— Хеллоуин — очень древний праздник, он ведет свою историю с дохристианских верований кельтов, живших на территории современной Ирландии. Но в отличие от многочисленных языческих празднеств и ритуалов, Хеллоуин не сброшен на культурную обочину современной цивилизации. Напротив, но некоторым оценкам, размах его празднований, например, в США сравним с мега-популярным Рождеством. Это очень неоднозначный праздник: в Америке в канун Halloween зашкаливают продажи конфет и карнавальных костюмов, тогда как во многих европейских семьях основные атрибуты Хеллоуина — это хлеб и вода. Ими люди поминают своих ушедших в мир иной родственников.А в России решением глав крупнейших религиозных конфессий Хеллоуин вообще объявлен «вне закона», — пишет Anna Schneider.
— Праздник «Хэллоуин», имеющий кельтское происхождение и означающий «канун Дня всех святых», отмечается 31 октября. Древние кельты выбрали для своего Нового года 1 ноября. К ноябрю завершался сбор урожая, близилась холодная темная зима, которая у северных народов ассоциировалась со смертью. Кельты верили, что в ночь на Новый год открывается граница между мирами мертвых и живых, и тени усопших в прошедшем году навещают землю.
Чтобы не стать добычей мертвой тени, люди гасили очаги в домах и наряжались как можно страшнее — в звериные шкуры и головы, надеясь распугать привидения, переползшие открытую границу. Духам выставляли угощение на улицу, чтобы они удовлетворились этим и не ломились в дом. А сами жители собирались у костров, которые разводили друиды, кельтские священники. В эту ночь делались предсказания, приносились в жертву животные, а потом каждый брал в свой дом язычок священного пламени, чтобы зажечь зимний очаг.
Однако в конце XIX века с мистическим уклоном Хэллоуина попытались покончить, превратив его в общественный праздник. Городским властям предписывали устраивать вечеринки с играми и угощениями, а газеты убеждали родителей «поменьше пугать детей». Поэтому многие суеверные черты Хэллоуина растворились в истории, — рассказывает блоггерша Катя гей.
— Что нам известно об этом празднике? Откуда пошла традиция праздновать его? Какие особенности празднования Хеллоуина? Чтоб во всем этом разобраться, предлагаю провести небольшой экскурс в его историю…
Хеллоуин — это праздник вампиров и ведьм, который является древнейшим в мире. Его история насчитывает тысячелетия, начиная от кельтского фестиваля Самхэйн, римского Дня Помоны (богини растений) и христианского «Дня всех святых». В нем странным образом сочетаются кельтская традиция чествования злых духов и христианская — поклонения всем святым.
Название Halloween произошло от слова «Hallowe’en» — сокращения выражения «All Hallow’s Eve», которое в свою очередь расшифровывается как «All Hallowed Souls Eve» (дословно: Весь Освященный Канун Душ). Есть также и другое мнение о том, что название Halloween происходит от слова «Helavinn» или «Helavind» (Helа — «кого?», «Хели» (Хель — германская богиня смерти, её имя переводится как «бездна», «ад»), (vind/vinn, в зависимости от диалекта — букв. означает «окно», «отдушина») (Википедия).
Празднование Хеллоуина символизирует приход зимы и темных сил, так как дни становятся короче, а ночи длиннее и холоднее. Считается, что в этот день души умерших приходят в свои прежние дома, чтоб погреться у очага. Они бродят вокруг, собирая пожертвования пищи. Духи могут принимать любую форму и обличие, злые вселялись в животных — отсюда и появляются ведьмы, демоны, домовые. Чтоб не стать добычей нечистой силы, люди гасили в доме огонь и одевались как можно страшнее.
Окончательное закрепление этот праздник получил, видимо, благодаря поддержке католической церкви в 8 и 9 столетии, когда христианский праздник День всех святых был перенесён с 13 мая на 1 ноября — при папе римском Григории III, и затем окончательно — при Григории IV. Таким образом, есть два объяснения той традиции, что дети ходят от дома к дому: 1. Дети, переодеваясь в злых духов, собирают жертвы, которые должны этих духов умилостивить. 2. Жертва сладостей для детей есть доброе дело, которое с молитвами за мёртвых должно облегчить жизнь находящихся в аду. Закрепившись как праздник британских народных масс, Хеллоуин распространяется с британскими переселенцами по всей Британской империи, но в первую очередь в США и Канаде, — подробно объясняет Одинокая Волчица.
В ситуации с иностранными и подчас не совсем понятными праздниками нередко получается так, что каждый по-разному толкует значение того или иного действа, привносит что-то свое. Наверное, это естественно в плане «акклиматизации» праздника в другой стране. И если в случае с Хэллоуином для многих это просто повод вести себя не так, как обычно, веселиться, одеваться в мрачные костюмы и говорить о мистике (что само по себе притягивает), дотошные блоггеры выясняют, какова собственная, оригинальная атрибутика Хэллоуина, и смысл, вложенный в этот праздник.
— Основной атрибут праздника — это, конечно же, Светильник Джека (англ. «Jack-o’-Lantern») в виде головы из тыквы со свечой внутри. Появление этого атрибута связывают с ирландской легендой «о человеке по имени Джек, старом фермере, любителе азартных игр и крепких напитков. Он дважды обманывал дьявола, не отдав свою душу тому на попечительство, а когда пришёл судный день, он не попал ни в рай (из-за своей порочной жизни), ни в ад — так как дьявол боялся его хитрости. Он был обречён скитаться по миру с тыквенной головой с тлеющим угольком внутри неё». Основная колористика праздника: черный и оранжевый цвета. Дети, наряжаясь в разные костюмы, идут собирать сладости у прохожих, говоря при этом традиционную фразу «Trick or Treat?» (название обычая, которое можно перевести на русский как «Откупись, а то заколдую!». Изначально в нем содержалась угроза сыграть злую шутку в случае отказа над хозяином дома, в который стучатся наряженные в костюмы и маски дети — прим. ред.). В последние годы Хэллоуин стал еще популярнее. <…> Кроме того, Хэллоуин — повод для благотворительности, — продолжает Одинокая Волчица.
