Какой аспект культуры речи связан с правилами выражения благодарности поздравления комплимента

Работа по теме: Ответы 1. Предмет: Предпринимательство и бизнес-коммуникации. ВУЗ: СПбГТИ.

Ответы
1-10

1.
Универсальные черты политической власти
: свойства ассиметричности, инверсионности,
кумулятивности и …


ресурсности

2.
Кто рассматривал политическую власть
как язык, средство и компонент
коммуникативного акта:


Т. Парсонс

3.
Какие теории рассматривали в основном
развитие эффективной организации:


гуманистические теории

4.
Внутреннее побуждение, которое заставляет
человека поступать определенным образом
— это:


мотив

5.
К какой теории власти относится М
Макиавелли?


натуралистическая школа

6.
В какой теории потребности делятся на
гигиенические и мотивирующие:


Герцберг

7.
В какой теории рассматриваются как
психологические черты лидера, так и
условия, в которых происходит процесс
лидерства


личностно-ситуационная

8.
М Вебер относится к концепции:


легитимного господства

9.
Какая теория рассматривает политическую
власть как важнейшее средство коммуникации
в обществе


концепция средств коммуникации

10.
Форма поддержки, оправдания правомерности
применения власти и осуществления
правления либо государством в целом,
либо его отдельными структурами и
институтами:


легитимность

11.
Тимбилдинг является очень важной частью
____ менежмента


корпоративного

12.
Закончите список информационных ролей:
приемник информации, распространитель
информации и …


представитель

13.
Существует ли психологический тимбилдинг?


да

14.
Согласно чьей теории каждый член группы
играет одновременно две роли?


М. Белбин

15.
Кто выделил 6 основных типов лидерства?


Л. Уманский

16.
Закончите список статусных позиций,
согласно Я. Морено: лидер, звезда,
принятые, изолированные и…


отвергнутые

17.
Сколько ролей лидера выделял Э. Берн?


3

18.
К какой категории относится утверждение:
«Каждый член команды обязан информировать
остальных обо всем»?


обязанности членов команды

19.
Закончите фразу «К основным факторам
успеха для эффективной командной работы
относится способность участников
команды к _____ работе


коллегиальной

20.
Какие проблемы возникают в группе,
имеющей состав более 12 человек?


операционные

21.
Выберите лишнее: «К вектору аудита
относятся…»


методический

22.
Современные тенденции в деятельности
организаций связаны с повышением роли
и значимости ___ управления персоналом


научного

23.
Функции общего управленческого характера
эффективной кадровой службы: планирование,
организация координация и контроль
работы по …


управлению персоналом

24.
Схема отношения самостоятельных или
методических проблем к стратегическому
или исполнительному вектору – это
аудит…


человеческих ресурсов

25.
Какое число направлений аудита службы
управления персоналом?


4

26.
Как называется аудитория, которая
подвергается аудиту?


целевая

27.
Кто отвечает за человеческие ресурсы
компании?


HR-
менеджер

28.
Аудит включает в себя ___ исследование
организационных приемов и способов
достижения целей, политики, правовых
требований к компании и профессиональных
стандартов:


систематизированное

29.
Согласно американским исследованиям,
сколько вариантов деятельности кадровой
службы существует?


4

30.
Аудит человеческих ресурсов обращен
к…


конкретным областям

31.
Теренс Дил и Аллан Кенеди создали
концепцию…


корпоративной культуры

32.
Сколько уровней организационной культуры
существует?


3

33.
Можно ли считать ценности качественными
характеристиками организационной
среды?


да

34.
Верования как часть организационной
культуры относят к ____ составляющим


субъективным

35.
Согласно Ф.Харрису и Р.Морану существует
___ качественных характеристик
организационной культуры


10

36.
Сколько существует групп определения
термина «культура»


3

37.
Организационная культура имеет две
точки зрения: структурную и…


ценностную

38.
Уровни организационной культуры: базовые
представления, ценности и верования
и..


артефакты

39.
Можно ли отождествить организационную
и корпоративную културу?


нет

40.
Организационная культура это явление…


несет интеграцию объективного и
субъективного

41.
Какой аспект культуры речи связан с
правилами выражения благодарности,
поздравления, комплимента?


этический

42.
К функционально-смысловым типам речи
относятся:


описание


повествование


рассуждение

43.
9. Общество с ограниченной ответственностью
«Базис» — частное предприятие, которое
специализируется на разработках и
производстве комплексных химических
добавок для товарных бетонов и цементных
растворов…Представленный
функционально-смысловой тип речи
является:


описанием

44.
____ — это функционально смысловой тип
речи, в котором явление, событие
представлено в динамике, развитии во
времени


повествование

45.
В каких аспектах изучается культура
речи:


в нормативном


в коммуникативном


в этическом

46.
Такое качество речи, как _____ определяется
умением ясно мыслить, четко выражая
свои мысли в процессе коммуникации


логичность

47.
Это было на рассвете. А.С. Пушкин «Выстрел»


повествование

48.
Строгое соответствие слов обозначаемым
предметам


точность

49.
Изучение таких качеств речи как ее
логичность, точность, уместность,
выразительность, богатство, чистота и
понятность, составляют основу ____ аспекта
культуры речи


коммуникативного

50.
____ нормы определяют правильный выбор
слова, его лексико-грамматическую
сочетаемость и логическую соотнесенность
с другими словами


лексические

51.
Точность, абстрактность, логичность и
объективность изложения являются
основными чертами ____ стиля


научного

52.
Очерк, репортаж, пресс-конференция,
рекламное сообщение являются жанрами
___ стиля


публицистического

53.
Говоры, диалекты, наречия относятся –
это ____ разновидности национального
языка


территориальные

54.
Прецедентные тексты (элементы) являются
характерной чертой ____ стиля


публицистического

55.
Какого функционального стиля не
существует в русском литературном
языке?


