Хлебный спас праздник православный

Что такое Спас? Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас. Значение слова «Спас» Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него […]

Что означает слово «Спас»? Какова история этих праздников? С чем связаны названия «Медовый», «Яблочный», «Ореховый»?

Содержание статьи

  • Что такое Спас?
  • Значение слова «Спас»
  • Медовый спас
    • Итория Медового Спаса
    • Традиции Медового Спаса
  • Яблочный спас
    • История и традиции Яблочного Спаса
  • Ореховый Спас
  • О Спасе на Правмире:
  • Фильмы о Спасе:
    • Преображение Господне. Православный календарь
    • Православный мир 19 августа отмечает Яблочный Спас
    • Православие, 14 августа. Какой Спас?
    • В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас

Что такое Спас?

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Значение слова «Спас»

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Медовый спас

Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Итория Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Яблочный спас

Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот   псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать — «пить» «новое вино» — «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее   — таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил,   что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно — не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.

Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в теплое время празднуется.

Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

История и традиции Яблочного Спаса

Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века — времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с  Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.

Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Ореховый Спас

После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.

«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.

И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.

Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
(О. Мандельштам)

Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.

Не от деревьев волшебство и страх – они приняли Христа Бога на свои ветви.

Мир снова в ладони человеческой, как яблоко простое, как орех Юлиании Норичской.

О Спасе на Правмире:

  • Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2017 году
  • Какого числа Медовый спас в 2017 году?
  • День Всемилостивого Спаса
  • Какого числа Медовый Спас?
  • Медовый Спас и Успенский пост 14 августа в 2017 году
  • Медовый спас
  • Ореховый Спас: культы древних и избавление от страхов
  • История Храма Всемилостивого Спаса
  • Грех ли есть яблоки до Преображения?

Фильмы о Спасе:

Преображение Господне. Православный календарь

Православный мир 19 августа отмечает Яблочный Спас

Православие, 14 августа. Какой Спас?

В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Православные христиане 29 августа отмечают третий Спас. В народе этот день называют Ореховым или Хлебным Спасом.

Церковное название праздника — перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, поэтому он еще называется Спасом на холсте или Холщовым Спасом.

Что такое Ореховый Спас

Ореховый Спас, объединивший христианские и народные традиции, считают днем благодарения Господу за урожай зерновых и орехов.

Спас называют ореховым потому, что с этого дня можно есть орехи, которые поспевают к этому времени — первый ореховый сбор, по традиции, освящают в церкви.

Ореховому Спасу предшествуют Медовый и Яблочный — дата каждого праздника из года в год остается неизменной — 14 и 19 августа. За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны с Иисусом и с его деяниями.

Ореховый наиболее важен из всех трех Спасов, хотя не так популярен, как два предыдущих.

Второе и основное название праздника — Хлебный. В этот день, по традиции, заканчивается уборка хлебов и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей.

В некоторых селах до сих пор существует обряд — хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой. Таким образом оберегают семью от голода и «приманивают» благополучие в дом.

Спас Нерукотворный

Праздник связан с памятью о перенесении Нерукотворного образа Спасителя Эдессы в Константинополь.

Предание гласит, что во времена земной жизни Иисуса Христа в сирийском городе Едесса жил царь Авгар, который страдал от проказы. Прослышав о чудесных исцелениях, которые совершал Спаситель, он послал в Иерусалим писца Ананию с просьбой к Иисусу Христу прийти в Едессу и вылечить его, поскольку сам он передвигаться не мог. А кроме того, попросил Ананию, который слыл искусным живописцем, написать портрет Сына Божия.

Однако с задачей посланец царя не справился — он не смог запечатлеть черты Спасителя, которые постоянно менялись под действием исходившей от него «невыразимой благодати». Однако Иисус, догадавшись о проблеме, явил чудо. Он попросил принести сосуд с водой, омыл в нем лицо и отер сложенным вчетверо полотном. В тот же миг черты Спасители проступили на ткани.

Икона "Спас Нерукотворный". XIII век. Из села Нового Ярославской области. Репродукция. Государственная Третьяковская галерея.Икона «Спас Нерукотворный». XIII век. Из села Нового Ярославской области. Репродукция. Государственная Третьяковская галерея. © РИА Новости / Игнатович

Анания отвез полотно царю Авгарю. Тот простерся перед изображением божественного лика и тут же исцелился от проказы — осталась всего одна язва на лбу. Но и она исчезла, когда правитель принял крещение.

