Христианский праздник когда колядуют

Труд профессора Александра Павловича Лопухина «Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том XII». Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, FB2, PDF.

Распечатать

Коляда

Коляда. – С именем «коляды» соединяется круг народных рождественских праздников (с вечера 24 декабря по 6-е января), игр, песен. Точный смысл слова «коляда» неизвестен. Но его сближают с латинским «calendae» от caleо – быть горячим, гореть, накаляться. Отсюда «календы» – такие времена, ночи, которые должны освещаться, быть светлыми, а это достигалось зажиганием костров, что и было в ночь под первым числа каждого месяца. Январские календы у греков и римлян примыкали к целому ряду праздников (Врумалии с 24 ноября до 17 декабря, в честь Диониса фракийского, Сатурналии и Опалии от 17–23 декабря; Воты – с 23 декабря, переходившие в календы) и потому праздновались торжественнее других календ. Весь этот цикл праздников символизировал плодородие, надежды на жатву и веселье. Во время январских календ, – особенно в ночь на новый год, – целые толпы мимов, аргиров и т. п. народа рядились, устраивали игры, ходили по домам, будили спящих, шутили, поздравляли, пели песни, в которых приветствовали с новым годом и выражали пожелания счастья, долгоденствия, будущего урожая.

Церковь христианская, не одобряя языческого празднования календ и нового года, в противовес им установила торжественное празднование Рождества и Крещения, и новый год был перенесен на 1-е марта; в церковных песнях и выражались христианские идеи. Но народ, приняв христианские песнопения и праздники, не оставил прежних, языческих. Отсюда началось смешение языческих и христианских понятий, сказавшееся и в колядских песнях того времени (IV-ХII вв.): наряду с упоминанием календ и нового года в них встречаются образы и символы, относящееся к событиям Рождества и Крещения, христианские имена и т. д. Так песни колядские стали обозначать не только новогодние, но и рождественские песни, песни святочные.

От греков и римлян колядские песни были занесены странствующими мимами в другие страны Европы. Под влиянием их всюду образовались свои собственные колядские песни на местном языке с тем же почти содержанием – у французов (noels), немцев (Weihnachtslieder), англичан (carols), испанцев (villancicos), в Италии они назывались pasturelles и т. д. По большей части колядские песни распевались пастухами, прославлявшими Христа пением своих любимых песен, затем за сочинение колядок стали браться поэты; в Италии (в XIV-XV вв.) даже знатные женщины увлекались сочинением рождественских песен; с течением времени любители взялись за собрание колядских песен, составились сборники колядок и особенно известен сборник «ноэлей» аббата Патуваля (ХVIIІ в.).

В настоящее время колядские песни в большом употреблении во всех странах Европы и Америки; их распевают дети и взрослые, в домах и по церквам, простой народ и образованные люди. В каждой стране составилась по вопросу о колядских песнях целая литература.

История коляды в России подобна истории ее в Европе. Славяне, как и другие народы, праздновали зимнее «возрождение» солнца и природы. С принятием христианства «Рождество» совпало с этим языческим праздником. И если для людей более просвещенных христианским учением праздник Рождества затмил собой прежнюю языческую коляду, то в миросозерцании простого народа коляда покрыла собою Рождество; оба эти праздника слились в один, на что и указывает коляда, по которой «коляда» и «Рождество» нарождаются в один день.

Далее, во время праздника ходили по домам с поздравлениями и песнями. Простому народу нередко представлялась в этом суть праздника; отсюда колядою он стал называть хождение по домам. В дальнейшем развитии народ представил коляду живым существом, которое посещает домы в виде колядовщиков и приносит счастье в семью, т. е. олицетворил колядование в образе коляды. На это указывают некоторые обычаи: в Московской губернии накануне Рождества водили по селам девицу, одетую сверх платья в белую рубаху – коляду. В Белоруссии коляду изображал парень на белой лошади. Подобным же образом у малороссов под новый год с пением щедривок водили по домам «Меланку» – девицу, приносящую счастье (от празднования в этот день церковью св. Мелании). В одной малороссийской колядке праздник Рождества олицетворяется следующим образом. Бог обращается к Апостолу Петру со словами:

«Ой, Петре, Петре, послуго моя»,

«Пиды, принесы святее Риздво

Наряду с колядой воспевается в святочных песнях «овсень». Понятие «овсень» очень сложное вследствие привнесения в него различных наслоений. Иначе он называется: таусень, авсень, титусень и т. п. Все эти слова происходят от одного – усень, что значить рассвет, утро, заря, солнце, от ausz – рассветать, auzra, – утренняя заря, по-славянски утро из «устро». Кроме того, авсенем называлось у северных славян русского государства первое марта, первый день весны, служившей в древнее время началом года (Даль). Следовательно, овсень означаешь и новый год, как праздник в честь возрождения солнца. Двойственное значение овсеня подтверждается овсеневыми песнями. В одной песне на вопрос:

«Кому ж, кому ехать по мосточку?» дается такой ответ: – «Ехать там овсеню да новому году».

При этом песни добавляют, что он (т. е. Овсень) поедет «на сивенькой свинке» и погонять будет «живым (золотым) поросенком».

Если вспомнить, что свинка пли поросенок в древности служили символом солнца (сказочная «свинка – золотая щетинка»), то станет понятным, что здесь под овсенем разумеется именно солнце, а затем, в дальнейшем смысле, и новый год.

Древние святочные великорусские песни употреблялись и в дни Рождества и Крещения безразлично. Иоанн Грозный на Стоглавом соборе обвинял духовенство в том, что народ «кликал» коляду и овсеня в ночь на эти праздники. О том же говорят запретительные указы Михаила Феодоровича и патриарха Филарета 1628 г. и Алексея Михайловича 1649 г. В настоящее время более сохранились колядки в Малороссии. Они богаче образами. Одни из песен называются колядками, другие щедривками. В первых преимущественно прославляются события Рождества Христова или Крещения, вторые воспевают новый год, заключают в себе пожелания урожая хлеба, плодов и т. д.; впрочем, строгого различия по содержанию между ними установить нельзя. Колядки рассказывают о рождении Христа Младенца, крещении его, волхвах, Ироде, св. Василии В., иногда заключают в себе элементы религиозно-мифические, воспевают солнце, месяц, грозы; некоторые содержат в себе историко-бытовой элемент, – прославляют известных князей, народных героев, их битвы (есть колядки, в которых даже отразилась борьба с поляками), или просто величают хозяина с семьей, поздравляют с новым годом, желают урожая, вступления в брак. – Великорусские колядские и овсеневые песни отличаются от малорусских: они беднее содержанием и образами. Христианских идей и понятий мало. Часто в колядах встречается припев: «виноградье красно-зеленое», значение которого не выяснено. Профессор Потебня полагает, что этот припев занесен на север Руси с юга, где существуют виноградные сады. Отсюда самые колядские песни называются «виноградьями». Виноградья по своему содержанию напоминают более русские былины и исторические песни, чем коляды: в них нередко говорится об Илье Муромце, о царских войнах с соседями и т. д.

