Хакасский праздник чыл пазы

Основная цель занятия — познакомить детей с обрядом празднования Чыл Пазы (встреча Нового года по хакасскому календарю), привить любовь к природе, трудолюбию, научить быть внимательными к людям, почтительными к старшим.

Цель: познакомить детей с обрядом
празднования Чыл Пазы (встреча Нового года по
хакасскому календарю), привить любовь к природе,
трудолюбию, быть внимательным к людям,
почтительными к старшим.

Оборудование: магнитофон, кассеты с
хакасскими песнями и мелодиями, ветки еловые
(пихтовые), богородская (чабрец) трава, спички,
пиала, чалама – ленты красного, черного, белого,
синего и зеленого цветов, стол, блюда хакасской
национальной кухни, картины огня, березы (ветка
березы), солнца.

Класс оформлен в хакасском стиле. Все
участники праздника в национальных костюмах.
Справа у доски стоит священная береза. В центре
на доске – тема праздника: “Чыл Пазы”. Слева:
“Праздник благословения. Навруз”, “Праздник
сакуры”, “День Берендея”, “Масленица”. Справа:
“Праздник Благодарения”, “Праздник
Гостеприимства”, “Праздник Очищения”. Здесь же
представлена выставка детских работ (рисунки,
поделки).

Ход праздника

Звучит хакасская мелодия. Под ее звуки
начинается выступление.

Ведущий 1: Необозримые степи, горные реки,
древние курганы, дивной красоты таежные дали –
все это Хакасия. Здесь живет древний народ со
своими древними и мудрыми традициями и обрядами.
Главным праздником по хакасскому календарю
является Чыл Пазы – встреча Нового года, который
отмечают 22 марта.

Ведущий 2: Этот праздник еще называют
“Праздником Благодарения, Гостеприимства,
Очищения и Благословения”.22 марта не только
хакасы встречают Новый год, но и другие народы,
только название праздника у всех разное. У
мусульман – Навруз, у японцев – Праздник Сакуры,
у русских – день Берендея или в настоящее время
– Масленица. Почему именно 22 марта многие народы
отмечают Новый год?

— (22 марта – день весеннего равноденствия.)

Ведущий 3: Хакасы верили, что в холодные зимы
на земле царит Смерть Природы, что ее покидают на
это время Божества Земли. Возвращаются они на
Землю только тогда, когда день становится равным
ночи, т.е. 22 марта. На долгожданной заре весеннего
равноденствия вместе с лучами солнца встречают
люди возвращающихся богов столом уважения,
почитания и паром от дымящегося свежего мяса.
Таким образом, происходит заряжение доброй
энергией Солнца.

Ведущий 1: Начнем наш праздник! Обряд
Благодарения Солнца.

(Слышится музыка (зов пыргы), возвещая о начале.
Появляется Благосло витель в сопровождении 7
девочек и 9 мальчиков – символ 7 слоев неба и 9
творцов на нем. Девочки – справа, мальчики –
слева, Благословитель – в центре. В руках у
девочек ритуальные чаши с молоком, у мальчиков –
зеленые ветки. Благословитель подходит к солнцу
(нарисованному) и протягивает блюдо с мясом.)

Благословитель:

Девочка 1:

Ради жизни,

Чтоб она не прекращалась,

И жилища ради,

Чтоб не разрушалось!

Мальчик 1:

По обычаю, старшими начатому,

По обычаю, предками начатому,

Голову Года приветствовать

Добрый народ собрался!

Начнем же наше торжество!

Девочка 2:

Ради жизни на Земле,

Ради счастья на Земле!

Встречаем Солнце,

Как встречали наши предки.

Обряд Благодарения Огня.

Ведущий 2: В этот день благодарили Богиню
Огня, дарующую тепло и пищу. Первый чистый костер
(на доске макеты двух огней). Огонь кормили чаем с
молоком и мясом.

Благословитель (окропляя молоком небеса,
подходит к огню, кормит огонь мясом и
приговаривает):

Девочки (по ходу обходят Огонь, кормят его,
хором повторяют слова Благословителя):

Девочка 1: О, Мать наша – Богиня Огня, у тебя 30
зубов красного пламени.

Девочка 2: О, Дева наша – Богиня Огня, у тебя 40
зубов высокого пламени!

Девочка 3: Благодарим тебя белым молоком
Белой Коровы.

Девочка 4: Чаем от черной смородины.

Девочка 5: Дай счастья народу!

Девочка 6: Ты охраняла нас всю зиму, берегла
нас от стужи.

Девочка 7: Благодарим тебя, наш верный друг,
и поклоняемся тебе!

Кланяются ведущие, потом все участники.

Обряд очищения души.

Переходят все вместе ко второму костру – к
костру Очищения души.

Ведущий 2: Так проходит обряд Благодарения
Огня.

В этот день люди обращаются к верховным Богам
за Благословлением, но обращаются они только
тогда, когда предварительно очистятся от скверны
зла и в жилищах своих, и в душах своих.

Ведущий 3: Памятные неприятности, свои грехи и
болезни люди завязывают узлом на черные чалама, а
затем бросают во второй костер, он называется
Очистительным.

Благословитель (завязывает три узелка на
черной чалама и бросает в костер): Прошлые,
настоящие и будущие болезни, несчастья, грехи.

Приглашаю и вас совершить этот ритуал.

Подходят все ко второму огню и бросают черные
чалама в огонь со словами (хором): О, Мать-огонь!

Очисти нас от скверны зла,
От всех болезней и грехов,
Чтоб мы не врали,
Не завидовали, не болели!

После этого, как люди очистились, 7 девочек
богородской (чабрец) травой в чашах окуривают дом
и всех участников, а 9 мальчиков обмахивают всех
зелеными ветками со словами:

Девочки:

Мальчики:

Ради жизни на Земле!

Ради счастья на земле!

Выступление детей:


  1. Ты – все нечистое в наших душах
  2. Очисти своим чистым пламенем!

  3. Ты все скверное в сердцах наших
  4. Сожги в своем священном пламени!

  5. Да огради нас от болезней тела,
  6. Да обереги нас от грехов души,

    Да уничтожь все злые силы,

    Посягающие на чистоту

    Помыслов наших!

  7. Да призови все добрые силы,
  8. Укрепляющие чистоту

    Совести нашей!

  9. Обереги народ наш
  10. От бедствий страшных!

  11. Да пусть сгорают нечисти
  12. Безвозвратно

    В чистом огне,

    Да пусть сметают их

    С плеч наших

    Вечнозеленые ветви!

  13. Да пусть убоятся они
    Колких иголок Священного дерева,
    Да пусть устрашаются они
    Острых иголок Чистого дерева!

Ритуал почитания священной березы.

Ведущий 1: Скажите, а что бы вы попросили у
богов в этот день? (Здоровья, успехов, отметок
хороших …
). Да, в этот день люди просят у богов
любви, удачи, урожая, здоровья, благополучия,
хороших отметок.

Все герои направляются к новому месту события
– к березе.