Считается, что нерукотворный образ — первая в истории икона. Позже, в VI веке, именно он стал аргументом в защиту иконопочитания.

Полотно раскинули на башне, чтобы простые люди тоже смогли поверить в настоящее чудо. Спустя некоторое время полотно было похищено, перевезено в Константинополь и сохранено в Варфоломеевском монастыре.

Когда Едессу в 630-м захватили арабы, они не запретили поклонение Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. Нерукотворной образ стал главной святыней города — в 944-м император Константин Багрянородный (912-959) выкупил Образ у эмира — правителя города, и перенес его в Константинополь, тогдашнюю столицу православия.

И хотя в XIII веке во время крестового похода святыня была безвозвратно утеряна, верующие отмечают праздник ежегодно и в православных храмах прикладывают ся к копиям этого изображения.

Традиции Орехового Спаса

По народным преданиям, в третий Спас 29 августа созревают орехи, овощи, фрукты и зерновые. Эти природные дары освящают в храмах.

Ореховый или Хлебный Спас отмечать особо было не принято — в это время страда была в разгаре. Тем не менее, некоторые традиции в праздник все же соблюдались — хозяйки пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, а на ужин готовили пироги с орехами и другими дарами уходящего лета. Праздничный стол должен быть богатым и разнообразным — по традиции, пробовали все блюда, чтобы следующий год был урожайным и радостным.

29 августа дарили символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам — орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

Хозяйки в праздник готовили лечебную ореховую настойку — они заливали коньяком или водкой перепонки грецких орехов, которые и настаивали ее в темном месте. Ореховой настойкой в холодную зиму лечили простуду, добавляя ее в горячий чай. Также считается, что из ореховых ветвей нужно делать обереги, которые будут защищать от злых духов. А если человек попарится ореховым веником, то уйдут все болезни и сглазы.

Существует поверье о «холщовом» названии Спаса. Так повелось, что в этот день популярностью пользовались ярмарки, на которых продавали холсты. Отсюда берет начало традиция, по которой следует купить хоть что-то, даже самую простую вещицу. Иначе весь следующий год можно провести в бедности.

Сохранилась и поговорка: «Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают».

Что можно делать 29 августа

В народе же в этот день издавна было принято торговать холстами и полотнами — специально для этого устраивались ярмарки. Считалось, что если купить изделия из ткани в Холщовый Спас, весь год будет сопутствовать удача.

А еще 29 августа начинался сбор урожая орехов, пишет utro.ru. Из муки нового урожая хозяйки готовили пироги, пряники и булки с ореховой начинкой. Такой выпечкой принято было угощать родных и соседей.

В Ореховый Спас заготавливают лечебные настойки — орехи заливают водкой или коньяком и убирают в темное место. Такой напиток зимой поможет победить простуду. Нелишним также будет запастись вениками для бани из веток орешника.

Кстати, по вкусу первого съеденного в Третий Спас ореха можно узнать будущее. Если он окажется сладким — ждет счастье и благополучие, а коли горький — не избежать трудностей и разочарований.

В лес можно ходить только с «ореховым» оберегом, который защитит от нечистой силы.

Есть еще одно поверье: если положить в этот день в кошелек сросшиеся между собой орехи, весь последующий год будет очень удачным в финансовом плане.

Гадания на орехе 29 августа

На Ореховый Спас девушки традиционно гадают на свою судьбу — впрочем, стоит напомнить, что гадания церковью не приветствуются.

Для гадания нужно сорвать молодой ореховый плод с дерева и попробовать его на вкус. По нему можно узнать свое будущее: сладкий орех — к любви, неспелый — к новости, гнилой — к неудаче, а горький — к слезам.

Отыскать же два сросшихся ореха — небывалая удача. Такой плод нужно сохранить, ведь он сулит финансовую прибыль.

Что нельзя делать 29 августа на Ореховый Спас

Категорически нельзя обижать близких, ругаться и отказывать в помощи нуждающимся. Вся негативная энергия может вернуться бумерангом.

