Форсайт сессия сценарий проведения

Сейчас не время заниматься стратегией – это говорят все эксперты. И вот почему.
Стратегическое планирование начинается с оценки реальности, все остальное исходит из того, что есть сейчас. Но опираться на нестабильную и неопределенную реальность невозможно.
Во времена турбулентности эффективнее проводить Форсайт и сценарное планирование.
Потому что оно строится на оценке трендов. Это вдумчивое понимание будущего и гибкое реагирование на обстоятельства.

Сейчас не время заниматься стратегией – это говорят все эксперты. И вот почему.
Стратегическое планирование начинается с оценки реальности, все остальное исходит из того, что есть сейчас. Но опираться на нестабильную и неопределенную реальность невозможно.
Во времена турбулентности эффективнее проводить Форсайт и сценарное планирование.
Потому что оно строится на оценке трендов. Это вдумчивое понимание будущего и гибкое реагирование на обстоятельства.

Тут возможно создание от 3 до 5 вариантов сценариев.

Что еще более важно: результат сценарного планирования нужно обсуждать регулярно, сверять часы, корректировать курс. Это живой инструмент.

Сравните фокусирующие вопросы.

 Стратегическое планирование:

? «Что есть сейчас?»

«К чему мы хотим прийти через Х лет?»

? «Как мы к этому придем исходя из сегодняшней реальности?»

    Сценарное планирование:

? «Какие сценарии возможны?»

? «Как мы можем использовать их для развития?»

? «Как мы поймем, что сценарий начал осуществляться?»

Такое планирование проходит в два этапа:

1.       Форсайт – описание будущего через тренды текущей реальности глазами человека, который в нем уже словно живет.

2.       Сессия сценарного планирования – создание возможных гибких вариантов развития событий и сценариев собственного поведения в этой картине.

 Давайте подробнее разберем технологии проведения.

Технология Форсайт. Как провести

Форсайт – описание картины будущего на основе прогнозов авторитетных экспертов. Совместное создание самосбывающихся пророчеств*. Взгляд далеко вперед. Раньше Форсайт проводили на 40-50-100 лет вперед. Минимальным горизонтом планирования считается 20-25 лет. Хотя иногда Форсайты проводят и на 10 лет. Мир стал быстрее.


*самосбывающиеся пророчества – это значит, мы сами эти пророчества создаем. Если мы всем сердцем верим в будущее, которое увидели на основе реальных существующих трендов, оно точно осуществится.


ШАГ 0. Подготовка

Пригласите внешних экспертов, которые объективно и широко видят реальность.

Кто это?

Футурологи. Следует обращаться к тем, чьи прогнозы вызывают доверие.

Люди-сканеры. Обычно это предприниматели. Они ловят и чувствуют тренды. Их бизнесы часто опережают время либо создаются на старте тренда и успешно взлетают на этой волне.

НАПРИМЕР: Дамир Халилов начал развивать SMM-маркетинг, когда про соцсети знали единицы. Дмитрий Кибкало в период самоизоляции открыл кибер-школу для детей.

Эксперты, которые следят за трендами и авторитетны в вашей сфере деятельности.

Можно пригласить их на сессию и поговорить прямо в процессе. Можно провести интервью заранее или найти прогнозы в открытых источниках и подготовить по ним материалы к сессии.

Для онлайн-работы важно удобное программное обеспечение. Мы рекомендуем:

Доски Trello

Интеллект-карты

Miro

ШАГ 1: Сбор мнений

Подготовка списка вопросов, по которым будут опрашиваться эксперты и участники Форсайта.

Обязательные вопросы:

  • Что будет с обществом? Какие социальные тренды есть сегодня? Как они влияют на нашу компанию?

  • Какие экономические тренды мы видим?

  • Какие политические тренды мы видим?

  • Какие технологические тренды мы видим?

  • Что сейчас непонятно?

Дополнительные вопросы могут быть ориентированы на узкую сферу деятельности или тот сектор жизни человека, который интересует вашу компанию.

Советуем попросить всех экспертов и участников сессии заранее подумать над этими вопросами и внести свои ответы в единую базу знаний. Например, на доску Trello. Это ускорит работу в процессе сессии.


ВАЖНО:

Icon-1.pngФиксировать авторство каждой идеи.


Во-первых, чтобы уточнить детали, если понадобится.


Во-вторых, авторитетность источника имеет значение.


В-третьих, мнение того, кто экспертнее в данном конкретном вопросе, имеет приоритет над остальными.

Icon-1.pngНе брать во внимание банальные тренды.    

Icon-1.pngНе критиковать. Не оценивать. Все ответы правильные. Чем больше разных картин мира появится, тем больше шансов увидеть, каков мир на самом деле.

Icon-1.pngПо ходу сессии вести протокол в удобном и визуально очевидном формате.


ШАГ 2: Эмоциональные реакции

После того, как будет собрано мнение каждого эксперта, нужно собрать эмоциональные реакции на каждый тренд. Из этих реакций тоже могут родиться тренды.

 НАПРИМЕР: Иван говорит, что через 10 лет на дорогах будут ездить преимущественно беспилотные автомобили + Инна Сергеевна категорически не верит. = Тренд: «Большой технологический разрыв между странами и регионами».

 На этом шаге участников встречи можно опрашивать по кругу, пока не закончатся мысли.

 Каждую мысль следует фиксировать.

ШАГ 3: Написание сценариев

 Теперь нужно посмотреть на получившийся мир своими глазами. Продолжаем фантазировать, но уже про себя. Здесь можно включить медитативные методики. Предложить людям закрыть глаза и подумать вот над чем:

 «Представьте, что вы проснулись в своей кровати в 2040 году. Выбрались из постели, оделись и пошли на работу. Что вы видите вокруг? Каков этот мир?

О чем вы мечтаете?

Что покупаете?

Как покупаете?

Чем занимаетесь?

Как принимаете решение?

Где и с кем живете?»

На эти вопросы должен ответить каждый участник группы. Все ответы также важно записать в разные тематические столбцы.

