Ханты праздник водяного царя

Обрядовые праздники народов Югры традиционные обряды ханты и манси

Обрядовые праздники народов Югры

традиционные обряды ханты и манси

Обрядовая деятельность

Обрядовая деятельность — важнейший компонент духовной культуры любого народа. Описание и изучение обрядов дает представление о богатстве этой культуры, помогает понять истоки многих современных традиций. Особое место среди обрядов, занимают ежегодные традиционные праздники, которые приурочены календарным датам.

В календаре обских угров, год состоит из четырех сезонов: лета (лун), осени (сус), зимы (таль) и весны (тови). Однако календарь начинал год весной, в марте-апреле. И только в прошлом столетии коренные народы перешли на общепринятый календарь, начинающий год с 1 января. Каждый месяц у северных народов обозначен природными изменениями и деятельностью человека в этот период, поэтому и носит соответствующее название. Например, ноябрь носит название Месяца застывания Оби, а февраль называется Месяцем ленивого орла. Это название основывается на поговорке «Ленивый орел — один день летает, другой день — нет», что значит то тепло, то холодно, один день длинный — другой короткий.

Вороний день

Первым праздником по календарю обских угров является Вурна Хатл или Вороний день . Прилет вороны связывается с приходом весны и тепла, ведь именно вороны прилетают первыми, начинают вить гнезда и громко каркают, пробуждая природу. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. На ветки березы вешают связки калачей и баранок. Также на ветки деревьев повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, желая близким людям всего наилучшего в жизни.

Лосиный праздник

В прошлом у северных Народов был также известен Лосиный праздник . По рассказам очевидцев, выглядел он так: все мужчины-охотники накануне уходили на охоту и добывали лося. На следующий день приносили на священное место кусочки органов лося и бросали в котел, череп подвешивали на дерево. Это был сугубо мужской праздник, на который не допускались не только женщины, но также дети и собаки.

Праздник Водяного царя — Виткуля

В календаре ханты и манси май — месяц нереста рыбы, месяц икры. ПОСЛЕ вскрытия рек отмечается праздник Водяного царя — Виткуля , почитаемого духа и хозяина всех водоемов. Ему у водоемов ставят стол с пищей и угощают чаем, который выливают в реку или озеро. Рукой, набрав воду, смачивают волосы на голове. Только после такого ритуала можно спускать лодки на воду.

Праздник обласа

С почитанием воды связан еще один праздник ханты и манси. Он посвящен небольшой узкой лодке, выдолбленной из кедра или осины и называемой обласом. Еще с древних времен ее почитали и в середине лета устраивали в честь нее веселый спортивный праздник. Важным моментом дня Праздника Обласа являются гонки на обласах, управлять которыми очень сложно. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная, игрой в палочку.

Проводы лебедя

Мало кто знает, что кроме известного Вороньего дня существует у ханты и манси еще один праздник, посвященный птице — Проводы Лебедя . В день праздника подъезжают к священному месту и мужчины-охотники три раза палят из ружей. Затем женщины поджигают дрова, бросают по монетке в костер и нашептывают песни птице.

Медвежий праздник

В культуре ханты и манси медведь считается священным зверем и младшим «братцем» человека. Поэтому одним из традиционных праздников является Медвежий праздник или Медвежьи игрища, которые длятся 4-5 дней. По традиционным воззрениям ханты и манси, убитый во время охоты медведь остается «живым». Добыча его оборачивается всеобщим праздником и весельем — приездом желанного «гостя» в дом охотника. Медведя вносят в дом и обряжают — глаза и нос закрывают берестяными кружками или металлическими пуговицами, на голову надевают шапку и пояс, лапы украшают бусами или кольцами. Выставляется угощение — хлеб, рыба, ягоды, вино. Съезжаются все родственники и соседи. На медвежьих игрищах исполняется до 300 номеров: песен, танцев, сценок, кукольных представлений. Затем убитого медведя делят на части, варят и едят.

День оленевода

В феврале-марте проводится — День оленевода. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту празднования. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище праздника, разнообразные гонки на оленях — рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность.

Для оленеводов, это прежде всего, встреча, общение с родственниками, друзьями, возможность поделиться своими мыслями, проблемами, эмоциями.

