Художественный материал сценария это

Работа по теме: УМК ДРАМА. Глава: Тема 17. Художественный материал сценария театрализованной программы.. ВУЗ: БГИИК.

Использование
в сценарии художественного материала:
слова, музыки, кино, изобразительного
материала, хореографии, театральных
сцен. Основные принципы отбора произведений
искусства и их фрагментов для сценария.

Художественный
материал сценария театрализованный
программы состоит из так называемых
«фактов искусства», к которым относят
все жанровое разнообразие произведений
искусства, а также их фрагменты:
музыкальные, поэтические, хореографические,
драматические, отрывки из художественных
кинофильмов и т.п.

Использование
живого слова в представлении, позволяет
создавать образы, которые могут
непосредственно воплощать и передавать
действия, чувство, настроение и переживание
людей, также слово создает атмосферу
общения между сценической площадкой и
аудиторией, оно является носителем
конкретного материала, позволяет
выразить то, что не удается выразить
средствами искусства. Однако, существует
опасность в злоупотреблении словесными
средствами в представлении, тогда слово
не будет помогать действию, а замедлит
его, и даже может разрушить театрализацию.
Поэтому необходимо соблюдать строгие
пропорции и меру в использовании устных
выступлений, которое должно естественно
включаться в ход действия и в сюжет.
Специфика театрализованного представления
вообще требует чрезвычайно экономного
обращения со словом, даже при условии
использования современных технических
средств – киноэкрана, микрофона, радио.
Эта специфика такова, что прибегать к
слову позволительно с особой строгостью
и требовательностью, стараться найти
ему зрительный эквивалент, а если его
использовать, то как можно более
разнопланово. Очень важно также, чтобы
участники действия были эмоционально
подготовлены к восприятию выступления,
необходима своеобразная экспозиция к
появлению выступающего, к его речи. В
этом отличие выступления в театрализованном
представлении от других видов
пропагандистского выступления. Необходимо
отметить, что действенным средством
служит поэтическое слово, имеющее
сильное воздействие на зрителей, особенно
если материал очень точно подобран.

В
сценариях театрализованных представлений
очень распространенным видом использования
живого слова является речь ведущего,
которая заключает в себе важную мысль,
соединяет эпизоды, излагает то, что не
поддается показу, инсценированию. Здесь
сценарист-режиссер театрализованного
представления должен стремиться к тому,
чтобы ведущий не просто нес определенную
смысловую нагрузку, а был полноправным
персонажем представления, в данном
случае режиссеру необходимо стремиться
найти ведущему образ, который был бы
понятен для широкой аудитории.

Таким
образом, использование в массовом
театрализованном представлении слова,
в различных его видах: документальном,
публицистическом, художественном, и
точное его соединение с действием,
позволяет передавать то, что не удается
выразить средствами искусства, создавать
и воплощать идейную основу представления,
наполнять его эмоциональным воздействием.

Музыка
в сценарии театрализованного представления
является действенным компонентом.
Наряду с большим эмоциональным
воздействием, музыка несет и смысловую
функцию. Менее всего в представлениях
музыка выступает в качестве иллюстрации,
она не сопровождает действие, а дополняет,
раскрывает его смысл. В то же время
музыка может нести самостоятельные
функции, врываясь в сюжет, и принимая
на себя авторскую оценку действия,
становясь музыкой «от автора», музыкой
лирического отступления, философских
раздумий. Характер музыки в театрализованной
программе может быть самый различный,
но он обязательно должен нести черты
монументальности. Но, это не значит, что
в данном жанре нет места лирической
песни, созерцательной музыки и т.д. Но
драматическим стержнем музыкального
материала является монументальная
музыка, несущая обобщенные образы
народа, эпохи, исторических событий. С
помощью музыки в сценарии театрализованного
представления можно выделять главные
смысловые куски, акцентировать их,
музыка может вести смысловую и
эмоциональную линию постановки, создавать
атмосферу действия, она может являться
фоном представления, быть самостоятельным
образом, быть участником конфликта и
выразителем драматургии действия. В
театрализованном представлении музыка
может быть сюжетной, иллюстративной и
фоновой, а также быть контрастной по
отношению к действию. По поводу
использования в массовом театрализованном
представлении песни и музыки Д.М. Генкин
писал: «Очень удачно вмонтированная
песня может быть внутренней пружиной,
стержнем эпизода…Большое место занимают
музыка и песня в прологе и финале
массового действа. В использовании
музыкальных форм как компонента массовых
праздников есть широкие возможности
для творчества. Обычное концертное
выступление хора в массовом празднике
может перерасти в огромную массовую
акцию, втягивающую в праздничное действо
десятки тысяч людей»1.

В
качестве движущей силы сюжета отрывки
из произведений литературы и искусства
передают, символизируют действие.
Хореография и пантомима являются
чрезвычайно сильными и выразительными
средствами в палитре сценариста и
режиссера театрализованного представления.
Средства искусства, эмоционально
настраивают его участников, усиливают
воздействие происходящих на сценической
площадке событий, передают чувства
действующих лиц, дополняют и двигают
вперед действие. Кинофрагмент, сцену
из спектакля, песню, номер можно
использовать как продолжение мысли или
действия, как «второй план» к устному
выступлению, как зрительный образ,
подводящий к реальному.

Искусство
в качестве выразительного средства
театрализованного действия может
выступать в нем и как иллюстрация, и как
движущая сила сюжета, и как ассоциация.
Иллюстрируя какую-либо мысль, чаще всего
применяют методический прием продолжения
этой мысли средствами искусства. В
качестве движущей силы сюжета отрывки
из произведений литературы и искусства
передают, символизируют массовое
действо. К менее распространенному
методу использования искусства в
массовом действе является метод
ассоциации. Этот метод заключается в
стремлении режиссером с помощью образов
уже существующих, усилить звучание тех
или иных компонентов сюжета, сделать
ярче, глубже, понятнее реальный образ
современника.

Для
образной критики тех или иных недостатков
сценаристы пользуются самыми разнообразными
иносказательными
выразительными средствами, начиная от
репризы.

Репризой
называют наипростейшую комическую
реплику, игру смыслами, неожиданное, но
оправданное сближение далеко стоящих
друг от друга понятий. Репризы в устах
ведущих, репризность текста игровых
сцен и номеров активизируют внимание
зрителей, помогают воздействовать на
их эмоции и разум.