 На этом творческая часть завершена.

 Здесь можно сделать перерыв или завершить первую часть работы. Этап мозгового штурма окончен.

В результате у вас может появиться несколько вот таких досок. 

*Это реальная доска Форсайт сообщества «Бизнес со смыслом»

ФорсайтБСС 2040. КАРТА КОНТЕКСТА.Что сейчас происходит Trello - Google Chrome.jpg

Второй этап работы — сессия сценарного планирования — проходит вдумчиво и спокойно.

Сессия сценарного планирования. Как провести.

 Это аналитическая часть. Между Форсайтом и сессией сценарного планирования может пройти несколько дней или даже недель.

Этот этап работы можно построить по двум методам.

Метод Уолта Диснея

 Суть: все участники делятся на три группы в соответствии со своими жизненными установками:

Оптимистичные – люди, которые во всем видят возможности.

Пессимистичные – люди, которые склонны оценивать риски и видят угрозы.

Реалисты – люди, которые видят реальную картину.

Каждая группа работает автономно и разрабатывает сценарий развития событий на ближайшие 3-5 лет на базе тех трендов, которые появились в результате Форсайта.

 В результате у команд должно получиться три стартовых сценария:

Радужный.


Печальный.


Реалистичный.

 Какой-то из них точно реализуется.

Метод «Исторический скан»

 На доске или стене размечается хронологическая прямая. На ней нужно зафиксировать идеи команды о том, какие события могут произойти в ближайшие 3-5 лет.

Можно опрашивать людей по кругу или попросить каждого заполнить доску, а потом сгруппировать карточки с похожими мыслями.

Это нужно проделать трижды:

1.       Какие события произойдут в мире.

2.       Какие события произойдут в России.

3.       Какие события произойдут в нашей компании.

Для этого этапа больше всего подходит доска Miro.

 исторический скан.jpg


ВАЖНО:

Icon-1.png«Низший» сценарий всегда вписывается в «высший». Компания — в Россию, Россия — в мир.

Icon-1.pngВсе участники высказываются по кругу. Одно высказывание — одна мысль. Пока не кончатся идеи.


Далее строим блок-схему.

Блок-схему можно строить от событий (см. рис. 1) или от трендов (см. рис. 2).

В любом случае сначала важно голосованием выбрать 3-5 самых значимых событий или трендов:

 в которые большинство верит,

либо в которых большинству хочется поучаствовать.

Далее на основе получившихся схем можно:

  • Расписать план действий на ближайшую перспективу.

  • Придумать продукт.

  • Выбрать вектор развития компании.

 Поворотное событие 2020.pngпо трендам.png

Так у группы появляется несколько возможных сценариев. То есть несколько вариантов будущего, которые люди сами начнут создавать.

НАПРИМЕР:

Дано: сессию проводит команда транспортной компании пассажирских перевозок.

Тренд: созданы и успешно протестированы беспилотные автомобили, эта сфера будет развиваться.

Что может произойти в мире: беспилотников на дорогах станет больше, чем управляемых людьми машин.

Что может произойти в России: такси и грузоперевозки станут беспилотными.

Что может произойти в нашей компании:

Оптимистичный сценарий. Вкладываемся в развитие этой отрасли и первыми переводим парк машин на этот транспорт. Создаем гарантированные, безопасные перевозки. Захватываем первую волну пассажиров новизной.

Пессимистичный сценарий. Не вытягиваем финансово переход на новую технику, отстаем от рынка. Теряем бизнес.

Реалистичный сценарий. Работаем как есть, следим за рынком, готовимся к возможному переходу на беспилотники, когда это станет необходимо.

Работа после сессии

Сценарное планирование – это гибкая методика. События могут развиваться по любому из созданных сценариев, поэтому нужно постоянно «сверять часы».

  • Раз в две недели смотреть, что из сценария сбылось, а где нужно скорректировать план.

  • Раз в месяц следует корректировать свой сценарий, сопоставляя его с реальностью.

  • Прорабатывать конкретные действия на короткие спринты.

  • Если требуют обстоятельства, менять все кардинально!

В идеале следует сохранить результат сессии на общедоступном ресурсе. Сделать на его основе красивые визуальные инфографики и выслать всем участникам сессии, чтобы им было легко и приятно работать с этим материалом.

Будущее не предопределено: его нельзя абсолютно точно предсказать, но можно попытаться построить его в своих интересах. В текущей турбулентной ситуации нужен метод, который позволит проанализировать тренды и на основе произошедших и ожидаемых изменений сформировать новую стратегию развития — для компании или целой отрасли. Таким методом является форсайт.

Разобраться в тонкостях организации форсайта и его пользе в управлении персоналом нам помог Андрей Пуртов — эксперт по маркетингу и стратегии, преподаватель курса «Стратегия бизнеса и маркетинга» в МГУ им. Ломоносова, приглашенный преподаватель Executive MBA ИБДА РАНХиГС и Академии управления ДВФУ, куратор курса «Маркетинг и бренд-менеджмент» в Британской высшей школе дизайна.

О чем вы узнаете

👉 Что такое форсайт и зачем он нужен

👉 Чем форсайт отличается от прогноза

👉 Виды форсайта

👉 Форсайт в ситуациях неопределенности

👉 Кому подойдет и где может быть полезен форсайт 

👉 Правила проведения: распределение ролей и ответственности

👉 Правила проведения: подготовка к форсайту

👉 Правила проведения: форсайт-сессия в 7 тактов

? Пример форсайта


Андрей Пуртов, эксперт по маркетингу и стратегии

Что такое форсайт и зачем он нужен

Форсайт — это одна из социальных технологий групповой работы. В ходе форсайта участники пытаются выяснить, каким будет будущее, делают свои предположения и определяют, как действовать в выбранном контексте.

Автор этого термина — писатель-фантаст Герберт Уэллс. В своем выступлении на BBC в 1930 году он предложил ввести особую профессию — «профессор предвидения» (professor of foresight). По его задумке, такой специалист, подобно историку, должен был бы анализировать и находить применение будущим технологическим открытиям.

