Формула любви кто написал сценарий

О чём поётся в песне «Уно моменто», зачем Нодару Мгалоблишвили понадобились чужие ноги и где сейчас находится заслуженная Галатея советского кино

Первоисточником для сценария стало первое сочинение Алексея Толстого под названием «Лунная сырость», которое позже автор переименовал в «Граф Калиостро». Это было мрачное произведение, высмеивающее увлечение высшего света всевозможной эзотерикой и оккультизмом. Главным действующим лицом была реальная легендарная личность — итальянский мистик и авантюрист Алессандро Калиостро, он же Джузеппе Бальзамо, промышлявший изготовлением «лекарственных снадобий», сеансами «магнетизма», распространением о себе всевозможных слухов, а также подделкой документов и драгоценных камней.
Драматург Григорий Горин и режиссёр Марк Захаров от первоисточника оставили только главную сюжетную линию, превратив серьёзную повесть в ироничную комедию.

www.wikipedia.org

Марк Захаров сразу знал, кого хочет снять в новом фильме. К Нодару Мгалоблишвили он сам приехал в театр — грузинский актёр был в Москве на гастролях — отдал сценарий со словами: «Вот ваша роль, до завтра надо прочитать». Неожиданно Мгалоблишвили от роли отказался, мотивируя плохим знанием русского языка. Однако, у режиссёра уже было решение этой проблемы: Мгалоблишвили в фильме дублирует Армен Джигарханян.

«Формула любви», к/с «Мосфильм», 1984, реж. М. Захаров

Ещё один отказ Марк Захаров услышал от выпускницы Щепкинского училища Елены Валюшкиной. Она совершенно не была готова отказываться от запланированного отпуска ради съёмок, но ассистенту режиссёра удалось уговорить Валюшкину не разбрасываться такими предложениями, как главная роль у Марка Захарова.

«Формула любви», к/с «Мосфильм», 1984, реж. М. Захаров

«Неаполитанская песня», она же «Уно моменто» была придумана композитором Геннадием Гладковым. К готовой мелодии нужен был текст, который намекал бы на Италию. Композитор попросил знакомую студентку с факультета иностранных языков записать несколько рифмующихся итальянских слов и положил их на музыку. Он же исполнил песню вместе с Александром Абдуловым. Пели они примерно следующее:
Море. Красивая девушка.
Какая красивая песня!
Знай, что я тебя люблю, всегда люблю.

Девушка. Красивое море.
Верить, петь.
Дай мне момент,
Который мне нравится больше всего.

Одино, одино, одино, один момент.
Одина, одина, одина, одно чувство.
Одино, одино, одино, один комплимент.
И проклятье, проклятье, проклятье…

Гладков так же снялся в эпизодической роли слуги, которая даже не была указана в титрах — его герой произносит фразу: «С кого ж такую лепили?»

«Формула любви», к/с «Мосфильм», 1984, реж. М. Захаров

В середине съёмок Нодар Мгалоблишвили неожиданно сломал ногу. Он жил в гостинице «Мосфильма» и периодически развлекал себя исполнением вокальных номеров, особенно по выходным, когда съёмок не было, а московская съёмочная группа разъезжалась по домам. Однажды его пение привлекло внимание прогуливающейся под окнами женщины. Мгалоблишвили, стремясь поразить воображение незнакомки, сел на подоконник и в порыве упал со второго этажа. Когда съёмочная группа приехала после выходных, то обнаружили актёра с загипсованной ногой. С этого момента роль ног Калиостро «играли» ноги композитора Геннадия Гладкова.

«Формула любви», к/с «Мосфильм», 1984, реж. М. Захаров

Статуя Галатеи, которую оживлял Калиостро, стала заслуженной актрисой. Скульптура девушки впервые снялась в фильме «Бег», после её можно было увидеть перед Бубликовым в «Служебном романе», в бане в комедии «Старый Новый год», в гостинице в фильме «Вечерний лабиринт» и в приемной Вассы Железновой в фильме «Васса». Сейчас Галатея уже не снимается — из реквизиторской «Мосфильма» она вернулась во двор московской усадьбы Вандышниковой-Банза на Воронцовом поле, где и стояла до начала актёрской карьеры.

Искрящаяся юмором ироническая комедия Марка Захарова с созвездием великолепных актеров.
Жанр: комедия, мелодрама, приключения, экранизация
В фильме снимались: Нодар Мгалоблишвили, Елена Валюшкина, Александр Михайлов, Александр Абдулов, Семён Фарада, Елена Аминова, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой, Александра Захарова, Николай Скоробогатов, Анна Андриянова

Режиссер: Марк Захаров
Сценарист: Григорий Горин
Оператор: Владимир Нахабцев
Композитор: Геннадий Гладков
Художник: Виктор Юшин
Премьера фильма состоялась 30 декабря 1984 (ТВ)


Cюжет этой комедии, наверное, помнят все. Знаменитый авантюрист граф Калиостро в сопровождении своей весьма экстравагантной свиты прибывает в Россию. Удирая от гвардейцев Потемкина, вся эта развеселая компания застревает в российской глубинке, где веселит народ, пытается провести сеанс магии и оживить мраморную диву.
А ведь не все знают, что у этой картины есть вполне серьезный художественный первоисточник. В 1921 году, одним из немецких издательств было опубликовано произведение с жутковатым названием «Лунная сырость». Это и было первое сочинение Алексея Толстого о Калиостро, которое писатель позже решил переименовать.


