Христианский праздник отмечаемый на 40 день после пасхи

Вознесение Господне 2022 праздник, который как и раньше, непосредственно связан с Пасхой и празднуется 2 июня, на сороковой день после Светлого Воскресенья. За Вознесением на пятидесятый день после Пасхи, 12 июня следует Троица. Вознесение Господне

Вознесение Господне 2022 – праздник, который как и раньше, непосредственно связан с Пасхой и празднуется 2 июня, на сороковой день после Светлого Воскресенья. За Вознесением – на пятидесятый день после Пасхи, 12 июня – следует Троица. Вознесение Господне считается одним из двенадцати главных православных праздников – «древнейшим и повсеместным».

Вознесение Господне 2022, какого числа

Вознесение Господне 2022 отмечается 2 июня, поскольку от Пасхи и до Вознесения проходит ровно 40 дней. Праздник этот «плавающий», но всегда выпадает на четверг. Полное название этого праздника – Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вознесение Господне, что это за событие?

Афанасий Великий, христианский святой, один из греческих Отцов Церкви, архиепископ Александрийский, живший около 295-373 гг., писал, что Вознесение Господне означает обо́жение человеческой природы Христа, которая становится невидимой для телесного ока. Обожение, или теозис – христианское учение о соединении человека с Богом.

Интересно, что в греко-римском мире граница между смертными людьми и бессмертными богами не считалась непреодолимой. Посмертная участь героев, чудотворцев, философов, верховных правителей благодаря и в следствии судьбы, личных добродетелей или избранности отличалась от участи остальных («простых») людей. Божественность некоторых признавалась ещё при жизни, но чаще говорилось об их Вознесений к богам после смерти. Это называлось «обожествление». Обожествление случилось, в том числе, с Гераклом и с Ромулом, одним из братьев-близнецов – основателей Рима.

Согласно Евангелию, Христос в течение 40 дней от своего воскресения до вознесения на небо провёл на земле. Он являлся апостолам и рассказывал о Царствие Божьем, готовя их к особой миссии – распространению христианской веры. Интересно, что число 40 используется в Библии, в целом, для определения наиболее полного и достаточного срока – стоит только вспомнить и о сороковинах после ухода любого христианина.

На сороковой день Христос явился апостолам и, взойдя на гору Елеонскую, дал им последние наставления: не отлучаться из Иерусалима, пока не получат святого дара, обещанного им Богом, а после сошествия на них Святого Духа (что и случилось на Троицу), наказал идти проповедовать Евангелие всему миру. Подняв руки и благословив учеников, Христос начал отдалятся и возноситься на небо. По мнению отцов церкви, это событие – свидетельство совершившегося искупления, примирения Бога с миром, и благословения им церкви.

Праздник этот отмечается в храмах торжественными богослужениями при звоне колоколов.

Икона Вознесение Господне, Андрей Рублёв, 1408 г.

Вознесение Господне, история праздника

До конца IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы (Троицы) не разделялось и было одним периодом равным 50 дням после Пасхи. Позже Пятидесятница окончательно оформилась как самостоятельный праздник. Вслед за Троицей в V в. в особое празднование выделилось и Вознесение Господне.

Вознесение Господне 2022, как праздновать, что нельзя делать в этот день

Накануне Вознесения Господне, в среду, 1 июня, в храмах отметят праздник Отдания Пасхи, когда в последний раз в году служба совершается по пасхальному чину. Именно на Вознесение Господне 2022, как и раньше, в православных храмах красные облачения священнослужители поменяют на белые. В них они служат последующие десять дней – вплоть до Троицы.

В день Вознесение Господня не рекомендуется совершать какую-либо тяжёлую работу, за исключением повседневных бытовых дел. Усердствовать на садах и огородах тоже не рекомендуется. Если вы верующий человек, сходите в храм.

Картина Вознесение Господне, Рембрандт, 1636-1639 гг.

Вознесение Господне в искусстве 

Самое раннее дошедшее до нас изображением Вознесения Господня – рельеф 430 г. на деревянных дверях собора Санта-Сабина в Риме. На нём изображён стоящий Христос со свитком в руке, внизу – Богоматерь, над ней два апостола держат крест в круге. Согласно историческим трактованиям, образ Богородицы – символическое изображение Церкви; подобная трактовка сохраняется и по отношению к другим памятникам средневековья.

В кафедральном соборе святого Лаврентия в Генуе, Италия, в стену вделана большая картина Вознесение Господне. Автор её неизвестен, однако некоторые исследователи приписывают авторство Леонардо да Винчи.

Картина Вознесение Христово Рембрандта входит в цикл картин «Страсти Христа», над которым художник трудился с 1636 по 1639 гг. Он закончил живописное полотно зимой, когда от лихорадки умер его первенец. Художник в память об умершем малыше изобразил в облаках порхающих ангелочков, символизирующих души всех ушедших детей.

Для Руси и России икона Андрея Рублёва Вознесение Господне, написанная иконописцем в 1408 г., пожалуй, является самым важным изображением этого события.

Икона сравнительно небольшая – 125 х 92 см, выполнена на липовой доске темперными красками на левкасе (грунте из мела, смешанного с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла). Рублёв изображает возносящегося на небо Христа в окружении ангелов, а внизу, в лучах света, помещены фигуры апостолов и Богоматери, указывающие на совершающееся чудо. Есть предположение, что эту икону для кафедрального Успенского собора во Владимире иконописец писал со своими верными помощниками во главе с Даниилом Чёрным. Икону отличает благородство цветовой гаммы, безупречность рисунка, выверенность пропорций и чёткость акцентов – всего того, что было характерно для работ Андрея Рублёва. К сожалению, сохранность святыни посредственная – много утрат верхнего красочного слоя. Икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

В киноискусстве стоит отметить французский немой художественный фильм «Жизнь и страсти Иисуса Христа» (La vie et la passion de Jésus Christ). Он снимался с 1902 по 1905 гг. и стал одним из первых полнометражных фильмов в истории кино. В фильме в хронологическом порядке рассказывается о жизни Иисуса от Благовещения до Вознесения. Декорации фильма напоминают религиозные картины и в некоторых сценах просто копируют картины великих художников. Костюмы похожи на одеяния гипсовых скульптур.

Деталь плиточной мозаики Вознесение Господне в церкви Всех Святых, 1873 г., Лондон, Великобритания 

Храм Вознесения Господня в Коломенском и полёт Икара, что между ними общего

В честь Вознесения Господня на Руси строили и храмы. Один из них находится в московском Коломенском. Он построен великим князем Василием III Иоанновичем после рождения сына, будущего царя Иоанна IV, «в своём селе», где располагался один из загородных дворов. Освящён 3 сентября 1532 г. в честь Вознесения Господня. По словам летописца, «бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси». Благодаря постройке храма в 30-е г. XVI в. великокняжеское село Коломенское становится своеобразным подмосковным Елеоном – местом воспоминаний о Вознесении Христа и ожиданий его второго пришествия.

