади – вильце,
Сверху – синее суконце.
Снизу – белое полотенце. Ласточка.

Когда весенний лес весну
Торжественно встречает,
Колдунья серая в лесу
Усердно годы нам считает. Кукушка.

Эта птица в огороде,
На пружинках будто, ходит.
Вся изящна и стройна,
В тёмной шапке голова. Трясогузка.

Звучит запись Чайковский “Времена года” “Март. Песня жаворонка”.

Ведущий. А больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка,
который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться то зимнего
сна. 22 марта, когда день становился, по длине равен ночи, в каждом доме пекли
из теста птичек – жаворонков, мазали их сладким душистым мёдом. Детишки лепили
птиц из глины, мастерили из тряпочек. Празднично одетые девушки и дети ходили по
деревням, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели специальные песни –
заклички. Давайте и мы возьмём своих жаворонков в ладошки, будем подбрасывать их
вверх и исполнять песенку – закличку.

Дети.

Чувиль, чувиль, жавороночек,
Прилети ты к нам,
Принеси ты нам,
Весну-красну, красно солнышко. 2 раза.

Жаворонки прилетите,
Красну весну принесите.
Принесите весну
На своём хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.

Жаворонок, жавороночек!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.

Наш праздник, посвящённый приходу весны, прилёту жаворонков заканчивается.
Давайте напоследок поблагодарим Весну-красну, наших гостей и все вместе встанем
в весёлый хоровод.

Хороводный танец под русскую народную мелодию “Полянка”.

Сценарий народного обрядового праздника

«Жаворонки, прилетите! Весну – красну принесите!»

Цели и задачи:

  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору.

  • Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные песни и игры.

  •  Актуализировать знания детей о птицах.

  • Воспитывать любовь к природе, птицам.

  • Создавать благоприятный микроклимат и праздничную атмосферу.

  • Способствовать радостному эмоциональному объединению всех детей в совместной деятельности при подготовке к празднику и участию в нём.

Место проведения: актовый зал

Оборудование:

Музыкальный центр, ударно – шумовые музыкальные инструменты: трещетки, деревянные ложки, свистульки, колокольчик, костюмы для выступления, рисунки, плакаты, атласные ленты

Участники: обучающиеся 1 – 6 классов.

Предварительная работа: пошив русских народных костюмов, работа по оформлению сцены, изготовление фигурок птиц из теста и бумаги, разучивание стихов, песен, закличек, хороводов, игр.

Ход праздника

Звучит русская народная музыка: вступление к русской народной песне «Летели две птички». Дети входят на празднично украшенную сцену, играя на свистульках. Их встречает ведущий в русском народном костюме.

Ведущий:Здравствуйте, гости званные! Гости званные да желанные!

Приглашаем вас к нам на праздник. Будем сегодня хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять!

Сегодня у нас народный обрядовый праздник — праздник встречи Весны. Его издавна проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну закликают. Ну что ж, ребятки, власть зимы закончилась и мы споем песню «Вот и зимушка проходит».

Ведущий: —    Ребята, мне кажется, солнышко ярче светить стало.  А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?
—     Потому что наступила весна!
—    Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали приближение весны?   (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая, солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный)
Ведущий: —    А какой месяц сейчас идёт? (наступил месяц март).
Ведущий:  Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март — капельник и зима заплакала». А ещё в марте из дальних стран начинают прилетать птицы. В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Русская пословица говорит: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!». Первая из прилетающих птиц – полевой жаворонок и эту птичку ждали больше всего, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться ото сна. Поэтому и наш праздник называется «Жаворонки».

1ребенок: Благослови, мати, весну закликати,

весну закликати, зиму провожати.

2 ребенок: Пусть зима уходит впрок, весну пустим на порог.

3ребенок: Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней

4 ребенок: Станет солнышко добрее, а дни — светлее и длиннее.

Ведущий: На Жаворонков в деревнях рано утром хозяйки пекли из теста птичек. Дети бегали по улицам с этими птахами, подбрасывали их вверх, ловили и громко кричали заклички. Давайте, дети, и мы с вами их исполним.

