Хакасские праздники тун пайрам

Просмотры: 5 081

24 и 25 июня на Сагайской поляне Аскизского района состоится грандиозный национальный праздник хакасского народа – «Тун пайрам», который пройдет в рамках Года культурного наследия народов России и Года археологии в Республике Хакасия.

В праздничной программе – разнообразные концерты, выставки, конкурсы, национальные игры, соревнования, конноспортивные состязания и многое другое.

Дорогие земляки, приезжайте на «Тун пайрам», не пропустите главное культурное событие 2022 года!

Возрастная категория: 6+.

Учредители праздника «Тун пайрам» — Правительство Республики Хакасия и Министерство культуры Республики Хакасия. Проект реализуется на средства гранта ООГО «Российского Фонда культуры», предоставленного в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Организаторы праздника – АНО «Центр сохранения и пропаганды народного творчества и любительского искусства Республики Хакасия» и ГАУК РХ «Национальный центр народного творчества имени С.П. Кадышева» при содействии администрации Аскизского района.

Праздники

Тун пайрам! Тун пайрам!
На коне вновь едет к нам
Через горы и долины,
И просторные равнины

Зазвучал среди Саян
Звонкой песнею чатхан.
Пей айран да не скучай,
Праздник с радостью встречай!

В. Данилюк

Основные народные хакасские праздники привязаны к ключевым датам солнечного календаря — дням солнцестояния и дням равноденствия

Хакасский календарь выстроен на основе солнечных и лунных циклов. С древности, для измерения года и назначения главных событий и праздников используются солнечные циклы, а для повседневных действий — лунные. Например, по лунному календарю определялось время посева, время стрижки скота, время определенных обрядов. На новолуние свершались самые важные дела, глава рода или шаман желал всему сеоку «пусть весь народ будет здоров, пусть весь скот крепким будет!» Месяц меняет свой облик каждые 7 дней, от новолуния считали неделю. Понедельник — пазыт (тяжелый день, нельзя метить скот), Вторник — тоой кюн (похожий день), Среда — саарсых кюн (непарный день, нельзя отправляться в путь), Четверг — торт хоных (четыре ночевки), пятница — пис хоных (пять ночевок), суббота — чечиме, воскресенье — позырах (день отдыха)

Главные календарные праздники также имеют в своей основе важные даты солнечного календаря. Календарный год начинался со дня весеннего равноденствия, 22 марта, который также называют Чыл Пазы — голова года.  На день летнего солнцестояния, 22 июня (Кюн Пазы — день большого Солнца) приходится главный праздник всего года — Тун Пайрам.  В день осеннего равноденствия, 22 сентября (Кус пазы — голова силы) отмечается праздник Уртун Тойы — день урожая. И наконец, в день зимнего солнцестояния, 22 декабря,  празднуют зимний праздник Ай Пазы — день большой Луны.    

ЧЫЛ ПАЗЫ

Чыл Пазы – Хакасский новый год, отмечается в день весеннего равноденствия, 22 марта. Исторически, именно с Чыл Пазы начинался сельскохозяйственный год. В этот день духи гор, воды, земли (ээзи) возвращались с небес на землю, просыпалась природа. Духов торжественно встречали, проводился обряд Пай-Хазын – повязывания лент Чалама на священную березу с просьбой о даровании успешного года, а также обряд кормления огня От-Ине. В настоящее время хакасский новый год Чыл Пазы проводится в последнюю субботу марта на специальной площадке на территории республиканского ипподрома в г. Абакан, сопровождается ярмарочной торговлей и выступлениями творческих коллективов.

