Хедерлез татарский праздник

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Хыдырлез – национальный праздник крымских татар, посвященный завершению весенних полевых работ и отгона скота на летние пастбища. Это праздник, который символизирует плодородие, достаток и благополучие, отмечается он ежегодно в первую неделю мая массовыми гуляньями. Нет такого народа, который не гордился бы своими праздниками. В них сконцентрирована национальная история, культура и психология, воплощены специфические формы художественного творчества.

Хыдырлез – национальный праздник крымских татар, посвященный завершению весенних полевых работ и отгона скота на летние пастбища. Это праздник, который символизирует плодородие, достаток и благополучие, отмечается он ежегодно в первую неделю мая массовыми гуляньями. По традиции его праздновали в день, когда на зерновых появлялся первый колос. Это время называют «тепреч».

В празднике Хыдырлез отражается сложная этническая история крымских татар. В его обрядах и обычаях прослеживаются истоки верований, социальной жизни и хозяйственной деятельности народа. Праздник отмечается в пятницу на первой неделе месяца къуралай (май). После Хыдырлеза начинается социальный год. Это праздник весны, который приходит, когда появляются первые всходы, ростки новой жизни. Человеческая природа устроена так, что весной мы ощущаем необычайный прилив сил, все помыслы наши бывают устремлены на то, чтобы направить эти силы на добрые дела и поступки.

В предгорном Крыму до 1774 года, до депортации православного населения — греков и армян, крымские татары праздновали Хыдырлез вместе с жителями соседних православных деревень. Так называемые крымские греки (ничем, кроме религии, не отличавшиеся от крымских татар предгорий) в этот день праздновали день святого Георгия, покровителя земледелия.

Название праздника Хыдырлез включает два имени мусульманских святых — Хыдыр и Ильяс, с которыми связаны многочисленные легенды. Хыдыр или Хыдр (по-арабски «ал-Хидр» или «ал-Хадир») — исламский святой. Хыдыр является проповедником и ему богом дарована вечная жизнь. Он постоянно поддерживает у мусульман веру в Аллаха, оказывает помощь тонущим в море, помогает тушить пожары, охраняет от краж и злых духов. Аллах же помогает ему принимать правильные решения и опекает его. Святой Ильяс — проповедник, один из пророков (в Библии — Илия). По преданию, Аллах даровал ему власть над громом. Он хранит источники, оберегает скот, защищает человека на воде (поэтому у южнобережных татар существовал обычай именно в этот день выносить лодки к морю). По легенде, святые Ильяс и Хыдыр непрерывно путешествуют по всему свету, помогая людям, только Хыдыр начинает обход земли справа, то есть с востока, а Ильяс — слева, с запада, и встречаются они в той точке земли мусульман, где уже завершились хозяйственные работы, окот овец и началось пробуждение природы. В Крыму таким днем считается пятница первой недели месяца къуралай (май). С течением времени он стал восприниматься только как день прихода Хыдыра. В мусульманской мифологии Хыдыра представляют одетым в зеленый или белый плащ с узором из весенних цветов, с колпаком на голове, обвитым зеленым шарфом. По этой причине на гулянья в этот день принято надевать одежду зеленого цвета или иметь какой-либо предмет одежды зелёного цвета.

Накануне праздника хозяйки затевают тщательную уборку по всему дому, наводят порядок в хозяйственных помещениях, так как, по поверью, грязный дом Хыдырлез не посещает. Считается, что если беременная женщина нарушит эту традицию, то роды могут быть трудными. Вечером хозяйки выпекают къалакай (круглые хлебцы), кобете, сары-бурму. Къалакай — это аналог Колобка из русских сказок. Для хлеба къалакай месили тесто пожилые женщины из остатков муки прошлогоднего урожая и пекли его. А во время праздника къалакай спускали с пригорка, катали, перекатывали. Как правило, эту ответственную миссию возлагали на стариков, самых почтенных людей села, округи.

По поверью, в ночь перед праздником дети, боясь страшных сновидений, мазали себе головы, губы и ступни чесноком, читали на ночь молитвы. Вечером хозяйки рассыпали по подоконнику горсть пшеницы, чтобы в доме был достаток, скот выводили из хлева и окуривали его дымом — от дурного глаза. В день праздника после утренней молитвы хозяйка доила корову, овец и обрызгивала молоком вход в хлев, чтобы было много молока и молочных продуктов. В этот день каждая семья старалась посадить деревце (мужчины — яблоню, женщины — грушу) или цветы.