Дети:

Жаворонушки, уж вы матушки

Прилетите к нам, принесите нам

Весну красную, на сохе, на бороне,

на ржаном калаче!

Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце

Жаворонки, ноги тонки

Прилетите к нам, принесите нам
Конфетки на ветке, весну красну

Лето теплое!

Ведущий: Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать- закликать.

Девочки: Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Высоко взойди, далеко посвети!

Мальчики: На темные лесочки, на сырые борочки,

На речку, на поля, на синие моря,

На зеленый огород и на весь народ!

Ведущий: А вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось

Птицы весело поют, весну — красну на крыльях несут!

Давайте встанем в хоровод вокруг нашего деревца

и споем песню «Летели две птички»

Ведущий: Ребята, а еще на праздник люди играли. Вот и мы сейчас

с вами поиграем в русскую народную игру «Солнышко».

Дети: Солнышко вёдрышко,
Выгляни в оконышко.
Там твои детки,
Кушают конфетки

Водящий: Раз, два не воронь,
А беги как огонь.

Ведущий: Ну что ж дети, Солнышко взошло и ярко светит, а мы сейчас весну закликать будем.

Девочки: Весна красна, на чем пришла

На сохе, на бороне

На вертучем колесе.

Мальчики: На кнутику, на хомутику.

Идет кулик, несет ключик

Отворять лето, замыкать зиму

(Входит Весна)

Весна: Я Весна, Весна красная! Пришла к вам с радостью,

С радостью, с благостью, с великой милостью.

Здравствуйте, люди добрые! (кланяется).

А еще принесла вам здоровье: первое — коровье, второе — овечье, третье – человечье.

Ведущий: Весна — красна, чем ты нас одаришь?

Весна: Одарю я вас ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.

А еще, я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.

Дети:

— Без вербы не весна.
— Верба гонит лед с реки.
— Если хорошо цветет верба, будет урожай.

(Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы)

Весна: — Дай, вербочка, детушкам здоровья. Как вербочка растет, так и ты расти, верба красна, бьет не напрасно.

Еще одна из примет весны, это повсюду текущие ручейки, вот и мы сейчас поиграем в русскую народную игру «Ручеек»

народная игра «Ручеек»

Весна: С приходом весны из – за гор, из – за морей прилетают птицы

Вот и со мной пташки прилетели.

Сможете отгадать как их зовут?

Загадки.

1.Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач).

2.Спереди у птички шильце, позади у птички вильце.

Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка).

3. Он прилетает каждый год туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет, а все же голос свой имеет. (Скворец).

4.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения.

6. Его и песни, и полет вошли в стихотворение. (Жаворонок)

Весна: Загадки все вы отгадали, молодцы.

А еще, по традиции, каждый человек к обрядовому деревцу должен Разных птиц я люблю, но дороже всех одна пташка малая. Кто она, вы знаете, дети? Скорей мне ответьте!

Дети: Это жаворонок.

Весна: Правильно. А вы знаете почему?

Дети:

— Эта птичка-предвестник весны.

— Жаворонки могут подниматься высоко в небо, где, по древним преданиям, живут духи-покровители.

Эта птица является символом добра и счастья.

Весна: Молодцы. А давайте послушаем песню жаворонка. (В записи: пение жаворонка)

А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Жаворонок»

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

Ведущий: Ребятки, праздник «Жаворонки» отмечают 22 марта, в день весеннего равноденствия. Этот праздник назывался еще и по другому — «Сороки». Но название это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников, которые были казнены за веру.

Ребенок: Жаворонки, жавороночки!

Вы скорее летите, тепло принесите.

Нам зима надоела — весь хлеб она поела.

Нет ни хлеба, ни картошки, самовар стоит на окошке.

Ведущий: Самовар на окошке — это непорядок! Самовар должен всегда на столе стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать. А вот вам, ребята, и нашим дорогим гостям угощение – птички — жаворонки

С пылу, с жару — для нашего самовара! Угощайтесь – не стесняйтесь!

5

ЖАВОРОНКИ ВЕСНУ КЛИЧУТ.

ВЕСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ.

(литературно-музыкальный праздник из цикла «К истокам Родины моей»)

Разработчик: учитель начальной школы

МБОУ СОШ №3 г. Владивостока

Капитула А.Г.

2014

Цели: раскрыть значение фольклора как средства воспитания патриотических и нравственных качеств учащихся;

сформировать положительную мотивацию к изучению русского фольклора.

Ход праздника.

Участники: ведущий. Зима, Весна, дети чтецы.

Ведущий. Долго длится зимняя пора в России – уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы приход весны.

Наступает весна, но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает о себе знать, не желая расставаться с былым могуществом. И вот чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали обряд – заклинание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорей растопить зимний снег. И вот сегодня мы с вами будем завлекать весну.

Ученики поют «Веснянку»

1.Ой бежит ручьем вода,

Нету снега, нету льда

Ой вода, ой вода, нету снега нету льда.

2.Прилетели журавли

И соловушки малы

Журавли, журавли и соловушки малы.

3.Мы весняночку поем

Весну красную зовем.

Мы поем, мы поем, весну красную зовем.

1 ученик: Благослови , мати, зиму провожати,

Зиму провожати, весну завлекати.

Пусть зима уходит впрок,

Весну пустит на порог.

2 ученик: Нам, зима, ты надоела

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

3 ученик: Весна, весна, проснись со сна!

А ты, зима, ступай за моря,

Надоела ты нам и наскучила,

Наши рученьки приморозила.

4 ученик. Выгляни, солнышко из за горы,

Выгляни, Красное, до вешней поры.

Видело ль ты, солнышко, девицу-весну?

Видело ль ты, солнышко, злющую зиму?

Как она, лютая от весны ушла,

В мешке стужу несла, холод на землю трясла?

Ведущий. В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощения.

5 ученик: Морз- Красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся

Подобру – поздорову.

Ведущий. Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальние края и уведет с собой зиму.

Показ инсценировки «Разговор Зимы и Весны»

Ведущий. С Весной Зимушка повстречалася,

О здоровьице все справлялася.

Весна. Ой, здорова будь, Зима снежная!

Зима. Бью челом тебе, Весна теплая.

Расскажи ты мне без утайки:

Почему тебя величают все.

Меня – Зимушку – проклинают все?

Весна. Потому что ты больно лютая,

И холодная, и голодная.

Я же теплая и приветливая.

Все луга и леса орошаю я,

Все луга и леса оживляю я

Побыла ты зима в гостях у людей

Не пора ли тебе уходить из гостей?

Зима уходит. Весна занимает предложенное ей место.

Разговор с Весной.

6 ученик. Весна- красна, где ты бывала?

Весна. В лесу зимовала, огород городила.

Капусту садила, цветы заводила.

7 ученик. Весна- красна на чем пришла?

Весна. На сохе, на бороне, на жердочке, на борозде,

На ржаном колоске, на пшеничном пирожке.

8 ученик. Весна- красна, что ты нам принесла?

Весна. Соху, борону и кобылку ворону,

Солнца клочок и соломы пучок.

Хлебушка краюшечку и водицы кружечку.

Грачи летят, на всю Русь трубят:

«Чу-чу, чу-чу, мы несем Весну!»

Ведущий; А каких птиц-вестников весны вы знаете?

Угадайте, что это за птицы .

1.Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг.(грач)

2.Спереди у птицы шпильце, позади у птички вильце.(стриж)

Сама птичка мала, а за морем была.

3.Села птичка на суку и поет «Ку-ку, ку-ку»(кукушка)

Ведущий. А больше всего на Руси любили звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна.

Ребята берут в руки жаворонков и читают закличку:

9 ученик: Чувиль, чувиль, жавороночек,

Принеси к огням, принеси ты к нам

Весну красну, красно солнышко,

Тепло летушко, зеленый покос!

10 ученик. Жаворонки, прилетите,

Красну весну принесите.

Принесите весну

На своем хвосту, на сохе, бороне, на овсяном снопе.

11ученик. Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

Ведущий. И весна будто откликалась на зов людей – пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы.

