Функции семейного праздника

Что означает слово праздник в широком значении, в простом определении и без заумных объяснений? Во-первых, это некое массовое мероприятие развлекательного или торжественного характера. Оно может касаться как малой группы людей, так и большого количества народа. Примером могут служить наши общие государственные праздники – такие, как: «День Победы», «День Защиты детей». А также праздники, имеющие большое значение для верующих людей – религиозные.

Что означает слово праздник в широком значении, в простом определении и без заумных объяснений? Во-первых, это некое массовое мероприятие развлекательного или торжественного характера. Оно может касаться как малой группы людей, так и большого количества народа. Примером могут служить наши общие государственные праздники – такие, как: «День Победы», «День Защиты детей». А также праздники, имеющие большое значение для верующих людей – религиозные.

Во-вторых, это может быть некое календарное событие (календарный праздник), в связи с которым установили день отдыха. Это наши общегосударственные праздники, которые вполне могут стать любимыми семейными торжествами. Действительно, как обойти вниманием Новый год или 8 Марта? Семья не остается безучастной и вплетает их в полотно родовых традиций.

В-третьих, значение слова праздник может определяться неким радостным событием, которое не связано с официальным календарем. Оно касается сугубо отдельно взятой конкретной семьи. Это семейные праздники. В свою очередь семейные праздники также могут подразделяться на личные праздники и тематические. К личным относятся:

– именины;

– различные годовщины;

– памятные даты.

Говоря о праздновании личного торжества, уместна оговорка: порой устав от ежедневной суеты, жизненного круговорота: дом, работа, решение бытовых и служебных вопросов, хочется собраться узким кругом самых близких и родных людей. И именно личный праздник – подходящий повод для подобного семейного сбора. Более того, в каждой семье обязательно должны присутствовать личные даты.

Тематические семейные праздники – праздники, которые семья придумывает себе сама по какому-то поводу, касаемому конкретной семьи. Вот так им захотелось. Кто-то празднует самую длинную ночь в году, а кто-то – летние каникулы. Это не является праздником? В прямом смысле – да. Но каждая семья вполне может создать подобный тематический праздник, придуманный ее членами на основе события, важного только для конкретно этой семьи в целом или для кого-то из ее членов. Вполне понятно, что в дальнейшем этот праздник может стать одним из самых любимых семейных праздников.

Почему бы и нет? Посудите сами, какому ребенку не понравится сюрприз в виде маленького торжества по случаю начала или окончания школьной жизни, достижений в учебе, спорте, творчестве и т.д. Подобное неожиданное приятное событие не только доставит ребенку удовольствие, но и станет отличным стимулом для его дальнейших маленьких личных побед. Собственно говоря, а почему только ребенку? Кому из нас, взрослых, не понравится аналогичный сюрприз? А повод? Повод можно найти всегда, было бы желание.

Из истории: по официальной версии, люди впервые узнали, что такое праздник, примерно тогда, когда изобрели календарь. Именно тогда в календаре появились дни, которые отличались от всех остальных.

Какова же значимость праздников?

Занимаясь рассмотрением данной темы, мною было проведено анкетирование и интервьюирование воспитанников Школы-центра младшего школьного возраста. Детям было заданы примерно следующие вопросы:

Какой праздник у вас самый любимый? Как ваша семья отмечает этот праздник?

Какие еще события празднует ваша семья?

Какие традиции хотели бы вы создать в своей семье?

Анкетирование позволило сделать следующие выводы: чаще всего ребята называют те праздники, которые им лучше запоминаются своей яркостью, масштабностью или шумностью. Обладая такими качествами, именно эти праздники больше всего им нравятся, что совсем неудивительно. Самые распространенные ответы: День Рождения всех членов семьи, 8 марта, Новый год.

Чем они нравятся нашим детям? Здесь ребята перечисляли атрибутику, в случае Новогоднего праздника, это: елка, гирлянда, петарды, Дед Мороз. Далее, как правило, неизменно: мама готовит много вкусной еды, приходят гости, дарят подарки, поздравляют, говорят тосты, играет музыка, все танцуют, поют караоке, и так далее…далее…далее.

Увы, но практически никто из опрошенных ребят не сказал про существование в семье тематических праздников и традиций, созданных самими членами семьи: гулять, кататься на лыжах, играть в футбол, ходить в походы или на рыбалку. Более того прозвучало, что даже в день рождения ребенка, на торжество приглашаются только взрослые – друзья родителей. Однако значимым моментом явились слова одного из воспитанников, высказавшегося о своем желании создать такой праздник, традицию, которую можно будет передавать из поколения в поколение! Быть может стоит прислушаться к детям, к нашим детям?!

А что же мы, взрослые? Что делаем мы для наших детей? Что чаще всего встречаем в реальности?

Да, бывает, что празднование дня рождения ребенка действительно реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением. Радостное воспоминание о таком торжестве сохранится надолго и для виновника события, и для всех присутствующих.

Другая семья обращается за помощью в подготовке и проведении праздника к аниматорам или ведущим. Сейчас это считается модным и престижным. Специалисты своего дела, они действительно смогут организовать праздник ярко и динамично. Но, с другой стороны, это по сути, чужие люди, которым неизвестны какие-либо тонкости взаимоотношений в конкретной семье или личностные особенности её членов.

