Христианский праздник день матери

День матери в православии, его значение. Как и когда празднуют в России и в мире, история происхождения и описание традиций. Какие мероприятия проводятся в последнее воскресенье ноября.

Православие относится с особенным почтением к празднованию Дня матери. Труд женщины в воспитании детей и каждодневной заботе трудно оценить. Праздник отмечают в последнее воскресенье ноября. К этому дню готовятся по-разному: проводят концерты, дети участвуют в театральных постановках и делают оригинальные рисунки для своих мам. День объединяет всех в едином порыве передать глубину своих чувств перед женщинами в их неустанном служении на благо семьи.

Содержание

  • 1 Когда празднуют день матери в православии
  • 2 Значение православного церковного праздника
  • 3 История и традиции празднования

Когда празднуют день матери в православии

Изначально этот праздник был приурочен к Покрову Пресвятой Богородицы, который чествуется 14 октября. После 1998 года празднуется в последнее воскресенье ноября ежегодно. В храмах идут службы в честь Божией Матери, на которые приходят истинно верующие люди.



Празднование Дня матери проходит в тихой и уютной атмосфере, без ярких и пышных торжеств. В детских садах и школах устраиваются утренники в честь мам, где дети готовят самостоятельно небольшие и памятные подарки: портреты карандашом или акварельными красками, аппликации из цветной бумаги и вырезок из журналов, а также поделки из подручных материалов.

В рамках небольшого концерта детьми подготавливается театральная постановка, стихи и песни с танцами, посвященные мамам.

На уровне города социальные службы совместно с РПЦ проводят акции, посвященные женщинам и девушкам. В общественных местах большого скопления людей раздают поздравительные открытки и листовки, а на территории библиотек и других развлекательных комплексов устраивают чтения, посвященные материнству, концерты с поздравлением для многодетных мам. Все эти мероприятия направлены на то, чтобы показать ценность и важность женского труда, которую трудно измерить и заменить на что-то материальное.

мама и ребенок

Значение православного церковного праздника

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает всех православных относиться с уважением и почтением к женщинам, которые хранят и передают из поколения в поколение главные ценности семьи и Отечества. Это сохранение мира и поддержание домашнего очага, что и является опорой и надеждой для мужчины и детей. Жизненные перипетии и события воспринимаются женской душой с болью и состраданием – это и помогает ей спасать и приводить к миру тех, кто сбился с пути. Женское сердце наполнено любовью с состраданием, что и способствует долготерпению с милосердием – так считал апостол Павел.

Православие роль женщины ставит во главе всего мироздания, когда ежедневно совершается маленький подвиг длиною в жизнь. Пресвятая Богородица родила и вырастила божьего Сына – Христа, что и является причиной прославления и возвеличивания женщин церковью.

Подвиг Марии Магдалины, Саломии и Марии Клеоповой до сих пор считается главным событием православного христианства. Из своей любви и сострадания к Иисусу, женщины прошли весь путь до Голгофы, где стали свидетельницами его страданий и мучений. Они же первыми отправились к его гробу, чтобы нанести миро на его тело. Эти три женщины возвестили всем о воскрешении сна Господня.

ребенок и мама

История и традиции празднования

День матери почитается народами большинства стран мира с давних времен. Древние римляне выделяли для поклонения матери всех Богов Кибеле 3 дня – с 22 по 25 марта, а древние греки почитали Гею. У кельтов в качестве главного символа материнства выступала богиня Бриджит.

Англичане на протяжении двух веков каждое четвертое воскресенье Великого поста отмечали Материнский день. Бедные трудяги имели право на этот день взять выходной и навестить своих пожилых матерей. Это время полностью посвящали тем, кто родил и воспитал, а также вложил всю свою душу и лучшее, что было. Со временем этот день превратился в нечто большее, что и заставило власти и служителей церкви объединить два разных праздника в один.

На территории США праздник прижился со второй попытки. Первой о почитании женского труда заговорила Джулия Уорд Хоу в 1870 г. Она устраивала митинги, куда приглашались все женщины. Но в то время усилия Джулии не нашли отклика в сердцах американского населения. Вторую попытку сделала Энн Джарвис, организовав торжественную церемонию в 1908 г. в честь своей мамы. После этого День матери отмечался уже во всех штатах страны, он символизировал воссоединение детей с мамами.

мама и ребенок

Почитание женщин приветствуется во многих странах мира, исповедующих православие. Торжество проходит практически по одинаковому сценарию: повзрослевшие дети приезжают в отчий дом, чтобы провести день с мамой, а малыши готовят трогательные подарки из цветной бумаги или рисуют забавные портреты. В США есть традиция в День матери прикалывать на одежду гвоздику – белая говорит о том, что мамы уже нет в мире живых, а для здравствующей можно выбирать любой цвет.

Почитание любимых мам во всех странах начинается одинаково: дети и мужья совместно готовят завтрак и памятные подарки. После этого вся семья отправляется в парк или кино, чтобы провести день вместе.

Цветочные магазины к этому празднику запасаются большим количеством разнообразных букетов, чтобы можно было выбрать самый красивый для любимой женщины. В сувенирные лавки также завозят много приятных мелочей для выражения своего уважения и любви к женскому труду. В Финляндии и Эстонии на улицах появляются флаги, которые возвещают о том, что настал один из самых главных дней в году – День матери. Дома царит приятная суета, мужья и дети заняты тем, чтобы сделать приятное своим женщинам.

