Хэллоуин татарский праздник

Кикимора ростом в полтора метра, домовой из бани, девушка без пупка и прочая татарская нечисть

Кикимора ростом в полтора метра, домовой из бани, девушка без пупка и прочая татарская нечисть

Завтра во всем мире будут отмечать Хеллоуин — День всех святых, по такому случаю принято наряжаться чудовищами, рассказывать страшилки и выражать свое почтение разнообразным духам. Изначально языческий, популярный на Западе праздник часто встречает пренебрежение в России и Татарстане, однако фанатов эстетики Хеллоуина это не останавливает. Тем более что в татарской культуре есть целый сонм собственной нечисти. О том, кого еще боялись наши предки, кроме Су Анасы и Шурале, и как задобрить Мунча иясе (банщика), — в материале «БИЗНЕС Online».

Знания о языческой мифологии во многом сохранились благодаря кряшенам и их сказкам
Знания о языческой мифологии во многом сохранились благодаря кряшенам и их сказкам

Кряшены на страже татарской мифологии

«В России всегда было сочетание двух религий — монотеистической и местной. В Татарстане местные верования проявляются как раз верой в духов», — рассказывает этнограф Диана Гизатуллина о балансе сверхъестественных сил в Татарстане. Если православные, выражая почтение духам, до сих пор празднуют Коляду и Масленицу, у татар осталось совсем немного языческих праздников: древний Джиен преобразовался в Сабантуй, мало кто помнит о ритуалах Карга боткасы («Воронья каша») и Каз өмәсе («Гусиное перо»). Хотя до принятия ислама в Поволжье был широко распространен культ Киреметя, заключающийся в жертвоприношениях в священных рощицах, постепенно в народном сознании он стал сливаться с Всевышним.

Татарская мифология уходит корнями в древнетюркскую с ее трехчастной структурой мира: верхний пантеон богов (Тенгри), духи среднего мира (Өй иясе, Су анасы, Шүрәле) и нечисть, связанная с посмертной, подземной жизнью человека (Уряк). С момента принятия ислама Волжской Булгарией 1100 лет назад в мифологию к татарам, чувашам, башкирам, удмуртам, марийцам пришли новые существа. Албасты, дэвы, пери — все это изначально иранская и аравийская мифология. В конце XVIII – начале XIX века они окончательно закрепились благодаря «модному» суфизму: все языческое выкорчевывалось, а суры и закяты Корана все больше распространялись в массовом сознании татар.

Знания о языческой мифологии во многом сохранились благодаря кряшенам и их сказкам, считает Гизатуллина. К XIX веку ни казанские татары, ни мишари, ни нагайбаки не знали ничего о доисламской мифологии, а ориентировались только на религиозные источники. Произошло это благодаря тому, что кряшены, хотя и исповедуют православие, оказались менее христианизированы: наряду с православным крестиком они носили защитные амулеты, ходили в священные рощи. К тому же кряшены чаще проживали на периферии, общались с финно-угорскими народами, которые до сих пор сохраняют языческие верования. А казанские татары долгое время жили в городах, где религиозное образование было более доступно, соответственно, исламская мифология более распространена.

С особой ролью кряшен в сохранении татарских мифов не согласна Лейла Давлетшина, фольклорист, сотрудник Института языка, литературы и искусства (ИЯЛИ) Академии наук РТ. По ее опыту, который включает 20 лет полевых экспедиций, ни одну этнографическую группу нельзя так выделять. «Важнее то, верит народ в это или нет», — считает Давлетшина. По ее словам, лучше всего в Татарстане сохранились верования о персонажах нижнего пантеона — духах – хозяевах дома и хлева (Өй иясе, Абзар иясе). «Их часто видят, знают, как они выглядят, их прикармливают, переносят в новый дом», — рассказывает фольклорист. Это связано с тем, что люди по-прежнему стремятся сохранить домашний очаг, потому по крупицам передают связанные с этим ритуалы. В природном пространстве, напротив, идет полное угасание традиций — с духами общаются чисто номинально, иногда здороваясь или совершая защитные ритуалы. Убыр, албасты, уряк уходят в историю, а все их признаки вбирает в себя җен (черт, бес) — этим словом теперь объясняют все непонятное и необъяснимое, что вызывает страх.

Современные татарские писатели активно используют татарскую мифологию в своих сюжетах
Современные татарские писатели активно используют татарскую мифологию в своих сюжетах
Фото: «БИЗНЕС Online»

Наука и искусство

Хотя народ в своей массе продолжает забывать о сопровождающих его духах, уже больше 100 лет идет научная работа по сохранению знаний о татарской нечисти. До начала XX века татарский страшный фольклор жил исключительно в устном формате и иногда в записях путешественников. Одними из первых собрать и структурировать сказки и мифы попытались Шигабутдин Марджани и Каюм Насыри. Краткое резюме по работам последнего написал Яков Коблов — его книга «Мифология казанских татар» была переиздана совсем недавно, в 2019 году.

