Хлеб праздника песах

Что такое маца и хамец? В чем смысл запрета хамца в праздник Песах?

Оглавление

Что такое хамец? Что именно запрещено в Песах? [↑]

Что такое хамец? Тот, кто смешал с водой муку, произведенную из одного из пяти основных видов злаков, и не испек полученное таким образом тесто в течение установленного времени, — создал хамец,т.е. тесто успело закваситься. О каких пяти видах злаков идет речь? Хита (пшеница), кусмин (полба), сеора (ячмень), шиболет-шуалъ (овес) и шифон (рожь). Считается, что кусмин — вид пшеницы, а шиболет-шуаль и шифон — виды ячменя.

Какое время необходимо, чтобы тесто заквасилось и сделалось хамецом? [↑]

Наши мудрецы установили, что время, необходимое, чтобы тесто превратилось в хамец, составляет 18 минут, если тесто замешано обычным образом. Если в течение 18 минут после того, как в муку была добавлена вода, они стояли без дела (то есть не подвергались обработке), перед нами бесспорный хамец. Время замешивания теста и прочих рабочих процедур в счет 18 минут не идет. Однако если в ходе кулинарных процедур тесто нагрелось, его не оставляют даже на самое короткое время — если не хотят, чтобы оно превратилось в хамец.

Однако тесто, замешанное не на воде, а на фруктовых соках, или даже на воде при условии, что оно было положено в печь до того, как истекли установленные 18 минут, хамецом не становится.

Какие виды хамца запрещены в Песах? [↑]

Любое, даже сколь угодно малое количество хамеца запрещено в Песах. Более того, запрещена любая его примесь: даже если ничтожно малое количество его смешается в Песах с тысячу (или в миллион) раз большим количеством разрешенного вещества, хамец не аннулируется, и вся смесь окажется запрещенной. Однако, если некоторое количество хамеца смешается с иным веществом до Песаха, то есть в то время, когда хамец разрешен к употреблению, он аннулируется, если объем иного вещества в 60 раз превосходит объем хамеца. В таком случае эта смесь разрешена к использованию в Песах при условии, что хамец «растворился» в разрешенном веществе и стал невидимым и неразличимым.

С какого времени запрещен хамец? [↑]

Запрещено употреблять в пищу хамец начиная с полудня (то есть с седьмого солнечного часа) 14-го Нисана. Тот, кто делает это (даже до наступления Песаха), преступает заповедь Торы, в которой сказано: «Не ешьте при этом квасного» (Дварим, 16,3). Это значит, что хамец запрещен уже тогда, когда приносится пасхальная жертва.

Но это еще не все. Наши мудрецы запретили есть хамец с начала шестого часа для того, чтобы никто не мог по ошибке затянуть трапезу и нарушить запрет Торы. Поэтому уже с начала шестого часа запрещено не только есть хамец, но и использовать его каким бы то ни было образом — в течение шестого часа из-за постановления мудрецов, а затем — из-за запрета Торы.

На пятый солнечный час наложено более слабое ограничение: в него уже не едят хамец, но еще можно использовать его иным образом. Это ограничение введено потому, что в облачный день можно спутать пятый час с шестым. Таким образом еврейский закон разрешает есть хамец 14-го Нисана лишь до конца четвертого солнечного часа, а в течение пятого часа его нельзя есть, но можно использовать для других нужд. (Рамбам}.

Речь идет не об обычных часах, состоящих из 60 минут, а о солнечных часах, продолжительность которых зависит от длины солнечного дня.

Строгость запретов, связанных с хамецем. [↑]

Тора наложила на хамец в Песах более суровый запрет, нежели на все другие запрещенные продукты.

Она наложила на него особые запреты «да не будет видно» и «да не будет находиться», запретила не только есть хамец, но и использовать его любым другим способом, а того, кто ест его в Песах, наказывает каретом. Об этом прямо сказано в Торе: «Всякий, кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из среды Израиля» (Шмот, 12,15).

Кроме того, наши мудрецы наложили запрет на любое, сколь угодно малое количество или долю хамеца (не распространяющийся на другие запрещенные продукты). Поэтому еврейский народ, трепетно исполняющий заповеди, наложил на себя дополнительные запреты в Песах для того, чтобы избежать любого намека или подозрения на хамец.

Хамец, «переживший» Песах во владении еврея, запрещен к любому использования навсегда. Этот «штраф» наложен нашими мудрецами на тех, кто нарушил заповеди Торы «да не будет видно» и «да не будет находиться». Он накладывается и на тех, кто оставил неуничтоженный или непроданный хамец по ошибке или по не зависящим от него причинам — чтобы никому не пришло в голову оставить в своем владении хамец в Песах для того, чтобы воспользоваться им после праздника.