ТУН ПАЙРАМ

Тун Пайрам (Тун Айран) – праздник первого айрана, главный летний скотоводческий праздник, известный уже около двух тысяч лет. Исторически знаменовал собой время перекочевки скота с зимника на летник, а также окончание весенних полевых работ и созревание первого айрана (кисломолочный напиток). Эти напитки считались целебными, их ни в коем случае нельзя было проливать на землю. Главным действом на празднике Тун Пайрам был обряд жертвоприношения. Для этого разводили большой костер, и шаман или старейшина обходил его 9 раз по часовой стрелке, произнося пожелания собравшимся и просьбы духам, бросая в костер жертвенную пищу. Тун Пайрам всегда проводился при большом стечении народа, после обрядовой части были организованы спортивные состязания, готовилось массовое угощение для всех гостей, приглашались певцы и музыканты, на это время забывались распри и прекращались споры. В современной Хакасии главное празднование Тун Пайрама проходит на Сагайской поляне около села Аскиз, и по датам совпадает с днем Республики Хакасия, 03 июля.  На празднике можно близко познакомиться с разными аспектами хакасской культуры, приобрести памятные сувениры, попробовать национальную пищу.

УРТУН ТОЙЫ

Уртун Тойы – праздник урожая, проводится в день осеннего равноденствия, 22 сентября. Воспринимается как итог сельскохозяйственного года. В этот день подводятся итоги, стада возвращаются с летника на зимник, начинается подготовка к зиме, молодые люди играют свадьбы. Осенью и мышь богата – говорят хакасы. Во время праздника благодарили Чир Ине – духа земли за урожай, а на краю поля обязательно оставляли пучок несрезанных колосьев – хыра улуз – долю духа хозяина пашни. Также проводились традиционные обряды, выступления музыкантов и спортивные состязания. Сейчас Уртун Той так же как и Чыл Пазы проводится на республиканском ипподроме и сопровождается ярмаркой.

АЙ ПАЗЫ

Ай Пазы  —  день большой Луны, проводится 22 декабря в день зимнего солнцестояния, в самый короткий световой день в году (на широте Хакасии длина дня всего 7,5 часов). С этого дня приходят большие холода, но день начинает помаленьку прибывать. На праздник проводится моление высшим духам с просьбой успешно пережить зиму, а с новолуния после Ай Пазы начинался самый суровый месяц Мылтых — месяц обережения от злых духов.

ХАКАССКИЙ СПОРТ

В Хакасском обществе интерес к спортивным играм и состязаниям всегда был велик. В условиях традиционного быта мужчины вели достаточно сложную жизнь полную труда, и возможность показать себя, повеселиться и посмотреть на других старались не упустить. Достаточно часто мирным пастухам и охотникам приходилось участвовать в затяжных военных конфликтах с пограничными территориями либо в локальных стычках с агрессивными соседями. Поэтому спорт имел еще и важное прикладное значение поддержания крепости духа,  физической силы и навыков сражения.

Такого понятия как “профессиональный спортсмен” не существовало, в спортивных состязаниях принимали участие почти все. Спортивные состязания всегда были приурочены либо к национальным праздникам, либо к военным сборам. Среди спортивных состязаний можно выделить четыре самых главных вида: скачки, борьба на поясах, поднятие камня, стрельба из лука Также были и интеллектуальные соревнования: шашки тобит, игра в кости хазых атызах и др.

Все эти спортивные состязания в Хакасии и по сей день проводятся достаточно часто, посмотреть на них и даже принять участие можно во время национальных праздников, главным из которых является Тун Пайрам

Виды народного спорта

Курес — борьба

Самым известным видом спорта всех тюркских народов саяно-алтайского региона является борьба на поясах. Куреш – на Алтае, Хуреш – в Тыве, Курес– в Хакасии. В каждом регионе есть незначительные национальные отличия. Борцы ухватывают друг друга за широкие пояса-кушаки “хур” и стремятся повалить на землю. Нельзя отпускать руки от пояса соперника, нельзя ставить подножки, удары также запрещены, весовая категория борцов может быть различной. Борцы проводят схватку до трех побед участника. Большого разнообразия приемов нет, главное в борьбе курес, ловкость, сила и выносливость. 

Чарыс – Скачки

Пожалуй самое зрелищное мероприятие из всех спортивных состязаний, и самое ценное. У каждого достойного бая имелись в табуне беговые лошади, и постоянно возникали споры чей скакун достойнее, заключались пари, делали ставки. Соревнования выясняли самого лучшего коня (в первую очередь) и самого умелого наездника. Владелец лучшего скакуна получал себе весь заклад, наездник – десятую часть.  Юноши и девушки участвовали в скачках с самого раннего детства, поскольку умение держаться на коне – один из важнейших навыков, необходимый для жизни. Соревновались как на скорость на дистанции 5-25 км, так и на умение управляться с табуном лошадей и со стадом скота.