Работа была продолжена академическим центром при Наркомпросе ТАССР, который позднее переродился в ИЯЛИ. Фольклор и мифы сохранились благодаря трудам Хамита Ярми, Наки Исанбета, Ленара Замалетдинова — последний создал наиболее полный сборник «Татарские народные сказки», который неоднократно переиздавался. Другой известный фольклорист, Фатих Урманче, разработал первый словарь татарской мифологии.

Если вы не привыкли читать научные исследования, а народные сказки уже набили оскомину, почитайте современных татарских писателей, которые активно используют татарскую мифологию в своих сюжетах. В «Единственной и неповторимой» («Бердәнбер һәм кабатланмас») Марата Кабирова неземная сила в облике женщины превращается в мифическое чудовище. В «Лесных духах» («Албастылар») Галимзяна Гильманова главная героиня знакомится с нечистью и сама едва не становится таковой. В «Убыре» Шамиля Идиатуллина дети спасают родителей от одноименного монстра.

Представлена татарская мифология и в современном визуальном искусстве. В 2019 году в российский прокат вышел фильм сценариста и режиссера Алексея Барыкина «Водяная», основанный на произведениях Насыри и Тукая. Дизайнер и иллюстратор Татьяна Черногузова в 2021 году представила фешен-фильм «Юха» о том же персонаже. А челнинский художник Данил Ахметшин в своих иллюстрациях размышляет на тему, как выглядела бы нечисть в современном контексте — один из его Шурале участвует в выставке «Точка отсчета» в казанском ТЦ «МЕГА».



Топ-13 татарской нечисти

«БИЗНЕС Online» вместе с экспертами подготовил список «баснословных» существ, которых эксперты назвали самыми опасными и страшными. Приводим перечень в алфавитном порядке. Описания основаны на книге «Мифология казанских татар» Коблова и материалах онлайн-энциклопедии Tatarica, созданной Институтом татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ.

  • Аждаха (Аждаһа)

12-главый змей, дракон. Чем он старше, тем опаснее: укус змеи возрастом от года до 8 лет можно вылечить, сварив противоядие из самой змеи; от 8 до 100 лет — человека уже ничего не спасет; дракон старше 100 лет настолько огромен и силен, что может задушить хвостом или сбить с ног дыханием. Последнюю версию редко можно встретить возле человеческого жилья, т. к. большую часть жизни аждаха проводит на острове где-то в мировом океане. А когда дракону исполняется 1 тыс. лет, он превращается в юху — о ней читайте далее в нашем списке.

  • Албасты

Явлением албасты татары объясняют феномен, когда во сне человеку кажется, будто кто-то сидит на груди и не дает пошевелиться, что спящий пытается закричать, но только беззвучно открывает рот. Албасты обитает в нежилых домах, в поле, в овраге, поэтому зачастую является в виде огромного стога сена, кучи веток. Албасты настолько большая, что может задавить человека насмерть, а иногда пьет у него кровь.

  • Бичура

То же самое, что кикимора, часто отождествляется с домовым. Выглядит как пожилая женщина ростом не выше 1,5 м, обычно в платке-покрывале. Она живет бок о бок с человеком, в доме или в подполе, и чаще всего занимается мелким вредительством: бьет посуду, роняет вещи, может придушить во сне. Однако бичура бывает и полезна — она приносит хозяину богатство и процветание.

  • Джинн

Джинны пришли в мифологию поволжских татар с принятием ислама. Согласно Корану, джинны жили на земле до создания человека, но возгордились и были изгнаны ангелами на острова и в горы. Они ведут такой же образ жизни, как люди, и являются тоже в облике человека. Присутствие джинна вызывает смутное беспокойство и растерянность, а отогнать их можно железом и можжевельником. Джинны могут быть навязчивыми и пугающими, но большого вреда не несут.

  • Дию

Он же дэв, он же великан, настолько огромный, что заслоняет небо. Дию очень похожи на джиннов, а следовательно, на людей, но гораздо более враждебны. Они известны тем, что крадут татарских девиц и женятся на них, а в остальное время едят людей. В некоторых сказаниях им приписываются божественные силы, а в других говорится, что у них от 3 до 12 голов.