В селах рядом с джами (мечетью) молодежь выбирала и готовила место для разжигания костра. Костры разводили вечером, через них прыгали дети. В домах в посуду с водой обязательно ставили травы и цветы.

Основные обряды проводятся в сам день Хыдырлеза. Этот праздник крымские татары стараются отмечать на природе. Целыми селами люди выходят к лесу, полям, к святым местам, туда, где есть родники, чтобы очистить их и очиститься самим. Поведение у родника — это тоже целый обряд: сначала нужно «открыть глаза» роднику, то есть расчистить его, потом прочесть над ним молитву, омыть лицо и только затем можно из него пить. На поляне заранее устанавливаются качели. Девушки увивают их цветами. В играх и танцах молодые люди могли познакомиться, парни дарили девушкам платки, а если получали их обратно уже с вышивкой, это был и знак симпатии, и некий экзамен на рукоделие для женщин из семьи будущего мужа. Женщины обсыпают друг друга зеленью «на будущий урожай», а старики катают круглые лепешки для гадания.

По традиции представители разных поколений в этот день устраивали народные гулянья, игры, скачки. Парни и мужчины состязались в силе, участвовали в спортивных соревнованиях по национальной борьбе куреш, в скачках.

Одна из самых важных и значимых частей праздника — это перекатывание или спуск с горки заранее испеченного къалакая, большого каравая с национальным орнаментом на верхней стороне. Если хлебец упал лицевой стороной вверх, то будет хороший урожай, а если наоборот, то год будет неурожайным. Делали это почтенные старики, все остальные наблюдали, а затем все вместе съедали хлеб. Этот обряд можно назвать кульминацией праздника, в это время повсюду слышны песни, все танцуют, везде веселье, смех.

Вечером к костру собираются жители всего села — как мужчины, так и женщины с детьми. После вечернего намаза (молитвы) самый уважаемый житель села разжигает костер и первым прыгает через него, а за ним остальные мужчины, затем юноши и мальчики. Потом мужчины уходят, остаются женщины, девушки, девочки. На этом празднике особое место отводится женщине, ведь она продолжательница рода, носительница животворящей силы природы. За это время пламя костра угасает, и тогда начинают прыгать через костер женщины. Первыми прыгают пожилые, затем молодые, после них девушки и девочки. Потухший костер засыпают землей, воду лить на костёр запрещается.

В древние времена любой крымско-татарский праздник, в том числе и Хыдырлез, завершался обязательным исполнением общего кругового танца хоран. Наши предки разжигали большой костер. Под звуки давула и зурны начинался танец. Олицетворяя солнце, танцующие обычно двигались по кругу, держа друг друга за плечи, под одобрительные возгласы присутствующих людей двигались ритмично вокруг костра, танцевали. Когда костер догорал, наступала кульминация праздника — прыжки через огонь. При этом просили единого Бога неба и земли, Небесного Танры, чтобы все были здоровы, чтобы шли дожди, чтобы животные приносили потомство и так далее. Затем угли разгребали в разные стороны. Находились смельчаки, которые босиком танцевали на горячих углях. Некоторые исследователи считают, что слово «хор» («хоран») произошло от тюркского «хор» — «угли, зола». Сегодня это слово есть и в языках других народов.

Исконные функции этого танца — календарно-обрядовые. Есть мнение, что танец имел не только увеселительное, но и религиозное значение. Имеются в виду древние верования до прихода ислама. Духовенство боролось с древними традициями. После окончательного утверждения мусульманской религии сакральное значение танца хоран было забыто, осталась только его внешняя форма. И сегодня ни один праздник, ни одно торжество, особенно свадьба, не обходятся без хорана.

Песни и обрядовые танцы длятся весь день, но не забывают люди и о могилах предков, которых также чтят в этот день. Было принято (и это продолжается по сей день) семьями ходить на кладбища, на могилы своих близких и родных, оплакивать их, переживая еще раз их потерю, вспоминать их, перечисляя их добрые дела, которые усопшие совершили во время своей земной жизни, вспоминать хорошие черты их характера, веря, что умершие в этот день слышат живых.

