Хэллоуин дурацкий праздник

Недавно россиян осчастливили еще одним праздником — Днем отца. Праздник этот, как и День матери, пришел в Россию из любимо-ненавистной Америки. И отмечаем мы праздники теперь тоже по-американски — не по датам, а по дням недели: День отца — третье воскресенье октября, День матери — последнее воскресенье ноября.

Недавно россиян осчастливили еще одним праздником — Днем отца. Праздник этот, как и День матери, пришел в Россию из любимо-ненавистной Америки. И отмечаем мы праздники теперь тоже по-американски — не по датам, а по дням недели: День отца — третье воскресенье октября, День матери — последнее воскресенье ноября.

Почему российские власти выбрали именно эти дни — вряд ли кто-то сможет внятно объяснить. В большинстве других стран эти праздники отмечают не осенью, а весной; впрочем, это ровным счетом ничего не меняет. Раньше были столь же бесполезные «женский день» 8 марта и «мужской день» 23 февраля — ничего они не решали и не улучшали. Хотите улучшить? Примите хотя бы такие законы, которые бы остановили свирепый разгул домашнего насилия на российских просторах. И жестко добивайтесь их исполнения. Женщины это оценят куда больше, чем 8 Марта c Днем матери в придачу.

На сегодняшний день Дни матери и отца в любой стране, независимо от любых версий их происхождения, являются чисто коммерческой фишкой, которую всячески продвигает розничная торговля. Народ сажают на эту иглу, и он с нее уже не слезает.

А еще праздники такого рода — это удобный инструмент, с помощью которого власть имущие стараются отвлечь граждан от социально-политической активности и переключить их энергию на подарки, поздравления, маскарадные костюмы, застолья и прочее веселье. Даже при отсутствии каких-либо поводов для радости жизнь благодаря праздникам становится лучше и веселей — в полном соответствии с заветами Отца народов.

Вскоре после того, как он произнес эти замечательные слова в конце 1935 года, в начале 1936-го на них откликнулись мастера культуры: композитор Александров и поэт Лебедев-Кумач написали песню «Жить стало лучше». Процитирую лишь последнее четверостишие:

Звонки, как птицы, одна за другой,

Песни летят над советской страной,

Весел напев городов и полей —

Жить стало лучше, жить стало веселей!

Для народа, жившего в условиях нищеты, бесправия и жестоких репрессий, талантливые люди придумывали хорошие книги и фильмы, музыку, концерты, прочие развлекательные мероприятия. Власти дарили ему новые, советские, праздники взамен старых, в основном религиозных, отмененных большевиками. Искусственное веселье бушевало на всю катушку.

Этот советский опыт, видимо, посчитали полезным и в постсоветской России. Затяжные праздничные загулы россиян в январе и мае не имеют аналогов в мире. Волшебное перевоплощение российских городов в новогоднюю сказку настолько грандиозно, что Европа со своими рождественскими базарами и витринами отдыхает. Все это карнавально-маскарадное веселье призвано побудить народ, устремив благодарный взор на Кремль, крикнуть «спасибо!». Многие, как и 70–80 лет назад, кричат, забывая о тяготах повседневной жизни.

Праздников много не бывает — чем больше, тем лучше. Вот, например, 31 октября россияне (не все, но многие) отметят замечательный по своей бессмысленности американский праздник Хэллоуин. В Америке почти никто уже и не помнит корней этого праздника: накануне Дня всех святых, принятого в западном христианстве, традиционно служили вечерню с поминовением усопших, начиная со святых и мучеников. Есть, правда, и версия о дохристианском, языческом происхождении этого праздника, но до всего этого сегодня никому нет дела — праздник давно превратился в лишенный смысла набор случайных страшилок: ведьмы, дьяволы, зомби, монстры, вампиры… В них наряжаются, в их образе приходят на хэллоуинские парады и вечеринки, а порой даже на работу. В их обличье дети ходят на Хэллоуин по домам и просят: «Trick or treat» («Фокус или угощение») — чаще всего получают угощение в виде конфет и прочих сладостей.

На Хэллоуин показывают фильмы ужасов, организуют театрализованные представления. К этому празднику американцы украшают свои дома изображениями всякой нечисти и тыквами с прорезанными глазами и ртом (внутри еще может гореть фонарь). Львиная доля всего урожая тыкв — он в США составляет порядка 700 тыс. тонн в год — идет на празднование Хэллоуина.

Но что дает этот праздник уму и сердцу? Вразумительного ответа нет. Зато есть достаточно конкретный ответ на вопрос, что он дает тем, кто делает на нем бизнес: в этом году, по прогнозам, американцы потратят на тыквы, костюмы и прочие атрибуты Хэллоуина 10 млрд долларов. Дракула, Франкенштейн и ведьмы с колдунами останутся довольны таким объемом подношений.

…«И вот ноябрь на свете, // Огромный, просветленный» — как писал Давид Самойлов. Он станет огромным для розничной торговли — за счет праздников. В ноябре американцы празднуют День благодарения (четвертый четверг ноября — в этом году 25 ноября). А в декабре грядет еще более громадный по масштабам торговли праздник — Рождество (25 декабря). Эти два месяца в прошлом году вытряхнули из американских кошельков $876 млрд, а в этом году они обещают стать еще более урожайными.

Россия тоже не останется в стороне от «праздничного сезона». 4 ноября россияне отметят День народного единства — один из самых необъяснимых современных праздников в РФ, который радует людей лишь постольку, поскольку это выходной, и есть повод… Содержание этого праздника, притянутого за уши к событиям 400-летней давности, не отзывается, наверное, даже в сердцах самых убежденных патриотов. Чье с кем единение празднует российский народ? Минина с Пожарским? Против кого, чего — польско-литовской оккупации? Но с таким же успехом можно отметить наше народное единство с силами Великого княжества Литовского, которые помогли одержать победу над ордынцами на Куликовом поле в 1380 году.

