Фреймовую структуру сценария

Работа по теме: AILect12. Глава: Фрейм – сценарий.. ВУЗ: ТулГУ.
        1. Фрейм – сценарий.

Отмеченные свойства, позволяющие
экономить память и время восприятия,
очевидно, могут проявляться и при
представлении невизуальных знаний о
мире. Действительно, системы невизуальных
фреймов, например описываемых ниже
фреймов-сценариев, можно представить
как одно из возможных пониманий предмета
обсуждения; например, электрогенератор
можно представить как механическую и
как электрическую системы. Любые знания
о мире можно представить себе в виде
некоторых общих универсальных фрагментов,
которым соответствуют свои системы
фреймов и из которых можно формировать
новые системы фреймов, соответствующие
некоторым новым представлениям.

Представление знаний о мире с помощью
фреймов оказывается весьма плодотворным
при объяснении механизмов понимания
человеком естественного языка,
рассуждений, повествований, наблюдаемых
действий другого лица и т. д. По-видимому,
оно будет полезным и при разработке
искусственных механизмов реализации
вышеперечисленных функций с помощью
ЭВМ.

В работе М. Минского в этом случае
предлагается строить знания о мире в
виде фреймов-сценариев. Фрейм-сценарий
по М. Минскому представляет собой типовую
структуру для некоторого действия,
понятия события и т. п., включающую
характерные элементы этого действия
понятия, события. Например, фрейм-сценарий
для события, состоящего в праздновании
дня рождения ребенка, включает следующие
элементы, которые можно трактовать как
узлы фрейма, заполненные заданиями
отсутствия:

Одежда: воскресная, самая лучшая;

Подарок: должен понравиться.

Для объяснения быстрого понимания
человеком ситуации, представляемой
сценарием, в работе Р. Шенка, Р. Абельсона
(1975) предлагается отождествлять терминалы
фрейма-сценария с наиболее характерными
вопросами, обычно связанными с этой
ситуацией. Ответы на эти вопросы полезно
получить для понимания данной ситуации.
По существу фрейм-сценарий в этом случае
является собранием вопросов, которые
необходимо задать относительно некоторой
гипотетической ситуации, и способов
ответа на них.

Для фрейма-сценария — дня рождения
ребенка в число таких вопросов войдут
следующие:

Что должны надеть гости?

Выбран ли подарок для ребенка?

Понравится ли ему подарок?

Где купить подарок?

Где достать денег? И т. д.

Для того чтобы понять действие, о котором
рассказывается или которое наблюдается,
человек часто вынужден задать такие
вопросы:

«Кто осуществляет действие (агент)?»,

«Какова цель действия (намерение)?»,

«Каковы последствия (эффект)?»,

«На кого это действие влияет (получатель)?»,

«Каким образом оно произведено
(инструмент)?».

Относительно понимания вещей, отличающихся
от действий, задают несколько иные
вопросы, и эти вопросы могут быть
значительно меньше локализованы, чем
в случае понимания действий, например:
«Почему они говорят это мне?», «Каким
образом я могу выяснить больше об X?»,
«Каким образом это поможет в решении
проблемы?» и т. д. По рассказу спрашивают,
какова тема, каково отношение автора,
какое главное событие, кто является
главным героем и т. д. По мере того, как
на каждый вопрос дается предварительный
ответ, из памяти могут вызываться новые
фреймы, соответствующие ситуациям,
которые возникают в результате ответов
на вопросы. Вопросы — терминалы этих
новых фреймов становятся в свою очередь
активными.

Следует отметить, что число вопросов,
связанных с фреймом неопределено, и на
первый взгляд кажется, что для понимания
ситуации их. может быть очень много.
Однако на практике оказывается достаточным
задать весьма мало вопросов, чтобы
разобраться в ситуации.

Разные люди могут задавать разное число
вопросов относительно одной и той же
ситуации. Число и характер этих вопросов
в большой степени зависят от базы знаний
относительно обсуждаемого объекта у
того или иного индивидуума. Может
оказаться, что полное понимание не будет
достигнуто из-за отсутствия у человека
необходимой системы фреймов, объединяющих
знания об обсуждаемом предмете.

Однако, когда необходимая база знаний
существует, а относительно обыденных
понятий, действий, рассуждений она есть
у любого человека, то для понимания
ситуации обычно достаточно не очень
большое количество вопросов. Это весьма
принципиальное обстоятельство, благодаря
которому на интуитивном уровне мы
приходим к весьма обнадеживающему для
практики положению, состоящему в том,
что большое количество реальных ситуаций,
возникающих при понимании языка,
рассуждений, действий можно понять,
получив ответы на ограниченный круг
вопросов. А это косвенно подтверждает
возможность построения относительно
простых моделей мира в данном случае с
помощью фреймов, достаточных для принятия
решений в этих ситуациях.