В нем Толстой вдоволь поиздевался над теософской литературой, которой тогда был увлечен высший свет. Словом, вещица получилась мрачной, и будь на то воля режиссера, имели бы мы в арсенале классический ужастик. Но благодаря таланту Марка Захарова и драматурга Григория Горина вот уже тридцать лет мы продолжаем напевать «уно моменто» и выдавать при случае шутки про кузнеца и сеновал.
Обычно Марк Захаров еще до начала съемок точно знал, кому какая роль предназначается. Поэтому пробы никогда не устраивал. Напротив, он ходил порой «по артистам» и уговаривал их согласиться сыграть выбранного для них героя. Так случилось, к примеру, и с исполнителем главной мужской роли в «Формуле любви» – Нодаром Мгалоблишвили. Нодар был в Москве на гастролях с Тбилисским театром имени Марджанишвили, и как-то к нему в гримерку пожаловал сам Марк Анатольевич


«Мы в том году привезли в Москву во МХАТ нашего «Отелло» в постановке Темура Чхеидзе, – вспоминает Нодар. – Я там играл Яго. И вот в антракте после первого акта ко мне за кулисы в сопровождении тогдашнего нашего министра культуры Теймураза Бадурашвили заходит Марк Захаров и протягивает сценарий: мол, вот ваша роль, прочитать весь текст надо до завтра».
Никаких возражений, понятно, ни министр культуры Грузии, ни сам Марк Захаров не принимали: им и в голову не приходило, что Нодар может не согласиться на столь заманчивое предложение.
И надо же, какой конфуз! Хотя Нодар Мгалоблишвили и понимал, что судьба дает ему огромный шанс, поначалу он категорически отказался от роли. Мотивация была вполне аде-кватной: «Да я ведь даже русского языка не знаю настолько, чтобы играть полноценно с вашими актерами».
«Ну, этот вопрос мы уже решили, – с невозмутимым выражением лица (которое неподража-емо удается Марку Захарову!) сказал режиссер. – Вас озвучит другой актер, который прекрасно говорит по-русски».
И действительно, в картине Нодар говорит голосомАрмена Джигарханяна, а роль Калиостро стала для Мгалоблишвили по-настоящему знаковой.


Почти сразу же (что случается крайне редко, когда на роль пробуются молодые актрисы) была найдена главная героиня. Как раз в это время выпускницы театральных училищ в больших количествах показывались в разные театры. В их числе оказалась свежеиспеченная выпускница Щепкинского училища Елена Валюшкина.
На нее и пал выбор Марка Захарова, который, присматривая актрис к себе в труппу «Ленкома», на самом-то деле искал главную героиню в «Формулу любви».
Что самое удивительное в этой истории: когда Валюшкиной позвонила ассистент режиссера с «ошеломительной новостью», Лена неожиданно… тоже отказалась от роли.


«Какой фильм? Какие съемки? Я вообще-то собралась в отпуск ехать!» И это говорила вчерашняя выпускница, которая, казалось, должна была бросить все свои дела ради такого подарка судьбы! На том конце трубки недоуменно крякнули: «Но это, между прочим, главная роль. И – на минуточку – у самого Марка Захарова!
«Надо сказать, что до этого фильма я уже снялась в двух картинах Юрия Чулюкина: «Не хочу быть взрослым» и «Как стать счастливым». Хороший режиссер, а партнеры, о которых можно только мечтать: Евгений Стеблов, Наталья Варлей, Лев Дуров, Владимир Шевельков, Николай Караченцов. Поэтому приглашение в «Формулу любви» произвело на меня впечатление просто очередного предложения, нарушающего мои отпускные планы», – смеется сегодня Елена.
Конечно, все обдумав, она согласилась на съемки и на долгие годы осталась для зрителей трогательной Марией, которая не побоялась ради выздоровления папеньки ехать в неиз-веданную даль с таинственным и пугающим графом Калиостро.


А вот утверждение другой актрисы на одну из главных ролей заставило всю труппу «Ленкома» долго и громко обсуждать сей факт. Ведь героиню по имени Фимка Марк Захаров предложил сыграть, тоже без проб, своей дочери Александре Захаровой. Казалось бы, чего уж тут такого – пристроить любимое чадо на тепленькое местечко?
Но так мог думать только тот, кто не знал о сложных взаимоотношениях режиссера Марка Захарова с актрисой Александрой Захаровой. Дело в том, что Марк Анатольевич весьма скептически относился к драматическому таланту своей дочери. Если быть точнее, он вообще не верил в его существование. Поэтому всячески препятствовал в свое время ее стремлению пойти по артистической стезе, а позже категорически отказывался брать ее в труппу «Ленкома». И вот здесь уж нашла коса на камень.


Хотя Александру с радостью брали в штат целых пять столичных театров, она хотела играть только в одном – в «Ленкоме». Марк Захаров тогда даже собрал художественный совет, чтобы именно он определил, нужна ли театру актриса Александра Захарова.
И когда профессионалы высказали единодушное решение: брать – и никаких гвоздей, – нехотя согласился с мнением большинства. Что, впрочем, ни о чем не говорило. Еще долгие годы Александра выступала на сцене «Ленкома» исключительно в массовке.
Поэтому тот факт, что Захаров без проб предложил своей дочери роль Фимки, многих удивил. Зато результат устроил, кажется, всех. Даже сурового отца!


Антипод злодея.
Традиционно Марк Захаров задействовал в своих кинопостановках актеров собственного театра. Однако когда встал вопрос, кто же должен сыграть антипода Калиостро, он надолго задумался. По идее, это должен был быть мужчина – столь же харизматичный, как и сам Нодар Мгалоблишвили. Но сколько ни мучился Марк Анатольевич, подходящая кандидатура не находилась. Неужели стоит обратить внимание на «чужих» актеров?..
«И тогда мы с Григорием Гориным неожиданно решили, что это будет… Татьяна Пельтцер, которая сыграла в фильме роль тетушки Федосьи Ивановны. И все встало на свои места. Это только она (как выяснилось, правильно определили мы) сумеет совершенно естественно оставаться веселой и живой в гротескных ситуациях, в экстремальном режиме и противостоять магическим проискам заезжего итальянца.
Моей любимой актрисе не надо было ничего объяснять и показывать – она давно знала эту самую «формулу любви». Только вычертила она ее не на бумаге, а в собственном щедром и многострадальном сердце. Она научилась самому хлопотному и непростому делу на земле – любить людей».