Также 29 августа нежелательно покидать свое жилище и проводить время в одиночестве. Предпочтительнее собраться с компанией молодежи и погадать на суженого.

На Ореховый Спас нельзя лениться, ведь это время сбора урожая и заготовок на зиму.

Календарь православных праздников в августе 2023 года включает три связанных между собой важных церковных торжества, а именно три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый.

Название Спаса проистекает из слова «спасаться» и связано со сбором урожая, то есть сохранением запасов продовольствия на зиму. Каждый из трех августовских Спасов имеет свою историю и традиции, связанные с угощениями. О том, когда принято отмечать Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы, а также об истории, традициях и запретах, связанных с этими праздниками, читайте в материале «Известий».

Медовый Спас – 2023: история, традиции и запреты

Первый из трех Спасов — Медовый — ежегодно отмечается 14 августа. Такое название праздник получил в честь пасечников, которые в это время обычно приступали к своей работе. В этот день было принято прославлять их труд.

Важная церковная традиция на Медовый Спас — ранним утром освятить мед в церкви, после чего его можно есть. В Древней Руси существовало поверье: если пасечники вовремя не заломают соты, то соседние пчелы украдут весь урожай.

Медовый Спас также зачастую именуют Спасом на воде. История этого названия проистекает из праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, который числится в церковном календаре 14 августа. Поверье гласит, что в древнем городе Константинополе произошла эпидемия, с которой люди не могли справиться.

Священники вынесли из храма Святой Софии частичку креста, на котором распяли Иисуса Христа, и осветили ею местные водоемы. После этого болезнь исчезла, и люди поверили в целебные свойства воды. В древности было принято окунаться в этот день в водоемы: считалось, что это очищает человека от болезней и грехов.

Именуют Медовый Спас и Макавеем — в честь мучеников Маккавеев.

Медовый Спас совпадает с началом Успенского поста, поэтому в этот день действуют строгие правила питания: запрещены мясо и алкоголь. Отмечать праздник следует тихо, непозволительны громкие разговоры. В древности было принято устраивать большие застолья, а трапезу начинали с ложки меда. Существовало поверье: если перед этим загадать желание, оно обязательно сбудется.

Яблочный Спас – 2023: традиции и история

19 августа православные будут праздновать Яблочный Спас. На этот день также приходится церковное торжество Преображения Господня. В этот день верующие вспоминают евангельские события на горе Фавор. Согласно легенде, Иисус Христос повел своих учеников на вершину, где предстал во всем своем величии. Верующие считают, что таким образом Иисус Христос показал людям, как в будущем преобразится мир.

В этот день принято приносить в храм собранный урожай для освящения. Такая традиция связана с поверьем, согласно которому созревание плодов является наградой за всю проделанную работу. Освящая яблоки и другие плоды, церковь наполняет людской труд Божией благодатью, считают верующие. Кроме того, предания гласят, что освященные яблоки обладают магической силой: при откусывании первого кусочка следует загадать желание, и оно сбудется.

На Яблочный Спас принято готовить всевозможные блюда из яблок: варенье, пироги, салаты. Плоды также принято дарить гостям, а также раздавать нуждающимся. При этом в древности верили, что до праздника урожай яблок есть нельзя.

В этот день продолжает действовать Успенский пост, однако 19 августа допускается употребление блюд из рыбы.

Ореховый или Хлебный Спас – 2023: история и традиции праздника

Третий Спас приходится на 29 августа. Праздник имеет несколько названий, одно из которых — Спас Нерукотворный. Согласно Библии, проснувшись, Иисус Христос умылся и вытер лицо полотенцем. На ткани появился лик Сына Божьего, с которого затем написали первые иконы Спаса Нерукотворного. Полотно с ликом Христа исцелило правителя города Эдессы, благодаря чему православие в этих местах стало распространяться быстрее. С тех пор Нерукотворный Образ Христа является символом этого дня.

Еще одно название Спаса — Ореховый — связано с традиционным временем сбора урожая. Наши предки считали, что именно в этот день орехи полностью созревали. Плоды также было принято нести в церковь для освящения.

Праздник также называют Хлебным Спасом. В это время с полей собирали рожь и пшеницу, а на праздник пекли свежий хлеб. На стол подавали ореховую настойку и пироги. При этом перед ужином было принято проводить подготовку в холодному сезону — чистить колодцы и подземные источники. После застолья наши предки мылись в бане и парились вениками из орешника: считалось, что он защищал от недугов.

