Колхозный праздник картина герасимова

Характерно, что к созданию этого полотна художник шел длительным путем многолетнего

Колхозный праздник   Сергей Герасимов

Характерно, что к созданию этого полотна художник шел длительным путем многолетнего накопления материала, путем приобщения к современности, познания ее особого строя в множестве этюдов деревенской жизни. Впервые «Колхозный праздник» предстал перед зрителями на выставке «Индустрия социализма» в 1938 году. Тотчас вокруг полотна разгорелись ожесточенные споры; не все было понято и принято в картине сразу. Раздавались голоса, упрекавшие художника то в недостаточно глубоком раскрытии темы, то в том, что художник слишком много внимания уделяет изображению природы, что содержание ярче выражено в пейзаже… Понадобилось немало времени, чтобы картина заняла заслуженное место в ряду лучших произведений советской живописи.

Картина пронизана радостным мироощущением, которое так характерно для советских людей той поры. Люди работали взахлеб, каждый новый день приносил щедрые плоды этих трудов. Народ жил с ощущением счастья, радости, казалось, светлой дороге труда, свершений и побед нет преград. Герасимов сумел уловить это в выражении лиц своих героев, в их повадках, свободной непринужденности движений. Это ощущается сразу, хотя художник показывает не разгар веселья, когда разгоряченные яствами и питием люди пустились бы в пляс, залились песней, а самое начало праздника. Сгрудившаяся у богато накрытых столов толпа спокойна. Серьезно внимают люди, может, и не слишком ловкой, но горячей и взволнованной речи председателя.

Признаться, с некоторым удивлением отмечаешь, вглядевшись в картину, что здесь нет ни одного не то что смеющегося, но даже улыбающегося лица. Откуда же это чувство светлой радости, какой-то веселости души, которое заражает вас с первого взгляда на картину? Тут уж «виною» богатейшее живописное мастерство Герасимова. Щедрое солнце заливает всю сцену. Светлые лучи падают на лица, играют в сочной зелени, дробясь, переливаются в гранях стекла, придают каждому цвету, любому предмету прозрачную легкость, воздушность. Именно мастерски претворенный свет насыщает полотно таким тонким разнообразием цветовых оттенков. Свет придает белой скатерти голубую окраску, разнообразит белые рубахи, кофточки, платки сложнейшим сочетанием теплых розовых, желтоватых, сиреневых, холодных голубых и зеленоватых рефлексов. Этот белый цвет, во всех своих градациях и нюансах, становится основным тоном строя полотна, строя мажорного, жизнеутверждающего, радостного.

Прозрачны лиловатые тени на розовом песке, слепят глаза блики на свежевыструганных деревянных скамьях. Звонко звучны среди этих тонких тональных переходов удары открытого синего, ярко-красного. Краски в соседстве друг с другом, в сочетании, подчас в резком контрастном сопоставлении становятся интенсивнее, насыщеннее. На голубом платье той молоденькой девушки, что сидит по левую руку от председателя, кажется особенно ярким красный значок. Темно-красный бант на кофточке женщины, вынимающей бутылки из корзины, сообщает зеленому цвету блузы особенную ясность и определенность. И так в любом куске холста: цветовые сочетания продуманы очень тщательно, как бы точно «сыграны» по сочиненной художником «цветовой партитуре».

Герасимов показывает, какую силу выразительности таит в себе цвет, если суметь подчинить его мысли, если суметь привести его в соответствие с идеей, с тем строем чувств, которые стремишься выразить. Оказывается, такую большую гуманистическую идею, как утверждение жизни, можно выразить в живописном строе, в солнечности, воздушности пейзажа. Кстати, природа играет в картине одну из главных ролей. Вся сцена мастерски связана с пейзажем. Фигуры людей тесно сгруппированы на переднем плане, а там, сразу за их спинами, широко расстилается вольная гладь зеленого поля. Взгляд плавно скользит по ней, туда, где тонкая синяя полоса, разделяя, одновременно соединяет небо с землей.

