Хейро праздник когда

День оленевода появился в 1950–1960-е годы вместе со множеством других профессиональных праздников. Он проводится весной — в марте или в апреле. Отмечается в Мурманской области, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, на Таймыре, на Камчатке и в других регионах страны. О том, как в разных уголках русского Севера встречают солнце, — в материале портала «Город Онлайн».

День оленевода появился в 1950–1960-е годы вместе со множеством других профессиональных праздников. Он проводится весной — в марте или в апреле. Отмечается в Мурманской области, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, на Таймыре, на Камчатке и в других регионах страны. О том, как в разных уголках русского Севера встречают солнце, — в материале портала «Город Онлайн».

Государственный масштаб

 
В СССР День оленевода проводило государство, для которого этот праздник был частью национальной политики.

На заре советской власти и в последующие десятилетия День оленевода использовался для борьбы с «религиозными пережитками». Государство пыталось заменить традиционный культ оленя культом труда, тем более на Севере кочевников объединили в колхозы и совхозы. При этом до конца XX века сохранялись крайние проявления языческих традиций аборигенов, и организаторы закрывали глаза на ритуальные жертвоприношения.

С 1990-х годов к организации праздника оленеводов на Севере подключились недропользователи — компании по добыче нефти и газа. Добыча углеводородов в Сибири, как правило, проводилась на землях аборигенов, которые в 90-е пришли к переосмыслению своего статуса в современном обществе. Коренные народы Севера начали отстаивать свои права на традиционный уклад жизни и возможность распоряжаться местами своего обитания. Иными словами, праздник стал своего рода инструментом урегулирования отношений между коренными народами, государством и коммерческими компаниями.

На Таймыре в 1992 году было проведено ритуальное разделывание туши оленя.

DSC_6602.JPG

Деловой подход

 
Схема проведения Дня оленевода в СССР всегда была стандартной. Проводились совещания с награждением передовиков, выставки прикладного искусства, концерты, традиционные спортивные состязания — гонки на оленьих упряжках, стрельба, бросание аркана. За победу в каждой категории присуждались призы, где главным, самым дорогим и желанным был снегоход за победу в гонках на оленьих упряжках.

Современный сценарий изменился ненамного. К конкурсам добавились прыжки через нарты, перетягивание палки, национальная борьба, дефиле в праздничной национальной одежде среди мужчин, женщин и детей. Сам праздник коренные жители всё чаще стали называть праздником Хэйро, что означает почти на всех языках таймырских этносов «Солнце».

Признаком современности Дня оленевода теперь бесспорно является участие в соревнованиях женщин, особенно в гонках на оленьих упряжках. В борьбе за главный приз женщины использовали демократичность советской власти в этом отношении как возможность уравнять себя в правах с мужчинами.

На Таймыре День оленевода проводится в географических районных центрах оленеводства на полуострове. Это ненецкий посёлок Носок в низовьях Енисея, посёлок газовиков Тухард, относящийся к Дудинскому району, и посёлки Сындасско и Попигай в Хатангском районе, где проживают долганы.

Сегодня День оленевода — это, кроме праздника, ещё и своего рода поход в многофункциональный центр, банк, бухгалтерию, территориальные органы власти.

DSC_4605.JPG

В этот период тундровики стараются сделать всё, что им недоступно в период кочевья. Они съезжаются в посёлок за несколько дней до назначенной даты, чтобы пройти плановый медосмотр: для этого сюда специально приезжает медицинской отряд из райцентра. В это время поселковая больница или фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) просто ломится от посетителей. Тундровики проходят флюорографию, осмотр у стоматолога, терапевта, эндокринолога и ещё у целого ряда узких специалистов. Отдельно работают врачи-педиатры.

Очередь встраивается и в местную администрацию. Здесь аборигены получают выплаты, компенсации и субсидии, которые в последнее время выплачиваются государством по целому списку льгот для коренных малочисленных народов. Это, например, выплата за поголовье домашнего северного оленя или компенсация на приобретение ГСМ, средств промысла и многое другое.

В это время тундровики закупаются продуктами в поселковом магазине, запасаются топливом, медикаментами, необходимыми предметами быта. Только после этого кочевой народ отправляется отмечать День оленевода.

DSC_4197.JPG

Традиции сохраняются

 
В этом году праздник как таковой на Таймыре решили не отмечать. Однако это не отменило традиционных спортивных соревнований в оленеводческих центрах.

DSC_4079.JPG

В День оленевода тундровики явились в расшитых праздничных одеждах, что, кроме красоты и оригинальности исполнения, свидетельствует ещё и о благополучии семьи. В костюмах преобладали светлые тона, яркий орнамент, оригинальные украшения и новые материалы. Если, к примеру, предки ненцев и долган когда-то использовали пуговицы от солдатского кителя в праздничной одежде, то сегодня для этих целей приобретается специальная бижутерия, бисер и тесьма. Для нарядности используются новые материалы для верхней одежды, которые в повседневной жизни аборигенов считаются не просто неуместными, но и непрактичными.

