Кеты народ праздники

Кеты - история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешности мужчин и женщин, жизни и быта, праздников и ритуалов.

Кеты — чудом сохранившаяся народность, проживающая вдоль берегов Енисея. Несмотря на исконно сибирские корни, кеты имеют генетическую связь с южноамериканскими индейцами. А православная вера не мешает им считать, что в период Творения они спустились на землю со звезд.

Название

Первое упоминание названия «кеты» относится лишь к 20-м годам прошлого столетия. До этого народность, проживавшую вдоль берегов Енисея, называли енисейскими остяками или енисейцами. Это название впервые встречается в российских письменных памятниках XVII-XVIII веков, в период активного освоения сибирских земель. Тогда остяками называли большую часть северных коренных жителей: хантов, югов, селькупов, эвенков. Самоназвание народности «кето» происходит от слова «кет», что значит человек. Вместе с тем до революции отдельные общины кетов называли себя по месту обитания. Например, «утэрец» — имя жителей верховий Енисея, а «пгыуырец» использовали для общего обозначения семей с низовий реки. Часть этнонимов имеет принадлежность к названиям рек или типу местности обитания: кол’лдец — проживающие на реке Подкаменная Тунгуска, где «кол» обозначало название реки, а «дец» имело общее значение «люди». Аналогично образовались названия групп кетов «кас’дец» и «щбац’дец»: «живущие на песке» и «живущие в яру», соответственно.

Где живут

Основная зона обитания кетов — северная часть Красноярского края. Большая часть народности проживает в удаленном от Красноярска более чем на 1 000 км Туруханском районе, вдоль притоков Енисея рек Курейка, Подкаменная Тунгуска, Турухан, Нижняя Тунгуска, Елогуй. Порядка 20% кетов живет в селах Суломай Эвенкийского района и Сым Енисейского.
С приходом в регион русскоязычного населения и повсеместным внедрением принципов социального устройства советской власти большая часть кетов ассимилировалась или покинула родные края. В основном представители народности живут в смешанных деревнях, однако сохранились поселения, где число кетов преобладает. Среди них:

  1. Мадуйка
  2. Келлог
  3. Суломай

Численность

Кеты — одна из самых малочисленных северных народностей, численность которой, по данным переписи 2010 года, составляет 1220 человек. Начиная с 1959 года наблюдается увеличение числа жителей, максимальный показатель показала перепись 2002 года: 1494 человека. Больше всего представителей народности — 215 человек, живет в селе Келлог, расположенном на левобережье реки Елогуй.
В связи с безработицей, тяжелыми социальными условиями, алкоголизмом, высоким уровнем травматизма повышается смертность, а рождаемость, наоборот, падает. Так, сравнивая показатели 1991 года и 2001 годов, исследователи отметили, что число пожилых людей сократилось на 1,2%, а число детей — на 11,2%.
Во многом сокращению способствует неразвитая социальная обстановка: большинство детей отправляют на обучение в интернаты, расположенные в крупных городах. Многие из них после учебы не возвращаются на родину, оставаясь работать или продолжать обучение в региональных и районных центрах.

Язык

Уникальность кетского языка в том, что на сегодняшний день он единственный из живых представителей утерянной еще в XVIII-XIX веках енисейской языковой семьи. Ранее к ней относились родственные по строению и звучанию ассанский и аринский языки, на которых разговаривали другие народности, проживавшие на современной территории Красноярского края.
Кетский язык сложный для изучения и понимания из-за обилия глагольных форм, которых насчитывается несколько сотен. В диалектах важную роль играет интонационное ударение. Существует два основных диалекта кетов: сымский и имбатский, которые имеют значительные различия, однако принадлежат к одной группе. В XIX столетии значительная часть кетов утратила свой язык, перейдя на селькупский.

Интересно, что, несмотря на самобытность, лингвисты находят в языке поразительные переплетения с совершенно непохожими на кетов народностями. Среди них:

  1. Бурушаски — язык малочисленного народа буришей, проживающих вблизи Кашмира.
  2. Сино-тибетские языки — прослеживается связь с диалектами, распространенными в Китае и на Тибете.
  3. На-дене — этническая область проживания индейцев, расположенная в Северной Америке.
  4. Абхазо-адыгские и нахские языки, распространенные на Северном Кавказе.

До 30-х годов сведений о наличии у кетов письменности не существовало. В этот период был создан алфавит на основе латинского, который в 70-х — 80-х годах был изменен на кириллический. Существует русско-кетский словарь, однако 98% представителей народности владеют русским на уровне родного.
Ученые всерьез опасаются за сохранение языка: к 2002 году им владело всего 30% кетов, однако постоянно в речи его использует лишь 1,5%. С конца девяностых годов прошлого века кетский начали преподавать в начальных классах местных школ. Однако высокий уровень миграции и обучение детей в интернатах оказывают негативное влияние на его сохранение.

Имена

До революции у кетов преобладали национальные личные имена, большая часть которых происходила из обычных бытовых слов, обозначающих названия:

  • насекомых
  • птиц
  • животных
  • явлений природы
  • растений

Примеры подобных имен: Кугом, что значит «стрела» и Дирегет — «орел». Кроме того, у каждого кета было бытовое прозвище от соплеменников, которым его чаще всего и величали. Фамилии их произошли от родовых имен предков. Типичные варианты: Имляковы — Имла, Балдины — Баллна, Когоновы — Коуэт. Некоторые фамилии, как и прежде наименования общин, имеют топонимическое происхождение, например, Уленевы — Ул’гыт, Оленевы — Ол’гыт.

История

Основная версия происхождения кетов гласит, что их далекие предки жили здесь как минимум с первого тысячелетия нашей эры. В его конце они смешались с угроязычными тюркско-самоедскими народами, а также пришедшими из Азии кочевыми племенами. Это привело к миграции в верховья и низовья Енисея и расселению по его притокам. Так, на реке Кану осел народ котты, в низовьях Ангары — ассаны, а ближе к Красноярску поселились арины.
Предки кетов обосновались в низовьях Енисея, облюбовав его притоки, реки Кас, Бахту, Сым, Елогуй, Дубчес. К XI-XIII столетию отдельные кетские группы отделились и ушли выше по Енисею на север, где позже вошли в тесный контакт с эвенками, селькупами и хантами. Сохранение аутентичных особенностей вкупе с перениманием черт культуры и быта соседних народов и сформировали самобытную кетскую нацию.
В XVI-XVII веках началось активное освоение русскими царями Сибири, в том числе и земель, на которых исторически проживали кеты. Уже в те времена малочисленная народность не оказала сопротивления, полностью приняв новые правила жизни. Так, в 1607 году кеты вошли в состав Российского государства.

