Хэбденек чей праздник

Традиционный эвенский праздник встречи Нового года, Нового солнца «Хэбденек» – это один из самых ярких, масштабных и почитаемых праздников у колымчан и коренных малочисленных народов Севера, который отмечается на территории Магаданской области с 1997 года. Издревле у

Традиционный эвенский праздник встречи Нового года, Нового солнца «Хэбденек» – это один из самых ярких, масштабных и почитаемых праздников у колымчан и коренных малочисленных народов Севера, который отмечается на территории Магаданской области с 1997 года.

Издревле у эвенов существует свой календарь. В эвенском лунном календаре двенадцать месяцев, разделенных на шесть сезонов. Весна – нэлкэрып, раннее лето – нэлкэни, лето – диунни, осень – монтэлсэ, поздняя осень – болони, зима – тугуни. Уникальная особенность эвенского календаря заключается в том, что, не имея письменности, люди придумали свою удобную систему запоминания месяцев, обозначая их частями тела. Начало счета ведется с левой стороны от макушки головы, обозначающей январь и заканчивается третьими суставами пальцев двух рук, обозначающих июль.

По эвенскому народному календарю, именно в летнее время наступает встреча Нового солнца и Нового года – это та грань, когда умирает старый год и рождается новый. По эвенским поверьям, в этот день открываются двери в «верхний мир» и высшие силы могут прислушаться к пожеланиям людей.

На протяжении 20 лет в празднике принимают участие представители общественных организаций коренных малочисленных народов Севера из Ольского, Хасынского, Омсукчанского, Ягоднинского, Сусуманского, Тенькинского, Среднеканского городских округов и города Магадана. На праздничной поляне каждая община строит традиционное эвенское жилище, гостей угощают ароматной ухой и сладким чаем.

Традиционно открывал «Хэбденек» ритуал «Встреча», гостей приветствуют хозяева. Продолжают праздник традиционные эвенские обряды. Обряд «Благодарение земли», когда хозяин и хозяйка праздника берут горсть бусин и монет и раскидывают на четыре стороны света, по ходу солнца.

Ритуал «Встреча солнца» проходит под звуки национального инструмента варгана, когда все участники и зрители праздника поворачиваются и поднимают руки к восходу солнца.

Обряд «Зажжение священного огня» также выполняют хозяева праздника. Проходя круг по ходу солнца, они окуривают поляну чашей с багульником (хэнкэс), затем подходят к родовому костру и разжигают огонь, благодаря Дух Огня.

Артисты национальных ансамблей исполняют танец «Поклонение огню», за которым следует обряд «Кормление огня». Перед кочевкой и после ее благополучного возвращения, перед каждым выездом на охоту и после возвращения, первым делом, следовало покормить Дух Огня. Под звуки бубнов старейшины кормят огонь кусочками рыбы.

«Хусил-лебеди» – ритуал, в котором две девушки исполняют танец «Лебеди», таким образом задабривая этих священных для эвенов птиц. Лебеди служат солнечным символом, связывают небо и землю, являются символом плодородия. Эти птицы доходят до небесных ворот, страны счастья и изобилия, и возвращают на землю благополучие для нас и будущих поколений.

Издавна на больших праздниках юноши и девушки выбирали себе пару. Здесь же проходили и свадьбы. И «Хэбденек» не стал исключением. На празднике проводится и «Свадебный обряд». Затем всех гостей праздника приглашают совершить обряд «Дэлбургэ». Каждый человек перед встречей с Солнцем обязан пройти обряд очищения, чтобы предстать перед Солнцем с чистой душой, без болезней, без злых помыслов. Взявшись за руки, старейшины, представители общественных организаций коренных малочисленных народов Севера и все гости должны пройти через священные ворота и ритуальные костры, после чего, загадав желание, повязать ленточку на Дэлбургэ. Дерево-мать и дерево-отец соединяются между собой Дэлбургэ, и олицетворяют небесные ворота – выход в небесную страну небожителей.

Эвены верят, что небесные ворота открываются только в дни летнего солнцестояния, и небесные духи обязательно унесут в «верхний мир» все загаданные желания.

В завершении обрядовой части праздника все участники и гости торжества берутся за руки и становятся в круг для исполнения ритуального танца «Хэйде».

В проведении национальных обрядов и ритуалов традиционно принимают участие старейшины, которые являются хранителями самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, населяющих территорию Магаданской области, а также национальные танцевальные ансамбли «Энер», «Нэлкэни» и «ЯрарТор».

После обрядовой части для гостей «Хэбденека» проходит концерт художественной самодеятельности. На спортивной площадке возле стойбищ все желающие могут попробовать свои умения в метании маута, перетягивании палки, национальной северной борьбе. Традиционно в рамках праздника проводится региональная выставка декоративно-прикладного творчества «Нёлтен», где представлены работы, выполненные на основе традиционных ремесел народов Севера: предметы национальной одежды и быта, обереги, амулеты, сумки, и многое другое.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что «Хэбденек» стал неотъемлемой частью культурной жизни региона, одним из главных национальных эвенских праздников, который вносит неоценимый вклад в возрождение и сохранение культурных традиций коренных малочисленных народов Севера в области фольклорного, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Несмотря на раннее утро, июньское небо светлое: белые ночи не дают ему потемнеть. На берег бухты Гертнера уже приезжают машины, автобусы, зажигаются костры, шумят люди — все готовятся к тому, чтобы встретить начало года. Время в северных землях особое: когда во всем мире уже середина лета, в Магадане только кончилась весна — нэлкэни. Для эвенов это значит, что наступило время праздновать Хэбденéк.

