Картинки поздравления с днем оптинских старцев

Коды открытки

75ca448bcf151128efe42e4eaa69ae54.gif Преп. Амвросий Оптинский (дни памяти: 23 окт, 24 окт, 10
июля н. ст.)

0_906e5_98480368_origdb906.gif Великий старец и подвижник земли Русской преп. Амвросий Оптинский

30751c79d923035359b87946c2529890.gif Старец Амвросий Оптинский

54e6095e9738ff38b26766cf24c1252b.gif Преп. Амвросий Оптинский

300d7a48b32aadae74002479e7a0cf4d.gif Преп. Моисей Оптинский (24 окт., 29 июня н. ст.)

4f5fa0c7846b2a6b23febf27491333f4.gif Старец-настоятель Оптиной пустыни преп. Моисей Оптинский
(24 окт., 29 июня н. ст.)

95776702d7ddf176f67ed1736323fae8.gif Преп. Макарий Оптинский (24 окт, 20 сент. н. ст.)

210f42dfcd9e72c4737dcb4f38e7f6ad.gif Преп. Исаакий Оптинский (24 окт, 4 сент. н. ст.)

cceed142901f75dc203af1d7df34d700.gif Поучения преп. Амвросия Оптинского

5874745d4230faa49ea4ee8a94b9a8b9.gif Оптинские новомученики: Василий, Трофим и Ферапонт

6fa00dbe51efb3ea97e9fc2beeec1f6e.gif Новомученики Оптинские: иеромонах Василий, инок Трофим,
инок Ферапонт

|  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7
 |  8  |  9  |  10  |  11  |  12  |  13 |  14  |  15  |  

|  16  |  17  |  18  |  19  |  20  |  21  |  22  |  23  |  24  |  25  |  26  |  27  |  28  |

|  29  |  30  |  31  |  32  |  33  |  34  |  35 
|  36  |  37  |  38  |  39  |  40  |  41  |

|  42  | Храмы | Ангелы |

Молитва последних Оптинских старцев

Икона Собор Оптинских старцев

Молитва последних оптинских старцев1

Гос­по­ди, дай мне с душев­ным спо­кой­стви­ем встре­тить всё, что при­не­сёт мне насту­па­ю­щий день.
Дай мне все­це­ло пре­дать­ся воле Тво­ей Святой.
На вся­кий час сего дня во всём наставь и под­дер­жи меня.
Какие бы я ни полу­чал изве­стия в тече­ние дня, научи меня при­нять их со спо­кой­ной душою и твёр­дым убеж­де­ни­ем, что на всё Свя­тая воля Твоя.
Во всех сло­вах и делах моих руко­во­ди мои­ми мыс­ля­ми и чувствами.
Во всех непред­ви­ден­ных слу­ча­ях не дай мне забыть, что всё нис­по­сла­но Тобой.
Научи меня пря­мо и разум­но дей­ство­вать с каж­дым чле­ном семьи моей, нико­го не сму­щая и не огорчая.
Госпо­ди, дай мне силу пере­не­сти утом­ле­ние насту­па­ю­ще­го дня и все собы­тия в тече­ние дня.
Руко­во­ди моею волею и научи меня молить­ся, верить, наде­ять­ся, тер­петь, про­щать и любить.
Аминь.

Молитва оптинских старцев2

Гос­по­ди, дай мне с душев­ным спо­кой­стви­ем встре­тить всё, что при­не­сёт мне насту­па­ю­щий день.
Госпо­ди, дай мне вполне пре­дать­ся Тво­ей свя­той воле.
Госпо­ди, на вся­кий час это­го дня во всём наставь и под­дер­жи меня.
Госпо­ди, какие бы я ни полу­чал изве­стия в тече­ние это­го дня, научи при­нять их со спо­кой­ною душою и с твёр­дым убеж­де­ни­ем, что на всё есть Твоя свя­тая воля.
Госпо­ди, открой мне волю Твою свя­тую для меня и окру­жа­ю­щих меня.
Госпо­ди, во всех моих сло­вах и помыш­ле­ни­ях Сам руко­во­ди мои­ми мыс­ля­ми и чувствами.
Госпо­ди, во всех непред­ви­ден­ных слу­ча­ях не дай мне забыть, что всё нис­по­сла­но Тобою.
Госпо­ди, научи пра­виль­но, про­сто, разум­но обра­щать­ся со все­ми домаш­ни­ми и окру­жа­ю­щи­ми меня, стар­ши­ми, рав­ны­ми и млад­ши­ми, что­бы мне нико­го не огор­чить, но всем содей­ство­вать ко благу.
Госпо­ди, дай мне силу пере­не­сти утом­ле­ния насту­па­ю­ще­го дня и все собы­тия в тече­ние дня.
Госпо­ди, руко­во­ди Сам Ты моею волею и научи меня молить­ся, наде­ять­ся, верить, любить, тер­петь и прощать.
Госпо­ди, не дай меня на про­из­вол вра­гам моим, но ради име­ни Тво­е­го свя­то­го Сам води и управ­ляй мною.
Госпо­ди, про­све­ти мой ум и серд­це моё для разу­ме­ния Тво­их веч­ных и неиз­мен­ных зако­нов, управ­ля­ю­щих миром, что­бы я, греш­ный раб Твой, мог пра­виль­но слу­жить Тебе и ближ­ним моим.
Госпо­ди, бла­го­да­рю Тебя за всё, что со мною будет, ибо твёр­до верую, что любя­щим Тебя всё содей­ству­ет ко благу.
Госпо­ди, бла­го­сло­ви все мои выхож­де­ния и вхож­де­ния, дея­ния дел, сло­ва и помыш­ле­ния, удо­стой меня все­гда радост­но про­слав­лять, вос­пе­вать и бла­го­слов­лять Тебя, ибо Ты бла­го­сло­вен еси во веки веков.
Аминь.

  • Оптин­ские стар­цы В.Н. Лос­ский
  • Таб­ли­ца: Оптин­ские старцы

1 Пра­во­слав­ный молит­во­слов с при­ло­же­ни­ем молитв Пре­свя­той Бого­ро­ди­це и свя­тым угод­ни­кам Божи­им. — М.: Изд-во Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, 2018. — 816 с.

2 Автор­ство зна­ме­ни­той «Молит­вы оптин­ских стар­цев» при­над­ле­жит пре­по­доб­но­му Амвро­сию Оптин­ско­му, о чем есть соот­вет­ству­ю­щее повест­во­ва­ние в его житии. Одна­ко неко­то­рые части вно­си­ли в молит­ву и жив­шие после него Оптин­ские старцы.
Источ­ник: Оптин­ский пате­рик. При­ло­же­ния. Молитвы.