повествовательного

56.
Социолекты включают в себя две
разновидности – жаргоны и ___


арго

57.
_____ стилем называется исторически
сложившиеся и социально закрепленные
системы речевых средств, используемых
в той или иной сфере общения или сфере
профессиональной деятельности


функциональным

58.
Начало процесса формирования русского
национального языка датируется:


серединой 17 – н. 18 в

59.
_____ языком называется исторически
сложившаяся, высшая (образцовая,
обработанная) форма национального
языка, обладающая богатым лексическим
фондом, упорядоченной грамматической
структурой и развитой системой стилей


литературным

60.
Научный, официально-деловой, публицистический
и художественный стили относятся к
_____ стилям литературного языка


книжным

61.
Укажите слова с ударением на втором
слоге:


страховщики


издревле


отзыв


квартал


красивее

62.
Укажите слова с ударением на первом
слоге:


туфля


искра

63.
Какие ряды слов содержат случаи нарушения
акцентологических норм?


А


Г


В

64.
В каких словах выделенный скобками
согласный произносится твердо?


а(д)епт


диа(т)ез

65.
Отметьте слова, написанные без ошибок


преце(д)ент


прете(нд)ент

66.
В каких словах после выделенных скобками
согласных должна писаться буква ё ( в
произношении соответственно это (о))


к(с)ендз


пла(т)ежеспособный

67.
В каких словах после выделенных скобками
согласных должна писаться буква ё ( в
произношении соответственно это (о))


ник(ч)емный


па(д)еж скота


ис(т)екший кровью

68.
В каких словах после выделенных скобками
согласных должна писаться буква ё ( в
произношении соответственно это (о))


ма(н)евр


к(р)естные родители

69.
В каких словах произносится (о) в
безударной позиции?


Моне


бомонд


рококо

70.
Отметьте слова, написанные с ошибками:


инци(нд)ент


дерма(нт)ин

71.
В каких словах поставленное ударение
не соответствует норме?


В


А

72.
В каких словах поставленное ударение
соответствует норме?


Г


В

73.
В каком слове ударный гласный выделен
верно?


В

74.
Укажите слова, в которых выделенные
скобками согласные произносятся мягко:


фа(н)ера


(ш)инель


(т)ермин

75.
Грамматические нормы не нарушены в
следующих предложениях:


Привели пленного раненного офицера, в
кителе, без погон


По прилете делегация отправилась на
Пискаревское кладбище, где посетила
мемориальный музей


Завершились торжественные мероприятия
в связи с восьмисотпятидесятилетием
города

76.
Ваш депутат – Корень Алексей Васильевич.
В случае необходимости запишитесь на
прием к ____ Алексею Васильевичу


Кореню

77.
К мужскому роду относятся следующие
существительные:


евро


музей-квартира


тюль


шампунь

78.
Следующие слова относятся к историзмам:


пуд


улан

79.
Вышедшие из активного употребления
слова, на смену которым пришли их более
употребительные синонимы:


архаизмы

80.
Выберите верные суждения:


слова, имеющие одно значение, называются
моносемичными


Слова, противоположные по значению,
называются антонимами


слова, имеющие несколько значений,
называются полисемичными

81.
Определите тип синонимов: лгать –
брехать – трепаться:


различаются эмоционально-экспрессивной
окраской

82.
Сложные по составу эмоционально-оценочные
языковые единицы, имеющие устойчивый
характер


фразеологизмы

83.
Пары лесной — лесистый, адресат –
адресант, элитный – элитарный, поделка
– подделка являются


паронимами

84.
Укажите грамматически правильно
продолжение предложения

Учитывая
финансовый кризис,


целесообразно приостановить переговоры

85.
К какому виду коммуникаций относится
ритуальное общение?


повседневная

86.
Витальными в коммуникации могут быть


цели

87.
Основные элементы коммуникационного
процесса: отправитель, получатель,
сообщение и …


канал

88.
Общение имеет три стороны: перцепция,
коммуникация и …


интеракция

89.
Критерии социальной стратификации:
объем власти, престиж профессии, уровень
образования и…


доход

90.
В видах деловых коммуникаций выделяют
____ признаков классификации


8

91.
Что отличает одного человека от другого
по ряду показателей


индивидуальность

92.
Сколько выделяют подходов к достижению
своих целей и умению договариваться


4

93.
Коммуникация рассматривается в рамках
технократического и ___ подходов


деятельностного

94.
Профессиональный успех на __% зависит
от профессиональных знаний и умений


20

95.
Сколько % информации доходят о дирекции
до работников?


20-25

96.
Что выражается в виде стереотипов
мышления, предвзятых представлений,
неправильных отношений, отсутствии
внимания и интереса, пренебрежения
фактами?


дефекты установки сознания

97.
Использование стереотипов – целесообразная
стратегия ..


социального познания

98.
К чему относится утверждение «Мы верим
тому, чему хотим верить»?


предвзятые представления

99.
Что называют устойчивым упрощенным
мнением в отношении людей или ситуаций?


стереотип

100.
Что можно вызвать воздействием на
положительные или отрицательные мотивы
поведения?


