Форсированный сценарий развития

консервативный сценарий развития России, инновационный сценарий развития России, форсированный сценарий развития России

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными  долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.

Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,2% в 2012-2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году в 2 раза, а доля России в мировом ВВП несколько уменьшится – с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году. 

Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания.

Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году до уровня не выше 1,3% ВВП.

Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8-6,0% ВВП (в том числе бюджетная система – 4,0-5,1% ВВП).

Расходы на здравоохранение до 2030 года будут находиться в диапазоне 4,6-6,2%, в том числе за счет бюджетной системы 3,6-4,9% ВВП.

Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет также улучшить социальные параметры развития.  

Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6% ВВП в 2010 году до 6,1% ВВП в 2020 году и 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование – соответственно до 6,0 и 6,5% ВВП (в 2010 году – 5,2% ВВП). Расходы на науку возрастают с 1,2% ВВП в 2010 году до 2,5% ВВП в 2030 году, что сопоставимо с параметрами развитых стран.

При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики по отношению к 2010 году: энергоемкость ВВП снизится  в 2020 году на 24%, в 2030 году на 43%, производительность труда возрастет в 2020 году в 1,5 раза и в 2030 году соответственно в 2,4 раза.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,1% в 2013-2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики. Сценарий предполагает сохранение нулевого баланса текущего счета, который достигается за счет существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.

Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.

 Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги. Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 и 48% в 2030 году.

В прогнозе в качестве основного критерия отнесения граждан к среднему классу определен уровень дохода свыше шести прожиточных минимумов.

Исходя из этого в 2010 году представители среднего класса имели среднедушевой доход более 34 тыс. рублей в месяц.

В 2030 году уровень дохода, позволяющего относиться к этой категории населения, составит около 100 тыс. рублей. Однако доходный критерий не является исчерпывающим.

Предполагается, что представители среднего класса должны иметь собственность, сбережения, обладать конкурентоспособными профессиональными квалификациями и участвовать в формировании гражданского общества.

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой частных накоплений и созданием мощного экспортного сектора продукции с высокой добавленной стоимостью.

Сценарий соответствует ориентирам долгосрочной государственной экономической политики и характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста. Это предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата и интенсификацию притока иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений и рост государственных расходов на развитие социальной и транспортной инфраструктур.    

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в указах  Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606, по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, увеличению объема инвестиций  не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году, увеличению относительно уровня 2011 года доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза, производительности труда в 2018 году в 1,5 раза, а также мероприятий в рамках реализации государственной социальной политики, включая увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,6-1,7 раза, в том числе увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,4%, что позволит увеличить долю России в мировой экономике до 5,3% мирового ВВП к 2030 году.

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Форсированный сценарий предполагает финансирование инвестиционного спроса, в том числе за счет существенного притока иностранного капитала. Чистый приток капитала в прогнозный период увеличивается до 3-6% ВВП. Приток прямых иностранных инвестиций на большей части прогнозного периода превышает 4% ВВП. В данном сценарии возможно укрепление реального курса рубля. В реальном эффективном выражении к 2030 году рубль укрепится на 16% по отношению к 2012 году. Ускорение роста внутреннего спроса, несмотря на его большую ориентацию, чем в других сценариях, на отечественную продукцию приводит к дефициту счета текущих операций. Дефицит сохраняется на протяжении всего прогнозного периода, достигая в определенные периоды 5-6% ВВП и постепенно снижаясь к 2030 году.

Прогноз параметров платежного баланса

(в среднем за период, % ВВП)


