Ханука праздник традиции

из «Книги нашего Наследия»

из «Книги нашего Наследия»

Светлой памяти Давида Львовича Марголина посвящается

Праздник Хануки

Этот восьмидневный праздник начинается двадцать пятого Кислева. Вечером — накануне первого дня Хануки — начинают зажигать ханукальный светильник и зажигают его каждый вечер в течение восьми дней.

Что такое Ханука?

Наши наставники учили: «25-е Кислева — начало восьми дней Хануки. В эти дни не оплакивают умерших и не постятся.

Когда греки захватили Храм, они осквернили все масло для светильника. После победы Хашмонаев они искали масло и нашли только один кувшин, запечатанный печатью первосвященника. В нем было масла лишь на один день, но произошло чудо, и оно горело восемь дней. На следующий год в эти дни был установлен праздник благодарения и прославления Вс-вышнего. » (Шабат, 21)

«Во времена Второго Храма греческие цари издали злодейские указы, запрещающие веру Израиля, не позволяли изучать Тору и исполнять заповеди. Они грабили евреев и преследовали их, ворвались в Храм и осквернили его чистоту. Они жестоко притесняли Израиль, пока Вс-вышний не спас его от преследований. Тогда усилились Хашмонаи, семейство первосвященников, и спасли Израиль от врагов и поставили царя из священников. После этого на двести лет Израиль стал независимым — вплоть до гибели Второго Храма.

Когда Израиль победил и уничтожил своих врагов, был двадцать пятый день месяца Кислев. Вступившие в Храм нашли только один кувшин чистого масла для светильника, которого могло хватить только на один день. Но оно горело в храмовых светильниках восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло. » (Рамбам, «Законы Хануки», 3)

Как пишет далее Рамбам и другие комментаторы, мудрецы того поколения решили сделать эти восемь дней (начинающиеся двадцать пятого Кислева) днями радости и прославления Вс-вышнего и постановили каждый вечер зажигать светильники у входа в дом, чтобы открыто свидетельствовать о чуде. Этот праздник назвали «Ханукой» — днем, когда еврейский народ, наконец, вздохнул свободно.

В самом названии праздника содержится намек на это. Дело в том, что слово «Ханука» можно прочитать как Хану-ка, на иврите — «отдохнули двадцать пятого».

Дни Хануки — дни прославления и благодарения. Для того, чтобы прославлять в эти дни Вс-вышнего, в утренней молитве Шахарит в Хануку читают Галлель — специально отобранные Псалмы Давида — целиком, не выпуская отрывки, которые не читаются в Рош Ходеш и в седьмой день Песах.

В знак нашей благодарности за чудесное спасение, посланное нам Вс-вышним во времена Хашмонаев, мы включаем во все молитвы и некоторые благословения особый ханукальный отрывок: «За чудеса… совершенные в дни Матитьягу — первосвященника…»

Ханукальные светильники

Если это возможно, следует наполнять ханукальные светильники очищенным оливковым маслом и пользоваться фитилем, скрученным из хлопковых волокон, поскольку в таком случае светильник дает ясный, чистый свет и напоминает о светильниках, стоявших в Храме, в которых тоже горело оливковое масло. Но годятся и любые другие масло и фитиль, если их пламя горит ровно и не дает копоти. Можно зажигать и восковые, сальные или парафиновые свечи.

Светильник должен быть красивым и хорошо начищенным, желательно — металлическим или стеклянным. В глиняном светильнике можно зажечь огонь только один раз, ибо он сразу же становится непривлекательным и не годится для исполнения заповеди уже назавтра.

Остатки фитиля и масла, использованных для зажигания ха-нукального светильника, можно использовать еще раз.

Это же относится и к парафиновым и восковым свечам — все пригодные для исполнения заповеди предметы можно использовать изо дня в день.

Как их зажигают

В первый праздничный вечер зажигают один светильник, во второй — два и так далее, так что в восьмой вечер зажигают восемь светильников.

Берут «ханукию» — ханукальный подсвечник с восемью светильниками — и зажигают в первый день крайний правый светильник.

Во второй день к нему добавляют один светильник слева и начинают зажигать с него (т. е. зажигают слева направо), и так каждый день — прибавляют по светильнику слева и начинают зажигать огни с него, то есть слева направо.

Этот порядок установлен, чтобы напомнить, что каждый новый светильник драгоценнее предыдущего, ибо напоминает о чуде, становившемся все более явным и значительным с каждым днем. Поэтому всегда зажигают первым новый светильник; зажигание их слева направо — часть общего правила, установленного для всех мицвот, к которым это может относится: двигаться слева направо.

Светильники должны располагаться на одной линии и иметь одинаковую высоту. Между светильниками должно быть достаточное расстояние, чтобы каждый из них горел отдельно, пламя их не сливалось и жар одной свечи не оплавлял другую.

В первый вечер Хануки, прежде чем зажечь светильники, произносят три благословения:

«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник», «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это время [года]» и «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам дожить, досуществовать и дойти до этого времени».

После этого зажигают светильники.

Третье благословение — «Давший нам дожить…» — произносят только, когда зажигают светильники в первый раз в течение праздника — либо в первый день его, либо во второй, третий и т. д., если что-либо помешало зажечь их раньше — и больше не повторяют.

Кроме ханукальных огней принято зажигать еще один, дополнительный светильник — шамаш («служебный»).

Шамаш используется для освещения, от него можно зажигать другие огни, в то время, как ханукальные светильники нельзя использовать ни для какой другой цели, кроме выполнения заповеди. Поэтому обычно зажигают ханукальные светильники от шамаша и оставляют шамаш рядом, на том же подсвечнике. Однако его нельзя ставить в один ряд с ханукальными светильниками, ибо должно быть заметно, что он не является одним из них.

Необходимо также, чтобы чтобы помещение было достаточно освещено и без ханукальных светильников и шамаша.

Не принято зажигать друг от друга даже ханукальные светильники, находящиеся на одной «ханукие».

Во время зажигания светильников все домочадцы должны собраться вместе, ибо заповедь требует именно огласки, прославления чуда.

После зажигания первого светильника произносят или поют слова «Ганерот галалу» («Эти светильники»), а также праздничные песни.

Где их зажигают

Мудрецы постановили, что светильники следует зажигать у главного, ближайшего к Ршут Гарабим («Общественной территории») входа в дом, с левой стороны двери, напротив мезузы. Светильники не должны находиться на высоте, меньшей трех ладоней (около 24 см) и большей десяти ладоней (около 80 см) от земли. Тем не менее, если светильники установлены на высоте от 10 ладоней до 20 локтей, заповедь все-таки считается выполненной.

Все эти правила установлены для лучшего прославления чуда, ибо в этом месте и на этой высоте светильники наиболее заметны.

В наше время многие ставят светильники на подоконники окон, выходящих на улицу.

Светильники не следует ставить на стол внутри квартиры, поскольку в таком случае не происходит всеобщее, публичное «оглашение» чуда.

Тому, кто живет в высоком доме, и его окно выходит на улицу на высоте более двадцати локтей (т. е. около десяти метров), не следует зажигать светильники на подоконнике. В таком случае предпочтительнее зажечь их у того входа в квартиру, которым пользуется большинство входящих, с левой стороны двери.

Когда их зажигают

Существует два наиболее распространенных обычая:

1. Зажигать ханукальные светильники с закатом солнца (согласно мнению Виленского гаона раби Элияу). Так поступают во многих литовских общинах (некоторые ждут несколько минут после заката солнца).

2. Зажигать с выходом звезд, так поступают во многих хасидских и сефардских общинах. Как правило, после появления звезд произносят вечернюю молитву Маарив и тотчас после этого зажигают ханукальные огни.

Каждый должен поступать в соответствии с обычаем, принятым у него в общине.

Если это время было по каким-то причинам пропущено, ханукальные свечи можно зажечь на протяжении всей ночи, пока члены семьи не спят.

Тот, кто не смог зажечь светильники, пока члены его семьи бодрствовали, зажигает их, когда они спят, но без благословения. Тот, кто не успел зажечь их до рассвета, уже не должен зажигать их в этот день.

За полчаса до времени зажигания свечей нельзя есть и пить опьяняющие напитки, а после появления первых звезд, когда уже можно зажигать свечи, или, по мнению Виленского гаона, после захода солнца, запрещается даже учить Тору до тех пор, пока не будет исполнена заповедь.