Бывает так, что ребенка оставляют за общим столом, но никому нет до него дела. Ему неинтересно, он чувствует себя одиноко! Другой вариант присутствия ребенка за одним столом с взрослыми может оказаться более «насыщенным»: он становится свидетелем не только взрослых разговоров, но и «веселого русского застолья» в целом, включая тосты, распитие спиртных напиток и т.д.

Бывает, что мы любим демонстрировать способности своих детей. И в случае присутствия на празднике нескольких ребят, вполне можно лицезреть настоящий конкурс талантов. Но дети не любят, когда взрослые настойчиво требуют от них выступлений. Особенно стеснительно себя чувствуют робкие дети. Заставлять их выступать не следует. Не исключена и ситуация когда родители или другие гости отмечают особые способности детей в чтении стихов, танцах. Превознося успехи одного, наносится удар по самооценке другого. Так у ребенка зарождаются комплексы, которые в дальнейшем могут отразиться на его личностном росте и выстраивании взаимоотношений в социуме.

Оказывается, все совсем не так просто и лучезарно. И в наших интересах, в интересах наших детей, их будущего, осознать, что семейные праздники – это не только яркое и веселое действо. Это самые чистые, искренние и наделенные любовью события, имеющие колоссальное значение для наших семей в целом, включая и взрослых и детей. Посудите сами: делая перерыв в повседневной жизни человека, они выполняют функцию релаксации. А самое главное – семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников! Это – своего рода цемент, укрепляющий кирпичики отношений. На самом деле: привычка весело и интересно проводить досуг вместе укрепляет отношения и душевную близость.

Покажите свой список семейных праздников, и сразу станет понятно, насколько крепкие у вас отношения в семье.

Кстати, о самом распространенном семейном празднике – дне Рождения. Дни рождения побуждают проявлять личное внимание к виновнику торжества. Это помогает ощущать свою значимость, индивидуальность и уникальность. А бывает и так, что день рождения хоть немного способствует примирению поссорившихся родственников. Хочется того или нет, а в этот день нужно проявить доброту, вручить подарок и сказать что-нибудь приятное друг другу.

Теперь попробуем разобраться как, каким образом семейные праздники оказывают влияние на воспитание наших детей.

В первую очередь, это формирование у младших школьников умений организовывать свое свободное время.

Рассмотрим, что происходит, когда семья собирается за круглым столом для организации своего семейного события. Она взаимодействует: совместно планирует, учитывает пожелания всех членов семьи, обговаривает возможности. Привлекая к этому процессу своего ребенка, вы обозначаете его значимость как личности, как полноправного члена семьи!

Теперь давайте вспомним, что мы традиционно делаем в доме перед праздником? Конечно, генеральную уборку. Возможно украшаем дом, затем сервируем стол. И что же мы этим формируем? Разумеется, трудовые навыки. Более того, мы формируем умение трудиться сообща. Причем без принуждения, а с желанием.

Ежедневная суета: дом, работа, решение бытовых и служебных вопросов отнимает у нас много времени. Как следствие: очень редкое полноценное общение с родными людьми, включая наших детей. Во время же подготовки и проведения семейного праздника, мы можем наверстать упущенное.

При проведении семейного торжества в свою очередь вместе с нашими родителями, т.е. бабушками и дедушками, мы осуществляем связь поколений.

Проанализировав вышеизложенное, вывод очевиден: участвуя в подготовке семейного праздника и в самом торжестве, при условии его правильной организации, наши дети учатся многим важным вещам.

Но почему-то этого не происходит. Каковы причины? Есть что-то, что нам мешает. Попробуем разобраться конкретнее с этим «что-то». В настоящее время многие современные семьи переживают острый кризис. Выражается он в том, что семья все слабее выражает свою главную функцию – воспитание детей. Основные силы и время родителей в большинстве семей расходуются на материальное обеспечение. Общение же с детьми сводится в основном к контролю над учебой ребенка в школе, который состоит в выяснении полученных оценок.

Статистика. Особенно печален дефицит общения детей с отцами. Учеными доказано, что папы в разных культурах видят своих малышей кто 30 минут, а кто и только 5 минут в сутки. И мы прекрасно осознаем и понимаем, что дело здесь не только в занятости пап и борьбе за хлеб насущный.

Еще одна проблема современности – так называемое «гаджетовое помешательство»: смартфоны, планшеты и прочая цифровая техника не просто вошли в нашу жизнь, а с успехом вытесняют из нее реальность.

Статистика. Как утверждает статистика: семилетний житель Европы уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний – больше четырех лет!

Разумеется, сегодняшние дети другие. Именно другие, не лучше и не хуже своих сверстников из прошлого, ни в коем случае, но главная потребность – потребность современных детей в общении со своими родителями прежняя. И к сожалению в современном мире она часто остаётся не удовлетворенной. Большое человеческое несчастье – одиночество для ребенка болезненно вдвойне. Как следствие – его уход в виртуальность.

Не получая полноценного общения с самыми близкими и родными людьми – своими родителями, наши дети находят его в интернете. Он не отказывает им в разговорах, расскажет сказку, споет песню…. вот только какую сказку и какую песню — большой вопрос!