Великий Аризаль писал, что каждому, кому удастся избежать наималейшего нарушения, связанного с ничтожнейшим количеством или долей хамеца в Песах, Небеса обещают, что он избежит и всех других грехов в течение всего года.

Продажа хамеца. [↑]

Тот, кто владеет большим количеством хамеца и не может уничтожать его перед Песахом, поскольку понесет бы в таком случае значительные убытки, может продать его нееврею, составив соответствующий документ о продаже, и оставить хамец в доме. В таком случае он не нарушает заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться», поскольку находящийся в его владении хамец принадлежит нееврею.

Однако он должен собрать весь этот хамец в строго определенном хранилище и передать это хранилище нееврею с тем, чтобы оно принадлежало ему до тех пор, пока он не заберет приобретенный им хамец после завершения Песаха. Это должно быть укромное и четко определенное место, чтобы никто из домочадцев не мог по ошибке войти туда и забрать часть хамеца.

Договор о продаже хамеца должен включать следующие условия:

1. Продавец уступает покупателю весь свой хамец по установленной цене;

2. Продавец получает определенный задаток (денежный или иной) и с этого момента хамец становится собственностью покупателя;

3. Покупатель обязуется прийти к продавцу на исходе Песаха, заплатить остаток оговоренной суммы и вступить во владение хамецем;

4. Стороны соглашаются, что если покупатель не выполнит предыдущее условие, то есть не придет к покупателю на исходе Песаха и не заплатит остаток полной цены, хамец в определенный час вновь переходит в собственность продавца.

Запрещается аннулировать заключенную сделку.

Сегодня продажа хамеца нееврею совершается с выполнением всех необходимых условий, как с точки зрения еврейского закона, так и точки зрения законов государства, т.е. такая купля-проажа несет статус реальной сделки. Тора рассматривает ее как полностью совершившуюся, и продавец-еврей, в доме которого находится этот хамец в Песах, не нарушает заповеди.

Продажу хамеца нееврею можно осуществить при посредстве специально назначенного представителя. В наше время принято, что бейт-дин (еврейский суд) организованно продает хамец для всех членов общины. Поэтому каждый, имеющий хамец для продажи, является в бейт-дин и передает местному раввину или другому представителю бейт дина права на хамец и на место, в котором он собран. Такая сделка является абсолютно законной согласно законам Торы о купле-продаже.

Уничтожению или продаже подлежит только видимый глазу хамец. Хамец, впитанный посудой, не продается. Продается только хамец, прилипший к стенкам посуды — дабы избежать необходимости окунать посуду в микву после праздника, как приобретенную у нееврея.

Скрытый смысл заповедей хамеца и мацы.[↑]

Рамхаль определяет духовное значение заповедей хемеца и мацы таким образом: До Исхода из Египта евреи жили среди других народов как один из них, «народ внутри народа», но с Исходом были избавлены и отделены. До того времени, все аспекты тел сынов Израиля были затемнены (духовной) тьмой и скверной, которые одолевали их. С Исходом евреи были отделены от всех народов, чтобы очистить свои тела и подготовить их к Торе и служению (Б-гу). Для этого им было заповедано уничтожить квасное и есть мацу. Дело в том, что хлеб, предназначенный в пищу человеку, и в самом деле соответствует состоянию, которое Всевышний желает в человеке.

Закваска — результат естественных процессов в хлебе, способствующий тому, что он становится легко усвояемым и вкусным. И это также следует закону, которому надлежит проявится в человеке: необходимо, чтобы и в человеке был ецер ара и склонность к материальному. Но в определенное отмеренное время евреи должны воздерживаться от квасного и питаться мацой, чтобы уменьшить в себе силу злого начала и склонность к материальному и приблизить себя к духовному.

Питаться же таким образом постоянно невозможно, ибо это нежелательно в этом мире. Но в определенные для этого дни следует соблюдать это (воздержание от квасного), и с его помощью (евреи) займут подобающий им (духовный) уровень. В этом суть «Праздника мацы». Остальные же заповеди первой ночи праздника соответствуют деталям того избавления.

Духовные уроки хамеца и мацы.[↑]

Каждый еврейский праздник является благоприятным временем для исправления тех или иных черт характера или приобретения хороших качеств души. Не является исключением и Песах.

Известно, что до Песаха надо очистить весь дом от квасного — «хамца», а в первую ночь Седера есть особая заповедь — съесть «кезайт» мацы.