Цель всех колядок – обрадовать, вселить надежду на лучшее будущее. Колядка очаровывает воображение образами неземного счастья, наполняет бедную жизнь довольством, из укромной хатки ведет бедняка в чертоги богача, поднимает слушателя в надзвездные пространства; отворяется небо, предстают взору смертного престолы; Божия Матерь вьет из роз венки для тружеников – «хебородов». В рождественских песнях сострадательное божество нисходит на землю, посещает бедные жилища людей и щедрой рукой раздает довольство и счастье. Солнце печется о крестьянском домохозяйстве. Месяц дружелюбно разговаривает с людьми и открывает им, в какой хате в предстоящем году будет свадебное веселье. Добрый молодец колядок не простой парубок, а богатырь… Девушка в колядках, как «царевна» или «королевна». Крестьянский двор окружен белокаменными стенами, ворота сделаны из желтой меди. В хате столы накрыты дорогими коврами; на столах стоят кубки, наполненные вином…

От чисто народных малороссийских колядок нужно отличать колядки книжные. Последние отчасти перешли к нам из Польши, отчасти сочинены или нашими юго-западнорусскими школьниками, или монахами униатских Базилианских монастырей. В Польше их сочиняли иезуиты и вообще духовенство латинское в противовес народным языческим колядкам; в юго-западной Руси монахи Базилианских монастырей составляли частью для тех же целей, частью для распространения путем их в православном русском народе униатских и католических учений; наконец, школьники составляли или, по крайней мере, пользовались ими для поздравления вельмож и господь с праздником Рождества Христова. Такие колядки, называвшиеся еще «кантами», весьма часто и в Польше и у нас в юго-западной Руси употреблялись при представлении вертепа – для оживления действия. Они собраны и изданы в особой книге с нотами, называемой «Богогласник». Колядки Богогласника – чисто христианского содержания, без всякой примеси язычества или историко-бытовых элементов. Однако мало русский народ, равно как и польский и белорусский перенял их от школьников и монахов и, не поняв некоторых книжных выражений, исказил их, – иногда – до явной бессмыслицы; между тем как в его древних колядках всегда сохраняются ясный смысл и изящество образов. Книжные колядки распеваются теперь по преимуществу малороссами Галиции в Австрии, отчасти же и у нас на юго-западе России.

С пением колядских и овсеневых песен ходят по домам: в Малороссии начинают ходить парни девушки, дети с 24 или 25 декабря. Иногда ходят со звездой, сделанной из дерева или картона, обклеенного бумагой, с зажженной свечей в середине. Старший из парней называется «березой» или «михоношей». В Белоруссии обычай колядования такой же, в Великороссии ходят колядовать парни, дети, иногда девушки, смотря по местности 19 .

Как праздник в честь солнца, коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров. Благосклонное внимание богов – с языческой точки зрения – обусловливалось жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, особенно свиньи. В Великороссии печется козулька, имеющая вид или козла на четырех ножках (Владимирская губ.), или других животных, птицы (Олонецкая губ.); козульку берегут из года в год, чтобы скотинка ходила домой, плодилась, а также затем, чтобы ее любил домовой. В рождественской обрядности в Малороссии и Белоруссии очень рельефно выступает культ предков; напр., в некоторых местах в канун Рождества варят кутью и ставят ее на ночь для умерших родственников. Особенно развиты во время святок гаданья о суженом. В Белоруссии сохранились еще игрища, которые имеют отношение к гаданию о суженом и отчасти напоминают игрища «между селы» летописца. Известна игра «пярэшки» с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.

Изучение коляд начато было в ЗО-х годах прошлого столетия. Снегирев, О. Ф. Миллер, Афанасьев изучали их с точки зрения мифологической. Миллер объяснял применение сил небесных к домохозяину и его семье древним верованием славян в существование самостоятельной небесной семьи; златоверхие теремы – символ небесных пространств, освещенных солнцем и т. д. Позднее А. А. Потебня (Объяснения малорусских и сродных песен, т. II, Варшава 1887 г.) значительно ограничил мифологический элемент колядок и щедривок, объяснив многое с точки зрения бытовой. В 1874 г. явился (в Киеве) I-й том «Исторических песен малорусского народа с объяснениями» В. Б. Антоновича и М. Драгоманова (ср. рецензию Н. И. Костомарова в «Вестнике Европы» 1874 г., 12). А. Н. Веселовский (Разыскания в области русского духовного стиха, VІІ, 1883 г., в «Сборнике Императ. Академии Наук», т. 32; ср. «Журн. Мин. Нар. Просв.», 1877 г., № 2) доказал, что внешняя обрядность, маски, ряженье и т. д. перешло от греко-римского мира.

Б. Груздев.

* * *

19

У славян заграничных, у греков, у румын колядование также очень развито. Между прочим, в Славонии колядовщики ходят со змеем, сделанным из дерева, с короной на голове. Во время пения колядок или в пути змей посредством веревок приводится в движение и раскрывает свою пасть, возбуждая восторг у зрителей. У молдаван начинают колядовать с 25 декабря; колядуют, главным образом мальчики, иногда парни, а девушки не принимают участия. Ходят со звездой, сделанной как у малороссов; кроме того, на ней наклеивают разные изображения – Спасителя, Богоматери и проч. Старший (березай) ходит с колокольчиком. У чехов-мораван колядовщики нередко носят с собою ясли – театр марионеток, где показывается сцена Рождества или поклонения волхвов. В Швеции и Норвегии, равно как и в Англии, колядовщики нередко ходят со звездой или с зеленым хвойным деревцом, напр, с елочкою, с зажженными на ней свечами. В Италии род колядовщиков исполняют горные пастухи, которые в рождественскую ночь спускаются с гор в села и города и разыгрывают на волынках по улицам и площадям пасторальные мелодии, либо поют колядки.

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 12: Книги символические — Константинополь : с 10 иллюстрациями. — 1911. — XI с., 904 стб., 905-928 с., [10] л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle

Такая традиция как Коляда существовала еще с языческих времен и была посвящена небесному богу – Даждьбогу. Древние люди верили, что после зимнего солнцестояния просыпается бог неба, и продолжительность дня начинает увеличиваться, а ночи, соответственно, уменьшаться. Они благодарили Даждьбога и восхваляли его с помощью обрядовых песен – колядок.

Какие еще обряды проводили на Коляду? И какие похожие праздники есть у других народов? Рассказываем в материале РЕН ТВ. 

Когда празднуют Коляду

Коляда – славянский праздник и дата, с которой начинались Святки (25 декабря). Продолжались они до 6 января. Получается, что обряды Коляды проводили еще до принятия христианства. 

Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, то есть от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и по сей день. Сегодня Коляду празднуют c 7 до 19 января.  

Бог Коляда

Бог Коляда – один из светлых богов, который является олицетворением возрождающегося Солнца. Родившись в день зимнего солнцестояния, он символизирует начало нового годового цикла. Потому Коляда – бог времени, даровавший людям календарь. 

Как бог времени, он отвечает за гармоничное движение колеса жизни, в котором все пребывает в постоянном движении – свет сменяет тьму, смерть сменяет жизнь. Коляда также считается покровителем волхвов и жрецов: он принес людям знание и наставил на путь истинный. 

Коляда – языческий бог, которого изображали либо младенцем, либо крепким юношей со светлыми волосами и мечом в руках (острие меча направлено вниз, что означает мир и доброе соседство между славянскими общинами и племенами). 