  • Киремет (Кереметь)

Изначально Киремет — священное место, обнесенное забором, в котором совершались языческие жертвоприношения. Со временем этим же словом стали называть обитающих там духов, которые могут быть очень вредными, если не задобрить их. Например, кряшены верят, что, если в день Покрова не принести в жертву гуся, Киремет нашлет на семью болезнь и падеж скота. С распространением ислама образы Киреметя и Всевышнего слились воедино.

  • Мунча иясе и прочие домовые

Мунча иясе, банщик — самый страшный из домовых у татар. Хотя иногда он выступает символом чистоты и воспринимается как добрый дух, с ним татары также связывают все несчастья, которые могут произойти в бане. Как со всеми домовыми, с Мунча иясе нужно поддерживать добрые отношения: подавать голос, заходя в баню, находясь в ней, не материться и не кричать, ни в коем случае не заходить после полуночи. Также советуют оставлять после себя ковшик горячей воды, чтобы дух тоже мог помыться. В противном случае банщик начнет вредить хозяину: душить, рвать кожу веником до крови, пугать.

Выглядит Мунча иясе так же, как более известный Өй иясе (обычный домовой) — скрюченный старичок с необычайно длинными волосами, только у банника могут быть еще и перепонки между пальцами. Третий наиболее известный домашний дух — Абзар иясе, хранитель двора, сарая и хлева.

  • Пери (Пәри)

Персонаж иранской мифологии, аналог феи в западной культуре. Предстают в образах прекрасных дев, могут быть и добрыми, и злыми. По одним мифам, пери могут наделить человека силой, красотой и богатством, по другим — лишить речи и слуха. Часто изображаемые в человеческом облике, пери охотно вступают в любовные связи с людьми, отчего рождаются необыкновенные дети — близнецы, блондины и т. п.

  • Су анасы и прочие водяные

Стихия воды — одна из самых загадочных для наших предков, поэтому с ней связана целая семья водяных: Су анасы (водяная мать), Су бабасы (водяной дед), Су иясе (хозяин воды). Их описания смешиваются, все трое упоминаются в историях с золотыми и серебряными гребешками, как это представлено у Габдуллы Тукая, но небольшая разница все-таки есть.

Су бабасы может утащить на дно, наслать шторм и болезнь с волдырями, но не хулиганит. Его сын Су иясе непредсказуем и более опасен: может прорвать мельничную плотину, угнать рыбу у рыбака, утащить скотину с водопоя. Су анасы чаще является людям и имеет подробное описание: нескладное телосложение, красноватая кожа, большая грудь, черная коса до земли, большая продолговатая голова с большими черными глазами. Опасна она тем, что питается человеческим мясом и благосклонна только к тем людям, кто приносит ей человеческие жертвы. Однако кроме жертвоприношения задобрить водяных можно так: прежде чем набрать воды или пересечь водоем, бросьте в него волос с головы или из бороды.

  • Убыр

Татарский родственник широко известного вампира не пьет кровь в буквальном смысле, а портит жизнь людей другими способами. Говорят, он может жить прямо в человеке, а чаще всего встречается у женщин. Покидая носителя по ночам, убыр легко меняет обличье, являясь то в виде огненного шара, то черной кошки. Если навредить убыру, наутро такие же увечья будут у его хозяина. По поверьям, убыр жаден, крадет ценности и может украсть даже ребенка из утробы женщины. После смерти человека-носителя злой дух не исчезает, а продолжает вредительствовать по ночам, выползая через тоннель в могильном холмике.

Нередко Убыр появляется в фольклоре в виде старухи-колдуньи, живущей в лесной чаще. Если путник забудет с ней поздороваться или еще как-то разгневает, ведьма подарит ему сундук, в котором будет прятаться змея со смертельным ядом. А если девушка сможет пройти испытание на честность, убыр наградит ее сундуком с золотом.

  • Уряк (Өрәк)

По верованиям татар, душа человека, умершего насильственной смертью, остается привязанной к месту убийства или могиле, и тогда она является живым в виде уряка. В отличие от других сущностей, часто меняющих внешность, уряк всегда имеет человеческий образ. Он может лишить сознания, сбить с пути, подсесть в машину и мешать ехать, но главным образом внушает страх. Верное средство избавиться от приставшего уряка — выругаться матом.

  • Шурале (Шүрәле)

Описание Шурале (лешего) знакомо всем с детства благодаря поэме Габдуллы Тукая: высокая худощавая фигура с длинными руками и пальцами, с большим рогом на лбу и светящимися желтыми глазами. Однако поэт утаил, что, по верованиям татар, у Шурале также есть две длинные груди, которые монстр может закидывать себе на плечи. Шурале, будучи злым духом, заманивает людей в чащу, то имитируя человеческий голос, то превращаясь в заблудившегося человека. Захватив жертву, он щекочет ее до смерти. Защититься довольно просто — не ходите в лес в одиночку.