А с Францией у нас что — единство (оно было во Второй мировой) или борьба (во время Отечественной войны 1812 года)? Так ведь можно до полной шизы допраздноваться.

В «огромном ноябре» у некоторых россиян нашлось место и для чужеземного Дня благодарения. Не скажу, что его широко отмечают в России, но продвинутые индивидуумы, которые уважают Хэллоуин, не проходят мимо и «Дня индюшки», как именуют этот день в Америке. Едят эту самую индюшку, как положено, с клюквенным соусом, начинкой, картофельным пюре с зеленой фасолью и под соусом, с тыквенным пирогом… Непонятно только, какое отношение этот праздник первопроходцев Нового Света имеет к старосветским обитателям матушки России.

Но до кучи сгодится и этот праздник, а также иудейская Ханука с католико-протестантским Рождеством в декабре. Ну а потом наступит Новый год, за ним — православное Рождество, Старый Новый год и китайский тоже… У нас, людей русской культуры, к праздникам отношение — согласно американской поговорке: «Чем больше, тем веселее».

На Западе тем временем «праздничный сезон» приобретает все более абсурдные черты. Из традиционных праздников выхолащивают элементы христианства — чтобы не обиделись атеисты и приверженцы нехристианских религий. Вместо рождественской елки политкорректность предписывает говорить «праздничное дерево», вместо рождественского праздника — «празднование зимы». Школьным администраторам в США не рекомендуют делать с учениками на уроках елочные игрушки для Рождества — надо делать просто игрушки. Санта-Клауса лучше не рисовать и не лепить. Нежелательно оформление интерьера в традиционных цветах Рождества — красном и зеленом. Ну а рождественские сценки с младенцем Христом в яслях — это полное табу.

Подавляющее большинство американцев нарушает идиотские табу, устанавливаемые идеологами политкорректности в стенах госучреждений: перед частными домами (а в них живет две трети населения США) вы всегда увидите и Санта-Клауса, и рождественские сценки, в домах — елки с украшениями. В американском народе нарастает отпор политкорректному маразму. Если кто-то не верит в Бога, его никто не заставляет отмечать христианские праздники, установленные предками сегодняшних американцев (и россиян тоже). Они могут не употреблять речевых оборотов, пришедших в повседневный язык из религии, но они не должны мешать тем, кто их употребляет, соблюдая вековые традиции.

И все же маразм крепчает. 11 октября в США отмечали День Колумба. Вернее, во многих местах не отмечали вообще или отмечали как «День туземных народов», воздавая дань индейцам (пардон, «исконным американцам»), истребленным и угнетенным «по вине Колумба». В Нью-Йорке американцы итальянского происхождения (таковых в США более 17 млн) всегда проводили в этот день «итальянский парад», но в этом году их праздник соединили с «Днем туземных народов», и они были очень огорчены…

Давайте отпразднуем то, что в России до этого дело еще не дошло. И, Бог даст, не дойдет.

31 октября – самый сомнительный и противоречивый праздник в году, Хеллоуин. Казалось бы, что плохого в том, чтобы облачиться в костюм зомби или ведьмы и отправиться в таком виде к друзьям? Веселье и ничего предосудительного. А меж тем бытует мнение, что праздновать его в России не стоит. Давайте узнаем различные позиции по данному вопросу.

Традиционное мнение

Некоторые полагают, что отмечать Хеллоуин не стоит из-за того, что это католический праздник, пришедший к нам из Европы и США, русской культуре он чужд. К примеру, никто не слышал, чтобы во Франции или Германии, по примеру России, праздновали день Ивана Купала, сжигали чучело Масленицы. Почему же мы должны перенимать чужие традиции и слепо им следовать? Лучше обратиться к собственной языческой культуре, если столь сильна тяга к мистике и представителям нечистой силы.

Страх перед нечистью

Есть спорная гипотеза, что Николай Гоголь, сделавший темой своих рассказов нечисть, в итоге разгневал ее и умер страшной смертью – был похоронен заживо, находясь в состоянии глубокого сна. Зачем трогать нечистую силу, привлекать к себе ее внимание, нарушать покой спящих ведьм, колдунов и прочих? Лучше отказаться от сомнительного праздника и сосредоточиться на чем-то более позитивном. По этому поводу есть прекрасное стихотворение.

Будем надеяться, оно не пророческое.

Религиозная причина

Официальная церковь, готовая смириться с народными гуляньями на Масленицу, очень негативно воспринимает празднование католического Дня всех святых. Некоторые православные священники с уважением и пониманием относятся к западным праздникам – к примеру, Дню святого Патрика. Но Хеллоуин воспринимается в негативном ключе. Представители официальной церкви советуют людям, душа которых жаждет празднеств, обратить внимание на Пасху.

А если интерес вызывает именно маскарад, можно отмечать ночь перед Рождеством, Святочную неделю. Именно в это время допустимы ворожба, облачение в необычные костюмы. И при этом присущих Хеллоуину мрачности, демоничности нет и в помине. Интересно, что даже религиозные люди США не любят данный праздник.

С точки зрения семьи

Понятно, что, переодевшись в костюм вампира, мы всего на одну ночь почувствуем себя представителем нечистой силы. Но это относится только ко взрослым, нравственно и психологически устойчивым людям. Подростки же, внутренний мир которых не сформировался, могут получить сильнейшую травму. Подобный мрачноватый праздник способен извратить представления о жизни и смерти, убедить подростка, что зло одерживает верх над добром.

Кроме того, подготовка костюма требует и определенных финансовых затрат, особенно если речь идет о сложном образе русалки, кровожадного зомби. Выход прост: хотите сэкономить – откажитесь от католического праздника.

Истоки праздника

Если проанализировать историю Хеллоуина, станет очевидным, что этот праздник отнюдь не безобидная забава, как может показаться сначала. Его истоки – это мощнейшее, с точки зрения ритуалов, время, Самайн, когда было принято общаться с духами, призывать на контакт умерших родственников.