Читатели «Известий» также могут ознакомиться с календарем праздников на весь 2023 год. Кроме того, на сайте опубликованы даты выходных в 2023-м.

Третий Спас

По церковному календарю 29 августа у православных христиан наступает праздник, именуемый в народе Ореховым Спасом. Перед этим праздником в последний месяц летнего времени года отмечаются Медовый Спас и Яблочный Спас.

Содержание:

  • Название
  • История
  • Традиции на праздник
  • Народные приметы
  • Обычаи по празднованию

Название праздника

Третий Спас имеет несколько названий и все они берут своё начало у истоков традиций.

Ореховый Спас

Хлебный Спас. Раньше в этот день на столе непременно должен был стоять свежий каравай, испечённый из зерна первого урожая, благодаря этой традиции Третий Спас называют Хлебным Спасом.

Ореховый Спас. Третий Спас имеет название Орехового Спаса, поскольку 29 августа было принято собираться всем вместе и идти в лес для сбора орехов, отсюда и название.

Спас на холсте. Ещё одной традицией, связанной с историей этого праздника, стало изготовление холстов. Женщины, девушки к этому празднику ткали множество холстов и полотен, после чего продавали их – эта традиция породила ещё одно название Третьего Спаса – Холщовый Спас.

Церковное название. В церковном календаре праздник Третьего Спаса имеет длинное и красивое название —  Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.

История Третьего Спаса

История этого православного праздника уходит корнями в далёкое прошлое, когда Иисус ходил по миру и проповедовал православную веру. В одном городе под названием Едесса правителем был царь Авгарь, страдавший ужасными язвами, полностью покрывавшими его тело, и ни одному целителю не удавалось помочь мучавшемуся правителю. Но вскоре в Едессу долетели слухи о Сыне Господа, который находясь на Земле творил невероятные чудеса. Царь решил, что это его единственное спасение и написал Иисусу письмо, в котором просил помочь ему и спасти от ужасного недуга. Своё послание Авгарь отправил вместе с художником по имени Ананий, которого попросил изобразить Сына Господа на холсте.

В Иерусалиме художник нашёл Иисуса, вокруг которого толпилась огромное количество жителей, поэтому Ананий даже не смог прикоснуться к Учителю. Поднявшись на высокий камень, художник хотел изобразить Иисуса на холсте, но все попытки оказались тщетны. В один момент, Христос заметил Анания и подозвал к себе, после чего попросил чашу, наполненную водой и убрус. Иисус умыл лицо своё в чаше и вытерся полотенцем, на котором запечатлелся его лик. Именно это полотно с изображённым ликом Учителя принёс художник царю Авгарю.

Вскоре Авгарь был исцелён руками одного из последователей Иисуса, святым Фаддеем, а образ Спаса Нерукотворного царь повесил над вратами, ведущими в город.

Традиции, связанные с Третьим Спасом

Благодаря библейской истории происхождения праздника Орехового Спаса появилось множество традиций, связанных именно с полотнами.  В этот день в народе обязательно освящали тканевые полотна в храмах. К Ореховому Спасу женщины изготавливали своими руками ткани, ходили их освящать в церковь, а затем шили из этой ткани одежду всей семье. Также в этот день принято освящать и два других символа этого православного праздника: орехи и хлеб.

Интересной традицией празднования Третьего Спаса является очищение колодцев. Эта традиция сохранилась во многих поселениях до сих пор. 29 августа в сельской местности занимались очищением колодцев, святых источником, а также освящением новых колодцев. В этот праздник по обычаю пили чистую воду из освящённого источника.

Приметы, связанные с Третьим Спасом

На Руси было огромное количество примет, связанных с этим праздником. Люди говорили, что веник, собранный в этот день из ореховых веток, послужит оберегом и защитой от различных хворей и напастей.

Кроме того, считалось, что если в этот день было собрано много орехов, то в следующем году урожай зерновых культур будет радовать.