Депортация крымско-татарского народа 18 мая 1944 года и десятилетия насильственного его удержания в местах изгнания нанесли непоправимый ущерб многовековой культуре и традициям крымских татар. Депортация на долгие годы предопределила жизнь людей на чужбине. В период с 1944 по 1960-е годы быт, обычаи, традиции, празднества коренного народа, складывавшиеся тысячелетиями, были преданы забвению и уничтожены. В это время никакие праздники не отмечались, любой праздник превращался в день памяти и скорби. Крымско-татарский народ еще долго восстанавливался и восстанавливается по сей день, потому что был поголовно депортирован, и лишь после 60-х годов в местах изгнания крымско-татарский народ в день Хыдырлеза стал собираться на кладбищах и молиться за упокой умерших в страданиях. Так продолжалось много лет, пока крымские татары не вернулись на родину.

С возвращением крымско-татарского народа на родину, в Крым, появились возможности для возрождения национальной культуры, языка и традиций. Национальный праздник Хыдырлез, широко отмечаемый в Крыму во всех местах проживания крымских татар, вскоре стал общекрымским символом, свидетельствующим об утверждении на полуострове коренным народом Крыма принципов добрососедства и взаимного уважения культур, разрушенных депортацией 18 мая 1944 года и репрессиями в годы СССР.

Проведение подобных мероприятий не может не радовать. Ведь на протяжении долгих десятилетий крымско-татарский народ, находясь далеко от своей родины, в местах изгнания и ссылок, не имел возможности так ярко и масштабно отмечать свои национальные праздники.

Библиографический список:

  1. «Крымскотатарская литература» для общеобразовательных организаций: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций/ [А. С. Аблятипов, З. С. Сулейманова, Ш. А. Темеш и др.]; под ред. А. С. Аблятипова. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.

Сегодня, 4 мая, крымские татары празднуют национальный праздник Хыдырлез, посвященный завершению весенних полевых работ и отгона скота на летние пастбища.

Это праздник, который символизирует плодородие, достаток и благополучие, отмечается он ежегодно в первую неделю мая массовыми гуляньями. По традиции его праздновали в день, когда на зерновых появлялся первый колос. Это время называют «тепреч».

Сегодня крымские татары отмечают Хыдырлез: история и обычаи национального праздника , фото-1

В празднике Хыдырлез отражается сложная этническая история крымских татар. В его обрядах и обычаях прослеживаются истоки верований, социальной жизни и хозяйственной деятельности народа. Праздник отмечается в пятницу на первой неделе месяца къуралай (май). После Хыдырлеза начинается социальный год.

Это праздник весны, который приходит, когда появляются первые всходы, ростки новой жизни. Человеческая природа устроена так, что весной мы ощущаем необычайный прилив сил, все помыслы наши бывают устремлены на то, чтобы направить эти силы на добрые дела и поступки.

Название праздника Хыдырлез включает два имени мусульманских святых — Хыдыр и Ильяс, с которыми связаны многочисленные легенды. Хыдыр или Хыдр (по-арабски «ал-Хидр» или «ал-Хадир») — исламский святой. Хыдыр является проповедником и ему богом дарована вечная жизнь. Он постоянно поддерживает у мусульман  веру в Аллаха, оказывает помощь тонущим в море, помогает тушить пожары, охраняет от краж  и  злых  духов. Аллах же помогает ему принимать правильные решения и опекает его. Святой Ильяс — проповедник, один из пророков (в Библии — Илия). По преданию, Аллах даровал ему власть над громом. Он хранит источники, оберегает скот, защищает человека на воде (поэтому у южнобережных татар существовал обычай именно в этот день выносить лодки к морю). По легенде, святые Ильяс и Хыдыр непрерывно путешествуют по всему свету, помогая людям, только Хыдыр начинает обход земли справа, то есть с востока, а Ильяс — слева, с запада, и встречаются они в той точке земли мусульман, где уже завершились хозяйственные работы, окот овец и началось пробуждение природы.

В Крыму таким днем считается пятница первой недели месяца къуралай (май). С течением времени он стал восприниматься только как день прихода Хыдыра. В мусульманской мифологии Хыдыра представляют одетым в зеленый или белый плащ с узором из весенних цветов, с колпаком на голове, обвитым зеленым шарфом. По этой причине на гулянья в этот день принято надевать одежду зеленого цвета или иметь какой-либо предмет одежды зелёного цвета.

Напомним, для гостей праздника будет организована концертная программа, работа интерактивных и выставочных площадок, точки по приготовлению блюд национальной кухни. Пройдут спортивные состязания, запланированы развлечения для малышей. Кроме того, из Симферополя пустят бесплатные автобусы к месту празднования Хыдырлеза.

Хедерлез

Хедерлез — традиционный весенний праздник, который ежегодно отмечается во всем тюркском мире 6 мая. Этот праздник связан с персонажами мусульманской мифологии Хидром и Ильясом. Раньше у тюркских народов он был одним из самых важных дней в году.

