Форма записи сценария театрализованного представления

1.2 Лекция Сценарий театрализованного представления. Структура и форма записи. Виды архитектоники сценария.

1.

1.2 Лекция
Сценарий театрализованного
представления.
Структура и форма записи.
Виды архитектоники сценария.

2.

Сценарий
Драматическое произведение с
подробным описанием действия и
реплик, предназначенное для
создания, театрализованного
представления, спектакля, кино,
телефильма

3.

Композиция сценария или
драматургическая кривая
Экспозиция – Завязка (возникновение проблемы) – Развитие действия
(обострение проблемы) – Кульминация – Развязка (Pack Short)

4.

Архитектоника сценария
• — это структурная основа театрализованного
действа, общая внешняя форма строения и
взаимосвязи его частей. Искусная архитектоника
сообщает сценарию единство составляющих его
частей.
• Составляющие архитектоники драматургически
цельного театрализованного представления с
непрерывным развитием действия – это участки
драматургической кривой: экспозиция, завязка,
развитие конфликта, кульминация, развязка и
финал.

5.

Схема «шашлык»
При этом драматургически цельные и
независимые друг от друга эпизоды как бы
нанизываются на единый стержень, которым
может служить сквозной персонаж,
работающий в каждом эпизоде; одно и то же
место действия, в котором происходящее
автономно и не зависит одно от другого; одно
и то же время, печать которого лежит на
внешне непохожих событиях и т.п
Например, «Колобок»

6.

Схема «Цепь»
В этом случае концовка каждого предыдущего эпизода служит
началом последующего.
Другими словами, событие как разрешение конфликта,
содержащееся в предыдущем эпизоде, служит ситуацией для
развития конфликта в эпизоде последующем.
Такая схема характеризуется определенной драматургической
гибкостью и наличием причинно-следственной связи между
эпизодами.
Например,
сериал, где серия заканчивается завязкой конфликта,
раскрывающегося в следующей серии.

7.

Схема «Мозаика»
При такой схеме драматургически независимые и
внешние никак не связанные между собой эпизоды
фрагментарны, но подобно кусочкам смальты они в
совокупности создают общую живописную картину.
Например, тематический концерт, посвященный Дню
Победы, в котором из отдельных номеров собирается
образ Войны, Победы и Памяти.

8.

Схема «Матрешка»
В этом случае каждый последующий эпизод является
более укрупненной и подробной разработкой одного из
смысловых элементов предыдущего эпизода.
При этом предпринимается попытка дойти до сути, до
корней проблемы, явления, события, человека и т.д.
Уместна при создании вечера-портрета, юбилея где
каждый последующий эпизод углубляет и раскрывает
знания о человеке, юбиляре.

9.

Схема «Перекресток»
При такой схеме драматургически
законченные и независимые между собой
эпизоды являются либо следствием одной и
той же причины, либо причины разные, но
приводят они к одному и тому же результату.
Например, мультфильм «Королевство кривых
зеркал»

10.

11.

Тема –
• это предмет художественного исследования
сценариста.
• Тема – всегда проблема и является понятием
объективным. Формулировка темы отвечает на
вопрос: о чем пойдет речь в сценарии
театрализованного представления?
• Это и явится предметом художественного
исследования, а значит, и проблемой, т.е.
теоретическим и практическим вопросом,
требующим исследования.

12.

Идея • субъективна и являет собой личностное
отношение сценариста к данной теме.
• Идея – синтез мыслей и чувств сценариста,
которые рождает в нем тема. Идея отвечает
на вопрос: что я этим хочу сказать, избирая
данную тему?

13.

Жанр • единство стилевых явлений, проверенных в
своем соединении на опыте, как удачные,
имеющие определенную эмоциональную
окраску, и целиком воспринимаемых как
система.
• Жанр театрализованного представления
содержит эмоциональную составляющую и
характеристику формы.

14.

Конфликт • это столкновение сторон, мнений, сил в
результате противоречия между ними.
• Конфликт обязательно необходимо
определять не только внешний, но и
внутренний – конфликт интересов и
устремлений.

15.

Соответствие
Совместимость
Новизна
Качество
Правда

16.

Инсценирование
литературного материала

17.

Литературный материал представляет
собой документальный объект внимания
сценариста, удовлетворяющий условиям,
необходимым для его перевода на язык
драматургии.
В свою очередь, драматургически
преобразованный литературный материал
может явиться художественной основой
или фрагментом театрализованного
праздника, обряда, либо послужить
сценарием театрализованного
представления или концерта в целом.
Борисов С. К.

18.