Хапчан-Тас – поднятие камня

Состязание для настоящих алыпов (богатырей). Состязания проводились как во время свадебных гуляний, так и на обычных праздниках. Камень весом около 40 кг. требовалось оторвать от земли и перебросить через плечо, возможно несколько раз и как можно дальше от себя. Таким образом молодые мужчины могли показать свою силу, а бывалые – подтвердить.

Два года празднование Тун Пайрам откладывалось из-за пандемии коронавируса. В этом году эпидемиологическая обстановка позволила, как и прежде, провести Праздник первого молока на Сагайской поляне в Аскизском районе. Он проводится 24–25 июня в рамках Года культурного наследия народов России, Года археологии в Хакасии и Национального марафона народной культуры «85 лет – 85 событий».

25 июня мероприятие началось с театрализованного представления по хакасской народной легенде «Кӧк пуға» («Синий бык»), затем руководитель региона Валентин Коновалов поздравил жителей и гостей Хакасии с одним из главных республиканских праздников:


— Тун Пайрам — Праздник первого молока, символ богатства и плодородия Хакасии. Нас объединяют история, культура и традиции нашей древней земли. Сохранить их для детей и внуков — наша обязанность и один из пяти стратегических приоритетов развития республики. Ведь без прошлого нет будущего. Наши традиции — это наши корни, наш надежный фундамент. Дорогие друзья! Пусть процветает Хакасия — наша земля пяти стихий! Желаю вам здоровья и благополучия! От всего сердца поздравляю вас с праздником!

Глава Хакасии отметил, что сегодня как никогда необходимо объединиться и забыть про разногласия. Без этого немыслимо решение стоящих перед Россией задач.

После официального открытия Валентин Коновалов посетил юрты муниципальных образований республики: представители городов и районов красочно представили свои подворья, продукцию местных производителей, изделия мастеров художественного промысла.

В течение дня жителей и гостей республики ждёт насыщенная и масштабная программа, которая познакомит их с уникальной национальной культурой: концерты, конкурсы, спортивные соревнования, национальные игры, мастер-классы, любой желающий сможет попробовать блюда традиционной хакасской кухни.

Пресс-служба Главы Республики Хакасия

и Правительства Республики Хакасия

С 28 по 30 июня Хакасия отмечает свой главный национальный праздник  Тун Пайрам. В этом году исполнится 33 года, как его в республике стали отмечать официально. За три десятка лет многое изменилось в его проведении. Едва появившись на свет, Тун Пайрам практически стал «звездой», попав в эфир одного из федеральных телеканалов. Ему не раз приходилось менять «места жительства»: с Базинской поляны он переезжал на стадионы Аскиза, но, в конце концов, нашел пристанище на живописной Сагайской поляне.

В первые несколько лет Тун Пайрам даже «обзавелся детьми» – начиная с 1982 года маленькие Тун Пайрамы проводились в Алтайском, Орджоникидзевском и Ширинском районах Хакасии.

Гостеприимный праздник собирал тысячи разных людей, причем не только из Хакасии, но и из Тувы, Алтая,  Бурятии, Кабардино-Балкарии и даже Монголии. Это праздник-первопроходец, праздник-революционер, который в советское время отстоял право на проведение национальных обрядов в Хакасии. Сегодня – это день в календаре, без которого хакасская культура кажется немыслимой.

Что общего у Тун Пайрама и немецкого праздника пива?

Тун Пайрам появился еще в древнетюркскую эпоху.  Дословный перевод названия праздника  – «первый, первородный праздник». Много веков назад он назывался праздником первого молока (Тун айран). Скотоводы-кочевники в связи с ограниченностью пастбищ перегоняли стада два раза в год.  В конце мая – начале июня они перемещались с зимней стоянки на летнюю – как правило, в горные долины, где откармливали домашних животных свежей травой и  получали первые дары молока. В праздничный день из этого молока готовили айран (кислый напиток, приготавливаемый из перебродившего коровьего молока), из айрана – араку (хакасскую водку) и  поднимались на ближайшую вершину горы, где устанавливали березы, коновязь для ритуальной лошади и разводили большой костер.

