Хубба праздник ассирийский праздник

В переводе с ассирийского «Шламалух, «Хубба» означает — «Здравствуй, любовь, дружба, мир и здравие». Двадцать шестой год подряд фестиваль «Хубба» собрал на урмийской земле ассирийцев из разных уголков света. Именно здесь, в кубанском селе Урмия, потомки этого древнейшего народа особенно трепетно сохраняют обычаи и традиции предков, стремятся к единению. На протяжении трех дней, практически без…… Читать далее

Шламалух, Хубба!

В переводе с ассирийского «Шламалух, «Хубба» означает — «Здравствуй, любовь, дружба, мир и здравие». Двадцать шестой год подряд фестиваль «Хубба» собрал на урмийской земле ассирийцев из разных уголков света. Именно здесь, в кубанском селе Урмия, потомки этого древнейшего народа особенно трепетно сохраняют обычаи и традиции предков, стремятся к единению.
На протяжении трех дней, практически без ночного отдыха, участники фестиваля общались, принимали участие в экскурсиях, пели ассирийские песни и танцевали национальные танцы. Но этим программа фестиваля не ограничилась: по традиции, футболисты провели дружеские матчи, участники праздника выбрали «Мисс «Хубба-2017».
Ассирийцы — народ гостеприимный
6 мая. Урмия. Гостиниц в селе нет, но, собственно говоря, в этом нет и особой необходимости. Местные жители, обладающие, подобно герою ассирийского фольклора охотнику Харибу, радушием и гостеприимством, заблаговременно готовятся к встрече гостей, даже если они не приходятся им ни друзьями, ни близкой родней. Подтверждением этому служат открытые сердца и двери жилищ урмийцев.
Едва гость появится на пороге, хозяева откладывают дела. Начинается знакомство, неспешная беседа о том, о сем. Вместе им предстоит провести около недели. За это время вновь и вновь вспоминается переселение с исторической родины, разбросавшее ассирийцев по всему свету, ведутся беседы о жизненном укладе предков и тенденциях в молодежной среде. Хозяйки вместе готовят национальные блюда, а заодно обмениваются рецептами (ассирийцы — великие мастера по части вкусной пищи).
Радушно из года в год встречают гостей в своем доме Авраам Михайлович и Евгения Николаевна Алексановы. В этом году эта ассирийская семья из станицы Новоалексеевской принимала гостей из Нижнего Новгорода, Пятигорска, Краснодара, Армавира и Майкопа.
— Мы все друг другу в какой-то степени родственники, а потому и мои родители, и я сама рады встречам, которые становятся возможными благодаря нашим национальным праздникам, — делится с нами дочь Алексановых, Ирина Бархо. — Принимать гостей — дело радостное, но вместе с тем хлопотное. Мы с мамой так распределили обязанности — днем она ходит на праздничные мероприятия, я помогаю ей по хозяйству, вечером она берет на себя обязанности по дому и присмотр за нашим сыном Авраамом, а мы с мужем и дочерью идем на гуляния.
В большинстве случаев каждый из нас именно во время таких массовых праздников находит вторую половину. Не стала исключением и моя семья. В этом году одна из наших гостей познакомилась с урмийским парнем. Они уже обручились. На октябрь намечена свадьба.
Язык, традиции и православная вера — звенья цепи, сохраняющие самобытность нации
Во время «Хуббы» улицы села оживлены как никогда. Подтверждением тому, что гости фестиваля преодолевают тысячи километров на машинах, поездах и авиалайнерах, служат случайно пойманные фразы, произнесенные на грузинском, армянском, немецком, шведском языках. Казалось бы, понять друг друга собравшимся вместе людям сложно, но на выручку приходит знание ассирийского языка. Встретив человека, здесь говорят: «Шламалух!». В ответ на услышанное приветствие звучит ответное: «Шламалух!», что в переводе с ассирийского означает «мир тебе», или «здравствуй».
В небольшом Доме культуры, на сцене которого первые жители Урмии ставили театральные постановки на родном языке, стены расписаны сюжетами из ассирийского эпоса. В праздничные дни многие урмийцы вывешивают на домах ассирийские флаги. Кроме национальных песен, звучит в Урмии свой гимн, во время которого ассирийцы хлопают в ладоши, а то и вовсе танцуют танец «Шейхане».
Основными центрами сохранения ассирийской культуры, языка, письменности, а также традиционными экскурсионными остановками являются школа и сельская библиотека. В школе дети учат родной язык и национальные танцы «Шейхане» и «Кочари», без которых у ассирийцев не обходится ни один праздник. В библиотеке, помимо редкой литературы об истории древнего и самобытного народа, есть художественные произведения, написанные ассирийскими авторами.
Неотъемлемым звеном в цепи сохранения нации является вера. Ведь именно принятие христианской веры в свое время сплотило ассирийцев, помогло им сохранить национальный колорит и привнесло то лучшее, что есть в христианском мировоззрении: сострадание, терпение, мир.
Церковь, построенная в Урмии на пожертвования ассирийцев, памятник участникам Великой Отечественной войны — местные достопримечательности и очередные остановки в экскурсионном маршруте.
Народные гуляния — до последнего участника танца «Шейхане»
Днем участники фестиваля обследуют достопримечательности Урмии, гуляют по тихим улочкам, ходят друг к другу в гости, принимают участие в спортивных соревнованиях, а с наступлением вечера собираются в клубе. Где как ни здесь можно в одно время увидеть столько отточенных восточных лиц, прочувствовать яркие характеры и живой темперамент ассирийского народа, слаженно и четко отплясывающего «Шейхане», «Хыггя», «Зейна», «Кочари» и другие круговые танцы, требующие, кроме ловкости и сноровки, чувства ритма. Точно так же много лет назад исполняли эти танцы прадеды современных ассирийцев, проживавшие в иранской Урмии, в Тиари, Хаккяри и других ассирийских поселениях, располагавшихся на территории современных Ирана и Турции.
Исполнители песен на ассирийском языке Нура, Макен, Анна и Артем Тамразовы — частые гости фестиваля, а вот Одишо Моше из Швеции, Павел Садоев и Андрей Михайлов из Москвы приезжают сюда не часто. Одишо — исполнитель современных песен, Павел — скрипач, Андрей — оперный певец.
Вместе с ассирийскими танцевальными ансамблями «Урмия», «Ниневия», «Ниневята» свое мастерство во время праздника демонстрировали творческие коллективы из станицы Динской, Крымска, Армавира, Майкопа, Курганинского района.
Они представляли вниманию зрителей ассирийскую, русскую, армянскую, адыгскую и казачью национальные культуры.
Во время «Хуббы» к урмийцам наведываются жители близлежащих станиц и поселков.
С интересом они слушают ассирийские песни, пробуют национальную кухню. Из года в год хлебосольные хозяева угощают гостей праздника традиционным блюдом — хариса.
Не остается в стороне и администрация поселения. Глава Виталий Покусайлов принимает участие не только в праздничных, но и в подготовительных мероприятиях. Приезжают к урмийцам и представители районной власти. В этом году в гостях у ассирийцев побывал заместитель главы, управляющий делами Дмитрий Шунин.
Во время открытия фестиваля Виталий Покусайлов вручил Якову Ивановичу Алексанову, Петру Ивановичу Айвазову, Виктору Ашотовичу Вартаняну, Олегу Ильичу и Алле Георгиевне Георгизовым (идейным вдохновителям и неизменным организаторам фестиваля) удостоверения почетных граждан села Урмия Новоалексеевского сельского поселения.
— Я вижу будущее села в руках молодежи, — сказал в интервью газете ровесник края, почетный житель села Урмия Яков Алексанов. — Это заметно по ее отношению к культуре, традициям наших предков, по тому, что создаются новые ассирийские семьи. Наша обязанность на сегодняшний день — быть наставниками для молодого поколения, поддержать наших потомков, передавать им знания, полученные от предыдущих поколений.
Напоминанием о «Хуббе-2017» гостям праздника будут служить сувениры и яркие моменты праздника, отложившиеся в памяти незабываемыми впечатлениями. Для Арабеллы Михайловой из Новороссийска в память о фестивале останется корона «Мисс Хубба-2017».
Кубок победителей футбольного турнира в этом году достался краснодарской футбольной команде «Ниневия». Эту эстафету им передали футболисты урмийской команды «Шумерский буйвол», занявшие 2-е место.
Уже 14 июня Урмия вновь наполнится дыханием праздника, снова на улицах и в домах ассирийцев будет звучать приветливое «Шламалух!». На этот раз поводом для встреч станет День памяти святого Мар-Зайи. В этот день, по традиции, урмийцы приготовят мартуху — национальное блюдо, которым они будут угощать друг друга.