Светильники должны гореть не меньше получаса после выхода звезд. Поэтому необходимо заранее заправить их соответствующим количеством масла. Те, кто зажигают светильники раньше, сразу после захода солнца, должны позаботиться, чтобы они горели не меньше пятидесяти минут, то есть чтобы после появления звезд оставалось масла хотя бы полчаса.

Если масла не хватило на полчаса, его не следут добавлять, ибо заповедь все равно не будет считаться выполненной. Нужно погасить все светильники, заправить их и зажечь заново.

Если масла налито вдоволь, через полчаса светильники можно погасить, чтобы сохранить масло назавтра или воспользоваться им для других нужд. Все это — лишь при условии, что так было намечено поступить заранее. Но если с самого начала не была обусловлена возможность его использования в других целях, остаток масла и фитиля (не использованный при зажигании светильника в последний день праздника) можно только сжечь, устроив из них костер.

Все время, пока ханукальный светильник горит, даже если обязательные полчаса уже прошли, его нельзя использовать для освещения и переносить с места на место. Сначала надо погасить огонь, а потом зажечь его снова, уже для будничных нужд.

В канун субботы зажигают сначала ханукальные светильники, а затем субботние. Это происходит задолго до захода солнца, поэтому необходимо залить в светильники побольше масла, чтобы после появления звезд они горели хотя бы полчаса.

На исходе субботы вначале совершают Гавдалу над вином, и лишь затем зажигают ханукальные огни. Однако существует и противоположный обычай, и каждый должен следовать тому, который принят у него в общине. У сефардских евреев принято в синагоге зажигать ханукальные огни до Гавдалы, а дома — наоборот.

Кто их зажигает

Исполнять эту заповедь обязаны все — и мужчины, и женщины. Даже ребенок старше девяти лет обязан зажигать ханукальные светильники, если кто-то из членов семьи не сделал это за него.

Сын, живущий в доме у своего отца, обязан зажечь отдельный светильник, если у него есть своя комната или угол в доме. Если нет, светильники за него зажигает отец. У сефардских евреев принято, что ханукальные светильники за всех домочадцев зажигает глава семьи.

Гость тоже должен зажигать светильники, если ему отведена в доме особая комната или угол. Если нет, то он обязательно должен принять хотя бы символическое участие в расходах, связанных с зажиганием светильников, и тогда заповедь за него может выполнить хозяин дома.

В синагоге ханукальные светильники благословляют и зажигают между молитвами Минха и Маарив. Тот, кто благословил и зажег светильники в синагоге, дома делает это еще раз.

Вообще — зажигать светильники надо повсюду, где постоянно собираются люди — ради публичного свидетельства о чуде.

В синагоге ханукальные светильники зажигают у южной стены здания.

В доме, где ханукальные светильники зажигают несколько человек, нужно поставить подсвечники на таком расстоянии друг от друга, чтобы было хорошо видно, сколько огней зажег каждый.

«Заповедь Хануки в высшей, особой степени угодна Вс-вышнему. Человек должен исполнять ее со всей тщательностью, повествуя о чуде и умножая хвалы Вс-вышнему, сделавшему его для нас. Даже тот, кто кормится подаянием, пусть попросит милостыню или продаст свою одежду, купит на добытые таким образом деньги масло и зажжет светильник.

Тот, перед кем в канун субботы стоит выбор — купить масла для ханукальных светильников или вино для субботнего кидуша, должен предпочесть заповедь Хануки и купить масло, даже если в таком случае у него не будет вина для кидуша.

Поскольку обе эти заповеди установлены еврейскими мудрецами, следует предпочесть ту, которая содержит память о чуде. » (Рамбам)

Законы Хануки

Все восемь дней Хануки в утреннюю молитву включается полный Галлель, а специальный ханукальный фрагмент «За чудеса…» включается во все молитвы и некоторые благословения (в том числе в благословение после трапезы — Биркат Га-мазон).

В синагогах читают раздел Торы «Начальники колен» (Бамидбар, 7), рассказывающий о жертвах, приносившихся в Храме при обновлении жертвенника. Каждый день читают о жертвах, принесенным главой одного из колен, а в восьмой день читают о жертвоприношениях главы восьмого и всех оставшихся колен. Затем читают «Это — [дары] в честь обновления жертвенника…» и завершают чтение Торы первой частью раздела «Когда ты будешь зажигать светильники» — до слов «Так сделал он светильник».

Тот, кто по ошибке пропустил слова «За чудеса…» в молитве «Восемнадцать благословений» и вспомнил об этом до того, как произнес Имя Вс-вышнего в конце благословения «Благодарим…», возвращается назад и произносит отрывок «За чудеса…» если же он вспомнил об этом позже, то заканчивает молитву без этого фрагмента.

Если Рош Ходеш Тевет пришелся на субботу, то в Биркат Гамазон читаются три дополнительных фрагмента: «За чудеса» — в честь Хануки, «Да будет угодно…» — в честь субботы и «Да поднимется и придет…» — в честь Рош Ходеш. Это — самое длинное благословение после трапезы в году! В синагоге в таком случае выносят сразу три свитка Торы. По одному из них шесть человек читают недельную главу Торы, по другому седьмой человек читает отрывок, посвященный жертвам новомесячья, а по третьему читают о жертвоприношениях глав колен — в честь Хануки.

Все восемь дней Хануки не оплакивают мертвых и не постятся, однако можно совершать любую работу. Однако если умер еврейский мудрец — его оплакивают и в Хануку.

Магарилъ писал: «Традиция донесла до нас, что не следует работать в то время, когда горят ханукальные светильники, то есть, в то время, когда исполняется заповедь. Намек на это содержится в самом слове Ханука — “Ханука” (“отдохнули 25-го [Кислева]”)».

Существует обычай, запрещающий женщинам работать, пока горят ханукальные светильники, и от него не следует отступать. В некоторых сефардских общинах женщины не работают либо все восемь дней праздника, либо в первый и последний его дни.

Женщины выполняют обычай воздерживаться в Хануку от работы более строго, чем мужчины, потому, что военной победой над греками еврейский народ был, как рассказывает Талмуд, в значительной степени обязан женщине — Йегудит, дочери первосвященника Йоханана. Этот обычай является признанием заслуг еврейских женщин всех поколений.

В дни Хануки принято есть блюда, приправленные маслом или поджаренные на нем, в память о кувшине с оливковым маслом, благодаря которому совершилось чудо.

Обычаи Хануки

Хотя в Хануку не обязательно устраивать праздничную трапезу, большинство евреев все-таки старается в эти дни садить ся за стол в праздничной обстановке, беседовать о Торе и рассказывать о чудесах Хануки.

В сефардских общинах Иерусалима устраивают в дни Хануки многолюдные застолья, одна из задач которых — мирить людей, поссорившихся между собой.

В Хануку уделяют особое внимание обучению детей Торе. Во многих общинах устраиваются различные мероприятия, задача которых — пробудить в детях тягу к глубокому изучению Торы. Существует обычай раздавать детям в ходе этих мероприятий «ханукальные деньги» с тем, чтобы привлечь их внимание и интерес.

В диаспоре многие раввины покидали в дни Хануки свои города и отправлялись в деревни и местечки, где жили евреи, чтобы обучать их Торе. Таким образом евреи, жившие в далеких деревнях, могли хотя бы раз в году встретиться с выдающимися знатоками Торы и поучиться у них.

Дети в дни Хануки играют в свивон — четырехгранный волчок, на гранях которого начертаны еврейские буквы нун, гимел, гэй и пэй (в диаспоре — шин). Это первые буквы слов фразы «Великое чудо произошло здесь (в диаспоре — там, в Эрец Исраэль)». Игра в свивон была придумана для того, чтобы даже самые маленькие дети задумались о чуде Хануки.

Главный обычай Хануки — Хинух, воспитание — (однокоренное со словом «Ханука» слово на иврите) — воспитание как детей, так и всего народа. Его задача — добиться того, чтобы евреи не забывали о милости, оказанной им Вс-вышним, прославляли Его и исполняли Его заповеди.

День Обновления

День двадцать пятого Кислева, когда произошло обновление (очищение и освящение) жертвенника во времена Хашмонаев, был выделен для этой цели еще со времен Дарования Торы. Об этом дне говорил позднее пророк Хаггай. Смысл его предсказания стал полностью понятен только во времена Хашмонаев.

Вот что говорят об этом наши мудрецы.