В случае фреймов-сценариев маркеры
терминалов фрейма становятся более
сложными, чем это было в случае фреймов
визуальных образов, и определяют
рекомендации относительно того, каким
образом надо отвечать на вопросы, т. е.
заполнять терминал заданием. Каждый
терминал должен содержать рекомендации
относительно того, каким образом найти
его задание — ответ на вопрос. Задания
отсутствия или перечень возможных
ответов на вопросы являются самыми
простыми особыми случаями таких
рекомендаций. По-видимому, человек может
иметь иерархический набор таких
рекомендаций подобно схемам предпочтения,
предложенным в работе Дж. Уилкса
(1973).

В соответствии с подходом М. Минского
полное и всестороннее представление
каждой ситуации типа событие, действие,
рассуждение и т. п. подобно представлению
визуального образа и осуществляется с
помощью не одного, а системы фреймов.
Каждый фрейм:

системы соответствует одной из возможных
точек зрения на ситуацию, представляемую
системой фреймов, подобно тому как один
из

визуальных фреймов системы представляет
визуальный образ из некоторой одной
точки наблюдения. Различные фреймы
системы представляют различные пути
использования одной и той же- информации,
находящейся на общих терминалах. Как и
в «визуальной ситуации», человек, понимая
или передавая мысль, «выбирает». один
из фреймов. Этот выбор «по существу»
состоит в выборе вопросов, которые нужно
задать относительно рассматриваемой
ситуации.

В интерпретации Р. Шенка, Р. Абельсона*
(1975) сценарий представляет собой
последовательность действий, которые
описывают часто встречающиеся ситуации.
В этой последовательности действий
используется принцип каузальной связи,
т. е. результатом каждого действия
являются условия, при которых может
произойти следующее действие.

Каждый сценарий имеет исполнителей
ролей. Он имеет различные интерпретации,
отражающие точки зрения различных
исполнителей. Таким образом, его можно
рассматривать как систему фреймов.

Количество сценариев, отражающих
возможные ситуации, встречающиеся в
реальной жизни, огромно. Сюда относится
и упомянутый выше день рождения ребенка
я игра в футбол, занятия в школе и т. д.
Ниже приводится сценарий посещения
ресторана с точки зрения посетителя.

Сценарий: ресторан

Роли: посетитель, официантка, шеф, кассиры

Цель: получить пищу, чтобы утолить голод
Сцена I. Вход

Войти в ресторан

Глаза направить туда, где есть пустые
столы

Выбрать, где сесть

Направиться к столу

Сесть Сцена 11. Заказ

Получить меню

Прочитать меню

Решить, что Хочешь заказать

Сделать заказ официантке Сцена HI.
Еда

Получить пищу

Съесть пищу Сцена IV. Уход

Попросить счет

Получить чек

Направиться к кассиру

Заплатить деньги

Выйти из ресторана

В каждом сценарии средства выполнения
действий могут варьироваться по
обстоятельствам. Например, в сцене
II заказ можно сделать письменно, устно
и даже (в другой стране при незнании
языка) жестами. В сцене IV выплата денег
может быть осуществлена кассиру,
официанту или словами «Включите в мои
счет».

Возможно также, что обычная последовательность
действий может нарушаться. Имеется по
крайней мере три характерных случая
такого нарушения. Первый — это отклонение,
которое представляет собой прерывание
последовательности действий сценария
Другим сценарием. Другие два случая
называются препятствием и ошибкой.
Препятствие имеет место тогда, когда
кто-то пли что-то мешает обычному действию
или отсутствует какое-то условие,
необходимое для выполнения действия.
Ошибка появляется тогда, когда действие
завершается не так, как требуется. В
принципе после каждого элементарного
действия сценария могут возникнуть
препятствия и ошибки, поэтому в сценарий
вводятся различные наборы вопросов
типа «а что если…», ответ на которые
необходимо получать после каждого
элементарного действия. При положительном
ответе на один из них в сценарии
предусматриваются новые действия,
устраняющие препятствия и ошибки.
Например, в сцене II сценария «ресторан»,
если официантка не замечает посетителя,
он попытается встретиться с ней взглядом
или окликнуть ее.

Таким образом, сценарий — не просто
цепь событий, а скорее связанная
каузальная цепочка действий. Он может
разветвляться на множество возможных
путей, которые сходятся в особо характерных
для сценария точках — элементарных
действиях. Для сценария в ресторане
такими действиями являются «прием пищи»
и «уплата денег».

Для того чтобы знать, когда пользоваться
сценарием, нужны заголовки. Эти заголовки
определяют обстоятельства, при которых
обращаются к данному сценарию.

Из приведенного описания сценариев
нетрудно установить аналогию между
пониманием сценария по М. Минскому и по
Р. Шенку. Действительно, как в том, так
и в другом случае сценарии описывают
стереотипные, обычно встречающиеся
ситуации. Правда, в случае Р. Шенка
сценариями охватывается несколько
более узкий класс ситуаций, описываемый
последовательностями действий. Как в
том, так и в другом случае со сценарием
связан определенный круг вопросов.
Однако в случае Р. Шенка имеет место
более конкретный и узкий круг вопросов
типа «а что если…», а также вопросы,
ответы на которые определяют выбор
средств, определяющих действия сценария.