Выбор литературного материала
диктуется
темой театрализованного действа и
художественными достоинствами
литературного произведения,
способствующими наиболее полному и
глубокому эмоциональному воздействию
на аудиторию.
Борисов С.К.

19.

Для преобразования литературного материала в
драматургическую форму необходимо провести его анализ.
1.
2.
3.
4.
Определить и сформулировать тему произведения, отвечающую
на вопрос «о чем рассказывает или говорит автор в данном
литературном произведении?» Формулируя тему, сценарист тем
самым формулирует проблему, стоящую перед автором
произведения.
Определить и сформулировать идею произведения, отвечающей
на вопрос «что хотел сказать автор, поднимая и воплощая в
художественный образ ту или иную проблему?«
Определить жанр произведения, который соответствует
определенной тональности и настроению произведения в целом.
Определить драматургичность произведения.
т.е. в нем должны быть две составляющие — ситуация и конфликт,
при этом событие подразумевается и может быть домыслено.
Борисов С.К.

20.

Приступаем к инсценированию.
• Используем сюжет произведения как структурную основу,
определяющую архитектонику сценария.
• Фабула находит свое выражение в композиции сценария,
обусловливает развитие конфликта до его разрешения.
• При этом вся описательно-повествовательная сторона
произведения опускается либо дается в ремарках.
• Сохраняется лишь прямая речь в диалогах и монологах
действующих лиц в необходимых сценаристу пределах.

21.

Не путать инсценировку
литературного произведения
и
сценарий, созданный по мотивам
литературного произведения.

22.

ФОРМА ЗАПИСИ СЦЕНАРИЯ

23.

Название организации
Имя и Фамилия
Название
Жанровая характеристика
Форма театрализованного представления
Город, год.

24.

Enter
Ремарка самостоятельная.
Enter
Персонаж. Реплика персонажа.
Персонаж. (Ремарка служебная). Реплика
персонажа.
Персонаж (ремарка служебная). Реплика
персонажа.
Персонаж. Начало реплики (ремарка
служебная) конец реплики.

25.

Times New Roman
14
1,5
Текст – равнение по ширине
Ремарки – равнение по центру

26.

Для создания и
самостоятельных
ремарок
Для основного текста

27.

Поиск ошибок

28.

29.

30.

10 правил,
которые спасут
сценарий

31.

1. Многократный повтор одного и
того же слова в близкой друг от
друга дистанции режет ухо!
«Рассказчик со сцены рассказывал рассказ и
все слушавшие этот рассказ были
заворожены».

32.

2. Тавтология враг. Избавляйтесь от
бессмысленных слов.
объединенный союз
моя автобиография
самые высочайшие вершины
подниматься вверх
лично я
целиком и полностью
истинная правда
проливной ливень
спускаться вниз
более лучшее положение

33.

3. Избегайте в одном предложении
однокоренных слов.
«В конце концов среди концов найдём конец
мы наконец!»

34.

4. Если можно поменять родительный
падеж на именительный- делайте.
Любви и голубей – Любовь и голуби
Девчат — Девчата
Звездных войн – Звездные войны
Одного дома – Один дома
Дня сурка – День сурка
Того самого Мюнхгаузена – Тот самый
Мюнхгаузен
• Сумерек – Сумерки

35.

5. Побеждайте словесных
монстров.
«Ученикам
одиннадцатого класса
вручили дипломы»
«Дипломы вручили
одиннадцатиклассникам»

36.

6. Неточность, запятая, предлог
могут изменить весь смысл.
«Казнить нельзя помиловать»

37.

7. От перемены слов сумма
МЕНЯЕТСЯ.
• Мне больше нечего делать – Делать мне
больше нечего
• Я вас знаю – Знаю я вас

38.

8. Избегайте двусмысленности
если в этом нет необходимости.
«На нас все ездят, а мы рады!» — реклама
автомобильного дилера

39.

9. Чтобы уловить неверный звук нужно произносить фразы вслух.
10. Что бы уловить неверную
«интонацию» нужно отложить
написанное на время.

27. Работа режиссера с реальным героем в тп п.

Реальные
герои – это участники
тех событий, которым посвящен праздник.
Необходимо найти причастность этих
людей к празднику.

Составить список вопросов и ответить
на них:

  • Как вести поиск реального героя и кто
    им может быть? Его качества.

  • Каким образом этого человека ввести в
    праздник?

  • Как провести репетиции с ним?

  • Что должен знать реальный герой из той
    программы, в которой он участвует?

Поиск героя.

Есть тема, событие, дата – от этого идет
выбор героя (8 Марта – мать-гроиня).

Или же если есть интересные люди, то
можно сделать праздник под них.