«Почетный старец вместе с собравшимися обходил их по солнцу (кунгер) девять раз, кроплением айрана на костер, березки и коня благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов, – пишет Алексей Анненко в книге «Тун Пайраму – 25! И века…». – Обряд обхождения по солнцу дошел до хакасов со времен Тюркских каганатов. Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Их нельзя было проливать на землю. По обычаю, вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, оставлять ее на следующий день запрещалось. После ритуальной части устраивались состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, традиционная борьба (курес)».

Кстати, подобные «молочные» праздники существуют у других тюркских народов Сибири. Якуты, к примеру, отмечают кумысные праздники Ысыахи, во время которых поклоняются солнцу и благодарят силы природы за полученное изобилие молочных продуктов. Молочные праздники сибирских тюрков сравнивают с немецкими праздниками пива, которые также восхваляют живительную силу национального напитка. 

Хакасы относились к молочным напиткам еще и как к живым существам,  обладающим духом. В мифологии существует и сакральное молочное озеро.

«По представлению хакасов, есть небесное молочное озеро, которое является центром вселенной и обителью светлых божеств, – пишет А. Тутачикова в книге «Тун Пайрам и летний цикл хакасских праздников». – Здесь пребывает хозяин земли – Чир суу, которому подчиняются все земные духи, а также духи предков. В этом небесном озере чайаны-духи омываются после общения с людьми. В ритуальных текстах Алгысчи называет молочное озеро владениями великой богини Умай».

На празднике айраном и молоком до краев наполняли кубки и кожаные бурдюки, котлы и деревянные кадки, которые служили воплощением изобилия и богатства.  И кумыс, и айран – это напитки божественного происхождения, которые способны очистить празднующих от всего дурного, а также принести им  здоровье и благополучие. Кстати, в 1873 году хакасским кумысом от «грудной болезни» лечился знаменитый художник В.И. Суриков во время своих визитов в Хакасию. 

Черты празднования Тун айрана историки увидели даже в наскальной живописи. В изображениях Большой Боярской писаницы есть  сюжет с очертаниями жилищ, домашней утвари и скота.  А. Тутачикова не исключает, что древние обитатели бассейна Среднего Енисея выбивали его в момент проведения хакасского традиционного праздника.

А был ли праздник?

После революции праздник прекратил свое существование и был восстановлен лишь в 1980 году – в тот самый момент, когда отмечалось 50-летие Хакасской автономной области. Идеей его возрождения загорелся директор Бюро пропаганды Союза писателей Республики Хакасия Юрий Забелин после разговора с журналистом Сергеем Добровым.

 «Были мы с ним как-то на встрече в Шушенском с оригинальным человеком – Иваном Варламовичем Рехловым, – вспоминает Забелин в книге «Тун Пайраму – 25! И века…». – Разговариваем и приходим к выводу, что нужны какие-то новые формы, где бы ярко выражались  национальные черты хакасского народа. Я вспомнил, что недавно была передача по телевидению о хакасской свадьбе в селе Аршаново, и шел разговор о древних обычаях, связанных со свадьбой. Семен Константинович мне говорит: «Знаешь, у меня не раз возникали разговоры с руководящими работниками области о том, что необходимо выявлять и поддерживать сохранившиеся национальные традиции и обычаи хакасского народа. А в ответ я получаю только встречный вопрос, произносимый врастяжку: «А зачем?» Ну и никакого движения нет…».

Позже Забелину сообщили о том, что редактор телевидения Юрий Пустовойт готовит сценарий фильма для Красноярской студии документальных фильмов по заказу Центрального телевидения. И для этого нужен был национальный колорит, ответственность за который возложили на Юрия Николаевича. Он, в свою очередь, пришел к выводу, что нужен фрагмент, показывающий древнюю культуру и быт хакасского народа. После долгих раздумий Забелин решил, что в фильме должен быть показан национальный праздник. В ХакНИИЯЛИ ему рассказали о самых разных праздниках, включая Тун айран, которые власти в советское время не приветствовали. Сначала его консультировал Кузьма Патачаков, а потом молодой, мобильный сотрудник института Виктор Бутанаев, который до того времени уже  был консультантом съемочной группы художественного фильма «Конец императора тайги».