Фото: © РИА Новости/Владимир Рогалевич

Как отмечали Коляду славяне

В честь праздника славяне устанавливали колесо с восемью раскрашенными спицами, а в центре него зажигали свечу или факел. В печах в этот день гасили старый огонь и разводили новый – Колядин. На Руси было принято печь обрядовое печенье в форме коров-рогаликов или кренделя и баранки. 

В ночь на праздник Коляды славяне разжигали огромные костры, которые должны были гореть ровно 12 дней. Вокруг костров собирались нарядные молодые люди, водили хороводы, рассказывали сказки, пели и прыгали через пламя.  

А еще изготавливали специальные маски, чтобы человека никто не мог узнать. В таком виде ряженые танцевали, пели и колядовали по дворам, желая благополучия каждому дому и требуя взамен подарки. 

Обряды на Коляду

Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвященных рождественскому сочельнику. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени по сей день, являются:

  • облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных;
  • использование масок;
  • исполнение колядных песен;
  • благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями и монетами;
  • игры молодых людей;
  • гадания незамужних девушек.

Еда на Коляду

Колядам предшествовал строгий шестинедельный пост, во время которого необходимо было придерживаться многочисленных ограничений в еде и поведении. Поэтому праздник ждали с большим нетерпением.

Во время Коляд обязательно проводили три обрядовых ужина-кутьи с разницей примерно в неделю. Сначала праздновали бедную (постную) кутью, затем богатую (щедрую), третья кутья снова была постной (водяной). На столе также были блины, квас с грибами, рыба, овсяный кисель и каша.  

Фото: © РИА Новости/Владимир Рогалевич

Колядки 

Колядование начиналось на второй день Коляд. С наступлением темноты молодые люди переодевались в костюмы и с песнями-поздравлениями обходили по порядку все дома. 

Эту традицию чтут и сегодня. Заходя в дом, колядующие поют: 

Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдем из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне рождество!

Господин, господа
Господин, господа,
Господинова жена,
Двери отворите
И нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь еще!

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

Гадания на Коляду

Особое место в праздничные дни Коляды занимали гадания. Проводили их, как правило, с вечера накануне Рождества Христова и до 14 января (Старого Нового года). Считалось, что именно в эти дни девушки могут узнать свою судьбу, увидеть жениха и даже предугадать дату свадьбы.

Фото: © РИА Новости/Александр Кондратюк

Приметы на Коляду

  • С какой стороны завоет ветер, с той стороны будет дуть до весеннего равноденствия.
  • Ветер с разных сторон предвещал полные закрома.
  • Если ветки можжевельника сгибаются – жди метели.
  • Если воробьи носили в гнезда пух и перья, будут морозы.

Похожие праздники у других народов

Несмотря на принятие христианства, во многих европейских странах просматриваются языческие отголоски. Так, например, с колядками связано разведение костров и сжигание огромного бревна. Бревна сжигают в Англии, Франции и странах Скандинавии. 

  • В Болгарии накануне Рождества коледари ходят по улицам и славят Христа.
  • В Румынии колядуют как молодые люди, так и уважаемые отцы семейств: рождественские колядки исполняют взрослые, а новогодние – дети.
  • В Австрии и Швейцарии во время новогодних дней на улицах можно встретить наряженных в еловые ветки и бубенчики людей. Это Сильвестр-Клаусы, которые бродят от дома к дому, исполняют рождественские песенки и получают за это взамен вознаграждение. 
     

Пришла Коляда накануне Рождества!

Пришла Коляда накануне Рождества!

Сегодня для многих Рождество Христово и Коляда — это два праздника, которые сложно разделить. А ведь это совсем не так. Во времена язычества, когда христианства на Руси еще не было, праздник Коляда уже существовал. Посвящался он не Иисусу Христу, а забытому ныне Даждьбогу. Люди радовались прибавлению дня и благодарили бога за это, исполняя песни-колядки.

Что такое Коляда

Коляда — славянский праздник, который сегодня начинается с Рождества и продолжается до Крещения, то есть проходит c 7 до 19 января. В эти дни проводятся обряды, которые посвящены Рождеству. Раньше же Коляда начиналась со Святок, то есть 25 декабря и заканчивалась 6 января.

Коляда – древний языческий праздник./Фото: veles.site

Коляда – древний языческий праздник./Фото: veles.site

Конечно, праздник видоизменился за столетия, но основные традиции сохранились и по сегодняшний день. Все так же, как и раньше, празднующие облачаются в наряды, для изготовления которых используются шкуры животных, рога. Надевают самые смешные и страшные маски. Колядуют, то есть поют праздничные песни, получая от слушателей различные подарочки. Девушки гадают, в надежде узнать, кто же будет женихом.

Как готовились и праздновали Коляду раньше

К Коляде готовились заранее и уделяли этому большое внимание. Хозяйки стряпали, стараясь приготовить как можно больше вкусных блюд. Оладушки, пироги, мясо в разных видах, каши, запеканки – все самое интересное. Женщины делали генеральную уборку, стараясь, чтобы все сияло, словно солнечные лучи. Все члены семьи посещали баню, в которой как следует мылись и парились. Также шили и мастерили разные наряды для колядования.

Когда наступал день празднования, начиналось торжество, и шло оно по определенному сценарию.

Люди шли к храмам (в то время языческим), где проводили обряды жертвоприношения. Древние сказания говорят, что славяне разукрашивали лица, надевали маски и наряды, и в таком виде восхваляли богов. Выбирался главный, называемый колдуном, который проводил жертвоприношение. Обычно это был глава семьи. В жертву приносили домашнее животное или птицу, чья кровь разбрызгивалась для отпугивания злых духов. Молодежь пела колядки и гадала.

Деревенские жители всегда праздновали Коляду./Фото: aeslib.ru

Деревенские жители всегда праздновали Коляду./Фото: aeslib.ru

В старину празднование Коляды отмечалось шумно. Молодежь собиралась для хождения по домам в большие, веселые компании. Несли на шесте солнце, символ праздника, а после прихода христианства солнце было заменено на звезду (символ рождения Иисуса). Толпа стучала в ведра палками и ложками, громко кричала на разный лад, кто-то подражал блеянию козы, кто-то мычал как корова, кто-то лаял как собака.

Когда основная часть была закончена, люди приступали к праздничной трапезе. Ели мясо жертвенных животных, пили из общей чаши. После плотного обеда начинались «игрища», наступала пора песен, танцев, веселья. На второй день, взяв с собой пироги, люди шли колядовать. Первыми выступали всегда дети, потом девушки, а уж потом взрослые женщины и мужчины.

Как отмечалась Коляда в последнее столетие

За последние сто лет правила практически не менялись. Если Коляда отмечалась, то так: в сочельник принято было не есть, ждать вечера, появления первой звезды. Как только ее видели, на стол выставляются блюда, среди которых обязательной оставалась кутья и узвар из сухофруктов, мясные и сдобные вкусности.

В рождество, 7 января, люди направлялись в гости к крестникам, чтобы поздравить их, подарить им сувениры. Вечером наряженная в праздничные костюмы молодежь шла петь колядки. Важно, что один человек в группе обязательно должен был быть в костюме козы.

Хозяева слушали песни, смотрели на танцы, благодарили и в ответ раздавали вкусную еду (печенье, кексы, тортики, колбасу – что есть). Не пустить колядующих решались не многие, так как это дурная примета.

