Формула жизненного сценария

Формула сценария

Формула сценария

Формула сценария

Э. Берн предложил способ анализа сценария, который называется «Формула сценария». Формула сценария включает пять обязательных процессов, которые должны присутствовать в поведении клиента. Наличие всех пяти процессов свидетельствует о том, что это поведение — сценарное.

Формула сценария — ранние родительские предписания (1); программа (2); подчинение, согласие следовать программе (3); важные поступки, подтверждающие подчинение (4); развязка (5).

Рассмотрим пример. Регине 40 лет, она предприниматель. Одинока. Прародители Регины из репрессированных в советское время. Ее отец 10 лет провел в детском доме, из которого его в возрасте 14 лет и двух его младших сестер забрала бабушка, вернувшись из лагеря.

Мать Регины из зажиточной семьи, которая во время войны оказалась на оккупированной территории. Все мужчины в семье погибают. Остаются только женщины и дети. Женщины «демонстрируют чудеса выживания и адаптации, поддерживая друг друга, они поднимают детей, дают всем высшее образование».

Для родителей Регины это второй брак. Она желанный первенец. До двух лет ощущает себя принцессой, затем рождается брат, и мать тяжело заболевает, лежит по полгода в больнице. Отец отдает четырехлетнюю дочь в чужой дом, где семья бездетных пожилых людей за деньги присматривает за девочкой. Регине это не нравится, и она начинает болеть и, так же как и мать, подолгу лежит в больнице. Регина возвращается в семью в возрасте семи лет.

Ранние родительские предписания. Она отчетливо помнит родительские предписания, полученные в раннем возрасте. Мама твердо и серьезно говорила: «Ты уже взрослая», «Ты можешь все». Отец же говорил: «Не высовывайся», «Выше себя не прыгнешь». По-видимому, эти предписания были переданы по наследству родителям Регины от их родителей. Именно следование этим предписаниям позволило выжить отцу Регины в детском доме, а женщинам в материнской семье адаптироваться и вырастить детей в сложных условиях послевоенного времени. Итак, предписанием матери было: «Не будь ребенком, ты уже взрослая, ты можешь все», а отца «Не будь первой, не доверяй, не высовывайся». Невыполнение этих ранних родительских предписаний подразумевало — гибель, смерть, которые были так реальны для родителей Регины в их детском опыте. Эти детские страхи родителей давали эмоциональную окраску предписаниям, тем самым усиливая их бессознательную передачу дочери.

Программа. Ранние родительские предписания Регины были амбивалентными: «Ты можешь все», но при этом «не высовывайся, не будь первой». Программа должна была показать, какие стратегии поведения выбрала Регина для осуществления родительских предписаний. Отец говорил: «Терпи, за зимой будет лето», мать — часто повторяла: «Счастье не дается без борьбы». На этапе принятия стратегий поведения уже значительную роль играет и социальное окружение. Родительские стратегии хорошо уживались с советскими идеалами. «Будь сильной». «Пока я сильная, я выдержу все», «Женщина должна быть сильной!», «Счастье — удел сильных личностей».

Возврат в семью в семилетнем возрасте дал возможность Регине общаться со своими родственниками. Бабушка (мать матери) любила поучать внучку: «Не важно, что с тобой происходит внутри, ты должна хорошо выглядеть, быть корректной с другими, аккуратной и опрятной». Радовать других, особенно внешним видом, — одна из важных поведенческих программ Регины. Итак, две яркие стратегии: будь сильной (терпи, борись, но не высовывайся) и радуй других внешне (при этом не будь близкой, не показывай, что у тебя в душе).

Подчинение. Регина подчиняется своей программе. Она рано выходит замуж, вскоре теряет ребенка в родах, разводится. Но об этом никто даже не догадывается в институте, где она твердая отличница. Она не доверяет подругам, не высовывается со своими бедами, она аккуратна и корректна всегда и во всем. Она не проявляет слабости к себе, не берет академический отпуск. Если она проявит слабость и станет ребенком, начнет открываться и доверять — она может просто не выдержать и умереть от горя и слабости. Она считает, что ведет себя достойно, по-взрослому, однако она во власти сценария.

Важное поведение. В 22 года Регина принимает решение заняться собственным бизнесом, это период перестройки в стране, и такой шаг требует силы и мужества. За последующие 18 лет она переживала взлеты и падения в бизнесе. На терапию она пришла с запросом разобраться в своей неуспешности. В бизнесе Регина всегда выбирала области, где от нее требовались значительные усилия (дополнительные профессиональные знания, язык, жесткая конкуренция). Когда бизнес уже налаживался, она искусственно создавала новую ситуацию борьбы («Ты можешь все», «Счастье не дается без борьбы»). Однако то, как Регина создавала эти патовые ситуации в бизнесе, стоит рассмотреть отдельно. Это были тонкие манипуляции, интриги, где она была «серым кардиналом». Регина никогда не высовывалась, не была первой и значимой. Но именно она была автором интриги, которая поначалу приводила к успеху, и успех, кажется, нарастал… но в конце концов все довольно быстро приходило к краху бизнеса. «Не доверяй никому!» и «Не будь близкой ни с кем!» при этом «Не высовывайся!» — все отцовские предписания срабатывали, и разрушали то, что Регина с трудом создавала, следуя материнским посланиям «Ты уже взрослая и можешь все». Крах бизнеса приводил к отчуждению от коллег и партнеров, и давал новые возможности с трудом и усилиями строить новый бизнес. «С каждым крахом я становлюсь сильнее», — с гордостью говорила Регина. Аналогичное поведение и в личной жизни. Все мужчины в ее жизни были компаньонами в бизнесе. Крах бизнеса позволял Регине не становиться близкой и значимой для этих мужчин. Расставания всегда были неизбежными. Каждая последующая потеря закаляла ее и делала все «сильнее» — отчужденней, холодней, формальней.

Расплата. Эрик Берн указывает на существование четырех типов развязки сценария или наказания за следование сценарию: одиночество, истощение, сумасшествие и убийство себя или другого.

Расплата Регины — это одиночество. Она сознательно отказывается иметь детей. После первого мертворожденного ребенка она пылала желанием родить и долго методично лечилась. Наконец, она стала беременеть. И каждая ее беременность завершалась абортом. Причем ее партнеры, ее возможные мужья и отцы ее будущего ребенка не участвовали в принятии решения о прерывании беременности. Им сообщалось постфактум. Регина оправдывает свое поведение тем, что этот мужчина не достаточно силен, чтобы поддержать ее с ребенком в дальнейшей жизни. Замужество Регина рассматривает как недостойное для себя, сильной женщины, существование, оценивая его как финансовую и эмоциональную ловушку и зависимость от мужчины.

Возможен ли выход из сценария? Как избежать расплаты? Для Регины — это полный отказ от рассмотренного нами сценария. Если анализировать семейное генеалогическое древо Регины, то появление такого патологического сценария произошло под воздействием внешних социальных событий, которые вызвали перестройку семейного родового сценария. Война, оккупация, детский дом — внешние причины, которые заставили семьи искать новые стратегии поведения и адаптации. Именно они помогли выжить, но для Регины это чужие, устаревшие средства выживания, «протухшие консервы» из семейного «Неприкосновенного Запаса».

До революции, со слов Регины, «в семейных преданиях зафиксированы только страсти по поводу любви и наследства. До замужества все девушки вели беззаботный образ жизни. Получали хорошее воспитание и образование. Главное для девушки — это хорошо и счастливо выйти замуж, а потом иметь хороший дом и здоровых детей. Меньше 7 детей не было никогда». Мощные социальные влияния привели к коренному изменению сценария этой семьи.

В своей терапевтической работе со сценариями мы используем метафору дерева. На сценарном родовом дереве Регины много ветвей и почек. Мы сами выбираем, в каком саду нам жить. Решение принимается ребенком в детстве. Взрослый же может, обрезав старые, больные ветки, дать жизнь новым росткам.

Читайте также

Переключение сценария

Переключение сценария
Переключение сценария (взмах) — это быстрый способ установить другое направление. Его суть в том, чтобы заменить сценарий, которого клиент не хочет и который приносит ему нежелательные ощущения, на тот сценарий, который приносит ему хорошие

Три основных жизненных сценария

Три основных жизненных сценария
Чтобы разработать стратегию изменения, необходимо не только знать, из чего состоит сценарий, но и верно соотнести сценарий пациента с одной из трех возможных разновидностей сценариев.Жизненный путь человека искажается сценарным

Эпизоды формирования сценария

Эпизоды формирования сценария
Помню случай из начальной школы, когда я почувствовала себя беспомощной и глупой. Эти чувства меня сопровождали долго во взрослой жизни, наверное, в этом эпизоде прошел «сценарный момент». Детям нашего первого класса раздали стихи к

Ж. Выбор сценария

Ж. Выбор сценария
Следующий шаг в развитии сценария — поиск сюжета с соответствующей развязкой, ответ на вопрос: «Что происходит с такими, как я?» Ребенок знает, поскольку его этому научили, будет ли он Победителем или Неудачником, как он должен относиться к другим людям,

Л. Повороты сценария

Л. Повороты сценария
Согласно Карпману, все драматическое действие можно свести к смене трех главных ролей: Жертвы, Преследователя и Спасителя. Такие повороты сценария осуществляются с разной скоростью и могут происходить в обоих направлениях. В драме «Торопись и

А. Определение сценария

А. Определение сценария
Чтобы установить, является ли некоторая последовательность транзакций игрой, мы ищем определенные характеристики. Если есть попытка надувательства, проявление слабинки, поворот и выплата, мы определяем это как игру. Если вдобавок структурный

Отбор сценария

Отбор сценария
Следующий шаг в развитии сценария — это поиск сюжета с соответствующим продолжением и ответа на вопрос: «Что случается с такими, как я?» Ребенок уже знает, как стать победителем или неудачником, как он должен воспринимать людей, как будут относится к нему

ПЕРЕДАЧА СЦЕНАРИЯ

ПЕРЕДАЧА СЦЕНАРИЯ

Сценарная матрица
Сценарная матрица — это диаграмма, назначение которой мы видим в изображении и анализе директив, спускаемых от родителей и прародителей к новым поколениям. Гигантский объем информации может быть изящно передан в относительно

Перемешивание элементов сценария

Перемешивание элементов сценария
Годы идут, сценарий человека приспосабливается к жизненному опыту, указания, модели и предписания перемешиваются так, что трудно становится отличить одно от другого в реальном поведении и выделить ведущее направление в судьбе человека.