По преданию, этот день был днем встречи Хидра и Ильяса на земле. Название праздника — «Хедерлез» — является результатом слияния их имен. Его отмечают не только в Турции, но и в странах, где живут представители тюркских народов. Хедерлез празднуют, к примеру, крымские татары и живущие на Балканах цыгане под названием Эдерлези.

Также этот праздник связан с культом святого Георгия, память которого отмечается 6 мая по григорианскому календарю — святого Георгия ассоциируют с Хидром. Он считается покровителем крупного и мелкого рогатого скота, а в обрядах праздника как раз можно проследить обряды древней скотоводческой традиции. К примеру, в этот день принято было заключать и расторгать договоры с пастухами.

Хедерлез — это праздник начала весны, начала нового цикла жизни. Сейчас его отмечают в основном в деревнях и небольших городках. В преддверии праздника необходимо провести в доме уборку и украсить его. Праздновать Хедерлез принято у воды — она символизирует жизнь. В честь праздника жарят ягненка и готовят другие праздничные блюда.

Еще одна из традиций, связанный с праздником — прыжки через костер, не менее трех раз. Считается, что огонь в Хедерлез защищает от всех болезней в течение всего года. Многие люди верят в силу молитвы у воды. В этот день сбываются желания. Чтобы загаданное сбылось, можно записать свое желание на небольшом кусочке бумаги и бросить его в реку или море.

Национальный весенний праздник «Хедерлез»

Национальный весенний праздник “Хедерлез”  традиционно проводится в автономии 6 мая с 2004 года. Хедерлез –праздник, с которым у гагаузов связаны обряды, символизирующие победу лета над зимой, начало нового хозяйственного года, выгона домашних животных на пастбище.

В этот день во всех храмах Гагаузии проходят божественные литургии в честь Святого Георгия Победоносца. На городских и сельских площадях, во дворах устраивается настоящее гагаузское подворье, выставка народных промыслов, презентация гагаузской кухни, ярмарка.

34646183_0_0_1280_853_1440x900_80_0_1_fe30cfe1689d7f7e89ab2680bd2bba4b.jpg

Национальный весенний праздник «Хедерлез»

Возрождение праздника, как национально значимого для гагаузов произошло в мун. Чадыр-Лунга, где традиционно были сильны традиции коневодства.

С 1995 года там начали проводиться масштабные празднования, символом которых стали конноспортивные состязания. Их центр – единственная в Молдове конеферма по выращиванию племенных лошадей «Ат-Пролин», которую удалось сохранить благодаря усилиям потомственного коневода Константина Келеша.

В конноспортивных состязаниях в Чадыр-Лунге принимают участие владельцы лошадей из разных населенных пунктов Молдовы.

В скачках участвуют лошади старшего возраста, а в соревнованиях на кубок Гагаузии наездники соревнуются в седле. Победитель скачек получает ковер, грамоту и главный трофей – кубок.

Традиционными стали следующие конкурсы:

  • Лучший удар кнутом
  • Перекидывание мешка с соломой
  • Лучшие тяжеловозы среди зрителей
  • Скачки на ослах и др.

Кульминация праздника – яркая, концертная программа от известных гагаузских и международных творческих коллективов, которая демонстрирует всю палитру гагаузской национальной культуры. Песни и танцы, музыка и обрядовые представления объединяют всех присутствующих, и гостей праздника, и хозяев.

​«Их нравы»: как турки и крымские татары празднуют Хыдырелез

Почему для османов понедельник начинается в субботу, а лето начинается в мае

Казанский исследователь Булат Ногманов, чьи публикации, как выяснилось, читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей колонке он рассказывает о том, как отмечают праздник весны Хыдырелез в далекой Анатолии. Как известно, последний также празднуют и крымские татары.

День живой воды

В ночь с 5 на 6 мая во многих провинциях Турции, и в некоторых странах тюркского мира до сих пор отмечается древний праздник Хыдырелез, знаменующий окончание зимы и приход лета. В доисламский период год у жителей Анатолии делился на два сезона: Хизр или лето – период с 6 мая по 4 ноября и Касым или зима — период с 8 ноября по 5 мая.