В России для мам и бабушек готовят концертную программу с подарками, приготовленными своими руками. Власти выдают грамоты и ордена женщинам, воспитавшим более 3-х детей. Посвящение себя семье является истинным подвигом, что дает возможность сохранить традиции и обычаи страны. Это позволяет вынести все невзгоды.



В соответствии с социологическими опросами, День матери входит в пятерку самых почитаемых праздников у населения совместно с Рождеством, Пасхой и Днем отца. Главной традицией этой женской даты является демонстрация своей любви и уважения представительницам прекрасного пола. Их забота не прекращается, а только усиливается с каждым днем.

Семейные устои помогают сохранить единение народа в самые трудные моменты.

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим покров Твой святый, Тя бо виде святый Андрей на воздусе за ны Христу молящуюся», — поет Церковь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Образ Покрова Пресвятой Богородицы

На протяжении веков этой материнской молитвой держится мир. О сущности молитвенного заступничества Пресвятой Богородицы задумывались как богословы, так и светские мыслители.

i18352Протоиерей Сергий Булгаков:

…Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. Божья Матерь посредствует между землей и небом.

Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство.

И на страшном суде Сына своего Она молит Праведного Судию о прощении.

Грех мира и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами.

Богоматерь плачет о мире. Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали.

Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Ее? Знает ли Ее молитву и утешение? Знает ли покров Ее над нашей землей? Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой. Не оставила Она нашу землю, хотя и попущены ей сатанинские испытания.

Протоиерей Георгий Флоровский:

Церковь Торжествующая есть прежде всего Церковь молящаяся, ее бытие — живое участие в служении Христа, в Его заступничестве и искупительной любви.

Соединение со Христом, составляющее цель бытия Церкви — да и каждого отдельного христианина — есть прежде всего причастие Его жертвенной любви к человечеству.

И здесь огромная роль принадлежит Той, Которая уникальным образом связана с Искупителем — узами материнской любви. Матерь Божия становится Матерью всех живущих, всего христианского рода, каждого рожденного и возрожденного в Духе и истине. Вершина материнской любви — самоотождествление с ребенком — проявляется здесь во всей полноте.

Церковь не много говорит в догматах о тайнах своего собственного бытия. А тайна Марии — тайна Церкви. Мать Церковь и Матерь Божия вместе дают рождение новой жизни. И обе они – предстоятельницы.

Протопресвитер Александр Шмеман:

Этот праздник стал сердцевиной именно восприятия Марии как Матери, которой на кресте усыновлено было все человечество, которая как Мать принимает в сердце свое все наши горести, все страдания, всю безудержную боль нашего земного существования. «Тебе оружие пройдет сердце, дабы открылись помышления многих сердец…».

Эти слова праведного старца Симеона, сказанные Ей в день, когда Она принесла Младенца во Храм, чтобы посвятить Его Богу, глубоко проникли в душу верующих. Мать Иисуса Христа, принявшая всю страшную боль сострадания и жалости, когда стояла Она у креста Сына, — стала как бы даром нам, людям, даром материнской любви, материнской жалости, материнского сострадания…

Веками ощущали, духовным взором видели люди этот светлый покров над миром и радовались ему и в нем находили помощь и утешение. «Днесь благовернии людие светло празднуем осеняеми Твоим, Богомать, пришествием…».

Сергей Аверинцев:

Традиционный жест Оранты [от лат. Orans – молящийся; традиционное изображение Божией Матери с воздетыми в молитве руками; этот образ входит и в композицию иконы Покрова – Омофор Божией Матери лежит на Ее руках – ред.], восходящий к раннехристианскому искусству, — поднятые до уровня головы руки — есть жест молитвы.

Но сказать так — значит сказать еще не все. Слово «молитва» слишком легко воспринимается после веков новоевропейской культуры в настроенческом, сентиментальном, психологическом, пиетистском духе, как «Andacht»; средневековая архаика понимала молитву иначе и притом более жизненно.

Чтобы понять подлинный смысл жеста Оранты, полезно вспомнить известное место в Библии, где описывается именно такой жест. Согласно повествованию Книги Исхода, во время тяжелой битвы израильтян с амаликитянами Моисей поднял руки в молитве за свой народ — и до тех пор, пока он упорным усилием удерживал руки воздетыми, побеждали израильтяне, а когда руки Моисея невольно опускались, одолевали враги.

Участие Моисея в битве даже по чисто физической своей трудности не уступит труду каждого ратника.

В свете этого эпизода, популярного в средние века и служившего ветхозаветным прообразом позы Оранты, становится понятным, какого рода молитва изображена в знаменитой киевской мозаике. Эта молитва — многотрудное духовное воинствование «за други своя», «духовная брань», воински-непреклонное «дерзание» перед Лицом Бога, напряжение теургической силы, от которого должны расточиться видимые и невидимые, телесные и бесплотные враги города и народа.

Целую вечность не опускающая своих воздетых рук Оранта есть поистине «Воевода» для своих людей, самоотверженно принимающая на себя воинский труд заступничества за них, как Моисей принимал на себя бремя своего народа.