Молитвы преподобным Оптинским старцам.

Содержание статьи

  • Собор Оптинских старцев — дата памяти
  • Собор Оптинских старцев
  • Тропарь преподобных Оптинских старцев
  • Кондак преподобных Оптинских старцев
  • Величание преподобных Оптинских старцев
  • Собор Оптинских старцев — Молитва Оптинским старцам

Собор Оптинских старцев — дата памяти

24 октября Церковь празднует Собор Оптинских старцев. В этот день православные христиане вспоминают тех, кто взял на себя подвиг непрестанной молитвы и жизни в Оптиной пустыни.

Икона - Собор Оптинских старцев

Собор Оптинских старцев

  1. Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — первый Оптинский старец, который восхищал людей своим смирением и непрестанной молитвой за весь род человеческий. Его доброта и доверие Богу стали примером для всех нас.
  2. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) —  Современник преподобного Льва, после его кончины взял на себя подвиг старческого окормления. Изданные, благодаря его усилиям, святоотеческие труды были широко известны среди современников и до сих пор читаются православными христианами.
  3. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) — при старце Моисее были построены многие здания Оптиной пустыни, в том числе для нужд благотворительности. Он помогал странникам и беднякам, при нем начался расцвет обители.
  4. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — Несмотря на телесную немощь Схиигумен Антоний обладал удивительной силой души и даром учить людей. Для многих он стал великим учителем веры христианской. Его талант наставлять, данный Богом, не мешал ему оставаться смиренным и кротким человеком.
  5. Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873)- ученик старца Макария, который смог вернуть в Русскую Православную Церковь сомневающихся и тех, кто уходил от веры.
  6. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — старец Амвросий прославлен многими православными чудесами по молитве к нему, явленными после его кончины.
  7. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — старец Исаакий бережно хранил духовные заветы своих предшественников. Благодаря ему мы знаем о первых Оптинских старцах.
  8. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник, который также окормлял насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Умел найти слова утешения в любом горе и был учителем и наставником для многих, приходивших к нему.
  9. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик преподобного Амвросия, который еще в земной жизни не раз был удостоен явления Богородицы. Современники отмечали, что видела, как старца Иосифа озарял божественный свет.
  10. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — в русско-японской войне Схиархимандрит Варсонофий не оставил свой пастырский долг, являя бесстрашие и любовь к людям.
  11. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922) — его пастырское служение выпало на годы революции, воинствующих настроение в обществе, революционные годы. Никогда он не отрекался от своей веры и находил слова утешения для страждущих.
  12. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который провел трудные годы в изгнании за веру во Христа. Совершал православные чудеса, которые были явлены им еще при жизни.
  13. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — за веру во Христа принял мученическую смерть в изгнании в годы богоборчества.
  14. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. С честью, верой и мужеством он перенес все испытания. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 года и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Читайте также — Оптина пустынь: история святого места

Собор Оптинских старцев — время для молитвы великим подвижникам, которые стали для нас примером несокрушимой веры и были прославлены чудесами, явленными через них еще в дни земного пути.

Тропарь преподобных Оптинских старцев

глас 6

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, молитеся ко Господу, да утвердит земное Отечество ваше в православии и благочестии и спасет души наша.

Кондак преподобных Оптинских старцев

глас 4

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещеннии отцы, тайная сердца человеческаго ведуще, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждущим и немощным спострадаша и исцеление дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающе, молятся непрестанно о душах наших.

Величание преподобных Оптинских старцев

Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Старцы Оптинстии, и чтим святую память вашу, наставницы монахов, и собеседницы ангелов.

Собор Оптинских старцев — Молитва Оптинским старцам

Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим

О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии;

сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путём тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь

Вы прочитали о Соборе Оптинских старцев. Читайте также:

  • Паломничество в Оптину Пустынь или навигатор, монахиня Мария и тетя Валя с ВДНХ…
  • Оптина пустынь: годовщина победы

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

April 30 2014, 12:47

Categories:

  • Путешествия
  • Архитектура
  • Искусство
  • Cancel

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Оптинских старцев — церковное празднование памяти преподобных старцев Оптинских.
Празднуется 11 (24) октября
В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского.
26-27 июля 1996 года еще тринадцать оптинских старцев были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. Общее соборное празднование им было установлено 11 (24) октября.
10 июля 1998 года были обретены мощи преподобного Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.
В 2000 году преподобные оптинские старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

В Собор входят преподобные:

Лев, иеросхимонах (+ 1841, память 11 октября)
Макарий, иеросхимонах (+ 1860, память 7 сентября)
Моисей, схиархимандрит (+ 1862, память 16 июня)
Антоний, схиигумен (+ 1865, память 7 августа)
Иларион, иеромонах (+ 1873, память 18 сентября)
Амвросий, иеросхимонах (+ 1891, память 27 июня, 10 октября)
Анатолий Старший, иеросхимонах (+ 1894, память 25 января)
Исаакий Старший, схиархимандрит (+ 1894, память 22 августа)
Иосиф, иеросхимонах (+ 1911, память 9 мая)
Варсонофий, схиархимандрит (+ 1913, память 1 апреля)
Анатолий Младший, иеросхимонах (+ 1922, память 30 июля)
Нектарий, иеромонах (+ 1928, память 29 апреля)
Никон, иеромонах, исповедник (+ 1931, память 25 июня)
Преподобномученик Исаакий Младший, архимандрит (+ 1938, память 26 декабря)

Дни памяти святых старцев указаны по старому стилю.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Фотографии в альбоме «Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.»

Серия сообщений «Религии»:
Часть 1 — Храм во искупление грехов (Париж)
Часть 2 — Ангел.

Часть 42 — «Избавительница от бед страждущих (Ташлинская)»
Часть 43 — ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ И ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
Часть 44 — Собор Преподобных Старцев Оптинских. Иконописец Наталия Пискунова.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Преподобные Оптинские старцы

Иеросхимонах Лев (Наголкин)

Иеросхимонах Лев (Наголкин)

1768–1841

Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему.

Кончина (день памяти):
11/24 октября 1841 г.

Иеросхимонах Макарий (Иванов)

Иеросхимонах Макарий (Иванов)

1788–1860

Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях — это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет», — говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. 