Вывод

Богатейшие и разнообразные традиции коренных народов Севера представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.

Литература

1. Матюков, А. К. День Вороны [Текст] / А. К. Матюков; А. К. Матюков, Е. А. Иваненко; рец. Р. Г. Решетникова; Департамент по вопр. малочисл. народов Севера Ханты-Манс. автонм. округа — Югры. — Ханты-Мансийск; Екатеринбург: Баско, 2008 — 20с. Ил ..

2. Пятникова, Т. . Р Традиционные обряды хантов Усть-казымского Приобья [Текст] / Тамара Романовна; Т. Р. Пятникова. — Белоярский; Екатеринбург:. Баско, 2008 — 77, [1] с.

3. Молданова, Т. . А Пелымский Торум — устроитель медвежьих игрищ [Текст] / А. Татьяна; Татьяна Молданова; ответ. ред. — Д-р. ист. наук Н. В. Лукина; Правительство Ханты-Манс. автоном. окр. — Югра, Департамент по вопр. малочисл. народов Севера; Югор. гос. ун-т. — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2010 — 221, [1] с ..

4. Край родной. Азбука краеведения: Россия. Югра. Урай [Текст] / авт.-сост. О. Н. Гаврилова; редкол:. А. Н. Сафонов [и др.]. — Екатеринбург:. СВ-96, 2001 — 392 с. : Ил.

5. Медвежьи игрища казымских хантов [Текст] / [авт.-сост. О. А. Кравченко; ред. Т. А. Молданова]. — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2004 — 35, [1] с ..: Фотоил.

6. Чернецов, В. Н. Медвежий праздник у обских угров [Текст] / В. Н. Чернецов; В. Н. Чернецов; пер. с нем. и публ. Н. В. Лукиной. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.

7. Голоса древних культур [Текст] / ред.-сост. Е. Главацкая [и др.]. — Екатеринбург: Баско, 2008 — 128 с ..: Ил. — Библиогр: с .. 124-126. — ISBN 978-5-91356-065-0: 825-00.

Полезные ссылки

Авторы

Подготовила Марина Криулина, ученица 6 класса МОСШ п.Лыхма

Руководитель проекта: Новоселова Валентина Петровна,школьный библиотекарь МОСШ п.Лыхма

Обрядовые праздники ханты и манси

Обрядовая деятельность – важнейший компонент духовной культуры любого народа. Описание и изучение обрядов дает представление о богатстве этой культуры, помогает понять истоки многих современных традиций. Особое место среди традиционных обрядов занимают посвященные различным календарным праздникам, ежегодно повторяющиеся.

В календаре ханты и манси, или как их раньше называли – обских угров, год состоит из четырех сезонов: лета (лун), осени (сус), зимы (таль) и весны (тови). Однако календарь начинал год весной, в марте-апреле. И только в прошлом столетии коренные народы перешли на общепринятый календарь, начинающий год с 1 января. Каждый месяц у северных народов обозначен природными изменениями и деятельностью человека в этот период, поэтому и носит соответствующее название. Например, ноябрь носит название Месяца застывания Оби, а февраль называется Месяцем ленивого орла. Это название основывается на поговорке «Ленивый орел – один день летает, другой день – нет», что значит то тепло, то холодно, один день длинный – другой короткий.

Первым праздником по календарю обских угров является Вурна Хатл или Вороний день. Прилет вороны связывается с приходом весны и тепла, ведь именно вороны прилетают первыми, начинают вить гнезда и громко каркают, пробуждая природу. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. На ветки березы вешают связки калачей и баранок. Также на ветки деревьев повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, желая близким людям всего наилучшего в жизни.

В прошлом у северных народов был также известен Лосиный праздник. По рассказам очевидцев, выглядел он так: все мужчины-охотники накануне уходили на охоту и добывали лося. На следующий день приносили на священное место кусочки органов лося и бросали в котел, череп подвешивали на дерево. Это был сугубо мужской праздник, на который не допускались не только женщины, но также дети и собаки.