интерес

101.
Какой прием подкрепляет словесными
репликами сдвиги в поведении человека?


«золотые слова»

102.
Если у вас просят совет, какой вид
слушания необходимо применять?


рефлективное

103.
Правда ли, что мужчины чаще перебивают
собеседника?


да

104.
Одно и то же слово может иметь несколько
значений. Это выражение относится к …


неправильному выбору слов

В понятие «культура речи» входят три компонента, одним из них является этический аспект культуры речи.Этика общения придерживается определенныхнорм. Эти нормы называются речевым этикетом, который используется языковых моделях устойчивых и исторически сложившихся. ситуациях делового характера применимы нормы речевого этикета.

Слово «этикет» в переводе с французского означает «ярлык», «товарная бирка». При дворе Людовика XIV на светских приемах раздавались карточки — этикетки с правиламиповедения придворных.

Определение 1

Этикет сегодня — этоправила поведениячеловека при взаимодействии с другими людьми.

Человек придерживается тех или других норм поведения в различных обстоятельствах: на улице, в гостях, на торжественных церемониях, официальных приемах. Отсюда разновидности этикета: дипломатический, деловой, профессиональный, корпоративный. Официальными считаются придворный и дипломатический этикет.

Речевой этикет является основой любого вида этикета. Экстралингвистические факторы оказывают влияние на выбор той или иной формы этикета. К таким факторам относятся: возраст, социальный статус, характер отношений, время и место речевого взаимодействия.

Деловой этикет — набор правил поведения партнеров по совместной деятельности, отличающийся уважительностью, неукоснительным соблюдением обязательств в области финансов, права, этики. В каждой ситуации делового общения употребляются свои речевые формулы. Сюда можно отнести приветствия, поздравления, просьбы, благодарности, вопросы и требования. В деловом этикете используются разные варианты обращений: «ты», «Вы», полное имя, имя отчество.

Этикетные формулы приветствия и представления

Правила взаимных приветствий достаточно просты, тем не менее они требуют определенных знаний. Формы обращения, приветствия и знакомства могут быть разными в зависимости от пола, возраста, должности людей, которые взаимодействуют между собой. В любой ситуации приветствие должно продемонстрировать доброжелательность и дружелюбие. Негативное отношение к человеку или плохое настроение приветствующего никак не должны выражаться в приветствии.

«Здравствуйте!» — традиционное русское приветствие, имеющее нейтральную окраску. Приветствие сопровождается легким поклоном или чуть заметным кивком головы. Важна и правильная артикуляция. «Здрасьте!» — звучит некрасиво и неуважительно. Не забываем, что это прежде всего пожелание здоровья, поэтому приветствие должно быть искренним. Равнозначными с формой «Здравствуйте!» являются формы «Приветствую Вас!», «Рад приветствовать!», «Добро пожаловать!».

Если идет представление одного человека обществу, громко называется его имя отчество и фамилия или другие варианты в зависимости от возрастного, статусного факторов, а также от степени официальности обстановки. Тот кого представляют слегка кланяется, поклон адресован всем присутствующим. Не следует отвешивать глубокие поклоны, вытягиваться «в струнку» или щелкать каблуками. Если представляют мужчину, то в момент представления он должен подняться, женщине делать это не обязательно. Исключение составляют те случаи, когда женщину представляют даме гораздо старше ее по возрасту и выше по положению. В ответ на представление человек должен представиться: назвать себя и добавитьэтикетную фразу «Рад с Вами познакомиться!» или «Очень приятно!». Для того, кого представляют, эти фразы будут неуместными. Далее новые знакомые могут вступить в короткую беседу общего плана, состоящую из нескольких фраз, но инициатором беседы должен быть человек старший по возрасту, положению или женщина.

Формы обращения

К незнакомому человеку следует всегда обращаться на «Вы». На «ты» можно обращаться к ровесникам, друзьям, родственникам, близким людям. В нескольких иностранныхязыках существует только одна форма обращения. В русском речевом этикете существуют две формы обращения, где и когда следует их употреблять отражено в таблице.

Вы

Ты

Не знакомый ранее человек, малознакомый человек, деловой партнер, человек старший по возрасту и положению

Друг, хороший знакомый, родственник

Официальная обстановка

Дружеская обстановка

Подчеркнутое вежливое, почтительное, уважительное отношение

Дружеское, личное отношение

К равному и старшему

К равному и младшему

Таблица 1. Формы обращения в русском этикете

Речевой этикет допускает фразы, имеющие психологическую окрашенность: «Удачи Вам!», «Всего Вам доброго!», «Счастливого пути!», «Приятно было повстречаться». Человек, произносящий фразу либо напутствует собеседника, либо подводит итог встрече или разговору. Как правило, это приятные слова, оставляющие хорошее впечатление от встречи.

Если необходимо обратиться к незнакомому человеку с просьбой, используют вступительные слова: «Простите», «Будьте добры» и т.д.

При приветствии и прощании желательно присоединять имя или имя отчество к словам «Здравствуйте» или «До свидания». Фразы «Доброе утро (день, вечер)» употребляются во временном контексте.

В качестве фраз для короткой беседы можно использовать такие: «Как дела?», «Надеюсь, что у Вас все обстоит хорошо», «Как Ваши успехи?». Кстати, последняя фраза активно употребляется, хотя является речевой ошибкой. Правильнее было бы сказать: «Как Ваши дела? Все идет успешно?»