В Курганинском районе прошел фестиваль ассирийской культуры «Хубба»

В Курганинском районе прошел фестиваль ассирийской культуры «Хубба»

Ряд мероприятий провела ассирийская диаспора в селе Урмия, которое называют единственным в России поселением этого древнего народа. Его представители со всей России и других стран мира каждый год приезжают на фестиваль «Хубба», чтобы отведать национальные блюда и посмотреть выступления коллективов, которые хранят традиции ассирийского танца. В фестивале также участвовали народные ансамбли из разных районов Кубани.

«»Хубба» — это единение, любовь, мир. Другого емкого названия мы не могли придумать. Это как символ любви, символ единения нашего народа. Коллективы Курганинского района, Армавира, всех национальностей. И армяне, и казаки, и грузины и русские», — сказала и. о. руководителя общественной организации Региональная национально-культурная автономия ассирийцев «Хаядта» Алла Георгизова.

В программе фестиваля были не только концертные номера. Главная часть праздника — спортивные состязания. За победу в 2019 году боролись шесть футбольных команд — из Краснодарского края, Ростовской области и Грузии.

«Познакомиться с уникальной ассирийской культурой, увидеть ассирийские танцы, услышать песни на древнем ассирийском языке. Российская Федерация, Краснодарский край дают этому древнему малочисленному народу возможность не только сохранить свою национальную культуру, но и развиваться. Потому что здесь сегодня присутствует молодежь, которая перенимает традиции старшего поколения», — сказал начальник отдела департамента внутренней политики администрации Краснодарского края Сергей Мозговой.

Фольклорно-спортивный фестиваль проходил в течение нескольких дней. По словам организаторов, с каждым годом он собирает все больше гостей и участников состязаний.

Рекомендации по защите прав малочисленного народа Краснодарского края ассирийцев.

13 сентября 2020 года член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека А.В.Бабушкин посетил единственное место компактного проживания малочисленного народа Краснодарского края – ассирийцев – село Урмия.

По данным переписи 2002 года в России проживало более 14 тыс. ассирийцев.
По данным переписи 2010 года в России проживало всего лишь 10,08 ассирийцев.
В настоящее в Краснодарском крае проживает около 6 тыс. ассирийцев.
Ассирийцы, по-видимому, являются древнейшим народом мира. Современные ассирийцы, как народ, сложились в 1 веке н.э., при этом этноконсолидирующим фактором стало исповедование ассирийцами христианской религии. Ассирийцы-христиане (есть еще и ассирийцы-иудеи) говорят не менее, чем на 6 северо-восточных ново-арамейских языках, наиболее значительным из которых является урмийский ново-арамейский язык. На этом языке и говорят российские ассирийцы.      

Село Урмия входит в состав Новоалексеевского сельского поселения. В поселении проживает 6200 человек, в т.ч. 720 человек проживает в с. Урмия. Из числа данных жителей ассирийцами является  415 человек.
Село Урмия – единственное место компактного проживания ассирийцев в Российской Федерации.
Село было основано в 1924 году беженцами из Ирана. Беженцы были выведены с территории Ирана Лабинским казачьим полком в 2016 году, когда возникла угроза геноцида ассирийцев в Иране в случае ухода российских войск. Вначале на территорию края прибыло только 107 беженцев, однако затем, когда они  освоились, и стало известно, что к ним хорошо относится, то следом за ними прибыли и другие ассирийские семьи. Первые беженцы прибыли в ст. Константиновскую, где была свободная невосстребованнвя земля.  
В 1928 году в с. Урмия было создано ассирийское товарищество по обработке земли.
В 1930-е годы, когда в крае началось преследование казаков, то ассирийцы, помня об их спасении казаками, спасли многих из них.
В селе Урмия установлен обелиск в память погибшим урмийцев с фамилиями погибших.

Все поселение обеспечено газом и водопроводом.
Жители села специализировались на выращивании перца.  В настоящее время они перешли на тепличное хозяйство, в теплицах они выращивают огурцы и помидоры. 

Из 124 национально-культурных организаций, созданных в Краснодарском крае, 4 национально-культурные автономии являются ассирийскими.