Местная власть идею Забелина до какого-то времени не принимала. Инициативной группе удалось убедить руководство в необходимости проведения такого праздника лишь после того, как состоялась аудиенция с первым заместителем председателя облисполкома Геннадием Казьминым.

«До этого, – вспоминает доктор исторических наук, профессор ХГУ Виктор Бутанаев в той же книге о Тун Пайраме, – все попытки доказать, что у хакасов был такой праздник, оставались безуспешными. Геннадий Петрович спросил у меня: «Был такой праздник?» «Был, конечно. Старики могут подтвердить…» «Вы даете партийное слово (а я был тогда молодым коммунистом), что все будет в порядке?» «Да, даю». «Ну, так проводите». Праздник начался зажиганием священного огня, звуками горнов. А затем почтенный старец (аган), Сергей Ефимович Инкижеков, совершил ритуальную часть. По древней традиции, конь (ызых) обмывался молоком, окуривался богородской травой (ирбен). Все это было проделано. К хвосту и гриве были привязаны ленточки красного и белого цветов, и коня отпустили на волю, сняв с него уздечку. Изых считался хранителем благополучия скота. Затем аган краплением айрана на ритуальный костер, березки, коновязь благословил небо, землю и пожелал, чтобы скот и молочные продукты не переводились… Затем выступил Владимир Николаевич Штыгашев (в то время первый секретарь Аскизского райкома КПСС – «ШАНС»). В соответствии с новыми временами состоялось чествование передовиков. Затем культурно-спортивные мероприятия. Это был, действительно, народный праздник… Вспоминаю – прекрасная погода, замечательное место, тысячи людей, ветер шевелил флажки с эмблемой праздника, созданной архитектором Всеволодом Кильчичаковым – две конские головы, направленные в разные стороны, солярный круг и чаша с айраном… После окончания инициативная группа и гости собрались на берегу Базы и пожелали, чтобы так же успешно Тун Пайрам праздновался каждый год».

Первый Тун Пайрам проводился 1 июня. На Базинской поляне в Аскизском районе, куда прибыли тысячи людей. До того времени столь большое скопление людей можно было увидеть лишь на первомайских и ноябрьских демонстрациях. С автомобильным транспортом в то далекое время обстояло совсем не так легко, как сейчас, и люди добирались в Аскизский район  на электричке. Режиссер хакасского национального драмтеатра Эльза Кокова постаралась сделать праздник ярким и красочным. При его оформлении не обошлось без помощи Красноярского крайисполкома, предоставившего для Тун Пайрама десять красочных юрт. Военные из Абаканского гарнизона привезли на праздник передвижную электростанцию и организовали местную телефонную связь. Хакоблпотребсоюз обеспечил гостей напитками и едой.

Лебедь впервые заговорил
 на хакасском

Одним из самых запоминающихся моментов в истории праздника стало поздравление  главы республики Алексея Лебедя. Он стал первым руководителем, который отважился поприветствовать гостей Тун Пайрама на хакасском языке, но сделал промашку. В буквальном переводе Алексей Иванович сказал: «Пусть в вашем доме будет полно скотины, а на вашем скотном дворе – много детей!» Все те, кто хакасский язык понимал, после этих слов рассмеялись, посчитав, что Лебедь, как всегда, пошутил.

В пору появления первого айрана – то есть в середине июня – Тун Пайрам отмечался лишь в первые двадцать лет. Нередко его проводили в день рождения республики – 3 июля. А в 2004 году, по случаю 80-летия Аскизского района, он был перенесен на 18 августа – это время празднования не первого, а, скорее, последнего айрана. Каждый раз праздник раздвигал границы и даже кочевал по разным местам.  Было время, когда его отмечали на стадионах села Аскиз, в том числе на Острове отдыха. Но в последнее время Тун Пайрам неотделим от Сагайской поляны. 