Долгое время считали, что при строительстве храма высотой 62 метра архитекторы пытались воспроизвести в камне деревянный шатровый храм. Позже обратили внимание на стиль архитектуры и решили, что храм Вознесения Господне напоминает храм Гроба Господня в Иерусалиме и другие храмы на Святой земле. В 1994 г. храм внесена во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО.

Некоторые экскурсоводы московского музея «Коломенское» рассказывают, будто во времена Ивана Грозного холоп Никита (русский Икар) именно с храма Вознесения Господня поднялся в воздух. Словесное подтверждение этой легенды нашлось в автобиографической книге «Держись сестрёнка!» Aнны Александровны Тимофеевой-Егоровой, советской лётчицы-штурмовика, Героя Советского Союза, участницы Великой Отечественной войны. В 30-х годах Анна, мечтавшая о полётах, поступила в аэроклуб. В главе «Несостоявшаяся золотошвейка» она пишет: «Ранней весной стали мы ездить в село Коломенское на практику, туда, где когда-то холоп Никита, соорудив себе крылья, прыгнул с высокой колокольни. Там с крутого берега Москвы-реки и парили на планёрах. Конечно, по нынешним временам всё делалось тогда весьма примитивно».

В Коломенском, действительно, большое открытое пространство и храм Вознесения Господне построен на крутом берегу Москвы-реки. В XX веке планеристы стартовали именно с этого высокого места, возможно, повторяя полёт русского Икара.

Церковь Вознесения Господне в Коломенском, Москва

Вознесение Господне в народных обычаях и повериях

«Вот весну торопит лето, В зелень яркую одето. Истекает срок весенний В день Господня Вознесенья»… В народе считалось, что Вознесение Господне – окончание весны и её переход к лету. Говорили: «Придёт Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернётся-прикинется, за работу в поле примется» или «На Вознесение весна возносится на небо, а лето красное спускается на землю». А ещё говорили: «До Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а в Вознесение Христос-Воскресе улетает».

По народному поверью, Христос в течение 40 дней после Пасхи ходит по земле, подходит к каждому окну, чтобы услышать, о чём люди говорят и что делают. Поэтому в это время и в день Вознесенья Господне нельзя было что-либо выбрасывать в окно. Люди считали, что во время праздничной литургии над каждой церковью разверзаются небеса, к куполу ангелы спускают лестницу и с ударом колоколов Христос возносится на небеса, но видеть вознесение было дано только благочестивым и праведным людям. В этот праздничный день старались не работать, ходили на ярмарки с их балаганами, качелями, медвежьими потехами, гостевали друг у друга, посещали деревенские гулянья.

Вознесение Господне в средней полосе России приходилось на время созревания озимой ржи, крестьяне верили, что правильные обряды способны повлиять на рост хлебов. Для богатого урожая целыми семьями выходили в поля смотреть посевы и устраивали своеобразные сельские «пикники». Крестьяне обходили свои наделы с приготовленной дома яичницей и съедали её, разделяя со всеми членами семьи. Шли и приговаривали: «Расти, расти трава в лесу, а рожь к овину». Так призывали урожай и оберегали свои спины от боли во время уборки хлебов.

Ночь на Вознесенье Господне считалась соловьиною. Верили, что соловьи в это время поют громче и звонче. В некоторых регионах России вознесенской росе приписывали особую целительную силу, только собирать её нужно было ранним утром. В Смоленской губернии канун Вознесения считался особенным временем, когда из-под земли выходят просушиться клады.

Когда день Вознесения Господня заканчивался, под вечер разжигали костры – символ наступления пролетья и расцвета природы. С этого дня «пошёл колос на ниву», то есть озимая рожь выпускает колос. В честь этого водили хороводы и «завивали колос», то есть проводили девичьи обряды.  

Современная фреска Вознесение Господне в церкви Santuario Maria Auxiliadora i Sant Josep, 1966 г., Барселона, Испания

Вознесение Господне 2022, что готовить

Один из евангельских рассказов для детей Вознесение Господне, написанный Марией Кучерской, российской писательницей, литературоведом и доктором философии, начинается так: «Однажды воскресший Господь снова пришёл к ученикам. – Есть ли у вас еда? – спросил Он. – Рыба и мёд, – отвечали апостолы. И Христос ел перед ними».

В праздник Вознесения Господня и в 2022 г. нет особых запретов, оговорённых церковным уставом. В этот день можно есть любую еду, как постную, так и скоромную.

В народе сложилось своё представление о кулинарных правилах Вознесения Господня, которыми можно воспользоваться и в 2022 г.  Для того, чтобы помочь Христу подняться в небо, пекли продолговатые пироги (лепёшки), на которые сверху выкладывали кусочки теста – словно ступени. Такую выпечку называли «лесенки» и делали на ней 7 символических перекладин из теста, что указывало на семь небес. В Вологодской области в каждом доме хозяйки пекли лепёшки с творожной начинкой, края которых загибались и защипывались в виде ступенек – «рогушки» или «преснушки».

В некоторых уездах Московской губернии дети шли с «лесенками» в поле. Они сначала съедали выпечку, а потом скакали по ржи и приговаривали: «Рожка, рожка, хватись за Христовы ножки». Если на Вознесение Господне шли в гости, а это было принято, «лесенки» приносили хозяевам в подарок.

Пекли и ячменные блины – «Христу на онучки», символ удобной и надёжной обувки перед дорогой, «чтоб Ему не потереть ног».

Печенья Лествицы, приготовленные к празднику Вознесения Господне 2022

Лествицы

Для приготовления 4-5 порций нужно:

  • 50-60 мл растительного масла
  • 3 ст. л. мёда
  • 60-70 мл питьевой воды
  • 0,5-1 ч. л. молотой корицы
  • 350-380 г ржаной муки
  • 2-3 ст. л. пшеничной муки + для формовки
  • соль
  1. Духовку разогрейте до 180 °С.
  2. В постное масло добавьте горячей воды, растворите в этой смеси мёд, добавьте корицу и соль.
  3. Постепенно всыпая просеянную муку (смешайте 320 г ржаной и пшеничной), вымешивайте тесто до плотного, хорошо держащего форму. Если тесто слишком жидкое, подсыпайте ещё ржаную муку.
  4. Слепите из этого теста лесенки, обсыпьте мукой.Выложите на противень, застеленный бумагой для выпечки. Выпекайте в разогретой духовке до готовности, примерно 10 мин. Охладите и подавайте остывшими. 

Приблизительное время чтения: 5 мин.


print

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых и великих праздниках Русской Православной Церкви.

Дата: в 2022 году 2 июня.

Статус: двунадесятый праздник.

Событие: На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне. Об этом событии упоминает Евангелие от Марка, более подробно говорит Евангелие от Луки и особенно обстоятельно — книга Деяний апостолов.