Цикл природы начинается заново — это и есть настоящий северный Новый год. По старинному эвенскому календарю он наступает в день летнего солнцестояния. По эвенским поверьям в этот день открываются двери в «верхний мир», и высшие силы могут прислушаться к пожеланиям людей. С давних пор кочевые племена народов Севера собирались, чтобы поблагодарить Духов Матушки-природы и встретить новое солнце. К нему обращались в тишине, благодарили Духов родной земли за жизнь и все то, что дает Мать-Земля. Ритуал за ритуалом представители коренных малочисленных народов чествуют пробуждение природы от долгой и суровой зимы. После обрядов всегда проходили состязания и праздничные танцевальные марафоны. Исполняя вековой танец Хэде: люди сменяли друг друга, и этот хоровод мог продолжаться часами.

Сперва исполняется ритуал Встречи. Приехавшие из дальних поселений и стойбищ участники праздника дарят друг другу что-нибудь на память о радостной встрече после долгой зимы. Каждый исполняет обряд Благодарения Земли. Таков обычай у тунгусо-манчжурских племен: приехав в любой край, подарить бусинку или монетку.

Ритуал Встречи солнца радует каждого северянина. Издревле в день летнего солнцестояния тунгусские племена встречали первые лучи солнца, не нарушая тишину, будто прислушивались, как в эти мгновения оживает природа.

Нёлтэн, нёлтэн эмрынэ! Хэбденеку эмунэ!
Солнце, солнце взошло, новое время пришло.

Молятся про себя эвены, желая всему живому на Земле добра и процветания. Впервые в 2017 году стали проводить обряд Встреча нового человека (приобщение к семейному очагу). В оленеводческих бригадах до сих пор помнят и знают обычай предков — когда рождается сын или дочь, то его встречают, одаривая подарками. Младенцам в этот день мажут лоб оленьей кровью или золой из родового костра. Так принимают нового члена семьи!

Дух Огня — самый почитаемый дух у северных народов — покровитель семьи, её счастья и благополучия. По обычаю, Хозяйка и Хозяин праздника окуривают обрядовую поляну, затем проводят ритуал Зажжения родового костра. Старейшины со всех стойбищ проводят обряд Кормления Духа Огня (Тог’ Муранни), бросая в пламя кусочки рыбы и оленьего мяса:

Огонь — душа и таинство эвенов,
Ты согреваешь в холода.
Твой дым уносит все сомненья —
Хранитель наш на все века…
Защитник наш, дай нам тепло!
Дай пищу, радость, счастье подари!
О, Дух Огня, дай нам добро
И от народа Дар прими!

Символ праздника Хуси — священный солнечный лебедь. Молодые люди — два лебедя, подражая птицам, танцуют вокруг родового костра. Плавно разводя руки, раскачиваются из стороны в сторону: так они исполняют лебяжий танец. В руках они держат ленточки, которые и уносят лебеди в Верхний мир.

Завершает череду ритуалов завязывание ленточек на Дэлбургэ. Меж двух деревьев, которые означают Духов Матери и Отца, натягивается веревка — так создается символ небесных врат. Каждый участник праздника может пройти между ритуальных костров и принять от старейшин Очищение. А после, не имея дурных мыслей, загадать сокровенное желание, повязав яркую ленточку.

В конце праздника проходит Северное многоборье. Метание маута, перетягивание палки и национальная борьба увлекают гостей и спортсменов. В это же время идет выступление этнических коллективов. Здесь, на обрядовой поляне у реки Дукча, можно услышать громкие возгласы болельщиков со спортивной площадки и уникальные народные песни.

Праздник Хэбденек был восстановлен в 1997 году старейшинами коренных малочисленных народов Севера и специалистами Центра народного творчества. Все обычаи возродили и организовали Мария Петровна Железная и Людмила Владимировна Черникова. Поначалу торжество не было таким масштабным, лишь коренные народы проводили на поляне свои ритуалы, варили уху и радовались первым лучам солнца. Теперь же в обрядах и состязаниях участвуют 13 стойбищ, а это более 200 человек. Гостей же собирается более 2 тысяч человек, и с каждым годом цифра растет.

Возможно, и вы однажды будете в нашем Северном краю и увидите, как восходит Новое Солнце.

Текст: Центр национальных культур, Туристский информационный центр Магаданской области

Фото: Валерий Остриков, Елена Наймиллер

Региональный национальный эвенский праздник встречи Нового года «Хэбденек»

Региональный национальный эвенский праздник встречи Нового года «Хэбденек» проходит в районе устья реки Дукча (зона отдыха «Горняк»)

Эвенский праздник встречи Нового года по эвенскому народному календарю «Хэбденек» – один из самых ярких, масштабных и почитаемых праздников у колымчан и коренных малочисленных народов Севера. Согласно представлениям эвенов, в летнее время наступает Встреча Нового Солнца и Нового года – та грань, когда умирает старый год и рождается новый.