В школе с. Урмия (малокомплектная школа № 27) учится 65 учащихся. В школе работает 23 сотрудника, в том числе 13 учителей. Ассирийский язык в порядке дополнительного образования в школе изучает всего лишь 15 человек. В клубе ассирийский язык изучает также 20 человек. Здание школы было построено в 1927 году. С 1932 по 1962 год школу возглавлял Инвия Георгиевич Георгизов, который был одним из ассирийских российских просветителей. Он написал учебник и словарь на ассирийском языке.
В настоящее время учебников и программ изучения ассирийского языка для образовательных учреждений России нет.
С 1991 года в селе Урмия проводится ассирийский праздник «Хубба», который вырос из футбольного турнира ассирийских команд страны. Слово «хубба» переводится, как «любовь, единение». Фестиваль состоит из фольклорной части и футбольных матчей, Праздник проходит в начале мае и длится несколько дней. Большая часть гостей размещается по домам жителей с. Урмия. Фестиваль – единственное место, где ассирийцы из разных местностей России и стран мира могут пообщаться между собой.  Праздник «Хубба» собирает в том числе и гостей из Москвы.
В селе Урмия отмечается также ассирийскипий новый год хабнисан, который проходится на 1 апреля и длится 12 дней.    
Ранее в России издавался на ассирийском языке журнал «Атра». Однако с 2006 году он издается только электронно, так как его издатель уехал в США.
На ассирийском языке издается сайт «Хагъияна атураи», который ведет Алексанова Жанна. Она же ведет в ассирийской церкви г. Краснодара  кружок ассирийского языка. 
Ранее в Армавирском педагогическом техникуме преподавался ассирийский язык. В нем готовились 2 группы студентов – преподавателей педагогов арамейского языка всего СССР. В 1930- е годы издавалась газета на новоарамейском языке.
Символом ассирийского народа является пятиногий человеко-бык Ламассу.
У ассирийцев сохранилась богатая национальная кухня, в том числе: джаджик — творог с зеленью, муртуха – сладкое блюдо, похожее н халву, гюптэ томарта («сыр закопанный») – сыр, который выдерживается  в кувшине, закопанном в землю.  
В селе Храм является Святого Ефрема Сирина. Хотя храм является православным, служба в церкви ведется на ассирийском языке.
По итогам посещения рекомендуется:

  1. Администрации края:

    1. Обеспечить капитальный ремонт клуба, который был построен в 1958 году и капитальный ремонт не проходил.
    2. Оказать грантовую поддержку ассирийскому сайту «Хагъияна атураи».
    3. Разместить в с. Урмия топонимы на ассирийском языке.
    4. Включить с. Урмию в Концепцию развития туризма Краснодарского края, как объект этнотуризма.
    5.   Поддержать создание ресторана традиционной ассирийской кухни
    6. Оказать содействие созданию библиотеки ассирийской литературы.
    7. Выделить землю под проекты национально-культурной автономии по созданию новых рабочих мест для молодежи.  
    1. Министерству просвещения края совместно с Институтом родных языков Министерства просвещения РФ:

      1. Обеспечить изучение ассирийского языка в школе с. Урмия, в рамках учебной программы, а также в школах и в детских дошкольных учреждениях по месту проживания ассирийцев на основании заявлений родителей об изучении их детьми родного языка.
      2. Обеспечить написание учебников и учебных программ изучения ассирийского языка и литературы. 
      3. Обеспечить подготовку учителей ассирийского языка.

«Шлама аллохун!», — приветствуют урмийцы своих гостей. В переводе с ассирийского это означает: «мир тебе» или «здравствуй». В ответ нужно сказать: «Пшена тилохун!» — то есть «на радость пришли».

Об ассирийцах (не путать с сирийцами), потомках строителей Вавилонской башни, изобретателей колеса со спицами, колесницы и Висячих садов Семирамиды, нам рассказывали во время школьных уроков истории Древнего Мира. О существовании этого народа многие помнят, но когда собеседник вдруг говорит «я — ассириец» — мы, в большинстве своём, удивляемся и невольно вскидываем брови.

Чтобы развеять сомнения, каждому из нас хоть раз в жизни стоит заглянуть на урмийский огонек. Историю своего народа ассирийцы знают, передают из поколения в поколение и охотно рассказывают приезжим.

Почти сто лет назад приютом и даже своего рода колыбелью для ассирийцев стала земля кубанских казаков (кстати, в переводе с ассирийского «Урмия» означает «колыбель вод»). Задолго до ассирийцев и кубанских казаков здесь, среди степей и курганов, несколько тысячелетий назад обосновались древние племена сарматов, так схожие с ними своим воинственным духом.

Навестить приветливых представителей самого древнего народа планеты можно в любой сезон. Но лучшее время для визита – весна. В мае, когда в полях поднимается пшеница, а в садах цветут сады, сюда из разных уголков мира съезжаются гости.

Собираем гостей со всего света

В большой круг танца «Шайханэ» сотни ассирийцев собирает фестиваль национальных культур «Хубба». В переводе с ассирийского «Хубба» означает «любовь, дружба, мир и здравие».

Праздничный звук зурны и круговые танцы до утра заряжают особой энергетикой. В ассирийцах они еще и будоражат генетическую память, наталкивают на мысль о том, как важно сохранить самоидентичность народа и не раствориться в других культурах.

Кстати, именно «Хубба» для многих ассирийцев стала местом знакомства и создания семейных пар.

В круг «Шайханэ» приглашают и гостей. Причем всех – от мала до велика. Если после нескольких часов непрерывного движения по кругу вы все еще стоите на ногах, знайте: вы на одной волне с хозяевами праздника.

Отличить потомков древнего ассирийского народа от гостей несложно: большинство ассирийцев, с их точеными профилями, внешне словно сошли со страниц учебников по Древней истории или книг, рассказывающих о библейских событиях.

Если не брать в расчёт центр притяжения молодежи — большой деревянный сруб, выстроенный на месте усадьбы первого урмийского раби, гостиниц в Урмии нет. Пока нет.

Гости селятся в городах, расположенных неподалеку. К примеру, от кубанской Урмии до районного центра, города Курганинска – по автомобильной трассе 32 километра. Стоить заметить: рисунок проложенного маршрута визуально схож с указательной стрелкой и очертаниями самой Ассирии, которую можно условно заключить в треугольник Ниневия — Ашшур — Арбела.

Бушаля, гарриса, калья?

Гостей на фестивале не только зовут в хороводы, но и угощают блюдами национальной кухни. Кстати, она — одна из древнейших на земле. Гурманы непременно оценят старания местных хозяек. Рецепты уже здесь, на Кубани, передаются от хозяйки к хозяйке в пятом поколении.

Как и их древние предки, современные ассирийцы разводят коров, овец, свиней, индеек, кур, гусей, уток. В рационе урмийцев мясные, молочные и кисломолочные блюда – источник здорового питания и долголетия.

Бушаля, джаджик, долма, гариса, калья, чадэ — согласитесь, даже названия блюд аппетитно ложатся на язык говорящего.

Гариса – праздничное блюдо из пшеницы твердых сортов, петуха и топленого сливочного масла. Его готовят всю ночь и также не спеша едят в кругу друзей. Очень вкусно и очень сытно. Если на десерт из запасов местных виноделов вам достанется игристое виноградное вино «Хубба» — считайте себя счастливчиком.

Да, если вы устали от кружения в Шайханэ и сытной трапезы, можете полистать страницы ассирийских книг, а то и вовсе просить знающего человека почитать вам вслух. Желательно какую-нибудь сказку. А вдруг да поймете, о чем речь! Это, конечно, шутка, но мелодика звучания ассирийского языка вам непременно должна прийтись по вкусу. По данным Википедии, ассирийский литературный язык (он же — литературный новоарамейский) основан на урмийских диалектах.

«Шлама аллохун! Дахитух?», — обратится к гостю хозяин. «Авет басима, раба спай», — ответит с улыбкой тот. И вам, наверняка, станет понятно, что они обменялись приветствиями. Так и есть. «Как твои дела?», — поинтересовался первый. «У меня все хорошо», — прозвучало в ответ. Представься такая возможность, эти двое могли бы поддержать беседу с современниками Иисуса.

Культурный код в предметах быта

В сценарий «Хуббы» непременно включают исторические инсценировки. Семейные реликвии — особое украшение постановок. В их числе — камни-мельницы «джаруста» и православные святыни.

Во время гонений беженцы брали с собой только самое ценное. Тогда, без малого сто лет назад, предки кубанских урмийцев принесли с собой каменную мельницу, состоящую из двух частей. Вес каждой — двадцать пять килограммов.

Сегодня, по прошествии времени, мельница «джаруста» по-прежнему выполняет свою первоначальную роль. С ее помощью, готовя «проха», главное блюдо религиозного праздника «Прощение Ниневитян» (Баутен Нинве) – в жерновах перемалывают зерна семи видов злаков. Прежде чем приступить к работе, хозяйки постятся, молятся, а если предоставляется возможность, то и просят благословения у священника.

В числе православных святынь — распятие Иисуса Христа, икона Всевышнего и Пресвятой Богородицы. Сколько раз звучали на арамейском языке молитвы Спасителю и Пресвятой Богородице, знают только сами образа.

Из уст в уста урмийцы передают историю еще двух святынь: Библии, при помощи которой совершал церковные таинства первый урмийский священник отец Харлампий, и рукописной молитвы, которой он в 1941 году благословил уходящего на фронт сына Юхана. По рассказам потомков, Юхан дошел до Берлина и невредимым вернулся в родное село.

…В праздничные дни фасады урмийских домов украшены национальными флагами. Флаги — непременный атрибут праздника. Многие гости приобретают полотна, декоративные тарелочки с его изображением и увозят их в свои города, а порой и страны.

Гостям в Урмии расскажут, что более двух тысяч лет назад ассирийцы растили детей на территории современного Ирака, а познав изгнание, ручейками растеклись во все стороны света. Любой или почти любой житель поведает вам и историю переселения своих предков на Кубань. Если вкратце, звучать она будет приблизительно так: «На Кубань ассирийцы попали не случайно. В начале ХХ века в северной Персии стояли русские войска, значительную часть которых представлял полк казачьих войск Лабинского округа. Между казаками и ассирийцами зародилась дружба. Когда на ассирийцев начались гонения, казаки предложили им кров».

Ассирийский флаг не принадлежит ни одному государству, но вместе с тем служит символом единения всего ассирийского народа. Золотой круг, вписанный в лазоревую звезду, символизирует солнце, дарующее жизнь всему живущему, четырёхлучевая звезда — Землю, ее концы — стороны света. Волнистые полосы, расширяющиеся от центра к четырём углам флага, напоминают о трех основных реках ассирийской родины — Тигре, Евфрате, Забе. Существует и еще одна интерпретация полос. Она представляет их как дороги, по которым, со всех концов света, ассирийцы должны вернуться обратно на свою историческую родину. Но это уже другая история.

Литургия на арамейском, футбол и конкурс
красоты

В Урмии есть православный храм Ефрема Сирина. Построен он на пожертвования ассирийцев, а заложен на паевой земле Юхана Осипова, того самого, которого спасла молитва отца-священника.

Если вам посчастливится — попадете на литургию. Время от времени в храм из Краснодара наведывается настоятель церкви святого Георгия Победоносца, ассирийской святой соборной апостольской церкви Востока каша раби Путрус. В урмийском храме он проводит службу на староассирийском — классическом арамейском языке.

Помимо национального флага, в числе непременных атрибутов Хуббы – георгиевские ленты, в память об ассирийцах-защитниках приютившей их Родины, футбольные мячи и сетки, корона мисс Хубба.

Для ассирийских парней, потомков отважных воинов, в наши дни полями сражений становятся футбольные стадионы. Болеют за своих героев красавицы ассирийки. Среди них и та, которую выберут мисс Хубба. Эта красавица не только хороша собой. По традиции корона ложится на голову девушки, которая и на родном языке говорит, и лепту в сохранение ассирийской культуры вносит.

— Шлама аллохун! – говорит вам Урмия, в надежде, что по приезду вы ответите: «Пшена тилохун!».

Сладок дым своего очага…

Ассирийцы…Их по праву можно
назвать одним из самых загадочных народов на земле.

Они были первыми: первая государственность на
Древнем Востоке, первый университет, первая музыкальная нотапись, первая
поваренная книга, первый наркоз, первая в мире богатейшая библиотека
Ашурбанипала, не говоря уж о таком чуде света, как висячие сады Семирамиды…

Древняя Ассирия как государство сложилась в
Северной Месопотамии в конце III тысячелетия до н.э., и просуществовало до
конца VII века до н.э.

И сегодня, спустя почти полторы тысячи лет после
падения Великой Ассирийской империи, этот древний народ продолжает жить в своих
потомках.
 

 Начало

 

«Я – Синаххериб,
великий царь, могучий царь, царь всего света, царь Ассирии, послушный великим
богам, хранитель истины, первый из всех правителей, узда, смиряющая строптивых,
испепеляющий молнией супостатов…

Силою бога… моего
владыки, я осадил и взял 75 могучих городов, крепостей страны Халди, а также
420 малых городов, что в окрестностях их, и добычу их добыл…»

Такие слова приказал высечь на камне своим
мастерам Синахериб, царь великой и мощной ассирийской державы.  

Царствование
Синаххериба 

(705—681 гг. до н.э.)

Ассирийская империя образовалась в XIV веке до н. э. в Месопотамии, между
Евфратом и Тигром, в северной части этого района. Государство подчинило себе множество народов. Об
Ассирии пошел слух как о могучей державе, силе, которую никто и ничто не сможет
остановить. В период наибольшего своего расцвета владения Ассирии простирались
от Египта на Западе, до Закавказья на Севере и Индии на Востоке.

В Ниневии, столице Ассирии (именуемой так в
честь царя Нина), и других городах, населенных ремесленниками и торговцами,
учеными и художниками, цивилизация процветала как никогда прежде.

Стелла с
изображением Ашшурбанипала

В Нивении ассирийский царь Ашшурбанипал основал невиданное для Древнего мира предприятие
– библиотеку, повелев копировать и сохранять в ней все сколько-нибудь важные
клинописные тексты – от литературных до медицинских рецептов. Эту древнейшую
библиотеку иногда называют «вавилонской». Даже аргентинский прозаик Борхес
– возможно, сознательно – не избежал этой ошибки, представив себе эту первичную
библиотеку в виде Вселенной, в которой уже содержатся все знаки и письмена и,
следовательно, все книги, которые были и будут написаны. Однако эта
протогалактика книжности была создана не в Вавилоне, а именно в Ниневии. Сам
Ашшурбанипал был Великим Библиотекарем, знавшим в совершенстве давно позабытый
язык шумеров.

Ассирийская армия

В течение многих веков ассирийское государство не знало поражений.

Но любым победам приходит конец. В конце
концов, бесконечные войны истощили и ослабили Ассирию. Покоренные народы
дождались своего часа. В 612 г. до н.э. объединившиеся Вавилон и Мидия пошли на
Ниневию. Великий город был разграблен. Тысячелетнее общество распалось. Одна из древнейших империй перестала
существовать и так и не сумела оправиться от этого поражения.

C VII века ассирийский народ жил на территории арабского халифата, а с XVI в. Османской империи и Персии. Ассирийцы
остались без Родины, и ничто не могло помешать их исчезновению и растворению
среди других народов в других государствах, сменявших друг друга на территории
Северного Междуречья, если бы они не приняли христианство, которое сразу
обособило ассирийцев от окружающего враждебного мира.

Спасенные верой

«Поскольку брат мой один, а народа
моего много, я вынужден предпочесть потерять брата, но сохранить свой народ!».

Патриарх Мар Беньямин
Шимун

Комаров. Н. Апостол Петр

Ассирийский народ, рассеявшийся после падения
державы, не утратил свою самобытность и уже в
I веке входит в историю христианской
церкви. Ассирийская Церковь Востока основана в Месопотамии,
в Багдаде. Основателем ее считается Шимун Кифа (апостол Пётр). Все последующие ассирийские
патриархи в память об апостоле Петре стали носить звание «Мар Шимун», которое переводится
как «Святой Симон». Симон – имя апостола от рождения, а Петром ученика назвал
Иисус Христос. Веками титул ассирийского патриарха передавался по наследству
сыну брата главы Церкви.

И вот, 30 марта 1903 года, в Вербное воскресенье, патриархом
становится шестнадцатилетний Беньямин Мар-Шимун, сын Асьят Камбар и Эшая
Мар-Шимуна, племянник патриарха
Рувеля XVIII
Мар-Шимуна
.

Время, на которое выпало его правление, было тяжелым для
ассирийцев. В 1914 г. вспыхнула Первая мировая война. Турция, выступившая на
стороне Германии, пыталась заставить ассирийцев воевать против России. Но Патриарх
не позволил призвать ассирийцев в турецкую армию. Отношения обострились.  Вооружённые турками курды стали совершать
частые набеги на ассирийский народ.

Турецкие власти пытались заставить Мар-Шимуна подчиниться, взяв в
плен его брата Хормизда. Но Мар-Шимун ответил, что после всех ужасов, творимых
турками над ассирийцами это невозможно. Хормизд был казнен в Мосуле.

Ассирийцы героически сражались с многократно превосходящими в
численности и вооружении турками и курдами. Однако силы были не равны.

Осенью 1915 года в условиях постоянного нападения неприятеля
ассирийский народ совершил стоивший огромных жертв героический переход к местам
дислокации русских войск в Северо-Западном Иране. Для официального закрепления
русско-ассирийского союза с патриархом лично встречался дядя Николая II, князь
Николай Николаевич.

В 1917-1918 годах после революционных потрясений в России,
приведших к разложению в войсках, Ассирийский батальон в Иране оказался
единственной силой, вставшей на пути полного уничтожения христиан. Полгода ассирийцы
обороняли Урмию от турецких войск и курдов, видя в  патриархе Мар-Шимуне символ объединения нации.

Понимая роль Мар-Шимуна в ассирийском сопротивлении, враги пошли
на подлость, предательски убив его в 1918 году после окончания переговоров о
перемирии с курдским племенным лидером Симко. Также в этих переговорах
участвовал и был тяжело ранен полковник русской армии Алексей Николаевич
Кондратьев, ранее командовавший первым ассирийским стрелковым батальоном,
действовавшим в составе русской армии.

Геноцид ассирийцев

В
памяти каждого ассирийца остался жизненный подвиг и
мученическая смерть патриарха Бениамина Мар-Шимуна, олицетворявшего трагическую
судьбу всего ассирийского народа, а также ставшего символом близости между
ассирийцами и Россией.

В
результате геноцида во время и после Первой мировой войны в России оказалось
около 30 тысяч ассирийцев. Большинство их жило в лагерях беженцев на юге России
до 1920-х годов, а затем расселялись оттуда в Петроград, Москву, Ростов и на
Кубань.

Кубанские
казаки с сочувствием отнеслись к ассирийцам и пустили их в 1924 году на свой
хутор. Власти выделили на 200 человек 350 га земли. Ассирийцы дали поселку
название далекого родного города Урмия. В настоящее время это единственное
место компактного проживания ассирийцев.

Урмия: Чувство Родины

«В
одном царстве, на одной земле жил охотник по имени Харибу. Мудрый был наш
охотник, и чистое сердце было у него. Кусок хлеба Харибу не съест один, соседей
позовет, с ними разделит хлеб. День и ночь двери дома его были открыты и малым
и большим. Зайдешь голодный – выйдешь сытый. Зайдешь печальный – выйдешь веселый.  Зайдешь с заботой тяжелой –  поделишься ею с Харибу и с легким сердцем
уходишь домой».

Ассирийская
сказка «Охотник Харибу»

В 1924 году на Кубани, в 30 километрах от Армавира, на берегу реки
Синюха ассирийцы основали село, назвав его именем своего древнего города –
Урмия.

Жители Урмии, подобно герою ассирийского фольклора охотнику Харибу,
обладают чистым сердцем, небывалым радушием и гостеприимством. Стоит лишь
ступить на урмийскую землю, чтобы убедиться в этом и ощутить себя частью
великой нации. Двери жителей этой деревни всегда открыты, они не замыкают дома,
а наоборот, всегда с радостью ждут гостей. Только гость появится на пороге, как
дела откладываются, и все внимание уделяется ему. В этом я убедилась на
собственном опыте, приехав на свою малую и достаточно молодую Родину.

Этот небольшой кубанский поселок состоит из трех
улиц: Заречной, Магистральной и Почтовой (Центральной), 250 дворов и почти семи
сотен человек. Урмию без преувеличения можно назвать сокровищницей ассирийской
империи. Здесь трепетно берегут ассирийские обычаи, традиции и стремятся к
единению.

Церковь – библиотека – школа – сельский клуб:
эта маленькая на первый взгляд цепочка ключевых мест Урмии на самом деле
является мощным звеном, сохраняющим великую нацию.  

Обитель веры…

В Урмии построили церковь, о которой давно
мечтали ассирийцы. Церковь преподобного Ефрема Сирина была заложена в Урмии еще
в 1994 году. Сейчас она полностью функционирует и укрепляет веру селян. Для
народа, принявшего веру Христову среди первых, наличие ассирийской церкви имеет
особое значение. Ведь именно принятие христианства сплотило ассирийцев, помогло
сохранить национальный колорит и привнесло им лучшее, что есть в христианском
мировоззрении: сострадание, терпение, мир. Национальный язык ассирийцев –
арамейский, язык, на котором говорил сам Иисус Христос.
Слышать богослужение на арамейском языке – мечта ассирийцев.

Шарыт Мар Гиваргис

Сегодня кроме ассирийцев на нем
никто не говорит. Например, на арамейском «крест» звучит как «слыва», «Мар» –
означает «святой, великий». Так ассирийцы особо чтут Мар Гиваргиса – святого
Георгия Победоносца, Мар Тума – святого апостол Фому, Мар Ампрем-атурайя –
святого Ефрема. Ассирийцы России воспитываются в православной вере. В каждой ассирийской семье стоит портрет почитаемого национального героя: патриарха-мученика Ассирийской церкви Востока Беньямина Мар Шимуна. В 2018 году будет столетие со дня его смерти.

«Мартуха»

14 июня отмечается День святого Мар-Зайя,
смысл которого в единении ассирийского народа. В это время готовится «мартуха», блюдо из муки, сливочного масла и
сахара, которым затем ассирийцы угощают друг друга.

Ассирийцы религиозная нация,
которая, если потеряет «духовную скрепу», распадется.

Точно также во избежание рассеяния,
ассимиляции важно, чтобы велась просветительская деятельность среди
ассирийцев.

Душа народа

Школа и Сельская библиотека
села Урмия являются основными центрами сохранения ассирийской культуры, языка,
письменности.

В библиотеке, например, помимо
редкой литературы об ассирийском народе, можно посмотреть выставку «Язык — душа
народа», привлекательную как заголовком, так и глубоким смыслом.

МБОУ СОШ № 27 села Урмия Курганинского района не
позволяет письменности и устной речи уйти в небытие. Ассирийский язык здесь
с удовольствием учат
и ассирийские, и русские дети.

Чаще всего родному языку обучают по пособию Г. В. Арсаниса.  Учебный материал преподносится по принципу от
простого к сложному и по методу хугайа (чтение слова по слогам). Хорошо усвоив
хугайа, можно без всякого труда и безошибочно прочитать и написать любое
сложное слово.

Также в школе дети учатся традиционным ассирийским танцам  «Шейхане» и «Кочари», без которых не обходится ни один праздник
в Урмии.

Воспитанниками урмийской школы были такие
известные люди, как Садо Михаил Юханнович, общественный и политический деятель
России, видный ассирийский просветитель и востоковед,  Джуна Давиташвили (Евгения Ювашевна Саркисова, Бит-Саргиз), целитель, поэт, художник.

Колыбель культуры

Сельский клуб. Это скромное внешне помещение изнутри
поражает своим величием. Сюжеты из ассирийского эпоса на стенах, оконные витражи
с национальной символикой словно погружают нас на много тысячелетий назад в
древнейшую ассирийскую империю. 

На праздники здесь собираются ассирийцы со
всего мира. Практически до утра они исполняют песни, танцуют старинные и
современные ассирийские танцы.

В праздничные дни в Урмии вывешивается
ассирийский флаг. Звезда в середине флага означает 4 конца света: север, юг,
запад, восток. Красная и синяя полосы: реки Тигр и Евфрат, белая – Междуречье. 

Также у ассирийцев есть свой герб и гимн. Когда звучит гимн, все люди стоят и
хлопают в ладоши. Под его мелодию можно и танцевать «Шейхане».

В этом году, 1 апреля, ассирийский народ
отметил 6766 Ассирийский Новый год. В этот день ассирийцы
собираются все вместе, где бы кто ни жил. А блюда, приготовленные по рецепту
далеких предков, украшают новогодний стол. 

Одним из самых масштабных и ярких праздников является «Хубба», что в переводе с ассирийского означает «Дружба». 

Праздник ежегодно отмечается в начале мая на протяжении трех-четырех дней, практически без ночного отдыха. Программа фестиваля не ограничивается национальной музыкой и танцами. Ежегодно на празднике проводится турнир ассирийских футбольных команд России и стран СНГ. 

Ассирийский народ делает все возможное для сохранения и возрождения традиций и чтит память своих предков.

И вернулся народ…

 

В 1972 году силами жителей в Урмии был
поставлен обелиск павшим за Родину воинам из этого села. На мемориальной доске
высечены фамилии всех 53 человек. А в 2015 установлены памятные доски, в
которых перечислены фамилии остальных ассирийцев-участников Великой
Отечественной войны (всего из села ушло на фронт 103 человека).

Через многие испытания пришлось пройти
ассирийскому народу. Но он выстоял. Сохранил свои традиции через века. Обрел
новую Родину.

«Но
сладок дым своего очага! И народ тот вернулся. Как муравьи разоренное гнездо по
песчинке собирают,  так и люди опять
сложили на родной земле свои дома. 
<…>  и имя его пусть всегда
будет в нашем сердце».
  

                 Ассирийская
сказка «Охотник Харибу».

 

Автор: Пуресева Асьят Георгиевна,

библиотекарь читального зала 

ЦГБ
им. Н. К. Крупской 

г. Армавир

Кто знаком — здороваются, кто не знаком — знакомятся


Гости фестиваля ассирийский фольклорный ансамбль «Шамирам»


Культура, традиции

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Более 1000 ассирийцев со всех уголков России, стран ближнего зарубежья и Соединенных Штатов Америки стали участниками XXV фестиваля «Хубба», который прошел в селе Урмия, единственном месте России, где наиболее компактно проживают представители этого древнего народа.

Праздник «Хубба» (в переводе с ассирийского — любовь, дружба, мир и здравие — прим. авт.) с его национальной музыкой, танцами и непременными футбольными матчами, обычно длится 3-4 дня: кто знаком — здороваются, кто не знаком — знакомятся. А появился он 25 лет назад благодаря председателю правления Краснодарской краевой общественной организации «Центр национальных культур», председателю Общественной организации ассирийцев Краснодарского края «Хаядта» Олегу Георгизову и его супруге Алле Георгизовой. В 2005 году фестиваль был включен в краевую целевую программу «Гармонизация межнациональных отношений и развития национальных культур «Кубани».

От лица краевой власти участников фестиваля поздравил начальник отдела по взаимодействию с религиозными объединениями, общественными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края Сергей Мозговой. По словам Сергея Мозгового, один в поле не воин. В одиночку «Хаядте» было бы сложно сохранять ассирийскую культуру и знакомить с ее сокровищами нашу многонациональную страну. Но это стало возможным благодаря активному участию сотен единомышленников по всей России.

Делегацию Курганинского района представили заместитель главы по социальным вопросам Борис Панков, заместители главы, управляющий делами Дмитрий Шунин, глава Новоалексеевского сельского поселения Виталий Покусайлов.

Приветствуя участников фестиваля, заместитель главы Борис Панков сказал:
— Курганинский район, как зеркало, отражает многонациональную Кубань. В нашем районе на протяжении многих лет в мире и добрососедстве живут более 50 народов, для которых курганинская земля стала по-настоящему родной. В районе созданы условия для сохранения и развития национальной культуры всех народностей, яркий пример тому — ежегодный фестиваль «Хубба», в котором принимают участие творческие коллективы, представляющие не только ассирийскую культуру, но и культуру других народов.
Борис Панков отметил, что фестиваль «Хубба» стал своеобразным символом национальной дружбы, добрососедства и толерантности.

«Хубба» - праздник дружбы, любви, мира и здоровьяОбращаясь к собравшимся, идейный вдохновитель и организатор фестиваля Олег Георгизов выразил надежду на то, что и впредь в Урмию, маленький островок ассирийской культуры, будут стремиться ассирийцы со всех уголков России.

… Ассирийцев по праву можно назвать одним из самых древнейших народов на земле. Сегодня, спустя почти полторы тысячи лет после падения Ассирийской империи, продолжают жить его потомки, рассеянные по всему миру.

На Кубань этот народ попал неслучайно. В начале ХХ века в северной Персии стояли русские войска, значительная их часть была представлена полком казачьих войск Лабинского округа. Между кубанскими казаками и ассирийцами зародились тесные дружеские отношения, а потому, когда начались гонения, ассирийцы устремились в наш благодатный край. По словам очевидцев, побывавших на исторической Родине, кубанская Урмия с ее теплым климатом очень напоминает иранскую, даже пейзаж мало чем отличается: все те же пирамидальные тополя у дороги, те же травы, картофельные поля и подсолнухи. И ассирийские национальные блюда сегодня на Кубани готовят те же, что в Иране.
Угощала Урмия своих гостей блюдами национальной кухни: долмой, дурмэджо, чадэ и др. У раскинувшихся на свежем воздухе шатров жарился полюбившийся ассирийцам шашлык.

По рассказам местных жителей, гуляния в эти дни проходят практически без ночного отдыха «до последнего участника народного танца «Шейхани», который танцуют ассирийцы во всем мире. Держась за руки, танцоры образуют круг и движутся по нему несколько часов к ряду. Как отметила заведующая сельским клубом Сурма Маругелова, ассирийцы очень бережно относятся к культуре своих древних предков. Молодое поколение перенимает опыт приготовления национальных блюд, с удовольствием учит родной язык и стремится заключать браки с представителями своего народа. А еще не случайно стремление каждого участника приобрести памятные сувениры с национальной символикой. Ассирийский флаг, по словам Сурмы Юхановны, относится к самым древним знаменам мира. Он существует до сих пор и служит памятью о предках и символом потерянной Родины.

Четыре дня округу этого необычного поселка наполняли голоса ассирийских певцов: Нуры и Макены Тамразовых из Урмии, звезд ассирийской культуры мирового уровня Вальтера Азиза из Соединенных Штатов Америки и др.

На протяжении всего фестиваля радовали своим знанием и мастерским исполнением национальных танцев ассирийский народный ансамбль песни и танца «Урмия», фольклорный коллектив «Ниневия» национально-культурной автономии ассирийцев Кубани «Хаядта», ассирийский фольклорный ансамбль «Шамирам», представляющий ассирийцев Москвы.

Благодарно встречали ассирийцы братский народ, который представил коллектив народного ансамбля казачьей песни «Зори над Лабой».
По словам Нелли Вениаминовой, гостьи из Москвы, в многомиллионном городе она и члены ее семьи оторваны от своего народа. Фестиваль — это родные лица, речь, песни, танцы, которые позволили ей и сотням ее собратьев ощутить себя частью ассирийской семьи.
«Хубба» позволяет раскрыть не только фольклорное мастерство, но еще силу и ловкость.

В третий день праздника ассирийские парни боролись на руках, демонстрировали силу на турниках, в жиме от пола. Любители волейбола соревновались в бросках через сетку, а теннисисты набирали очки за теннисным столом. Но самыми зрелищными стали футбольные матчи, ставшие визитной карточкой фестиваля. Шесть команд из Краснодара, Крымска, Армавира, Ростова-на-Дону и села Урмия сошлись в дружеских встречах, чтобы выявить сильнейшего.

На протяжении 25 лет урмийские футболисты выходят на поле. Здесь футбол любят, в него по-настоящему играют, а потому очередная победа «Шумерских буйволов» во главе с капитаном команды и организатором турнира Дмитрием Инвияевым стала для ребят заслуженной наградой. «Шумерские буйволы» получили сразу два кубка: за 1-е место в турнире и за самую лучшую команду, играющую на протяжении всего существования фестиваля. Команда «Хазаде» из Ростова-на-Дону поднялась на вторую ступень пьедестала почета, на третьем месте — команда из города Армавира.

По словам Сурмы Юхановны, участников фестиваля обязательно знакомят с историей села. Урмийцы с гордостью показывают свою школу, гости посещают уроки ассирийского языка.

Ассирийцы наряду с остальными жителями страны защищали нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков, и потому традиционно 9 мая участники фестиваля вспомнили события военных лет, возложили цветы и венки к мемориалу воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.  

Каждому народу во все времена важно сохранить свою культуру, язык, традиции, и фестиваль «Хубба» вносит неоценимый вклад в это благородное дело.

Фото автора.

В кубанском селе Урмия живут ассирийцы — потомки некогда могущественного древнего народа.

От Тигра и Евфрата до Синюхи

В небольшом одноэтажном здании клуба нас встретили местные культработники. Первое, что бросилось в глаза, — нарисованные на всю стену знаменитые ворота богини Иштар из древнего Вавилона.

— Вавилон — это тоже наша история, ассирийцы когда-то владели этим великим городом, — говорит заведующая клубом Сурма Юхановна Маругелова, — и одно из чудес света — висячие сады Семирамиды — тоже наше достояние. Ассирийцы — выходцы из Междуречья — колыбели человеческой цивилизации. Когда-то Ассирия покорила всю Переднюю Азию. В нас течёт кровь и древних шумеров, и вавилонян, и аккадцев, наша культура тесно переплетена с культурами народов древнего Междуречья.

От таких слов просто дух захватывает. Вот так запросто пьём чай с потомками древнейшей и могущественной цивилизации.

— Наши цари слишком увлеклись захватническими войнами, жестоко правили покорёнными народами, перестали заниматься созиданием, за что и пришла расплата, — философствует балетмейстер Александр Томразов.

— Ведь знаменитую Вавилонскую башню строили ассирийцы, — говорит фермер Юрий Вениаминов. — Возгордились, хотели стать выше Бога. По легенде, он за это и послал проклятие на наш народ, лишив нас государственности.

Великое Ассирийское царство распалось к 600-му году до нашей эры, когда, например, только зарождалось Римское государство. С тех пор, уже более двух с половиной тысячелетий, ассирийцы живут среди других народов. Но не растворились в них, сумели сохранить свой язык и культуру. Кстати, язык ассирийцев, — арамейский, тот самый, на котором проповедовал Иисус Христос. Сурма Юхановна говорит, когда смотрела знаменитый фильм «Страсти Христовы», вполне понимала речь Иисуса.

Ассирийцы приняли христианство в первом веке нашей эры, по преданию, от апостолов Фомы и Фаддея. С тех пор они не предавали своей веры, хотя подвергались жесточайшим гонениям со стороны мусульманского окружения.

— По легенде, во время русско-турецкой войны в одном из боёв ассирийский воин уже занёс шашку над головой казака, но тот успел перекреститься перед смертью, и ассириец не смог убить единоверца, — рассказывает фермер Виталий Вениаминов. — Так ассирийцы, жившие на территории Турции, отказались воевать с Россией, за что были подвергнуты жестоким репрессиям.

Русский царь пообещал им покровительство, и во время первой мировой войны несколько тысяч ассирийцев перебрались вместе с казачьими обозами на территорию Кубанского войска. Вскоре они осели в одном из казачьих поселений на реке Синюхе. Казаки даже оставили им свои дома, переселившись в соседние станицы. Так образовалась Урмия, названная в честь древнего ассирийского города и одноимённой местности на территории Ирана.

Задали русским перцу

Долгое время Урмия оставалась чисто ассирийским селом. Сейчас здесь живут и русские, и армяне, но ассирийцы преобладают.

— В Урмии живёт около 600 ассирийцев, — рассказывает Сурма Юхановна — Конечно, мы стараемся не раствориться в славянском окружении, сохранить свою идентичность. Но и не замыкаемся в себе, смешанных браков очень много. Вот, например, наша Роза Петровна — ассирийка, а фамилия Швец. Мужа Тимофеем зовут, но по-ассирийски он разговаривает.

Во время коллективизации, когда стали ссылать зажиточных казаков, ассирийцы приютили несколько казачьих семей, не выдав их властям.

Не сдавать своих — одна из характерных черт ассирийцев. Наши собеседники вспомнили, как однажды покойный ныне председатель Щетинин говорил: «Я знаю, что ассирийцы воруют в колхозе, но не попадаются. Отдам свою зарплату тому, кто сдаст несуна». Однако никто и не покусился на председательские деньги.

К слову, ассирийцы умели не только «выносить», но и хорошо работать. Их колхоз имени Жданова считался одним из передовых. В Урмии, кстати, электричество появилось раньше, чем в соседних сёлах. Толковый и предприимчивый председатель Яков Якубов умудрился продать налево несколько тонн ячменя. На эти деньги купили столбы и генератор. По вечерам, когда в соседних сёлах ещё коптили керосиновые лампы, в домах урмийцев загорались «лампочки Якубова».

Когда только обживали Урмию и постоянного заработка не имели, освоили производство калош, которых в те годы селяне почти не носили. Самодельная резиновая обувка пользовалась большим спросом, принося ассирийцам хороший доход.

В середине 50-х годов ассирийцы привезли из Армении семена болгарского перца. Сегодня в это трудно поверить, но до этого болгарский перец на Кубани не выращивали. Фактически урмийцы распространили эту культуру по югу России. Здесь перцем были засажены все огороды. Ассирийцы вспомнили опыт предков и соорудили систему полива — почти такую же, как в древнем Междуречье.

Устанавливали в Синюхе колёса, которые, крутясь под воздействием течения, черпали ковшами воду и переливали её в желоба, через которые вода попадала в каналы, прорытые к огородам.

— В эпоху перца наше село было зажиточным, — вспоминает Сурма Юхановна, — со всей России к нам приезжали многотонные фуры, и мы сами колесили по стране, торговали на рынках. Но постепенно наш опыт переняли соседи-кубанцы, перцем стали заниматься многие, и мы потеряли монополию. Сейчас выращиваем только для себя. Со временем исчезли и колёса на Синюхе, а жить мы стали беднее.

Хубба — любовь, мир, здравие

Но одно такое колесо мы всё же нашли. Его показал нам фермер Виталий Вениаминов. Он с сыном Юрием установил его на Синюхе, чтобы подавать воду в небольшой прудик, который они вырыли на территории своей базы. Колесо, правда, немного осовременили, на нём нет черпаков, оно лишь приводит в движение механизм помпы, которая и качает воду в пруд.

27урмия2.jpg

На фото: ассирийское колесо

Виталий Иванович — человек в Урмии известный и уважаемый. В своё время он работал агрономом в колхозе, а потом пошёл учительствовать, дослужившись до директора местной школы. Во многом его заслуга, что школу не закрыли, как того добивались отдельные чиновники от образования. Сегодня в школе всего 90 учеников, и угроза закрытия не снята. Но именно школа, как и сельский клуб, остаётся центром сохранения ассирийской культуры, языка, письменности. Здесь в качестве факультатива преподаётся ассирийский язык, что даётся нелегко. Если раньше в Армавирском педтехникуме даже были курсы ассирийского языка, то теперь таких специалистов нигде не готовят. Местной общине с большим трудом удалось найти преподавателя.

Другими словами, спасение ассирийцев как народа — это дело рук самих ассирийцев. Это прекрасно понимают фермеры Вениаминовы, которые не скупятся на пожертвования ради сохранения культуры своего народа. Виталий Иванович строит церковь в центре села. Она будет православной, хотя большинство ассирийцев относят себя к так называемой несторианской церкви. Но для большинства народа различия в догматах не так и важны.

Вениаминов — активный член организационного комитета праздника «Хубба», собирающего тысячи ассирийцев из России и ближнего зарубежья. Благодаря этому празднику и усилиям местных подвижников маленькое село Урмия стало одним из центров сохранения и развития ассирийской культуры. Слово «хубба» имеет несколько значений: любовь, мир, здравие. Чего и желаем этому древнему и славному народу.

с. Урмия, Курганинский р-н, Краснодарский край

Информация об авторе

Сергей Иващенко

Собственный корреспондент газеты «Крестьянин» в Ставрополе

Тел.: (865-2) 72-67-94
serglvov53@yandex.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хрустальная стеклянная свадьба что подарить
  • Хрустальная мечта сценарий
  • Хронометраж сценария пример
  • Хронология церковных праздников
  • Хронология православных праздников