Коловрат дата праздника

24 августа 2023 – Евпатий Коловрат. Традиции и обряды празднования в России. Краткая история и значение события. Календарь народных праздников в 2023 году.

Евпатий Коловрат 

Дата в 2023 году: 24 августа , четверг
Другие названия:   Евпл
Церковное название:   Священномученика Евпла Катанского (Сицилийского), архидиакона
Значение:   День памяти мученика Евпла
Традиции:   Стрижка овец; запрет на употребление алкоголя

Народный праздник в честь былинного богатыря Евпатия Коловрата и мученика Евпла Катанского отмечается 24 августа 2023 года (по старому стилю – 11 августа).

История гласит, что в XIII веке жил на Руси прославленный воевода и богатырь Евпатий Коловрат, сразившийся с монголо-татарской ордой после разорения города Рязань. С ним было 17 сотен человек. Дрался богатырь настолько отважно, что когда он погиб, хан отдал уцелевшим русским воинам его тело и отпустил их, выразив тем уважение павшему храброму воину.

Священномученик Евпл являлся архидиаконом в сицилийском городе Катане. Он пострадал в 304 году за веру в Христа при императорах Диоклитиане и Максимиане. Был заключен в темницу, а затем усечен мечом.

Традиции и обряды

Легенда гласит, что в давние времена в Рязанской области сошлись в поле славные князья русские и войска хана Батыя. Бились они долго, и когда казалось, что воины хана победили, появился на белом коне неизвестный богатырь со своим полком. Многих монголов положил он на том поле, но и сам полег. А коня иноверцы загнали в болото. С тех времен появляется со стороны топи в этот день белый конь, по кладбищам ходит, ржет жалобно, боевого друга кличет. А вместе с ним невидимые простому человеку воины, что полегли на том поле, песни поют да свистят, товарища выискивая. Помогают им странные блуждающие огоньки, над болотом да могилами кружась, и если заглянуть в могилу, видно, кто в ней схоронен.

На Евпатия Коловрата ни в коем случае нельзя пить. Считается, что покойные родственники придут и накажут пьяницу.

В этот день состригали шерсть из овец, зная, что до холодов она опять отрастет. Делали из нее нитки и вязали теплые вещи, валяли валенки.

Приметы

Дым по земле стелется – к дождю.

Если на Евпатия новолуние и погожий день, значит, осень будет теплая и солнечная.

На Коловрата нет ветра – два-три дня будет благоприятная погода.

Какого числа Евпатий Коловрат в 2024, 2025, 2026 году

2024 2025 2026
24 августаСб 24 августаВс 24 августаПн

Другие праздники

Праздники России

Читать ~2 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 1
Сколько всего было просмотров: 11412

Кто такой Евпатий Коловрат и почему его праздник 24 августа считался страшным

Кто такой Евпатий Коловрат и почему его праздник 24 августа считался страшным
Фото: pixabay.com

Евпатий Коловрат — это богатырь из славянских сказаний. В его день, по народным поверьям, на земле творились всякие ужасы

Кто такой Евпатий Коловрат?

24 августа славяне посвятили былинному богатырю Евпатию Коловрату. По преданию, он был прославленным воеводой и жил на Руси в XIII веке. Коловрат с дружиной сразился с монголо-татарской ордой после разорения Рязани. Он дрался настолько отважно и так поразил своих врагов, что после смерти Евпатия хан отдал уцелевшим русским воинам его тело и отпустил их. 

Почему 24 августа – страшный день?

Суеверные предки боялись дня Евпатия Коловрата. По поверьям, в этот день на болтах появляется ищущий своего всадника белый конь. Он скачет по полям и лесам, а к ночи приходит на кладбище, пытается раскапывать землю и плачет, пишет feast-guide.com. В это время окружающие могут услышать свист и странное пение. 

Этот конь, по легенде, носил на себе чудо-богатыря, убитого в битве Батыем. С тех пор, по поверьям, белый конь ищет своего хозяина, а дружина богатыря поет и свищет, надеясь, что их друг откликнется.

Еще крестьяне болтали о таинственных огнях, которые появляются после заката на кладбищах и болотах. 

Что нельзя делать в день Евпатия Коловрата?

По поверьям, 24 августа запрещено употреблять алкоголь. Считалось, что после этого явятся давно умершие родственники и будут ругать выпившего.

Народные приметы на 24 августа

  • Новолуние и хорошая погода на Евпатия Коловрата – к теплой и солнечной осени. 
  • Если звезды сильно мерцают на рассвете, то через пару дней наступит дождливая погода.

Летние месяцы богаты на памятные даты, связанные с историческими и религиозными событиями. В самом конце лета, 24 августа, отмечается народный праздник Евпатий Коловрат, а Церковь в этот день вспоминает мученика Евпла. Эти два исторических персонажа жили в разные эпохи, но каждый испил свою чашу испытаний до дна. Русские люди относятся к ним с одинаковым почтением, считая их истинными борцами за Веру и Отечество.

Все интересное о празднике Евпатий Коловрат (история, традиции и многое другое)

Евпатий празднуется ежегодно в один и тот же день — 24 августа.

Содержание

  1. История появления праздника
  2. Приметы и суеверия
  3. Традиции и обычаи
  4. Интересные факты
  5. Идеи подарков
  6. Подарки своими руками
  7. Крестики-нолики в мешочке (видео)
  8. Подставка под горячее из шерсти (видео)
  9. Поздравительные открытки
  10. Интересный экскурс по легендам об Евпатии Коловрате (видео)

История появления праздника

Священномученик Евпл Сицилийский — это один из самых известных и почитаемых Церковью архидиаконов. Он жил при императорах-богоборцах Диоклитиане и Максимиане и принял мученическую смерть в 304 году от Рождества Христова. Святой Евпл служил в сицилийском городе Катане и проповедовал язычникам о Христе. Однажды его схватили, предали мучениям, а после длительных истязаний приговорили к смертной казни. Даже перед лицом смерти он продолжил читать Евангелие и объяснять народу священное писание. Смерть Евпла не была напрасной, он доказал, что слово Божие несет в себе свет и радость познания истины. Этот пример верного служения Богу заставил многих язычников уверовать во Христа.