На территории Магаданской области национальный эвенский Новый год отмечается с 1997 года.

Гости праздника смогут увидеть традиционные эвенские ритуалы: «Встреча», «Благодарение Земли», «Зажжение священного огня», «Тог Муранни», «Кормление огня», «Хусил – Священные лебеди», «Торикачак – свадебный обряд», «Дэлбурге» и «Хэде».

Соблюдая все правила и традиции, в проведении национальных обрядов и ритуалов участвуют старейшины, которые являются хранителями самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, населяющих территорию Магаданской области.

Традиционно в рамках «Хэбденека» откроет свою работу выставка декоративно-прикладного творчества коренных народов Севера «Нёлтэн», пройдут спортивные состязания по северному многоборью. Так же состоится конкурс на лучшее стойбище, где жюри определит лучших в номинациях: национальное блюдо, хранительница очага, запевала «Хэде».

Продолжает праздник концертная программа, где выступят самодеятельные артисты области, а также национальные танцевальные коллективы.

Национальный эвенский праздник «Хэбденек» вносит неоценимый вклад в возрождение и сохранение культурных традиций коренных малочисленных народов и этнических групп Севера в области фольклорного, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Проходит каждый год в 20х числах июня в районе устья реки Дукча (зона отдыха «Горняк»).

фото ГАУК ОТОК
фото ГАУК ОТОК

В настоящее время на Колыме насчитывается более 6 тысяч аборигенов. Эвенский новый год «Хэбденек» стал первым этническим праздником, связанным с культурными традициями коренных малочисленных народов. В этом году он в 20-й пройдет сегодня, 24 июня в зоне отдыха «Горняк», в устье реки «Дукча». Начало в 5.00.

Но кто же придумал праздновать «Хэбденек» и откуда взялись традиции праздника?

Как пишет кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии Северо-Восточного комплексного НИИ ДВО РАН Людмила ХАХОВСКАЯ, в работе

«Праздник «Хэбденек» и современная культура аборигенов Магаданской области», организация праздника «Хэбдек» в 1997 г. вписывалась в общероссийский процесс этнической мобилизации, в культурном аспекте принявшей характер возрожденчества.

Автор пишет, что в условиях этнокультурной дезориентации постсоветского времени, коренные жители пытались воплотить ментальные посылы, основанные на памяти об ушедших в прошлое культурных феноменах, в конкретные мероприятия.

«Поиск форм презентации этнической культуры осуществлялся через индивидуальные творческие искания активистов, которых в то время поддержали сотрудники Областного центра народного творчества и досуга. Еще ранее одна из этнических активисток, эвенка пенсионного возраста (в прошлом – руководящий партийный работник), побывала в соседней Якутии и находилась под впечатлением от увиденных там этнических мероприятий. Как оказалось, в полной мере опереться на аутентичные традиции эвенов Охотско-Колымского края организаторам не удалось, так как современные носители этой культуры если и сохраняли память о ритуалах, конкретизировать их в удобной для воспроизведения форме затруднялись.

Инициаторы пошли по хорошо известному пути заимствований, и здесь руководством к действию послужила книга А.А. Алексеева «Забытый мир предков» в которой описывались обряды вер- хоянских эвенов Якутии. В книге содержались два ключевых элемента, давших идеи для проведения праздника «Хэбдек» в 1997 г., – изображение эвенского «суставного» календаря и схематичный рисунок ритуальной площадки с лиственницами и веревкой дэлбургэ. Что касается календаря, то его значение заключалось в презентации нематериального этнического артефакта, показывающего укорененность традиции. А схема указывала на материальные конструкции, вокруг которых в дальнейшем развернулось действие. Важно здесь то, что центром проводимых обрядов стали две лиственницы, имевшие символическое значение старого и нового года, а также небесных врат. Лиственницы должны были быть отдельно стоящими, а поскольку на выбранной местности таких не было, на ритуальной площадке укрепили специально выкопанные в лесу деревья, вокруг которых осуществлялся ритуальный проход участников и в завершение состоялось кульминационное действие – круговой танец хэйдэ. Следующий важный аспект первого праздника – небольшое количество тех, кто приехал на место его проведения (около 40 чел.), все из них имели возможность принять участие в ритуалах, поэтому не было четкого деления на участников и зрителей. Наконец, отметим слабую представленность профессиональных внешних наблюдателей (пресса, ученые).

Ретроспективный взгляд на «Хэбдек» 1997 года не позволяет квалифицировать его как акцию, ориентированную на публику. Сказанное не означает, что организаторы не имели в виду именно такую перспективу предпринимаемых ими усилий, но, поскольку это была апробация культурного новшества, праздник в большей степени являлся мероприятием «для внутреннего пользования». Все, кто прибыли на ритуальную поляну, стали участниками, не существовало какой-либо организационной или пространственной сегрегации присутствующих. Порядок действий шел согласно разработанному сценарию, но сами действия выполнялись в свободной манере, участники вели себя раскованно. Украшение праздничной поляны отмечен минимализмом: были возведены лишь центральные сооружения в виде двух лиственниц и несколько жилищ (юрт).