В течение сорока дней после Своего Воскресения Господь являлся апостолам и говорил им о Царстве Божием, а затем привел их на Елеонскую гору и сказал: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8). Затем Иисус, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51). Наконец облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:9–11).

Тропарь Вознесению Господню
глас 4

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Перевод: Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением, в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Суть праздника:

В день Вознесения произошло то, о чем Христос предупреждал еще первосвященника Каиафу накануне Своего распятия: Сын Человечес­кий воссядет одесную силы Божией (Лк 22:69). Так и случилось: через сорок дней после Воскресения Господь вознесся на небо (Мк 16:19).

Под небом христиане понимают в данном случае тот духовный мир, в котором от века пребывает Бог и о котором трудно что-то рассказать обычным человеческим языком: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9).

Один из важнейших постулатов христианской веры состоит в том, что Иисус Христос является одновре­менно и Богом, и человеком. Как Бог Он присутствовал в этом небесном мире всегда, а как человек — вошел в него в день Вознесения. С тех пор Спаситель пребывает на горнем престоле с человеческими душой и телом. С таким же телом, подчеркивает Иоанн Златоуст, которое Бог некогда создал из праха земного и о котором сказал, когда изгонял Адама из рая: прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:19). Прожив жизнь абсолютно свято и целиком подчинив Свою человеческую волю Божественной, Христос исправил грех Адама (Церковь называет Его «новым Адамом») и сделал человека достойным взойти на высоту, немыслимую даже для ангелов.

Парадоксально, но, вознесшись на небо, Христос стал гораздо ближе к каждому из нас. Когда Он ходил по земле, то мог общаться лишь с теми, кто был с Ним рядом. Но с момента Вознесения Он — опять же, как человек, а не только как Бог! — пребывает в вечности и в любой точке пространства мы можем Его ощутить, так что совершенно понятными становятся слова апостола Павла: Господь близко (Флп 4:5).

Вознесение Христово открывает перспективу вхождения в эту вечность и для нас. От апостола Павла мы знаем, что в день Второго Пришествия Спасителя восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес 4:17). Очевидно, с нами «произойдет нечто подобное тому, что произошло… с Самим Господом на горе Елеонской», делал вывод архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов). А святитель Николай Сербский (Велимирович) уподоблял вознесшегося Христа «орлу, что прокладывает путь своим орлятам», или «ласточке, что летит впереди, указывая путь стае».

Икона праздника Вознесения Господня

Вознесение: коротко о празднике
Псков, 1530-1540 гг.

«Крещатый» нимб
«Крещатый» нимб вокруг головы Спасителя. Нимб — символ святости. Нимб Христа на иконах отличается от нимбов святых. Внутри него крест и греческие буквы — «Сущий» — одно из «имен» Бога, т. к. только Ему присуща вся полнота бытия.

Два ангела

Два ангела поддерживают мандорлу — особый нимб, символ славы Божией — с возносящимся Христом.

Елеонская гора

Именно отсюда Христос вознесся на Небо. Масличная, или Елеонская гора находится совсем рядом со Старым городом.

Богородица

Богородица с воздетыми руками — образ «Оранта», то есть «молящаяся» — символически обозначает всю Церковь. Согласно Церковному Преданию, Она присутствовала среди учеников Христа во время Вознесения.

Ангелы в белых одеждах

Два ангела в белых одеждах явились апостолам после Вознесения и передали от Бога обетование Второго пришествия Спасителя.

След

След от ноги Христа. На поздних иконах изображают отпечаток ноги Христа на камне скалы.

«Крещатый» нимбДва ангелаЕлеонская гораБогородицаАнгелы в белых одеждахСлед

3 факта о празднике Вознесения Господня:

1

Отдельным праздником Вознесение стало только в конце IV века. Ранее это событие вспоминалось во время празднования цикла Пятидесятницы. Впервые о праздновании Вознесения на сороковой день после Пасхи говорится в «Апостольских постановлениях», датирующихся примерно 380 годом.

2

Еще в середине IV века мать императора Константина Великого равноапостольная Елена воздвигла на Елеонской горе храм в честь Вознесения. В 614 году он был разрушен персами. Но и сегодня на Елеонской горе служат литургию в день Вознесения.

Вознесение: коротко о празднике
Часовня Вознесения на Елеонской горе. Построена при крестоносцах на месте разрушенного храма. Фото: DYKT Mohigan / CC BY 2.0

3

Об особом значении Елеонской горы в истории спасения человечества говорит ветхозаветная Книга пророка Захарии. В конце времен, когда Иерусалим будет разграблен и разорен безбожниками, Господь сойдет на Елеонскую гору, уничтожит всех противников народа Израильского (христианская традиция видит здесь символ Церкви) и воцарится над всей землей: И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская … И придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима… И Господь будет Царем над всею землею (Зах 14:4–9).

Вознесение: коротко о празднике
Захария пророк (медальон). Византия, XI в. Местонахождение: Греция. Фокида, монастырь Осиос Лукас19:29
Вознесение: коротко о празднике

Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция) - РИА Новости, 1920, 06.12.2018

https://ria.ru/20210610/voznesenie-1736355915.html

Православные христиане отмечают Вознесение Господне

Православные христиане отмечают Вознесение Господне — РИА Новости, 10.06.2021

Православные христиане отмечают Вознесение Господне

Православные христиане на 40-й день после Пасхи отмечают один из своих главных праздников — Вознесение Господне. РИА Новости, 10.06.2021

2021-06-10T00:01

2021-06-10T00:01

2021-06-10T00:01

религия

иисус христос

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149504/62/1495046271_0:79:1564:959_1920x0_80_0_0_2f27b1ae6d1688c1e02677566eedf115.jpg

МОСКВА 10 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Православные христиане на 40-й день после Пасхи отмечают один из своих главных праздников — Вознесение Господне. Согласно Священному Писанию, Иисус Христос, благословив апостолов, «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Праздник относится к числу двунадесятых — 12-ти важнейших в церковном календаре. Он преходящий — то есть его дата зависит от числа Пасхи. Сам праздник символизирует собой дорогу в Царствие небесное для христиан. По словам христианского мыслителя Антония Сурожского, «мы понимаем путь спасения, и видим, что для Бога значит наша земля, как она ему дорога, и какие непостижимые в ней возможности».С Вознесения православные священнослужители, служившие до этого в пасхальных красных облачениях, облачаются в белые богослужебные одежды. Белый цвет в христианстве символизирует чистоту души и божественный свет. Поскольку Вознесение – один из главных православных праздников, то священники советуют этот день посвятить Богу. Выполнять какую-либо работу, кроме повседневных дел, возбраняется. Как правило, православные идут в этот день на службу в храм. А после церковной службы верующие могут собраться за праздничным столом, поскольку церковный устав не предусматривает в этот день поста.Вознесение в народе называли Спасовым днем. В народе верили, что в этот день на улице под видом нищего можно встретить самого Господа. Поэтому в деревнях, например, на Вознесение не было принято выкидывать мусор из дома – этим можно было оскорбить Бога. А чтобы как-то задобрить его, женщины пекли особые блины – «лапотки». Также, по народным поверьям, считалось, что в этот день громче поют соловьи. Тот же, кому повезет поймать эту птицу, будет счастлив весь год.

https://ria.ru/20200527/1572034685.html

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149504/62/1495046271_0:0:1564:1173_1920x0_80_0_0_fe876bcb2d1b912423d783cda008c2d5.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

иисус христос

Православные христиане отмечают Вознесение Господне

МОСКВА 10 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Православные христиане на 40-й день после Пасхи отмечают один из своих главных праздников — Вознесение Господне.

