Хитрая история сценарий

ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Московского районаМузыкальный отдел    СЦЕНАРИЙмузыкального спектакля«Хитрая сказка»    Составители: педагог до

ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Московского района

Музыкальный отдел

СЦЕНАРИЙ

музыкального спектакля

«Хитрая сказка»

Составители: педагог дополнительного образования,

Такмакова Ирина Александровна

педагог-организатор музыкального отдела,

педагог дополнительного образования

Львова Дарья Александровна

Санкт-Петербург

2015

 «ХИТРАЯ СКАЗКА ИЛИ НИКТО НЕ ПОВЕРИТ»   по мотивам сказки Яна Экхольма «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие.»

Максимилиан. Нет, нет, нет и ещё раз нет! Этого просто не может быть, потому что так не бывает! Если рассказать об этом, так никто же мне не поверит! Никто и никогда! А вдруг поверят?! Поверите? Тогда слушайте! Вы знаете Ларсонов? Я говорю о хитрых Ларсонах! А если я ещё добавлю, что эти хитрые Ларсоны живут в норе, то вы сразу догадаетесь, что я хочу вам рассказать о самой большой и самой хитрой во всём лесу семье. А вот, кстати и они.

ТАНЕЦ.

Папа. Смотри, дорогая. Вот наш новый дом. Тебе нравится?

Мама.  Очень нравится. Красиво, чисто, просторно, но чего — то не хватает.

Папа. Чего же не хватает?

Мама. Уюта.

Лисёнок 1. Запаха жареной зайчатины.

Лисёнок 2. Куриных отбивных.

Лисёнок 3.Заливного из молодых петушков.

Лаура. Яичницы.

Мама. Тихо. Все по своим комнатам. (лисята уходят остаётся Лаура) Больше всего я рада, что у детей теперь будут отдельные комнаты.

Лаура. Надеюсь, что мне, как самой старшей и самой хитрой, достанется самая лучшая комнатка.

Папа. Конечно, Лаура, ведь ты-наша гордость. (Лаура уходит)

Мама. Ладно, я пойду готовить обед из заячьих крылышек, тьфу из утиных ушек. Нет.  Из утиных крылышек.

Вбегает Людвиг.

Людвиг. Всё! Не хочу быть хитрым, не буду обманывать других, не буду врать и  хитрить.

Мама. Только не пори его.

Папа. Мой дорогой сынок, прочти, что написано на этой табличке? « ДА ЗДРАВСТВУЕТ ХИТРОСТЬ! УРА ЛАРССОНАМ!»

Людвиг. Я знаю! Но ещё я знаю, что обманывать других плохо.

Папа. С кем ты связался? С каким хулиганьём?

Людвиг. Это не хулиганьё! Это мои лучшие друзья! Они говорят, что обманывать плохо!  Я больше не хочу быть хитрым! Не хочу обманывать!

Все сбегаются.

Папа. Нет.  Вы слышали? А есть ты хочешь каждый день?

Людвиг. Я куплю еду в магазине.

Лисёнок. А деньги интересно, где возьмёшь?

Лаура. Уж не у своих ли зайчишек-трусишек попросишь?

Все. Глупый маленький Людвиг.

Все смеются. Людвиг убегает. Все уходят. Остаются папа и Лаура.

Папа. Послушай, Лаура, ты самая старшая и самая хитрая из лисят.

Лаура.  Я знаю, папочка.

Папа. С этого дня я тебя назначаю ответственной за Людвига. Узнай, кто забивает ему голову ерундой и поссорь их.

Лаура. А я знаю кто — это зайчата.

Папа. Где это видано, чтобы зайчата с лисятами дружили?

Лаура. Не волнуйся, папочка, я их перехитрю, обману, объегорю и облапошу. Завтра мы с Людвигом пойдём к зайцам, а за одно и к другим лесным зверятам заглянем.

Все уходят.

Максимилиан. Настала ночь. Все лисы мирно спали, одному Людвигу не спалось, он мечтал о том, чтобы все звери в лесу жили мирно и дружно. Но на следующий день случилось не поправимое.

ПОБЕГ.

Людвиг. Мама, мама, всё пропало! Они больше никогда не захотят играть со мной.

Мама. Тихо, Людвиг,  кто они?

Людвиг. Лесные звери! Лаура их всех обманула, и они теперь считают, что я тоже обманщик. У меня больше нет друзей.

Лаура. Да, мне удалось перехитрить не только зайчат, но и других зверят, которые учат Людвига глупостям.

Папа. Молодец, Лаура. Я тобой горжусь!

Людвиг. Добро – это не глупость!

Мама. Успокойся, Людвиг. Ложись спать. Утро вечера мудренее.

Все уходят. Остаётся Людвиг.

Людвиг. Хорошо говорить: «Ложись спать» А мне не до сна. Мне нужны друзья. Я не хочу быть один. Что же делать? Решено: я убегу из дома, как только встанет солнышко. Только куда?  В деревню! Может, там я найду друзей?

Мама. Дети! Всем спать!

Музыкальный номер КОЛЫБЕЛЬНАЯ.  

Спят все звери на земле.

Кто в берлоге, кто в дупле.

А цыплята спят в лукошке.

А бычку приснились рожки.

Не снимает петушок

На ночь красный гребешок.

Баю баюшки-баю песню тихо я пою.

Спит мохнатый медвежонок

Лапу он сосёт спросонок.

Стоя спит не лёг в постель жура жура журавель.

Звери спят и не мурлычат,

Не поют и не курлычат

Не ревут и не мычат,

Все уснули все молчат.

Старый дуб листвой густою

В тишине ночной колышет.

Месяц ушко золотое

Тоже эту песню слышит.

Даже тучка в поднебесье

Не плывёт дослушать хочет.

А сынок не слышит песни.

Он уснул, спокойной ночи.

ПТИЧИЙ ДВОР.

Крик петуха. Кукареку.

Тутта. Доброе утро. Мамочка.

Курица. Доброе утро, Тутта. Я приготовила на завтрак манной каши.

Тутта. Не хочу каши…

Курица. Интересно, а что же ты ко ко ко хочешь?

Тутта. Я хочу….я хочу…гулять…пи пи пи одна.

Курица. Ко ко ко как это одна? У тебя столько братьев и сестёр.

Тутта. Вот поэтому я и хочу гулять одна! Мамочка, ну пожалуйста…

Курица. Ну, хорошо. Проголодаешься — приходи завтракать.

Тутта. Спасибо, мамочка. Ты самая добрая на свете.

Полянка в лесу.

ДУЭТ ЛЮДВИГА и ТУТТЫ.                               