Ирония
– это прием
художественного осмеяния, содержащий
в себе оценку того, что осмеивается.
Отличительным признаком иронии является
двойной смысл, где истинным выступает
не прямо высказанный, а противоположный
ему, подразумеваемый смысл. И чем сильнее
противоречие между ними, тем ярче
ироническая окраска. Ирония основана
на сопоставлении данного и должного.

Злая,
негодующая ирония, изобличающая явления,
особенно опасные по своим общественным
последствиям, называется сарказмом.
Сарказм является одним из сильнейших
средств критики.

Сатирический
намек
(особенно
в репризе) – так же одно из распространенных
художественно выразительных средств.
В основе намека – неожиданное сближение
двух частных понятий, позволяющее
догадаться о третьем, более общим.

Реприза может
служить выражением не только отрицательной,
но и положительной оценки фактов и
явлений. Но в том и в другом случае
контекст помогает понять недосказанный
вывод.

Литота
– художественное преуменьшение – тоже
одно из ярких средств, которым широко
пользуются в представлениях.

Снижение
– художественно-выразительное средство,
основанное на соединении возвышенного
с узкопрактическим, применимо к явлениям
обобщающего характера и сугубо конкретным.

Пародия
– ироническое подражание осмеиваемому
образу, передача в гиперболизированном
виде свойственных ему характерных черт,
доведение их до абсурда, нелепости, чем
и достигается сатирико-комический
эффект.

Гипербола,
то есть преувеличение тех или иных
свойств изображаемого предмета или
явления, усиливает нужное впечатление,
делает его ярче. Гипербола – важное
средство создания художественного
образа. В гиперболе сложным опосредованным
образом всякий раз отражается
действительность, свойства и отношения
реальных явлений.

Метафора
(перенесение) — одно из средств усиления
изобразительности и выразительности.
Словесная структура метафоры отличается
значительной сложностью. Она имеет
двойное содержание — противоречивое
единство двух (и более) сходных значений,
как бы положенных друг на друга и вводимых
в речевую последовательность одновременно.

Аллегория
– одна из форм иносказания, условная
передача отвлеченного понятия или
суждения посредством конкретного
образа. Аллегория характерна для басен,
притчей.

Гротеск
– один из видов типизации, при котором
деформируются реальные жизненные
соотношения, правдоподобие уступает
место карикатуре, фантастике, резкому
совмещению контрастов.

И
наиболее важное иносказательное средство
в художественно-публицистическом
представлении – это символ.

Символ
обладает огромной силой обобщения
действительности. Отражая предмет
образно, чувственно, наглядно, он в то
же время является выражением обобщенной
человеческой практики.

Как
элемент познавательного процесса символ
способен непосредственно включаться
в практику и оказывать не нее воздействие.
Он может, в частности, пропагандировать
эталоны поведения людей, побуждать
следовать за ними, призывать к подражанию
им. В мировой культуре используется
огромное количество символических
образов для отображения и обозначения
действительности.

Если
исходить из того непреложного факта,
что символ представляет предмет или
объект действительности на всех уровнях
ее отражения (чувственном, понятийном),
то правомерно встает вопрос о структуре
символа. Ведь между символом и тем
объектом, который символ представляет,
существует лишь внешнее сходство,
подобие, а внутренняя сущность объекта
скрыта от простого созерцания. Поэтому
можно сказать, что символ – это модель
объекта, в которой зафиксирована палитра
его признаков, свойств, глубокого смысла
и значения. Разумеется, символ нуждается
в “расшифровке”, интерпретации,
истолковании. Это и делается с помощью
различных средств усиления: действие
живого слова, музыки, эмоционально-психологической
тональности и других.

Символ
является развернутым знаком, он обладает
предельной степенью обобщенности
обозначаемого предмета. Знак
– неразвернутый
символ. Знак лишь указывает на предмет,
демонстрирует его, вычленяет из потока
действительности. Знак как бы повелевает
признать обозначенный предмет существенно
важным для зрителя.

По
своему внешнему виду символ может
выглядеть скромно и в художественном
плане неоформленно, но он обязательно
должен воплощать в своем образе ведущую
идею, основной социальный смысл
обозначаемого объекта.

Символ
обладает огромной смысловой значимостью,
бесконечным числом разных выражений
объекта, проявлений его множества
граней. Поэтому различные стороны,
свойства, черты одного объекта могут
быть представлены не одним, а несколькими
символами, которые в определенном
сочетании дополняют друг друга, углубляя
представление об объекте.

Символ
объекта есть смысловое, обобщение, а не
просто физическое отражение его.
Смысловая общность бесконечного ряда
относящихся к объекту единичностей
пронизывается какой-то идеей, которая
является законом построения символа
как отражающей модели действительности.

Идейно-смысловое
содержание символики формируется в
сфере ценностных ориентацией общества.
Символ получает мировоззренческую и
идеологическую (политическую, правовую,
нравственную, эстетическую) оценки,
характеризующие его направленность и
социальную значимость (общенародную,
общечеловеческую).

Многоплановость
жизни, в которой тесно переплетаются
личное и общественное, обыденное и
социально значимое, была бы трудной для
восприятия людьми без выделения и
обозначения наиболее существенного,
ценного, важного и необходимого. Символы
в этом плане выполняют функцию ориентира,
метода ее распознания. Никакое
научно-развитое абстрактное понятие
не может в этом отношении соревноваться
с символами.

Социальные
и духовные ценности, отраженные в
абстрактном, понятийном виде, легче
усваиваются людьми, если они выражаются
в наглядно- чувственной форме. Они
сопереживаются и переводятся во
внутренний план сознания и чувств людей.
Символ выполняет эту задачу особенно
успешно, если он включен в структуру
представления, где привлекаются различные
эффекты усиления эмоционального
воздействия символизируемого объекта
(эмоционально-психологическая тональность,
торжественность события).

Символ
– не произвольная конструкция. Он
обозначает (“замещает”) реальные
явления и процессы общественной жизни
и поэтому должен иметь точный адрес,
определенный идейно-смысловой образ.
Только тогда его использование будет
достигать поставленной цели.

Рекомендуемая
литература:

  1. Бахтин М.Эстетика
    словесного творчества. М 1979.

  2. Гагин В.Н..
    Выразительные средства клубной работы.
    М., 1983.

  3. Литвинцева Г.Д.
    Сценарное мастерство. М., 1989.

  4. Марков О.И.
    Сценарно-режиссерские основы
    художественно-педагогической деятельности
    клуба. М.: Просвещение, 1988.