Согласно Священному Писанию, Иисус Христос, благословив апостолов, «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».

Праздник относится к числу двунадесятых — 12-ти важнейших в церковном календаре. Он преходящий — то есть его дата зависит от числа Пасхи.

Сам праздник символизирует собой дорогу в Царствие небесное для христиан. По словам христианского мыслителя Антония Сурожского, «мы понимаем путь спасения, и видим, что для Бога значит наша земля, как она ему дорога, и какие непостижимые в ней возможности».

С Вознесения православные священнослужители, служившие до этого в пасхальных красных облачениях, облачаются в белые богослужебные одежды. Белый цвет в христианстве символизирует чистоту души и божественный свет.

Поскольку Вознесение – один из главных православных праздников, то священники советуют этот день посвятить Богу. Выполнять какую-либо работу, кроме повседневных дел, возбраняется. Как правило, православные идут в этот день на службу в храм. А после церковной службы верующие могут собраться за праздничным столом, поскольку церковный устав не предусматривает в этот день поста.

Вознесение в народе называли Спасовым днем. В народе верили, что в этот день на улице под видом нищего можно встретить самого Господа. Поэтому в деревнях, например, на Вознесение не было принято выкидывать мусор из дома – этим можно было оскорбить Бога. А чтобы как-то задобрить его, женщины пекли особые блины – «лапотки». Также, по народным поверьям, считалось, что в этот день громче поют соловьи. Тот же, кому повезет поймать эту птицу, будет счастлив весь год.

2 июня православная церковь отмечает один из главных праздников – Вознесение Господне. У праздника есть свои обычаи. Православные христиане проводят время в молитвах, посещают храмы, а после этого бывают на могилах близких людей.

Фото: Екатерина Иванова

2 июня 2022 года православная церковь отмечает праздник Вознесение Господне. Это одно из главных событий, связанных с Иисусом Христом. На 40-й день после Пасхи, означающей воскресение Всевышнего, он попал в рай, обретя царствие небесное. У события, почитаемого не только верующими людьми, нет четко обозначенной даты, оно зависит от празднования Пасхи.

В этот день повсеместно в храмах проходят большие службы. Праздничные торжества начинаются накануне вечером. Всенощное бдение собирает большое количество людей. Многие россияне посещают утром литургию, после которой выносят Плащаницу с изображением лика Господня. В этот день не запрещено бывать на могилах родственников, однако делают это после пребывания в церкви.

Что можно и нужно сделать 2 июня 2022 года

У праздника Вознесение Господня много традиций. Одна из них касается хлеба. В этот день он в особом почете. В старину на Вознесение Господне было принято печь блины, которые называются «Христовы лапотки». Считалось, что они помогут Всевышнему на его праведном пути. В качестве поминального угощения делали печенье в форме лесенки. Его раздавали нищим на кладбище, им кормили людей, работающих в поле.

Утро Вознесения Господня начинали с молитв, а после этого шли в поле. Если на растениях была роса, снимали обувь и ходили по траве босиком. Считалось, что роса в этот день обладает невероятной мощью, укрепляет душу и тело.

Праздник Вознесения Господня был днем примирения. В это время мирились с родственниками, соседями, с которыми находились в ссоре. На Вознесение православные люди стараются больше времени уделить близким. Можно собраться за семейным обедом. У праздника нет ограничений на еду, не запрещается выпить немного вина.

Согласно священным писаниям, Иисус Христос в день Вознесения ходит по земле в одеянии нищего и просит подаяние. Еще и поэтому верующие люди стараются уважить просьбы о милостыне.

Что запрещается делать на Вознесение Господне

Наши предки очень верили в традиции и приметы. В этом нет ничего плохого. Напротив, это удерживало людей от совершения неправедных шагов. В день Вознесения Господня запрещается:

  • Заниматься уборкой в доме. Все работы, связанные с домашними делами, завершали накануне праздника.
  • Собираться за столом по поводам, не связанным с церковным праздником.
  • Совершать обряд венчания, проводить свадьбы. Запрет распространяется и на день, предшествующий празднику Вознесение Господне.
  • Грустить, жаловаться на болезни, трудности, безденежье. Нарушителей ждала кара. Весь негатив, о котором они говорили, мог в увеличенном размере вернуться в дом.
  • Разбрасывать мусор на дорогах. Великий грех – плеваться на дороге.
  • Приветствовать друг друга словами: «Христос Воскресе!». Они имеют отношение к Пасхе.

В день Вознесения Господня нельзя сквернословить, выяснять отношения с близкими людьми, сплетничать, устраивать сцены ревности. Большим грехом считается проявление агрессии, ненависти.

Ранее сетевое издание «Учительская газета»  рассказало о Вербном воскресенье, открывающем дорогу к Пасхе. О традициях и приметах праздника, который любят и почитают россияне. О Радонице – дне поминовения близких. А также о том, что надо обязательно сделать в Прощеное воскресенье.

Содержание статьи

  • Что значат 40 дней после смерти
  • Что происходит с душой усопшего 40 дней после смерти
  • Поминки на 40 дней после смерти
  • Можно ли 40 дней поминать раньше
  • 40 дней после смерти — что делать родственникам почившего
  • Какие молитвы читать до 40 дней после смерти
  • Панихида на 40 дней
    • Читайте также

40 дней после смерти, что означает эта дата для души почившего человека и его близких? Они могут тянуться бесконечно долго или пройти слишком быстро. У всех людей по-разному проходят стадии переживания горя. Но мы знаем, что душа человека после смерти встречается с Отцом Небесным. И мы можем помочь душе усопшего пройти посмертные испытания. Поэтому так важно молиться за человека даже после его смерти. Но как сделать это правильно? Как вести себя, чтобы молитва об усопшем была угодна Богу? В этой статье мы постарались собрать ответы на часто задаваемые вопросы о том, почему именно в 40 дней после смерти принято поминать почивших родственников и близких.

Что значат 40 дней после смерти

40 дней после смерти. Ангел Хранитель40 дней — важный период, который часто встречается в Библейской истории. Пророк Моисей постился 40 дней, прежде чем получил скрижали Закона. Израильтяне странствовали по пустыне 40 лет, прежде чем пришли в землю обетованную.