В форсайте участвуют эксперты, глубоко погруженные в обсуждаемый вопрос и смежные области. Если будущее представить виде пазла, состоящего из множества кусочков, то каждый участник с помощью своего опыта и профессиональной интуиции сможет приоткрыть 1–3 кусочка. А если собраться в группу из 40–50 человек, то получится открыть 100–200 кусочков. Так будущее понять значительно проще. Поэтому форсайт также называют пиксельным мышлением. 

В этом особенность методики группового мышления: она намного мощнее, чем рефлексия или мыслительные процессы отдельно взятого человека.

Чем форсайт отличается от прогноза 

Разница между форсайтом и прогнозированием — в участниках процесса. Обычно прогноз дают эксперты, которых попросили высказать мнение по какому-то вопросу — например, что изменится в сфере внутреннего туризма в России. Как правило, такие комментаторы делают довольно отстраненный прогноз, достоверность которого их не слишком волнует.

В форсайте все иначе. При его правильной организации приглашаются не отстраненные от предмета обсуждения внешние эксперты, а люди с проактивной позицией из числа стейкхолдеров — тех, кто оказывает наибольшее влияние на изучаемую сферу.

На форсайтах также происходит так называемое присвоение результатов, то есть собираются команды, которые реализуют предложенные идеи. А вот из прогнозов ничего не рождается. Они не приводят к каким-то результатам сами по себе, а лишь призывают к рефлексии. 

Виды форсайта

В зависимости от субъекта, способа создания и сферы использования выделяют несколько видов форсайта.

Сейчас самый популярный вид форсайта в России — Rapid Foresight, или быстрый форсайт. Он разработан около 15 лет назад компанией «Метавер» и Агентством стратегических инициатив. 

Вы можете изучить полное авторское описание методологии. Но важно понимать, что по одним лишь теоретическим рекомендациям сложно провести правильную форсайт-сессию с валидными результатами. Поэтому лучше обратиться к практикующим специалистам. Методология Rapid Foresight постоянно улучшается и дорабатывается. К тому же многие модераторы форсайт-сессий могут использовать свои подходы к проведению форсайт-сессии, которые они уже проверили на практике.

Форсайт в ситуациях неопределенности

Форсайт начинается с выявления трендов. Например, сейчас очевидный тренд в диджитал-сфере — это массовая миграция пользователей в VK и телеграм. 

Но бывает и так, что один человек предполагает какое-то событие в будущем, с которым большинство не согласно. Такое событие обычно называют «очевидное-невероятное» или «черный лебедь». Это некое явление или событие, способное оказать большое влияние на ход вещей, которое большинством экспертов оценивается как маловероятное. «Черные лебеди» обязательно фиксируются на карте будущего и учитываются в разработке стратегий и планировании. 

Возможно, форсайт не помог бы спрогнозировать текущий кризис: в публичном доступе отсутствовала информация о принимаемых решениях, а значит, и не было данных для предсказания «черных лебедей». Однако методы форсайта полезны и актуальны в турбулентные времена: старые правила меняются, а новые еще не успевают сформироваться. С помощью форсайта можно оперативно реагировать на любые изменения и создавать стратегию развития.

Кому подойдет и где может быть полезен форсайт

Форсайт как групповую механику взаимодействия между людьми можно использовать для разных целей в HR-менеджменте.

Стратегическое планирование 

Отраслевой форсайт о будущем области HR поможет выявить тренды, сформировать стратегию подбора и развития персонала в вашей компании.

Если компания хочет спрогнозировать свое будущее и определить план развития в одном из направлений, лучше обращаться к отраслевому, а не корпоративному форсайту. Проводя корпоративный форсайт, вы сужаете область исследования до среды одной компании. Кроме того, к корпоративному форсайту сложнее привлечь топовых экспертов — ведь им должна быть интересна ваша компания. 

Если же вы организуете отраслевой форсайт и рассматриваете перспективы развития целой области, то можете привлечь самых разных экспертов — представителей государственных структур, бизнеса и НКО. 

Поэтому, если вы хотите разработать стратегию найма в своей компании на ближайшие несколько лет, проведите форсайт HR-отрасли. Пригласите к участию коллег из других компаний, представителей департамента труда и занятости, руководителей кадровых агентств. Так вы получите более четкое понимание того, в каком направлении меняется рынок труда, а результаты форсайта будут более полными и полезными для принятия решений.

Подбор и оценка персонала

Пригласите ваших кандидатов принять участие в форсайте и наблюдайте, как они ведут себя во время сессии. Вы можете оценить вовлеченность человека, аналитические навыки, умение слушать, отстаивать свою точку зрения и ориентированность на результат. Можно использовать такой подход и для оценки новичков и стажеров, чтобы понять, на кого сделать ставку и кому предложить работу с полной занятостью.

Выравнивание информационного поля

Полезно проводить форсайт-сессии и для сотрудников нескольких филиалов одной компании. Коллеги из разных стран и городов могут по-разному оценивать рынок, работая при этом в одной отрасли. 

Форсайт-сессия позволяет обмениваться опытом людям из разных регионов.

Обучение 

Форсайт можно провести и для сотрудников одного офиса. Коллективное обсуждение идей позволяет обменяться мнениями, знаниями и опытом, взглянуть на проблему через отличную от вашей оптику. В рутинной работе сотрудники редко делятся своими оценками рынка, а форсайт катализирует все процессы взаимного обогащения знаниями.

Правила проведения: распределение ролей и ответственности

Роли в форсайт-сессии могут распределяться так:

  • менеджер обычно проясняет желаемые результаты сессии и условия проведения, следит за сроками подготовки проекта, может подготовить дополнительные аналитические материалы по предмету сессии;
  • коммуникатор координирует взаимодействие со СМИ, экспертами и другими участниками сессии; 
  • модератор предварительно проектирует сессию в соответствии с вводными от заказчика, ведет процесс форсайта, управляет коммуникацией и содержанием сессии, следит за общим ходом дискуссии и динамикой групп, подводит итоги мероприятия, проводит рефлексию по ее итогам;
  • участник обычно занимает позицию эксперта, способного говорить о будущем отрасли в целом. 
  • дизайнер упаковывает результаты форсайта в карту будущего.