1.Честным лисом мне хочется быть

 Надоело лгать и хитрить

   Где же друг, что сможет понять

    Полюбить меня и принять.

Припев: Друга встречу я

                 Песня звонче зазвучит

                 Друг меня найдёт

                Солнце ярче заблестит

                И глаза в глаза

                И в руке лежит  рука

                Если вместе мы

               Прочь от нас уходит тоска.

2.Не хочу, как курицы жить

Я мечтаю мир изменить

С милым другом шагать по росе

И лететь к далёкой звезде.

Припев:

3.Солнце и трава и цветы

Мне скажите, будьте добры

Я уже устал от разлук

Где же он мой истинный друг.

Припев:

 (Тутта и Людвиг сталкиваются спинами.)

  Людвиг.- Что за манера налетать ни с того ни с сего на невинных зверей?!

Тутта.- Пин-пин-пинтересно. Я совсем не налетала на тебя, потому что я почти не умею летать.

Людвиг. — Что ты делаешь здесь одна?

Тутта.- Я боюсь идь-идь-идти домой, — Я почувствовала запах лисицы, а страшнее зверя, чем лисица, я не знаю.

Людвиг. — Ты никогда не видела лисиц?!

 Тутта.- Никогда. Я знаю только, что у них длинные уши и вместо хвоста маленький шар-ик-ик-ик. И они скачут.

Людвиг.- «Ик-ик»!  А может, ты смотрела не на те рисунки?

Тутта. — Ой, какая я глупая. Ник-ник-никак не могу запомнить разницу между лисицей и зайцем. Значит, тогда лиса — это та, у которой рыжая шубка и большой хвост. Да ещё она ужасно хитрая.

Людвиг.-Вот это точнее.

Тутта. — А ты что, видел жив-жив-живых лисят?

 Людвиг. — Неоднократно.

Тутта. — И ты ник-ник-никогда их не боялся?

Людвиг. — Нисколечко!

Тутта. — Значит, ты очень храбрый!  А как тебя зовут?

Людвиг. — Людвиг Четырнадцатый Ларссон.

Тутта. А меня зовут Тутта Карлссон.

Вместе. «Кто же стоит напротив меня?»

Людвиг.-Жёлтая птичка, которая не умеет хорошо летать и которая живёт у людей. Ты же, конечно, не курица?

Тутта.-  Да нет. — Я ещё не курица. А ты что за птица? Ты живёшь в лесу?  

Людвиг.-Никакая я не птица. Но живу в лесу.

Тутта.-«Дикий зверь с рыжей шубкой и большим хвостом. Если это не заяц,тогда, кто же ты.

 Людвиг.Я хочу есть,  Я не ел целый день.

Тутта.  Бедный Людвиг Четырнадцатый!  — А что ты любишь больше всего?

Людвиг.  Я ем всё,  Разве ты не слышишь, как урчит у меня  в животе?

Тутта. У меня есть предложение, —  Проводи меня домой. Я ведь очень боюсь ли-ли-лисиц. А там у нас во дворе много всякого съестного.

Людвиг. Хорошо. Пойдём.

Тутта. Вот здорово. Мои родные очень любят гостей.

Людвиг. Глаза, как синее небо, а сама, как солнышко. Интересно кто же она?

Тутта. Такой храбрый, добрый и симпатичный. Кто же он?

Повторение припева дуэта.

ПТИЧИЙ ДВОР. Переполох.

Цыплята и курица. Лиса! Лиса!

Тутта. Ты лиса? Хитрая, рыжая лиса!

Людвиг. Я не лиса, я лисёнок и вовсе не хитрый. Я просто хочу есть.

Тутта. Ты обманул меня.

Цыплята. Он нас съест!

Переполох.

Людвиг. Я не вас хочу есть, я хочу каши. А ты кто? Неужели курица?

Тутта. Я не курица, я цыплёнок.

Курица. Вы слышали? Он хочет каши! Ребёнок голодный. Скорей завтрак, обед, ужин!

Цыплёнок. Мама, перестань суетиться, это же не твой ребёнок.

Курица. Мне всё ровно, чей это ребёнок, главное, что он хочет есть. Скорей обед!

Музыкальный номер ОБЕД

Куда же ты куда? Куда же ты куда? Куда же ты? Куда же ты? Куда же ты? Куда?

Пообедаешь на славу. Есть и каша и творог.

Есть и каша и творог.

Куда же ты куда?….

И для друга непременно будет праздничный пирог. Будет праздничный пирог.

Куда же ты куда?

Есть яичница, омлет. Лучше проса пищи нет. Есть пельмени и салат. И овсяный шоколад.

(Танец)

Греча, пшёнка и перловка. А ещё нужна сноровка, чтобы слопать весь обед.

Людвиг: Всё наелся силы нет.

Все смеются.

Людвиг. Спасибо. Мне пора. Ну и наелся же я.

Тутта. Я провожу тебя, Людвиг.

Людвиг. До свиданья. Я обещаю вам, что не один лис из семейства Ларсонов не причинит вам вреда.

Курица. Людвиг, ты очень милый лисёнок, приходи к нам ещё.

Людвиг. Непременно приду.

Курица. Впервые вижу лису, которая ест кашу…

Вбегает Максимилиан.

Макс. Где то здесь пахнет лисой. В погоню.

Погоня.

В БУДКЕ. (Людвиг и Максимилиан)

Макс.  Фу, какой ужасный вечер,  На этот раз лис сбежал. Но в следующий раз я ему покажу, как пекут пироги.

 Л. — А ты умеешь печь пироги?

М.  Что это за р-раз-разговорчики?

Л. — Добрый вечер, дружище!  Меня зовут Людвиг Четырнадцатый Ларссон.

Максимилиан рычит. Потом начинает смеяться.

М. — Нет, ты самый хитрый и самый храбрый лисёнок из всех, за кем я когда-либо охотился. — Я избегал весь двор,  А ты вот оказывается где! В МОЕЙ СОБСТВЕННОЙ КОНУРЕ.

Л.- В конуре?  Значит, это твой дом?

М.- Представь себе, никогда бы не подумал, что ты подумаешь, что можно подумать, что можно забраться сюда.

Л.- А я так и подумал, что ты подумаешь, что я не додумаюсь подумать так. Вот я и спрятался здесь.

М.- Нет, я положительно не могу сердиться на тебя. Скажи, ты, наверное, очень проголодался после такой погони? Разреши предложить тебе косточку!

Л. Не откажусь.

М. — Увидел бы нас кто-нибудь. — Собака ест из одной миски с лисом! Это звучит как в сказке. А я знавал твоего отца.

Л. Правда?