Сегодня Коляда уже не празднуется с таким размахом, как раньше./Фото: www.playcast.ru

Сегодня Коляда уже не празднуется с таким размахом, как раньше./Фото: www.playcast.ru

В городах Коляда проходила более цивилизованно. Обычно организовывалась веселая праздничная программа в центре, проводилась ярмарка, во времена балов богатые горожане съезжались, чтобы потанцевать и отметить праздник в каком-нибудь шикарном особняке. Надо сказать, что после принятия христианства церковь старалась запретить обычаи колядования, поклонение языческим богам, по дворам все чаще ходили священнослужители и верующие, рассказывающие о рождении Христа. Но традиции искоренить не удалось, во многих деревнях и городках Коляда отмечалась и отмечается по старинному сценарию.

Верить в приметы или нет?

С Колядой связаны многие народные приметы. Например, не рекомендовалось в Рождество плести лапти, чтобы ребенок не родился кривым. А если в Рождество шить – то малыш мог быть и слепым.

Если на Рождество разыгрывалась метель, то можно было ждать хорошего роения пчел. Иней, появившийся в дни праздника, символизировал урожайный хлебный год. Звездное небо – горох уродится. Дороги не замело – с гречей проблем не будет, вырастет много. Хочешь, чтобы куры хорошо неслись – посади колядников на порог.

С.Акеньшин. Коляды. Праздник Коляда часто превращался в настоящее представление.

С.Акеньшин. Коляды. Праздник Коляда часто превращался в настоящее представление.

Особое место гаданий

«Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали».
Так писал русский поэт и переводчик В. А. Жуковский в своем стихотворении «Светлана».

Гадали незамужние девушки, обычно накануне Рождества Христова вплоть до 14 января. В старину верили, что это период самый лучший для того, чтобы узнать свою судьбу, увидеть будущего жениха.

Ритуалов было много, и каждый по-своему интересен. Например, девица выходила во двор и кидала сапог через забор. Если тот упал носком к дому, то о свадьбе в новом году можно было не мечтать. А вот если носком в другую сторону, тут уж надо было понять, куда же сапог указывает, откуда придет будущий жених. Да, сапог должен был быть обязательно с левой ноги.

Ю. Сергеев.Иллюстрация к поеме Василия Жуковского «Светлана».

Ю. Сергеев.Иллюстрация к поеме Василия Жуковского «Светлана».

Особенно популярно было гадание на кольцах. В этом случае собиралась целая компания девиц. Решето наполнялось крупой, в него же клади серебряное, золотое, металлическое и украшенное камнем колечко. Все тщательно перемешивалось, и девушки начинали черпать ладошками из решета. Попалось серебряное колечко – жених будет из простых, золотое – жди, свататься будет купец, кольцо с камнем – боярин возьмет замуж, металлическое – увы, жених будет бедным. В самом худшем положении оказывались девицы, зачерпнувшие только крупу: в этом году замужества у них не предвиделось.

Скорое замужество пророчили две иголки, намазанные жиром и опущенные в воду. Но только в том случае, если они не тонули. О судьбе можно было спросить и у полена. Девица вытаскивала его с закрытыми глазами и потом рассматривала. Кривое, шероховатое полено означало некрасивого мужа, и наоборот.

Коляда сегодня

Сегодня Коляда постепенно забывается, а некоторые даже не знают, что существует такой праздник и в какой период его отмечают. Но это касается в основном крупных городов. А вот в деревнях Коляду помнят и отмечают. Конечно, сценарий праздника уже не такой объемный, как в древние времена, и зачастую люди ограничиваются пением колядок и гаданиями.

А. Мицник. Украина на Рождество Сегодня Коляду празднуют в России, на Украине, в Беларуси.

А. Мицник. Украина на Рождество Сегодня Коляду празднуют в России, на Украине, в Беларуси.

Колядники, чаще всего это дети, собираются и обходят родных, соседей, знакомых, обращаясь к ним с просьбой разрешить им поколядовать. В ответ хозяева приглашают колядников, благодарят за праздничную радостную весть и дарят им маленькие подарочки, гостинцы. Сегодня это могут быть и деньги, а не орешки, сладости и фрукты, как раньше. Бывает, что в качестве колядников выступают музыкальные коллективы или церковные хоры.

Сочельник — самое время узнать про то, как появился вертеп, что символизирует карамельная трость и другие малоизвестные факты о Рождестве

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Культура.РФ

Культура.РФ

КОГДА В РОССИИ
НАЧАЛИ КОЛЯДОВАТЬ?

КОГДА В РОССИИ
НАЧАЛИ КОЛЯДОВАТЬ?

Колядки были важной частью древнего фольклора. В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.

Колядованием называют старинный обряд: на Святки, Рождество и Новый год люди ходили по домам и исполняли поздравительные песни, за что хозяева вручали им угощения, а иногда даже деньги.

Эта традиция зародилась на Руси еще в языческие времена. Колядки были важной частью древнего фольклора. В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.

Со временем на смену языческим песням пришли другие, основанные на христианских традициях. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году. Однако языческие мотивы во многих колядках сохранились, но соединились с ценностями и обычаями христианства. Так, в этих песнях упоминали Иисуса, Богородицу, а также почитаемых святых.

Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными». Молодежь надевала костюмы и маски и перевоплощалась в разных персонажей. Рядились горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными, например медведем, козой или волком, а также фольклорной нечистью. Лица раскрашивали сажей или свекольным соком, надевали нелепую одежду, чтобы казаться смешными или страшными. С собой часто брали палки, метлы, кочерги и косы.

Колядование было связано с подношением подарков. Обычно хозяева дома угощали ряженых блинами, лепешками, пирогами, сладостями, пряниками, медом, сметаной и специально приготовленным печеньем в форме животных. А в домах, где жили девушки на выданье, певцов одаривали пирогами с мясом.

Колядованием называют старинный обряд: на Святки, Рождество и Новый год люди ходили по домам и исполняли поздравительные песни, за что хозяева вручали им угощения, а иногда даже деньги.

Эта традиция зародилась на Руси еще в языческие времена. Колядки были важной частью древнего фольклора. В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.

Со временем на смену языческим песням пришли другие, основанные на христианских традициях. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году. Однако языческие мотивы во многих колядках сохранились, но соединились с ценностями и обычаями христианства. Так, в этих песнях упоминали Иисуса, Богородицу, а также почитаемых святых.

Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными». Молодежь надевала костюмы и маски и перевоплощалась в разных персонажей. Рядились горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными, например медведем, козой или волком, а также фольклорной нечистью. Лица раскрашивали сажей или свекольным соком, надевали нелепую одежду, чтобы казаться смешными или страшными. С собой часто брали палки, метлы, кочерги и косы.

Колядование было связано с подношением подарков. Обычно хозяева дома угощали ряженых блинами, лепешками, пирогами, сладостями, пряниками, медом, сметаной и специально приготовленным печеньем в форме животных. А в домах, где жили девушки на выданье, певцов одаривали пирогами с мясом.

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста…

В этой колядке упоминается «коровка» — обрядовое печенье в виде рогатого скота, которое пекли на Рождество.

В древности богатым дарам для колядовщиков приписывали магическое значение. Считали, что если ряженых не угостить, то жадных хозяев ждут в новом году несчастья. Также колядующие могли обидеться и по-своему отомстить:

Дайте нам ломоть пирога
Во все коровьи рога.
Не дадите лепешки —
Закидаем все окошки.
Не дадите пирога —
Закидаем ворота.