Зародившись у кельтских племен, праздник изначально воплощал начало холодного и мрачного времени. Именно в ночь с 31.10 на 1.11 кельты приносили жертвы богу смерти Самхаину. Считалось, что если разжечь огромный костер и совершить на нем жертвоприношение, суровый повелитель тьмы разрешит душам умерших на одну ночь спуститься на землю. Конечно, языческие суеверия остались в далеком прошлом. Но сам Хеллоуин оказался не таким простым, как могло показаться.

Конечно, праздновать или нет Хеллоуин, решает каждый сам. В этом году большинство заведений общепита – баров, ресторанов – будут закрыты из-за пандемии коронавируса, и масштабных гуляний не предвидится. Еще одна причина остаться дома и посвятить вечер близким, а не общению с нечистой силой.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

https://ria.ru/20151031/1310872695.html

Хэллоуин: насмешка над злом или праздник вседозволенности?

Хэллоуин: насмешка над злом или праздник вседозволенности? — РИА Новости, 31.10.2015

Хэллоуин: насмешка над злом или праздник вседозволенности?

«Заигрывание со злом неизбежно отражается на жизни человека», а Хэллоуин давно превратился в «чисто светский фестиваль, в котором стало слишком много жестокости, насилия и сексуальной распущенности», предупреждают представители духовенства всех традиционных религий России.

2015-10-31T00:30

2015-10-31T00:30

2015-10-31T00:32

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1310872695.jpg?4773667791446240733

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2015

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, аналитика — религия и мировоззрение

Общество, Аналитика — Религия и мировоззрение, Религия

00:30 31.10.2015 (обновлено: 00:32 31.10.2015)

Хэллоуин: насмешка над злом или праздник вседозволенности?

«Заигрывание со злом неизбежно отражается на жизни человека», а Хэллоуин давно превратился в «чисто светский фестиваль, в котором стало слишком много жестокости, насилия и сексуальной распущенности», предупреждают представители духовенства всех традиционных религий России.

МОСКВА, 31 окт — РИА Новости, Милена Фаустова, Марина Борисова. В ночь с 31 на 1 ноября многие люди в России, как и во всем мире, вслед за США и Канадой готовятся отмечать Хэллоуин, языческий праздник, смысл которого сегодня уже мало кто понимает.

«Это отвратительное маски-шоу противоречит духовным и культурным традициям народов России»… «Искажение человеческого лица с помощью масок, изображающих звероподобных и демонических существ, не может не наложить отпечаток на эмоциональное состояние человека, не может не затронуть его душу»… «У мусульман крайне отрицательное отношение к этому событию, Хэллоуин демонстрирует признаки откровенного бесовства, поэтому о нем в положительном ключе от любого мусульманина вы не услышите — ни в Европе, ни в Америке, нигде»…

С редким единодушием религиозные и общественные деятели обличают этот «коммерческий проект» и средство «культурной колонизации», педагоги и психологи тревожатся за неокрепшую детскую психику, для которой могут быть опасны «игры с образами зла», а юные православные активисты собираются «с плакатами и листовкам» ходить по улицам и «объяснять прохожим, почему не стоит отмечать или пропагандировать Хэллоуин».

А тем временем «любителей наряжаться и пугать других» всеми доступными способами наперебой зазывают купить маскарадные костюмы, посетить «веселые вечеринки», «дискотеки ужасов» и «фрик-балы» в ночных клубах, всевозможные Хэллоуин-квесты и даже «ужасающий велопробег». Народ упорно готовится веселиться напропалую, не задумываясь, что он, собственно, празднует.

История Halloween: кельты или индейцы?

Считается, что Хэллоуин (All Hallows Evening — вечер накануне Дня всех святых, или на староанглийском — All hallow ees — месса торжества Всех святых, которое в Римско-католическая церковь отмечает 1 ноября) берет свое начало в культуре кельтов, у которых существовало четыре четко обозначенных начала времен года. Одно из них — праздник Самайн, который отмечали 31 октября — знаменовало собой приход зимы и имело сельскохозяйственное и сезонное значение.

Историки полагают, что восприятию его как темного и языческого праздника, связанного с культом мертвых, мы обязаны христианским монахам X — XI веков. Свою версию они подкрепляют толкованием присутствием традиционных для Хэллоуина атрибутов, например, так называемого светильника Джека.

Согласно ирландской легенде, хитроумному и скупому фермеру по имени Джек удалось обмануть самого дьявола, выманив у него обещание не забирать душу фермера в ад после смерти. А поскольку Джека за его грехи не пустили и в рай, то дьявол, помня о своем  слове, «помог» приятелю — дал ему тлеющие угли из адского костра, дабы Джек мог осветить свой путь. А чтобы они дольше горели, вырезал фонарь из репы и положил их в него. С тех пор фонарь или светильник Джека — символ неприкаянной души, которая бродит в темноте, освещая свой путь тлеющими угольками. В западном христианском учении, место, где томятся такие души, называется чистилищем.

В позднекельтской традиции в качестве «светильника Джека» использовали именно репу или брюкву. Тыква же появилась гораздо позже: овощ, скорее всего, был завезен в Европу миссионерами, побывавшими в Северной и Центральной Америке. Оттуда же, по всей вероятности, была позаимствована и некоторая обрядовая сторона современного Хэллоуина. Ведь именно в Мексике, а также Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре еще со времен древнеиндейских племен ольмеков, майя и ацтеков в конце октября и начале ноября отмечали (и до сих пор отмечают) День или карнавал мертвых, и тема смерти там играет одну из ведущих ролей.

Задолго до возникновения христианства индейские племена в дар богине Миктлансиуатль — «госпоже мертвых» — в эти дни приносили черепа своих умерших предков, которые бережно хранили в собственных домах как великую семейную реликвию и демонстрировали  во время различных ритуалов в качестве символа смерти и своеобразного —  конечно, не христианского — воскрешения.