Все интересное о празднике Евпатий Коловрат (история, традиции и многое другое)

Евпатий Коловрат — это легендарный русский богатырь (около 1200 — до 11 января 1238), сумевший дать отпор многочисленному войску хана Батыя. Он встал на защиту Русской земли, имея в своем распоряжении небольшую дружину воинов. Этот смелый воевода не побоялся вступить в решительную схватку с татаро-монгольским войском, полностью разорившим Рязань в 1237 году. Он не искал спасения и милости у грозного хана Батыя, проявил себя как отважный воин и пал на поле боя. Хан оценил безрассудную храбрость русского богатыря: тело Евпатия Львовича отдали его дружине, а сами воины были отпущены с миром. Его имя увековечено в народном эпосе, а Православная Церковь почитает его как воина Христа.

Все интересное о празднике Евпатий Коловрат (история, традиции и многое другое)

Приметы и суеверия

  1. По народным поверьям в ночь на Евпатия лучше обходить стороной кладбища. Считается, что с наступлением сумерек души умерших появляются на своих могилах в виде мерцающих огоньков. По традиции в такое страшное время нельзя употреблять спиртные напитки, иначе усопшие предки рассердятся и накажут пьяницу.
  2. Особенно впечатлительные люди боятся увидеть в эту ночь белую лошадь. Согласно народным поверьям, на местах былых сражений появляется боевой конь, который ищет своего всадника. Его могут окружать павшие воины, а все это действо сопровождается печальным свистом и тихим пением.
  3. Если в этот день тепло и сухо, то и в сентябре почти не будет осадков.

Все интересное о празднике Евпатий Коловрат (история, традиции и многое другое)

Традиции и обычаи

По одной из народных традиций — на Евпатия начинают стричь овец. До наступления холодов остается не так много времени, поэтому мастерицы берутся за спицы, чтобы успеть связать теплые вещи к зиме.

Выше мы уже рассказывали, про призрак коня, блуждающий в ночи в поисках потерянного всадника, так вот, возможно, с этой легендой связана традиция проводить 24 августа конно-спортивные состязания. Ежегодно в Рязанской области проходит праздник, гости которого знакомятся с народными промыслами, участвуют в мастер-классах, проводимых местными умельцами. Ну а кульминация праздника — конно-спортивные соревнования на кубок «Евпатия Коловрата». Этот конный праздник очень почитается в Рязани, так как Евпатий – выходец былых рязанских земель, некогда почти полностью уничтоженных татаро-монголами.

Все интересное о празднике Евпатий Коловрат (история, традиции и многое другое)

Интересные факты

  • В 2017 году состоялась премьера фильма «Легенда о Коловрате».
  • В России есть одноименная рок-группа.
  • В переводе с греческого Евпатий означает «благочестивый», «чувствительный».
  • Коловратом называется главный символ славянского возрождения.
  • «Коло» у славян – круг, «врат» — ворота, в итоге получается «ворота солнца».

Знак "Коловрат".

Знак «Коловрат».

Идеи подарков

Традиционно в этот день не принято употреблять алкоголь, поэтому лучше воздержаться от пышного застолья. Зато можно приготовить к праздничному столу вкусные подарки, подойдет: шоколад, конфеты, фруктовая корзинка, чай или кофе в подарочной упаковке. Подарки могут быть самыми разными, ведь это дата — напоминание обо всех защитниках Отечества и истинно верующих людях. Можно подарить книгу о рязанском воеводе Евпатии Львовиче Коловрате или о жизни мученика Евпла.

Все интересное о празднике Евпатий Коловрат (история, традиции и многое другое)

Вполне уместный подарок — шерстяные вещи, ведь в этот день принято стричь овец. Это может быть теплый плед или красивый шарф. Хорошо подойдут сувенирные валенки, ведь их изготавливают из шерсти. Этот сувенир придется по душе и взрослым, и детям. Женщинам можно подарить колье, сережки или брошь из войлока. Обязательно пригодятся нарядные сумочки и стильные шляпки из фетра. А букет из войлочных цветов никогда не завянет, поэтому будет долго напоминать о дарителе.

Все интересное о празднике Евпатий Коловрат (история, традиции и многое другое)

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани.

Если в этот день тихая погожая погода без ветра, значит, в ближайшие дни будут благоприятные погодные условия.

Подарки своими руками

Крестики-нолики в мешочке (видео)

Подставка под горячее из шерсти (видео)

Если в этот вечер зажечь костер, и дым по земле будет стелиться, то в ближайшее время пройдет дождь.

Поздравительные открытки

Ниже мы подготовили несколько виртуальных открыток, которые вы можете бесплатно скачать на смартфон, телефон или компьютер, а затем переслать свом близким людям, путем использования любого месседжера.

Все интересное о празднике Евпатий Коловрат (история, традиции и многое другое) Все интересное о празднике Евпатий Коловрат (история, традиции и многое другое) Все интересное о празднике Евпатий Коловрат (история, традиции и многое другое) Все интересное о празднике Евпатий Коловрат (история, традиции и многое другое) Все интересное о празднике Евпатий Коловрат (история, традиции и многое другое)

Интересный экскурс по легендам об Евпатии Коловрате (видео)

Вот таким, интересным и занимательным, получился сегодняшний обзор! Очень надеемся, что вам у нас понравилось, и вы пригласите к нам своих друзей. Для того, чтобы они тоже узнали об этот великом человеке, и праздник Евпатий Коловрат почитался еще много-много лет, нажмите на кнопочки социальных сетей. До новых встреч в следующих обзорах!

Евпатий Коловрат 24 августа 2022 года имеет свои приметы и традиции

Народный праздник Евпатий Коловрат, который отмечают 24 августа 2022 года, имеет свои приметы и традиции. Это день памяти богатыря, жившего в период Руси в Чернигове. Он прославился своим подвигом: возглавив войско, Евпатий настиг и уничтожил монголов, разоривших Казань. О его силе и могуществе ходили легенды.