Поскольку в соответствии с высказанным
ранее положением процесс понимания
человеком реальной ситуации есть выбор
из памяти и приспособление к этой
ситуации соответствующего фрейма,
возникает вопрос о возможном механизме
этого акта.

Соседние файлы в папке Конспект лекций

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Цель урока: изучение возможностей создания фреймов в html

Содержание:

  • Фреймовая структура в HTML
    • Элемент frameset
  • Правила создания ссылки во фреймах в html
  • Вложенные фреймы
  • Встроенные (плавающие) фреймы

С самого начала следует сказать, что прием использования фреймовой структуры хоть и очень удобен в некоторых случаях, тем не менее, использование структуры не желательно для коммерческих проектов.

Элемент frameset

Синтаксис деления по вертикали (на колонки):

<FRAMESET cols="n%,n%"></FRAMESET>

где n — ширина фреймов в процентах слева направо

Синтаксис деления по горизонтали:

<FRAMESET rows="n%,n%"></FRAMESET>

где n — высота фреймов в процентах сверху вниз

Фреймов в структуре может быть не два, а более.

Фреймовая структура в HTML пример

Файл с фреймовой структурой называется файлом-раскладкой и обычно называется index.html

Как происходит загрузка файлов во фрейм рассмотрим на примере.

Синтаксис:

<FRAME  src="Имя файла.html"  name="имя фрейма">

Пример: Создать файл с фреймовой структурой с двумя колонками: в левую (ширина 25%) загружать файл menu.html, в правую (ширина 70%) загружать файл content.html

Выполнение:

<html>
<head>
	<title>Пример</title>
</head>
<frameset cols="25%, 75%">
	<frame src="menu.html">
	<frame src="content.html">
</frameset>
</html>

Задание 1:
Создать файл с фреймовой структурой (имя файла index.html) с тремя колонками (ширина: 25%, 50%, *). Создать три файла для загрузки в фреймы, расположить их в той же папке, в которой находится index.html: 1. menu.html (в нем расположить заголовок h1 «Меню»), 2. content.html (в нем расположить заголовок h1 «Контент»), 3. news.html (в нем расположить заголовок h1 «Новости»).
Поменяйте расположение с колонок на ряды (горизонтальное деление), посмотрите на результат.

Атрибуты тега frameset:
frameborder — значение 1 или 0 (есть или нету)
border — значение размера границы
bordercolor — цвет границы
framespacing — ширина граней фреймов в пикселях (только в IE)

<frameset cols="25%, 75%" frameborder="1" bordercolor="red" border="1">

Атрибуты элемента frame:
name — имя фрейма
noresize — запрещает изменение размеров для определенного фрейма.
scrolling — управляет прокруткой внутри одной области (yes, no, auto).
marginheight — задает величину отступа фрейма от верхнего и нижнего краев страницы.
marginwidth — создает поля слева и справа
frameborder — указывает, нужна или нет рамка вокруг фрейма (0 и 1)
bordercolor – цвет рамки

Правила создания ссылки во фреймах в html

Если представить структуру, в которой слева находится фрейм с меню сайта, а справа фрейм, предназначенный для вывода содержимого выбранных пунктов меню, то становится очевидна следующая проблема:
при щелчке на пункте меню содержимое будет загружаться в тот же фрейм с меню, а не во фрейм, расположенный справа
ссылки во фреймовой структуре

Важно: для загрузки пункта меню в определенный фрейм необходимо:

  1. добавить название необходимого фрейма при помощи атрибута name (в файле-раскладке)
  2. Пример:

    <frame src="content.html" name="mainFrame">
  3. в файле с меню в гиперссылке добавить атрибут target
  4. Пример:

    href="glava1.html" target="mainFrame" rel="noopener noreferrer">

Посмотрим полный код обоих файлов:
Файл index.html

<html>
...
<frameset cols="25%, 75%">
	<frame src="menu.html">
	<frame src="content.html" name="mainFrame">
</frameset>
</html>

Файл menu.html:

<html>
...
<body>
	<h2>Меню:</h2>
<ul>
<li><а href="glava1.html" target="mainFrame" rel="noopener noreferrer">Глава 1</а></li>
<li><а href="glava2.html" target="mainFrame" rel="noopener noreferrer">Глава 2</а></li>
</ul>
</html>

Вложенные фреймы

Работа с фреймами в html подразумевает и более сложную структуру.
Рассмотрим на примере:
Вложенные фреймы html
Каким будет результат?

