Престольный праздник.Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Стил бесплотных.
- По традиции, православные храмы освящаются в честь событий, связанных с Господом нашим, Иисусом Христом, в честь Богородицы, Пресвятой Троицы или в честь Святых, пророков и Архангелов.
- В любом храме в алтаре находится самое святое место в храме – престол, на котором совершается Таинство Евхаристии . Наш храм и его престол освящен в честь Михаила Архангела, потому престольный праздник нашего храма, да и всего поселка Рудня отмечается 21 ноября – в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Этот праздник был установлен еще в IV веке.
Архангела Михаила почитают как предводителя Ангелов в борьбе с возгордившимся Люцифером. Он свергнул с Небес врага рода человеческого, и за это был признан воеводой Ангелов – Архистратигом. В Предании говорится и о других славных делах Архангела и о Его заступничестве за людей. В виде огромного воина в латах и с мечом он явился Иисусу Навину и помог ему взять Иерихон, он оградил трех отроков от сожжения в Вавилоне. Однажды у г.Хонех, он явился перед молящимися людьми, и своим жезлом рассек скалу, куда и устремился поток, грозивший затопить этих людей и монастырь Михаила-Архангела.
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В летописи есть рассказ татарских баскаков о том, что грозный хан Батый не пошел на Великий Новгород из-за явления Пресвятой Богородицы с воинством. Позже, увидя в Киеве фреску с образом Михаила Архангела, хан Батый заявил: «Сей мы возбранил поити на Великий Новгород». Вот об этих событиях и вспоминают в молитвах и песнопениях во время праздничной службы.
Престольный праздник в нашем храме в этом году был особенным. Несмотря на то, что был рабочий день, храм заполнился народом. Пришли на праздник не только жители Рудни и ближайших сел, но и паломники из других районов. Настоятелю Руднянского храма Михаила Архангела о.Димитрию сослужил о. Сергий Горшков, настоятель прихода Святой Троицыиз п. Красного Яра.
- Радость присутствующих усиливалась тем, что накануне в наш храм прибыли мощи святого Пантелеимона. И каждый мог помолиться о своей телесной и душевной боли перед ковчегом с мощами.
- В едином порыве люди молились небесным заступникам, огоньки десятков свечей ярко освещали храм, стройно звучали песнопения, чинно подходили прихожане к исповеди и причастию. А потом, как всегда, с амвона прозвучала проповедь священника.
- Отец Димитрий напомнил том, что в этот день мы празднуем Собор Небесных Сил бесплотных во главе с Архангелом Михаилом, то есть день всех наших Ангелов- хранителей, данных нам при крещении. Часто в круговерти современного мира мы забываем о том, что есть иной, горний мир, но наши Ангелы-хранители всегда готовы уберечь нас от грехов и невзгод.
- Волнующим моментом стало поздравление с тезоименитством Михаила Никуленко, уже много лет служащего алтарником в нашем храме. Не осталась без поздравления и подарка ко дню рождения и Рзянина Раиса, которая не один год пела в церковном хоре. Дружное «Многая лета» грянуло под сводами храма, как признательность за их труды на благо нашей церкви.
- И на всех молящихся смотрел с иконостаса прекрасный воин в сияющих латах – Архангел Михаил – воевода, справедливый судия и милостивый заступник.
-
Назад к списку
Приблизительное время чтения: 18 мин.
21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы расскажем об истории и традициях праздника; о том, что кто такие архангелы и почему Михаил среди них — архистратиг.
Что такое Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».
Когда празднуется Собор Архистратига Михаила
Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Это непереходящий праздник.
Что можно есть на Собор Архистратига Михаила
Поста в этот день нет, то есть православные христиане могут есть любую пищу.
Ангельские чины
Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.
Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.
Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).
Архангел Михаил
Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией — «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утренняя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба.
В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу
Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют о людям о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю. Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России.
История празднования Собора Архистратига Михаила
Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году.
Архангел Михаил в Ветхом Завете
Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами.
Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила
С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви.
Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».