В календаре ханты и манси май – месяц нереста рыбы, месяц икры. После вскрытия рек отмечается праздник Водяного царя — Виткуля, почитаемого духа и хозяина всех водоемов. Ему у водоемов ставят стол с пищей и угощают чаем, который выливают в реку или озеро. Рукой, набрав воду, смачивают волосы на голове. Только после такого ритуала можно спускать лодки на воду.

С почитанием воды связан еще один праздник ханты и манси. Он посвящен небольшой узкой лодке, выдолбленной из кедра или осины и называемой обласом. Еще с древних времен ее почитали и в середине лета устраивали в честь нее веселый спортивный праздник. Гвоздь праздника Обласа – гонки на обласах, управлять которыми очень сложно. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная, игрой в палочку.

Мало кто знает, что кроме известного Вороньего дня существует у ханты и манси еще один праздник, посвященный птице – Проводы Лебедя. В день праздника подъезжают к священному месту и мужчины-охотники три раза палят из ружей. Затем женщины поджигают дрова, бросают по монетке в костер и нашептывают песни птице.

В культуре ханты и манси медведь считается священным зверем и младшим «братцем» человека. Поэтому одним из традиционных праздников является Медвежий праздник или Медвежьи игрища, которые длятся 4-5 дней. По традиционным воззрениям ханты и манси, убитый во время охоты медведь остается «живым». Добыча его оборачивается всеобщим праздником и весельем – приездом желанного «гостя» в дом охотника. Медведя вносят в дом и обряжают – глаза и нос закрывают берестяными кружками или металлическими пуговицами, на голову надевают шапку и пояс, лапы украшают бусами или кольцами. Выставляется угощение – хлеб, рыба, ягоды, вино. Съезжаются все родственники и соседи. На медвежьих игрищах исполняется до 300 номеров: песен, танцев, сценок, кукольных представлений. Затем убитого медведя делят на части, варят и едят.

В феврале-марте проводится – День оленя или День оленевода – это новая традиция. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту празднования в тундре. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище здесь – разнообразные гонки на оленях – рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность.

Как видно, богатейшие и разнообразные традиции народов Севера представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.

Рекомендуемая литература из фонда отдела краеведения:

Традиции, сохраненные веками [Текст]: уникальные коллекции фондов этногр. музея «Торум Маа»: (каталог) / Департамент по вопр. малочисл. народов Севера Ханты-Манс. авт. окр., Этногр. музей под открытым небом «Торум Маа»; [науч. ред. Е. Г. Федорова; ред.: Т. А. Клименова, Н. П. Вынгилева ; авт-сост. каталога: Н. Н. Величко и др.]. — Ханты-Мансийск : Информ.-издат. центр, 2005. — 144 с.

Матюков, А. К. День Вороны [Текст] / А. К. Матюков; А. К. Матюков, Е. А. Иваненко; рец. Р. Г. Решетникова; Департамент по вопр. малочисл. народов Севера Ханты-Манс. автонм. округа — Югры. — Ханты-Мансийск; Екатеринбург: Баско, 2008. — 20с.: ил.

Пятникова, Т. Р. Традиционные обряды хантов усть-казымского Приобья [Текст] / Тамара Романовна ; Т. Р. Пятникова. — Белоярский ; Екатеринбург : Баско, 2008. — 77, [1] с.

Молданова, Т. А. Пелымский Торум — устроитель медвежьих игрищ [Текст] / А. Татьяна ; Татьяна Молданова ; ответ. ред. — д-р. ист. наук Н. В. Лукина ; Правительство Ханты-Манс. автоном. окр. — Югра, Департамент по вопр. малочисл. народов Севера ; Югор. гос. ун-т. — Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2010. — 221, [1] с.

Край родной. Азбука краеведения: Россия. Югра. Урай [Текст] / авт.-сост. О. Н. Гаврилова ; редкол.: А. Н. Сафонов [и др.]. — Екатеринбург : СВ-96, 2001. — 392 с. : ил.

Медвежьи игрища казымских хантов [Текст] / [авт.-сост. О. А. Кравченко ; ред. Т. А. Молданова]. — Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2004. — 35, [1] с. : фотоил.

Чернецов, В. Н. Медвежий праздник у обских угров [Текст] / В. Н. Чернецов ; В. Н. Чернецов ; пер. с нем. и публ. Н. В. Лукиной. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 2001.