Древние индейцы верили, что души умерших в день Карнавала мертвых возвращаются в некогда принадлежащие им черепа, и, таким образом, на время воссоединяются с живыми.

С христианскими представлениями о Дне всех святых древнеиндейский День мертвых соединился в XV веке — после открытия Америки и активной христианизации местного населения. А с веками он и вовсе стал приобретать черты того Хэллоуина, который известен во всем мире сегодня. Это и черепа-тыквы (тыква в Америке — самый дешевый и доступный овощ) в качестве своеобразной кельтской «нити Ариадны» в чистилище, и карнавальные костюмы, изображающие скелеты, мертвецов, мумий, потусторонних монстров, ведьм, колдунов, и традиция выпрашивать сладости. Последняя, несмотря на то, что уходит своими корнями к дохристианским языческим обрядам, в Средневековье тесно переплелась с обычаями другого католического торжества — Рождества Христова.

Несмотря на то, что Хэллоуин, который стал широко отмечаться лишь в конце XIX века в Америке и Канаде, сегодня приобрел популярность во всем мире и, безусловно, имеет духовную (сакральную) составляющую, в религиозной среде к нему относятся с определенной осторожностью и даже неприязнью.

Отношение к Хэллоуину в России

Как пояснил РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов, Хэллоуин — это «народный фестиваль языческого происхождения», который ошибочно считают католическим праздником. Более того, некоторые католики вообще не знают о его существовании — например, в Камеруне, Уругвае, Корее. Впрочем, в свое время, поскольку Хэллоуин издревле соседствует с двумя великими католическими праздниками — Днем всех святых (1 ноября) и Днем поминовения всех усопших верных (2 ноября), Римско-католическая церковь пыталась «использовать» Хэллоуин для усиления христианской веры.

«Еще святые отцы говорили, что зло не терпит насмешек, потому что суть дьявольского греха — гордость, а она не выносит, когда над ней смеются. Поэтому, как насмешка над силами зла, выступающими против Бога, этот праздник мог существовать, и церковь не имела ничего против него», — сказал католической священник, добавив, что когда праздник превратился в «чисто светский фестиваль, в котором стало слишком много жестокости, насилия и сексуальной распущенности», то целесообразность его проведения исчезла.

«В XVIII-XIX веках он был больше детским праздником, потому что дети очень любят страшилки. Сейчас же этот маскарад стал популярен среди взрослых, которые воспринимают его как день вседозволенности, и в нем уже нельзя увидеть христианского понимания зла и отношения к нему церкви», — уверен Кирилл Горбунов. Однако директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве счел «чрезмерным объявлять Хэллоуин опасным для нашего общества и запрещать его».

В Русской православной церкви от празднования Хэллоуина предостерегают уже не одно десятилетие. А в разных городах страны духовенство и простые верующие вот уже какой год выходят с самыми различными инициативами запрета Хэллоуина как на региональном, так и на федеральном уровнях. Председатель Синодального отдела по взаимоотношению церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, однако, в разговоре с корреспондентом  РИА Новости выразил уверенность, что «просто запреты не помогут».

«Людям сегодня сложно запретить что-то, что они делают в порядке частной инициативы. Я бы исключил какую-либо государственную поддержку этого действа, а также его присутствие в государственных образовательных учреждениях, рекламе, телевизионных программах. Все-таки речь идет о той силе, контакт с которой никогда не бывает шутливым. И само ее призывание, а также связанные с ней символы и фразы незаметно для человека начинают оказывать влияние на его жизнь», — подчеркнул он.

Для того чтобы противостоять широкому распространению Хэллоуина, Всеволод Чаплин предложил во время подготовки к нему «давать больше возможностей говорить представителям традиционных религий и другим благонравным людям о том, что заигрывание со злом неизбежно отражается на жизни человека». «Болеют дети, болеешь сам, чувствуешь нежелание жить, ощущаешь пустоту и одиночество, не можешь достичь ничего путного в жизни — вспомни, не обращался ли когда-то в шутку к бесу», — пояснил православный священник.

Против пропаганды и празднования Хэллоуина выступили также Совет муфтиев России и Федерация еврейских общин страны.

Христианин, священник Дж. Джон задается вопросом, что стоит за Хеллоуином, и считает, что праздник с каждым годом становится «все более темным и зловещим».

Безобидный Хеллоуин? Но не когда вы празднуете зло

Хеллоуин стал одним из самых крупных праздников британского календаря.

Всегда существовали традиции, связанные с 31 октября , но нынешняя фантасмагория и эпидемия розыгрышей – это явление современное. Десять лет назад в Великобритании на Хеллоуин тратилось только 12 миллионов фунтов; сегодня, благодаря Голливуду и рекламе, – 300 миллионов.

С финансовой точки зрения Хеллоуин стал нашим третьим крупным праздником, после Рождества и Пасхи.

И все же Хеллоуин завоевал свои позиции при том, что люди всерьез не задумываются, о чем этот праздник, и хотим ли мы его вообще.

Когда люди говорят о том, что происходит 31 октября, чаще всего слышна фраза, что Хеллоуин – это «безобидная чепуха».

Но действительно ли она безобидная? И действительно ли – просто чепуха? Пора всерьез задуматься об этом.

Фото: mirror.co.uk

Фото: mirror.co.uk

Вот шесть причин, почему Хеллоуин не безобиден:

  1. ХЕЛЛОУИН – ПРАЗДНИК ЗЛА

Хотя люди отмечают Хеллоуин по-разному, он по своей сути остается событием, прославляющим темную, мрачную и страшную сторону жизни.

Дети и взрослые переодеваются в «злых» персонажей: ведьм, вампиров, привидений и демонов.