Власти наложили на все местное население ясак — натуральный налог в виде пушнины. Это заставило кетов во многом изменить уклад своей жизни, сменив кочевание на оседлый образ жизни. Исследователи, изучавшие жизнь нации в дореволюционный период, отмечали повсеместную нищету, голод, болезни, низкий уровень жизни и образования.
После революции кеты приняли советскую власть: на базе крупных поселений, силами местных жителей, образовывали колхозы и совхозы. Основным направлением их деятельности остались традиционные кетские промыслы: рыболовецкий и пушной, деревообработка. В это же время разрастаются оседлые поселения, в прошлое уходят чумы и землянки, сменившиеся добротными деревянными домами.
В 90-е годы ситуация в кетских деревнях стала приближаться к критической: каждый 3 житель не имел работы, часть из них вела полу-маргинальное существование. Однако отсутствие работы и «живых» денег привело к возрождению традиционных промыслов: сегодня 80% кетов занимается рыбной ловлей и охотой. Со времен СССР сохранилось огородничество, однако его практикуют далеко не все.

Внешность

Антропологи считают, что формирование внешних признаков современных кетов началось еще в эпоху бронзы. В это время в южной части междуречья Енисея и Оби произошло смешение древних монголоидов с европеоидными представителями жителей Южной Сибири. Долгое время их относили к большому уральскому антропологическому типу, однако позже выделили отдельный енисейский.
Генетические исследования показали, что у мужчин доминирует гаплогруппа Q, которая говорит о связи с селькупами, туркменами и гуннами. Однако, как и у большинства кетов, у 60% южноамериканских индейцев встречается уникальная субклада Q1a. Это приводит ученых к мнению, что они имеют общих предков, часть которых во времена древних миграций перешла по Беринговой территории из Евразии в Америку, образовав в дальнейшем индейские племена. У женщин кетов преобладает гаплогруппа U4, которая связывает нацию с индоевропейцами.

К типичным чертам внешности кетов относят:

  • низкий рост
  • субтильность
  • более темную, по сравнению с соседними народностями, пигментацию кожи
  • темные, плотные, прямые волосы
  • высокое переносье
  • глаза голубого или серого цвета
  • покатый лоб
  • выпуклую спинку носа
  • развитые надбровные дуги

Внешне кеты напоминают американский индейцев, однако их черты лица имеют больше монгольского: скулы менее выражены, лицо более округлое, глаза небольшие.

Одежда

Мужской и женский костюм кетов основан на одежде распашного типа. Основными элементами повседневного наряда были:

  • нательная рубаха: чуть ниже пояса — у мужчин и до середины бедра — у женщин.
  • Натазники — штаны из ровдуги (выделанной из оленьей шкуры замши) длиной до колен или чуть ниже.
  • Летом суконный халат котл’ам или ровдужный хэлтам, запахивающийся на левую сторону у живых, на правую — у мертвых при похоронах. Длина у мужчин доставала до колен, у женщин — до щиколоток.
  • Зимой носили бэсем — стеганую парку из беличьих шкур с мехом внутрь или кат — меховую парку из оленьих шкур. Северные кеты, занимавшиеся оленеводством, носили малицы, свойственные народностям приуральского типа.

Мужчины свою одежду подпоясывали низко, короткими поясами. Женщины для этих целей использовали широкие пояса длиной до 20 м, которыми обворачивались несколько раз, чтобы одежда прилегала плотно. Одежду украшали вышивкой с национальными строго геометрическими орнаментами, защитными символами. В качестве материала использовался бисер, медные бляшки, бейки, меховую окантовку, бусины, нити из белого подшейного оленьего волоса.

На ноги летом надевали туфли-черки из кожи с круглым носом и коротким пришитым голенищем. Альтернативный вариант — доходящие до середины голени полусапоги из ровдуги. Для защиты от влаги и дождя сверху надевали шкурки гагары, снятые чулком. Зимнюю обувь делали из камуса — шкурки оленя с голени, которая не скользила. Сверху к ней пришивали суконное голенище, а внутрь клали сухую траву. Для тепла дополнительно надевали специальные чулки из сукна или ровдуги, мужчины часто крепили их подтяжками, вышитыми бисером.
Традиционный головной убор — платок из покупного ситца. И мужчины, и женщины носили его одинаково: сворачивали по диагонали и завязывали узлом под подбородком. Зимой охотники дополняли их меховыми налобниками из беличьих хвостов, чтобы сохранить голову в тепле, но не закрывать уши для лучшей слышимости. Традиционно же использовался меховой капор из оленьих или беличьих шкур, наподобие эвенкийского.

Интерес вызывает традиционная прическа:

  • дети носили волосы распущенными;
  • юноши и девушки — одну косу с косоплеткой;
  • замужние женщины — две косы с вплетенными в них украшениями из бусин;
  • мужчины — одну косу;
  • вдовы — распущенные волосы.

Мужчины

Мужчина считался главным в кетском обществе, решал все социальные вопросы. Из числа мужчин выбирались старейшины, собиравшие ясак и назначавшие общественных торговцев, реализовывавших пушнину в других поселениях. Задача мужчины — обеспечить пропитание и жилье своей семье. Наследование происходило по мужской линии к младшему сыну, могло переходить к братьям покойного. Однако в случае, если близких родственников мужского пола не было, принять наследство могла жена.