Чудо Архангела Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех произошло в IV веке. Как говорит легенда, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии) находился храм, построенный в честь Архистратига Михаила. Около того храма тек источник, в котором, по молитве Архангелу Михаилу, исцелилась немая дочь одного из местных жителей. В благодарность небесному заступнику мужчина возвел здесь храм. К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.
В храме святого Архистратига Михаила в течение 60 лет пономарил благочестивый Архипп. Однажды язычники задумали уничтожить храм и убить пономаря. Для этого они соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп горячо молился Архангелу Михаилу, и Архистратиг явился ему, жезлом открыл в горе расселину и увел в нее воды бушующего потока. Храм остался невредимым. Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны, что означает «отверстие», «расселина». Отсюда — название «чудо Архангела Михаила в Хонех».
Икона Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
На иконах Архангелов изображают в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил написан с райской ветвью, которую он принес Деве Марии в день Благовещения, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в правой руке держит золотой венец, в левой — бич из трех красных (или черных) веревок. На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.
Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу
Молитва первая Архистратигу Божиему Михаилу
Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы, первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли!
К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износя им от Престола Царя царствующих просвещение и силу, радость, мир и утешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его!
Не остави о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое; се бо, аще многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившеся в законе Господни, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумне забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол, содеянных нами, совершим. Егда же приближится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных; обыкших преграждати души человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобимся узрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая Архистратигу Божиему Михаилу
О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.
О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 4
Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.
Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 2
Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.
Интересные факты об Архангеле Михаиле
Считается, что именно Архангел Михаил являлся и помогал Жанне д’Арк. Архистратиг поручил Жанне осуществить ее миссию — короновать Карла VII в Реймсе. По легенде, при освобождении Орлеана от англичан Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя появился в небе и сражался на стороне французов.
По преданию балканских христиан, Архангел Михаил научил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Именно поэтому на местных иконах Флора и Лавра часто изображают с конями, поводья которых держит в руках Архистратиг.
Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил. Копты переняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской Церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, Архистратига славят за разлив реки и будущий урожай.
Митрополит Антоний Сурожский. Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила
«Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.
Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.
Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.
И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они – светы вторые.Что это значит?
Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.
Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, – а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари…
Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. «Михаил» – слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.
На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.
Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком примирения Бога с миром.
Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.
О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя…
И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне… Он глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.
Это – путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми — как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь — от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность… Ангелом на земле является неложный свидетель — Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» — Бог, пришедший во плоти.
Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.
Архангельский собор в Кремле
Собор святого Архистратига Михаила в Кремле издревле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину его называли «церковью святого Михаила на площади».
История Архангельского собора восходит к XIV веку. В 1333 году первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, которого русские люди считали покровителем воинов. В 1505-1508 годах на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей — вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых — у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.
Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги — раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.
Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 годах собор расписали заново — работала большая артель русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский живописец Симон Ушаков.
Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их «воображаемые» портреты. Эта «портретная» галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.
Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 годах. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора — «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 года. По преданию, эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.
Михайлов день — народные обычаи празднования Собора Архистратига Михаила
На Руси Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был одним из самых веселых праздников. С этого дня скот загоняли в хлева — на зимний корм. Устраивали широкое застолье, звали в избу гостей. Пекли пироги, подавали к столу свежий медом. Гулянье могло длиться целую неделю — так крестьяне готовились к строгому Рождественскому, или Филипповскому, посту.
За несколько дней до Собора Архистратига Михаила священник с причтом ходили по домам прихожан и служили молебны. Хозяева в благодарность угощали их ковригой хлеба или деньгами — от 5 до 15 копеек со двора.
Загрузка…
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Народ издавна именовал это церковное торжество «Михайловым днем». Хотя, если быть точным, вместе с «воеводой Небесных Сил» Церковь празднует также всем Ангелам. А это значит, что не только тезоименитые арх. Михаилу христиане, но и все, кто крещен, этим днем могут считать себя именинниками: ведь у каждого из нас есть Хранитель из числа Небесного Воинства.