Что же делать нам, взрослым? Быть рядом с нашими детьми! Использовать (даже изыскивать) малейшую возможность и быть рядом.

Не стоит забывать, что ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит не детскому саду или школе, родителям. И, именно так гласит Закон РФ «Об образовании».

Статья 18 Закона «Об образовании» возлагает всю ответственность за воспитания детей на семью, а все остальные социальные институты (в том числе дошкольные и школьные учреждения) призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность.

Важно осознать, что семья для наших детей: может стать крепостью, где он будет защищен от неизвестности и опасности окружающего мира. Дома его успокоят, приласкают, да – иногда и пожурят, но, поймут.

Может стать, а… может и не стать. Зависит это только от родителей. Не стоит забывать, что семья также может стать первой школой. Самыми важными учителями которой, являются именно родители. И, разумеется, качественный показатель такой школы напрямую также зависит от них. Не стоит забывать и то, что дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, укладом, традициями, которые складываются в доме. Первая школа ребенка – дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в своей жизни, на формирование его системы ценностей. И, гораздо позже, когда ребенок будет строить свою личную семью, модель семьи своих родителей он возьмет как пример, как основу.

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Пусть помнят, что с лихвой получат от них всё то, чему их учат.

(Себастьян Брандт)

Именно в период младшего школьного возраста: от 7 до 10 лет для детей в отношениях с взрослым характерно не только послушание, как это было в дошкольный период, а почитание взрослого. Именно этот период является сензитивным, то есть чувствительным, для правильного формирования организации свободного времени ребенка. От личного примера родителей и их инициативы зависит, будут ли дети «убивать» время впустую, искать интересное общение вне дома (улица, интернет) или совместно с самыми дорогими и близкими людьми найдут увлекательную форму организованного семейного отдыха.

Думаю, учитывая вышеизложенное, ответ на вопрос, обозначенный в названии статьи: нужны ли в современном обществе семейные праздники, очевиден — конечно нужны.

Более того, разве есть у нас, взрослых, моральное право не прислушаться к словам одного из ребят, участника опроса, про создание в своей семье такого «талисмана» (так обозначил традиции ребенок), который будет передаваться из поколения в поколение.

А ведь в большинстве семей есть так или иначе уже присутствуют свои гласные или негласные традиции. Даже если кто-то из читателей считает, что в его семье нет ничего подобного, немного ошибается. Ведь даже утреннее: «Привет!», «Доброе утро» и вечернее: «Спокойной ночи!» – это тоже своего рода традиции.

Возможно, стоит добавить ещё интересных традиций?

Литература

1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. – 2006. – № 1.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. – Минск, 1983.

4. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.

5. Земска М. Семья и личность. –   М., 1986.

6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991.

7. Семейно-бытовая культура. /под ред. Д.И. Возняцкого. – Минск, 1987.

8. Интернет-ресурс: http://goodhome.su/semeynie-tradicii/semeynie-prazdniki-i-podarki

4.1. Праздничная культура в системе досуговой деятельности

«Жизнь без
праздника – это длинный путь без заезжего
двора»

Демокрит

«Неизвестно
каков будет человек через 1000 лет, но
если отнять у современного человека
этот нажитой и доставшийся ему в
наследство скарб праздников, обрядов
— тогда он всё забудет, и всему разучится,
и должен будет всё начинать сначала».

В.О. Ключевский

Праздник сопровождал
человека с древних времен. Существуя
во всех обществах с глубокой древности,
праздники являются необходимым условием
социального бытия. По образному выражению
М.М. Бахтина, «празднество (всякое) —
это важная первичная форма человеческой
культуры»99.

Как
отмечают Т.Г. Киселева и Красильников100,
на Руси смена времен года обычно
сопровождалась серией религиозных и
чисто бытовых праздников, ритуалов и
церемоний. Так, например, наряду с
существованием семейной обрядности,
характеризующей огромный
культурно-воспитательный потенциал
семьи — этой самой устойчивой социокультурной
общности, широкое распространение имеет
и общекультурная обрядность, коллективное
общение «всем миром», иначе сказать,
«общемирская обрядность». В то же время
между этими двумя видами обрядности
издавна располагалась своеобразная
цепь общественно-семейных обрядов.

Авторы
подчеркивают, что с давних пор многие
обрядово-ритуальные мероприятия своими
корнями уходили в религию, а не в досуг.
Соответственно этому большинство,
например европейских, цивилизаций имело
более 150 свободных от работы дней в году.
Анализируя это свободное время, ученые
отнюдь не ассоциируют его с досугом.
Дело в том, что многие из этих праздников
и, по существу, нерабочих дней часто
навязывались церковью против воли
крестьян и ремесленников для того, чтобы
выполнять духовные обязательства101.

С.И. Ожегов102
в «Словаре русского языка» отмечает
несколько значений понятия «праздник»:

  1. День торжества,
    установленного в честь или в память
    кого-чего-н.

  2. Выходной, нерабочий
    день.

  3. День, особо
    отмечаемый обычаем или церковью.

  4. День радости или
    торжества по поводу чего-н. (семейный
    праздник).

  5. День игр, развлечений
    (досуг).