Хамец, как пишут наши книги, символизирует гордыню, высокомерие — גאוה. Это видно и на глаз — посмотрите, как поднимается, разбухает тесто, если дать ему постоять. Тогда оно превращается в хамец. Вспомните, как выглядят люди, думающие, что они лучше других. Освобождая свой дом от последних крошек хамца, мы должны очистить и свое сердце от заносчивости и высокомерия по отношению к другим людям.

В Песах мы едим мацу — «хлеб бедности», состоящий только из двух самых необходимых компонентов — муки и воды. Все остальное, что добавляется в хлебное тесто — дрожжи, сахар, соль, всевозможные химикаты (в некоторых сортах современного хлеба может содержаться до 60 (!) составляющих) — это излишества, предназначенные для того, чтобы сделать хлеб вкуснее и мягче.

Каждый человек состоит из двух частей — Б-жественной бессмертной души и тела. В этом отношении все равны. А все остальное, что у нас есть — таланты, деньги, положение в обществе — дано нам Вс-вышним, для того, чтобы мы поднимались духовно. Если же человек начинает гордиться своим превосходством над другими, он, не замечая того, духовно падает, и выходит, что все полученное только повредило ему.

В Песах у нас есть возможность подумать о том, что мы представляем собой на самом деле, и для чего нам дано все, что мы имеем. И помочь себе таким образом избавиться от гордыни.

Качество же, которое можно приобрести в Песах — это זריזות, расторопность. Рассмотрим написание слов «хамец» — חמץ и «маца» — מצה. Как видите, отличие между составляющими их буквами всего на одну черточку, которая, будучи короткой, создает букву ה , а удлинившись, превращает ее в ח . Маца получается из муки, которая была в контакте с водой не более 18 минут. В противном случае — это уже хамец.

Отсюда мы учим, что так же бывает и с заповедями — מצות, написание у которых такое же, как у «мацот». Говорят наши мудрецы — «если появилась возможность выполнить заповедь — не упусти ее!» — מצוה הבאה לידך אל תחמיצנה — видите, они использовали слово, однокоренное с «хамец». Если человек не поспешил выполнить мицву, потом она может быть совсем бесполезной. Даже если он ее в конце концов выполнил, все равно его прохладное отношение к ней уменьшает заслугу доброго дела. Целеустремленность и расторопность же в исполнении заповедей именуется זריזות . Это качество полезно для всех, и хорошо известно, как его противоположность, ласково именуемая в России «лень-матушка», мешает и в служении Всевышнему, и в личной жизни (у тех, для кого это еще не одно и тоже). Ленивому плохо и на этом свете, и на том…

Запрет хамеца символизирует отказ от материальных стремлений, влияющих на нас так же, как закваска на тесто. Ведь закваска и хамец, кислое тесто, — это принятый символ злого начала, которое наши мудрецы всегда называют «закваской в тесте». Тора ведь тоже запрещает приносить в жертву «всякую закваску и всякий мед» и тоже потому, что закваска прямо обозначает злое начало в человеке. Мед же — символ сладкой жизни и материальных наслаждений, непременных спутников злого начала. Поэтому стих говорит: «И всякий, кто ест хамец — будет отсечена душа его…», — то есть, злое начало уничтожает душу и отрезает от основы.

Мишна, обсуждая эту тему, говорит еще яснее: «Накануне 14-го ищут хамец при свете свечи», — под которой здесь понимается человеческая душа, согласно сказанному в стихе «Свеча Б-га — душа человеческая», и при свете этой свечи ищут хамец, то есть, выискивают злое начало, чтобы отделить его от себя. Наши мудрецы предупреждают, что огонь этой свечи не должен быть слишком сильным, чтобы не сгорел весь дом, то есть, чтобы тело не погибло, лишившись всякой материальной поддержки. Но он и не должен быть слишком слабым, потому что тогда невозможно будет рассмотреть все щели и трещины, заметить все тайные грехи.

Поскольку хамец символизирует злое начало, Б-г повелел удалить его из нашего дома и из нашего тела на все семь дней праздника, то есть, на все дни нашей жизни, составляющие семьдесят лет, поскольку число «семь» с очевидностью указывает на годы жизни человека, делящиеся на семь десятилетий. Получается, что и запрет хамеца и закваски в семь дней праздника Песах имеет своей главной целью напомнить евреям, что каждый из них в дни своей жизни, которых в среднем семьдесят лет, должен выбросить из души, отменить в ней злое начало и мерзкие страсти.

Какие есть виды мацы.[↑]

Маца шмура («сохранная»), т.е. маца, которую охраняли, упоминается в Талмуде в трактате Псахим (38б). Шулхан Арух (Орах Хайим 453:4) говорит о трёх уровнях охраны мацы. Первый и самый высокой уровень — для мацы использовалась пшеница, которую оберегали от соприкосновения с водой с момента жатвы. Второй уровень — для мацы использовалась мука, которую оберегали от соприкосновения с водой с момента помола. Третий и самый низкий уровень — для мацы использовалась мука, которую просто купили в магазине.

