Формы активного отдыха физкультурные праздники физкультурные досуги день здоровья каникулы

Доклад состоит из 20 страниц. Работа включает в себя титульный лист, план, введение, где раскрывается актуальность данного вопроса, цель и задачи. Затем основная часть, раскрывающая формы активного от

МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

Доклад

на тему:

«Формы активного отдыха в детском саду (физкультурные праздники, физкультурные досуги, день здоровья, каникулы)»

Автор работы: воспитатель Тумашева Э. Р. 

Лямбирь, 2017

План:

ВВЕДЕНИЕ

  1. Формы организации активного отдыха
  2. Физкультурный досуг в детском саду

 2.1 Методика проведения физкультурного досуга в разных возрастных группах дошкольных учреждений

3. Физкультурный праздник

3.1 Методика проведения физкультурных праздников в разных возрастных группах дошкольных учреждений

4. Дни здоровья, каникулы

4.1 Методика проведения дня здоровья, каникул в разных возрастных группах дошкольных учреждений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Сложившаяся социально- экономическая обстановка в стране изменила отношений к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья. В то же время отсутствие эмоционально- психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребёнка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступными двигательными умениям.

Целью данной работы является уточнение и расширение знаний о  формах активного отдыха в детском саду.

Задачи:

  1. Проанализировать и систематизировать теоретический материал, касающийся форм активного отдыха в детском саду;
  2. Изучить методику проведения физкультурных мероприятий в разных возрастных группах дошкольных учреждений;
  3. Подвести итоги.

Физкультурный досуг нацелен не на оттачивании техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.

1 Формы организации активного отдыха

Работа по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно- образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Существуют разные формы организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают:

— физкультурный досуг;

— физкультурные праздники;

— дни здоровья, каникулы.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности, сезона, природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активного включиться в их подготовку.

2 Физкультурный досуг в детском саду

Физкультурный досуг — одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится с несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие можно организовать 1-2 раза в месяц, длительность по 30-50 минут.

При проведении досуга необходимо участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.

2.1 Методика проведения физкультурного досуга в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Первая младшая группа

Физкультурные развлечения проводятся 1-2 раза в месяц, как правило, во второй половине дня. Дети привлекаются к совместным действиям в подвижных играх, выполняют физические упражнения с предметами, эмоционально откликаются на яркие впечатления. Вместе со старшими детьми они принимают участия в народных праздниках, выполняют двигательные действия в играх с взрослыми. Необходимо при этом побуждать каждого ребёнка к проявлению своих возможностей. Важно, чтобы совместная деятельность способствовала удовлетворению потребностью ребёнка в движениях, доставляла ему радость, удовольствие.

Вторая младшая группа

Физкультурный досуг проводиться во второй половине дня 2-3 раза в месяц в течение 20 минут. Содержанием его являются физические упражнения, которые имеют форму игр, забав и развлечений. Задача воспитателя привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях. При подборе содержания досуга лучше использовать занимательный сюжет «Поездка в лес», «У нас в гостях», «Петрушка».

Основное время досуга должно быть заполнено движениями. Предусматривается в основном фронтальная работа с детьми, но при этом обеспечивается смена мышечной и эмоциональной нагрузки.

Средняя группа

Физкультурный досуг проводится 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Длительность его 20-30 минут. В «каникулы», а также в летнее время досуги могут проводиться и в первой половине дня после завтрака. Важно приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, побуждая каждого ребёнка к проявлению своих возможностей. Физкультурный досуг является как бы итогом работы за прошедший месяц.

С особо одаренными в двигательном отношении детьми разучивается спортивный танец и используется на досугах, праздниках и утренниках. Спортивный танец представляет собой комплексное использование упражнений ритмической гимнастики, которые чередуются с простейшими элементами акробатики. Длительность 2 — 2,5 минут.

Старшая группа

В старшем возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Этому может способствовать привлечение к участию в подготовке физкультурного досуга: дети оформляют спортивную площадку, посыпают песком дорожки, прокладывают лыжню, строят снежную горку, вал, лабиринт, расчищают каток, изготавливают цветные льдинки.

Требование ко времени физкультурного досуга такие же, как и в средней группе, длительность – 30 минут.

Содержание физкультурного досуга будет зависеть от выбора тематики, поставленных задач и условий его проведения.

3 Физкультурный праздник

Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей.

Физкультурные праздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.

Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально- ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения: малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость и гибкость.

На физкультурные праздники приглашаются школьники – бывшие воспитанники дошкольного учреждения, родители, сестры, братья.

Праздники проводятся, начиная со средней группы, 2 – 3 раза в год и один на воде (в бассейне), длительность физкультурного праздника 1 – 1 час 20 минут. В мероприятиях могут участвовать и дети из соседнего дошкольного учреждения. Темы праздников могут быть самыми разнообразные: «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель», «Зимушка – зима», «Праздник Нептуна» и так далее.

Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивают детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются их достижениям, поддерживают хорошее отношение между собой, проявляют заботу к более младшим, застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным победам. Воспитатель должен заботиться, чтобы все дети были вовлечены в действие, чтобы никто не оставался в стороне. Во время праздника необходимо обеспечивать высокую двигательную активность детей, при этом особое внимание должно уделяться малоподвижным, застенчивым детям, их необходимо чаще подбадривать, поощрять, оказывать помощь, давая возможность поверить в свои силы.

Физкультурные праздники могут быть организованы не только на участке дошкольного учреждения, но и в близлежащем парке, лесу, на стадионе. От места проведения во многом зависят тематика и организация. При планировании и подготовке праздника необходимо:

— обозначить задачи праздника, дату, время, место его проведения;

— подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;

— выделить ответственных за подготовку и проведение праздника (желательно участие заведующей, методиста, воспитателей групп, воспитателя по физической культуре, родителей, представителей микрорайона);

— определить количество участников каждой возрастной группы детского сада, а также приглашенных гостей;

— обозначить порядок подведения итогов конкурса и соревнований, поощрение участников праздника.

Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

3.1 Методика проведения физкультурных праздников в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Вторая младшая группа

Физкультурный праздник чаще всего дети младшего возраста приглашаются к более старшим, однако он может устаиваться и для воспитанников 2- ой младшей группы.

Необходимо в начале года спланировать физкультурный праздник, наметить его тематику. Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона года и конкретных условий, в которых проводится. В зимнее время необходимо использовать упражнения, характерные для зимних условий – катание на санках, игры на снегу, в летнее время возможно включение упражнений, требующих большого пространства – игры с бегом, прыжками, метанием, упражнения в равновесии в разных условиях.

Задачи физкультурного праздника — привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных действиях, обогатить их яркими впечатлениями, доставить радость от ощущения свободы и красоты движений в играх, забавах, танцах и хороводах.