Праздники – это
своего рода сгустки духовной культуры
народа, поскольку они тесно связаны с
историей, мифологией, народным творчеством.
В праздниках и обрядах нашли отражение
накопленные человеком представления
о жизни, космосе, об окружающей среде.

Внимательное
изучение и анализ современной праздничной
культуры помогает осмыслить и выявить
основные тенденции культурных процессов,
как в нашей стране, так и за рубежом.
«Праздник
— зеркало своей эпохи.
По создаваемым народом праздникам можно
судить о политической, исторической и
духовной жизни общественно-экономической
формации, определить идеи, интересы и
стремления самых различных ее социальных
слоев» 103.

Основная особенность
праздника как феномена культуры – это
«освобождение от повседневных структур
бытия, выключение из обыденной жизни,
преодоление банальности, повседневности
и бегство от неё»104.

«Праздник —
это запланированное событие, разрывающее
повседневную практику и порождающее
радостное настроение. Его характерная
черта состоит в том, что жизнь в его
пределах организуется «не так, как
обычно».105

«Праздник
— антитеза будней, как проявление особой,
празднично-свободной жизни, отличной
от жизни будничной, повседневной»106.

Проблематику
теории праздника впервые определил
М.М. Бахтин (конец 30-х гг. XX в.), анализируя
смеховую средневековую культуру в
работе «Творчество Франсуа Рабле и
народная культура Средневековья и
Ренессанса», он сформулировал
фундаментальные положения теории
праздника, которые до сих пор остаются
весьма значимыми. Праздник, говоря
словами М.М. Бахтина
— «это сама
жизнь, оформленная игровым способом»107.

Общие ЧЕРТЫ
ПРАЗДНИКА:

  1. глубокая идея,
    заложенная в нем, выраженная в
    условно-символических действиях,
    которые фиксируют внимание людей на
    мысли, определяющей общественную
    значимость происходящего.

  2. коллективный
    характер праздников; но это не просто
    масса, а общность, считающая праздник
    способом выражения своих ценностей;

  3. культурная ценность
    праздника, которую хранят, передают из
    поколение в поколение и которая
    выражается в различных видах искусства.
    Чем глубже вера в ценности, которым
    посвящен праздник, тем глубже он
    воспринимается человеком. Утрата
    интереса к празднику – это утрата
    человеком ценностей лежащих в основе
    праздника;

  4. торжественность,
    зрелищность, яркий церемониал;

  5. связь с закономерными
    ритмическими явлениями жизни (ритмами
    природы, с мифологическим временем, с
    ходом истории, периодами жизненного
    цикла), т.е. относительная устойчивость
    праздника и постоянное внутреннее
    изменение его содержания и формы на
    протяжении веков.

Праздник – одно
из центральных понятий культуры, как
традиционной, так и современной. Праздник
представляет собой форму трансляции
духовного наследия той или иной культуры,
так как всегда связан с традициями и
обычаями. В связи с этим необходимо дать
определения таких понятий как «традиция»,
«обряд», «ритуал», «церемония».

Традиция
(от лат. tratitio – передача) – это культурное
наследие, передающееся от поколения к
поколению и воспроизводящееся в
определенных обществах и социальных
группах в течение длительного времени108.

Современные ученые
(И.В. Бестужев-Лада, Д.С. Лихачев,
А.В. Мудрик) к числу важных условий,
оказывающих заметное влияние на
особенности становления личности и
характеристики домашнего воспитания,
относят семейные
традиции
.

Семья, как и другие
социальные институты, существует,
воспроизводя традиции, следуя определенным
образцам деятельности, без которых
немыслимо само ее развитие. Разные сферы
жизнедеятельности семьи строятся в
соответствии с различными типами
образцов, которые воспроизводятся
каждым новым поколением семьи. Эти
образцы регламентируют создание новой
семьи, супружеские, родительские
отношения, ведение домашнего хозяйства,
в том числе и проведение досуга. А
поскольку и сама семья, и ее ценности
представляют собой порождение культуры,
то практически любой образец материальной
и духовной деятельности может служить
основой для возникновения традиций в
семье109.

Итак, семейные
традиции выступают основным средством
трансляции социально-культурных
ценностей, норм семьи, установления ее
связей с объектами, которые включены в
сферу ее жизнедеятельности (Б.М.Бим-Бад,
А.В. Петровский,
Т.А. Куликова).

Традиция – это
опыт, который накапливается в виде
системы стереотипов и реализуется в
следующих формах обычая,
обряда, ритуала
.

Обычай
– исходный, наиболее простой тип
социальной регуляции отношений и
деятельности людей на основе привычных
образцов поведения, совершаемого по
установленному поводу в определенное
время и в определенном месте110.
Это понятие более узкое по сравнению с
традицией; рассматривается как прочно
устоявшееся в той или иной общественной
среде правило, регулирующее поведение
людей в общественной жизни. Государство,
как правило, не обеспечивает исполнения
обычая. Он соблюдается благодаря
неоднократному повторению и применению
в течение длительного времени как
стереотипной формы этнической или
художественной культуры, связанной с
деятельностью, имеющей только практическое
значение.