У горизонта голубеют невысокие холмы. Художник не прибегает к броскому, красивому пейзажному мотиву — голое поле, холмы вдали да группка ярко-зеленых, в сочной листве деревьев… Но чем-то бесконечно родным, русским веет от этого раздолья. Чувство остро национального в облике и восприятии природы свойственно всему пейзажному творчеству Герасимова. Для художника пейзаж — не просто близкая сердцу тема. Здесь личность, натура художника, чувства гражданина своей земли находят необычайно полное выражение. Природа в его восприятии исполнена поэтической прелести, особого лиризма. Любой, самый маленький этюд отмечен характерными для автора цветовыми решениями, живописной манерой. С годами пейзажное искусство Герасимова претерпело значительные изменения. Работы 1920-х годов отличались сдержанностью цвета, почти монохромностью, суровостью образных решений, монументальностью композиционного строя. Уже к началу 1930-х годов — и чем дальше, тем щедрее — в картинах появляются ясное солнце, свет, радостное богатство цвета.

Художник начисто отказывается от экзальтации в проявлении чувств, от бурной жестикуляции. Своих героев он располагает так, что руки большинства людей оказываются либо скрытыми за фигурами соседей, либо за гранью стола. А те несколько пар рук, что «действуют» в картине, или спокойно сложены, как у этой девушки, стоящей справа, или «привязаны» к какому-то делу — достают бутылки, держат блюдо с праздничным пирогом, опираются на велосипед. Это сообщает силуэтную цельность и каждой фигуре и всей сцене вообще.

В этой сдержанности особую роль приобретает энергичный жест оратора, делая его образ центральным, ведущим в действии. Композиция построена барельефно, на узкой полосе переднего плана. Художник располагает своих героев на пригорке, и именно этот прием дает ему возможность развернуть перед нашими глазами широкую панораму, далеко просматриваемую с высоты. Искусство Герасимова покоряет отражением ярких картин и самой сущности современной жизни, поэтическим накалом, большой живописной культурой. И все же более всего оно сильно тем, что глубоко, истинно национально.

Описание картины Сергея Герасимова «Колхозный праздник»

Описание картины Сергея Герасимова «Колхозный праздник»

Советская живопись 1930 годов перестает быть нагруженной деталями. Живописцы того времени старались как можно точнее отразить быстрое течение жизни.

С. В. Герасимов смог передать всю атмосферу колхоза посредством своей картины «Колхозный праздник», которую написал в 1937 году.

Впервые полотно представили вниманию советским людям в 1938 году, на выставке, посвященной индустрии социализма. Само полотно больше похоже на красочный праздник, который соткали из нескольких отдельно взятых кусочков. Картина сразу же

стала средоточием споров и скандалов – почему не все понятно, и… почему все настолько детально нарисовано! Некоторые пытались сразу же упрекнуть живописца в том, что он не очень глубоко раскрыл тему. Кто-то упрекал его в том, что он слишком много времени уделил прорисовке деталей пейзажа. Прошло достаточно много времени, пока картина «Колхозный праздник» сумела занять свое заслуженное место среди самых лучших полотен живописи периода Советского Союза.

Герасимову, в свойственной ему манере, удалось показать все процессы, которые проходили в 30-е года. Мы не видим на картине ни одного человека, который бы улыбался. Вполне возможно, это не праздник, а какое-то мероприятие. Художник постарался расположить изображаемых им людей на пригорке. Таким образом он смог показать нам панораму, которая просматривается с высоты.

Герасимов – живописец, который близко принимал к сердцу народ, его будущее, настоящее и прошлое. Его искусство – это яркие картины, которые не боятся показывать современную жизнь, культуру.

Описание картины Сергея Герасимова «Колхозный праздник»

Васнецов Витязь на Распутье

«Георгий Рублёв, Сергей Герасимов в коллекции ГТГ», продолжение цикла публикаций о собрании картин советской живописи. Предыдущий обзор посвящён картине Ю.Пименова «Новая Москва».

Георгий Иосифович Рублёв «Портрет И.В.Сталина» 1935

Портрет кисти Г.И.Рублёва считается самым странным из неканонических портретов Сталина. Он по сей день вызывает споры относительно авторской концепции и отношении к образу. В советское время портрет нигде и никогда не экспонировался. После смерти художника картину нашли в штабелях среди остальных его работ.