Шулхан Арух говорит, что первый уровень это идур мицва, т.е. выполнение заповеди с особым великолепием, «украшение заповеди». Второй уровень это то, что требуется для кошерной мацы, которую можно использовать для проведения сейдера. Мацу, выпеченную «на третьем уровне», вообще нельзя назвать шмура. Её можно использовать только в том случае, когда совершенно невозможно достать муку, которую мололи специально для изготовления мацы.

В чем отличие прямоугольной мацы от круглой?[↑]

Отличие прямоугольной мацы от круглой: прямоугольная выпекается с помощью специальной машины, а круглая — вручную.

Когда появилась машина для выпечки мацы, по поводу машинной мацы возникло два больших вопроса. Первый: является ли такая маца вообще кошерной на Песах, или же это хомец («квасное»). Второй: можно ли произвести машинную мацу с кавонэ лэ-шем мицва, т.е. с намерением сделать мацу, предназначенную именно для выполнения заповеди. Ведь только съев мацу, выпеченную специально для исполнения заповеди, человек выполняет обязанность есть мацу в первый день Песаха.

По обоим вопросам возникли разногласия между раввинами. Например, Рав Хаим из Цанза, автор респонсов Диврей Хаим, считал, что машину для выпечки мацы в большинстве случаев невозможно правильно очистить от теста после окончания выпечки очередной партии мацы. Поэтому следующая партия смешается с тестом, в котором уже начался процесс закваски и будет вообще непригодна для употребления в Песах (Орах Хаим, 2 часть, гл. 35). С другой стороны, легендарный иерусалимский Рав Йосеф Хаим Зонненфельд считал, что быстрая выпечка машинной мацы гарантирует более высокий уровень кошерности.

В вопросе о намерении тоже спор: можно ли назвать нажимание кнопки, которая запускает машину, «намерением при выпечке мацы», или же этого недостаточно, а нужно намерение в каждом конкретном действии, связанном с производством мацы. Тут важно отметить, что этот спор влияет только на использование машинной мацы во время седера. Даже если считать, что при нажатии кнопки не может быть должных намерений, всё равно машинную мацу можно есть в Песах.

Сегодня каждый следует традициям своей общины, поэтому повсеместно используются как ручная так и машинная маца.

Геброхтс и маца шруя.[↑]

Говоря о различных вопросах, связанных с мацой, следует упомянуть традицию не есть так называемые геброхтс или маца шруя (в переводе на русский «вымоченная маца»).

Многие хасидские дворы придерживаются традиции не смешивать мацу с жидкостями даже во время еды, опасаясь, что внутри мацы остались небольшие кармашки непропечённой муки, которая может превратиться в хомец (квасное), смешавшись с водой. Люди, которые придерживаются этой традиции, не едят традиционные пасхальные фрикадельки — кнейдлах. Однако другие не опасаются этого поскольку современный процесс изготовления мацы исключает подобные опасения.

Какую же мацу Вам следует купить себе на Песах?[↑]

Во-первых, стоит достать мацу, на которой написано «маца шмура ми-шъас а-тхина» (маца, которую охраняли с момента помола) или, ещё лучше, «маца шмура ми-шъас а-кцира» (маца, которую охраняли с момента жатвы). Что же касается вопросов (1) стоит ли Вам употреблять машинную мацу, (2) можете ли Вы использовать такую мацу во время проведения Седера, (3) стоит ли Вам придерживаться традиции не есть геброхтс, — здесь существуют разные мнения. Поэтому Вам лучше всего уточнить данные вопросы у своего раввина.

хлеб праздника песах — сканворд

Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.

Ответов: 1 шт.


Маска:

Описание:

Google

Yandex

МАЦА

Все пожелания и предложения можно отправлять на почту: support@poncy.ru.

маца, сделанная вручную

маца, сделанная вручную

читайте также статью «ПРЕСНЫЙ ХЛЕБ, СОШЕДШИЙ С НЕБА«.

Маца (ивр. ‪מַצָּה‎; чаще мн. ч. ивр. מַצּוֹת‎, мацот. Буквальный перевод с иврита — «выжатый», «лишенный влаги»; в синодальном переводе — опресноки) — тонкие лепёшки из незаквашенного теста (в отличие от «квасного» хлеба, который мы едим все время кроме семи дней празднования Песаха, хамец). Тора называет мацу хлебом бедности. На праздник Песах (в течение всех семи дней праздника) Тора разрешает только этот бесквасный (пресный) хлеб.