Правила проведения: подготовка к форсайту

Префорсайт

Префорсайт проводится с участием небольшого числа экспертов. Он нужен для того, чтобы понять:

  • в каком направлении форсайт должен развиваться — точнее определить область исследования и анализа;
  • каких людей в него пригласить — кто целевая аудитория, из каких областей нужны специалисты. Результаты форсайта драматически зависят от того, кто именно в нем участвует. 

Планирование программы форсайта

Программа проведения форсайта формируется заранее. Например, в первый день двухдневного форсайта участники разрабатывают карту будущего, а во второй определяют, как действовать в этом контексте. Такой формат работы — это смесь форсайта и стратегической сессии.

Раньше форсайты могли длиться и 5–7 дней. Сейчас же все процессы ускорились, а времени, как правило, не хватает, поэтому чаще проводятся однодневные или двухдневные форсайты.

Затем определяется дата самой форсайт-сессии и приглашаются эксперты. Подготовка к сессии длится около 2–3 недель. 

Правила проведения: форсайт-сессия в 7 тактов 

Форсайт-сессия состоит из 7 этапов, которые называются тактами. 

Такт 1: определение системы (предметной области форсайта) и надсистем 

Задача этого такта — очертить, в какой сфере нужно понять будущее. От этого зависит распределение экспертов на рабочие группы и определение трендов.

Допустим, форсайт посвящен образованию в России в 2022–2032 годах. Тогда модераторы форсайт-сессии могут выделить несколько групп. Каждая группа будет определять тренды в наиболее близкой и знакомой ей области: бизнес-образовании, детском и дополнительном профессиональном образовании. Здесь надсистема — это образование, а системы — все его виды.

Такт 2: выявление трендов

Это основная часть форсайт-сессии, она продолжается около двух часов. Тренды выявляются не только в предметной области, но и в надсистемах.  

Например, участники форсайт-сессии для Пушкинского музея выявляли пути развития музейной индустрии. Для этого пришлось исследовать тренды сразу в трех надсистемах:

  1. Сфера культуры. Музей — это культурная институция, значит, нужно исследовать тренды в сфере культуры, как в надсистеме. 
  2. Общественные пространства. Музей — еще и общественное пространство, как кафе, библиотека или стадион. 
  3. Туризм. Музеи — часть туристического бизнеса, поэтому мы выбрали для анализа еще одну надсистему — туризм.

Такт 3: определение стейкхолдеров

Стейкхолдеры — это компании, группы людей или организации, которые, с точки зрения участников форсайта, будут оказывать наибольшее влияние на развитие исследуемой сферы. Обычно выбирают около 3–6 стейкхолдеров.

Например, стейкхолдером в сфере образования может быть государство, бизнес, частные образовательные институции и IT-компании — образовательные платформы и маркетплейсы.

Одним из положений форсайта является то, будущее нельзя точно предсказать: оно вариативно. Но его могут построить в своих интересах и сильные игроки — стейкхолдеры.

Стейкхолдеры должны соответствовать нескольким ключевым критериям: 

  • быть заинтересованными в предметной области форсайта;
  • иметь волю действовать в своих интересах; 
  • обладать какими-либо ресурсами и быть готовыми инвестировать в построение привлекательного для них будущего.

Такт 4: определение возможностей и угроз 

В этом такте определяются возможности и угрозы для стейкхолдеров, которые могут возникать в будущем при развитии трендов.

Если в процессе развития тренда для стейкхолдера возникает вероятность приобретения какого-либо ресурса, это возможность, а если потери ресурса — угроза.

Такт 5: определение неизбежного и желаемого будущего и точек разрыва

Для каждого стейкхолдера определяется неизбежное и желаемое будущее. В неизбежном будущем тренды развиваются негативным образом, а стейкхолдер не прикладывает усилий к формированию будущего в своих интересах. 

Желаемое будущее должно быть интересно стейкхолдеру. Он должен допускать мысль, что такое будущее возможно, и быть готов инвестировать свои силы и ресурсы в его достижение. Зазор между неизбежным и желаемым будущим называется точкой разрыва. 

Такт 6: моделирование возможных действий стейкхолдеров, построение карты будущего

Чтобы устранить точки разрыва и создать желаемое будущее, стейкхолдерам необходимо активно действовать в своих интересах, реализуя возможности и снижая угрозы. 

В формате ролевой игры моделируются действия стейкхолдеров на протяжении всего временного горизонта форсайта. Шестой такт продолжается примерно 2 часа.

Такт 7: рефлексия

Это завершающий этап, на котором обсуждаются: 

  • содержание форсайт-сессии, 
  • организация работы, 
  • достижение целей сессии и участников;
  • особенности использованного в сессии метода.

Пример форсайта

В 2016 году для фонда «Друзья» мы организовали форсайт будущего благотворительности в России.

Среди участников форсайта было много людей из корпораций, консалтинговых компаний и благотворительных фондов. Участники были погружены в тему благотворительности. Поэтому они не просто высказывали отстраненные предположения, а действительно пытались понять, что происходит в этой сфере и как ее можно развивать. 

Одним из результатов форсайта стала аутсорсинговая платформа интеллектуального волонтерства ProCharity.

На форсайте обнаружили тренд: все больше людей интересуются благотворительностью, но не все могут помочь фондам деньгами. При этом люди готовы предложить благотворительным организациям свои навыки и профессиональные компетенции: провести финансовый анализ, разработать лендинг, написать текст. 

Почувствовав этот тренд, участники форсайта выработали гипотезу: можно создать проект, который объединит благотворительные фонды и интеллектуальных волонтеров. 