вариант

2011-2015

2016- 2020

2021- 2025

2026-2030

Счет текущих операций

1

2,2

-0,3

-0,4

-0,4

2

2,2

0,0

-0,1

0,5

3

1,7

-4,7

-6,1

-4,3

Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором

1

-2,2

0,2

0,0

0,0

2

-2,1

1,7

1,4

0,9

3

-1,1

4,6

5,8

4,1

Индекс реального эффективного обменного курса рубля, 2010 г. = 100

1

106,6

104,0

102,9

100,0

2

106,6

98,8

98,2

101,5

3

108,5

120,4

124,6

122,4

Таргетирование инфляции и создание денежно-кредитных условий для экономического роста. Все рассмотренные сценарии прогноза предполагают, что дальнейшее развитие экономики и финансовой системы будет обеспечивать постепенное сближение структур балансов банков и населения с развитыми странами мира. В структуре банковских обязательств будет повышаться роль депозитов населения и операций рефинансирования со стороны Центрального Банка. Во втором, и особенно в третьем вариантах, повышение спроса на инвестиции будет определять более активное наращивание иностранных обязательств по сравнению с ростом иностранных активов. В структуре банковских активов заметно повысится значение кредитов домашним хозяйствам, прежде всего связанных с ростом ипотечного кредитования. Рассмотренные сценарии базируются на дальнейшем опережающем росте спроса на российский рубль, что позволит повысить монетизацию российской экономики до уровня развитых стран. Так, по денежному агрегату М2 уровень монетизации по первому варианту прогноза повысится с 44% ВВП в 2012 году до 71% ВВП к 2030 году, по второму достигнет 91% ВВП. Условия форсированного сценария могут требовать более высокого уровня монетизации, приближающегося к 100% ВВП. Рост денежной массы будет сопровождаться повышательным трендом денежного мультипликатора.

В базовом варианте прогноза заложено следование политике таргетирования инфляции. В этом случае роль валового кредита банкам со стороны Банка России существенно возрастет. В сочетании с мерами по развитию коридора процентных ставок, совершенствованием пруденциального надзора и стимулированием развития финансовых рынков это будет способствовать повышению финансовой глубины российской экономики и увеличению вклада банковского кредита в экономический рост. Темпы прироста кредитования населения составят в среднем в год за период 2013-2030 гг. 15,2% и к концу 2030 года долг населения достигнет почти 51% ВВП (13,4% ВВП на конец 2012 года), что несколько приблизит относительные значения к наименьшим уровням развитых стран. Темпы прироста кредитного портфеля нефинансовым организациям составят в среднем в год за этот же период 8,8% и к концу 2030 года внутренний долг предприятий составит около 47% ВВП, а с учетом внешнего долга достигнет 80% ВВП (34,9% ВВП и 51,9% ВВП соответственно на конец 2012 года).

В умеренно-оптимистичном сценарии прогноза полагается, что будет проводиться более активная курсовая политика, направленная на удержание счета текущих операций платежного баланса от перехода в область хронических отрицательных значений. В этом случае важным инструментом обеспечения ликвидности будет прирост ликвидности за счет увеличения международных резервов. При этом более существенные потребности финансирования дефицита бюджета будут в основном удовлетворяться преимущественно за счет заимствований на внутреннем рынке, что в свою очередь будет поддерживать потребность в рефинансировании.

Темпы прироста кредитования населения составят в среднем в год за прогнозный период 17,3%, темпы прироста кредитования нефинансовых организаций – 10,8%. Долги населения составят к концу 2030 года 59% ВВП, совокупный корпоративный долг – 87% ВВП (в том числе внутренний – 54% ВВП).

В форсированном сценарии прогнозируемый объем инвестиций в основной капитал потребует масштабного привлечения капитала как с внешнего, так и с внутреннего рынка. Кроме того, от Банка России потребуется значительное рефинансирование банковского сектора для поддержания более высокого уровня кредитной активности банков. Темпы прироста кредитования населения в среднем за год за прогнозный период составят 20,4%, темпы прироста кредитного портфеля предприятий – 14,3%. В результате долг населения составит к концу периода почти 64% ВВП, совокупный корпоративный долг – 92% ВВП.

Следует отметить, что по всем вариантам наращивание портфеля потребительских кредитов уже составляющего 10% ВВП, должно резко замедлиться и составить к концу периода порядка 17-19% ВВП. Основной прирост придется на долю жилищных кредитов.

В целом второй и третий варианты прогноза предусматривают значительное повышение вклада банковского кредитования в рост экономики, и особенно в финансирование инвестиций. Предполагается повышение доступности кредита, как за счет снижения кредитных ставок предприятиям до уровня инфляции плюс 1-2 п. пункта, так и в целом за счет снижения рисков кредитования реального сектора. В то же время кредитные риски для населения и предприятий значительно возрастут.

9.2. Развитие бюджетной сферы: возможности и пределы структурного бюджетного маневра

Во всех предлагаемых вариантах долгосрочного прогноза используется бюджетное правило при определении предельного объема расходов федерального бюджета. Однако степень жесткости бюджетного правила отличается по вариантам.

Основные параметры бюджетной системы (в % к ВВП)


Варианты

2012 г.

2018 г.

2020 г.

2025 г.

2030 г.