Употребление мацы в Песах – это заповедь Торы в напоминание о поспешном исходе израильтян из Египта. В спешке они испекли хлеб, не успевший еще скваситься. Об этом см. (Исх. 12:39). И также:

повеление о празднике Опресноков

повеление о празднике Опресноков

Обычно мацу пекут из пшеничной муки. Но она может быть выпекаема также и из ячменной и овсяной муки. Как по мне, так ее надо бы делать из ячменной муки. Потому что именно ячмень был хлебом рабов.

В ночь перед исходом наших из Египта израильтяне должны были совершить трапезу из пасхального агнца, которого должно было кушать вместе с мацой (опресноками) и горькими травами (ивр. — хазерет), сельдереем, петрушкой и т.п.

При желании, каждый может испечь опресноки и праздновать так, как предписывает Тора. Видео рассказ о том, как это делается можно посмотреть здесь.

Хочешь помочь проекту ТОРААРТ в два клика? Жми на картинку

toraart 750

МАЦА — ПРЕСНЫЙ ХЛЕБ. Приготовление:

ингредиенты:

* 0,5 кг муки
* 250 г ледяной воды

приготовление:

1. Замесить тесто до состояния хлопьев.
2. Выложить на доску. Утрамбовать тесто шницельным молотком (или другим тяжелым предметом) до гомогенного состояния.
3. Разделить ком на четыре части и раскатать скалкой до толщины 1,5-2 мм.
4. Сделать дырочки по всей поверхности вилкой, специальным валиком с шипами.
5. Выпекать на чистой (без масла) раскаленной сковороде на открытом огне (не в духовке).

О готовности судить по пожелтению листа мацы и коричневатыми пятнышками.

! Важно помнить, для получения кошерной мацы, время на весь процесс с момента соприкосновения муки с водой, до выкладывания раскатанного теста на сковороду не должно превышать 18 минут! За это время, как считается, тесто не успевает скваситься.

ЯИЧНАЯ МАЦА

ингредиенты:

* 0,5 кг муки
* 4 яйца (вместо воды)

приготовление:

такое же, как для обычной мацы.

Копенгагенская Агада 1739 г. Художник - Филипп Айзек Леви (1720-1795)

Копенгагенская Агада 1739 г. Художник — Филипп Айзек Леви (1720-1795)

! Важно помнить, для получения кошерной мацы, время на весь процесс с момента соприкосновения муки с водой, до выкладывания раскатанного теста на сковороду не должно превышать 18 минут! За это время, как считается, тесто не успевает скваситься.

Процесс приготовления мацы можно посмотреть на этом видео:

 читайте также статью "ПРЕСНЫЙ ХЛЕБ, СОШЕДШИЙ С НЕБА". автор: Эфраим Калиш /TORAART/

Хочешь помочь проекту ТОРААРТ в два клика? Жми на картинку

toraart 750

Что такое маца?

Маца (в русской традиции – опресноки) – сухая хлебная лепешка из пшеничной муки, разрешенная к употреблению в течении еврейского праздника Песах. Обычных хлеб, как и все другие мучные изделья, запрещены, т.к. они «квасные» и прошли брожение в той или иной степени. Квас, кстати, тоже запрещен, как и квашенная капуста, жевательная резинка и даже хумус (для «охлей китниет» – выходцы из европейских еврейских общин и некоторых Южноафриканских).

Песах, сказка, маца. Блог Вкусный Израиль.

За столом в праздничный вечер Песаха.

Источник традиции

Для того чтобы увековечить события Исхода евреев из Египта, Бог повелел нам есть пресный хлеб в течении всех семи дней праздника Песах. Именно таким хлебом пришлось питаться нашим предкам, в одну прекрасную ночь выгнанным из Египта. Это было как землетрясение, они не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу, а только бежать сломя голову.

Источник названия

Что именно означает слово «маца», к сожалению никто точно не знает. Есть несколько предположений:

·В те далекие библейские времена, народ Израиля находился не только в рабстве Фараона, но и в рабстве своего аморального поведения. Выходом из Египта, Бог  «высосал» свой народ из этого состояния.

· Корень слова предполагает удаление влаги из чего либо, например из хлеба.

· А может быть, корень слова связан со смыслом «полёт», что-то вроде моментального действия, налету. Корень נצי но этим словом / корнем сегодня почти не пользуются.

Маца - что это такое? Блог Вкусный Израиль.

Как и из чего готовят мацу?

Мацу готовят из обычной пшеничной муки и воды. Но, вся фишка в том, чтобы тесто не забродило, даже в нано малейшей степени. Поэтому, тесту вообще не дают стоять. Замешивают муку с водой, раскатывают тонкие лепешки и моментально выпекают их в печи при очень высокой температуре (400-500 С) или же на костре.