По поверьям, святочное время определяло весь будущий год. Колядовщики в песнях желали благодарным хозяевам богатого урожая, достатка и благополучия, безбедной жизни и приплода скота, что должно было сбыться в новом году. Пели и про удачные земледельческие работы — и эти песни становились своеобразными заклятиями на урожай. Считалось, что чем больше колядующих придет к дому — тем счастливее будет год.

Традиции колядования известны не только на Руси, но и в Европе. Сохранились церковные наставления эпохи Средневековья, которые строго регламентировали этот обряд и описывали, когда, как и кому следовало колядовать.

Колядки в России менялись на протяжении времени, однако даже современные песни сохраняют элементы старинных текстов. Их можно разделить на две группы. К первой относятся колядки, прославляющие праздник с упоминанием библейских персонажей. Ко второй — поздравления и призыв одарить колядующих угощением.

Портал «Культура.РФ» благодарит за вопрос читательницу Инну из Белгорода.

Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. Около 1864

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Пимоненко. Колядки. Конец XIX века

Херсонcкий областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Херсон, Украина

Леонид Соломаткин. Славильщицы. 1868

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Леонид Соломаткин. Городовые-христославы. 1872

Пермская государственная художественная галерея, Пермь

Николай Пимоненко. Колядки. 1880-е

Донецкий областной художественный музей, Донецк, Украина

Федот Сычков. Христославы. (Дети старой деревни). 1935

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск

Алексей Новаковский. Колядка. 1907–1910

Национальный музей во Львове им. Андрея Шептицкого, Львов, Украина

Виктор Седов. Колядки. 1970-е

Каменск-Уральский краеведческий музей им. И.Я. Стяжкина, Каменск-Уральский, Свердловская область

Виктор Зарецкий. Коляда. 1987

Частное собрание

Константин Сомов. Ряженые. 1929

Частное собрание

Николай Сапунов. Ряженые. 1908

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Довольно интересный вопрос. Опираясь на житейский опыт, можно сказать, что он волнует многих. Я встречался с верующими православными христианами, которые перед колядниками закрывали дверь, считая их последователями языческой традиции, прославляющей древнеславянского идола Коляду. Так ли это?

Чтобы ответить на данный вопрос, нужно внимательно всмотреться в историю. Очертим с Божьей помощью тему нашего маленького исследования-статьи следующим образом: «Взаимодействие христианского и языческого мира». А оно было довольно сильным.

Усвоим главную мысль: христианская Церковь всегда отвергала языческую сущность, фундамент языческого общества, а именно – языческую религию. Вот что мы должны запомнить. Христианство всегда считало данные религии бесовщиной и проделками диавола и всеми возможными способами боролось с язычеством, видя в нем погибель души и ад. Но в то же время христианские богословы и литургисты первых веков пользовались формами языческого философской мысли, напевами и прочим для того, чтобы свидетельствовать о Христе, чтобы их благовестие не осталось заключенным в рамки иудеохристианских общин, но стало бы понятным и грекам, и римлянам, и сирийцам, и персам, и индийцам, и парфянам, и скифам и т. д.

Как говорил святой первоверховный апостол Павел: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).

Христианские теологи широко пользовались достижениями древнегреческих философов в своей понятийно-операционной системе. В первых веках был целый ряд православных богословов, которые пытались поставить эллинскую мудрость (философию, математику, герменевтику, логику) на службу православию. Яркий пример – святой мученик Иустин Философ.

Так, одно из самых известных философских понятий античности «логос» (с греч. «слово», хотя в эллинском менталитете это более широкое понятие) ввел в науку Гераклит. Более поздними философами, а также еретиками-гностиками и еврейским ученым Филоном Александрийским оно было трансформировано. Изначально Гераклит имел в виду некое сверхбытийное нечто, субстанцию, из которой все происходит, сравнимую с терминами индуистской философии «брахма» или китайской философии «дао». Стоики видели в логосе некую тонкую материю, душу космоса, в которой потенциально существуют все формы материи – семенные Логосы. Для античной философии характерно определение логоса как безличностной субстанции.

Уже у Филона Александрийского логос – это образ Бога личностного, некий посредник между потусторонним Богом и земным миром.

Чтобы античный мир осознал, понял свидетельство о Господе нашем Иисусе Христе и как об истинном Человеке, и как о Боге, т. е. Втором Лице Святой Троицы, апостолы назвали Спасителя Логосом: эллинская интеллигенция должна была понять, что Он Господь. На церковнославянский язык святые Кирилл и Мефодий перевели Логос как Слово.

Вспомним Евангелие (см. Ин. 1:1–18): «В начале было Слово…», т. е. Христос. На греческом «Слово» – это «Логос». Но мы же не имеем в виду логос Гераклита или стоиков, мы подразумеваем Господа нашего Иисуса Христа: апостолам так удобнее было объяснить трансцендентность, божественность Спасителя древним грекам.

Примерно то же и с литургической традицией.

Антифонное пение (от греческого – «противогласие»), т. е. попеременное пение песнопений двумя и более хорами, изначально использовалось в древнегреческом театре, где часто ставили язычески-обрядовые спектакли. То же и с осмогласием – восьми гласами (напевами), использующимися в церковном богослужении. Это древнегреческие народные напевы-мелодии дорийцев, фригийцев, лидийцев и т. д. Христиане использовали эти мелодии для того, чтобы благая весть о Спасителе была понятна этим народам. Потому уже молитвословия-осмогласия, освященные через отцов Церкви Святым Духом, прочно вошли в нашу литургическую жизнь.

Но ведь отцы Церкви взяли не СУТЬ языческую антифонов да напевов, а только форму для того, чтобы уничтожить язычество и благовествовать Христа Воскресшего, чтобы это благовестие было понятным разным народам.

Если говорить о Рождестве Христовом, то никто не знает точной даты рождения Спасителя. А Рождество Христово праздновалось вместе с Крещением Господним 6 января по старому стилю (19 января н. ст.). Этот  двойной праздник имел общее название Богоявления Господня, т. е. приход в мир Бога, Его явление людям для их спасения. А отделение Рождества Христова от Крещения Господня произошло в IV веке при Папе Юлии, потому что римляне очень широко и бурно праздновали в конце декабря языческий праздник «день рождения непобедимого Солнца», поклоняясь небесному светилу. Римские христиане решили отмечать с Божьей помощью Рождество Христово 25 декабря по старому стилю (7 января н. ст.), чтобы искоренить языческий культ и привести людей ко Христу. Позже данная традиция укоренилась, конечно, по Божьей воле, и в восточной традиции.

Если мы внимательно вчитаемся в тропарь Рождеству Христову, то увидим, как много там аналогий, которые называют солнцем именно Спасителя, чтобы люди, привыкшие поклоняться солнцу, легче поняли, что надо поклоняться истинному Солнцу, т. е. Господу Иисусу Христу нашему.

С колядками произошло примерно то же самое. Из них был изгнан языческий идол Коляда, а в них, как в кубок, «налили» христианское содержание.