Женщины

Женщины играли в кетском обществе второстепенную роль. Они приходили в дом к мужу и брали на себя все заботы по ведению домашнего хозяйства. Больше всего в них ценились трудолюбие, кроткий нрав, хозяйственность, владение ремеслами. Им запрещалось участвовать во многих религиозных ритуалах, переступать через оружие: на всякий случай, перед охотой его специально окуривали, чтобы очистить от женского духа.
Этот обряд восходит к древней мифологии кетов, где жена верховного мужского божества Есь, которую звали Хоседэм, разгневала мужа. По поверью, она изменила ему с Месяцем, за что было свергнута из верхнего мира на землю. С тех пор она стала олицетворять зло, нагонять беды и несчастья, повелевать злыми духами. Однако женщин не обижали и не унижали, относились к ним с любовью, ценили, как матерей и жен.

Семейный уклад

Кеты жили небольшими одно- или двух-поколенными семьями, детей в которых было немного. По традиции старшие сыновья строили свои дома сами, дочери уходили в дома мужей, а младший сын наследовал все накопленное родителями.
Малые семьи чаще всего жили рядом со своими родственниками, образуя большие родоплеменные общины. Число чумов в них в среднем составляло 8 штук, однако встречались и крупные поселения до 30-40 чумов. Это объяснялось кочевым укладом жизни, когда зимние стоянки менялись на летние и наоборот.
Во многих родовых общинах строго запрещались браки между ее членами. В других же, наоборот, долгое время сохранялись пережитки левирата и сорората. Брачный возраст у девушек составлял 15-17 лет, у юношей — 17-19 лет. Поскольку свадьбы случались по сговору, часто девочка начинала жить в семье мужа в 11-12 лет. Случались и обратные ситуации: чтобы не отпускать из семьи рабочие руки, девушку не выдавали замуж до 20-25 лет.

Жилище

Традиционное летнее жилище кетов — конусообразный чум из бересты, посаженной на тонкие прутья, скрепленные вверху специальными сучками или обручами. Зимой и в постоянных местах обитания строили полу-землянки, которые называли баннусами. Их укрепляли вертикальными столбами, верх покрывали землей, дерном или ветками, зимой делали ледяные окошки. Пол засыпали грунтом, сверху клали пихтовый лапник, который раз в 2-3 дня заменяли.

Жилище состояло из одной комнаты, в которой оборудовали открытый очаг, наподобие камина, который назывался чуваш. В центре находилось несколько низких столов из дерева, за которыми обедали. Летом часто жили в лодках-илимках: они отличались большими размерами, имели мачту и парус, а также довольно просторную каюту, обшитую сверху берестой. Она состояла из двух частей: в первой жили, а во второй хранили утварь.

Жизнь

Традиционные занятия кетов — охота и рыболовство. Последним занимались круглый год, однако основной улов приходился на лето, тогда же делали запасы на зиму: рыбу вялили, сушили и солили. Для ловли использовали сети и остроги, делали примитивные лодки-долбянки или усовершенствованные илимки с мачтами и каютой. Оленей разводили лишь в северных поселениях и использовали в качестве транспорта.
80% охотничьего промысла составляли белки: их пушнину использовали для погашения ясака и применяли в быту. Реже добывали горностая, колонка, соболя, используя для этих целей специальные сети с колокольчиками: этот метод они переняли лишь в XVIII столетии у русских.

Большую важность имела охота на диких оленей и лосей: в ремеслах и быту использовались их шкура и рога. Летом охотились на диких уток, ставили силки на глухарей. Для охоты использовали луки, с приходом русских повсеместно распространилось огнестрельное оружие.
Особое отношение было к охоте на медведя: на хозяина леса ходили целыми общинами, разделывали тушу в лесу, а шкуру отдавали охотнику, выследившему зверя. Затем устраивали большой праздник, во время которого ели медвежатину, исполняли ритуальные песни и танцы. Медведь был сакральным животным: считалось, что в его обличье приходят духи предков.
Высоких успехов кеты достигли в металлургии: изготовленные ими ножи и наконечники для стрел ценились во всем регионе. Мужчины занимались обработкой дерева и рогов, женщины шили из шкур и покупного сукна одежду, вышивали, делали домашнюю утварь из бересты, создавали меховые аппликации.

Религия

Формально кеты исповедуют православие, однако фактически оно тесно переплетено с традиционными верованиями. Считается, что христианство удалось закрепить в регионе еще в XVIII столетии, однако на деле его приняли лишь в конце XIX века, когда миссионеры стали трактовать священные тексты с учетом местной мифологии.

Кеты делили мир на верхний, где обитало верховное божество Есь, нижний, где жили люди, и подземный со злыми духами. О происхождении народа существует космологическая теория: кеты считают, что они прибыли сюда со звезд, в знак чего украшают свою одежду символическими знаками.
Шаманы в части селений играли факультативную роль: делали предсказания и занимались знахарством. В большей части общин они были незаменимы: участвовали в похоронных и свадебных обрядах, могли влиять на погоду, проводили ритуалы для успешной охоты.

Традиции

Как и у многих других народов, у кетов особую ценность представляют похоронные и свадебные традиции, многие из которых сохранились до сегодняшних дней. Свадьба начиналась со сватовства: жених с родственниками привозил к чуму выбранной невесты котел с дарами: беличьими шкурками, украшениями, сукном. В случае положительного решения котел оставался нетронутым, при отказе его переворачивали вместе с подарками.
Решение о свадьбе принимали старшие родственники невесты. Далее происходило обсуждение со сватами размера выкупа, который составлял от 150 до 450 беличьих шкур: собирать его сторона жениха могла годами. Свадебный ритуал проводил шаман: он связывал косы жениха и невесты, после чего обходил вокруг них три раза, закольцовывая их общность. Во время свадебного пира муж и жена сидели в разных чумах, а их родные веселились, устраивали соревнования по стрельбе из лука и народные гулянья.
Похоронные обряды делились на традиционные земные и воздушные. Ко второму варианту прибегали, когда хоронили мертворожденных, детей до года и шаманов. Их заворачивали в оленьи шкуры, часто дополнительно клали в деревянный гроб. После этого тела умерших размещали на ветвях деревьев или в специально выдолбленных стволах. При похоронах в земле глубоко закапывали уважаемых и богатых людей, а у бедных могилы были неглубокими.

