Формы организации семейных праздников

Работа по теме: Isaeva_I_Dosugovaya_Pedagogika_Uch_a4. Глава: Глава 3. Семейный досуг. ВУЗ: МГУКИ.

И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»

3.1. Совместный отдых детей и родителей, формы его организации

Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.

Семья выступает важнейшим институтом социализации подрастающих поколений. По мнению А.В. Мудрика, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей и девушек, качество которой определяется рядом параметров:

социально-культурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия

вжизни общества;

социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;

демографический определяется структурой семьи.

Главными функциями семьи являются: воспитательная, оздоровительная, духовнонравственная, познавательно-образовательная, бытовая, трудовая, культурно-просветитель- ская, досугово-творческая, охранно-защитная.

Основными задачами семейного воспитания являются:

гармоническое развитие ребенка;

забота о здоровье детей;

помощь в учении;

трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

помощь в социализации личности;

формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

подготовка к самовоспитанию и саморазвитию.

Каждый ребенок – это особый мир, и познать его могут только те родители, которые понимают каждое движение детского сердца, умеют вместе со своим ребенком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения. Воспитание современного ребенка требует от родителей терпения, любви, душевных сил и времени. Главными качествами родителей, которые так необходимы детям, являются гуманность, доброта и родительский такт. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери являются для ребенка наглядным примером.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Основными компонентами семейного воспитания остаются:

климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

режим семейного воспитания;

содержание досуговой деятельности.

44

И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»

Семья – это то первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и не восполняется совсем в дальнейшей жизни. И потери эти являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность. Нигде человек не может полностью расслабиться, получить полноценный, необходимый ему отдых, кроме как в семейном кругу. Для младшего школьника семья является организацией его летнего и зимнего отдыха; семья осуществляет содержательное наполнение досуга, приобщая детей к физкультуре, художественной деятельности, туризму, самообразованию, хозяйственному труду. Семья дает чувство защищенности от жизненных неурядиц.

Приобщение к культурной организации свободного времени детей – основная функция для семьи, которую родители не в состоянии хорошо организовать. К тому же полноценной организацией свободного времени младшего школьника является приобщение детей к культурным видам отдыха, доставляющим духовное наслаждение, не только восстанавливающим силы тела, но и обновляющим душу.

Проводя свободное время с детьми, родители должны учитывать, что для детей необходимо разнообразие форм досуга. Выбор форм проведения свободного времени происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей.

Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроением вся семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи и от содержательного и доброжелательного общения, и от реализации своих потребностей в движении, познании. Тогда он оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых, повышает их культурный уровень.

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам (увлечение алкоголем, курением, наркотиками) и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У малыша, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «образ семьи», который он проносит через свою жизнь и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

Формы семейного досуга довольно разнообразны. Это и семейные праздники, и посещение театров, музеев, совместные прогулки, походы, игры и многое другое. Задача родителей – суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.

45

И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»

3.2. Методика организации семейных праздников

Семейные праздники содержат богатые возможности для умственного воспитания ребенка, для развития всех его дарований. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника… Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники…» – отмечал К.Д. Ушинский.

В толковом словаре C.И. Ожегова понятие «праздник» имеет несколько значений:

1)день торжества, установленный в честь или в память кого– или чего-нибудь;

2)день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или свя-

того;

3)выходной, не рабочий день;

4)день радости и торжеств по поводу чего-, кого-нибудь (семейный праздник).

У больших и малых форм такого социокультурного явления, как праздник, есть богатейшая история. Праздники, не вычленявшиеся из единого жизненного потока, существовали у всех народов мира с глубокой древности. Историки часто начинают рассматривать историю праздника с эпохи Древней Греции и Рима. В те времена проходили празднества, тщательно подготовленные и организованные. Древние греки любили праздники и занимались ими активно, с огромной отдачей. Свободное время организовывалось ими так, что носило даже более активный и деятельный характер, чем труд. Неспроста большинство древнегреческих праздников выливалось в активные игры, состязания. Вершиной таких праздников явились Олимпийские игры, проходившие в специально выстроенном городке Олимпии раз в четыре года.

Все русские праздники выстраивались в определенную иерархическую лестницу. Главным праздником для всех православных людей была Пасха, которую называли праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. Великими праздниками православной церкви считались двунадесятые, т.е. двенадцать праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь, а также пять, посвященных евангельским событиям.

Наряду с большими праздниками внутри деревенских общин и городских кварталов справлялись малые праздники (полупраздники). Они устраивались в память покровителей того или иного ремесла, домашних животных, в память местночтимых святых, в дни начала или окончания полевых работ. О праздниках такого рода русские люди говорили: «Сколько дней у Бога в году, столько святых в раю, а мы, грешные, им празднуем».

Кроме православных праздников в русском быту существовали праздники семейные: именины, популярные в основном среди городского населения, и семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни близких родственников, произошедшие в прошлом и завещанные для почитания.

Если языческие, православные, календарные праздники на протяжении всей истории исчезали, заменялись другими, то семейные праздники присутствовали всегда. Семейные праздники можно определить как организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним относят дни рождения, крестины, свадьбу и др. У каждой семьи свои вехи развития.

Более подробно мы остановимся на семейных праздниках, ведь семейный праздник – это одна из очень важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отношение друг к другу, развивает умение доставлять радость окружающим. Праздник – это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые состязания, возможность помериться своими силами.

46

И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»

Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы праздника. Ученые доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором. Одно только ожидание праздника способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Подвижные игры, аттракционы, забавы, потешки, сюрпризы, которыми насыщена любая программа праздника, часто сопровождаются неожиданными комичными ситуациями, вызывают искренний смех, эмоции удивления, восторга, следовательно, уже одно это обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и лечения многих расстройств.