Читайте также:

Русский праздник Покров

Богородица – наша духовная Матерь

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Приблизительное время чтения: 2 мин.


print

Я знаю одну семью — у них трое родных детей и двое приемных. Если вы этого не знаете заранее, вы не может понять, кто родной, а кто приемный — они все говорят «мама» с такой интонацией, что всем сразу ясно, что они все тут родные дети. И, конечно, они празднуют день рождения своей мамы.

Когда мы празднуем дни рождения, мы благодарим за присутствие этого человека в нашей жизни, празднуем то, что она (или он) среди нас, за одним столом с нами. Хорошая семьячем-тонапоминает Церковь — и это не случайно, таков замысел Бога и о Церкви, и о семье. Писание много раз говорит о том, что во Христе мы усыновлены Богу; что у нас есть семья, охватывающая святых всех времен и народов, семья, Глава которой — Бог.

Вера и таинства вводят нас в глубочайшее родство со всеми, кого призвал Господь; мы делаемся членами семьи, у истоков которой стоит Она — Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому христианин испытывает по отношению к Богоматери чувства не только благоговейного почитания, но и глубокого родства.

Церковь верит, что святые (и, особенно, Богоматерь) таинственно принимают участие в Божием замысле о нашем спасении — они непрестанно молятся о нас, помнят о наших нуждах, помогают нам в нашем духовном пути. Присутствие Матери Божией в жизни любого православного христианина — хотя и невидимая, но несомненная реальность.

Рождество Матери. Почему мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы?

Сведения о Рождестве Марии мы находим в Протоевангелии Иакова — тексте, который хотя и не вошел в канон Священного Писания, восходит к достаточно раннему времени (около 150 года н. э.) и удостоверяет, что почитание Марии существовало в Церкви с самого начала. Согласно этому тексту, благочестивые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны, но после их усердных молитв Анне явился ангел, который возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире». После этого Анна зачала и родила Девочку, которую благочестивые супруги посвятили Богу.

Но мы празднуем День Рождения Матери Господа не только для того, чтобы еще раз выразить Ей нашу любовь и благоговение. Этот праздник напоминает нам о том, что в истории человечества действует Бог, делая ее историей спасения. Долгие века Господь вел Свой народ к этому событию, и все, что совершалось в истории избранного народа — и в истории мира вообще — его подготавливало. Все, что было до этого — вся история верности и падений, прозрений и ошибок, покаяния и прощения — обрело свою высшую точку в рождении Той, которая в свое время скажет «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38).

Православный человек всегда стоит перед выбором, поскольку хорошо знает, что есть не только Бог, но есть и диавол. И все, что нам предлагает мир, мы должны рассматривать через призму христианского вероучения, пропуская через свое сердце. Это – главное условие спасения для христиан, живущих в миру и знающих его трагедию.

Мир, сотворенный Богом в совершенном виде для человека, получившего от Творца благословение: «… плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…», этот мир вынужден был впустить в себя зло после  грехопадения первых людей, злоупотребивших своей свободой (Быт. 1:28).  И потому в самом начале зарождения Церкви последователям Христа было сказано: «Не любите мира, ни того, что в мире: …Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Иоан. 2:15-16).

Как действует этот мир? Исключительно соблазнами. И главным соблазном, который привел человека в ад, остается его самообожествление, предложенное змием  в раю. Сегодня оно облеклось в благовидную форму гуманизма – философского мировоззрения, поставившего на постамент человека, его свободу и независимость от Церкви, а значит — от Бога. «Человек – это звучит гордо!» — вот формула, озвученная лжецом-литератором прошлого столетия М. Горьким.

Если Церковь говорит о Богочеловеческом, обличая поврежденную человеческую природу как находящуюся под грехом, проклятием и смертью, то гуманизм провозглашает противоположное. «Гуманизм зиждется на той основе, что человек по природе хорош». Так писал известный сербский богослов прп. Иустин Попович.

Обожествляя человека в делах его, «которые по причине греха являются нечистыми, малыми и пошлыми творениями», гуманизм ставит себя на место религии, предлагая ложь вместо истины, приводя своих последователей к самой трагической развязке – к погибели. И поэтому прп. Иустин выносит ему суровый приговор:  «Гуманизм является идолопоклонством самого худшего вида – человекопоклонством».

На чем же держится в наше время это богоборческое мировоззрение? Исключительно на ласкательстве человека и воспевании «общечеловеческих ценностей». Как это происходит, хорошо видно на установленном с некоторых пор праздновании «Дня матери».

Что есть материнство? Оно в падшем мире есть следствие и продолжение первородного греха. Приговор Божий об этом прозвучал еще в Раю согрешившей Еве: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Первым человеком, родившимся у Евы, как известно, был братоубийца Каин.

Проходили века, у размножившихся людей рождались дети и их потомки, но суть не менялась. И спустя тысячелетия написал царь Давид: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Поэтому через все Священное Писание постоянно проходит напоминание об этом. Нечистота – вот состояние матери, родившей своего младенца. «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов. 14:4). Нечистота, сопровождающая материнство, закреплена как религиозное понятие.

Так, закон Моисеев предписывает семь дней очищения после родов (Лев. 12:2). Церковь Христова принимает в свое лоно роженицу только после сорока дней, когда над нею читается очистительная молитва, а над ребенком совершается таинство  крещения.

То есть, простое рождение ребенка, дающее продолжение рода и перспективу заботы о престарелых родителях, не избавляет человека от греха и не оправдывает его. «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями…», — утверждал праведный Иов (Иов. 14:1).  И потому материнство само по себе не несет никакой святости, но само нуждается в очищении.