К тому же мы должны учитывать исторический аспект. Наши предки были во многом неграмотны. И на колядныках лежала еще огромная миссионерская задача – благовествовать в каждом доме о Христе Рожденном. Напомним, например, себе колядку «Добрий вечір тобі…». В ней прямо и буквально рассказывается людям, что к ним придут три праздника и их нужно праздновать – Рождество Христово, святителя Василия Великого и Крещение Господне.

Конечно, есть и плохие колядки, языческие или искажающие смысл христианского праздника. Но нужно не отвергать колядки как христианскую традицию полностью, а проводить цензуру.

Тем более что часто колядование – это реальная миссия и свидетельство о Христе в грешном мире. Мы несем весть о Христе Рожденном больным и всем тем, кто по различным причинам не мог прийти в храм на богослужение, пусть даже и малодушным, и ленивым часто, но все таки верующим. И кто знает, какой огонек зажжет в их душах Рождество Христово с нашей помощью.

Для пастыря же колядование важно и из практических соображений. Он может посетить болящих, например, составить себе список всех тех, кто нуждается в исповеди, причастии, соборовании, и позже посетить их для спасения души.

Будем же, дорогие братья и сестры, для всех всем, чтобы приобрести хотя бы некоторых.

Ведь свидетельство о Христе – такая важная задача. Вспомним слова святого Иакова, брата Господня: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19, 20).

Иерей Андрей Чиженко

С приходом Нового года открывается череда зимних праздников с интересными обрядами, например, Колядки. Когда они начинаются, то наступает настоящее веселье: молодежь распевает благожеланные песни около домов, а добродушный хозяин щедро одаривает колядующих угощениями. Откуда пошла эта традиция, и какого числа колядуют, щедруют и посевают можно узнать из истории возникновения Колядок и обычаев их празднования.

Когда начинаются Колядки в 2024 году. Какого числа колядуют, щедруют и посевают

Колядовать на Руси было принято еще задолго до принятия христианства. Некоторые историки утверждают, что традиция зародилась в честь поклонения Коляде – одной из богинь плодородия. Люди преклонялись ей и таким образом задабривали, чтобы урожай на будущий год был богатым. По другой версии, праздник пришел из древности, а его название позаимствовано из латинского языка: «Календа» означает начало месяца.

После крещения Руси традиция колядовать все-таки осталась, но церковь приурочила ее к началу Святок и Рождеству Христову. Однако это никак не отразилось на самих исконных традициях, кстати, они успешно сохранились и до наших времен. Колядки до сих пор ассоциируются с весельем, народными гуляниями, песнями и угощениями и не утратили популярности, особенно в деревнях и селах.

Содержание:

  • Когда начинаются
  • Какого числа щедруют и посевают
  • Как появились Колядки – когда и где исполнялись
  • Как колядуют сегодня

Когда начинаются

Если вы желаете поколядовать, то нужно заранее подготовиться к празднику: приготовить наряды и разучить песни и стихи. Хоть традициям уже очень много лет, их нужно соблюдать и с уважением к ним относиться. Сейчас люди относятся к Колядкам больше как к развлечению, хотя раньше народ был настроен серьезно: ведь от проведения обрядов зависело дальнейшее благополучие.

Когда начинаются Колядки в 2024 году. Какого числа колядуют, щедруют и посевают

Дат, когда начинаются и заканчиваются Колядки, будет несколько. Начинаются они вечером 6 января, в Сочельник, как только на небосклоне зажжется первая звезда. Затем праздник продолжается еще 2 дня, а завершается 8 января. Получается, что длится торжество в общей сложности 3 дня с наступлением Рождества. Раньше длительность была другая: даты совпадали со Святками и приходились с 6 по 19 января. Хотя народ ходил по домам только несколько дней (на Рождество и Щедрый вечер), а остальные вечера девушки и парни ворожили на судьбу.

Обряды и даты в разных странах могут отличаться. Например, на Украине не принято колядовать в Сочельник. Народ начинает собираться только вечером в Рождество и колядуют по 14 января. А вот в Беларуси традиции почти совпадают с русскими: толпа колядующих отправляется по домам, начиная со Святок, и закончит ходить только 19 января.

Какого числа щедруют и посевают

Помимо колядок есть еще интересные обряды – щедрование и посевание. Между ними тремя есть большая разница по смыслу. В колядках принято восхвалять Коляду, но с принятием христианства праздник стал святым, и называют его Святовечером. Затем вечером 13 января (в Старый Новый год) наступает Щедрый Вечер. В это время народ навлекает на дом щедрость, богатство, достаток, благополучие.

Когда начинаются Колядки в 2024 году. Какого числа колядуют, щедруют и посевают

Затем 14 января с самого утра наступает посевание: к дому с помощью крупы сеют удачу и счастье, а еще поминают святого Василия, ведь 14 января – день его памяти.

У каждого из обрядов есть свои особенности:

  • щедровать должны только молодые (и парни, и девушки). Пожилым и старикам нельзя ходить по домам;
  • нельзя не пускать колядующих и щедрующих. Считается, что тем самым можно обречь себя и родню на бедность;
  • посевать могут только мужчины, а женщинам нельзя. Считается, что мужская рука приносит материальный достаток и благо, а женская – к неурядицам и несчастью;
  • посевать можно только рожью, пшеницей и ячменем. Чем больше разного зерна, тем лучше. Еще в старину говорили, что сеют горох, просо, пшено к слезам.

Все 3 обряда веселые и приносят радость как для колядующих, так и для хозяев дома. Каждый раз с приходом принято петь песни, за что люди одаривают гостинцами и деньгами.

На посевалки не принято платить деньги, иначе год потом будет голодным и бедным, нужно давать только угощения.

Как появились Колядки – когда и где исполнялись

Точно установить происхождение праздника не удалось до сих пор, но большинство историков уверены, что обряды производились для задабривания языческого бога Коляды. В честь него устраивали праздник, длящийся несколько дней. Были шумные гулянья с песнями и переодеванием в разные костюмы, сопровождающиеся громким смехом и розыгрышами.

Когда начинаются Колядки в 2024 году. Какого числа колядуют, щедруют и посевают

Когда на Руси появилось христианство, колядники стали прославить в песнях Господа нашего Иисуса Христа. Но за время обряды так тесно переплелись, что часть осталась от языческого наследия, а другая часть – от православной веры.

В Сочельник, как только на небе появилась первая звезда, знаменующая рождение Сына Божьего, начинались Колядки. Их главной целью были пожелания хорошего урожая, приплода домашнего скота, благополучия в семье. Колядники ходили по всем домам, за исключением тех, у кого недавно было горе (кто-то сильно болеет или умер). Чтобы было понятно, как ритуалы колядования проводились, можно выделить основные этапы:

  • подготовительный процесс. Он начинался еще задолго до наступления рождества. Народ шил костюмы, распевал новые песни. Наряд должен быть ярким, можно было примерить чей-то образ, например, животного. Раньше было принято, чтобы среди колядующих кто-то был наряжен в козу. Она считалась признаком богатства и благополучия;
  • хождение по домам. Молодежь собиралась толпой по 5-10 человек, и когда темнело, отправлялась колядовать. В каждой группе определяли звездаря – он носил звезду, звонаря с колокольчиками и мехоношу – того, кто собирает все дары. Ряженые девушки и парни на подходе к дому запевали песни, затем показывали хозяевам небольшую веселую сценку и просились в дом;
  • дарение гостинцев. Хозяева, к кому пришли колядующие, должны были их одарить подарками. Это могли быть сладости, конфеты, сдобная выпечка, печенье, варенье. Иногда могли дать деньги, но это было реже. Кто-то приглашал добродушно колядующих за стол, но нужно было обязательно что-то им дать, нельзя отпускать молодежь без угощения.

