Коляда славянский праздник зимнего солнцеворота

Славянский праздник Коляды – день Зимнего Слнцестояния. Узнайте о традициях праздника Коляды и славянских обрядах этого дня

Название славянского праздника Коляды совпадает с именем Бога Молодого Зимнего Солнца, по поверьям, родившегося в самую длинную ночь года. Коляда — праздник солнечного перелома, один из дней, после которых количество солнечного света начинает прирастать либо убывать. Другие славянские праздники солнечного перелома приходятся на весеннее и осеннее равноденствие, летнее солнцестояние. 

Дата праздника Коляды  

Дата славянского праздника Коляды совпадает с зимним солнцестоянием. Точное астрономическое время солнцестояния непостоянно, изменяется от года к году. Как правило, Коляда у славян приходится на 21 или 22 декабря. Точную дату и время астрономического солнцестояние в современное время узнать не трудно, если вы хотите отметить праздник Коляды именно в миг перелома. 

Встарь славянская Коляда часто праздновалась 25 декабря. В ночь солнечного излома Коляду встречали только Волхвы, проводили славянские обряды, посвященные празднику. Миряне же праздновали с 25 декабря, когда уже чувствуется прибавление солнечного дня «на воробьиный скок». Празднование Коляды у славян считалось делом опасным: злые духи, старающиеся помешать рождению Молодого Солнца ещё не покинули мир Яви. 

Праздник Коляды и Рождество, в чем различия 

Многие традиции Коляды и обряды праздника сместились со временем на другие даты и стали частью празднования Рождества. Так традиционные песни-Колядки сейчас более известны как рождественский обычай. Однако название этих песен говорит о том, что они появились до прихода христианского праздника и посвящены Богу Коляде. Не стоит путать и дату праздника. Со сменой календаря Рождество сместилось на 7 января. Однако, славянский праздник Коляды всегда совпадает с зимним солнцестоянием. Коляда по традиции отмечается либо в ночь солнцестояния, либо в ночь на 25 декабря.

Ночь накануне праздника Коляды  

Ночь накануне праздника Коляды считается одной из самых страшных в году. Подобно тому, как пред Купальской ночью просыпается Скипер-Зверь и злые духи проникают в мир Яви, навьи появляются и перед празднованием Коляды. Славянские мифы рассказывают, что навьи пытались помешать рождению Коляды, Бога Молодого Солнца. Потому каждую зиму в самую длинную ночь года злые духи появляются на земле. Славянская Коляда символически связана и со смертью солнца, которое умирает в ночь зимнего солнцестояния, чтобы вновь родиться утром. Потому многие представления ряженых на Коляду содержат мотив смерти и возрождения.

мифы и легенды о славянских богах

Читайте книги сказок о славянских Богах!


Защитный обряд солнечного излома, на Коляду


Традиции встречи праздника Коляды  

Коляда у древних славян начиналась вовсе не с шумных гуляний. Перед столь значимым праздником славяне старались закончить важные дела, раздать долги, решить споры. Важно было, чтобы в Ночь Чернобога, ночь накануне Коляды, человек был чист помыслами, потому что в эту ночь на землю приходят духи Предков и строго спрашивают каждого, шёл ли он путем Прави. 

В сам праздник Коляды рано утром мужчины отправлялись в лес искать сухое дерево — Бадняк. Дерево приносили в деревню, украшали лентами, наузами. Вместе с Бадняком провожают прошлое, всё, что отжило. Сухое дерево сжигают вечером в присутствии всех жителей деревни. Часто обряд сжигания Бодняка требует сначала отдать почести дереву: перед сжиганием его кормят и поят.  

В день Коляды, подобно празднику Купало, зажигают огненное колесо. Отличие в том, что на праздник Коляды, зимнее солнцестояние, славяне не скатывают колесо с горы в реку, а, напротив, поднимают его на высоком шесте, показывая, что солнце начинает прибывать, каждый день поднимается всё выше. 


Колядки и ряженые на праздник Коляды 

Наиболее известный обряд встречи Зимнего Солнца — хождение по дворам с праздничными песнями-колядками. Колядки начинались с самого утра. Утром по дворам ходили дети, позже выходили молодые парни и девушки, уже поздним вечером гуляли и мужики с жонками.

«Мы ходили, мы искали
Коляду святого
На земле, на небеси, по Славени, по Руси
По полям да по лесам, по долам да по горам
А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!»

Колядки призваны принести щедрому хозяину дома счастье, достаток, удачу в наступающем году. В хвалебных песнях с почтением упоминали хозяина, хозяйку, их детей, отмечали, как ладно они ведут дела, желали здоровья, достатка, прибавления в семье. Каждый хозяин старался щедро одарить колядовщиков. Скупому хозяину могли исполнить шутливые песни с угрозой «свети корову со двора» или даже пожелать худого года. Боялись и что на праздник Коляды ряженые с песнями-колядками вовсе обойдут двор стороной, это считалось худым знаком. 

«Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, тому куричья нога
Пест да лопата, корова горбата».

Ряженые на праздник Коляды не только обходят дворы с песнями. Артели ряженых, как их иначе звали рядих, нарядих, окрутников, собирались, заранее готовили костюмы и показывали традиционные сценки. Традиционные выступления ряженых часто содержали мотив смерти и возрождения. Например, водили козу или медведя, которые неожиданно падали, как бы умирали, после чего поднимались и продолжали веселый танец.  

Славянский Праздник Коляда — это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предшествует Коляде событие — Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды. Самый короткий день и самая длинная ночь в году, после которой начинает прибывать день. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь).

В 2022 году Карачун приходится на 21, 22, 23 декабря

Давайте попробуем по порядку непредвзято разобраться, что же такое Карачун, Коляда и Рождество у славян.

Славянский Праздник Коляда

Карачун — как правильно встретить преддверие Коляды?

Карачун (Корочун) — зимнее солнцестояние, солнцеворот (коловорот), один из важнейших периодов года, когда грань между Явью и Навью очень тонка. Дата зимнего солнцестояния приходится в период с 19 по 25 декабря. В эти дни высота подъёма солнца на небосклоне является самой низкой. После Карачуна Солнце начинает свой северный путь роста. В это время Земля находится в наименьшем удалении от Солнца.

Картины Королькова Виктора АнатольевичаКарачун – это последние три дня солярного цикла перед Колядой – рождением нового Солнца. Карачун не празднуют, но при его наступлении проводятся специальные обряды для очищения и освобождения от всего ненужного.

Жизнь на Земле во многом зависит от Солнца, поэтому приближение Земли к Солнцу и отдаление — это важнейшие астрономические события.

Момент солнцестояния — это критический момент перехода. Около трёх дней до и после солнцестояния Земля принимает огромный поток творческой энергии, это магическое, сакральное время перехода. Как и любое переходное время, оно предназначено для духовных практик. Считается, что это время — не для материальных дел. Это даты, в которых заложен глубинный смысл – познание себя и Бога, очищение Души и переход на новый этап её развития. Особенностей таких дней заключается в том, что у вас приоткрывается возможность для того, чтобы Править (Ладовать, т.е. приводить к Любви, Ладу, Порядку) ваши дух, душу и тело.

Зимнее солнцестояние — это наступление астрономического нового года. Это праздник возрождения, рождения нового солнца.

С этого момента начинается новый цикл времени. Момент солнцеворота, конец долгих ночей — это мистерия рождения нового, обновления, возрождения, переход от старой жизни к новой. Это день закладки надежд, прочного фундамента светлого будущего. Это одновременно и смерть и воскресение, мистерия перерождения старости в молодость.

В это энергетически особенное, заряженное время можно сжечь свои грехи, изменить судьбу, переродиться, как заново рождается обновлённое Солнце.

За пару недель перед солнцеворотом благоприятно избавляться от всего отжившего, мешающего, лишнего: очистить дом, очистить своё физическое тело (ПОСТ и русская баня), очистить свои обереги и очистить своё сознание от негативных моментов. Хорошо бы отпустить обиды, оставить ссоры, разрешить конфликты, благоприятно делать пожертвования, отдавать долги. В новую жизнь лучше вступать налегке. С благодарностью Богам, с чистыми мыслями, чистыми намерениями и пожеланиями счастья.

Женщины в этот день пекли хлеб – каравай в форме Солнца. Испекая каравай вы, тем самым, притягиваете энергию Солнца в свой дом, а аромат хлеба отгоняет всякую нечистую силу и наполняет дом благостной энергией. Особенно это актуально, как вы уже понимаете, перед рождением Бога Коляды.

Славянский Праздник Коляда

Ночь перед этим днём — самая длинная в году. Это тёмное, женское, магическое время. Эта ночь открывает двери в новую жизнь. Хорошо подвести итоги прошедшего года, поблагодарить Богов за всё, что Они дают. Важно освободиться от забот, тревог, зажечь свечи, благовония и в гармоничном состоянии войти в новую жизнь.

В это время вместе с солнцем всё живое начинает свой путь роста, восхождения. Очень важно быть Богоцентричным, отстраниться от суеты, обратиться внутрь себя.

Молитва, медитация в это время будут иметь огромную силу, а также — ваши благие намерения, цели на будущее. Ритмы Вселенной в это время очень этому способствуют. Сила возрождающегося Солнца, мощная энергия созидания наполнит их.