Как ни горько признавать, но в грубой формуле жизни, предложенной В.В. Розановым, сокрыта истина, если рассматривать человека как существо только биологическое: «Родила червяшка червяшку. Червяшка поползла. Потом умерла. Вот наша жизнь». О чем здесь говорится? О том, что как бы благородно ни выглядели отдельные проявления человеческой природы, они бессмысленны  сами по себе, без вмешательства и посещения свыше. Именно об этих посещениях и говорит нам Церковь и Священное Писание.

Благословению свыше обязан столетний Авраам, услышавший от Гостя: «В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры [будет] сын» (Быт. 18:14). Высшим смыслом Бог  наполнил супружество через закон Моисеев, пообещав Израилю рождение Небесного Пришельца — Мессии. Обращением к Богу и посещением свыше были удостоены и родители Богородицы, и родители св. Иоанна Предтечи. Сошел с Небес и Сам Бог, родившийся от Девы и принявший образ Сына Человеческого, оправдав тем самым и замысел Божий о супружестве. Только во Христе мы имеем шанс на оправдание материнства, если оно зарождается и окормляется в Церкви.

Потому что всякая мать, родившая только по своей воле, «в беззаконии и грехах», становится этим виновна перед Богом, и нуждается в очищении и молитвах Церкви. Но для этого требуется осознание ею своей собственной вины. А оно может прийти только тогда, когда есть святые примеры чистой и непорочной жизни.

Вот почему Церковь воспевает  материнство свв. Анны и Елисаветы,  и Самой Пречистой Девы Марии. Чтобы всякая мать, возгордившаяся своим материнством, подобно Сарриной  служанке Агари,  сравнивая себя со святыми женами, приходила ко спасительному покаянию. А значит и к тому страху, через который возникает необходимая осторожность во всех поступках и проявлениях нашей природы, и в первую очередь, в чадородии.

Во  внимании Церкви находится не только рождение, но и само зачатие человека, установленное в ряде праздников. Если рождение ребенка – самое серьезное дело на Земле, то естественно и благоговейное отношение к самому первому действию зарождения жизни. В нем должно быть максимальное отсутствие страстных, греховных и плотских вожделений. Оно должно содержать в себе благословение Божие, а не противление Ему. Потому что есть люди, рождающиеся «от крови, … от хотения плоти, … от хотения мужа», но есть и те, которые «от Бога родились» (Иоан.1: 13). Все это возможно только в вере и в страхе Божием. Вот такое чадородие и прославляется и предлагается как возможное в Церкви.

Материнство же по формуле «главное – родить, не важно как и от кого», так легко воспринятое народом в безбожные времена, и народившее безбрежное море утопающих во грехах потомков,   подлежит несомненному осуждению. Но именно такое скороспелое бездуховное отношение к самому первому благословению Божьему «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» предлагается нам в нынешнем светском праздновании Дня матери.

Какую мать должно в этот день чтить? – Самую чистую и непорочную? Нет. —  Любую! Всех подряд! Мать — значит уже достойна!

Но если это так, если само по себе материнство  — добро, то после таких восхвалений всякая девица будет считать себя вправе и обязанной родить. Без всяких формальностей и проволочек. Сказано же: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» (Быт. 4:7).  Кому не хочется смотреть на мир и в глаза людям с открытым лицом?

Вот откуда мы имеем огромное количество матерей-одиночек, и вот почему ради материнства женщины сегодня готовы отдаться всяким ЭКО, лишь бы стать причастными плотскому «добру» материнства. Но добро без Христа не есть добро. И материнство само по себе не может быть событийным явлением в Церкви.

И потому очень странно видеть, как этого не понимают не только простые христиане, но и сами священники, объявляющие о святости материнства, смешивая в одной чаше чистоту Богородицы  и нечистоту блудниц. Не так же ли зарождался Вавилон? И зачем тогда святость как идеал, если достаточно просто родить и быть «как прочие люди»?

День материнства по своему содержанию имеет скрытый подтекст праздника самки, как и День отца было бы логичнее назвать Днём самца. Но такой цинизм в открытой форме, конечно же, не может быть допущен государством, придерживающимся идеалов гуманизма. И нам в скрытой завуалированной форме предлагается очередное антихристианское отношение к  воспетому Церковью почитанию Богоматери и идеалу чистоты. Будем же мудры, как змии, чтобы не принимать огульно новоявленные праздники и ценности, им же несть числа.

Иерей Андрей Попов
Калачевская и Палласовская епархия РПЦ МП

Справка. В соответствии с Указом президента России Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года № 120 «О Дне матери» праздник День матери отмечается в последнее воскресенье ноября. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодёжи. Принадлежит эта инициатива Алевтине Викторовне Апариной — депутату Государственной Думы РФ, члену ЦК КПРФ.

См. также:
Священник Андрей Попов. Духовные основы брака в перспективах отечественной истории
Священник Андрей Попов. Богоматерь и Родина-мать


День матери в России отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября. Предлагаем вашему вниманию размышление протоиерея Артемия
Владимирова, приуроченное к этому дню и опубликованное в журнале «Русский дом»

Нет участи плачевней, нежели у «иванов, не помнящих родства»… Мало-помалу в наш гражданский календарь входят праздничные даты, за которые может зацепиться мысль соотечественника, мучительно ищущего точку опоры для своего духовного и национального самосознания. Вот мы и «доросли» ныне до Дня матери и материнства – одного из главных, исходных начал человеческого бытия.