Определение сценария

Определение сценария
Чтобы определить, является ли тот или иной набор трансакций игрой, обычно мы ищем особые его характеристики. Если налицо, например, ловушка, стремление к выигрышу, то мы определяем это как игру. Если к тому же мы проводим структурный анализ,

Глава 19. нарушение сценария

Глава 19. нарушение сценария
Чтобы избежать конфликта, можно применять не только технику Невовлеченности, но и метод Нарушения Сценария. Как я уже писала, конфликт — это веками отработанный сценарий, в котором каждый участник должен знать свою роль. Роль жертвы должна

Четыре сценария

Четыре сценария
В описании истории, которое заполняют наши слушатели, мы задаем ряд вопросов, чтобы помочь им описать их жизнь в терминах историй: «Опишите тему вашей жизненной истории. Опишите вашу роль в ней. Опишите общее настроение истории. Опишите линию движения». К

Определение жизненного сценария

Определение жизненного сценария
Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им ещё в детстве, под значительным влиянием родителей или близких людей. Психологический сценарий – это план действий жизненной драмы личности, который предписывает, где

Переключение сценария

Переключение сценария
Некоторые наши негативные поведенческие последовательности являются столь серьезными и столь глубокого въевшимися, что, превратившись в устойчивые привычки (типа раздражительных воплей или всяческих злоупотреблений), вряд ли смогут быть

Психология личного сценария

Психология личного сценария
Теперь вернемся уже собственно к личностному сценарию. По наиболее общему определению (см., например: [34], [45] и др.) под этим понятием скрывается неосознанный (скорее, неосознаваемый) жизненный план, базовый сюжет которого мы пишем в раннем

Придерживайтесь сценария

Придерживайтесь сценария
Итак, вы подготовились и точно знаете, какой будет ваша просьба. Однако вам необходимо уяснить для себя три главные причины, которые сподвигнут его согласиться.Это далеко не те же самые причины, по которым вы хотите этого. Вашу соседку может ни

Глава вторая. Сценарная теория э. Бёрна. Практическая работа с семейной мифологией.

«Ребенок
рождается свободным, – утверждает
американский психолог, основатель
трансактного анализа Эрик Бёрн, – но
очень скоро теряет свободу. В первые
два года его поведение и мысли
программируются в основном матерью»105.

В «самый пластичный период
детства», от двух до шести лет, родительское
программирование
, по мнению Бёрна,
определяет, когда и как проявляются
влечения, когда и как они ограничиваются.
Нервная система ребенка сконструирована
как программирующаяся: она воспринимает
чувственные и социальные стимулы и
строит из них устойчивые модели, которыми
управляется поведение.

По трем причинам
ребенок охотно воспринимает родительское
программирование (хоть, разумеется, и
не осознает пока этих причин): во-первых,
оно придает жизни смысл, позволяя до
поры до времени, а то и вовсе никогда,
не заниматься его поисками самостоятельно;
во-вторых, выполнение программы дает
готовый способ структурировать время
своей жизни в соответствии со сроками
выполнения задач, поставленных родителями,
или в соответствии с самим достижением
целей, когда бы оно ни произошло.
В-третьих, что самое важное, практичнее
учиться на чужих ошибках, насколько это
возможно (тем более что своих в жизни
все равно окажется достаточно). А
родители, программируя жизнь своих
детей, как раз и пытаются передать им
свой опыт, все то, чему они научились
(«…или думают, что научились», – уточняет
Бёрн106).

Родители, как
правило, бывают расположены к
программированию своих детей, поскольку
миллионы лет эволюции запечатлели в
них желание защищать и обучать своих
отпрысков. Однако некоторые родители
чувствуют себя обязанными преподносить
ребенку наставления в объеме гораздо
большем, чем этого требует долг.

В подобном
гипертрофированном желании Бёрн также
выделяет три аспекта: во-первых, стремление
продлить свою жизнь в потомках (все та
же жажда бессмертия); во-вторых, действие
указаний собственной программы родителей,
доставшейся им от их родителей в диапазоне
от «только не допусти ошибки!» до «погуби
своих детей!» (как ни страшно это звучит).
В-третьих, родителями может бессознательно
руководить и желание избавиться от
собственных тяжелых «программных»
характеристик, передав их кому-то другому
(ребенку). Если родители неудачники, то
часто, вопреки собственной воле, они
передают именно свою программу
неудачников.

По мнению таких
родителей, их неудачи – следствие
обстоятельств, помешавших воплотить
конкретные идеалы. На самом же деле
причина неудач – в самой системе
ценностей, которую они лелеют в себе и
теперь пытаются привить детям.

Бывает, конечно,
и так, что родители отдают себе отчет в
подлинной причине своих ошибок. В этом
случае называемые Бёрном заповедямиродительские наставления, действительно,
хороши. Родители желают ребенку добра,
учат его тому, что, согласно их картине
мира и жизненным представлениям, принесет
ему благополучие и успех.

Однако часто
возникает противоречие между «заповедями»,
носящими характер вербальных деклараций,
и программой, реально воспринимаемой
ребенком от родителей. Это происходит
потому, во-первых, что помимо родительских
«заповедей» ребенку предъявляется
родительский образец
поведения,
которому – и это не является открытием
Бёрна – дети более склонны следовать,
нежели пустым словам.

Есть и вторая
причина противоречивого воспитательного
воздействия. Пример его я позволю себе
привести, отвлекшись от Бёрна, из
«сентиментального романа» Ф.М. Достоевского
«Белые ночи». Настеньку, юную героиню
этой, по сути, повести, слепая бабушка
ее держала в такой строгости, что даже
«пришпиливала» булавкой девичье платье
к своему, дабы внучка неотлучно сидела
дома. Бабушка, единственная воспитательница
сироты, страшно боялась, как бы ту не
соблазнил какой-нибудь повеса. Чтобы
предостеречь девушку от опасности,
бабушка пересказала ей, о чем писано во
французских любовных романах (ими
бабушка, оказывается, зачитывалась в
молодости). Бабушка все выспрашивала у
внучки, кроме того (в неподдельной
тревоге!), хорош ли собою и молод ли их
новый жилец.

В такой форме
предостережение воспитателя является,
скорее, подстрекательством. Да и
произносимый текст часто противоречит
невербальным приказам и поощрениям,
исходящим от взрослого. «Мать может
совсем не знать о том, – пишет Бёрн, –
что выражение ее лица очень сильно
влияет на ее детей»107.

«Заповеди»
взрослого также могут идти вразрез с
его подлинными интересами. Начиная с
того, что в отпрыске всегда приятно
видеть свое отражение, даже отражение
собственных негативных сторон, кончая
бессознательным стремлением воспитателя
извлечь из общения с ребенком сиюминутную,
актуальную в настоящий момент, выгоду
для себя.

Приведу на сей
раз нелитературный пример взаимодействия
бабушки с внучкой.

Бабушка
контролирует выполнение девочкой
домашних заданий и постоянно ругает ее
за несамостоятельность, мол, вечно над
ней надо стоять, иначе не поймет,
закопается или вовсе что-нибудь сделать
забудет.

При этом бабушке
приятно чувствовать свою востребованность.
При «самостоятельной» внучке ей стало
бы одиноко, ведь она в душе не уверена,
будет ли нужна девочке, если перестанет
помогать делать ей уроки.

Ребенок, в свою
очередь, не умеет выразить привязанность
к бабушке (или лишен этой возможности),
иначе как устраняя тайные опасения и
оправдывая ожидания той, т.е. демонстрируя
полную зависимость от ее помощи. В
результате девочка все более теряет
уверенность, находясь в школе без
бабушки. А бабушка, сердясь из-за плохих
отметок, с нежностью глядит на свою
подопечную: не время еще мне скучать:
вон сколько с внучкой возни.

Маленькие
трагедии такого рода возможны, поскольку
«заповеди», полезные наставления,
исходят от так называемого Заботливого
Родителя
, провокациями и подстрекательством
занимается в родителеСумасшедший
Ребенок
, а чудеса интуиции демонстрируетПрофессор – Взрослый в Ребенке.

Терминология
Э. Бёрна останется непонятной, если мы
не обратимся к его концепции трансакций,
необходимой для понимания сценарной
теории.

Но прежде стоит
сказать о позиции Бёрна в отношении
глубинной психологии. «В доктринальном
смысле сценарный подход тесно связан
с психоанализом, представляет собой
одно из его ответвлений»108,
– признается сам Бёрн. Так что не
совсем прав Э. Самуэлс, относя его в
своей классификации к «неосознанным
юнгианцам»109.Бёрн признает «родство» и с Фрейдом, и
с Юнгом. Тем не менее, в отличие от
юнгианского, сценарный анализ предпочитает
рассматривать модели социального
восприятия и поведения человека скорее
как результат его социализации, а не
генетической предрасположенности, что
не мешает Бёрну заимствовать у Юнга
примеры этих моделей и отношение к
мифологии как к реестру оных.