Голоса древних культур [Текст] / ред.-сост. Е. Главацкая [и др.]. — Екатеринбург : Баско, 2008. — 128 с. : ил. — Библиогр.: с. 124-126. — ISBN 978-5-91356-065-0 : 825-00.

Полезные ссылки:

http://www.gublibrary.ru
http://www.fiesta-da.ru
http://mifolog.ru
http://www.surwiki.ru
http://www.admsr.ru
http://www.ethnomuseum.ru

Версия для слабовидящих

Обряд поклонения водному духу Вит Хону

Территория Югры изобилует водными ресурсами: расположена в бассейне двух крупных рек Оби и Иртыша, в которые впадает множество рек и речушек, богата озёрами и другими природными водоёмами. В традиционной культуре обских угров наряду с другими сферами, стихиями, такими как огонь, воздух, земля, леса, особо почитается вода.

Поскольку обских угров в большой степени было ориентировано на рыболовство, река являлась и является для коренных жителей нашего края символом жизни. Многие поколения ханты и манси прославляли воды: реки, озёра, рядом с которыми они жили, наделяли их святостью. В религиозном сознании людей водная стихия олицетворялась с грозным водяным духом Вит-Хōн (манс.) / Йиӈк-Вəрт (хант.) и его дочерью Вит-Хōн Аги (манс.) / Йиӈк-Вəрт Эви (хант.).

О месте пребывания Вит-Хōн’а и его дочери Вит-Хōн аги в «Священной сказке о возникновении земли» говорится так: «Оказывается, через морскую воду вниз есть серебряная дверь, золотая дверь. Там город Вит-Хōн’а: серебряный город, золотой город. Рядом с домом маленький дом стоит. В маленьком доме с водяными косами косатая женщина, с водяной красотой красивая женщина сидит. Оказывается, это Дочь Вит-Хōн’а. Отцом ей в приданое предназначена рыба».

К Водному духу обращались с просьбами об успешном рыбном промысле. Чтобы попросить Вит-Хōн’а о богатых уловах, необходимо его задобрить, умилостивить, иначе он пошлёт беду и голод. Потому ханты и манси и практиковали регулярные обряды, направленные на умилостивление владыки водной стихии.

Местом проведения обряда чаще всего служит крутой берег (яр), где обычно имеется ёлка с двумя и более верхушками. На высоте 1,3 м на стволе дерева должен быть сделан затёс с вырубленной личиной Вит-Хōн’а. Под личиной стоит Вит-Хōн тōрум сув «божественный посох-молот Вит-Хōн’а». На нём делаются зарубки, означающие число жертвоприношений в его честь. На ветки под личиной прикрепляется улам (рубаха из красной ткани для Водного духа) и покрывало с привязанными по его краям колокольчиками для дочери Водного духа. А на нижние ветки прикрепляются принесённые подарки.

Обряд поклонения водному духу Вит Хону

Обряд поклонения водному духу Вит Хону

5 июня на территории музея под открытым небом «Суеват пауль» во второй раз состоялся обряд поклонения Водному духу Вит Хону.Вит Хон — хозяин всех водоемов, к нему обращаются с просьбами о хорошем улове, делают подношения, прежде чем спустить лодку на воду или установить ловушку на рыбу. Коренные народы Севера чтят…

Обряд поклонения водному духу Вит Хону состоялся в 2020 году в социальной сети

Обряд поклонения водному духу Вит Хону состоялся в 2020 году в социальной сети

2020 год внес свои коррективы в работу всех учреждений культуры, поэтому югорский Музей провел второй (ежегодный) обрад поклонения водному духу Вит Хону в социальной сети ВКонтакте. Цикл публикаций знакомил с легендами, традициями и историей обряда.  Также был проведен конкурс фотографий на самый большой улов, ведь именно для этого и проводится…