Особенности

Отличительная особенность кетов — низкий рост. Его средний показатель составляет 140 см у мужчин и женщин, что делает кетов самой низкорослой нацией в континентальной части Евразии. Для сравнения, средний рост пигмеев, которые в общем представлении считаются самыми низкорослыми в мире, составляет 144 см.

Удивительным образом сохранившаяся аутентичность кетов на протяжении последних столетий находится под угрозой: с каждым годом все меньше представителей нации владеет родным языком и остается жить в исторической местности. Важная задача в этой ситуации — создание этнографических парков и улучшение социально-культурного положения народности.

Видео

Выберите категорию

Кеты

Кет — таежный независимый человек, кочующий на оленях.




Стойбище енисейских остяков (кетов). Туруханский край, первая треть ХХ в. Автор неизвестен. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея

Стойбище енисейских остяков (кетов). Туруханский край, первая треть ХХ в. Автор неизвестен. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея

Кеты (кет — «человек», кето, денг, остяки) — коренной народ Красноярского края. Живут в среднем и нижнем течении Енисея дисперсными группами. Общая численность в России, по данным переписи населения 2010 г., составляет 1219 человек.

К концу XIX в. в Енисейской губернии кеты насчитывали 993 человека при преобладании мужчин (54,2%). Советская перепись 1926 г. зафиксировала их максимальную численность в 1402 человека. Во второй половине XX в. количественный состав кетов стабилизировался на уровне 1000 человек.

По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае проживает 957 кетов. В Красноярском крае имеется шесть территориально компактных групп проживания кетов: елогуйская (поселок Келлог на реке Елогуй), сургутихинская (поселок Сургутиха на одноименной речке), пакулихинская (поселок Бакланиха на Енисее), курейская (поселок Серково на реке Курейке и поселок Мадуйка на озере Мадуйском) — все в Туруханском районе; сымская (поселок Сым на реке Сым) в Енисейском районе; подкаменнотунгусская (поселок Суломай на реке Подкаменной Тунгуске). Всего в Красноярском крае имеется девять поселков компактного проживания кетов, из них только Келлог и Суломай можно считать моноэтническими.

Кетский язык является уникальным в своем роде

языком-изолятом

. Это единственный представитель особой енисейской группы палеоазиатской семьи. Известны два диалекта: имбатский и сымский (югский). Последний принято считать в настоящее время самостоятельным языком. Письменность с 

1980-х

гг. — на основе русской графики.

Верующие кеты — православные, часть придерживается традиционного культа (шаманизм), появляются последователи евангельского христианства.

В 1980-х гг. для кетов была разработана письменность, и в ряде поселков началось преподавание родного языка в начальных классах. К 2004 г. кетский этнокомпонент (родной язык как предмет, история и обычаи, традиционное природопользование) применялся в восьми школах Красноярского края и Эвенкии. Помимо этого, в национальных факториях Туруханского района работало шесть дошкольных учреждений, девять библиотек и восемь клубов. Однако в целом перед кетами стоит реальная угроза утери родного языка. На сегодня лишь 35,6% из них признают кетский язык родным, свободно им владеют 22,2% (а среди детей — менее 10%).

Термин «кет» был введен в обиход в 

1920-х

гг. Ранее в русской литературе кеты были известны как остяки, енисейские остяки, енисейцы. Предки кетов издавна жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями так называемых енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др.

Некоторые кетоязычные группы в 

IX—XIII вв.

ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйского, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев.

Оставшиеся на юге енисейские племена были постепенно к 

XVIII—XIX вв.

ассимилированы окружающими их народами. В частности, енисейцы участвовали в формировании отдельных групп хакасов (качинцев), тувинцев, шорцев, северных алтайцев.

С конца XVIII в. кеты объединились в управы, внутри которых жили отдельными стойбищами из нескольких семей. К началу XX в. у кетов преобладали малые семьи. Браку предшествовал сговор и сватовство. Центральным моментом сговора был обряд с котлом. Родственники жениха наполняли подарками (беличьи шкурки, платки) медный котел и относили к чуму невесты. Перевернутый котел означал отказ, принятие подарков — согласие на брак. После этого стороны договаривались о выкупе (калым) за невесту.

Национальные особенности ярко проявляются и в похоронной обрядности. У кетов бытовало несколько видов захоронений, в частности, в земле и воздушное. К XIX в. воздушное захоронение применялось только в отношении шаманов и детей. Покойника укладывали в яму на спину, головой к востоку, закрывали двумя досками. На могиле устанавливалась палка с развилкой, позже — православный крест. Особенностью является привязывание к кресту лоскутов белой материи. Встречались захоронения в перевернутой лодке. Воздушные захоронения устраивались в пне срубленного дерева или на помосте. Сопроводительный инвентарь ломался и портился.

Исконными занятиями кетов были пешая охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и боровую дичь, массовый лов рыбы котцом (загородка с плетеной ловушкой). С введением ясака, а затем с развитием товарных отношений первое место занимает пушной промысел (соболь, белка).

Орудия промысла — лук и стрелы — использовались для охоты на все виды животных и птиц вплоть до 1930-х гг. Северная часть кетов заимствовала у ненцев в ограниченных размерах транспортное оленеводство, которое полностью исчезло в 1970-х гг.

Кетские охотники передвигались на широких лыжах из ели, оклеенных снизу камусом. Груз перевозили на подвижной ручной нарте. Тащить ее помогала собака. Для передвижения по воде использовались большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На мелководье и озерах широко применялись выдолбленные из осины лодки-ветки.

Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере и служили предметом обмена. Женщины выделывали шкуры и бересту, изготавливали из них одежду, предметы утвари.

Фильм «Оторванные ветром от костра…» (1991 г.) из цикла «Золотой фонд красноярского телевидения» (2012 г.). Авторы:  Максим Файтельберг, Владимир Черенков. Видео предоставлено ГТРК «Красноярск»

Традиционным для кетов жилищем является полуземлянка (баннус — земляной чум) с квадратным каркасом из бревен и земляным покрытием, а также конический чум (кус), покрытый берестяными тисками (сшитые куски бересты). В качестве временного жилища использовались сводчатые шалаши из гнутых прутьев, крытые берестой. В летний период на рыболовных угодьях жили в лодках-илимках.