Кончина (день памяти):
7/20 сентября 1860 г.

Схиархимандрит Моисей (Путилов)

Схиархимандрит Моисей (Путилов)

1782–1862

Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

Кончина (день памяти):
16/29 июня 1862 г.

Схиигумен Антоний (Путилов)

Схиигумен Антоний (Путилов)

1795–1865

Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

Кончина (день памяти):
7/20 августа 1865 г.

Иеросхимонах Иларион (Пономарев)

Иеросхимонах Иларион (Пономарев)

1805–1873

Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, — мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…» Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.

Кончина (день памяти):
18 сентября/1 окт. 1873 г.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков)

Иеросхимонах Амвросий (Гренков)

1812–1891

Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления — источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.

Кончина (день памяти):
10/23 октября 1891 г.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)

1824–1894

Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.

Кончина (день памяти):
25 января/7 февраля 1894 г.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов)

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов)

1810–1894

Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя — двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.

Кончина (день памяти):
22 августа/4 сент. 1894 г.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин)

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин)

1837–1911

Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.

Кончина (день памяти):
9/22 мая 1911 г.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)

1845–1913

Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.

Кончина (день памяти):
1/14 апреля 1913 г.

Иеросхимонах Анатолий (Потапов)

Иеросхимонах Анатолий (Потапов)

1855–1922

Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

Кончина (день памяти):
30 июля/12 августа 1922 г.

Иеросхимонах Нектарий (Тихонов)

Иеросхимонах Нектарий (Тихонов)

1853–1928

Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители.

Кончина (день памяти):
29 апреля/12 мая 1928 г.

Иеромонах Никон (Беляев)

Иеромонах Никон (Беляев)

1888–1931

Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

Кончина (день памяти):
25 июня/8 июля 1931 г.

Архимандрит Исаакий II (Бобраков)

Архимандрит Исаакий II (Бобраков)

1865–1938

Последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

  • Преподобные отцы Оптиной: краткие жизнеописания и наставления
    • Первый — «Смиренный Лев» (1768-1841 гг.)
    • Полезные материалы
    • Старец Макарий (1788-1860 гг.)
    • Схиархимандрит Моисей (1782–1862 гг.)
    • Схиигумен Антоний (1795 – 1865 гг.)
    • Иеросхимонах Иларион (1805–1873 гг.), миссионер и духовник
    • Батюшка Амвросий (1812-1891 гг.)
    • Старец Анатолий (1824-1894 гг.)
    • Схиархимандрит Исаакий (1810-1894 гг.)
    • Старец Иосиф (1837-1911 гг.)
    • Старец Варсонофий (1845-1913 гг.)
    • Старец Анатолий «младший» (1855-1922 гг.)
    • Последний старец Нектарий (1853-1928 гг.)
    • Преподобный Никон (1888-1931 гг.)
    • Архимандрит Исаакий (1865-1938 гг.)
  • День памяти
  • Иконы
  • В чем помогают преподобные отцы молящимся им
  • Монастырь Введенская Богородичная Оптина Пустынь: история, где находится
  • Поучения и советы
    • О христианской жизни
    • О терпении скорбей и болезней
  • Предсказания о России и последних временах 
  • Оптина и интеллигенция 
  • Есть ли сейчас старцы? 
    • Похожие статьи

Преподобные отцы Оптиной: краткие жизнеописания и наставления

В век торжества своеволия и индивидуализма, каким мы знаем XIX столетие, было в России место, где передавалось от учителя к ученику особое духовное делание – старчество, во всем противоположное духу времени. Место это – Оптина Пустынь. 

Читайте также: Молитва Оптинских старцев на каждый день

Первый — «Смиренный Лев» (1768-1841 гг.)

Оптинские старцы

Преподобный Лев (Наголкин)

Память 11/24 октября.
«Смиренным Львом» называли иеросхимонаха Льва, который считается первым из старцев. В 1797 г. Лев Наголкин, купеческий служащий, становится послушником, в 1801 г. принимает постриг с именем Леонид.
Начинается многотрудный путь подвижника, в течении которого Леонид сменил несколько монастырей.

Полезные материалы

Вернулся он в 1829 г., уже схимником Львом. С этого времени 61-летний о. Лев – братский духовник. Ему приходилось постоянно терпеть гонения: выселяли из кельи, запрещали носить схиму, писали доносы. И при этом к о. Льву потоком шли люди. Записаны несколько томов его чудес – от прозорливости до изгнания бесов.
Из поучений:

«Кто дела свои чувствует по Бозе, тому и здесь недурно, и там хорошо».

Полное житие прп. Льва (Наголкина).

Старец Макарий (1788-1860 гг.)

Оптинские старцы

Преподобный Макарий (Иванов)

Память 7/20 сентября

О. Макарий (Михаил Иванов), небогатый дворянин, шел к иночеству едва ли не с детства. В обитель он пришел уже монахом, принял постриг 22 лет. О.Макарий считал себя духовным сыном о.Льва, но сам о. Лев видел его скорее другом и сподвижником.

В 1841 г. о. Макарий сменил о. Льва на старчестве. Макария, любителя безмолвия, тяготила непрестанная необходимость говорить с приходящими людьми, отвечать на огромное количество писем. Но о.Макарий смиренно подчинялся воле Божией. Видимо, поэтому этот тихий монах, никогда не мечтавший о себе, сотворил немало чудес. Больше всего известны чудеса изгнания бесов, не выносящих смирения.
Из поучений:

«Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет».

Схиархимандрит Моисей (1782–1862 гг.)

Оптинские старцы

Преподобный Моисей (Путилов)

Память 16/29 июня

Старец Моисей (мирское имя Тимофей Путилов) постриг принял в Свенской мужской обители. В 1820 г. о. Моисея пригласили в скит при Оптиной пустыни, а вскоре неожиданно для него назначили настоятелем монастыря.

В период его игуменства возводятся храмы, гостиница, множество хозяйственных построек. Современники вспоминают, что не раз игумен начинал стройку буквально с 15 рублями. Но приходило время расчета с рабочими, покупки материалов – и обязательно появлялся благотворитель, «случайно» желающий пожертвовать именно нужную сумму. При этом обитель кормила нищих, принимала паломников, и рука дающего не оскудевала.

Из поучений:

«Если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, спасешься».

Схиигумен Антоний (1795 – 1865 гг.)