Одной из главных традиций дня у крестьян в данный праздник было стричь овец. Именно в этот период животные начинали покрываться зимней шерстью, а осеннюю — удаляли. В старину боялись ночь на Евпатия Коловрата, полагая, что на кладбище происходят страшные и непонятные вещи. Бывали случаи, что люди замечали на могилах странное свечение, слышали свист и словно кто-то поет.

Евпатий Коловрат 24 августа 2022 года имеет свои приметы и традиции

По легенде в темное время суток накануне праздника на погосте бродит белый конь, принадлежавший богатырю Евпатию. Он ищет хозяина среди могил и при этом плачет. Существует запрет на спиртное за день до праздника. Согласно поверью, кто выпьет хоть немного алкоголя, увидит во сне усопших предков.

24 августа люди не выпускали пастись на луг коз, опасаясь, что на них может напасть разная нечесть. Кроме того, следили за сараем, где те содержались, в надежде успеть защитить скот при необходимости. К этому дню должно было быть убрано и высушено сено на зиму. С ним связана интересная традиция праздника Евпатий Коловрат.

Особенности праздника Евпатий Коловрат 24 августа 2022 года

24 августа люди не выпускали пастись на луг коз, опасаясь, что на них может напасть разная нечесть. Кроме того, следили за сараем, где те содержались, в надежде успеть защитить скот при необходимости. К этому дню должно было быть убрано и высушено сено на зиму. С ним связана интересная традиция праздника Евпатий Коловрат.

С давних времен 24 августа в народе праздновали еще один своего рода праздник, Валяние на копне сена. Обычно в этом мероприятии принимали участия молодые люди, но и старшее поколение не упускало возможности передохнуть и понежиться в свежем сене. Ближе к вечеру люди собирались у костра, общались, пели песни и купались в водоемах.

Приметы праздника Евпатий Коловрат 24 августа 2022 года

Наблюдали в этот день за природой. Если замечали, что дым стелиться, то готовились к дождю. Определяли, что осень будет теплой и сухой по тому, что на Евпатия Коловратва было новолуние и сам день выдавался погожим и без осадков. Но ненастье предвещали ясные звезды в предрассветные часы ночью с 23 на 24 августа.

О том, что последние дни лета будут теплыми и солнечными понимали по утреннему туману над водоемами. Но в ситуации, когда с самого утра шел дождь, знали, что он будет затяжным и скорее всего продлится не один день. По большому количеству орехов и плохому урожаю грибов определяли, что грядущая зима будет лютой и снежной. Безветренный день 24 августа, который прекращался внезапно, был признаком хорошей погоды в ближайшее время

Источник: uenews.ru

Евпатий Коловрат

Народный праздник Евпатий Коловрат отмечается 24 августа (11 августа по старому стилю) каждого года. В этот день в храмах чтят память мученика Евпла Катанского и былинного богатыря Евпатия Коловрата.

Другие названия праздника: Евпл, День Евпла.

Не только страшным поверьем о белом коне известен был день Евпатия Коловрата. Также в этот день, как считалось, на болотах появляются блуждающие огни, которые на самом деле являются душами убитых и утопленников.
Евпатий Коловрат – личность скорее легендарная, чем историческая. О нём мало что известно историкам, немного сохранилось и текстов – письменных и устных, в которых этот рязанский князь бы упоминался.

Точная дата рождения Евпатия Коловрата неизвестна. Согласно данным некоторых источников, богатырь появился на свет около 1200 года. Эту дату принято считать годом рождения Евпатия. В одном из источников упоминалось отчество боярина — Львович. Известно также, что в наиболее ранних сказаниях герой был назван Евпатием Неистовым. Родиной витязя считают село Фролово Шиловской волости. Евпатий – уроженец рязанской области, патриот, герой местного сопротивления времен татаро-монгольского нашествия. С ним было 17 сотен человек. Дрался богатырь настолько отважно, что когда он погиб, хан отдал уцелевшим русским воинам его тело и отпустил их, выразив тем уважение павшему храброму воину.

Священномученик Евпл являлся архидиаконом в сицилийском городе Катане. Он пострадал в 304 году за веру в Христа при императорах Диоклитиане и Максимиане. Был заключен в темницу, а затем усечен мечом.

Традиции и обряды на Евпатий Коловрат

Главные традиции 24 августа — стрижка овец, запрет на употребление алкоголя.

— Легенда гласит, что в давние времена в Рязанской области сошлись в поле славные князья русские и войска хана Батыя. Бились они долго, и когда казалось, что воины хана победили, появился на белом коне неизвестный богатырь со своим полком. Многих монголов положил он на том поле, но и сам полег. А коня иноверцы загнали в болото. С тех времен появляется со стороны топи в этот день белый конь, по кладбищам ходит, ржет жалобно, боевого друга кличет. А вместе с ним невидимые простому человеку воины, что полегли на том поле, песни поют да свистят, товарища выискивая. Помогают им странные блуждающие огоньки, над болотом да могилами кружась, и если заглянуть в могилу, видно, кто в ней схоронен.

— На Евпатия Коловрата ни в коем случае нельзя пить. Считается, что покойные родственники придут и накажут пьяницу.

— 24 августа состригали шерсть из овец, зная, что до холодов она опять отрастет. Делали из нее нитки и вязали теплые вещи, валяли валенки.

Приметы на Евпатий Коловрат

  • Дым по земле стелется – к дождю.
  • Если на Евпатия новолуние и погожий день, значит, осень будет теплая и солнечная.
  • На Коловрата нет ветра – два-три дня будет благоприятная погода.
  • Если звезды сильно мерцают на рассвете, то через 2-3 дня будет дождь.
  • Если ветер, который ранее дул несколько дней, наконец, прекращается, то можно надеяться на хорошую погоду в скором времени.
  • Дождь во время восхода солнца – примета к тому, что ненастье продлится в течение нескольких дней.
  • Утром туман стелется над поверхностью водоемов – примета того, что будет несколько погожих дней.
  • Святой Федор коз пасет, святой Василий овцам шерсть дает.
  • Дым без ветра бьет к земле — к дождю.
  • Орехов много, а грибов мало — зима будет снежная и морозная.