При подготовке и проведении семейных праздников дети получают возможность проявлять высокую активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно сказывается на развитии их способностей и личностных качеств.

Процесс подготовки к празднику сплачивает всю семью единством цели и общими задачами, составлением сценария, проявлением активности, украшением и оборудованием комнаты.

Семейные праздники играют важную роль в жизни ребенка и дают доступные доказательства родительской привязанности к себе, что влияет на его доброжелательное отношение к родителям.

Именно семейные праздники имеют богатейшие возможности для гармонического развития всех способностей детей, потому что, украшая к празднику свой дом, придумывая эти украшения, сюрпризы для своих родных и близких, дети не только фантазируют, но и работают руками. Потом, уже в процессе проведения семейного праздника, дети проявляют самые разные свои способности и умения. Ни один праздник не обходится без игр, а игры развивают силу, ловкость, сообразительность, импровизационные качества, речевые

ивокальные способности развивают песни, танцы и др.

Ввозрасте от семи до десяти лет душевное становление детей является ведущим. При этом если до семи лет в отношениях со взрослыми запечатлелось послушание, то с семи лет является живое действие – почитание взрослых. Успехи этого развития определяются теми социальными связями, которыми окружен ребенок, который особенно зависим от внешних воздействий и собственных неконтролируемых побуждений. Здесь решающее влияние оказывает семья, задающая основное направление развития ребенка. Именно этот период является сензитивным для правильного формирования организации свободного времени ребенка, воспитания моральных требований, норм поведения. Мера правильности связана с осознанием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Поэтому правильно организованные семейные праздники способствуют духовному, творческому развитию ребенка, направлены на формирование у младших школьников умений организовывать свое свободное время.

Семейный праздник – это организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события.

Воснову классификации семейных праздников могут быть положены возрастной, социальный и тематический принципы:

1) праздники для членов семьи разного возраста (детский, взрослый); 2) праздники для членов семьи с различными социальными ролями (для сына, дочери,

мамы, папы, бабушки, дедушки, четвероногого друга); 3) праздники различной тематики (день рождения, крестины, 1 сентября, «Поздра-

вляем победителей» и др.).

Вкаждой семье могут быть и свои праздники – начало или окончание школы, особые достижения в спорте, творчестве.

Система подготовки и проведение семейных праздников включают несколько этапов. 1. Познавательный этап (знакомство с праздником и его особенностями).

47

И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»

2.Подготовительный этап (разучивание песен, стихов и т.д., изготовление подарков, элементов оформления, атрибутов).

3.Этап активного участия в празднике. Важно помнить, что никто не сможет развлечь того, кто сам этого не хочет.

4.Этап последующего проживания праздника. Это значит, что у ребенка может появиться потребность поделиться впечатлениями.

Наиболее традиционным семейным праздником является день рождения одного из ее членов. Дети, как правило, с нетерпением ждут свой день рождения. Очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, но и интересной его организацией. Родителям следует помнить, что день рождения ребенка – это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему. Вместе с ребенком необходимо обсудить этапы подготовки дня рождения, т.е. композицию праздника, разработку сценария, продумывания интерьера, подготовку сувениров для гостей. Важным условием, которое обеспечит успешность празднования дня рождения, является составление сценария. Сценарий – это заранее подготовленный детальный план проведения какоголибо зрелища. Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

1) рождение замысла;

2) определение идеи сценария; 3) отбор литературно-художественного, игрового, художественно-спортивного и дру-

гого материала; 4) компоновка отобранного материала в соответствии с замыслом и идеей;

5) определение художественно-выразительных средств;

6) анализ подобранного материала.

При составлении сценария необходимо учитывать возраст ребенка, его интересы, особенности характера, количество приглашенных гостей, условия проведения праздника.

Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными. В односюжетном сценарии все эпизоды объединены содержанием, например, «Веселое путешествие», «Приключение друзей», «Нашему имениннику». Бессюжетные сценарии составляются из отдельных игр, конкурсов, развлечений, не соединенных единым содержанием. Родители вместе с ребенком должны обсудить все основные моменты проведения праздника. Определить место для игр, для праздничного стола и для театрализованных представлений. Для гостей, помимо игр и развлечений, надо продумать сувениры и призы, которые должны быть вручены каждому ребенку. Немаловажным условием является длительность совместной групповой деятельности детей. Завершить ее следует тогда, когда у детей все еще будет желание продолжить действие. Только тогда у ребят сохранятся ощущение полученного удовольствия и радостные воспоминания о проведенном времени. Необходимо также предусмотреть достаточное количество времени для самостоятельных игр и развлечений детей. Все это позволит создать атмосферу общего веселья. Хорошо продуманная композиция праздника должна соответствовать сохранению положительного эмоционального настроя у всех присутствующих, предотвращать переутомление, развивать интерес, удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности.

Организация семейных праздников представляет собой своеобразный педагогический процесс: воспитательное влияние на ребенка осуществляется косвенно. В явлениях воспитания никогда не бывает однозначных зависимостей и на определенную социально-педаго- гическую ситуацию, а тем более в сфере организации свободного времени всегда оказывает множество факторов, не подлежащих учету. В процессе организации свободного времени учет этих факторов может носить предельно обобщенный характер.

Все виды семейных праздников, в каких бы формах они ни осуществлялись, приводят к определенному педагогическому результату. Степень социальной значимости этого резуль-

48

И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»

тата различна. В одних случаях это создание общего настроения и эмоциональной приподнятости, в других – приобщение к общественным, семейным ценностям.

Так, для детей младшего школьного возраста можно организовать спортивные семейные праздники в дни каникул, когда отмечаются такие праздники, как Рождество, Святки, Масленица. Они сопровождаются шумными народными гуляньями: строятся горки, снежные крепости. Перед праздником с ребенком необходимо побеседовать о времени года, о приметах. Можно выучить заклички, разучить новые игры, стихи.