Оптинские старцы

Преподобный Антоний (Путилов)

Память 7/20 августа
Старец Антоний, в миру Александр Путилов – брат о. Моисея. . С детства мечтавший о монашесстве, он тайком от родителей ушел к брату в скит. Когда же о. Моисей стал настоятелем монастыря, Антоний возглавил скитское общежитие. Совсем молодой по сравнению с пожилой и опытной братией, настоятель стяжал всеобщую любовь. Видя старческую немощь насельников, часто выполнял все послушания один.

С 1836 г. о. Антоний тяжело болел. Почти никто не догадывался, что его ноги до колен были покрыты кровоточащими язвами. Несмотря на болезнь, о. Антоний много помогал брату по делам строительства, а какое-то время сам настоятельствовал в монастыре свт. Николая г. Малоярославца.
Из поучений:

«Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных».

Иеросхимонах Иларион (1805–1873 гг.), миссионер и духовник

Преподобный Иларион (Пономарев)

Память 18 сентября/1 октября
Старец Иларион в миру – Родион Пономарев. Уже с детства мать говорила, что Родион будет иноком. Тяготение к духовному проявляло себя еще с юности: Родион увлекся миссионерством среди старообрядцев, даже создал братство. Но это не удовлетворяло его. 34 лет Родион становится послушником, келейником о.Макария, под руководством которого идет его духовный рост. О. Иларион отличался мудростью, прозорливостью, но самое главное – глубоким смирением.
Из поучений:

«Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце»

Батюшка Амвросий (1812-1891 гг.)

Оптинские старцы

Преподобный Амвросий (Гренков)

Память: 10/23 октября, 27 июня/10 июля
Отец Амвросий, в миру Александр Гренков, сын причетника, окончил семинарию. Живой и веселый, юноша имел много друзей. Лишь опасная болезнь в 1835 г. обратила Александра к монашеской жизни, но постриг он принял только в 1842 г. В 1845 стал иеромонахом.

Вскоре о. Амвросию был дан крест тяжелой болезни. Пришлось выйти за штат, а  основным делом батюшки стало послушание духовника.

К о. Амвросию стекались сотни людей. Иногда достаточно было нескольких слов, чтобы отступило уныние, появились силы. Известны многие чудеса прозорливости и исцелений. О. Амвросием основана женская обитель в Шамордино.

Из поучений:

«Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит».

Подробное житие прп. Амвросия Оптинского

Старец Анатолий (1824-1894 гг.)

Оптинские старцы

Преподобный Анатолий (Зерцалов)

Память: 27 июня/10 июля
Иеросхимонах Анатолий (Алексей Зерцалов), сын священника, окончил семинарию, но делал светскую карьеру чиновника. Переворот юноша пережил во время болезни. Дав обет стать иноком, если получит исцеление, он скоро выздоровел. В 1853 г. пришел в Оптину, 9 лет был послушником. В 1862 г. Алексий принял постриг с именем Анатолия. Его духовным отцом стал. прп. Амвросий.

В 1873 г. о. Анатолий стал настоятелем Иоанно-Предтеченского скита и братским духовником. Старец Амвросий говорил о своем духовном сыне, как о великом молитвеннике.

Из поучений:

«Мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать».

Схиархимандрит Исаакий (1810-1894 гг.)

Оптинские старцы

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов)

Память 22 августа/4 сентября

О.Исаакий, в миру Иван Антимонов – сын купца, впервые приехал в Оптину юношей. Старец Лев тогда предсказал ему монашеский путь. Но до 37 лет Иван, послушный отцу, вел торговые дела. В 1847 г. желание иночества оказалось сильнее. Постриг Иван принял в 44 года с именем Исаакия. По смирению инок долго уклонялся от священства, и стал иеромонахом по настоянию духовника.

О. Исаакий настоятельствовал после о. Моисея. При Исаакии завершены все строительные работы, начатые предшественником, появился собственный свечной завод. Сам о.Исаакий ни одного дела не предпринимал без благословения о.Амвросия. После его смерти о. Исаакий вскоре отказался от настоятельства и принял схиму.

Из поучений:

«Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных»

Старец Иосиф (1837-1911 гг.)

Оптинские старцы

Преподобный Иосиф (Литовкин)

Память – 9/22 мая

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин), в миру Иоанн – из крестьян, был сиротой, рано начал работать. Было тяжело, но юноша оставался добрым, милостивым, честным. Один благочестивый купец предлагал Ивану жениться на его дочери. Но юноша выбрал монашество.

В 1861 г. Иван стал послушником и келейником о. Амвросия, принял постриг с именем Иосиф. Со о. Амвросием он прожил 30 лет. Духовные дарования о. Иосифа были велики, хотя он скрывал их. Известно о неоднократных явлениях ему Богородицы. После смерти о. Амвросия иеромонах Иосиф 20 лет служил братским духовником.

Из поучений:

«Если видишь погрешность ближнего которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь… Не исправишь погрешности погрешностью — она исправляется кротостью».

Старец Варсонофий (1845-1913 гг.)

Оптинские старцы

Преподобный Варсонофий (Плиханков)

Память – 1/14 апреля

О. Варсонофий (Плиханков), в миру – Павел, пришел к монашеству уже зрелым человеком. Рожденный в богатой семье, он сделал блестящую военную карьеру, дослужившись до подполковника. Духовный переворот начался со встречи со старцем Амвросием, который прямо предсказал Павлу монашество. Спустя 2 года Павел во время болезни имел видение небесного света. В одну ночь прежняя жизнь стала невозможной.

В 1892 г. он приехал в Оптину, стал келейником старца Нектария, в 1900 г. принял постриг с именем Варсонофия. В 1907-1912 гг. о.Варсонофий был скитоначальником, затем назначен настоятелем Спасо-Голутвинской обители. И сюда ехали к нему многочисленные паломники. Известны и чудеса исцелений, совершенные им.

Из поучений:

«Нельзя научиться исполнять заповеди Божий без труда, и труд этот трехчастичный — молитва, пост и трезвение».

Старец Анатолий «младший» (1855-1922 гг.)

Оптинские старцы

Преподобный Анатолий (Потапов)

Память 30 июля/12 августа

В миру о. Анатолий носил имя Александра, родился в семье купца, занимался торговлей. Мечтал стать иноком, но против этого была мать. Лишь в 1885 г. Александр стал послушником. Нес послушание келейника у старцев Амвросия и Иосифа. В 1895 г. Александр стал монахом Анатолием.