Именины 24 августа

Мартин, Федор, Александр, Василий, Мария, Макар, Максим, Марк.

Нет на Земле народа, который не помнил бы своих героев, не гордился бы славным прошлым своим. Эта память связывает нас с нашими предками, нашей историей. Если эта нить порвется, если мы забудем героев прошлого, свою историю, своих предков, то мы не узнаем и самих себя. Тогда мы ничего не сможем передать и потомкам. А это значит, что мы исчезнем из памяти людей, как будто нас и не было.

11 января 1238 года, согласно легенде, был торжественно похоронен герой сопротивления монголо-​татарскому нашествию Евпатий Коловрат…

О бесстрашном и могучем воине, который много лет назад погиб в битве с пришедшими на Русь ордынцами, нам известно из «Повести о разорении Рязани Батыем». По одной исторической гипотезе, рязанский богатырь — собирательный образ, олицетворяющий героическую борьбу русского народа с Золотой Ордой, по другой — в основе предания лежит подвиг реального человека. Как в истории о Евпатии Коловрате переплелись миф и реальность… 

 

Кадр из диафильма «Сказание о Евпатии Коловрате». © Б.Пашков

 О Евпатии Коловрате известно только из одного источника — «Повести о разорении Рязани Батыем». Согласно этому произведению древнерусской литературы, после взятия монголами Рязани в декабре 1237 года Коловрат возглавил сопротивление захватчикам, сплотив вокруг себя 1,7 тыс. воинов.

Если верить хронологии описываемых в «Повести» событий, Коловрат погиб в бою в первой трети января 1238 года. В одном из списков этого литературного произведения утверждается, что торжественные похороны Евпатия состоялись 11 января.

Согласно другой точке зрения, которая основывается на сведениях об участии рязанцев в боях с монголами, Коловрат (или воин, ставший его прообразом) мог воевать с захватчиками до весны. Предполагается, что Евпатий погиб в битве на реке Сить 4 марта 1238 года, сражаясь в составе войска владимирского князя Юрия Всеволодовича, и был похоронен на левом берегу реки Вожа. Однако его могила так и не была обнаружена.

Не прекращаются споры историков и о происхождении имени героя «Повести». Евпатий — это изменённое греческое имя Ипатий, достаточно распространённое в Древней Руси. С прозвищем Коловрат история несколько сложнее. Прозвище на Руси, как правило, давалось по роду занятий человека. Наиболее популярная в среде учёных гипотеза такова: богатырь Евпатий стал известен как Коловрат за ловкость в бою («коло» — круг, «врат» — вращение).

«И была сеча зла и ужасна»

В 1237—1238 годах Русь подверглась масштабному вторжению Золотой Орды. Историки по-​разному оценивают численность монголо-​татарского войска (от 60 тыс. до 150 тыс.), но достоверно известно, что захватчики намного превосходили по мощи дружины русских князей.

Из-за феодальной раздробленности русские не могли выступить единым войском, что облегчило ордынцам завоевание княжеств. Нашествие возглавлял внук Чингисхана, правитель улуса Джучи (Золотой Орды) хан Батый. Первым городом, который подвергся разорению, стала Рязань, южная окраина северо-​восточной Руси.

«Повесть о разорении Рязани» — один из основных источников информации о трагедии, которая произошла в декабре 1237 года с богатым городом на правом берегу Оки. Предчувствуя неминуемую гибель, рязанский князь Юрий пытался откупиться от Батыя. Но правитель Золотой Орды заявил о своих претензиях на «всю русскую землю» и потребовал «у князей рязанских дочерей и сестёр к себе на ложе». Рязанская знать собрала войско и приняла неравный бой неподалёку от города.

 

Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

 «И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы: один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами», — говорится в «Повести».

После победы Батый уничтожил окружавшие Рязань сёла и завладел столицей княжества. «Повесть» и данные археологических раскопок свидетельствуют, что монголы практически стёрли с лица Земли Рязань и вырезали всех уцелевших горожан. В конце декабря 1237 года полчища Батыя двинулись покорять Суздальское княжество.

Весть о нашествии на Рязань дошла до одного из «вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат», который в тот момент находился в Чернигове. «С малою дружиною» боярин «помчался быстро» в Рязанское княжество.

«И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустевшую — города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разорённый, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены», — сообщает «Повесть».

«Смешалися все полки татарские»

Евпатий собрал небольшую дружину численностью около 1,7 тыс. человек и внезапно напал «на станы Батыевы» уже на территории расположенного к северу от Рязани Суздальского княжества.

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился», — говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Батый отправил на истребление русских своего «шурича» (сына шурина) Хостоврула, который пообещал привезти Коловрата живым. Войско Евпатия было окружено самыми боеспособными монгольскими отрядами. Хостоврул вызвал рязанского боярина на поединок и погиб в схватке с Коловратом.

«И стал Коловрат сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил — одних пополам рассекал, а других до сёдла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (осадных камнемётных орудий. — RT), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его», — так «Повесть» рассказывает о последнем бое Коловрата.

  

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)

 Батый был восхищён мужеством Коловрата. Глядя на тело мёртвого боярина, он сказал: «Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня — держал бы его у самого сердца своего».

Хан повелел отпустить оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. Если верить «Повести», герой сопротивления монголо-​татарскому нашествию был похоронен в Рязани вместе с погибшими князьями и боярами.

Таинственный Коловрат

У историков вызывает множество сомнений достоверность событий, описываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем», которая была создана не раньше конца XIV века. Например, в произведении утверждается, что Коловрат и другие погибшие представители знати были отпеты и похоронены в Рязани, хотя она после захвата была полностью разрушена.

Исследователи обратили внимание, что «Повесть» рассказывает о князьях, которых в 1237 году уже не было в живых. В частности, упоминаются Давид Муромский (умер в 1228 году) и Всеволод Пронский (умер в 1208 году).