Наибольший эффект праздник будет иметь, если в нем примут участие пять-шесть детей. Можно предварительно договориться с другими родителями об угощении, о сувенирах для победителей конкурсов и соревнований или всех участников.

Семейные праздники помогают сохранить эмоциональное и психическое здоровье детей. Во время семейных праздников ребенок ощущает единение с семьей, ее членами.

49

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Слайд 1

Методика организации семейных праздников в учреждении дополнительного образования Составитель: Езеева А.А., методист МКУ СЮН ДО Дигорского района РСО-Алания 2021 год

Слайд 2

Результаты социологического опроса Конфликты в семье 12% родителей сохраняют самообладание в конфликтных ситуациях; 25% родителей не могут извиниться перед ребенком в случае своей неправоты; 6% родителей воздерживаются от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка; 30% родителей отмечают барьер в общении с ребенком

Слайд 3

Результаты социологического опроса Отношения родителей и детей 39% родителей отмечают пассивное отношение к домашним поручениям; 40% родителей не смогли назвать близкого друга своего ребенка; 25% родителей не смогли назвать заветную мечту ребенка; 27% родителей не смогли назвать любимую книгу ребенка

Слайд 4

Совместная деятельность родителей и детей обеспечивает единство ценностных ориентаций всех членов семьи и является главным средством привлечения родителей к воспитанию детей, делам, заботам коллектива

Слайд 5

Методические рекомендации педагогу для работы с семьей Правила посещения семьи Правила общения с родителями Памятка для родителей Памятка для детей

Слайд 6

Методика организации семейного праздника Семейный праздник — это одна из очень важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отношение друг к другу, развивает умение доставлять радость окружающим.

Слайд 7

Цель и задачи проведения семейных праздников Цель: Создание атмосферы единения педагогов, родителей и детей. Задачи: Установить более тесный контакт педагога с родителями, Наладить дружеские , союзнические отношения Раскрыть творческий потенциал семьи. Способствовать укреплению семейных традиций

Слайд 8

Система подготовки и проведение семейных праздников Познавательный этап (знакомство с праздником и его особенностями) Подготовительный этап (разучивание песен, стихов и т.д., изготовление подарков, элементов оформления, атрибутов) Этап активного участия в празднике Важно помнить, что никто не сможет развлечь того, кто сам этого не хочет Этап последующего проживания праздника Это значит, что у ребенка может появиться потребность поделиться впечатлениями

Слайд 9

Этапы организации семейного праздника Создать штаб праздника Определиться с направленностью праздника Составить рабочий план праздника Репетиции

Слайд 10

Важные компоненты праздника Сюрпризы Музыкальное оформление Оформление зала Игры, соревнования, встреча с интересными людьми Добровольность участия в празднике Праздник не должен быть однообразным Грамотно организовать работу жюри (ведомости, определить систему и критерии оценок) Продумать систему награждения (места или номинации)

Слайд 11

Особенности семейного праздника Создать предпраздничное настроение: Разослать пригласительные билеты ; Дать несложное домашнее задание, предполагающее совместную деятельность родителей и детей

Слайд 12

Особенности семейного праздника Продумать мероприятие так, чтобы в нем присутствовали воспитательные моменты, как детей , так и взрослых Задание детям: Как обрадовать своих родителей (можно провести аукцион) Конкурс по семейным традициям (изобразить на листе бумаги) Разыграть сценку, где дети и родители меняются местами, причем «дети» проявляют непослушание.

Слайд 13

Особенности семейного праздника Педагогу необходимо грамотно , учитывая способности каждого ребенка, распределить обязанности так, чтобы родители увидели его творческие успехи: Оформление зала ; Роли ведущих, артистов; Выставка (декоративно- прикладные способности учащихся) Спортивные достижения и др. Проведенный семейный праздник в УДОД, должен способствовать желанию родителей и детей на проведение подобных праздников дома, поэтому педагогу необходимо подсказать идеи для конкурсов или игр в домашней обстановке.

Слайд 14

Рекомендации по проведению домашних праздников Обязательно красиво одеться Подготовить декламацию стихов Приготовить что- то вкусное Организовать торжественную встречу гостей Подобрать игры и конкурсы в домашней обстановке Предусмотреть награждение победителей (медали, дипломы) Сфотографировать все, что происходит Предусмотреть торжественные проводы гостей Подобные праздники устраиваются не чаще 2-4 раз в год

Слайд 15

Рекомендации ведущему праздника Если Вы ведущий : Не утомляйте долгими объяснениями конкурсов Пробуйте сами выполнить задания конкурсов Следите чтобы азарт не перехлестывал через край (перерывы на чай, лимонад) Не употребляйте слов (замените) «проиграл» (не много не хватило до победы) , «промахнулся»( почти попал ) и др. Постарайтесь устроить так, чтобы в каждом конкурсе был не один, а два, три победителя Не устраивайте единоборств, соревнований один на один Не устраивайте командных соревнований (в проигравшей команде будут искать «стрелочника») Не проводите конкурсы, где нужно что-то съесть или выпить быстрее или больше остальных

Слайд 16

Умные мысли «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника… Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники…» К.Д. Ушинский .