Духовное его возрастание оказалось очень быстрым. Еще не имея священного сана, он проявляет дар прозорливости, часто называет пришедшим людям их грехи. Когда в 1906 г. о. Анатолий становится иеромонахом, число посетителей к нему многократно возрастает.

После 1917 г. начались попытки закрыть обитель. Особое внимание власти привлек о. Анатолий.

Из поучений:

«Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!».

Последний старец Нектарий (1853-1928 гг.)

Оптинские старцы

Преподобный Нектарий (Тихонов)

Память 29 апреля/12 мая

Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) – последний братский духовник. Мирское имя его – Николай Тихонов. Происходил он из бедной семьи, рано остался сиротой, работал. Один купец, любивший Николая за трудолюбие и честность, решил выдать за него дочь. За благословением на брак юноша отправился в Оптину. Но после встречи с прп. Амвросием он остался в обители 1887 г. принял постриг с имением Нектария.

Нектарий быстро рос духовно, но свои дарования скрывал юродством. В 1912 г. братия выбрала его духовником.

В 1923 г. власти закрыли монастырь. О. Нектария арестовали, затем освободили, но потребовали уехать. Его пристанищем стало с. Холмищи Брянской области. Сюда приезжали духовные чада. Есть свидетельства, что к батюшке обращался патриарх Тихон.

Из поучений:

«Спрашиваете, каким путем идти к Богу. Идите путем смирения!»

Преподобный Никон (1888-1931 гг.)

Оптинские старцы

Преподобный Никон

Память 25 июня/8 июля

Иеромонах Никон (Беляев), в миру Николай Беляев, ушел в монастырь в 1907 г. Благочестивая семья не препятствовала ему, хотя юноша учился в университете и его ждала неплохая будущность. В 1915 г. Николай пострижен с именем Никон, спустя 2 года стал иеромонахом.

Служение о. Никона пришлось на послереволюционное время. Несколько раз (1919, 1920 гг.) он арестовывался. В 1923 г., после закрытия обители, настоятель, о. Исаакий, благословил о. Никона принимать народ. Делать это пришлось в Козельске. Здесь о. Никона арестовали в 1927 г., сослан на Север. В ссылке он скончался от туберкулеза.

Из поучений:

«Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на пороки его. Нельзя холодностью отстранять от себя людей».

Архимандрит Исаакий (1865-1938 гг.)

Оптинские старцы

Архимандрит Исаакий II (Бобраков)

Память 26 декабря/8 января

Исаакий (Бобраков), в миру Иван, сын родителей-крестьян, пришел в монастырь 19-ти лет. Находившийся здесь юродивый сказал:

«Поклонитесь в ножки ему, это будет последний оптинский архимандрит!»

Пророчество встревожило Ивана – он вовсе не стремился быть кем-то значительным, хотел жить трудом и молитвой. Даже на постриг Иван не решался 14 лет, до 1898 г. В 1913 г. братия избрала его настоятелем.

В 1923 г. монастырь закрыли, оставшаяся братия собралась в Козельске, в храме св. Георгия. Здесь всех монахов арестовали в 1929 г., многие получили ссылку. О. Исаакий арестовывался несколько раз, 1937 стал годом последнего ареста. Архимандрита расстреляли в праздник Собора Пресвятой Богородицы 1938 г.

День памяти

День памяти собора преподобных оптинских старцев празднуется 24 октября.

Иконы

Оптинские старцы

Собор преподобных Оптинских старцев

В 2000 г., после канонизации, появляются иконы, на которых изображены все 14 оптинских преподобных. 

В верхней части иконы – монастырь, над которым – образ Пресвятой Богородицы. По центру иконы обычно представлены прпп. Лев и Амвросий. В руке прп. Льва – свиток: «Братие, попечемся о спасении душ наших…». Прп. Амвросий также держит свиток со словами «Любовь превыше всего…». Открытая книга иногда пишется в руке у старца Макария, в ней его знаменитые слова: «Есть смирение – все есть…». 

Существует также вариант иконы, где старцы Амвросий и Макарий держат два свитка с одним пророчеством: на свитке о. Амвросия – слова «Россия еще возродится», на свитке о. Макария – «… И в Оптиной будут семь светильников». Старцы стоят по сторонам от прп. Льва, держащего икону Богородицы. 

Узнаваем среди преподобных старец Моисей: он держит храм, напоминание о значении трудов по храмозданию. Другие старцы представлены держащими свитки своих писаний, а преподобные исповедники и мученики – с крестами. 

Различны и варианты одеяний преподобных: как правило, это схима, но есть и иконы, изображающие их в обычных монашеских одеждах. 

В чем помогают преподобные отцы молящимся им

Оптинские старцы при жизни духовно окормляли людей на пути ко спасению, продолжают делать это и поныне. Им молятся:

  • об укреплении веры;
  • о даровании покаяния;
  • о выборе жизненного пути;
  • о душевном и телесном здравии.

О чтении акафиста Оптинским старцам.

Монастырь Введенская Богородичная Оптина Пустынь: история, где находится

Время основания Оптиной Пустыни точно не известно, современные ученые говорят о XIII, XIV, или даже XVI веке. Разнятся и версии названия. По одной из них, оно происходит от имени одного из первых насельников, бывшего разбойника Опты, совершавшего здесь подвиг покаяния.

Оптинские старцы

Оптина пустынь

Более распространенная и основательная версия – «оптиными» на Руси называли монастыри смешанного состава, где проживали как иноки, так и инокини. Такие обители часто стихийно возникали там, где поселялись подвижники. «Оптин» монастырь мог появиться также вследствие разорения, когда насельники обители переселялись в другую. При этом могла образоваться смешанная община. Подобное часто случалось на Руси, например, времен монгольского ига.

Сведения об истории обители XVI-XVII вв. минимальны, с XVIII в. она и вовсе запустела. Расцвет и известность наступают с XIX в. с возникновением здесь старческого служения. 

Сейчас Оптина Пустынь – ставропигиальный мужской монастырь в 4 км от г. Козельска. 

Сердце обители – собор Введения во храм Пресвятой Богородицы, восстановленный после разрушения советских лет. Всего сейчас 8 храмов, 4 из которых всегда открыты для паломников. Кроме Введенского — Казанский, Владимирский и Преображенский.

Другие церкви расположены на территории скита, паломнических гостиниц, на монастырском кладбище. Часть из них закрыты для посещения мирянами, в других службы проводятся не каждый день. Особым почитанием пользуется часовня на могилах иеромонаха Василия и иноков Ферапонта и Трофима, убитых на Пасху 1993 г.  