Согласно православной традиции, после смерти душа человека не попадает сразу в рай или в ад. Три дня после смерти душа находится рядом с телом и не сразу оставляет все земное. Лишь на третий день Ангел Хранитель забирает душу человека и показывает ей райские обители. Это время продлится недолго, лишь до девятого дня, когда душа человека предстает перед Богом и под тяжестью нераскаянных грехов, эта встреча может быть для усопшего трудной. Поэтому так важна молитвенная поддержка родных людей. Разумеется, Бог милосерден, но нельзя представлять Небесного Отца так, как мы представляем человека. Душе может быть трудно перед совершенным создателем от осознания своего недостоинства. До 40 дня человек смотрит, что такое ад, жизнь без Бога.

Читайте также — Похороны

Что происходит с душой усопшего 40 дней после смерти

На 40 день после смерти определяется, где будет пребывать душа человека — в райских обителях или в аду. Мы не знаем точно, как выглядят ад и рай, но у нас есть обетование о том,  что в аду душа человека страдает. Это решение остается в силе до Страшного Суда. Мы предполагаем, что душе человека особенно тяжело в эти моменты, поэтому так важна молитвенная поддержка тех, кто остался в земной жизни и переживает об усопшем. Грехи человека чинят ему препятствия для радостной встречи с Господом. Но Ангел Хранитель и молитвы близких помогают душе пройти тяжелые испытания, которые длятся с 9 до 40 дня после смерти. Это важно и для близких. После смерти дорогого человека мы уже ничего не можем сделать для него, кроме молитв. Выразить свою любовь человеку, который ушел в Вечность мы можем только через молитву.

40 дней после смерти, что будет с душой человека?

Поминки на 40 дней после смерти

До 40 дня после смерти душа проходит испытания, мытарства. В эти дни человек вынужден отвечать за грехи, которые он совершил при жизни, не раскаявшись в них. На 40 день Церковь пытается помочь человеку при встрече с Господом и в день определения его дальнейшей судьбы. Чтобы отдать дань добрым делам, совершенным человеком при жизни, организуются поминки, где близкие усопшего могут вспомнить хорошие поступки человека, найти слова утешения друг для друга. В православной традиции смерть считается горем и неизбежным следствием того, что зло пришло в этот мир, поэтому скорбь о кончине человека естественна. Господь создавал всех нас для вечной жизни. Но мы знаем, что Иисус Христос, Сын Божий, пришел, чтобы подарить нам жизнь Вечную, поэтому отчаянье и уныние не сопровождает переход христианина из земной жизни в Вечность. Очень важно, чтобы в трудную минуту рядом с близкими усопшего был тот, кто мог бы найти слова и утешения и напоминания о Вечной Жизни, которую даровал нам Господь. Чтобы кто-то молился о душе человека рядом со скорбящими. А вот брань и споры на поминках человека, воспоминания о былых обидах совершенно неуместны.

40 дней после смерти. Переживание горя

Родственников на поминках объединяет совместная трапеза. Православные поминки не предполагают употребления спиртного. Одеваться принято скромно, в одежду темных тонов. Одним из блюд поминальной трапезы становится кутья — каша, которую готовят из цельных зерен пшеницы, ячменя, риса или другой крупы. В кутью добавляют орехи, изюм или другие сладости. Блюдо поливают медом, а подают кутью в самом начале поминальной трапезы. Если поминовение усопшего пришлось на время поста, блюда поминального стола должны быть постными. Трапезу заканчивают блинами или оладьями, если это позволяет в конкретный день церковный устав. На поминках, как правило, пьют компот. Память о покойном иногда почитают минутой молчания.

40 дней после смерти. Как почитать память о почившем?

Можно ли 40 дней поминать раньше

В течение 40 дней после смерти родственники оплакивают умершего и усиленно помогают ему молитвой. 3, 9 и 40 дней после смерти отмечаются особо, потому что именно в эти дни, согласно учению Православной Церкви с душой человека происходят важные события. Особенно на 40 день, когда решается судьба человека до Страшного Суда. Молитвенно вспоминать человека можно в любой день, но именно эти вехи в прощании с человеком считаются важными. Ходить на кладбище, молиться о почившем чином келейной молитвы для мирян можно всегда. Самое главное для души человека — это молитва, все остальные мирские традиции второстепенны. Существуют и исключения:

Если 40 дней после смерти выпадают на последнюю неделю перед Пасхой и первое воскресенье после Пасхальной недели. В сам праздник Пасхи панихиды не служат. В Рождество и другие двунадесятые праздники тоже не принято служить панихиду, но, по согласованию со священником, читают литию.

40 дней после смерти. Домашняя молитва

40 дней после смерти — что делать родственникам почившего

40 дней после смерти — важная веха в прощании с Почившим. В этот день заказывают заупокойную службу в Церкви. Собирают поминальный стол. Читают молитвы об усопшем келейно. К сожалению, существует очень много суеверий и мирских традиций, которые часто приписывают Церкви. Часто задаются вопросы: «Можно ли убираться до 40 дня после смерти? Можно ли раздать вещи покойного». Церковный устав не запрещает уборку и нет особых предписаний о том, как поступать с вещами покойного, потому что все, относящееся к материальному миру уже не имеет значения для человека, который перешел в Вечную жизнь. Главное, что мы можем сделать — это молиться и не осквернять память о человеке воспоминаниями о его дурных поступках или о прошлых обидах на него.

Читайте также — О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы

Какие молитвы читать до 40 дней после смерти

Чин литии (усердной молитвы), совершаемой мирянином дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

40 дней после смерти. Панихида по покойному

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

40 дней после смерти - важная веха в прошании с усопшим

Панихида на 40 дней

Существуют молитвы, которые могут произносить за душу покойного миряне и молитвы, которые совершаются на 40 день после смерти в храме. Панихида читается и на 3, и на 9 день после смерти. Такая служба начинается вечером и продолжается всю ночь. Эта служба переходит в заутреню. За некоторых усопших, к сожалению, можно молиться только келейно. Церковь не может молиться за тех, кто сам при жизни не желал этой молитвы, так как вера — это акт доброй воли. Нельзя заказать панихиду по человеку, который не был крещен, за богохульников и за людей, которые окончили жизнь самоубийством, не страдая при этом психическим заболеванием.

Даже, если Церковь по каким-то причинам не может молиться за покойного, близкие всегда могут молится в домашней молитве и надеяться на милость Господа.

Великая панихида — Упокой, Господи души усопших раб Твоих (Успенский храм, Екатеринбург)

Читайте также

  • Радоница: 15 частых вопросов о поминовении усопших
  • Что сказать человеку, потерявшему близкого?

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Православные готовятся отмечать один из важнейших праздников Русской православной церкви, которые называют Двунадесятыми, – Вознесение Господне. Об истории, традициях и запретах верующих в этот день рассказываем в материале РЕН ТВ.