Каждый наполняет то или иное событие собственным содержанием, отыскивает в нём смысл, сообразный своему воззрению на жизнь. Позвольте и мне, дорогие читатели, поразмышлять вместе с вами над новым государственным праздником в призме православного миросозерцания.

Прежде всего, наша мысль обращается к той, благодаря которой мы явились на свет Божий, – нашей родительнице, матери, маме…

Всемогущий Творец, даровав нам земную и вечную жизнь, вверил каждого из нас матери, тому существу, чьи любовь и жертвенный труд содействовали нашему рождению и становлению в этом мире.

С первых дней мы были окружены её теплом и лаской. Она, выносив дитя в своей утробе, кормила его собственным молоком; часов не замечая, ухаживала за беспомощным малышом, который, едва лишь заявил о своём существовании, стал для неё самым дорогим на свете. Божественная любовь, как тёплые лучи, исходящие от солнца, изливалась на нас через грудь и руки, глаза и голос родительницы.

Вот почему благодарность, не знающая ни конца, ни краю, – единственное чувство, которое уместно в отношении матери со стороны её детей, невзирая ни на какие погрешности и недостатки родителей! Этой благодарностью, сердечной и сокровенной, должны быть проникнуты все наши слова и действия, всё общение с мамой, особенно если нам почему-то постоянно не достает для неё времени. Утверждаем, что только благодарное чадо заслуживает наименование человека! Мера нравственной просвещённости христианина – в его сыновней доброте и признательности. Самый короткий путь к Богу, фундамент нашего вечного спасения – в заповеди, древней, как мир: «Чти отца и матери твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле…» (см: Исх. 20, 12). Всякий окрик, раздражительное слово, обращённое к матери, – нож в сердце, беззаконие, приводящее в негодование и ангелов, грех, который неминуемо будет наказан, ибо он взывает о возмездии ещё здесь, на земле. Поднявший руку на собственную мать, наглый досадитель родителям, оскверняющий уста свои злословием в общении с ними, – проклят от Господа и ещё в ветхозаветные времена был достоин, по Моисееву закону, побиения камнями.

Первый грех, который нам вспоминается в час исповеди, – грех оскудения любви к породившим нас и, в первую очередь, к матери.

Человек, отчуждившийся духом и жизнью от родителей, несчастен. Светильник его гаснет в кромешной тьме. Сердце сковано стальными обручами себялюбия и жестокости, чуждо искры Божией, является отвратительным жилищем демонов-человеконенавистников. Мрачно лицо непочтительного сына или дочери. Холоден взгляд, как правило, отрывиста и груба речь, чуждая слов, выражающих человеческие тепло и любовь. Господь отымает Свой благодатный покров от того, кто решается на войну с родителями, как бы плохи они ни были, по его рассуждению. «Муж кровей не преполовит дней своих», – предупреждает бесчинников святой царь Давид (см: Пс. 54, 24). И напротив, слово Божие ублажает нелицемерно чтущих словом и делом отца и матерь. Вот как свидетельствует об этом библейский мудрец Иисус, сын Сирахов: …Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца очистится от грехов и уважающий мать свою – как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его. Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе – бесчестие отца. Слава человека – от чести отца его, и позор детям – мать в бесславии. Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца – то же, что богохульник и проклят от Господа раздражающий мать свою… (Сирах., 3, 2-16).

Читатель! Убеждён, что, единожды слегка коснувшись взором этим святых речений, ты уже никогда не забудешь их, как не забудешь и ежедневно являть милость и любовь к своим земным родителям!

Покаемся же, друзья, хотя бы в День матери, в своих прегрешениях против пятой заповеди. Не просто выговорим на исповеди всё, в чём обличает нас совесть, но в корне изменим отношение к родителям, которых нам никто никогда не заменит. Как быстро и дивно награждает Бог со тщательностью исполняющих Его повеление о любви к родителям! Награждает самой внутренней потребностью служить им, год от года становящимся всё более немощными, нуждающимися в помощи детей. Почтительный сын прекрасен в очах Создателя! Преданная и заботливая дочь исполнена благодатных даров Духа, если только входит в число учениц Христа. Обилие внутреннего покоя, ничем не нарушаемый мир души, непрестанная молитва, рождающаяся в глубинах сокрушенного и смиренного сердца, духовная радость, избыток жизненных сил, долголетие, наконец, собственное здоровье, послушные и разумные дети – вот далеко не полный перечень даров, сходящих свыше, от Отца Светов на исполнителей пятой заповеди! «Бог не выдаст, свинья не съест», – говаривал русский народ, может быть, имея в виду почтительных сынов и дочерей: таких «и огонь не жжёт, и вода не топит», – вторит пословице былинная мудрость.

Посмотрим же в День матери на милую, бесконечно дорогую маму новыми, согретыми светом любви глазами. Обнимем обнимавшую нас и поцелуем бессчетно целовавшую нас! Утешим родную мать подарками, самый дорогой из которых – мы сами, сидящие рядом с нею с улыбкой и довольством, находящие подлинное удовольствие в том, чтобы послужить родительнице, ведь она всю свою жизнь превратила в служение детям, не требуя от них никакой награды, кроме их собственного счастья…

Сценарий праздника «День Матери»

На сцене ведущие, хор песни «Я целую твои руки» и чтецы (из них чтецы 1,2,3) и старшие дети (4,5,6)

Ведущий 1

На свете добрых слов живет немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово «мама»
И нету слов дороже, чем оно.