В пасхальную ночь были убиты трое насельников Оптиной пустыни: иеромонаха Василия (Рослякова) и иноков Ферапонта (Пушкарёва) и Трофима (Татарникова).

Существует и скит Св. Иоанна Предтечи, где с XIX в. положено начало старчеству. Сейчас он закрыт для паломников, но миряне могут посетить келью прп. Амвросия. Четырежды за год совершается также литургия, так называемая «открытая», с участием паломников. Происходит это в дни памяти св. Иоанна Предтечи и в Светлый Понедельник. Количество братии в скиту – около 10 человек. 

Адрес обители: Калужская область, деревня Оптина Пустынь, рядом с г. Козельском.

Поучения и советы

Мысли старцев о духовной жизни содержатся в их письмах, которые бережно собирались почитателями, а затем издавались. Каждое из таких собраний составляет несколько томов. 

О христианской жизни

 «Не только мы, грешные, но и сами угодники не в силах помощи тем, которые сами не стараются о исправлении своем. Потщись в озлоблении полагаться на Божию помощь и спасешься, и Господь тебе поможет во всем» (прп. Лев). 

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с Божией помощью человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собой и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление» (прп. Амвросий). 

«Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестаёт посещать храм Божий.» (прп. Варсонофий) 

О терпении скорбей и болезней

«Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хочет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями» (прп. Макарий) 

«Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных» (прп. Антоний). 

Предсказания о России и последних временах 

Рубеж XIX-XX вв. был временем предчувствия грядущих потрясений. Высказывались об этом и старцы. 

«Будет шторм. Русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. И что после шторма бывает? После шторма бывает штиль. Но уж корабля того нет, разбит, погибло все!… Не так, явлено будет великое чудо Божие, да… И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо» (прп. Анатолий II (младший), февраль 1917 г.) 

«И все-таки это еще не конец! Россия будет спасена. Много страдания, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией» (архим. Искаакий, последний настоятель монастыря, расстрелян в 1938 г.) 

«Если в России сохранится хоть немного верных православных, Бог ее помилует» (прп. Нектарий Оптинский) 

Оптина и интеллигенция 

В XIX – начале XX в. в монастырь часто ехали представители образованного сословия. Здесь бывали братья Киреевские, философ Константин Леонтьев (впоследствии монах Климент),  Н.В.Гоголь,  Л.Н.Толстой,  Ф.М.Достоевский, П.И.Чайковский, браться Аксаковы, А.С. Хомяков, историк С.М.Соловьев, великий князь Константин Романов (известен как поэт под псевдонимом «К.Р.») и многие другие.

Монастырь тогда играл для интеллигенции миссионерскую роль. С XVIII в. оторванные от родных корней, получившие европейское образование представители интеллектуальной элиты пребывали в духовном вакууме. Духовные поиски привели к распространению оккультных практик, увлечению масонством. Пример живой святости, явленный оптинскими старцами, часто переворачивал весь мир российского интеллектуала.

Так случилось с Н.В.Гоголем, К.Н.Леонтьевым, Ф.М.Достоевским. Но немало было и тех, для кого встреча со старцем ничего не меняла. О Л.Н.Толстом, приезжавшем к прп. Амвросию, старец с сокрушением говорил: «Какой гордый человек!» 

Есть ли сейчас старцы? 

Старческое служение не могло возродиться быстро после многих лет атеизма. Поэтому слово «старец» употребляется сейчас с большой осторожностью. Тем не менее, сейчас в Церкви известны духовники, чьи дарования сопоставимы с дарованиями подвижников прошлого. К их числу, по мнению многих, принадлежит духовник братии Оптиной Пустыни о. Илий (Ноздрин). О.Илий также – духовник патриарха Кирилла. 

 Кто же они, оптинские старцы? Подвижники далекого прошлого? Тогда почему так действенно обращение к ним, как к живым? Возможно, потому, что для святых нет границ ни времени, ни пространства. Их старческое служение не закончено и продолжается. А возможно – по-прежнему передается. От учителя к ученику. 

 Автор: Наталья Сазонова

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Одна из самых увлекательных книг об Оптиной Пустыни – «Дневник послушника Николая». Будущий старец прп. Никон писал его изо дня в день в конце 1900-х гг., когда он, молодой москвич Николай Беляев, вместе с братом жил на послушании в Предтеченском скиту Оптиной Пустыни у прп. Варсонофия. Старец нередко рассказывал ученику им о своем учителе – великом старце Амвросии. Вот одна из историй, которая позволяет нам чуть-чуть прикоснуться к сокровенному, к передаче из уст в уста духовного опыта. Вспоминаем ее накануне дня празднования Собора святых старцев Оптинских.

Старцы Оптинские (фрагмент, прп. Варсонофий – крайний слева). Иеромонах Иларион и инок Алипий. Фреска алтаря Владимирской церкви. Оптина пустынь. 2003 г.

29 октября 1908 года:

– У батюшки о. Амвросия спросили, – говорил недавно Батюшка (прп. Варсонофий – ред.), – что такое монашество? – «Блаженство», – отвечал он. И действительно, это такое блаженство, более которого невозможно представить.

Но монашество не так легко, как некоторые думают, но и не так трудно и безотрадно, как говорят другие…Еще в миру я написал стихотворение, посвященное батюшке о. Амвросию «Блажен, кто путь свершая…», и, отпечатав в Казани, прислал ему. Затем, когда я приехал к нему в Оптину пустынь и напомнил о стихотворении, он сказал мне:
– А стихотворение привез?
И указал пальцем на грудь. Я ощупал карман в мундире и говорю:
– Нет.
– Как же это так: «нет»!?.
– Да так, Батюшка, нет.
– Гм, нет! Как же это так?

Я тогда ничего не понял. А когда мне сказали, что о. Амвросий ничего не говорит понапрасну, даже в шутку, я спросил об этом о. Иллариона и о. Иону, каждого порознь, и они дали мне одинаковые ответы, именно: – При вас – значит, у вас в сердце, то есть исполняете ли вы то, что написано в стихотворении, соответствует ли ваше внутреннее устроение описываемому? Тогда я понял, в чем дело. Понял, что стихотворения действительно при мне нет, а при батюшке о. Амвросии оно, конечно, было.