— Хэллоуин отмечают во многих странах, и каждая страна имеет свою отличительную черту в праздновании этого праздника. Например, в Уэльсе этот праздник не такой уж и веселый, т.к. он напоминает о смерти. Каждый человек получает белый камень и кидает в огонь. Потом все ходят вокруг костра и молятся. Если кто-то не найдет в костре свой камень, по поверью, он скоро умрет. По домам в этот праздник ходят бедные люди. Они поют песни и просят милостыню. А вот во Франции по улицам ходят звонари и перед полночью сообщают о том, что всем нужно зайти в дом, ведь вокруг блуждают духи. Самое интересное ,что раньше на Руси тоже праздновали Хэллоуин, только у нас этот праздник праздник назывался «Духов день» и праздновали его в первый понедельник после Троицы. Этот праздник был тоже маскарадом: один наряжался козлом, другой — лошадью, третий изображал свинью. Все это ряженое шествие сопровождалось музыкой гармонистов, балалаечников. Шли на поле, делали несколько выстрелов из ружья, затем бросали лошадиную голову в яму до будущего года — это было прощание с весной.
В России Хэллоуин появился совсем недавно и популярность его пока, конечно, не сравнится с популярностью американского Halloween. Но, тем не менее, он уже обрел свои традиции и своих поклонников. Много их среди, так называемой, прогрессивной молодежи, шумно и весело празднующей его в клубах и на дискотеках. Очень многие развлекательные заведения клубного типа, в последний день октября готовят для своих гостей различные Halloween-party. Зал декорируется в оранжево-черных тонах, не обходится дело и без Jack-o-lanterns (традиционных тыквенных фонариков). Развлекательная программа строится на костюмированных «демонических» шоу, огненных шоу, проходят конкурсы на лучший карнавальный костюм и самую ужасную гримасу. Но главное, в этот вечер это безудержное веселье, а также «ужасные» шутки и розыгрыши.
Однако на официальном уровне все обстоит не так здорово. Хэллоуин — чуждый России праздник, убеждены в Московском патриархате и в Совете муфтиев России. По словам зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, «ритуалы, связанные с этим днем, с детства приучают людей к тому, что нужно отдавать злу какую-то дань, примиряться с ним, даже сотрудничать — вместо того, чтобы бороться со злом и решительно отвергать его, как учит Русская Православная Церковь». Но по нашему мнению, не надо подходить к делу слишком серъезно, ведь это просто праздник, и, в итоге добро все-таки побеждает зло, поэтому празднуйте на здоровье и веселитесь до упаду, — Anna Schneider.
© 2007 — 2013 ООО «РИМ». Все права защищены. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50748. Редакция не несет ответственности за информацию в рекламных объявлениях и комментариях пользователей.
Наш колумнист диакон Михаил Степанков – как кельтский праздник X века стал орудием пропаганды западных ценностей в XXI столетии
Празднуя Хэллоуин, никто уже не вспоминает ни кельтов, ни всех святых, а лишь акцентируется на образе, красивой картинке, навязанной нам. Давайте разберемся, почему этот день для нас совсем не праздник и как меркантильные интересы бизнесменов помогают насаждать западные ценности в России.
Что есть Хэллоуин?
Это не костюмированное представление для психологической разгрузки. Переодеваясь в костюмы нечисти, человек принимает на себя ее образ, а, собирая сладости, совершает ритуал, который берет свое начало от подношения темным силам. Это отголоски кельтского языческого культа бога Самхаина, почитаемого как Повелителя Смерти.
Католическая церковь попыталась заместить культ Самхаина праздником All-Hallows-Even (День всех святых), в этот день христиане молились святым о защите от злых духов, пытались их побороть. Но что мы видим сейчас? О святых уже никто не вспоминает. Этот праздник посвящен нечистой силе, а любое соприкосновение с нечистью бесследно не проходит – это опасно для духовного состояния человека.
Почему этот товарищ нам совсем не товарищ?
В христианском понимании смерть – это начало новой жизни, рождение для вечности. Между нашим миром и миром духовным громадное пространство, обоюдно непреодолимое. А соприкасаться эти миры могут лишь по Воле Божией.
Хэллоуин стал популярен не за свое внутреннее содержание, просто в конце прошлого века он стал успешной бизнес-идеей, которая с каждым годом приносит все больше денег.
На празднование Хэллоуина в США в 2021 году было потрачено более 10 миллиардов долларов.
В мире существует тысячи праздников, но далеко не каждый удостаивается такого внимания.
Вот вы слышали, например, что 9 сентября празднуется Международный день «Угости священника пивом»? – а он есть.
Думаю на продаже алкоголя можно зарабатывать не меньше, но астрономические суммы концентрируются вокруг индустрии имиджа темных сил. Совпадение?
По экономической же причине и другой праздник – День святого Валентина – активно насаждается среди людей. Причем если у бесовского праздника в истории хоть что-то общее было с христианством, то Валентинов день – чистая выдумка, начиная от даты праздника и заканчивая житием святого.
Хэллоуин и День Святого Валентина – это примеры подмены духовного материальным. Делая продажи на пропаганде чуждых для русского человека религиозных праздников, подменяя их, бизнесмены неосознанно лобируют западную теологию процветания. Теологию, которая ради материального блага и счастья готова поступиться любыми духовно-нравственными ценностями.