Ведущий 2: Кто из вас знает, почему именно к
березе привязывают чалама? (Это священное
дерево у хакасов
.)

Ведущий 3: Учеными доказано, что только два
дерева выделяют положительную энергию для людей
– это береза и дуб. Какого же цвета чалама
привязывают на березу? Что означает каждый цвет?

Девочка 1: Белый – цвет чистоты.

Девочка 2: Синий – цвет неба и мира.

Девочка 3: Красный – цвет огня и солнца.

Девочка 4: Зеленый – цвет леса.

Выходят участники (девочки) с чалама разного
цвета и привязывают их к березе со словами:

Благославитель:

Девочка 1: О, Белая Береза!

На твою белую грудь – белые чалама!

Девочка 2: Синему небу – синие!

Девочка 3: Солнцу и Огню – красные!

Девочка 4: Травам и листьям – зеленые!

Девочка 5: О, владыки стихии: Небо, Солнце,
Природа!

Дайте нам счастья, здоровья, удачи!

Стол Почитания.

Ведущий 1: Праздник в разгаре. Приглашаем всех
к столу Почитания. В этот день обязательно
готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока.
Попробуйте блюда ит, потхы, айран, талкан.

(Айран – прохладительный напиток. Он
представляет собой кислое, подвергшее брожению,
молоко. Айран утоляет жажду и голод. Его пьют в
чистом виде или разбавляют с талканом. Это
универсальный напиток. Им угощают любого
зашедшего в юрту. Айраном лечили туберкулез.
Айран используется в ритуальных целях.

Талкан – его готовят из семени ячменя. Ячмень
жарят, веют, молят на ручной мельнице. Талкан
употребляют с молоком, сливками, айраном,
замораживают с маслом, сахаром и черемухой.
Замороженный талкан едят ломтиками, с чаем – это
“хакасский торт”.

Потхы (каша из сметаны) –популярное блюдо
хакасов, готовят его из сметаны. Сметану варят на
медленном огне в казане. Затем добавляют туда
немного пшеничной муки, несколько сырых яиц. Эта
каша все время помешивается. Когда обильно
выделится масло наверху, то она готова. Потхы
считается почетным блюдом. Готовую кашу можно
употреблять с талканом, посыпав им сверху каши.)

Мальчик 1: Золотой стол ставим! Серебряный
стол ставим! Гостям нашим: Небу, Солнцу, Природе

Мальчик 2: Гостям нашим: соседям и друзьям!

Все садитесь за наш стол,

Угощайтесь мясом, молоком.

Всем тем, что дарит нам Земля!

Участники образуют широкий круг вокруг
празднично украшенного традиционными
хакасскими блюдами стола. К каждому блюду дан
рецепт его приготовления. Все пробуют
национальные хакасские блюда и благодарят. Потом
берут посуду и уносят из зала. Снова усаживаются.

Ведущий 2: Спасибо. Вы унесли посуду. Это
древний хакасский обычай: убирать все за собой,
не оставлять мусора.

Ведущий 3: Не нужно забывать, что до Новой луны
нельзя ссориться. Старайтесь сделать своим
близким что-нибудь приятное, помогайте бабушкам
и дедушкам.

Мальчик 3:

Мальчик 4:

Мы совершили,

Встретили Чыл Пазы!

И теперь вся Природа должна оживать.

И пусть дверь будет открыта нашему счастью!

Мальчик 5: Да, пусть ручьи бегут с приходом
Солнца и Весны.

С приходом Головы Года оживают тасхылы,

Распускаются листья!

Исполняется песня “Чыл Пазы”.

Муз. А.Саможикова

Сл.В. Татаровой

Ведущий 1:

Заиграй чатхан!

Разлетайтесь звуки по степи!

Посмотрите, полюбуйтесь,

Как поют, играют и танцуют в Хакасии!

Творческие выступления детей.


  1. Песни о Родине, о дождике на хакасском языке.
  2. Танец с пиалами или “Хакасский платок”.
  3. Сценки по хакасским сказкам.

Ведущий 2: “Не любо – не слушай, а послушал –
намотай на ус”. Посмотрите сценки по хакасским
сказкам:

а) “Лягушка и Муравей”,

б) “Медведь и Бурундучок”,

в) “Адычах и Кечох”,

г) “Певец и чатхан”.

— Какая пословица подходит к этой сказке?

Пословицы.

  1. Без беды друга не узнаешь.
  2. Пришел на работу – не стой.
  3. К злому человеку со своим запасом в гости ходи…
    Запас никогда не в тягость.
  4. Силой правду не переспоришь.

“Лягушка и Муравей”

Лягушка: Такой маленький, а так больно
кусается. Дай-ка я его проучу! (Подходит к
Муравью
) Здравствуй, Муравушка!

Муравей: Здравствуй!

Лягушка: Муравушка, пойдем ко мне в гости.

Муравей: Спасибо. Сейчас. (Собирает
продукты в мешок
)

Лягушка: (Смотрит на него, а потом говорит)
Где это слыхано, чтобы в гости со своими
продуктами ходили?

Муравей: (Бросил собирать мешок, оставил его.)
Хорошо, идем.

Уходят. Идут около болота. Останавливаются.

Лягушка: Хочешь посмотреть как я ныряю,
Муравушка?

Муравей: Хочу.

Лягушка нырнула в болото. Муравей ходит вокруг
болота, ищет Лягушку, а потом говорит:

Муравей: Где же Лягушечка? Я совсем
проголодался. Кажется живот к спине прирос.

Автор: Какая пословица подходит к этой
сказке?

(К злому человеку в гости со своим запасом
ходи…
Запас никогда не в тягость.)

“Медведь и Бурундук”

(Встречаются Медведь с Бурундуком,
здороваются
).

Бурундук: В январе 31 день.

Медведь: Нет, 30!

(Несколько раз друг с другом спорят, а потом…)

Медведь (басом): 30, 30…

Бурундук (кричит): 31, 31…

(Бурундук разворачивается и уходит).

Медведь (разозлился): 30!

(И лапой хватил Бурундука по спине).

Ведущий 1: Но спина у него с тех пор осталась
полосатой, а в январе все-таки 31 день. Не зря люди
говорят: …А что они говорят?

(Силой правду не переспоришь).

“Адычах и Кечох”

Автор: Жили два парня. Были они большими
друзьями. Одного звали Адычах, другого – Кечох .
(Выходят по очереди два мальчика, кланяются.) Дали
они клятву не покидать друг друга в беде.

Адычах: Мой отец очень храбрый. Я весь в него
пошел. Ты, Кечох, со мной не пропадешь.

Автор: Кечох молча выслушал своего друга и
хорошо запомнил его слова.

Как-то шли они по тайге. Навстречу им
медведь.(Выходит медведь.) Адычах мигом оказался
на дереве. Кечох упал на землю и притворился
мертвым. Медведь подошел к нему, обнюхал лицо и
заковылял в тайгу – мертвых медведи не трогают.
Адычах подождал, пока медведь ушел, слез с дерева
и спросил у товарища:…

Адычах: Что тебе медведь говорил?