Рублёв. Сталин в кресле

Рублёв. «Портрет И.В.Сталина»

Основная тема творчества Г.Рублёва — жанровые картины на актуальные темы, бытовые сценки, такие как «Швеи», «Парикмахерская» (обе — в коллекции ГТГ). Они заставляют вспомнить работы Михаила Ларионова. В картинах Рублёва 20-х — 30-х годов тонкость цветового решения сочетается с упрощённым рисунком и почти лубочной (англ.-folklore) стилистикой.
Портрет «Сталин в кресле» тоже тяготеет к народной картинке. Но художник ставит зрителя в такое положение, что невозможно определить степень серьёзности автора. Это шарж? Насмешка? Образ «отца народов»? Ведь изображение в домашнем кресле с газетой в руках отсылает к заботливому папаше семейства в минуту отдыха.

***

Сталин сидит в плетеном кресле, закинув ногу на ногу, и читает газету «Правда». Кресло в вывороченной перспективе подвешено к красному фону. У ног Сталина возникает красная лиса-собака, то ли уютно лежащая, то ли летящая по этому красному воздуху. Центром всего этого вращения оказывается обрамлённое черными волосами и усами лицо Сталина, довольно улыбчивое и даже не страшное. Персонаж как бы без костей – ноги вывернуты и закинуты одна на другую. Такая поза снова отсылает к ларионовскому «Отдыхающему солдату». Вся композиция заключена в овал.

Георгий Рублёв долго работал над замыслом. Сохранилось несколько эскизов к картине, они находятся в частных коллекциях. Эти эскизы свидетельствуют о поиске оптимального варианта. Но во всех вариантах Сталин сидит в кресле. Рублёв менял лишь фон и детали. В одном эскизе можно видеть телефон, в другом — портрет Карла Маркса на стене. Фон в эскизах менялся от сдержанного фиолетового до красно-кумачового.
В итоговом варианте Рублёв остановился на ограниченном диапазоне красных, коричневых и оранжевых оттенков. На некоторых участках полотна красный цвет звучит как сигнал тревоги. В других местах он угасает и производит успокаивающий эффект. Картину на стене мастер замазал. Из деталей оставил лишь собаку и кресло. Собака в этом случае — очевидный и даже навязчивый символ верности и преданности (англ.faithful, devoted) своему хозяину.
Следует отметить, что в массовых изданиях рубежа 1920-30 годов ещё публиковались иронические «дружеские» шаржи (англ. caricature) на первых лиц государства. К середине 1930-х они полностью исчезли. Г.Рублёв написал своего «Сталина в кресле» около 1935 года.

Сергей Герасимов «Колхозный праздник» 1937

Автор картины «Колхозный праздник» — Сергей Герасимов. С прославленным Александром Михайловичем Герасимовым, возглавлявшим Академию художеств, Сергей Васильевич Герасимов был однофамильцем.

Сергей Герасимов сохранил в своем творчестве красоту живописи Союза Русских Художников и характерный «пленеризм».

Картина “Колхозный праздник” пронизана радостным мироощущением, которое должны были демонстрировать советские люди той поры.
Герасимов написал деятельных, полных энергии созидания 30-х годов тружеников. На картине явно ощущается праздник, а не собрание, не обсуждение каких-то вопросов. Но, вглядевшись в картину, замечаешь, что здесь нет ни одного не то что смеющегося, но даже улыбающегося лица. Откуда же это чувство светлой радости, какой-то веселости души, которое заражает вас с первого взгляда? Тут уж «виною» богатейшее живописное мастерство Герасимова.

Сергей Герасимов Колхозный праздник

Сергей Герасимов «Колхозный праздник» 1937

В первую очередь — это пленэрный свет. Он насыщает полотно разнообразием цветовых оттенков. Свет придает белой скатерти голубую окраску, разнообразит белые рубахи, кофточки, платки. Этот белый цвет, во всех нюансах, становится основным тоном полотна.

Во-вторых — композиция, которая построена на плавных ритмах, спокойных линиях. Художник начисто отказывается от бурного проявлении чувств, от жестикуляции. Своих героев он располагает так, что руки большинства людей оказываются либо скрытыми за фигурами соседей, либо за гранью стола. Композиция построена барельефно, на узкой полосе переднего плана. Художник располагает своих героев на пригорке, и именно этот прием дает ему возможность развернуть перед нашими глазами широкую панораму, далеко просматриваемую с высоты.