Если сценарная
теория соотносится с аналитической
психологией К. Г. Юнга, то прослеживается
очевидная связь так называемых
Эго-состоянийв трансактном анализе
со структурными элементами личности,
по З. Фрейду.

Бёрн обнаруживает
три основных Эго-состояния: Родитель,
Взрослый, Ребенок (Р, В, Ре приблизительно
соответствуют Сверх-Я, Я и ОНО).

Эго-состояния
представляют собой набор согласованных
поведенческих схем, они являются не
ролями, но стабильной психологической
реальностью, находящей выражение в
эмоциональном состоянии человека, его
тонусе, позах, интонациях.

Все три
Эго-состояния доступны и необходимы
каждому человеку, если не нарушен их
баланс. В каждый конкретный момент, в
каждой ситуации общения поведение
человека определяется одним из трех
Эго-состояний.

Родительское
Эго-состояние соответствует образу
реального родителя в памяти человека.
Это, как правило, поучающий (строгий или
заботливый) родитель, но иногда и
провоцирующий (родительская ипостась
Сумасшедшего Ребенка). Родительское
состояние активируется для освобождения
от принятия решения в каждом тривиальном
случае, а также помогает человеку
выполнять обязанности родителя
собственных детей.

Эго-состояние
Взрослого направлено на объективную
оценку реальности. Пребывая в нем,
человек способен эффективно и рационально
строить свои отношения с окружающими,
а также разрешать внутриличностные
конфликты собственных Родителя и
Ребенка.

Эго-состояние
Ребенка
не отличается единообразием.
Бёрн обнаруживает три линии поведения
в этом состоянии: 1) поведение слабого,
пугливого и обидчивого, капризного
существа; 2) поведение так называемого
Естественного Ребенка – бунтующего,
иногда проказника, но, в целом, неистощимо
творческого, радостного и свободного;
3) наконец, поведение маленького Профессора
(психологии) – интуитивного знатока
душ, манипулятора, изобретателя, порой
интригана.

Сумасшедшим
Ребенком, проявившимся в обоих моих
примерах с бабушками, Бёрн называет
некоего эгоистичного и злокозненного
бесенка, исподтишка сводящего на нет
все усилия как благонамеренного Родителя,
так и мудрого Взрослого.

В соответствии
с теорией Бёрна, каждый человек, единый
в трех лицах (т.е. в трех Эго-состояниях),
может быть схематически изображен
чем-то вроде снеговика (см. рис. 1), хотя
правильнее изображение выглядело бы
так (см. рис. 2), где «1» – область обманов,
а «2» – область иллюзий. То, что остается
в итоге от зоны Взрослого, и есть область
подлинной автономии человека, позволяющей
ему осознанно принимать независимые
решения.

Рис.1

Рис.2

Рис.3

11

2

преподаватель студент

Рис.4: а)
б)
в)

препод.
студ. препод. студ. препод.
студ.


Рис.5


Рис.6

препод.
студ. дьяк Солоха

Единицей общения
двух людей, по теории Э. Бёрна, следует
считать трансакцию, состоящую из
«трансактного стимула» (со стороны
одного участника диалога) и «трансактной
реакции» (ответа другого участника
диалога). На схеме изображаются
разнонаправленными стрелками.

Такой обмен
репликами (вербальными или невербальными)
может происходить в одном из Эго-состояний
собеседников или осуществляться
одновременно на двух уровнях.

Наиболее
распространены простые дополнительныетрансакции (см. рис. 3), где реакция исходит
из того же Эго-состояния, к которому
обращен стимул, и направлена к тому же
Эго-состоянию, от которого стимул
исходил.

Например, диалог
на экзамене между преподавателем и
студентом:

– Как, Вы этого
не знаете?! Я посвятил этому две лекции!
– Извините, как раз эти две лекции я
проболел.

Этот обмен
репликами вполне укладывается в
представленную схему. Строгий наставник
(Р) обращается к Ребенку (Ре) в студенте,
рассчитывая получить в ответ оправдание.
Расчет оказывается верен. В случае
простых дополнительных трансакций,
считает Бёрн, процесс коммуникации
может протекать гладко и до бесконечности.

Но представьте
гипотетическую ситуацию, когда в ответ
на свою реплику:

– Как, вы этого
не знаете?! Я посвятил этому две лекции!
– экзаменатор услышит от студента:

– Две сумбурные
лекции, из которых трудно было что-либо
понять! Следует четче формулировать
свои мысли.

Или просто:

– Когда мне
можно будет пересдать экзамен?

Процесс
коммуникации в тоне, заданном репликой
преподавателя, в обоих случаях прервется
незамедлительно, как и после третьего
варианта студенческого ответа:

– Вы предложили
настолько нестандартный ракурс
рассмотрения проблемы, что тема оказалась
выше моего понимания.

Схемы трех
последних вариантов трансакций см.
на рис. 4.

Именно из-за
того, что «копья скрещиваются» на этих
схемах, Бёрн назвал подобные трансакции
пересекающимися. Реагирующий
собеседник отвечает в Эго-состоянии,
неожиданном для стимулирующего, приводя
того, по меньшей мере, в замешательство.
В случае «а» вместо ожидаемого оправдания
экзаменатор получает от студента строгий
«родительский» выговор. В случае «б» –
слышит вопрос Взрослого, переводящий
диалог из эмоционального в конструктивное
русло. В варианте «в» Взрослый студента
льстит Ребенку в экзаменаторе,
маскирующемуся под Родителя: ведь именно
Ребенок обижен, что его лекциями
пренебрегли!

Третий тип
трансакций, обнаруженных Бёрном, –
скрытые трансакции, происходящие
одновременно на двух уровнях – социальном
и психологическом. Приведенный мною
вариант «в» пересекающейся трансакции
можно ведь было бы представить и так
(см. рис. 5):

Социальный
уровень:

Родитель в
экзаменаторе:

– Вы не исполняете
свой студенческий долг.

Ребенок в
студенте:

– Извините, я
глупенький.

Психологический
уровень:

Ребенок в
экзаменаторе:

– Ты меня не
любишь, не хочешь слушать! Сейчас я тебе
отомщу!

Родитель в
студенте:

– Я тебя люблю,
деточка, не плачь! Вот тебе конфетка: ты
выдающийся ученый, твои лекции – не для
средних умов.

Чтобы представить
наиболее простой случай скрытой
трансакции, вспомним разговор дьяка и
Солохи из «Ночи перед Рождеством» Н. В.
Гоголя. «Дьяк подошел к ней ближе,
кашлянул, усмехнулся, дотронулся своими
длинными пальцами ее обнаженной полной
руки и произнес с таким видом, в котором
выказывалось и лукавство, и самодовольствие:

– А что это у
вас, великолепная Солоха? – и, сказавши
это, отскочил он несколько назад.

– Как что? Рука,
Осип Никифорович! – отвечала Солоха»110.

Мы видим в этой
ситуации флирта двойную скрытую
дополнительную трансакцию (см. рис. 6).
На социальном уровне происходят запрос
и передача информации между двумя
взрослыми. На психологическом уровне
два Ребенка обмениваются сигналами
готовности к некоей увлекательной игре.

Слово «игра»
в трансактном анализе Э. Бёрна – одно
из ключевых. Под игрой автор теории
подразумевает серию скрытых дополнительных
трансакций с иногда бессознательно, но
всегда четко определенным исходом. Игры
в человеческом общении характеризуются
наличием скрытого (порой от сознания
самого игрока) мотива и обязательным
получением выигрыша по крайней мере
инициатором игры.

Играют люди ради
выгоды, а не веселья, поэтому исходы игр
могут быть трагичны, а ставки высоки –
от известной черной шутки «вот отморожу
уши маме назло!» до войны, самой зловещей,
по мнению Бёрна, из человеческих игр.

Разоблаченным
им играм Бёрн дает забавные и не лишенные
цинизма названия: «Ну что, попался,
негодяй!», «Гость-растяпа», «Если б не
ты…», «Загнанная домохозяйка», «Отшлепай
меня, папочка!» и т. п.

Человеческое
общение Бёрн подразделяет на пять видов
по степени возрастания доверия и
эмоциональной заинтересованности
партнеров по общению друг в друге.

Процедура
серия простых дополнительных Взрослых
трансакций, характеризующихся
целесообразностью и эффективностью.
Процедуры мы выполняем в ситуациях
ролевого, профессионального общения,
например, в ситуации «покупатель –
продавец».

Ритуал –
стереотипная серия простых дополнительных
трансакций, заданных внешними социальными
факторами. Ритуальное общение планируется
Родителем и осуществляется полуавтоматически.
Примером ритуальной служит светская
беседа, содержащая нормированные
«поглаживания» (дежурные комплименты,
проявления умеренного участия и проч.).
Ритуальное общение позволяет успешно
структурировать время и присматриваться
к собеседнику на безопасном расстоянии.

Времяпрепровождение
– серия полуритуальных дополнительных
трансакций вокруг одной темы из разных
Эго-состояний. Времяпрепровождения
классифицируются в зависимости от пола,
возраста, социальной и культурной
принадлежности участников. Главная
функция времяпрепровождений –
предоставить людям возможность
бессознательного отбора себе партнеров
по играм.