Съемки картины, которые проходили в под-московном городке Барыбино, все актеры, участвовавшие в «Формуле любви», вспоминают как одно большое чудо. Настолько волшебной была обстановка на съемочной площадке! Все-таки хитрец Марк Захаров: он-то всегда знал, как подобрать такой коллектив, в котором не будет склок, а будут лишь помощь и взаимоуважение.
Самым главным на площадке (ну помимо режиссера, конечно же) был Александр Абдулов. Он постоянно веселил народ, устраивал скетчи: мог, например, ночью перебудить весь народ, чтобы отправиться… на рыбалку.
Какое-то время почти вся съемочная группа жила в местном общежитии. Но постепенно многие перебрались на ночлег к местным жителям. Сначала актриса Елена Аминова (в картине она играла ассистентку графа Калиостро) попросилась на постой к старенькой семейной чете в местной деревушке. А спустя время туда же переселились и Семен Фарада с Александром Абдуловым на пару.


К своей невольной соседке актеры относились очень трепетно. Однажды, вспоминает Елена, она проснулась от дурманящего аромата цветов. Открыла глаза и увидела, что вся кровать усыпана цветами: это Фарада с Абдуловым оборвали местную клумбу, чтобы побаловать красавицу актрису. Вот только о реакции местных жителей, которые не обнаружили части своих прекрасных насаждений, история умалчивает.
А однажды Елена стала причиной семейной ссоры Фарады и его супруги – актрисы Марины Полицеймако. Как-то актер предложил Аминовой покататься по окрестностям – ничего личного, просто ради развлечения. В салоне машины у Фарады на лобовом стекле висела странная куколка, которую Елена от нечего делать решила усовершенствовать. Сорвала цветущий репей, нашла где-то красивое перо – и кукла сразу преобразилась.


Проходит время, Фарада едет в Москву, и как только в машину садится его супруга, тут же начинается перепалка. «Ты здесь возил женщину!» – негодует Марина. Фарада всячески отпирался: хоть все и невинно было, зачем же мужчине сразу сознаваться? Но супруга была так непреклонна, что Семен Львович подумал даже, что у нее открылся дар ясновидения.
Пришлось ему в конце концов согласиться: «Да, был грешок, катал на машине красивую барышню». Говорят, позже сама Марина Полицеймако объяснила мужу: «Эх, глупый ты, глупый, какая же я ясновидящая? Ведь только женщина могла так украсить эту куклу!»
Женщины вообще сыграли определенную роль в этой картине, даже находясь за сотни километров от съемочной площадки. Так, благодаря одной прекрасной леди вообще чуть не пришлось останавливать на время всю работу. А все из-за Нодара Мгалоблишвили.


Дело было так. Обычно на выходные все члены съемочной группы спокойно отправлялись из захолустного Подмосковья к себе в московские квартиры. И только Нодару некуда было податься. Чаще всего он отдыхал в гостинице «Мосфильма», где для него был забронирован номер. И вот однажды Нодар (в полном, надо сказать, одиночестве) решил устроить в своих апартаментах сольное вокальное выступление – пел одну песню за другой, старательно выводя рулады.
Его вокальный талант был по достоинству оценен прогуливающейся по улице дамой (абсолютно незнакомой, само собой). Осознав тот факт, что эта восторженная дама при таком раскладе может стать весьма близкой знакомой, Нодар сел на подоконник, чтобы продолжить импровизированный концерт. Этаж был второй, Нодар находился в порыве чувств… Короче, «упал, очнулся – гипс».


Судьба той таинственной дамы так и осталась неизвестной, однако когда после выходных вся группа вновь собралась для работы, вид Нодара с загипсованной ногой вызвал у всех полнейший ступор. Как работать дальше?!
Надо отдать должное профессионализму оператора, который умудрялся снимать главного героя… без ног. Ну а уж когда ноги графа Калиостро обязательно нужны были в том или ином эпизоде, в кадр входил… композитор Геннадий Гладков. Именно его нижние конечности частенько видны на экране.
Между прочим, сам Гладков сыграл в фильме вполне полноценную роль – слуги, произносящего фразу: «С кого ж такую лепили?» Однако коварный Захаров отчего-то отказался указывать имя композитора в титрах.


Лишь три участника съемочной группы абсолютно игнорировали все мероприятия, которые раз за разом организовывал неутомимый Александр Абдулов. Актеры Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой и звукооператор Юрий Рабинович делали вид, что вся эта компания под названием «съемочная группа «Формулы любви» лично к ним не имеет отношения.
Сразу после окончания работы они уединялись в одной из комнатушек общежития. И там всю ночь напролет играли в преферанс. Никто посторонний в святая святых не допускался, поэтому то, что компания играла именно в преферанс, было из области предположений. К утру комната напоминала прокуренный салун: дышать в этой клетушке после ночных посиделок было просто невозможно, дымили-то все по-черному.
Самое поразительное, что, хотя свет в комнате горел всю ночь и соответственно участники процесса явно бодрствовали, под утро все выглядели весьма жизнерадостно – ну полное впечатление, что эта троица мирно почивала в предвкушении будущих творческих свершений!


Ляп за ляпом.
Присутствуют в фильме и ляпы, которые только добавляют картине пикантности. Самый главный, на который не обратил внимания только самый рассеянный зритель: весь фильм главные герои скачут на фоне стогов, остающихся после уборки зерновых комбайнами, которых в ту пору, разумеется, не существовало и в помине…
Другие неточности оказались более интеллектуальными. Но и их со временем раскрыли бдительные киноманы.
Так, во время сеанса ясновидения, устроенного Калиостро в петербургском велико-светском салоне, престарелый русский генерал интересуется датой завершения русско-турецкой войны («Про турок спроси! С турками война когда кончится?»).
Так вот, предыдущая (по общему счету пятая) русско-турецкая война закончилась победой России в 1774 году – за шесть лет до приезда Калиостро в Санкт-Петербург. Следующая, шестая, началась семь лет спустя. А как вам такой факт? Стихотворение, цитируемое Федяшевым в первом диалоге с тетушкой («Из стран Рождения река / По царству Жизни протекает…»), сочинено русским поэтом и переводчиком Василием Григорьевым в 1822 году – через сорок два года после описываемых в фильме событий.
Ну и последнее несоответствие, которое смогли подметить многие. В финале фильма Федосья Ивановна сообщает Калиостро о том, что его разыскивает какой-то штабс-капитан.
Обер-офицерский чин штабс-капитана введен в русской армии в 1798 году – через восемнадцать лет после визита Калиостро в Россию.