Формы выражения благодарности, замечаний, просьб, отказа

Приведем несколько речевых формул выражения благодарности:

  • Разрешите выразить Вам благодарность за …;
  • Компания благодарит Вас за…;
  • Позвольте поблагодарить Вас за…

Речевые формулы замечания, предупреждения:

  • Компания вынуждена сделать серьезное предупреждение…;
  • К сожалению, должен предупредить Вас…;
  • Дирекция предупреждает Вас…

Если в процессе делового взаимодействия возникли предложения или советы, озвучивать их в категоричной форме не следует, например, «Вам необходимо» или «Вы должны». Существуют общепринятые обращения типа: «Предлагаю рассмотреть» или «Прошу рассмотреть возможность».

Если человек обращается с просьбой, это прежде всего деликатный, предельно вежливый тон и стиль, но без заискивания. «Будьте любезны, выполните мою просьбу», «Если Вам не сложно…»

Согласие можно оформить фразой: «Сейчас будет выполнено».

При отказе уместны речевые формулы: «Я не могу помочь, к сожалению», «Извините, но мы не можем выполнить Вашу просьбу».

Не следует забывать о таком важном элементе речевого этикета, как комплимент. Тактичный и уместный, он поднимет настроение, настроит на принятие положительных и конструктивных решений. Комплимент уместен в начале или в конце разговора. Комплимент — это всегда приятнаячасть беседы, если он искренний и не чрезмерно восторженный. Можно похвалить внешний вид, профессионализм, дать общую нравственную положительную оценку. Самые распространенные: «Вы прекрасно выглядите!», «Вы отличный экскурсовод!», «С Вами приятно иметь дело!»

Если мы говорим о речевом этикете, то здесь недопустимы сквернословие, грубые выражения, повышение тона, пренебрежительное отношение к собеседнику. В процессе общения не нужно демонстрировать свое плохое самочувствие, плохое настроение. В деловом речевом этикете не существует мелочей, встреча будет более эффективной при проявлении максимальной вежливости, соблюдении норм и правил этикета.


Подборка по базе: ПР Русский язык и Культура речи Чусова.docx, Домашка по правописанию служебных частей речи.doc, Конспект урока русского языка _ Части речи_ 3 кл..docx, Урок развития речи в коррекционном классе..docx, культура речи сочинение.docx, Составьте перечень законодательных актов, действующих в сфере фи, 2.Философия в системе духовной культуры.docx, +культура речи.doc, конспект по развитию речи на подвердение Пилюгина А.И..docx, Тема 6.3. Конец 20 – начало 21 века как переломный момент в разв


ГЛАВА 4. ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

4.1.Понятие речевого этикета и его функции

Этический аспект культуры речи требует соблюдения этических норм речевого общения, принятых в данном языковом коллективе, или норм речевого этикета.

Этикет — сложная система материальных (физических, речевых) знаков, которые указывают на отношение говорящего к собеседнику, оценку собеседника и в то же время на оценку человеком себя, своего положения относительно собеседника6. Предполагает обмен между коммуникантами существующими знаками в процессе социального взаимодействия; включает в свой состав этикет внешнего вида, речевой этикет и этикет поведения.

Речевой этикет – это система правил речевого поведения, устанавливаемая обществом, а также система речевых формул, принятых в определенной ситуации общения (при знакомстве, прощании, поздравлении, извинении, просьбе, сочувствии и т.п.). Правила речевого этикета всегда отражают вежливые отношения между людьми. При этом вежливость как категория этикета, согласно точке зрения известного исследователя речевого этикета В.Е.Гольдина, предписывает такое этикетное действие по отношению к адресату, при котором ему отводится место (= роль) «не ниже, чем положено ему в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о первенстве»7.

Традиционно речевой этикет делится на 2 группы: этикет устного и этикет письменного общения.

Первая разновидность представлена т.н. «формулами вежливости» (специальными словами и выражениями, которыми носители языка пользуются в ситуациях приветствия, прощания, для выражения благодарности, извинения и т.п.) и правилами ведения разговора. Этикет письменного общения, помимо формул вежливости, представлен правилами ведения переписки.

Таким образом, являясь частью национального этикета, речевой этикет по существу представляет собой особый тип поведения человека – поведение коммуникативное.

Признаками речевого этикета являются:

1.Ситуативность. Определенные отношения между коммуникантами строятся с учетом конкретной ситуации, трансформация которой влечет за собой обязательное изменение используемых этикетных формул.

При этикетном общении необходимо учитывать такие факторы, как:

  • тип ситуации (официальная — неофициальная — полуофициальная);
  • степень знакомства собеседников;
  • функцию участия собеседников в разговоре.

Последний фактор включает в себя следующие функции: Контактная – функция поддержания коммуникативного контакта между говорящими; реализуется в процессе светского или фатического общения, требует четкого исполнения. Интеллектуальная – заключается в аргументации своей точки зрения, в выражении собственной и анализе позиции собеседника. Эмоциональная – заключается в поддержке чувств и эмоций собеседника, демонстрации сочувствия, выражении собственных эмоций.

Кроме того, очень важны следующие факторы:

  • Отношение к собеседнику — вежливое, возвышенное, уважительное, ласковое, шутливое, фамильярное, вульгарное и т.п.
  • Характеристика говорящего – использование этикетных речевых формул конкретным лицом определенного возраста, социального статуса и пр.
  • Характеристика адресата – влияние личности того, к кому обращена речь, на выбор формул речевого этикета.
  • Место и время общения – свадьба, похороны, отъезд и др.).

2. Регулятивность. При помощи речевого этикета распределяются коммуникативные роли, устанавливается статус собеседников, определяется регистр общения.