Кечох: Он сказал: никогда не ходи в тайгу с
другом, который только о себе думает.

Автор: С тех пор у хакасов появилась
пословица: … Какая?.

(“Без беды друга не узнаешь”.)

“Певец и чатхан”

Автор: Это было давным-давно, когда на
просторах хакасской степи, в юртах, охлестанных
ветрами и буранами, жили люди.

В одной из таких юрт жила мать с сыном
Санкаем. Мать Тардан приходила с байской работы
усталая, но никогда не отказывалась рассказывать
сыну сказки. Однажды она поведала Санкаю сказку,
как Хара-хан, что значит Черный хан, наказал юношу
за то, что он полюбил его дочь. Разгневанный
Хара-хан опустил юношу в яму, скинул ему огромный
камень и сказал:

Хара-хан: Если ты сумеешь выкинуть этот
камень, подарю тебе жизнь!

Автор: Но сколько юноша ни старался поднять
камень, как он тотчас скатывался обратно. Много
времени прошло, когда Хара-хан вспомнил о юноше, а
когда пришел к яме, то удивился.

Хара-хан: Ты все еще жив?

Юноша Санкай: Жив! Любовь к твоей дочери не
дает мне умереть.

Хара-хан: Дарю тебе жизнь! Только больше не
быть тебе человеком, а быть пауком!

Автор: И стал юноша пауком. Только был он
особенным. Ушел в тайгу и стал тянуть паутинку от
одного дерева к другому, чтобы тот, кто заденет,
услышал песню. Однажды по тропинке прошел
дровосек и задел паутинку, Как вдруг услышал
песню. С той поры стал дровосек тайком в тайгу ото
всех приходить и слушать песню.

Рассказав сказку, мать заметила, что Санкай
загрустил, стал пропадать в тайге, искал паучка.

Мать: Мой сын! Я тебе рассказала сказку. Но
если ты возмешь из моих длинных кос несколько
волосков и протянешь по еловой доске, ты услышишь
чудесные звуки, ты услышишь песню паучка.

(Звучит мелодия – звуки чатхана).

Автор: Вскоре люди узнали о чуде – чатхане и
певце. Выходил Санкай к людям и пел. И люди
услышали удивительно нежные звуки чатхана.
Волосы матери стали золотыми струнами. Сердце
Санкая переполнялось радостью оттого, что его
песни нравятся народу.

И по сей день на земле хакасской народ с любовью
слушает чарующие звуки чатхана.

(Звучит мелодия – звуки чатхана).

Ведущий 3:

Земля, любимая, родная,

Становишься все краше с каждым днем.

Ты, земля моя хакасская,

Живи и здравствуй, Родина моя!

Хакасский Новый год Чыл Пазы отмечается 22 марта. Чыл пазы является одним из главных календарных праздников хакасского народа. Пик торжества приходится на день весеннего равноденствия. Встреча нового года весной, а не зимой, как в европейской традиции, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живёт» и «умирает» вместе со сменой сезонов.

Осенью чаяны — духи земли, духи рек, тайги уходят на небеса, весной с первыми лучами солнца они возвращаются. Считается, что людям нужно хорошо подготовиться к их встрече. Праздник Нового года начинался с прилёта первых птиц, первого кукования кукушки и заканчивался первыми раскатами грома. Подготовка к празднику начиналась с шитья новой одежды, уборки всей территории аала и юрты. В это время нельзя допускать никаких ссор в доме, наоборот родным и близким старались дарить как можно больше внимания и душевного тепла.

В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца, затем возвращались домой, и кормили семейно-родовых духов-хранителей.

Праздновали Чыл пазы всем аалом: необходимо было зайти в каждую юрту с угощениями и обращением: «Чыл пазы чылды, чылан кибi сойылды!» — «Пришёл Новый год, снялась змеиная шкура». Гостей угощали сыром, сметаной, чаем с печеньем. Еще одна традиция праздника Чыл пазы — это разведение костров. Отношение к огню у хакасов особое. В этот день разводили три огня.

Ритуал почитания огня

Хакасы благодарили Огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, даруя тепло и пищу, охраняя от стужи и злобы. Обходили первый костёр по ходу солнца, окропляли молоком небеса и бросали кусочки мяса в огонь. Так проходил обряд благодарения Огня.

Ритуал очищения души

Люди обращаются к верховным Богам за благословлением, но для этого нужно предварительно очиститься от зла в жилищах и в душах своих. Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрные чалама — лента чёрного цвета, а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным.

Ритуал почитания природы

На третьем костре готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Положено было ходить друг к другу в гости, чтобы отведать приготовленные специально для стола Почитания. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.

Ритуал почитания священной березы

Для хакасов священным деревом издревле была берёза — «хазын». В праздник Чыл Пазы Берёзу трижды обходят по ходу солнца и привязывают ленточки-чалама белого, красного, синего цветов. Привязывая их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду. Ленты можно завязывать и других цветов, главное верить, что всё сбудется.

В Чыл Пазы проходят и другие обряды — дарение небесным духам лошади, чтобы они могли быстрее прийти на помощь людям. А в  мае, при первых раскатах грома, следовало, сбежав 3 раза по солнцу вокруг юрты, окропить небо и землю айраном и произнести «Элем-Салам!» — «Пусть выйдет Старый год, пусть войдёт Новый год!». Считалось, что первый весенний гром очищал окружающий мир от нечисти старого года.

Чыл Пазы

Хакасский Новый год – Чыл пазы (буквально – «Голова года») отмечается в день весеннего равноденствия, 22 марта. Это важная дата в календарных праздниках хакасского народа. С этого времени просыпается природа и начинается сельскохозяйственный год.

Каждый народ создаёт свою систему летоисчисления, учёта времён года. В основу создания этих календарей закладывают трудовую деятельность, культ предков, природно-климатические условия. Из этих условий складывается особый цикл хозяйствования, ход которого определялся по этому календарю.

Климатические условия Хакасии с древних времён сформировали особый уклад кочевого и полукочевого скотоводства, и связанные с ним культурно-бытовые традиции. Сложился и особый цикл хозяйствования, ход которого определялся по лунному календарю. Начало этого цикла связано с наступлением весны. Именно это время и назвали Чыл Пазы и стали отмечать как начало нового года.

Год начинался с периода весеннего равноденствия не только у хакасов, но и у многих народов Востока, они отмечают Навруз.

Хакасы пользовались системой измерения времени и пространства, созданной ещё далекими предками тюрко-монгольских народов Южной Сибири. Хакасский календарь называется «Мÿчел» и состоит из двенадцатилетнего цикла. Каждый мучел имеет свой цвет и соответствует одной из пяти стихий: синий – небо, красный –огонь, чёрный – земля, белый – вода, зеленый – растительность. Из пяти мучел составляется один 60-летний век, или «Пукул».