Дата праздника

Вознесение имеет «плавающую» дату празднования, так как она напрямую зависит от дня, на который выпадает Пасха. Вознесение Господне отмечают на 40-й день после Светлого Воскресения, торжество всегда приходится на четверг. В 2022 году Пасха была 24 апреля, соответственно, Вознесение — 2 июня. Полное название праздника — Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, справляют его на протяжении 10 дней.

Суть праздника: библейская история Вознесения Иисуса Христа

Согласно Евангелию, земная жизнь Иисуса Христа завершилась Вознесением Господним. После того, как Бог Сын воскрес, он являлся своим ученикам на протяжении 40 дней и рассказывал им о Царствии Божьем.

На сороковой день Спаситель повел апостолов из Иерусалима на гору Елеонскую, где сообщил, что через несколько дней они будут крещены Духом Святым, потом Господь благословил своих учеников и вознесся на небо.

Фото: © Известия/Александр Полегенько

После того как Иисуса скрыло белое облако, перед апостолами предстали два ангела, которые рассказали, что Спаситель еще вернется на землю так же, как и вознесся на небо. Потом проповедники вернулись в город и поведали все увиденное жителям. И они поняли, что смерть – это переход души в другой мир.

Как подготовиться к празднику

До и после Вознесения верующим необходимо постараться сохранить пасхальное настроение. Кроме того, важно часто посещать храм, молиться и участвовать в богослужениях. Особенно рекомендуется побывать вечером в среду на Всенощном Бдении, а утром в четверг – на Литургии. Если не получается этого сделать, то можно помолиться дома самостоятельно.

Утренние и вечерние молитвы перед Вознесением

До Вознесения действует несколько правил, которые стоит соблюдать, читая молитву. До Святой Троицы не читается начальная молитва «Царю Небесный», вместо нее трижды используют «Христос Воскресе…»: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Вместо молитвы «Достойно есть» до Вознесения читается припев и ирмос девятой песни Пасхального канона. С праздника Пасхи и до Троицы земные поклоны не делают.

Как отмечают Вознесение православные верующие

В Вознесение Господне и следующие десять дней верующие должны посещать храм и молиться. Служители церкви проводят две литургии — раннюю и позднюю. Трудиться в праздник не запрещается, однако рекомендуется найти время для молитвы. Прийти в церковь можно как до работы, так и после.

Фото: © Известия/Андрей Эрштрем

Священники советуют отметить Вознесение за столом в кругу семьи, помолиться и вкусить пищу. Пост в этот день соблюдать не нужно, поэтому приготовить можно любые блюда.

Молитвы от Вознесения до Троицы

В период с Вознесения до Троицы утренние и вечерние молитвы нужно начинать с чтения Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Заканчивается молитва по обычным правилам – словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради…».

Что нельзя делать в Вознесение

  • В праздник нельзя ругаться, злословить и грустить. Вознесение — радостный день для всех верующих, ведь Спаситель вознесся в Царство небесное.
  • Не нужно приветствовать близких и знакомых словами «Христос воскресе!». Это приветствие используют только на Пасху и 40 дней после нее.
  • Не рекомендуется стирать, убираться и выбрасывать мусор, лучше посвятить день молитве и размышлениям о Боге. Если вы хотите встретить Вознесение в чистоте, стоит об этом позаботиться заранее.
  • Нельзя в праздник отпевать усопших, панихиды в храмах в это время также не проводятся. Для особого поминовения есть специальные дни в церковном календаре.
  • Нельзя венчаться, так как по большим праздникам венчаний не бывает.

ВОЗНЕСЕНИЕ (40-й день после пасхи)

Созданная евангелистами земная биография Иисуса Христа заканчивается описанием сцены вознесения его на небо.

В честь вознесения Иисуса православная церковь установила один из своих крупнейших двунадесятых праздников. Отмечается он на сороковой день после пасхи (в четверг шестой недели) и поэтому твердой даты не имеет. Приходится он главным образом на май (от 1 мая до 4 июня по старому стилю).

Если в обоснование всех праздников, посвященных Иисусу Христу, православная церковь ссылается на соответствующие (хотя и противоречивые) указания канонических евангелий, то с обоснованием праздника вознесения дело обстоит гораздо сложнее. В евангелиях от Матфея и от Иоанна вообще ничего не говорится о вознесении. В Евангелии же от Марка об этом «событии» рассказывается очень туманно и неопределенно: «Наконец явился (Иисус) самим одиннадцати (ученикам), возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим его воскресшего не поверили… И так господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную бога» (гл. 16, ст. 14, 19). а этом рассказе не указано ни время, ни место вознесения, но, исходя из его смысла, можно полагать, что «произошло» оно в день воскресения, т. е. в первый день пасхи, из какой-то комнаты или помещения (ведь апостолы возлежали на вечери) в Иерусалиме. В Евангелии же от Луки о вознесении Христа сказано так: «И вывел (Христос) их (учеников) вон из города (Иерусалима) до Вифании и, подняв руки свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (гл. 24, стр. 50—52).

Так два автора канонических евангелий указывают, что вознесение Иисуса Христа произошло в день воскресения, т. е. на первый день пасхи, а не на сороковой после нее, как утверждают православные богословы. Поэтому церковная литература обходит стороной эти евангельские мифы и обосновывает происхождение праздника вознесения другими источниками.

Дело в том, что в Деяниях апостолов, написание которых приписывается тому же автору, что и Евангелие от Луки, в первой главе рассказывается, как Христос в продолжение сорока дней после своего воскресения являлся апостолам, беседовал с ними о царстве божием и повелел им оставаться в Иерусалиме до сошествия на них святого духа. На сороковой день «он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их… Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима» (гл. 1, ст. 11 —12). Несмотря на то что этот рассказ противоречит каноническим евангелиям, все же именно он взят христианской Церковью в обоснование праздника вознесения. Христианский миф о вознесении Христа, как и большинство новозаветных «историй», является продуктом заимствования из дохристианских религий.

Мифы о вознесении богов и героев на небо были широко распространены в эпоху возникновения христианства среди многих народов. У финикийцев, например, был распространен миф о вознесении на небо бога

Адониса, у греков — о вознесении героя Геракла и т. д. Мотив вознесения, тесно связанный с мотивом воскресения, был также во всех мифах древнего культа восточных умирающих и воскресающих божеств. По этим мифам, боги-спасители жили некогда на земле, страдал; умирали, были погребены и затем оказывались среди богов на небе.

Легенды о чудесном вознесении на небо использовались в Римской империи для обожествления император ской власти. Первым римским императором, о котором была создана легенда вознесения его души на небо, был убитый Юлий Цезарь. Душа его преемника императора Августа якобы тоже вознеслась.

Мотив вознесения на небо был не чужд и Ветхому завету. По библейским мифам, некто Енох и пророк Илия были живыми взяты богом на небо, т, е. телесно вознеслись.