М.- Да, я имел честь не раз гоняться за ним.  Ну, а теперь тебе всё-таки пора домой.

М — С тобой очень приятно беседовать, но дружба дружбой, а служба службой. С этого момента мы больше не друзья.

Людвиг убегает.

Рассказ Максимилиана.

Максимилиан. Вот так я познакомился с Людвигом. Ну и досталось же мне из-за этого лисёнка… Людвиг и Тутта стали каждый день встречаться. Им никогда не было скучно. А вот мне постоянно доставалось от хозяина. Меня обвинили во всём. Даже когда Людвига поймали люди, и Тутте удалось выпустить его на волю — хозяин обвинил меня! Старый ты, Максимилиан, пора тебе на пенсию… Это мне то самому быстрому, самому умному…Самому (нюхает)…. Ой, что это…Пойду ка разведаю…

В НОРЕ.

Лаура. Папа, мама, нас предали. Меня укусил этот противный пёс Максимилиан, кто то предупредил его. Он устроил мне засаду. Я еле ноги унесла.

Мама. Надо быть осторожней, дочка.

Папа. Кто же мог предупредить их?

Лаура. Не знаю кто. Хотя я, кажется, догадываюсь. Нет, я не догадываюсь, я точно знаю — Людвиг предатель. У него новые друзья. Уж не куры ли?

Папа. Этого не может быть! Людвиг! Людвиг!

Входит Людвиг.

Папа. Где это ты всё время пропадаешь, Людвиг?

Людвиг. Я гуляю.

Папа. С кем ты гуляешь?

Людвиг. С подружкой.

Папа. И кто она твоя подружка. Уж не курица ли?

Людвиг. Оне курица, а цыплёнок. Её имя Тутта Карлсон.

Лаура. Я же сказала, что Людвиг-предатель.

 Людвиг.- Папа,  Тутта и я…

Папа. — …больше никогда не будете играть вместе.

Вбегает Тутта.

Лаура. Ой, само жаркое к нам пожаловало.

Людвиг.  Папа!!! Разрешите представить вам мою подругу Тутту Карлссон.

Папа.  Тутта Карлссон!? Я только что говори Людвигу, чтобы он не смел играть с  тобой.

Тутта. — А я и не собираюсь играть.  Я пришла не играть, а спасать!

Папа.- Жалкий маленький цыплёнок хочет спасти самую храбрую лисью  семью ? От кого же, разрешите спросить?

Тутта.- Люди хотят прогнать вас из этого леса. Прислушайтесь и принюхайтесь!

Мама. — Я, кажется, чую собаку.

Лаура. — Это Максимилиан.

Папа.- А я слышу шаги и голоса.

Тутта.- Это люди с нашего двора.

Мама. Что же делать?

Папа. Надо подумать.

Тутта. А я уже придумала.  Я знаю одно пи-пи-писключительное укрытие. Там вас ни одна такса и никакой пи-пи-пинчер не разнюхает.

Лаура. — Ты шутишь.- Где же это такое укрытие, о котором даже сам папа Ларссон не знает?

Тутта.- Наш курятник-ник!  Ведь там вас ник-ник-никто не станет искать. А когда облава кончится, вы возвратитесь сюда.

Папа.- А куры не будут против?

 Тутта. — Если я скажу, что вы папа и мама, братья и сестры Людвига Чет-чет-четырнадцатого, то вас примут с радостью.

Папа.- Ну что ж, благодарю вас за приглашение,- А сейчас пора выбираться через тайный лаз. Помните, никакого шума!

ФИНАЛ.

Петух.- Разрешите приветствовать вас!

Папа. И вам наше почтение.

Курица. Проходите, располагайтесь.

Мама. О, благодарю.

Лаура. У вас очень мило.

Папа. Надеюсь, что всё старое забыто.

Мама. Нам так неловко пользоваться вашим гостеприимством.

Курица. Ну, что вы. Мы тоже обязаны Людвигу.

Петух-  Подумать только: чтобы лис явился предупреждать кур об опасности. Я предлагаю троекратное кука-ре-ура-ура-ура! В его честь! — Ура! Ура! Ура! Да здравствует Людвиг!  

Мама.- Ваша дочь тоже очень способная. Если бы не она, нам бы туго пришлось.

Папа. Я всегда говорил, что Тутта и Людвиг стоят друг друга. Они настоящие друзья.  

Лаура.- Никогда ещё у нас не было таких хороших друзей!

Песня о дружбе.

С другом по жизни шагать веселей

Пусть даже труден путь.

Добротой и словом согреть друга ты не забудь.

Припев. В стужу в зной, в час любой с другом мы вместе.

              И беде и в нужде и на насесте.

               И в лесах и в полях и в поднебесье

               С другом будем вместе мы.

Другу ты руку свою протяни.

Смело гляди вперёд.

Самый лучший друг у тебя.

Значит, тебе везёт.

Припев.

Звери и птицы

Нам нужно дружить

Пусть мы и не родня.

На одной планете живём

Мы как одна семья.

Припев.

Максимилиан.  Нет, нет, нет, и ещё раз нет,  — Лисы дружат с курами. А мне не дают даже лаять. Если рассказать об этом, так никто же мне не поверит. Никто, никогда!

Инсценировка Т. Раздорожной
по сказке Я. Экхольма
«Хитрая история»
ПАПА ЛАРСОН ПЕТРУС ПЕВУН
Владислав Дитман Полина Лысова
МАМА ЛАРСОН НАСЕДКА
Ксения Арсёнова
Дарья Погосова
Ирина Гончарова
Виктория Самилкина
ЛАБАН КУРОЧКА
Полина Гончарова Виктория Самилкина
Дарья Погосова
ЛАУРА ЦЫПОЧКА
Елизавета Родюкова Ангелина Кичигина
ЛУИЗА ПИТТИ
Ева Подлипская
Вероника Петракова
Елизавета Колесник
Елена Панкратова
ЛЮДВИГ XIV Тутта Карлсон
Дмитрий Белов
Елизавета Шумилина
Анастасия Боженкова
Елизавета Колесник
МАКСИМИЛИАН
Константин Шевцов
Премьера состоялась 26 февраля 2011 года

С чего начать писать свой первый сценарий? Зачем нужен логлайн и что это такое? Из каких частей состоит сценарий? Как прописывать персонажей, их действия и диалоги? Что делать, когда готов первый драфт? Советы профессионалов, успешные примеры и частые ошибки в написании сценария.

Что такое сценарий?

Сценарий — это кино-драматургическое произведение, являющееся основой для съёмки проектов или театральной постановки. Сценарий является в первую очередь текстовым документом, на базе которого команда проекта выполняет свою часть работы для воплощения сценария в жизнь.