Кстати, существует заключение экспертной группы – врачей и психологов под руководством доктора юридических наук, профессора Игоря Понкина о вредном воздействии «Хэллоуина» на детей — погуглите для общего развития.
Опрос недели: А вы за или против того, чтобы Ваш ребенок наряжался в чертей, ведьм и вампиров?
Сегодня западный мир отмечает Хеллоуин, а в России не утихают дискуссии — нужно ли приобщаться к этой традиции. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков признал, что это «не совсем наш праздник», минобразования РТ разослало в школы циркуляр, что официально Хеллоуин не поддерживает. Считаете ли вы Хеллоуин чуждым нашей культуре? Опасны ли игры с образами зла для детской психики? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Камиль Самигуллин, игумен Евфимий, Максим Калашников и другие эксперты.
«ЗЛО К НАМ ПРИХОДИТ НЕ В ВИДЕ СМЕРДЯЩЕГО ШАЙТАНА, А В ВИДЕ МИЛЫХ КУКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВ»
Камиль хазрат Самигуллин — председатель ДУМ РТ, муфтий Татарстана:
— Я не знаю, зачем себя искусственно пугать, ужасов и так полно в нашем мире. Поэтому смысла в проведении Хеллоуина я не вижу. Это не наш праздник, и в какой-то степени его празднование — проявление любви к Западу. Понятно, что, когда советская власть начала распадаться, после 90-х годов повально хлынула продукция из-за рубежа. Если жвачка была из Америки, значит, это самая хорошая жвачка, если ручка, значит, она лучшая. И наша молодежь выросла на всех этих американских фильмах. Но это далеко от нас, это все не наше, и нужно посмотреть на смысл этого праздника, ведь ничего хорошего в нем нет. Я вспоминаю свое детство, и когда нам рассказывали ребята постарше какие-то страшилки о женщине на кладбище или что-то в этом роде, было невесело. Потом ведь дети плохо спят, им начинают сниться какие-то кошмары, они начинают переживать. Так вот зачем к этому приводить? В этом нет ничего хорошего.
Игумен Евфимий (Моисеев) — первый проректор Казанской духовной семинарии:
— Я считаю, что не нужен этот праздник и отмечать его не надо. Во-первых, не понятно, что мы празднуем. В любом празднике должен быть какой-то смыл. Или мы вспоминаем какие-то события, священные истории или наши отечественные истории, а тут, что мы вспоминаем? Совершенно не понятно. Во-вторых, он абсолютно не соответствует нашей национальной культурной и духовной традициям, ни православной, ни мусульманской. Потому что, по сути дела, в рамках тех празднований, которые проводятся на Западе, в США главным образом, фактически наблюдаем ситуацию, когда злые темные силы выдаются, наоборот, как такие светлые, поборники добра и так далее. То есть это полностью смещает акценты в ненужном направлении. И это не только мое личное мнение — церковь всегда осуждала празднование Хеллоуина. Не нужно нам это.
Этот праздник не только опасен, но и губителен для детской психики, и известна масса случаев, когда после подобных «игр» у детей происходят душевные расстройства. С этим нельзя шутить. Нельзя играть со смертью, играть в покойников и так далее. И если общество сознательно отказывается от этих табу, оно себя подвергает очень большой духовной опасности, поскольку под угрозу ставятся общественные основы жизни. Поэтому это касается не только религиозных людей, но и всех.
Вообще, если посмотреть официальную легенду этого праздника, это День всех святых, но только по католическому календарю. У нас есть по православному календарю День всех святых, который отмечается через неделю после Троицы. Пожалуйста, в этот день церковь действительно вспоминает всех святых, известных, неизвестных, всех, кого мы почитаем. Это не альтернатива даже, но такие праздники можно приветствовать.
Алла Головенькина — учитель года России-2014:
— Если честно, я тоже считаю, что это не наш праздник. Это праздник мифический, неких духов, монстров, которые гуляют по Земле. И, скорее всего, он привлекателен для молодежи в том плане, что таким образом можно мистифицироваться, перевоплотиться, примерить на себя другой образ. Однако мне кажется, есть все-таки несколько праздников нашей традиционной культуры, которые важнее, нежели иные праздники, уже упомянутый Хеллоуин или День влюбленных. И я отрицательно отношусь как ко Дню святого Валентина, так и к Хеллоуину.
Что касается альтернативы, то на самом деле день Петра и Февронии не только успешно прижился, он сейчас еще и очень почитаемый праздник в России, потому что это не просто праздник влюбленности, это праздник семьи. Семьи, когда любовь уже переросла в нечто большее — в продолжение жизни, в гармоничное содружество из двух любящих людей. Это, наверное, более правильное воспитание, нежели просто воспитание чувства любви. Если говорить про школу, в которой я работаю, то дети к этому празднику относятся, не сказать, что холодно, просто он для них чужд. Конечно же, они знают об этом празднике в рамках урока иностранного языка. В частности, на уроках немецкого языка, мы говорим об этом празднике как о традициях другой страны, о ее культуре. Мы также говорим об образах зла, о каких-то других негативных явлениях, что есть добро и есть зло, есть свет, есть тьма, что до одних стоит дорасти, а до других не стоит опускаться.
Виталий Милонов — депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга:
— Посмотрите, что происходит: безответственные родители, напившись алкоэнергетиков, джин-тоников и пива, гуляют с детьми, которых они наряжают в костюмы чертей. То есть происходит моральное оправдание, легализация дьявола в нашем мире. О каком различении добра и зла может идти речь, если мы сами приносим зло в наш мир? Лично я и никто из нормальных людей не захочет одеть ребенка в костюм черного ангела ада. Но, к сожалению, этот праздник подается под соусом якобы веселой шутки. На самом деле, надо понять, что у каждого народа, живущего в нашей стране, есть масса действительно хороших праздников. Поэтому зачем нашу светлую, многонациональную российскую культуру менять на какой-то третьесортный, безвкусный, искусственно ароматизированный шлак?