В дальнейшем, как уже показано, праздник укоренился, снискал успех у публики, что заставило его устроителей более тщательно продумывать многие организационные моменты. Если раньше подготовка носила полусамодеятельный характер, то теперь за дело взялись профессионалы – забота о проведении праздника лежит на плечах сотрудников ряда официальных структур, в том числе городского управления ГИБДД.

Хранительница очага/Хэбденек — эвенский Новый год!

Хранительница очага

Солнце давно уже перекочевало с небосклона за далёкую гряду сопок, когда пожилая женщина, сидевшая в чуме у слабо горевшего очага, уловила едва доносившийся лай собак. Она быстро отложила в сторону наполовину готовый мэрун (длинный меховой сапог) и подбросила в огонь дров. Воду в чайник доливать не стала — запаслась ещё раньше, когда ожидала возвращения из тундры пастухов, окончивших дежурство. Что-то припозднились они сегодня. Остыл заботливо согретый чай, притух жарко горевший огонь. «Может, случилось что-нибудь?» — не раз думала Акулина Александровна. Хотя редко, но всё же бывают в их кочевой жизни неприятные случайности. Оттого так настороженно и чутко прислушивается старая женщина к любому постороннему звуку, принесенному ветром в её жилище.

Но вот, наконец, лай собак совсем рядом. Сын Иннокентий заглянул в чум. Спокойный, лишь немного усталый. «Значит, всё в порядке», — подумала, успокаиваясь, мать и быстро стала собирать нехитрый ужин. На огне уже пыхтел чайник. От большой кастрюли шёл дразнящий запах хорошо сварившегося оленьего мяса. И когда прибывшие вместе с сыном оленеводы, утолив голод, обстоятельно рассказывали о делах в бригаде, о причинах, задержавших их в пути, руки Акулины Александровны вновь были заняты работой — спешила закончить шитьё пары меховых сапог.

Она числится в совхозе «Рассохинский» поваром-швеёй. Хотя и немного пастухов кочуют со стадом, всё же одеть и обуть всех в меховые одежды дело совсем непростое, тем более, если тебе уже за семьдесят. И не раз говорил сын Иннокентий, возглавляющий бригаду, чтобы оставила старенькая мама нелёгкую работу. Мол, нет никакой необходимости вот так с утра до вечера не покладая рук выделывать жёсткие оленьи шкуры, сшивать их, напрягая пальцы, тугими жилами, превращая грубый материал в удобные и мягкие, ничем не заменимые дохи, домашние торбаса, шапки. Но оленеводы знали: никогда не отойдёт Акулина Александровна от домашних дел, потому что никто не справится с ними лучше, чем она, не погасит старая мать много лет назад зажжённый в родном чуме очаг.

Давно, очень давно, в конце сороковых годов, привёз её муж Михаил Хабаровский в эти места. Уже тогда в семье было четверо детей. Через несколько лет родился пятый ребёнок. Три дочери и два сына стало у Михаила и Акулины. Большая семья — большая радость. Но неожиданно в их жилище пришла беда — не стало у ребят отца, а у жены — мужа. И пришлось Акулине самой поднимать детей на ноги. Всех пятерых окружила она материнской заботой и лаской. Работала, не зная покоя и усталости.

И вот уже выросли её малыши, давно сами обзавелись семьями, а старая мать всё так же не ведает отдыха. По-прежнему никому не уступает в мастерстве шить тёплые одежды. Никогда ещё не гасили огонь в очаге её руки, готовящие вкусную пищу. Да как же иначе? Ведь она глава, старейшина рода. Четырнадцать внуков, и даже один правнук у Акулины Александровны. Только старшая дочь Мария родила девятерых. И над каждым по ночам склонялась старая эвенка, держа в руках древнюю икону с потемневшим ликом Николы-угодника, шепча беззвучно известную только ей молитву. Просила для родных и близких здоровья и счастья, верила, что радость не может обойти их жилище. Верила, потому что так много для этого сделали её неутомимые и заботливые руки.

Вся большая семья живёт в совхозе «Рассохинский». Учатся в интернате маленькие внуки. Трудятся добросовестно, как учила мать, уже взрослые дети. И очень редко возникает среди членов семейства раздор или ссора — не любит этого старая Акулина. В её присутствии не решаются повысить голос даже посторонние. Хотя какие же они посторонние, если всем достается поровну частичка материнской теплоты и заботы, щедрого гостеприимства. Для каждого горит, не затухая, её очаг.

Т. Павлюк.

(«Новая Колыма» 8 марта 1982 г.)


Хэбденек — эвенский Новый год!

Народная мудрость гласит: «Не вспомнив прошлого, не уяснишь настоящего». И для того, чтобы не прервалась связь времён, не ушли в небытие не только древние национальные традиции, но и язык, вот уже одиннадцатый год подряд на огромной зелёной поляне в устье реки Дукчи собираются одни из коренных малочисленных представителей народов Севера — эвены. В день весеннего равноденствия они встречают здесь самый любимый праздник всех времён и народов — Новый год, по-эвенски Хэбденек — праздник солнца, рассвета, поклонения святым духам.

Выбор именно этого места для столь значимого празднества не случаен. Оно как бы заключено в символический треугольник, состоящий из сопок, реки и моря. И если вспомнить, что основными промыслами северных народов были охота, рыбалка, а также сбор ягод и грибов, то становится понятным, что ничего лучшего и представить нельзя. Возможно, когда-то очень давно сюда со всех стойбищ съезжались горные, таёжные, береговые эвены, чтобы обменяться друг с другом товарами. Ламуты (береговые), например, привозили морского зверя, таёжные — пушнину. И начинался праздник, длившийся не менее семи дней.