Обычаи по празднованию Хлебного Спаса

Обязательно следует приобрести небольшую вещичку, сувенир, если этого не сделать, считается, что в предстоящем году будет крайне нестабильное и шаткое финансовое положение. Обязательно надо посетить церковь и желательно осветить предметы, характерные для этого праздника: хлеб, орехи и полотна.

Ореховый Спас празднуется уже на протяжении многих десятков лет. История и большинство традиций берут своё начало в незапамятных временах, но многие обряды по празднованию этого светлого праздника сохранились до сих пор. Три Спаса глубоко почитались во все времена и не забываются в наше неспокойное время.

Замыкает череду щедрых летних праздников третий Спас —  Ореховый. Как и в другие годы, Ореховый Спас в 2022 году отмечается 29 августа.  Он же завершает Успенский пост, а ему на смену приходит сентябрьский мясоед.

Ореховый Спас

Когда будет Ореховый Спас в 2022 году

День 29 августа богат событиями, поэтому носит сразу несколько названий:

  • Спас Нерукотворный:

  • Ореховый;

  • Хлебный;

  • Холщовый (Спас на полотне);

  • Холодный.

История праздника

Начнем с праздников религиозных. В этот день православная церковь празднует перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Это необычное событие непосредственно связано с историей иконы Спас Нерукотворный.  Как гласит история церкви, первое изображение лика Христа оказалось нерукотворным: его не создал человек. Оно отпечаталось на платке (полотенце), которым Спаситель обтер свой лик. Именно по нему впоследствии стали писать иконы, на которых изображали Христа.

Плат с изображением лика был оформлен как икона. Она хранилась в древнем Эдессе. Но в связи с нашествием арабов и захватом ими города 29 августа 944 года она была перенесена в один из храмов Константинополя. С того времени был учрежден церковный праздник иконы Спаса Нерукотворного.

Верующие многократно подтверждали, что икона, выполненная рукой мастера, даже в списках обладает высокой целительной силой.

Предание о перенесении иконы Спаса Нерукотворного дало Ореховому Спасу, вернее, дню 29 августа, еще одно название: Спас на полотне (Холщовый Спас). У Холщового Спаса есть и народные истоки.

К сожалению, мы постепенно уходим от народных традиций, забываем их или не знаем вовсе. Поэтому неудивительно, когда при упоминании 29 августа многие спрашивают: Ореховый Спас —  что за праздник?

Название, как и предыдущие — Медовый и Яблочный — является народным, связано с земледельческим календарем и природными особенностями растений. История Орехового Спаса уходит в глубину веков.

В средней России с этого дня начинали заготовку лесных орехов (лещины, фундука), в южных районах – грецких орехов. Русичи знали толк в дарах природы, орехи они любили и знали их целебные свойства. Для наших предков они всегда были полезным лакомством. Их использовали для приготовления сладостей на меду, добавляли в выпечку.

История праздника

Лещина содержит множество полезных веществ, благотворно влияющих на работу мозга, сердечно-сосудистой системы. В Сибири начинали заготовки кедровых орехов, чрезвычайно полезных и питательных.

Традиционно было принято освящать любой дар природы, когда он достигал своей зрелости и был пригоден в пищу. К Ореховому Спасу заканчивались сельхозработы в поле, жатва подходила к концу, а значит, можно было печь хлеб из муки нового урожая.  Поэтому 29 августа объявлялся еще и Хлебным Спасом, а свежеиспеченные караваи, злаковые культуры освящались в храмах.

Праздник Хлебный Спас

Было принято помогать неимущим соседям, сиротам, вдовам, солдатским матерям. Но если в первом случае помощь оказывалась деньгами и продуктами, то на Хлебный нужны были помощники, чтобы завершить уборку урожая до осенних дождей. 

Уже говорилось, что в Хлебный Спас (праздник Нерукотворного Образа) идти на службу в церковь нужно было с корзинкой даров лета: ароматным караваем, виноградом, орехами, яблоками, медом.

После окончания торжественного молебна православные шли Крестным ходом к убранным полям, благодарили Господа за щедрый урожай и просили о еще лучшем в следующем году.

Праздник Хлебного Спаса отмечался не так широко, как Медовый или Яблочный. Но повсеместно устраивались ярмарки, куда свозились плоды рук человеческих и щедрой природы. Считалось, что торговля в этот день будет успешной.