К сожалению, зло к нам приходит не в виде смердящего шайтана, а в таком более приглядном виде. Ведь для того, чтобы принять зло, оно должно быть внешне привлекательным. С одной стороны оно приходит в виде денег, похоти, разврата. С другой стороны приходит в виде как бы милых кукольных образов. Ну что плохого — надеть рожки на ребенка? Да ты его проклинаешь тем самым! Ну как это, взять и проклянуть своего ребенка?
В нашей страны, особенно в Казани, в Татарстане, люди видят богатейшее разнообразие и гармонию культур, нашу подлинную дружбу народов. Мы празднуем и исламские, татарские праздники, и русские праздники, и другие. Скоро как раз отмечается День народного единства. Зачем из не очень вкусной тыквы не сделать свои национальные лакомства и не пойти угощать ими соседей? Татары сделают свою национальную сладость, русские испекут пирог и пойдут друг друга угощать. Это будет гораздо милее и добрее, чем, извините меня, завывание каких-то сумасшедших Вельзевулов.
Разиль Валеев — председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам:
— У нас надо проводить свои национальные праздники, и татарские, и русские, чувашские, марийские, мордовские, они более важны для нас, чем иностранные. А Хеллоуин — чужеродный праздник, взрослые его не воспримут, и разве что молодежь всколыхнется на некоторое время. Мы должны импортозамещать не только картошку, морковку, но и духовную пищу. И я считаю, что не совсем правильно то, что мы культивируем порой иностранные праздники. У нас есть свои, которые всенародно любимы и почитаемы: Новый год, Сабантуй и другие. А иностранных популярных праздников у нас нет.
«У НАС НЕТ НОРМАЛЬНОЙ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:
— Я считаю, что Песков сказал правильно, это не запрещенный праздник, но он действительно не рожден нашей культурой, не является традиционным для России. Поэтому о какой-то государственной поддержке этого праздника речь идти не может. Соответственно, сразу закрывается дискуссия по поводу каких-то решений органов местного самоуправления, региональных органов власти о том, чтобы как-то скоординировать усилия по его празднованию. Что касается инициативы частных лиц, будь то физические или юридические лица, то я в этом ничего плохого не вижу. Это возможность проведения досуга. Если люди считают для себя такое времяпрепровождение приемлемым, то пусть празднуют! По-моему, это не несет никакой опасности. Это достаточно безобидный праздник, если только его не проводят какие-то радикальные сатанисты… Я вообще не сторонник что-то запрещать. Нас и так упрекают в том, что слишком много запретов. Хотя я проанализировал: количество запретов, принятых нашим созывом Госдумы, примерно в два раза меньше, чем предыдущими созывами. Так что моя позиция такая: ограничивать людей в том, что не запрещено, не совсем правильно.
Лично я улетаю сегодня вечером в Баку наблюдать за парламентскими выборами, поэтому с трудом представляю себя бегающим по этому городу с тыквой в руках… От своих детей об этом я тоже ничего не слышал. Думаю, что и мои родители вряд ли будут заниматься чем-то подобным…
Ивар Максутов — председатель московского религиоведческого общества на философском факультете МГУ, главный редактор издания «ПостНаука»:
— Хеллоуин не чужд нашей культуре и традициям, это обычный веселый, беззаботный праздник. В самых разных культурах он превратился в своеобразный карнавал, переодевание. Этот праздник полезен для любой культуры — он снимает социальное напряжение. К тому же у Хеллоуина нет ярко выраженного западного окраса, чтобы его бояться. Поэтому не вижу в нем ничего плохого: чем больше явлений, которые способны снимать социальное напряжение, существующее в обществе, тем лучше.
В России против этого праздника высказываются, потому что у нас нет нормальной смеховой культуры. Люди не понимают, что такое комическое, в культуре вообще плохо существуют комические формы. Они маргинализированы, поэтому сложно было бы представить, чтобы представители власти и общества могли бы спокойно эти формы принимать. Возьмите европейское или американское общество, там довольно много подобных форм. Они существовали в дореволюционной и даже в позднесоветской культуре. В современной России мы пережили ренессанс в 90-е, а в нулевые смеховая культура стала зажиматься. Это связано с тем, что у нас нет понятных институций, которые способны производить смеховую культуру и вовлекать в нее общество. Это и приводит к нарастанию напряжения внутри культуры, когда мы не умеем снимать с себя социальные роли и смотреть на себя отстраненно. В результате праздники воспринимаются в ортодоксальном ключе: кто-то может сказать, что это пляски сатаны или дьявольские игрища, а кто-то может увидеть в этом тлетворное влияние Запада. Хотя на самом деле это просто маскарад.
Импортозамещение праздников — самое страшное, что вообще можно придумать. Это опасно, потому что в глобализирующемся мире импортозмещение бесполезно — вы либо можете предложить продукт, который может иметь глобальный вес, будь то идеи, новации или разработки, либо нет. Хеллоуин в этой ситуации оказывается интересной формой маскарада, который распространяется повсеместно, и даже самые консервативные среды этот праздник перенимают. Потому что это понятный и естественный для человеческой культуры карнавал. Действительно, в русской культуре были примеры всевозможных маскарадов и карнавалов, но если сейчас их нет, то было бы странно пытаться импортозамещать, это бессмысленно.