  • Юха

Когда аждаха исполняется 1 тыс. лет, он превращается в юха — девушку соблазнительной внешности, но смертельно опасную. Мужчины влюбляются в нее, даже несмотря на запах падали изо рта, отсутствие пупка и неутолимую жажду. После свадьбы юха убивает мужа, чтобы съесть. Юха может превратиться в домашнее животное, которое внезапно начинает крушить хозяйство, а если ее разозлить — обязательно убьет.

Хэллоуин по-татарски, или Шурале и не снилось…

Ольга ПРОКОФЬЕВА
06 ноября 2010 года

Под таким звучным названием 29 октября 2010 года под сводами Национального музея Республики Татарстан прошло увлекательнейшее приключение-путешествие, во время которого гости музея смогли воочию увидеть Ведьму, Русалку (Су-анасы), Албасты (вампира), Эрек (привидение), Бичуру (кикимору), Убыр-старуху (старуху-вампиршу), Диу-пэри и даже настоящего Джинна.

«Шурале и не снилось…» – это ответ популярному в последнее время в России американскому празднику Хэллоуин.

Официально праздник отмечается 31 октября. Это день, когда завеса между миром живых и мертвых приоткрывается, даруя нам шанс заглянуть в прошлое и будущее. Но так как в этом году канун Дня всех святых выпал на воскресение, многие организации начали отмечать его на два дня раньше. Исключением не стал и наш Национальный музей.

В этот вечер он преобразился до неузнаваемости. Тусклый свет от ламп, освещающих экспонаты, кровь на полу в виде лепестков роз, нити-паутины в углах музея, сплетенные трудолюбивым пауком, – все это создавало ощущение присутствия мистики.

Отвлекшись от созерцания интерьера, я поворачиваюсь, и тут мимо меня проплывает девушка с бледным, как мел, лицом, в атласном платье эпохи Ренессанс. По спине пробегают мурашки, но, следуя природной любознательности, я иду за ней в другой зал. И тут на меня обрушивается неизвестно откуда взявшийся шум не менее сотен, как кажется поначалу, голосов.

Зал наполнен маленькими человечками, снующими то туда, то сюда, в костюмах графа Дракулы, приведений, зеленых зомби, пугающих ведьм и разного рода другой нечестью. Это школьники, у них сегодня здесь экскурсия– приключение, поясняет мне одна из сотрудниц музея.

Экскурсия-приключение – это интересно, и я решаюсь примкнуть к этой поистине устрашающей компании. Путешествие начинается с появления ведьмы, которая предлагает неугомонным человечкам помочь отыскать ей украденную метлу, пройдя нешуточное количество испытаний и преодолев свой страх научиться противостоять нечистой силе. Эта идея дружно одобряется всей честной компанией.

И мы отправляемся в следующий зал в гости к водяной, которая задает нам первое задание на смекалку, но ребята достаточно быстро с ним справляются. В погоне за неизвестным похитителем метлы мы попадаем в мир Бичуры (кикиморы), которая учит нас тому, как правильно приготовить зелье, освобождаем джина из его кувшина, попадаем в руки к разбойникам, которые заковывают одного из нас в тяжелые колодки до тех пор, пока не отыщем ключ, разгадав новую загадку. В решении задач участвуют и родители, пришедшие со своими детьми.

Преодолев препятствие мы наведываемся в гости к Русалке, где в кромешной темноте подводного царства помогаем ей сплести украшение и получаем новую подсказку, способную помочь нам отыскать похитителя. В завершение нашего путешествия, передав метлу бедной ведьмочке, с достоинством пройдя все испытания, сплотившись в непобедимую команду мы все дружно, с улыбками на лицах и восторгом в глазах, направляемся к выходу, автоматически подсчитывая, на какой день в следующем году выпадает Канун всех святых?

Праздник удался на славу. Все – и родители, и дети – были в восторге! Шурале такое и вправду не снилось!

Считаю невозможным не упомянуть о прототипе праздника «Шурале и не снилось..» – Хэллоуине.

Слово Хэллоуин (соврем англ. Halloween) в буквальном переводе означает «Святой вечер». Одним из основных атрибутов праздника является «светильник Джека« (англ. jack-o’-lantern) в виде головы из вырезанной тыквы с подсветкой. Появление этого символа чаще всего связывают с ирландской легендой о человеке по имени Джек, старом фермере, любителе азартных игр и крепких напитков. Он дважды обманывал дьявола, а после смерти не попал ни в рай – из-за своей порочной жизни, ни в ад– так как дьявол ещё при жизни Джека поклялся не забирать его душу. Он был обречён скитаться по миру с тыквенной головой и тлеющим угольком внутри неё.