По правилам Галахи, правильная кашерная маца – это маца, которая была приготовлена не больше чем за 18 минут. От самого начала замешивания теста и до выхода мацы из печи.

Виды мацы

Существуют 2 основных виды мацы:

· Квадратная – обычная, заводская маца, которую продают в упаковках в каждом магазине.

· Круглая – маца ручной работы, которую можно купить обычно в Синагогах.

В последние годы, в Израиле стала популярна маца с различными добавками. Например:

· Маца с добавкой клетчатки

· Маца их цельной или ржаной муки

· Маца органическая

· Маца с яйцами (в тесте)

· Маца из овсянки и т.д.

Маца шмура. Песах. Еврейская кухня.

Маца шмура.

Что такое «маца шмура»?

Есть еще один вид мацы – маца шмура, то есть «сохраненная». Она производится только вручную, поэтому всегда круглая. Сохраненная, потому что для ее приготовления используется мука, которую очень хорошо оберегали от влаги и вообще какого либо соприкосновения с водой. До татой степени, что самые ультра ортодоксальные евреи, оберегают свою муку для мацы даже еще в состоянии скошенных пшеничных колосьев.

Как приготовить мацу дома?

По большому счету, мацу можно приготовить самостоятельно в домашних условиях и это совсем не сложно. Но, скорее всего, это не будет по-настоящему кашерная маца. В домашних духовках, которые доходят только до 250 градусов, она не успеет испечься в срок и от начала замески пройдет больше 18 минут.

Если нюанс с кашрутом вам не принципиален, приготовить мацу дома конечно же можно. И что еще можно, так это добавить немного соли и сахара в тесто. Это, несомненно, улучшает вкус (особенно для непривычных), но лучше без.

Быстренько замешиваем тесто, разделяем его на шарики, раскатываем очень, очень тонкие лепешки, прокалываем их вилкой в нескольких местах и сразу в раскаленную духовку до красивого цвета.

Продукты для мацы:
(примерно 12 шт)

1/2 кг муки
1 3/4 стакан воды

С праздником Песах!

Мацебрай с сыром - рецепт с фото. Блог Вкусный Израиль.

Рецепт Мацебрай с сыром. Нажмите на фото.

Что нужно знать о хлебобулочном изделии, как его готовить и с чем есть?

Общая характеристика продукта

Маца – лепешки из теста, которое не прошло процесса сбраживания. Название продукта переводится как «лишенное влаги» или «выжатое». Лепешки готовят всего из 2-х ингредиентов: пшеничной муки и воды. Главное в процессе приготовления мацы – скорость. Важно замесить тесто и поместить его в духовку до начала брожения, иначе блюдо потеряет свою ценность.

Содержание:

  • Общая характеристика продукта
  • Интересные факты о продукте
  • Религиозная составляющая
  • Как приготовить традиционную пресную лепешку
  • Полезные свойства и возможный вред мацы

Обычно лепешкам придают круглую или прямоугольную форму. Перед отправлением в духовку на листах проделывают маленькие дырочки-перфорации. По ним очень удобно разламывать изделие и делить его на равномерные части перед подачей.

Маца – важнейшая составляющая еврейской ритуальной трапезы «Седер». Продукт используется в нескольких ее эпизодах и считается обязательным. Бездрожжевые лепешки едят в сыром виде или готовят на их основе различные блюда. К примеру, «Мацебрай» – закуска из размоченного пресного хлеба, молока и яиц. Иногда продукт посыпают сахаром/корицей/медом и подают в качестве десерта.

Пресную лепешку измельчают в мелкую крошку, чтобы получить из нее муку. Свойства такой муки аналогичны обычной пшеничной 1-го сорта. Главное отличие заключается во вкусовой палитре – она более насыщенная и яркая, и времени приготовления – оно гораздо меньше, чем у других изделий.

Разновидности продукта

Выделяют всего 2 разновидности мацы: промышленного и домашнего производства. До середины XIX века бездрожжевые лепешки изготавливали исключительно вручную. Появление первой машины для создания иудейского хлеба вызвало шквал критики и споров. Внутри еврейского общества произошел настоящий раскол – одни были против бездушного приготовления священного хлеба, другие видели в этом прогресс и благодетель.

Считалось, что промышленно изготовленная маца не соответствует еврейским законам, поскольку человек не мог контролировать каждую стадию производства. Один из сильнейших аргументов против техники – брожение. В машине есть колоссальное количество деталей и мест, к которым тесто может прилипнуть, забродить и нарушить саму священную концепцию.