Средняя группа

Физкультурный праздник, как правило, воспитанники средних групп привлекаются к участию в праздниках, организуемых для старших дошкольников.

Однако не меньше 2 раз в год – зимой и летом – организуются для этих детей самостоятельные физкультурные праздники. Длятся они в пределах 50 минут.

В программе праздника планируются знакомые веселые игры и упражнения (аттракционы, хороводы), в которых принимают участия вся группа, а также танцевальные выступления детей и выступления – экспромты (бег вдвоем в одном обруче, прыжки через снежный вал). Созданию хорошего праздничного настроения включение в содержание праздника «сюрпризного» момента – неожиданное появление Зимы, Снегурочки, Красной Шапочки. Важно создать на празднике общее радостное настроение, вызвать у детей желание участвовать в будущих праздниках.

Старшая группа

Физкультурный праздник проводится 2 – 3 раза в год. Длительность составляет 60 минут. Целью праздника в старшем дошкольном возрасте является активное участие всего коллектива группы, посредствам чего выявляются двигательная подготовленность детей, умения проявить физические качества в необходимых условиях.

В программу праздника включаются физические упражнения, игры с элементами спорта, подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. На праздниках к детям приглашаются школьники, спортсмены, активными его участниками являются родители.

Содержание праздника разнообразят спортивные танцы детей. Спортивный танец разучивается с группой детей, проявивших себя в гимнастике и акробатике. Продолжительность его 3 минуты. Основное содержание составляют упражнения комплекса ритмической гимнастики и элементов акробатики. Танец усложняется в этой группе выступлением наиболее одаренных детей в виде соло, дуэта, трио на фоне танцевальных действий остальных участников танца.

Проведение праздников возможно в разные сезоны года. С учетом этого они могут проводить в разнообразных природных условиях местности (в парке, в лесу, на лугу, берегу реки). Своеобразно содержание физкультурного праздника на воде – в бассейне, на берегу реки. В ходе его дети показывают свои умения в выполнении подготовленных к плаванию упражнений (скольжение), плавание с поддерживающими предметами и без них. При этом широко включаются разнообразные игры, аттракционы в воде и у воды.

При разработке сценария физкультурного праздника нужно придерживаться определенного порядка расположения материала:

— открытие праздника, парад участников;

— поздравительные выступления групп, команд, сводные гимнастические упражнения;

— массовая часть праздника с участием всех детей и присутствующих людей в играх – аттракционах;

— «сюрпризный» момент праздника, способствующий созданию хорошего настроения, поддерживанию интереса;

— окончание праздника, подведение итогов, награждение, закрытие праздника.

Широкое использование музыкальных произведений делает праздник эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребёнка.

4 Дни здоровья, каникулы

Дни здоровья и каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года — вся жизнь детей переносится на открытый воздух.

День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.

На утреннюю гимнастику приглашаются родители, работники детского сада.

Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя. В неё включаются простейшие туристский походы, подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и так далее. Целесообразно к этому приурочить внесение новых физкультурных пособий, двигательных игрушек. Красочное, необычное оформление территории детского сада, групповых участков способствует подъему настроения, повышению активности детей в играх.

Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.

В дни каникул создаются оптимальные условия для ежедневной, самостоятельной двигательной и художественной деятельности детей, проводятся пешие походы, другие физкультурные мероприятия.

4.1 Методика проведения дня здоровья, каникул в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Вторая младшая группа

День здоровья проводится не реже одного раза в квартал. Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий активного отдыха детей, в связи с чем отменяются все занятия. В теплое время года желательно, чтобы дети максимально находились на открытом воздухе, в течении дня, в холодное время года – пребывание детей на воздухе по возможности увеличивается.

В день здоровья необходимо обеспечить достаточно высокую двигательную активность детей. Этому могут способствовать подвижные и дидактические игры, в которых основным видом движения являются прыжки, метание, лазание, бег. В самостоятельных играх эти виды движений занимают незначительное место.

Количество игр в течении дня планируется от 4 до 6. Продолжительность каждой игры 6 – 8 минут.

Обогащению двигательной деятельности способствует вынос на прогулку разнообразных физкультурных пособий и оборудования. Помимо стандартного оборудования, целесообразно выносить легкие переносные пособия типа досок, лесенок, легких ящиков, из которых дети могут по желанию составлять разнообразные спортивные комплексы для выполнения тех или иных движений. Такие пособия как обруч, скакалка, кегли, мяч для младших дошкольников вполне доступны.

Особое внимание следует уделить второй половине дня. Целесообразно включить в этот период физкультурный досуг длительностью 15 – 20 минут, прогулки за пределами участка детского сада. Положительные эмоции снимают утомление.

Средняя группа

День здоровья – день отдыха, развлечений и игр. Проводится один раз в квартал.

В этот день отменяются все учебные занятия, включая и физкультурные. Содержание Дня здоровья составляют подвижные игры, спортивные упражнения, прогулки за пределы участка детского сада, физкультурные досуги.

Прогулки проводятся в первой половине дня, продолжительностью 20 минут в одну сторону, общая продолжительность 1 – 1,5 часа. Во время прогулок широко используется природный материал (камушки, шишки, песок, вода). Требование к подбору и продолжительности игр такие же, как и в младшей группе. Помимо физкультурно–оздоровительной работы, в дни здоровья включаются и различные виды трудовой деятельности детей (работа в огороде, уборка территории, сбор урожая и тому подобной).

Каникулы

Проводятся в течение первой недели января и последней недели марта.

Во время каникул снимаются традиционные учебные занятия за исключением музыкальных и физкультурных, но и они обогащаются игровым, сюжетным материалом и проводятся в разнообразных интересных формах. Особое внимание нужно уделить рациональной организации ежедневной двигательной деятельности, как одному из условий оздоровительной работы с детьми. Этому способствует широкое использование разных видов физических упражнений: гимнастика, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения. Один – два раза в неделю целесообразны физкультурные досуги, пешеходные прогулки и экскурсии. Удовольствие доставляют детям взаимные посещения разных возрастных групп – «приход в гости», выставки детских работ, драматизация известных сказок, концерты детской самодеятельности с участием взрослых. Следует предоставлять больше возможности для свободного обучения детей в процессе различных видов самостоятельной и организованной деятельности.