   Методика организации семейных праздников в учреждении дополнительного образования    Составитель: Езеева А.А., методист МКУ СЮН ДО Дигорского района РСО-Алания 2021 год

Методика

организации

семейных праздников

в учреждении дополнительного образования

Составитель: Езеева А.А., методист

МКУ СЮН ДО Дигорского района РСО-Алания

2021 год

Результаты  социологического опроса Конфликты в семье 12% родителей сохраняют самообладание в конфликтных ситуациях; 25% родителей не могут извиниться перед ребенком в случае своей неправоты; 6% родителей воздерживаются от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка; 30% родителей отмечают барьер в общении с ребенком

Результаты социологического опроса

Конфликты в семье

  • 12% родителей сохраняют самообладание в конфликтных ситуациях;
  • 25% родителей не могут извиниться перед ребенком в случае своей неправоты;
  • 6% родителей воздерживаются от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;
  • 30% родителей отмечают барьер в общении с ребенком

Результаты  социологического опроса  Отношения родителей и детей 39% родителей отмечают пассивное отношение к домашним поручениям; 40% родителей не смогли назвать близкого друга своего ребенка; 25% родителей не смогли назвать заветную мечту ребенка; 27% родителей не смогли назвать любимую книгу ребенка

Результаты социологического опроса

Отношения родителей и детей

  • 39% родителей отмечают пассивное отношение к домашним поручениям;
  • 40% родителей не смогли назвать близкого друга своего ребенка;
  • 25% родителей не смогли назвать заветную мечту ребенка;
  • 27% родителей не смогли назвать любимую книгу ребенка

 Совместная деятельность родителей и детей    обеспечивает единство ценностных ориентаций всех членов семьи и является главным средством привлечения родителей к воспитанию детей, делам, заботам коллектива

Совместная деятельность родителей и детей

обеспечивает

единство ценностных ориентаций всех членов семьи и является главным средством привлечения родителей к воспитанию детей, делам, заботам коллектива

Методические рекомендации педагогу для работы с семьей Правила посещения семьи Правила общения с родителями Памятка для родителей Памятка для детей

Методические рекомендации педагогу для работы с семьей

  • Правила посещения семьи
  • Правила общения с родителями
  • Памятка для родителей
  • Памятка для детей

 Методика организации   семейного праздника        Семейный праздник   — это одна из очень важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отношение друг к другу, развивает умение доставлять радость окружающим.

Методика организации

семейного праздника

Семейный праздник  

— это одна из очень важных форм досуга, она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отношение друг к другу,

развивает умение доставлять радость окружающим.

 Цель и задачи  проведения семейных праздников  Цель: Создание атмосферы единения педагогов, родителей и детей. Задачи: Установить более тесный контакт педагога с родителями, Наладить дружеские , союзнические отношения Раскрыть творческий потенциал семьи. Способствовать укреплению семейных традиций

Цель и задачи проведения семейных праздников

Цель:

Создание атмосферы единения педагогов, родителей и детей.

Задачи:

  • Установить более тесный контакт педагога с родителями,
  • Наладить дружеские , союзнические отношения
  • Раскрыть творческий потенциал семьи.
  • Способствовать укреплению семейных традиций

Система подготовки и проведение семейных праздников  Познавательный этап (знакомство с праздником и его особенностями) Подготовительный этап (разучивание песен, стихов и т.д., изготовление  подарков, элементов оформления, атрибутов) Этап активного участия в празднике Важно помнить, что никто не сможет развлечь того, кто сам этого не хочет Этап последующего проживания праздника  Это значит, что у ребенка может появиться потребность поделиться впечатлениями

Система подготовки и проведение семейных праздников

  • Познавательный этап

(знакомство с праздником и его особенностями)

  • Подготовительный этап

(разучивание песен, стихов и т.д., изготовление

подарков, элементов оформления, атрибутов)

  • Этап активного участия в празднике

Важно помнить, что никто не сможет развлечь того,

кто сам этого не хочет

  • Этап последующего проживания праздника

Это значит, что у ребенка может появиться

потребность поделиться впечатлениями

Этапы организации  семейного праздника Создать штаб праздника Определиться с направленностью праздника Составить рабочий план праздника Репетиции

Этапы организации семейного праздника

  • Создать штаб праздника
  • Определиться с направленностью праздника
  • Составить рабочий план праздника
  • Репетиции

Важные компоненты  праздника Сюрпризы Музыкальное оформление Оформление зала Игры, соревнования, встреча с интересными людьми Добровольность участия в празднике Праздник не должен быть однообразным Грамотно организовать работу жюри (ведомости, определить систему и критерии оценок) Продумать систему награждения (места или номинации)

Важные компоненты праздника

  • Сюрпризы
  • Музыкальное оформление
  • Оформление зала
  • Игры, соревнования, встреча с интересными людьми
  • Добровольность участия в празднике
  • Праздник не должен быть однообразным
  • Грамотно организовать работу жюри (ведомости, определить систему и критерии оценок)
  • Продумать систему награждения (места или номинации)

Особенности   семейного праздника  Создать предпраздничное настроение: Разослать пригласительные билеты ; Дать несложное домашнее задание, предполагающее совместную деятельность родителей и детей

Особенности семейного праздника

Создать предпраздничное настроение:

  • Разослать пригласительные билеты ;
  • Дать несложное домашнее задание, предполагающее совместную деятельность родителей и детей

Особенности   семейного праздника Продумать мероприятие так, чтобы в нем присутствовали воспитательные моменты, как детей , так и взрослых Задание детям: Как обрадовать своих родителей (можно провести аукцион) Конкурс по семейным традициям (изобразить на листе бумаги) Разыграть сценку, где дети и родители меняются местами, причем «дети» проявляют непослушание.

Особенности семейного праздника

Продумать мероприятие

так, чтобы в нем присутствовали воспитательные

моменты, как детей , так и взрослых

Задание детям:

  • Как обрадовать своих родителей

(можно провести аукцион)

  • Конкурс по семейным традициям

(изобразить на листе бумаги)

  • Разыграть сценку, где дети и родители меняются местами, причем «дети» проявляют непослушание.