  5. Массарский С.М.
    Сценарий рождается в клубе. М., 1988.

  6. Рубб А.А. Пока
    занавес закрыт. М., 1989.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

С этим файлом связано 4 файл(ов). Среди них: ТК-28.docx, Реферат ИВТ, Периферийное оборудование.docx, 01 — ВВЕДЕНИЕ.rtf, Художественный материал в сценарии_.docx.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Договор об индивидуальной материальной ответственности при прием, Мировые религии реферат.rtf, Положение по разработке учебно-методических материалов для обес, ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ гр2251-1.docx, Раздаточный материал 3 экземпляра.docx, Титульный к реферату (2) (5).docx, Дима реферат.docx, История реферат.docx, Проводниковые материалы разрывных контактов автоматического возд, Жилищное право. Реферат.docx


Реферат на тему:

«Художественный материал в сценарии»
1. Понятие «художественность»

Художественность – внесение элементов искусства в драматургию будущего произведения, специфическая особенность отражения действительности в искусстве, отличающая его от других форм общественного сознания. Художественность предполагает своеобразие содержания искусства, его формы и их единства. Это своеобразие характеризуется понятием художественного образа как единства обобщения и индивидуализации, рационального и эмоционального, отвлеченного и чувственно-конкретного. Художественность – это критерий качества произведения искусства, равнозначный прекрасному в искусстве. В этом смысле говорят о произведениях высокохудожественных (или подлинно художественных), малохудожественных (или слабых, серых) и нехудожественных (плохих, неудачных), хотя последние не перестают от этого быть явлениями искусства, относиться к его сфере. художественности в этом смысле зависит от степени единства, слияния глубокого и правдивого содержания и воплощающей его совершенной художественной формы, единства замысла и исполнения.

Оба значения термина «художественность» (познавательное и оценочное) взаимосвязаны, ибо художественность – не формальное, а содержательное понятие, раскрывающее красоту искусства как специфическое отражение действительности в сознании человека.

В основе художественности лежит духовно-эстетический идеал.

Границы и формы этого качества беспредельны, потому что художественность присутствует в различных сочетаниях красок, звуков, слов, а в литературном произведении – еще и в сочетании всех его элементов. Чтобы ориентироваться в многообразных формах художественности, следует оперировать твердыми, отработанными в истории культуры критериями художественности. Материал выступает как испытатательная среда развития замысла, проверяющая его жизнеспособность, т.е. истинность. В то же время художественная обработка, мастерство предполагает раскрытие в материале его объективных глубинных возможностей, идущих как бы навстречу замыслу.

Художественная система включает в себя следующие признаки: идейное и психологическое содержание, мотивы, сюжет, поэтические образы и ситуации, особенности жанровой композиции и художественного стиля. Художественное творчество это динамический процесс, включающий в себя неразрывно связанные звенья: первоначальный замысел и все фазы его развертывания, затем результат авторского труда, то есть законченное произведение, и, наконец, восприятие его читателем, или зрителем.

Именно с художественностью связаны представления об органичности, цельности, непреднамеренности, творческой свободе, оригинальности, вкусе, чувстве меры и пр. – обо всех тех чертах подлинного искусства, которые воплощаются далеко не в каждом произв.

Понятие «Художественность» не отождествляется с понятием «эстетическое», ибо первое относится только к искусству, тогда как второе соотносится с представлением о прекрасном как качестве объективного мира. В широком смысле слова художественность – искусствоведческая категория, обозначающая общий родовой признак искусства, которое, в отличие от других видов общественного сознания, является образным, т.е. художественным отражением жизни.

Вне художественности нет искусства.
Основа и источник такой художественности – способность автора выражать мысли и чувства и вообще воспроизводить действительность в образной форме.

Вопрос о художественности нельзя решить, исследуя лишь форму, ибо художественность не сводится к последней, его решение вытекает из общего теоретического понимания проблемы содержания и формы. Но художественность – это не вообще единство содержания и формы произведения, это именно соответствие, внутренняя организация всех основных средств художественного изображения, мотивированная данным содержанием. Качество этой внутренней организации зависит от многих причин: от степени талантливости и творческой опытности, от мастерства автора, а главное от значимости идейной правдивости содержания художественного произведения, которая и является основным критерием художественности. Даже в произведениях талантливых художников нарушается логика повествования и элементы формы теряют свою художественную целесообразность, если авторы отходят от идейной правдивости в изображении жизни.

Художественность произведения определяется жизненной правдой и типичностью характеров произведения, его идейностью, значительностью общественного идеала, который отстаивает художник, его народностью, мастерством писателя, которым он добивается единства формы и содержания; силой и благотворностью общественно-воспитательного воздействия произведения.
2. Жанровое разнообразие художественного материала

Задача сценариста программы заключается в том, чтобы создать оригинальное художественно-просветительное произведение путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.

Важно уяснить, что понятие художественности будущей программы определяется сценарием. Основные показатели художественности – это реализация в нем основных принципов образного отражения жизни.

Сценарий – понятие комплексное, синтезирующее воедино работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора и актива.

Художественность, которая появляется в программе в виде образной совокупности элементов различных видов искусства (музыки, поэзии, прозы кинофильма и т.п.), вносимых методами монтажа, позволяет художественно «насытить» содержание и форму, соподчинив все используемые выразительные средства.

Все выразительные средства искусств массового праздника должны быть подчинены единому замыслу, они должны быть драматургически организованы (монтаж должен быть ограничен).

Основные жанры художественного материала, применяемые в сценарии.

1.Словесные или речевые жанры (обрядовые речи, поэтическое слово, монологи, диалоги, сценки, фельетоны и т.д.).

2.Вокально-музыкальные (песни, частушки, фрагменты из опер и т.д.).

3.Музыкально-инструментальные (солисты, оркестр, ансамбль).

4.Хореография.

5.Пластика и пантомима.

6.Цирковые и оригинальные жанры.

7.Специфические жанры (лубок — ожившая картинка, тантамареска -карикатурные человечки).

8.Использование различных видов кукол.

9.Использование готового материала (переделки, пародии).
Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность.

От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.

Художественный материал для сценария условно можно разделить на два вида. Первый из них – готовые художественные произведения. Они самые различные: инструментальная, вокальная, хоровая музыка, репродукции с картин или сами картины, стихи, рассказы, фрагменты из художественных фильмов, пьес, спектаклей и др.

Второй вид художественного материала для сценария – это специально созданные авторами для данного сценария произведения. Художественный материал, созданный специально для сценария, – это уже обработка документа, образное решение определенной части материала сценария.