Рабби Ханина сказал: «Работы по изготовлению Мишкана (Скинии Завета) в пустыне были закончены 25-го Кислева. Однако он хранился в разобранном виде до 1-го Нисана, когда, по приказу Вс-вышнего, Моше собрал его.

Моше пришлось ждать так много времени, потому что Вс-вышний хотел отложить освящение Мишкана до радостного месяца Нисан. Поскольку, таким образом, месяц Кислев лишился этой высокой чести, Вс-вышний решил возместить ему потерянное. Это и произошло в Хануку, когда Хашмонаи обновили жертвенник во Втором Храме. » (Ялкут, 184)

Позднее, когда первые изгнанники вернулись из Вавилона и начали строить Второй Храм, фундамент нового здания был завершен 24-го Кислева. 25-го Кислева евреи праздновали это событие. Однако пророк Хаггай написал: «Обратите ваши сердца от этого дня и далее, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда был основан Храм Г-спода, обратите ваши сердца». (Хаггай, 2)

В этих словах был скрыт намек. «Обратите ваши сердца от этого дня далее» значило — не празднуйте его, празднуйте следующий за ним день, 25-е Кислева, когда придет его срок. Об этом же свидетельствует и то, что гематрия слов «ваши сердца» равна девяноста четырем и совпадает с гематрией слова «Ха-нука».

Оглавление

Праздник Хануки ↓

Что такое Ханука? ↓

Ханукальные светильники ↓

Как их зажигают ↓

Где зажигают Ханукию ↓

Когда зажигают Ханукальные свечи ↓

Кто зажигает Ханукальные свечи ↓

Законы Хануки ↓

Обычаи Хануки ↓

День Обновления ↓

Праздник Хануки [↑]

Этот восьмидневный праздник начинается двадцать пятого Кислева. Вечером — накануне первого дня Хануки — начинают зажигать ханукальный светильник и зажигают его каждый вечер в течение восьми дней.

Что такое Ханука? [↑]

Ханукальный подсвечник — «Ханукия» — каждый день зажигают на одну свечу больше.

Наши наставники учили: «25-е Кислева — начало восьми дней Хануки. В эти дни не оплакивают умерших и не постятся.

Когда греки захватили Храм, они осквернили все масло для светильника. После победы Хашмонаев они искали масло и нашли только один кувшин, запечатанный печатью первосвященника. В нем было масла лишь на один день, но произошло чудо, и оно горело восемь дней. На следующий год в эти дни был установлен праздник благодарения и прославления Вс-вышнего.» (Шабат, 21)

«Во времена Второго Храма греческие цари издали злодейские указы, запрещающие веру Израиля, не позволяли изучать Тору и исполнять заповеди. Они грабили евреев и преследовали их, ворвались в Храм и осквернили его чистоту. Они жестоко притесняли Израиль, пока Вс-вышний не спас его от преследований. Тогда усилились Хашмонаи, семейство первосвященников, и спасли Израиль от врагов и поставили царя из священников. После этого на двести лет Израиль стал независимым — вплоть до гибели Второго Храма.

Когда Израиль победил и уничтожил своих врагов, был двадцать пятый день месяца Кислев. Вступившие в Храм нашли только один кувшин чистого масла для светильника, которого могло хватить только на один день. Но оно горело в храмовых светильниках восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло.» (Рамбам, «Законы Хануки», 3)

На Хануку принято жарить традиционные пончики — суфганиет

Как пишет далее Рамбам и другие комментаторы, мудрецы того поколения решили сделать эти восемь дней (начинающиеся двадцать пятого Кислева) днями радости и прославления Вс-вышнего и постановили каждый вечер зажигать светильники у входа в дом, чтобы открыто свидетельствовать о чуде. Этот праздник назвали «Ханукой» — днем, когда еврейский народ, наконец, вздохнул свободно.

В самом названии праздника содержится намек на это. Дело в том, что слово «Ханука» можно прочитать как Хану-ка, на иврите — «отдохнули двадцать пятого».

Дни Хануки — дни прославления и благодарения. Для того, чтобы прославлять в эти дни Вс-вышнего, в утренней молитве Шахарит в Хануку читают Галлель — специально отобранные Псалмы Давида — целиком, не пропуская отрывки, которые пропускают в Рош Ходеш, в седьмой день Песаха и в полупраздничные дни (холь hа-моэд) Песаха.

В знак нашей благодарности за чудесное спасение, посланное нам Вс-вышним во времена Хашмонаев, мы включаем во все молитвы и некоторые благословения особый ханукальный отрывок: «За чудеса… совершенные в дни Матитьягу — первосвященника…»

Ханукальные светильники [↑]

Для исполнения заповеди достаточно каждый день Хануки зажечь как минимум одну свечу. Свеча может быть и парафиновой, однако зажигать свечу с оливковым маслом предпочтительнее — в память о Храмовой Меноре

Если это возможно, следует наполнять ханукальные светильники очищенным оливковым маслом и пользоваться фитилем, скрученным из хлопковых волокон, поскольку в таком случае светильник дает ясный, чистый свет и напоминает о светильниках, стоявших в Храме, в которых тоже горело оливковое масло. Но годятся и любые другие масло и фитиль, если их пламя горит ровно и не дает копоти. Можно зажигать и восковые, сальные или парафиновые свечи.

Светильник должен быть красивым и хорошо начищенным, желательно — металлическим или стеклянным. В глиняном светильнике можно зажечь огонь только один раз, ибо он сразу же становится непривлекательным и не годится для исполнения заповеди уже назавтра.

Остатки фитиля и масла, использованных для зажигания ханукального светильника, можно использовать еще раз.

Это же относится и к парафиновым и восковым свечам — все пригодные для исполнения заповеди предметы можно использовать изо дня в день.

Как их зажигают [↑]

В первый праздничный вечер зажигают один светильник, во второй — два и так далее, так что в восьмой вечер зажигают восемь светильников.

Каждый следующий день Хануки добавляют свечу с правого конца Ханукии, а зажигают — наоборот — от левой свечи к правой

Берут «ханукию» — ханукальный подсвечник с восемью светильниками — и зажигают в первый день крайний правый светильник.

Во второй день к нему добавляют один светильник слева и начинают зажигать с него (т.е. зажигают слева направо), и так каждый день — прибавляют по светильнику слева и начинают зажигать огни с него, то есть слева направо.

Этот порядок установлен, чтобы напомнить, что каждый новый светильник драгоценнее предыдущего, ибо напоминает о чуде, становившемся все более явным и значительным с каждым днем. Поэтому всегда зажигают первым новый светильник; зажигание их слева направо — часть общего правила, установленного для всех мицвот, к которым это может относиться: двигаться слева направо.

Светильники должны располагаться на одной линии и иметь одинаковую высоту. Между светильниками должно быть достаточное расстояние, чтобы каждый из них горел отдельно, пламя их не сливалось и жар одной свечи не оплавлял другую.

В первый вечер Хануки, прежде чем зажечь светильники, произносят три благословения:

«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник», «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это время [года]» и «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам дожить, досуществовать и дойти до этого времени».

После этого зажигают светильники.

Третье благословение — «Давший нам дожить…» — произносят только, когда зажигают светильники в первый раз в течение праздника — либо в первый день его, либо во второй, третий и т.д., если что-либо помешало зажечь их раньше — и больше не повторяют.

Кроме ханукальных огней принято зажигать еще один, дополнительный светильник — шамаш («служебный»).

Шамаш используется для освещения, от него можно зажигать другие огни, в то время, как ханукальные светильники нельзя использовать ни для какой другой цели, кроме выполнения заповеди. Поэтому обычно зажигают ханукальные светильники от шамаша и оставляют шамаш рядом, на том же подсвечнике. Однако его нельзя ставить в один ряд с ханукальными светильниками, ибо должно быть заметно, что он не является одним из них.

Необходимо также, чтобы чтобы помещение было достаточно освещено и без ханукальных светильников и шамаша.

Не принято зажигать друг от друга даже ханукальные светильники, находящиеся на одной «ханукии».

Во время зажигания светильников все домочадцы должны собраться вместе, ибо заповедь требует именно огласки, прославления чуда.

После зажигания первого светильника произносят или поют слова «аНерот алалу» («Эти светильники»), а также праздничные песни.

Где зажигают Ханукию [↑]

Мудрецы постановили, что светильники следует зажигать у главного, ближайшего к Ршут Гарабим («Общественной территории») входа в дом, с левой стороны двери, напротив мезузы. Светильники не должны находиться на высоте, меньшей трех ладоней (около 24 см) и большей десяти ладоней (около 80 см) от земли. Тем не менее, если светильники установлены на высоте от 10 до 20 ладоней, заповедь все-таки считается выполненной.