Идея родилась на форсайте, а воплотилась в реальной жизни: участники создали рабочую группу, затем был найден спонсор, разработана маркетинговая концепция и сама платформа.

Выводы

  1. Форсайт — это метод группового взаимодействия, который позволяет определить образы будущего и выбрать оптимальную стратегию развития с учетом предсказаний экспертов.
  2. В отличие от прогноза, в форсайте участвуют вовлеченные и проактивные эксперты. Они готовы не только делать предсказания, но и реализовывать предложенные в ходе обсуждения идеи развития.
  3. Форсайт можно и нужно применять в ситуациях неопределенности. Он позволяет проанализировать новые тренды и изменения, а потом на основе анализа определить план действий или даже радикально изменить стратегию бизнеса.
  4. Форсайт в HR-сфере можно использовать не только как инструмент прогнозирования, но и в качестве метода для оценки кандидатов и развития сотрудников.
  5. На данный момент большинство форсайтов в России проводятся по методологии Rapid Foresight, или «быстрый форсайт». 
  6. В форсайте есть несколько ролей: менеджер, коммуникатор, модератор, участник и дизайнер. В малобюджетных форсайтах роли могут совмещаться.
  7. Сессия в Rapid Foresight состоит из 6 основных тактов:
    1. определение систем и надсистем;
    2. выявление трендов;
    3. определение стейкхолдеров;
    4. определение возможностей и угроз;
    5. определение неизбежного и желаемого будущего, фиксация точек разрыва;
    6. моделирование действий стейкхолдеров и построение карты будущего.

Цель: создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения.

Задачи:

  • Формирование единого «поля представлений» участников сессии об актуальных трендах и событиях будущего.
  • Составление участниками сессии «карты Лагеря будущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на достижение желаемых целей.
  • Согласование участниками сессии своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на достижение поставленных целей.
  • Формирование дорожной карты «Лагерь будущего».

Необходимые материалы: доска или флипчарт (магнитно-маркерная доска), бумага для флипчарта, цветные маркеры, ватман для каждой малой группы, набор стикеров.

Ведущий: фасилитатор-обеспечивает успешную групповую коммуникацию, соблюдение правил встречи, ее процедуры, регламента.

Целевая аудитория: участники – дети в возрасте от 11 до 17 лет, которые являются «заказчиками» стратегий развития ДОЛ, поскольку стратегии должны быть ориентированы, в первую очередь, на потребности будущих поколений (10 человек).

Время проведения сессии: 3 дня

Форсайт-сессия – проектная сессия по разработке видения будущего и формированию идей.

Проектная сессия поводится в течение трех дней.

Проектная сессия включает 3 этапа работы:

  • проектирование образа «Лагерь будущего»;
  • формирование проектных идей;
  • разработка параметров проектов и дорожных карт.

Введение

Ведущий:

  • проговаривает и прописывает (на флипчарте либо на презентационном слайде) цель и основные задачи сессии, маршрут работы, основные результаты, которые должны быть получены в ходе групповой деятельности;
  • объявляет регламент работы;
  • устанавливает правила группового взаимодействия.

Далее ведущий дает участникам определение форсайта, разбирает с ними понятие тренда (смотри Приложение «Основные единицы форсайта»), проводит небольшую дискуссию на тему, что им предстоит сделать. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.

Основной этап

Задание № 1. Команда участников делится на несколько малых групп. В малых группах проводится мозговой штурм на тему поиска актуальных трендов в оздоровительной кампании. Также группы определяют, какие тренды нужно поддерживать для формирования успешного отдыха и оздоровления в детских лагерях, а какие тренды мешают для развития и совершенствования личности и общества в целом. Каждый выделенный тренд записывается на стикере, затем его приклеивают на флипчарт.

Задание № 2. Группам дается задание с учетом выделенных ранее положительных трендов смоделировать и нарисовать свой образ «Лагеря будущего», каким они его видят через определенные промежутки времени (ближний, средний, дальний горизонты). «Нарисуй будущее своего лагеря».В рамках данного подхода предлагаетсяответить на вопросы:

— каким они видят свой город через 15–20 лет;

— где они видят себя в этомлагере: чем занимаются, где живут.

Перед началом выполнения данного задания рекомендуется обсудить с участниками форсайт-сессии несколько групп вопросов:

— что такое ДОЛ;

— каковы его основные характеристики;

— как развивались ДОЛ в прошлом, какие факторы определяли их развитие;

— что важно для подростков в современном ДОЛ;

— какими станут ДОЛ в будущем.

Можно предложить группе представить будущее метафорически с помощью упражнения «Я проснулся утром в ДОЛ и оказался в 2035 году». Упражнение позволит расширить горизонт мировосприятия, научиться более четко и осознанно формулировать цели.

Можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний. При этом важно договориться о том, какие именно виды социальной активности должны быть в этом ДОЛ (досуг, социализация, спорт…), чтобы каждая группа придумала, каким образом они будут реализованы в их «Лагере будущего».

Задание № 3. После окончания работы по моделированию Лагеря будущего группам предлагается разработать дорожную карту.

На этом этапе работы важно соотнести желаемый образ будущего с текущей ситуацией в ДОЛ и ответить на вопрос: все ли потребности, форматы досуга и времяпрепровождения реализуются в лагере. Также в рамках этого этапа нужно обсудить, что можно сделать уже сегодня (ближайший горизонт), чтобы в городе появились новые площадки и активности, которые приблизят желаемый образ будущего. Из сравнения текущей ситуации и требований к ДОЛ, сформулированной на предыдущем этапе, и должны появиться стратегии и идеи будущих проектов.

Пример дорожной карты

(тренды и основные мероприятия прописаны на стикерах).