Существуют несколько способов взаимодействия сценариста и материала.

Сценарист исследует факты, связанные с определённым событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. Что бы не питало ум, воображение и фантазию сценариста, он создаёт нечто новое по отношению к изученному материалу, оставаясь в творчестве самим собой.

Сценарист подбирает документы, художественные произведения или фрагменты из них и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя, так называемый, эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным (компиляция, от лат. Compilatio, букв. – ограбление).

Следующий вариант их отношений возникает при создании литературного монтажа. Речь идёт о соединении готовых поэтических, прозаических и документальных текстов. Сам сценарист ничего не сочиняет, ничего не пишет. Чаще всего такая драматургия связана с жизнью и творчеством поэтов.

Сталкивать тексты так, чтобы возникали молнии догадок, неожиданных смыслов и ассоциаций можно только в том случае, если весь материал постоянно присутствует в сознании пишущего. Стихи надо знать наизусть, прозу – близко к тексту.
3. Принципы и критерии отбора, использования художественного материала в сценарии

Отбор материала – важный этап в работе сценариста. До рождения режиссерского замысла еще неизвестно, что из конкретного объема накопленного документального и публицистического материала может и должно войти в сценарий будущего представления. Но как только удалось создать сценарно-режиссерский замысел, найти его образное решение, определить форму, жанр, выявить действующих лиц и героев представления, можно приступать к окончательному отбору сценарного материала. Жизненные факты, документальные свидетельства необходимо отбирать, соизмеряя реальное, логическое и эмоциональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, что отбор материала и выразительных средств, посредством которых сценарист будет доносить свою мысль до зрителя, во многом зависит от эмоционального отношения автора к жизненному материалу. Сценарист должен быть беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался ему значительным и необходимым.

Художественный материал должен быть высокого качества. Не стоит злоупотреблять стихами из календарей, рассказами из второстепенных газет и журналов. Убогий материал рождает убогий сценарий.

После тщательного отбора необходимого материала перед сценаристом возникает новая задача – найти художественное решение каждому документу, жизненному факту и определить ему место в общей структуре сценария, чтобы возник некий образно-смысловой ряд, который и будет прочитан, оценен и прочувствован зрителем в процессе его восприятия.

При этом необходимо помнить, что художественный вымысел, который использует сценарист в процессе решения документального материала, ни в коем случае не лишает конкретности те факты и явления, на основе которых выстраивается сценарий.

В связи с этим, необходимо стремиться к зрелищному выражению мысли, перевести образное решение режиссерского замысла в яркий художественный образ. Однако как бы не интерпретировался в будущем художественный материал, необходимо рассмотреть главные требования, которые мы к нему предъявляем.

1) Соответствие материала основным компонентам замысла (тема, идея, жанр, сценарный ход).

2) Стилистическая совместимость материала. Речь идёт о том, что в рамках одного сценария соседствование литературных текстов разных авторов почти всегда порождает безвкусицу. Причин этому несколько. Разный художественный уровень используемых произведений, приверженность поэтов и писателей к различным школам и направлениям, а главное – их авторская индивидуальность.

3) Новизна используемого материала. Постоянно повторяющийся тематический канон (годовой цикл праздников) приводит к тому, что из сценария в сценарий кочуют одни и те же литературные фрагменты, одни и те же вокальные произведения, одни и те же документальные и художественные киноролики. Более того, после второго, третьего, четвёртого выступления начинают «тускнеть» реальные герои. Всё это приводит к стандартным драматургическим решениям, а значит и обесцениванию театрализованного представления.

4) Художественный материал должен быть высокого качества.

5) Документальный материал должен быть правдив. В первую очередь это касается сведений, которые добываются эксклюзивным путём. Здесь вступают в действие законы журналистики.

По поводу каждого спорного факта следует выслушивать мнения нескольких сторон, знакомиться с разными точками зрения.

6) Материал долен соответствовать социально-структурной специфики аудитории.

Художественный материал и дальнейшая работа с ним зависит от замысла и способа создания драматургической основы театрализованного представления. Однако наиболее разнохарактерная и разнокачественная работа с материалом возникает тогда, когда сценаристу предстоит написать сценарий смешанного типа, где мирно уживаются авторские куски и чужие художественные и документальные тексты. В таком случае главным методом работы становится монтаж.

Предпочтение сценарист отдаёт тем документам, которые, по его мнению, будут интересно стыковаться с другим фактическим материалом, дадут неожиданные рефлексии при встрече с художественными номерами.

С тем же учётом монтажной отзывчивости сценарист присматривается к художественному материалу. Круг литературных произведений, попадающих в его поле зрения, определяет тема и сценарный ход, а знание репертуара художественных коллективов города – его профессиональная обязанность.

Работая над постановкой программ, нельзя полагаться на самоценность отобранного материала. Любой «факт жизни» или «факт искусства», некритически перенесенный в сценарий без организующей и направляющей работы мысли, обесценивается, оборачивается ложью. Характер сочетания материала может быть разнообразным.

Сценарий, воплощенный на сцене, может строиться на основе слова, изображения, монтажа, действия, жеста, а также их комбинаций. Создать сценарий – это значит создать некую целостность, которая должна быть представлена как композиция. Она помогает так выстроить сценарий, его информационные, смысловые и эмоциональные компоненты, чтобы воздействие их не притупляло чувство зрителя, а увлекало.

Композиция в театрализованных представлениях на документально-публицистическом материале зачастую выполняет главную функцию, так как в сценарии может отсутствовать сюжет. Здесь предполагается не движение событий и развитие характеров, а развитие мысли, движение к определенному обобщающему выводу.

4. Художественное слово как ведущий компонент художественно-массового мероприятия.

Каждый режиссер использует максимальное количество выразительных и изобразительных средств искусства, чтобы донести до зрителя свою мысль. Среди выразительных средств, которое в большей степени воздействуют на мышление и чувства, сознание и поведение зрителей, особое место занимает слово. По словам Д.С. Лихачева «слово родного языка с его функциональными разновидностями, богатством синонимической и антонимической системы, афористичностью фразеологии, мудростью крылатых слов и выражений, прецедентными текстами, метафоричностью переносных значений слов и словосочетаний, риторическими фигурами, концептами, отражающими нравственные ценности русского народа, составляющими концептосферу русской культуры». Слово – одно из самых действенных средств искусства, поэтому к его использованию режиссер подходит с огромной ответственностью.