Кроме того, каждый год мучела соотносится со следующими животными – мышь (Кюске чылы), корова (Инек чылы), лиса (Тюльгю чылы), заяц (Хозан чылы), ящерица (Килески чылы), змея (Чылан чылы), лошадь (Чылгы чылы), овца (Хой чылы), человек (Кизи чылы), журавль (Турна чылы), собака (Адай чылы), кабан (Сосха чылы). С каждым годом связывались особые представления и приметы.

Каждый месяц года имел несколько названий, характеризующих этот период времени. Например, март – Хаанг – месяц гомона возвращающихся перелётных птиц или Арган кёк – месяц ложной кукушки, или Улуг кёрик айы – месяц гона большого бурундука, или Харга айы – месяц вороны (которая радуется возвращению перелётных птиц). А вот сентябрь – Ульгер – месяц восхождения Ориона или Уртюн айы – месяц обмолота хлеба, или Сарыг пюр – месяц жёлтого листа, Чарыс айы – месяц разделения (лета от зимы).

Поскольку лунный год по количеству дней не соответствует солнечному, то хакасы каждые три года добавляли дополнительный тринадцатый месяц. Високосный год считался годом главы Подземного мира – Эрлик-хана.

В соответствии с календарём проводились праздники, которые можно разделить на несколько категорий – это сезонные (Чыл Пазы, Тун Пайрам, Таан той и др.), хозяйственные (Урен хурты, уртун той), христианские (Рождество, Пасха, Троица и др.), традиционные религиозные (Тигiр тайыг, Таг тайыг, Суг тайыг). Вообще, само понятие «праздник» в хакасском языке праздник обозначается как «улукун» (великий или большой день).

Теперь вернёмся к Чыл Пазы.

Праздник встречи Нового года у многих народов считается одним из наиболее важных и любимых. Этим праздником как бы символически завершается старый и начинается новый цикл Жизни. Как уже упоминали, Чыл пазы переводится как «Голова года». В традиционном мировоззрении хакасов можно найти этому следующее объяснение: «Голова года развернулась, голова змеи изогнулась». Это связано с тем, что змея у народов Саяно-Алтайского региона была символом времени, свернувшегося в кольцо.

В прежние времена жители одного аала всегда встречали праздник вместе. Готовиться к нему начинали заранее и каждая семья по мере своих возможностей усердно вносила свой вклад в подготовку. Наводился идеальный порядок в скотных дворах, кошарах, у коновязей, вокруг каждой юрты. Внутри самой юрты все углы очищали от грязи и пыли; снимали войлочное покрывало дымохода и проветривали до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Тщательно перетряхивали постель, одежду, обувь и т. д. Шили новую одежду. Но при этом полагалось оставить возле дверей дома или в углу кошары небольшую соринку, чтобы не вымести свою удачу (улус).

Сам праздник длился не один день: он начинался с прилёта первых птиц, первого кукования кукушки и до первых раскатов грома.

 

В день весеннего равноденствия рано утром жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца. Нужно было совершить моление на играющее в утреннем мареве солнце. Молитву произносил почтенный старец. Потом разжигали три костра.

Первый костёр называется Огонь Благодарения. Его обходили три раза по часовой стрелке и бросали вокруг кусочки отварного мяса и сыра, брызгали из пиалки молоко капельками, произнося слова благодарения Огню. Обряд сопровождается наговором, примерно таким: «О, сорокозубая Мать-Огонь, тридцатизубая Дева-мать с красными пламенными зубами… Чтобы жизнь не прекращалась и жилище не разрушалось, мы тебя славим!»

Второй костёр – это Огонь Очищения. Шаман прогонял своим ритуалом злых духов. Собравшиеся завязывали на чёрной чалама (ленте) узелки по числу своих болезней, горечей, обид и бросали ленточки в Огонь Очищения.

Последним разжигали костёр для приготовления пищи. В больших казанах варили мясо, домашние кровяные колбаски (хан), суп с ячневой крупой (угре), а также очень сытную кашу на сметане (саломат) и угощали всех гостей. Детей угощали домашними сладостями (талгхан).

После угощения начинаются праздничные состязания: скачки, борьба и различные спортивные игры.

В конце праздника все идут к Священной Берёзе. Берёза в Хакасии олицетворяет красоту, жизнь и процветание. На берёзу повязывают цветные чалама. Белые ленточки – символ очищения, красные – символ огня, жёлтые – солнца, зелёные – жизни и синие – неба. При этом каждый загадывает желания.

Затем возвращались домой. В каждой юрте находились фетиши – изображения почитаемых духов-предков, называемые «тёси». Во время праздника Чыл Пазы необходимо было совершить ритуальное кормление семейно-родовых тёсей. Вероятно, в этом обряде отразилось поклонение воскресающим силам природы.

Затем начинался общий, аальный праздничный пир – «той». Начинались взаимные визиты и угощения. В каждую юрту, богатую или бедную, надо было зайти, хотя бы ненадолго. Хозяин, зачерпнув араки небольшой деревянной или фарфоровой чашкой и попросив благополучия для скота, брызгал вино вверх и по сторонам юрты, отливал немного в огонь и выпивал, стряхнув остатки из чашки в огонь. Возлияние огню делалось, впрочем, во всех случаях, при приготовлении любого кушанья: кусочек мяса, жира, масла сбрасывался в огонь. Следующая чашка араки подавалась по очереди каждому из гостей хозяином на мужской половине, хозяйкой – на женской. Одновременно на столиках появлялось приготовленное заблаговременно угощение, состоящее из пызлаха, сметаны и чая с печеньем.

Во время первого кукования кукушки – звукового сигнала начала весны – нельзя выходить утром на улицу натощак. Если услышишь впервые кукушкин голос натощак, то весь год будешь голодным. Поэтому надо обязательно промолвить: «Мин тохпын» («Я сыт»), – и кукушка будет обманута.

В мае звучали первые раскаты грома, служившие завершающим вестником наступившего Нового года. При первом громе надо было, обежав три раза по солнцу вокруг юрты, окропить небо и землю айраном и произнести: «Элем-Салам!» («Пусть выйдет Старый год, пусть зайдет Новый год!») Первый весенний гром очищал окружающий мир от нечисти старого года.

Согласно народному поверью, Чайаны – духи земли, рек, тайги – уходят осенью на небеса, а весной с первыми лучами солнца возвращаются на землю. Именно в эти дни хакасский народ начинает готовить землю к посадкам, просит у небес благословения на урожай, на прибыль скота, на рождение детей и благополучие.

 

Источники:

Из истории праздника Чыл Пазы

https://yandex.ru/turbo/pulse19.ru/s/83045-deputaty-narodnogo-hurala-kalmykii-pribyli-v-hakasiju-dlja-obsuzhdenija-voprosa-shtygasheva/?utm_source=turbo_turbo

https://hnkm.ru/khakasia/traditsionnaya-kultura/kalendar-prazdniki

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«МБОУ Табатская СОШ»

Исследовательская работа

Тема « Традиции Хакасского нового года – Чыл-Пазы»

Руководитель работы: учитель начальных классов Байкалова Г.А

с.Табат, 2022

Оглавление.