Старшая группа

День здоровья проводиться один раз в квартал. Содержанием его являются подвижные игры, спортивные упражнения и игры, спортивные развлечения, игры – эстафеты, пешеходные и лыжные прогулки, простейший туризм. Очень важно развить у детей интерес к организации по собственному желанию подвижных игр и простейших соревнований со своими сверстниками, поощрять стремление к достижению высоких результатов при выполнении разнообразных физических упражнений, элементов спортивных игр, в подвижных играх, играх – эстафетах. В день здоровья с детьми старшего дошкольного возраста организуются простейшие туристические походы. В теплый период года общая их продолжительность не должна превышать 2,5 – 3 часа, с привалом не менее часа и отдыхом после каждых 25 – 30 минут по 5 – 10 минут. Детей во время похода сопровождают не менее 2 – 3-х взрослых. На привале организуется активный отдых детей – игры и упражнения в природных условиях, солнечные ванны, купание, эстафеты. Желательно проводить поход в виде увлекательной тематической игры или использовать заранее разработанный сценарий.

В зимний период можно проводить лыжные походы продолжительностью до 2,5 км (в два перехода). В содержание лыжного похода включаются игры с элементами спортивного ориентирования (ориентировка на местности с использованием карт – схем).

Можно организовать детей для участия в республиканских днях бегуна, лыжника, велосипедиста, пловца. Такие мероприятия проводятся на территории учреждения или используется стадион, бассейн, парк.

Каникулы

Организуются каникулы в начале первой недели января и последней недели марта, что связано со снижением работоспособности детей и повышением заболеваемости детей в этот период. Организация режима дня и содержания педагогической работы должны быть направлены на создание оптимальных условий для активного отдыха детей; увеличение объема двигательной активности, обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию организма. Важно не только снять утомление детского организма, но и создать условия для самостоятельной деятельности детей.

Так же, как и в средней группе, снимаются на каникулярное время традиционные учебные занятия, за исключением физкультурных и музыкальных. Освободившееся время используется для различных форм и видов организационной и самостоятельной деятельности детей.

Наиболее эффективны для старших дошкольников физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера, всевозможные викторины и детские концерты. Пользу приносят и разные виды трудовой деятельности: дежурство по столовой, в уголке природы, уборка участка, выполнение отдельных поручений и тому подобное. При этом важно не только организовать коллективный труд, но и создать условия для трудовой деятельности, возникающей по инициативе самих детей (уход за животными и растениями, подклейка книг, изготовление поделок и много другое).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.

Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

При проведении спортивных праздников досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как «быстрее, скорее, поторопись» или «живее, не туда, выше», так как дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания.

Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня дошкольного учреждения ежедневно предусматривалась двигательная активность детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аксенова, З. Ф. Спортивные праздники в детском саду /                        З. Ф. Аксенова. – М. : АРКТИ, 2000. – 90 с.

2.  Кильпио, Н. Н.  80 игр для детского сада / Н. Н. Кильпио. –               М. : Волгоград, 2014. – 196 с.

3. Копухова, Н. Н., Рыжкова, Л. А., Самодурова, М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях / Н. Н. Копухова,               Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова. – М. : Издательский центр «Академия»,       2002. – 415 с.

4. Лысова, В. Я., Яковлева, Т. С. Спортивные праздники и развлечения / В. Я. Лысова, Т. С. Яковлева. – М. : АРКТИ, 2008. – 143 с.

5. Мащенко, М. В., Шишкина, В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику? / М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. – М. : НМ Центр,           1998. – 136 с.

6. Мащенко, М. В., Шишкина, В. А. Физическая культура дошкольников / М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. – М. : Ураджай, 2000. – 275 с.

7. Осокина, Т. И., Тимофеева, Е. А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении /                   Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 197 с.

8. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду /       М. А. Рунова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.

9. Шебеко, В. Н., Овсянкин, В. А., Карманова, Л. В. Физкульт – ура! /    В. Н. Шебеко, В. А. Овсянкин, Л. В. Карманова. – М. : Просвещение,       1997. – 125 с.

10. Шумилова, В. А. Спортивно – развлекательные праздники в детском саду / В. А. Шумилова. – М. : Белый ветер, 2002. – 70 с.

Существуют
следующие формы
организации активного отдыха

в системе физкультурно-оздоровительной
работы дошкольного учреждения:

— физкультурный
досуг;

— физкультурные
праздники;

— дни здоровья,
каникулы.

Физкультурные
праздники

являются эффективной
формой активного отдыха детей
,
которые зарекомендовали себя как
наиболее приемлемая и эффективная форма
активного отдыха детей. Многолетняя
практика работы детских дошкольных
учреждений показала значимость
физкультурного праздника в активном
приобщении каждого ребенка к занятиям
физической культурой.

Физкультурные
праздники

– это массовые
зрелищные мероприятия показательного
и развлекательного характера
,
способствующие пропаганде физической
культуры, совершенствованию движений,
воспитывающие такие черты характера,
как коллективизм, дисциплинированность,
уважительное отношение к соперникам.
В рациональном сочетании с другими
видами работы по физическому воспитанию
они помогают создать целесообразный
двигательный режим, который служит
повышению функциональных возможностей,
улучшению работоспособности и закаленности
детей.

Физкультурные
праздники значимы для
всестороннего развития и воспитания
ребят
. Во
время праздника они принимают
заинтересованное участие в разнообразной
двигательной деятельности — упражнениях,
подвижных и спортивных играх, эстафетах,
танцах, аттракционах. Действуя с большим
эмоциональным подъемом, стремясь к
достижению лучших результатов в условиях
соревнования, дети совершенствуются
физически. Проявление самостоятельности
и инициативы в коллективе сверстников
способствуют активному применению
дошкольниками приобретенных ранее
двигательных умений и навыков, развитию
ловкости, быстроты, силы, выносливости,
ориентировки в пространстве и др.
полезных качеств и способностей.

Программой
воспитания и обучения в детском саду
физкультурные
праздники

предусмотрены для
детей средней, старшей и подготовительной
к школе групп
.
Дети этого возраста уже достаточно
самостоятельны, им доступно коллективное
взаимодействие в играх и других видах
деятельности, интересно и понятно
участие в соревнованиях, аттракционах,
драматизация, они инициативны при
выполнении поручений или ролей, способны
мобилизовать усилия для достижения
лучших результатов, правильно воспринять
оценку своих действий, поведения. В
начале года планируются физкультурные
праздники, намечаются их тематика. Это
позволяет предусмотреть наиболее
целесообразные их сочетания с праздниками
общественной направленности.

Более всего
приемлемы для детей дошкольного возраста
физкультурные праздники, которые
организуются для воспитанников одного
дошкольного учреждения. Вместе с тем,
иногда допускаются объединения двух-трех
групп старших дошкольников из двух-трех
близлежащих детских садов.

Физкультурный
праздник

является особым,
радостным событием в жизни ребенка
.
Он демонстрирует здоровый образ жизни,
представляет достижения в формировании
двигательных навыков и психофизических
качеств.Динамика двигательного содержания
физкультурного праздника, проведение
его на свежем воздухе, праздничное
оформление места проведения создают
у ребенка радостное, приподнятое
настроение
.