Тренды

технологии, форматы

оздоровление

— психолог
— методы ТРИЗ-педагогики
— Ярнбомбинг
— Wi-Fi
— комната релаксации
— бассейн
— кафе на открытом воздухе
— индивидуальное меню
— Bookcrossing

— буфет
— WorkOut
— тропа здоровья
— организация лесных зон отдыха
— строительство Фока
— стадион на крыше корпуса
— велотреки
— разнообразие спортивных секций
— модернизация тренажеров
— компьютерный зал
— кружок робототехники
— квесты
— школа лидера

— планетарий
— новые формы пространства для творчества (коворкинги, хакспейсы, фаблабы)

— интерактивная библиотека
— цифровая галерея

-демонстрационные,
иммитационные, лабороторные, моделирующие технологии, тренажеры

— автоматика
— ежедневная диагностика здоровья, с рекомендациями по его профилактике
— создание трампов

— когнитивные ассистенты (система адаптной поддержки ребенка на время отдыха)

— геймификация
— корпуса в формате «Умный дом»
— энергия будущего
— мобильный лагерь(меняющий свое пространственное расположение)
— программы-симмулянты

досуг

спорт

Социализация
Творчество
Культуру
образование

инновация

ближний 2019-2021

средний
2022-2025

дальний
2026-2036

горизонты

В завершение сессии участники презентуют свои проекты.

Заключение

Рефлексия: на последнем этапе группа при поддержке ведущего осмысляет форсайт-сессию:

  • обозначает результаты: «Чего же мы все-таки достигли?»;
  • принимает решения в отношении выработанных на сессии стратегий;
  • дает оценку совместной работы во время сессии и делает выводы на будущее.

Участники прошли все три стадии: создали образ будущего, нарисовали карту сценариев и договорились о путях достижения. Результат – видение будущего и социальный проекты, направленные на достижение выбранных стратегических приоритетов развития. При этом разработанные проекты – это не «заказ» на деятельность взрослых, а самостоятельные инициативы команд – участников форсайта.

Форсайт-сессия может заложить качественный фундамент для организации работы по профессиональному и личностному сопровождению обучающихся. Участники Форсайт-сессии отметили, что они овладели очень важными для современного человека компетенциями: спрогнозировать, предвидеть и найти пути решения поставленных задач.

Денис, 16 лет: «Узнал много интересного и вдохновляющего. Понравилась идея «Мобильный лагерь»: в зависимости от тематики смены, климатических условий лагерь может перемещаться в пространстве, хотелось не только бы по России, но и в мировом масштабе, именно поэтому как один из вариантов будущего мы предложили ЛАГЕРЬ В КОСМОСЕ, можно совершать межгалактические квесты.»

Алина,13 лет: «Было сложно: вначале непонятно все, много спорили, Форсайт помогает увидеть различные способы и пути достижения результата. Было много предложений на ближнее и среднее будущее, намного сложнее нам представить долгосрочное будущее».

Мария, 14 лет: «Узнала много нового и вдохновляющего. Информация, полученная на сессии, для меня нова и полезна, обязательно буду ее применять.»

Собери мозаику образа будущего, стань человеком будущего! И будущее станет действительно вашим, то есть ровно таким, каким оно вам нравится, удобно и комфортно именно для вас!

Приложение


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Скука — пожалуй, наиболее подходящее слово, чтобы описать традиционный педсовет. Пока директор вещает о планах и достижениях школы, а завучи рассказывают, какие обязанности ждут педагога в этом учебном году, учителя потихоньку, чтобы никто не заметил, заполняют журналы и проверяют тетради. Предлагаем пять проверенных способов сделать педсоветы по-настоящему интересными и эффективными. 

1. Форсайт-сессия

«Форсайт» переводится с английского как «предвидение» или «взгляд в будущее». На таких сессиях группа людей прогнозирует свое будущее и определяет сценарий развития событий. Основные принципы форсайта — это:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий.
  • Будущее вариативно.
  • Будущее нельзя предсказать, но можно создать таким, каким мы хотим его видеть.

В московской школе № 1368 провели педсовет в форсайт-формате. Учителя разделились на группы, каждая из которых ставила цели на текущий год и показывала пути их достижения. Весь процесс участники изображали на плакатах, а потом защищали свои тезисы. Например, одна из групп определила цель школы — принять участие в WorldSkills. Они показали, что на текущий момент в учебном заведении есть дефицит кандидатов, и расписали стратегию усиленной подготовки к чемпионату. 

В итоге все участники педсовета не только смогли сформулировать общие задачи школы, но и составили свой личную дорожную карту на учебный год.

2. «Колесо баланса»

Этот коучинговый метод анализа придумал американский бизнесмен и мотивационный коуч Пол Майер, а директор «Школы будущего» в Калининградской области Алексей Голубицкий трансформировал его в инструмент для педсовета. 

Каждой школьной лаборатории, то есть профессиональному объединению учителей (математика, русский язык, иностранные языки, естественные науки) раздают ватманы с нарисованным кругом, который разделен на сектора. В первоначальном варианте Майера их было восемь, но количество можно изменять — администрация школы сама решает, сколько будет секторов и как их обозначить. Это могут быть олимпиады, ЕГЭ, развитие кабинета, проектная работа, исследования. Каждая лаборатория отмечает уровень их текущей работы в секторе на шкале от одного до десяти — ноль располагается ближе к центру, а «десятка» — дальше всего от центра. Потом эти отметки соединяют одной ломаной линией, чтобы получился многоугольник. Его углы и показывают, какая сфера лидирует, а какая — «проседает». 


Одно из «Колес баланса» в «Школе будущего»

На следующем этапе учителя отмечают на графике желаемые результаты в каждом секторе и прописывают способы, которые помогут этих результатов достичь. После представляют свое «колесо» коллегам, рассказывают о планах и отвечают на вопросы. Алексей Голубицкий говорит, что такие графики стимулируют учителей подтянуть «хвосты», а обсуждение инструментов с коллегами помогает «словить» больше инсайтов:

«Если учитель не оценивает свою деятельность, не проектирует пути решения, не подходит к своей работе рефлексивно, то как он может научить этому детей? Это плаврук, который не умеет плавать». 

Такой инструмент помогает учителям наглядно увидеть результаты своей работы, отметить слабые стороны и найти способы превратить их в сильные.