Зловеще ваша Ольга ПРОКОФЬЕВА

Добавить комментарий

Как праздновать Хэллоуин по-татарски

В то время, как клубы устраивают вечеринки с тыквами и вампирами (да и мы, что греха таить, поддались это кулинарно-кровавой тенденции), в Казани, столице Татарстана, можно и нужно праздновать языческое празднество с национальным колоритом. Вспомним образы из татарской мифологии.

Шурале. Дух леса, а также герой поэмы Габдуллы Тукая, застрявший одним из своих длинных пальцев в бревне — дальнейшая его судьба неизвестна. Низкорослый, горбатый, длинногий, с бородой и рогом на лбу. Рекомендуем ходить по клубу и всех щекотать. А потом отбить лошадь от табуна. Перед походом рекомендуем посмотреть балет «Шурале» Фарида Яруллина — костюмы там просто потрясающие.

Албасты. Компаньонка домового, которая наваливается на спящего и давит ему на грудь. И пьет кровь. Кроме того, албасты — это прозвище лентяя. Отличный образ для лаундж-вечеринки.

Бичура. То есть — кикимора. Которая ночью кричит, смеется и шутит. А также таскает спящего и его вещи с места на место. Прекрасный образ для хоум-пати.

Йорт иясе, он же домовой. Это ничего по дому не таскает, а, к примеру, что-то пишет или чеканит монеты. Предлагаем доверить такому субъекту выбор плейлистов «ВКонтакте», также домовым можно нарядить бармена.

Өрәк. Привидение, которое является над умершим насильственною смертью где-нибудь в безлюдном месте — в образе человека. копны — или облака. Надрывно кричит. Очевидно, типичный представитель окраинных шалманов.

Су анасы. Женщина с минимумом одежды, пышными волосами и гребнем, который может быть успешно заменен на шестой айфон. К слову, у су анасы есть су бабасы, то есть муж, папик, а также дети. Узнаете посетительниц вашего корпоратива?

Убыр, он же упырь, он же, кстати, вампир. Любопытно, что зачастую в татарских хоррорах это старуха, аналог Бабы Яги. Под мышкой у человека, который стал убыром, есть дырка, откуда упырь к нему вошел.

Компромиссное послесловие: вечеринки, которые мы рекомендуем

50/50, ул. Баумана, 54/10 — вход в костюмах бесплатный. В программе — DJ Alejandro, Dj LEXX, МС Артем Пушкарев, ведьмы go-go.
The Legend, ул. Парижской Коммуны, 26 — вечеринка начинается в семь с концерта L’One, а в 11 переходит в ночную фазу.
«Гадкий койот», ул. Баумана, 13 — Sexy Halloween с розыгрышем сертификата в 10 тысяч за самый страшный костюм.
730, ул. Профсоюзная 23/12 — с диджеем Akella.
Extra Lounge, ул. Н.Ершова,1 — здесь играет Miss DJ, а также проходит специальный перфоманс.
«Драйв», Баумана ул. 58 — здесь пройдет «Бал у Воланда» с кавер-группой Aloud , битбокс от Арсения Петрова, котом Бегемотом и ведущим господином Коровьевым.

Кроме того, уставшие от самого праздника (который проходит практически во всех клубах и барах)  могут просто сходить на Найка Борзова, хипповый концерт Ольги Арефьевой на «Зилантконе» или джазовый концерт Валерия Чигарева.

Радиф Кашапов

Автор:

Radif,
31 октября, 2014

Стены залиты красным, с потолка свисают летучие мыши, в углу комнаты на крючке висит скелет, а на стуле покоится голова куклы и топор. Это не центр сатанистов, а всего лишь интерьер ночного клуба, в котором отмечают Хэллоуин. Ди-джей приветствует победителя в конкурсе на самый страшный костюм, зал заполняется ведьмами, зомби и прочей нечистой силой. Праздник проходит весело: отличный повод отдохнуть душой и расслабиться…

На календаре 31 октября, а значит общество встречает Хэллоуин. Однако большинство людей абсолютно не в курсе, что же они отмечают, откуда растут ноги у этого «праздника», и почему Хеллоуин отрицают все авраамические религии.