По одной из легенд в армии одного из правителей служили два воина по имени Хизр и Ильяс. В один из дней правитель со своим войском отправился на поиски «Абы Хайат» (живой воды). В пути Хизр и Ильяс отстали от остального войска, и присели перекусить сушеной рыбой на берегу моря. На море были волны, хлеставшие прибрежные скалы и, несколько капель морской воды попало на сушеную рыбу. Рыба ожила и прыгнула в воду. Таким образом, оказалось, что Хизр и Ильяс нашли живую воду и обрели бессмертие. Тогда явился ангел и сказал, что они будут жить до Судного дня, но Хизр будет жить на суше, а Ильяс на море, и до конца дней они будут помогать нуждающимся с чистыми сердцами. Лишь раз в год 6 мая они будут встречаться. Согласно преданию, встреча Хизра и Ильяса, то есть Хыдырэлез (производное от их имен), символизирует оживление мертвой природы, и начало летнего сезона. Люди верили, что если 6 мая идет дождь, то это оттого, что Хизр и Ильяс плачут от радости встречи друг с другом, а дождевые облака составляют им кампанию.

История Хизра и Ильяса лейтмотивом проходит по многим историческим пластам Анатолии, Османской империи и современной Турции. Фото handvorec.ru

Не отказывай просящему

История Хизра и Ильяса лейтмотивом проходит по многим историческим пластам Анатолии, Османской империи и современной Турции. Тюркская народная литература изобилует рассказами, преимущественно о Хизре, видимо из-за того, что суша более привычное место обитания для тюркских народов. Хизр является героем сказок, дастанов, преданий, различных баек и суфийских притч. Например, в одном из преданий говорится, что Ходжа Ахмет Ясави с самого детства был знаком с Хизром. Если Ильяс был пророком, то относительно Хизра имеются противоречивые мнения. Некоторые считают, что он был пророком, а некоторые, что он был одним из аулийа (друг Аллаха). Возможно, Хизр — это собирательный образ, чаще всего предстающий в образе немощного старца или путника с синей или белой бородой, который вознаграждает тех, кто помогает ему и наказывает тех, кто в помощи отказывает.

На примере историй, связанных с Хизром, у подрастающего поколения воспитывают такие качества как милосердие, доброе отношение к немощным и старцам, гостеприимство и содействие путнику. Как известно, на востоке, первые три дня вообще не принято спрашивать гостя или путника о его планах и целях. Им просто на некоторое время предоставляется кров и еда. А вдруг это Хизр в образе путника? Так или иначе, Хизр — это символ взаимопомощи, обновления жизни, помощи людям с чистым сердцем, изобилия, богатства и довольствия, излечения от болезней, плодородия пашен и скота, проявления чудес и удачи.

С приходом ислама немного поменялся и образ Хизра и праздника Хыдырэлез. Например, в некоторых районах Анатолии в честь праздника три дня держат пост, всю ночь читают специальный намаз и приносят в жертву барашка. Если в этот день нет дождя, то читается специальная дождевая молитва. Однако сохранились и довольно сильны традиции доисламского периода.

Хизр также принимает и письменные обращения, можно записать свое пожелание на бумаге и, прикрепив его к лоскутку красной ткани, повесить на ветки розового дерева и целый год ждать исполнения желания. Фото saraygazetesi.com

Праздник к нам приходит

Обычно Хырыэлез празднуют в местах, где много зеленых насаждений, на берегу водоемов и рядом с мавзолеями святых и праведников. Во многих деревнях за день или же за три-четыре дня до праздника начинают к нему готовиться. Девушки и новоиспеченные невесты надевают специальные наряды. Обращают особое внимание на то, чтобы эти наряды были разноцветными и обязательно содержали цветочный орнамент. Существует традиция кушать в этот день свежевыращенные весенние продукты и свежее мясо барашка. Люди верят, что мясо первого весеннего барашка излечивает от различных болезней и укрепляет здоровье. Обычно, на столах бывает очень много сладостей и мясных блюд. Также, в этот день собирают полевые травы и цветы, из которых готовят отвар. По преданию, если выпить этот отвар, то можно излечиться от многих болезней, а если мыться этим отваром в течение сорока дней, то это произведет омолаживающий эффект.

Существует поверье, что в ночь перед Хыдырэлезом, места, которые посещает Хизр и вещи, к которым он прикасается, приобретают изобилие и достаток. По этой причине, осуществляются некоторые весьма интересные обряды. Коробки, где хранится еда, кошельки и амбары с зерном оставляют открытыми. Те, кто грезят о приобретении дома или машины, в ночь перед Хыдырэлезом ставят их маленькие модели под розовым деревом. Считается, что Хизр может им помощь в осуществлении мечты. Хизр также принимает и письменные обращения, можно записать свое пожелание на бумаге и, прикрепив его к лоскутку красной ткани, повесить на ветки розового дерева и целый год ждать исполнения желания. Во время праздника загадывают желания и зажигают огонь. Пока пламя высокое через него перепрыгивают молодые люди, а когда пониже, девушки и дети.