Говоря о слове как художественном выразительном средстве, его можно рассмотреть двояко: как документальное, публицистическое, реальное слово участников и как искусство художественного слова в таких его разновидностях, как проза, драматургия, поэзия, художественный перевод и прочее.

Живое слово — форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются.

Слово в сценарии несёт эмоциональную информацию и создаёт контакт между сценической площадкой и аудиторией.

Режиссёр массового праздника стремится к тому, чтобы ведущий не просто нёс определённую смысловую нагрузку, но и был полноправным действующим лицом представления. Мы очень часто обращаемся к слову, пользуемся очень свободно этим средством. Слово требует очень чёткого лаконичного обращения с ним. Поэтическое слово наиболее выразительно по своей эмоциональной природе, но оно сложней для восприятия. Для того, чтобы обращаться к поэтическому слову, надо знать поэзию, авторов, законы стихосложения. В использовании поэтического слова необходимо чувствовать меру. Поэтическое слово может быть в речах ведущих, конферансье, в репликах героев и участников представления.

В обращении с прозой, прозаическим словом — должна быть лаконичность. Речь оратора должна быть яркой, эмоциональной.

Живое слово должно создавать образы. Когда со сцены звучит «пустое» слово, когда сам исполнитель ничего не чувствует. Не имеет отношения к тому, что рассказывает, не испытывает никаких чувств, а значит и не видит рассказываемого, то и зритель не сможет увидеть образ рассказываемого.

Зритель в таком случае не участвует в процессе, он лишь воспринимает информацию, передаваемую ему. Живое слово должно передавать чувства, настроение, переживания людей. Это значит, что исполнитель как бы сообщает зрителю своей заряд положительной или отрицательной энергии, делая зрителя соучастником процесса, происходящего на сцене.

Живое слово в массовом театрализованном представлении может быть представлено в различных формах.

Слово интересного человека, реального героя, близкого и узнаваемого аудиторией мероприятия почетного гостя, участника тех или иных событий – обязательная составная часть любого массового действия. Для того, чтобы речь была конкретной и яркой, необходима предварительная работа с выступающим, такой обговор его выступления, чтобы оно точно вошло в ткань сценарно-режиссерского замысла эпизода.

Тексты ведущего — несут мысль, соединяют по необходимости эпизоды, излагают то, что не поддается показу, инсценированию. Обычно сценарист стремится к тому, чтобы ведущие не просто несли определенную смысловую нагрузку, а были полноправными действующими лицами представления.

Голос ведущего и конферансье, сказочного или персонифицированного героя, голос за кадром, сопровождающий действие на сцене или видеоэкране может передать не только информационное содержание текста, но и передать эмоциональное состояние человека, его отношение к происходящему. Поэтому поиск и выбор того самого голоса, который сможет максимально точно отразить позицию режиссера очень кропотливая работа.
5. Музыкальные произведения как выразительное средство в сценарно-режиссерской работе и их функции.
Одним из самых ярких выразительных средств является музыкальное оформление. От подобранной музыкальной композиции напрямую зависит атмосфера, темпо-ритм и органичность мероприятия в целом.

В работе по музыкальному оформлению программы можно наметить следующие этапы:

— режиссерский замысел музыкального оформления;

— сочинение оригинальной музыки или подбор готовых музыкальных номеров;

— репетиционная работа по введению музыки

— руководство музыкой во время работы над материалом .
Музыка эмоционально наполняет представление, воздействует на зрителя от самого начала до финала. Музыка должна отражать общее решение мероприятия, создавать образы, отображать эпоху, атмосферу, время. От подобранной музыкальной композиции напрямую зависит темпо -ритм и органичность представления в целом.

Поэтому музыкальное решение режиссер начинает искать только после того, как продуманы основные ходы драматургии представления.

Музыкальный образ художественно-массового мероприятия складывается в воображении постановщика не сразу. Творческая мысль режиссера нередко идет сложным путем, и в процессе работы, при встрече с композитором, художником, звукорежиссером, актерами его музыкальный замысел может измениться. Однако общее музыкальное решение обязательно намечается режиссером заранее. Это позволяет ему поставить перед композитором и звукорежиссером определенные задачи. Основной замысел музыкального оформления представления рождается у режиссера в период его работы над материалом и фиксируется в постановочном плане.

Решая вопросы музыкального оформления, режиссер, возлагая на музыку самые разнообразные драматургические задачи, использует различные ее возможности. В одних случаях она звучит по ходу действия и сюжетно оправдана, обусловлена предлагаемыми обстоятельствами. Музыку, так или иначе связанную с действием, называют бытовой (реальной, сюжетной). В других – она вне каких-либо мотивированных связей с происходящим и выражает внутреннее действие (условная).

Сюжетная музыка – музыка, введение которой всегда оправдано ситуацией, звучащая в повседневной жизни персонажей. С помощью сюжетной музыки используется для воплощения разных образов и настроений. С помощью нее можно рассказать о действии, подразумеваемом за пределами сценической площадки.

Условная музыка – сюжетно не мотивированная. Актеры не акцентируют внимание на нее, она воздействует более глубоко, чем сюжетная, на зрительское восприятие.

Драматургические возможности условной музыки широки и разнообразны, но введение ее в сценическое действие значительно труднее, чем сюжетной музыки. Она требует убедительного внутреннего оправдания. Вовремя и правильно используемая условная музыка может стать действенным средством выражения конфликта.

Функции музыки:

1) Создание эмоциональной атмосферы (музыка раскрывает ведущую идею и создает подлинную художественность).

2) Создание национального колорита, колорита эпохи, обозначение места и времени действия.

3) Музыка как средство характеристики (музыка прямо и непосредственно создающая образ, отождествляемый с тем или иным человеком;

музыка, характеризующая косвенно, отраженно. В данном случае зритель получает представление о персонаже по его отношению к ней, по реакции на нее);

4) Музыка как выразитель внутреннего действия (может выразить как индивидуальные чувства героя, так и группы персонажей).

5) Обобщающая функция (особенно значительно музыкальное обобщение бывает если сцены, сопровождаемые музыкой, различаются по смысловым и эмоционально-образным признакам; в том случае если музыка единая в своем образном решении, то она выражает сквозную линию);

6) Музыка и темпо — ритм (эмоциональная и динамическая сторона музыки образуют неразрывное единство и дополняют видимые формы движения);

7) Музыка-лейтмотив (сопровождающая неоднократное появление персонажа, повторение события или упоминания о нем. Лейтмотив используют для отражения актов, явлений, событий, лежащих в центре сюжетного развития).