Трамплином в  кинокарьере народной артистки России Александры Захаровой стал легендарный фильм ее отца, режиссера Марка Захарова – «Формула любви». Многие считали, что она стала актрисой только благодаря своим родственным связям, но не знали о том, что отец всегда был ее самым строгим критиком и сомневался, справится ли она с ролью. А вот те, в ком режиссер не сомневался, сами упорно отказывались от съемок. Зрители не подозревали также о том, что главный герой снимался в гипсе и разговаривал чужим голосом, и о чем на самом деле Фарада с Абдуловым так трогательно пели…

В основу сценария, написанного Григорием Гориным, легла повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро». Правда, сценарий был настолько далек от своей литературной основы, что фильм вряд ли можно назвать ее экранизацией. Горин сохранил только основную сюжетную линию и превратил мрачную и едкую сатиру Толстого, изобличающего теософские общества и оккультизм, в произведение, напоминающее плутовской роман.

Первоначально некоторых персонажей в сценарии не было. Так, участие Александра Абдулова в этом проекте не предполагалось, но актер сам обратился к режиссеру с просьбой придумать для него хотя бы небольшую роль. И Григорий Горин дописал роль Жакоба, слуги графа Калиостро. Эпизод со сниманием парика и превращением в другого человека придумал сам Абдулов.


Александр Абдулов и Семен Фарада в фильме *Формула любви*, 1984

Знаменитой песни «Уно, уно, уно, ун моменто» могло и вовсе не быть. В первом варианте сценария она отсутствовала, но Фарада с Абдуловым снова проявили инициативу и предложили режиссеру этот оригинальный ход. Слова и музыку псевдоитальянской «Неаполитанской песенки» написал композитор фильма Геннадий Гладков. Она была составлена из отдельных зарифмованных, но никак между собой не связанных итальянских слов. При всей фантасмагоричности песни ее все же пришлось утверждать в литературном комитете, для чего цензорам предоставили вот такой «перевод»:

Прекрасная женщина, море,
Верить и петь
Подари мне мгновение
Самое прекрасное.

А тот перевод песни о бедном рыбаке, где в финале «в общем, все умерли», как говорил герой Абдулова в фильме, не имеет к ее содержанию никакого отношения. Вместо Семена Фарады, не отличавшегося выдающимися вокальными данными, в дуэте с Абдуловым пришлось петь автору песни – Геннадию Гладкову. Тексты всех остальных песен в фильме написал Юлий Ким. Кроме того, Гладков появился и в одном из эпизодов: он сыграл роль слуги Федяшевых, который произносит одну-единственную фразу: «С кого ж такую лепили?».


Нодар Мгалоблишвили в роли графа Калиостро

Марк Захаров заранее знал, кого он хочет снять в своем фильме, и приложил немало усилий для того, чтобы осуществить задуманное. Обычно на пробы приезжают актеры, а тут сам режиссер ездил к артистам с приглашением на съемки. К грузинскому актеру Нодару Мгалоблишвили он наведался в театральную гримерку, когда тот был на гастролях в Москве, в антракте после первого акта. Поначалу актер ответил категорическим отказом – он плохо говорил по-русски и не представлял, как будет взаимодействовать с актерами на съемочной площадке. Но Захарову удалось его переубедить, пообещав, что его героя озвучит другой актер. В итоге граф Калиостро заговорил голосом Армена Джигарханяна.


Актриса Елена Валюшкина

В роли главной героини режиссер видел выпускницу Щепкинского училища Елену Валюшкину. Но она тоже отказалась от съемок, так как в тот период как раз собиралась в отпуск. Позже актриса рассказывала: «До этого фильма я уже снялась в двух картинах Юрия Чулюкина: «Не хочу быть взрослым» и «Как стать счастливым». Хороший режиссер, а партнеры, о которых можно только мечтать: Евгений Стеблов, Наталья Варлей, Лев Дуров, Владимир Шевельков, Николай Караченцов. Поэтому приглашение в «Формулу любви» произвело на меня впечатление просто очередного предложения, нарушающего мои отпускные планы». В итоге роль Марии стала для нее знаковой.


Александра Захарова в фильме *Формула любви*, 1984

На роль Фимки режиссер утвердил свою дочь, Александру Захарову. Многим такое решение показалось закономерным, но они даже не подозревали о том, сколько усилий ей пришлось приложить, чтобы переубедить отца, сомневающегося в ее актерских способностях. Он даже не хотел ее брать в труппу «Ленкома» и предоставил худсовету право решать, нужна ли театру такая актриса. Впрочем, долгое время она там оставалась в массовке. А вот ее работа в «Формуле любви» отца порадовала – он остался доволен результатом.

Настоящий фурор во время съемок произвела актриса Елена Аминова, исполнившая роль ассистентки графа Калиостро. За красавицей начали приударять и Абдулов, и Фарада – однажды они завалили ее кровать цветами, сорванными с местных клумб. А Фарада катал ее на своей машине, чем вызвал большое недовольство жены. Вскоре после съемок Аминова вышла замуж и родила дочь.


Елена Аминова

Свою формулу любви пытался отыскать на съемках и Нодар Мгалоблишвили, за что поплатился здоровьем. Однажды он устроил в гостиничном номере сольный концерт для проходившей по улице незнакомки, сел на подоконник и так увлекся, что… вывалился из окна на втором этаже. Когда Захаров увидел главного героя с ногой в гипсе, он лишился дара речи – как же граф Калиостро теперь появится в кадре? Следует отдать должное мастерству оператора – он ухитрился снимать Мгалоблишвили так, чтобы его гипс не появлялся в кадре, а ноги главного героя «подарил» ему все тот же Геннадий Гладков.


Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой в фильме *Формула любви*, 1984

Свой «круг по интересам» создали на съемках Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой и звукооператор Юрий Рабинович – все ночи напролет они играли в преферанс, а наутро как ни в чем не бывало появлялись на съемочной площадке, полные сил и энергии. И это при том, что снималась 80-летняя актриса в специальном корсете – незадолго до съемок она сломала ребро.

См.также:

Как снимали фильм «Обыкновенное чудо»

Как снимали «Тот самый Мюнхгаузен»

Первые роли в кино: 50 актрис СССР

Режиссёры-легенды отечественного кинематографа

«Настоящий Ленфильм». Неизвестные фотографии советских кинозвёзд из архива Самоэля Кацева

«Формула любви» — история создания фильма

Автор:

14 декабря 2014 09:29

Искрящаяся юмором ироническая комедия Марка Захарова с созвездием великолепных актеров.

"Формула любви" - история создания фильма

Жанр: комедия, мелодрама, приключения, экранизация
В фильме снимались: Нодар Мгалоблишвили, Елена Валюшкина, Александр Михайлов, Александр Абдулов, Семён Фарада,Елена Аминова, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой, Александра Захарова, Николай Скоробогатов, Анна Андриянова
Режиссер: Марк Захаров
Сценарист: Григорий Горин
Оператор: Владимир Нахабцев
Композитор: Геннадий Гладков
Художник: Виктор Юшин
Премьера фильма состоялась 30 декабря 1984 (ТВ)

"Формула любви" - история создания фильма

Cюжет этой комедии, наверное, помнят все. Знаменитый авантюрист граф Калиостро в сопровождении своей весьма экстравагантной свиты прибывает в Россию. Удирая от гвардейцев Потемкина, вся эта развеселая компания застревает в российской глубинке, где веселит народ, пытается провести сеанс магии и оживить мраморную диву.
А ведь не все знают, что у этой картины есть вполне серьезный художественный первоисточник. В 1921 году, одним из немецких издательств было опубликовано произведение с жутковатым названием «Лунная сырость». Это и было первое сочинение Алексея Толстого о Калиостро, которое писатель позже решил переименовать.

"Формула любви" - история создания фильма

В нем Толстой вдоволь поиздевался над теософской литературой, которой тогда был увлечен высший свет. Словом, вещица получилась мрачной, и будь на то воля режиссера, имели бы мы в арсенале классический ужастик. Но благодаря таланту Марка Захарова и драматурга Григория Горина вот уже тридцать лет мы продолжаем напевать «уно моменто» и выдавать при случае шутки про кузнеца и сеновал.
Обычно Марк Захаров еще до начала съемок точно знал, кому какая роль предназначается. Поэтому пробы никогда не устраивал. Напротив, он ходил порой «по артистам» и уговаривал их согласиться сыграть выбранного для них героя. Так случилось, к примеру, и с исполнителем главной мужской роли в «Формуле любви» – Нодаром Мгалоблишвили. Нодар был в Москве на гастролях с Тбилисским театром имени Марджанишвили, и как-то к нему в гримерку пожаловал сам Марк Анатольевич

"Формула любви" - история создания фильма

«Мы в том году привезли в Москву во МХАТ нашего «Отелло» в постановке Темура Чхеидзе, – вспоминает Нодар. – Я там играл Яго. И вот в антракте после первого акта ко мне за кулисы в сопровождении тогдашнего нашего министра культуры Теймураза Бадурашвили заходит Марк Захаров и протягивает сценарий: мол, вот ваша роль, прочитать весь текст надо до завтра».
Никаких возражений, понятно, ни министр культуры Грузии, ни сам Марк Захаров не принимали: им и в голову не приходило, что Нодар может не согласиться на столь заманчивое предложение.
И надо же, какой конфуз! Хотя Нодар Мгалоблишвили и понимал, что судьба дает ему огромный шанс, поначалу он категорически отказался от роли. Мотивация была вполне аде-кватной: «Да я ведь даже русского языка не знаю настолько, чтобы играть полноценно с вашими актерами».
«Ну, этот вопрос мы уже решили, – с невозмутимым выражением лица (которое неподража-емо удается Марку Захарову!) сказал режиссер. – Вас озвучит другой актер, который прекрасно говорит по-русски».
И действительно, в картине Нодар говорит голосомАрмена Джигарханяна, а роль Калиостро стала для Мгалоблишвили по-настоящему знаковой.

"Формула любви" - история создания фильма

Почти сразу же (что случается крайне редко, когда на роль пробуются молодые актрисы) была найдена главная героиня. Как раз в это время выпускницы театральных училищ в больших количествах показывались в разные театры. В их числе оказалась свежеиспеченная выпускница Щепкинского училища Елена Валюшкина.
На нее и пал выбор Марка Захарова, который, присматривая актрис к себе в труппу «Ленкома», на самом-то деле искал главную героиню в «Формулу любви».
Что самое удивительное в этой истории: когда Валюшкиной позвонила ассистент режиссера с «ошеломительной новостью», Лена неожиданно… тоже отказалась от роли.

"Формула любви" - история создания фильма

«Какой фильм? Какие съемки? Я вообще-то собралась в отпуск ехать!» И это говорила вчерашняя выпускница, которая, казалось, должна была бросить все свои дела ради такого подарка судьбы! На том конце трубки недоуменно крякнули: «Но это, между прочим, главная роль. И – на минуточку – у самого Марка Захарова!
«Надо сказать, что до этого фильма я уже снялась в двух картинах Юрия Чулюкина: «Не хочу быть взрослым» и «Как стать счастливым». Хороший режиссер, а партнеры, о которых можно только мечтать: Евгений Стеблов, Наталья Варлей, Лев Дуров, Владимир Шевельков, Николай Караченцов. Поэтому приглашение в «Формулу любви» произвело на меня впечатление просто очередного предложения, нарушающего мои отпускные планы», – смеется сегодня Елена.
Конечно, все обдумав, она согласилась на съемки и на долгие годы осталась для зрителей трогательной Марией, которая не побоялась ради выздоровления папеньки ехать в неиз-веданную даль с таинственным и пугающим графом Калиостро.