Наконец, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, существовало еврейское народное сказание о последних днях жизни пророка Моисея. Согласно этому сказанию, на сороковом году после синайского законодательства (записи на горе Синай заповедей бога) Моисей почувствовал приближение смерти. Тогда он собрал народ и простился с ним, завещая всем бояться бога и исполнять его законы. Затем в сопровождении близких отправился на гору, где его вдруг окружило облако, в котором он скрылся.

Таким образом, у авторов христианской литературы было более чем достаточно материалов для заимствования не только идеи вознесения, но и многих технических деталей этого способа переселения на небо.

Сопоставив рассказ автора Деяний апостолов и народное еврейское сказание, приведенное Иосифом Флавием, мы найдем в них очень много общих моментов: прощальная беседа, предчувствие (предсказание) скорого ухода из мира сего, шествие на гору в сопровождении приближенных, поднимание рук к небу и чудесное исчезновение в облаке. Сорок лет проповеди Моисея превратились в сорок дней поучений и бесед Иисуса с учениками. Все это, конечно, не случайные совпадения, а явные заимствования.

Создав земной образ, земную биографию Иисуса — этого мифического богочеловека, сына божьего, посланного на землю самим богом-отцом для искупления грехов рода человеческого, авторы евангелий и другой раннехристианской литературы не могли по, вполне понятной причине закончить ее сценой казни Христа и похорон его в пещере. Такой конец низводил бы Иисуса до положения обычного смертного и не вязался бы с божественным, сверхъестественным содержанием предыдущих мифов о нем. Сама внутренняя логика новозаветных мифов толкала их творцов на создание необычного конца легенды о земной жизни Иисуса. Миф о вознесении был неизбежен, и он появился.

Где же надо искать его корни?

Дело в том, что при постепенном переходе от кочевого скотоводства к земледелию, а в связи с этим и к оседлому образу жизни, как мы уже говорили, изменялись быт, образ мыслей и религиозные верования людей. Изменялись и религиозные обряды, в частности обряды, связанные с культом мертвых. Например, народы, жившие в гористых местностях, стали хоронить покойников или оставлять тела умерших на вершинах гор, на холмах. Поступая так, люди верили, что тело, лежащее на возвышенности, может быть скорее замечено покинувшей его душой, душа может вернуться к нему и умерший оживет.

Погребение умерших на возвышенностях постепенно привело к появлению поверья о том, что горы, находящиеся ближе к небесам, вообще являются местопребыванием душ умерших. Отсюда недалеко уже было до формирования представления, по которому человек после смерти может с помощью сверхъестественных сил вознестись на небо, в облака. «Поэтому не удивительно, что среди возносящихся на небо богов древности мы видим Митру горного Ирана, Адониса Ливанского хребта, Геракла гористой Эллады, Илию богатого горами Ханана и др. Не удивительно и то, что мифический Иисус Нового завета возносится с вершины горы же, окутанный облаком, — далекий отзвук первобытного горного погребения» (Н. В. Румянцев, Вознесение, троица, духов день, 1930, стр, II).

Таковы истоки христианского мифа о вознесении.

Праздник вознесения установлен в христианской церкви только в VI в.

Занесенный на Русь вместе с христианством, празд ник этот в быту верующих широкого распространения не получил. Не слившись с народными производственными и бытовыми праздниками, вознесение так и осталось чисто религиозным, церковным праздником.

Богослужения на вознесение преследовали цель внушить верующим мысль, что во всех своих невзгодах и печалях они должны уповать на Христа, который уже сходил на землю специально для помощи страждущим. Он вознесся на небо и там является ходатаем за людей перед богом-отцом и шлет им оттуда свою небесную поддержку.

* * *

Все сказанное нами о праздниках, посвященных Христу, и прежде всего приведенные многочисленные противоречивые данные евангелистов и раннехристианских авторов о земной жизни Христа, наконец, путаница с датами — все это является еще одним звеном в целой цепи доказательства мифичности этой основной фигуры христианской религии.

Единственно правильным выводом, вытекающим из анализа праздников, посвященных Христу, является следующий. Иисус Христос — личность мифическая, не существовавшая ни в виде сына божьего, ни в виде исторического лица, а праздники, установленные в честь него, созданы христианской церковью путем заимствования, переосмысливания и поглощения ряда дохристианских, языческих праздников, обрядов и обычаев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

ПОСЛЕ ВЬЮГИ

ПОСЛЕ ВЬЮГИ

После вьюги выходишь из дома
и, зажмурив от солнца глаза,
столбенеешь… О как незнакомо
светит новых небес бирюза!

От бетонной полоски вокзала
электричка уносит тебя
в те леса, где метель бушевала,
в трубы страсти угрюмой трубя.

На каком-то случайном

После грозы

После грозы

Остывает запад розовый,
Ночь увлажнена дождем.
Пахнет почкою березовой,
Мокрым щебнем и песком.

Пронеслась гроза над рощею,
Поднялся туман с равнин.
И дрожит листвою тощею
Мрак испуганных вершин.
Спит и бредит полночь вешняя,
Робким холодом дыша.
После бурь

5. ПОСЛЕ СМЕРТИ

5. ПОСЛЕ СМЕРТИ

Пали с плеч подвижника вериги,
И подвижник мертвый пал!
3[и]не (1877)
Посмертная судьба Некрасова и его главной поэмы не менее драматична, чем борьба вокруг поэта при его жизни. Сюжеты здесь складываются самые разные — текстология Некрасова, изувеченного

«День Онегина» и «День Автора»[122]

«День Онегина» и «День Автора»[122]
Сопоставление двух эпизодов пушкинского романа в стихах получает смысл в самых различных аспектах его изучения, начиная от установления границ его текста, проблемы завершенности, жанровой структуры и кончая истолкованием двух главных

После гимназии

После гимназии
По окончании гимназии я собралась на курсы Герье, на математический факультет. Я так блистательно сдала математику на выпускном экзамене, что директор вызвал папу и просил его не губить мой математический талант. К Герье евреев не принимали без аттестата

ПОСЛЕ СЪЕЗДА

ПОСЛЕ СЪЕЗДА
IКонечно, это было событие «мировое». Максим Горький выразил «твердое убеждение», что «радостная весть о съезде советских писателей прозвенит во всем мире». Ему ответили с мест:— Уже прозвенела!Делегаты разъехались «с полной зарядкой для новых творческих

«СЧАСТЛИВОЙ ПАСХИ!» (Joyeuses Paques!) Франция, 1984.100 минут.