Моей дочке нравится Хеллоуин. Хотя нельзя сказать, что это памятная дата, которую надо отметить. Конечно, сегодня в ней нет религиозного смысла, который был вложен в него сотню лет назад. Это не ирладнский Самойн и даже не Канун Дня всех святых. Просто забавное событие, еще один повод встретиться с друзьями.
«ВСЯ РУССКАЯ ЭЛИТА НА ПРОТЯЖЕНИИ 300 ЛЕТ КОПИРОВАЛА ЧУЖИЕ ПРАЗДНИКИ»
Айдар Садыков — VIP-ведущий свадеб и корпоративов:
— Хеллоун — языческий праздник кельтов Ирландии и Шотландии. Праздник чуждый нам, его история в России насчитывает не более 20 лет. С другой стороны, что у нас не чужое? У нас 90 процентов праздников, фильмов, телевизионных ток-шоу с Запада, который мы так любим ругать. Так что ничего плохого в Хеллоуне нет. Хеллоуин — это бизнес. Народу нужен повод для веселья, и развлекательные заведения скопировали западные традиции, так как не имеют своих. А откуда им, традициям, взяться, если весь XX век прошел под давлением, под всевозможными запретами? Вся русская элита на протяжении 300 лет копировала моду, балы и культуру Запада. Было исключение, лишь когда к 300-летию дома Романовых были сшиты костюмы в русском стиле и вся императорская семья во главе с Николаем II нарядилась в эти костюмы.
Это глупости, когда говорят об опасности для детей. С таким же успехом можно говорить и о вреде Кикиморы с Бабой-ягой или Шурале. Хеллоуин и его персонажи не более, чем сказка для наших соотечественников.
Альтернативу найти всегда можно. Другой вопрос, как ее сделать модной, современной? Даже Петра и Февронию не сделали модной. Ну поздравят несколько пожилых пар с золотой свадьбой — и все. Да и праздник это христианский, как мусульманину получать награду от Февронии? Я даже не слышал, что есть молодежные вечеринки по случаю Петра с Февронией. А если вдруг кто-то и захочет отметить, его тут же обвинят в оскорблении чувств верующих и богохульстве. Проще и безопаснее скопировать западные традиции веселья. В плане модернизации и продвижения религиозных праздников, со временем ставших светскими, Запад ушел далеко вперед. А альтернатива в лице русской культуры… Если у нас начнутся празднования по случаю языческих русских богов, Перуна, Сварога, Домового, может такое начаться…
С семьей нет, не отмечаем. Этот праздник по своему духу и виду мне неприятен и вызывает внутреннее отторжение. Хотя забавно, что этот праздник, идущий корнями с языческих племен Великобритании, отмечается и на татарских вечеринках, татар-пати. Следствие культурной экспансии. Доживем ли до праздника, где героями будут Илья Муромец да Камыр-батыр? Хотелось бы. Мне Колобок с Курочкой Рябой ближе, роднее и любимее, чем вся эта чертовщина с Хеллоуином.
Андрей Большаков — заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ:
— То, что праздник чуждый, — это сто процентов, у российских народов он не предусмотрен. Это скорее объект массовой культуры, который занесен в нашу страну. Точно так же, как День святого Валентина — праздника католиков. Но католиков не так много в Татарстане живет. Если они отмечают праздник, то им должны быть предоставлены все условия.
Мы можем прожить и без Хеллоуина, другое дело, что есть молодежные фильмы и мультфильмы, которые построены на этом празднике. Они культивируют то, что Хеллоуин является праздником. Поэтому, к сожалению, запретом эту проблему не решить. Наверное, надо культивировать наши праздники и говорить, что есть праздники чужие. Но если люди их отмечают — предоставлять им такую возможность. Замещение праздника — это конструирование новой культуры. Мне представляется, что количество праздников в России и Татарстане адекватно, их преумножать не нужно.
«СКОРО И ВОВСЕ НАЧНЕМ ПРАЗДНОВАТЬ 4 ИЮЛЯ — ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ США»
Евгений Минченко — президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»:
— Я не вижу ничего страшного в праздновании Хеллоуина, если это происходит в частном порядке. Если это делается в формате официальных мероприятий школой, это, думаю, не очень правильно. Но опять-таки — какая школа. Если это школа с углубленным изучением английского языка, то Хеллоуин будет погружением в англо-сансонскую культуру. Думаю, лучше бы у нас думали не о том, как бы у нас не праздновался Хеллоуин, а о том, как бы у них праздновали Ивана Купалу.
Максим Калашников — российский журналист, общественный и политический деятель, писатель-футуролог:
— Само слово «Хеллоуин» я узнал в 1988 году, когда услышал музыкальную группу с одноименным названием Helloween. Тогда я узнал, что его отмечают 31 октября, что это праздник бесовщины и прочее, прочее. Я тогда посмеялся, нужно ли его отмечать. Я русский, великодержавный националист, я этот праздник никогда не отмечал и отмечать не буду. Потому что если ты отмечаешь праздники своего врага, а я считаю Запал врагом нашей цивилизации, — это как-то нехорошо. И потом, я считаю, что если мы отмечаем их праздники, мы как бы перекодируемся, мы идем за ними, принимаем их мир. А я не хочу принимать мир Запада, смотреть на окружающую реальность глазами противника. И если русские начинают отмечать их праздники, это равносильно тому, что русский забывает свои родные слова и заменяет на западные. Это фактически сдача своей цивилизации, своей культуры.
Почему русские празднуют День святого Валентина, Хеллоуин, еще много чего? Скоро и вовсе начнут праздновать 4 июля — День независимости США. Так почему это все случается? Потому что русская цивилизация воспринимается как проигравшая. Почему молодежь празднует эти праздники? Потому что с Запада идет все самое главное для них: новые технологии, новая мода, вкусы. У русских нет побед, нет достижений сейчас. Нет побед сравнимых с запуском спутника, с созданием новой научно-технологической цивилизации. Русским нечем гордиться. Подсознательно идет тяга к праздникам той цивилизации, которую они считают победительницей. И для того, чтобы бороться с Хеллоуином, морального осуждения мало.