Содержание страницы
- Что такое Собор Архистратига Михаила?
- Когда празднуется Собор Архистратига Михаила
- История празднования
- Богослужение в этот день
- Икона Собора Архистратига Михаила
- Об Архистратиге Михаиле
-
Интересные факты о Соборе Архистратига Михаила и всех небесных сил беспилотных
- Храмы, обители
- Защитник Новгорода
- Чудо освобождения Москвы
- «Светлый дядя»: спасение ребенка
- Похожие статьи
Что такое Собор Архистратига Михаила?
Слово означает:
- что православные в этот день собираются для «соборной» (совместной) молитвы во храме;
- что так же, как объединяются верующие на земле, и в Царстве Небесном Ангелы, объединенные любовью к Богу, желанием молитвенно помочь людям, также составляют «собор».
Во многих церковных календарях можно встретить также имена известных из Писания и предания Архангелов еще такое именование праздника с особым упоминанием Архангелов: «Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила».
Когда празднуется Собор Архистратига Михаила
Праздник принадлежит к категории так называемых «неподвижных», то есть его дата не меняется год от года. Это всегда 21 ноября.
История празднования
Она восходит к первым векам Христианской Церкви. Часто можно встретить мнение, что дата празднования установлена Лаодикийским Собором, который проходил около 363 или 364 г., однако в дошедших до нас соборных постановлениях есть лишь 35 Правило, посвященное почитанию Ангелов вообще. Отцы Собора запрещают воздавать им божественные почести, как делали тогда некоторые недавно принявшие Крещение люди, еще не сведущие в христианской религии.
Поэтому к настоящему времени многие ученые придерживаются мнения, что празднование 21 ноября имеет корни в традициях христиан Александрийской Патриархии, где впервые и могло быть установлено. Сама дата связана не с каким-либо чудом арх. Михаила, а с временем, когда крестьяне Египта (каноническая территория Александрийской Церкви) начинали полевые работы. При этом язычники страны совершали множество ритуалов, связанных с плодородием, языческому божеству Осирису.
Поэтому Александрийская Патриархия сначала установила 21 ноября как праздник Крещения Господня (после которого христианам предписывалось, по примеру Спасителя в пустыне, поститься до 40 дней). А впоследствии, когда христианский мир стал праздновать Крещение 19 января, Александрийские христиане стали отмечать 21 ноября праздник Ангелам – тем, кто молится о земной жизни людей, их благополучии.
Позже дату переняли другие Церкви – включая Русскую, где на 21 ноября, с учетом климата, приходилось, конечно, не начало, а окончание крестьянских трудов. И на славянских землях также существовали древние языческие традиции, ритуалы, которые и постарались «воцерковить». Очень уместным оказалось прославить Ангелов, вознести им славословие за помощь людям на их земном пути.
Кроме того, многие богословы указывают, что:
- по юлианскому календарю, который принят в Русской Церкви до настоящего времени (так называемый «старый стиль», отстоящий от «нового», гражданского на 13 дней) день празднования – 8 ноября; число 8 – символ «осьмого дня», как церковно обозначается время Страшного Суда и «жизнь будущего века»;
- когда праздник был установлен, год принято было начинать 1 марта; поэтому ноябрь был 9 месяцем, что символизировало 9 Ангельских чинов, которые описываются в сочинении «О небесной иерархии», которое получило распространение с V в. (а праздник утвердился примерно столетие спустя); эту работу приписывают ученику ап. Павла, св. Дионисию Ареопагиту; хотя ее ранних рукописей не сохранилось, она вполне может содержать древнее предание.
Богослужение в этот день
Если храм (или даже один из его приделов) посвящен Архангелу Михаилу, то накануне этого праздника, как престольного, совершается всенощное бдение. Например, очень торжественно праздновался день в Архангельском соборе Москвы – да и теперь, после возобновления богослужений, канун 21 ноября – вечер, когда можно прийти на службу в этот древний храм.