Все эти правила установлены для лучшего прославления чуда, ибо в этом месте и на этой высоте светильники наиболее заметны.

В наше время многие ставят светильники на подоконники окон, выходящих на улицу.

Светильники не следует ставить на стол внутри квартиры, поскольку в таком случае не происходит всеобщее, публичное «оглашение» чуда.

Тому, кто живет в высоком доме, и его окно выходит на улицу на высоте более двадцати локтей (т.е. около десяти метров), не следует зажигать светильники на подоконнике. В таком случае предпочтительнее зажечь их у того входа в квартиру, которым пользуется большинство входящих, с левой стороны двери.

Когда зажигают Ханукальные свечи [↑]

Существует два наиболее распространенных обычая:

1. Зажигать ханукальные светильники с закатом солнца (согласно мнению Виленского гаона раби Элияу). Так поступают во многих литовских общинах (некоторые ждут несколько минут после заката солнца).

2. Зажигать с выходом звезд, так поступают во многих хасидских и сефардских общинах. Как правило, после появления звезд произносят вечернюю молитву Маарив и тотчас после этого зажигают ханукальные огни.

Каждый должен поступать в соответствии с обычаем, принятым у него в общине.

Если это время было по каким-то причинам пропущено, ханукальные свечи можно зажечь на протяжении всей ночи, пока члены семьи не спят.

Тот, кто не смог зажечь светильники, пока члены его семьи бодрствовали, зажигает их, когда они спят, но без благословения. Тот, кто не успел зажечь их до рассвета, уже не должен зажигать их в этот день.

За полчаса до времени зажигания свечей нельзя есть и пить опьяняющие напитки, а после появления первых звезд, когда уже можно зажигать свечи, или, по мнению Виленского гаона, после захода солнца, запрещается даже учить Тору до тех пор, пока не будет исполнена заповедь.

Светильники должны гореть не меньше получаса после выхода звезд. Поэтому необходимо заранее заправить их соответствующим количеством масла. Те, кто зажигают светильники раньше, сразу после захода солнца, должны позаботиться, чтобы они горели не меньше пятидесяти минут, то есть чтобы после появления звезд оставалось достаточно масла для горения хотя бы полчаса.

Если масла не хватило на полчаса, его не следут добавлять, ибо заповедь все равно не будет считаться выполненной. Нужно погасить все светильники, заправить их и зажечь заново.

Если масла налито вдоволь, через полчаса светильники можно погасить, чтобы сохранить масло назавтра или воспользоваться им для других нужд. Все это — лишь при условии, что так было намечено поступить заранее. Но если с самого начала не была обусловлена возможность его использования в других целях, остаток масла и фитиля (не использованный при зажигании светильника в последний день праздника) можно только сжечь, устроив из них костер.

Все время, пока ханукальный светильник горит, даже если обязательные полчаса уже прошли, его нельзя использовать для освещения и переносить с места на место. Сначала надо погасить огонь, а потом зажечь его снова, уже для будничных нужд.

В канун субботы зажигают сначала ханукальные светильники, а затем субботние. Это происходит задолго до захода солнца, поэтому необходимо залить в светильники побольше масла, чтобы после появления звезд они горели хотя бы полчаса.

На исходе субботы вначале совершают Гавдалу над вином, и лишь затем зажигают ханукальные огни. Однако существует и противоположный обычай, и каждый должен следовать тому, который принят у него в общине. У сефардских евреев принято в синагоге зажигать ханукальные огни до Гавдалы, а дома — наоборот.

Кто зажигает Ханукальные свечи [↑]

Исполнять эту заповедь обязаны все — и мужчины, и женщины. Даже ребенок старше девяти лет обязан зажигать ханукальные светильники, если кто-то из членов семьи не сделал это за него.

Сын, живущий в доме у своего отца, обязан зажечь отдельный светильник, если у него есть своя комната или угол в доме. Если нет, светильники за него зажигает отец. У сефардских евреев принято, что ханукальные светильники за всех домочадцев зажигает глава семьи.

Гость тоже должен зажигать светильники, если ему отведена в доме особая комната или угол. Если нет, то он обязательно должен принять хотя бы символическое участие в расходах, связанных с зажиганием светильников, и тогда заповедь за него может выполнить хозяин дома.

В синагоге ханукальные светильники благословляют и зажигают между молитвами Минха и Маарив. Тот, кто благословил и зажег светильники в синагоге, дома делает это еще раз.

Вообще — зажигать светильники надо повсюду, где постоянно собираются люди — ради публичного свидетельства о чуде.

В синагоге ханукальные светильники зажигают у южной стены здания.

В доме, где ханукальные светильники зажигают несколько человек, нужно поставить подсвечники на таком расстоянии друг от друга, чтобы было хорошо видно, сколько огней зажег каждый.

«Заповедь Хануки в высшей, особой степени угодна Вс-вышнему. Человек должен исполнять ее со всей тщательностью, повествуя о чуде и умножая хвалы Вс-вышнему, сделавшему его для нас. Даже тот, кто кормится подаянием, пусть попросит милостыню или продаст свою одежду, купит на добытые таким образом деньги масло и зажжет светильник.

Тот, перед кем в канун субботы стоит выбор — купить масла для ханукальных светильников или вино для субботнего кидуша, должен предпочесть заповедь Хануки и купить масло, даже если в таком случае у него не будет вина для кидуша.

Поскольку обе эти заповеди установлены еврейскими мудрецами, следует предпочесть ту, которая содержит память о чуде.» (Рамбам)

Законы Хануки [↑]

Все восемь дней Хануки в утреннюю молитву включается полный Галлель, а специальный ханукальный фрагмент «За чудеса…» включается во все молитвы и некоторые благословения (в том числе в благословение после трапезы — Биркат Амазон).

В синагогах читают раздел Торы «Начальники колен» (Бамидбар, Т), рассказывающий о жертвах, приносившихся в Храме при обновлении жертвенника. Каждый день читают о жертвах, принесенным главой одного из колен, а в восьмой день читают о жертвоприношениях главы восьмого и всех оставшихся колен. Затем читают «Это — [дары] в честь обновления жертвенника…» и завершают чтение Торы первой частью раздела «Когда ты будешь зажигать светильники» — до слов «Так сделал он светильник».

Тот, кто по ошибке пропустил слова «За чудеса…» в молитве «Восемнадцать благословений» и вспомнил об этом до того, как произнес Имя Вс-вышнего в конце благословения «Благодарим…», возвращается назад и произносит отрывок «За чудеса…» если же он вспомнил об этом позже, то заканчивает молитву без этого фрагмента.

Если Рош Ходеш Тевет пришелся на субботу, то в Биркат Гамазон читаются три дополнительных фрагмента: «За чудеса» — в честь Хануки, «Да будет угодно…» — в честь субботы и «Да поднимется и придет…» — в честь Рош Ходеш. Это — самое длинное благословение после трапезы в году! В синагоге в таком случае выносят сразу три свитка Торы. По одному из них шесть человек читают недельную главу Торы, по другому седьмой человек читает отрывок, посвященный жертвам новомесячья, а по третьему читают о жертвоприношениях глав колен — в честь Хануки.

Все восемь дней Хануки не оплакивают мертвых и не постятся, однако можно совершать любую работу. Однако если умер еврейский мудрец — его оплакивают и в Хануку.

Магарилъ писал: «Традиция донесла до нас, что не следует работать в то время, когда горят ханукальные светильники, то есть, в то время, когда исполняется заповедь». Намек на это содержится в самом слове Ханука — «Хану-ка» («отдохнули 25-го [Кислева]»).

Существует обычай, запрещающий женщинам работать, пока горят ханукальные светильники, и от него не следует отступать. В некоторых сефардских общинах женщины не работают либо все восемь дней праздника, либо в первый и последний его дни.

Женщины выполняют обычай воздерживаться в Хануку от работы более строго, чем мужчины, потому, что военной победой над греками еврейский народ был, как рассказывает Талмуд, в значительной степени обязан женщине — Йегудит, дочери первосвященника Йоханана. Этот обычай является признанием заслуг еврейских женщин всех поколений.

В дни Хануки принято есть блюда, приправленные маслом или поджаренные на нем, в память о кувшине с оливковым маслом, благодаря которому совершилось чудо.