В тексте также говорится, что в боях с монголами участвует князь Ингварь Ингваревич, дискуссия о существовании которого до сих пор продолжается. Есть предположения, что Ингварь Ингваревич — это рязанский князь Ингварь Игоревич, правивший с 1217 года. Однако он умер в 1235 году — за два года до монгольского нашествия.

Под сомнение ставится и факт существования Коловрата, о котором ничего не сообщается в других произведениях и письменных документах Древней Руси. К тому же «Повесть» не уточняет происхождение Евпатия и его место во властной иерархии Рязанского княжества.

О Коловрате рассказывается как об одарённом полководце, мужественном и профессиональном воине, обладающем невероятной физической мощью. Евпатия принято представлять коренастым мужчиной крепкого телосложения, а по характеру рязанский боярин — храбрый и патриотичный русский воин. Такое описание роднит Коловрата с героями русского эпоса — богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем.

  Доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе Анатолий Дёмин подчеркнул, что прозвище Коловрат никак не связано со знаком Солнца, славянской свастикой или иными языческими символами.

Дёмин отметил, что Коловрат выделяется своей человечностью на фоне типичных богатырей из русских былин. По его словам, несмотря на определённую гиперболизацию, Евпатий показан в целом обычным человеком, стремившимся защитить свою землю от захватчиков.

Народный герой

Рязанский боярин — достаточно популярный персонаж произведений российского искусства.

Подвиги Коловрата, в частности, воспел уроженец Рязанской губернии Сергей Есенин. В «Сказании о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912) он описывал богатыря как необычайно сильного человека, который двумя пальцами «вытягивал» «пешнёвые угорины» (раскалённые ломы). При этом Коловрат в стихотворении Есенина предстаёт не вельможей, как в «Повести», а кузнецом — человеком из народа.

Советские писатели обращались к Коловрату как к символу народного сопротивления захватчикам. Всплеск популярности рязанского богатыря произошёл в период Великой Отечественной войны. Евпатий стал героем произведений Сергея Маркова (1941) и Василия Яна (1942).

После распада СССР Коловрат также упоминался во множестве художественных произведений. В 2007 году в Рязани ему был установлен памятник.

 

Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани © Wikimedia Commons

 Ещё два памятника Евпатию появились в посёлке Шилово и деревне Фролово.

В 2009 году заслуженный художник России Иван Коржев создал скульптуру Коловрата из литьевого камня: Евпатий сидит в задумчивой позе, легко придерживая правой рукой огромную секиру. В этом же году появился холст Максимильяна Преснякова. На картине израненный стрелами Коловрат держит в руках два меча, пытаясь подняться, чтобы продолжить бой с монголами.

В ноябре 2017 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссёра Джаника Файзиева. По сюжету в декабре 1237 года Евпатий отправился на переговоры с другими князьями, чтобы оказать совместное сопротивление нашествию монголов. Однако Рязань была сожжена, и Коловрат, собрав отряд мстителей, начал героическую борьбу с захватчиками.

Быль или легенда

Значительная часть историков считает, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» переплетены вымысел и реальные события, а Коловрат является собирательным образом русских воинов, сражавшихся с ордынцами.

«То, что мы видим в этой повести, характеризует восприятие русского человека вовсе не XIII века. Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны. Но всё остальное, в частности восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV—XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному», — пояснил в интервью RT доктор исторических наук, профессор кафедры Истории и теории культуры РГГУ Константин Ерусалимский.

Историк-​медиевист Клим Жуков придерживается такой же позиции. Он полагает, что большая часть событий «Повести о разорении Рязани Батыем», включая рассказ о Коловрате, не соответствуют действительности.

«К Коловрату стоит относиться как к легендарному, былинному герою. Есть ещё несколько персонажей, в чьих судьбах присутствует практически аналогичный сюжет героической борьбы с захватчиками. Один из них — Меркурий Смоленский, описание подвига которого относится к историческим памятникам литературы XV века», — отметил в беседе с RT Жуков.

Однако существует и альтернативная точка зрения. Её суть заключается в том, что Коловрат был реальным воином, который сплотил вокруг себя небольшой отряд, но автор «Повести» приписал ему некоторые качества былинных персонажей.

Этот подход основан на фактах, свидетельствующих об упорном сопротивлении монгольским туменам (тактическая единица монгольского войска), которое продолжили оказывать рязанцы и после падения столицы своего княжества.

«Многие исследователи считают, что памятник основан на реальных событиях, и ряд имен в нём абсолютно достоверен», — подчеркнул Ерусалимский.

Согласно летописям, Батый действительно разорил Рязанское княжество, но один из выживших князей, Роман Ингваревич, смог собрать ратников и принял бой с захватчиками на территории Суздальского княжества.

Также известно, что в первой половине января 1238 года произошло крупное сражение с монголами вблизи Коломны (к северу от Рязани). В битве принял участие великий князь Юрий Всеволодович, опасавшийся, что Владимирское княжество повторит участь Рязанской земли. В его войско влились и рязанские дружинники.

Предполагается, что на момент гибели Коловрату было около 35 лет, хотя достоверные сведения о том, когда и где он родился, отсутствуют. Есть версия, что Евпатий родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район Рязанской области) приблизительно в 1200 году.

Историк–фольклорист, доктор филологических наук Борис Путилов (1919—1997) в своих научных трудах утверждал, что «Повесть о разорении Рязани» не стоит рассматривать как исключительно литературное произведение с вымышленными персонажами. То есть он опровергал принятый в советский период подход к легенде о Коловрате как к выдумке автора «Повести».

«Рассказ о Евпатии Коловрате в сюжетном отношении далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Для народной песни этот сюжет очень сложен, в нём много эпизодов (или мотивов), которые легко развиваются в рамках воинской повести, но которые значительно труднее развить в рамках народной песни», — говорится в статье Путилова «Песня о Евпатии Коловрате».