Игрыпозволяют
все еще избегать пугающейБлизости,
но уже избавиться от скуки времяпрепровождений.
Играют все (пожалуй, кроме прямолинейных
шизоидов), боясь выпустить из рук этот
спасательный круг ни к чему не обязывающего
контакта, боясь остаться беззащитными
в бушующем океане подлинных человеческих
страстей.

Однако если
счастливая возможность подлинной
близости улыбнется, многие рискуют
отбросить игры ради нее. Важно сохранить
способность вовремя отказаться от игры,
не стать жертвой манипуляций более
ловкого игрока. Важно осознавать
происходящее, чтобы оградить собственную
независимость.

Процесс
воспитания
ребенка, егосоциализации
это, считает Бёрн, обучение его
процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям.
Происходит оно путем усвоения инструкций
и подражания ребенка окружающим.
Своевременное усвоение трех базовых
видов общения определяет социальные
возможности, доступные взрослому
индивиду.

«Наследование»,
также путем имитации, игр из поколения
в поколение определяет, как человек
воспользуется своими социальными
возможностями.

Именно любимые
игры (в Бёрновском смысле) определяют
во многом судьбу человека в качестве
элементов его жизненного сценария.

Сценарий, как
легко догадаться, основное понятие
сценарной теории Э. Бёрна, получает у
него множество определений. Попробуем
их свести воедино.

Сценарий –
постепенно развертывающийся жизненный
план, который формируется еще в раннем
детстве в основном под влиянием родителей,
а позже дорабатывается ребенком под
иными внешними влияниями. Каждый сценарий
базируется на ограниченном количестве
тем, большинство которых можно найти в
греческой драме и мифологии. Сценарию
всегда противостоит подлинная личность,
живущая в реальном мире.

Бёрн предлагает
даже формулу сценария: РРВ – Пр – Сл –
ВП – Итог, то есть Раннее Родительское
Влияние – Программа – склонность
Следовать программе – Важнейшие Поступки
(брак, воспитание детей, развод и др.) –
Итог (предполагаемые сцена собственной
смерти и надпись на могильной плите).

Американский
психолог вовсе не хочет сказать, что
вся наша жизнь строго детерминирована
родительской программой или сценарием.
«Сценарная теория утверждает, что в
определенные критические моменты
человек следует сценарным указаниям;
в остальное же время он идет туда, куда
его влечет, и делает то, что диктует его
воображение»111.

В зависимости
от степени влияния программы, Бёрн
обозначает три типа судьбы: сценарный,
насильственный и независимый. А также,
соответственно,три типа личности:
1) руководимая сценарием; 2) одержимая
сценарием (как правило, роковым, с
трагическим итогом); 3) о полностью
«несценарном» типе личности говорить
не приходится, да формирование такой
личности и не является целью, к которой
нужно стремиться. Поведение же будет
не сценарным, если результат его можно
изменить и сложилось оно не под влиянием
родителей.

«Жизнь моя, –
говорит о себе Э. Бёрн, – представляется
осмысленной потому, что я следую долгой
и славной традиции предков, донесенной
до меня моими родителями. Но я знаю, что
есть области, где я способен
импровизировать»112.
Именно такая позиция характеризует
сценарный тип судьбы и личность,
руководимую сценарием.

Критерий степени
влияния родительской программы на
судьбу человека не единственный в
типологии личности, насколько в
теории Бёрна можно вычленить типологию.
Само качество этого явления становитсявторым критериеми дает два основных
типа: Принцев/Принцесс (Победителей) и
Лягушек (Неудачников).

«Победитель –
человек, преуспевающий (с его точки
зрения) в том деле, которое он намерен
сделать. Неудачник – тот, кто не в
состоянии осуществить намеченное»113.

Неудачник, как
правило, жертва прошлой активности
Сумасшедшего Ребенка его воспитателя.
Победитель – продукт «хорошего сценария»,
благожелательные предписания которого
носят адаптивный, а не запрещающий
характер, сценария, снабженного многими
«разрешениями».

«Чем больше у
человека разрешений [от
родителей], тем меньше он
связан сценарием»114.Эти разрешения не надо путать со
вседозволенностью. Важнейшими среди
них Бёрн называет разрешения быть
красивым, любить, изменяться, успешно
справляться со своими задачами.

Поясняя свою
мысль, Бёрн ссылается на сказку о Золушке
Шарля Перро, подчеркивая роль феи в
судьбе героини. Фея не только снабдила
девушку в нужный момент платьем и
экипажем, но наделила Золушку счастливым
даром, обаяние которого больше, чем
красота. Именно этот дар сделал замарашку
Принцессой.

«Перро делает
вывод о необходимости родительского
разрешения в том случае, если ребенку
суждено совершить в своей жизни что-либо
важное. Он говорил о том, что человеку,
бесспорно, нужны ум, отвага и благородство.
Но ни одна из этих добродетелей не
проявит себя в жизни, если человек не
получит благословения от волшебников
и пророков»115.

А именно
волшебниками и пророками, как утверждает
Бёрн, представляются маленькому ребенку
его воспитатели. На первой стадии своего
развития малыш вообще имеет дело с
«магическими» людьми. Даже герои
телерекламы излучают на него волшебный
свет. Родители же являются ребенку
гигантскими фигурами, вроде мифологических
титанов, что позволяет Бёрну говорить
о сценарии как о родительском «колдовстве»
или «заклятии».

Магическое
детское восприятие и обеспечивает
трепетную чувствительность ребенка к
программе. Оно вообще является основой
существования человечества, если под
этим подразумевать преемственность
культурной традиции.

Третий критерийв типологии Э. Бёрна – иллюзорная
установка в отношении судьбы, определяемая
сценарием. По этому основанию люди
делятся на две категории: 1) ждущих Санта
Клауса (и собирающих поэтому подарки
судьбы); 2) ждущих Смерти с косой
(как избавительницу от постоянных ударов
судьбы). Первая иллюзия предпочтительней,
но утрата обеих бывает чрезвычайно
болезненной.

Четвертый
критерий
– социальные установки
личности. Он связан с разделением людей
на Принцев и Лягушек. Тип социальной
установки, диктуемый сценарием, Бёрн
называетпозицией-местоимениеми
связывает также с установкой личности
в отношении судьбы.

Первое, что люди
чувствуют друг в друге, – это их позиции…
В западных странах, считает Бёрн, одежда
свидетельствует о позиции своего хозяина
значительно ярче, чем о его социальном
положении. Люди со сходными установками,
как правило, стремятся вступить в контакт
друг с другом.

Обозначив Принца
(Победителя) знаком «+», а Лягушку
(Неудачника) знаком «-», Бёрн выводит
формулы четырех базовых позиций:

  1. Я«+» Ты«+» (ориентация на
    успешный итог сценария);

  2. Я«+» Ты«-» (установка
    превосходства);

  3. Я«-» Ты«+» (депрессивная
    установка);

4) Я«-» Ты«-»
(безнадежность, предполагающая
самоубийство, психиатрическую лечебницу
и т. п. в итоге сценария).

Путем включения
в формулу местоимения «они» и
прилагательных-антонимов количество
позиций может быть увеличено «до
количества людей в мире»116,как заявляет создатель типологии,
обозначая тем самым известную ее
условность (свойственную и всякой
типологии).

Э. Бёрна интересует
не строгость классификации, а возможность
«внесения поправок» в сценарий, в
частности, возможность достижения
устойчивого изменения социальной
установки. Что же касается частых и
непродолжительных перемен позиций, то
они – признак нестабильной, тревожной
психики, возможно, признак «сценарного
сбоя».)

«Устойчивые
изменения позиции, – пишет Бёрн, – могут
происходить… спонтанно либо с помощью
психотерапевтического воздействия. А
могут наступить и благодаря возникшему
сильному чувству любви – этому целителю,
представляющему собой естественную
психотерапию»117.

Направить
изменения в нужную сторону терапевту
помогает анализ «сценарного аппарата»,
т.е. анализ элементов неудачного сценария.

Антисценарий –
заложенный в ходе программирования
способ освобождения от сценария. Он
может быть ориентирован на событие
(определять продолжительность сценарного
диктата до рождения третьего ребенка,
допустим) или на время («после 70 лет
можно забыть о чувстве долга и делать,
что хочется»).

Об антисценарии
Бёрн пишет: «Так же, как многих взрослых
занимает вопрос, как добиться своего,
не нарушая закона, так и дети стремятся
быть такими, какими им хочется, не
проявляя при этом непослушания… Хитрость
воспитывают и поощряют сами родители:
это часть родительского программирования.
Иногда результатом может стать выработка
антисценария, в связи с чем ребенок сам
меняет смысл сценария на противоположный,
оставаясь в то же время послушным
изначальным сценарным указаниям»118.

Интересно,
сколько психиатров выбрали специальность
как антисценарий к родительскому
проклятию: «Психушка по тебе плачет!»?..

Как видим,
следование антисценарию все же не есть
освобождение от родительской программы.
Даже «бунт» может предполагаться
сценарием, а действительно независимые
попытки эмансипации привести не к замене
программы, а всего лишь к глубокой
депрессии как следствию «проваленного»
(невыполненного, но и ничем не замещенного)
сценария. «Там, где свобода ведет к
поражению, – горько констатирует Э.
Бёрн, – она иллюзорна»119.
И продолжает: «Избавившись от
родительского «колдовства», некоторые
люди становятся незащищенными и легко
могут попасть в беду. Это хорошо показано
в волшебных сказках, в которых проклятие
влечет беды и несчастья, но оно же спасает
от других бед… Так, Спящую Красавицу
сто лет защищали колючие заросли…»120.