Обычаи Хануки [↑]

Хотя в Хануку не обязательно устраивать праздничную трапезу, большинство евреев все-таки старается в эти дни садиться за стол в праздничной обстановке, беседовать о Торе и рассказывать о чудесах Хануки.

В сефардских общинах Иерусалима устраивают в дни Хануки многолюдные застолья, одна из задач которых — мирить людей, поссорившихся между собой.

В Хануку уделяют особое внимание обучению детей Торе. Во многих общинах устраиваются различные мероприятия, задача которых — пробудить в детях тягу к глубокому изучению Торы. Существует обычай раздавать детям в ходе этих мероприятий «ханукальные деньги» с тем, чтобы привлечь их внимание и интерес.

В диаспоре многие раввины покидали в дни Хануки свои города и отправлялись в деревни и местечки, где жили евреи, чтобы обучать их Торе. Таким образом евреи, жившие в далеких деревнях, могли хотя бы раз в году встретиться с выдающимися знатоками Торы и поучиться у них.

Дети в дни Хануки играют в свивон — четырехгранный волчок, на гранях которого начертаны еврейские буквы нун, гимел, гэй и пэй (в диаспоре — шин). Это первые буквы слов фразы «Великое чудо произошло здесь (в диаспоре — там, в Эрец Исраэль)». Игра в свивон была придумана для того, чтобы даже самые маленькие дети задумались о чуде Хануки.

Главный обычай Хануки — Хинух, воспитание — (однокоренное со словом «Ханука» слово на иврите) — воспитание как детей, так и всего народа. Его задача — добиться того, чтобы евреи не забывали о милости, оказанной им Вс-вышним, прославляли Его и исполняли Его заповеди.

День Обновления [↑]

День двадцать пятого Кислева, когда произошло обновление (очищение и освящение) жертвенника во времена Хашмонаев, был выделен для этой цели еще со времен Дарования Торы. Об этом дне говорил позднее пророк Хаггай. Смысл его предсказания стал полностью понятен только во времена Хашмонаев.

Вот что говорят об этом наши мудрецы.

Рабби Ханина сказал: «Работы по изготовлению Мишкана (Скинии Завета) в пустыне были закончены 25-го Кислева. Однако он хранился в разобранном виде до 1-го Нисана, когда, по приказу Вс-вышнего, Моше собрал его».

«Моше пришлось ждать так много времени, потому что Вс-вышний хотел отложить освящение Мишкана до радостного месяца Нисан. Поскольку, таким образом, месяц Кислев лишился этой высокой чести, Вс-вышний решил возместить ему потерянное. Это и произошло в Хануку, когда Хашмонаи обновили жертвенник во Втором Храме». (Ялкут, 184)

Позднее, когда первые изгнанники вернулись из Вавилона и начали строить Второй Храм, фундамент нового здания был завершен 24-го Кислева. 25-го Кислева евреи праздновали это событие. Однако пророк Хаггай написал: «Обратите ваши сердца от этого дня и далее, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда был основан Храм Г-спода, обратите ваши сердца». (Хаггай, 2)

В этих словах был скрыт намек. «Обратите ваши сердца от этого дня далее» значило — не празднуйте его, празднуйте следующий за ним день, 25-е Кислева, когда придет его срок. Об этом же свидетельствует и то, что гематрия слов «ваши сердца» равна девяноста четырем и совпадает с гематрией слова «Ханука».

р. Элияу Ки-Тов, «Книга нашего наследия»

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

История праздника

Хануку по-другому называют Праздником свечей. Это один из важных еврейских праздников, отмечается он в память о чуде, произошедшем в Израиле. Иудея после смерти Александра Македонского, который правил ею долгое время и не вмешивался в религиозные аспекты жизни, побывала под властью разных правителей, пока ее не захватили Селевкиды. Пришедший тогда к власти диктатор Антиох Епифан стал проводить политику ущемления евреев: в его правление запретили изучать Тору, соблюдать традиции, разорили храмы, обставив их идолами.

Тогда народ поднял восстание, продлившееся три года. Еврейское сопротивление было малочисленно и неподготовлено, но это не помешало им одержать победу над греками, ведя скрытую борьбу. Власть Антиоха была свергнута, а иудеи доказали, что вера и сила духа важнее количества воинов. Но во время тянувшегося конфликта большинство их святынь были осквернены и разрушены.

После победы евреи поднялись на Храмовую гору, чтобы очистить и освятить оскверненный Иерусалимский Храм. Но в нем нашелся только один кувшин «чистого» масла для лампад. Столь малого количества масла хватило бы всего на день, но произошло чудо — лампада горела восемь дней. За это время верующие очистили Храм и приготовили новое масло.

И в память о произошедших событиях на протяжении долгого времени люди зажигают в эти дни свечи, выражая Господу благодарность за его помощь, поддержку и свершившееся чудо.

Традиции праздника

Переводится Ханука с еврейского как «торжественное открытие». Длится празднование восемь дней, и все это время евреи жгут свечи в специальном подсвечнике — ханукии, а в синагогах читается молитва «Галель». Количество свечей в подсвечнике равно дню праздника: в первый день горит лишь одна свеча, в восьмой — ханукия заполнена вся. Свечи всегда ставят слева направо и зажигают от специальной свечи — шамаша, она зажигается во все дни праздника. Также можно использовать специальную лампу для оливкового масла — аналог той, что находилась в Храме.

Ханукия ставится на подоконник, таким образом верующие исполняют завет «разглашать всем чудо». Считается, что свет от ханукии рассеивает зло, поэтому исторически сложилась традиция помогать нуждающимся деньгами, чтобы каждый мог себе позволить отметить праздник.

Поститься в эти дни запрещается, поэтому евреи устраивают пышные застолья и веселятся. На столе обязательно должны присутствовать «латкес» — картофельные оладьи и пончики (они готовятся в большом количестве масла и обильно посыпаются сахарной пудрой), а также молочные продукты и блюда из сыра.

Выходные во время Хануки только у детей, именно поэтому праздник иногда называют «детским», тогда как взрослые продолжают трудиться. Но во время горения свечей женщинам нельзя выполнять какую-либо работу, таким образом они выражают признательность Всевышнему за чудо Хануки.

Праздничные мероприятия рассчитаны на детей, им дарят подарки и дают деньги. Но часть подаренных денег ребенок обязательно должен отдать на благотворительность — так его учат распоряжаться достатком. Хотя традиция дарить подарки появилась не сразу, но из-за того, что Праздник свечей выпадает на предрождественское время, еврейские дети иногда завидовали своим товарищам из христианских семей, которые получали подарки на Рождество, поэтому со временем укрепилась традиция делать презенты и для еврейских детей на Хануку.

Ценность подарков растет с каждым из восьми дней праздника. Поэтому, выбирая подарок для ребенка, ориентируйтесь на день, в который будет преподнесен презент: в первый день это должно быть что-то скромное — небольшая игрушка, кукла, конструктор. Во второй день подготовьте с детьми подарки для других, тем самым приучая их к заботе о нуждающихся. На третий день прекрасным подарком станет что-то познавательное для развития ребенка. Монеты декоративные и настоящие обычно дарят на четвертый день празднования. На пятый день подарок должен быть религиозного характера. На шестой и седьмой дни Хануки презент может быть связан с семьей и семейными ценностями. На восьмой, самый главный день, дарят самый дорогой подарок.

Также во время Хануки играют в «дрейдл» — крутят волчок, на сторонах которого написаны еврейские буквы, из которых составляется сокращенное изречение «Чудо великое свершилось там»: именно таким способом во время запретов и гонений изучали язык и Тору.

Хануку отмечают все евреи — это праздник радости и надежд, в который принято веселиться и гулять. И огонь свечей в каждом окне напоминает о том, что Господь всегда защитит от тьмы.

Еврейское общество всего мира готовятся отмечать один из
самых интересных праздников  – Хануку, праздник
свечей. Ханука считается одним из самых важных иудейских праздников и
отмечается в память о чуде, произошедшем в Израиле. При этом часто этот
праздник путают с еврейским Новым годом. В 2022 году Ханука начнется с заходом
солнца 18 декабря и продлится 8 дней – до 26 декабря.

История праздника

Ханука получила свое название от двух слов: «хану»
(«достичь спокойствия») и «ка», что означает «двадцать
пять». Значение слова тесно связано с историей праздника – в 25-й день
месяца кислева евреи одержали победу над греками. Ханука называется также
праздником освещения, или праздником огней. Он был учрежден в 165 году до нашей
эры в память о чуде, свершившемся после победы восставших евреев над
греко-сирийскими войсками и освобождения Иерусалима.