При любой форме
организации физкультурного праздника
дошкольников он
должен быть настоящим праздником для
детей
,
недопустимо перерастание детского
праздника в развлечение для взрослых,
особенно это касается физкультурных
праздников с соревновательной
направленностью, организуемых по
инициативе спортивных организаций.
Недопустимы отбор участников праздника
из детей, отличившихся на соревнованиях.
Такой подход не соответствует особенностям
психического и физического развития
ребенка-дошкольника. Отбор детей,
показывающих только лучшие результаты,
не способствует решению важнейших
воспитательных задач, стоящих перед
дошкольным учреждением, не нацеливает
на обеспечение подлинно массового
увлечения детей занятиями физической
культурой.

Одним из важнейших
требований к организации праздников
является проведение
их в разные сезоны года.

С учетом этого они могут проходить в
разнообразных природных условиях
местности. Например, физкультурный
праздник может быть организован не
только на участке дошкольного учреждения,
но и в парке, на стадионе, в естественных
условиях природного окружения — в лесу,
на лугу, берегу озера, моря, реки. От
конкретного места проведения праздник
а во многом зависит его тематика,
структура, специфика, подготовительные
работы и оформление.

В подготовке и
проведении праздника

принимает участие весь
педагогический коллектив
:
заведующая, старший воспитатель,
музыкальный руководитель, воспитатель
по физической культуре, воспитатели.
Составляется сценарий,
подготавливаются красочные атрибуты,
специальная одежда для детей.

По мере возможности
дети участвуют
в подготовке праздничного оформления
.
В рамках подготовки к празднику с ними
проводятся экскурсии на стадион, беседы,
рассматриваются иллюстрации, разучиваются
стихи.

Воспитатели
привлекают
детей к изготовлению различных поделок
для украшения спортивной площадки и
гимнастического зала, расчистке катка,
прокладыванию лыжни, разметке беговых
и велосипедных дорожек, мест для игр, а
также подбору и размещению физкультурного
оборудования и инвентаря, подготовке
костюмов, атрибутов праздника
.
Даже самые маленькие, не только участники,
но и болельщики, получают задания;
соответствующие их подготовленности.
Вследствие такой разносторонней
творческой деятельности решаются многие
задачи трудового воспитания. Дети
обогащаются новыми
представлениями и знаниями
,
у них пробуждается интерес
к окружающему
,
понимание
идейной направленности физкультурного
праздника

определенной тематики.

Разработка
сценария
:
одним из важнейших разделов работы при
подготовке к физкультурному празднику,
является разработка сценария, которая
поручается комиссии из числа сотрудников
дошкольного учреждения: старший
воспитатель, воспитатель детских групп,
выступающих на празднике, музыкальный
руководитель. В том случае, когда на
празднике объединяются дети из нескольких
дошкольных учреждений, в работе комиссии
принимают участие воспитатели и
музыкальные руководители этих детских
садов.

В ходе подготовке
группы, группа сотрудников, ответственная
за разработку сценария, обращается к
помощи опытных и творческих воспитателей,
родителей, привлекает их к составлению
приветствий, перекличек, конкурсов,
сочинений стихотворений, консультируется
с ними по другим номерам программы.

Сценарий
физкультурного праздника

строится на
основе программно методических
требований
,
предъявляемых к физическому, гигиеническому,
эстетическому, нравственному воспитанию
детей дошкольного возраста. При
разработке сценария

праздника следует
учитывать основную его идею, девиз
,
под которым он проходит. Так, например,
для праздников, проходящих под девизом
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие
друзья», «В здоровье — сила», «Мы растем
здоровыми, крепкими, веселыми», главными
задачами являются пропаганда значимости
физической культуры, гигиенических
факторов, естественных сил природы, как
важнейших средств укрепления здоровья,
закаливания, совершенствования функций
организма, воспитания у детей интереса
к занятиям физическими упражнениями и
играми.

В программу
физкультурного праздника
,
как одного из видов активного отдыха
детей, входят разнообразные
физические упражнения
и
веселые подвижные игры
,
отражающие приобретенные ребенком
двигательные навыки. Большое
место занимают игры, эстафеты, коллективные
выступления детей
,
в которых они демонстрируют, какими
стали крепкими, сильными, быстрыми. В
праздничную программу включаются
движения, предварительно разученные
на физкультурных занятиях.

Они доставляют ребенку радость и
удовольствие.

Активная двигательная
деятельность всех детей на физкультурном
празднике важный фактор в его
воспитательно-образовательной
эффективности. Организаторам праздника
необходимо позаботиться о том, чтобы
никто из
детей не находился в рядах постоянных
зрителей, болельщиков
,
желательно, чтобы
дети все вместе и поочередно командами
участвовали в разных номерах программы,
помогали ведущим и судьям
.

В литературно
художественном материале стихотворениях,
песнях, обращениях команды к команде и
т.п. раскрывается значение утренней
гимнастике, веселых игр на воздухе.
Уместно использование стихотворении,
игровых образов, сюжетных ситуации,
позволяющих в шутливой форме показать,
к чему приводят отрицательное отношение
к гигиене, пренебрежение физкультурными
занятиями, боязнь свежего воздуха, и
т.п.

Значительную роль
в празднике играет музыка, создающая
эмоциональный подъем, веселое, бодрое,
радостное настроение.

Физкультурные
праздники разнообразны
по содержанию и структуре
.

Содержание
физкультурного праздника

во многом зависит от
сезона года, и конкретных условий
,
в которых проводятся.

Интересно и
увлекательно проходят зимние
физкультурные праздники
.
Их содержание отражает время года и
включает в себя катание на санках,
коньках, лыжах, а также спортивные игры
(хоккей), различные подвижные игры,
массовые несложные пляски и сюрпризные
моменты. На
зимнем празднике

песни и стихи ребенок не исполняет.
Сюрпризные
моменты

источник радости детей.

Широкий простор
для подбора разнообразных упражнений
и игр открывается при проведении
физкультурных
праздников в летнее время на открытом
воздухе
. В
этих условиях возможно включение в
содержание праздника массовых выступлений
детей, требующих большого свободного
пространства, игр-эстафет с бегом,
прыжками с места и разбегом, метанием
в цель и на дальность, упражнения в
равновесии в разных условиях, а также
заданий, выполняемых на велосипедах и
самокатах, элементов спортивных игр
(баскетбол, бадминтон, футбол), веселых
аттракционов (бег со связанными ногами
в парах, перепрыгивание каната и др.).

Своеобразно
содержание
физкультурного праздника на воде

— в бассейне, на берегу моря. В ходе его
дети показывают свои умения в выполнении
подготовительных к плаванию упражнений
(скольжение, всплывание, погружение в
воду с головой, прыжки в воду и др.),
плавание с поддерживающими предметами
и без них. При этом широко включаются
разнообразные игры, аттракционы, в воде
и у воды.