Стихотворение прп. Варсонофия о прп. Амвросии:

Блажен, кто, путь свершая тесный,
Кумирам тленным не служил,
В чьем чистом сердце Царь Небесный
Себе обитель сотворил.
Блажен, кто страсти победил
И чужд был суетных стремлений,
Кто средь житейских треволнений
Свой крест безропотно носил,
И был утешитель скорбящим,
И перед миром, в зле лежащим,
Как раб колен не преклонил!
Кто чужд был злобы и гордыни,
Смиренномудрие стяжал,
И Вечной Жизни, и святыни,
И высших подвигов искал,
Как светоносной благостыни;
Кто всей душой своей сознал
Тщету и ложь плотской отрады,
И, невзирая на преграды
И обольщенья темных сил,
Как странник и пришелец жил
Средь слепотствующего мира,
Чуждался жизненного пира
И тучных брашен не вкусил.

Блажен, кто с юности презрел
Сей мир и суетный, и ложный,
С его гордынею тревожной
И всей пустыней его дел;
Кто к Богу ревностью горел
И жаждал вечного спасенья,
Не ведал злобы и сомненья
И под покровом вышних сил,
И, полный светлых упований,
Без малодушных колебаний
В обитель иноком вступил…
Блажен, кто веру сохранил
В свое высокое призванье!
Кому за подвиг в воздаянье
Всевышний быть определил
Начатком будущих созданий,
И как наследнику небес,
Послал дар веденья высокий
Своей премудрости глубокой,
Своих таинственных чудес!
Блажен, кто среди бед и зол
Соблюл евангельский глагол,
И плоть распял с ее страстями,
И свергнул беззаконий гнет,
И к свету вечному идет
Непреткновенными ногами.
И, чуждый дольней суеты,
Стремится в вечную обитель —
Обитель вечной красоты,
Где в славе царствует Спаситель
С Отцом и Духом, и пред Ними
Поют немолчно Херувимы,
И с ними лики Горних Сил
Невечереющих светил!

Прп. Амвросий Оптинский

Послушники Николай и Иван (Беляевы).

Вид Предтеченского скита

Фото Optina.ru

Подготовил Арсений ЗАГУЛЯЕВ

#inelisaveta #mon_sofia  #история #общество  #амвросийоптинский   #православие #россия  #оптинапустынь  #собороптинскихстарцев  #стихи  #литература  #историяроссии 

Старчество в России на протяжении столетия выполняло роль духовного светоча, укрепляя веру в Бога, давая надежду на лучшее истерзанным страданиями людям. После возрождения Оптиной пустыни в конце XX столетия потребовался святой образ. На иконе «Собор преподобных старцев Оптинских» изображены все 14 выдающихся проповедников, исповедников и целителей обители.

Содержание

  • 1 История иконы Оптинских старцев
  • 2 Описание и сюжет
  • 3 О чем молиться перед иконой Оптинских старцев
  • 4 Текст молитвы
  • 5 Житие и наставление преподобных старцев Оптинских

История иконы Оптинских старцев

Икона «Собор преподобных старцев Оптинских» была написана козельскими иконописцами после общецерковного признания и прославления в 2000 году. 25 декабря 2009 года Священный синод РПЦ утвердил общецерковную службу Собору преподобных Оптинских старцев.



Описание и сюжет

На иконе изображены 14 великих Оптинских старцев. В центре изображен лик Христа и Оптина пустынь. Фигуры преподобных расположены симметрично с обеих сторон иконы. Сохранено портретное сходство святых при соблюдении канонов иконописи. В нижнем ряду изображены старцы Амвросий, Моисей, Лев и Макарий, у каждого в руках свитки с наставлениями к верующим.

О чем молиться перед иконой Оптинских старцев

Великие утешители, прозорливцы и целители не оставили без помощи и поддержки православных и после кончины.

Икона святых Оптинских старцев помогает:

  • обрести душевное равновесие;
  • исцелиться от болезней;
  • укрепить веру в Бога.

На поклонение к святым мощам верующие едут в Оптину пустынь.

икона оптинских старцев

Текст молитвы

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Житие и наставление преподобных старцев Оптинских

Общее церковное празднование памяти преподобных старцев Оптинских – 24 октября. Оптина пустынь прославилась своими великими старцами. Старчество – это вид монашеской деятельности, направленный на духовный мир верующих для укрепления веры. Оптинские преподобные передавали эстафету старчества на протяжении более 100 лет. Основателем Оптинского старчества в 1823 году был иеромонах Лев (Наголкин). Он стал первым духовным наставником будущих старцев Макария и Амвросия.

Макарий (в миру Михаил) был дворянского рода. В Оптинскую обитель переехал в 1834 году, в возрасте 46 лет, после длительной переписки со старцем Львом. Макарий был его другом и сотаинником до самой смерти в 1841 году. Они вместе вели духовное руководство монастырской братии, принимали паломников со всей России. После смерти преподобного Льва старец Макарий продолжил подвиг духовного наставничества до 1860 года.

икона оптинских старцев

Тимофей и Александр Путиловы были купеческого рода. В 1811 году, в возрасте 29 лет, Тимофей поступил послушником в Свенский монастырь, где был пострижен с именем Моисей. В 1816 году к нему присоединился младший брат Александр, принявший постриг через 4 года под именем Антоний. В 1820 году преподобный Моисей и преподобный Антоний получили приглашение создать при Оптиной пустыни скит. В 43 года Моисей стал настоятелем Оптиной обители. На протяжении 37 лет он явил пример подвижничества, смирения и успешного управления обителью в сочетании с благотворительностью.

Схиигумен Антоний был смиренный подвижник и молитвенник. До 1839 года исполнял обязанности начальника скита.

Вместе с братом приложил много усилий для развития старчества. Преподобный старец обладал даром красноречия, которые, вкупе с его любовью к ближнему, оказывали благодатное воздействие на людей.

Родион Пономарев пришел к монашеству в 34 года. Приняв постриг от преподобного старца Макария под именем Иларион, он на протяжении 20 лет был его келейником. На смертном одре Макарий завещал своему преданному ученику стать духовником обители и скитоначальником. До конца дней (1873 года) старец Иларион поддерживал в обители порядки, установленные Макарием. Обладая даром прозорливости и чудотворства, исцелял душевнобольных.

Преподобный Амвросий (в миру Александр Гренкин) – самый известный и прославленный из всех Оптинских старцев, родился в Тамбовской губернии в 1812 году. Обет принять монашество он дал во время тяжелой болезни, когда ему было 23 года. Но прошло 4 года, прежде чем Александр окончательно осознал свой выбор и ушел в Оптину. Старец Амвросий обладал даром коммуникации, умел найти подход к каждому человеку. Его речь, емкая по содержанию и ясная по выражению, с добрым юмором, была понятна и безграмотной крестьянке, и интеллигенту.