  • Этап сбора информации о коллективе, о
    человеке. Источниками информации могут
    быть: запрос характеристики человека
    на работе (у начальников, коллег),
    встреча, знакомство с ним.

  • Этап включения человека в сценарий:
    через съемку фильма, через предварительно
    обыгранную характеристику, через
    рассказ родственников или коллег, через
    интервью ведущего с самим человеком,
    через предоставление ему слова.

  • Деление героев на группы: по профессиям,
    по хобби, по наградам и т.д.

  • Обговорить, о чем человек будет говорить,
    определить регламент выступления.

  • Герой должен знать, что будет предшествовать
    его эпизоду, что он будет делать
    (говорить, петь и т.д.), где он должен
    находиться к моменту выхода на сцену,
    откуда он появится, куда ему идти после
    выступления.

  • Художественные номера необходимо
    связать с реальным героем.

  • Если на сцену пойдут дети, то они как-то
    должны быть связаны с реальными героями.

Методика работы с реальным героем.

Литра : Марков «Сцен. — реж.
особенности»

Причастность этих людей к событиям
праздника (дата, Т., события).

  1. как вести поиск реального человека и
    кто им может быть

  2. какие качества

  3. каким образом включить его в ткань
    сценария

  4. как и что репетировать с ним

  5. что должен знать герой из программы,
    в которую его включают.

Приглашая этих людей, нужно продумать,
как они могут активно себя проявить.

  1. Этап сбора информ-и об этом кол-ве,
    человеке. (анкета; знакомство должно
    состояться заранее и сбор мат-ла об
    участниках чествования: инф-я в прессе,
    из встреч с коллегами, родственниками;
    знание терминологии)

  2. Ввести героя в сценарии – через слова
    родственников; ему дать слово; начальник
    расск. о нём; вед.

  3. Репетиции – несюрпризные моменты.
    Проговорить, на к. тему и ск-ко по

времени будет говорить герой. Герой
должен знать, что будет перед его
выступлением, чтобы он морально
настроился, знать, что будет делать
(вставать с места в зале…) Где он должен
нах-ся ( из зала, из-за кулис, сидел на
сцене, где конкр. стоять)

! Должен знать, куда он должен деться
после св. эпизода.

  1. Ввести детей (цветы, поздр-я) – кто эти
    дети?, чтоб были связаны с этим событием
    или этим человеком – (дети, правнуки
    или внуки)

28. Инсценирование литературного материла.

Литературный материал представляет
собой документальный объект внимания
сценариста, удовлетворяющий условиям,
необходимым для его перевода на язык
драматургии. В свою очередь, драматургически
преобра­зованный литературный материал
может явиться художественной основой
или фрагментом театрализованного
праздника и обряда, либо послужить
сценарием театрализованного представления
в целом. Выбор литературного материала
диктуется темой театрализованного
действа и художественными достоинствами
литературного произведения, способствующими
наиболее полному и глубокому эмоциональному
воздействию на аудиторию.

Таким образом, сценаристу предстоит
проделать достаточно большую творческую
работу по инсценированию избранного
литературного материала.

Для преобразования литературного
материала в драматургическую форму
необходимо прежде всего провести его
углубленный анализ.

Во-первых, определить и сформулировать
тему произведения, отвечающую на вопрос
«о чем рассказывает или говорит автор
в данном литературном произведении?»
Формулируя тему, сценарист тем самым
формулирует проблему, стоящую перед
автором произведения. Во-вторых, определив
и сформулировав тему, сценарист приступает
к определению и формулированию идеи
произведения, отвечающей на вопрос «что
хотел сказать автор, поднимая и воплощая
в художественный образ ту или иную
проблему?»

Задача сценариста — проникнуться теми
чувствами и мыслями, которые владели
автором при создании литературного
произведения, и обозначить их для себя
конкретно и полно.

Сформулировав авторскую идею, сценарист
определяет жанр произ­ведения, который
соответствует определенной тональности
и настроению произведения в целом.

Литературный материал должен быть
драматургичен, т.е. в нем должны
наличествовать, по крайней мере, две
составляющие — ситуация и конфликт, при
этом событие подразумевается и может
быть домыслено. Определив драматургичность
произведения, сценарист приступает к
непо­средственной его драматургизации.

В процессе инсценирования используется
сюжет произведения как структурная
основа и последовательность событий,
реализуемых в порядок следования
эпизодов, драматургических модулей и
определяющих архитектонику сценария.
Фабула как развитие и раскрытие событий
сюжета находит свое выражение в композиции
сценария, обусловливающей развитие
конфликта до его разрешения, т.е. события.
При этом вся описательно-повествовательная
сторона произведения опускается либо
дается в ремарках. Сохраняется лишь
прямая речь в диалогах и монологах
действующих лиц в необходимых сценаристу
пределах.