Александр Дворкин — профессор кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
— Я не совсем понимаю шумиху вокруг Хеллоуина, так как у этого праздника совсем нет никаких традиций в России. Он принадлежит совершенно другому обществу, совершенно другой традиции. И я не понимаю, почему мы должны заимствовать чужие праздники, даже вне зависимости от отношения к его содержанию. Есть много разных стран, и в каждой стране есть свои праздники. Есть австралийские праздники, праздники Республики Того, Зимбабве и так далее, которые важны для них. Для нас же они ровным счетом ничего не значат, и почему мы должны их перенимать?
А какая альтернатива? Почему праздникам одной страны должна иметься альтернатива в других странах? В каждой стране есть свои даты, которые сложились, которые для людей что-то значат. А для жителей других стран они не значат ровно ничего. И я не понимаю, почему все должны повально заимствовать именно американские праздники? Откуда такая необходимость подражать именно американским праздникам? Чем США в этом отношении лучше, скажем, Чили, или Лаоса, или Папуа — Новой Гвинеи?
Помимо сказанного, мне кажется, что для детской психики этот конкретный праздник совершенно не полезен. Конечно, можно проводить по тем или иным датам разные детские карнавалы, на которых дети наряжаются в самые разные костюмы. Если же на праздник нужно одеваться только различными зомби, ведьмами, нечистой силой и так далее, то, безусловно, это далеко не лучшим образом может повлиять на психику ребенка.
Гусман Минлебаев — лесник, выращивающий в Татарстане краснокнижные растения:
— Некоторые игры, навязанные, привнесенные нам со стороны, создают неустойчивую психику. Как Сорос въехал со своими учебниками в 90-х в Россию и создал поколение больных людей. Или другой пример: в старом составе пива было четыре ингредиента, и от него не было никакого пивного алкоголизма. А что сейчас? Так и навязанные игры, как и навязанные рецепты от крупнейших производителей. Называется все это игрой, но содержание совсем другое.
Полно альтернатив. Прекрасный праздник Масленица — шикарный, замечательный праздник! Да есть даже целые календари, где содержатся все славянские праздники, религиозные праздники, связанные с сельским хозяйством, природой. Я сам мусульманин, но я и россиянин. Я их поддерживаю, потому что мы не зря адаптированы в эту среду, мы тут живем и развиваемся.
Светлана Чихирева — управляющая детским кафе «Ананас» (Нижнекамск):
— Хеллоуин как праздник я вообще не воспринимаю и праздником его не считаю. Это, скорее, театральное представление, своеобразное шоу типа таких, какие мы обычно устраиваем у себя в кафе для детей. Например, «Фиксики» или еще что-то в этом роде.
То, что игры с образами зла для детской психики опасны, — это однозначно. Игры должны быть обязательно добрыми, с участием только добрых героев. Вообще, детей нужно воспитывать на хорошем и положительном примере, но никак не на зле. Альтернативу Хеллоуину всегда можно найти. Вспомните, какие раньше сказки были у нас добрые, добро в них обязательно побеждало зло. Я сама воспитана на этих сказках и хочу, чтобы и наши дети воспитывались в таком же духе. А если у нас зло будет популярным, к чему это приведет?
«ТЫКВЕННЫЙ ПРАЗДНИК НЕ БОЛЕЕ ОПАСЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ, ЧЕМ СОВРЕМЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ»
Эльмира Ахметшина — ректор Камского института искусств и дизайна:
— Я, в общем-то, к любому празднику отношусь хорошо. Думаю, что популярность Хеллоуина возникла потому, что не хватает, наверное, нашим детям, подросткам какой-то вот такой радостной жизни, приятных моментов, возможности пообщаться вместе, переодеться, посмеяться, повеселиться, костюмированности. Хотя Хеллоуин, безусловно, чуждый для нас праздник.
Я думаю, причина, по которой он появился, — это то, что у нас показывают много американских и зарубежных фильмов. Ребятки насмотрелись вот этой веселости, которая есть в фильмах, и им захотелось, чтобы она у нас тоже была.
Мы, к сожалению, какие-то свои народные, религиозные праздники не очень хорошо знаем и не очень хорошо популяризируем. Было время, когда у нас преобладали какие-то политические праздники и события, и кроме Нового года по большому счету костюмированных и интересных праздников и не осталось. Хотя есть очень много народных праздников, подобных Хеллоуину, но на нашей отечественной основе, на наших традициях и связанных именно с нашим менталитетом.
Мне кажется, говорить сейчас о том, что нам Хеллоуин не нужен, или запретить его, не совсем правильно. Нужно просто придумать какой-то интересный, уже на современном уровне свой праздник и потихонечку его тоже внедрять, популяризировать, распространять таким же образом. Нужно показать, что он такой же красивый, интересный праздник, но при этом намного ближе нам по своей этнической структуре, по своим национальным традициям, менталитету.
Я сама никогда Хеллоуин не отмечаю. У нас в образовательном учреждении ребята просят этот праздник. Когда он только появился, мы вроде бы и не были против. Когда наши ребята впервые организовали Хеллоуин, они приготовили сюрприз — в санитарной комнате выключили свет. Человек открывает дверь, а перед его глазами висит окровавленная кукла. А еще с воткнутым в нее ножом… Конечно, я не считаю, что это нормально, полезно для психики. Я считаю, что это неправильно, такие образы развивают агрессию в наших детях и переворачивают моральные общественные нормы.