По мнению историка, рассказ о Коловрате характеризуется резкими поворотами сюжета и быстрой переменой мест действия. Отсутствие картинных зарисовок, свойственных былинному жанру, позволяет сделать вывод о наличии в «Повести» элементов документалистики. Соответственно, и сам рассказ о Коловрате мог иметь реальную основу.

Родился Евпатий Коловрат, в селе Фролово Шиловской волости. Сегодня это село все еще существует. Оно находится в Рязанской области, Шиловском районе, Мосоловском поселении. Некоторые исследователи считают именно городское поселение Шилово — родиной Евпатия Коловрата. Там даже поставлен памятник знаменитому земляку. Но, по преданию — именно в небольшой деревушке около Шилова родился герой моего исследования.

Сведений о нём не так много, и они противоречивы. Неизвестна даже точно дата его рождения, только приблизительно назван год — 1200. Зато дата гибели названа более точно — январь 1238 года в «Повести о разорении Рязани Батыем». Там же говориться и о торжественных похоронах Коловрата в Рязанском соборе 11 января 1238 года.

О семье Коловрата информации еще меньше. Как известно, русские летописи в древнее время переписывались от руки, эти копии назывались редакциями. В некоторых редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович. О том, что у Коловрата была молодая жена Татьяница и пятилетний сын Михалко мы узнаем только из книги Василия Ряховского «Евпатий Коловрат». А значит, это может быть и вымыслом самого писателя. Придуманной мне кажется и версия, что Коловрат был язычником. Те, кто это утверждают, объясняют, что «коловратом» древние славяне называли символ солнечного движения, солнцеворот. Но всё-таки Евпатий Коловрат жил уже после 300-х лет христианства на Руси, в 13 веке. Вряд — ли он оставался язычником.

В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый. Одни говорят, что он был местным воеводой, другие — руководителем народного ополчения. А боярин — это крупный землевладелец, собственник вотчины. Вотчину Евпатий Коловрат действительно имел — на Урсовском городке под селом Заполье.

 По сути Евпатий был обычным человеком, однако же, его имя навсегда- было вписано в русскую историю, и должно служить примером мужества и героизма для нас. Что же такого сделал Евпатий? Евпатий Коловрат, легендарный русский богатырь, сражавшийся против монголо-татарских завоевателей в 13 веке. Трагические события 1237-1241 годов явили немало примеров мужества и самоотверженности наших предков. Никто не собирался без боя покоряться могущественным завоевателям. Во всех русских княжествах отвечали решительным отказом на предложение признать / рабскую зависимость от монголов. Первой жертвой монгольского нашествия на Русь стало Рязанское княжество. Оно находилось на юго- востоке страны и граничило с захваченными врагом территориями. Правили Рязанским княжеством потомки Ярослава Мудрого. Когда в конце 1237 года вражеские полчища подступили к границам Рязанской земли, согласно сведениям «Повести о разорении Рязани Батыем», рязанский князь Юрий Ингваревич направил к Батыю для переговоров своего сына Федора. Монголы нарочно предъявили неприемлемые условия и, получив от Федора Юрьевича отказ, убили молодого князя. А вскоре погибла и его жена. В это же время рязанский князь Юрий Ингваревич обратился с просьбой оказать ему помощь в Чернигов и во Владимир. Но каждый князь, заботясь в первую очередь о безопасности своей территории, не хотел напрасно растратить силы, необходимые для обороны собственных владений. Рязанцам пришлось одним противостоять грозным врагам. Не было в Рязани в роковой час одного из самых доблестных воинов князя Юрия Ингваревича — боярина Евпатия Коловрата. Он находился в Чернигове с князем Ингварем Ингоревичем по поручению своего господина вел переговоры об оказании помощи Рязанскому княжеству. По другим сведениям Евпатий Коловрат во время нашествия Батыя в Чернигове собирал подати для своего князя. Некоторые указывают , что он собирал дань в лесах на реке Пре. А по книге «100 великих героев» князь отправил своего ближнего боярина Евпатия Коловрата за помощью к тверскому князю. Но удельная Тверь, решившая защищаться сама, отказала в помощи рязанцам. Боярину все же удалось набрать три сотни конных добровольцев, которые решили постоять за Русскую землю.

Не получив помощи от соседей, потерпев неудачу в попытках примириться с Батыем рязанские князья со своими войсками встретили полчища монголов «в поле», недалеко от границы, «и была сеча зла и ужасна». Монголов было во много раз больше, чем русских воинов и они одержали победу в этом сражении. 16 декабря 1237 года враги подошли к Рязани. В течение пяти дней непрестанно ордынцы штурмовали город. На шестой день, 21 декабря 1237 года, когда многие рязанцы погибли в бою, а оставшиеся были ранены или изнемогали от беспрерывного сражения, монголы ворвались в крепость. Страшному разгрому подверглась Рязань, погибло большинство горожан. «И не осталось в городе ни одного живого:

все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые». Опустошив некоторые другие города Рязанской земли, Батый направился дальше, намереваясь покорить и остальные русские княжества.

Евпатий Коловрат со своей небольшой свитой поспешно возвращается на пепелище Рязани, быть может, еще надеясь застать в живых кого-либо из родных и друзей. Но на месте процветавшего еще недавно города Коловрату и его спутникам открылось ужасное зрелище: «увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены». Несказанной скорбью наполнилось сердце, Евпатий собрал уцелевшихрязанских ратников (всего в дружине теперь насчитывалось около тысячисемисот человек) и пошел вслед за монголами. Настигнуть недругов удалось уже в пределах Суздальской земли. Евпатий Коловрат и его дружинники внезапно напали на ордынские станы и нещадно били монголов. «И смешались все полки татарские… Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских храбро и мужественно», — сообщает древний автор. Сильный урон был нанесен противнику. Ордынцы, не ожидавшие удара со стороны опустошенной ими Рязанской земли, враги пришли в ужас, — казалось, это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. Сомнения отступили лишь тогда, когда удалось захватить в плен пятерых израненных русских воинов. Их привели к Батыю, и на вопрос хана, кто они такие, последовал ответ: «Мы — люди христианской веры, а воины великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка Евпатия Коловрата.»