***

Если обратиться к истории искусства, то в первую очередь приходит на ум Александр Иванов, «Явление Христа народу». На картине Герасимова видны явные отсылки к ивановскому полотну. Во-первых, фигура женщины которая достает бутылки из ящика. Он её расположил в том самом месте, где кудрявый мальчик выходит из реки. Эту женщину также можно сравнить с перевернутой фигурой раба. Председатель, который поднимает руку, написан примерно там, где у Иванова изображён Иоанн Предтеча.

Далее мы встречаемся с Дейнекой: спортивный молодой человек с велосипедом сильно смахивает на дейнековского спортсмена. Справа — пастух созывает коров — ну просто Леонид Утесов. Полотно так насыщено тонкими аллюзиями, что им можно любоваться долго-долго.

Пейзаж на дальнем плане ни в коем случае не противоречит сюжету. Художник не прибегает к броскому, красивому пейзажному мотиву – голое поле, холмы вдали да группа ярко-зеленых, в сочной листве деревьев. Пейзаж не отвлекает зрителя от события «Крестьянского праздника». В общем, жизнь прекрасна, картина светла и радостна. И не в пример её героям, глядя на картину хочется улыбаться и радоваться, если забыть, что на дворе 1937 год….

Конкурс проектов

Стоит обратить внимание на конкурсные эскизы проектов зданий.
Ниже — конкурсный проект дома Наркомтяжпрома, 1934 года архитектора Леонидова. Здание собирались построить на Красной площади, уничтожив Верхние Торговые ряды (ГУМ) и квартал позади него.
проектов дома НарКомТяжПрома

В галерее есть и эскизный проект «Дворца Советов» работы Бориса Иофана.

Иофан. Проект Дворца Советов

Над этим памятником и оформлением Дворца Советов работали многие мастера. Остаётся только благодарить небеса, что проекты так и остались на бумаге.

Продолжение в обзоре о полотнах П.Кончаловского и А.Древина.

По материалам книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 года и лекции В.М.Бялик с привлечением интернет-источников.
www.rodon.org/art-080813164337
Заметка Григория Ревзина о Георгии Рублёве «Мутанты революции» в газете «Коммерсант».

Text.ru - 100.00%

April 22 2021, 19:03

Categories:

  • История
  • Религия
  • Искусство
  • Cancel

Колхозный пир за счёт классиков

Живописные цитаты на картине С. Герасимова «Колхозный праздник», 1937 г.

Перспективным центром картины является красный орден на груди у девушки.

Левая часть картины, позы сидящих за столом — это почти дословная цитата из «Брака в Кане» Веронезе. Девушка в центре картины (какая-нибудь стахановка) — явная аллюзия на Христа, а немолодая женщина в платке справа от нее (очевидно, мать) — Богоматерь.

А исходную позу девушки в голубой кофте, достающей бутылки с вином из корзины в левом нижнем углу картины Герасимова, надо искать на полотне А. Иванова «Явление Христа народу» (раб в голубой тунике).

По материалам

Звякнуть пиастрами в знак одобрения и поддержки

Сбербанк

4274 3200 2087 4403

У этой книги нет недовольных читателей

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

  1. Главная
  2. Онлайн ресурсы
  3. Коллекция
  4. Живопись
  5. Колхозный праздник

Колхозный праздник

1893, село Прислониха Симбирской губернии – 1972, село Прислониха Ульяновской области

Колхозный праздник

1937


  • Холст, масло
    .
    188 x 307
  • Ж-5699
  • Пост. в 1947 от Дирекции художественных выставок и панорам



  • Экспонирование

    Корпус Бенуа,
    Зал 80


    Открыть панораму зала в виртуальном туре
  • Период
    Первая половина XX века
  • КатегорияБытовой жанр
  • Ключевые слова
    1918-1941 | мать и дитя | музыканты | дети | мореплаватели, морские офицеры, моряки | прически | детский костюм | женский костюм | головные уборы | мужской костюм | праздники, парады, торжества | домашние животные | фрукты, овощи | собаки | облака | мебель | музыкальные инструменты | пища, напитки | посуда
  • Поделиться

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:

Праздник урожая в советском колхозе

Герасимов. «Колхозный праздник». 1937г

Осенний праздник урожая ведет свою историю со времен языческой Руси. Во времена СССР древнюю традицию не стали искоренять полностью, сделав этот день элементом пропаганды советской власти.

В живописи тема «Праздник урожая» распространяется после  фразы Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее!», произнесенной  на Первом всесоюзном совещании рабочих и рабочих-стахановцев в 1935 году.