Это было время, когда люди отдыхали от затяжной северной зимы, отёлов оленей и набирались новых сил перед началом рыбодобычи. А ещё это было время смотрин, когда молодые люди «приглядывали» друг друга. Для этой цели девушки надевали свои лучшие наряды. Причём по национальному орнаменту на одежде и её цвету можно было определить, замужняя она или нет. Например, у девушек на выданье одежда была ярких, сочных расцветок: красных, жёлтых, синих.

Здесь же сновали свахи, помогали молодым найти друг друга. И если всё складывалось удачно, то вскоре в юрту невесты приходили сваты, а через год на Хэбденек молодожёны приезжали уже с малышом.

Несомненно, время вносит свои коррективы, поэтому многие народные обычаи эвенов предстают перед нами уже только на празднике в виде своеобразных сценок об их историческом прошлом. Также, к сожалению, забывается и эвенский язык, а ведь в нём заключена мудрость веков и опыт целых поколений. Причём иногда мы используем слова, даже не ведая, что именно этот язык может быть прародителем таких понятных и привычных уху названий. Например, по одной из версий, название нашего города — это искажённое произношение эвенского выражения «монгодан» или «монгадан», которое означает «пусть берёт вода». Оно использовалось эвенами во время подношения даров повелителю моря.

Конечно, у каждого народа есть свои обычаи, отличные от других, но, согласитесь, многое нас и объединяет, подтверждая тот факт, что все мы родом из язычества. Увидев на празднике обряды, проводимые эвенами в честь духа огня, услышав слова почитания и преклонения перед ним, кормильцем и защитником, вспомнила красивый обычай справлять ночь на Ивана Купала. Когда все присутствующие прыгают через огонь, проходя процесс очищения. А потом девушки плетут венки и спускают их на воду, загадывая желание о встрече с суженым. В общем, если вдуматься, то точек соприкосновения у нас немало. Магадан же и вообще, как известно, многонациональный город. Поэтому совершенно неудивительно, что на Хэбденек, несмотря на раннее утро, собирается такое большое количество людей.

Привлекает он ещё и возможностью воочию увидеть то, что многие из нас раньше зачастую знали только по книжкам. Например, можно побывать в настоящей юрте, примерить национальные одежды и вкусить национальной пищи. Многие из нас не отказали себе в удовольствии приобрести на память симпатичные сувениры, может, даже кто-то с тайной надеждой, что они принесут счастье. Ведь весь Хэбденек насыщен обрядами, начиная с подношения даров духу огня до завязывания разноцветных ленточек на гилбэр (верёвке, натянутой между лиственницами). Причём ленточки идут нарасхват. И многие с удовольствием делятся ими с теми, кому не хватило, деля крохотный кусочек ткани на несколько частей, пока, в конце концов, не остаётся что-то больше похожее на ниточку.

Вообще, создаётся такое ощущение, что воздух на празднике буквально пропитан доброжелательностью и искренним весельем. Правда, некоторые из присутствующих ещё до начала, так сказать, основного действа уже выглядели изрядно подуставшими, поэтому пытались поскорей где-нибудь прилечь или, в крайнем случае, присесть. Может, это малость и нарушало общее впечатление от всего происходящего, но на хорошее настроение других, думаю, не влияло. Да и организаторы Хэбденека постарались, чтобы он был запоминающимся: участники праздника водили хороводы, у каждого стойбища их угощали национальными блюдами и чаем, а на сцене выступали хорошо известные в нашем городе музыкально-танцевальные коллективы. Это, конечно, колоритный «Энер» и ольский детский национальный ансамбль «Нэлкэни». Помимо этого, звучали красивые стихи и предания. А предварял всё это рассказ об уникальной особенности эвенского календаря, которая заключается в том, что когда-то этот народ, не имеющий письменности, придумал свою удобную систему запоминания месяцев, обозначая их частями тела.

Например, начало счёта ведётся с левой стороны от макушки головы, обозначающей январь, и заканчивается третьими суставами пальцев, обозначающими июль — макушку лета. Правая же сторона счёта времени ведётся уже со вторых суставов пальцев правой руки, обозначающей август, и заканчивается плечом, обозначающим декабрь. Так что, когда услышите в очередной раз выражение, что душа человека — книга, то смело можете добавлять: а тело — календарь.

Вообще, как мне объяснили сами эвены, согласно их представлениям, в летнее время «наступает солнце в мужчине, в мужском начале». Встреча солнца и Хэбденека для них — это та грань, когда умирает старый год и рождается новый. Жаль, что в этом году был сильный туман, иначе мы могли бы своими глазами увидеть своеобразное противостояние солнца и луны, которые одновременно «висят» в небе над поляной. День как бы прогоняет ночь: «Уходи, пришло время новой жизни». И в этом заключается ещё одна особенность места, выбранного эвенами для своего праздника.