Особенности   семейного праздника Педагогу необходимо грамотно , учитывая способности каждого ребенка, распределить обязанности так, чтобы родители увидели его творческие успехи: Оформление зала ; Роли ведущих, артистов; Выставка (декоративно- прикладные способности учащихся) Спортивные достижения и др. Проведенный семейный праздник в УДОД, должен способствовать желанию родителей и детей на проведение подобных праздников дома, поэтому педагогу необходимо подсказать идеи для конкурсов или игр в домашней обстановке.

Особенности семейного праздника

Педагогу необходимо грамотно , учитывая способности

каждого ребенка, распределить обязанности так, чтобы

родители увидели его творческие успехи:

  • Оформление зала ;
  • Роли ведущих, артистов;
  • Выставка (декоративно- прикладные способности

учащихся) Спортивные достижения и др.

Проведенный семейный праздник в УДОД, должен

способствовать желанию родителей и детей на проведение

подобных праздников дома,

поэтому педагогу необходимо подсказать идеи для конкурсов

или игр в домашней обстановке.

Рекомендации   по проведению домашних праздников  Обязательно красиво одеться Подготовить декламацию стихов Приготовить что- то вкусное Организовать торжественную встречу гостей Подобрать игры и конкурсы в домашней обстановке Предусмотреть награждение победителей (медали, дипломы) Сфотографировать все, что происходит Предусмотреть торжественные проводы гостей  Подобные праздники устраиваются не чаще 2-4 раз в год

Рекомендации по проведению домашних праздников

  • Обязательно красиво одеться
  • Подготовить декламацию стихов
  • Приготовить что- то вкусное
  • Организовать торжественную встречу гостей
  • Подобрать игры и конкурсы в домашней обстановке
  • Предусмотреть награждение победителей (медали, дипломы)
  • Сфотографировать все, что происходит
  • Предусмотреть торжественные проводы гостей

Подобные праздники устраиваются не чаще 2-4 раз в год

Рекомендации  ведущему праздника Если Вы ведущий : Не утомляйте долгими объяснениями конкурсов Пробуйте сами выполнить задания конкурсов Следите чтобы азарт не перехлестывал через край (перерывы на чай, лимонад) Не употребляйте слов (замените) «проиграл» (не много не хватило до победы) , «промахнулся»( почти попал ) и др. Постарайтесь устроить так, чтобы в каждом конкурсе был не один, а два, три победителя Не устраивайте единоборств, соревнований один на один Не устраивайте командных соревнований (в проигравшей команде будут искать «стрелочника») Не проводите конкурсы, где нужно что-то съесть или выпить быстрее или больше остальных

Рекомендации ведущему праздника

Если Вы ведущий :

  • Не утомляйте долгими объяснениями конкурсов
  • Пробуйте сами выполнить задания конкурсов
  • Следите чтобы азарт не перехлестывал через край

(перерывы на чай, лимонад)

  • Не употребляйте слов (замените) «проиграл» (не много не хватило до победы) , «промахнулся»( почти попал ) и др.
  • Постарайтесь устроить так, чтобы в каждом конкурсе

был не один, а два, три победителя

  • Не устраивайте единоборств, соревнований один на один
  • Не устраивайте командных соревнований (в проигравшей команде будут искать «стрелочника»)
  • Не проводите конкурсы, где нужно что-то съесть или выпить быстрее или больше остальных

Умные мысли «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники...» К.Д. Ушинский .

Умные мысли

«Пусть каждый припомнит свое детство,

и он увидит,

что праздник для ребенка

совсем не то, что для нас,

что это действительно событие в детской жизни

и что ребенок считает свои дни

от праздника до праздника…

Тускло и серо было бы детство,

если бы из него выбросить праздники…»

К.Д. Ушинский .

Семейные праздники в детском саду
как актуальная форма сотворчества
детей и воспитывающих взрослых

Автор: Казаченок Мария Петровна

Организация: МБДОУ Детский сад № 132

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский

Умение взрослыми создавать этот мир, легко и непринужденно погружать в него воспитанников остается актуальным и в настоящий момент. Сейчас я имею возможность поделиться опытом своей работы по направлению творческой самореализации педагогов, детей и родителей в рамках организации и проведения семейных праздников.

ФГОС ДОО предусматривает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, среди которых необходимым условием является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством организации разнообразных традиционных и инновационных форм [5].

Активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО является одним из современных требований. С целью его реализации педагогические коллективы используют разные формы совместной деятельности в триаде «педагоги – родители – дети», достойное место среди которых могут занять семейные праздники. Когда педагоги и родители настроены на близкое творческое общение, между ними часто возникают новые формы сотворчества. И если данные формы оказываются удачными, то в последствии они становятся традицией.

Все, что должен усвоить ребенок, проходит через уклад семьи и семейные взаимоотношения и ценности. Взрослея, человек формируется как личность, но процесс развития происходит в большей степени в семье. Именно через семью, через ее уклад передаются детям традиции, взгляды, обычаи. На детей влияет весь комплекс компонентов семейного уклада, и от влияния семейных взаимоотношений зависит вся дальнейшая судьба ребенка [1, с. 78].

Взаимодействуя с ребенком во время досуга, необходимо вовлекать его в различные события, обогащать его жизненный опыт. Поэтому, планируя культурно — досуговую деятельность в ДОО педагогам необходимо не только самим способствовать формированию у детей творческих увлечений, но и вести работу среди родителей в этом направлении, учитывая высокую степень влияния родительского примера.

Праздник как форма организации культурно – досуговой деятельности в ДОО не является понятием из числа инновационных форм. Праздник в детском саду скорее понятие традиционное. Посвященные знаменательным событиям в жизни страны, календарные, бытовые, связанные с определенным временем года праздники нацелены на приобщение ребенка к общечеловеческой культуре.