Введение 3

1.Обзор литературы 4

2. Объект и методы исследования 6

2.1 Объект исследования 6

2.2 Методы исследования 6

3. Результаты исследования 6

4. Выводы 9

5. Заключение 9

6. Список литературы 10

7.Приложения 11

Введение

Народная культура – это многовековой опыт народа, который прослеживается в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Хакасы пользовались системой измерения времени и пространства, созданной ещё далекими предками тюрко-монгольских народов Южной Сибири. Год начинался с периода весеннего равноденствия. Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока. Название праздника Чыл — Пазы буквально означает «начало года». Поэтому, для сохранения традиций решили провести работу на примере праздника Чыл –Пазы.

Цель работы: Исследование праздника хакасского нового года Чыл Пазы, как одного из элементов культурно-бытовой традиции этноса.

Задачи:

  1. Провести социальный опрос среди учащихся МБОУ «Табатская СОШ».

  2. Изучить традиции праздника хакасского нового года Чыл Пазы.

  3. Изучить технологии приготовления блюд хакасской национальной кухни на праздник Чыл Пазы.

Методы исследования:

Анализ, опрос

Объект исследования – народные хакасские праздники

Предмет исследования — традиции хакасского праздника «Чыл Пазы».

Гипотеза: Народные хакасские праздники оказывают положительное воздействие на развитие интереса к истории своего края, воспитывают уважительное отношение к народным обычаям и традициям у учащихся МБОУ «Табатская СОШ».

Практическая значимость: результаты исследования можно использовать на уроках истории, краеведения, при проведении мероприятий.

  1. Обзор литературы.

Хакасский новый год – «Чыл-Пазы»

Необозримые степи, горные реки, древние курганы, дивной красоты таежные дали – все это Хакасия. Здесь живет древний народ со своими древними и мудрыми традициями и обрядами. Природно-климатические условия Хакасии ещё в глубокой древности обусловили формирование особого хозяйственно-культурного типа – кочевого и полукочевого скотоводства и связанных с ним специфического уклада жизни и культурно-бытовых традиций. В этих условиях сложился особый цикл хозяйствования, ход которого определялся по лунному календарю. Начало этого цикла связано с наступлением весны, что и стало отмечаться как праздник Нового года. Главным праздником по хакасскому календарю является Чыл Пазы – встреча Нового года, который отмечают 22 марта. Празднование Чыл Пазы начинали с прилета первых птиц, первого кукования кукушки и растягивали до первых раскатов грома. В мае звучали первые раскаты грома, служившие завершающим вестником наступившего Нового года. (1)

Обряд очищения

Чыл пазы — хакасский новый год Название праздника «Чыл пазы» означает «начало года». Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия-22 марта. Во время праздника « Чыл пазы» жители заходили, друг к другу в гости. Обряд: сжигание ленточек (чалама) от болезней. Люди обращаются к верховным Богам за благословлением, но для этого нужно предварительно очиститься от зла в жилищах и в душах своих.

Почитание Богини Огня

Хакасы благодарили Огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, даруя тепло и пищу, охраняя от стужи и злобы. Обходили первый костёр по ходу солнца, окропляли молоком небеса и бросали кусочки мяса в огонь («кормили» огонь). Так проходил обряд благодарения Огня.

Почитание природы

На третьем костре готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Положено было ходить друг к другу в гости, чтобы отведать приготовленные специально для стола Почитания. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.

Ритуал почитания священной березы.

Для хакасов священным деревом издревле была берёза – «хазын». В день праздника Чыл Пазы Берёзу трижды обходят по ходу солнца. Под корой священной березы пробуждается жизнь. Шершавая кора дерева нежно ласкает высшими творцами! Привязывают на Березу белую, красную, синюю чалама – ленточки, сопровождая следующими словами: Ахкőксiне ах чалама, Хан тигiргекőкчалама, От – кÿнгехызылчалама! Алынидеебiс пала пассын, Кизiнидеебiсмалпассын! Хара пасха ÿлчейчитсiн, Хыр пасха узах час ползын! Хоныххонғанчииттер Пőзiкчайааннығ ползыңңар! Таңдатőриртőлiбiс Улÿстiгползыннар! На белую грудь – белые чалама! Всемогущему небу – синие чалама! Пламенеющему Солнцу – Красные чалама! Да пусть на молодые головы наши посылается Удача – Судьба, Да пусть на седые головы наши посылается долголетняя жизнь! Да пусть молодым, создавшим семьи, Посылается благополучие, Да пусть потомкам нашим, посылается полнота жизни!(2)

2. Объект и методы исследования

    1. Объект исследования

Объектом исследования являются традиции народного хакасского нового года Чыл пазы.

2.2 Методы исследования

Социологический опрос, анализ.

3. Результаты исследования

3.1 Социологический опрос.

В опросе приняли участие учащиеся 1-7 классов МБОУ «Табатская СОШ» в количестве 50 человек.

Таблица 1Социологический опрос учащихся МБОУ «Табатская СОШ»

Вывод: Большинство учащихся (74%) знакомы с праздником ЧылПазы.

3.2 Изучение традиций проведения праздника хакасского нового года Чыл Пазы.

22 марта провели среди учащихся МБОУ «Табатская СОШ» праздник хакасского нового года Чыл Пазы. Приняли участие 60 человек. Во время проведения праздника определили 3 обряда: благодарения солнца, благодарения огня, очищение души; 2 ритуала: почитание священной берёзы, почитание стола. Праздничные состязания: скачки на лошадях, перетягивание каната, борьба курес.

3.3 Изучение технологии приготовления национальных блюд при проведении праздника хакасского нового года Чыл Пазы.

Учащиеся приготовили национальное блюдо Потхы. Потхы – традиционное блюдо хакасской кухни. Потхы представляет собой кашу, приготовленную на сметане с добавлением пшеничной муки и яиц. Потхы в Хакасии считается праздничным блюдом.

Рецепт – Потхы:

  1. Чугунный котелок разогрели на огне, вылили сметану и варили на медленном огне около 3-5 минут, постоянно помешивая.

  2. В небольшую миску разбили яйцо и взболтали его вилкой.

  3. Затем добавили соль и муку. Варили, постоянно помешивая, в течение 5-7 минут. На поверхности потхы стало выделяться масло.

  4. Затем подали кашу всем желающим.

4. Выводы:

В результате исследования сделали выводы:

1. Социологический опрос показал, что учащиеся знают о новогоднем празднике Чыл Пазы 74%, но мало знают о его проведении 40%, чалама – это лента, для подвязывания на берёзу 45%.

2. Изучили традиции проведения Чыл Пазы: 3 обряда и 2 ритуала.

3. Изучили технологию приготовления национального блюда Потхы.

Считаем, гипотеза: народные хакасские праздники оказывают положительное воздействие на развитие интереса к истории своего края, воспитывают уважительное отношение к народным обычаям и традициям подтвердилась.

Заключение.

В нашей школе впервые был проведен праздник Чыл Пазы, ребятам понравился ритуал почитания священной березы. Учащиеся всех классов прошли по кругу три раза и завязали ленточки желания. Всем было интересно, а главное познавательно. Учащиеся с интересом приняли участие в проведении мероприятия, узнали много нового, проявили интерес к истории своего края.