Особенно дорог этот день монахам. Ведь, по слову святых отцов, «свет монахам – Ангелы», недаром «ангельским» именуется сам иноческий чин. Поэтому в некоторых обителях есть традиция совершения ночной литургии, на которой может читаться акафист арх. Михаилу и Бесплотным Силам.
Но и в обычном «мирском» храме служба праздника – особая:
- накануне праздника вечером поются особые песнопения, посвященные Ангелам;
- на праздничной Вечерне также читаются паремии (отрывки из Ветхого Завета), которые посвящены Архангелу Михаилу и Ангельскому миру; одно из самых торжественных чтений – фрагмент из 5 главы Книги Иисуса Навина, где говорится, как во время осады Иерихона Архангел явился этому вождю Израильского народа;
«Бысть, егда́ бя́ше Иису́с от Иерихо́на/ и, воззре́в очи́ма свои́ма, ви́де челове́ка, стоя́ща пред ним,/ и меч его́ обнаже́н в руце́ его́./ И, прише́д, Иису́с рече́ ему́:/ наш ли еси́ или́ от сопроти́вных на́ших?/ Он же рече́ ему́:/ аз, Архистрати́г си́лы Госпо́дни, ны́не приидо́х се́мо./ И Иису́с паде́ лице́м свои́м на зе́млю и рече́ ему́:/ влады́ко, что повелева́еши твоему́ рабу́?/ И рече́ Архистрати́г Госпо́день ко Иису́су:/ разреши́ сапо́г твой от ног твои́х,/ ме́сто бо, на не́мже ты стои́ши, свя́то есть./ И сотвори́ Иису́с та́ко…»
- кроме того, на Утрени дня обязательно читается Канон Небесным Силам.
Особые чтения Писания положены также на литургии, которая совершается утром праздника:
- отрывок из Послания к Евреям Апостола Павла, где говорится об Ангелах как Божиих слугах и человеке, который, благодаря Воплощению и страданию Спасителя;
- «зачало» из Евангелия от Луки – одно из немногих мест Писания, говорящее об Ангельском мире; в отрывке говорится о 70 Апостолах, которые Именем Божиим изгоняли бесов, и приводятся слова Господа: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18).
Икона Собора Архистратига Михаила
Хотя сам праздник установлен около VI в., иконы с изображением сонма Ангелов имеют более позднее происхождение: самые древние византийские изображения датируются XI в.
Фигуры Ангелов на таких образах как бы образуют круг – символ Вечности. Их лики обращены к центру композиции – изображению Христа Эммануила (в виде отрока) в полупрозрачном круге. Это так называемое «зерцало». Оно символизирует мир, в котором проповедуется христианство. Небесные силы окружают «зерцало», иногда – поддерживают или просто прикасаются к нему. А вот икона из Новгорода, относящаяся к XV в., очень эмоциональна: она представляет Архангелов обращенными ко Христу, с молитвенно воздетыми дланями. Как правило, на иконах Собора в центре пишется арх. Михаил, вместе с ним часто также изображается Гавриил. Вокруг на самых древних иконах – Ангелы.
На более поздних иконах можно увидеть изображения других Архангелов, которые известны церковному преданию. Кроме того, часто изображаются другие Ангельские чины – Херувимы, Серафимы. Есть также образы, где в нижней части написаны падшие ангелы –поверженные у ног Ангельского собора.
Об Архистратиге Михаиле
Именование его по-гречески означает «военачальник». Так именуют этого Архангела на основании:
- того, что так о нем говорит Книга Иисуса Навина, а также Откровение св. Иоанна Богослова (Откр.12:7-9), где идет речь о войне «Михаила и Ангелов его» с сатаной и его приспешниками;
- известных фактов его покровительства воинам, а также монахам – воинам духовным, борющимся с силами бесовскими.
О том, каково место арх. Михаила в небесной иерархии, существуют различные богословские мнения:
- согласно трактату «О небесной иерархии», Ангелы, над которыми начальствуют Архангелы – низший, наиболее близкий людям чин;
- с другой стороны, Писание называет его начальствующим над всеми Небесными Силами; на этом основании некоторые богословы полагают, что Михаил принадлежит к числу Херувимов.