Обряд поклонения водному духу Вит Хону 2019

Обряд поклонения водному духу Вит Хону 2019

13 июля 2019 года впервые в Югорске состоялся обряд поклонения водному духу Вит Хону – традиционный праздник обско-угорских народов. Обряд прошел в Музее под открытым небом «Суеват пауль» и был проведён инспектором лесной охраны, членом местного отделения общественной организации «Спасение Югры», волонтёром музея Павлом Кирилловичем Дунаевым (г. Советский). Испокон веков любое поселение…

plg_search_jcomments

PLG_JEV_SEARCH_TITLE

Search — K2

Поиск — Категории

Поиск — Контакты

Поиск — Контент

Поиск — Ленты новостей

Поиск — SP Page Builder

Поиск — Метки

Содержание

Последние новости

Мы в соцсетях

ВРЕМЯ РАБОТЫ МУЗЕЯ

ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ:

ПН. — ВТ. ВЫХОДНОЙ

СР. — ПТ. с 11.00 до 18.00

Начало последней экскурсии (не позднее часа до закрытия, согласно режиму работы)

Вход в экспозиционные залы: за пол часа до закрытия ( согласно режиму работы) 

ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ:

ПН. — ВТ.  ВЫХОДНОЙ

СР. — ВС. с 11.00 до 18.00

НАЧАЛО ПОСЛЕДНЕЙ ЭКСКУРСИИ:
за час до закрытия 

Первое воскресенье месяца — бесплатная экскурсия в основной экспозиции для всех категорий посетителей. Начало в 14:00
Последняя вторник месяца — санитарный день
Последний четверг месяца — день бесплатного посещения (экскурсионные услуги предоставляются платно) с 11:00 до 21:00

Новости

План мероприятий

Конкурсы и проекты

Народы

Фотоальбом

Календарь

на печать

Главная

Сообщество

Народы


Ханты

Праздники и обряды



Еще фото

Вороний день – «Вурна хатл» (хант.), отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день — любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В Ханты-Мансийске празднование проходит в парке-музее «Торум — Маа».

В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками.

На краю деревни совершали поры (бескровное жертвоприношение) — ставили стол с жертвенной пищей для ворон. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. На празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.

Праздник водяного царя Витхона, отмечается в Березовском районе и ряде национальных сел Югры весной, после вскрытия рек. Витхон (манс.), или Вит-куль (хант.), — водяной царь, персонаж религиозных верований, мифов и сказок обских угров, почитается духом воды, хозяином всех водоемов. По разным вариантам мифа, Витхон – сын небесного божества Торума либо древний человек-богатырь, которого Торум поставил присматривать за реками.

В день первого спуска лодок на воду Витхону коллективно приносится жертва. В прошлом, как правило, практиковался Ир (принесение в жертву животных), в настоящее время обычно ограничиваются бескровным угощением духа повседневной пищей, часто выливают в реку стакан водки.

Праздник Обласа, проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе, поочередно в каждом национальном поселке. Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах. В каждом заезде участвуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин — до 55 лет, а также мужчин-ветеранов и женщин. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо.

Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная в игре в палочку. Для этого две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись руками в палочку, тянут ее каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы. Вечером – застолье. В последние годы в празднике обласа принимают участие представители коренных народов других регионов России и из-за рубежа.

День оленевода, проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку-другую, чтобы согреться.

Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Отдельно соревнуются мужчины и женщины. Одновременно с гонками проходят другие соревнования по традиционным северным видам спорта: метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, тройной прыжок, метание топора на дальность.

Медвежий праздник. Культ медведя издавна широко распространен в Евразии и Северной Америке. Суеверное, почтительное отношение к медведю определяется сходством медведя и человека. Медведя-тотема нельзя было убивать и есть его мясо. В миропонимании ханты медведь не только опасный лесной зверь, но и возвышенное обожествляемое существо – сын Нуми Торума.

Праздник проводится в доме охотника. В прежние времена голову ряженного медведем покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, чтобы медведь не мог видеть своих убийц. Лапы украшали кольцами и ленточками. Перед медведем ставили угощение, вино, фигурки из теста, изображавшие оленей, после чего извещали медведя о том, что его якобы убила русская стрела и пуля, заодно просили не пугать в лесу женщин и детей.

Программа увеселения начиналась с песен, рассказывающих о небесной жизни медведя и его земных деяниях. Утром пели песню пробуждения и хвалебные песнопения. Затем начиналось драматическое представление. Важное место занимали обряды «отречения», когда охотники с почтением обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Мужчины выступали в берестяных масках, женщины танцевали, закрыв лица и руки платками.