С переходом на оседлость у кетов появляются срубные дома. К концу 1950-х гг. кеты окончательно отказываются от землянок. Чумы еще используются, но только в качестве временного жилья на промысле.

Национальная одежда: стеганый суконный кафтан на подкладке из заячьих шкур, меховая парка (короткая у мужчин, длинная у женщин) из оленьей шкуры. Женской одежде присущи более яркая цветовая гамма, бусы, пояс из цветной (чаще красной) ткани. Нижняя одежда и летняя обувь изготавливались из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ.

Северные кеты-оленеводы зимой надевали меховую парку с капюшоном и меховую обувь. Головным убором всех сезонов зачастую служил покупной платок, который складывался по диагонали и завязывался под подбородком. Охотники для защиты лица от ветра, а глаз от блеска весеннего снега поверх ситцевого платка надевали налобник из плотно нанизанных на ремешок беличьих хвостов.

Традиционная пища — вареная и жаренная на рожне рыба, мясо. Использовались заготовленные впрок вяленое мясо и рыбопродукты — юкола и порса, рыбий жир. Готовили на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион кетов дополнялся ягодами, клубнями сараны, черемшой. Пили отвары трав, заменявшие покупной чай.

Хотя кеты официально считались обращенными в православие еще в XVIII в., у них сохранялись традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе ранних мифологических представлений о мире. В образе верховного бога Есь олицетворялись небо и связанные с ним явления природы. Ему противостояла хозяйка севера и носительница зла Хоседэм, насылающая беды, порчу, мор и болезни. Юг персонифицировался в образе хозяйки перелетных птиц Томэм.

Существовали культы огня, духов — семейных охранителей, духов — хозяев отдельных мест и промысловых животных. Особое место занимал ритуал по случаю добычи медведя (медвежий праздник), в образе которого, считалось, в гости к живым является умерший родственник.

Шаманство у кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение и предсказание.

Фольклор кетов включал в себя космогонические сказания и мифы: о происхождении мира и человека, мифическом Альбэ, его борьбе с Хоседэм и превращении его в каменный хребет на восточном берегу Енисея, о богатыре Бальнэ. Распространены сказки о животных, о покровителе и хозяине лесных зверей Кайгусе, посылавшем промысловую удачу, о злой Кэлбэсам, обманывающей людей, и т. д. Были популярны также загадки и песни-импровизации.

В качестве музыкальных инструментов использовались варган (из кости или дерева), играющая струна-жила, музыкальный лук и смычковая лютня. Традиционное изобразительное искусство — вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация и др.

Дата последнего изменения: 06.02.2015

Источники

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.
  2. Единый краевой портал «Красноярский край».

Среди сотни народов, населяющих Красноярский край, один выделяется особо. Его численность едва превосходит тысячу человек. Земли, которые он занимает, не особо богаты или плодородны. И тем не менее кеты – совершенно уникальный народ. Их легенды говорят, что они пришли со звёзд в час создания Земли. Как удалось им сохранить небесные правила жизни, «АиФ-Красноярск» рассказала кандидат исторических наук Наталья Ворошилова.

Их прогнали людоеды

«Происхождение кетов действительно до сих пор оставляет больше вопросов, чем ответов, – говорит Наталья Владимировна. – Как и большинство сибирских народов, они не являются автохтонным (изначальным) населением той территории, которую сейчас занимают. Проблема в том, что кеты не похожи и на своих нынешних соседей. Внешностью, языком, генами. Сейчас всё больше подтверждений находит версия о принадлежности кетского языка к некогда существовавшей древней палеоазиатской семье народов. Её остатки обнаруживаются на пространстве от Пиринеев до Берингова пролива и Северной Америки. Проще говоря, их предки говорили на языках, которыми сейчас владеют баски, северокавказские народы (абхазо-адыгские), сино-тибетские и индейские. Причём язык американских родственников кетов так же не похож на язык их соседей. Так что не исключено, что в случае территориального спора наши кеты могут претендовать на половину США» (Смеется).

Понятно одно: кеты когда-то пришли на Енисей. Народная легенда говорит, что раньше они жили в верховьях реки, на плодородных землях, не зная нужды и печали. Но однажды на них с юга напало племя людоедов. Идентифицировать их современным историкам не удаётся, возможно, монголоиды – киргизы? Немногочисленные кеты вынуждены были оставить прежние земли и скрыться от агрессоров на севере. Бегство остановилось в Туруханской долине Енисея.

Дети природы

Кеты были и остались истинными детьми природы. Они верят, что душой обладает всё сущее на земле – рыба, трава, зверь, каменный утёс. В кетском языке даже растущее дерево обозначается как одушевлённое, а срубленное становится неодушевлённым. Только кеты верят в то, что есть среди людей такие, которые слышат, как говорят неодушевлённые предметы. Страшная судьба ждёт таких чутких людей. Потому что слышат они каждый стон, каждый крик деревьев, которые срубает безжалостная рука человека. Потому эти люди гибнут от голода, не в силах выдержать жалоб гибнущих растений.

Особым образом этот народ почитал птиц. В первую очередь лебедя, орла и гагару. Их мясо никогда не употреблялось в пищу. Причина проста: по вере кетов, первым в мире шаманом был орёл! Именно он научил сибирский народ своему искусству. Все великие волшебники превращались в лебедей. Кеты верят, что во время камлания шаман превращается в птицу и может облететь полмира.

Котёл подарков

Прирождённые следопыты, охотники и рыбаки, кеты привыкли обеспечивать себя продовольствием сами, кроме покупной муки. Лучшим помощником в этом деле им служил национальный лук. Окрестные народы – селькупы и энцы – предпочитали покупать луки кетского изготовления, признавая их уникальные боевые качества. Впрочем, на­деясь на меткую стрельбу, кеты не забывали смазать наконечник стрелы рыбьим ядом, чтобы даже малое ранение сделало охоту максимально эффективной. Охоту на крупного зверя в отличие от соседей кеты вели коллективно. Причём в соответствии со старым анекдотом во время облавы они стремились гнать животное в сторону стойбища, чтобы не пришлось далеко тащить тушу.