8) Музыка-контраст (Г.Товстоногов считал, «что эмоциональный эффект музыка может дать только в контрасте…». Музыкальный контраст усиливает настроение, которое содержится в самой сцене, в самом действии).

9) Музыка – действие (мы встречаемся с ее использованием в представлении, как в качестве относительно самостоятельном, оригинальном, так и во вспомогательном, резонирующем сценарно-режиссерский замысел с помощью компиляции известных музыкальных произведений нескольких авторов);

Подбор музыки, отвечающей идее замысла и становящаяся неразрывной составной частью действия – это сложная задача, требующая от сценариста и режиссера не только искусства монтажа, но и определенной музыкальной эрудиции. В первую очередь сценарист должен рассматривать музыку как средство усиления эмоционального воздействия на конкретную социальную общность.

Важные принципы при подборе музыкального материала:

-избегать использования популярных музыкальных произведений, вызывающих у зрителей реакции — ассоциации;

-прибегать к контрастному использованию музыкальных тем, поскольку эмоциональное воздействие в таком случае значительно сильнее;

— стремится к стилевому единству музыкального материала;
Важным художественным выразительным средством массового мероприятия является песня, которая может стать внутренней пружиной, стержнем эпизода. Большое место занимает песня в прологе и в финале массового действия. Она помогает точно задать тему и ритм действия.

Музыкальное решение–сугубо творческая задача. Одни режиссеры музыку вводят в художественно- массовые мероприятия только в тех местах, где она действительно необходима и несет вполне определенную функцию.

Нередко мастерство режиссера состоит именно в том, чтобы отказаться от музыки там, где кажется, что ее ввод может быть оправдан. Известно, что тишина на сцене — тоже звуковая окраска.

6. Свет, звуки, шумы как выразительные средства.
Наряду с музыкой существенным компонентом, активно содействующим донесению смысловой нагрузки и достижению эстетической выразительности мероприятия, являются шумовые эффекты.

Шум — «всякие нестройные звуки, голоса, крик, стук, гул, рык, рев, шорох, долетающий до нашего слуха» (по словарю В. Даля) — не только в жизни обогащает восприятие действительности, но и на сцене становится мощным выразительным средством в воссоздании окружающего нас мира.

Строятся ли произведения на основе документального или игрового материала, шумы играют значительную роль в их образной структуре. Но недостаточно просто зафиксировать реальный звук, следует осмысленно включить его в образную структуру эпизода, возложив на него решение определенных, строго очерченных творческих задач.

Звуковые акценты — шумовые, музыкальные и интонационные — помогают раскрыть скрытый глубинный смысл текста, подчеркнуть наиболее существенные моменты действия, добиться нужного эмоционального воздействия на зрителя.

Современное шумовое оформление различается по характерам звуков:

1) звуки природы (ветер, дождь, гроза, птицы и др.) ;

2) транспортные шумы (телега, поезд, самолёт);

3) производственные шумы (завод, стройка);

4) батальные шумы (кавалерия, выстрелы, движение войск);

5) бытовые шумы (часы, звон стела, скрипы);

Шумовым оформлением занимается звукооформитель. Исполнителями являются участники специальной шумовой бригады.

Как и сценография звуковое оформление спектакля полифункционально. Оно включает в себя: музыку, шумы, тональный (интонационный, тембральный, ритмический) строй актёрской речи и может служить цели создания или характеристики:

а) места действия;

б) времени;

в) атмосферы действия;

г) смены времени и места действия;

д) режиссёрских акцентов;

е) создания или укрепления сценических и внесценических событий;

ж) усиление эмоционального звучания сцены;

и т.д.
Способы музыкального оформления:

а) исполняемая по ходу действия;

б) музыка исполняемая на сцене и за сценой (бытовая, психологическая, условная);

Музыкально-звуковое оформление один из самых важных составляющих художественно- массового представления.

Наличие хорошей звуковой аппаратуры и профессионального звукорежиссера (DJ) за пультом дают возможность:

— ведущему и всем представления говорить в микрофон, не надрываясь в попытках быть услышанными;

— обеспечить возможность выступления артистов (если таковые предполагаются);

— заполнять паузы в программе фоновой музыкой;

— организовать «звуковую канву» программы (музыкальные отбивки, джинглы, фанфары, звуковые подкладки под голос):

— провести танцевальную часть программы (если она есть в сценарии) сообразно вкусам гостей, оперативно реагируя на жанровые пожелания и заказы песен.

Свет на сцене — одно из важных художественно-постановочных средств. свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение и т. д.; Свет позволяет передать настроение сцены, подчеркнуть кульминацию, или обозначить финал.

С помощью световых сценических эффектов имитирующих дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения; или создающих иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. можно усилить эмоциональность материала.

Большую смысловую нагрузку может нести создание светового занавеса, теневой проекции.

Различные виды декорационного оформления требуют соответствующих приемов освещения. При использовании смешанного вида декорационного оформления (объемные декорации требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты) соответственно применяется смешанная система освещения. Осветительные приборы изготовляются с широким, средним и узким углом рассеяния света. В зависимости от расположения осветительное оборудование делится на следующие основные виды:

1) Аппаратура верхнего света, к которой относятся осветительные приборы (софиты, прожекторы), подвешиваемые над основной частью сцены в несколько рядов по ее планам.

2) Аппаратура горизонтального освещения, служащая для освещения горизонтов.

3) Аппаратура бокового освещения, к которой относят обычно приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осветительских галереях и пр.

4) Аппаратура выносного освещения, состоящая из прожекторов, устанавливаемых вне сцены, в различных частях зрительного зала. К выносному освещению относится также рампа.

5) Переносная осветительная аппаратура, состоящая из приборов разных видов, устанавливаемых на сцене для каждого действия спектакля (в зависимости от требований).

6) Различные специальные осветительные и проекционные приборы.
В художественных целях (воспроизведение на сцене реальной природы и др.) применяется цветная система освещения сцены, состоящая из светофильтров разнообразных цветов. Светофильтры могут быть стеклянные или пленочные.
Цветовые изменения по ходу действия осуществляются:

а) путем постепенного перехода с осветительных приборов, имеющих одни цвета светофильтров, на приборы с др. цветами;

б) сложением цветов нескольких, одновременно действующих приборов;

в) сменой светофильтров в осветительных приборах.