Благоприятно встретить восход Солнца, выразить ему своё почтение, поздравить с рождением, поблагодарить за его дары. Важно почувствовать этот переходный сакральный период, поворот от тьмы к свету, от незнания к знанию, от смерти к бессмертию. Если сделать это осознанно (отбросить негативное, отжившее и создать намерение приобрести светлое) тогда впереди — действительно — светлый путь возрождения, роста.

Славянский Праздник Коляда

Славянский Праздник КолядаКоляда — очень древний праздник, который совсем не был связан с Рождеством Христовым. На самом деле ещё с языческих времён, когда не было навязано христианство на Руси, а люди верили в Родных Богов, уже существовал такой праздник. С тех времён многие обычаи позабылись и изменились, но всё же многих традиций, хотя и несколько в другом виде, придерживаемся мы и сейчас.

Славянский Праздник Коляда — это праздник победы сил света над тёмными силами. С Этого момент день начинает прибывать, как говорят в народе «на воробьиный скок» или «на заячью лапку».

Его неотъемлемыми чертами являются обряды перевоплощения-ряжения в гостей из иного мира. Перевоплощаются в животных, надевая на себя их шкуры, рога, уши и хвосты. Мастерят особые личины-маски, закрывающие лицо, чтоб народ не узнавал. А ещё обряжались в людей, противоположных по возрасту и полу, надевая на себя свойственные им предметы одежды и облика. Например, малые детки рядились в старичков.

В зависимости от пола и возраста народ объединяется в небольшие сообщества — ватаги колядовщиков. Были ватаги детей, девушек, парней, мужчин, женщин. Изредка они объединялись в одну большую. Основательно подготовившись, колядовщики собирались у домов. Ватаги не заходили в дом, оставаясь у порога, а прежде чем начать действо, спрашивали разрешение у хозяев: «Хозяева, можно ли Коляду покликать?». Получив согласие, пели величальную песню хозяевам дома — песню, обобщённо описывающую, а иногда и явно преувеличивающую достаток и благополучие домочадцев. Затем распевали колядки — обрядовые песенки, играли на музыкальных инструментах, плясали, разыгрывали сценки. Обычно во главе колядующих были «козовод» и «коза» со свитой («лиса», «бык», «медведь» и другие «звери»). Колядовщиков следовало благодарить ценными и вкусными дарами, в том числе и куском круглого праздничного каравая, символизирующего солнце.

Славянский Праздник Коляда

По сути, колядки — это заговоры-пожелания на благополучие нового года. В зависимости от того, насколько хорошо хозяева отблагодарили гостей, колядки могли быть как добрыми, так и злыми, даже угрожающими!

Если хозяева были щедры и рады колядовщикам, то, осыпая хозяев зерном, распевали вот такую колядку, наполненную тёплыми пожеланиями и суля благополучие:

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Сею, сею, посеваю, ячмень жито посываю,
Чтобы в поле уродилось, чтобы в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом!

Но если хозяева были скупы и негостеприимны к ватаге, то слышали в свою сторону вот такую колядку, с угрозами, чтоб неповадно было жадничать:

Кто не даст пирога — мы корову за рога!
Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!
Не дадите хлеба — стащим с печки деда!
Не дадите лапку — стащим с печки бабку!

Колядки чередовались присказками и прибаутками:

Поможем зимушке-зиме теплом окутать землю!
— А чем помочь?
— Весельем!
— Смехом!
— Шуткой!
— Пословицей!
— Прибауткой!

Или

Солнце на лето, зима на мороз.
Кого захотим, рассмешим до слёз!
Медведь в берлоге на другой бок поворачивается.
Для ватаги нашей карман выворачивается.

Собрав даров, колядовщики отправлялись пировать.

Суть праздника Коляды

Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвящённых возрождению молодого Солнца. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются:

— облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных, использование масок;
— колядование, исполнение колядных песен;
— благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями, продуктами, монетами и прочими вещами;
— игры молодых людей;
— гадания незамужних девушек.

Просмотры: 23 394

Зимнее славянское Новолетие, Новое Коло (новый круг Яр-Солнца) — 13 Бейлетъ — месяца Белого Сияния и Покоя, или 22 декабря — месяца Десять (по латыни)
Коляда-Колядки — это Праздник Новолетия — конца и начала Летоисчисления («года») у некоторых славянских Родов.