Список литературы

  1. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. – Абакан,1995

  2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан,1996

  3. Бутанаев В.Я., Верник А.А., УлтургашевА.А.Народные праздники Хакасии. – Абакан,1999

Приложение 1.

Проведение праздника Чыл Пазы в МБОУ «Табатская СОШ».

Цель:

  • приобщение детей к традициям, обрядам хакасского народа, 

  • воспитание бережного отношения к родной природе.

Атрибуты: макет березы, ленты (чаламы) пяти цветов (красный, синий, белый, зеленый, черный), костер из бумаги, хвойные ветки, деревянные пиалы, канат, две «лошадки», богородская (чабрец) трава, блюда хакасской национальной кухни, картины солнца.

Ход праздника:

Звучит хакасская музыка. Под ее звуки начинается выступление.

Двое ведущих:

Ведущий: Изеннер, аарлыг палалар!              

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!   

Сегодня большой праздник ЧЫЛ-ПАЗЫ!  Это Новый год –  по хакасскому календарю. Поздравляем вас ребята, с этим замечательным, весенним праздником!

Ведущий:  Этот праздник еще называют “Праздником Благодарения, Гостеприимства, Очищения и Благословения”.22 марта не только хакасы встречают Новый год, но и другие народы, только название праздника у всех разное. У мусульман – Навруз, у японцев – Праздник Сакуры, у русских – день Берендея или в настоящее время – Масленица. Почему именно 22 марта многие народы отмечают Новый год? — (22 марта – день весеннего равноденствия.)

Ведущий: По хакасскому поверью   народ исполнял несколько обязательных ритуалов. На долгожданной  заре весеннего равноденствия, вместе с лучами солнца возвращаются: Дух Солнца, Дух Неба и другие  Духи Земли.

Ведущий: Хакасы верили, что холодной зимой  вся природа спит, а на «Чыл Пазы»  с первыми лучами солнца добрые божества возвращают все к жизни.

И Первый Обряд Благодарения Солнца. Давайте ребята мы с вами тоже встретим Солнце и добрых Духов Земли.

(Появляется Благословитель в сопровождении 7 девочек и 9 мальчиков – символ 7 слоев неба и 9 творцов на нем. Девочки – справа, мальчики – слева, Благословитель – в центре. В руках у девочек ритуальные чаши с молоком, у мальчиков – зеленые ветки. Благословитель подходит к солнцу (нарисованному) и протягивает блюдо с мясом.)

Дети под музыку поднимают руки вверх и повторяют слова:

Ради жизни на земле!

Ради счастья на земле!

Мы встречаем Вас и Солнце,

Как встречали люди все!

Ведущий: Встречаем Богиню Весны (выходит Богиня Весны под музыку со своими помощниками и приветствует гостей).

Богиня Весны: Я богиня Весны! С моим приходом на землю, природа просыпается и все оживает: начинается Новый год- Чыл Пазы! Пусть всегда будет мир, радость и достаток  в  вашем доме!

Ведущий: А теперь встречаем — Богиню Лета. (звучит мелодия выходит Бог Лета со своими помощниками)

Богиня Лета: Я богиня Лета. Природа распускает свои силы, цветут растения и благоухают деревья, покрываясь густой зеленой листвой.

Ведущий: Встречайте  Богиню Осени (выходит Богиня Зимы со своими помощниками).

Богиня Осени: Я – богиня Осени! С моим приходом люди собирают дары природы. Я желаю  вам хорошо потрудиться на земле, не жалея сил и собрать богатый  урожай овощей и фруктов.

Ведущий: Встречайте Богиню Зимы (выходит богиня Зимы со своими помощниками)

Богиня Зимы: Я богиня Зимы! Я бережно укрываю природу  белоснежным покрывалом, остужаю своим дыханием реки и озера, усыпляю природу и охраняю ее сон!

Звучит музыка. Дети встают в круг вокруг костра.

Ведущий: А теперь, ребята, гости дорогие, давайте совершим второй обряд – «Благодарение огня»:

(окропляя молоком небеса, подходит к огню, кормит огонь мясом и приговаривает): 

 Девочки (по ходу обходят Огонь, кормят его, хором повторяют слова Благословителя):

Девочка 1: О, Мать наша – Богиня Огня, у тебя 30 зубов красного пламени.

Девочка 2: О, Дева наша – Богиня Огня, у тебя 40 зубов высокого пламени!

Девочка 3: Благодарим тебя белым молоком Белой Коровы.

Девочка 4: Чаем от черной смородины.

Девочка 5: Дай счастья народу!

Девочка 6: Ты охраняла нас всю зиму, берегла нас от стужи.

Девочка 7: Благодарим тебя, наш верный друг, и поклоняемся тебе!

Кланяются ведущие, потом все участники.

Ведущий:   А теперь, ребята, давайте совершим третий обряд – « Очищение души», у вас есть ленточки разного цвета — эти ленточки у хакасов называются «Чалама», они нужны для загадывания заветных желаний.  А вот черная ленточка нужна для избавления от болезней и неприятностей. А теперь, ребята, возьмите, у кого есть черную  «Чаламу», вспомните о всех неприятностях, которые были в уходящем году и завяжите   узелок и подойдите к костру,  бросьте эту ленточку огонь и пусть все нехорошее сгорит в огне со словами:

 Ведущий:     

Очисти души наши от скверны, зла!

Очисти, Мать – Огонь!

Освободи наше тело от болезней,

Богиня огня!

Ведущие начинают обход, вокруг огня по ходу солнца в левой руке держат пиалу чая с молоком, на 2 круге присоединяются девочки, повторяя движения ведущих, на 3 круге присоединяются мальчики, размахивают пихтовыми ветками. В тот момент как чалама в костре, злые духи корчась убегают, покидают зал.

Ведущий: Ведущая обкуривает зал ирбен-травой (богородской).

                                    Очищаем от невзгод!

                                    Чтоб здоровым быть весь год!

Ведущий:  А теперь настает самый волнующий момент нашего праздника Чыл Пазы, ребята у вас остались еще другие разноцветные ленточки — чалама? Давайте совершим Ритуал почитания священной берёзы: Возьмите в руки разноцветные ленточки. Ребята, а знаете, почему они разного цвета? Потому у хакасов каждый цвет имеет свое значение: белый цвет обозначает цвет чистоты; красный – цвет огня и солнца; синий – цвет неба и мира; зеленый – цвет леса. Подойдите к нашей березе и загадайте самые добрые, заветные желания и завяжите свои «Чалама» на ветки нашей березы и они обязательно сбудутся!

Девочка 1: О, Белая Береза!

На твою белую грудь – белые чалама!

Девочка 2: Синему небу – синие!

Девочка 3: Солнцу и Огню – красные!

Девочка 4: Травам и листьям – зеленые!

Девочка 5: О, владыки стихии: Небо, Солнце, Природа!

Дайте нам счастья, здоровья, удачи.