"Формула любви" - история создания фильма

А вот утверждение другой актрисы на одну из главных ролей заставило всю труппу «Ленкома» долго и громко обсуждать сей факт. Ведь героиню по имени Фимка Марк Захаров предложил сыграть, тоже без проб, своей дочери Александре Захаровой. Казалось бы, чего уж тут такого – пристроить любимое чадо на тепленькое местечко?
Но так мог думать только тот, кто не знал о сложных взаимоотношениях режиссера Марка Захарова с актрисой Александрой Захаровой. Дело в том, что Марк Анатольевич весьма скептически относился к драматическому таланту своей дочери. Если быть точнее, он вообще не верил в его существование. Поэтому всячески препятствовал в свое время ее стремлению пойти по артистической стезе, а позже категорически отказывался брать ее в труппу «Ленкома». И вот здесь уж нашла коса на камень.

"Формула любви" - история создания фильма

Хотя Александру с радостью брали в штат целых пять столичных театров, она хотела играть только в одном – в «Ленкоме». Марк Захаров тогда даже собрал художественный совет, чтобы именно он определил, нужна ли театру актриса Александра Захарова.
И когда профессионалы высказали единодушное решение: брать – и никаких гвоздей, – нехотя согласился с мнением большинства. Что, впрочем, ни о чем не говорило. Еще долгие годы Александра выступала на сцене «Ленкома» исключительно в массовке.
Поэтому тот факт, что Захаров без проб предложил своей дочери роль Фимки, многих удивил. Зато результат устроил, кажется, всех. Даже сурового отца!

"Формула любви" - история создания фильма

Антипод злодея.
Традиционно Марк Захаров задействовал в своих кинопостановках актеров собственного театра. Однако когда встал вопрос, кто же должен сыграть антипода Калиостро, он надолго задумался. По идее, это должен был быть мужчина – столь же харизматичный, как и сам Нодар Мгалоблишвили. Но сколько ни мучился Марк Анатольевич, подходящая кандидатура не находилась. Неужели стоит обратить внимание на «чужих» актеров?.
«И тогда мы с Григорием Гориным неожиданно решили, что это будет… Татьяна Пельтцер, которая сыграла в фильме роль тетушки Федосьи Ивановны. И все встало на свои места. Это только она (как выяснилось, правильно определили мы) сумеет совершенно естественно оставаться веселой и живой в гротескных ситуациях, в экстремальном режиме и противостоять магическим проискам заезжего итальянца.
Моей любимой актрисе не надо было ничего объяснять и показывать – она давно знала эту самую «формулу любви». Только вычертила она ее не на бумаге, а в собственном щедром и многострадальном сердце. Она научилась самому хлопотному и непростому делу на земле – любить людей».

"Формула любви" - история создания фильма

Съемки картины, которые проходили в под-московном городке Барыбино, все актеры, участвовавшие в «Формуле любви», вспоминают как одно большое чудо. Настолько волшебной была обстановка на съемочной площадке! Все-таки хитрец Марк Захаров: он-то всегда знал, как подобрать такой коллектив, в котором не будет склок, а будут лишь помощь и взаимоуважение.
Самым главным на площадке (ну помимо режиссера, конечно же) был Александр Абдулов. Он постоянно веселил народ, устраивал скетчи: мог, например, ночью перебудить весь народ, чтобы отправиться… на рыбалку.
Какое-то время почти вся съемочная группа жила в местном общежитии. Но постепенно многие перебрались на ночлег к местным жителям. Сначала актриса Елена Аминова (в картине она играла ассистентку графа Калиостро) попросилась на постой к старенькой семейной чете в местной деревушке. А спустя время туда же переселились и Семен Фарада с Александром Абдуловым на пару.

"Формула любви" - история создания фильма

К своей невольной соседке актеры относились очень трепетно. Однажды, вспоминает Елена, она проснулась от дурманящего аромата цветов. Открыла глаза и увидела, что вся кровать усыпана цветами: это Фарада с Абдуловым оборвали местную клумбу, чтобы побаловать красавицу актрису. Вот только о реакции местных жителей, которые не обнаружили части своих прекрасных насаждений, история умалчивает.
А однажды Елена стала причиной семейной ссоры Фарады и его супруги – актрисы Марины Полицеймако. Как-то актер предложил Аминовой покататься по окрестностям – ничего личного, просто ради развлечения. В салоне машины у Фарады на лобовом стекле висела странная куколка, которую Елена от нечего делать решила усовершенствовать. Сорвала цветущий репей, нашла где-то красивое перо – и кукла сразу преобразилась.

"Формула любви" - история создания фильма

Проходит время, Фарада едет в Москву, и как только в машину садится его супруга, тут же начинается перепалка. «Ты здесь возил женщину!» – негодует Марина. Фарада всячески отпирался: хоть все и невинно было, зачем же мужчине сразу сознаваться? Но супруга была так непреклонна, что Семен Львович подумал даже, что у нее открылся дар ясновидения.
Пришлось ему в конце концов согласиться: «Да, был грешок, катал на машине красивую барышню». Говорят, позже сама Марина Полицеймако объяснила мужу: «Эх, глупый ты, глупый, какая же я ясновидящая? Ведь только женщина могла так украсить эту куклу!»
Женщины вообще сыграли определенную роль в этой картине, даже находясь за сотни километров от съемочной площадки. Так, благодаря одной прекрасной леди вообще чуть не пришлось останавливать на время всю работу. А все из-за Нодара Мгалоблишвили.