Определяя задачи
сценарного анализа
, Бёрн ставит
основную егоцель: помочь любому
обратившемуся за консультацией человеку
стать свободным в осуществлении своих
намерений, пересилить родительское
программирование и страх перед наказанием
за непослушание (речь идет, разумеется,
о «плохой» программе).

Метод
аналитической работы близок юнгианской
амплификации: «Одну из целей сценарного
анализа, – пишет Бёрн, – мы видим в
соотнесении жизненного плана пациента
с грандиозной историей развития
человеческой психики с самых пещерных
времен вплоть до наших дней»121.Чтобы докопаться до сути «сценарной
иллюзии», следует прибегнуть к помощиволшебной сказки.

Иногда пациент
сам знает не только то, какая сказка
произвела на него в детстве сильное
впечатление, но и «программный»
смысл ее сюжета для себя (вспомним случай
с девушкой, любившей «Аленький цветочек»).
Но обычно сценарному аналитику приходится
работать только с эмоциональным,
неотрефлектированным, предпочтением.

При этом важно
не ошибиться, не навязать человеку
сценарное значение мифа, нейтрального
в его жизни. Бёрн предлагает проверять
«сценарный диагноз», сверяя выводы
нескольких независимых аналитиков и
сопоставляя их с информацией о жизни
пациента хотя бы последних пяти лет.

Увлекательная
процедура амплификации (сопоставления
реалий с мифологемами, наложения
сказочной рамки на действительность
или, точнее, возведение последней в
непреходящую область мифа) напоминает
мне настольную игру для дошкольников
«Домики-сказки», которую мне подарили
в дет- стве.

В нее играют по
принципу лото. Выигрывает тот, кто
быстрее закроет лежащие перед ним
картинки маленькими карточками, которые
в случайном порядке показывает ведущий.
На каждой карточке – один сказочный
герой, на каждой большой картинке –
пустующий сказочный домик. По некоторым
признакам (вроде забытой на подоконнике
красной шапочки) можно догадаться,
персонажами какой одной сказки предстоит
этот домик заселить.

Малышу очень
важно правильно определить, каких именно
сказок домики оказались в его распоряжении.
Во-вторых, важно не перепутать царевен,
например, или волков (царевну Несмеяну
с царевной-лягушкой, коварного волка
из «Красной Шапочки» с прямолинейным
его сородичем из «Трех поросят»).

Если дошкольника
так и не выучить справляться с этими
двумя задачами, в зрелом возрасте ему
не миновать аналитика с его сказкотерапией.
Сценарный анализ определит, в конце
концов, правильно набор «больших карт»
(«домиков-сказок») клиента и займется
«идентификацией личности» жильцов.

Быть может, нужно
не менять сценарий, а всего лишь проверить
аккуратность его сценической постановки?
Ведь царевне Несмеяне не видать радости
с Иваном-царевичем, который и сам всегда
«невесел, буйну голову повесил». Дурачку
не потешить Василису Премудрую (сама
кого хочешь удивит), а хам и лежебока
Емеля из «По щучьему велению» не станет
прыгать на коне за перстнем царевны из
«Сивки-Бурки», как ей бы того хотелось…

Анализ поможет
понять, «вашего ли романа герой» (вашей
ли сказки!) тот, к кому вы, возможно,
ошибочно (и тщетно) предъявляете
собственные сценарные требования.

Убедившись, что
терапевтическая версия имеет под собой
почву, Бёрн предлагает окинуть сказочный
сюжет «взглядом марсианина». Вопросы
при этом могут возникнуть у исследователя
самые неожиданные: как могла, например,
мать отправить Красную Шапочку через
лес, зная, что в нем водятся волки?! И
каких приключений искала бабушка, живя
в таком лесу одиноко, с незапирающейся
дверью?.. А не стоит ли, учитывая финал
сказки, вывести из нее мораль, обратную
общепризнанной? Это волкам опасно
заговаривать в лесу с маленькими
девочками, которые кажутся наивными, а
не наоборот!

Дело в том, что,
говоря об актуализации мифологического
мотива в жизни современника, следует
помнить: мифологема помимо традиционной
имеет множество иных интерпретаций,
любая из которых может пригодиться для
прояснения смысла и направленности
реальных событий человеческой жизни.

На пути к истокам
сценария своего клиента аналитик не
должен пренебрегать мелочами (и это
вновь заставляет нас вспомнить Шерлока
Холмса). Большой удачей можно считать
обнаружение самой формулы родительского
«заклятья», самого «заклинания». Ведь,
как правило, оно складывается из
повседневных указаний, которым родители
и не думали придавать столь «судьбоносного»,
как нынче стали говорить, значения.

По мнению Бёрна,
социализация малыша пойдет совсем
разными путями в зависимости от того,
что говорили ему родители во время
приема гостей: «Не открывай рот, пока
тебя не спрашивают!» или «Представься
гостям и расскажи им стишок!» (смысл:
«не высовывайся!» или «покажи, на что
ты способен!»).

На сценарий
может оказать также влияние то, что
человек узнает об обстоятельствах
собственного зачатия и рождения, имя,
которым его нарекли, и фамилия, доставшаяся
от предков как благословение или
проклятие.

Вообще влияние
предков
трудно переоценить, считает
Э. Бёрн. «Как показывает мифология и
практическая деятельность, к прародителям
относятся с благоговением или ужасом,
тогда как родители вызывают восхищение
или страх. Изначальные чувства благоговения
и ужаса оказывают влияние на общую
картину мира в представлении ребенка
на ранних стадиях формирования его
сценария»122.

Как явствует из
этой цитаты, родители вызывают более
реалистичные эмоции, образ же предков
(к которым Бёрн причисляет уже и бабушек
с дедушками) овеян поистине религиозным
чувством в детском восприятии.

Истоки многих
жизненных сценариев можно проследить,
вглядываясь в события жизни прародителей,
считает Бёрн. Семейные предания наравне
с национальной и всемирной мифологией
определяют характер социализации
индивида. Если К.Г. Юнг усматривал в
этом архетипическую природу, близкую
генетической программе, как мы бы сказали
теперь, Э. Бёрн видит исключительно
социальное влияние.

Я склонна
придерживаться классической, юнгианской,
точки зрения, поскольку открытым в
теории Бёрна остается вопрос о причинах
бессознательного предпочтения ребенком
того или иного влияния, если они
оказываются параллельно несколькими
значимыми фигурами.

Утверждая, что
сценарий складывается, в основном, к
шести-восьми годам, Бёрн, как я уже
говорила, допускает возможность и более
позднего внесения поправок (не говоря
об оптимизме его терапевтической
установки). «Сценарный аппарат гораздо
более подвижен, чем аппарат генетический,
и постоянно изменяется под воздействием
внешних факторов, таких как жизненный
опыт и предписания, получаемые от других
людей. Очень трудно предсказать, когда
и как кто-то из посторонних скажет или
сделает что-то, что изменит весь сценарий
человека. Возможно, это будет реплика,
случайно услышанная… в толпе»
123
,
– признает аналитик.

С моей точки
зрения, никакая реплика, случайно
услышанная однажды или вбиваемая в
голову ежедневно, не окажет ни малейшего
воздействия на судьбу человека, если
не ляжет на уже имеющуюся архетипическую
предрасположенность, возможно, дремлющую
до поры.

В испанской
сказке о птице Правде дети срочно должны
получить от филина сведения, для них
бесценные. Но филин спит, и только одно
волшебное слово способно пробудить
его. Дети забыли какое! Случай помогает:
в отчаянии дети шепчут: «Какая страшная
ночь!»

Эта случайная
реплика в сказке оказывается той, что
«изменит весь сценарий», потому что
волшебным словом-будильником и было
слово «ночь». Филин заговорил.

То же самое
происходит и в человеческой жизни:
архетипическая модель может и не
«проснуться» – не активироваться, если
не будет приведен в действие «пусковой
механизм» (о нем мы уже говорили,
рассматривая теорию Юнга). Однако, скорее
всего, механизм приведен в действие
будет – тогда, когда созреет необходимость.
Ибо он заложен в самой модели. Ибо что
более естественно было прошептать в
полночь испуганным детям, чем «ночь…
какая страшная ночь!»? Так ли уж случайно
доносятся до нас «случайные реплики»?..

Однако Бёрн
прав, говоря о возможности свободы при
выборе человеком модели своего поведения
(впрочем, это – краеугольный камень
психоаналитического подхода вообще).

Как цепь простых
дополнительных трансакций можно оборвать
пересекающейся трансакцией, так и
бессознательно осуществляемую череду
сценарных поступков можно приостановить
в критической точке, «объективировав»
происходящее (термин Д.Н. Узнадзе).

Тогда, в пустоте
этой напряженной паузы, сознание свободно
оценит диапазон доступных возможностей,
а интуиция подскажет, куда ступить.

Каждый из нас
когда-нибудь становится «витязем на
распутье» в своей жизни. Все мы сначала
едем, бросив поводья и задремав в седле,
пока дорога кажется единственной, а
умный конь сам везет нас по ней. Но как
только покажется, что путь оборвался
(в пропасть ли или в чисто поле), – глядь,
а не оборвалась дорога, но разбежалась
на три стороны. А на камне написано… Не
для коня, для витязя написано, что будет,
если по каждой из тропок пойдет. Ему
решать.

Неосознаваемый план жизни получил название жизненного сценария.

Формула закладки сценария:
Сценарий равен сценарным запретам плюс сценарным предписаниям и решениям, которые принимает по их поводу ребенок .
Предписания сообщают ребенку, что он должен делать, запреты — что не должен делать. Выполнение предписаний вознаграждается, нарушение запретов карается.
Эта «семейная программа модификации поведения» помогает родителям контролировать действия своих детей.