Стол Почитания.

Ведущий 1: Праздник в разгаре. Приглашаем всех к столу Почитания. В этот день обязательно готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Попробуйте блюда потхы, айран, талкан.

Айран – прохладительный напиток. Он представляет собой кислое, подвергшее брожению, молоко. Айран утоляет жажду и голод. Его пьют в чистом виде или разбавляют с талканом. Это универсальный напиток. Им угощают любого зашедшего в юрту. Айраном лечили туберкулез. Айран используется в ритуальных целях.

Талкан – его готовят из семени ячменя. Ячмень жарят, веют, молят на ручной мельнице. Талкан употребляют с молоком, сливками, айраном, замораживают с маслом, сахаром и черемухой. Замороженный талкан едят ломтиками, с чаем – это “хакасский торт”.

Потхы (каша из сметаны) – популярное блюдо хакасов, готовят его из сметаны. Сметану варят на медленном огне в казане. Затем добавляют туда немного пшеничной муки, несколько сырых яиц. Эта каша все время помешивается. Когда обильно выделится масло наверху, то она готова. Потхы считается почетным блюдом. Готовую кашу можно употреблять с талканом, посыпав им сверху каши.

Мальчик 1: Золотой стол ставим! Серебряный стол ставим! Гостям нашим: Небу, Солнцу, Природе.

Мальчик 2: Гостям нашим: соседям и друзьям!

Все садитесь за наш стол,

Угощайтесь мясом, молоком.

Всем тем, что дарит нам Земля!

Участники образуют широкий круг вокруг празднично украшенного традиционными хакасскими блюдами стола. К каждому блюду дан рецепт его приготовления. Все пробуют национальные хакасские блюда и благодарят. Потом берут посуду и уносят из зала. Снова усаживаются.

Ведущий 2: Спасибо. Вы унесли посуду. Это древний хакасский обычай: убирать все за собой, не оставлять мусора.

Ведущий 3: Не нужно забывать, что до Новой луны нельзя ссориться. Старайтесь сделать своим близким что-нибудь приятное, помогайте бабушкам и дедушкам.

Мальчик 3:

Мальчик 4:

Мы совершили,

Встретили Чыл Пазы!

И теперь вся Природа должна оживать.

И пусть дверь будет открыта нашему счастью!

Мальчик 5: Да, пусть ручьи бегут с приходом Солнца и Весны. С приходом Головы Года оживают тасхылы. Распускаются листья!

Ведущий: Заиграй чатхан!

Разлетайтесь звуки по степи!

Посмотрите, полюбуйтесь,

Как поют, играют и танцуют у нас в Хакасии!

Учащиеся 10 класса исполняют танец с платками.

Ведущий: Накануне праздника все люди убирали, очищали свое жилище – юрту, наряжались в красивую новую одежду и ходили с рассветом друг к другу в гости. А сейчас пришло время  отгадать загадки. У хакасского народа есть замечательные загадки, я предлагаю вам их отгадать. Слушайте внимательно:

1. Два озера моих, в них никогда не замерзает ясная вода (глаза).

2. Сажусь я обедать и передо мной четверо братьев под шапкой (стол).

3. Одноглазая девица на все руки мастерица (игла).

4. В теле костлявом скорлупки коленные, скрыты в скорлупках сердечки ядреные (кедровые шишки).

5. Хоть нету ног- бежит, хоть нету рта- свистит (ветер).

6.  Из года в год подряд зимою нищ, а летом вновь богат (лес).

Ведущий: Вот, молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Исполнение сценки: “Медведь и Бурундук”

(Встречаются Медведь с Бурундуком, здороваются).

Бурундук: В январе 31 день.

Медведь: Нет, 30!

(Несколько раз друг с другом спорят, а потом…)

Медведь (басом): 30, 30…

Бурундук (кричит): 31, 31…

(Бурундук разворачивается и уходит).

Медведь (разозлился): 30!

(И лапой хватил Бурундука по спине).

Ведущий 1: Но спина у него с тех пор осталась полосатой, а в январе все-таки 31 день. Не зря люди говорят: …А что они говорят?

(Силой правду не переспоришь).

Так же в праздник «Чыл Пазы» люди поздравляли друг друга, пели песни, играли. И мы с вами, ребята, давайте поиграем!

(Перетягивание каната, скачки на лошадках, борьба курес)

Ведущий:   «Чыл пазы» у нас начинается!

                     Новый год  мчится вперёд,

                     Холодные ночи кончаются

                     Природа проснулась, поет!

                      Птицы домой возвращаются

                      Курлычут   вдали  журавли.

                     «Чыл Пазы» у нас начинается!

                      Нет краше Родимой земли!

Все вместе: С Новым годом! С Новым счастьем! Наа Чыл Пазы Пасталча!

Приложение 2.

Борьба Хакас курес (3)

Ведущим видом спорта у хакасов, как и у многих других тюркских народов, была и остаётся поясная борьба «курес». Во время общественных праздников, религиозных молений, на свадьбах обязательно проводились соревнования по борьбе. Этот вид спортивных состязаний возник в древности как поединок с силачами неприятельского войска. В героических сказаниях чужие вражеские богатыри приходят к мирно живущему герою и с вершин Алтайских гор издают мощный рык, вызывая его на бой. Герой является на место битвы, где начинается поединок. В героических сказаниях нет упоминаний о поясной борьбе. Это вызывает удивление, ибо традиционная хакасская борьба «курес» велась на кушаках. Наличие на поясе борца матерчатого кушака являлось необходимым условием национальной борьбы. Спортивный костюм состоял из хакасской рубахи, шаровар и мягкой обуви без каблуков «пойтах». Для борьбы стелили в три слоя войлоки.

Правила разрешают приёмы при помощи рук: «пас азыра» – бросок противника через голову с прогибом; «нангасилип» – бросок через левое или правое бедро; «пилинпыгапазып» – сваливание противника через сгиб поясницы (при большой силе рук); «айлахтандыратастап» – раскручивание противника в воздухе (при большой силе рук).

А также приёмы при помощи ног: «азах саап» – подсечка ног; «ыргахпазып» – захват, зацеп ноги ногой снаружи; «ыргахсугып» – обхват ног внутри; «тискекодирип» – поднятие противника на колено (при очень большой силе борца).

Во время борьбы запрещалось: наносить удары ногой, делать подсечку выше колена, ставить подножку, производить захват противника за ноги руками, захват за пальцы, захват ниже пояса. Начиная с 1970-х годов проводятся разного рода первенства и республиканские соревнования. В 1975 г. борьба «курес» была включена в программу чемпионатов Сибири и Дальнего Востока по национальным видам спорта, которые проводятся вплоть до настоящего времени. За это время звание «Мастер спорта» РСФСР и России по борьбе «курес» присвоено 14 борцам Хакасии.

На сегодняшний день соревнования по борьбе курес проводятся ежегодно на национальных праздниках, во время которых определяется борец, достойный звания алыпа. На праздниках «Чыл Пазы», «Тун Пайрам».

Вывод: Разрешается бросок через бедро, это общее разрешение у этих народов . Так же разрешается захват за мягкий пояс . Не разрешается бросать в положении лёжа.

Приложение 3.

Фото.

В этом году Чыл пазы посвящен Году хакасского эпоса и 30-летию образования республики. Сегодня в сквере центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева жители региона продолжат встречать хакасский Новый год. Гостей ждут яркие театрализованные обряды и концертные номера лучших творческих коллективов. А еще можно попробовать блюда национальной кухни: хан, потхы, талган, суп угре, сыр пызылах и айран.

О том, что такое Чыл пазы и какие традиционные обряды он включает, корреспонденту «Пульса Хакасии» рассказала Инга Кызласова.

– Инга Людовиковна, что такое Чыл пазы?

– Чтобы разобраться со смыслом хакасского Нового года, надо сначала понять мировидение нашего народа.Так,по космогоническим представлениям хакасов, мир состоит из трех частей – верхнего, среднего и нижнего, у каждого из которых имеются свои обитатели. Верхний мир населяют чайаннар – творцы и светлые духи, в нижнем – находятся темные силы, а средний – делят люди, животные и духи природы. И, чтобы сохранять гармонию среднего мира, хакасы стараются жить в согласии с духами природы. К примеру, придя на их территорию (тайгу, горы, реку), духов угощают своими яствами, выражают мирное отношение и испрашивают разрешения на получение даров природы. Таким видят устройство Вселенной хакасы.

Автор фото: Александр Колбасов

Что касается понятия времени, то тут тоже все упорядочено. Ориентируемся на солнце и луну, наблюдаем за природой. С днями солнцестояния связаны народные праздники: Чыл пазы – хакасский Новый год (день весеннего равноденствия), Кӱн пазы – праздник Солнца (день летнего равноденствия), Ӱртӱн тойы – праздник урожая (день осеннего равноденствия), Мылтых – победа ночи, тьмы, холода и стужи (день зимнего равноденствия). С полнолуниями связаны Дни земли (Чир-ине), первого грома (Кӱгӱрт кӱн), священной березы (Пай Хазың), в новолуния мая–июля проводили жертвоподношения небу, горе, воде и огню.

Автор фото: Дина Карамчакова

А теперь, исходя из всего вышеизложенного,можно ответить и на ваш вопрос. Отсчет нового годового цикла ведется со дня весеннего равноденствия (22 марта). Считается, что в этот день светлые силы открывают свои порталы, возвращаются в мир людей и находятся здесь до осеннего равноденствия. С их приходом оживает природа и жизнь человека. Поэтому принято встречать и приветствовать божества на рассвете, на природе, на возвышенности. С лучшими угощениями из свежего мяса и молока, в чистой одежде, добрыми помыслами и лучшими просьбами, заранее очистив свой чурт (жилище и околожилищное пространство). Украшают цветными ленточками-чалома белую березу – священное древо, связующее верхний и средний миры.

Что в переводе он означает? У каких еще народов есть подобные праздники?

– Перевод Чыл пазы как «Голова года» не совсем верный. «Пас» в хакасском языке – это не только голова, но еще и начало, старт, верхушка. Поэтому точнее будет «Начало года».

Чыл пажи есть еще у шорцев и тувинцев. И что интересно, тувинцы под влиянием буддизма отмечают начало года Шагаа еще и по лунному календарю в феврале-марте, как китайцы, монголы, алтайцы, буряты, калмыки. На день весеннего равноденствия приходится праздник весны Навруз у многих тюркских и иранских народов: азербайджанцев, казахов, кыргызов, турков, индийцев, иранцев и др. Якутский ысыах приходится на день летнего солнцестояния. Это оправдано, ведь северная природа просыпается только летом. У каждого народа ведь свой жизненный цикл, верования, представления и философия.

Автор фото: Дина Карамчакова

Я, конечно же, верю и придерживаюсь традиций празднования хакасского Нового года, понимаю его глубинный смысл и вижу мудрый порядок устройства мира через призму взглядов своего народа. Да, мы отмечаем его семьей и с близкими друзьями. Это Великий день для нас, сакральный. Никакой специальной атрибутики и убранств мы не используем. Ведь дело не во внешней символике, а во внутреннем ощущении. Появляется душевный подъем, воодушевление, ощущается чувство единения с народом, природой, миром. Обязательно угощаем От Ине – дух Огня, который является Берегиней семейного и жилищного благополучия.

– Насколько эти традиции значимы для хакасского народа?

– Одним из главных инициаторов возрождения Чыл пазы является хакасская писательница Валентина Татарова. Она считает, что, несомненно, весь этот комплекс настолько насыщен экологическими, морально-этическими и социоцентрическими традициями, что вызывает уважение любого цивилизованного человека к высокой духовной культуре хакасского народа, пронесшего свое мировоззрение через века и тысячелетия как флаг этнопедагогики, в основе которой лежало чистое, священное отношение к самой природе, оживотворенной и олицетворенной, с которой вели контакт, ведя диалог посредством ритуалов и обрядов, выношенными многими поколениями. И с ней нельзя не согласиться.

Автор фото: Александр Колбасов

– В вашей семьи их соблюдают?

Об этом празднике мне не рассказывали ни родители, ни родственники. В моем детстве его, кажется, вообще не отмечали. Он возродился только в 90-е годы, когда была создана Республика Хакасия. Тогда и произошел резкий всплеск роста национальной идентичности и самосознания. Это очень древний вид ритуалов и священнодействия, который сохранился в памяти наших бабушек и дедушек, а также свято оберегался шаманами.

– Что вы желаете жителям Хакасии в этот праздник?

Меня радует, что сегодня Чыл пазы – общий, большой, массовый праздник для всех жителей Хакасии. Я хочу поздравить всех с началом весны, обновленной жизни и Новым годом. Пусть гармония царит в ваших душах и семьях, а вслед за душевным равновесием придет телесное здоровье и благополучие. Пусть природа одарит нас своим благословением, подарит красоту и вдохновение жить и любить! ЧЫЛ ПАЗЫНАҢ!!!

Автор фото: Дина Карамчакова

p.s. Чыл пазы предполагает прохождение трех главных обрядов.

Первый – «Очищение»: сжигание черных ленточек, содержащих дурные поступки, мысли и негатив, накопившейся за предыдущий год.

Второй – «Кормление огня»: нужно обязательно бросить в костер что-нибудь съестное, тем самым «покормить» огонь, и попросить здоровья, благополучия близким.

Третий – «Почитание священной берёзы»: на веточках дерева повязываются цветные ленточки – чалома (белого, красного, синего цветов), символизирующих светлые добрые помыслы, солнце, небо, а также любовь, счастье, мир и добро.

Чыл пазы надо отпраздновать достойно. Ведь существует народное поверье: «Как Новый год встретишь, так его и проведешь!»

Ирина Гусева

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фотосессия детских праздников
  • Хакасский праздник чир ине
  • Ханты мансийские народные праздники
  • Фунтик парк тц праздник
  • Фотосессия ведущей праздников