Вопрос законности лова для северян особенно острый.

Хотя мужчинам этого делать и не приходилось. По традиции, дело охотника – убивать зверя, а вот разделывать и нести добычу домой – задача женщин. На них же возлагалась миссия разделать тушу без пролития крови, не нарушая целостности суставов, чтобы животное могло потом возродиться.

Как ясачный народ, то есть обязанный платить пушной налог в государственную казну, кеты последовательно выбили в районе своего обитания сначала соболя, потом бобра и горностая. В результате главной их целью стала белка, которую не гнушались пускать и в пищу. Она составляла 80–90% стоимости всей добываемой пушнины. Хороший стрелок за сезон добывал до 1 тыс. шкурок. Белка же была и главным расчётным средством при женитьбе. Отец невесты устанавливал выкуп от 300 до 700 шкурок, и вся родня помогала жениху набрать требуемое количество. Обряд сватовства начинался с подношения котла, набитого подарками. Его ставили перед входом в чум родителей невесты. Если утром посудина не была перевёрнута вверх дном, а подарки разбросаны вокруг, это означало, что свадьбе быть.

Замолчавшая песня

К сожалению, годы советской власти не лучшим образом сказались на судьбе этого народа. Бездумная уравниловка и распространение общих санитарных знаний плохо отразились на традиционном образе жизни кетов.

На Таймыре ведется работа по сохранению языков коренных народов.

 «Тундра – не место для ребенка» – вещали советские плакаты, нанося удар по самому важному в сохранении культуры, особенно малых народов – по молодёжи, – считает Наталья Ворошилова. – Оторванные от привычного уклада дети какое-то время сопротивлялись многомесячному «заточению» в интернаты. Многие сбегали и даже похищались родителями, но в итоге оказывались за школьной партой. Выучив русский язык, они поневоле начали забывать свой. Ведь на каком языке идёт повседневное общение, тот и становится главным. В результате мы имеем нынешнюю картину, когда родной речью владеют не более 150 человек из полутора тысяч. Да и те в массе своей старики, которые уходят быстрее, чем успевают передать свои знания».

Не так давно активистов, ратующих за восстановление культуры кетов, постигло настоящее горе. Ушёл из жизни последний охотник, умевший петь «личную песню» на родном языке. Личную песню родители дарят ребёнку при рождении. У неё абсолютно персональный мотив, а вот слова дополняются с течением жизни человека. Теперь и это совершенно уникальное искусство можно отнести к разряду утраченных…

Квашеная рыба с душком

«Глядя на блюда, которые предполагает традиционная кухня кетов, современные диетологи наверняка содрогнулись бы и даже не стали бы пытаться сосчитать количество калорий, – продолжает Наталья Ворошилова. – Между тем в них заключена многовековая мудрость этого народа».

В современных посёлках чумы стоят рядом с домами.

Кеты традиционно жили в условиях сразу нескольких дефицитов – тепла, пищи и даже кухонного инвентаря. Поэтому еда должна была решать все три эти проблемы разом. Именно поэтому все блюда их кухни очень сытные и калорийные! Они включают огромное количество жира, чтобы человеку было тепло. На севере не так много съедобных животных и растений, поэтому на стол идут практически все их части. И, наконец, способы готовки и хранения пищи являются совсем неевропейскими. Впрочем, некоторые блюда можно встретить в самых изысканных ресторанах.

К примеру, всем известна строганина из рыбы и мяса, которую в Европе подадут за дикие деньги. Сушёную и вяленую рыбку вся Россия и сегодня перебирает в магазинах, выбирая, кому посуше, кому пожирнее. А вот квашеную рыбку вы купите вряд ли, хотя у кетов это и привычное блюдо. Для приготовления улов помещают в закрытую ёмкость без доступа воздуха (в мешок из шкур или в земляную яму, стенки которой обложены древесной корой) и под снег на пару месяцев. По прошествии указанного времени блюдо готово. Такую, «с душком», пищу легко и быстро переварить и усвоить северному организму, чей набор ферментов не такой мощный. А главное, соблюдено условие трёх дефицитов – тепло не потрачено, еда готова и легко переварится организмом, а свободный мешок всегда найдётся.

Рыба, мясо, рыбий жир, пресные лепёшки, ягоды, черемша и клубни сараны – вот, собственно, и вся кетская кулинария. Впрок заготавливали в основном рыбу – муку (порсу), вяленую (юколу), «варку» (вываренные в рыбьем жире рыба, икра и внутренности). Популярны были отвары трав, которые заменяли дорогой покупной чай. Любили также супы с бульонами, но это уже термальная обработка.

Оленеводы – народ гордый, просить ничего не будут.

Кеты верили, что с помощью пищи можно получить свойство или качество его обладателя: съевший сердце глухаря станет осторожным, как птица; проглотивший (не жуя!) глаза медведя будет долговечным, как хозяин тайги. Кстати, голову медведя, лося, рыбу первого улова ели только мужчины.

Официально кеты считались обращенными в христианство, но фактически у них бытовали Пантеистическая идеология и анимистические, тотемические, промысловые и семейные культы.

религия кетов

В их представлениях об окружающем мире выделяются два временных этапа: первый — собственно сотворение мира, появление земли, первых людей, животных; второй включает прошлое, настоящее и будущее уже созданного мира. Есь — верховный персонаж, олицетворенное небо, бог; популярны мифический Альба и легендарный шаман Дох. Отрицательное начало представляют Хоседам (жена Еся), Доттет, а в сказках — злая Кэлбэсам. Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов. Мир мертвых и вредоносных существ находится ниже каждого реального поселения; в верховьях реки обитает ведающий охотничьим счастьем Кайгусь в облике медведя и т.д. Кеты верили, что среди людей находятся охранители семьи и сородичей — «старухи» (алэл), заместители умерших (фигурки, изображения усопших людей, в которых, как считалось, находилась одна из душ покойного, обычно возрождающаяся после смерти), а также многочисленные хозяева мест и промысловых объектов.