Прозорливость, здравый смысл, огромное терпение и любовь к людям привлекали к нему тысячи людей. По молитвам старца свершилось много исцелений. Амвросий первый из Оптинских старцев стал принимать женщин. Благодаря его усилиям рядом с Оптиной был основан женский монастырь, куда принимали неимущих и больных женщин. Скончался преподобный 10 октября 1891 года.

икона оптинских старцев

Иван Иванович Антимонов родился в 1810 году в Курске, в зажиточной купеческой семье. На монашеский путь встал в 44 года, посчитав указанием Божьим неудачные попытки создать семью. Постриг принял в 1854 году под именем Исаакия. Более 30 лет преподобный Исаакий руководил обителью. Под его попечительством монастырь стал самым процветающим в России. Скончался в возрасте 84 лет.

Преподобный Анатолий Оптинский (старший) был родом из села Бобыли Калужской губернии. Воспитанный в благочестии, он часто думал о монашестве. В 29 лет заболел туберкулезом в тяжелой форме. Алексей (как звали преподобного в миру) дал обет в случае выздоровления принять постриг. Отец Анатолий приехал в Оптину в 1853 году и был учеником старцев Макария и Амвросия. Иеросхимонах Анатолий – скитоначальник и старец на протяжении 20 лет был духовным пастырем не только иноков Оптинской обители, но и монахинь Шамординского женского монастыря.

Иван Литовкин рано остался без родителей. Жизненный путь будущего старца Иосифа был тернистым, полным скорби и печали. Когда ему было 24 года, решил оставить мир и отправился в Оптину. Весной 1861 года началась монашеская жизнь молодого послушника. Духовный преемник старца Амвросия являл образец смирения, кротости, непрестанного молитвенного обращения к Господу и Богородице. Сохранилось много свидетельств о его прозорливости и даре исцеления по молитве. В короткой беседе он умел дать наставление и ободрение. Скончался 9 мая 1911 года в возрасте 70 лет.

Схиархиманднрит Варсонофий пришел в Оптину, когда ему исполнилось 46 лет. Друзья и приятели недоумевали, что толкнуло полковника Павла Плиханкова оставить военную службу, светское общество и уйти в монастырь. Желание уйти в монашество зрело в нем постепенно. Встреча со старцем Амвросием стала «последней каплей», решившей его судьбу. В русско-японскую войну он исполнял пастырский долг на поле битвы, утешая и ободряя воинов. Господь наградил его даром прозорливости, который он являл во время таинства исповеди. Скончался старец 14 апреля 1913 года.

икона оптинских старцев

Александр Потапов был из богатой купеческой семьи. Мальчик с детских лет желал стать монахом, но исполнил предназначение лишь в 30 лет. В 1906 году, после получения священнического сана отец Анатолий был назначен духовником женского монастыря в Шамордино и исправлял эту обязанность до самой кончины. Имея слабое здоровье, батюшка никогда и никому не отказывал в участии и наставлении. Старец знал и видел прошлое и будущее человека. С 1918 года у обители наступили трудные времена: монахи голодали и мерзли. В 1922 году, за день до ареста, преподобный Анатолий скончался.

Преподобный Нектарий (Николай Тихонов) родился в 1853 году в Орловской губернии, в семь лет остался без отца, в одиннадцать – без матери. В 20 лет отправился в Оптину пустынь. В 1887 году был рукоположен в сан священника (иеромонаха), в 1912 году Оптинская братия избрала его старцем. Свои духовные дарования (прозорливость, чудотворения) Нектарий скрывал под внешним юродством. Его пророчества не всем и не сразу были понятны, многие считали его ненормальным. И только по прошествии времени становился понятен смысл его слов и действий. После закрытия обители был арестован, а потом сослан в село Холмищи Брянской области, где скончался весной 1928 года.

Исповедник Никон Оптинский был родом из московской купеческой семьи, в 19 лет стал послушником в Оптинской обители. Настоятель, старец Варсонофий видел в нем своего преемника. На его долю выпало закрытие Оптины, ссылка, неизлечимая болезнь легких. Все невзгоды Никон переносил со смирением, продолжая исполнять старческое служение вне Оптиной пустыни. Умер в 1931 году, в Архангельской области.

Преподобный Исаакий II (Бобраков) был последним настоятелем Оптиной обители. Блаженный Василий привел скромного 19-летнего юношу в Оптину и на прощание предрек: «Тебя казнят». Управление обителью пришлось на 1914-1923 годы: война, революция, гражданская война. В 1923 году монастырь закрыли, монахов изгнали. В 1930 году Иссакия II вместе с сотнями других монахов обвинили в контрреволюционной деятельности. 8 января 1938 был расстрелян. Похоронен в братской могиле на 162 км Симферопольского шоссе.

Поучения и наставления великих старцев были изданы православным издательством «Благовест». Они помогут тем, кто хочет понять истинную цель жизни человека, кто не может разобраться в философских мудросплетениях, не знает, как поступить в трудных ситуациях.

икона оптинских старцев

«Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей» (преп. Никон).

«Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1 Ин. 3, 15)… Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению» (преп. Амвросий).

«Чувство любви ко Господу приходит по мере исполнения заповедей Его» (преп. Никон).

«Есть грехи смертные и не смертные; смертный грех это такой грех, в котором, если ты не покаешься и в нем заста­нет смерть, то ты идешь в ад, но если ты в нем покаялся, то он тебе тотчас же прощается. Смертным он называется потому, что от него душа умирает и ожить может только от покаяния» (преп. Варсонофий).

«После преслушания Адамова воля наша устремляется более ко злу <греху>, самолюбие наше побеждает благую волю, и сладость страстей пленяет душу нашу» (преп. Мака­рий).

«Живи, как живешь, и где придется, только не унывай и не малодушествуй, ожидая, что речет о тебе Господь. В затруднительном положении, в которое ставят тебя странности других, умудряйся: делай, как можешь, а другие пусть поступают, как хотят» (преп. Амвросий).



Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Картинки поздравления с днем милиции ретро
  • Картинки поздравления с днем милиции полиции прикольные
  • Картинки поздравления с днем матери от детей в детском саду
  • Картинки поздравления с днем матери для презентации
  • Картинки поздравления с днем кадрового работника