Ведущий2

— Добрый день, дорогие мамы, добрый день дорогие бабушки, здравствуйте, милые женщины! Разрешите поздравить вас с нежным семейным праздником, Днём Матери, наполненным яркими красками осени, ароматами зелени и фруктов.
Ведущий 1

Нам бы очень хотелось, чтобы сегодняшняя встреча доставила вам радость, оторвав хоть ненадолго от повседневных забот, чтобы вы почувствовали, как любят вас ваши дети, как дорого им ваше внимание. С праздником!

Ведущий2

Мы сегодня поздравляем
Наших бабушек и мам!
И с любовью посвящаем
Наш концерт сегодня вам.

Ведущий 1

Жена, мать – весёлое ласковое солнце на семейном небосклоне, это источник ласки, сострадания и уюта. Все вы, уважаемые мамы, ежедневно выполняете роль большой хозяйки маленького государства.

Ведущий2

Вы и педагог, и психолог, и экономист, и дипломат, лекарь и пекарь, актриса и драматург, и режиссёр семейных сцен, руководитель и подчинённый одновременно. Но забудьте на время обо всём. У нас сегодня праздник.

Ведущий 1

Праздник День Матери вошел в российские дома и это замечательно!

Праздник День матери учреждён в 1998 году. и отмечается в последнее ноябрьское воскресенье. 

МОНТАЖ 1

Ребенок1

Становится доброй традицией

В один из ноябрьских дней

В любви признаться маме,

Сказать «спасибо» ей.

Ребенок2

Она любит нас безгранично,

И нет той любви сильней.

И знаем мы все отлично,

Что жизнью обязаны ей

Ребенок3

Родная, любимая мама,

Я вновь повторять готов.

Расту я, и вместе со мною

Растёт и моя любовь.

Старшие дети 4

Любому, кто живет на белом свете,
Любить, кто может, думать и дышать,
На нашей общей голубой планете
Роднее слова нет, чем слово «мать».
Старшие дети 5

С годами, став взрослее, в чувствах строже.
Вдруг сердцем начинаешь понимать.
Нет человека ближе и дороже.
Чем женщина, которой имя — Мать.
Старшие дети 6

Спешите к ней сквозь годы и разлуки.
Чтобы её утешить и обнять.
С благоговеньем поцелуйте руки.
Той женщине, которой имя — Мать!

ПЕСНЯ «Я целую твои руки»

На сцене младший воскресный хор

Игра с малышами «Мамочка»

— Кто пришёл ко мне с утра?

 — Мамочка. (Хором)

 — Кто сказал: «Вставать пора?»

— Мамочка. (Хором)

— Кашу кто успел сварить?

— Мамочка. (Хором)

— Чаю — в чашку мне  налить?

— Мамочка. (Хором)

— Кто косички мне заплёл?

— Мамочка. (Хором)

— Целый дом один подмёл?

— Мамочка. (Хором)

— Кто цветов в саду нарвал?

— Мамочка. (Хором)

— Кто меня поцеловал?

— Мамочка. (Хором)

— Кто ребячий любит смех?

— Мамочка. (Хором)

— Кто на свете лучше всех?

— Мамочка. (Хором)

Первая песня младшего хора воскресного

Ребенок7 –маленький-премаленький

Мамочка, любимая, родная,

Солнышко, ромашка, василек,

Что мне пожелать тебе не знаю

В этот замечательный денек,

Пожелаю радости и счастья,

Мира и удачи на твой век,

Чтобы сердце не рвалось на части,

Милый мой, родной мой, человек!

Вторая песня младшего воскресного хора

Хор садится, на сцене ведущие.

Ведущий 1

Все умеют наши мамы, все они успевают! Они и на работу каждый день ходят, и хозяйство ведут, и стараются со своими детьми проводить каждую свободную минутку! Как жаль, что не всегда это получается!

Ребенок8

Беру эскимо по три штуки,
Сосульки и льдинки жую,
Без шапки хожу я и руки
В студёную воду сую.Здоровье железное прямо:
Никак не могу заболеть,
Чтоб добрая, нежная мама
Со мною могла посидеть.

Маленькая сценка

мама – Ребенок9

Папа – Ребенок10

автор- Ведущий 1

Собирая свой рюкзак,
Размышляет папа так:
— Повезёт сегодня с клёвом,
Значит, буду я с уловом,
Значит, буду я с удачей.
Мама думает иначе:
— Повезёт ему с уловом,
Я у раковины снова…
Буду целый вечер
В чешуе по плечи!

Ребенок 11

Машина не заводится,
А папа вдруг завёлся,
Ругал её, как водится,
Ходил, ерошил волосы.
Потом захлопнул он капот,
Потом сказал: — Такой компот!
Я вам давно твержу про то,
Что надо новое авто.
Послушай мужа и мужчину:
Хочу нормальную машину!
«Тойота», «Форд», «Рено», «Хёндай» —
Ну, дорогая, выбирай! —
И выпил воду минеральную.
И мама выбрала:
— Стиральную!