Открытие праздника
начинается обычно с торжественной
части, выхода участников в зал или на
физкультурную площадку, после чего
следует построение, сдача рапорта,
приветствие заведующего детским садом.
В зависимости от темы, девиза праздника,
приветствовать детей могут — спортсмены,
врачи и т.д.

В начале праздника
проводится перекличка, исполняется
общая песня, в которой ярко выражена
идейная направленность праздника.
Открытие
завершается подъемом флаг и парадом
участников
.

Праздник
состоит из
трех частей
.

Первая часть
праздника, как правило, проходит в
форме физкультурного парада
,
который начинается общим шествием
детей, разделенных на отдельные команды,
идущие со своими значками, вымпелами,
эмблемами. Движения проводятся под
музыку, стихи, песни, что вызывает высокий
эмоциональный подъем.

После физкультурного
парада дети демонстрируют свои умения
в играх и упражнениях. Старшие группы
участвуют в соревнованиях в беге,
метании, прыжках и т.д.; играх-эстафетах,
играх с элементами соревнования,
спортивных играх. В праздник можно
включать и разнообразные аттракционы.
Эта часть праздника проводится с учетом
времени для каждой возрастной группы
и всех участников.

Во второй части
праздника

могут быть организованы кукольный
театр, выступление школьников, взрослых,
сюжетные прогулки и т.д. В этой части
обязательно вводятся разнообразные
сюрпризные моменты: появление сказочных
героев, фокусника, танцоров и т.д.

В заключение
праздника

гости, дети, родители, воспитатели и
сотрудники детского сада исполняют
общий танец, импровизируя и веселясь.

Ведущий праздника.

Важная роль при
проведении праздника принадлежит
ведущему. Им может быть опытный
воспитатель, старший воспитатель, или
кто либо из родителей, шефов. От ведущего
во многом зависит успех проведения
праздника.

Он должен хорошо
знать сценарий праздника, последовательность
выступлений всех участников, уметь
кратко и ясно объяснить задания для
команд и отдельных выступающих, быть
активным, находчивым, быстро разрешать
непредвиденные ситуации.

Ведущий должен
хорошо знать особенности детей дошкольного
возраста, уметь распределять внимание,
видеть реакцию детей на победу и поражение
в играх, эстафетах, аттракционах. Очень
важно вовремя подбодрить малоактивного
ребенка, подключить его к выступлению
вместе со всеми. На протяжении всего
праздника необходимо максимально
активизировать каждого его участника,
в том числе не оставляя без внимания
детей, присутствующих на празднике в
качестве зрителей, использую для этого
минутку юмора.

В процессе
руководства ходом праздника обязательными
являются поддержание контактов ведущего
с судейской коллегией, согласованные
совместные действия с ней.

Нельзя допускать
чрезмерного затягивания праздника. Это
может привести к переутомлению детей,
потери у них интереса к происходящему
и, как следствие этого, нарушение
дисциплины.

Важно, чтобы
действия на празднике сменялись
непрерывно, не должно быть пауз между
выступлениями, длительного обдумывания
оценок судьями. Праздник должен создавать,
приподнятое настроение, поддержание
которого зависит от ведущего.

В день проведения
праздника взрослые стараются
не нарушать режим дня
,
избегать излишней нервозности. Обстановка
праздника должна доставлять радость
ребенку. Длительность праздника не
превышает 45 мин — 1 ч.

Другим видом
активного отдыха детей является
физкультурный
досуг
.

Физкультурный
досуг

наполняет жизнь ребенка эмоциональной,
веселой двигательной деятельностью.

Содержание досуга
составляют знакомые ребенку подвижные
игры и физические упражнения, которые
варьируются, вызывая у него интерес и
положительные эмоции при выполнении.

Программа
физкультурного досуга

в младших и
средних группах

строится на простейших играх типа: «Кто
скорей принесет игрушки, выполнит
веселые игровые действия» и т.п.

В старших группах
ребенок индивидуально и коллективно
(командами) участвует в веселых играх
с элементами соревнования, подобных
небольшой спартакиаде. В содержание
досуга включаются интересные
аттракционы, знакомые ребенку танцы и
пляски.

Главной задачей
педагога при проведении физкультурного
досуга

является: создание бодрого, радостного
настроения, стимулирование активности
каждого ребенка с учетом его индивидуальных
возможностей, дифференцированный подход
к оценке результатов его действий,
предоставление возможности испытать
приятное ощущение удовольствия от
выполняемых им и другими детьми движений,
а также радости от успехов товарища.

При проведении
досуга

ребенок выполняет различные
двигательные задания
.
Он ведет себя
более непосредственно
,
чем на физкультурных занятиях.
Раскованность и естественность
использования двигательных умений и
навыков обеспечивает выразительность,
артистизм, эстетичность его движений.
Физические нагрузки — лучший способ
формирования раскованности и красоты
движений. Умеренная мышечная нагрузка
улучшает самочувствие и поднимает
настроение.

Физкультурный
досуг

развивает мышление,
воображение, целеустремленность,
культуру чувств

(например, приучают ребенка сдерживать
свои чувства и желания, проявлять
решительность). Он развивает в детях
умение двигаться под музыку, музыкальный
слух, память.

Физкультурный
досуг
не
требует специальной подготовки
.
Он строится на
знакомом материале
.
Развлечения проводят как
с одной группой, так и с группами близких
по возрасту детей
.

В досуге педагог
принимает самое активное участие
:
он подает команды к началу и окончанию
игры или двигательного задания, подводит
итоги, является главным судьей соревнования
и своим заинтересованным отношением к
происходящему создает эмоциональную
атмосферу.

Важную роль в
поддержании радостного настроения,
создании положительных эмоций

играет атрибутика:
эмблемы, медали, вымпелы, табло и т.д.

По содержанию и
композиции физкультурный досуг

может быть разным:

— он строится на
знакомых играх и игровых упражнениях,

— на элементах
спортивных игр (баскетбол, ринго, хоккей,
футбол, теннис и т.д.),

— на упражнениях
в основных движениях (беге, прыжках,
езде на велосипедах, самокатах, роликовых
коньках, прыжках через короткую скакалку).

Такой вариант
досуга

является для ребенка своеобразным
зачетом
по
овладению им перечисленных видов
движений и освоению правильной техники
движений.

Физкультурный
досуг может
строиться

в основном на
играх-эстафетах типа «Веселые старты».

Этот досуг включает разученные на
физкультурных занятиях движения.

Интересно проходит
музыкальный
досуг
. Ребенок
упражняется в выполнении движений с
предметами (мячами, лентами, обручами
и т.д.), ритмических упражнениях. Такой
досуг развивает творчество, инициативу,
красоту, грациозность и выразительность
движений.