Большое значение в оформлении имеет световая проекция. С ее помощью создаются различные динамичные проекционные эффекты (облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр.) или статичные изображения, заменяющие живописные детали декорационного оформления (так называемые светопроекционные декорации). Использование световой проекции необычайно расширяет роль света и обогащает его художественные возможности. Применяется также и кинопроекция.

7. Художественно-декоративное оформление, его функции
Огромное значение в массовом театрализованном представлении играет декоративно-художественное оформление. При этом особое внимание уделяется, прежде всего, сценической площадке.

Декоративно-художественное оформление, построено исходя из идейно-тематического замысла и неразрывно с ним связано. Оно помогает зрителю ориентироваться в месте действия, придаёт красочность всему празднику.

Декорация (лат. decoro украшаю) – оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актёр. Декорация «…. являет собой художественный образ места действия и одновременно площадку, предоставляющую богатые возможности для осуществления на ней сценического действия» (Попов А. Д.)

Декорация создаётся с помощью разнообразных выразительных средств – живописи, графики, архитектуры, искусства планировки места действия, особой фактуры декорации, освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Декорации и костюмы, освещение и постановочная техника-все эти изобразительные средства воздействия являются органическими компонентами театрального представления художественно–массового мероприятия, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определённое эмоциональное звучание. Ни один сценарий мероприятия не будет успешен без использования этих выразительных средств.

Художественно-декоративное оформление должно полностью овладеть вниманием и воображением зрителя, вызвать у нег интерес к происходящему, ввести его в событие, которое будет происходить на сцене, настроить зрителя. Художник, который создает декорации должен хорошо знать сценарий. Основной замысел режиссера, прочувствовать и понять то настроение и те чувства, которое должен будет прочувствовать зритель во время представления, определить свое отношение к событиям и героям. Только в этом случае он сможет создать нужные декорации. Наряду с декорациями художник проводит большую работу по освещению созданных им декораций. Освещение помогает создать более объемный образ. Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля представления, усиливает его воздействие на зрителя.
8. Видеоматериал как выразительное средство.
Работая над постановкой массового мероприятия, режиссёр может широко применять видеоматериал (художественное и документальное кино). Часто его используют в прологе, помогая перенести участников в эпоху тех или иных исторических событий, готовя к последующей встрече с героями этих событий. Использованный таким образом кинофрагмент органически входит в сюжетную ткань театрализованного представления.

Киноматериал дает возможность создать необходимую эмоциональную атмосферу на сцене и в зрительном зале, помогает точно раскрыть тему и идею представления.

Видеоматериал позволяет усилить в нужном сценаристу направлении звучание того или иного номера, укрупнить его до массового действия. Широко распространенным приемом является использование в построении массового действия фрагментов из художественных фильмов, когда герои как бы оживают, сходят с экрана. Этот сценарный и режиссерский ход позволяет показать героя праздника более крупны планом, он создает по ассоциации «эффект узнавания» реального действующего лица. Очень важным методом использования кино в театрализованном массовом действии выступает переход с экрана на сцену и со сцены на экран.

В настоящее время в массовых театрализованных мероприятиях помимо документальных и художественных фильмов использую кадры спец.подсъемки, сделанной по заявке постановочной группы. Очень важным может быть в спец.подсъемке эффект узнавания.

Возможности все более широко применяемого в массовых представлениях полиэкрана, т.е. нескольких видеофрагментов одновременно, позволяют проводить сопротивление тех или иных знаменательных событий, сравнивать вчерашний и сегодняшний день, показывать одновременно начало и конец. Тем самым создается второй, ассоциативный план действия, который помогает участнику праздника осознать событие, ощутить глубину происходящих перемен.

Другим, широко используемым видом проекции, является диапозитив. Он позволяет плавно перевести действие в новую плоскость, вытеснить одно изобретение другим, показать орнамент, пейзаж, живопись, портрет. Кроме того, диапозитив моет быть использован как своеобразный стоп-кадр, позволяющий на мгновение остановить действие, акцентировать необходимый момент, выхватить ту или иную деталь действия, лицо героя и т.д. Диапозитив дает возможность широко вводить в ткань действия документальный изобразительный материал, особенно биографический. С помощью диапозитива можно построить театрализованный рассказ о герое, используя как бы выплывающие из памяти страницы его биографии.

Подытоживая:

1) Видеоматериал — один из точных выразительных средств режиссуры театрализованных представлений;

2) Видеоматериал — может служить основой драматургии представления в целом или отдельных эпизодов;

3) Видеоматериал — может выступать как декоративный элемент, в качестве фона, на котором происходит сценическое действие;

4) Видеоматериал — может выступать связующим элементом представления;

5) Видеоматериал-может использоваться одновременно с действием на сцене.

9. Хореография как выразительное средство

в сценарно-режиссерской работе.
В массовых праздниках широко применяется хореография и спорт, так же органично вплетающиеся в сюжетную канву. Синтез спорта, хореографии и пантомимы чрезвычайно сильное и яркое выразительное средство в палитре сценариста и режиссера художественно-массового мероприятия.

Хореография широко используется в массовом празднике, органично вплетаясь в сюжетную ткань действия. Танец и пластика позволяют решить эпизод праздника в возвышенном романтическом ключе, даёт возможность усилить эмоциональное восприятие.

Хореография — танцевальное искусство: от вальса до простых танцевальных движений (пластика и спортивные упражнения, пантомима).

Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением.

Хореография чрезвычайно сильное и яркое выразительное средство в палитре сценариста и режиссера массового театрализованного праздника.

Приёмы использования танца:

1) сюжетный танец;

2) создание пантомимы памятника или живой картины;

3) шаг на месте;

4) включение танца в качестве отдельного номера;
С помощью танца, или пластической композиции можно показать события, передать эмоциональный характер сцены. С помощью танца на языке действия можно рассказать о происходящем.

Заключение

Чередование или одновременное использование различных художественно-выразительных средств создает ощущения непрерывности действия, способствует созданию объемного восприятия ярких образных решений.

Но самое главное для режиссера, пожалуй, то, что благодаря использованию выразительных художественных средств, можно глубоко затронуть чувства зрителя — заставить задуматься о будущем, вспомнить прошлое, переосмыслить настоящее – тем самым успешно реализовав режиссёрские задачи.