В своей педагогической практике мы постарались перевести эту традиционную форму существования праздников в ДОО в новую форму, актуализирующую сотворчество детей и воспитывающих взрослых; подошли к понятию «праздник» как источнику детско — взрослого продуктивного сотворчества и попытались перевести его в форму «семейного праздника».

Семейный праздник в детском саду – особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого – либо события. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Веракса по которой осуществляет образовательную деятельность наш детский сад, рекомендует следующий перечень таких событий:

— День матери;

— День отца;

— Новый год;

— День победы;

— Международный день семьи;

— Всероссийский день семьи, любви и верности.

Являясь частью культурно-досуговой деятельности ДОУ, праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности. Цель семейных праздников – в обеспечении атмосферы эмоционального благополучия детей и взрослых, развитии эстетических воззрений, а также в проявлении своих художественных способностей и творческих инициатив.

Семейные праздники помогают решать многие конструктивные задачи по взаимодействию с семьей:

— обеспечивают права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада;

— помогают познакомить родителей с организацией культурно – досуговой деятельности в ДОО;

— информируют о значимости и содержательности предстоящего события или праздника, его истории и традициях;

— помогают установить партнерские отношения между детьми и воспитывающими взрослыми;

— объединяют усилия для создания условий по раскрытию творческой самореализации в триаде «педагоги – дети – родители»;

— создают атмосферу общности интересов и эмоционального комфорта.

В основу обеспечения эффективности семейных праздников мы заложили следующие функциональные особенности понятия «праздник», описанные О.П. Радыновой [6]:

— обучающая функция — сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные, танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;

— воспитательная функция — проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

— развивающая функция — гармоническое развитие личностных качеств участников мероприятия при подготовке выступления, расширение его кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;

— коммуникативная функция — объединение участников в коллектив, общение в процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;

— эстетическая функция — развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;

— просветительская функция — развитие интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;

— развлекательная функция — создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини-игр и экспромтов;

— релаксационная функция — снятие напряжения с помощью игровых приемов и самой игры.

Понятие «праздник» в словарях трактуется по-разному: и как «праздность» и «ничегонеделание», и «день торжества», и «день, особо отмечаемый церковью». Но общим и сквозным для всех пониманий является слово «радость». Ведь, действительно, в празднике могут быть песни, а могут и не быть, могут быть танцы, а можно обойтись и без них. В празднике многое можно варьировать и изменять, многое отменять и вводить в традиционные моменты новые приемы и находки [4, с. 203].

Следует отметить, что праздники отличаются от других массовых мероприятий по некоторым параметрам. В трудах педагогов Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета Н.А. Опариной, И.Д. Левиной и М.Г. Кайтанджян встречаются следующие их характерные различия.

1. В структуре праздника есть «предпразднество» – ожидание предстоящей радости, ощущение предстоящих положительных эмоций, ярких событий. Это «предпразднество» помогает организаторам праздника создавать яркий настрой, готовность людей воспринять все действия радостно и открыто. Праздник невозможен без предварительного периода подготовки людей, и очень важно умело использовать «предпразднество» в своих творческих интересах. Идет подготовка, создается атмосфера приближения торжества, проводятся конкурсы, встречи, праздник рекламируется. Умело проведенный этап празднества поможет придать празднику успех и радость всему коллективу [3, с. 87].

2. Праздник – это общая радость. Праздник – это активное, радостное проведение времени вместе со всеми. И для этого сценарист и организатор-постановщик должен приложить немало сил, немало выдумки и фантазии. И каждому нужно придумать дело, такие условия в программе праздника, чтобы весело было тоже каждому [2]. Это и викторины, и общие танцы, и песни, и конкурсы, и спортивные соревнования и многое другое.

Программа праздника всегда очень разнообразна. В нее чаще всего включены развлечения для всех возрастных категорий участников, которых организаторы праздника ожидают, и в ней учитывают все запросы и вкусы. И главное, не следует делить людей на зрителей и выступающих, на пассивную публику и на активных выступающих.

3. Праздник – это еще и весьма масштабное явление во всем. Праздник может проходить не один день и не на одной, а сразу на нескольких площадках [8]. И семейный праздник тоже может длиться не один день и разрастись на разные площадки, где проходят и игры, и творческие выступления, и конкурсы, и угощение.

Особая масштабность присутствует и в организации, подготовке и проведении праздника. Одному организатору такое дело не под силу. Важно сразу определить все необходимое для проведения праздника и поделить обязанности между ответственными за тот или иной участок работы. Только после определения всеми места проведения праздника, времени, площадок, средств, участников сценарист может приступать к работе [9].

Праздник от неумелой организации не выигрывает. Нужно заранее распланировать все репетиции, оставить время на корректировку, исправление, дополнение или сокращение тех или иных частей праздника и всей программы.

Очень важно в празднике продумать моменты вовлечения, активизации присутствующих гостей, чтобы они тоже почувствовали себя участниками события [7]. Важно определить кульминационную – самую яркую часть праздника и уделить внимание завершающему эпизоду, чтобы не «комкать» праздник, и приложить все силы и средства, чтобы он всем запомнился, особенно детям. И если к окончанию праздника у людей преобладает чувство радости, что он был, и сожаления, что все заканчивается, значит, сверхзадача организаторов праздника выполнена.

Разнообразная тематика праздников дает возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей.

В своей педагогической практике мы используем различные моменты творческой активизации участников семейных праздников на разных этапах подготовки и проведения данных мероприятий.