Исполняется хороводная песня «Земелюшка-чернозем»

1.Земелюшка-чернозем, земелюшка-чернозем,

Чернозем, чернозем, земелюшка-чернозем.

2.Тут березка выросла, тут березка выросла.

Выросла, выросла, тут березка выросла.

3.Под березкой травушка, под березкой травушка.

Травушка, травушка, под березкой травушка.

4.На травушке цветики, на травушке цветики,

Цветики, цветики, на травушке цветики.

5.Тут ребята гуляли, тут ребята гуляли,

Гуляли, гуляли, тут ребята гуляли.

6.Рвали цветы со травы, рвали цветы со травы,

Со травы, со травы, рвали цветы со травы.

7.Плели венки из цветов, плели венки из цветов.

Из цветов из цветов, плели венки из цветов.

Ведущий. Начинались земледельческие работы, заводились в деревнях и молодежные игры, в которых рассказывались об этих работах. В игре высмеивали ленивого человека.

Исполняется народная игра «пахари»

1.А мы пашенку пахали, крепки борозды махали.

Вот и калина моя, вот и малина моя.

2.А мы раньше чем вы встали, глубже пашенку пахали

3. А вы пахари худые, у вас серпы то тупые.

4.А у вас пахарь Сысой, у него и плуг тупой.

5. А мы пахари лихие, у нас плуги золотые.

6. А вы пашню не пахали, только на меже лежали.

Весна. А теперь отгадайте мои загадки.

1.Бабушка Андреевна, сгорбившись стоит.

Ноженьки в земелюшке, рученьки раскинула-

Все хочет схватить. (Соха)

2.Железный нос в землю врос.

Роет, копает, землю разрыхляет.(Плуг)

3.Кривоногий растрепал, а зубастый причесал. (Плуг и борона)

4.Кину за грядку я мою загадку.

Лето пройдет- калачом взойдет. (Посев зерна)

Ведущий. В начале апреля, когда первый теплый ветер проносился над землей, когда медведи вылезали из берлог, а другие лесные жители высовывали из норок свои мордочки, наступало время выгонять на пастбище крестьянский скот. Первый раз животных полагалось выгонять букетиками пушистой вербы- считалось, что от вербы передается жизненная сила. При это припевали специальные попевки.

12 ученик .Выгоню коровушку со двора голиком

Приходи назад, коровушка с молоком.

Ходи, кормись да домой не торопись.

Исполняется инсценировка песни «Как вставала я ранешенько»

1Как вставала я ранешенько,

Умывалась я белешенько.

Припев: Калинка, калинка моя,

В саду ягода малинка моя.

2.Надевала черевички на босу

И гнала свою корову на росу.

3.Я гнала свою корову на росу

Повстречался мне медведь во лесу.

4 Я медведя испугалася,

Во густы кусты бросалася.

5 Ой, медведюшка, мой батюшка,

Ты не тронь мою коровушку.

6 Ты не тронь мою коровушку,

Не ломай мою буренушку.

7 Я коровушку доить буду,

Малых детушек кормить буду.

Ведущая. Наш праздник, посвященный приходу весны, заканчивается. Давайте на прощание поблагодарим нашу гостью весну за то, что пришла к нам и все вместе закружимся в веселом русском хороводе.

Все вместе поем песню и танцуем:

На горе-то калина,
Под горою малина.
Ну что ж, кому дело, калина!
Ну кому какое дело, малина!

Там девицы гуляли,
Там красные гуляли.
Ну что ж, кому дело, гуляли! Да,
Ну кому какое дело, гуляли!

Калинушку ломали,(цвет с калины срывали)
Калинушку ломали,(цвет с калины срывали)
Ну что ж, кому дело, ломали!
Да, ну кому какое дело, ломали!

Во пучочки вязали,
Во пучочки вязали.
Ну что ж, кому дело, вязали! Да,
Ну кому какое дело, вязали!

На дорожку бросали,
На дорожку бросали,
Ну что ж, кому дело, бросали! Да,
Ну кому какое дело, бросали!