Тогда враги осквернили храм и масло для светильников, чтобы
евреи не смогли зажечь огонь храмовой меноры и освятить этот мир светом святой
Торы. Но случилось чудо, и нашелся кувшинчик с неоскверненным оливковым маслом.
Этого масла хватило, чтобы поддерживать огонь в меноре в течение восьми дней,
которые были необходимы для изготовления ритуально чистого, нового масла.

В память об этом чуде в сотнях городов мира по случаю Хануки
на площадях зажигают ритуальные светильники – меноры. А когда зажигают свечи
дома, светильник традиционно устанавливают у входа или на подоконнике, чтобы
свет был виден прохожим. Поэтому смысл праздника Ханука можно сформулировать
так: «Даже свет одной маленькой свечи может разогнать большую тьму».

Как празднуют?

Главный символ Хануки – восемь свечей: по числу дней, когда
в священной лампаде горело масло. Свечи зажигают слева направо и ставят в
металлическую подставку – ханукию. При этом, очень важно соблюдать особый
ритуал – в первый день Хануки должна гореть лишь одна свеча, а в восьмой – вся
ханукия должна пылать светом. Подсвечник принято ставить на подоконник, чтобы
оповестить всех о сотворении чуда.

Ханука – веселый и светлый праздник. В эти дни принято
устраивать пышные застолья, массовые гуляния и приглашать в дом друзей. На
столе непременно должен быть «латкес» – пончики и картофельные
оладьи, приготовленные в масле и посыпанные сахарной пудрой. Также на Хануку
принято угощать молочными продуктами и блюдами из сыра.

Во время Хануки малышам и школьникам устраивают каникулы,
именно поэтому праздник часто называют детским. Для ребят проводится множество
веселых мероприятий, им дают деньги и дарят подарки. При этом, в каждый из
восьми дней праздника ценность подарка только растет. Считается, что в первый
день Хануки ребенку можно подарить маленькую игрушку или сладость, а в восьмой
день – обязательно нужно приготовить что-то особенное и желанное.

Что нельзя делать на
Хануку?

Во время Хануки нельзя поститься, как-либо ограничивать себя
в пище. И хотя в этот праздник разрешается работать, верующие считают, что
женщины не должны заниматься тяжелым трудом пока горят праздничные свечи. 

Также на Хануку нельзя отказываться от приема гостей – важно
навести в доме порядок и открыть свои двери для друзей и близких. Евреи верят,
что если удастся покорить пришедших своим гостеприимством, то удача будет
сопутствовать им весь год.

Это не Новый год

В предвкушении Рождества и Нового года Хануку многие
воспринимают как «еврейское рождество». Однако это не так. Новый год
по еврейскому календарю имеет собственное название – Рош Ха-Шана и приходится
на осень.

Согласно иудейскому верованию, в день Рош Ха-Шана Бог судит
мир и людей. Все молитвы и действия иудеев направлены на то, чтобы повлиять на
решение Творца. Молитва и раскаяние в своих грехах, согласно верованию, должны
помочь добиться лучшей участи для себя и своей семьи.

Ханука в Томске

На Хануку в Томске пройдет череда праздничных мероприятий.
Как рассказал РИА Томск раввин томской синагоги Леви Каминецкий, специально к празднику
у синагоги на улице Розы Люксембург традиционно построена ледяная менора,
которую будут «зажигать» каждый вечер ханукальной восьмидневки.

«В детском еврейском центре 18 декабря пройдет ханукальный спектакль для детей и взрослых. 21 декабря состоится общинный
праздник с фуршетом и интеллектуальной игрой, а
25 декабря пройдет мероприятие для молодежи», – сказал собеседник
агентства.

Пончики, свечи и монеты: всё, что нужно знать о Хануке

Ханука — весёлый праздник, когда зажигают свечи в красивых подсвечниках и дарят друг другу подарки. Но что именно мы отмечаем и всегда ли традиции были именно такими? «Цимес» собрал в одном тексте ключевую инфу: читайте сами и шлите друзьям!

Ханука, что значит «освящение», «обновление», ещё называется Праздником огней или Праздником света. Отмечают его в честь победы Маккавеев над греко-сирийской армией в 164 году до нашей эры и последовавшего за ней чуда повторного освящения осквернённого Иерусалимского храма и восстановления его меноры, то есть попросту лампы.

У евреев был лишь один сосуд ритуально чистого масла, пригодного для зажигания храмовой меноры, и его еле хватило бы на день — а на то, чтобы сделать новое кошерное масло, нужно было восемь дней.

Собственно, чудо состояло в том, что этого одного сосуда хватило — на все восемь дней и на то, чтобы через две тысячи лет люди с радостью отмечали Праздник огней. И масла. 

Кстати, чудо масла не было упомянуто в Книге Маккавеев. Его добавили позже, в Талмуде. 

Ори Шерман. История Хануки (фрагмент), 1985
Ори Шерман. История Хануки (фрагмент), 1985

А можно подробности?

Евреи Иудеи в 167 году до нашей эры восстали против царя Антиоха IV Эпифана, который притеснял их и запрещал исповедовать иудаизм под страхом смертной казни. Военным лидером первой фазы революции был Иуда Маккавей, старший сын священника Матитьягу. Осенью 164 года до нашей эры Иуда и его последователи смогли отбить Иерусалимский храм, который был превращён в место для отправления языческих культов и тем самым осквернён. Они очистили его и снова посвятили Б-гу Израиля. 

Сначала новый восьмидневный праздник просто отражал Суккот, осенний Праздник кущей. И только намного позже раввинская традиция связала продолжительность Хануки с чудом масла, которое горело восемь дней.

Самая главная традиция праздника — зажигать свечи в ханукии, специальном праздничном подсвечнике, куда каждый вечер добавляется по новой свече.

1930-е годы. Фото: Wikipedia Commons
1930-е годы. Фото: Wikipedia Commons

В старину европейские евреи одаривали детей на Хануку небольшими суммами денег, орехами и изюмом. Однако под влиянием Рождества, которое жившие по соседству христиане праздновали примерно в то же время, Ханука постепенно стала центральным праздником «про подарки» западного еврейского календаря. 

Как отмечать?

Хануку празднуют восемь дней, каждый вечер зажигая свечи в специальном подсвечнике — ханукии — и используя для этого служебную свечу, которая называется шамаш. В первый день зажигают одну свечу, во второй две — и так далее. Каждый вечер свечи должны догореть до самого конца. Их ставят справа налево (то есть в первую ночь помимо служебной горит свеча в самом правом гнезде ханукии), а зажигают слева направо, начиная с самой новой свечи, и только от служебной.

Ещё играют с детьми в волчок — дрейдл — и едят всё, что приготовлено в масле: пончики с джемом, картошку фри, картофельные оладьи латкес (aka драники). Обычно дарят детям подарки и шоколадные монетки, поют ханукальные песни. Часто ходят в гости или приглашают к себе. 

Это главный еврейский праздник, да?

Не главный — но, пожалуй, один из самых известных в нееврейской среде, потому что в европейской традиции последнего столетия Ханука стала очень заметна. Во многом это произошло из-за движения сионистов — его пионеры идентифицировали себя с Маккавеями, древними защитниками Земли Израиля. Сейчас во многих городах мира к празднику устанавливают огромные ханукии, а в магазинах продают поздравительные открытки и связки шоколадных монеток. Люди постят в соцсетях ханукальные мемы и обсуждают, что дарить родным и друзьям, где в этом сезоне самые вкусные пончики, какой рецепт латкес самый трендовый и с чем их лучше есть — со сметаной, как ашкеназы, или с яблочным пюре, как сефарды. Но вообще-то с точки зрения еврейской традиции это малый праздник

Считается, что за последние две тысячи лет Ханука стала такой важной ещё и потому, что происходит зимой — близко по времени к Рождеству, другому известному празднику с огонёчками и кучей подарков. Так что Хануку часто видят как возможность для евреев — и особенно детей — совершенно резонно участвовать в общей декабрьской праздничной кутерьме.

Малый праздник? Что это? 

Обычно малыми праздниками называют те, что Тора не предписывает соблюдать — в отличие от Высоких праздников Рош а-Шана, Йом-кипур, Суккот, Песах и Шавуот, удостоившихся подробных инструкций в главной еврейской священной книге.