Источник:

Станет ли Югорский край краем международного туризма?// Газета «Промышленные ведомости» (г. Москва) № 12

Назад в раздел

Гость, 08.04.2011 10:11:31 Цитировать Имя

фу это УЖАС : :dzin: :na :uff: :!: :cry: 8)

Татьяна Туляхова, 25.12.2011 13:11:21 Цитировать Имя

есть еще не маловажный праздник у народа ханты «Ильин день», «Лун кутап хатл»

Перейти к обсуждению на форуме >>

Возвращение водяного духа


В Югре вновь после пандемийных ограничений пройдут гонки на обласах.

В календаре ханты и манси после вскрытия рек отмечается праздник Водяного царя – Вит Хона, почитаемого духа и хозяина всех водоемов. Ему у озер и рек ставят стол с пищей и угощают чаем, который выливают в воду. Зачерпнув ее рукой, смачивают волосы на голове. Только после такого обряда можно спускать лодки на воду.
С почитанием воды связан еще один праздник ханты и манси. Он посвящен небольшой узкой лодке, выдолбленной из кедра или осины и называемой обласом. Ее почитали еще с древних времен и в середине лета устраивали в честь нее веселый спортивный праздник. Гвоздь праздника – гонки на обласах, управлять которыми очень сложно.
В этом году Кубок губернатора Югры по гребле на обласах состоится с 1 по 4 июля на базе отдыха «Сказка» Нефтеюганского района, в дни праздника Вит Хон хатл. Соревнования пройдут под эгидой Международной организации северных регионов «Северный форум». В программе – выставка изделий народных ремесел и промыслов, мастер-классы, традиционные игры, обряды, приготовление блюд из рыбы.
Каждый год на этносоревнования приезжают не только представители разных уголков Югры и регионов России, но и зарубежные спортсмены. Турнир будет состоять из культурной и спортивной частей. Стоит сказать, что соревнования по гребле на обласах – не только спортивное событие, но и площадка для диалога между представителями народов финно-угорской группы.

Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram — канале.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.

Также читайте

  • Вчера в 12:27

    Собираемся на лыжню!

  • Вчера в 09:47

    Ильдар Шиксатдаров: «Таксистам говорю, что я бухгалтер»

  • Вчера в 09:44

    С ДР, Лиза, Катя!

  • 26.01.2023

    В поддержку военнослужащих

  • 26.01.2023

    Спорт для ловких и точных

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ОБСКО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

«МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК»

«Медвежий праздник» является одним из самых почитаемых праздников в традиционной культуре обских угров.

Культ медведя издавна широко распространен в Евразии и Северной Америке. Суеверное, почтительное отношение к медведю определяется сходством медведя и человека. Медведя – тотема нельзя было убивать и есть его мясо. В миропонимании ханты и манси медведь не только опасный лесной зверь, но и возвышенное обожествляемое существо – сын Нуми Торума.

Праздник проводили в доме охотника. При медведе успевали играть пять вечеров, а при медведице – четыре. Голову медведя покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, чтобы медведь не мог видеть своих убийц. Лапы украшали кольцами и ленточками. Перед медведем ставили угощение, разделённое на две части, одна из которых предназначена для пищи лиц женского пола, а другая — для лиц мужского пола, также вино, фигурки из теста, изображавшие оленей, после чего извещали медведя о том, что его якобы убила русская стрела и пуля, заодно просили не пугать в лесу женщин и детей. Праздничная программа начиналась с песен, рассказывающих о небесной жизни медведя и его земных деяниях. Утром пели песню пробуждения и хвалебные песнопения. Затем начиналось драматическое представление.

На медвежьем празднике должны были участвовать все: взрослые и дети. Считалось, что кто не примет участия медведь обидится и когда-нибудь причинит ему неприятность. Этому верили все. В перерывах между сценками, в которых участвовали только мужчины в берестяных масках, мальчики исполняли под звучание санквылтап (струнный инструмент) мужские танцы, а женщины и девочки с лицом, эакрытыми платком, исполняли женские танцы. Особенно активными были дети, начиная с З-х летнего возраста. Пожилые люди говорили детям: «Хоть раз, но нужно потанцевать перед медведем, иначе он обидится и потом во время сбора ягод может напугать вас». Дети искренне верили взрослым, боялись медведя и плясали, как могли. Некоторых малышей — танцоров взрослые хвалили, подбадривали.