Некоторые элементы мужской, женской и детской одежды, несмотря на современные веяния, хранят десятилетиями.

DSC_4809.JPG

На открытой площадке посёлка, чаще всего на льду ближайшего водоёма, устанавливается сцена, с которой выступают творческие коллективы из Дудинки, Хатанги, окрестных посёлков, иногда — из соседних северных регионов. Здесь же проводятся спортивные соревнования, которые в последние годы приобрели большую популярность среди местного населения. Это возможность продемонстрировать не только свою физическую форму, но и состоятельность и даже статус. Если, например, в прыжках через нарты и в перетягивании палки состязания чаще всего проходят под смех и шутки, то в национальной борьбе оленевод имеет все шансы продемонстрировать себя как достойный противник. Гонки на оленьих упряжках являются верхом профессионального мастерства любого оленевода.

DSC_4372.JPG

Ставки сделаны

 
В некоторых местах гонки на оленьих упряжках стали семейным бизнесом. Оленей в течение года готовят для участия в заездах: их берегут, стараются не использовать на дальние расстояния и не перегружать. Во время гонок олени выкладываются на семи–десятикилометровой дистанции на всю катушку.

Если в советское время наградой за первое место был неизменно отечественный «Буран», то с приходом в тундру новых недропользователей, спонсоров и кураторов модельный ряд серьёзно расширился. В разное время победителям вручались как отечественные снегоходы — «Тайга» или «Рысь» до последних моделей американского или японского производителя.

DSC_4159.JPG

Если посчитать, что в гонках на упряжках от одной семьи в разных категориях могут участвовать муж и жена, а в недавно принятой категории «Молодой оленевод» — ещё, к примеру, и сын, то выгода очевидна. Немудрено, что вокруг заездов на оленьих упряжках всегда масса горячих споров. Кто всё-таки стал первым, кто боролся честно или нарушил правила, в таких случаях решается коллегиально несколькими судьями и независимыми наблюдателями. Поэтому в последнее время заезды на оленях сопровождаются ещё и целой колонной «сочувствующих» на снегоходах. Кстати, снегоходчики в этом виде национального спорта выполняют ещё и роль направляющих для оленьих упряжек.

Северный олень может запросто свернуть с дистанции куда-нибудь в сторону. Шум мотора снегохода заставляет его идти вперёд.

DSC_6556.JPG

Наградами за второе, третье и поощрительные места являются лодочные моторы, дизельные генераторы, лодки. Призы сугубо практического назначения — радиостанции, снасти, фонари, наборы инструментов вручаются за лучшие результаты в других конкурсах: в национальной борьбе, в перетягивании палки, на лучший костюм.

День оленевода на Таймыре является ко всему прочему рубежным событием. После него, изрядно запасшись всем необходимым, оленеводы вступают в следующий важный этап своей кочевой жизни — в аргиш (дорога, перемещение) на новые пастбища и подготовку к весеннему отёлу оленей. Это очень ответственный период, поскольку благополучие оленеводов напрямую зависит от поголовья домашнего северного оленя.

Этнографы не без удовольствия отмечают, что изобретённый советской властью праздник День оленевода не только прижился, но и продолжает развиваться.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Завтра, 28  января, норильчан приглашают на музейный этнографический праздник «Хэйро» (в переводе с долганского «восходящее солнце») – он пройдет в Талнахском филиале Музея Норильска на Енисейской, 8а, с 14 до 16 часов. 

«Участники в познавательной игровой форме познакомятся с разнообразной и богатой традиционной культурой народов, населяющих полуостров Таймыр: долган, ненцев, нганасан, эвенков и энцев – хозяев земли, на которой мы живем», – рассказали в Музее Норильска.

Гости праздника увидят выставку «Под северным сиянием» – это работы преподавателей и студентов Норильского колледжа искусств, дефиле «Рождение Земли», совместный с агентством PressPass фотопроект «Дети Арктики. Декорации Севера», посвященный коренным народам арктических территорий.

Первое солнце в Норильске после 45 суток полярной ночи

Впервые в Талнахе представят «Ненецкий словарь кочевника» и «Хореку. Истории тухардской тундры» – тундровые съемки медиахудожников Анны Толкачевой и Андрея Носова в формате виртуальной реальности. Кроме того, горожане смогут поучаствовать в викторине, мастер-классах и насладиться выступлением творческих коллективов.

Ярким завершением праздника станет этнический танец «Хэйро», символизирующий начало новой жизни после полярной ночи. Вход свободный. Справки по телефону 44-27-81.

Ненцы – вторая по численности после долган народность Таймыра

А с 6 февраля по 5 марта встречать солнце продолжат в Музее Норильска на Ленинском, 14, и в художественной галерее на Талнахской, 78.

«С культурой и традиционным кочевым укладом жизни и быта коренных народов Таймыра гости познакомятся через предметы с северным колоритом из музейного собрания, а также легенды и сказки, тематические конкурсы и игры», – пояснили в музее.

Занятия будут проводить по предварительной записи для школьных групп и по семейным заявкам для индивидуальных посетителей. Справки и запись по телефонам 46-13-27 (музей) и 43-35-69 (галерея).