Следует различать инсценировку того
или иного литературного про­изведения
и сценарий, созданный по мотивам
литературного произведения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Как правильно оформить сценарий – правила с примерами

Продюсер по одному взгляду на сценарий может сказать, кто его прислал — новичок или опытный автор. Все дело в оформлении. Из этой статьи вы узнаете, как правильно оформить сценарий по форме и содержанию.

Редактор, автор блога Band

Русская и американская запись киносценариев — какую выбрать?

Существуют два вида записи киносценариев — русская и американская, она же голливудская. И так как вторая общепризнана на мировом уровне, хорошим тоном считается оформлять сценарии именно так.

Требования к оформлению сценария

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Правила оформления сценариев фильмов делятся на два типа: по форме и содержанию. Главное, что вам нужно знать: требования разметки крайне строгие. Размер шрифта, отступ от левого и правого края, прописные или строчные буквы — каждый блок подчиняется своим правилам. Обратите внимание: это не рекомендации, а именно правила, которые необходимо строго соблюдать.

Образец оформления сценария. Здесь и далее во всех примерах приводятся отрывки из пособия Ольги Смирновой «Формат разметки сценария».

Базовые правила разметки:

Первая страница — титульная, после нее сразу идет текст сценария. Оформляется по строгим правилам: никаких замечаний, пролога, синопсиса, благодарностей, напутствий членам съемочной группы. Фрагменты биографии автора тоже стоит опустить.

Сценарии пишутся только в настоящем времени: думает, видит, говорит, кричит. Никаких «он подумал» или «увидел».

Повествование в сценарии должно быть обезличенное, от третьего лица. Никаких «я подошел и протянул руку для приветствия». Только «Он стоит, едет, смотрит, идет, говорит, садится в кресло, пьет кофе» и т.п.

Все страницы нумеруются в правом верхнем углу, за исключением титульного листа, его нумеровать не нужно.

Правила форматирования:

Классический сценарный шрифт: Courier New.

Кегль (размер шрифта): 12.

Выравнивание (всегда, если не указано иначе в конкретном разделе): по левому краю.

Поля: верхний отступ – 2,5 см, нижний – 1,25 см (может быть больше, но не меньше), левый – 3,75 см, правый– 2,5 см. У разных блоков сценария отличается оформление, дальше расскажем об особенностях разметки каждого.

Как правильно оформить титульный лист

Корректное оформление первой страницы сразу покажет ваш профессиональный подход к делу. Что нужно указать на титульном листе:

Название сценария. Пишется заглавными буквами, отступ сверху — 14 строк, слева — 3,25 см, справа – 3,25 см.

Имя автора. Пишется строчными буквами по обычным правилам. Нужно отбить его от названия пустой строкой. Отступы по краям аналогичные.

Указание авторства: источник экранизации или оригинальный сценарий. Оформляется так же, как имя автора, отбивается пустой строкой.

Контактную информацию. Отступ слева – 8,25 см, сам текст нужно выровнять по левому краю. Здесь укажите свои данные или агента.

Даже если очень захочется дополнить текст рисунками и иллюстрациями, сдержите этот порыв. Титульный лист — не обложка книги.

Пример оформления титульного листа сценария «Мама не горюй».

Блоки, из которых состоит сценарий

Текст сценария, как конструктор, собирается из стандартных разделов. Каждый из них пишется и оформляется строго по своим правилам.

«Время и место действия»

С этого блока начинается каждая сцена. Состоит из трех частей: вид места, название и время суток. Таким образом вы сразу обозначаете, где будет происходить сцена. Вид места указывается сокращением «НАТ.» или «ИНТ.» — натура (съемки на природе) или интерьер. Запомните: между частями не ставятся ни точки, ни запятые, только пробелы.

Отступ от левого края — 3,75 см (1,5 дюйма), от правого края 2,5 см (1 дюйм).

Текст набирается заглавными буквами (капслоком).

Пример правильного и неправильного отступа.

«Описание действия»

Следующий блок после «Времени и места действия», пропускать его нельзя. Оформляется аналогично, но набирается по обычным правилам текста, строчными буквами. Выделяются заглавными только персонажи, появившиеся в сцене впервые. Следующий текст делается с отбивкой пустой строкой, чтобы его было легче читать.

Пример правильного оформления «Описания действия».

Совет: не стесняйтесь подробно описывать действие. Здесь вы можете развернуться как сценарист. Не нужно просто писать «герои целуются», «герои дерутся», «герои ссорятся». Лучше расскажите, как они тяжело дышат, улыбаются, ходят по комнате, роняют или разбивают от волнения предметы. Создавайте картинку при помощи слов. Но увлекаться деталями и становиться многословными тоже не стоит: старайтесь делать куски описаний короткими, но емкими.