В специальной
литературе часто понятия «традиция» и
«обычай» используются как синонимы.
Подробный анализ этого вопроса представлен
в исследовании И.В.Суханова111.
Исследователем было выявлено «родство»
традиций и обычаев, выделены их общие
социальные функции, согласно которым
они служат средством стабилизации
утвердившихся в обществе отношений и
осуществляют воспроизводство этих
отношений в жизни новых поколений.

Данные функции
обычаи и традиции осуществляют разными
путями. Обычаи
непосредственно, путем детальных
предписаний определенных действий в
конкретных ситуациях, стабилизируют
те или иные звенья семейных отношений
и воспроизводят их в жизнедеятельности
новых поколений.

В основе традиций,
напротив, всегда лежит ценность семьи,
которая определяет смысл традиционного
поведения. Поэтому в традиции не дается
детальная регламентация поступка, она
не имеет конкретной «привязки» к
определенной ситуации.

Так, традиция
гостеприимства, которой придерживаются
многие современные семьи, воплощается
по-разному: кто-то делает акцент на
угощении, а для других главное — общение
с гостем, необходимость найти в его лице
эмоциональную поддержку или оказать
ему таковую, а стол накрывается по
принципу «чем богаты — тем и рады»112.

Главным признаком,
отличающим обычай от традиции, является
его конкретность, т.е. детальная
регламентация.

Обряд
введенный законом или обычаем порядок
в чем-либо; внешнее оформление какого-
либо действия условными обязательными
действиями, совершаемыми в различных
случаях жизни.

Это разновидность
обычая, цель и смысл которой – выражение
(символическое) некоей идеи, чувства,
действия, либо замена непосредственного
воздействия на предмет воображаемым
(символическим) воздействием.

Принципиальными
особенностями обряда как формы
социокультурной коммуникации выступают:

  1. Избирательность
    – сохраняется только то, что представляется
    наиболее важным и ценным для той или
    иной общности;

  2. Повторяемость
    — для закрепления традиции обряда нужна
    историческая проверка временем;

  3. Действенность,
    его практический смысл;

  4. Многозначность
    — в процессе хранения и передачи
    информации в обряде происходит
    колоссальное сгущение информации. Это
    дает возможность по-разному интерпретировать
    содержание обряда, в зависимости от
    духовных устремлений той или иной
    эпохи, общества, группы, субкультуры;

  5. Авторитарность
    – без некоторой степени доверия к
    авторитетам и общественным институтам
    обряд не мог бы существовать.

Ритуал –
исторически
сложившаяся форма неинстинктивного,
предсказуемого, социально-санкционированного
упорядоченного символического поведения,
в которой способ и порядок исполнения
действий строго канонизированы и
зачастую не поддаются рациональному
объяснению в терминах средств и целей113.
Ритуал –
это основа обряда, порядок совершения
традиционных действий, соответствующих
обряду.

Главной особенностью
любого ритуального действа является
его символический характер. Символ —
это своеобразный пароль культуры. С
древнейших времен в основе культа,
обряда, системы ритуальных действий
лежала игра. Массовые народные игры,
возникшие как ритуал, являются центральной
частью народного праздника. Ни одно
историческое описание ритуального
действа не обходится без входящей в
него игры или игрового состязания.
Соответственно, ритуал можно определить
как символическое игровое действие в
культуре.

Таким образом, в
основе функционирования праздника
лежит взаимосвязанная система традиций,
обычаев, обрядов, ритуалов.

А.С. Московкина114
выделила ряд проблем праздника в
современном социокультурном пространстве
России, среди которых:

  • проблема
    функционирования праздничного календаря
    с учетом его религиозно-бытового аспекта
    и зрелищно-игровых форм «народного
    ликования»;

  • проблема
    взаимодействия праздничных традиций
    с современными формами досуга. Не
    сегодня начавшийся процесс забвения
    культурно-исторической памяти повлек
    за собой выхолащивание духовных
    ценностей из сферы досуга и размывание
    границ в иерархии субкультур. Произошли
    серьезные деформации в системе
    празднично-обрядовой культуры, т.к.
    праздник лишился своего сакрального
    ядра — обряда, превратившись в сферу
    развлечений.

Необходимо
также отметить, что большие изменения
в восприятии и участии в массовых
зрелищных мероприятиях произошли с
внедрением в досуг современной семьи
средств массовой информации, а в частности
телевидения. Как отмечает О.В. Сергеева,
«приход технологии трансляции изображений
повлек за собой слияние праздничных
акций с телевизионной программой. Это
значит, что, с одной стороны у человека
появилась возможность опосредованного
присутствия на массовых уличных
мероприятиях, с другой стороны, институт
СМИ начал разработку специальных
праздничных концертов, призванных
создавать и поддерживать веселье в
домашней обстановке. Телевизор овеществил
практику «быть не участником, а зрителем»
115.

Функции
праздника.
Сложность
и многогранность праздника как непременной
части человеческой культуры нашли своё
выражение и в его социальной
многофункциональности.

Как отмечалось
выше, в настоящее время стало
очевидным, что
празднично-обрядовая культура все в
большей степени функционирует в рамках
досуговой сферы. Современные
праздники утратили свой семиотический
статус и приобрели в большей степени
развлекательно-рекреационный характер.
Будучи включенной
в системы досуга и культурной-досуговой
деятельности, празднично-обрядовая
культура в той или иной мере реализует
функции этих систем, но, в то же время,
обладает собственной функциональной
неповторимостью.