Но опять же… Наши дети не так глубоко копают, для них Хеллоуин — больше антураж, возможность поиграть в очередной раз. Мы впустили этот праздник, но одним росчерком пера запретить его сложно. Все равно он нравится детям и подросткам.
Павел Евдокимов — генеральный директор ГК «Инжиниринг Плюс» (Набережные Челны):
— По-моему, это некая надуманная проблема. Сразу возникает вопрос: у нас в стране других уже не осталось проблем, все уже решены? Я думаю, что так может дойти и до жестких столкновений между нашим Дедом Морозом и не нашим Дедом Морозом. Хеллоуин празднуют у нас, да, это не наш праздник. Но ведь мы в свое время день взятия Бастилии тоже отмечали как свой, родной. Никто никому не мешал налить рюмочку и отпраздновать этот великий для французов день, никто против этого принципиально не возражал. А дискуссия — правильно праздновать у нас в стране этот праздник или неправильно — это, наоборот, приведет к излишнему к нему вниманию. Бороться надо «не против», бороться надо «за». Вы создайте у нас такие праздники, которые было бы здорово и весело, классно и модно отмечать молодежи, детям, взрослым. И тогда, уверяю вас, никто и не вспомнит про чужой и чуждый нам Хеллоуин. Мы старые праздники разрушили, новые не создали и сейчас сетуем, что к нам приходят праздники наподобие Хеллоуина и Дня святого Валентина.
Отмечать Хеллоуин ни я, ни мои дети не будем, хотя ничего страшного в том, что кто-то его будет отмечать, я тоже не вижу. Что касается отмечания праздника Петра и Февронии вместо дня святого Валентина. Идея вроде бы хорошая, но какая будет реализация? Не раскручен он, не умеем мы, к сожалению, пиарить свои праздники. День святого Валентина грамотно маркетингово очень сделан. Эти открыточки, сердечки, подарочки. Люди же не вникают, особенно молодежь, очень глубоко в историю. Что там было, как этот праздник появился, кто такой этот Валентин, почему его празднуют? Они реагируют на то, что на этой открыточке девушке своей можно сообщение какое-то написать, проявить свою любовь. А в праздник Петра и Февронии что нужно делать, кто объяснит?
Я думаю, что Хеллоуин не более опасен для детской психики, чем современное телевидение даже в детское время.
Дэниел Маклайз (Daniel Maclise) — Snap Apple Night — Ловля яблок в ночь Хеллоуина
Дэниел Маклайз или Маклис (Daniel Maclise), (1806-1870), — ирландский и английский художник-портретист, представитель викторианского академизма, мастер исторического жанра, карикатурист и книжный иллюстратор.
В оригинальном названии картины заложено два смысла. Во-первых, название праздника, «Snap Apple Night» в некоторых провинциях Ирландии — синоним Хеллоуина. Во-вторых, игра, изображённая в правом нижнем углу так же известна под этим названием. В наше время смысл «ловли яблок» сводится к умению игроков поймать зубами яблоко, плавающее в ёмкости с водой или висящее на нитке. Пользоваться руками запрещено. Раньше у этого развлечения был и другой смысл, считалось, что первому юноше, поймавшему яблоко, разрешат жениться. Так же и с девушками.
Поскольку несколько устаревшее слово «художество» имеет такие значения, как «искусство» и «проделка, выходка», то под второе определения замечательно подпадает очень популярный в англоязычных странах праздник Halloween, ибо во время него обычно весело хулиганят и проказничают.
Прообраз праздника Хэллоуина, скорей всего, зародился с появлением кельтского языческого празднества Самайн, описание которого появляется в старо-ирландской литературе начиная с X века. Согласно Оксфордскому словарю фольклора, Самайн был праздником одновременно для всех народов Британских островов и прочно ассоциировался со смертью и сверхъестественным.
До сих пор на севере Шотландии и Ирландии принято проводить ритуалы для успокоения мёртвых и рассказывать ночью 31 октября легенды о предках.
Потом, когда католическая церковь ввела празднование Дня всех святых — празднуется 1 ноября, два эти праздника постепенно сращивались между собой и в результате появился Хэллоуин, который отмечают с вечера 31 октября в ночь на 1 ноября.
Примерно в XVI веке сложилась традиция выпрашивания сладостей ночью 31 октября. Дети и взрослые надевали тканевые маски и ходили от одной двери к другой, требуя от хозяев угощение и мелко шаля. Обычай надевать карнавальные костюмы и носить с собой «светильники Джека» в виде тыкв с прорезями и свечой внутри них появился только на рубеже XIX и XX веков. В обмен на деньги или еду изначально нужно было предлагать разные развлечения. Впоследствии, по причине массовой эмиграции шотландцев и ирландцев в США, Хеллоуин популяризовался и там.
Это ведь так напоминает рождественские вертепы и колядки!
При сегодняшнем развитии средств связи и доставки разнообразной информации непосредственно потребителю неудивительно, что этот старинный британский праздник стал известен повсюду.
Конечно, праздник этот не наш и религиозному православному человеку праздновать его не годится. Но для людей неверующих нет ничего предосудительного в том, чтобы лишний раз повеселиться и немного похулиганить, если есть к тому желание и возможность.
А сколько снято фильмов и мультфильмов, посвященных этому празднику!
Ниже приведены две песенки, которые традиционно поются во время Хэллоуина.
Мультфильм на музыку песни Бобби Пикета «Monster Mash» — своеобразный гимн Хеллоуина
Фрагмент мультфильма «Кошмар перед Рождеством» на музыку песни Дэнни Эльфмана » This Is Halloween»
Хеллоуинское хулиганство — Пародия на картину Джека Веттриано — Поющий дворецкий
Джек Веттриано — Поющий дворецкий (фрагмент)
Сегодня весь мир, а вместе с ним и многие казахстанцы будут отмечать Хэллоуин. Дети и молодежь в восторге от него, а родители, как правило, нет. Чем вызван интерес одних и неприятие вторых, а также как им найти общий язык, корреспондент Tengrinews.kz Ольга Пастухова узнала у специалиста по детско-родительским отношениям.