Ханука появилась позже, что логично, потому что праздник опирается на историческое событие — восстание Маккавеев, которое произошло века спустя после того, как была написана Тора.

Поскольку Ханука — создание раввинов древности, с точки зрения религии вес у неё не такой большой, как у библейских праздников. Так что восемь дней Хануки все дисциплинированно ходят на работу — хотя в израильских школах и детских садах в это время устраивают зимние каникулы. 

А что делают в синагоге?

Поскольку Ханука не упомянута в Торе, литургия для неё не выстроена так же чётко, как для Рош а-Шана или Йом-кипура. Всё же с точки зрения религии это малый праздник. Однако осмысление Хануки как празднования победы над теми, кто угнетает еврейский народ в прошлом и настоящем, придаёт ей объединяющий смысл. Многие евреи предпочитают в этот период собираться в синагоге на общинные праздники и публичные зажигания ханукии. На этих праздниках тоже едят пончики, поют ханукальные песни и играют в дрейдл.

Как и Песах, Ханука — праздник в честь освобождения от угнетения, а также становления евреев как народа, свободного в своём вероисповедании и религии.

Конечно, огромную роль тут сыграли храбрость и героизм Маккавеев — но считается, что это освобождение было бы невозможно без Б-жественной помощи. 

Краткий словарик

Аль а-ниси́м (על הניסים), дословно «о чудесах» — молитва, которую добавляют во время Хануки к благословению после еды.

Дрéйдл (דרײדל) — на идише «волчок» (на иврите он называется севивон). Традиционная игрушка, волчок с четырьмя гранями, на каждой из которых буква ивритского алфавита из фразы «Нес Гадоль hАйя По» («Чудо большое было здесь») — или, для евреев за пределами Израиля, «Нес Гадоль hАйя Шам» («Чудо большое было там»). В традиционной детской игре в волчок на монетки или конфеты каждая буква означает определённое действие. 

Фото: Ksenia Chernaya/Pexels
Фото: Ksenia Chernaya/Pexels

Ла́ткес (לטקעס) — на идише так называются овощные оладьи, чаще всего картофельные, обжаренные в большом количестве масла. Это традиционная ханукальная еда ашкеназов (европейских евреев). 

Левивóт (לביבות) — то же, что латкес, но на иврите.

Маккавеи — еврейская семья, возглавившая восстание против греко-сирийцев и освободившая Иерусалимский храм.

«Нес гадóль hайя шам» (נס גדול היה שם) — «Чудо большое было там», фраза, зашифрованная в буквах на дрейдле (нун, гимель, хей, шин). В Израиле вместо шин на дрейдлах пей«Нес гадоль hайя по» (נס גדול היה פה), «Чудо большое было здесь».

Севивóн (סביבון‏‎), иногда совивон — то же, что дрейдл, но на иврите.

Суфгания́ (סופגניה‏‎), мн. ч. суфганийóт (סופגניות), иногда суфганиёт — пончики без дырки, обычно с начинкой из джема. Традиционная еда на Хануку. В последние годы израильские кондитерские и пекарни соревнуются, у кого на Хануку будут самые необычные, нарядные или модные суфганийот.

Ха́нуке-гелт (חנוכה-געלט‏‎) — ханукальные деньги или — чаще — шоколадные монеты, которые дарят детям на праздник. Гелт — это и есть «деньги» на идише. 

Ханукия́ (חנוכיה) — специальный ханукальный девятисвечник. Восемь свечей на каждый вечер праздника и ещё одна — шамаш, служебная свеча, от которой зажигают все остальные свечи. 

Шама́ш (שמש) — дословно «помощник» или «служка», служебная свеча для ханукии, от которой зажигают остальные свечи. 

Подготовила Мария Вуль

Кадр из сериала

Что такое Ханука

Ханука в переводе с иврита означает «посвящение» (dedication) и празднует повторное освящение Второго Иерусалимского храма (rededication, соответственно) и освобождение от греко-сирийских язычников-угнетателей. Ханука празднуется 25 кислева (в третий месяц еврейского календаря, т. е. в ноябре-декабре) в течение 8 дней, почитая исторические традиции, поэтому даты торжества меняются из года в год. Это один из самых популярных и радостных еврейских религиозных праздников, который прославляет веру в Бога и силу надежды.

История Хануки

После смерти Александра Македонского, около 200 г. до н.э. Иудея, также известная как Земля Израиля, перешла под контроль Антиоха III, сирийского царя Селевкидов. Его сын, Антиох IV Эпифан, оказался диктатором, устроившим гонения на евреев, не желавших поклоняться языческим греческим богам. В 168 году до н.э. армия царя напала на Иерусалим, убив тысячи людей, и осквернила священный Второй храма города, возведя алтарь Зевсу и принеся в жертву свиней.

Еврейский священник Маттафия и его пять сыновей организовали масштабное восстание против узурпатора Антиоха и монархии Селевкидов. Спустя два года ожесточенной борьбы войско во главе с третьим сыном Маттафия Иудой Маккавей (Маккавей в переводе с древнееврейского означает Молот) одержало победу и изгнало сирийцев из Иерусалима. В честь этого события было решено очистить Второй храм и зажечь древнейший символ иудаизма — золотой подсвечник менору.

Однако, войдя в святилище, Маккавей и его соратники нашли лишь один маленький кувшин с оливковым маслом, не оскверненным войсками Антиоха, которого хватило бы всего на 1 день. Но случилось Ханукальное чудо, и свечи меноры горели 8 дней, дав возможность приготовить достаточное количество нового масла для освящения. Это вдохновило еврейских мудрецов провозгласить ежегодный восьмидневный праздник, выражающий любовь и благодарность к Богу за его поддержку и помощь верующим.

Какие традиции есть на Хануку

Главной традицией Хануки является зажигание домашней меноры — ханукии с 8 свечами. Есть и 9 свеча — «шамаш» (в переводе — помощник), которой зажигают остальные. В первый день горит лишь одна свеча, но в каждую ханукальную ночь зажигается по еще одной. Так, к восьмой ночи горит вся ханукия. Перед зажиганием меноры произносятся особые молитвы, часто под традиционную мелодию, а после этого поются песни. Подсвечник выставляют на видном месте, напоминая и провозглашая чудо, легшее в основу праздника.

Масло играет большую роль в ханукальных блюдах. В честь торжества готовятся картофельные оладьи (латкес), пончики (суфгания) и другие угощения, сильно обжаренные в масле. Ханука не считается официальным выходным, однако евреи отмечают этот день пышно и празднично. Не обделяют вниманием и детей. Традиционно они получают подарки — ханукальный гельт. В древности это были реальные монеты, но сейчас их заменяют шоколадными.

Во время Хануки также играют в «дрейдл». Это четырехсторонний волчок, на каждой из сторон которого написаны еврейские буквы. Если их сложить, то получится фраза «Чудо великое было там». Именно так во времена гонений изучали иврит и Тору. Ханука — это важный иудейский праздник, который отмечают все верующие евреи в память о смелости, настойчивости и вере народа Израиля, не предавшего своих идеалов даже под страхом смерти.

Ханука в массовой культуре

Кадр из сериала

Кадр из сериала «Шиттс Крик»

Самый популярный еврейский праздник не мог обойтись без репрезентации в медиа. Более того, персонажи-евреи, которые стали все чаще появляться в американских и европейских сериалах и фильмах, даже приобрели ряд стереотипных черт. За эти годы Ханука получила статус неофициального Рождества, учитывая осенне-зимний период ее празднования, но такая популяризация и коммерциализация несколько снизили религиозность и таинство праздника.

Кадр из фильма

Кадр из фильма «Назови меня своим именем»

В США выпускают целые подборки Ханукальных фильмов, которые, однако, мало связаны с историей праздника, а больше рассказывают о жизни современных иудеев. Их режиссерами и продюсерами часто становятся актеры еврейской национальности, например, Адам Сэндлер («Восемь безумных ночей») и Сет Роген («Американский огурчик»). Рождество, совмещенное с Ханукой, можно увидеть во второй части «Знакомства с Факерами».