Правильный формат текста в сценарии такой: шрифт Courier New 12-ым размером. При таком форматировании каждая страница текста будет равняться одной минуте хронометража. 

Сценарий полнометражного фильма обычно составляет от 90 до 120 страниц, то и длительность фильма составит от полутора до двух часов. Сценарий пишут не только к фильмам, но и к эпизодам сериалов. Ситкомы — это обычно серии на 20-30 минут, соответственно на 20-30 страниц. Драмы — 50-60 страниц. 

Вы можете создать свой сценарий на основе оригинальной идей или же на основе существующих интеллектуальных прав (книг, фильмов, комиксов, журналистских статей). 

Использование чужих интеллектуальных прав должно всегда оформляться договором и сопровождаться, конечно же, оплатой. Но есть произведения, за использование образов из которых, не нужно платить. Они называются общественным достоянием. Общественное достояние в России — это произведение, с года смерти автора которого прошло 70 лет. Подробно про поиск идей и интеллектуальные права мы писали здесь.

Сценарий — это чёткий план фильма или эпизода сериала. В этом работа сценариста очень сильно отличается от работы писателя. 

Если на этапе разработки сценарист тоже ищет эмоциональные ходы, яркие образы, любые другие творческие решения, то на этапе написания все эти наработки все равно должны улечься в инструкцию для съемки. Хороший сценарий должен быть чётким, понятным, наглядным документом, отражающим всю предыдущую творческую подоплёку. 

Ваш сценарий увидит огромная команда из продюсеров, режиссёров, актёров, постановщиков и других, и для их работы важным станет каждое написанное вами слово. Давайте ниже разберёмся вместе, как написать сценарий.

Выбор названия

Название сценария можно оставить на самый последний момент работы над ним. Но если вы всё-таки решили всё-таки чем-то назвать текстовый файл, то название должно:

  • отражать жанр вашего проекта;
  • быть цепким и броским;
  • заявлять эмоции, которые зритель скорее всего испытает;
  • быть лёгким в произношении и запоминающимся.

Логлайн

Логлайн — это основная идея вашего фильма. По старым голливудским стандартам логлайн принято формулировать не более чем в тридцать слов. То есть вставить туда все сюжетные линии, описание мира и гениальные навыки главного героя не получится. В России к этому относятся мягче – допустимо уложиться в 35-45 слов. Что же включить в логлайн:

  • кратко укажите, кто герой (мальчик-волшебник, вдовец и отец пятерых детей, говорящая мышка);
  • чего герой хочет (победить злого волшебника, отомстить за смерть жены, найти семью);
  • что стоит на пути к достижению цели (огромная армия из злых магов, вынужденность постоянно уделять внимание детям или то, что мышка не такая как люди). 

Существует такое драматургическое правило: та цель, которую вы сформулировали для героя в начале должна проходить через всю историю. Как только цель перестаёт быть важной или достигается героем, то история заканчивается. Интересная и чётко сформулированная цель главного героя поможет написать хороший сценарий. 

Персонажи сценария

Когда вы знаете, о чём ваша история, пора для себя решить, кто её раскроет и покажет. Выше мы уже сформулировали логлайн и знаем, какие качества героя точно понадобятся для раскрытия темы. 

На этом этапе важно выяснить, как герой изменится, и с какими своими пороками будет сражаться. С учётом логлайна поиск ответа на этот вопрос может быть таким. Например, наш главный герой отец семейства, потерявший жильё за долги. Его цель вернуть квартиру, чтобы дети смогли вновь обрести дома. Каким герой должен быть в начале, чтобы набрать столько долгов, не платить их и даже лишится квартиры? Что это за качества, которые привели его сюда? Возможно, лень, игромания, вера в удачу, безответственность? Тогда каким герой должен стать в конце, чтобы достичь цели? Возможно, он будет вынужден победить свою лень, вылечится от игромании, начать принимать ответственные решения.

Для сценарной записи вам потребуется придумать имя каждому из героев, знать приблизительно их возраст и особенности внешности. Когда вы будете презентовать героев впервые, то их имя нужно писать большими буквами, в скобках давать возраст и краткую характеристику через запятую. Например. “ЖЕКА (45), тучный мужчина в деловом костюме”.

Структура сценария

На данном этапе ещё рано создавать титульный лист в вордовском документе. Нужно провести работу над структурой сценария и расставить основные точки сюжета. Как правило, в этом помогает трёхактная структура. 

Трёхактная структура — это классическая структура практически любого драматического произведения. Все остальные структуры, так или иначе основаны на ней. Так что начинающим сценаристам мы рекомендуем начать с нее. Разделите историю как минимум на начало проблем персонажа, развитие событий (попытки решения проблем) и их разрешение. Ниже мы рассмотрим, что нужно включить в каждую из частей. Обязательно запишите все эти части в виде текста, это станет хорошей основой будущего сценария.

Акт 1. Вступление и завязка истории

Первый акт может располагаться приблизительно на 20-25 страницах. Обязательно начните с интересной экспозиции, то есть описания статуса-кво персонажа. Что можно включить в экспозицию:

  • показать главные черты героя;
  • рассказать о его семье, социальном статусе, любых других важных для истории социальных аспектах;
  • заявить второстепенных персонажей;
  • продемонстрировать текущие проблемы героя или наоборот его беззаботную жизнь до того, как он окунулся в перипетии;
  • обозначить первые звоночки надвигающейся проблемы на героя.

Когда всё выше готово, то пора и ударить первыми сложностями по нашему главному герою. Следующей сюжетной точкой станет катализатор — событие, которое меняет всё. 

Правило для катализатора такое: нужно придумать событие, после которого герой ни сможет не решать проблемы или ни сможет не отправиться в путешествие.

Например, в начале у главного героя, главы семейства, много долгов, но из-за своей лени и плохого характера, он никак не может заработать денег и погасить их. Но за долги у него наконец-таки отбирают квартиру. До этого долги героя мало влияли на его жизнь и жизнь его семьи. Да даже после того, как тот лишится квартиры, он может и не особо против поспать в машине. Но понимая, что дети не могут жить в машине, герой вынужден изменить свой характер, чтобы справится с финансовыми сложностями. То есть перед героем в этот момент должна чётко оформиться цель, о которой мы говорили выше, и которую он будет достигать от начала до конца, а от усугубившейся проблемы уже никуда не деться. 

Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели

Основная часть сценария должна уйти под борьбу главного героя за поставленную цель. Если сказать простыми словами, то главное правило, которое существует для написания второго акта такое. Герой решает возникшую проблему, она не решается и становится всё хуже. Затем герой снова что-то делает для решения проблемы — и вновь должно стать хуже. И так до конца второго акта. 

Правильным будет второй акт закончить тем, что герой опускается до самой нижней точки своего состояния. Чем хуже ему, тем лучше. В качестве примера можно вспомнить фильм “Дюна” (2021). Второй акт фильма заканчивается тем, что весь народ и семью главного героя, Пола Атрейдеса, уничтожили Харконнены. Пол остался без дома, без отца, без своего народа, без каких-либо средств к существованию, да ещё и посреди дикой неподвластной человеку пустыни, убивающей всё живое. 

Акт 3. Главный герой выходит победителем

В начало третьего акта герой входит, будучи на дне. Зритель должен видеть, что все отвернулись от героя, его покинули силы, ресурсы утрачены, а злодей ликует. Но в какой-то момент у главного героя появляется некий лучик надежды, и он совершает что-то невероятное, чтобы перевернуть ситуацию с ног на голову. 

Кульминация должна быть яркой, оригинальной, логичной и эмоциональной. В чём её яркость может состоять? В нетривиальных решениях. То есть герой должен сделать что-то такое, чего раньше не делал или на что не решился бы никогда. Как проявляется логика? Хорошей логичной кульминацией можно назвать ту, где именно действия героя становятся финальным источником решения проблемы, исходя из качеств и изменений героя. А также кульминация не должна наступать благодаря “богу из машины” или “роялю в кустах”. Не надо в кульминации вестерна про ковбоев и борьбу за сердце дочери местного губернатора прописывать пришельцев, которые уничтожают врага главного героя своими лазерами. О том, что такое “бог из машины” и почему использовать его надо в исключительных случаях, мы рассказывали здесь.

Кульминация — это момент, когда антагонист повержен, а герой заполучил желаемое. Но на этом фильм не заканчивается. Не забывайте про развязку. 

Развязка — это то, к чему привела кульминация. Как изменился герой и его жизнь после достижения цели? Вот наконец-то желаемый Кубок огня в руках Гарри Поттера в финале Турнира трёх волшебников, и он возвращается победителем на поле Хогвартса (“Гарри Поттер и Кубок огня”). Трибуны ликуют, ведь ученики Хогвартса и Гарри получили то, что хотели — победу школы в престижнейшем и опаснейшем международном конкурсе магов. Но чем она обернулась? В руках Гарри труп Седрика Диггори, его соперника, перед глазами до сих пор жуткий процесс возрождения лорда Волан-де-Морта, и пока только Гарри знает, что самый жестокий и сильный маг современности жив и строит планы на весь мир. Победа ему уже не нужна. Седрику победа принесла смерть, а его отцу и ученикам — скорбь. 

Диалоги и описание действий

Что нам поможет на этапе диалогов из предыдущей разработки? Всё, что мы знаем про персонажа. Мы уже прописали какой он, как действует, его фишки и даже особенности речи. Всё это необходимо понимать при прописывании действий и диалогов.

В этом разделе мы используем слово диалоги в общепринятом значении. На внутреннем сленге сценаристов диалогами называют собственно сам сценарий – финальный документ, где расписана вся история с действиями и репликами.

Когда вы пишите действия, то старайтесь каждое описывать отдельным абзацем, что позволит проще читать и чётко видеть, кто, куда и как направляется в рамках сцены. Сами описания действий и вообще любые другие описания должны быть краткими и лаконичными. О том, как этого можно достичь мы рассказывали здесь. 

Если даже вы нашли для вашего героя увлекательные действия, с помощью которых герой круто решает свои проблемы, это не значит, что всю сцену надо превращать в сплошной набор из них. Не стесняйтесь разбивать действия ёмкими фразами, шутками, комментариями героя. Но и не увлекайтесь. 

Не торопитесь начинать прописывать диалоги. Убедитесь, что все сюжетные линии продуманы, все важные события расставлены, а структура работает как надо. 

Одно из главных правил диалогов в том, что он, как и действие, должен продвигать сюжет. Например, один герой уговаривает скромного друга пойти с ним на концерт рок-группы. Каждый герой будет гнуть свою линию: первый уговаривать, другой отказывать. Ни один из героев не должен повторять свои предыдущие аргументы. Более того, каждая реплика героев должна отдалять или приближать их к концерту. А в идеале диалог должен усугублять отношения между персонажами, вскрывать их обиды друг на друга, а может быть и разгораться в ссору, которая возможно сильно ударит по их отношениям или сюжету. 

Ещё один важный совет при написании диалогов: не повторяйте уже известную информацию. Пример. Ваш герой входит в сцену, он избитый и окровавленный. А его мать говорит: “О, Боже, у тебя кровь!”. То есть мы потратили лишний бит и лишнюю строчку, чтобы описать то, что зритель уже увидел, а читающий прочитал. 

Избегайте в диалоге длинных непонятных слов: жаргонизмов, терминов, просто заумных выражений. Зрителю будет скучно даже полминуты смотреть и слушать то, чего он не понимает и что его не продвигает по истории. 

Ну и заключительная рекомендация в написании диалогов состоит в том, чтобы их проговаривать. Диалог должен произноситься естественно, без запинок, звучать приятно для ушей. При произнесении реплик вслух вы сразу почувствуете, всё ли хорошо с фразами.

Редактирование сценария

Закончили писать – пора переписывать. Редактирование и переписывание — это вторая по объёму часть работы сценариста (первая — разработка идеи). 

Самостоятельно

Во-первых, перечитайте сами. Уже в первую читку вам захочется местами подправить диалоги, убрать те или иные действия, что-то будет вас раздражать в тексте по мелочам.

Во-вторых, проанализируйте, работает ли каждая сцена, эпизод, акт. Работают ли детали, которые вы указали. Всё должно быть действующим в сценарии и не должно быть лишних движений, слов, вздохов, одёргиваний юбки и подобного. Каждый раз можно спрашивать себя: 

  • для чего это написано?
  • как это работает на историю?
  • что даёт это зрителю?

В-третьих, проверьте, не нарушилась ли логика в процессе создания первого драфта сценария. Точно ли одно событие вытекает из другого? Или это только вам так кажется?

В-четвёртых, в процессе написания сценария некоторые сцены могут просто перестать быть нужными. Удаляйте их безжалостно. 

В-пятых, проверьте мотивацию героев. Каждый раз ваш главный персонаж входит в сцену по какой-то причине. И если эта причина не выглядит весомой и понятной для читателя или зрителя, то она оставит негативное впечатление. 