Все приведенные
формы организации активного отдыха
тщательно планируются и обсуждаются
на педагогических советах дошкольного
учреждения. В подготовке разнообразных
форм активного отдыха могут принимать
участие родители, спонсоры. Нередко на
праздники и досуг приглашают школьников,
старших братьев и сестер, выдающихся
спортсменов и других интересных людей.

Библиографическое описание:

Кукушкина, М. А. Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья и каникулы / М. А. Кукушкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3085/ (дата обращения: 03.02.2023).



Статья раскрывает содержание образовательного цикла «неделя здоровья в детском саду» с точки зрения организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Автор дает рекомендации по проведению традиционных оздоровительных мероприятий, а также знакомит с новыми формами организации активного отдыха детей.

Ключевые слова: дни здоровья, неделя здоровья, дошкольное образование, каникулы в детском саду, активный отдых, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий.

«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задачи каждого дошкольного учреждения.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является совершенствование детского организма, повышение его работоспособности используя разнообразные формы и средства работы с детьми. Существуют разные формы организации физического воспитания. Инструктора по физкультуре в своей работе чаще всего используют физкультурные праздники и досуги; а также дни здоровья и каникулы.

Давно известно, что наиболее эффективной формой организации активного отдыха в условиях дошкольного учреждения является внедрение дней или недель здоровья. Как правило, в детском саду принято проводить неделю здоровья в каждый сезон года. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается двигательной активностью детей, спортивными играми и упражнениями, музыкальными развлечениями, трудом на природе, художественным творчеством, туристическими походами, приглашаются родители. Хочется отметить, что неделя здоровья — это не работа исключительно инструктора по физической культуре, весь коллектив детского сада обеспечивает комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность.

Каждый день недели здоровья начинается утренним приемом детей, который проходит в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить различные веселые задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.

В неделю здоровья можно использовать нестандартную форму проведения утренней гимнастики «Семейную зарядку». В этот период приглашаются мамы и папы, старшие братья и сестры, а также спортивные бабушки и дедушки. Такая «Семейная зарядка» значительно повышает настроение и укрепляет нервную систему детей, заряжает их бодростью и положительными эмоциями на целый день, особенно горды и счастливы те дети, чьи родственники пробуют себя в роли инструктора по физкультуре. Хочется отметить важность этой работы и с точки зрения установления доверительного социального партнерства с родителями воспитанников. Родители начинают больше понимать и принимать правила детского сада, доверять воспитателям и специалистам, а педагоги в свою очередь, рассчитывать на поддержку семей воспитанников. В «Семейную зарядку» можно внедрить необязательный элемент — игру со взрослыми. В этом случае игру выбирают сами дети, они очень любят соревноваться с мамами и папами в скорости и ловкости.

В неделю «Здоровья» закаливание рекомендуется проводить не в привычной для детей форме, а с привлечением сказочных героев. В эти дни младшим дошкольникам в театрализованной форме сообщаются те или иные гигиенические знания, а затем в форме игры закрепляются полученные навыки.

А старшим дошколятам предлагают самим выступить учителями, просят рассказать и показать сказочным персонажам, как нужно закаляться прохладной водой, выполнять обтирания.

Гимнастика пробуждения вместе со сказочным героем помогает детскому организму не только проснуться и поднять мышечный тонус, но и улучшает настроение. Дети постепенно переходят ото сна к бодрствованию.

Большое значение в дни здоровья и каникул, необходимо придавать двигательной активности детей на улице. В эти дни инструктор по физкультуре совместно с педагогами планирует и проводит тематические прогулки оздоровительной и спортивной направленности. Максимально эффективно наполнить двигательной активностью прогулку на улице позволяет использование игровых педагогических технологий. В младших группах это чаще всего физкультурная деятельность по подвижным играм с обязательным гостем: Лисичкой, Собачкой или Зайчиком. Дети с большим удовольствием играют с героями, не замечая, что при этом выполняют сложные двигательные упражнения. Детям старшего дошкольного возраста в недели здоровья тоже предлагаются нестандартные занятия на улице. Для них подбираются больше игровых упражнений и забав в соответствии с центральной темой недели. Так, например, в ноябре, когда центральной темой является Родина — к детям приходит герой из русских народных сказок (Иван-царевич или Петрушка), который соревнуется с детьми в выполнении традиционных русских забав. Зимой, как правило, знакомят детей с зимними видами спорта или проводят зимнюю Олимпиаду.

Но самые любимые и долгожданные мероприятия для детей, проходящие в неделю здоровья, — это конечно, физкультурные праздники и досуги во второй половине дня. При этом дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

К физкультурно-досуговой деятельности необходимо активно привлекать семьи воспитанников. Рекомендуется проводить совместные с родителями пробеги, спортивные фестивали, соревнования, туристические походы, организовывать выставки фотографий «Моя спортивная семья».

Традиционным для детского сада мероприятием в неделю здоровья является цикл спортивных праздников «Папа, мама, я — спортивная семья!». О программе и времени проведения предстоящих мероприятий родителям необходимо сообщать заранее, с тем, чтобы они тоже могли активного включиться в их подготовку. Обычно семьи воспитанников проявляют большую заинтересованность к вопросам касающихся физического развития и оздоровления детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, уклада жизни семьи.

Одной из новых форм организации активного отдыха может стать Фестиваль Всероссийского Физкультурного Спортивного Комплекса ГТО. Не только дети, но и педагоги детского сада могут принять участие и сдать нормативы в таком Фестивале. Опыт показывает, что дети лучше включаются в физкультурно-спортивную деятельность, когда рядом с ними плечом к плечу тренируются и выполняют нормативы их старшие друзья — воспитатели и специалисты.

Это очень сильно мотивирует детей, и даже, казалось бы, самые не спортивные дети в своем упорстве достижения результатов становятся маленькими спортсменами. И для педагогов это тоже отличная мотивация держать себя в спортивной форме.

Прекрасное время для организации активного отдыха детей в детском саду каникулы. Для общеобразовательных групп каникулы организуются зимой во вторую неделю января. И летом, с 1 июня по 31 августа. А для детей, посещающих группы компенсирующей направленности вводятся дополнительные каникулы: в первую неделю ноября и первую неделю апреля. Их цель снизить интеллектуальную нагрузку детей, обеспечить активный отдых детям, способствовать оздоровлению и укреплению организма в единстве с эмоционально-позитивным состоянием психики дошкольников. Во время каникул отменяются занятия, связанные с умственной деятельностью детей. Наряду с этим широко применяются все организационные формы физического воспитания (утренняя гимнастика, ежедневные занятия физической культурой и др.) и значительно увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе.