В некоторых районах Анатолии ночью 5 мая ставят перед дверью сосуд с молоком, если наутро молоко превратилось в йогурт, то считается, что достаток этого дома будет увеличиваться. Также к стеблю одного зеленого лука привязывают белую нитку, а к стеблю другого — черную нитку. Если на утро оказывается, что стебель с белой ниткой вырос больше, чем с черной ниткой, то год принесет удачу, а если наоборот, то в этом году будет много страданий.

Во время праздника загадывают желания и зажигают огонь. Пока пламя высокое через него перепрыгивают молодые люди, а когда пониже, девушки и дети. Фото cesme.bel.tr

Обними меня крепко

В качестве развлечений устраиваются различные игры и танцы, в которых принимают участие все, от мала до велика, или, как говорят турки, от семи до семидесяти. Поют веселые песни и прибаутки, проводятся различные конкурсы.

Для того, чтобы быть здоровым и крепким из традиций Хыдырэлеза весьма примечателен обычай обнимать какое-нибудь большое дерево (привет русским березам). Если обнять старое дерево, то это символизирует долголетие. Довольно необычным способом во время Хыдырэлеза люди пытались увеличить свое благосостояние: брали немного земли из муравейника, помещали ее в небольшой мешочек и подвешивали на ветки розового дерева, перед рассветом щепотку земли из мешочка насыпали в кошелек. Считалось, что это принесет больше денег. Незамужние девушки устраивали гадания с помощью охапки дров. Охапку бросали на землю, если количество дров было нечетным, то это означало, что в этом году девушка вряд ли выйдет замуж, а если четным, то считалось, что вскоре девушка станет счастливой обладательницей мужа.

Конечно же, обычаев, связанных с Хыдырэлезом, довольно много и каждый из них способен раскрывать целые культурные пласты доисламской Анатолии, Османской империи и современной Турции. В этом небольшом очерке была произведена попытка раскрыть наиболее примечательные моменты.

Булат Ногманов

Справка

Булат Ногманов — переводчик.

Родился 31.10.1985 в с. Апастово Апастовского района Республики Татарстан. В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения», в 2010 году — магистратуру Анкарского университета по той же специальности. Участник этнографических экспедиций.

Член Татарстанского отделения Русского географического общества.

Владеет английским, турецким и казахским языками.



Хедерлез (вар. Хыдырлез; гаг. Hederlez, ay Yorgi, ay Yorgi; тур. Hıdrellez, Hıdırellez; азерб. Xıdır İlyas, Xıdır Nəbi; крымскотат. Hıdırlez) — отмечается 23 апреля (6 мая) как день, в который пророки Хидр (аль-Хидр) и Ильяс (Илья) встретились на земли. В обрядах прослеживаются черты древней скотоводческой традиции. У тюркских народов тот день считался одним из самых больших праздников в году, празднование которого в XIX веке длилось три дня.

Обряды дня

В этот день заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь с пастухами. Св. Георгий, которого поминают также в этот день, также считался покровителем крупного и мелкого рогатого скота.

Перед праздниками тщательно убирают дом. Накануне вечером печется специальный хлебец (калакай). В центре села разжигается костер, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики. По мере угасания костра начинают прыгать женщины, девочки. Потухший костер засыпают землей.

Праздник Хедерлез у гагаузов связан с представлениями о цикличном делении года на два сезона: от праздника Хедерлез (Егорий Вешний) до Касым (Дмитриев день) — лето, от праздника Касым до Хедерлез — зима.