религия кетов

Шаманство у кетов не было профессиональным. Известно несколько категорий шаманов. Сферой действия одних считались Земля и Нижний мир (шаманы, олицетворявшие при камлании медведя или медведеподобное существо), за другими, олицетворявшими важенку (самку) оленя, признавалась способность достигать неба и Верхнего мира. Облачение и набор атрибутов шамана соответствовали его силе. Полный набор облачения включал парку, нагрудник, обувь, головной убор, бубен с колотушкой, посох, иногда особую нарту-ящичек с железными изображениями духов-помощников.

религия кетов

Промысловые и семейные культы были связаны с кормлением, одариванием семейных охранителей, хозяев отдельных мест и жизненным циклом человека. Особое место занимал ритуал по случаю добычи медведя (медвежий праздник). Считалось, что в образе медведя в гости к родственникам является умерший. С приходом в Сибирь русских казаков и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.

Традиции и обычаи Красноярского края – это симбиоз культур народов, населяющих эту землю. В этом удивительном уголке России от берегов Карского моря и до границы с Монголией уживаются долганы и нганасаны, чулымцы и кеты, эвенки и юги, ненцы и якуты, энцы и селькупы, а также хакасы. Каждый из народов сохранил культуру предков, поэтому путешествие по Красноярскому краю – это увлекательное погружение в самобытное прошлое.

Традиции Красноярского края

Кто живет в Красноярском крае

Народные традиции этой территории складывались веками. Сегодня здесь проживает 159 народностей. Большинство – русские, и связано это не только с заселением региона еще в XVII веке, но и с активным переселением народов во времена СССР. В XIX столетии здесь появились представители всех республик Союза. При этом Красноярский край остается лидером по численности коренных народов, традиции которых и сложили культуру этого уголка России.

Природа Красноярского края

Историки утверждают, что эта территория начала осваиваться еще 200 тыс. лет назад. Первые поселения появились на юге, а затем постепенно они распространились на север вдоль Енисея. Вначале сюда пришли монголоидные племена, а уже за ними потянулись тюрки, самодийцы, тунгусы, енисейцы. Сегодня выделяют 10 коренных этносов этого региона. Самым крупным из них считается народ долганы, который образовался из-за смешения северных якутов, эвенков и русских. Окончательно народность оформилась в конце XIX века, а до этого ее причисляли к саха.

Менее численными считаются нганасаны. Этнос возник в XVIII веке и образовался он от тунгусов и самодийцев. У этого народа Красноярского края сохранилась интересная традиция называть себя «ня», что в переводе значит «товарищ». Нганасаны занимают самую северную часть территории. Ближайшими родственниками их считаются энцы, в формировании которых большую роль сыграли ненцы. В отдельную народность их выделили в 80-х годах прошлого века. В переводе название этноса значит «человек».

Нганасаны

Остальные коренные народности считаются малочисленными. К ним относятся чулымцы, которые освоили земли по берегам реки Чулым. Сегодня этот этнос признан вымирающим, так как насчитывает он чуть более 350 человек. Как отдельный народ чулымцы сформировались в XV веке: считают, что это симбиоз тюрков, селькупов и кетов.

В X веке на территории современного Красноярского края появились собственно кеты, предками которых были эвенки, ханты и селькупы. По численности это довольно крупный коренной этнос, который представляют почти 900 человек. Кеты Красноярского края сохранили не только свои традиции, но и язык, а с 1980 года оформили право на собственную письменность.

Кеты Красноярского края

Коренной народ эвенки не ограничивается одним ареалом проживания. Больше всего его представителей, конечно, в Эвенкии, но также отдельные группы образовали поселения на Таймыре, в Туруханском и Енисейском районах. Они считаются потомками тунгусов, и сегодня численность этой народности составляет примерно 4 тыс. человек.

Северо-западную часть заселяют ненцы, которых еще называют самоедами. Численность этноса – около 3 тыс. человек. Они сохранили свой язык и фольклор. От самодийских племен образовались селькупы. Всего сегодня известно о 4 тыс. представителей этого народа, из которых 300 человек проживают именно в этом регионе.

Ненцы

Долганы

Традиции этого народа Красноярского края очень интересны, так как в них прослеживаются как отголоски давнего прошлого, так и черты смешения культур. Этнос считается коренным Таймыра, но в начале XIX века его представители большими группами переселились в Туруханский край, где и произошла ассимиляция с тунгусами и русскими. Всего в мире насчитывается около 8 тыс. долган.

Название народности произошло от эвенского рода и означает «средний». У нее есть ряд синонимов: долган называют еще «саха» или «тыа-кихи». Собственного языка у этой народности нет. Говор основан на смеси якутского и эвенкийского наречия и относится к тюркской группе. В 80-х годах прошлого века на нем вышло даже несколько книг местных авторов. Письменность приняли на основе русского алфавита.

Долганы

В традициях долган Красноярского края – сохранение отголосков древней религии. Предки их исповедовали пантеизм и анимизм. С приходом русских массово стало распространяться православие, но до сих пор христианство здесь сильно смешано с язычеством.

До крещения долганы верили, что мир состоит из трех уровней, в каждом из которых правят свои божества. Духов делили на три категории:

  • невидимые, которые окружали людей и вселялись в любые предметы. Их называли «иччи»;
  • покровительствующие человеку, которые звались «айыы»;
  • злые духи подземного мира, или «абаасы».

Посредниками между мирами были шаманы. Они делились по уровню овладения магическими ритуалами. Один из них совершал все земные церемонии, другой – лечил, а третий был проводником в подземный мир.

Шаманы Красноярского края

Основное занятие долган – охота. У каждого мужчины, отправляющегося за зверем, с собой обязательно должен был быть талисман. Это мог быть любой предмет, в который шаман вселял духа «иччи». Кроме оберегов привлечь внимание духов и выпросить у них удачной охоты и рыбалки можно было через ритуальный хороводный танец хэйро. В нем принимали участие мужчины и женщины, несмотря на то, что главенствующими у этого народа считаются представители сильного пола, и женщины не допускаются до большинства сфер жизни. В землю или лед вбивали шест «хорей», вокруг которого и совершали ритуал.

Ели долганы преимущественно оленье мясо. Сразу после охоты обязательно надо было вкусить сырые почки и печень, а также жареные мозги убитого животного. Употребляли в пищу и много рыбы — варили уху, заготавливали строганину, а вот летом ели ее в сыром виде.