Источники информации:

1.М.А. Михайлова «А у наших у ворот развеселый хоровод». Ярославль «Академия холдинг», 2002 г.

2.« А мы просо сеяли». Москва. «Музыка», 1980 г.

3.«Гармошечка – Говорушечка». Москва. «Музыка», 1989 г.

4. О.В. Ворошилова «Русские фольклорные традиции». Волгоград. «Учитель», 2006г.

Сценарий фольклорного праздника «Сороки_Жаворонки» подготовила

Тростинская Анастасия Александровна

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Тастуба Дуванского района Республики Башкортостан

Праздник «Сороки-Жаворонки»

Цель– пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Задачи:

познакомить учащихся с историей весенних праздников.

расширять кругозор детей о жизни, традициях и праздниках родного народа

воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.

Ход занятия

1 Скоморох: Здравствуйте, народ честной,

2 Скоморох: Маленький, большой,

1 Скоморох: Шустрый, озорной,

2 Скоморох: Строгий, деловой.

1 Скоморох: Спасибо, что время нашлось на нас посмотреть, попеть, потанцевать.

2 Скоморох: Кому праздник наш по нраву усаживайтесь справа, а кто любит подпеть, может, и слева сесть.

1 Скоморох: А кто нас слушать желает, никому не мешает, сидит, как сидит, не спит и на артистов глядит.

(Русская народная музыка и выходят ведущие)

1 ведущий: 

— Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.

2 ведущий:

— В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. 

1 ведущий: 

По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны — “Сороки”.

(выходят девушки в народных костюмах и венках из искусственных цветов)

1 девушка: — Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.

2 девушка:

— Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть.

3 девушка: Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем. (Дети проходят цепочкой через «ворота» ведущих и артистов праздника)

Игра «Золотые ворота».

1 скоморох. Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
2 скоморох: Первый март пришел,
Белый снег сошел.
1 скоморох: А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
2 скоморох: А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!

1 ведущий: Сегодня мы с вами собрались, чтобы отпраздновать день встречи весны — «Сороки-жаворонки». В старину говорили, что именно 22 марта в «Сороки» прилетают из теплых стран 40 птиц, первая из которых — жаворонок.

2 ведущий: В народе говорили: «Жаворонок весну благословил»,«За жаворонком сорок пичуг на Русь пробираются».

А каких перелетных птиц вы знаете?

1. Отступили снега и метели,

Птицы с юга домой прилетели.

Кружат, трели разводят певцы.

Кто весну прославляет?

(Скворцы)

2. Вместе с этой черной птицей

К нам весна в окно стучится.

Зимнюю одежду прячь!

Кто по пашне скачет?

(Грач)

3. На лету хватает мошек,

Хвостик – тонкие косицы,

Предсказать погоду может,

– Вам знакома эта птица.

(Ласточка)

4. Спрятавшись среди ветвей,
Поёт славно…

(Соловей)

5. В синем небе голосок

Будто крошечный звонок.

(Жаворонок)

6. Кто по тропочке идёт

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясёт?

Догадайтесь сами!

(Трясогузка)

Пришла, весна, пришла с радостью!
С великою милостью!

Птички летят ,

Колокольчики звенят.

Жаворонушки! Перепелушки!

Прилетите к нам! Принесите нам

Весну красную, лето теплое!

1 ведущий. Ребята, а сколько раз на Руси встречали весну?

Дети.3 раза (масленица, сороки, благовещение)

2 ведущий.Деревенская детвора с нетерпением ждала прихода Сороков: для нее это день, лакомый.

Давайте заглянем в избу, посмотрим, как встречали Сороки

Бабушка.

Ты запой, запой, жавороночек,

Ты запой свою песнь, песню звонкую,

Ты пропой-ка, пропой, пташка малая.

Пташка малая ль, голосистая…

Про житье-бытье, про нездешнее…

Внучок:Бабуль! А ты чего так рано встала?

Бабушка. Раным-рано нас куры будили, про весну-красну возвестили!

Внучка. А какое сегодня число?

Бабушка.

22-е, сони-засони. Сороки наступили.