«Имя героя»

Появляется перед речью персонажа после описания действия. С его помощью вы показываете, кто автор прямой речи. Если в литературных формах допустимо опускать имя персонажа в диалоги, то здесь строго подписывается каждая реплика.

Правила оформления: отступ от левого края всегда 10,5 см (4,2 дюйма), от правого — 2,5 см (1 дюйм). Не выравнивается по центру, а делается с отступом.

Пример правильных и неправильных отступов блока «Имя героя».

После «Имени героя» обычно идет реплика:

Как выглядит реплика героя.

Может быть и такая структура: «Имя героя», после «Ремарка» и, наконец, «Реплика».

Пример реплики героя с ремаркой.

При таком оформлении блоки друг от друга не отбиваются пустой строкой.

«Реплика героя»

Диалоги в сценариях оформляются не как в книгах или статьях, а отдельными репликами.

Правила разметки: отступ от левого края всегда 7,5 см (3 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма).

Пишется строчными буквами, по всем базовым правилам русского языка. Реплики разных героев обозначаются «Именем героя» и отбиваются пустой строкой.

Пример двух «Реплик героя». Здесь хорошо видно, как оформлять диалоги.

«Ремарка»

Правила разметки: отступ от левого края всегда 9,25 см (3,7 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма). Так она дополнительно выделяется в тексте и обращает на себя внимание.

Пишется в скобках, набирается строчными буквами, на новой строчке. В ремарке можно указать интонацию, описать, что делает персонаж во время речи.

Пример использования ремарок.

«Титр»

Всегда выравнивается по левому краю, но оформляться может по-разному. Например, идти следом после двоеточия или отдельной строкой с отбивкой и выравниванием по центру.

Пример трех корректных вариантов оформления «Титра».

Профессиональные сокращения

ИНТ — расшифровывается «интерьер», означает съемку сцены в помещении или павильоне (раньше использовалось сокращение ПАВ, сейчас редко).
НАТ — расшифровывается «натура», означает съемку сцены на природе или улице, в любой локация под открытым небом.
КРП — так обозначают крупный план.
ЗТМ — затемнение, которым обычно заканчивается сценарий (а начинается ИЗ ЗТМ — из затемнения).
ВПЗ — вне поле зрения, ремарка, когда герой говорит и находится на месте действия, но его не видно в кадре.
ПАН — панорама, когда камера двигается по полукругу.

Что еще почитать по этой теме:

Где посмотреть примеры оформления сценария

Пользуясь базами русских сценариев и переводов зарубежных, будьте аккуратны. Многие из них интересно почитать с точки зрения содержания, но брать как пример разметки их нельзя.

Советы опытных сценаристов

Каждый делает свою работу. Не надо думать за оператора и писать «камера наехала», «камера отъехала», постоянно выделять крупный и средний план. Оставьте эту работу специалистам.

Неважно, как зовут уборщицу. Вам не нужно придумывать имена всем родственникам и проходным персонажам фильма. Смело пишите роли в сюжете — УБОРЩИЦА, СОСЕД, КОЛЛЕГА, БАБУШКА У ПОДЪЕЗДА. Именно так, прописными буквами.

«Же не манж па си жур». Если в сценарии есть иностранные реплики, не нужно переводить их самостоятельно или с помощью гугл-переводчика. Пишите этот текст, как и основной, по-русски (не транслитерацией, а обычным русским языком). По правилам иностранная речь выделяется ремаркой «говорит по-немецки».

Насколько важно следовать всем этим правилам?

Конечно, важна не только форма сценария, но и его содержание. Если вы где-то ошибетесь с разметкой, выровняете текст по центру, забудете сделать пустую строку, гениальный текст это не испортит.

Но если вы новичок, лучше оформить сценарий по всем правилам. Особенно, если вы планируете подавать его на конкурсы: в их условиях прописываются все условия участия, в том числе требования к оформлению.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.


Подборка по базе: Йоффе СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.ppt, Герои 5-7 сценарий.pdf, 16 Желтоқсан сценарий Дана.docx, Понятие, виды и структура бизнес плана.pdf, Лабораторная работа № 1 структура данных.docx, Педагогический сценарий.doc, Екі жұлдыз. Сценарий. Мектеп мұғалімдері мен оқушылары арасындағ, Новый год сценарий.docx, масленица сценарий.docx, Курсовая работа на тему_ СТРУКТУРА, НАЗНАЧЕНИЕ И ПОРЯДОК СОСТАВЛ


Сценарий театрализованного представления. Структура и форма записи. Виды архитектоники сценария.