Лабораторная работа: создать фреймовую структуру и загружаемые в нее файлы согласно изображению:
задание по фреймовой структуре

Встроенные (плавающие) фреймы

Такого вида фреймы нежелательно использовать в коммерческих проектах, они могут блокироваться браузером и неправильно восприниматься поисковыми системами
Пример плавающего фрейма:

1
2
3
4
5
6
7
8
<html>
...
<body>
...
<iframe src="main.html" width="150" height="100"></iframe>
...
</body>
</html>

Фрейм будет вставлен в виде окна указанных размеров (атрибуты width и height).
Встроенные (плавающие)  фреймы

Дополнительные атрибуты:

  • name — имя фрейма
  • frameborder — граница фрейма
  • scrolling — полоса прокрутки
  • hspace — отступы по горизонтали
  • vspace — отступы по вертикали
  • marginwidth — отступ внутренней страницы от границы фрейма по горизонтали
  • marginheight — отступ внутренней страницы от границы фрейма по вертикали

Лабораторная работа 2: Создать фреймовую структуру и загружаемые в нее файлы согласно изображению и списку файлов. В файле с меню необходимо организовать две гиперссылки: по щелчку на первую из них — файл glava1.html загружается в левый фрейм (там, где Главная домашняя страница), по щелчку на вторую из них — файл glava2.html загружается тоже в левый фрейм. В качестве внутреннего фрейма использовать плавающий фрейм (iframe).

фреймы
Список файлов:

index.html - Главная раскладка с фреймовой структурой
shapka.html - Название сайта
menu.html - Меню
home.html - Главная домашняя страница
podval.html - Нижняя часть
inner.html - Встроенный фрейм
glava1.html - Глава 1
glava2.html - Глава 2

7. Лекция — Фреймы

Назад

В каком-то смысле фрейм — это именно то, что означает данное слово: рамка вокруг картинки, окошко или страница. Вводя тег <FRAME>, дизайнер НТМL-страницы разделяет экран браузера на части. В результате человек, просматривающий страницу, может изучать только одну ее часть, независимо от остального содержимого. Фактически браузер, распознающий фреймы, загружает разные страницы в разные секции, или фреймы, экрана. Например, вы можете построить страницу таким образом, что фирменный знак будет зафиксирован в верхней части экрана, в то время как остальную часть страницы пользователь пролистывает обычным способом. Можно расположить сбоку кнопки навигации, которые не перемещаются, когда читатель щелкает по ним мышкой, так что изменяется только часть экрана, а сама полоска навигации остается неподвижной.

Как работают фреймы

На первый взгляд, фреймы — это нечто сложное, но их легче понять, если провести аналогию с ячейками таблицы. Расположение фреймов на экране и ячеек в таблице задается почти одинаково: теги и атрибуты работают так же, как их табличные «родственники». Однако, хотя аналогия между единичным фреймом на странице и ячейкой таблицы верна, нужно помнить, что есть и отличия. Содержимое ячейки задано в коде HTML-страницы с таблицей. Текст или графика, составляющие содержимое таблицы, фактически вводятся на той же странице HTML, что и тег или атрибут, описывающие таблицу. Напротив, экран с фреймами описывается в НТМL-странице, в контейнере FRAMESET. Содержимое же фрейма — это отдельная HTML-страница, которая может находиться где угодно: в другом каталоге, на локальном сервере или на удаленном узле где-то в сети.
Фреймовая структура определяет только способ организации экрана с фреймами и указывает, где находится начальное содержимое каждого фрейма. Для всех фреймов задаются URL, описывающие местонахождение их данных. Как правило, на странице с фреймовой структурой содержимого фреймов нет. Такая страница обычно невелика — она описывает только кадровую структуру экрана. Когда документ загружается во фрейм, вы можете щелкать мышкой на ссылке в этом документе, чтобы увидеть связанные документы в других кадрах, заданных во фреймовой структуре .

Создание простой страницы с фреймами

Построим страницу с двумя фреймами. Зададим слева фрейм оглавления с заголовками статей, а справа поместим страницу с самими статьями. Сделаем так, что когда пользователь щелкает мышкой на ссылке в той части экрана, где находится оглавление, сама статья появляется в правом фрейме. Это основной, наиболее распространенный способ использования фреймов.

Задание фреймовой структуры

Для начала мы должны представить себе общий вид страницы – где расположить фреймы и какого они будут размера. Затем можно подумать об их содержании. Ниже приводится код простой фреймовой структуры с использованием тега <FRAMESET>. Обратите внимание: страница с фреймовой структурой не содержит тега <ВОDY>.