Хочется также сказать про летний период, ведь лето — удивительная и благодатная пора для организации активного отдыха детей. Это обусловлено, прежде всего, тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщается двигательной деятельностью, проводимой на открытом воздухе, появляется возможность более эффективно использовать в системе физического воспитания оздоровительную силу природы.

Мероприятия активного отдыха (физкультурные праздники и досуги, дни здоровья) в детских садах планируются творческой группой дважды в год, когда готовится годовой план работы детского сада и план летней оздоровительной компании.

Зная, что многообразная двигательная деятельность детей способствует укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптационных возможностей организма, совершенствованию двигательных умений и навыков, важно помнить, что главная задача педагога по физической культуре в дошкольном детстве, научить ребенка получать радость от движения.

Литература:

  1. Копухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 198–199
  2. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с
  3. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Физическая культура дошкольников. — Мн.: Ураджай, 2000. 275 с
  4. Шебеко В. Н., Овсянкин В. А., Карманова Л. В. Физкульт- ура! — Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с
  5. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику? — Мн.: НМ Центр, 1998. 136 с

Основные термины (генерируются автоматически): неделя здоровья, детский сад, ребенок, активный отдых, день здоровья, физическая культура, активный отдых детей, физическое воспитание, форма организации, двигательная деятельность.

Похожие статьи

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний период

Организация активного отдыха детей в ДОУ.

ребенок, упражнение, самостоятельная деятельность, физическая культура, индивидуальная работа, игра, самостоятельная двигательная деятельность, детский сад, двигательная активность, безопасное поведение.

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод…

ребенок, двигательная активность, детский организм, дошкольный возраст, правильная осанка, физическая культура, физическая рекреация, отдых, орган, процесс. Роль двигательной активности в формировании личности детей

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа…

Одной из главной задачей нашей страны — формирование жизнеспособного подрастающего поколения. Поддержка и сохранение здоровья детей, конечно, регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов, которые, безусловно…

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как…

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности

Взаимодействие семьи и образовательной организации как…

Роль семьи в физическом воспитании ребенка. ребенок, Родитель, физическое воспитание, утренняя гимнастика, двигательная активность, вод, утренняя зарядка, упражнение, температура воды, физическое воспитание детей.

Модель летней оздоровительной работы в детском саду

Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы…

ребенок, двигательная активность, детский организм, дошкольный возраст, правильная осанка, физическая культура, физическая рекреация, отдых, орган, процесс. Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной

Формирование двигательной активности воспитанников…

За основу взяла двигательную активность как источник здоровья детей, улучшения их психического и физического состояния. Мною были определены основные направления работы: ‒ создание условий для развития двигательной активности и оздоровления ребёнка

Организация двигательной активности детей на прогулке

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка.

       В этом учебном году, в год  прохождения 22 Зимней Олимпиады, мы все как никогда подружитесь с физической культурой и спортом!

       Крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» подчеркнул, что физическая культура дошкольника состоит не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укрепления здоровья. Он считал, что физическая культура в дошкольном возрасте есть «культура чувств, внимания, воли, красоты, культуры всего характера» [2, с. 132].

       И конечно, все эти качества, лучше всего развиваются через активный отдых дошкольников,как одну из форм организации двигательной деятельности дошкольников.  Какие ассоциации возникают у вас, относительно активного отдыха дошколят?

      Это что — то солнечное! Потому – что лето. Сколько радости, света и удовольствия несет в себе активный отдых! В нем всё: и встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание  друг другу. А еще — задор, соревновательный дух, успех и поражение, интересные игры и увлекательные аттракционы!

      Активный отдых – это культурно — досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка.     

      Специфика активного отдыха заключается в создании обстановки, побуждающей к творческому использованию имеющихся двигательных умений и навыков в процессе игрового общения со сверстниками и взрослыми. 

 Содержание мероприятий активного отдыха мы выстраиваем в соответствии:

  • возрастными особенностями,
  • состоянием здоровья, физической подготовленностью детей;
  • содержанием программы по физической культуре и объёмом пройденного учебного материала;
  • временем года, погодными и климатическими условиями;

Формы организации активного отдыха

 -физкультурные праздники;

— физкультурный досуг;

— дни здоровья;

— недели здоровья;

— дошкольный туризм (прогулки – походы, экскурсии, путешествия, занятия в кружках);

— малые формы активного отдыха (физкультминутки, физкультурные паузы)

 Основу всех мероприятий составляет двигательная деятельность детей. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворить естественную биологическую потребность в движении.

 Условия:

  •  активизизация каждого участника;
  • широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений;

                Тематика определяет содержание мероприятия, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

              Подбирают упражнения, освоенные детьми в процессе  образовательной деятельности.  Их можно обновить путём введения неожиданных условий, необычных пособий и способов организации. Широко используются приёмы контроля и регулирования нагрузки.

  • обеспечить высокую двигательную активность детей.

Задачи:

Результаты экспериментальных исследований Г. Ленерта и И. Лахмана свидетельствуют: различные виды активного отдыха обеспечивают восстановление ряда физиологических функций, а также предупреждение невротических состояний, связанных с перенапряжением.

Необходимо отметить, что активный отдых, органично сочетающий разные виды деятельности (двигательная, игровая, познавательная, трудовая, общение), способствует как оздоровлению, так и обогащению общекультурного развития ребёнка.

Активный отдых, построенный на преимущественном использовании игровых упражнений и подвижных игр, является эффективным средством формирования интереса к физической активности.

  1. Развивать основные физические качеств: выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.
  2. Воспитывать чувство коллективизма, дружбы.

Активный отдых, предусматривающий коллективные двигательные действия, открывает большие возможности для формирования социального поведения детей, поскольку обеспечивает высокую степень их взаимодействия.

Физкультурные досуги и праздники

 —  наиболее эффективные формы активного отдыха дошкольников.

     Основные отличия физкультурного досуга и праздника:

— физ. досуг проводится 1-2 раза в месяц, праздник – 1-2 раза в год;

— физ. досуг предназначается 1-2 группам детского сада, праздник – детям всего дош. учреждения (для других садов -2 и более);

— длительность досуга –длительность НОД, праздника – 1 час (не более – 90 мин);

— досуг проводится в обычной обстановке, в помещении или на участке, с обычными атрибутами, праздник – на воздухе: на участке, на стадионе, на лесной поляне, в парке;

     В последнее время получили распространение спартакиады детей дошкольного возраста, малые олимпийские игры. Анализ наблюдений показал, что увлекаться проведение таких массовых мероприятий не всегда целесообразно с дошкольниками, т.к. отрицательно сказывается на здоровье детей, наступает  переутомление еще не окрепшей нервной системы ребенка.