Если вы хотите отличаться от других, можно взять на прокат костюмы убийцы с бензопилой, сумасшедшего мясника или даже жертвы, в которую стреляли («с достоверно выглядящими пулевыми ранениями»). И это вряд ли безобидно.

Каким бы ни было наше мировоззрение, все мы считаем само собой разумеющимся, что наше общество должно тратить время и силы, вдохновляя детей заботиться об окружающих и различать добро и зло.

И все же в этот день мы выбрасываем все ценности подальше и прославляем все злое и неприятное. Так мы внедряем противоречивые представления о мире.

  1. ХЕЛЛОУИН НЕ ПОЛЕЗЕН

Мы живем в мире, где каждый родитель и учитель старается предупредить детей, что незнакомцы могут представлять угрозу, и что нужно быть осторожнее. При этом во время Хеллоуина мы забываем об этом правиле и поощряем детей стучаться в двери незнакомцев и принимать от них угощения.

Еще одно противоречие!

  1. ХЕЛЛОУИН ПРЕВРАЩАЕТ ЗЛО В БАНАЛЬНОСТЬ

Никто не сомневается, что зло серьезно, а грабеж, нападения и серьезные преступления ужасны.

И вот опять в Хеллоуин меняются правила. В этот день мы притворяемся, что смерть, пороки и ранения – всего-то детская игра.

  1. ХЕЛЛОУИН ВРЕДЕН

Можно просто сказать, что пугать детей не полезно, но все тоньше и тревожней. Костюмы к Хеллоуину часто фокусируются на уродствах, окровавленных ранах и физических недостатках.

Существует целый ряд интернет-сайтов, где рассказывается, как сделать качественный костюм урода; например, как сделать ожоги, которые будут выглядеть реалистично, или как сделать себя жутко уродливым.

А теперь задумайтесь, что бы вы почувствовали, если бы вы сами были жертвами пожара, инвалидами или пережили жуткий страх.

Хотим ли мы, действительно, распространять идею, что уродство равно злу?

  1. ХЕЛЛОУИН СТАНОВИТСЯ ВСЕ ХУЖЕ

Переживания на тему Хеллоуина возникают не только среди «религиозных» людей.

Самые разные люди все больше выражают озабоченность ситуацией, особенно тем, что Хеллоуин становится все более темным и зловещим с каждым годом.

Полагаю, вырезанные тыквы были довольно безвредны; а новые окровавленные убийцы с топорами – нет.

И если нам не нравится то направление, в котором двигается Хеллоуин, может быть, пришло время прекратить его отмечать.

  1. ХЕЛЛОУИН ПОЗВОЛЯЕТ ЗЛУ ПОБЕДИТЬ

По некоторым более древним традициям празднования Хеллоуина люди одевались в костюмы, которые ассоциировались со злом, а в конце вечера костюмы сжигали.

Идея была наивна, но ясна: в конце добро побеждает зло. Но подобного намека нет в современном Хеллоуине.

Сейчас зло не встречает сопротивления и просто растворяется во тьме, чтобы однажды снова вернуться.

Это не та идея, в которой нуждается современный мир.

mirror.co.uk

Перевод Алены Гаспарян

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Наверное, ни в одной стране мира 31 октября не вызывает столь же ожесточённые споры, как у нас в России. Желающих запретить этот праздник с каждым годом становится всё больше, но аргументы у них не меняются вот уже лет 20, с тех пор, как Хэллоуин стал набирать в нашей стране популярность.
Разберём три главных аргумента «запретителей» Хэллоуина.

1) Хэллоуин – американский праздник, с какой стати мы должны его праздновать?

С этим тезисом есть сразу же много проблем, даже если не учитывать то, что никто никому ничего не должен.
Во-первых, Хэллоуин отмечают во всём мире, а не только в США. Во-вторых, это праздник даже не американский, а кельтский – истоки Хэллоуина восходят к ирландскому празднику Самайну (он же Соуэн). В-третьих, что плохого в том, чтобы немного погрузиться в чужую культуру? Если бы перед людьми стоял выбор – праздновать Хэллоуин или, например, Яблочный спас, ещё можно было бы попереживать о том, что нашу культуру вытесняют. В России же 31 октября нет каких-то значимых праздников, чтобы Хэллоуин как-то мешал им.
Этот аргумент, кстати, очень любят использовать те, кто априори считает американцев врагами и всё американское – чистым злом. При этом они же не стесняются пользоваться американскими компьютерами, телефонами, системами, браузерами и т.д. Но вот Хэллоуин – сразу нет, это нельзя, это американское.

2) В Америке же не празднуют русские праздники! С какой стати мы прогибаемся под них?

Пожалуй, самый главный аргумент. Я пару лет назад в сети видел убийственный комментарий в твиттере, привожу его дословно:
Россияне, вы сошли с ума?
Вы видели когда-нибудь, что Америке празднуют Масленицу или Пасху?… Нет?… Так какого, извините, банана, вы все дружно взялись праздновать Хеллоуин? У нас нет такого праздника!
Уважайте себя и свои традиции!!
Даже если оставить в стороне убийственный аргумент про празднование Пасхи (которая в Америке отмечается не хуже, чем в России), остальное выглядит как полный бред.
Я абсолютно уверен, что в Америке никто не был бы против отмечать русские праздники, если бы они и их атрибуты были хорошо известны по всему миру. Вспомните, как у нас принято отмечать, например, 1 мая, 12 июня или 4 ноября? В советские годы на 1 мая устраивался парад работников труда, с плакатами и маршами по площадям. Такое празднование, что аж прям хочется его повторить, правда? А что нужно делать 12 июня или 4 ноября, кроме как петь патриотические песни?
Пожалуй, единственный русский праздник с худо-бедно понятными атрибутами – это Масленица (и та имеет свой аналог у католиков — Марди Гра). И даже про неё у нас в стране множество заблуждений и предрассудков. Например, далеко не все понимают, почему она празднуется именно за семь недель до Пасхи, не все знают, что блины принято есть не только в воскресенье, а вообще целую Масленую неделю, мало кто в курсе, какое отношение к Масленице имеет Прощёное воскресенье.
США же смогли сделать свои национальные праздники известными по всему миру, в том числе благодаря поп-культуре. Все знают, как нужно отмечать, например, День святого Валентина и  Хэллоуин. И даже про День Благодарения у нас в курсе, хотя его в нашей стране никто не отмечает.
В той же Америке с удовольствием празднуют, к примеру, мексиканский День мёртвых, хотя это не их национальная традиция. И я уверен: американцы с удовольствием отмечали бы и русские праздники, если бы знали, как это делать. А этого не знают даже в нашей стране.
Потому что праздники – это не «преклонение» перед чужой культурой и не «прогибание». Праздник в первую очередь должен быть развлечением, а не официозом. Поэтому первые майские дни у нас ассоциируются не с парадами на площади, а с поездкой на шашлыки.
3) Хэллоуин – праздник бесов, а это грех