А если вы поговорили за чашкой чая с кем-то из старейших хранительниц домашнего очага, то узнали о том, как вёлся домашний календарь. Не поговорили? Тогда рассказываю. В каждой семье были деревянные дощечки, на которых вырезано двенадцать рядов (по числу месяцев). А в них — небольшие отверстия, куда каждый день втыкалась спичка. Один день — одна спичка. В семье назначался ответственный за ведение календаря, чтобы не пропустить ни одного важного события, например, чьих-то именин.

Конечно, всё увиденное и услышанное на Хэбденеке — это всего лишь небольшие, отдельно взятые фрагменты из жизни эвенов. Но радует уже то, что все они тщательно сохранены и передаются подрастающему поколению.

Вообще, мне кажется, национальные праздники — это хорошая возможность соприкоснуться с культурой других людей, пусть ненадолго, но почувствовать себя сопричастными к ней. Они словно «отбрасывают» нас в прошлое, давая тем самым хорошую пищу для размышлений о жизни вообще и её истинных ценностях в частности.

В нашем городе их проводится немало, так что, думаю, не стоит упускать прекрасный шанс подышать праздничной атмосферой, насладиться красочным зрелищем и отдохнуть душой.

Галина Захарова

(«Колымский тракт» 25 июня 2008 г.)

June 22 2019, 23:00

Categories:

  • Россия
  • Праздники
  • Общество
  • Cancel

Хэбденек

53590.jpg

Хэбденек (с эвенского «веселье») символизирует начало Нового года по эвенскому календарю.

Он проводится в канун летнего солнцестояния, как у многих языческих народов и начинается с рассветом  — в часов 5 утра.

53598.jpg

На территории Магаданской области эвенский Новый год отмечается с 1997 года, мероприятие является одним из самых ярких, масштабных и почитаемых, ежегодно собирая не только магаданцев, но и гостей из регионов России и зарубежья.

53596.jpg

Традиционно праздник проходит на просторной поляне среди лиственничного леса неделеко от устья реки Дукча. «Хэбденек» собирает жителей всех районов Магаданской области.

12.jpg

Для гостей праздника проходит большая концертная программа с народными играми, танцами, конкурсами, которая длится до 11 утра.

В ходе праздника гости могут приобщиться к эвенским ритуалам: «Встреча», «Благодарение Земли», «Зажжение священного огня», «Тог Муранни», «Кормление огня», «Хусил — Священные лебеди», «Торикачак — свадебный обряд», «Дэлбурге» и «Хэде».

104626.jpg

Соблюдая все правила и традиции, в проведении национальных обрядов и ритуалов участвуют старейшины, которые являются хранителями самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, населяющих территорию Магаданской области.

1_1.jpg

В течение всего мероприятия можно попробовать уху и другие блюда северной кухни в специально разбитом стойбище из нескольких яранг.

На пямять с Хэбденека можно привезти национальный сувенир ручной работы, купленный на выставке «Нёлтэн».

000-khebdenek.jpg

Традиционно в рамках «Хэбденека» проводится конкурс на лучшее стойбище, где жюри определяет лучших в номинациях: национальное блюдо, хранительница очага, запевала «Хэде».

104624.jpg

June 22 2019, 02:00

Categories:

  • Праздники
  • Россия
  • Cancel

Хэбденек

53590.jpg

Хэбденек (с эвенского «веселье») символизирует начало Нового года по эвенскому календарю.

Он проводится в канун летнего солнцестояния, как у многих языческих народов и начинается с рассветом  — в часов 5 утра.

53598.jpg

На территории Магаданской области эвенский Новый год отмечается с 1997 года, мероприятие является одним из самых ярких, масштабных и почитаемых, ежегодно собирая не только магаданцев, но и гостей из регионов России и зарубежья.

53596.jpg

Традиционно праздник проходит на просторной поляне среди лиственничного леса неделеко от устья реки Дукча. «Хэбденек» собирает жителей всех районов Магаданской области.

12.jpg

Для гостей праздника проходит большая концертная программа с народными играми, танцами, конкурсами, которая длится до 11 утра.

В ходе праздника гости могут приобщиться к эвенским ритуалам: «Встреча», «Благодарение Земли», «Зажжение священного огня», «Тог Муранни», «Кормление огня», «Хусил — Священные лебеди», «Торикачак — свадебный обряд», «Дэлбурге» и «Хэде».

104626.jpg

Соблюдая все правила и традиции, в проведении национальных обрядов и ритуалов участвуют старейшины, которые являются хранителями самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, населяющих территорию Магаданской области.

1_1.jpg

В течение всего мероприятия можно попробовать уху и другие блюда северной кухни в специально разбитом стойбище из нескольких яранг.

На пямять с Хэбденека можно привезти национальный сувенир ручной работы, купленный на выставке «Нёлтэн».

000-khebdenek.jpg
Традиционно в рамках «Хэбденека» проводится конкурс на лучшее стойбище, где жюри определяет лучших в номинациях: национальное блюдо, хранительница очага, запевала «Хэде».