Сценарий

Драматическое произведение с подробным описанием действия и реплик, предназначенное для создания, театрализованного представления, спектакля, кино, телефильма

Композиция сценария или драматургическая кривая

ЭкспозицияЗавязка (возникновение проблемы) – Развитие действия (обострение проблемы) – КульминацияРазвязка (Pack Short)

Архитектоника сценария

  • — это структурная основа театрализованного действа, общая внешняя форма строения и взаимосвязи его частей. Искусная архитектоника сообщает сценарию единство составляющих его частей.
  • Составляющие архитектоники драматургически цельного театрализованного представления с непрерывным развитием действия – это участки драматургической кривой: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка и финал.

Схема «шашлык»

При этом драматургически цельные и независимые друг от друга эпизоды как бы нанизываются на единый стержень, которым может служить сквозной персонаж, работающий в каждом эпизоде; одно и то же место действия, в котором происходящее автономно и не зависит одно от другого; одно и то же время, печать которого лежит на внешне непохожих событиях и т.п

Например, «Колобок»

Схема «Цепь»

В этом случае концовка каждого предыдущего эпизода служит началом последующего.

Другими словами, событие как разрешение конфликта, содержащееся в предыдущем эпизоде, служит ситуацией для развития конфликта в эпизоде последующем.

Такая схема характеризуется определенной драматургической гибкостью и наличием причинно-следственной связи между эпизодами.

Например, сериал, где серия заканчивается завязкой конфликта, раскрывающегося в следующей серии.

Схема «Мозаика»

При такой схеме драматургически независимые и внешние никак не связанные между собой эпизоды фрагментарны, но подобно кусочкам смальты они в совокупности создают общую живописную картину.

Например, тематический концерт, посвященный Дню Победы, в котором из отдельных номеров собирается образ Войны, Победы и Памяти.

Схема «Матрешка»

В этом случае каждый последующий эпизод является более укрупненной и подробной разработкой одного из смысловых элементов предыдущего эпизода.

При этом предпринимается попытка дойти до сути, до корней проблемы, явления, события, человека и т.д.

Уместна при создании вечера-портрета, юбилея где каждый последующий эпизод углубляет и раскрывает знания о человеке, юбиляре.

Схема «Перекресток»

При такой схеме драматургически законченные и независимые между собой эпизоды являются либо следствием одной и той же причины, либо причины разные, но приводят они к одному и тому же результату.

Например, мультфильм «Королевство кривых зеркал»

Тема

Идея

Конфликт

Жанр

Тема –

  • это предмет художественного исследования сценариста.
  • Тема – всегда проблема и является понятием объективным. Формулировка темы отвечает на вопрос: о чем пойдет речь в сценарии театрализованного представления?
  • Это и явится предметом художественного исследования, а значит, и проблемой, т.е. теоретическим и практическим вопросом, требующим исследования.

Идея —

  • субъективна и являет собой личностное отношение сценариста к данной теме.
  • Идея – синтез мыслей и чувств сценариста, которые рождает в нем тема. Идея отвечает на вопрос: что я этим хочу сказать, избирая данную тему?

Жанр —

  • единство стилевых явлений, проверенных в своем соединении на опыте, как удачные, имеющие определенную эмоциональную окраску, и целиком воспринимаемых как система.
  • Жанр театрализованного представления содержит эмоциональную составляющую и характеристику формы.

Конфликт —

  • это столкновение сторон, мнений, сил в результате противоречия между ними.
  • Конфликт обязательно необходимо определять не только внешний, но и внутренний – конфликт интересов и устремлений.

Соответствие

Совместимость

Новизна

Качество

Правда

Инсценирование литературного материала

Литературный материал представляет собой документальный объект внимания сценариста, удовлетворяющий условиям, необходимым для его перевода на язык драматургии. В свою очередь, драматургически преобразованный литературный материал может явиться художественной основой или фрагментом театрализованного праздника, обряда, либо послужить сценарием театрализованного представления или концерта в целом.

Борисов С. К.

Борисов С.К.

Выбор литературного материала диктуется

темой театрализованного действа и художественными достоинствами литературного произведения, способствующими наиболее полному и глубокому эмоциональному воздействию на аудиторию.

Для преобразования литературного материала в драматургическую форму необходимо провести его анализ.

  • Определить и сформулировать тему произведения, отвечающую на вопрос «о чем рассказывает или говорит автор в данном литературном произведении?» Формулируя тему, сценарист тем самым формулирует проблему, стоящую перед автором произведения.
  • Определить и сформулировать идею произведения, отвечающей на вопрос «что хотел сказать автор, поднимая и воплощая в художественный образ ту или иную проблему?«
  • 3. Определить жанр произведения, который соответствует определенной тональности и настроению произведения в целом.