3. Метод Киплинга

В его основе лежит стихотворение английского писателя Редьярда Киплинга:

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, озорных.
И все, что вижу я вокруг, 
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как? и Почему?
Кто? Что? Когда? и Где?
Я по горам и по лесам
Гоняю верных слуг.
Потом работаю я сам,
А им даю досуг.

Это стихотворение посвящено шести вопросам, которые помогут проанализировать проблемы и сгенерировать новые идеи. 

Представим, что для школы закуплен принтер, который рисует на стенах, и его нужно использовать. Администрация никогда раньше не сталкивалась с такой чудо-машинкой и не знает, с чего начать. На помощь придет метод Киплинга. На педсовете руководитель ставит проблемную задачу и по очереди задает все шесть вопросов. Каждый участник отвечает вслух, а ответы и идеи записываются. Например:

Что?

Что будет нарисовано на стенах? Что даст эта информация? Что еще мы можем сделать? 

Где?

Где будут расположены рисунки? Где брать идеи? Где закупать краски?

Почему?

Почему это важно школьникам? Почему именно такой рисунок?

Кто?

Кто ответственный за проект? Кто создаст макет? Кто найдет референсы?

Когда?

Когда начнем? Когда закончим? Когда будет закончен каждый этап подготовки?

Как?

Как эффективно донести информацию? Как понять, что правильно выбрали рисунок? Какие темы нужны?

Это только малая часть вопросов. Такой метод позволяет довести до ума любой проект и учесть все его недостатки.

4. Лаборатория инноваций

Московская школа № 2065 уже давно отказалась от традиционных педсоветов. Для коллектива лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать, поэтому последний педагогический форум они провели в необычном формате. Первая часть — теоретическая, на которой обсудили текущие задачи и цели. А вот вторая часть — практическая: несколько групп учителей, организовали мастер-классы для своих коллег, на которых показывали, как использовать 3D-ручки на уроках, как на занятиях могут пригодится 3D-очки, а еще осваивали новые программы для планшетов. Благодаря обмену опытом, другие педагоги смогут разнообразить свои уроки и повысить интерес детей к учебе.

В рамках третьей части педсовета учителя побывали в мобильном планетарии и посмотрели модель одного из уроков. Техники, которые они увидели, позволят провести такое же занятие в планетарии для своего класса.


Мастер-класс по 3D моделированию в школе № 2065

Выборы

Эта игровая методика позволит убить сразу двух зайцев: сплотить коллектив и найти новые способы решения насущных задач. Учителя делятся на группы, каждая из которых готовит свою предвыборную кампанию по управлению школой — представители рассказывают, какие проблемы будут решать и какими способами.

Кто-то предложит заменить булочки в столовой на правильное питание, у кого-то главной идеей станут активные перемены, а кто-то предложит сделать пятницу выходным днем. Среди нелепых предложений попадаются настоящие алмазы — то, что действительно улучшит работу школы. Шуточная, на первый взгляд, форма проведения позволяет взглянуть на школьную жизнь под другим углом и проанализировать слабые места в управлении. 

5. Перевёртыш

Спорим, что этот формат педсовета станет любимым у всех педагогов? Ведь в этот раз всю подготовку возьмут на себя ученики: участники школьного правления или просто старшеклассники. Задача педагогов — помочь детям распределить роли — директора, завучей, учителей-предметников. И запастись ручками, чтобы фиксировать интересные моменты обсуждения. 

Эта методика поможет посмотреть на процесс обучения глазами детей. Узнать, что их волнует, какие проблемы для них приоритетнее. Чтобы юные управленцы не устроили балаган, следует объяснить, что это не игра, а способ администрации школы правильно услышать и понять потребности детей. Потом учителям и администрации предстоит проанализировать выступление «коллег» и поработать над выводами.

Сразу и полностью отказываться от традиционного формата не стоит. Попробуйте понемногу внедрять инновационные инструменты и смотреть за реакцией учителей. Например, «Выборы» или «Перевертыш» станут хорошим зачином, чтобы «раскачать» коллектив. А вот метод Киплинга пригодится в конце мероприятия, когда идеи уже иссякли. Форсайт-сессия, «Колесо баланса» и «Лаборатория инноваций» требуют много времени — им потребуется посвятить целый педсовет или вводить постепенно, в качестве эксперимента.


Материалы по теме:

  • Собрания педсостава: эффективные стратегии для управленцев


Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Форсайт-сессия или метод Киплинга. Как провести эффективный педсовет?

Скука — пожалуй, наиболее подходящее слово, чтобы описать традиционный педсовет. Пока директор вещает о планах и достижениях школы, а завучи рассказывают, какие обязанности ждут педагога в этом учебном году, учителя потихоньку, чтобы никто не заметил, заполняют журналы и проверяют тетради. Мы расскажем, как сделать из этого мероприятия полезный тренинг и зарядить коллектив энергией. 

Форсайт-сессия

«Форсайт» переводится с английского как «предвидение» или «взгляд в будущее». На таких сессиях группа людей прогнозирует свое будущее и определяет сценарий развития событий. Основные принципы форсайта — это:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий.
  • Будущее вариативно.
  • Будущее нельзя предсказать, но можно создать таким, каким мы хотим его видеть.

В московской школе № 1368 провели педсовет в форсайт-формате. Учителя разделились на группы, каждая из которых ставила цели на текущий год и показывала пути их достижения. Весь процесс участники изображали на плакатах, а потом защищали свои тезисы. Например, одна из групп определила цель школы — принять участие в WorldSkills. Они показали, что на текущий момент в учебном заведении есть дефицит кандидатов, и расписали стратегию усиленной подготовки к чемпионату.

В итоге все участники педсовета не только смогли сформулировать общие задачи школы, но и составили свой личный план на будущее.

«Колесо баланса»

Этот коучинговый метод анализа придумал американский бизнесмен и мотивационный коуч Пол Майер, а директор «Школы будущего» в Калининградской области Алексей Голубицкий трансформировал его в инструмент для педсовета.