Интересные факты о Соборе Архистратига Михаила и всех небесных сил беспилотных
Праздник стал одним из самых любимых на Руси уже в первые века по Крещении: появились церкви Архангела Михаила, посвященные ему иноческие обители, а к XVI в. – даже город, носящий его имя – Архангельск.
Храмы, обители
К настоящему времени в честь Архангела Михаила освящено по всему православному миру более 2500 церквей и их приделов. Больше всего таких церквей – в Европейской части России, особенно в городах, издавна бывших «стольными», центрами значимых княжеств Русской земли: это Владимир и его окрестности, Великий Новгород, Брянская область и другие. Это не случайно: Архангел издавна считался покровителем князей и вообще воинов. Среди самых древних церквей и монастырей можно назвать:
- Выдубицкий Архангельский монастырь Киева; он основан в 1070 г., когда великим князем Киевским был Всеволод Ярославич, младший сын Ярослава Мудрого; Архангел особенно дорог был князю-воину: ведь до вокняжения в столице Руси он не раз защищал свою «отчину», Переяславское княжество, от набегов кочевников – половцев; в этом отцу помогал его сын, Владимир Мономах; сейчас этот монастырь является действующим, но принадлежит, по решению властей Украины, раскольническому «Киевскому Патриархату»;
- церковь «Михаила на Торгу» Великого Новгорода; ее сооружение относится к XII в.;
- Архангельский собор в Кремле Москвы; он существовал, сначала как деревянный, с XIV в., а в нынешнем виде возведен в начале XVI в.; храм известен как усыпальница князей Московского дома, позже – царей; одна из святынь храма – икона Архангела Михаила «в житии»; на ее клеймах, окружающих ростовое изображение Архистратига, представлены его многочисленные чудеса.
Кроме княжеских храмов, в честь Архангела также часто освящались церкви при кладбищах: существовало устойчивое предание, известное еще в Византии, что он:
- возвестит о всеобщем воскресении, начале Страшного Суда;
- встречает души умерших христиан и сугубо молится за них.
Защитник Новгорода
Предание об этом чуде передавалось изустно несколько столетий. Как известно, во время похода монголов на Северо-Восточную Русь (1237 г.) они, жестоко уничтожив многие города, отправились к богатому Великому Новгороду – но неожиданно без видимых причин повернули назад. Историки дают различные объяснения этому – от наступившей весенней распутицы до больших потерь монгольского войска.
А вот как объяснил происшедшее сам монгольский хан Батый. Спустя три года он, захватив Киев, увидел над дверями одного из храмов образ Архангела, и, по его собственным словам, узнал того, кто в 1237 г. явился ему и грозно запретил идти на Новгород.
Чудо освобождения Москвы
Ныне известный праздник, День народного единства 4 ноября, традиционно связывают с Казанской иконой Пресвятой Богородицы, которая находилась в народном ополчении, шедшем в 1612 г. на освобождение Москвы от польских интервентов. А вот менее известный факт: сохранилось знамя ополчения Д.Пожарского и К. Минина. На нем – Архистратиг Михаил и Иисус Навин, преклонивший пред ним колени. Это эпизод, описанный Библией – именно эта паремия читается на праздник Собора Небесных Сил. Кстати, и освобождение столицы произошло чуть более, чем за 2 недели до этого церковного торжества. А в Нижнем Новгороде несколько десятилетий спустя появился Архангельский собор, возведенный, как память о событиях 1612 г.
«Светлый дядя»: спасение ребенка
Этот случай произошел в наши дни на одном из железнодорожных переездов. Тогда работавший здесь стрелочник оказался перед страшным выбором: жизнь его сына или сотен людей. И Архистратиг пришел на помощь в отцовской беде.