Редактор

Если у вас есть бюджет и потребность в профессиональной помощи, то можно обратиться к редактору. Он прочтёт работу от начала до конца и будет искать примерно то же, что перечислено выше. Профессиональный редактор сможет найти все нестыковки, слабые мотивации персонажей, задаст нужные вопросы к тексту и даже отметит ненужные диалоги или описания. 

Часто встречающиеся ошибки

Драматургия и кинодраматургия развивается уже не первую сотню лет. Современный зритель ожидает с каждым годом всё более крутых, увлекательных и сложных проектов. Давайте обсудим, какие ошибки вы можете избежать на пути к своему первому фильму, если обратите на них внимание и что сделать, чтобы он соответствовал уровню самых искушённых зрителей. 

Персонажи

Во-первых, ошибкой может быть слишком много неработающих персонажей. Не нужно для каждого безобидного взаимодействия героя создавать нового персонажа — ограничьтесь массовкой. Каждый полноценный персонаж должен нести какую-то функцию, отражаться на истории, на главном герое и даже лучше бы иметь свою понятную и законченную линию.

Во-вторых, чисто технически большое количество персонажей может запутать зрителя. А если у них ещё и похожие или плохо запоминающиеся имена, то зрителя это может ещё и раздражать. 

Задавайте себе вопрос при разработке и перечитывании: нужен ли мне этот персонаж? Нужен ли он вообще? Можно ли его удалить?

Конфликты

Конфликт — это основа любой истории. Правильный конфликт — это когда два героя преследуют противоположные интересы. Убедитесь, что герой постоянно вынужден противостоять кому-то или чему-то. 

Ошибкой сценариста станет слабый или поверхностный конфликт внутри истории. Если цель героя легко достижима, то ему ничего не стоит просто подойти и взять то, что ему нужно. Достигнута цель — закончилась история. 

Нужно избегать и слабых антагонистов. Каждый раз зритель должен видеть усугубление и ломать голову, как же наш герой одолеет невероятно жуткого огромного монстра или вооружённого до зубов террориста. А ещё лучше бы, чтобы в эти же моменты у героя заканчивались бы все пули и укрытия. 

Конфликт должен проявляться не только в виде внешнего противостояния. Например, когда герою нужно спасти мир и забрать у антагониста супер-лазер, которым он его собирается взорвать. Конфликт должен лежать внутри ценностных убеждений. Самая распространённая и довольно банальная тема, которую можно отыскать в кино — это противостояние добра и зла. Но и за этими категориями чаще стоит что-то ещё. Например, Гарри Поттер (сторона добра) смог победить Волан-де-Морта (сторона зла) с помощью любви и дружбы. В то время как тот пытался вести борьбу с помощью устрашения сторонников и силы. 

Мир

Условности и законы мира должны быть понятны с первых сцен. Если вы начинаете проект в жанре сай-фай, антиутопии, фэнтэзи, хоррора, то так или иначе нужно обозначать грань того, как работают придуманные законы. Мир должен иметь свои незыблемые законы и быть опасным для главного героя.

Если у вас фильм ужасов, в котором существуют призраки, то нельзя, чтобы герой в конце их всех уничтожил магией своей взятой из ниоткуда волшебной палочки.

Антиутопии тоже подразумевают очень строгое соблюдение жанровых условий. Для создания антиутопического произведения обычно берётся какая-то одна сторона жизни людей, меняется по усмотрению автора, и мы наблюдаем, как это воздействует на остальной мир по естественным его законам. Допустим, государство приказало с этого дня сдавать всех рождённых младенцев в специальное учреждение. Звучит жутко. Это не означает, что в следующем акте государство прикажет сдавать стариков, потом решит уволить с работы и лишить собственности всех мужчин, а затем сделать президентом мышь. Это всё будет противоречить жанру, и напоминать абсурд.

Далее ошибкой может стать то, что вы не вписали своего героя и его окружение в общий исторический, мировой или национальный контекст. Может быть, иногда отсутствие сеттинга и играет на идею, но это считанные случаи. Ваш мир не может быть безликим и откровенно пластиковым. Например, в сериале “Засланец из космоса” главный герой, внеземное существо, приземляется в американский городок. Казалось бы, зачем уточнять? Американский городок — понятная категория. Внеземное существо мы тоже можем себе представить. Но чтобы сделать пребывание инопланетянина как можно более сложным, авторы поселили его в городок штата Колорадо в горах рядом с огромными ледниками. Более того, город настолько мал, что скрыть свои инопланетные способности там почти невозможно. А ещё в нём живут представители коренных народов, индейцев, погружающие главного героя в человеческие ценности. 

В мире вашего сценария должно работать всё — и даже время года. Зачем в одной из сцен дождь? Что он означает? Как он помогает или мешает? Почему именно сейчас пошёл дождь? Или он нужен только для красивой картинки? Если только последнее, то сцену стоит убрать, так как её просто напросто будет дорого снять.

Диалоги

Во-первых, любой бессмысленный диалог ради болтовни станет ошибкой. Если в диалоге нет конфликта, цели и он не продвигает сюжет, то его нужно переписать.

Во-вторых, не очень хорошо, когда зритель не понимает, на чьей он стороне в диалогах. Такое бывает тогда, когда взгляды и убеждения героев размыты и плохо продуманы. 

В-третьих, нельзя бросать сцену без ясного финала, то есть результата взаимодействия персонажей. К чему-то в конце должны прийти либо сами герои, либо зритель.

В-четвёртых, попробуйте закрыть рукой или удалить имена персонажей над их репликами и понять, кому принадлежит та или иная фраза. Если вы не смогли точно определить, где чьи реплики и чётко различить персонажей по их словам, то надо вновь начинать работать над описанием персонажей.

Высказывание и изменение героя

Уделите отдельное внимание высказыванию вашего сценария. Откровенно говоря, навык выражать высказывание через сюжет — это постоянная упорная работа. Поэтому лучше заранее знать, с какими ошибками можно столкнуться на пути к хорошему сценарию. 

Во-первых, ошибкой будет, если ваш герой никак не изменится. Именно изменение героя транслирует определённую мысль произведения.

Во-вторых, у героя обязательно должны быть какие-то убеждения, через которые он проносит происходящее. То есть как минимум он должен реагировать на события вокруг, как-то оценивать их, делать какой-то вывод. Может эти события противоречат убеждениям героя? Или учат его чему-то? То есть реакции главного героя будут составлять ваше высказывание.

В-третьих, плохо, если у героя отсутствуют сложные дилеммы. Только через морально тяжёлый выбор герой сможет расти, побеждать свои ложные убеждения и выражать высказывание.