«С первых лет возрождения праздник искал себе пути и способы внедрения в других районах, – пишет А. Тутатчикова. – В первые годы рассматривался кочующий по районам вариант проведения праздника областного масштаба… Это был один из возможных способов внедрения Тун Пайрама во всех восьми районах, но эта идея первых организаторов не получила поддержки».

В 1982 году устроил праздник на своей территории Орджоникидзевский район. Но для этого сотрудникам администрации пришлось провести целую лекцию о необходимости возрождения хакасской культуры. Лектор В. Кривоногов тогда сравнил хакасскую культуру с березкой, растущей в тени большого кедра. Сколько бы ни ухаживали и ни лелеяли эту березку, говорил он, она останется в тени и никогда не сможет заслонить собою кедр, хотя исчезновение хакасской культуры может стать огромной потерей не только для Хакасии, но и всего мира. Вместе с Орджоникидзевским районом организацию Тун Пайрама взяли на себя Алтайский и Ширинский районы. Но, в конце концов, и эта традиция была утрачена. Теперь Тун Пайрам провдится только в  Аскизском районе.

Одним из самых крупных и значительных праздников считают Тун Пайрам 1989 года. В его организации принимали участие делегации из Якутии, Тувы, Алтая, Бурятии,  Кабардино-Балкарии и Монголии.  В финале торжества  участники  представлений объединились в огромный хоровод дружбы, который по форме и обилию разноцветных костюмов напоминал хакасское украшение «пого». Этот эпизод называют одним из самых массовых в истории Тун Пайрама.

Шанс-онлайн

Posted 20 июня 2022, 12:53

Published 20 июня 2022, 12:53

Modified 17 сентября 2022, 07:51

Updated 17 сентября 2022, 07:51

Появилась программа праздника «Тун пайрам» в Хакасии

20 июня 2022, 12:53

С 24 по 25 июня в Хакасии будут праздновать национальный праздник «Тун пайрам». Власти опубликовали полную программу празднования — делимся ей с вами.

«Тун пайрам» будут отмечать на Сагайской поляне в Аскизском районе. Вот что там будет:

24 июня
Центральная площадка
16:00 Конкурс нымахчы «Алыптығ нымах морійі (Конкурс героических сказаний)
22:00 – 23:00 Обрядовая программа «Поклонение предкам»
25 июня
Центральная площадка
11:00 – 11:20 Театрализованное открытие по хакасской народной легенде «Кӧк пуға» — «Синий бык»
11:20 –11: 50 Торжественное открытие
11:50 – 12:50 Концерт гостей из регионов
12:50 – 13:00 Церемония награждения участников конкурса героических сказаний
13:00 – 13:40 Концерт гостей из регионов
13:40 – 15:00 Концерт творческих коллективов Национального центра народного творчества
15:00 – 16:30 Концертная программа артистов Хакасской республиканской филармонии
16:30 – 17:00 Концерт лучших творческих коллективов Республики Хакасия
17:00 – 17:30 Церемония награждения участников конкурсов «Чайлағ» — «Летняя усадьба», «Лучший айран»
17:30 – 18:00 Концерт лучших творческих коллективов Республики Хакасия
Молодежная площадка
18:00 – 20:00 Концерт «Чииттернḭӊ кӱстḭг кӧӊнḭ» — «Сила молодой энергии»
Площадка «Айтыс» — «Состязание тахпахчы»
11:00 – 20:00 XXХII республиканский фестиваль-конкурс носителей и исполнителей традиционного музыкального творчества «Айтыс»
Нагрждать буду тпосле каждой номинации
Площадка «Эпическая»
12:00 – 15:15 Конкурс «Чайлағ» — «Летняя усадьба»
Площадка «Айран»
11:00 – 16:00 Конкурс «Лучший айран»
Площадка «Талған»
12:00 – 16:00 Выставка-продажа блюд из талғана, мастер-классы
Площадка «Ойын» — «Игра»
13:00 – 18:00 Хакасские национальные игры районов и городов республики
Площадка «Чирiмнiң ӱннерi» — «Голоса земли моей»
13:00 – 18:00 Концертная программа творческих коллективов Хакасии и гостей из регионов страны
Площадка Союза композиторов Республики Хакасия
13:00 – 19:00 Концерт «Чирiмнiң ис-пайы» (Сокровища моей земли) Союза композиторов Хакасии
Площадка Союза театральных деятелей Республики Хакасия
14:30 – 18:00 Программа Союза театральных деятелей Хакасии
Площадка «Кiчiглер» — Детская площадка
12:30 – 17:00 Игровые аттракционы. Игры с детьми.
Площадка «Устар аалы» — «Деревня мастеров»
12:30 – 19:00 Выставка-продажа изделий ДПИ и ИЗО
12:30 – 19:00 Конкурс национального костюма «Алтын чазы» — «Золотая степь»
14:00 – 15:00 Церемония награждения участников регионального этапа конкурса «Туристический сувенир – 2022»
12:30 – 19:00 Конкурс среди мастеров-резчиков по дереву «Алтын сарчын» — «Золотая коновязь»
Спортивная площадка. Хакасские национальные игры и состязания
12:00 – 20:00 Кӱрес — национальная борьба
Хапчаң тас — поднятие камня
Ағаснаң тартыс — перетягивание палки
Тобит — хакасские шашки
Охчаадаӊ атыс — стрельба из лука
Площадка «Хазых пайы» — «Кладезь здоровья»
13:00 – 18:00 Продажа лекарственных трав и мастер-класс травников
Ипподром
12:00 – 19:00 Конноспортивные соревнования
  • В дни праздника в Хакасии изменится расписание автобусов.
  • А еще по-другому будут ходить электропоезда.