     Структура праздника следующая:

  • открытие начинается с выхода участников на площадку,
  • затем построение, поднятие флага,
  •  далее – парад участников.
  • После торжественной части – показательные выступления, состоящие из общеразвивающих упражнений с различными перестроениями и предметами.
  • Большое оживление вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, разные виды спортивных упражнений и спортивных игр.
  • Поддержанию интереса, созданию праздничного настроения способствует включение в содержание «сюрпризного момента».
  • В заключении подводятся итоги. Проводится награждение детей, общий хоровод или танец, парад участников.

Дни здоровья, неделя здоровья

     Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года — вся жизнь детей переносится на открытый воздух.

     День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.

     На утреннюю гимнастику приглашаются родители, работники детского сада.

     Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя. В неё включаются простейшие туристские походы, подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и так далее. Целесообразно к этому приурочить внесение новых физкультурных пособий, двигательных игрушек. Красочное, необычное оформление территории детского сада, групповых участков способствует подъему настроения, повышению активности детей в играх.

     Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.

     В дни каникул создаются оптимальные условия для ежедневной, самостоятельной двигательной и художественной деятельности детей, проводятся пешие походы, другие физкультурные мероприятия.

     Цель проведения Дня здоровья, Недели здоровья — профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка.

     День здоровья проводиться со второй младшей группы.

    Проводиться не реже одного раза в квартал.

    В этот день обеспечивается его пребывание на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучающие формы работы с детьми, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, трудовой деятельностью, весело общаются друг с другом. В группах царит праздничная, радостная атмосфера, педагог старается предотвратить конфликты, обеспечивает спокойное общение детей друг с другом.

Неделя здоровья (каникулы)

Следующей формой активного отдыха является – каникулы или неделя здоровья как сейчас принято называть.

     Неделя здоровья в соответствии с ФГОС может проводится в рамках тематической недели.    

     Содержание таких недель состоит в организации художественно-творческой, музыкальной и физкультурной деятельности.

     Проводятся 2-3 раза в год:  в начале января, летом (третий раз может быть   в конце марта).

     Организация каникул требует тщательной подготовки педагога, продуманности и творческой атмосферы.

Дошкольный туризм

     Эту форму активного отдыха мы как – то еще совсем неуверенно внедряем в педагогическую деятельность в силу разных причин: в основном по причине безопасности, сложности в организации.

     Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышают мотивацию на здоровый образ жизни.

     Виды дошкольного туризма:

  • туристская прогулка
  • туристская экскурсия
  • туристский поход.

     Под туристической прогулкой понимается непродолжительный по времени групповой выход с активным способом передвижения по территории детского сада или Микрорайона в целях отдыха и познания.

     Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно – познавательных целях.

     Туристический поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом познания, физического развития, выполнения общественно – полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно –туристских нормативов, содержательного отдыха.

     Прежде чем отправится с детьми в туристический поход, необходимо познакомить их с этим увлекательным видом спорта. Через серию мероприятий образовательной деятельности дети должны узнать, кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. На практических занятиях дети овладевают умениями правильно уложить рюкзак, пользоваться компасом и маршрутной картой.

     Наиболее приемлемыми являются учебно – тренировочные походы.

      Исходя из содержания всех видов туристской подготовки, к основным средствам туризма в работе с дошкольниками относятся:

  • физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;
  • специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;
  • подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;

     Походы осуществляются регулярно, начиная со 2 младшей группы, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача. К проведению походов воспитатель тщательно готовится, планирует их в календарном плане. Нередко приглашают школьников, старших братьев и сестер, выдающихся спортсменов и других интересных людей.   

     Примерная структура прогулки – похода:

  • сбор и движение до первого привала (15-35 мин);
  • остановка, привал, природоведческая деятельность(10-20 мин);
  • комплекс игр и упражнений (25-30 мин);
  • самостоятельная деятельность детей (15-20 мин);
  • сбор воспитанников и возвращение в детский сад (15-20 мин).

     Содержание прогулок – походов зависит от выбранной тематики и времени года. Можно организовать наблюдение за насекомыми, птицами, сбор природного материала, чтение природоведческой литературы и беседу об услышанном.

     При  проведении прогулок – походов с детьми воспитатели соблюдают определенные правила безопасности:

  • предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается заведующий ДОУ;
  • четко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование (индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые стаканчики по количеству детей, атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников;
  • обязательно наличие аптечки, каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать ее содержимое и уметь им пользоваться;
  • одежда и обувь участников прогулки – похода должна соответствовать сезону и погодным условиям.

     Прогулки – походы организуются в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурную образовательную деятельность на воздухе.

Малые формы активного отдыха дошкольников.

К ним можно отнести физкультурные минутки (ФМ), физкультурные паузы (ФП) и физкультурные мини — паузы (ФМП).

     Физкультминутки – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей. Часто педагоги проводят комплексы физкультминуток. Такие комплексы состоят из 3-5 упражнений и продолжаются не более 1,5-3 минут.

     Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток прежде всего длительностью и проводятся в течение 6-10 минут (6-8 упражнений). Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток решаются более частные задачи (снятие утомления с мышц спины, шеи, рук и т.д.). При проведении физкультурных пауз (их еще называют динамические паузы), кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления. Физкультурные паузы можно проводить в виде комплекса общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмической гимнастики

или ритмического танца.

      Физкультурные мини — паузы – самая короткая форма активного отдыха и выполняется в течение 20-30 секунд (до 1 минуты). Чаще всего физкультурные мини – паузы проходят без особого перемещения. Это могут быть движения головой, встряхивающие движения руками и ногами, наклоны, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз.

      Все упражнения малых форм активного отдыха можно разделить по направленности и воздействию на организм:

  • группа упражнений общего воздействия, способствующая активизации различных систем (нервной, мышечной, сердечно — сосудистой и дыхательной) организма ребенка;
  • комплексы упражнений, применяемых при утомлении плечевого пояса, шеи,  рук;
  • группа упражнений, направленная на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук;
  • группа упражнений, применяемая при утомлении глаз;
  • группа упражнений, способствующая повышению возбудимости нервной системы или мобилизирующего характера (используется при монотонной работе);
  • группа упражнений, направленная на активизацию внимания, способствующая переключению с одной деятельности на другую;
  • комплексы упражнений, содействующие формированию и укреплению осанки;
  • упражнения, направленные на расслабление мышц, и дыхательные (применяются при напряженной умственной и физической работе)

     Практика работы показывает, что положительный результат обеспечивает тесный контакт с медицинским персоналом и семьёй.

     Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту. Поэтому важно осуществлять работу при тесном сотрудничестве с родителями.

     Результативность данной работы налицо: 

     Во время активного отдыха дети получают возможность проявлять самостоятельность и инициативу; создаются условия для эмоционально – психологического благополучия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Формулы продающих сценариев
  • Формула хорошего сценария
  • Формула сценария эксель
  • Формула сценария развязка кульминация
  • Формула сценария завязка