Кадр из сериала

Интересный факт для поклонников «Назови меня своим именем» (на который многие, мы уверены, не обратили внимание) — именно во время этого праздника Оливер звонит Элио, чтобы окончательно разбить его сердце. Ханука упоминается во многих популярных сериалах, но, пожалуй, самой культовой стала серия «Друзей» — «Эпизод с Рождественским броненосцем». В ней Росс надел костюм броненосца и рассказывал выдумки о происхождении Хануки, чтобы приобщить сына к культурному наследию Геллеров. Его план, безусловно, потерпел фиаско, но навсегда вошел в историю кинематографа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Пасха — 2023: традиции, верования и дата празднования у православных и католиков

Откуда пошла Масленица? Традиции, верования и дата празднования в 2023 году

Полено, шопинг и попкорн: как встречают праздники в отелях европейских городов

Хочешь следить за событиями в мире роскоши? Подписывайся на «Robb Report Россия» в Telegram и «ВКонтакте».

Каждый год евреи во всём мире отмечают праздник Хануки, важнейший в их культуре, который ещё называют Праздник огней. Длится это празднование восемь дней, начиная с 25 дня месяца кислева по еврейскому календарю. По григорианскому календарю в этот раз выпало на вторую половину декабря. В эти дни все причастные зажигают меноры, раздают золотые монеты и обязательно угощаются сыром. Как зародились все ханукальные традиции и почему о них важно знать не только евреям — далее в обзоре.

Почему Ханука?

Согласно древним еврейским текстам, таким как Талмуд и книги Маккавеев, Ханука имеет глубокие корни. Этот праздник берёт своё начало с восстановления и повторного освящения Второго Храма в Иерусалиме во 2 веке до нашей эры. Настал он после долгого периода греко-сирийской оккупации и осквернения святого места. На самом деле Ханука означает «посвящение». Как и многие другие религиозные и культурные праздники и ритуалы, всё, связанное с Ханукой, со временем изменилось и фактически срослось с рождественскими традициями христианского мира.

Традиция празднования Хануки берёт своё начало во 2 веке и описана в древних текстах Талмуда и книгах Маккавеев.

Традиция празднования Хануки берёт своё начало во 2 веке и описана в древних текстах Талмуда и книгах Маккавеев.

Когда евреи пребывали в одном культурном пространстве и тесном общении с европейскими христианами в средние века, Ханука стала более заметной. Конечно, ведь христиане всегда пышно отмечали Рождество, привнося в этот праздник заметные символы, которые напоминали о рождении Спасителя. Евреи, наблюдая за этим, тоже стали стремиться превозносить свою символику. Со временем евреи расселились по всему миру, но нигде, наверное, Ханука не отмечается с такой помпой как в Америке. Какие же традиции этого важнейшего еврейского праздника нужно знать даже непосвящённым и почему?

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Где проходят лучшие рождественские ярмарки Европы 2022: Волшебные места для новогоднего настроения

Зажигание меноры

Согласно древним текстам, начало традиции было положено во 2 веке до нашей эры, когда небольшой отряд еврейских воинов, называемых Маккавеи, сверг владычество греко-сирийцев и отвоевал свой разрушенный иерусалимский храм. Когда воины вошли на территорию храма, то обнаружили там только один сосуд с маслом. Они зажгли священные огни на светильнике, который называют менора или ханукия. Масла должно было хватить на один день, но светильник горел целых восемь. Это назвали ханукальным чудом и по сей день событие традиционно празднуют восемь дней.

Зажжённая менора в доме.

Зажжённая менора в доме.

С тех пор главным ритуалом Хануки стало зажигание меноры. Обычай сначала предполагал зажигание одной свечи, но постепенно вошло в традицию зажигать восемь свечей — по одной за каждый день праздника.

Огни в окне

Одним из важных аспектов празднования, является распространение информации о чуде Хануки, когда масло, которого было всего на один день, обеспечило восемь дней горения. Для этого все евреи выставляют ханукию в окнах своих домов. Это призвано оповестить всех вокруг о необыкновенном ханукальном чуде. Со временем этот обычай стал таким же публичным, как и украшение рождественской ёлки. Стали проводится публичные церемонии зажигания меноры.

Зажигание меноры стало такой же традицией, как и рождественская ёлка.

Зажигание меноры стало такой же традицией, как и рождественская ёлка.

Игра в Дрейдл

Ещё одним узнаваемым ритуальным предметом, связанным с Ханукой, является дрейдл. Этот обычай не уходит своими корнями в древность, как пытаются доказать некоторые. Традиция возникла лишь в 18 веке. Скорее всего как адаптация аналогичных европейских игр того времени.

Игра в Дрейдл.

Игра в Дрейдл.

Дрейдл — это волчок, каждая из четырёх сторон которого отмечена отдельной буквой. Означают они «половина», «ничего», «всё» и «положить». Каждый раскрутивший, в зависимости от выпавшей стороны, должен либо положить монеты в общий котёл, либо всё забрать оттуда, либо взять половину или вообще ничего.

Раздача монет

Одно из самых ранних упоминаний о раздаче людям гельт (слово на идиш, означающее «деньги») во время Хануки относится к 16 веку. Берёт обычай своё начало в итальянской и сефардской традиции сбора денег на покупку или пошив одежды для бедных учеников в местных школах. К 19 веку евреи в Восточной Европе начали дарить монеты непосредственно детям в своей семье в качестве подарков на Хануку, что, вероятно, было интерпретацией более раннего обычая.

В 1920-х годах американские кондитеры, такие как нью-йоркская компания Loft’s Candies, в связи с этой традицией начали производить ханукальные монеты из шоколада. Монетки заворачивали в золотую фольгу. По сей день это остаётся его основной формой. На шоколадных монетах часто изображают еврейские символы Маккавеев и древнего храма. Эти же монеты сегодня используют во время игры в дрейдл.

Нью-йоркская компания Loft's Candies первой придумала производить шоколадные монеты к Хануке.

Нью-йоркская компания Loft’s Candies первой придумала производить шоколадные монеты к Хануке.

Пение ханукальных песен, традиционная еда и подарки

Конечно, по радио и телевидению не транслируют пение ханукальных песен, как рождественские гимны или колядки, но их тоже существует огромное количество. Это целый жанр в искусстве. Есть религиозные песни, есть шутливые, есть традиционный фольклор.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Когда на Руси появилась традиция колядования: истоки и правила старого доброго обычая

Основными блюдами на столе в Хануку являются картофельные оладьи «латкес». Часто вместо них подают пончики. Также в эти дни традиционно употребляют много разнообразной молочной продукции. Издавна эта практика ассоциировалось с другим еврейским праздником под названием Шавуот. Отмечают его обычно в конце весны или в начале лета. В Хануку эта традиция стала привлекать особое внимание лишь последние несколько лет.

Картофельные оладьи «латкес».

Картофельные оладьи «латкес».

Многие едят молочные продукты в память о легендарной отважной героине Юдифи. Она подала вражескому военачальнику Олоферну молоко, а потом убила его и спасла таким образом весь еврейский народ. Героизм этой женщины до сих пор вдохновляет, а в её честь на стол подают сыр. Практика в 21 веке весьма популярна.

В Хануку принято также обмениваться подарками. Но это сегодня, так было не всегда. Традиционно это было принадлежностью другого еврейского праздника, называемого Пурим. Он проходит весной. Евреи просто переняли рождественские обычаи христиан и тоже стали дарить друг другу подарки на Хануку. В некоторых семьях принято дарить подарки детям за каждую ночь праздника. Какая хорошая традиция! Наверняка, все дети её бы одобрили, неважно, евреи они или нет.

Традиция дарить подарки каждый день восемь дней подряд понравилась бы всем детям на свете.

Традиция дарить подарки каждый день восемь дней подряд понравилась бы всем детям на свете.

В последние годы праздник Хануки довольно тесно переплёлся с рождественскими традициями. Это привело к популяризации и повторному открытию менее распространенных практик и традиций. Как только в интернете появляется что-то, что автор преподносит как почтенный средневековый обычай, то он мгновенно становится вирусным. И это, наверное, правильно. В нынешний век бешеного развития информационных технологий, лёгкости перемещения по земному шару, общество не может не стать мультикультурным. Всё смешивается, некоторые традиции заимствуются и приживаются, другие отмирают. Таков естественный процесс развития.

Новый год — это прекрасное время для всего мира, когда собираются вместе семьи для празднования, вне зависимости от вероисповедания. Подробнее о том, действительно ли христианство имеет языческие корни, сколько было волхвов и другие главные заблуждения о Рождестве, прочтите в другой нашей статье.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ханука праздник когда отмечается
  • Ханука праздник какой религии
  • Ханука праздник иудаизма
  • Халяль барбекю тц праздник
  • Ханука праздник дата