    4. Определить драматургичность произведения.

    т.е. в нем должны быть две составляющие — ситуация и конфликт, при этом событие подразумевается и может быть домыслено.

    Борисов С.К.

Приступаем к инсценированию.

  • Используем сюжет произведения как структурную основу, определяющую архитектонику сценария.
  • Фабула находит свое выражение в композиции сценария, обусловливает развитие конфликта до его разрешения.
  • При этом вся описательно-повествовательная сторона произведения опускается либо дается в ремарках.
  • Сохраняется лишь прямая речь в диалогах и монологах действующих лиц в необходимых сценаристу пределах.

Не путать инсценировку литературного произведения и сценарий, созданный по мотивам литературного произведения.

ФОРМА ЗАПИСИ СЦЕНАРИЯ

Название организации

Имя и Фамилия

Название

Жанровая характеристика

Форма театрализованного представления

Город, год.

Enter

Enter

Ремарка самостоятельная.

Enter

Персонаж. Реплика персонажа.

Персонаж. (Ремарка служебная). Реплика персонажа.

Персонаж (ремарка служебная). Реплика персонажа.

Персонаж. Начало реплики (ремарка служебная) конец реплики.

Times New Roman

14

1,5

Текст – равнение по ширине

Ремарки – равнение по центру

Для создания и самостоятельных ремарок

Для основного текста

Поиск ошибок

10 правил,

которые спасут сценарий

1. Многократный повтор одного и того же слова в близкой друг от друга дистанции режет ухо!

«Рассказчик со сцены рассказывал рассказ и все слушавшие этот рассказ были заворожены».

2. Тавтология враг. Избавляйтесь от бессмысленных слов.

  • объединенный союз
  • моя автобиография
  • самые высочайшие вершины
  • подниматься вверх
  • лично я
  • целиком и полностью
  • истинная правда
  • проливной ливень
  • спускаться вниз
  • более лучшее положение

3. Избегайте в одном предложении однокоренных слов.

«В конце концов среди концов найдём конец мы наконец!»

4. Если можно поменять родительный падеж на именительный- делайте.

  • Любви и голубей – Любовь и голуби
  • Девчат — Девчата
  • Звездных войн – Звездные войны
  • Одного дома – Один дома
  • Дня сурка – День сурка
  • Того самого Мюнхгаузена – Тот самый Мюнхгаузен
  • Сумерек – Сумерки

5. Побеждайте словесных монстров.

«Ученикам одиннадцатого класса вручили дипломы»

«Дипломы вручили одиннадцатиклассникам»

6. Неточность, запятая, предлог могут изменить весь смысл. 

«Казнить нельзя помиловать»

7. От перемены слов сумма МЕНЯЕТСЯ.

  • Мне больше нечего делать – Делать мне больше нечего
  • Я вас знаю – Знаю я вас

8. Избегайте двусмысленности если в этом нет необходимости.

«На нас все ездят, а мы рады!» — реклама автомобильного дилера

9. Чтобы уловить неверный звук — нужно произносить фразы вслух.

10. Что бы уловить неверную «интонацию» нужно отложить написанное на время.

Сценарий. Сценарный план. Правила написания сценария.

Сценарий. Сценарный план. Правила написания сценария.

1. Что такое сценарий и для чего он нужен? Сценарий – произведение литературы, предназначенное для постановки. Сценарий – концепция постановки. 1)Сценарий нужен, прежде всего для самого режиссера, чтобы собрать воедино всё то, что он придумал. 2)Сценарий нужен для исполнителей, чтобы они точно понимали свою сценическую задачу. 3) Сценарий необходимо предоставить учреждению, которое выделяет деньги на мероприятие. 4) Сценарий нужен звуко-технической группе, чтобы они ориентировались по ходу представления и вовремя включали звук, свет , видео и т.д.

1. Что такое сценарий и для чего он нужен?

Сценарий – произведение литературы, предназначенное для постановки.

Сценарий – концепция постановки.

1)Сценарий нужен, прежде всего для самого режиссера, чтобы собрать воедино всё то, что он придумал.

2)Сценарий нужен для исполнителей, чтобы они точно понимали свою сценическую задачу.

3) Сценарий необходимо предоставить учреждению, которое выделяет деньги на мероприятие.

4) Сценарий нужен звуко-технической группе, чтобы они ориентировались по ходу представления и вовремя включали звук, свет

, видео и т.д.

2. Из чего состоит сценарий? 1. Титульный лист. Учреждение Чему посвящено Название Режиссер Город, дата

2. Из чего состоит сценарий?