"Формула любви" - история создания фильма

Дело было так. Обычно на выходные все члены съемочной группы спокойно отправлялись из захолустного Подмосковья к себе в московские квартиры. И только Нодару некуда было податься. Чаще всего он отдыхал в гостинице «Мосфильма», где для него был забронирован номер. И вот однажды Нодар (в полном, надо сказать, одиночестве) решил устроить в своих апартаментах сольное вокальное выступление – пел одну песню за другой, старательно выводя рулады.
Его вокальный талант был по достоинству оценен прогуливающейся по улице дамой (абсолютно незнакомой, само собой). Осознав тот факт, что эта восторженная дама при таком раскладе может стать весьма близкой знакомой, Нодар сел на подоконник, чтобы продолжить импровизированный концерт. Этаж был второй, Нодар находился в порыве чувств… Короче, «упал, очнулся – гипс».

"Формула любви" - история создания фильма

Судьба той таинственной дамы так и осталась неизвестной, однако когда после выходных вся группа вновь собралась для работы, вид Нодара с загипсованной ногой вызвал у всех полнейший ступор. Как работать дальше?!
Надо отдать должное профессионализму оператора, который умудрялся снимать главного героя… без ног. Ну а уж когда ноги графа Калиостро обязательно нужны были в том или ином эпизоде, в кадр входил… композитор Геннадий Гладков. Именно его нижние конечности частенько видны на экране .
Между прочим, сам Гладков сыграл в фильме вполне полноценную роль – слуги, произносящего фразу: «С кого ж такую лепили?» Однако коварный Захаров отчего-то отказался указывать имя композитора в титрах.

"Формула любви" - история создания фильма

Лишь три участника съемочной группы абсолютно игнорировали все мероприятия, которые раз за разом организовывал неутомимый Александр Абдулов. Актеры Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой и звукооператор Юрий Рабинович делали вид, что вся эта компания под названием «съемочная группа «Формулы любви» лично к ним не имеет отношения.
Сразу после окончания работы они уединялись в одной из комнатушек общежития. И там всю ночь напролет играли в преферанс. Никто посторонний в святая святых не допускался, поэтому то, что компания играла именно в преферанс, было из области предположений. К утру комната напоминала прокуренный салун: дышать в этой клетушке после ночных посиделок было просто невозможно, дымили-то все по-черному.
Самое поразительное, что, хотя свет в комнате горел всю ночь и соответственно участники процесса явно бодрствовали, под утро все выглядели весьма жизнерадостно – ну полное впечатление, что эта троица мирно почивала в предвкушении будущих творческих свершений!

"Формула любви" - история создания фильма

Ляп за ляпом.
Присутствуют в фильме и ляпы, которые только добавляют картине пикантности. Самый главный, на который не обратил внимания только самый рассеянный зритель: весь фильм главные герои скачут на фоне стогов, остающихся после уборки зерновых комбайнами, которых в ту пору, разумеется, не существовало и в помине…
Другие неточности оказались более интеллектуальными. Но и их со временем раскрыли бдительные киноманы.
Так, во время сеанса ясновидения, устроенного Калиостро в петербургском велико-светском салоне, престарелый русский генерал интересуется датой завершения русско-турецкой войны («Про турок спроси! С турками война когда кончится?»).
Так вот, предыдущая (по общему счету пятая) русско-турецкая война закончилась победой России в 1774 году – за шесть лет до приезда Калиостро в Санкт-Петербург. Следующая, шестая, началась семь лет спустя. А как вам такой факт? Стихотворение, цитируемое Федяшевым в первом диалоге с тетушкой («Из стран Рождения река / По царству Жизни протекает…»), сочинено русским поэтом и переводчиком Василием Григорьевым в 1822 году – через сорок два года после описываемых в фильме событий.
Ну и последнее несоответствие, которое смогли подметить многие. В финале фильма Федосья Ивановна сообщает Калиостро о том, что его разыскивает какой-то штабс-капитан.
Обер-офицерский чин штабс-капитана введен в русской армии в 1798 году – через восемнадцать лет после визита Калиостро в Россию.

"Формула любви" - история создания фильма

Источник:

Ссылки по теме:

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: tainyvselennoi.ru

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: tainyvselennoi.ru

17 июня празднует свое 56-летие актриса театра и кино, народная артистка России Александра Захарова. Трамплином в ее кинокарьере стал легендарный фильм ее отца, режиссера Марка Захарова – «Формула любви». Многие считали, что она стала актрисой только благодаря своим родственным связям, но не знали о том, что отец всегда был ее самым строгим критиком и сомневался, справится ли она с ролью. А вот те, в ком режиссер не сомневался, сами упорно отказывались от съемок. Зрители не подозревали также о том, что главный герой снимался в гипсе и разговаривал чужим голосом, и о чем на самом деле Фарада с Абдуловым так трогательно пели…

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

В основу сценария, написанного Григорием Гориным, легла повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро». Правда, сценарий был настолько далек от своей литературной основы, что фильм вряд ли можно назвать ее экранизацией. Горин сохранил только основную сюжетную линию и превратил мрачную и едкую сатиру Толстого, изобличающего теософские общества и оккультизм, в произведение, напоминающее плутовской роман.

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Первоначально некоторых персонажей в сценарии не было. Так, участие Александра Абдулова в этом проекте не предполагалось, но актер сам обратился к режиссеру с просьбой придумать для него хотя бы небольшую роль. И Григорий Горин дописал роль Жакоба, слуги графа Калиостро. Эпизод со сниманием парика и превращением в другого человека придумал сам Абдулов.

Александр Абдулов и Семен Фарада в фильме *Формула любви*, 1984 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Александр Абдулов и Семен Фарада в фильме *Формула любви*, 1984 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Знаменитой песни «Уно, уно, уно, ун моменто» могло и вовсе не быть. В первом варианте сценария она отсутствовала, но Фарада с Абдуловым снова проявили инициативу и предложили режиссеру этот оригинальный ход. Слова и музыку псевдоитальянской «Неаполитанской песенки» написал композитор фильма Геннадий Гладков. Она была составлена из отдельных зарифмованных, но никак между собой не связанных итальянских слов. При всей фантасмагоричности песни ее все же пришлось утверждать в литературном комитете, для чего цензорам предоставили вот такой «перевод»:
Прекрасная женщина, море,
Верить и петь
Подари мне мгновение
Самое прекрасное.