Вот как рассказывается о нем священник Михаил Мальцев: «Видя стремительно приближающийся поезд, стрелочник хотел было перевести его на другой путь, как вдруг увидел на железнодорожном полотне своего сына, играющего там, где вот-вот должен пройти состав. Оставить стрелку в прежнем положении было нельзя – неизбежна катастрофа двух встречных поездов. Что делать? Рабочий переводит стрелку, и состав проносится по тому месту, где находился мальчишка… Когда состав прошел, отец не чаял увидеть своего сына в живых. Каковы же были его удивление и радость при виде совершенно невредимого и здорового ребенка! Потрясенный случившимся, отец стал расспрашивать сына о том, как ему удалось спастись. Мальчик рассказал, что ему явился «светлый дядя» и убрал его с рельсов. Избавление от неминуемой смерти произошло в самый день праздника, посвященного Св. Архистратигу Михаилу (8/21 ноября). Святой Архангел и был тем нежданным спасителем, явившим скорую помощь в заведомо гибельной ситуации».
В этот день как бы соединяются два «собора»: православных, прославляющих Небесное воинство, и самих Ангелов на небесах, также «едиными усты» молящихся Христу о людях. Так соединяется земное и небесное – и это своего рода предвестие будущего, ведь однажды наступит «осьмой день», о котором напоминает дата праздника по «старому стилю», будут, по слову св. Иоанна Богослова, новые небо и земля. И мы увидим их – своих хранителей, помощников, и соединимся в общей новой, вечной жизни.
Автор Наталья Сазонова
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Архангел Божий Михаил
Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами.
Имя Михаил – на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан.8:16, 9:21; Лк.1:19-26). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов.12:15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых является Архангел Михаил.
Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «Архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле как о противнике диавола. (Нав.5,13; Дан.10, 12:1; Иуд.1:9; Откр.12:7-9; Лк.10:18).
В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх.33:9, 14, 26-28; 4Цар.19:35).
Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября.
Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф.25:31).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис.6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт.3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол.1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол.1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1Пет.3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1Пет.3:22; Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол.1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1Сол.4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1Пет.3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!». По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав.5:13-16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар.19:35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан.3:92-95).
По воле Божией Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).
Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд.1:9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росийскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим, указуя перстом: „сей ми возбрани пойти на Великий Новгород“».
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан.8:16; Лк.1:26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов.3:16, 12:15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3Езд.5:20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3Езд.5:16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божии; Иеремиил – возвышение к Богу (3Езд.4:36).
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.
Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».
Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил – держит в руке весы.
См. также: «Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
В день, когда Церковь чтит память Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, престольный праздник отметил храм в честь Архангела Михаила пос. Каменоломни.
На большое событие в главный храм Нижнедонского благочиния приехали прихожане многих других храмов Шахтинской епархии. Разделить духовную радость с настоятелем протоиереем Сергием Яценко прибыли священники Нижнедонского, Александровск-Грушевского и Новошахтинского округов.
По традиции храмового праздника богослужение началось с молебна, соборно был совершен акафист небесному покровителю и освящена вода. Далее началась Божественная литургия. Многочисленные прихожане в этот день причастились Святых Христовых Таин. В богослужении приняли участие казаки Нижне-Донского юрта и сестры милосердия храма.
Как и за каждой Литургией духовенство особенно молилось о мире на братской украинской земле.
Дождливая погода не помешала праздничному крестному ходу. Духовенство и прихожане, воодушевленные молитвой, прошли с хоругвями и иконами, прославляя небесного покровителя храма Архистратига Михаила.
После молитвы протоиерей Сергий сердечно поблагодарил всех потрудившихся в организации престольного дня и всех, кто разделил великую ценность нашей Церкви – общую церковную молитву.
Участвовавшие в богослужении представители молодежного епархиального объединения «Свет души» поздравили настоятеля с этим важным днем в жизни прихода и преподнесли букет цветов.
***
«Силу необоримыя ревности по славе Божией в себе являя, стал еси во главе ликов ангельских, Михаиле…» (из акафиста Архангелу Михаилу).
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе. Этот Собор осудил еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (в переводе с еврейского – «кто как Бог»), который низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами.
Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный ангельский мир. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю.