Главная
и основная задача режиссерской разработки
— определение визуального и звукового
решения фильма. И поэтому процесс
непосредственной реализации литературного
сценария начинается с разработки
сценария режиссерского.
При
разработке режиссерского сценария
руководствуются следующими принципами:
-
Рекламный
фильм не требует подробного показа
событий, предшествующих обыгрываемой
ситуации. Никого не интересует, что
делал герой фильма до того, как сел,
например, в рекламируемый автомобиль
и почему он сел именно в него. -
Рекламный
фильм часто не требует точного
обозначения места и времени действия,
если это, конечно, не способствует
раскрытию основной идеи. -
Рекламный
фильм допускает условное обозначение
обстановки в месте действия или ее
полное отсутствие, если обстановка не
работает на основную идею. Ничто не
должно отвлекать зрителя от главного. -
Рекламному
фильму противопоказаны персонажи, не
способствующие раскрытию основной
идеи. -
Рекламный
фильм допускает гротескное представление
отдельных действий и реакций персонажей. -
Рекламный
фильм, как и любая рекламная идея —
это трюк, с помощью которого внимание
потребителя фокусируется на том или
ином товаре. А это значит, что применение
кинематографических трюков органично
для рекламного фильма. -
К
рекламному фильму нельзя подходить с
режиссерскими мерками художественного
кинематографа, он требует динамичного
развития событий и предельной
лаконичности в изобразительных
средствах.
Таким
образом, если литературный сценарий —
это, в первую очередь, рекламная идея
фильма, то режиссерский — это партитура,
на основании которой стоится вся
дальнейшая работа съемочной группы.
Исходя
из общего содержания картины и замысла
ее, из развивающегося в ней действия,
режиссер составляет план. Он как бы
разбивает целое на мелкие части —
кадры. При этом заранее определяются
многие важнейшие стороны будущего
произведения: содержание каждого кадра,
его крупность, характер декораций,
характер натуры, мизансцены, темп
картины, ритм, отдельные куски музыки,
шумы и даже некоторые монтажные ходы.
Все
предварительные соображения записываются
в режиссерском
сценарии, который
представляет собой как бы технический
и творческий проект будущей картины.
Обычно
режиссерский сценарий делится на
следующие графы:
Номер
кадра.
Объект,
т.е. место съемки. В
этой же графе упоминается павильон
или натура, а также время дня, что важно
для количества света, для всей операторской
работы.
Крупность
плана и способ съемки. Если
кадр снимается с неподвижной точки, не
пишется ничего, кроме определения
крупности; если кадр снимается с
движения, то в этой графе помечается:
панорама или отъезд или наезд и т.д.
В
следующей графе — способ
съемки звука, ибо
звук тоже не всегда снимается одинаково.
Иногда он снимается синхронно, т.е. тут
же на месте вместе с изображением
записывается речь или шумы. Иногда кадр
снимается без звука. Этот кадр
озвучивается впоследствии. Бывает,
что кадр снимается «под фонограмму».
Эти три технически разных процесса
дают совершенно разный художественный
результат, и иногда решение этих вопросов
не так просто.
В
следующей графе отмечается длина
кадра в метрах. Это,
естественно, указание не длины пленки,
а времени, затраченного на кадр. У
времени есть свое измерение, которое
в кинематографе и на телевидении
называется «хронометраж». Обозначается
он цифрами и, как правило, апострофами.
Так, если кадр имеет хронометраж 1
минуту 25 секунд, то запись выглядит
следующим образом: 1′ 25″.
В
следующей, основной графе записывается
содержание
кадра и диалог, если
он наличествует.
Затем
идет графа, в которой специально
отмечается характер
звука в кадре: шумы,
голоса второго плана или музыка.
И,
наконец, последняя графа режиссерского
сценария — это примечания.
В
этой графе обычно отмечаются технические
средства съемки, необходимость
операторского крана, тележки или
каких-нибудь особых приспособлений. А
также характер массовки, костюмы.
Если сцены боевые, отмечаются дымы,
взрывы, выстрелы.
В
упрощенном же варианте (предварительном)
режиссерский сценарий может иметь
всего пять граф:
-
Номер
кадра. -
План.
-
Содержание
кадра. -
Аудиоряд,
сопровождающий кадр. -
Примечания.
Вот
конкретный пример литературного
(авторского) и режиссерского сценариев
рекламного ролика социальной тематики:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Вы здесь
Хронометраж сцен
Здравствуйте! Есть несколько вопросов по сценарному ремеслу, а именно:
1) Один лист А4 содержимого в сценарии — приблизительно = одной минуте экранного времени. Но иногда почти на полном листе происходит быстрый диалог с короткими репликами героев, и теоретически это займет от силы секунд 20-30. Как в таких случаях считать хронометраж сцены, а в частности если даже просят подсчитать длительность диалогов?
2) Если в сценарии есть сцены с музыкальными выступлениями, то в действиях просто указано: «певец выступает на сцене». Но сцена например длится 1-1:30 минуты . Это учитывается? Не стоит заморачиваться с точным попаданием времени по листам?
3) Как структуировать в сценарии например показ комикса в прологе? Например, указывают титры словами: «CREDITS», или титр описания локации: «TITLE: 1962 год. Военная база. США». А вот как комикс оформить? Как сцену или…? INT. EXT. как-то не подходят))
Спасибо! (:
- Добавить комментарий
Комментарии
Анонимус
8 лет назад
Здравствуйте. по второму пункту: если например кто то выступает на сцене, то нельзя в сценарии написать — ,,выступает на сцене,, . Необходимо описать, что именно показывать в эти 1.5 минуты. Когда то получил сценарий, где героиня 2 минуты читала письмо, и ни слова о действии. Что мне просто поставить камеру напротив нее на 2 минуты? Пришлось самому переписывать сценарий.
- ответить
citizen_mortus
8 лет назад
Где-то читал, что американский фокус с 1 стр. = 1 мин. в наших реалиях совсем не работает, ребята рассказывали про какую-то разлиновку, я не углублялся в поиски, а вы можете поискать. А вообще один из самых простых способов: включаете секундомер, начинаете читать сценарий как фильм, то есть если у вас персонаж паузу делает — выдержите в голове эту паузу, представьте всё так, как будет на экране, а когда закончите, посмотрите общий хронометраж. Я так делал, когда мультики рисовал, но аниматик делать было лень — и ошибся всего на 10 сек. из общего хроно в 6 минут
- ответить
Сьеджин Пасторос
8 лет назад
Зачем Вам такая доскональность при написании сценария?
Но даже если… В «американке» приблизительно 1 страница = 1 минута, даже на русском языке. И да, в фильме сцены будут разными. Но по опыту скажу, что из 80 страничного сценария получается всё-равно 80 минутный фильм. Хронометраж каждой сцены будет высчитывать режиссёр, когда будет делать раскадровку – это его работа. Ориентируйтесь на общий хронометраж. Сценарий по-любому будут кромсать и дорабатывать. Обратите лучше внимание на развитие сюжета и яркость персонажей.
- ответить
Неправильный сценарий
Самая частая ошибка — представление сценария в виде таблицы или, еще хуже, монолитного текста.
Такой сценарий очень сложно понять любому профессиональному режиссёру и оператору-постановщику. На первый взгляд, всё кажется идеальным. «По полочкам» разложены кадры и их аудиосопровождение. Но на практике соответствовать такому раскладу не получается. Либо продолжительность кадров превышает продолжительность озвучки, либо наоборот. Возникает путаница. Кроме того, невозможно нормально определить хронометраж ролика
Пример сценария, оформленного в таблице
Вторая распространенная ошибка — «богатые», но бессмысленные описания.
Такие описания с прилагательными, сравнениями, причастными и деепричастными оборотами хороши в художественной литературе, но не в сценарии. Они не несут смысла, потому что их просто невозможно снять. Кроме того, характеристики того или иного явления, описанного в сценарии — это уже прерогатива режиссёра. Действия в сценарии должны быть преимущественно отображены связкой существительного с глаголом. Любые примечания должны быть отделены от блока с действием.
Эти ошибки можно встретить как в сценариях, написанных представителями компаний-заказчиков, так и в сценариях некоторых видеопродакшн-студий. Но если для заказчиков это простительно, то для студий это полный провал. Если студия предложила вам сценарий с подобными ошибками, обдумайте, стоит ли продолжать сотрудничество.
Правильный сценарий
В мире кинематографа уже очень давно существуют строгие правила касательно сценариев, по которым работают все профессионалы индустрии. И эти правила касаются не только кино. Грамотные сценаристы видеопродакшн-студий точно так же используют эти правила в своей работе.
Пример сценария, оформленного в программе КИТ Сценарист
Правильный сценарий будет написан на листе А4 шрифтом Courier New, либо Courier Prime 12-го размера. Каждый структурный элемент в сценарии имеет свой тип оформления. Каждая сцена открывается под собственным порядковым номером. Обозначается тип локации (интерьер/экстерьер), название локации и время суток (утро, день, вечер, ночь). Под открытием сцены располагается короткое описание действия — того, что происходит в сцене. Без лишних прилагательных, сравнений, описаний. Имена персонажей выделяются заглавными буквами. Прямая речь персонажа располагается по центру под непосредственным действием. Примечания выделяются отдельной строкой заглавными буквами. Ремарки — под именами персонажей, в скобках.
Этих нюансов достаточно много, но зато они позволяют емко, точно и лаконично перевести идею в текст, который идеально реализуется на съёмочной площадке и постпродакшене. Кроме того, правильно оформленный сценарий позволяет приблизительно оценить и хронометраж. Одна страница сценария обычно соответствует одной минуте экранного времени.
Итоги
Если вы, как заказчик ролика, сами пишите сценарий, то не пренебрегайте правилами или просите исполнителя перевести ваш текст в правильный формат. Верно написанный сценарий поможет достичь взаимопонимания и улучшить конечный результат. Если же вы заказываете у студии, то он станет лакмусовой бумажкой, по которой можно определить, кто работает профессионально , а кто нет.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш блог и паблики в социальных сетях. По вопросам сотрудничества пишите на почту
info@oblako.video