Александр Абдулов и Семен Фарада в фильме *Формула любви*, 1984 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Александр Абдулов и Семен Фарада в фильме *Формула любви*, 1984 | Фото: dubikvit.livejournal.com

А тот перевод песни о бедном рыбаке, где в финале «в общем, все умерли», как говорил герой Абдулова в фильме, не имеет к ее содержанию никакого отношения. Вместо Семена Фарады, не отличавшегося выдающимися вокальными данными, в дуэте с Абдуловым пришлось петь автору песни – Геннадию Гладкову. Тексты всех остальных песен в фильме написал Юлий Ким. Кроме того, Гладков появился и в одном из эпизодов: он сыграл роль слуги Федяшевых, который произносит одну-единственную фразу: «С кого ж такую лепили?».

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Нодар Мгалоблишвили в роли графа Калиостро | Фото: tainyvselennoi.ru

Нодар Мгалоблишвили в роли графа Калиостро | Фото: tainyvselennoi.ru

Марк Захаров заранее знал, кого он хочет снять в своем фильме, и приложил немало усилий для того, чтобы осуществить задуманное. Обычно на пробы приезжают актеры, а тут сам режиссер ездил к артистам с приглашением на съемки. К грузинскому актеру Нодару Мгалоблишвили он наведался в театральную гримерку, когда тот был на гастролях в Москве, в антракте после первого акта. Поначалу актер ответил категорическим отказом – он плохо говорил по-русски и не представлял, как будет взаимодействовать с актерами на съемочной площадке. Но Захарову удалось его переубедить, пообещав, что его героя озвучит другой актер. В итоге граф Калиостро заговорил голосом Армена Джигарханяна.

Актриса Елена Валюшкина | Фото: tainyvselennoi.ru

Актриса Елена Валюшкина | Фото: tainyvselennoi.ru

В роли главной героини режиссер видел выпускницу Щепкинского училища Елену Валюшкину. Но она тоже отказалась от съемок, так как в тот период как раз собиралась в отпуск. Позже актриса рассказывала: «До этого фильма я уже снялась в двух картинах Юрия Чулюкина: «Не хочу быть взрослым» и «Как стать счастливым». Хороший режиссер, а партнеры, о которых можно только мечтать: Евгений Стеблов, Наталья Варлей, Лев Дуров, Владимир Шевельков, Николай Караченцов. Поэтому приглашение в «Формулу любви» произвело на меня впечатление просто очередного предложения, нарушающего мои отпускные планы». В итоге роль Марии стала для нее знаковой.

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Александра Захарова в фильме *Формула любви*, 1984 | Фото: tainyvselennoi.ru

Александра Захарова в фильме *Формула любви*, 1984 | Фото: tainyvselennoi.ru

На роль Фимки режиссер утвердил свою дочь, Александру Захарову. Многим такое решение показалось закономерным, но они даже не подозревали о том, сколько усилий ей пришлось приложить, чтобы переубедить отца, сомневающегося в ее актерских способностях. Он даже не хотел ее брать в труппу «Ленкома» и предоставил худсовету право решать, нужна ли театру такая актриса. Впрочем, долгое время она там оставалась в массовке. А вот ее работа в «Формуле любви» отца порадовала – он остался доволен результатом.

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: tainyvselennoi.ru

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: tainyvselennoi.ru

Настоящий фурор во время съемок произвела актриса Елена Аминова, исполнившая роль ассистентки графа Калиостро. За красавицей начали приударять и Абдулов, и Фарада – однажды они завалили ее кровать цветами, сорванными с местных клумб. А Фарада катал ее на своей машине, чем вызвал большое недовольство жены. Вскоре после съемок Аминова вышла замуж и родила дочь.

Елена Аминова в фильме *Формула любви*, 1984 | Фото: tainyvselennoi.ru

Елена Аминова в фильме *Формула любви*, 1984 | Фото: tainyvselennoi.ru

Елена Аминова | Фото: kino-teatr.ru

Елена Аминова | Фото: kino-teatr.ru

Свою формулу любви пытался отыскать на съемках и Нодар Мгалоблишвили, за что поплатился здоровьем. Однажды он устроил в гостиничном номере сольный концерт для проходившей по улице незнакомки, сел на подоконник и так увлекся, что… вывалился из окна на втором этаже. Когда Захаров увидел главного героя с ногой в гипсе, он лишился дара речи – как же граф Калиостро теперь появится в кадре? Следует отдать должное мастерству оператора – он ухитрился снимать Мгалоблишвили так, чтобы его гипс не появлялся в кадре, а ноги главного героя «подарил» ему все тот же Геннадий Гладков.

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: tainyvselennoi.ru

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: tainyvselennoi.ru

Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой в фильме *Формула любви*, 1984 | Фото: tainyvselennoi.ru

Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой в фильме *Формула любви*, 1984 | Фото: tainyvselennoi.ru

Свой «круг по интересам» создали на съемках Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой и звукооператор Юрий Рабинович – все ночи напролет они играли в преферанс, а наутро как ни в чем не бывало появлялись на съемочной площадке, полные сил и энергии. И это при том, что снималась 80-летняя актриса в специальном корсете – незадолго до съемок она сломала ребро.

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: tainyvselennoi.ru

Кадр из фильма *Формула любви*, 1984 | Фото: tainyvselennoi.ru

У главного героя фильма был реальный прототип: Невероятные приключения великого мага и авантюриста графа Калиостро в России.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Формула жизненного сценария
  • Формирование эпизода сценария контрольная работа
  • Формирование правовой культуры сценарий
  • Формирование педагогических сценариев развивающих мероприятий
  • Формирование замысла сценария