В-четвёртых, высказывание не должно быть слишком общим и банальным, типа “Семья — самое важное в жизни” или “Убивать нехорошо”. Зритель сразу почувствует эту натянутость и заезженность темы.

Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов

Есть один самый главный секрет, о котором говорит почти каждый сценарист и в России, и зарубежом. Написать хороший сценарий поможет выбор темы, которая должны быть очень личной для автора. То есть нужно придавать идее такие эмоции, которые автор уже испытывал сам и понимает их. Нельзя назвать сценариста или автора сценарной книги, который не говорил бы об этом.

Ещё одно близкое к этому правило прозвучало от Ильи Куликова, автора знаменитых сериалов “Глухарь” и “Полицейский с Рублёвки”, в подкасте “Поэпизодный клан”. Он считает, что сценарист должен писать то, о чём он знает, что он понимает и что проживает. Например, по его словам, автор не может написать сценарий о странах, в которых не был, а также о людях в этих странах, об их морали, душах, образах жизни. Простыми словами, нужно брать в качестве темы то, что вам знакомо, и это станет сильной стороной вашего проекта. 

Примеры хороших сценариев

В сети Интернет выложено в свободном доступе немало сценариев российских и зарубежных фильмов. Часто это делается, когда сезон сериала закончился, или когда проект номинирован на награду в сценарной номинации. Что точно стоит почитать и посмотреть, чтобы научится писать сценарии и избежать потенциальных ошибок, мы перечислим ниже. 

“Рассказ служанки”

Пилот и одну из серий 4-го сезона «Рассказа служанки», номинированную на “Эмми” можно найти в свободном доступе. Сценарии эпизодов “Рассказа служанки” отличаются лаконичностью описаний и чёткими эмоциональными битами. Особенность сцен данного проекта в том, что там мало ярких и широких внешних действий, мало драк, погонь и ругани. Эмоциональные изменение и высказывание авторы умело выражают тонкими, но говорящими, кинодействиями. 

“Дюна”

В данном фильме начинающему сценаристу может быть интересна структура сценария. 

Во-первых, она соответствует классической трёхактной структуре. Более того, во многом там можно найти элементы структуры Блейка Снайдера из его книги про сценарное мастерство “Спасите котика”. 

Во-вторых, каждый акт и его подэлементы достаточно краткие, ёмкие и не затянутые.

В-третьих, несмотря на то, что данный проект является экранизацией одноимённой книги, автор сценария, Джон Спейтс, смог создать сразу несколько логичных завершённых сюжетных линий и не увлечься мифологией.

Отдельно хочется сказать про мир “Дюны”. Данный сценарий является хорошим примером того, как автор смог интересно передать множество сложнейших законов вселенной, не спугнуть зрителя, а также ещё и создать плацдарм для эффектной визуальной составляющей. 

“Достать ножи”

Не так давно в общем доступе появился сценарий детективного фильма “Достать ножи”. Что полезного можно почерпнуть в нём?

Во-первых, Райан Джонсон, сценарист и режиссёр, смог воплотить сюжет в стиле классического детектива с соблюдением всех законов жанра. 

Во-вторых, к детективному жанру автор умело добавил и комедийный элемент. Главная героиня не способна врать физически: её тошнит при произнесении любой лжи. Данная комедийная черта была использована очень сбалансировано: она использовалась для создания юморных ситуаций, в качестве препятствий для героини, но не слишком злоупотреблялась. 

В-третьих, данный сценарий можно похвалить за то, как ярко и полноценно прописан каждый герой. Зритель действительно много узнаёт про всех наследников жертвы убийства: про их финансовое состояние, мотивы, отношения, боли, социальное положение и так далее. Но при этом не перегружает деталями — мы видим только то, что работает на убийство как основу сюжета.

Часто начинающие сценаристы пытаются изобрести колесо, начиная сценарий без какой-либо теоретический подготовки. Безусловно любой опыт написания станет полезным, но так или иначе начинающий сценарист будет совершать ошибки, которые до этого уже проходили другие сценаристы. Смелее приступайте к созданию своего первого сценария, используя наши советы.

1. КАТАЛОГ САЙТОВ СО СЦЕНАРИЯМИ

http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-snm_vostr..
http://ae.kulichki.com/index.php?tl=scen&nm=22
http://www.solnet.ee/holidays/s3_86.html
http://www.prazdnik.by/content/11/185/

1. БЫЧОК — СМОЛЯНОЙ БОЧОК 

Бычок-смоляной бочок — сказка.doc Персонажи: бабушка, дедушка, Аленушка, бычок, зайчик, лисичка, медведь (иногда в других пересказах фигурирует волк) 

2. ВИННИ-ПУХ

Винни-пух (рус) 1.doc   (персонажи русского мультика: Сказочник, Винни-пух, Пятачок

Винни-пух (рус) 2.doc  ( персонажи русского мультика: Сказочник, Винни-пух, Пятачок, Ослик Иа и Сова

винни-пух-(амер) 3.doc (персонажи американской версии: Кристофер Робин, Винни-пух, пятачок, ослик Иа, Снежная туча)

3. ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ

Сценарий Волк и семеро козлят.pdf  ( Персонажи: коза, волк, козлята )

4. ВОРОНА И ЛИСИЦА

Сценарий Ворона и лисица.pdf (Персонажи: Рассказчик, ворона, лисица )

5. ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА

2 жадных медвежонка.doc  Персонажи: рассказчик, два медвежонка, лиса. Сценарий в прозе по известной сказке для детей дошкольного возраста О том, как медвежата нашли сыр, не могли поделить его из-за жадности и в результате остались голодными.

6. ЖАДИНА

Жадина — сценарий.doc Сценарий для средней и старшей групп д/с Как собачка жадничала, никого не угостила своей булкой. Каждый герой имеет музыкальный шумовой инструмент:Щенок – маракас, Кошка – колокольчик, Лягушка – бубен, Курочка – трещотка, Уточка — погремушка

7. ЖИХАРКА

Жихарка — сценарий.doc  Сценарий по известной сказке. Персонажи: кот, петух, лиса, Жихарка

8. ЗАИНЬКА ПРОСТУДИЛСЯ

заинька простудился — для самых малышей.doc Сценарий для самых маленьких зрителей в детском саду с участием воспитателя. Персонажи: девочка, зайчик

9. ЗАЙКИНА ИЗБУШКА (ЛУБЯНАЯ ИЗБУШКА)

Зайкина избушка- сказка.doc 

Зайкина избушка- в стихах.doc 

Сценарий в стихах и сама сказка о том, как лисичка выгнала зайчика из дома. Звери помогали ему вернуть жилье. Персонажи: зайчик, лиса, собака, бычок, петушок. Реквизит: Две избушки с окошками (лубяная и ледяная, коса)

10. КОЛОБОК

KOLOBOK.doc Сказка о колобке с текстом песенки и сценарий. Персонажи: Старик, старуха, колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

11. КОЛОСОК

Колосок.doc Сценарий в прозе о ленивых мышатах и трудолюбивом петушке. Петушок нашел колосок. Сделал из него муку, спег пирожки. Мышата ленились, помогать не стали. Остались без пирожков. Персонажи: Рассказчик, петушок, два мышонка.