История Хэллоуина

Различные культуры рассматривают эту дату по-разному, выдвигая несколько версий возникновения праздника. Основная заключается в том, что тысячу лет назад на территории Европы обитали древние кельты. Согласно их календарю, год делился на добрую, светлую и, соответственно, злую, тёмную части. Ночь с 31 октября на 1 ноября считалась рубежом между этими отрезками и носила глубокий сакральный смысл. Дверь между двумя мирами открывалась, и духи умерших могли спокойно разгуливать по улицам. Жители надевали маски, чтобы призраки их не узнали, готовили им еду для задобрения и жгли ритуальные костры. Отсюда пошли обычаи наряжаться на Хэллоуин в костюмы ведьм и прочей нечистой силы, вырезать фонари из тыкв и раздавать угощения. Кроме того, в эту ночь друиды восславляли языческого бога Самхаина (Самайна) – властелина Смерти, боясь его гнева и проклятий.

Распространившееся в дальнейшем христианство, желая отвлечь народ от язычества, утвердило на первое ноября праздник – День всех святых. Тем не менее, традиции, как можно заметить, полностью искоренить не удалось.

Родиной современного Хеллоуина считается Ирландия. Похожие празднества и ритуалы существуют в Италии, Японии, Румынии, Индии.

В России Хэллоуин – явление неоднозначное. Многие воспринимают его именно как развлекательное шоу, а не как ритуальный праздник. 31 октября начали отмечать после распада СССР, благодаря влиянию американской культуры. До хождения по домам и разным ритуалам у нас не дошло, но вот развлечения в ночных клубах и многих учебных заведениях, а также продажи в магазинах в эти дни идут на ура.

Таким образом, отмечая Хэллоуин, люди празднуют:

1) либо языческий праздник;

2) либо День всех святых, что достаточно странно – вспоминать святых, одеваясь в костюмы бесов;

3) либо же праздник сатанистов.

За этой датой может стоять ритуальный, культурный и коммерческий характер.

Получается, большинство просто не осознают, что же они отмечают каждый год, примеряя одежду разной нечисти. Кризис ли это культуры или душевная пустота, которая заполняется разными эмоциями? Вопрос остаётся открытым.

Что же говорит религия по этому поводу?

Позиция христианства к празднованию Хэллоуина

Россия в большинстве своём православная страна, и РПЦ (Русская православная церковь) достаточно жёстко относится к Хэллоуину, называя его «карнавалом зла». Критика связана с тем, что истоки данного празднества восходят к язычеству и некоторым направлениям оккультизма, отрицаемым христианскими канонами. Защитой от всяческого зла для православного является вера в Бога без чуждых обрядов.

Позиция ислама

Всевышний Аллах сотворил джиннов и людей только для поклонения Ему (сура аз-Заррийат, аят 60). Сама суть Хэллоуина полностью противоречит исламу. Невозможно такое, чтобы 364 дня в году поклоняться Единому Богу, а один день поиграть на тему мистицизма. Как мы знаем, шайтан попросил отсрочку до Судного дня, чтобы сбивать людей с истинного пути. И такого рода празднования – отличная возможность реализовать свои цели. Подумайте, стоит ли игра таких свеч?

Согласно хадису благословенного Пророка (с.г.в.), «каждый является пастырем и каждый несёт ответственность за свою паству». Необходимо с раннего возраста прививать детям добрые исламские ценности, научив их различать угодное Всевышнему и запрещённое. Мягко разъясните ребёнку, что Хеллоуин имеет языческие корни и связан с сатанизмом, а мусульмане должны сторониться вещей, которые идут вразрез благим принципам. Объясните, что все люди разные, и каждый самостоятельно несёт ответственность за свои действия. Придумайте вместе с детьми новую традицию для вашей семьи.

Пару лет назад Национальный совет по фетвам Малайзии после обращений родителей школьников запретил верующим мусульманам участвовать в подобного рода празднествах. Аналогичный запрет был также утверждён в Иордании. Согласно хадису из сборника имама аль-Бухари, «кто следует примеру какого-нибудь народа, тот сам – один из них». Мусульмане должны держаться канонов ислама и не возвеличивать обычаи и традиции, противоречащие религии. В исламе для поминания умерших необходимо читать Коран и делать дуа. Это всё, что нужно от нас тем, кто перешёл в иной мир.

Для многих празднующих Хэллоуин – это прежде всего яркие эмоции, которые скрашивают серые будни жизни, повод развеяться и побыть в новом образе. Однако, примеряя костюм демона, развлекаясь на тему мистики и загробной жизни, можно запросто заиграться и уйти в неверие (куфр).

В чём реальный вред от «безобидного» карнавального шоу?