Пожалуй, главный аргумент, которым оперируют защитники традиционных скреп. Негоже, дескать, христианину наряжаться демонами, Бог накажет.
Вообще понятие греха – довольно сложное и расплывчатое, особенно в современном обществе. К примеру, одна моя родственница называла анекдоты грехом. А ещё, не забывайте, что по христианским традициям грех – есть скоромное в пост. И пост, если вы вдруг не знаете, это не только несколько недель до Пасхи. В году есть четыре поста, а ещё постными днями считаются среда и пятница. Более того, пост в разные дни допускает разные виды еды – где-то нельзя молочное, где-то яйца, где-то рыбу, где-то можно едва ли не одни лишь хлеб и воду. И нарушение этих правил – тоже вроде бы как грех. Как и, к примеру, сквернословие. Или блуд — а им считаются едва ли не любые половые отношения ради удовольствия, а не продолжения рода. А ведь вы в курсе, что для вступления в интимную связь, вы ещё и обвенчаны должны быть?
Каждый человек определяет для себя границы допустимого христианской моралью. И главное  — не лезть со своей моралью к другим. Если вы считаете недопустимым нарядиться вампиром один раз в году, то это лично ваш выбор, не стоит навязывать его другим.
Кроме того, на Руси издревле существовали рождественские колядки, которые по сути своей несильно отличаются от знаменитой игры trick or treat с собиранием сладостей в костюмах.

А вот как о Хэллоуине высказался Юрий Шевчук. Мне кажется, ни убавить ни прибавить:

«Ну, что ли, Гоголя давайте запретим с его «Вием», с его «Вечерами на хуторе близ Диканьки», давайте Лескова с его ведьмами… И тогда вообще всех упраздним. Да бред! Им делать нех… просто! Они делают вид, что они работают, эти депутаты. Они берут какую-то скандальную тему, шумную, пытаются ее раскрутить и потом получать «галочки».

В этой цитате меня, кстати, очень порадовало его разделение «Вечеров» и «Вия». Видимо, Юрий Юлианович в курсе, что «Вий» — не из цикла «Вечеров», а из «Миргорода» (хотя, может быть, просто совпадение).

В завершении скажу. ОТВЯЖИТЕСЬ УЖЕ ОТ ХЭЛЛОУИНА!

Хэллоуин – это всего лишь весёлый праздник, который позволяет людям расслабиться и, возможно, встретиться со своими страхами лицом к лицу. Конечно, мы знаем, что Россия – для грустных, а любимое занятие русских – что-либо запрещать. Не удивлюсь, если в ближайшие годы и до Хэллоуина доберутся. Раз уж народ стали оскорблять уже недостаточно целомудренные фото у Собора Василия Блаженного или Исаакия, которые уже давно не являются действующими храмами. Ведь откровенные фото не соответствуют христианской морали. А вот пытки в колониях, видимо, соответствуют, раз они не оскорбляют чувства верующих, в отличие от Хэллоуина.

Представители Русской православной церкви заявили журналистам, что приближающийся праздник Хэллоуин чужд российской культуре и годится лишь для атеистов и «дурачащейся» молодежи. Игры с нечистой силой вредны для душевного и физического здоровья, считают представители традиционных религий, сообщает РИА «Новости».

Представители Русской православной церкви, Центрального духовного управления мусульман, а также Конгресса еврейских религиозных объединений и организаций в России (КЕРООР) и Федерации еврейских общин России (ФЕОР) высказались по поводу приближающегося праздника Хэллоуин.

Так, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин рассказал журналистам, что темные силы часто пытаются заставить человека поверить в то, что их нет, и «как бы поиграть» в них.

«Первое — это обман, а второе — это серьезная опасность. В игре с бесом легко заиграться и попасть под нешуточное влияние», — считает представитель Русской православной церкви.

«В игре с нечистой силой всегда выиграет именно она, поэтому на самом деле людям только кажется, что это прикол — безобидный и веселый. Нечистые силы думают иначе и обязательно «приколются» над тобой — так, что ты этому рад совсем не будешь», — предостерег Всеволод Чаплин.

Представитель Центрального духовного управления мусульман России, муфтий Москвы и Центрального региона Альбир Крганов заявил, что относится к Хэллоуину как к «богопротивному действию».

«Вообще, верующие, культурные люди относятся к этому празднику равнодушно и даже негативно, потому что для верующего человека это некий элемент сатанизма, чтобы переодеваться в некие одежды, в разных чертей, шайтанов и так далее», — сказал он.

«Нашей культуре это чуждо, у нас такого раньше никогда не было. Господь нас создал человеками, людьми, и мы до конца жизни должны сохранять этот облик и это высокое имя, и не превращаться в кого-то, в животных или в чертей», — добавил муфтий.

Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган, говоря о Хэллоуине, призвал «не придавать ему какое-то особенное значение, большее, чем он того заслуживает».