По
выражению А.В. Захарова116,
«праздники выполняют своеобразную
функцию чувственной ориентации человека,
но, кроме того, и сами несут в себе
определенную концепцию пространства
и времени, расставляя смысловые акценты
в ритмическом чередовании будней,
знаменуя прекращение одних циклов
жизнедеятельности и начало других. Чаще
всего они бывают приурочены к смене
времен года, различным видам
сельскохозяйственных работ, событиям
в жизни коллективов, важнейшим вехам
личного жизненного пути людей. Вместе
с тем праздничные обряды содержат
информацию о крупных событиях в истории
государств и народов, всего человечества.
Они как бы сжимают беспредельность
Природы и Истории до масштаба, соизмеримого
с индивидуальным бытием, и дают возможность
человеку ощутить себя причастным к
культурно-историческому процессу».

Эту же мысль
высказал В. Ильин. По его словам,
«основная часть праздников
выполняет функцию
разметки социального времени
:
они обозначают границы между интервалами
(астрономическими годами, отрезками
жизни человека и т.д.)»117.
Праздник как бы отмеряет время культуры,
задает точку отсчета. Он одновременно
и задает, и нарушает логику повседневности.

Праздник вносил
в жизнь человека традиционной культуры,
цикличность, временной круг повторялся
с неизбежностью снова и снова, но именно
праздник, его успешное проведение,
гарантировало благополучное существование
в следующий временной отрезок. К празднику
готовились, украшали жилище, меняли
одежду, и внутренне стараясь расстаться
со старым, злым, мешающим жизни человека.
Праздник образовывал ткань культуры.
Его знаковая
функция
была
очень высока.

В исследовании
Н.Ф. Максютина выделены основные
функции праздника
118:

  1. Идеологическая.
    Замеченная связь праздника с миром
    идеалов и основных ценностей человеческой
    общности на протяжении веков использовалась
    властью в целях самоутверждения,
    навязывания своей идеологии, верований,
    ценностей. После
    революции 1917 года, власть начала бороться
    с «религиозными предрассудками».
    Вместо крестного хода-демонстрация,
    вместо свечей к иконам в храме –
    возложение цветов вождям и мученикам
    революции, вместо крестин — звездины,
    октябрины, Дома малюток.

Петр I
в целях обновления образа жизни и образа
мыслей также использовал праздничные
формы: вводил
в обычай новые праздники и увеселения:
ассамблеи, маскарады, карнавалы, гуляния
в парках, а за счет шутовской перевернутости
высмеивал и дискредитировал некоторые
обряды прошлого.

  1. Интегративная.
    Праздничная культура имеет способность
    совмещать и синтезировать элементы
    различных культур, традиций и новаций,
    реагировать на важнейшие события в
    жизни города, страны, церкви. Праздник
    является средством сохранения этносом
    своего лица, порождает коллективное
    чувство, опредмечивает в общем переживании
    связь индивида с общностью. Укрепляет
    в нем чувство причастности, принадлежности
    к целому. За счет чего?

  • Объединяет предмет
    празднования;

  • Форма празднования,
    закрепленная обычаем, ритуалом,
    своеобразие которого также роднило
    членов общности;

  • Коллективное
    действие, призванное усилить эмоции
    единства и общности;

  1. Компенсаторная.
    Праздник возмещает запретные в будни
    удовольствия, получаемые от еды, питья,
    общения, позитивной эмоциональной. Это
    может быть компенсация событийной
    бедности жизни. Социально-психологическая
    разгрузка после длительного и монотонного
    периода жизни. Снятие напряжения и
    восстановление физических и психических
    сил.

  2. Коммуникативная
    – удовлетворение потребности в общении
    и снятие социальных барьеров.

Праздник, обряд,
другие театрализованные формы осуществляют
важную задачу обеспечения связи
поколений, обмена между поколениями,
нациями, народами исторической,
политической, культурной и другой
информацией.

  1. Регулятивная.
    Праздник является формой трансляции
    духовного наследия той или иной культуры,
    так как всегда связан с традициями и
    обычаями. Праздник, транслируя духовный
    и нравственный опыт предыдущих поколений,
    выполняет воспитательную функцию,
    прививает последующим поколениям
    морально-этические нормы.

  2. Функция
    инкультурации и социализации личности
    .
    Праздник помогает осваивать мир
    культуры, начиная с освоения семейных
    традиций и переходя к постепенному
    ознакомлению с ценностями, принятыми
    и являющимися важными в данной культуре.

  3. Рекреативная.
    Если коммуникативная функция праздника
    связана прежде всего с удовлетворением
    социо-психологических потребностей,
    то рекреативная – биопсихологическая,
    видит в празднике отдых от труда.
    Праздник всегда служил способом
    накопления позитивных эмоций, источником
    отдыха, радости. Рекреативная значимость
    праздника возобладала в последнее
    время. Современное понятие праздника
    стало отождествляться с понятием
    «досуг», «отдых», «выходной день». Если
    досуг – некоторое необязательное
    добавление к будням, то праздник –
    основа существования культуры вообще
    и, прежде всего, самой повседневности.
    Но изначально праздник был направлен,
    ориентирован на связь человека со
    сферой сакрального, ценностного,
    Высшего. Религиозные праздники сегодня
    сохраняют эту сакральную доминанту,
    хотя понятна она только группе религиозных
    адептов.