Под ролью в теории коммуникации понимается определенный стереотип поведения, которым мы пользуемся в тех или иных ситуациях. В частности, принято выделять социальные и коммуникативные роли.

Социальная роль – общественная функция человека, которая нормативно одобрена обществом, тот или иной стиль поведения, ожидаемый от носителя определенной социальной позиции (начальник – подчиненный, ребенок – взрослый, хозяин – гость, родственник – знакомый – посторонний и др.). На нормах поведения и общения в той или иной социальной группе основаны ролевые ожидания членов общества. Их нарушение, во-первых, порождает негативную реакцию участников акта коммуникации, а во-вторых, способно спровоцировать возникновение конфликтных ситуаций.

Социальные роли могут быть классифицированы следующим образом:

  1. По степени официальности: официальные (студент, преподаватель, подчиненный, начальник), неофициальные (друг, подруга), полуофициальные (родитель, сын, дочь).
  2. По месту в иерархии в группе: вертикальные (старший – младший) и горизонтальные ( равный с равным).
  3. По характеру воздействия на людей: распорядительные (начальник, преподаватель) и исполнительные (подчиненный, студент).

Во избежание конфликтов важно учитывать следующее правило: «При смене коммуникативной ситуации необходимо менять роль». Кроме того, не следует побуждать людей играть чужие, не свойственные им роли. Соблюдение норм ролевого поведения делает поведение членов общества предсказуемым, их нарушение порождает ролевые конфликты. Причиной последних может стать и несовпадение формальной и фактической роли человека. Итак, этикет поведения и этикет общения — оправдание ролевых ожиданий.

Коммуникативная рольтиповая позиция, которую говорящий занимает для достижения определенной цели (хозяин положения, «свой», «чужой» и др.). Может формально соответствовать роли социальной, но социальная и коммуникативная позиция человека ситуативно могут и не совпадать. Теоретики коммуникации общие коммуникативные роли называют коммуникативными позициями. Согласно теории Эрика Берна8, к ним можно отнести позиции Взрослого, Родителя и Ребенка.

3.Согласованность. Достигается путем обязательного участия всех коммуникантов в процессе обмена этикетной информацией.

4. Наличие коммуникативной рамки. Организация акта этикетного общения предполагает, с одной стороны, наличие обязательных элементов, его организующих, и неравномерность распределения этикетной информации в процессе общения, когда основными фазами этикетного обмена становятся начало и конец разговор, — с другой.

Коммуникативная этика основывается на ряде аксиом:

  • аксиоме законопослушания: «Необходимо соблюдать общественные законы»;
  • аксиоме ролевого поведения: «При исполнении той или иной роли в обществе надо оправдывать ролевые ожидания»;
  • аксиоме коммуникативного равновесия: «С каждым членом общества надо поддерживать коммуникативное равновесие».

При этом первые 2 из них являются социальными, определяя поведение человека в обществе в целом, последняя же относится только к общению; и если человек в процессе коммуникации принимает эти аксиомы, поступает в соответствии с их требованиями, то его поведение носит этикетный характер.

Таким образом, речевой этикет можно определить и как «систему языковых средств, материально выражающих в общении коммуникативную этику, воплощающих ее в языковой форме».9 В обществе речевой этикет выполняет следующие функции:

  • Устанавливает и поддерживает контакты между людьми.
  • Демонстрирует вежливое, уважительное отношение к собеседнику.
  • Регулирует поведение людей в обществе.
  • Выступает средством профилактики конфликтов.

Умение выбрать необходимую формулу речевого этикета является важным условием этического аспекта культуры речи.

Например, в типичной ситуации прощания русский человек может воспользоваться такими выражениями, как «До свидания», «До встречи», «До завтра», «Всего доброго», «Прощайте», «Позвольте с Вами попрощаться», «Позвольте откланяться», «Пока», «Всего» «Увидимся», «Бывай» и многими другими.

Среди подобных формул есть стилистически нейтральные и такие, которые могут использоваться только в определенной ситуации.

На выбор определенной формулы вежливости оказывают влияние сфера общения, официальность/неофициальность обстановки, особенности отношений между говорящими, свойственный им социальный статус, пол, возраст, степень знакомства.

Например, такие выражения, как «До свидания» и «Всего доброго» допустимы в любых ситуациях, в том числе официальных; выражение «Пока» — только в неофициальных и только по отношению к близким или знакомым людям, а его употребление по отношению к старшим будет невежливым.

Также необходимо отметить, что формулы речевого этикета могут отражать возраст, степень образованности и воспитанности говорящего, место его рождения и жительства, являясь частью его языкового паспорта. Так выражение «Позвольте откланяться» свойственно представителям интеллигенции среднего возраста; «Приветик!» «Салют!» – молодежи; обращения «Петрович!» «Мамаша!» «Мужчина!» употребляют носители просторечия, приветствие «Доброго здоровьица» – деревенские жители старшего возраста.
Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое речевой этикет?
  2. В чем заключается отличие этикета устного и письменного общения?
  3. Назовите признаки речевого этикета.
  4. Какие факторы необходимо учитывать при общении?
  5. На каких аксиомах основывается коммуникативная этика?
  6. Какие факторы оказывают влияние на выбор определенной формы вежливости?

4.2. Основные требования русского речевого этикета

Правила речевого поведения касаются всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма) и различаются в зависимости от сферы и ситуации общения, характера участников общения, степени их знакомства и т.д. Например, различаются правила чтения в читальном зале и на концерте, правила выступления на официальном совещании и на праздничном ужине в семье.