Каждой школьной лаборатории, то есть профессиональному объединению учителей (математика, русский язык, иностранные языки, естественные науки) раздают ватманы с нарисованным кругом, который разделен на сектора. В первоначальном варианте Майера их было восемь, но количество можно изменять — администрация школы сама решает, сколько будет секторов и как их обозначить. Это могут быть олимпиады, ЕГЭ, развитие кабинета, проектная работа, исследования. Каждая лаборатория отмечает уровень их текущей работы в секторе на шкале от одного до десяти — ноль располагается ближе к центру, а «десятка» — дальше всего от центра. Потом эти отметки соединяют одной ломаной линией, чтобы получился многоугольник. Его углы и показывают, какая сфера лидирует, а какая — «проседает».


Одно из «Колес баланса» в «Школе будущего»

На следующем этапе учителя отмечают на графике желаемые результаты в каждом секторе и прописывают способы, которые помогут этих результатов достичь. После представляют свое «колесо» коллегам, рассказывают о планах и отвечают на вопросы. Алексей Голубицкий говорит, что такие графики стимулируют учителей подтянуть «хвосты», а обсуждение инструментов с коллегами помогает «словить» больше инсайтов:

«Если учитель не оценивает свою деятельность, не проектирует пути решения, не подходит к своей работе рефлексивно, то как он может научить этому детей? Это плаврук, который не умеет плавать».

Такой инструмент помогает учителям наглядно увидеть результаты своей работы, отметить слабые стороны и найти способы превратить их в сильные.

Метод Киплинга

В его основе лежит стихотворение английского писателя Редьярда Киплинга:

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, озорных.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как? и Почему?
Кто? Что? Когда? и Где?
Я по горам и по лесам
Гоняю верных слуг.
Потом работаю я сам,
А им даю досуг.

Это стихотворение посвящено шести вопросам, которые помогут проанализировать проблемы и сгенерировать новые идеи.

Представим, что для школы закуплен принтер, который рисует на стенах, и его нужно использовать. Администрация никогда раньше не сталкивалась с такой чудо-машинкой и не знает, с чего начать. На помощь придет метод Киплинга. На педсовете руководитель ставит проблемную задачу и по очереди задает все шесть вопросов. Каждый участник отвечает вслух, а ответы и идеи записываются. Например:

Что?

Что будет нарисовано на стенах? Что даст эта информация? Что еще мы можем сделать?

Где?

Где будут расположены рисунки? Где брать идеи? Где закупать краски?

Почему?

Почему это важно школьникам? Почему именно такой рисунок?

Кто?

Кто ответственный за проект? Кто создаст макет? Кто найдет референсы?

Когда?

Когда начнем? Когда закончим? Когда будет закончен каждый этап подготовки?

Как?

Как эффективно донести информацию? Как понять, что правильно выбрали рисунок? Какие темы нужны?

Это только малая часть вопросов. Такой метод позволяет довести до ума любой проект и учесть все его недостатки.

Лаборатория инноваций

Московская школа № 2065 уже давно отказалась от традиционных педсоветов. Для коллектива лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать, поэтому последнее совещание они провели в необычном формате. Первая часть — теоретическая, на которой обсудили текущие задачи и цели. А вот вторая часть — практическая: несколько групп учителей, организовали мастер-классы для своих коллег, на которых показывали, как использовать 3D-ручки на уроках, как на занятиях могут пригодится 3D-очки, а еще осваивали новые программы для планшетов. Благодаря обмену опытом, другие педагоги смогут разнообразить свои уроки и повысить интерес детей к учебе.

В рамках третьей части педсовета учителя побывали в мобильном планетарии и посмотрели модель одного из уроков. Техники, которые они увидели, позволят провести такое же занятие в планетарии для своего класса.


Мастер-класс по 3D моделированию в школе № 2065

Выборы

Эта игровая методика позволит убить сразу двух зайцев: сплотить коллектив и найти новые способы решения насущных задач. Учителя делятся на группы, каждая из которых готовит свою предвыборную кампанию по управлению школой — представители рассказывают, какие проблемы будут решать и какими способами.

Кто-то предложит заменить булочки в столовой на правильное питание, у кого-то главной идеей станут активные перемены, а кто-то предложит сделать пятницу выходным днем. Среди нелепых предложений попадаются настоящие алмазы — то, что действительно улучшит работу школы. Шуточная, на первый взгляд, форма проведения позволяет взглянуть на школьную жизнь под другим углом и проанализировать слабые места в управлении.

Перевёртыш

Спорим, что этот формат педсовета станет любимым у всех педагогов? Ведь в этот раз всю подготовку возьмут на себя ученики: участники школьного правления или просто старшеклассники. Задача педагогов — помочь детям распределить роли — директора, завучей, учителей-предметников. И запастись ручками, чтобы фиксировать интересные моменты обсуждения.

Эта методика поможет посмотреть на процесс обучения глазами детей. Узнать, что их волнует, какие проблемы для них приоритетнее. Чтобы юные управленцы не устроили балаган, следует объяснить, что это не игра, а способ администрации школы правильно услышать и понять потребности детей. Потом учителям и администрации предстоит проанализировать выступление «коллег» и поработать над выводами.

Сразу и полностью отказываться от традиционного формата не стоит. Попробуйте понемногу внедрять инновационные инструменты и смотреть за реакцией учителей. Например, «Выборы» или «Перевертыш» станут хорошим зачином, чтобы «раскачать» коллектив. А вот метод Киплинга пригодится в конце мероприятия, когда идеи уже иссякли. Форсайт-сессия, «Колесо баланса» и «Лаборатория инноваций» требуют много времени — им потребуется посвятить целый педсовет или вводить постепенно, в качестве эксперимента.


Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Формы спортивных праздников
  • Формы проведения праздника день учителя
  • Формы проведения праздника день народного единства
  • Формы проведения праздника 23 февраля
  • Формы организации школьных праздников