Кроме этих функций,
исследователи119
выделяют:

  • Ценностно-ориентационную
    функцию
    .
    Праздник
    помогает осваивать мир культуры, начиная
    с освоения семейных традиций и переходя
    к постепенному ознакомлению с ценностями,
    принятыми и являющимися важными в
    данной культуре.

В процессе участия
личности в театрализованном мероприятии
на основе коммуникативной функции
происходит интенсивный процесс
интериоризации человеком определенных
ценностей – политических идей, культурного
наследия. Обогащение системы ценностей
личности, которое при этом происходит,
отвечает определенным потребностям не
только общества, но и самой личности.
Это связано с тем, что человек испытывает
потребность в наличии нравственных
ориентиров, критериев своего поведения
и деятельности.

  • Самореализационную
    функцию празднично-обрядовой культуры.
    По мнению автора, эта функция напрямую
    связана с потребностью личности в
    реализации своих сущностных сил.
    Объективно существующая ограниченность
    различных сфер жизнедеятельности в
    реализации сущностных сил человека
    создает у последнего своеобразные
    очаги возбуждения в психике, делает ее
    неустойчивой. Это связано с тем, что
    большинство сфер жизнедеятельности
    нормативны, ограничивают личность в
    возможностях самовыражения.

В рамках конкретных
празднично-обрядовых форм человек может
выбрать вариант поведения и деятельности
в соответствии со своими желаниями,
возможностями, состоянием здоровья,
уровнем культуры и тем самым
самореализоваться. Как показали
исследвоанияБ.Г. Контребинского,
именно стремление к наиболее полной
самореализации побуждает зрителя к
переходу в категорию участника массового
действа, участника – в организатора, а
последнего – в инициатора.

  • Преобразовательную
    функцию.

    Она проявляется в том конструктивном
    воздействии, которое оказывает участие
    в театрализованных формах, к которым
    относится праздник, на субъект
    деятельности. Эти преобразования
    касаются двух сторон: а) сознания
    личности участника и зрителя; б) поведения
    и деятельности, связанных с подготовкой
    массового действия и участием в нем.

Данная функция
проявляется не только на локализованном
во времени и пространстве самом
театрализованном мероприятии. Она
охватывает и период подготовки к нему,
когда будущим участникам дается
возможность готовить тексты, разучивать
песни, репетировать художественные
выступления, придумывать костюмы и
маски, создавать лозунги, плакаты,
транспаранты, сопровождающие коллективное
театрализованное действие120.

Помимо перечисленных
выше функций, праздник также служит
способом накопления позитивных эмоций,
источником отдыха, радости.

Классификация
праздников.

Наряду с функциями празднично-обрядовой
культуры необходимо выявить основные
виды праздников. В основе классификации
праздников могут лежать различные
критерии. Рассмотрим классификацию
праздников, разработанную Н.Ф. Максютиным121
на основе анализа литературы по данной
проблеме:

  1. По сферам
    деятельности человека;

  • Политические
    (день конституции)

  • Экономические
    (дни профессий)

  • Религиозные
    (Пасха)

  • Культурные
    (культура понимается в ведомственном
    смысле; Дни славянской письменности),
    юбилеи деятелей искусств, фестивали
    искусств)

  • Бытовые (свадьбы,
    крестины)

  1. По диапазону
    праздника, по охвату территории и по
    объему включенной в праздник массы
    людей;

  • Личностные (научные
    успехи, день рождения.)

  • Семейные (свадьба)

  • Праздник трудового
    коллектива (дата основание завода)

  • Праздники
    региональные (юбилеи городов)

  • Праздники этноса,
    нации (Сабантуй, годовщина Куликовской
    битвы)

  • Общегородские,
    общенародные (День Победы)

  1. По демографическим
    признакам, прежде всего по полувозрастным.

  • Женские (8 Марта)

  • Мужские (23 февраля)

  • Юношеские (день
    молодежи, выпускной бал)

  • Детские (день
    защиты детей)

  • Ветеранские и т
    д.

Кроме того, праздник
многозначен, и один и тот же праздник
может быть представлен в разных группах
классификации.

Можно классифицировать
праздники в соответствии с календарем:

    • с церковным –
      религиозные;

    • народным –
      народные

    • государственным
      – государственные

    • семейным — домашние

Автор книги
«Корпоративный праздник. Организация:
шаг за шагом» С. Волчук122
предлагает классификацию самых молодых,
корпоративных праздников:

    1. праздник-традиция.
      Дань укоренившейся традиции проведения
      праздников, подтверждение стабильности
      компании и неизменности ее принципов
      отношения к персоналу;

    2. праздник-благодарность.
      Средство выражения своего внимания
      и заботы о персонале;

    3. праздник-подарок.
      Своеобразная премия или «заменитель»
      премии за профессиональные достижения;

    4. праздник-разрядка.
      Снятие накопившихся в процессе работы
      межличностных конфликтов, улучшение
      психологического климата в коллективе;

    5. праздник-инновация.
      Хороший способ привить мысль о
      новшествах в компании, обосновать
      необходимость изменений, изменить
      отношения к структурам и рабочим
      процедурам, откорректировать
      корпоративные ценности;

    6. праздник-мотивация.
      Стимуляция интереса к работе,
      формирование желаемого коллективного
      настроения (team-spirit);

    7. праздник-сплочение.
      Развитие горизонтальных и вертикальных
      неформальных связей, навыков командной
      работы (team-building);

    8. праздник-тренинг.
      Создание и укрепление необходимых
      стереотипов и алгоритмов поведения,
      установок на совместное достижение
      результатов, атмосферы взаимопонимания
      и взаимного доверия (team-traning).