Большинство иудеев едят обычную мацу на время Песаха. Но ортодоксальные евреи едят только шмуру. Обычные пресные лепешки готовят из пшеницы, которую охраняли от контакта с любыми жидкостями уже после помола в муку. Это было нужно для того, чтобы не запустить процесс брожения. Шмуру готовят из пшеницы, которую берегли от контакта с водой еще до жатвы.

Беспристрастное описание

маца что это

С точки зрения не еврея, маца – что это? Тонкие, пресные, сухие лепешки, которые абсолютно не имеют никакого вкуса, да еще и с самого начала (на российский, да и общеевропейский вкус) являются черствыми. Пекут их обязательно без дрожжей, без яиц, без масла (даже растительного и даже для смазывания сковородки), и на выходе такой хлебушек должен быть бледным, тонким и ломким. И если в последние годы тот же лаваш многим заменил привычные батоны и караваи, то еврейская маца не очень вкусна, наверное, даже для самих евреев, и может прельстить только тех, кто старательно худеет. Однако она исполнена глубокого сакрального смысла, в связи с чем является не просто продуктом питания.

Интересные факты о продукте

У пресного хлеба есть десятки разнообразных названий от «мацот» или «мацо» до «хлеба несчастья» или «бедного хлеба».

Время приготовления пресной лепешки составляет ровно 18 минут. За это время пшеница, тесто и влага не успевают забродить. Если продукт готовили дольше, то его называют хамец – мучное блюдо, в тесте которого произошел процесс брожения.

В 1838 году француз Айзек Зингер изобрел первый автоматизированный механизм для производства пресных лепешек. Не все оценили изобретение Зингера с положительной стороны, но промышленные лепешки все-таки признали и разрешили есть их во время иудейских праздников.

В 1888 году была создана первая промышленная фабрика по производству пресного хлеба. Производство располагалось в Огайо (США), а его создателем стал литовский эмигрант Дов Бер. Ранее Дов решил сменить фамилию на Манишевич и назвал фабрику в свою честь.

В 2011 году был установлен мировой рекорд. Манишевич приготовил самую большую пресную лепешку, длина которой составила 7,5 метров, вес – более 11 килограммов.

Существует твердая и мягкая маца. Мягкую готовят только в домашних условиях, добавляя в тесто больше воды, молока или растительных масел.

Для промышленного хлеба тоже блюдут правила

Технический прогресс породил серьезные споры: можно ли мацу выпекать на фабрике? Ортодоксы считали, что машинный помол зерна в муку ведет к насыщению ее водой, в связи с чем может начаться ферментация, и маца получится уже неправильной. Учитывая, что даже соль в тесто не добавляется (а она не является провокатором ферментации, так что это просто проявление бдительности), такой суровый подход удивления не вызывает. В современном производстве процесс замеса теста для мацы останавливается спустя 18 минут, чтобы предотвратить возможное брожение.

маца рецепт

Религиозная составляющая

Иудаизм

Ежегодно в ночь Исхода евреи празднуют Песах. В эту ночь запрещено употреблять квасные продукты – мучное, прошедшее процесс брожения. Более того, Бог велел включить мацу в обязательную традиционную трапезу по случаю Песаха. Также заповедь об употреблении хлебобулочного изделия описана в Торе – иудейском религиозном законе.

Маца стала важнейшей составляющей семейной ритуальной трапезы иудеев после того, как принесение пасхальной жертвы стало невозможным. Но между самими иудеями появились разногласия относительно правил ее употребления.

Одни считают, что есть лепешки нужно только в первый вечер центрального праздника. В остальные 6 дней можно отказаться от мацы, но запрет на квасные продукты, при этом, нарушать нельзя. Некоторые толкователи призывают к обязательному употреблению лепешек во все дни Песаха. Поскольку никто не может дать четкого ответа по этому поводу – решение остается за каждым иудеем.

Христианство

В христианстве используется аналог мацы – гостия. Это пресные лепешки, которые едят во время обрядов. Чаще всего их готовят в специальных формах, оттиск которых оставляет на хлебе религиозные сюжеты. Хлеб и вино необходимо освятить в ходе специального обряда, после чего съесть. Католики и протестанты, использующие такие обряды, считают, что пресный хлеб символизирует безгрешное тело Христа, а закваска – грех.

В православной церкви дела обстоят иначе. Во время обрядов используют именно квасной хлеб, поскольку он символизирует человеческое происхождение Христа.