В завершении вечера колядующие делили подарки поровну, а затем расходились по домам, пить чай с угощениями. На следующий вечер обряд повторялся, а сами Колядки продолжались до наступления 9 января.

Испокон веков колядовать разрешалось всем: девушкам, мужчинам, детям, подросткам, пожилым. В старину дети ходили по домам днем, а вечером отправлялись с колядками взрослые.

Как колядуют сегодня

Если вы хотите весело провести время и поддержать русские традиции, то можно принять участие в обряде. Однако, тут можно столкнуться с трудностями: в крупных городах колядовать сложно, не каждый согласится пустить вас в квартиру или просто будет рад приходу незнакомых людей. Поэтому лучше предупредить тех, к кому вы хотите прийти в гости, чтобы они тоже подготовились: сделали угощения для вас. В деревнях колядовать проще: там народ знает о традициях.

Когда начинаются Колядки в 2024 году. Какого числа колядуют, щедруют и посевают

Соберите небольшую группу из 5-10 человек, определите звонаря (ему нужны будут колокольчики), звездаря (он понесет шест со звездой) и механошу с мешком под гостинцы. Затем оговорите заранее наряды: это могут быть русские народные костюмы, яркие цветастые платки, кокошники, красные сапоги и т.д. Одеваться на Колядки нужно ярко и непременно в фольклорном стиле.

Еще один важный момент, песни на колядование. Они являются главной частью обряда, поэтому их нужно выучить.

***

«Открой незнакомец
И дай мне червонец.
А-то я колядки
Пою без оглядки
Могу ночь не спать
И песни орать.
Подумай, как сладко
Поспишь без колядки!»

***

«Колядуем, колядуем,
От семьи, к семье кочуем.
Мы расскажем вам стишки,
Вы нам дайте пирожки,
Ну а лучше бы монет:
Сами купим мы конфет.
А еще орехов горстку
И вина возьмем наперсток!»

***

«Мы сегодня в доме вашем
В вашу честь споем и спляшем!
Всех зовем на наши Святки!
Ждут вас игры и загадки.
Ждут гаданья, пляски, смех.
Шуток хватит здесь на всех!»

Вариантов песен представлено очень много, есть более сложные, состоящие из нескольких куплетов, а есть и простые. Детям можно выучить легкие стишки. Если вы живете в Москве или Санкт-Петербурге, то вам наверняка удастся увидеть в местах скопления людей колядующих. Их трудно не заметить: громкие голоса, распевающие песни, и яркие костюмы сразу привлекают внимание всех окружающих. Обычно участие в колядках принимают народные ансамбли и учащиеся театральных училищ, коллективы домов культуры.

Если в парке, сквере и прочих общественных местах вам удастся встретить колядующих, не проходите мимо: дайте им шоколадку, конфетки или небольшую сумму денег. Это обязательно принесет вам удачу в дальнейшей жизни.

Колядки – замечательная веселая пора, к которой могут присоединиться все желающие от мала до велика. Попытайте удачу и привлеките детей, родственников, знакомых, сходите к друзьям в гости. Таким образом, вы поднимите себе и окружающим настроением, ведь позитивных эмоций будет через край у всех присутствующих.

Когда люди колядуют и как делать это правильно

Весёлые песни, яркие костюмы или даже небольшие представления порадуют близких и помогут лучше познакомиться с соседями.

Когда люди колядуют и как делать это правильно

Что такое колядование

Сперва праздник Коляды считался языческим, был приурочен ко дню зимнего солнцестояния и символизировал начало нового года — и солнечного, и сельскохозяйственного. Есть несколько версий, откуда взялось название праздника. Чаще всего встречаются две. По одному из предположений «Коляда» пошло от слова «коло» — солнце. По мнению предков, оно поглощало тьму, и световой день начинал увеличиваться. Другая версия опирается на расшифровку «кол» и «яда», то есть «круговая еда». И ведь действительно, колядующие ходили по дворам с песнями, танцами, переодеваниями и за свои представления получали еду, которую потом все вместе съедали.

После Крещения Руси в 988 году языческие смыслы колядования постепенно вытеснялись христианскими традициями. Праздник начали связывать с Рождеством Христовым, и такая ассоциация сохраняется и сегодня. Колядовщики стали упоминать в песнях и стихах не только солнце, месяц и свет, но и библейские мотивы. Они ходят по домам, чтобы прославить Рождество, поздравить соседей, пожелать их семьям благополучия в новом году. А взамен всё так же ждут от хозяев угощений. Считается, чем щедрее они будут, тем богаче и прибыльнее будет год для владельца дома.

Когда можно колядовать

Святочный период длится примерно две недели. Колядовать можно с рождественского сочельника 6 января и до крещенского вечера, который наступает 18 января. Само действо делится на 3 основных этапа.

  • Вечером 6 января и утром 7 января колядовщики ходят по домам, чтобы поздравить соседей с Рождеством.
  • 13 января, в старый Новый год, наступает время Щедрого вечера, или Щедреца. В домах принято накрывать богатый стол, а перед праздничным ужином колядовщики идут развлекать соседей специальными песнями — щедровками. Утром 14 января они возвращаются, чтобы рассыпать зерно и спеть так называемые засевалки, чтобы привлечь хороший урожай в наступившем году.
  • Колядки завершаются в ночь с 18 на 19 января, которую называют Крещенским вечером. Ряженые всё так же ходят по гостям с песнями и плясками, завершая святочный период.

Как правильно колядовать

Сегодня нет каких‑либо жёстких рамок, связанных с колядными обрядами. Поэтому готовиться к праздничным шествиям или нет — решать вам. Соблюдение некоторых традиций лишь добавит действу колорита и веселья.

Распределите роли

Колядовать нужно как минимум втроём. Одному присваивают самую ответственную должность — звездаря — и доверяют нести путеводную звезду на длинном посохе. Это отсылка к Вифлеемской звезде, которая зажглась на небе после рождения Иисуса и осветила дорогу волхвам.

Колядную звезду можно сделать своими руками. Кадр: Shalena Helena / YouTube

За ним следуют звонарь. Он должен звонить в колокольчик, чтобы оповестить людей о приходе колядовщиков.

Замыкает праздничную колонну мехоноша. Раньше на эту роль выбирали крепкого рослого мужчину. Ему доверяли нести мешок, в который складывали праздничные угощения от хозяев домов. Кстати, по традиции колядовщикам нельзя брать подарки или деньги в руки: люди должны сами класть их в мешок.

На старый Новый год колядную процессию может возглавить щодра — молодая девушка, которая первой приветствовала людей и запевала щедровки. Обычно ей на голову надевают венок с длинными разноцветными лентами.

Подготовьте костюмы

Кадр: Интересно знать / YouTube

Они должны быть красочными и яркими. Можно выбрать как готовые карнавальные костюмы, так и сделать их своими руками. Здесь нет каких‑либо строгих правил, поэтому создавайте наряды на свой вкус. Если вы планируете проводить много времени на свежем воздухе, позаботьтесь, чтобы одежда была не только красивой, но и тёплой.