Запреты + Предписания > Решение = Сценарий

Соответственно, исходя из сценария, человек выбирает игры, в которые будет играть.

Автономные решения представляют собой самостоятельные решения, принятые Взрослым состоянием по результатам анализа информации, имеющейся во всех трех состояниях личности человека. Чем больше автономных решений, тем более человек свободен от своего сценария.

Обычное поведение в обыденной жизни может определяться здравым смыслом или автономным решением. А принятие ответственных решений или поведение в стрессовой ситуации определяется сценариями.

Сценарии основываются на запретах и предписаниях.

Пять директив оказались также особым образом связаны с шестью схемами развития сценария. Наблюдая директивные стереотипы поведения человека, можно с уверенностью предсказать, по какой схеме будет развиваться его сценарий.

Известны пять директив:
Будь совершенным/совершенной
Нравься (другим)
Упорно Пытайся
Будь сильным/сильной
Торопись

В жизни они могут состоять из указаний о том, что нужно делать или не делать, а также суждений о людях и мире в целом. Вот несколько типичных предписаний:
«Веди себя прилично!», «Не капризничай!», «Будь хорошей девочкой!», «Много работай!»
«Ты должен быть лучшим в классе!», «Врать плохо», «Не выноси сор из избы».

Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица. Таким образом, умея распознавать пять форм директивного поведения, за короткое время можно много узнать о человеке. От каждой директивы имеется противоядие, которое называется дозволением. Если вам повезло с родителями, некоторые из этих дозволений вы получили от них. Если нет, то можно дать их себе самому.

Директива / Дозволение
Будь Совершенным / Совершенной Будь собой, ты и так неплох
Нравься Другим / Нравься себе
Будь Сильным / Будь открыт и выражай свои желания
Упорно Пытайся / Сделай
Торопись / Не торопись

Каждый раз, когда вы сознательно останавливаете свое директивное поведение и ведете себя независимо от директивы, вы невербально утверждаете соответствующее дозволение.

Следуя директиве, человек считает, что «Я ОК до тех пор, пока я… совершенен, нравлюсь другим и т.д.».
До тех пор, пока я слушаюсь заключенного в директиве контрсценарного указания, я считаю, что мне не нужно слушаться запрета.
Бывает, однако, и так, что я не в силах действовать согласно директиве. Мне не удается быть совершенным, нравиться другим и т.д. в той мере, которая бы удовлетворила моего Родителя. А из этого, согласно моим сценарным убеждениям, следует, что я должен слушаться запрета.
В результате человек начинает испытывать отрицательные чувства, так как соприкасается с ранним решением, принятым в связи с данным запретом. Проделывая эти шаги, он каждый раз воспроизводит свой сценарий в миниатюре. Тем самым, подкрепляя его.

Тейби Кейлер представил этот процесс в форме модели, которую он назвал минисценарием:

1. ДИРЕКТИВА (Я+ЕСЛИ) Никаких чувств
2. СТОПОР (Я-Т+) Типичные формы вымогательства:
Чувство вины, обиды, беспокойства, озадаченности, смущения, сконфуженности
3. ОБВИНЕНИЕ (Я+Т-) Типичные формы вымогательства:
Чувство осуждения, торжества, восторженности, язвительности, безупречности, ярости
4. ОТЧАЯНИЕ (Я-Т-) Типичные формы вымогательства:
Чувство никчемности, ненужности, безнадежности, загнанности в угол, «никто меня не любит», «все тщетно»

Выполняя директиву человек не испытывает никаких эмоций. Его Приспосабливающийся Ребенок считает, что пока он руководствуется директивой, он ОК.
Если человек не удовлетворяет условиям ОКейности, которые выдвигает его внутренний Родитель, — внутренне он судит себя: «Мне не удалось быть совершенным. Значит я не-ОК». В терминах минисценария этот запрет, который он слышит, переходя от директивы в позицию 2, называется стопором.
При переходе из директивы в стопор человек меняет жизненную позицию. Он переходит от директивного «Я ОК, если…» к «Я не-ОК, ты ОК».

Допустим, в детстве человек решил, что за не-ОКейные происшествия удобнее винить других, а не себя. В этом случае человек может быстро перейти в третью позицию минисценария, позицию обвинения.
Если жизненный опыт в раннем детстве привел человека к выводу, что «Я не-ОК, и ты тоже», в ходе минисценария я могу перейти в жизненную позицию Я-Т-. В этом случае я оказываюсь в четвертой позиции минисценария — позиции отчаяния. Я могу попасть в нее прямо из позиции 2 или в обход, через позицию 3.

Теория минисценария не предполагает какой-то определенной последовательности шагов при перемещении из одной позиции в другую. Каждый человек имеет свою собственную, типичную для него схему такого перемещения.

Запреты.
В основе ранних отрицательных решений у разных людей вновь и вновь обнаруживаются двенадцать запретительных тем.
12 родительских запретов (с частичкой НЕ):
— не будь, — не делай, — не расти, — не будь ребенком, — не будь самим собой, — не будь значимым (не высовывайся), — не принадлежи (не связывайся), — не будь близким, — не достигай успеха, — не думай, — не чувствуй, — не будь здоровым.

Сценарий является результатом компульсивного повторения — люди стремятся снова и снова пережить несчастливые события своего детства. В известной книге П. Коэльо «Алхимик» говорится: «То, что случилось с вами однажды — может не повториться никогда, то, что случилось с вами дважды — будет повторяться всю жизнь».

Типы сценариев:
Победители, Непобедители, Неудачники
Разновидности сценариев:
— сценарий «Никогда» (миф о Тантале)
— сценарий «Всегда» (миф об Арахне)
— сценарий «До тех пор пока» и «Перед тем как» (миф о Язоне)
— сценарий «После» (миф о Дамокле)
— сценарий «Снова и снова» (миф о Сизифе) или «Почти»
— сценарий «Рай в небесах» (история Филемона и Бавкиды)

Клод Штайнер в своей книге «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна», выделяет три основных жизненных сценария и освобождения от них :
— «Без любви» (депрессия) — нужно уметь принимать и отдавать поглаживания
— «Без разума» (сумасшествие) — нужно познавать мир, избегать игнорирования и ложной информации.
— «Без радости» (пристрастие к наркотическим веществам) — нужно найти потерянный контакт с собственным телом, научиться получать естественное удовольствие.

Феномен игнорирования представляет собой искажение реальности: обесценивание или преувеличение информации/ситуации, пассивное поведение.

В.В. Макаров приводит много примеров сценариев и игр, установок присущих именно России. Подробное описание этих аспектов описано в его книге «Игры, в которые играют… в России. Психологические игры новой России». Это такие игры как: «Игры городских улиц», «Приходите завтра», «Я прекращаю в любой момент», Игры «Нищих», «Игры маленьких детей».

Анализ психологических игр
В ТА игрой называется последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд очевидных, но со скрытой мотивацией. Два важнейших признака игры:

— скрытые мотивы; — наличие выигрыша. Главное, что отличает игры от других видов человеческой деятельности, — это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам. Хейзинга пишет, что у каждой игры свои правила, стоит нарушить правила, и все здание игры тотчас же рушится.
В мире высокой серьезности шулерам, мошенникам и лицемерам всегда доставалось меньше, нежели тем, кто нарушал игру: вероотступникам, еретикам, неофитам, узникам совести.

— все игры ведут происхождение от простой детской игры «Мое лучше, чем твое», «У меня лучше», которую легко наблюдать в любой группе четырехлетних детей. Тогда, как и теперь, эта игра заводилась ради мимолетного мига высвобождения из-под гнета неблагополучия.

Формула игры
Слабость > Ловушка > Ответ > Удар > Расплата > Вознаграждение
Или: Крючок + Клев… = Реакция — Переключение + Смущение + Расплата

Берн определяет «подначку» как наживку, используемую игроком, чтобы «подцепить» другого. «Уловка» — это психологическая трещинка в человеке, которая позволяет себя «зацепить». Он «на крючке», когда отвечает на «подначку». «Переключение» — это переход из одного эго-состояния в другое или, более вероятно, из одной роли в драматическом треугольнике в другую. «Удивление» описано Берном как чувство, аналогичное тому, что можно было увидеть на лицах хитрецов в старом телевизионном шоу «Невыполнимое задание», когда они были уверены, что выиграли, и вдруг осознавали, что на самом деле они на грани проигрыша.

Эрик Леннард Берн — американский психиатр и психолог. Стал основателем и разработчиком сценарного анализа. В нем он выделял три эго-состояния человека: взрослый, родитель и ребенок. По мнению Берна человек, вступая в контакт с окружающими, всегда находится в одном из состояний.

Суть сценарного анализа в том, что у каждого человека существует свой жизненный план, которому он осознанно или неосознанно следует. Этот план формируется во многом за счет влияния родителей и ближайшего окружения. Это может быть как положительный сценарий, так и отрицательный, вплоть до летального исхода.

Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» приводит пример ребенка, который вырос и стал врачом, но он всегда на столько много работал, что в скором времени заработал инфаркт и был вынужден прекратить свою практику. Почему так случилось? В детстве малышу родители сказали одну интересную фразу: «Закончишь усердно трудиться, когда у тебя инфаркт случится». Он прекрасно знал, что в обязательно порядке необходимо отдыхать, но ничего не смог с собой поделать. Всё было заранее предрешено.