#Новости#Культура

Республиканский национальный праздник Тун пайрам (Праздник первого молока) Хакасия будет праздновать в этом году два дня – 25 и 26 июня, сообщает Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева.

Праздник начнется 25 июня республиканским конкурсом хайджи-нымахчы «Алыптығ нымах хараазы» («Ночь богатырских сказаний»), посвященным Году хакасского эпоса. Обрядовая программа запланирована на 22.00. На следующий день 26 июня на центральной площадке в 11.00 начнется праздничный пролог «Кӧк пуға» («Синий бык»).

Для гостей и жителей республики на Сагайской поляне будут работать 13 площадок. Главную сцену займут финалисты IV Всероссийского конкурса «От ыры — Песня огня», гости из Бурятии, Якутии, Тывы, Алтая, Башкортостана, Кемеровской области и Красноярского края, лучшие творческие коллективы Хакасии, а также творческие коллективы Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева, республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова. Здесь же наградят победителей Всероссийского конкурса «Туристический сувенир». Вечером представят свою программу молодежные объединения.

На площадке «Айтыс» — «Состязание тахпахчы» взрослые и детские коллективы тахпахчы и хайджи-нымахчи, ставшие призерами сельских, районных и республиканских конкурсов исполнят произведения в традиционных музыкальных жанрах.

Концертную программу национальных общественных организаций Хакасии представят на площадке «Чирiмнiң ӱннерi» — «Голоса земли моей», а на площадке Союза композиторов Хакасии пройдёт концертная программа «Чирiмнiң пайы». Союз театральных деятелей Хакасии на своей площадке познакомит зрителей с творчеством всех театров республики.

На детской площадке «Кḭчḭглер», кроме концертной программы, предусмотрены аттракционы для детей и взрослых. Конкурсно-игровые программы, подготовленные делегациями из районов Хакасии, пройдут на другой игровой площадке «Ойын».

Угоститься айраном — традиционным кисло-молочным напитком хакасов приходите на площадку конкурса «Лучший айран». Неподалеку любители национальной кухни смогут продегустировать блюда из талгана. В юртах муниципальных образований Хакасии будет проходить республиканский конкурс «Чайлағ» — «Летняя усадьба». На площадке «Устар аалы» — «Деревня мастеров» выставят свои изделия и сувениры народные мастера со всей Хакасии, а на площадке «Хазых пайы» — «Кладезь здоровья» можно будет приобрести лекарственные травы. Весь день будет работать спортивная площадка с хакасскими традиционными играми, состязаниями и конно-спортивными забегами.