Кетская кухня

В конце XIX века, когда этот народ окончательно перешел в Туруханский край, образовались небольшие поселения, которые называли «станки». Здесь жили семьи в межсезонье. Весной собирались кочевые группы, которые шли на строго отведенную им территорию (у каждой группы был свой участок). Осенью кочевники распадались на семьи, которые всю зиму охотились на пушного зверя и оленя. Первую добычу обязательно приносили в дом и делили ее между всем стойбищем.

В традициях долган Красноярского края особое место занимает принцип уважения природы. В фольклоре до сих пор сохранились приговоры-табу, связанные с запретом разрушать экосистему.

Кеты

Традиции кетов Красноярского края имеют свои уникальные черты. Это исконно сибирская народность, однако в генетическом коде ее представителей ученые нашли следы южноамериканских индейцев. Объясняют это легендой, что в суровые земли предки кетов попали с небес.

Интересно, что с заселением региона кеты смогли сохранить свои уникальные места обитания. Ранее они селились исключительно вдоль рек в самой северной части этого уголка России. Также кеты сохранили и свой язык — он входит в енисейскую языковую семью, которая фактически перестала существовать еще в XVIII веке. В XIX столетии большинство кетов перешли на доминирующий селькупский язык, но на сегодняшний день все же сохранилось два уникальных диалекта — сымский и имбатский. В постоянной речи их использует всего 1,5% представителей этого этноса.

Кеты

Кеты придерживаются патриархата. Это заключается не только в обеспечении мужчиной семьи всем необходимым, но и во всем укладе жизни. Только мужчины могут вести торговлю, участвовать в различных голосованиях. Наследство в семье всегда переходит к младшему сыну по мужской линии или братьям умершего. Женщины могут лишь вести домашнее хозяйство. У них нет прав участвовать в ритуалах, особенно в тех, которые связаны с охотой. Отправляясь на промысел, мужчина должен даже окуривать жилище, чтобы выгнать от туда дух женщины.

Кеты жили небольшими семьями, создавая родоплеменные общины. Старшему сыну обязательно «ставили» дом, девочки после замужества уходили жить к мужу, младшему сыну в семье доставалось все имущество родителей. Учитывая кочевой образ жизни, общины сильно не разрастались: в среднем это было по 8-10 чумов.

Народность кеты

Традиции кетов связаны с промыслами. Издавна мужчины этой народности считались искусными охотниками и рыболовами. Основные добычи приходились на лето: в это время заготавливали припасы на зиму, вялили, сушили, солили мясо. Разводили оленей, но больше не для еды, а как транспорт. На охоту чаще всего ходили на белку. Из крупного зверя ценность для кетов представляли дикие олени и лоси: из их шкур шили одежду.

Особое место занимала охота на медведя, хотя это животное и считалось сакральным. Предки современных кетов верили, что в хозяина леса переселяются духи умерших. Однако это не мешало охотиться на него: в лес отправлялись целыми общинами, а после удачной охоты устраивали большой праздник.

Свадебные традиции

Сохранились интересные свадебные традиции кетов Красноярского края. До сих пор решение о создании новой семьи принимают старшие родственники парня и девушки. Жених обязан давать за невесту выкуп: обычно это шкурки пушного зверя. Их привозят в большом котле, и если родные девушки переворачивают его, это означает отказ. Раньше свадебную церемонию проводил шаман, который связывал волосы молодых, а затем три раза обходил вокруг пары.

Чулымцы

Один из самых малочисленных народов Красноярского края, ближайшими родственниками которого считаются хакасы. Сегодня возрождение традиций этого этноса поддерживается на государственном уровне, так как коренных носителей культуры этой народности осталось около 350 человек.

В Красноярском крае предки чулымцев поселились еще в XII-XIII веке и постепенно продвигались вниз по реке Чулыма, ассимилируясь с кетами и селькупами. В отличие от других коренных народов этого уголка России, чулымцы Красноярского края, придерживаясь патриархата, признают равноправие мужчин и женщин. Эту интересную традицию они переняли у северных народов.

Чулымцы

Как и у других этносов этого региона, основным занятием общин была охота и рыбалка. Для спуска по реке делали лодки-обласки из мягких пород дерева. Сегодня, несмотря на использование современных плавательных средств,  эта традиция сохраняется, а на народных гуляниях устраивают даже соревнования по плаванию на обласках.

Из всех народностей этого региона именно чулымцы зарекомендовали себя прекрасными земледельцами и собирателями. Они выращивали просо, ячмень, пшеницу, овес, рожь. Из леса приносили ягоды, съедобные коренья, бересту. Было развито и фермерство — разводили коров и лошадей.

Традиции чулымцев мало изучены из-за отсутствия у этого этноса письменности. Известно, что ранее они исповедовали анимистический пантеизм. В XVIII веке произошло массовое крещение, но принятие православия так и не искоренило древние верования. До сих пор в жилищах чулымцев можно увидеть тотемы и идолы — чучела или фигурки птиц, шкурки пушных животных. С принятием христианства кардинально изменились свадебные и похоронные традиции. Создание семьи с XIX века происходит через обряды сватовства и венчания. Не вызывают удивления и похороны, хотя ранее это был исконно языческий обряд — в могилу усопшему клали все вещи, которыми он пользовался при жизни. Вместо гроба использовали подстилку из бересты. Тело клали на обожженную землю, а вокруг сооружали подобие саркофага из веток, который защищали земляным курганом.

Народы Красноярского края

Несмотря на разнообразие проживающих в Красноярском крае этносов, здесь сложилась уникальная культура. В центре ее традиции, связанные с древними верованиями и шаманизмом. Здесь даже сохранились уникальные календари: ненцы отсчитывают время аж по 10 разным календарям, а селькупы пользуются четырьмя, но это не мешает всем жить в единстве, ориентируясь на законы природы, от которых зависит ведение основных промыслов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когда день морковки праздник
  • Керчь праздник города
  • Керама марацци график работы на новогодние праздники
  • Когда день беременности праздник
  • Келин айтырары сценарий тыва чанчылдар