Конечно, при большом желании и работой над собой можно выйти из прописанного сценария. Для вам этого необходимо:

1. Понять в чем ваш сценарий;
2. Распознать установки и изменить или избавиться от них;
3. Получить разрешение, тем самым отменив сценарий, с помощью авторитетного для вас человека.

Э. Берн заранее выявил 5 наиболее встречающихся сценария в жизни каждого человека.

Содержание

  • 5 самых распространенных жизненных сценариев
    • 1. «Пока не»
    • 2. «После»
    • 3. «Никогда»
    • 4. «Всегда»
    • 5. «Почти»
  • Эрик Берн «Люди, которые играют в игры»

5 самых распространенных жизненных сценариев

1. «Пока не»

Этот жизненный сценарий, говорит о том, что вы не умеете расслабиться. Берн сравнивает этот сценарий с мифом о Геракле, который должен был совершить множество подвигов, чтобы наконец-то стать бессмертным. Т.е. этот сценарий указывает на то, что человек каждый раз отказывается от своих желаний в угоду других.

Так, человек становится неуверенным в себе и тем самым безуспешным. Что же делать? Вместо фразы «У меня не будет результата, пока…» говорите «Если я это сделаю, то у меня обязательно будет результат». Разрешите себе получать подарки от вселенной, которая вас любит.

2. «После»

Благодаря этому сценарию человек твердо уверен, что за всё хорошее рано или поздно обязательно придется платить. И вот, когда в жизни происходит какой-то радостный момент, он уже думает о том, чем же на этот раз придется расплачиваться. Самый жизненный пример: Дама, которая ест вкуснейший десерт в её жизни, и представляет, как складочка жира на животе уже начала расти.

Осознайте, что страх и беспокойства вредят вашему организму куда сильнее, чем этот десерт. Не думайте о том, что плохой исход неизбежен. Если вы оцените ситуацию трезво и без предрассудков, то вы поймете, что положительный исход куда реальнее. Не накручивайте себя.

3. «Никогда»

Человек заранее поставил крест, что у него ничего не выйдет. Он не верит в себя и свои силы и как следствие смотрит на жизнь в качестве наблюдатель, который не собирается в ней участвовать.

Если вы замечаете за собой такое, то в срочном порядке вытаскивайте себя из зоны комфорта. Да, сначала будет тяжело. Но потом вы наконец-то узнаете на что вы способны и поблагодарите себя за это.

4. «Всегда»

Наверняка вы часто замечали, что людям свойственно наступать на одни и те же грабли. Да и вы, хотя бы одни раз в жизни, но отмечали и за собой одни и те же ошибки. Можно бесконечное количество раз быть не довольным очередным своим партнером, начальником, соседом и списывать это всё на злой рок. Куда сложнее поработать над собой.

Хорошенько проанализируйте свои действия. Возьмите ответственность за свою жизнь на себя, а не списывайте на проклятья. Все же может это вам надо выходить пораньше, чтобы успеть на работу, а не ругать каждый раз водителя, которому и так достается от других.

5. «Почти»

Жизненный сценарий по Эрику Берну «После»

Обладателем этого сценария жизни никогда не удается довести начатое дело до конца. Они или смиряются с этим и постоянно отшучиваются, либо же наоборот сильно переживают и зарабатывают нервоз и низкую самооценку. И тот, и другой вариант не лучший исход. 

Необходимо покопаться в себе и найти первопричину. Это может быть нехватка мотивации, низкая самооценка и многое другое. 

Эрик Берн «Люди, которые играют в игры»

Чтобы подробнее разобраться в себе и своём жизненном сценарии, рекомендую прочитать книгу Эрика Берна «Люди, которые играют в игры», в которой он подробно рассказывает о том, что вообще такое сценарий и как из него можно выйти. Так же в дополнение рекомендую прочитать книгу Клода Штайнера, коллеги Берна по сценарному анализу, «Сценарии жизни людей».

Не забывайте, что всё в ваших руках, самое главное — это действительно пытаться что-то сделать и упорный труд над собой. 

Глава 7. Учение о сценариях жизни


Формула сценария

Э. Берн предложил способ анализа сценария, который называется «Формула сценария». Формула сценария включает пять обязательных процессов, которые должны присутствовать в поведении клиента. Наличие всех пяти процессов свидетельствует о том, что это поведение — сценарное.

Формула сценария — ранние родительские предписания (1); программа (2); подчинение, согласие следовать программе (3); важные поступки, подтверждающие подчинение (4); развязка (5).

Рассмотрим пример. Регине 40 лет, она предприниматель. Одинока. Прародители Регины из репрессированных в советское время. Ее отец 10 лет провел в детском доме, из которого его в возрасте 14 лет и двух его младших сестер забрала бабушка, вернувшись из лагеря.

Мать Регины из зажиточной семьи, которая во время войны оказалась на оккупированной территории. Все мужчины в семье погибают. Остаются только женщины и дети. Женщины «демонстрируют чудеса выживания и адаптации, поддерживая друг друга, они поднимают детей, дают всем высшее образование».

Для родителей Регины это второй брак. Она желанный первенец. До двух лет ощущает себя принцессой, затем рождается брат, и мать тяжело заболевает, лежит по полгода в больнице. Отец отдает четырехлетнюю дочь в чужой дом, где семья бездетных пожилых людей за деньги присматривает за девочкой. Регине это не нравится, и она начинает болеть и, так же как и мать, подолгу лежит в больнице. Регина возвращается в семью в возрасте семи лет.

Ранние родительские предписания. Она отчетливо помнит родительские предписания, полученные в раннем возрасте. Мама твердо и серьезно говорила: «Ты уже взрослая», «Ты можешь все». Отец же говорил: «Не высовывайся», «Выше себя не прыгнешь». По-видимому, эти предписания были переданы по наследству родителям Регины от их родителей. Именно следование этим предписаниям позволило выжить отцу Регины в детском доме, а женщинам в материнской семье адаптироваться и вырастить детей в сложных условиях послевоенного времени. Итак, предписанием матери было: «Не будь ребенком, ты уже взрослая, ты можешь все», а отца «Не будь первой, не доверяй, не высовывайся». Невыполнение этих ранних родительских предписаний подразумевало — гибель, смерть, которые были так реальны для родителей Регины в их детском опыте. Эти детские страхи родителей давали эмоциональную окраску предписаниям, тем самым усиливая их бессознательную передачу дочери.

Программа. Ранние родительские предписания Регины были амбивалентными: «Ты можешь все», но при этом «не высовывайся, не будь первой». Программа должна была показать, какие стратегии поведения выбрала Регина для осуществления родительских предписаний. Отец говорил: «Терпи, за зимой будет лето», мать — часто повторяла: «Счастье не дается без борьбы». На этапе принятия стратегий поведения уже значительную роль играет и социальное окружение. Родительские стратегии хорошо уживались с советскими идеалами. «Будь сильной». «Пока я сильная, я выдержу все», «Женщина должна быть сильной!», «Счастье — удел сильных личностей».

Возврат в семью в семилетнем возрасте дал возможность Регине общаться со своими родственниками. Бабушка (мать матери) любила поучать внучку: «Не важно, что с тобой происходит внутри, ты должна хорошо выглядеть, быть корректной с другими, аккуратной и опрятной». Радовать других, особенно внешним видом, — одна из важных поведенческих программ Регины. Итак, две яркие стратегии: будь сильной (терпи, борись, но не высовывайся) и радуй других внешне (при этом не будь близкой, не показывай, что у тебя в душе).

Подчинение. Регина подчиняется своей программе. Она рано выходит замуж, вскоре теряет ребенка в родах, разводится. Но об этом никто даже не догадывается в институте, где она твердая отличница. Она не доверяет подругам, не высовывается со своими бедами, она аккуратна и корректна всегда и во всем. Она не проявляет слабости к себе, не берет академический отпуск. Если она проявит слабость и станет ребенком, начнет открываться и доверять — она может просто не выдержать и умереть от горя и слабости. Она считает, что ведет себя достойно, по-взрослому, однако она во власти сценария.

Важное поведение. В 22 года Регина принимает решение заняться собственным бизнесом, это период перестройки в стране, и такой шаг требует силы и мужества. За последующие 18 лет она переживала взлеты и падения в бизнесе. На терапию она пришла с запросом разобраться в своей неуспешности. В бизнесе Регина всегда выбирала области, где от нее требовались значительные усилия (дополнительные профессиональные знания, язык, жесткая конкуренция). Когда бизнес уже налаживался, она искусственно создавала новую ситуацию борьбы («Ты можешь все», «Счастье не дается без борьбы»). Однако то, как Регина создавала эти патовые ситуации в бизнесе, стоит рассмотреть отдельно. Это были тонкие манипуляции, интриги, где она была «серым кардиналом». Регина никогда не высовывалась, не была первой и значимой. Но именно она была автором интриги, которая поначалу приводила к успеху, и успех, кажется, нарастал… но в конце концов все довольно быстро приходило к краху бизнеса. «Не доверяй никому!» и «Не будь близкой ни с кем!» при этом «Не высовывайся!» — все отцовские предписания срабатывали, и разрушали то, что Регина с трудом создавала, следуя материнским посланиям «Ты уже взрослая и можешь все». Крах бизнеса приводил к отчуждению от коллег и партнеров, и давал новые возможности с трудом и усилиями строить новый бизнес. «С каждым крахом я становлюсь сильнее», — с гордостью говорила Регина. Аналогичное поведение и в личной жизни. Все мужчины в ее жизни были компаньонами в бизнесе. Крах бизнеса позволял Регине не становиться близкой и значимой для этих мужчин. Расставания всегда были неизбежными. Каждая последующая потеря закаляла ее и делала все «сильнее» — отчужденней, холодней, формальней.