Так, например, на этапе подготовки или «предпразднества» мы совместно с родителями и педагогами выделяем цели и задачи мероприятия, составляем план проведения мероприятия и степень участия в нем педагогов, родителей и детей; распределяем роли между взрослыми и детьми; изготавливаем пригласительные билеты или продумываем иные формы оповещения о проведении мероприятия; занимаемся разучиванием отдельных творческих номеров (стихов, танцев, песен); изготавливаем атрибуты для праздника, продумываем костюмы для персонажей – участников праздника, прикладываем творческие усилия для украшения помещения, в котором будет проходить мероприятие. При подготовке праздников осуществляется дифференцированный подход к родителям и детям, наиболее раскрепощенные, артистичные участвуют в режиссерских постановках, а другие – в организации игровой программы и оформлении помещений, где проводится праздник.

На этапе проведения семейных праздников дети и родители участвуют в конкурсах, играх, викторинах, совместных танцах, хороводах и пении, являются участниками шумовых оркестров, совместно декламируют стихотворения, участвуют в защите карнавальных костюмов и причесок, участвуют в «хоре рук», проявляют свои актерские способности в инсценировке пьес, песен и танцев.

На этапе подведения итогов, если у участников преобладает чувство радости, что праздник был, и сожаления, что все заканчивается, можно определить, что сверхзадача организаторов праздника выполнена. Тогда участники мероприятия могут выразить свои впечатления от произошедшего в гостевой книге, на сайте ДОО, обсудить за «сладким столом» и чаепитием, нарисовать рисунки.

Таким образом, использование такой формы сотрудничества ДОУ и семьи, как семейные праздники, помогает нам в выстраивании положительных и искренних отношений между участниками образовательного процесса, позволяет убедить взрослых в том, что их участие в жизни детского сада необходимо и нужно как для их ребенка, так для них самих. Мы убеждены, что семейный праздник как категория педагогики является своеобразной формой творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка и воспитывающих взрослых.

Библиографический список

1. Лавренова Л. Е. Детские праздники в школе и дома. – СПб.: Паритет, 2006. – 160 с.

2. Левина И. Д., Опарина Н. А. Художественно-творческое развитие детей средствами народной культуры // Среднее профессиональное образование. – 2016. – № 3. – С. 62–65.

3. Опарина Н. А. Организация театрализованного досуга школьников: моногр. – 2-е изд., доп. – М.: Белый ветер, 2017. – 235 с.

4. Опарина Н. А., Кайтанджян М. Г. Организация зрелищно-игрового досуга детей // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2015. – Ч. 4. – С. 203–206.

5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

6. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.

7. Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 2008. – 272 с.

8. Черный Г. П. Торжественно, красиво, памятно: массовые школьные праздники и театрализованные представления: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. –189 с.

9. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. — 336 с.

Приложения:

  1. file0.docx.. 30,1 КБ

Опубликовано: 24.04.2020

Семейный праздник как фактор
воспитания

Актуальность и практическая
значимость работы

Воспитание – один из важнейших
компонентов образования человека.

Цель воспитания, которую ставит школа
– формирование личности как субъекта,
способного строить жизнь достойную человека.
Постановка же этой цели предполагает
формирование системы отношений к основным
ценностям жизни, среди которых одно из первых
мест занимает семья и семейные отношения.

Трудно переоценить значение
стабильной семьи для страны. Государство – это
конгломерат множества семейных ячеек, и от их
жизнеспособности, сохранности зависит и
устойчивость самой государственности. И, как ни
спорно это звучит, именно семейные праздники
позволяют укреплять связь каждого отдельного
человека с обществом, определяет направление
мировоззрения индивидов и общества в целом.

Семейный праздник – это важная
семейная традиция. В той семье, где умеют
праздновать и радоваться жизни, вырастают
контактные, коммуникабельные оптимисты и
хорошие работники. Но далеко не в каждой семье
умеют устраивать праздник, отвечающий запросам
ее членов и требованиям общества. Эта неумелость
дорого обходится государству, поскольку в наше
время семейный праздник мало – помалу
вырождается в попойку со всеми ее криминальными,
медицинскими и аморальными последствиями, а
нравственная традиция семейного торжества,
радующего и объединяющего разновозрастной
коллектив кровных родственников, превращается в
традицию разобщения, а то и противостояния
поколений. Это утверждение особенно справедливо
в отношении семей, которые принято называть
неблагополучными.

К сожалению таких становится все
больше. И дело не только в алкоголизации и прочих
вредных пристрастиях. В наше время становятся
неблагополучными и семьи трудоголиков,
работающих день и ночь, чтобы обеспечить
материальные запросы семьи – духовные
становятся вторичными, на них не хватает ни
времени, ни денег, ни сил.

В тех семьях, где родители и стремятся
организовать интересный совместный досуг с
детьми, они сталкиваются с серьезными
материальными проблемами. Самые популярные виды
семейного досуга, предоставляемые современной
индустрией развлечений (бассейн, кафе, боулинг –
клуб, лыжная база, парк детских развлечений,
танцпол и т.п.) обходятся довольно дорого.

Семьи со средним достатком, которых
большинство, могут позволить себе подобные
мероприятия нечасто. Поэтому самая
распространенная форма семейного праздника в
современном российском обществе – застолье,
более или менее культурное, которое в силу
нетрезвости исключает серьезное общение и не
может удовлетворить потребности ребенка в
морально – этическом образце семейных
отношений.

Современные СМИ, обеспечивая
подростка псевдообщением и псевдопраздником, не
могут воспитать будущего семьянина – скорее
поддерживают в нем незрелость мышления,
моральный анархизм.

Традиционный школьный праздник, форма
которого давно устоялась, имеет большое
познавательно-воспитательное значение, но в нем
практически отсутствует компонент демонстрации
образцовых семейно-родственных отношений. Здесь
редко появляется семья – команда, выступающая
как сложившийся коллектив. Как правило,
активными участниками школьного праздника
становятся дети, а родители появляются в
качестве зрителей – болельщиков, иногда –
артистов или организаторов. Родители группы
риска вовсе редкие и пассивные гости на таких
мероприятиях.