<HTML>
<HEAD>
<TITLE>Пример фреймов</TITLE>
</HEAD>
<FRAMESET COLS="25%, 75%">
<FRAME SRC="menu.html">
<FRAME SRC="main.html" NAME="main">
</FRAMESET>
</HTML>

Вот и весь код, необходимый для того, чтобы задать фреймовую структуру. В результате мы получили экран, разделенный на два окна. Левое окно занимает 25% экрана и содержит страницу с названием menu.html. Окно справа займет 75% экрана и содержит файл main.html. Пока у нас их нет, так что вы увидите страницу с двумя пустыми фреймами. Прежде чем она появится, нам придется пару раз щелкнуть мышкой в ответ на сообщения об ошибках, потому что браузер будет пытаться найти несуществующие страницы. Заметьте, что правую страницу мы назвали «main» (<главная>) с помощью строки:

<FRAME SRC="main.html" NAMЕ="main">

Это означает, что фрейм под именем main будет содержать страницу main.html. Заметим, что поскольку мы не собираемся показывать в левом фрейме никаких страниц, кроме menu.html, нам не нужно его называть.

Подготовка содержимого фрейма

Теперь загрузим фреймы с содержимым. Зададим страницу menu.html в левом фрейме, где мы собираемся щелкать мышью, переключаясь между двумя страницами в правом фрейме. menu.html — это обычная НТМL-страница, построенная как оглавление. На самом деле мы можем взять готовую страницу с оглавлением и использовать ее. Имейте в виду, что этот фрейм узкий и высокий, так что страница, которая будет в него загружаться, должна быть спроектирована соответствующим образом. Теперь мы должны определить, где будут появляться другие страницы при щелчке мышкой на ссылке. Поскольку мы хотим, чтобы они отображались в правом фрейме, добавим атрибут ТАRGET (TARGЕТ=»main») в тег ссылки. Это означает, что, когда пользователь щелкает на ссылке, вызываемая страница появляется в фрейме   main. Мы отображаем все страницы в фрейме main, поэтому давайте добавим атрибут ТАRGЕТ=»main» во все теги ссылок в оглавлении. Если мы не определим атрибут ТАRGЕТ, то страница появится там, где мы щелкнули мышкой, — в левом фрейме.

Подготовка фрейма main

Правый фрейм   main будет содержать сами HTML-страницы. Ваша задача — спроектировать их так, чтобы они хорошо смотрелись в меньшем, чем обычно, окне, потому что часть экрана будет занята левым кадром оглавления. Но больше эти страницы ничем не примечательны.

Использование тега <NOFRAMES>

У некоторых пользователей еще остались браузеры, не умеющие обращаться с фреймами. По этой причине разумно предоставить доступ к версии ваших основных страниц без фреймов. Если читатель с устаревшим браузером окажется на вашей странице с фреймовой структурой, все, что находится на ней между тегами <NOFRAMES> и </NOFRAMES>, будет выглядеть отлично — браузер просто проигнорирует фреймы. Вот почему обязательно нужно использовать теги <ВODY> </ВОDY>. Возможно, экран без фреймов придется организовать иначе.

Пример страницы с фреймовой структурой с добавленным в конце разделом <NOFRAMES>.

<HTML>
<HEAD>
<TITLE>Пример фреймов</TITLE>
</HEAD>
<FRAMESET COLS="25%, 75%">
<FRAME SRC="menu.html">
<FRAME SRC="main.html" NAME="main">
<NOFRAMES>
Вы просматриваете эту страницу с помощью 
браузера, не поддерживающего фреймы.
</NOFRAMES>
</FRAMESET>
</HTML>

Имейте в виду, что поддерживающий фреймы браузер проигнорирует все, что находится между тегами <NOFRAMES> и </NOFRAMES>. И наоборот, не поддерживающий фреймы браузер проигнорирует все, что находится между тегами <FRAMESET> и </FRAMESET>. Код без фреймов можно поместить и в начало, и в конец страницы.

Макетирование фреймов — тег <FRAMESET>

Теги <FRAMESET> обрамляют текст, описывающий компоновку фреймов. Здесь размещается информация о числе фреймов, их размерах и ориентации (горизонтальной или вертикальной). У тега <FRAMESET> только два возможных атрибута: ROWS, задающий число строк, и СОLS, задающий число столбцов. Между тегами <FRAMESET> не требуется указывать тег <ВОDY>, но его можно поместить между тегами <NOFRAMES> в конце фреймовой структуры. Между тегами <FRAMESET> не должно быть никаких тегов или атрибутов, которые обычно используются между тегами <ВОDY>. Единственными тегами, которые могут находиться между тегами <FRAMESET> и </FRAMESET>, являются теги <FRAME>, <FRAMESET> и <NOFRAME>. Это упрощает задачу. В основном все связано с тегами <FRАМЕ> и их атрибутами. Если же вы хотите поэкспериментировать, можно создать вложенные друг в друга теги <FRAMESET> аналогично тегам <ТАВLЕ>.

Атрибуты ROWS и СОLS

Для каждой строки и столбца, упомянутых в теге <FRAMESET>, необходим свой набор тегов <FRАМЕ>.