«СЧАСТЛИВОЙ ПАСХИ!» (Joyeuses Paques!) Франция, 1984.100 минут.
Режиссер Жорж Лотнер.В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Софи Марсо, Мари Лафоре, Мишель Бон.Дм — 3; Р — 1; Д — 3,5; К — 3. (0,438)Ж.П.Бельмондо, «вечный чаровник» (комплимент немецкого справочника «Шпильфильм унд видео»), устав от ролей

V. После Сталина

V. После Сталина

1
С весны 1953 года создается новая социально-речевая ситуация – в масштабе страны.Частью ее стало появление самой возможности формирования такой среды, которая могла противопоставить себя официозу в качестве речевой «авторитетной среды» (и тем самым

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ, ИЛИ ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (за неделю до пасхи)

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ, ИЛИ ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (за неделю до пасхи)
Следуя принятому нами порядку рассмотрения праздников, посвященных Христу, в той последовательности, в какой совершались, согласно христианским мифам, события его жизни, мы теперь должны

Из истории праздника пасхи

Из истории праздника пасхи
Христианский праздник пасхи имеет длинную и сложную историю. Раннехристианские общины первоначально переняли пасху в том виде, как она праздновалась у древних евреев.Древнееврейский праздник пасхи зародился около 3500 лет тому назад, когда

После бала

После бала
Потери перевешивают достижения. Да и достижения производят впечатление необязательных: надо было что-то (кого-то) выбрать в премиальных сюжетах, перечислить в лауреатах – вот и выбрали и наградили. А могли бы и наоборот, и мало бы что по сути изменилось в

После войны

После войны

Научно-производственный роман и роман открытия. Через 20 или 1000 лет? Теория и практика «ближней» фантастики. Романы В.Немцова, фантастический роман-памфлет Л.Лагина. Научно-приключенческий гибрид.
1Великая война с фашизмом оказалась такой и не такой, как

Начнем с того, что отмечается Вознесение Господне через сорок дней после Пасхи неслучайно. Как сообщает евангелист Лука, «в продолжение сорока дней» после Своего Воскресения Христос являлся Своим ученикам, беседуя с ними, укрепляя их веру в экстраординарное событие, событие, превышающее человеческий опыт, в Свое Воскресение из мертвых, в Свою победу над смертью. Иисус готовит апостолов к грядущему служению. И на сороковой день после Пасхи Христос собирает апостолов, приводит их на Елеонскую гору и возносится на небо.

Перед самим событием Вознесения происходит важный диалог: Спаситель говорит о грядущем Царствии Божьем и о том, что через несколько дней Дух Божий сойдет на них, Его последователей, и они будут крещены Духом Святым. Но ученики Христа, все еще надеющиеся на то, что Царство Божие — это торжество некоей политической системы, спрашивают у Христа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» И Христос сурово отвечает: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти», — и это ответ всем нам, людям, постоянно вопрошающим о временах и сроках конца света, Второго пришествия. Запомним это.

После этих знаменательных слов Спаситель обещает ученикам, что они примут силу, когда сойдет на них Дух Святой (это событие мы будем отмечать на Троицу, 20 июня 2021 года). И говорит о том, что, приняв Духа Святого, апостолы начнут свою проповедь во всей земле. «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их», — читаем у евангелиста Луки.

«Вознесение». Рафаэль Санти, 1519-1520 гг.

Праздник Вознесения Господня был любимейшим на Руси: звон колоколов, свобода выходного дня, когда никто не работает, ликование народа… В такой вот праздничный день в 1799 году родился наш гений — Александр Сергеевич Пушкин. В 1799 году Вознесение праздновалось 6 июня. Разве не чудо? Поэт, вознесший русскую словесность до высот недостижимых; гений, вся жизнь которого восхождение над своим человеческим: наследственностью, воспитанием, социальными рамками, темпераментом, характером, средой, в конце концов, судьбой появился на свет именно в праздник Вознесения. При всеобщем ликовании народа и звоне колоколов! Чудо Божье. Пушкин особо любил и выделял этот праздник, хорошо знал икону «Вознесение Господне», и даже для венчания выбрал храм Большое Вознесение у Никитских ворот в Москве.

Но Вознесение Иисуса Христа — не просто событие, имевшее место быть чуть меньше двух тысяч лет назад. Не просто исторический эпизод, вдохновляющий гениев, от Рублева с Пушкиным до классиков мировой живописи — Джотто, Тинторетто, Леонардо да Винчи, Рембрандт. Вознесение Христа касается каждого. Причем не только всех из рода человеческого, шире, Вознесение затронуло и весь тварный мир! Святому Ефрему Сирину принадлежат такие слова: «Отрезвись сколько-нибудь, человек, приди в себя и, как разумный, познай, что для тебя пришел с неба Всевышний Бог, чтобы с земли вознести тебя на небо». В чем тут дело?

«Вознесение». Рембрандт Харменс ван Рейн, 1636 г.

Смотрите, Воскресение Богочеловека Иисуса Христа из мертвых, воскресение Христа живым, во плоти, с язвами на руках и ногах, с раной в боку — свидетельство того, что и тело человеческое призвано не к тлению, не к смерти, а к вечной, неумирающей, ликующей жизни. А вот Своим Вознесением Христос уже возносит и наше, человеческое естество на небо, ведь Спаситель вознесся в нашем, в человеческом теле. И этим вознес человеческую природу, показал, насколько возможно обожение человека. «Если мы хотим понять, сколь велик человек, не надо взирать на великих людей земли, но надо поднять взор к престолу Божьему и там узреть облеченного плотью человеческой Сына Божия во славе Отчей», — говорил святой Иоанн Златоуст.

И это еще не все. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение принадлежит всем людям поскольку все воскреснут в день Второго пришествия Христа. Дата Второго пришествия, как мы помним из начала статьи, нам неизвестна, но зато мы знаем, кто будет вознесен, «восхищен на облаках» — те, кто «распял свой грех через покаяние и жительство по Евангелию».

С тем, что дает человеческой природе Вознесение Христа разобрались, но что там со всем тварным миром — животными, птицами, гадами земными и морскими, царством растений, в конце концов?

Вот как рассуждает митрополит Антоний Сурожский. Тело, в которое был воплощен Сын Божий Иисус Христос, тело, которым Он жил, которым Он ходил по земле, которым Он слышал и видел, тело, которое Он предал на истязание и смерть, — это тело состоит из всего того, из чего состоит наш видимый, тварный мир. В этом теле сосредоточено все вещество неба и земли, от самого простого до самого непостижимого, вся материя, соединившаяся с Божеством. И когда Христос возносится на небо, Он возносит не только человечество, Он возносит всю видимую тварь в глубины Божественной тайны, в недра Божественной действительности. И этот мир уже неотделим от Него.

«Вознесение». Домингос Секейра, 1828-1830 гг.

Вслушайтесь, всмотритесь! Разве в утреннем радостном щебете птиц, в лучах солнца, в отблеске свечи у иконы, в молитве, в том добром деле, что кто-то сейчас совершает, не ощущается присутствие Божьей Любви в нашем мире? Неслучайно в церквях в день Вознесения постоянно повторяют такие слова о вездеприсутствии Господа в нашем мире: «Я с вами, и никто не одолеет вас!»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хэллоуин праздник англосаксов
  • Христианский праздник обрезание господне
  • Хэллоуин праздник алтайский
  • Христианский праздник на украине
  • Хэллоуин почему тыква символ праздника