В официальной обстановке недопустимо, например, употреблять любые виды просторечия, жаргонизмы, разговорные слова. В неофициальной обстановке неуместны канцеляризмы и т.п.

Существуют и общие правила речевого этикета, адресованные отправителю речи и ее адресату, не зависящие от ситуации общения и соответствующие правилам хорошего тона. Например, говорящему речевой этикет предписывает вежливое отношение к собеседнику и запрет на негативные оценки его личности (дурак, растяпа), умение встать на точку зрения партнера, демонстрировать внимание и уважение к говорящему и т.п.

Обязательным общим правилом русского речевого этикета является запрет на грубо-просторечные бранные слова и выражения: согласно правилам и нормам русской речевой культуры они оскорбляют собеседника.

Существуют некоторые особенности, связанные с употреблением конкретных речевых формул, например, формул обращения к собеседнику. Так традиционно в русском языке имеется два местоимения (Ты и Вы), которые могут использоваться как формы второго лица единственного числа. В зависимости от социального положения собеседников, характера их отношений и особенностей обстановки коммуниканты отдают предпочтение одной из этих форм.

В частности, обращение на ВЫ применяется:

  • К незнакомому, малознакомому адресату.
  • В официальной обстановке общения.
  • При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату.
  • К равному и старшему (по положению, возрасту) адресату.

ТЫ используется:

  • К хорошо знакомому адресату.
  • В неофициальной обстановке общения.
  • При дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату.
  • К равному и младшему (по положению, возрасту) адресату.

В ряде случаев встречается намеренное смешение форм обращения («Татьяна Петровна, перезвони Иванову»/ «Танечка, передайте, пожалуйста, Иванову, что я жду его звонка»), но следует помнить, что в официальной обстановке правилами русского речевого этикета рекомендуется переход с ты на Вы даже хорошо знакомым людям, если в разговоре принимает участие несколько лиц.

Но как вести себя в ситуации, когда собеседники не знакомы друг с другом? Правилами речевого этикета предписывается начинать коммуникативный акт со знакомства, которое может быть как непосредственным, так и или опосредованным. По правилам хорошего тона (хотя русскому человеку и свойственна т.н. «свобода подключения к общению») не следует вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Естественно, в коммуникативной практике каждого из нас бывали моменты, когда это обязательно следовало сделать. Тогда этикет предлагает использовать следующие формулы:

  • Разреши(те) с Вами (с тобой) познакомиться.
  • Позволь(те) с Вами (с тобой) познакомиться.
  • Будем знакомы.
  • Хорошо бы познакомиться и др.

Этикет определяет и норму поведения третьего лица (посредника) в ситуациях знакомства. При этом вновь учитываются социальный статус, пол, возраст и некоторые другие социолингвистические факторы. Следует запомнить, что мужчину принято представлять женщине, младшего по возрасту — старшему, подчиненного — начальнику. Посредник может использовать формулы типа:

-Позвольте (разрешите) представить…

-Я хочу (хотел бы) познакомить (представить) вас

-Познакомьтесь, пожалуйста… и т.п.

Любые встречи, официальные и неофициальные, начинаются актом приветствия.

В русском языке в качестве основного приветствия используется слово здравствуйте (восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает «быть здравым», т.е. здоровым; также существуют приветствия, указывающие на время встречи:

  • Доброе утро!
  • Добрый день!
  • Добрый вечер!

Приветствие может включать в свой состав оценочный компонент (Очень рада вас (тебя) видеть)!), сопровождаться невербальными сигналами типа рукопожатия, кивка, легкого поклона, взмаха рукой и другие.

В процессе осуществления коммуникативного акта следует помнить о таком его немаловажном компоненте, как комплименте, который может поднять настроение адресату, настроить его на положительное отношение к оппоненту. Как правило, он произносится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент – разновидность «коммуникативных поглаживаний»- всегда приятен собеседнику, поэтому избегать следует только неискренних комплиментов.

Очень важным слагаемым русского речевого этикета является адекватный выбор этикетной формулы обращения к незнакомому.

«У нас, наверное, в одной-единственной стране нет обращения людей друг к другу. Мы не знаем, как обратиться к человеку! Мужчина, женщина, девушка, бабуся, товарищ, гражданин — тьфу! А может, лицо женского пола, лицо мужского пола! А легче — эй! Мы — никто! Ни для государства, ни друг для друга!» — так пишет один из читателей «Комсомольской правды» (24.01.91).

Так какую роль играет обращение в системе национального речевого этикета?

Изначально обращение выполняет несколько функций. Ведущей является функция привлечения внимания собеседника. Кроме этого, оно может указывать на соответствующий признак, быть экспрессивно и эмоционально окрашенным, содержать оценку. Исторически те формы обращений, что на Руси были приняты официально, отражали социальное расслоение общества, такую его характерную черту, как чинопочитание. Здесь уместно, во-первых, вспомнить о существовании такого документа, как «Табель о рангах», в котором перечислялись чины, а каждая категория чинов подразделялась на 14 классов.

Во-вторых, сословное деление людей монархической России до ХХ века (дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане и т. д.) обусловило возникновение обращения «господин», «госпожа» — к представителям высшего сословия; «сударь», «сударыня» — для среднего сословия и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия.

Впрочем, и в других языках мира существовали социальные варианты обращений (мистер, миссис, мисс; сеньор, сеньора, сеньорита и т. д.).