Батый решил послать против Евпатия лучшие, отборные полки во главе со своим родственником Хоставрулом, который хвастливо поклялся хану, что возьмёт Коловрата живым. Хоставрул выехал против него один на один, но русский богатырь рассек хвастливого завоевателя пополам до седла. Бой продолжился, и монголы никак не могли сломить упорства русских воинов. И тогда Батый велел применить против них свое секретное оружие — пороки — китайские камнеметные машины, которые применялись при штурме укреплений.

Наведя десятки пороков на Коловрата и остатки его дружины, монголы открыли сильную стрельбу. В русичей полетели огромные каменные глыбы, способные разрушить стены крепостей. Только так смогли поразить русского богатыря Евпатия Коловрата и его дружину, хотя при этом пришлось уничтожить и множество своих.

А в книге Василия Ряховского нет упоминаний о метании камней. Там Коловрат погиб в бою с предателем, князем Глебом, которого рязанцы в свое время выгнали из княжества.

Когда и остальные рязанские воины погибли в неравном бою, монголы принесли к Батыю мертвого Коловрата. Приближенные хана восхищались мужеством русских героев. Сам Батый воскликнул: «О,Коловрат Евпатий! Многих ты побил богатырей сильной орды, и многие полки пали. Если бы у меня такой служил, я держал бы его против сердца своего». Отдавая дань проявленному мужеству, Батый вернул тело Коловрата оставшимся в живых людям из его дружины, израненными в битве и приказал отпустить героев, не причиняя им никакого вреда, чтобы похоронили его по своему обычаю.

Такова история подвига рязанского богатыря Евпатия Коловрата и его храброй дружины, поведанная древней воинской повестью.

Удивительно, но и о самом подвиге Евпатия Коловрата известно только по «Повести о разорении Рязани Батыем», в других источниках его имя не упоминается вовсе — ни в русских летописях, ни в монгольских и арабских источниках.

А как же князь, с которым вместе Коловрат выполнял поручение рязанского князя перед самой своей гибелью? Ингвар Ингоревич из Чернигова приехал в свою вотчину. На пепелище Старой Рязани, среди углей, камней разваленных соборов, князь отыскал тела матери, снох и родни. Схоронили всех погибших в Старой Рязани. Город очистили как могли и освятили.

«Схоронил Ингвар Ингоревич и своих братьев — князей Юрия Ингоревича, сына его Федора с женой и ребенком, Давида Ингоревича Муромского, Глеба Ингоревича Коломенского и других князей, бояр, воевод и «ближних знаемых». Тела принесли в Старую Рязань и отпели.

Сел в Рязани на престоле отца князь Ингвар Ингоревич, в крещении нареченный Козма. «И обнови землю Рязаньскую, и церкви поцстави, и монастыри согради, и пришелцы утеши, и люди собра».

То, как рязанцы встретили полчище монголов, это было залогом грядущей Куликовской битвы.

Память героя чтут его потомки. В настоящее время в России существуют три памятника русскому богатырю, располагающиеся на территории Рязанской области. Первый из них был установлен в городе Щилово , так как именно этот город, согласно некоторым источникам, является родиной Коловрата.

Второй памятник работы Олега Седова был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. До 2014 года мэрия Рязани планирует завершить архитектурную группу памятника, украсив его топиарными цветниками (топиарами называют зеленые скульптуры для оформления садовых ландшафтов), каскадным фонтаном и декоративными камнями, с высеченными на них отрывками из «Повести временных лет».

Третий памятник Евпатию Коловрату был открыт в 2009 году. Подвиг Евпатия Коловрата нашёл отражение и в русском народном творчестве, про него писали песни и стихи. Самое первое написанное еще в 19 веке — стихотворение Льва Мейя «Песня про боярина Евпатия Коловрата». Сергей Есенин написал большое стихотворение, воспев его подвиг — «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе». В самом начале Великой Отечественной войны, в 1941 году Сергей Марков создал «Слово о Евпатии Коловрате». Жена известного детского поэта Сергея Михалкова, тоже писательница Наталья Кончаловская в своей поэме о Москве «Наша древняя столица» в главе о монгольском нашествии писала и Евпатии Коловрате. Написаны о Коловрате и художественные произведения — Василий Ряховский, «Евпатий Коловрат»; Алексей Красавин, «Евпатий Коловрат» (2003); Прозоров Лев, «Евпатий Коловрат» (2009). Есть даже музыкальное произведение с таким названием — кантата «Евпатий Коловрат», музыка В.Викторова, стихи Г.Попова. Современная группа в стиле хард-рок «Киборг» исполняет очень своеобразную песню о солдате Перуна — Евпатии Коловрате.

Хотя , конечно, портрета героя не сохранилось, да и не было его никогда, многие художники изображали Евпатия Коловрата так, как они его представляли В том числе и мой земляк — художник Константин Васильев.

В советские времена «Союзмультфильм» выпустил мультик — «Сказ о Евпатии Коловрате». В 2007 году, именем рязанского воеводы, была названа одна из улиц его родного города. И, наконец, в 2008 году была написана компьютерная игра «Золотая Орда» , в которой один из действующих персонажей — Коловрат. Насколько описанные события января 1238 года, произошедшие на суздальской земле соответствуют исторической правде, ни один современный историк не берется сказать. Могила Евпатия Коловрата, несмотря на все старания, не найдена. Многие вообще считают его не исторической, а вымышленной фигурой. Даже если так, даже если Коловрат — это собирательный образ защитника русской земли, его подвиг — это пример беззаветного мужества, самоотречения, преданности и верности. А эти качества, качества настоящего мужчины, воина и защитника всегда, во все времена высоко ценились всеми людьми. Даже краткое знакомство с жизнью Евпатия Коловрата, с его подвигом — реальным или нет — наполняет нас гордостью за наш народ, который ни в какие времена не позволял и не позволит врагам безнаказанно сеять

 Памятник Евпатию Коловрату в деревне Фролово

 Памятник Евпатию Коловрату.