12. КОТ, ЛИСА И ПЕТУХ

Кот, лиса и петух — сказка.doc

кот, лиса и петух- сценарий 1.doc

Кот, лиса и петух — сценарий 2.doc

Сценарий Кот, Петушок и Лиса.pdf

3 разных сценария и сказка по известной истории, когда кот говорит петушку не открывать дверь, не разговаривать с чужими, а петушок не слушается. Лиса крадет петушка… Персонажи: кот, лиса и петух

13. КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Красная шапочка — сценарий.doc Сценарий в прозе по известной сказке. Персонажи: Рассказчик, красная шапочка, мама, бабушка, волк, дровосек (мама присутствует только в первой сцене, она может давать поручения Красной шапочке из-за ширмы)

14. КТО СКАЗАЛ МЯУ

Сценарий Кто сказал мяу.pdf Сценарий по известной сказке Сутеева. Персонажи: ценок, кошка, петух, мышонок, пес, пчела, рыбка, лягушка

15. ЛЕВ И ЛИСА

Сценарий Лев и лиса.pdf  Сценарий о том, как лиса перехитрила льва. Персонажи: лев, лиса и другие звери (по желанию)

16. ЛИСИЦА — УЧЕНИЦА

Лисица — ученица.doc История о том, как лисица пыталась научиться быть доброй. И у нее не получилось… осталась хитрой. Сценарий для самых маленьких. Персонажи: лиса, собака, кот, лошадка (по желанию)

17. МАША И МЕДВЕДЬ

Маша и медведь — сказка.doc  Текст сказки, которую можно сыграть без сценария.

Персонажи: Бабушка, дедушка, Машенька, подружки (по желанию), медведь, собака (собаки)

18. МУЖИК И МЕДВЕДЬ

Мужик и медведь — сценарий.doc Сценарий в прозе как мужик перехитрил медведя при дележке репы

 19. НА ЛЕСНОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ

На лесном перекрестке — сценарий.doc Сценарий о правилах дорожного движения. Персонажи:ворона, лисенок, медвежонок, зайчонок, козленок, бельчонок и лошадка-регулировщик с жезлом

20. ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО

Сценарий в прозе по известной сказке. Персонажи: Хозяин, хозяйка, петушок, курочка, коровушка, кузнец

Сценарий в самом конце в виде фотографии

21. ПОЧЕМУ ЗАЯЦ НЕ СТАЛ ДРУЖИТЬ С БЕЛОЧКОЙ

Почему не стал дружить с белочкой.doc Маленький и простой сценарий в прозе для самых маленьких зрителей (с вопросами для беседы после сценки). Персонажи: белочка, заяц, медведь.История о том, как белочка жадничала и лишилась друга.

 22. ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕСНУЮ АПТЕКУ

Путешествие в лесную аптеку — сценарий.doc Спектакль о лесе и его богатствах. ГЕРОИ: Маша, Марат, Кот, Дедушка

 23. РАЗНЫЕ КОЛЕСА

Сценарий Разные колеса.pdf Сценарий по мотивам сказки Сутеева. Персонажи: мышка, лягушка, петушок, заяц, ежик

24. РЕПКА

репка- спектакль для малышей.doc 

Сценарий Репка.pdf

Персонажи: бабка, дедка, внучка, жучка, кошка, мышка, репка

25. СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Сценарий Стрекоза и муравей.pdf 

Сценарий по мотивам басни Крылова. Персонажи: Рассказчик, стрекоза и муравей.

26. ТЕРЕМОК

Теремок — известная сказка, по которой часто ставят спекталь. Персонажи: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь

Теремок — сказка.doc

Сценарий Теремок.pdf

27. УТЕНОК И ЦЫПЛЕНОК

Сценарий по мотивам сказки Сутеева (как цыпленок повторял все за утенком и чуть не попал в беду). Персонажи: утенок и цыпленок

Сценарий Утенок и цыпленок.pdf

28. ХИТРЫЙ ПЕТУШОК

Сценарий по мотивам болгарской народной сказки (как лиса перехитрила петушка, а затем петушок перехитрил лису и остался жив). Персонажи: петушок, лиса

Сценарий хитрый петушок.pdf

29. ЧАСЫ С КУКУШКОЙ

Сценарий в стихах для детей старших и подготовительных групп. История о том, как кукушка улетела из часов, а звери пробовали себя в роли кукушки. Персонажи: Кукушка, Кошка,Лягушка,Лев,Собака

ЧАСЫ С КУКУШКОЙ.doc

30. Я. НОВОГОДНИЙ СПЕКТАКЛЬ

Сценарий для самых маленьких: 1,5-3 годика. Персонажи: Дед Мороз, Снегурочка, Федя, мышки, зайцы, лисы

Сценарий новогодний.doc 

 31. Я. НОВОГОДНИЙ СПЕКТАКЛЬ. СНЕГУРОЧКА

Сценарий в стихах для детского сада. Лиса унесла ключик от шкатулки Деда Мороза. Но звери ее находят и прощают. Все дружно идут на елку, куда приходит Дед Мороз со шкатулкой. А в шкатулке … Персонажи: Снегурочка, Дед Мороз, Лиса, Зайчата, Белочка, Мишка.

Снегурочка — сценарий.doc

 32. Я. НОВОГОДНИЙ СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Новогодний сценарий в стихах для ясельной группы с играми, песнями и танцами. Новогодний сценарий в стихах для ясельной группы с играми, песнями и танцами. Персонажи: Ведущий, Лиса, Мишка, Дед Мороз, Снегурочка.

Новогодний сценарий ясельная группа — лиса, мишка, дед мороз, снегурочка.doc

33. ЯБЛОКО

Сценарий по мотивам сказки Сутеева (как звери делили яблоко и медведь всех рассудил). Персонажи: Заяц, ворона, ежик, медведь.

Сценарий Яблоко.pdf

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хорошие предсказания на праздник
  • Холокост славянский праздник
  • Хит блюд на праздник
  • Хочется новогодних праздников
  • Хорошие поступки сценарий