Можно примерить на себя один из традиционных образов колядного шествия. Одного из колядовщиков обязательно наряжали в козу. Остальные выбирали костюмы коровы, цыган, медведей, петуха, волка и собаки. Кстати, не обязательно придумывать полное облачение. Можно обозначить свой образ одной лишь карнавальной маской.

Выучите песни и стихи

Подойдут как старинные, так и современные рождественские песни и стихи. Их можно найти в интернете, фольклорных книгах, школьных учебниках или даже сочинить самим. Как правило, такие произведения простые и короткие. Главная их цель — поздравить людей с Рождеством, пожелать добра, богатства и хорошего урожая.

Иногда бывают стихи подлиннее:

Уродилась Коляда
Накануне Рождества.
За горою за крутою,
За рекою за быстрою.
За горою за крутою,
За рекою за быстрою
Стоят леса дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят пылающие.
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят колядуют:
«Ой, Коляда, Коляда,
Ты бываешь, Коляда,
Накануне Рождества».

А иногда колядующие требуют подарков:

Дайте нам ломоть пирога
Во все коровьи рога.
Не дадите лепёшки —
Закидаем все окошки.
Не дадите пирога —
Закидаем ворота.

Кстати, поговорите со старшим поколением, особенно с бабушками и дедушками, чьё детство прошло в деревне. Наверняка они вспомнят парочку песен и стихов, с которыми сами когда‑то ходили колядовать.

Отправляйтесь колядовать

Приходя в дом, звездарь должен обратиться с хозяину жилища и попросить разрешения колядовать — такова формальность. Дождавшись положительного ответа, начинайте своё представление. Стихи можно рассказывать поодиночке, а вот песни принято петь дружно всем коллективом колядующих. Если вы отправляетесь в шествие на Рождество, не забудьте поздравить соседей и близких с праздником. Если речь идёт про канун старого Нового года пожелайте изобилия, а ещё можно спеть щедровки — эти песни обычно начинаются со слов «Щедрый вечер! Добрый вечер».

Утром 14 января захватите с собой немного зерна или крупы. Рассыпьте пару горстей в процессе своего выступления и от всей души пожелайте обитателям дома достатка — этот обряд называется посеванием.

К слову, во время колядования можно предложить обитателям дома сыграть с вами в игры. Например, побегать в мешках на скорость. Или с завязанными глазами побиться мешками с соломой (их можно заменить подушками) — победит тот, кто нанесёт больше ударов.

Завершить колядное веселье нужно до Крещения, 19 января. В этот день по христианским традициям ряженые прекращали свои колядные обряды.

Как встречать колядующих

По народным поверьям нельзя прогонять колядующих, чтобы не накликать беду в свой дом. Конечно, сегодня это считается, скорее, обычным суеверием, и если вы не готовы к приходу внезапных гостей, можно держать двери закрытыми.

Но всё-таки попробуйте проявить немного дружелюбия и гостеприимства в праздничное время, тем более это не потребует много сил и материальных затрат. Достаточно держать наготове символические угощения — например, конфеты, фрукты и сладости. Порадовать колядующих можно и мелкими монетами. Главное — не забудьте сказать слова благодарности и поздравить людей, которые принесли в ваш дом немного праздника и волшебной атмосферы.

Читайте также 🎄🌟⛄️

  • 5 безумных новогодних традиций древних стран, о которых вы точно не знали
  • 8 увлекательных игр для большой компании: рекомендуют читатели Лайфхакера
  • 10 лучших рождественских роликов, которые заставят вас плакать и смеяться
  • Готовим рождественскую выпечку. Собрали праздничные рецепты разных стран 
  • 15 рождественских и новогодних эпизодов из любимых сериалов

Приблизительное время чтения: 2 мин.


print

Колядки: как, что и когда поют28 ноября у православных христиан начался свой путь к Рождеству. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой» и нашим Рождественским онлайн-календарем.

Каждый день «Фома» создает для вас праздничное настроение: один день — один сюрприз.

Сегодня мы дарим вам песни Святочных дней.

Праздничные дни от Рождества до Крещения — время особенных, рождественских песен. Колядки, щедровки, христославия, овсеньки пели колядовщики и вертепщики, которые ходили по домам, славили Христа, давали представления, чествовали добрых хозяев, а те щедро одаривали гостей. А на праздничных вечорках звучали уже песни более общие, «внесезонные» — плясовые и протяжные, весёлые и лирические…

Песня из вертепного спектакля:

Как в Иерусалиме

Как в Иерусалиме…
Как в Иерусалиме
Рано зазвонили.

Припев:
Радуйся, ой, радуйся, Земле!
Сын Божий народився!

Накрывайте столы
Да всё колымами!
Припев.

Доставайте калачи
С яровой пшеницей!
Припев.

С яровой пшеницей,
С ключевой водицей!
Припев.

Как придут до тебе
Три праздничка в гости.
Припев.

Как первый же праздник
Свято Рождество.
Припев.

А другой же праздник
Свято Василя.
Припев.

А третий же праздник
Святое Крещенье.
Припев.

А на тому слове
Бувайте здоровы.
Припев.

А за те Колядки
Просим шоколадки!
Припев.

Христославие:

Эта ночь святая

Эта ночь святая…
Эта ночь святая,
Эта ночь спасенья
Возвестила всему миру
Тайну Бога воплощенья.
Пастухи у стада
В эту ночь не спали.
Святый Ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали.
Страх объял великий
Их, детей пустыни.
Но сказал он: «О, не бойтесь!
Всему миру радость ныне!
Ныне Бог родился
Людям во спасенье!
Вы пойдите, посмотрите
На великое смиренье!
Вы Бога-Младенца
Обретете сами.
В пеленах он, в бедных яслях,
Сами узрите очами!»
И с высот небесных
Раздалось вдруг пенье:
«Слава, слава в вышних Богу!
На земле благоволенье!»

Ой там на горе…

Ой, там на горе, ой там на крутой.

Припев:
Раю разлився, Христос народився
На яво дворе.

Ой, там на горе Коленька ходя.
Припев.

Коленька ходя, конечка водя.
Припев.

Ой, коню, коню, я тебе продам!
Припев.

Я тебе продам за сто четыря!
Припев.

Не продай мене, сгожусь я тебе!
Припев.

Как поедешь ты, так жанитеся!
Припев.

Так жанитеся, дай святитеся!
Припев.

Щедровка

А дай Бог тому, кто в этом дому —
Щедрый вечёр, добрый вечёр.
Добрым людям на здоровья!

Ему рожь густа, рожь ужиниста,
Щедрый вечёр, добрый вечёр.
Добрым людям на здоровья!

Одари, Господь, и житьём-бытьём, и богачеством!
Щедрый вечёр, добрый вечёр.
Добрым людям на здоровья!

А и дай вам Бог больше того!
Щедрый вечёр, добрый вечёр.
Добрым людям на здоровья!

Плясовые:

Фото и видео Владимира Ештокина

Смотрите также наши материалы о Рождестве: смысл, история и традиции праздника

Ирмосы Рождества Христова

Рождество Христово. Вертеп: снаружи и внутри

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хэллоуин добрый праздник или нет
  • Хэллоуин откуда пришел этот праздник
  • Христианские проповеди праздник жатвы
  • Хэллоуин helloween праздник
  • Христианские праздники язычество