См. также

  • Егорий Вешний
  • Эдерлези
  • Касым (праздник)

Ссылки

  • Хыдырлез — Hıdırlez — у крымских татар
  • Квилинкова Е. Н. Хедерлез // «Независимая Молдова», 4 мая, 2001 г.
  • Гагаузские традиции, праздники, обычаи

4

Хыдырлез — национальный крымско-татарский праздник, который  отмечается в первую пятницу мая. В названии праздника состоит из имён двух мусульманских пророков: Хыдыр, в Коране он — Хизр, одетый в зелёные одежды, обходя Землю справа налево, встречается в начале мая со святым Ильясом (Ильёй), плывущим по морю слева направо.  Весенний праздник посвящён задабриванию сил природы, для увеличения поголовья скота и получения богатого урожая.
Во время праздника  Хыдырлез совершают комплекс обрядов и обычаев.
39

К торжествам готовятся заранее, убирают в доме, готовятся самые вкусные национальные блюда, — кобете, калакай (каравай) , сары-бурма и другие. После вечернего намаза, совершается обряд очищения огнём. Самый уважаемый житель села должен разжечь костер, через который прыгают все мужчины, юноши и мальчики, а когда пламя костра становится меньше – начинают прыгать женщины и девушки.
Одной из главных традиций праздника Хыдырлез является обряд перекатывания, испечённых заранее хлебцев, калакаев (караваев), символизирующих (Коло) колесо, круг Солнца. Считается, что если катящийся калакай падает лицевой стороной вверх, то будет хороший урожай, но если лицевой стороной вниз, то будет неурожайный год.

1

Интересная  традиция весеннего праздника Хыдырлез – отпускание на волю птиц или запуск в небо  голубей.

Народные  гулянья, сопровождаются музыкой, танцами, развлечениями, конкурсами. В Народных гуляньях принимают участие крымские мастера, члены Ремесленной палаты Крыма, которые привозят на праздник свои лучшие изделия.

07-vorota16

Весенний праздник завершается танцем «Хоран», в общем хороводе танцуют все участники праздника.
В Евпатории в  прошлом году Хыдырлез праздновали в сквере им. Ашик Умера. При стечении большого количества народа, Имам мечети Хан-Джами Эльмар-эфенди Абдулганиев прочитал молитву. В Бахчисарае провёл молебен Муфтий мусульман Крыма Хaджи Эмирали Аблаев.  Алифе-ханум Яшлавская со своими учениками исполнили танец дервишей.
Поздравить с праздником пришли Шевкет Муждабаев начальник управления межнациональных отношений Евпаторийского городского совета и Эдуард Кугель, заместитель городского головы и многие другие.

аместитель городского головы Евпатории Эдуард Кугель
В этом году праздник Хыдырлез  приглашает жителей Евпатории и гостей города  на улицу Караимскую!
Для участия в празднике в Евпаторию  приедут мастера искусств и коллективы художественной самодеятельности из городов Саки, Красноперекопска, Армянска, и из сёл девяти регионов Крыма:  из Красноперекопского, Первомайского, Раздольненского, Сакского, Черноморского районов.
На заседании оргкомитета по проведению праздника присутствовали представители всех регионов, участвующих в мероприятии. Городской голова Евпатории Андрей Даниленко отметил, что все евпаторийцы воспринимают Хыдырлез, как общегородской праздник, поддерживающий хорошие традиции межнационального общения. «Каждый народ,  отмечает свой праздник в кругу друзей», – подчеркнул мэр.

38

Торжество начнётся  в 11 часов большим концертом солистов Крымской филармонии, Государственного крымско-татарского ансамбля песни и танца «Хайтарма», профессиональных исполнителей и коллективов на главной сцене, установленной на улице Караева.
Концерты творческих коллективов Евпатории и других городов и районов Крыма пройдут с 12 часов на улице Караимской. Здесь будут работать детская и литературно-поэтическая площадки.
Жителям и гостям города будет интересно посмотреть спортивные состязания по крымско-татарской национальной борьбе куреш, перетягиванию каната и гиревому спорту. Спортивные состязания начнутся в 12 часов на пересечении улиц Караева и Матвеева.

12
Изюминкой праздника Хыдырлез станет традиционный обряд катания калакаев, который начнется в 12.30.
Общегородской праздник – хорошая возможность не только показать себя, но и начать праздничную торговлю. На маршруте ул. Караимской будут работать национальные кухни и откроет свою торговлю «Скифский базар», где можно будет купить разнообразные изделия народных мастеров.

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Хыдырлез

 В
празднике Хыдырлез отражается сложная
этническая история крымских татар. В
его обрядах и обычаях прослеживаются
истоки верования, социальной жизни и
хозяйственной деятельности народа.
Праздник отмечается в пятницу 1-й недели
месяца къуралай (май). После Хыдырлеза
начинается социальный год. Накануне
хозяйки затевают тщательную уборку по
всему дому, так как, по поверью, грязный
дом Хыдырлез не посещает. Считается,
что если беременная женщина нарушит
эту традицию, то роды могут быть трудными.
Вечером хозяйки выпекают круглые хлебцы
(къалакай), кобете. В селах рядом с джами
(мечетью) молодежь готовится разжечь
костер. Вечером к этому месту собираются
жители всего села. После вечернего
намаза (молитвы) самый уважаемый житель
села разжигает костер и первым прыгает
через него, а за ним остальные мужчины,
затем юноши и мальчики. Прыгая, произносят:
«Трудности иноверцу, а благополучие
мне». Потом мужчины уходят. За это
время пламя угасает, и тогда через костер
начинают прыгать женщины и девушки. 