Уж солнце красное над полем встало,

На горе всех в игры собрало:

Жаворонков люди ждут,

Что весну на Русь ведут.

С праздником вас, родные, поздравляю, здоровья крепкого желаю.

Жаворонком угощу, «жаворонки прилетели, на головку деткам сели», девочкам по платочку подарю, а маленьким ребяткам по гудочку, чтоб свистели всю ночку.

Раздает подарки.

Дети (по очереди):

Спасибо, бабуленька.

Спасибо, родная.

Доброго здоровья тебе, дорогая.

Долгие годы живи, «жаворонков» нам пеки.

Бабушка.Спасибо, детушки, за слова добрые. Пойдемте скорее во двор весну зазывать, березку наряжать, жаворонков встречать. Дед для них домик смастерил, ничего не позабыл.

Желанье загадайте цветочки на дерево сажайте.

Выходят во двор, «цветочки» прикрепляют к дереву.

Будем весну закликать, хоровод водить. Идите, все ребятки, к нам.

Все. Уж вы сороки святые,

Жавороночки слепые, вы скорее прилетайте,

Лето красное зовите.

Нам зима-то надоела –

Весь хлебушек поела.

Ой вы, Жаворонушки, Жаворонушки.

Летите в поле,

Несите здоровье

Первое — коровье,

Второе — овечье,

Все дети.Третье — человечье.

Бабушка.А теперь жаворонков принимайте, пополам ломайте.

Бабушка. Гришутка, про домик для птичек забыли. Скорее повесь его на дерево. Поселятся у нас скворцы и птенцов выведут.

Ведущий.Вот и закрыли мы зиму. Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.
Весна-весеница, иди к нам веселиться.

А чтоб весна побыстрее пришла, давайте поиграем в игру «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» — это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Давайте встанем парами, возьмемся за руки и поднимем  их вверх, чтобы получился ручеёк. Под музыку ведущий войдет  в ручеёк и возьмет  себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Под музыку выходит Весна с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.

Весна:Я – Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

Ой, детишки-ребятишки,

Девчонки и мальчишки,

Звонко весело поете

И меня Весну зовете.

Дети. Расскажи-ка нам Весна, как дорогу к нам нашла?

 Весна:  Жаворонки-кулики  из-за моря прилетали

             И Весне путь указали.

Дети: Весна красная,

Долгожданная!

Где же ты так

Долго бродила?

Весна:С зимой лютою.

Повстречалася,

Растопила ее сердце хладное,

Напоила землю-матушку!

Дети:Весна красна, на чем пришла?

Весна:На сохе, бороне.

На кривой кочерге,

На жердочке,

На бороздочке,

На ржаном колоску,

На пшеничном пирожку!

Дети:Весна, что ты нам принесла?

Весна:Весна пришла, три угодья принесла.

Первое угодье – в лугах половодье,

Второе угодье – солнце на подворье,

Третье угодье – зеленое раздолье.

Дети. Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: Коромысло не простое. Видите, на нём два волшебных ведёрка? В одном – тёмном – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день.

Дети.

Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Дети. Кто же тебе помогает, Весна-красна?

Весна: Помогает мне солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую.

Ведущий.

Пришла весна, и с 22 марта начинали считать утренники – утренние морозы. Они могли продолжаться 40 дней, а потому, говорили, что с 22 марта наступают Сороки (40 дней).

Весна красна, долго мы тебя ждали.

Весна:

В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам игру «Летели птички»?

Ведущий.
Пришла весна!

С превеликой к нам милостью
На урожай богатый
Да на хлеб насущный!
И помните, что один весенний день
Год кормит!

Как жаворонки высоко в небе летают, чтобы и хлеб в вашем доме был высоким, пышным и вкусным.

Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гостьюшки!

Вот и подошло к концу наше выступление.

Был на «Сороки» пост нельзя было плясать, а петь, весну закликать можно.

А сейчас настал час
Распрощаться нам сейчас.

Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фокусники иллюзионисты на праздник
  • Фольклорный праздник дожинки сценарий
  • Фокусник на праздник королев
  • Фольклорный праздник деревенские посиделки у аринушки
  • Фокусник карточный на праздник