Памятник в Рязани.

Памятник в Рязани.

 Памятник Евпатию Коловрату в городском поселении Шилово

Памятник Евпатию Коловрату в городском поселении Шилово.

Живописные изображения Евпатия Коловрата.

kolovrat4

П. Литвинский. Евпатий Коловрат

kolovrat5

С. Бабюк. Последний бой

 kolovrat6kolovrat7

kolovrat8

kolovrat9

Эскизы Константина Васильева…

 По материалам сайта : «Календарь Истории» https://tunnel.ru

и сайтов «исторический-сайт.рф«

и https://aftershock.news

Православная церковь 24 августа чтит память сразу нескольких значимых личностей — славянского воина Евпатия Коловрата, православных преподобномучеников Феодора и Василия, а также мученика Евпла Катанского.

Евпатий Коловрат

Даты жизни Евпатия Коловрата известны весьма приблизительно (родился около 1200 и жил до 11 января 1238). История сохранила о нем память как о легендарном русском богатыре, герое рязанского народного сказания времен нашествия Батыя. Это личность скорее легендарная, чем историческая. Специалисты до сих пор спорят, был ли это реальный человек или же собирательный образ героя.

Согласно преданию, Евпатий жил в XII веке на Руси, был родом из Рязанской области и прославился своими подвигами на воинском поприще. Легенда гласит, что в давние времена в Рязанской области сошлись в поле славные князья русские и войска хана Батыя. Бились они долго, и когда казалось, что воины хана победили, появился на белом коне неизвестный богатырь со своим полком в 17 сот человек. Дрался богатырь настолько отважно и столько монголо-татар положил на поле, что, когда он погиб, хан отдал уцелевшим русским воинам его тело и отпустил их, выразив тем самым уважение к павшему.

День Евпла Катанского или Евпатия Коловрата на Руси считали страшным, наполненным мистики. В старину верили, что 24 августа на болотах можно встретить белого коня, который, по поверью, выходит на поиски своего умершего всадника. По легенде, конь появляется в тех местах, где в давние времена произошло побоище русских воинов против татар. Животное обходит все могилы, роет землю и «плачется».

Также в этот день на болотах появляются блуждающие огни, которые, как верили, являются душами убитых воинов и утопленников. На Евпатия запрещалось употреблять какие-либо алкогольные напитки, потому как считалось, что после этого явятся давно умершие родственники и будут ругать выпившего.

Евпл Катанский

Священномученик Евпл жил во II–III веках и являлся архидиаконом в сицилийском городе Катане (современная Катания). Он был известен тем, что постоянно ходил с Евангелием и распространял христианство среди язычников.

Евпл подвергся гонениям при императорах Диоклетиане и Максимиане. Во время одной проповеди святого схватили и отправили на суд. Евпла пытали, заставляли отречься от веры и признать языческих богов, но все было тщетно.

Тогда его приговорили к медленной смерти от голода и жажды. Евпла заключили в тюрьму, а дверь запечатали. Страдалец усердно молился Господу, и внезапно в темнице появился источник. Через некоторое время стражники, зайдя в темницу, увидели, что святой жив, а из стены бьет ключом вода. Вскоре об этом узнал градоначальник и приказал отсечь Евплу голову. Святой смиренно принял эту весть.

На Руси мученика очень почитали. В 1471 году в центре Москве возвели деревянную церковь архидиакона Евпла. Позже она была заменена каменной.

Феодор и Василий Печерские

Преподобномученики Феодор и Василий Печерские жили в ХI веке. Известно, что они обитали в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Святой Феодор раздал все свое имущество нуждающимся и ушел в монастырь. Когда в сердце его поселилась скорбь о розданном богатстве, его поддержал живший вместе с ним в келье преподобный Василий. Он предложил все, что имел сам, и тогда Феодор раскаялся. Однако от греха сребролюбия он избавился только через много лет.

Преподобномученики Феодор и Василий погибли от руки князя Мстислава Святополковича, который приказал замучить их до смерти, пытаясь вызнать место, где спрятаны сокровища.

Что нельзя делать 24 августа

На Евпатия категорически запрещается употреблять любой алкоголь — считается, что 24 августа покойные родственники могут прийти и наказать за пьянство, пишет utro.ru.

Кроме того, настрого запрещено ходить на болота или в болотистую местность. Завидев на Евпатия Коловрата огоньки над болотом, на Руси говорили, что это души умерших, которые пришли на одни сутки в наш мир, и в открытый проход между мирами с легкостью может затянуть живого человека.

Существовало поверье, что 24 августа белого коня, ищущего пропавшего Евпатия, можно увидеть на погостах. Поэтому 24 августа старались не подходить близко к кладбищам, чтобы не встретить призрака. Встреча с белым конем в эту дату считалась дурной приметой, которая сулила несчастье и похороны в семье.

Также нельзя много есть, чтобы не «слопать» достаток.

Что можно делать на Евпатия Коловрата

Считалось, что святые Феодор и Василий покровительствуют в этот день уходу за домашней живностью. Мужчинам рекомендовалось 24 августа заняться стрижкой овец, , чтобы те успели обрасти новой шерстью до наступления холодов. Считалось, что из шерсти, состриженной в это время, получаются самые теплые валенки.

Женщинам советовали вычесывать кошек и собак, а из собранной шерсти изготавливать пояса, талисманы и обереги.

Приметы на 24 августа

  • В лесу много орехов, но мало грибов — зима будет морозной;
  • На Евпатия Коловрата стоит солнечная погода — в сентябре будет мало дождей;
  • Поутру над рекой стелется туман — неделя выдастся теплой.
  • На Евпатия новолуние и погожий день, значит, осень будет теплая и солнечная.
  • На Коловрата нет ветра — два-три дня будет благоприятная погода.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Коловорот славянский праздник
  • Колобок ужасы сценарий
  • Колобок сценарий на свадьбе
  • Колобок румяный бок сценарий
  • Колобок пожарников дружок сценарий развлечение