1. Титульный лист.

  • Учреждение
  • Чему посвящено
  • Название
  • Режиссер
  • Город, дата

2. Предисловие  (Обоснование выбора темы) 1-2 стр. Вступительное слово (которое должно заинтересовать читающего) Формулировка и обоснование Темы театрализованного представления Формулировка и обоснование Идеи театрализованного представления Обозначение конфликта Короткое описание сценографии и сценической площадки Композиция ( с описанием того, что происходит в эпизодах) Описание документального и художественного материала (что легло в основу сценария) Образное решение

2. Предисловие

(Обоснование выбора темы) 1-2 стр.

  • Вступительное слово (которое должно заинтересовать читающего)
  • Формулировка и обоснование Темы театрализованного представления
  • Формулировка и обоснование Идеи театрализованного представления
  • Обозначение конфликта
  • Короткое описание сценографии и сценической площадки
  • Композиция ( с описанием того, что происходит в эпизодах)
  • Описание документального и художественного материала (что легло в основу сценария)
  • Образное решение

3. Текст сценария (с учетом всех правил написания) 4.Список используемой литературы 1 раздел: Список используемой литературы ( в алфавитном порядке) 2 раздел: Справочная литературы (энциклопедии, справочники, словари) 3 раздел: Периодическая литературы (газеты, журналы) 4 раздел: Электронные ресурсы 5 раздел: Дополнительные источники (фильмы,архивы) 5. Сценарный план (Программка)  Номера по порядку Важные указания режиссера Вынос-унос реквизита

3. Текст сценария

(с учетом всех правил написания)

4.Список используемой литературы

1 раздел: Список используемой литературы ( в алфавитном порядке)

2 раздел: Справочная литературы (энциклопедии, справочники, словари)

3 раздел: Периодическая литературы (газеты, журналы)

4 раздел: Электронные ресурсы

5 раздел: Дополнительные источники (фильмы,архивы)

5. Сценарный план (Программка)

  • Номера по порядку
  • Важные указания режиссера
  • Вынос-унос реквизита

3. Правила записи сценария 1. Записывать нужно так, чтобы читающий всё понял, и с легкостью представил это у себя в голове!!! 2. Шрифт должен быть стандартным, не маленьким и не большим. В основном это Тimes New Roman 14 с абзацем 1,5. 3. Название каждой части сценария обозначается жирным шрифтом. 4. Ремарки -  замечание автора сценария, уточняющее или дополняющее какие-либо детали. Записываются курсивом. Не нужно превращать их в «инвентарную книгу». Записывается только то, что влияет на развитие действия в сценарии. Всё что «звучит» должно быть записано Сценография, свет Взаимодействие с реквизитом Ремарки между куплетами песни Пластическое дейтсвие, цирковой номер – с описание НЕ трюков и движений, а самой СУТИ номера. Ремарки пишутся НЕ по центру, а по левому краю

3. Правила записи сценария

1. Записывать нужно так, чтобы читающий всё понял, и с легкостью представил это у себя в голове!!!

2. Шрифт должен быть стандартным, не маленьким и не большим. В основном это Тimes New Roman 14 с абзацем 1,5.

3. Название каждой части сценария обозначается жирным шрифтом.

4. Ремарки —  замечание автора сценария, уточняющее или дополняющее какие-либо детали. Записываются курсивом. Не нужно превращать их в «инвентарную книгу». Записывается только то, что влияет на развитие действия в сценарии.

  • Всё что «звучит» должно быть записано
  • Сценография, свет
  • Взаимодействие с реквизитом
  • Ремарки между куплетами песни
  • Пластическое дейтсвие, цирковой номер – с описание НЕ трюков и движений, а самой СУТИ номера.
  • Ремарки пишутся НЕ по центру, а по левому краю

5. Имя героя выделяется жирным шрифтом и заглавными буквами, в конце ставится точка. Голос – тоже полноправный участник действия. Прямая речь пишется БЕЗ кавычек. В сценарии театрализованного представления или спектакля, диалоги не главное, главное ДЕЙСТВИЕ. Именно действие развивает конфликт!

5. Имя героя выделяется жирным шрифтом и заглавными буквами, в конце ставится точка.

Голос – тоже полноправный участник действия.

Прямая речь пишется БЕЗ кавычек.

В сценарии театрализованного представления или спектакля, диалоги не главное, главное ДЕЙСТВИЕ. Именно действие развивает конфликт!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фон природа праздник
  • Форма занятия праздник
  • Фольклорный калейдоскоп сценарий
  • Фон приглашение на праздник осени
  • Форд против феррари сценарий