Ранее Музей Норильска показал искусство древних эскимосов, а легендарный таймырский ансамбль «Хэйро» выступил на открытии фотовыставки в Женеве. Напомним, в прошлом году норильчане встречали солнце, совместив искусство и технологии.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Анжелика Степанова

Фото: Николай Щипко и Денис Кожевников

  • Музей Норильска
  • хэйро

27 января, 2023

Последние новости

Похожие новости

15 января 2022 9:37

В Норильске и Дудинке на севере Красноярского края закончилась полярная ночь.

«Дудинка одна из первых на Таймыре встречает Хейро», — написали в норильском отделении Русского географического общества.

Хейро — праздник северных народов, связанный с появлением солнца после долгой полярной ночи. Этим словом называют «солнце» сразу на нескольких языках. Празднуется, как правило, в январе, когда диск солнца появляется над горизонтом.

Полярная ночь на севере началась 30 ноября, она продлилась более 40 дней.

Фото на главной: instagram.com/denis.denisov.dudinka/

Ссылки по теме:

Начиная с 1994 года в разных странах 3 мая отмечается День Солнца (Sun Day), иногда называемый Всемирным днем Солнца или Международным днем Солнца.

Солнце – ближайшая к Земле звезда, все другие находятся от нас неизмеримо дальше. Например, другая ближайшая к нам звезда — Проксима из системы aльфа Центавра находится на расстоянии 4,22 световых лет от Солнца.

Для Земли Солнце – мощный источник космической энергии. Оно дает свет и тепло, необходимые для растительного и животного мира, и формирует важнейшие свойства атмосферы нашей планеты.

В целом, Солнце определяет экологию Земли. Без него не было бы и воздуха, необходимого для жизни, – воздух превратился бы в жидкий азотный океан вокруг замерших вод и обледеневшей суши. Для нас, землян, важнейшая особенность Солнца в том, что около него возникла наша планета, и на ней появилась жизнь

Сегодня мы вам расскажем про два не менее интересных праздника, «Здравствуй, солнце» и Хэйро (с долганского языка, означает «Восходящее солнце, предшествующее скорому наступлению весны и тепла») – праздник народов Севера, связанный с появлением солнца после долгой полярной ночи.

«Праздник Солнца»

Праздник Солнца – праздник встречи вернувшегося после полярной ночи солнца, отмечаемый в крупнейшем в России и мире заполярном городе – Мурманске. Праздник отмечается в январе. Празднование принимает разные формы – так, нередко на площади Пять Углов устанавливаются сцены, выступают театральные коллективы, проходят народные гуляния.

Полярная ночь на широте Мурманска начинается в начале декабря и заканчивается в середине января следующего года. Примерно в это время, когда первый луч солнца становится виден в юго-восточной части небосклона, снежный пейзаж на несколько минут озаряет нежно-розовый свет. Находящиеся в низинах жители Мурманска не видят прямых лучей, только их отражение на окружающих сопках. В день, когда солнце впервые в году поднимается над горизонтом, на Солнечной горке проходит праздник «Первый рассвет». В течение января солнце постепенно «набирает силу», и к концу месяца над горизонтом появляется полный его диск. Тогда же, в последнее воскресенье января, проводятся основной праздник «Здравствуй, солнце!».

Сам праздник обычно отмечают в конце января, в последнее воскресенье месяца. Это обычно 26 или 27 января. Встреча солнца для мурманчан – трогательная и важная традиция, зародившаяся в 2007 году по инициативе горожанина Александр Пютсепа.

«Хэйро»

Солнце показалось из-за горизонта. «Хэйро» – радостный крик над таймырской тундрой. Таким словом северные народы на протяжении веков приветствуют светило. Праздник символизирует начало новой жизни. Народ в этот день собирается возле ритуального костра – здесь начинается магический танец Хэйро. Люди, взявшись за руки, водят хоровод вокруг костра по часовой стрелке. Идут по кругу, мужчины, женщины, притоптывая. И не кричат, а поют – хэйро, хэйро, хэйро охэй! Вот таким образом они отдают дань этому прекрасному явлению – солнцу.

В последнее время Хэйро все чаще празднуют в апреле. На традиционном празднике окончания зимы люди выражают благодарность за прожитую зиму, просят у духов плодородия, благополучия в семье.

Главное событие на празднике – соревнования по национальным видам спорта: перетягивание палки, национальная борьба, тройной национальной прыжок, прыжки в мешках, прыжки через санки (нарты), перетягивание каната, борьба на палках.

Материал подготовлен Романовой Т.С., гл. библиотекарем 

Источники:

1. Всемирный день Солнца

2. Праздник Солнца

3. Жители Мурманска встретили солнце после полярной ночи

4.  Праздник-Хейро

5. Долганский календарный обрядовый праздник «Хэйро»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хоровод народный праздник
  • Хейвенс гипнотические сценарии pdf
  • Холодное лето пятьдесят третьего сценарий
  • Хоровод на осенний праздник подготовительная группа
  • Хей лун праздник