В церемонии открытия праздника примут участие глава Хакасии Валентин Коновалов, председатель Верховного Совета РХ Владимир Штыгашев, председатель республиканского Совета старейшин хакасского народа Петр Воронин.

Праздник тун Пайрам

Праздник тун Пайрам

Тун Пайрам Хакасия скачки

Тун Пайрам Хакасия скачки

Хакасский праздник тун Пайрам

Хакасский праздник тун Пайрам

Тун Пайрам Хакасия

Тун Пайрам Хакасия

Тун Пайрам Хакасия

Тун Пайрам Хакасия

Фестиваль Хакасия тун Пайрам

Фестиваль Хакасия тун Пайрам

Праздник тун Пайрам

Праздник тун Пайрам

Национальные праздники Хакасии тун Пайрам

Национальные праздники Хакасии тун Пайрам

Хакасский праздник тун Пайрам

Хакасский праздник тун Пайрам

Тун Пайрам Хакасия

Тун Пайрам Хакасия

Тун Пайрам Хакасия

Тун Пайрам Хакасия

Тун Пайрам Хакасия

Тун Пайрам Хакасия

Тун Пайрам Аскиз

Тун Пайрам Аскиз

Тун Пайрам Хакасия

Тун Пайрам Хакасия

Тун Пайрам Хакасия 2019

Тун Пайрам Хакасия 2019

Тун Пайрам

Тун Пайрам

Праздник тун Пайрам

Праздник тун Пайрам

Тун Пайрам Аскиз

Тун Пайрам Аскиз

Хакасский праздник тун Пайрам

Хакасский праздник тун Пайрам

Летний праздник хакасов

Летний праздник хакасов

Чанкова Алина тун Пайрам

Чанкова Алина тун Пайрам

Тун-Пайрам праздник первого айрана

Тун-Пайрам праздник первого айрана

Национальный колорит Хакасия

Национальный колорит Хакасия

Тун Пайрам обряды

Тун Пайрам обряды

Праздничная одежда хакасов

Праздничная одежда хакасов

Этнотуризм в Хакасии

Этнотуризм в Хакасии

Тун Пайрам 2021 какого числа

Тун Пайрам 2021 какого числа

Саянское кольцо Хакасии

Саянское кольцо Хакасии

Шор Пайрам праздник шорцев

Шор Пайрам праздник шорцев

Поселок Июс Хакасия

Поселок Июс Хакасия

Хакасы Шаманизм

Хакасы Шаманизм

Тун Пайрам 2021

Тун Пайрам 2021

Тун Пайрам Хакасия скачки

Тун Пайрам Хакасия скачки

Тун Пайрам 2021

Тун Пайрам 2021

Тун Пайрам в 2005 году на Сагайской Поляне

Тун Пайрам в 2005 году на Сагайской Поляне

Хакасские обряды

Хакасские обряды

Тун Пайрам Хакасия

Тун Пайрам Хакасия

Тун Пайрам 2022

Тун Пайрам 2022

Телеуты коренные жители Кемеровской области

Телеуты коренные жители Кемеровской области

День Республики Хакасия

День Республики Хакасия

Хакасские праздникууче талачан улукун

Хакасские праздникууче талачан улукун

Сагайская Поляна в Хакасии

Сагайская Поляна в Хакасии

Культура Хакасии

Культура Хакасии

Уртун тойы праздник урожая

Уртун тойы праздник урожая

Чанкова Алина детский тун Пайрам Аскиз

Чанкова Алина детский тун Пайрам Аскиз

Чыл пазы Хакасский новый год

Чыл пазы Хакасский новый год

День Республики Алтай 2021

День Республики Алтай 2021

Алиса Кызласова тун Пайрам

Алиса Кызласова тун Пайрам

Хакасский праздник "урен Хурты"

Хакасский праздник «урен Хурты»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Функции народного праздника
  • Фотозона праздник мам
  • Хакасские праздники летом
  • Функции корпоративных праздников
  • Фотозона праздник валенка