 По
поверью, в ночь перед праздником дети,
боясь страшных сновидений, мажут себе
головы, губы и ступни чесноком, читают
на ночь молитвы. Вечером хозяйки рассыпают
по подоконнику горсть пшеницы, скот
выводят из хлева и окуривают его дымом
от «дурного глаза». В день праздника
после утренней молитвы хозяйка доит
корову, овец и обрызгивает молоком вход
в хлев. В этот день каждая семья старается
посадить деревце (мужчины — яблоню,
женщины — грушу) или цветы. Этот праздник
крымские татары стараются проводить
на природе, вблизи родника. На поляне
заранее устанавливаются качели. Девушки
увивают их цветами и качаются на них.
Женщины обсыпают друг друга зеленью и
скатываются с горки. Неотъемлемая часть
праздника — это спуск с горки заранее
испеченных хлебцев. Если хлебец упадет
лицевой стороной вверх, то будет хороший
урожай, а если наоборот, то год будет
неурожайный. Мужчины состязаются в
борьбе (куреш). На этом празднике парни
и девушки знакомятся друг с другом,
происходят смотрины невест, их выбор.
Всеобщее веселье завершается обязательным
исполнением общего танца хоран (групповой
танец, образующий круг). 

 Из
этнографических материалов следует,
что крымскотатарские весенние праздники
Наврез и Хыдырлез представляют собой
комплекс обрядов и обычаев, которые
направлены на задабривание сил природы
с целью получения богатого урожая и
увеличения поголовья скота. В них
просматриваются элементы культуры
земледельца и скотовода. 

Дервиза

 Специфика
календарной обрядности дополняется
осенним праздником — Дервиза. Он отмечается
22 сентября в день солнечного равноденствия.
После этого дня начинается «отмирание»
сил природы, т.е. начинается осень.
Название Дервиза состоит из двух слов:
«дер» означает дверь, ворота. Второе
слово — «виза» — разрешение на въезд.
Иными словами, в соответствии с
функциональным назначением этого дня,
Дервиза означает «вхожу в новый
мир». 

 Перед
праздником, как обычно, проводят
тщательную уборку дома, двора. Хозяйки
выпекают хлебцы, кобете. В день праздника
девушки в нарядных одеждах рассеивают
золу на поле, в огороде, в саду и
виноградниках. Мальчики очищают хлев
и окуривают его дымом. Этот праздник
организуется совместно жителями
нескольких сел, которые входят в одну
общину — «джемаат». Как всегда,
праздник начинается с молитвы и
жертвоприношения барана. После этого
несколько девочек в возрасте 10-12 лет
надевают овчинные тулупы, олицетворяя
приближение зимы, одновременно сообщая
о начале праздника. Женщины с горок
катят сито (элек). Если сито ляжет вверх
дном, будет хороший урожай, если же вниз
дном, то ожидается малый урожай, если
встанет набок — зерновые вырастут
высокими. На этом празднике проводятся
состязания танцоров, певцов, поэтов,
знатоков частушек, организуются
соревнования по национальной борьбе
куреш. Только на этом празднике состязаются
в бросании камня вдаль, приговаривая
при этом: «Пусть черные дни возвратятся
тогда, когда возвратится этот камень»,
иными словами — никогда. Обязательно
проводятся ярмарки. Обычно праздник
завершается всеобщим танцем — хораном,
который предстает как танец единства
народа в достижении всеобщей
цели. 

 Крымские
татары в этот день подводят итоги своего
труда от Хыдерлеза до Дервизы, то есть
завершают посев озимых, принимают своих
овец от чабанов, спустившихся с яйлы,
хозяева производят взаиморасчеты с
пастухами. После этого выбирается всем
селом новый чабан или остается прежний.
Тогда же начинается сезон свадеб.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хвосты сутеев сценарий
  • Холодец текст сценария
  • Хвостики на праздник девочке
  • Холода тревоги праздники войны
  • Хворост творожный праздник