Особый декрет Октябрьской революции упразднил все старые чины и звания, распространив обращения «товарищ» и «гражданин».

Слово товарищ, зафиксированное еще в памятниках 15 века и первоначально обозначающее «компаньон в торговле», с ростом революционного движения приобретает новое общественно-политическое значение: «единомышленник, борющийся за интересы народа». В первые послереволюционные годы это слово становится основным обращением в новой России, постепенно начиная выходить из повседневного неофициального обращения людей друг к другу лишь после Великой Отечественной войны.

Слово гражданин пришло в древнерусский язык из старославянского и служило фонетическим вариантом слова горожанин. С 18 века употребляется в значении «полноправный член общества, государства». Но в 20-30 гг. ХХ века слово становится нормой при обращении арестованных, заключенных, судимых к органам правопорядка. В результате слово гражданин для многих стало ассоциироваться с арестом, милицией, прокуратурой.

В настоящее время в качестве обращений к незнакомому человеку используются такие лексемы, как мужчина, женщина, дед, отец, бабуля, парень, тетенька и т. д. Подобные обращения не являются нейтральными, нередко воспринимаясь адресатом как формы неуважительные, оскорбительные, недопустимо фамильярные. Употребление слова мужчина, женщина10 нарушают норму речевого этикета, свидетельствуют о недостаточной культуре говорящего, а просторечные и непринужденные варианты обращений типа Эй! Але! и им подобные вообще находятся за пределами этикетных норм, поэтому теоретики коммуникации советуют начинать разговор без обращений, используя этикетные формулы: будьте любезны, будьте добры, извините, простите.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие существуют общие правила речевого этикета?
  2. Назовите основные формулы приветствия.
  3. Как осуществляется выбор этикетной формы обращения к незнакомому человеку?
  4. С какой целью в русском языке используется обращение?


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Культура речи — сравнительно новая дисциплина в области обучения русскому языку как иностранному. В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми, поэтому культура речевого поведения важна всем людям, чья деятельность, так или иначе, связана с общением. Как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры.

Культура речи — это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.

Кроме того, в современном мире сложились условия, когда, конкурентоспособность специалиста на рынке труда в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:

  • богатство (разнообразие) речи,

  • ее чистота,

  • выразительность,

  • ясность и понятность,

  • точность и правильность.

Культура речи – владение литературным языком в его устной и письменной формах, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенных ситуациях общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

Культура речи имеет 3 аспекта: нормативный, коммуникативный и этикетный.

Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в литературной речи (правильно класть, а не ложить; инженеры, а не инженера;созвони’мся, а несозво’нимся; заведующий кафедрой, а не кафедры; согласно приказу, а не приказа; возможность предоставилась, а не представилась и др.).

Нормативный аспект основывается на определении нормы как центрального понятия речевой культуры. Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого (С.И. Ожегов).

Опорой русского литературного языка является литературная норма – это совокупность явлений, разрешенных системой языка, отраженных и закрепленных в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех владеющих литературным языком в определенный период времени.

В современной лингвистике существует понятие кодификации нормы. Кодификация нормы – отражение объективно существующей современной литературной нормы, сформулированной в виде правил и предписаний в учебниках, словарях и справочниках. При кодификации происходит сознательный отбор того, что предписывается употреблять как правильное. Правильность речи– это соответствие ее языковой структуры действующим языковым нормам (табл. 1).

Таблица 1.

Типы норм речевой культуры

Критерий классификации

Тип нормы

Обязательность, единственность и неединственность нормативного языкового факта в литературном языке

Обязательные (императивные) и вариативные (диспозитивные) нормы:

  1. Обязательная норма конкурирует только с ошибкой; в литературной речи она единственна.

Пометы в словаре: не рек., неправ., грубо неправ.(например, докуме’нт, грубо неправ. доку’мент).

  1. Вариативные нормы предполагают наличие нескольких вариантов в пределах литературного языка.

а) Норма нейтральная допускает равноправные варианты. Помета в словаре: и(например, антресоль и антресоли).

б)Норма, которая допускает использование разговорных, а также устаревших форм.

Пометы в словаре: доп., и доп.(например, стра[те]г идоп. стра[тэ]г). В данном случае первый вариант предпочтительный, его рекомендуется употреблять. Второй менее желательный, но находится в пределах нормы, чаще используется в разговорной речи.

Сфера употребления

Общеупотребительные нормы и нормы ограниченного употребления

Первые свойственны для всех разновидностей литературного языка, вторые ограничены рамками определенного функционального стиля (картофель – картошка, разг.); специальной сферы употребления (ко’мпас – компа’с, спец.).

Диахронический признак

«Старшая» и «младшая» норма

Язык находится в постоянном развитии, и в нем постоянно присутствует некоторое количество традиционных, устаревших норм, конкурирующих с новыми вариантами (моло[шн]ый моло[чн]ый). «Старшая» норма опирается на языковую традицию, «младшая» – на действие языкового закона или тенденции (например, на тенденцию побуквенного чтения слов).

Уровень языковой системы

Выделяют семь типов норм:

  1. Нормы орфоэпические (произносительные) – регулируют выбор вариантов фонемы. Следует произносить: а[т]елье,нельзя: а[т’]елье; следует:ло[п], нельзя:ло[б] и т.д.

  2. Нормы акцентологические (постановка ударения) – регулируют выбор вариантов размещения ударного слога. Следует произносить: позвонИт, звонИшь, нельзя: позвОнит, звОнишь; можно: красИвее,нельзя: красивЕе; следует: свЁкла, нельзя: свеклАи т.п.