Расплата. Эрик Берн указывает на существование четырех типов развязки сценария или наказания за следование сценарию: одиночество, истощение, сумасшествие и убийство себя или другого.

Расплата Регины — это одиночество. Она сознательно отказывается иметь детей. После первого мертворожденного ребенка она пылала желанием родить и долго методично лечилась. Наконец, она стала беременеть. И каждая ее беременность завершалась абортом. Причем ее партнеры, ее возможные мужья и отцы ее будущего ребенка не участвовали в принятии решения о прерывании беременности. Им сообщалось постфактум. Регина оправдывает свое поведение тем, что этот мужчина не достаточно силен, чтобы поддержать ее с ребенком в дальнейшей жизни. Замужество Регина рассматривает как недостойное для себя, сильной женщины, существование, оценивая его как финансовую и эмоциональную ловушку и зависимость от мужчины.

Возможен ли выход из сценария? Как избежать расплаты? Для Регины — это полный отказ от рассмотренного нами сценария. Если анализировать семейное генеалогическое древо Регины, то появление такого патологического сценария произошло под воздействием внешних социальных событий, которые вызвали перестройку семейного родового сценария. Война, оккупация, детский дом — внешние причины, которые заставили семьи искать новые стратегии поведения и адаптации. Именно они помогли выжить, но для Регины это чужие, устаревшие средства выживания, «протухшие консервы» из семейного «Неприкосновенного Запаса».

Психология bookap

До революции, со слов Регины, «в семейных преданиях зафиксированы только страсти по поводу любви и наследства. До замужества все девушки вели беззаботный образ жизни. Получали хорошее воспитание и образование. Главное для девушки — это хорошо и счастливо выйти замуж, а потом иметь хороший дом и здоровых детей. Меньше 7 детей не было никогда». Мощные социальные влияния привели к коренному изменению сценария этой семьи.

В своей терапевтической работе со сценариями мы используем метафору дерева. На сценарном родовом дереве Регины много ветвей и почек. Мы сами выбираем, в каком саду нам жить. Решение принимается ребенком в детстве. Взрослый же может, обрезав старые, больные ветки, дать жизнь новым росткам.

Пять из классификации Берна «Пока не», «После», «Никогда», «Всегда» и «Почти» имеют непосредственное отношение к большинству наших историй. Занимательно, что сценарные планы связаны с героями древнегреческих мифов. Что еще раз доказывает тезис о том, что ничто не ново под луной. Спустя тысячелетия природа человека остается неизменной.девушка на мосту

1. Пока не

Это сценарий тех, кто не способен получать удовольствие от жизни. Принцип жить «здесь и сейчас» им очень сложно применять. Перфекционистки, будь они домохозяйками или бизнес-вумен, не могут расслабиться и хотя бы на время забыть о своих обязательствах в угоду собственным делам. Качество жизни непременно страдает от привычки постоянно откладывать приятные моменты на потом.

Берн приравнивал этот жизненный план к мифу о Геракле, который должен был совершить дюжину подвигов для того, чтобы стать бессмертным. Но подвигов было всего двенадцать. Посчитайте, сколько раз за эту неделю вы отказывались от ваших желаний ради благополучия других?

Эта установка опасна тем, что человек теряет уверенность в возможности успеха, а с этим очень сложно жить. Вместо «у меня ничего не получится до тех пор, пока…» говорите себе «у меня обязательно получиться, если…». Научитесь принимать подарки судьбы. Некоторые награды достаются благодаря усилиям, некоторые просто надают с неба. И это закономерно.

деловая девушка

2. После

Эта установка предполагает уверенность в том, что за все хорошее, что происходит в жизни, рано или поздно приходиться платить. Идея неизбежной расплаты не позволяет человеку ощущать полноценное счастье в радостные моменты, он уже думает о будущем возмездии.

Хочется замуж? Забудь о свободе, придется заниматься домом и детьми. Мечтаешь об успешной карьере? Приготовься к зависти коллег и одиночеству. Наслаждаешься десертом? Скоро талия скажет тебе «до свиданья».

Живя с такими мыслями, вы теряете кучу энергии на преодоление страха наказания. Тут наблюдается аналогия с Дамоклом. Греческий царь веселился на пиру, пока не заметил подвешенного над ним на конском волосе меча и не потерял покой.

девушка в кресле

Совсем перестать бояться – это нереалистично. Осознавать, что действия имеют свои последствия нужно, но также нужно контролировать свою боязнь.
Улучшить ситуацию поможет небольшая корректировка. Во-первых, стоит выбросить из мыслей категорическое «неизбежно». Нужно внушать себе, что положительный исход вашего начинания куда вероятнее, чем отрицательный. И даже в случае провала, переживаний будет намного меньше, чем по поводу упущенной возможности.

Да, брак – это ответственность, но также любовь и поддержка. Путь к карьерной вершине тернист, но чувство самореализации и гордости за свои успехи того стоит. Сладкое вредит фигуре, но этот вред легко нейтрализовать упражнениями или долгой приятной прогулкой.

девушка ест десерт

3. Никогда

Это план заведомо проигравшего человека, которому очень сложно поверить в то, что он получит то, чего хочет больше всего на свете. К сожалению, людей, живущих за этим сценарием множество, и нужно признать этот факт.

Но прежде чем окончательно присоединиться к обществу посредственностей, нужно убедиться, не прячете ли вы где-то глубоко в себе большие амбиции. Если идея оставить след в истории, или хотя-бы показать на что вы способны, вам близка, то следует осознать то, что львиная доля ваших опасений надуманны.

девушка в короне

Откиньте то ненавистное «никогда», что парализует вашу волю к действию. Жить плохо, но привычно, наблюдая за происходящим с обочины – удобная, но провальная стратегия.

Такие переживания Эрик Берн сравнивает с Танталовыми муками. Герой был обречен испытывать жажду и голод, хотя питье и кушанья находились у него под носом. Вспоминается также древняя поговорка: перед тобой чистый путь, зачем ты сам разбросал перед собой камни?!

Вы ощущаете недовольство, но оно уже такое привычное и понятное. Выйти из зоны комфорта – вот единственное решение. Разберитесь со своими причинами отказа от рискованных действий. Иногда смене жизненного курса препятствуют самые близкие. Больно, сложно, но надо проявить твердость характера. Недовольство собой и своей жизнью рано или поздно даст о себе знать, и забота близких вас не спасет. «Никогда» не должно стать синонимом вашей жизни.

девушка и самолет

4. Всегда

Некоторые люди с удивительным постоянством совершают одни и те же ошибки, которые их ничему не учат. Они игнорируют уроки судьбы и наступают на те же до боли знакомые грабли. Яркие примеры – мы выбираем одинаковый тип партнера, который нам не подходит, каждые несколько месяцев меняем работу, не желая идти на компромиссы с начальством и коллегами. В основе такого поведения, как ни странно, находиться желание сохранять неудовлетворенность, вместо попытки достигнуть большего. «Я так и знала», «мне всегда не везет», «все люди, как люди, а я…»

Берн в этом случае вспоминает миф об искусной ткачихе Арахне, победившей богиню Афину. Афина признала свое поражение, но, затаив обиду, превратила Арахну в паука, обреченного вечно ткать свою паутину.

девушка упала

Люди с этой установкой уверены, что они преследуемы злым роком. Но на самом деле невезучесть – лишь в их голове. Берн утверждает, что такие персоны стремятся вести себя так, чтобы их невеселые прогнозы оправдывались. Вам всегда попадается тяжелый билет, или вы не очень то и готовились к экзамену?
Здесь также встречается элементарная неспособность сосредоточиться на том, что делаешь. Автобус от вас всегда убегает, или вы не способны организовать себя и выходить из дома пораньше?

Привычка анализировать свои действия перепишет негативный сценарий. Самовнушение собственной везучести тоже подойдет. Руководствуйтесь девизом – что бы ни произошло, идти по жизни нужно так, словно у вас весь мир под ногами!

карты

5. Почти

Свойство не доводить начатое до конца не редкость. Одни смиряются, другие зарабатывают невроз от постоянного чувства вины и самобичевания. К тому же, несделанные дела со временем собираются в большую кучу, погребая под собой мечты о карьере или красивых отношениях.

Берн приводит пример героя Сизифа, прогневавшего богов и обреченного выкатывать на высокую гору огромный камень. Каждый раз, когда герой был совсем близок к вершине, камень выскальзывал и катился вниз. Несчастному нужно было начинать все снова.

С такой вредной жизненной установкой непременно стоит бороться. Спросите себя: что мешает достигнуть финиша? В какой момент наступает «облом»? Возможно, причина в эмоциональном выгорании? Тогда стоит потрудиться над мотивацией или обратиться к коучу. Приступая к заданию, напишите список приятных дивидентов от сделанного дела. И в моменты упадка духа перечитывайте. Или ищите вдохновение в прошлом, когда вам удалось блестяще довести дело до победного конца.

девушка летает

Осознание того, что события могут развиваться по-разному, дает ключ к свободе. Нужно понять, какая из установок больше всего мешает добиваться целей, и следить за собой, вовремя говоря «стоп». Берн говорил, что избавиться от негативного сценария помогают война, психотерапия и любовь. Мы однозначно голосуем за последний вариант! С помощью любви так приятно менять неудачный план на верный жизненный курс и писать свой шестой неповторимый сценарий!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Формирование эпизода сценария контрольная работа
  • Формирование правовой культуры сценарий
  • Формирование педагогических сценариев развивающих мероприятий
  • Формирование замысла сценария
  • Форматы проведения праздников