Атрибут ROWS

Атрибут ROWS тега <FRAMESET> задает число и размер строк на странице. Количество тегов <FRАМЕ> должно соответствовать указанному числу строк. Справа от знака «=» можно определить размер каждой строки в пикселах, процентах от высоты экрана или в относительных величинах (обычно это указание занять оставшуюся часть места). Следует пользоваться кавычками и запятыми, а также оставлять пробелы между значениями атрибутов. Например, следующая запись формирует экран, состоящий из трех строк: высота верхней — 20 пикселов, средней — 80 пикселов, нижней — 20 пикселов:

<FRAMESET ROWS="20, 80, 20">

Следующий тег — <FRAMESET> — создает экран, на котором верхняя строка занимает 10% высоты экрана, средняя — 60%, а нижняя — оставшиеся 30%:

         
<FRAMESET ROWS="10%, 60%, 30%">

Можно задать относительные значения в комбинации с фиксированными, выраженными в процентах или пикселах. Например, следующий тег создает экран, на котором верхняя строка имеет высоту 20 пикселов, средняя — 80 пикселов, а нижняя занимает все оставшееся место:

<FRAMESET ROWS="20, 80, *">

Атрибут СOLS

Столбцы задаются так же, как строки. Для них применимы те же атрибуты.

Задание содержимого фрейма — элемент FRАМЕ

Тег <FRАМЕ> определяет внешний вид и поведение фрейма. Этот тег не имеет закрывающего тега, поскольку в нем ничего не содержится. Вся суть тега <FRАМЕ> в его атрибутах. Их шесть: NАМЕ, MARGINWIDTH, MARGINHEIGHT, SCROLLING, NORESIZE и SRC.

Атрибут NАМЕ

Если вы хотите, чтобы при щелчке мышью на ссылке соответствующая страница отображалась в определенном фрейме, необходимо указать этот фрейм, чтобы страница «знала», что куда загружать. В предыдущих примерах мы назвали большой правый фрейм main, и именно в нем появлялись страницы, выбранные из оглавления в левом фрейме. Фрейм, в котором отображаются страницы, называется целевым (target). Фреймы, которые не являются целевыми, именовать не обязательно. Например, можно записать такую строку:

<FRАМЕ SRC="my.html" NАМЕ="main">

Имена целевых фреймов должны начинаться с буквы или цифры. Одни и те же имена разрешается использовать в нескольких фреймовых структурах. По щелчку мыши соответствующие страницы будут отображаться в именованном фрейме.

Атрибут МАRGINWIDTH

Атрибут МАRGINWIDTH действует аналогично атрибуту таблиц CELLPADDING. Он задает горизонтальный отступ между содержимым кадра и его границами. Наименьшее значение этого атрибута равно 1. Нельзя указать 0. Можно не присваивать ничего — по умолчанию атрибут равен 6.

Атрибут МАRGINHEIGHT

Атрибут МАRGINHEIGHT действует так же, как и МАRGINWIDTH. Он задает поля в верхней и нижней частях фрейма.

Атрибут SCROLLING

Атрибут SCROLLING дает возможность пользоваться прокруткой во фрейме. Возможные варианты: SCROLLING=yes, SCROLLING=nо, SCROLLING=аutо. SCROLLING=yes означает, что во фрейме всегда будут полосы прокрутки, даже если это не нужно. Если задать SCROLLING=no, полос прокрутки не будет, даже когда это необходимо. Если документ слишком большой, а вы задали режим без прокрутки, документ просто будет обрезан. Атрибут SCROLLING=аutо предоставляет браузеру самому решать, требуются полосы прокрутки или нет. Если атрибут SCROLLING отсутствует, результат будет таким же, как при использовании SCROLLING=аutо.

Атрибут NORESIZE

Как правило, пользователь может, перемещая границу фрейма мышкой, изменить его размер. Это удобно, но не всегда. Иногда требуется атрибут NORESIZE. Помните: все границы фрейма, для которого вы задали NORESIZE, становятся неподвижными – соответственно, может оказаться так, что размеры соседних фреймов тоже станут фиксированными. Пользуйтесь этим атрибутом с осторожностью.

Атрибут SRС

Атрибут SRС применяется в теге FRАМЕ при разработке фреймовой структуры для того, чтобы определить, какая страница появится в том или ином кадре. Если вы зададите атрибут SRС не для всех фреймов, у вас возникнут проблемы. Даже если страницы, отображаемые во фрейме, выбираются в соседнем фрейме, вы должны по крайней мере задать для каждого фрейма начальную страницу. Если вы не укажете начальную страницу и URL, фрейм окажется пустым, а результаты могут быть самыми неожиданными.

Атрибут ТАRGЕТ

Чтобы разобраться с атрибутом ТАRGЕТ, необходимо вернуться к простому примеру с кадром оглавления. Когда пользователь щелкает мышкой на одной из ссылок в левом фрейме, соответствующая страница должна появиться в правом фрейме, а оглавление остается неизменным. Чтобы этого добиться, нужно определить целевой фрейм ТАRGЕТ, в котором будет отображаться страница для каждого пункта оглавления. Целевые фреймы задаются в ссылках левого фрейма. Вот зачем всем кадрам во фреймовой структуре были присвоены имена. Правый фрейм называется main, так что нужно в каждой ссылке добавить атрибут ТАRGЕТ=»main», в результате чего соответствующая страница появится во фрейме main. Обратите внимание: каждая ссылка содержит атрибут ТАRGЕТ=»main», который по щелчку мыши отображает страницу во фрейме main.