  3. Нормы словообразовательные – регулируют выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова. Следует:наблюдатель,нельзя:наблюдальщик;следует:грузчик,нельзя:грузитель;надо:речной,лесной, нельзя: рековой, лесовойи т.п.

  4. Нормы морфологические – регулируют выбор вариантов морфологической нормы слова и вариантов ее соединения с другими словами. Надо: инженеры, нельзя: инженера; можно: много дел, нет мест, нельзя: много делов, нет местов и т.д.

  5. Нормы синтаксические – регулируют выбор вариантов построения словосочетаний и предложений. (Можно: Когда я подъезжал к станции и глядел в окно, у меня с головы слетела шляпа. Нельзя: Подъезжая к станции и глядя в окно, шляпа слетела с моей головы).

  6. Нормы лексические – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. Следует: сытный ужин, нельзя: сытый ужин.

  7. В современной лингвистической литературе иногда говорят и о нормах стилистических, имея в виду несоответствие выбранного слова и синтаксической конструкции стилю изложения. Например, нельзя формулировать текст заявления следующим образом: Не откажите мне в любезности и представьте, если это Вас не затруднит, отпуск с 15.06.2011 по 15.07.2011.

Существование вариантов, изменение литературных норм определяется внешними (социальными) факторами и внутренними тенденциями развития фонетической, лексической, грамматической, стилистической систем.

Коммуникативный аспект культуры речи связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация) общения. Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный), а ситуация общения (например, официальная/неофициальная ситуация, количество коммуникантов: два-три-несколько и др.) определяет

  • выбор речевого жанра,

  • объем высказывания и его вид (монолог/диалог/полилог),

  • приспособление речи к потребностям и возможностям адресата (его знанию предмета речи, интересам, эрудиции и т.п.).

Коммуникативный аспект культуры речи в реальной практике общения раскрывается как коммуникативные качества речи (это те свойства речи, которые обеспечивают оптимальное общение участников коммуникации). К коммуникативным качествам речи относятся:

  • правильность (соблюдение норм литературного языка на всех его уровнях);

  • логичность (владение логикой изложения);

  • точность (точность словоупотребления, определяется знанием предмета речи, логикой мышления, умение выбирать нужные слова для оформления мысли);

  • лаконизм (краткость и четкость выражения идеи, замысла);

  • ясность (понятность речи для адресата сообщения);

  • богатство(количество и разнообразие языковых средств, которыми владеет говорящий);

  • выразительность (воздействие речи на адресата);

  • чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку: вульгаризмов, просторечия, жаргона, слов-паразитов);

  • уместность (выбор уместных для данной ситуации общения языковых средств выражения).

Коммуникативный аспект связан с функцией языка, с соблюдением определенных правил речевого общения. Для успешной реализации коммуникативных задач необходимо представление о сферах общения. Язык располагает большим арсеналом средств. Главнейшее требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств для создания определенного текста должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения, или коммуникативные задачи. Изучение текста с точки зрения соответствия его языковой структуры задачам общения в теории культуры речи получило название коммуникативного аспекта культуры владения языком.

В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.

То, что теперь называют коммуникативным аспектом культуры речи, было известно уже в античности, подарившей миру учение о риторике. Основа основ коммуникативного аспекта культуры речи — выбор нужных для данной цели общения языковых средств — процесс творческий

Этикетный аспект культуры речи – это владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе. Речевой этикет– это общепринятый порядок культурного речевого общения, знание и использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости (этикетные стереотипы приветствия, прощания, знакомства, благодарности, извинения, просьбы и т.п.).

Этический аспект культуры речи – это моральное и нравственное обоснование звучащего и написанного слова: знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Этические нормы, или иначе — речевой этикет, касаются в первую очередь обращения на «ты» и «вы», выбора полного или сокращенного имени (Ваня или Иван Петрович), выбора обращений типа гражданин, господин и др., выбора способов того, как здороваются и прощаются (здравствуйте, привет, салют, до свидания, всего доброго, всего, до встречи, пока и т. п.). Этические нормы во многих случаях национальны

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» — настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства — мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза.

Таким образом, речевая этика — это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях. Этические нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах и выражаются в высказываниях целым комплексом разнообразных средств: как полно-знаменательными слово­формами, так и словами неполно-знаменательных частей речи. Главный этический принцип речевого общения — соблюдение паритетности – находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием на всем протяжении разговора.

Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя еще и определенную, предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую речевую форму. Культура речи вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике.

Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Таким образом, культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

Итак, изучение культуры речи , ее аспектов нацеливает на практическое овладение языком как средством общения в разных сферах деятельности и прежде всего в деловой и учебно-научной. Формированию коммуникативно-речевой компетенции будущего специалиста служит главная установка курса – повысить уровень культуры мышления и культуры речевого общения.

Список литературы.

  1. Культура речи: аспекты и критерии. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/kursrusskogo336388/home/lekcia-1

  2. Понятие культуры речи. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4651083/

  3. Понятие речевой культуры и культура речи. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lektsii.net/3-9714.html

  4. Дидактическая единица культура речи. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://topuch.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-k/index12.html

  5. Понятие культуры речи. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4651083/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какое поздравление можно придумать на день рождения
  • Какое поздравление можно написать парню на день рождения
  • Какое поздравление можно написать на день рождения тете
  • Какое поздравление можно написать на день рождения сестре
  • Какое поздравление можно написать на день рождения подруге на 11 лет