«ВОРОНИЙ ДЕНЬ»

( 7 апреля) 

«Вороний день» – «Вурна хатл» (хант.), «Уринэква хотал» (манс.) отмечается 7 апреля, на Благовещенье Пресвятой Богородицы. «Вороний праздник» принадлежит к числу наиболее самобытных явлений традиционной культуры и является днём прилёта первых птиц, т.е. ворон, которые несут весть о пробуждении природы и жизни.
Широко отмечается во всех национальных посёлках ХМАО, по – своему. В городе Ханты-Мансийск празднование проходит в парке-музее «Торум – Маа».

В представлениях обских угров ворона – покровительница женщин и детей, а «Вороний день» ассоциировался с вестником солнца. Праздник может быть как массовый, так и семейный.

В день праздника кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.

— Говорят, давным – давно ворона белой была. И жила она с людьми, в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не то, что живность накормить – самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Недолго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили её люди и глазам не поверили: улетела птица белая, а вернулась – чёрная. А когда узнали, что наелась она падали, выгнали прочь из чума. Потому что, как бы ты ни бедствовал, а до такой низости опускаться нельзя.

Прогнали люди ворону, а она всё равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере. И ещё, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей.

За день до прилёта ворон, вечером, делают из сена гнёзда, в них кладут конский помёт, вместо яиц от 3 до 5 штук. Гнёзда делали возле стайки, в огороде, каждый ребёнок мог делать по несколько гнёзд. Утром надо было рано встать и всё собрать, чтоб другие люди не собрали. Стараются собрать как можно больше, для того чтобы летом найти много утиных гнёзд. В каждом доме пекут золотистых птиц, и дети, бегая по улице, держа на небольших палочках испечённых птиц, собирают щепочки.

Желающие сходить в лес собираются вместе, несут с собой еду, готовят «саламат», совершают поры (бескровное жертвоприношение): ставят стол, а на него жертвенную пищу для ворон. Молятся, призывая всех Духов — покровителей.
После трапезы играли в разные игры, соревновались, показывали сценки, пели песни, танцевали традиционные танцы, а также танцы, изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками. На дерево вешали лоскутки, загадывая при этом желания, изготовлялись на всех членов семьи.

Людям верилось, что «Вороний праздник» принесёт благополучие на целый год. С этим связаны приметы, гадания, приходившиеся на «Вороний день»: какова будет весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. Считалось, если 7 апреля ветер дует с севера, то «сорок утренников пройдет до тепла», т.е. сорок утренников сохранится холодная погода. Следили за тем, куда садится прилетающая ворона: если на верхушку дерева, то к «большой воде». По количеству снега определяли, много ли рыбы и ягод будет.

«ПРОВОДЫ ЛЕБЕДЯ»

Мало кому известно, что у народа ханты и манси существуют кроме почитаемого дня «Ворна хатла» (хант.), «Урна-эква хотал» (манс.) — «Вороньего дня», ещё один праздник – Проводы Лебедя, который посвящён встрече и проводам священной птицы – лебедя. Этому событию предшествует праздник, сопровождаемый особым ритуалом.

Вот что рассказал И.С. Посохов, пожилой человек, по национальности ханты о ритуале такого праздника «Проводов Лебедя», свидетелем которого он был однажды осенью.
Накануне жители юрт договорились о времени выезда на праздник.
В день праздника подъехали к священному месту, и мужчины-охотники оповестили о своём приезде тремя залпами из охотничьих ружей. Попечитель святого места, услышав стрельбу, вышел на берег встречать нарядно одетых гостей. Приехавшие, причалив лодки к мостику, шли вереницей в деревню по тропе, выстланной ветками и сеном.

Затем женщины поджигали сложенные дрова, на доску у костра ставили угощения. Спиртным окропляли огонь, бросали по монетке в костёр и после этого выстраивались в ряд и, посылая поклоны, нашептывали: «Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли… Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной… Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землёй».