Атрибут ТАRGЕТ можно задавать для нескольких различных тегов. При использовании в теге <ВАSЕ> он направляет все ссылки в определенный целевой фрейм, если в дальнейшем не предусмотрено другое. Можно задать атрибут ТАRGЕТ в теге <АRЕА> в активном изображении или в теге <FОRМ>. Фреймы полезны для организации форм. Пользователи будут видеть одновременно и форму, и результат своего выбора. Обычно при щелчке мышью кнопки Submit форма исчезает, и появляется страница с результатами выбора. Сочетание форм и фреймов может оказаться удобным способом навигации.

Вложенные и множественные кадровые структуры

Вложенные фреймы не очень способствуют навигации. И все же бывают случаи, когда возникает потребность разместить одни фреймы внутри других. Фреймы сами по себе — необычное средство навигации, и незачем еще более усложнять свои страницы. Но если вам все же нужны вложенные фреймы, то они не вызывают проблем.

В основном вложенные фреймы действуют так же, как вложенные таблицы. Задайте кадровую структуру, а внутри какого-нибудь фрейма в ней — еще одну структуру. Необходимо помнить, что тег <FRАМЕ> не имеет закрывающего тега. Вы, наверное, заметили, что при работе с фреймами не используются атрибуты <СОLSРАN> и <ROWSРАN>. Их роль играют множественные, или вложенные, фреймы. Задав внутри одной объемлющей фреймовой структуры две независимых подструктуры, можно поместить в левой части экрана столбец из двух, а в правой — из трех фреймов.

IKRA Group выпускает книгу про креативные алгоритмы для методистов, школьных и вузовских преподавателей, а также для всех, кто занимается образованием. В основе книги лежит методология CRAFT, адаптированная под создание уроков и курсов. Публикуем отрывок из книги, в котором повествуется о трех школьных учителях и их способах делать (или не делать) интересные занятия для школьников. Больше о пособии и возможностях поддержать проект вы можете узнать в рамках краудфандинговой кампании.

Я книга. Книга для тех, кто занимается проектированием образовательных программ: для школьных учителей и преподавателей курсов, профессоров и методистов, бизнес-тренеров и продюсеров образовательных программ, кураторов, директоров и всех, кто хочет придумывать интересные занятия. В английском языке для этих людей есть слово educator, я же в своем тексте буду называть тех, кто проектирует и ведет занятия, «преподавателями», «проектировщиками» и «креаторами». А тех, кто знания получает, — «студентами» и «учащимися».

Я книга, и я очень волнуюсь, потому что между мной и вами начинаются отношения. Хочется сразу понравиться, но узнать ваше мнение я пока не могу, поэтому буду вести монолог. И начну с истории про Николая Павловича и Надежду Ивановну.

Надежда Ивановна вела алгебру в средней школе. Давала задачи на проценты и дроби, вызывала к доске, спрашивала про забытую дома голову и требовала, чтобы класс вставал, когда входит учитель.

В той же школе работал Николай Павлович — преподавал историю. Идти по учебнику ему было скучно, и каждый урок он изобретал заново, управляя классом, как настоящий режиссер-постановщик. Он разделял учеников на римские легионы и отряды слонов Ганнибала, выстраивал трибуну для ораторских дебатов, разыгрывал в лицах дворцовые интриги.

Дети не спешили на уроки Надежды Ивановны, а на занятия к Николаю Павловичу бежали, даже когда их не было в расписании. Наверное, вы уже догадываетесь почему.

Им было интересно! Николай Павлович не просто сорок минут рассказывал, как правил и жил Цезарь, а делал учеников героями исторических событий. Они были уже не просто Васями и Дашами из 5-го «А»: они становились римскими полководцами, сенаторами, риторами. Ну, или слонами. (А что, я бы не отказалась!) На таком занятии ученики на собственном опыте понимали, в чем были исторические причины тех или иных событий, осознавали контекст, делали выводы — и это помогало им усваивать материал.

В общем, Николай Павлович моделировал для учеников ситуацию и раздавал им роли — я называю это «помещать кого-то в новый фрейм».

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Фрейм — это ситуация в определенных обстоятельствах (контексте), в которых действуют участники (роли), состоящие друг с другом в определенных отношениях (формах отношений)

Например, фрейм «новогодний банкет». Роли: нарядные гости, веселый ведущий, официанты, приглашенные музыканты и так далее. Форма отношений: ведущий организует конкурсы, официанты приносят и уносят блюда, музыканты играют, гости танцуют и участвуют в конкурсах. Обстоятельства (контекст): полночь, банкетный зал с украшенной елкой, столики, конфетти, запах бенгальских огней и пр.