Доходы

1

36,9

35,3

35,3

35,0

34,4

2

37,5

37,2

36,4

35,7

3

34,3

33,7

32,3

31,6

нефтегазовые

1

10,3

7,9

7,5

6,9

6,3

2

7,7

7,2

6,0

5,0

3

5,8

5,2

3,9

3,4

ненефтегазовые

1

26,6

27,5

27,9

28,1

28,1

2

29,8

30,0

30,5

30,7

3

28,5

28,6

28,4

28,2

Расходы

1

37,0

35,3

35,1

34,3

34,1

2

37,9

37,5

36,1

35,6

3

36,3

36,2

35,4

34,4

Профицит (+)/ Дефицит (-)

1

-0,1

0,0

0,3

0,6

0,3

2

-0,3

-0,2

0,3

0,1

3

-1,9

-2,5

-3,0

-2,9

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета

1

-10,4

-7,9

-7,2

-6,3

-6,1

2

-8,1

-7,5

-5,7

-4,9

3

-7,8

-7,6

-7,0

-6,2

Объем Резервного фонда на конец периода

1

3,0

5,1

6,2

7,0

7,0

2

5,0

5,0

5,0

5,0

3

4,1

4,4

5,0

5,0

Объем Фонда национального благосостояния на конец периода

1

4,3

3,0

2,7

3,4

4,5

2

2,9

2,4

1,7

1,1

3

2,2

1,7

1,1

0,8

Объем государственного долга на конец периода

1

8,8

16,2

16,3

16,9

18,0

2

15,7

16,5

18,3

19,8

3

13,9

14,7

16,7

19,2

Достарыңызбен бөлісу:

Сценарии прогнозов и их характеристика

Название
сценария

Характеристика

Среднегодовые
темпы роста ВВП

1

2

3

Консервативный
сценарий

характеризуется
умеренными долгосрочными темпами
роста экономики на основе активной
модернизации топливно-энергетического
и сырьевого секторов российской
экономики при сохранении относительного
отставания в гражданских высоко- и
среднетехнологичных секторах. Модернизация
экономики ориентируется в большей
степени на импортные технологии и
знания

Среднегодовые
темпы роста ВВП оцениваются на уровне
3,0-3,2% в 2013-2030 годах. Экономика увеличится
к 2030 году всего в 1,7 раза, реальные
доходы населения возрастут в 1,9 раза,
а доля России в мировом ВВП уменьшится
с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.

Инновационный
сценарий

характеризуется
усилением инвестиционной направленности
экономического роста. Сценарий
опирается
на создание современной транспортной
инфраструктуры и конкурентоспособного
сектора высокотехнологичных производств
и экономики знаний наряду с модернизацией
энерго-сырьевого комплекса.

Среднегодовые
темпы роста российской экономики
оцениваются на уровне 4,0-4,2% в 2013-2030
гг., что будет превышать рост мировой
экономики и позволит увеличить долю
России в мировом ВВП до 4,3% к 2030 году.

Окончание
таблицы12

Целевой
(форсированный)

сценарий

разработан
на базе инновационного сценария, при
этом он характеризуется форсированными
темпами роста, повышенной нормой
накопления частного бизнеса, созданием
масштабного несырьевого экспортного
сектора и значительным притоком
иностранного капитала.

Среднегодовые
темпы роста ВВП повышаются до 5,0-5,4%,
что повышает вес российской экономики
в мировом ВВП до 5,3% мирового ВВП к 2030
году

Рассмотренные три основные
сценария развития предполагают
относительную стабилизацию динамики
цен на нефть и другие сырьевые ресурсы
в реальном выражении. В долларах США
2010 года цена на нефть в период 2013-2030 гг.
будет находиться на уровне 90-110 долларов
за баррель. В долларах текущих лет цена
на нефть достигает к 2030 году 164 долларов
за баррель. Цена на российский
экспортируемый газ в долларах 2010 года
в среднем за период 2013-2030 гг. в среднем
оценивается в 310 долларов США за тыс.
куб. м, что приблизительно соответствует
текущим ценам на газ. При этом риски
снижения цен на газ, особенно в
среднесрочной перспективе, выше, чем
риски снижения цен на нефть, что может
значительно изменить условия развития
российской экономики.

Инновационный и форсированный сценарии
предполагают значительно более сложную
модель управления и для государства, и
для бизнеса. Они связаны с инвестированием
в проекты по развитию высоких технологий
и человеческого капитала с параметрами
окупаемости, далеко выходящими за
сложившиеся на рынке среднесрочные
пределы. Основные барьеры вызваны
дефицитом конкурентоспособных по
мировым критериям профессиональных
кадров как на уровне корпораций, так и
государственного управления,
неэффективностью механизмов координации
усилий.

Таблица 13

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Форсайт сессия сценарий проведения
  • Формы спортивных праздников
  • Формы проведения праздника день учителя
  • Формы проведения праздника день народного единства
  • Формы проведения праздника 23 февраля