Сценка: «Что за дети нынче, право?»

Ребенок 12- мальчик

— Я вот думаю, гадаю,
Для чего детей рождают?
Так, ребята вы не против?
Взвесим — ка все за и против!

Ребенок 13 — девочка

Девочка

— А зачем тебе всё это?

Мальчик
 Для конкретного ответа!
К взрослой жизни подготовка…

Девочка — Ты придумал это ловко!

Мальчик
Да за маму мне обидно,
От проблем житья не видно.

Мальчик2 —
Да, от нас проблем немало…
Непростая должность — мама.
Как бы было легче ей,
Без таких, как мы, детей,

Девочка
Фу! Какая ерунда!
Скучно будет ей тогда!
Да и в старости компот
Кто в стакане принесёт?
Вот представь себе теперь
Маму вовсе без детей!

Мальчик — Дома — тихо… чистота… Красота!

Девочка
— И пустота! Дом уютный, но пустой!
Без детей он не живой!

Мальчик
— Но зато, скажу я прямо, славно отдыхает мама.
Не придётся ей опять, все уроки проверять,
За детей решать задачки, сочинение писать.
За различные проделки, то ругать, то наказать,
Кухня, ужин, постирушки, снова собирать игрушки.
Не жалея нервных клеток, загонять в постели деток!

Девочка
— И услышать, засыпая…
Ты красивая такая,
Честно-честно говорю,
Мам, я так тебя люблю!

Мальчик
Да… звучит красиво…
А такая перспектива?
Только вырастил детей…
Выдал замуж поскорей…
Отдохнуть теперь хотите?
Вот вам внуки! Получите!

Девочка
— Ну и что? Опять играйся.
На бабулю откликайся,
Сели, встали, побежали,
Вновь игрушки все собрали,
Тренировка у плиты,
Воз домашней суеты.

Мальчик — Да зачем им жизнь такая?

Девочка
— Аэробика сплошная!
Торопись, чтоб всё успеть.
Даже некогда стареть.

Мальчик
— Нет! Я, всё же, сомневаюсь, столько нервов и забот!
Я всё больше убеждаюсь: Дети — хлопотный народ.
Надо долго их растить, и воспитывать, учить,
По ночам не досыпать, день и ночь переживать,
Заболели полечить, провинились — отлупить,
И в учёбе помогать, и кормить и наряжать…

Девочка — Трудность в чём? Не понимаю! Я же кукол наряжаю!

Мальчик — Ну, сравнила! Во — даёт!

Девочка
— Дети хлопотный народ!
Но зато для мамы
всех важней, скажу я прямо.
Мама — в детях продолженье.
И почёт и уваженье!
И огромная любовь,

Мальчик — И забота вновь и вновь…

Девочка
— Так, мой друг, спокойствие! Заботы — в удовольствие!
Пока деток воспитаешь, ни на миг не заскучаешь.

Мальчик — Да — а — а, добился я ответа — смысл жизни видно в этом.

Девочка —
Смысл жизни видно в том,
чтоб детишек полный дом!
Каждой маме по ребёнку!
Все — Ну, а лучше сразу два!

Девочка — Чтоб у мамочки от скуки не болела голова!

Поздравление многодетных мам

Ведущий2

Мы от всего сердца поздравляем мам, которые воспитали не одного детей и гордимся тем, что их дети учатся в нашей воскресной школе. Мы приветствуем их. Это

Музыкальный номер

На сцене хор песни «Голубою ризою одета»

Ведущий 1

— Как же часто мы обижаем своих мам. И как часто нам приходится просить у них прощения.  Но есть волшебные слова, с помощью которых можно даже очень грустной и обиженной маме поднять настроение и вернуть хорошее расположение духа.

Ведущий2

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого спасибо.
Зазеленеет старый пень, когда услышит
добрый день.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы
спасибо.
Когда бранят за шалости, говорим,
прости, пожалуйста.
И во Франции и в Дании на прощанье говорят
до свидания.

Поздравление учителей

Ведущий 1

Мы рады, что в стенах нашей воскресной школы у детей появилась еще одна мама. Мы от всей души поздравляем наших любимых учителей!

Ведущий2

Именно они согревают нас своим вниманием, теплом и заботой. Они каждый раз  отдают нам частицу своего сердца.

Песня «Голубою ризою одета» 
Хор садится, выходят ребенок (14) и МОНТАЖ 2 (девочки15,16, 17)

Поздравление бабушек

Ребенок14 –маленький

У мамы — работа,
У папы — работа,
У них для меня –
остается суббота, 
а бабушка дома — всегда!
Она не ругает меня никогда! 

МОНТАЖ 2 – ДЕВОЧКИ

Ребенок 15

Вот, если я бабушкой буду,
Клянусь, никогда не забуду,
Что внучке, а может быть, внуку
Давать каждый день на обед:
Насыплю я в правую руку,
Насыплю я в левую руку,
И просто насыплю на блюдо,
Горой разноцветной, конфет!
Ребенок 16

Вот, если я бабушкой буду,
Клянусь, никогда не забуду,
Что внучку, а может быть, внука
Не стоит за двойки ругать.
А просто, развеивать скуку,
Отправлю к веселому другу,
И дам посмотреть телевизор,
Подольше пущу погулять.