В чем на самом деле смысл Хэллоуина?
Весь октябрь дети и подростки на моем приеме говорили о празднике Хэллоуин: как они хотят его отпраздновать, а родители им этого не позволяют. От родителей можно часто услышать: «Это не наш праздник», «Костюмы мерзкие», «Затратно» или же «Не хочется возиться». Часто они отмечают, что их раздражает и даже пугает шумный маскарад, когда принято перевоплощаться в нечисть.
Почему-то многие думают, что Хэллоуин — праздник темных сил. На самом деле нет. В кельтской мифологии это период, когда боги, которые стерегут сторону мертвых, еще не пришли в этот мир, а боги, которые помогают живым, уже заснули. Это не праздник смерти, это праздник жизни. Ведь мертвые приходят сюда, а не мы идем к смерти. В США, где праздник особенно популярен, вслед за шумным Хэллоуином на следующий день отмечается День всех святых, когда принято посещать своих самых старших из живущих предков.
Если посмотреть глубже, заглянуть дальше внешней мишуры, то можно увидеть простую и по-человечески понятную традицию.
Фото ©REUTERS
Почему детям интересен Хэллоуин?
На мой взгляд, дети ближе к истокам, чем взрослые. Они отчетливее чувствуют изменения, которые происходят в это время в природе, даже если не всегда могут сформулировать свои чувства. Не зря же все происходит именно в октябре. Уж точно не потому, что к этому моменту поспели тыквы.
Конец октября у разных народов называется по-разному, но смысл везде один — переход. Переход от лета к зиме, от света к тьме. И это не про магию, а про то, что света, как природного явления, становится меньше, а темноты, как природного явления, больше. Солнце заходит раньше, и темнеет быстрее. Становится холоднее, тепла все меньше, и это опасно.
Если отложить в сторону западные традиции и посмотреть через призму других культур, то можно обнаружить много интересного.
На Руси считалось, что в это время нужно прогревать избы, сохранять скот и урожай, да и самим бы не заболеть. В это время было несколько важных дел. Традиционно зимой на кладбище не ходили — туда отправлялись, только если похороны. И была отведена целая неделя, чтобы до зимы успеть сходить проведать могилки сородичей. Также открывался сезон домашних мастериц. Работа в поле закончена, запасы на зиму сделаны, начинались длинные рукодельные вечера. В зимнюю половину года женщины шили, вязали, готовились к новому лету, разговаривали, обмениваясь историями. Думаю, что если расспросить знатоков казахских традиций, можно найти схожие ритуалы.
Если вы думаете, что традиции подготовки к зиме — это давно минувшие обычаи, то вы ошибаетесь. Еще в Советском Союзе существовал закон, который запрещал с ноября по апрель выселять людей из домов. Даже если это должники, даже если есть решение суда. Считается, что зимой человеку просто некуда пойти. И это было закреплено на законодательном уровне.
Фото: pixabay.com
Время поработать над страхами
Для родителей Хэллоуин — это хорошая возможность поработать над страхами, ребенка и своими. При обсуждении праздника можно задать ребенку такие вопросы, как «А кого ты боишься больше всего?», «А в кого бы ты хотел нарядиться?».
Ответы на них — подсказка для родителей. Та нечисть, в которую хочет нарядиться ваш ребенок — это тот ресурс, которого у него нет и который он хочет себе присвоить. Прямо смотрите внимательно, что делает, что умеет этот монстр, какие силы у него есть, ведь это то, что нужно вашему ребенку. Примеряя этот образ, он хочет присвоить себе его навыки.
Например, он хочет стать человеком-невидимкой, тихим и быстро перемещающимся. Вероятно, ему нужно, чтобы в обычной жизни на него обращали поменьше внимания. Или же какой-то бездушный персонаж, которому никого не жалко. Возможно, ребенок не умеет говорить «нет», ему всех жалко, и поэтому он не может защитить самого себя.
Если же ребенок не хочет рядиться, то можно просто поговорить про страхи. Выписать их по одному на лист. А потом сжечь на костре или свечке. Это действительно хорошо работает.
Ольга Пастухова
Подавляющее большинство россиян не хотят отмечать бесовский Хэллоуин…Хэллоуин, который еще совсем недавно широко праздновался лишь в США и Канаде, но сейчас автивно насаждается в России, не пользуеться популярностью среди русского населения – бесноваться в этот «праздник» хотят лишь единицы наших соотечественников, показывают исследования социологов.
Число россиян, которые вообще ничего не знают об этом празднике, за последние пять лет сократилось с 46% до 27%, сообщили «Интерфаксу» социологи «Левада-Центра», проводившие на эту тему в конце октября всероссийское исследование.
Однако из 73% россиян, знающих о Хэллоуине, так или иначе праздновать его собирается лишь 6% респондентов (в 2006 г – 4%).
Хэллоуин отмечается 31 октября. Между тем в Русской православной церкви не раз заявляли о чуждости этого праздника традициям отечественной культуры.
Корни этого языческого праздника уходят вглубь веков, вдохристианскую эпоху, когда земли Ирландии, Северной Франции и Англии населяли племена кельтов, поклонявшихся идолам. Их год состоял из лета и зимы….
Статья публикуется в сокращённом варианте, так как в ней использованы источники, запрещающие репост своих материалов: interfax.ru
Ознакомиться с полным текстом статьи можно перейдя по ссылке источника.