Это не просто хлеб…

еврейская маца

Сама по себе маца не слишком вкусна. Однако она применяется не только в виде лепешек; существует мука из этого хлебного изделия, на основе которой получаются просто кулинарные шедевры. Однако существуют также блюда из мацы, которые удовлетворят даже самый взыскательный вкус. Упомянем, к примеру, «Мацыки». На них берется 5 листов мацы, 8 яиц (половину сварить, половину оставить сырыми), плавленый сырок, вареная в мундире картофелина и обжаренный лук. Вареные яйца, сыр, картошка и жареный лук пропускаются через блендер. Мацу стоит минутку подержать над паром, чтобы листики размягчились. Затем идет прослаивание: пластинка мацы – слой начинки – пластинка мацы и т. д. Еврейский хлеб лучше промазывать майонезом, но не обязательно. Полученный «тортик» режется на кусочки, каждый из них обмакивается во взбитое сырое яйцо и обжаривается на сковородке. Можно разрезанный пирог обсыпать тертым сыром и запечь в духовке. А вообще, начинка для такой закуски может быть какой угодно – пресное тесто мацы сочетаемо со всеми продуктами.

К примеру, можно порадовать детей вкусным и быстрым тортом. Для него из 5 пластинок мацы оставляется лишь одна, а остальные ломаются. Варенье разводится кипятком и выливается в обломки. Пока сироп впитывается, соединяются сахар со сметаной. Форма для торта застилается пленкой (пищевой, естественно), заполняется смесью из пропитанной мацы и взбитой с сахаром сметаны. Сверху кладется последний коржик мацы. Все это добро убирается в холодильник часа на два, затем переворачивается, чтобы маца стала донышком, пленка убирается, и все изделие посыпается тертым шоколадом (колотыми орешками, взбитыми сливками, цукатами). Ваши дети будут счастливы!

Как приготовить традиционную пресную лепешку

Питательная ценность на 100 грамм пресной лепешки

Калорийность 312 кКал
Белки 10,5 г
Углеводы 69,9 г
Жиры 1,3 г
Пищевые волокна 0 г
Вода 0 г

Нам понадобится:

  • пшеничная мука – 250 граммов;
  • фильтрованная холодная вода – 100 миллилитров.

Из такого количества ингредиентов получится 6 порций пресной несладкой мацы. Рецепт можно разнообразить специями или сладкими ингредиентами, чтобы получить многокомпонентный вкус.

Приготовление

Лучшие материалы месяца

  • Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
  • Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
  • Самые распространенные «офисные» болезни
  • Убивает ли водка коронавирус
  • Как остаться живым на наших дорогах?

В глубокую миску просейте пшеничную муку. Посередине горки из муки сделайте круглую лунку и влейте в нее ледяную воду. Быстро замесите тугое тесто, которое не будет липнуть к рукам и примет плотную структуру.

Готовое тесто разделите на 6 равных кусочков. Раскатайте каждый из них в блин или прямоугольную лепешку. Толщина каждого листа не должна превышать 2-3 миллиметров. В раскатанном тесте сделайте проколы. Пройдитесь вилкой по всему тесту – расстояние между перфорацией можете выбрать самостоятельно. По линии прокола можно аккуратно разламывать мацу и есть ее как чипсы или хлебцы.

Переложите пшеничные листы на сухой противень/фольгу/пергамент, выпекайте в предварительно разогретой до 180°C духовке. Время приготовления – 10-15 минут. Вынимайте противень после того, как тесто подрумянилось и слегка подсохло.

Маца в домашних условиях

Если желаете отведать еврейского хлеба, или он понадобился вам для приготовления других блюд, вовсе не обязательно искать магазин, где продается маца. Рецепт ее предельно прост, и даже неумелая хозяйка быстро его освоит. На 3 кило муки пойдет 5 литров воды, и из продуктов вам больше ничего не понадобится. Мука просеивается и насыпается холмиком, сверху которого делается углубление. В него неторопливо, тонкой струей льется вода, причем обязательно холодная. Тесто месится очень быстро (помним: на весь процесс всего 18 минут!). Это правило имеет и техническое обоснование: пресное тесто быстро сохнет, будете мешкать – получите сохлые корочки по всей структуре теста. На обсыпанном мукой столе очень тонко раскатываются лепешки. Чем тоньше – тем аутентичнее маца. Вилкой делаются надколы, и листы расстилаются на противне. Если вы до сих пор не знали, как приготовить мацу, учтите: духовку надо разогреть заранее, чтобы не превысить лимит в 18 мин. Запекаются лепешки буквально в течение 2-3 минут: тесто не содержит «тяжелых» ингредиентов и раскатано очень тонко.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хороший сценарий день села
  • Холокост это праздник мем
  • Хочу ребенка пьесы сценарий дискуссии
  • Хлеб наше богатство сценарий
  • Хороший свадебный сценарий