104624.jpg

June 8 2013, 11:57

Category:

  • Праздники
  • Cancel

Хэбденек – Эвенский Новый год в Магадане

х00

Ну, или еще единственный праздник в России, когда народ только в 4 часа утра начинает бухать. (Фотографии праздника разных лет)

В последний числах июня каждый год сотни магаданцев ночью и ранним утром едет в долину реки Дукча чтобы отметить Эвенский новый год. Праздник «Хэбденек» в переводе с эвенского означает «веселье» приурочен ко дню летнего солнцестояния. (В 2013 году праздник состоится 22 июня в 5.00)

Хэбденек – Эвенский Новый год в Магадане

В советское время праздник Хэбдэнек был почти забыт. В Магадане его возродили 14 лет назад, с тех пор он уже перерос узконациональные рамки и стал общенародным. Его отмечают не только эвены, но и многие колымчане, независимо от происхождения.

х0

В народном календаре эвенов он считается днем рождения нового солнца и началом нового года. Кроме магаданцев в празднике приняли участие представители общественных организаций коренных малочисленных народов Севера из районов Колымы.
Хэбденек – Эвенский Новый год в Магадане

х22

Эвенские старейшины проводят традиционные обряды – зажжение священного костра, кормление огня, встречу нового солнца и очищение дымом можжевельника. По поверьям эвенов, в день летнего солнцестояния открываются двери межу мирами, что дает возможность донести до высших сил свои просьбы.

Хэбденек – Эвенский Новый год в Магадане
Участники празднества загадывают желания, завязывая ленточки на особой веревке «дэлбургэ».

Хэбденек – Эвенский Новый год в Магадане

Кульминацией праздника становится эвенский хоровод «хэде», когда двигаясь по кругу под звуки бубнов, люди в танце ритмично поднимают и опускают руки.

х12

х11
В концертной программе традиционные песни и танцы  ансамбля песни и пляски народов Севера «Энер», фольклорные коллективы из районов Колымы.

х123

Также на празднике традиционно кормят свежей ухой. Еще бы не кормили :)) ведь в этот день в Магаданской области стартует путина — сезон ловли лососевых.

х10
Ну и самое главное :))) Хэбденек пользуется громадной популярностью у магаданских представителей СМИ. Даже есть традиция на каждый год на празднике делать фото на подвесном мосту через реку Дукча.
х13

хж2
Ну а это ваш покорный слуга и посол ЖЖ на Колыме alkrylov.ru

(В 2013 году праздник состоится 22 июня в 5.00)

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые Межрегиональной общественной организацией «Объединение коренных малочисленных народов «СОЮЗ» (МОО “КМНСОЮЗ”) (далее – Оператор).

1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2. Основные понятия, используемые в Политике

2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных.

2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.9. Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Законом о персональных данных (далее – персональные данные, разрешенные для распространения).

2.10. Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.11. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

2.12. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

2.13. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

2.14. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Основные права и обязанности Оператора

3.1. Оператор имеет право:

– получать от субъекта персональных данных достоверные информацию и/или документы, содержащие персональные данные;

– в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных;

– самостоятельно определять состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о персональных данных и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено Законом о персональных данных или другими федеральными законами.

3.2. Оператор обязан:

– предоставлять субъекту персональных данных по его просьбе информацию, касающуюся обработки его персональных данных;

– организовывать обработку персональных данных в порядке, установленном действующим законодательством РФ;

– отвечать на обращения и запросы субъектов персональных данных и их законных представителей в соответствии с требованиями Закона о персональных данных;

– сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение 30 дней с даты получения такого запроса;

– публиковать или иным образом обеспечивать неограниченный доступ к настоящей Политике в отношении обработки персональных данных;

– принимать правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных;

– прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, прекратить обработку и уничтожить персональные данные в порядке и случаях, предусмотренных Законом о персональных данных;

– исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о персональных данных.

4. Основные права и обязанности субъектов персональных данных

4.1. Субъекты персональных данных имеют право:

– получать информацию, касающуюся обработки его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения предоставляются субъекту персональных данных Оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, когда имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных. Перечень информации и порядок ее получения установлен Законом о персональных данных;

– требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав;

– выдвигать условие предварительного согласия при обработке персональных данных в целях продвижения на рынке товаров, работ и услуг;

– на отзыв согласия на обработку персональных данных;

– обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействие Оператора при обработке его персональных данных;

– на осуществление иных прав, предусмотренных законодательством РФ.

4.2. Субъекты персональных данных обязаны:

– предоставлять Оператору достоверные данные о себе;

– сообщать Оператору об уточнении (обновлении, изменении) своих персональных данных.

4.3. Лица, передавшие Оператору недостоверные сведения о себе, либо сведения о другом субъекте персональных данных без согласия последнего, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

5. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

5.1. Фамилия, имя, отчество.

5.2. Электронный адрес.

5.3. Номера телефонов.

5.4. Год, месяц, дата и место рождения.

5.5. Фотографии.

5.6. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

5.7. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

5.8. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, интимной жизни, Оператором не осуществляется.

5.9. Обработка персональных данных, разрешенных для распространения, из числа специальных категорий персональных данных, указанных в ч. 1 ст. 10 Закона о персональных данных, допускается, если соблюдаются запреты и условия, предусмотренные ст. 10.1 Закона о персональных данных.

5.10. Согласие Пользователя на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, оформляется отдельно от других согласий на обработку его персональных данных. При этом соблюдаются условия, предусмотренные, в частности, ст. 10.1 Закона о персональных данных. Требования к содержанию такого согласия устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

5.10.1 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, Пользователь предоставляет Оператору непосредственно.