Деревня в то время перестраивалась на новый лад. Коллективизация села проходила тяжело и привела к резкому спаду сельского хозяйства, недовольству крестьян, голоду.

Правительство страны при помощи изобразительного искусства стремилось продемонстрировать изобилие и  сытую жизнь колхозника. Многие картины, изображающие радостных крестьян, побывали на международных выставках. Натурой для полных оптимизма произведений служили несколько образцовых колхозов, выделявшихся на общем фоне.

Аркадий Пластов. “Колхозный праздник”. 1937 г.

Аркадий Пластов, художник, посвятивший своё творчество родной деревне, в 1937 году пишет полотно «Колхозный праздник». Картина наполнена праздничной атмосферой всеобщего веселья, изобилия и процветания. Колхозный пир по случаю богатого урожая проходит под открытым небом, с огромным количеством разнообразных блюд и напитков, музыки, веселых разговоров. Пластов изображает праздник во всей его динамике, быстро меняющихся мгновениях времени. Картина словно мерцает,  появляются и исчезают лица, руки, жесты, стулья, бутылки и самовары. Движутся люди, беседующие за столами, веселящиеся, танцующие. Разнообразны индивидуальные черты крестьян, каждого из них художник наделил своим, неповторимым характером, повадками, чертами лица. Портрет Сталина, возвышающийся над шумной толпой, единственный статичный и ясно читающийся персонаж. Вождь напоминает невесомое божество, смотрящее на свою веселящуюся паству, дарующее им плоды изобилия и придает полотну оттенок языческого праздника.

Герасимов. “Колхозный праздник”, фрагмент.

В этом же, 1937 году создает свой «Колхозный праздник» Герасимов. Художник изображает все тот же сюжет – богато накрытый общий стол под открытым небом, окруженный нарядными колхозниками. Люди еще не приступили к праздничной трапезе, они стоят вокруг стола и внимают праздничной вдохновляющей речи председателя. Нет смеющихся и улыбающихся лиц, все спокойны и внимательны. Выразительную жестикуляцию Герасимов приписывает только центральной фигуре председателя, он поднял руку в восторженном порыве. Руки остальных участников пиршества скрыты соседними фигурами, либо гранью стола. Вся сцена тесно переплетена с природой, играющей на полотне одну из ключевых ролей.

За спинами людей раскинулась широкое поле, с небольшими современными постройками и далекими зелеными холмами. Картина наполнена ярким солнечным светом, лучи падают на людей, зелень, убранство стола, придавая всему действу воздушную легкость, ощущения радости бытия.

Во второй половине 30-х пишет свое эпическое полотно «Мастера урожаев» Тарас Гапоненко. На полотне 278х87 см художник изображает интернациональный союз крестьян, живущих в разных республиках Советского союза. Яркое, солнечное, преисполненное пафосом социалистического реализма, произведение захватывает своим оптимизмом. Под широким сводом неба и развевающимися красными знаменами  шагают на зрителя здоровые, исполненные жизненных сил люди. В правом углу идут крестьяне РСФСР, их возглавляют мужчина в национальном костюме и женщина, держащая сноп.

Тарас Гапоненко. “Мастера урожаев”

Рядом художник расположил хлопкоробов среднеазиатских республик в национальных костюмах, с мешками и корзинами хлопка в руках. В левой части полотна шагают свекловоды Украинской ССР. В центральной группе идут различные представители колхозов, трактористы и председатели, женщина, поднявшая над головой золотой сноп пшеницы. Гапоненко изобразил на полотне множество детей, радостные, счастливые пионеры в красных галстуках идут на первом плане, ребятишки поменьше держат за руки своих мам. Картина, демонстрирующая единство народов СССР, пышущих счастьем крестьян и плоды сельскохозяйственной деятельности, вселяла в зрителя гордость за величие страны.

Художники обращались к теме праздника урожая в течение всей истории Советского союза. В этих полотнах всегда присутствовали радостные крестьяне с плодами своих трудов, но, все же, такой размах пафоса и оптимизма, демонстрация изобилия и счастья присутствовал только в предвоенные годы.

Алина Свердлова-Александрова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Колпино программа праздника
  • Колпино праздник сегодня мероприятия
  • Колпачок своими руками на праздник шаблон
  • Колпачки детские на праздник со звездами
  • Колпак праздник png