Одним из важнейших
направлений гражданско-личностных
праздников являются праздники семейные.
Они носят своеобразный интимный, сугубо
личностный характер, обусловленный
целым рядом исторических и национальных
традиций, конкретным нравственно-этическим
опытом. При этом велико и общественно-социальное
значение семейных праздников. Значительные
события в истории семьи как социальной
общности запечатлеваются в семейных
праздниках, образуя память поколений,
семейную идентичность, чувство «Я есть».

Семейные праздники
содержат богатые возможности для
умственного воспитания ребёнка, для
развития всех его дарований. Для
полноценного развития ребёнка ему
необходим праздник как воздух. Семейные
праздники выполняют важнейшую функцию
сплочения членов семьи и родственников.

Важной функцией
семейных праздников в современных
условиях является специальная ориентация
ребенка на годичный кругооборот года,
создание праздничного семейного
календаря. Особенно важно это для
городских детей, у которых в силу
специфических условий жизни, потеряно
естественное отношение к природе.

Подробнее организация
семейных праздников будут рассмотрены
в следующем параграфе.

В качестве итога
этого парагарфа, хочется привести слова
А.В. Захарова123.,
«соединяя свой эмоциональный опыт с
переживаниями других людей, традициями
предшествующих поколений, соотнося
свое индивидуальное мироощущение с
универсалиями культуры (философски
воспринятыми ценностями природы, труда,
языка, истории), человек может поднимать
праздник до уровня действительного
акта самопознания и творчества. И тогда
уже праздник перестает рассматриваться
в качестве малозначительного события,
простого «отражения» или «выражения»
каких-то извне заданных смыслов. Он
воспринимается как одна из существенных,
жизненно важных сторон мировоззренческой
культуры личности, позволяющая лучше
понять и осмыслить значение всех других
моментов целостного человеческого
бытия».

Большинство из нас любят отмечать праздники, особенно те, которые проходят в кругу семьи. Ведь именно в семье воспитывается новое поколение, закладываются обряды и традиции, которые будут переходить из поколения в поколение, из семьи в семью. Традиции сплачивают. Собравшись вместе за одним большим столом, можно почувствовать все тепло, которое излучают твои близкие, в очередной раз понять, как сильно любишь их ты, и как они любят тебя. В такие моменты понимаешь, что ты не одинок в этом большом мире, и что тебе есть на кого положиться, что есть люди, которые не откажут тебе в трудной жизненной ситуации и с удовольствием помогут делом или советом.

Традиционно семейными праздниками могут быть: день рождение кого-нибудь из родственников, прибавление в семье, юбилей свадьбы. Сюда же можно отнести и Новый год, День семьи, любви и верности, Рождество, 8 марта и 23 февраля, а так же многие другие праздники, в том числе и самостоятельно придуманные.

Как и где можно провести семейный праздник?

Существует множество способов приятно и весело для всех провести семейный праздник. Так, например, различные конкурсы, игры, поздравления подчеркнут теплые отношения между близкими людьми, дадут повод в очередной раз понять, как к тебе относятся. А скромное застолье позволит обсудить все накопившиеся проблемы, или же просто поговорить обо всем, что произошло за последнее время.

Кроме этого, отличным способом времяпровождения в кругу семьи может стать совместная поездка на природе: шашлыки, палатка, костер. Что может быть прекрасней, когда с тобой твои родные и близкие тебе люди! Если же нет никакой возможности устроить поездку на природу, то можно прекрасно подготовиться к семейному празднику дома. Здесь важно отметить то факт, что в подготовке должны принимать участие все члены семьи, чтобы совершить свой особенный вклад в будущее мероприятие: будь то готовка праздничного стола, украшение помещения или разработка сценария и придумывание костюмов.

Многие люди хотят иметь большую крепкую семью, в которой каждый был бы рад успехам другого и мог поддержать в трудную минуту, если это нужно. А для того, чтобы все было так, как хочется, нужно приложить достаточно усилий, проявить как можно больше терпения, заставить себя быть частью семьи, а не стоять в стороне. Именно для этого и существуют семейные праздники: они не дают никакой возможности расслабиться, постоянно мотивируют к дальнейшей деятельности. Любите свою семью, будьте с ней, и все будет хорошо!

Автор: Информация для ребёнка

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хакасский народный праздник
  • Ханталапай ойыны балаба?шада сценарий
  • Функции праздника реферат
  • Фотоконкурс праздник осени
  • Хакасские традиции национальные праздники