Этапы написания сценария

  • Определить есть ли потребность в этом мероприятии.
  • Определить события во имя чего будет ставиться мероприятие (определение темы и идеи).
  • Определить сценическую площадку (то место, где будет происходить мероприятие).
  • Сориентировать сценарий на конкретную аудиторию (класс, возраст).
  • Определить, какие технические средства будут необходимы (комплект звука, видеопроектор, прожектора и т.д.).
  • Определить, какие костюмы есть в наличии, какие надо изготовить.
  • Подбор творческих сил для воплощения сценария
  • Непосредственное написание сценария.

Написание сценария

Написание сценария, после учета всех вычисленных факторов, начинается с рождения замысла. А замысел сценария начинается с выбора и определения темы. Тема — это круг жизненных явлений, которые затрагивает автор. Чтобы определить тему, нужно поставить для себя следующие вопросы:

  • О чем это мероприятие?
  • О чем этот сценарий?
  • О чем говорит сценарист?

Таким образом, определив тему будущего мероприятия, мы определяем его содержание. Но нельзя организовывать содержание, не выбрав подходящей формы (это «одежда» мероприятия).

Форма – дискотека, вечер, театрализованное представление, концерт. После определения темы, необходимо обязательно определить идею будущего мероприятия.

Идея – это главная мысль, главный вывод из всего содержания. Если тема сценария понимается как проблема, то идея – это пути решения этой проблемы. Идея всегда главная мысль автора. Чтобы определить идею следует задать следующие вопросы:

  • Что я хочу сказать в данном мероприятии?
  • К чему я призываю?

Помимо определения темы и замысла, одним из важных этапов написания сценария является подбор материала.

Материал бывает художественный и документальный. К документальному подбору относятся зафиксированные на бумаге кино, фото, магнитофонные пленки, различные факты реальной жизни. Это могут быть документальное кино, журнальные и газетные статьи, очерки, дневники, письма. Художественный материал – это готовые художественные материалы профессионального или художественного характера, к ним относятся стихи, музыка, хоровые и вокальные произведения, репродукция с картин, фрагменты из художественных фильмов, пьес т.д. Сюда можно отнести готовые сценарии, написанные по заказу. Художественные материалы можно найти в библиотеках, фонотеках. Иногда выпускаются специальные тематические сборники, где по определенной теме печатают песни, стихи, отрывки из пьес, постановка танцев, ноты, т.е. все то, что можно использовать в предстоящем мероприятии.

Композиционные элементы сценария

Композиция – это построение произведения, соотношение его отдельных частей образующие единое целое. Композиция состоит из следующих элементов:

  • Экспозиция – это вступительная исходная часть сценария, которая дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях, жизненных обстоятельствах. Экспозиция сообщает повод для проведения мероприятия, иногда и состав его участников. (Например: на проводы зимы приглашают скоморохи; 1) читают афишу; 2) мы получаем приглашение – все это экспозиция).
  • Пролог – это увертюра всего мероприятия, его визитная карточка. Пролог решается так, чтобы все присутствующие поняли характер, но не содержание начинающегося мероприятия, настроились на определенную волну. (Например: здороваются, знакомят с программой).
  • Завязка – это начало борьбы, событие, с которого начинается действие в сценарии, влекущее за собой все существенные последующие события. Завязка – это начало конфликта.
  • Конфликт (в переводе с латинского означает столкновение, борьба, на котором строится развитие сюжета). Это всегда противоречие двух борющихся сил.
  • Развитие действия – это самый основной кусок в вашем мероприятии. Он самый большой по временному разграничению, занимает 60% времени от общего количества. Развитие действия должно происходить по нарастающей. (Например, одна серия должна быть интереснее другой). Эта нарастающая линия должна выстраиваться по принципу контрастности – это в концертных программах. Контрастная расцветка – белое и черное, веселое и грустное.
  • Кульминация – это наивысшая эмоциональная точка, момент борьбы или решающегося столкновения борющихся сил, перелом развития действия. Т.е. здесь заостряется идея всего мероприятия, это может быть самый сильный по эмоциональному воздействию художественный фрагмент или документальный материал, на конец — яркое церемониальное действие. (Например: вынос знамени, обращение с призывами, клятва молодежи и т.д.)
  • Развязка – очень часто сливается с кульминацией и тяготеет к финалу. Это исход борьбы, разрешение противоречий, здесь обнаруживается замысел автора и открывается идея. Развязка помогает понять идейное содержание мероприятия и окончательно определить отношение зрителя к нему. 8. Финал – это смысловая точка мероприятия, заключительный аккорд, и поэтому финал должен превратиться в общее коллективное действие, окончательно разрушить деление аудитории на зрителей и участников. Финалом может стать хоровое исполнение песни, скандирование (совместное произношение одного текста, коллективное подписание призыва или обращения, шествие к памятнику и т.д.)

Сценарный ход.

Сценарный ход – основной стержень, на который нанизывается весь материал. Приемы сценических ходов:

  • Хроникальное построение материала совпадает с последовательностью событий в жизни.
  • Формы общественной деятельности трудящихся — это отчеты митинги, рапорт, диспут, собрание, суд.
  • Прием персонификации идей — это отвлеченное понятие представляющее в человеческом образе, который ведется от его лица. Например: «Родина – мать» (определенного человека нет);«Смерть» (в виде человека показывается на сцене); «Время»
  • Жанр публицистики: репортажи, очерки, интервью – хроника событий.
  • Спортивные и игровые события: викторина, лотерея, дискотека, конкурсы, тренировки, олимпиада, спортлото.
  • Фольклорная форма: гулянья, посиделки, колядки, свадьба, балаганы (ярмарки), помолвки.
  • Использование реальных и символических форм и техники и оптических приборов: машина времени, колесо времени, телеэкран). Например, биноклем можно увидеть то, что не увидишь простым глазом.
  • Вернисаж (выставка картин и плакатов, живые картины).
  • Совместный просмотр фильма, спектакля.
  • Прием, праздник (новоселье, встреча друзей и т.д.)
  • «Что? Где? Когда?» и другие телевизионные передачи.

Метод компиляции

Компиляция – это не самостоятельная литературная работа, а основанная на использовании чужих произведений. Творческий и самостоятельный характер такой работы проявляется, во-первых, в сборе материала для книги, во-вторых, в выработке принципов отбора материала и, в-третьих, в классификации и расположении собранного материала по тематическим разделам книги.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Христианские праздники ноября 2020
  • Художественные элементы традиционных календарных праздников
  • Христианские праздники на февраль
  • Художественные элементы весенних календарных праздников
  • Христианские праздники на руси реферат