На ярмарках продавалось множество тканей. Связано это было с поверьем о необходимости купить сколько-нибудь материи на удачу.

Хозяйки пекли хлеб, готовили другие лакомства, вкусную выпечку.

На этот же период приходится время созревания и массовый сбор орехов, которые также освящались служителями церкви.

С этого времени дни становились все холоднее, тепло постепенно уходило, поэтому Ореховый Спас получил еще одно название – Холодный Спас. Народ начинал делать запасы на зиму.

Ореховый Спас - другое название – Холодный Спас

Традиции и обычаи Орехового Спаса

В день празднования заниматься обычной работой не разрешалось – устраивался всеобщий выходной. Традиции предусматривали обязательное посещение днем церкви всей семьей и освящение орехов, хлеба, пирогов, другой выпечки.

Молебен проходил перед иконой мученика Диомида. Он родился 16 (29) августа, был врачом, лечил душевные и телесные болезни.

С полей после этого дня убирали оставшуюся рожь и пшеницу. Хозяйки заготавливали холсты, которые затем использовали для шитья одежды для всей семьи. Вечером мужчины занимались чисткой колодцев и подземных источников воды, подготавливая их к холодам. И только после этого вся семья садилась за стол. К столу подавались не только пышные караваи, пироги, настойка из ореха. В связи с окончанием Успенского поста к угощениям добавлялись мясные и рыбные блюда.

Традиции Орехового Спаса

Но долго без дела сидеть было нельзя: надвигались холода, требовалось заниматься заготовками к зиме.

По традиции праздника день заканчивался мытьем в бане с вениками из веток орешника. Верили, что использование орехового веника защитит от болезней и сглаза.

Проводили заготовки веток орешника. Считалось, что в этот день он наполняется волшебной силой. Из него выполняли обереги для каждого члена семьи.

Было принято запасаться водой из природных источников. Люди полагали, что вода в этот день наделялась необыкновенной целебной силой.

Женское дело – ткачество. «Девки и бабы» ткали холсты и полотна, которые, после освящения в церкви отправляли на ярмарки для продажи, использовали для шитья детской одежды. Отсюда и еще одно название Третьего Спаса – Холщовый.

Подготовка к Ореховому Спасу предполагала завершение жатвы.  Зерно нужно было не только убрать с поля, но и смолоть. Однако среди традиций средней полосы крестьянской России было предусмотрено оставлять одну полоску зерновых (на один сноп), которая называлась кулижкой. Ее убирали последней, при этом важно было помнить, что говорить, чтобы хлеб в доме всегда водился: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь».

Колосья из кулижки собирали горками. Последние колоски должна была вырвать женщина руками, приговаривая: «Жниво, мое жниво, я тебя жала, силу теряла, вот тебе жнивье, а мне отдай мою силу».

На других территориях России кулижку не убирали вообще, а оставляли на поле. Окончание жатвы ознаменовывалось символическим омовением серпа, который больше не использовался в работе.

Собирался последний сноп. Его украшали лентами, бусами и торжественно заносили в дом с песнями и приговорами. У порога сноп сбрызгивали крещенской водой.

Торжественное шествие с праздничным последним снопом сопровождалось пением женщин.

Несколько последних колосков использовали для того, чтобы обвязать ими серп и уложить его под образа до следующего года.

Но на этом «общение» с последним снопом не оканчивалось. Его использовали как предсказатель урожая будущего года. Для этого в конце зимы брали любые 3 колоса, выбирали зерна, высевали в небольшие емкости и примечали.

  • Отличные всходы из зерен первого колоса – будет хороший урожай ранних культур.

  • Густые всходы из третьего колоска сулили отличную урожайность поздних посевов.

Окончание жатвы

Время Третьего Спаса являло собой окончание работы с яровыми культурами и начало – с озимыми. Важно было работы весенне-летнего сезона завершить до наступления осенней непогоды. Именно поэтому празднование Орехового Спаса у селян проходило коротко и достаточно скромно, а горожане не отказывались от пышных гуляний.

От того, что смогли вырастить жители деревни до конца лета, зависело, будет ли семья сыта зимой. Об этом было создано множество пословиц и поговорок.

Было принято сберегать кусочки первого каравая, испеченного из зерна нового урожая. Их заворачивали в тряпицу и хранили за иконой. Как считали, таким образом в доме должно было поселиться благополучие, позволяющее уберечь всю семью от голода.