5.10.2 Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения указанного согласия Пользователя опубликовать информацию об условиях обработки, о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных для распространения.

5.10.3 Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

5.10.4 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, прекращает свое действие с момента поступления Оператору требования, указанного в п. 5.10.3 настоящей Политики в отношении обработки персональных данных.

6. Принципы обработки персональных данных

6.1. Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе.

6.2. Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

6.3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

6.4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

6.5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки. Не допускается избыточность обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.

6.6. При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор принимает необходимые меры и/или обеспечивает их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

6.7. Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные уничтожаются либо обезличиваются по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

7. Цели обработки персональных данных

7.1. Цель обработки персональных данных Пользователя:

– информирование Пользователя посредством отправки электронных писем;

– предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте https://news.kmnsoyuz.ru/.

7.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

7.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

8. Правовые основания обработки персональных данных

8.1. Правовыми основаниями обработки персональных данных Оператором являются:

– уставные (учредительные) документы Оператора;

– договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных;

– федеральные законы, иные нормативно-правовые акты в сфере защиты персональных данных;

– согласия Пользователей на обработку их персональных данных, на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

8.2. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://news.kmnsoyuz.ru/ или направленные Оператору посредством электронной почты. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

8.3. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

8.4. Субъект персональных данных самостоятельно принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие свободно, своей волей и в своем интересе.

9. Условия обработки персональных данных

9.1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

9.2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

9.3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

9.4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

9.5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

9.6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – общедоступные персональные данные).

9.7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

10. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

10.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

10.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства либо в случае, если субъектом персональных данных дано согласие Оператору на передачу данных третьему лицу для исполнения обязательств по гражданско-правовому договору.

10.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».

10.4. Срок обработки персональных данных определяется достижением целей, для которых были собраны персональные данные, если иной срок не предусмотрен договором или действующим законодательством.
Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

10.5. Вся информация, которая собирается сторонними сервисами, в том числе платежными системами, средствами связи и другими поставщиками услуг, хранится и обрабатывается указанными лицами (Операторами) в соответствии с их Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности. Субъект персональных данных и/или Пользователь обязан самостоятельно своевременно ознакомиться с указанными документами. Оператор не несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе указанных в настоящем пункте поставщиков услуг.

10.6. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных для распространения, не действуют в случаях обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством РФ.

10.7. Оператор при обработке персональных данных обеспечивает конфиденциальность персональных данных.

10.8. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

10.9. Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки персональных данных, истечение срока действия согласия субъекта персональных данных или отзыв согласия субъектом персональных данных, а также выявление неправомерной обработки персональных данных.

11. Перечень действий, производимых Оператором с полученными персональными данными

11.1. Оператор осуществляет сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных.

11.2. Оператор осуществляет автоматизированную обработку персональных данных с получением и/или передачей полученной информации по информационно-телекоммуникационным сетям или без таковой.

12. Трансграничная передача персональных данных

12.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

12.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

13. Конфиденциальность персональных данных

Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

14. Заключительные положения

14.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru.

14.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

14.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.

В Магадане прошел 25-й эвенский праздник встречи Нового года (Нового солнца) «Хэбденек». Гости праздника приняли участие в ритуалах «Благодарение земли», «Встреча Солнца», «Зажжение священного огня», «Тор Муранни» (Дух огня), «Кормление огня», «Хусил — священные лебеди». Затем всех гостей праздника пригласили совершить обряд «Дэлбургэ». Колымчан угощали наваристой ухой по фирменным рецептам, чаем с можжевельником и кипреем, сообщает ИА MagadanMedia.

Традиционно в рамках «Хэбденэка» прошла региональная выставка декоративно-прикладного творчества «Нёлтэн», в которой колымские мастера представили свои работы, выполненные на основе традиционных ремесел северных народов: предметы национальной одежды и быта, обереги, амулеты, сумки. Гости праздника смогли приобрести сувениры ручной работы. Украсили праздник встречи Нового Солнца выступления национальных танцевальных коллективов и самодеятельных артистов города и области.

Гости праздника приняли участие в ритуалах «Благодарение земли», «Встреча Солнца», «Зажжение священного огня», «Тор Муранни» (Дух огня), «Кормление огня», «Хусил — священные лебеди». Затем всех гостей праздника пригласили совершить обряд «Дэлбургэ». Взявшись за руки, участники торжества прошли через священные ворота и ритуальные костры, после чего, загадав желание, повязали ленточки на «Дэлбургэ». Эвены верят, что небесные ворота открываются только в дни летнего солнцестояния, и небесные духи обязательно унесут в «верхний мир» все загаданные желания. Завершил обрядовую часть праздника ритуал «Хэйде».

Напомним, Хэбденек — многовековая традиция аборигенов Северо-Востока России, которая возродилась на Колыме в 1997 году. Сегодня встреча эвенского Нового солнца является одним из самых ярких, масштабных и почитаемых праздников региона. Мероприятие вносит неоценимый вклад в возрождение и сохранение культурных традиций коренных малочисленных народов и этнических групп Севера в области фольклорного, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хэллоуин оригинальный праздник
  • Христианские праздники рождество христово
  • Хью лори праздник новоорлеанского блюза
  • Христианские праздники рождество сообщение
  • Хылбык дойга сценарий