Потом женщины поворачивались через правое плечо, заканчивая ритуал, и начинали трапезу.
В стороне на колышке были подвешены узелки с подарками. Это было общее место для совершения обряда. Стар и мал толпой, стояли тут и просили лебедя принять их подарки.
Основной обряд проводился на священном месте, куда разрешено было ходить только мужчинам. Здесь совершалось жертвоприношение. Это место было основано с незапамятных времён далёкими предками.

Мужчины привели жертвенное животное, привязали его под кряжистый краснотал, а на другом дереве уже был сделан примитивный стол, под ним пропущены жерди между ветками дерева. Попечитель святого места расставил угощение, развязал узелки с подарками, каждую вещь, обволакивая дымом тлеющей чаги, развешивал на жерди. Присутствующие бросали на стол по монетке, вставали напротив стола, кланялись. Затем попечитель вывел животное и начинал водить его по ходу солнца.

— Ац! — раздавался призывный клич после каждого оборота — и семь раз эхо разносило этот клич…
В заключение праздника один из организаторов нанёс на четырёхгранной палочке количество людей от каждой семьи, чтобы потом разделить поровну расходы, связанные с обрядовым ритуалом, потом достал из котла кусок шеи, сердца и глаз принесённого в жертву животного, наколол их на отростки шеста, приставил его к столу, приделанному к дереву.

На этом праздник закончился.

«ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДА»

Проводится в феврале в Нижневартовском, Берёзовских районах и ЯНАО. Как правило, приурочивается к Дню защитника Отечества, 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый

день, на протяжении которого можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины. Выпить чаю или пропустить чарку-другую, чтобы согреться.

Самое главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Разновидностей этих увлекательных состязаний насчитывается целых пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Отдельно соревнуются женщины. Одновременно с гонками проходят другие соревнования по традиционным северным видам спорта: метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, тройной прыжок, метание топора на дальность. Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.).

«ПРАЗДНИК ВОДЯНОГО ЦАРЯ ВИТХОНА»

В настоящее время отмечается в Берёзовском районе и ряде национальных сел ХМАО весной, после вскрытия рек. «Витхон» (манс.), или «Вит-куль» (хант.), — водяной царь – персонаж религиозных верований, мифов и сказок обских угров – почитается духом воды, хозяином всех водоёмов. По разным вариантам мифа Витхон – сын небесного божества Торума либо древний человек-богатырь, которого Торум поставил присматривать за реками.

В день первого спуска лодок на воду Витхону коллективно приносится жертва. В прошлом, как правило, практиковался Ир (принесение в жертву животных), в настоящее время обычно ограничиваются бескровным угощением духа повседневной пищей, часто выливают в реку стакан спиртного напитка.

«ПРАЗДНИК ОБЛАСА»

Проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе поочередно в каждом национальном посёлке. Основой праздничной программы являются гонки на обласах. В каждом заезде участвуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой.

Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин до 55 лет, мужчин-ветеранов и женщин. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная, игрой в палочку (две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись руками в палочку, тянут ее каждая к себе пытаясь отобрать у соперницы).

Вечером – застолье. В последние годы в празднике обласа принимают участие представители коренных народов других регионов России и из-за рубежа.

«ТЫЛЬЩ ПОРЫ» – «НАРОЖДЕНИЕ ЛУНЫ»

(январь, февраль, март)

Раньше данный праздник проводили три месяца подряд в январе, феврале и марте.

«Тыльщ поры» раньше был молодёжным праздникам, в нём принимали участие и взрослые. Девушки и парни брали мешок, палку или лопату и ходили собирать угощения. Перед тем, как войти в дом (два или три дома или обойти квартиры) палкой скребут стену или дверь снизу вверх: «Хулы, хулы, тэл вохс, йилуп най пух, йилуп ворт пух, щи этас». Хозяева приглашают пришедших. Участники праздника несут из дома еду, стряпанное, а также посуду для себя. У обско-угорских народов праздник…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фотосессия на новогодние праздники
  • Хакасский праздник чыл пазы
  • Фунтик спектакль сценарий
  • Ханты мансийский автономный округ праздник
  • Фотосессия детских праздников