В южных областях хозяйки готовили целебную ореховую настойку.

Подготовка к Хлебному Спасу

Приметы праздника

Русичи-земледельцы зорко наблюдали за изменениями погоды, обращали внимание на приметы, которые затем использовали при подготовке и проведении сельскохозяйственных работ и в крестьянском быту.

Срезанные с последним снопом колоски складывали в кучки (их было большое количество) и пересчитывали их. Если получали нечетное число, то считалось, что семью могут ждать значительные перемены: в семье либо кто-то умрет, либо девку выдадут замуж. Странный разброс, но таковы были приметы того времени.

К Ореховому Спасу было принято запасаться орехами на зиму. В этом деле тоже были свои приметы.

Считалось, что если в праздничный день найти двойной орех, человек в ближайшее время сможет разбогатеть. Чтобы это произошло, нужно было прочитать наговор с просьбой к орешку стать оберегом и помогать получать как можно больше денег и стать удачливым. Такой орешек нужно было держать рядом с кошельком, чтобы он привлекал деньги. Верили, что он сможет улучшить финансовое положение.

Первый сорванный орех в этот день нужно было съесть самому, вторым — угостить случайного прохожего. Этот нехитрый ритуал должен был защитить от порчи, злых наговоров.

В сорванном «для себя» орехе важно было обратить внимание на его вкус. Сладкий сулил человеку успехи в любви, горький предупреждал о возможных разочарованиях, источником которых могло стать предательство любимого человека. Если попадался недоспевший – ждать каких-то вестей, гнилой обещал неприятности.

Примечали погоду и состояние природы.

  • Отмечали: если на Спас журавли отправлялись на юг, то на Покров (14 октября) ударит мороз.

  • Большое количество орехов сулило урожай хлебов.

  • Если на Спас был грозовой дождь, ожидали теплую осень.

  • Если аисты за неделю до праздника готовились к отлету, зима должна скоро наступить и быть морозной, а весна – теплой. 

  • Птицы улетели на юг после Спаса — к поздней и теплой зиме и холодной весне.

Приметы праздника

Рецепты с добавлением орехов

На стол в Ореховый Спас обязательно подавали блюда с добавлением орехов, угощали ими родных и близких. Выбор в те времена был весьма ограничен. Сегодня можно найти множество рецептов блюд с орехами. Их добавляют в салаты, вторые блюда, десерты.

Слоеный салат с курицей и грецкими орехами

Для приготовления понадобится:

  • куриного филе — 250 г;

  • консервированного ананаса — 130 г;

  • сыра — 100 г;

  • подсушенных рубленных грецких орехов — 40 г;

  • майонез – по вкусу.

Филе курицы вымыть, отварить. Консервированные ананасы откидываем на сито, дать стечь сиропу, нарезать мелкими кубиками.

Сыр натереть на мелкой терке.

Полностью остывшее куриное филе нарезать мелкими кубиками, выложить в миску, добавить часть майонеза, перемешать.

Выкладывать салат в креманки слоями, прослаивая майонезом:

  • мясо с майонезом;

  • ананасы;

  • сыр;

  • грецкие орехи – верхний слой.

Готовый салат отправить в холодильник на час.

Рецепты с добавлением орехов

Грибной паштет с грецким орехом

Лук и грибы мелко порубить, обжарить на сковороде до мягкости. Добавить бальзамический уксус, итальянские травы и чеснок, готовить еще 3-5 минут.

Остудить смесь, добавить крупно рубленные орехи и оливковое масло. Измельчить все блендером до однородного состояния. Если нужно, добавить соль и специи. Паштет можно подавать к столу.

Конфеты из чернослива с геркулесом

Сначала 150 г чернослива измельчить в блендере до однородной массы, затем — 150 г хлопьев с горстью орехов.  Все перемешать с 4 ст. ложками какао-порошка и черносливом.

Сформовать сладости, выдержать в холодильнике в течение 2-х часов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хороший сценарий концерта ко дню матери
  • Холокост это праздник чувашский
  • Хочу я быть вожатым сценарий
  • Хлебный праздник сценарий
  • Хороший сценарий ко дню инвалида