Фрейм «убийство Цезаря». Роли: император Цезарь, политические деятели Гай Кассий Лонгин и Марк Юний Брут. Отношения: Лонгин и Брут — заговорщики, они задумали убить императора. Обстоятельства: все участники в тогах, у дверей — воины в доспехах, у каждого заговорщика кинжал.

Фреймы окружают нас повсюду. Любое природное явление, историческое событие, праздник, мультфильм — это ситуация, где есть свои роли и правила. Когда мы познаем мир, мы исследуем и раскрываем фреймы и заложенные в них формы отношений. Вы наверняка представляете, что такое фрейм «школьный урок» или «выпускной», «первое свидание» или «расставание с близкими». Сейчас, например, мы с вами оказались во фрейме «диалог с говорящей книгой» и пытаемся понять, как себя вести в такой странной ситуации.

У Николая Павловича не было какой-то специальной методики или теории: ни про какие фреймы он не думал, а уроки свои изобретал буквально на ходу. А вот у меня есть целая методология — называется она CRAFT, и с ее помощью можно создавать интересные занятия, не хуже, чем у Николая Павловича. Поэтому когда ко мне обратился Сергей Петрович — тоже учитель, физкультурник — и спросил, как ему сделать уроки более интересными, я сразу бодро зашелестела страницами.

Давайте, говорю ему я, подумаем, что в мире есть такого спортивного, соревновательного, азартного — прямо как ваши, Сергей Петрович, занятия? Какие фреймы? (Прям так и говорю: «фреймы»!) Сергей Петрович отвечает: «Ну, «Формула-1», ипподром, цирк, казино». О, говорю я, казино — это интересно. Давайте-ка проведем эксперимент и возьмем именно казино — как самый необычный фрейм из тех, что вы предложили. Как изменятся роли — учеников и ваша, Сергей Петрович? Как изменится занятие в целом, если у нас будет не просто урок физкультуры, а целое казино физической культуры?

Например, вы будете крупье — и ученикам в начале занятий раздадите фишки. А они, в свою очередь, будут делать ставки на количество упражнений, которые смогут (или не смогут) выполнить. Выполнили упражнение — получили награду: еще больше фишек. Не выполнили — фишки потеряли. Чем сложнее упражнение — тем больше фишек можно выиграть. А в конце месяца фишки можно обменивать на дополнительные оценки.

На таком уроке физкультуры ученики не только выполняют упражнения, они получают навыки анализа, построения стратегии. Дети учатся оценивать свои силы и вероятность выигрыша, считают, сколько дополнительных оценок им нужно получить в конце месяца, чтобы балл был выше — уверена, при таком подходе ученики с бо́льшим азартом будут посещать ваши уроки, Сергей Петрович. Конечно, придется разобраться с нюансами: как именно начисляются баллы, как избежать «черного рынка фишек», что делать, если ученик «проиграл» свои фишки в самом начале — но потому у меня и есть целая методология, Сергей Петрович! С CRAFT вы создадите новый уникальный мир для ваших учеников и сможете сформировать действительно ценный образовательный опыт!

С Сергеем Петровичем мы отлично поладили. Правда, идею с казино зарубил завуч, и нам пришлось придумать новый фрейм — сейчас не помню, то ли «поиск сокровищ», то ли «танцы со звездами». Но в итоге всем понравилось. А теперь давайте отвечу на вопросы, которые, я уверена, уже у вас появились.

А нормально уроки смешивать с «казино»? Скажем так — не каждый фрейм подходит для образования. Выбирать нужно тот, который не только увлекает участников, но еще и отвечает вашим задачам и ценностям. Например, у фрейма «казино» есть риски — родители учеников (или администрация, как у нас с Сергеем Петровичем) могут быть против знакомства учащихся со сценариями азартных игр. Или вам самим претит эта идея. Придется искать другой фрейм, который устроит и увлечет всех участников образовательного процесса.

Или другой пример: решили вы изменить формат лекции в университете, чтобы вовлечь студентов, скучающих на галерке. Идея: превратим лекцию в курилку! А что: поставим в центр аудитории пепельницу и будем общаться: дружественная атмосфера, нет барьеров, все вовлечены, всем есть, что сказать. Все так, но сможет ли преподаватель контролировать ход занятия и темы общения? (Разве в курилке кто-то регулирует правила? А если регулирует, курилка ли это?) Да, лекция изменится, вовлеченность повысится, но пострадают образовательные задачи. Не говоря уже о здоровье. Методология CRAFT поможет вам отличать удачные фреймы от тех, что могут испортить вашу программу.

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Иллюстрация: souda / Depositphotos.com

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фотки разведки праздника
  • Футболка математический праздник
  • Фриланс написать сценарий
  • Фредди меркьюри праздник должен продолжаться
  • Фотки праздника хэллоуина