Собственно, подросток практически не
имеет возможности получить опыт организации
трезвого нравственного семейного праздника, что
помогло бы ему правильно строить
взаимоотношения в своей будущей семье.

Некоторым выходом из данной ситуации в
условиях массовой школы может стать создание
цикла семейных праздников разной тематики,
организованных на основе методики,
разработанной А.С.Макаренко. Свой принцип – воспитание
проблемной личности в рамках здорового
коллектива
– Макаренко А.С. реализовал в
условиях “сводного отряда” — изобретенной им,
уникальной единицы существования коллектива.
Именно в этом отряде ребенок получал опыт
здоровых социальных отношений и учился
правильно строить свою жизнь.

Наша цель более узкая – дать подростку
определенный опыт нравственных семейных
отношений в процессе цикла праздничных
мероприятий.

Технологию этих праздников можно
описать следующим образом.

Мероприятие выстраивается по правилам
любой конкурсно-игровой или
коммуникативно-познавательной программы, но
состав и организация команд – участниц
существенно отличается от традиционных, т.к.
включает своеобразный “семейный компонент”.
Такая команда составляется не из сверстников и
не только из школьников. В нее помимо детей
входят взрослые люди – добровольцы, носители
образцовых семейных отношений. Это могут быть
либо настоящие родственники подростков
(родители, братья – сестры, бабушки – дедушки и
т.д.), либо “посаженные”, т.е. принимающие на себя
роль старших родственников на период игры. По
такому же принципу в команду включаются
подростки – как родные или “приемные” дети.

В итоге получается не просто команды, а
“сводная семья” (по аналогии со “сводным
отрядом” А.С.Макаренко).

Главное требование – в команде –
“семье” должны быть представители разных
поколений, что характерно для обычной семьи.

Состав “семьи” — команды по
возможности остается неизменным на учебный год и
более, чтобы сформировать и закрепить
родственно-дружеские отношения между членами
“сводной семьи” и тем самым обеспечить для
подростка здоровый микросоциум.

“Семья” — команда обязательно должна
принимать самое активное участие в подготовке
праздника. Наравне с организатором все члены
“сводной семьи” составляют программу
торжества, заботятся об оформлении, подбирают
реквизит, готовят подарки, сюрпризы, угощение;
рассчитывают смету. Эта совместная деятельность
очень важна для детей – они испытывают чувство
ответственности за порученное дело, активно
фантазируют, работают без принудительных мер;
учатся быть семейным психологом, драматургом,
режиссером, дизайнером и кулинаром. А, главное,
подростки группы риска овладевают принципами
организации семейного отдыха, получают реальный
опыт здоровых семейных отношений.

В дальнейшем это станет базой для
осознания ценности семейных отношений и
стремления построить их согласно нравственному
образцу.

Итак, новизна данного опыта в том, что,
организуя совместную деятельность “дети —
взрослые” в рамках команды – “сводной семьи”,
показать пример образцовых семейных отношений,
носителями которых являются взрослые –
добровольцы, и тем самым воспитать в подростке
готовность и умение создать здоровую традицию
семейного праздника.

В течение 2003 – 2008 гг. автором был
разработан цикл семейных конкурсно – игровых и
коммуникативно-познавательных мероприятий,
адресованных учащимся – подросткам.

Результат апробации этого цикла на
классе коррекции 8 вида, зафиксированный при
помощи психологического тестирования (по
методике Айзенка; Е. Пирса, Д. Харриса; Шмитека) на
входе и в конце реализации цикла, показал
положительную динамику многих показателей, а
именно:

— общая удовлетворенность учащихся –
на 22%;

— позитивное отношение к себе и
окружающим – на 40%.

Здоровье, семью, считают главной
ценностью в жизни – 100% учащихся (на входе 61%).

Таким образом, практика показала, что
организация цикла семейных праздников в
условиях массовой школы является довольно
продуктивной формой воспитательной работы.

Апробированные сценарии мероприятий ,
построенных по описанному принципу, смотрите в Приложении № 1 “Рождество –
семейный праздник” ; Приложение № 2
“конкурсно-игровая программа, посвященная Дню
выборов “Мой голос значим! Я творю закон!”

Список использованной литературы


  1. Аникеева Н.П. – Воспитание игрой, Новосибирск,
    1994.
  2. Бабанский Ю.А. – Методические основы
    оптимизации учебно-воспитательного процесса. М.
    “Просвещение”, 1982.
  3. Выготский Л.С. – Игра и ее роль в психическом
    развитии ребенка. – Собр. соч. 8 6-ти т.; М., 1983.
  4. Выготский Л.С. – К вопросу о динамике детского
    характера. – Собр. соч. в 6-ти т., М., 193.
  5. Кащенко В.П. – Педагоги исключительных детей. –
    М., “Просвещение”, 1965.
  6. Макаренко А.С. – Лекции о воспитании детей. –
    Соч. в 7-ми т., М., 1958.
  7. Макаренко А.С. – Некоторые выводы из
    педагогического опыта. Соч. в 7-ми т., М., 1958.
  8. Пестов Н.Е. – Современная практика
    православного благочестия. – СПб, “Сатисъ”, 1999.
  9. Цикл лекций преподавателей кафедры
    культурологи АКИПКРО Жерносенко И.А. , Шалабод
    М.Л. по теме: “Основы православной культуры”, 2003
    – 2005 гг.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Формы активного отдыха физкультурные праздники физкультурные досуги день здоровья каникулы
  • Формулы продающих сценариев
  • Формула хорошего сценария
  • Формула сценария эксель
  • Формула сценария развязка кульминация