1. Запретный плод дорог. Во-первых, сам Хэллоуин обходится в глобальном масштабе в баснословные суммы. Бюджет празднований по всему миру равен годовому ВВП отдельных бедных стран. Одни только Соединенные Штаты тратят на костюмы, украшения домов и прочие атрибуты около 7 миллиардов долларов. Причём подготовка начинается за пару недель до самого события. Это же чистое расточительство (исраф) денежных средств и времени, которые можно было направить в более полезное русло. По сути это большой коммерческий проект, направленный на то, чтобы в клубах больше пили, в магазинах больше продавали, люди меньше думали и больше развлекались. Соблюдать эту тыквенно-костюмную традицию человеку размышляющему абсолютно не выгодно.

2. Негативное влияние на сознание детей и молодёжи. Юное поколение живёт в мире воображения, ему нравится всё необычное, яркое, таинственное. Оно не в состоянии отличить вымысел от реальности, иллюзию от правды. Для него это забавный праздник, когда дозволено пошалить, надев костюм зомби. Дети могут начать верить, что если попросить, то силы зла всегда помогут. Если повлиять определённым образом на воображение ребёнка, то можно пробудить в нём жестокость и вседозволенность. Вроде бы простая игра может стать образцом и ориентиром для подражания в будущем. Сегодня многие школы отмечают 31 октября, а в спецшколах с углубленным изучением английского языка праздник Halloween возведён в ранг чуть ли не обязательного. Якобы для прививания любви к языку и культуре других стран. Ребёнку тяжело во всём этом разобраться, если духовно-нравственные ориентиры в семье нарушены или отсутствуют.

3. Тема жизни и смерти обесценивается. На сегодняшний день жизнь как своя, так и чужая, перестала восприниматься как аманат.Во время Хэллоуина практически происходит поклонение смерти. Эксперты считают, что постоянное внедрение в сознание молодёжи темы бессмысленности бытия послужило причиной того, что, согласно статистике, Россия оказалась на первых местах по самоубийству подростков.

Видимо, внутренняя пустота настолько огромна, что люди готовы праздновать что угодно и с кем угодно. И что страшно, многие перестают различать добро от зла, а темы нравственности, духовности просто вызывают у людей смех. Проблема в том, что такого рода бездумные веселья в нашей стране происходят каждые выходные.

4. Легко попасть в куфр (неверие). Истинные мусульмане верят в существование мира джиннов и ангелов. Определённый процент людей этот не­види­мый мир от­ри­ца­ет. Разумеется, большинство празднующих Хеллоуин людей и не думают о каких-либо жертвоприношениях и оккультных обрядах. Они просто не верят в реальность духов, воспринимая всё происходящее как развлечение. Однако верующий человек не может, пусть даже в игровой форме отождествлять себя с силами зла. Есть вещи, в которые не играют, пусть даже есть уверенность, что это просто игра. Невозможно отследить, когда праздное любопытство к потустороннему может перейти в реальное претворение оккультизма в жизнь. Да убережёт нас от этого Всевышний!

Получается, мы живём, подражая чуждой культуре, порой не понимая, что именно оттуда в себя вбираем. Зло как будто стало забавным, а тёмная сила – простым развлечением. Всё перевернулось с ног на голову; одна большая пародия, лишённая смысла и содержания. В конечном итоге, выбор за человеком разумеющим.

Самую жуткую ночь года в столице РТ отметят 2 ноября, а увидеть монстров можно в кино. И хотя психолог рекомендует отметить Хэллоуин и развеять скуку, религиозные деятели негативно относятся к этой идее. Подробнее о мнениях и гуляньях в канун Дня всех святых, читайте в материале ИА «Татар-информ».

Древний праздник в Казани: Дракула примет гостей на Кремлевской набережной

Хэллоуин празднуют накануне Дня всех святых – с 31 октября на 1 ноября. По древнекельтской легенде, в эту ночь ворота между миром живых и мертвых открываются и души умерших приходят на землю. Живых людей перспектива встречи с духами никогда не радовала, поэтому они решили наряжаться в страшные костюмы, чтобы сойти за «своих», и защищались с помощью огня и шумных развлечений.

В Казани Хэллоуин в этом году отметят немного позже положенного – 2 ноября. На Кремлевской набережной с 16.00 жители города смогут встретиться с графом Дракулой, поиграть с «человеческими мозгами» и «глазами ведьмы» или почувствовать себя египетской мумией. Желающих научат делать фонарь из тыквы. Праздник продлится до 8 часов вечера, а подробнее о нем можно узнать на сайте.

Злодеи в кино: Малефисента – владычица проката и семейка Аддамс

Киноафиша уже пестрит фильмами о злодеях и нечисти. Продолжается показ «Джокера» о разочарованном в людях комике, а «Малефисенту» уже окрестили «владычицей проката» за большую популярность. Также казанцы могут посмотреть на охотников за зомби в фильме «Zомбилэнд: Контрольный выстрел».