Ребенок 17
Но бабушка, явно, забыла,
Что в детстве конфеты любила.
И, видно, одни лишь пятерки
Носила из школы она.
И к ней не ходила подружка,
И ей не шептала на ушко,
Что двоечник дедушка Коля
Заждался ее у окна.

Выходят мамы на песню «Богомолица»

Ведущий 1

Воск течёт по свечке тонкой,
По щеке слеза бежит…
И, молитвенно негромко,
Мама с Богом говорит…

И совсем не по канону
Материнский разговор

Через слёзы, через стоны,
Что хранила до сих пор…

Переполнилось до края
Сердце мамы… В тишине,
Чётки слов перебирая,
Мама просит обо мне…

Песня мам «Полунощная моя богомолица»

Ведущий2

— Каждую секунду в мире рождаются 3 человека. Это мама даёт им жизнь. Мать и дитя – это две неразрывные нити и в беде, и в радости.

Ведущий 1

Как солнце посылает свои лучи, согревая всё живое, так и любовь матери согревает всю жизнь ребёнка. Мать – это окно в большой мир. Мать – это наша опора и защита.

Ведущий2

— Девчонки и мальчишки
Давайте вместе с вами
Спасибо скажем бабушке
Спасибо скажем маме.

Ведущий 1

За песенки, за сказки,

За хлопоты и ласки, -С п а с и б о !

Ведущий2
За вкусные ватрушки,

За новые игрушки. С п а с и б о !

Ведущий 1

За книжки и считалки,

За лыжи и скакалки, С п а с и б о !

Ведущий2
За сладкое варенье,

За долгое терпенье. С п а с и б о !

Ведущий 1

— Наша торжественная часть подходит к концу.

В заключении, ещё раз поздравляем Вас с праздником! Счастья, здоровья, терпения вам и Божьей помощи в этом нелегком труде!

Ведущий2

Пусть солнце ярче светит для вас, а рядом всегда будет крепкое мужское плечо.

Женского вам счастья!

Ведущий 1

Чтобы мамы не скучали
Угостим-ка мы их чаем.
Пейте чай и торт берите,
Чаще в гости заходите.

В субботу, 30 сентября 2023 года, верующие отмечают особый праздник — День святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Почему торжество называют бабьими именинами и какая трагическая история лежит в основе праздника — читайте в материале «Известий».

День Веры, Надежды, Любви и их матери Софии 2023 — истоки праздника

День ангела для обладательниц сразу четырех имен стал единым неслучайно. В этот праздник чествуют четырех мучениц, перенесших страдания во имя Христа.

Речь идет о жившей во II веке благочестивой христианской семье — вдове Софии и ее трех дочерях: Вере, Надежде и Любови. Такие имена мать дала девочкам в честь христианских добродетелей, и воспитывались дети в смирении и почитании Господа.

Однако приверженцы христианской веры в те дни подвергались гонениям, и о верующей семье вскоре узнал император Адриан II. Он велел доставить мать и дочерей ко двору, где принуждал их отказаться от веры и принести жертву языческим богам. Но даже под угрозой смерти ни мать, ни дочери не отреклись от Христа.

Тогда император приказал пытать девочек, младшей из которых было всего девять лет. Но даже жестокая экзекуция не сломила дух Веры, Надежды и Любви, и до последнего вздоха девочки остались преданны Господу. Мать София наблюдала за истязаниями дочерей, не в силах помешать пыткам, и стала свидетельницей их казни.

Женщина не смогла пережить великое горе. Похоронив дочерей за Римом, она плакала на их могилах и на третий день скончалась, не выдержав муки. Церковь причислила всех трех мучениц к лику святых.

День Веры, Надежды, Любви и матери их Софии – 2023 — традиции праздника

Праздник можно назвать по-настоящему женским днем — ведь все четверо святых покровительствуют женщинам. Недаром в народе праздник носит название бабьих именин. В деревнях поздравлять было принято не только обладательниц имен Вера, Надежда, Любовь и София, которых было на Руси много, но и женщин в целом. Считалось, что именно женская мудрость и сила духа лежат в основе благополучия семьи, о чем и принято напоминать в день торжества.

При этом самим женщинам в «бабьи именины» полагается оплакивать все проблемы, которые есть в их жизни. По поверью, выплакав все обиды и горести, женщины ограждают семью от новых невзгод.

Пост в этот день не соблюдается, поэтому ограничений на употребление животных продуктов нет. Тем не менее пышные пиршества в День Веры, Надежды, Любви и Софии устраивать не принято, ведь повод у праздника трагичный.

День Веры, Надежды, Любви и матери их Софии – 2023 — чего нельзя делать

Также в день праздника не рекомендуется играть свадьбы и венчаться. Учитывая печальную историю праздника, заключенные в этот день браки не обещают быть счастливыми.

Мужчинам категорически запрещено в этот день обижать и ругать женщину и тем более неприемлемо ударить ее.

Самим женщинам нельзя заниматься физическим трудом и перенапрягаться. В этот день лучше доверить обязанности по дому мужчинам.

А за несколько дней до этого праздника православные также отмечали еще одну важную дату — Воздвижение Креста Господня. Торжество посвящено обретению креста, на котором распяли Христа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хэллоуин оригинальный праздник
  • Христианские праздники рождество христово
  • Хью лори праздник новоорлеанского блюза
  • Христианские праздники рождество сообщение
  • Хылбык дойга сценарий