Для иудейской общины Хэллоуин никаким праздником не является и может быть таковым лишь «для молодых атеистов и веселой молодежи», которой хочется «подурачиться».

Напомним, Хэллоуин — кельтский Новый год или Самайн, переименованный впоследствии в  День Всех Святых, отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. Само понятие Самайн обозначает некий вневременной период, замкнутый цикл, в который успевают начать и завершиться все события, это священное время — время, которое может длиться сутки, год или вечность. Самайн соединяет две половины года, темную и светлую, соединяет два мира — Верхний Мир людей и Сид, Иной Мир. Священные дни не входят ни в год наступающий, ни в год уходящий, это Дни Безвременья. Это праздник верховного божества, представляющего Тьму и Свет.

Считалось, что в эту ночь миры живых и мертвых открывали свои двери и обитатели потустороннего мира пробирались на землю. Для того чтобы не стать жертвами духов и приведений, кельты гасили в своих домах огонь и надевали на себя звериные шкуры, чтобы отпугивать незваных пришельцев. На улице возле домов оставлялись угощения для духов, приносились в жертву животные. И сегодня люди, отмечающие Хэллоуин, по традиции наряжаются в костюмы монстров и устраивают маскарады.

Приблизительное время чтения: 6 мин.


print

Шуточный карнавал или оккультный праздник нечисти? Ни то и ни другое. У Православной Церкви есть определенная позиция по поводу Хеллоуина и его духовного смысла, о чем неоднократно говорилось. Например, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон высказывался о Хеллоуине в своем открытом письме к студентам Института гуманитарного образования, отмечая его неоднозначность и отрицая его безобидность.

Главная проблема восприятия современными людьми Хеллоуина — особенно теми, кто его отмечает, — состоит в том, что они не берут в расчет ни его исторический, ни религиозный смысл, а рассматривают пеструю картинку, навязанную массовой культурой и сталкиваются с непониманием смысла праздника в целом. В нашем материале мы расскажем, что Хеллоуин имеет серьезный религиозный, мифологический и культурно-исторический подтекст.

Хеллоуин — не современный американский праздник. Он имеет древнюю историю и является отголоском главного кельтского праздника — Самайна

Самайн был одним из главных периодов в годовом календарном цикле кельтов, проживавших на территориях современной Ирландии, Шотландии, Уэльса, Севера Франции и других кельтских областей. Само слово Samain в современном ирландском языке (Samhain) означает месяц ноябрь. Самайн был своеобразным «кельтским Новым годом», знаменовал начало зимы и был завершением летнего пастбищного сезона, временем, когда короли и власть устраивали пышные собрания и пиры.

В староирландской религиозной литературе отмечено, что празднование Самайна длилось трое суток до самого праздника и трое суток после него. Поэтому точная его дата условна, хотя 1 ноября по традиции считается датой Самайна. Одновременно с этим у него был ключевой обрядовый смысл: Самайн был периодом, когда, по религиозным представлениям кельтских народов, границы между посюсторонним и потусторонним мирами становились проницаемыми, открытыми. В ночное время, как верили кельты, в мир живых могли проникнуть как добрые духи умерших родственников, так и злые сверхъестественные силы. Поэтому кельты зажигали перед своими домами путеводные огоньки, которые приглашали добрых духов и отпугивали нечистых.

Гуляния на Самайн имели не столько развлекательный характер, сколько обрядовый, серьезный: считалось, что умеренное веселье и радость способны уберечь от отрицательного воздействия сил потустороннего мира. Именно с Самайном связано самое большое количество кельтских мифов и легенд, и именно на Самайн в ирландских сагах происходят самые значимые события.

Название Хеллоуина происходит не от английского слова «ад». Праздник имеет христианскую ноту и означает вечер или канун Дня всех святых (All-Hallows-Even)

На Британских островах Самайн как праздник сохранялся с приходом христианства, испытал его влияние, сохранив ключевую содержательную связь с миром усопших. Самайн начинает «сливаться» с христианским днем памяти всех святых и получает новое имя — «Ночь (вечер) всех святых», когда христиане встают на защиту себя и ближних от злых духов. Так, на стыке кельтских и христианских традиций возник Хеллоуин, название которого происходит не от английского слова «hell» (ад, преисподняя).

Наименование праздника — это шотландский аналог английского выражения All-Hallows-Even (вечер или канун Дня всех святых, приходящийся в западном христианстве на 1 ноября). Так что Хеллоуин можно с полной уверенностью назвать христианским «изобретением»: его празднование было закреплено в ночь с 31 октября на 1 ноября.

В XVII-XVIII веках Хеллоуин «перебрался» с переселенцами из Европы в Америку, претерпел некоторые изменения и упрощения, и уже оттуда началось распространение Хеллоуина по всему миру. В XVIII-XIX веках канун Дня всех святых широко отмечался в Шотландии, Ирландии, Англии и Уэльсе. В этот день устраивались ярмарки и народные гуляния, этим праздником вдохновлялись многие писатели и поэты Например, Роберт Бёрнс написал поэму «Ночь всех святых», где описывал традиции праздника.

Хеллоуин: чего любители праздника чаще всего не понимают
«Поклонение Агнцу» (Гентский алтарь, братья ван Эйк), 2-я пол. XV века. Собор всех святых — описанное в «Откровении Иоанна Богослова» поклонение всех святых (как канонизированных, так и оставшихся неизвестными для земной Церкви) Агнцу Божьему, за которым последовало снятие 7-й печати.

Главную роль в распространении Хеллоуина, трансформированного варианта Самайна, в Европе сыграла в конце XIX века Ирландия, которая обладала колоссальным влиянием через миграционные связи, в первую очередь в США, где Хеллоуин впоследствии стал одним из самых популярных праздников. Хотя в начале ХХ века в Ирландии даже пытались разграничивать Хеллоуин и Самайн, считая последний исключительно ирландским изобретением, а не общеевропейским, на чем делали патриотический акцент. Однако вскоре Самайн и Хеллоуин были снова объединены в единый праздник с древнеирландскими корнями. В США ощутили эти ирландские корни Хеллоуина, и он стал одним из самых ярких эмигрантских праздников наравне с днем святого Патрика.