А на Хэллоуин запланирована премьера нового мультика «Семейка Аддамс». На этот раз мрачное семейство окажется в неестественной обстановке — в маленьком американском городке, где все жители улыбаются и живут в милых домиках. Аддамсы постараются любой ценой вписаться в местный образ жизни, даже если жители не захотят иметь таких соседей.

 

Хэллоуин – украшение жизни, считает психолог

Если вам хочется нарядиться и отметить Хэллоуин, то стоит это сделать и подарить себе хорошее настроение, советует доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.

«По моим наблюдениям как психолога, этот праздник вызывает любопытство. Он украшает однородность жизни. Когда идет столкновение культур, происходит развитие», — рассказал он.

Для некоторых людей праздничные гулянья могут стать настоящей отдушиной, развеять уныние и обеспечить почти психотерапевтический эффект, считает эксперт.

Какую тыкву выбрать для страшного фонаря, а какую подать на стол

В Хэллоуин можно не только смастерить себе костюм, но и вырезать традиционный фонарь из спелой оранжевой тыквы, причем эксперты советуют выбирать для этого крупноплодный сорт. Такой фонарь по легенде носит с собой душа Джека, вечно блуждающая по свету.

Также тыкву можно подать на стол. Причем эксперты Роскачества советуют выбирать целые плоды с твердой корочкой и подсохшей плодоножкой. Для десертов лучше всего подходит сладкая мускатная тыква, а крупноплодный сорт хорошо запечется в духовке.

Мусульман предостерегли от праздника в «дьявольскую ночь»

Мусульманам отмечать Хэллоуин очень не рекомендуют, потому что в исламе отношение к этой традиции отрицательное, рассказал начальник отдела по вопросам шариата ДУМ РТ Булат хазрат Мубараков.

«Здесь есть явное упоминание Сатаны, некоторые мероприятия [в честь Хэллоуина] даже рекламировали как „бал Сатаны“. Совет всем верующим: не посещать места празднования этого события, не упоминать его и не отмечать», — подчеркнул он.

Традицию отмечать Хэллоуин можно в некотором роде назвать сатанинской, потому что она в некотором роде противоречит общечеловеческим традициям. По его мнению, мероприятия такого рода ведут к деградации и истреблению нации, потому что люди переодеваются в страшилищ, пьют спиртное, совершают прелюбодеяния и другие непристойности.

Православные Хэллоуин не празднуют

Представители Русской православной церкви также предостерегли верующих от празднования Хэллоуина, потому что этот праздник может навредить душе и продвигает идею неуважительного отношения к смерти.

«Существует такое понятие, как „экология окружающей среды“, и наряду с ним есть „экология души“. В контексте праздника Хэллоуин, который некоторые бурно празднуют, нужно думать, не навредит ли это душе. <…> Православный человек этот праздник не должен праздновать, и я думаю, не празднует», — рассказал настоятель Духосошественского храма Казани, благочинный I Казанского благочиннического округа протоиерей Алексей Чубаков.

Хотя накануне Дня всех святых в VII веке накладывали христианские смыслы, сейчас его языческая составляющая снова всплыла и заставляет людей демонстрировать неуважительное отношение к смерти.

«Языческие смыслы говорят о смерти, обливая эту тему пивом, алкогольными напитками, глумлением. Но я уверен, что о смерти нужно говорить либо серьезно и благоговейно, либо никак», — подчеркнул Алексей Чубаков.

Кроме того, Хэллоуин, как и День святого Валентина, стал инструментом выкачивания денег и некоторые россияне тратят большое количество денег на вечеринки, украшения, костюмы.

Всего 3% россиян собираются отмечать Хэллоуин, показал опрос

Несмотря на то что праздник на слуху и более 90% россиян знают о нем, отмечать Хэллоуин планируют только 3%. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на опрос ВЦИОМ.

«Число наших сограждан, планирующих отмечать данный праздник, за последние два года не изменилось и составляет лишь 3%. Чаще других заявляют о таких намерениях молодые россияне в возрасте от 18 до 24 лет (13%)», — говорится в исследовании ВЦИОМ.

Люди старше 60 лет считают, что Хэллоуин чужд российским традициям и культуре, и отмечать его не хотят. Часть других опрошенных назвала праздник «неважным» и «языческим».

Оставляйте реакции

Почему это важно?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хэллоуин сценарий домашнего праздника
  • Хэллоуин это праздник какой религии
  • Хэллоуин суть праздника христианство
  • Хэллоуин суть праздника кратко
  • Хэллоуин суть праздника история создания