Хеллоуин мог играть роль Дня поминовения всех усопших

Так как предок Хеллоуина Самайн длился семь суток, одним из его особых назначений было поминовение умерших родственников. И несмотря на то, что за Хеллоуином закрепилась определенная дата, в этот день была сохранена связь с памятью усопших. Об этом свидетельствует и близкая дата — 2 ноября, когда у католиков, сразу за Днем всех святых, отмечается День поминовения всех усопших. В Хеллоуин, согласно европейским и поздним американским убеждениям и представлениям, можно было встретиться с душами родственников, поэтому он тоже мог играть роль дня поминовения.

Костюмы и многие другие традиции Хеллоуина схожи с некоторыми ритуалами святок

Костюмирование на Хеллоуин восходит также к традициям Самайна. Люди, надевавшие на себя страшные маски и костюмы, символическим образом прогоняли нечистую силу и задабривали духов умерших родственников, которые, по народным представлениям, могли помогать живым на земле. Однако традиции Хеллоуина не являются уникальными. У святок праздничного периода, который оказался между Рождеством Христовым и Крещением Господним и отмечаемый носителями народной культуры, проживающими на территории восточных славян, есть много общего с Самайном, который также был временным периодом, и современным Хеллоуином.

Хеллоуин: чего любители праздника чаще всего не понимают

Традиции святочных вечеров, которые получили в традиционной культуре восточных славян названия «страшных», во многом схожи с хеллоуинским набором обрядовых действий. В первую очередь, это ряженье в костюмы мифологических и реальных персонажей и животных, обход соседей участниками праздничного действа, получение угощения у хозяев, дарение символических подарков, способствующее налаживанию диалога между живыми и усопшими, и совершение самого действия вечером и ночью. Все эти нехитрые ритуалы и в европейской, и в восточнославянской святочной традиции имели как увеселительный, так и обрядовый смысл поминовения родственников.

«Хеллоуинский» обычай вырезания лица из тыквы имеет многовековую историю

Главным атрибутом праздника является так называемый светильник Джека (Jack-o’-lantern, буквально — Джек-светильник) — вычищенная тыква с прорезанными чертами лица. В тыкву помещается зажженная свеча. Традиция вырезания лица из тыквы имеет многовековую историю и не является собственно ирландской. Есть мнения, что тыквенные светильники впервые появились в Великобритании, однако употребление этого овоща в качестве праздничного атрибута было распространено в большинстве славянских стран. Вот одно из воспоминаний пожилой жительницы Владимирской области в начале ХХ века: «На Святки рядились. Тыкву вырезали. Тыква вырастет большая, ее выдолбят, глаза вырежут, тут свечку поставят, в окошко поставят». Люди верили, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов.

Хеллоуин: чего любители праздника чаще всего не понимают

В XIX веке бытовала ирландская легенда о кузнеце Джеке О’Лантерне, которому удалось несколько раз обмануть дьявола при помощи христианского креста. Самодельным фонарем из тыквы Джек освещал себе дорогу, помогая своей душе обрести праведный путь.

Хотя сегодня хеллоуинская тыква воспринимается исключительно как устрашающий образ, тыквенный светильник не всегда использовался для запугивания людей. Она также была символом защиты от злых духов. В некоторых вариантах светильник заменял «звезду», используемую при колядовании (она символизировала Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Младенца Иисуса). Таким образом, тыква-фонарь не призвана только создать «страшную» атмосферу. Ее символический смысл — в помощи обретения праведного пути.

Несмотря на то, что Хеллоуин в его современном виде является упрощенным вариантом древнего кельтского праздника и в нем усилен маскарадный и развлекательный элемент, не стоит забывать его богатую историю и серьезный смысл, который существовал у этого дня на протяжении многих веков.

Для подготовки статьи использованы материалы Ю. Андрейчука, Г. Бондаренко и А. Тихоновой

October 29 2010, 23:14

Category:

  • Праздники
  • Cancel

ХЭЛЛОУИН! ЧТО ЗА БРЕД?

Объясните, откуда взялась у нас мода на непонятные, виданные только в тупых американских фильмах праздненства?
Что такое Хэллоуин? Какое нам дело до этого Хэллоуина вообще?
Отчего бы тогда не праздновать День почётного жертво-донора в племени каннибалов Тумба-Юмба?
Мало ли какие мутные и стрёмные праздники на Земле есть? Давайте их всех праздновать! Через день будем надевать на головы тыквы или ещё какую ерунду, выряжаться всякой грязью и пугать на улицах прохожих. Заодно стрелять у них сигареты, конфеты или деньги на опохмел.
Что за бред?
Нам только Хеллоуина не хватало!
Вот и обречены мы как герой легенды, в честь которого придумали делать тыквенные светильники, ходить с тыквой вместо головы и дотлевающих огоньком свечи вместо мозгов, которые нам благополучно заменили на чужие сказочки и легенды.
Теперь у нас Санта Клаусы и тыквы. Скоро Чебурашку затопчет поганый Микки Маус и тогда можно будет праздновать окончательную победу глобализации на отдельно взятой территории.
Не стыдно?
Обидно за молодёжь, празднующую ЧУЖИЕ, а не СВОИ праздники!
И никаких Хэллоуинов я принципиально не праздновал, не праздную и праздновать не буду. Ибо не фиг!
Тошно!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Христианские таинства обряды праздники
  • Христианские сценарии ко дню матери
  • Хэллоуин официальный праздник или нет
  • Христианский праздник масленица кратко
  • Христианские стихи на праздник жатвы день благодарения