Все славянские (словянские) праздники были приурочены к астрологическим /астрономическим/ датам по Солнцу:
С 21 на 22 декабря самая длинная ночь в лете («году») — колдовская, мистическая ночь Корочуна, а на утро — появляется новое, «рождённое как бы заново» Яр-Солнышко — зимнее Новолетие, начинается Новое Коло — день начинает потихоньку прибавляться, начинается праздник Коляда (или или некоторые Рода празднуют как Корочун) — это

Белые святки

и приурочены они к Зимнему солнцестоянию — с 22 декабря.
Комоедица — Масленица (Весеннее равноденствие —

Зеленые святки

с 21 марта)
Купала (Летнее солнцестояние —

Желтые святки

с 22 июня)
Овесень-Овсень (Осеннее равноденствие —

Красные святки

с 21 сентября)

Примечание: Корочун /Короткий День/, он же Карачун, он же Колотун, он же Калачин (Коло — круг. Чун /тун, тин/ — день.)

Празднование зимнего Новолетия, Нового Коло — Коляды начинали в день зимнего Солнцестояния. По кОлендарю это 13 Бейлетъ, по нынешнему календарю это 22 декабря. Этот день, также День Рождения бога Коляды.

Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. Празднование продолжалось 3 дня — с 22 декабря до 25 декабря, как говорили деды об этих днях: «На воробьиный скок длиннее денек».

Днем готовили «Коляду»: коллективную еду — складчину, и жгли большие праздничные костры — Краду — всю ночь.

Вокруг деревни противосолонью (движение против Солнца) «Гоняли Попа или Балду» — горящий толстый обрубок бревна.
И ежели удавалось прокатить его от костра вокруг деревни и вернуть горящим обратно в костер — деревню ждало благоприятное житьё.
Для этого парни и девки расчищали от снега дорожку, а «Балду» умасливали — поливали маслом (была и маленькая хитрость «Балду кормили маслом» — в выдолбленное нутро вкладывалась пакля, пропитанная маслом и воском).

/По одной из версий, название церковнослужителя – поп, — это отголосок древнего язычества. В насмешку назван в честь «Попа-Балды», который «служил» одну ночь, а потом весь год валялся на боку. По другой версии — поп — это Прах Отцов Предавший/.

Под утро из этого праздничного костра разносили уголья для возжигания печей.

Водой, настоянной на угольях от костра, поили скот, детей, мыли ею полы. А остатки высыпались возле порога.
С утра устраивалось пиршество, игрища, гульба. В следующую ночь запускали новую Балду и на следующую ночь тоже.

На второй день нельзя было пировать у себя дома — шли по гостям. По очереди друг к дружке.

В последнее утро праздника, из общего костра, приносили «Новый огонь» в печь, которую до того необходимо было обязательно прочистить от золы, и желательно побелить. Скотину кормили хлебом, и поили травяными отварами.
Все обязательно мылись в бане, и приступали к семейному застолью. («Где остатьню ночь проведешь, там «год» и проживешь!»)

После застолья, девки запирались в бане и гадали, а парни устраивали игрища у костра, в который, с последним лучом солнца, последний раз подкладывали дрова.

Устраивались «Огненные чистилища» — прыжки через костер. По одиночке и попарно. При желании можно было дать клятву на верность «Огненный заклят». Для этого необходимо вдвоем прыгнуть через костер и не разжать при этом рук.
Костер – Краду не тушили, а давали ему догореть самостоятельно.

Коляда — это древний обычай «Преломления хлеба» на «Круг» — «С кем хлеб преломил, — то тебе и брат»
Сей обычай проводился на каждый праздник. Иначе говоря, Коляда — это коллективное круговое питание. Складчина.

Этот славянский праздник и обычай зародился в глубокой древности. Для сбора пищи на круговую трапезу и были придуманы «Колядки» — веселые поговорки, прибаутки, побасенки, страшилки, песенки.
Сбором продуктов на Коляду занималась, преимущественно молодежь. Незамужние девки и парни. В сибирских, украинских, белоруских деревнях и по сие время можно встретить группки ребятишек, распевающих «колядки» в надежде получить несколько конфет и пряников.
И им, в общем-то, пока рады.

И ещё:
Калач, Калачин — это Хлеб выпеченный в виде кольца, символизирует собой «круг дня». Откусывая от него, мы начинаем новый круг лета («года») — новое Коло.

На зеленые и красные святки (Комоедицу и Овесень) пекли блины — символ единения земли и солнца. На желтые святки (Купала) выпекались «Жаворонки» — булочки из каральки связанной в узел и уложенной как «Сидящий жаворонок». А на белые святки — на Коляду (Карачун) пекли именно калачи.

К сожалению сейчас очень многие славянские исконые понятия переиначены или растолкованы на новый лад иудохристианами, а последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан в декабре 1684 года.
И всё же и этот запрет не соблюдался народом — и попы пошли на хитрость — перенеся колядки и белые святки на дни почитания их обрезанного бога (обрезанного года) — с 25 декабря и далее, пытаясь «привязать» их ко своему иудохристианскому эгрегору.
Но всё неуклонно возвращается на круги своя.

Бог Коляда пришёл в этот Мир более восьми с половиной тысяч лет тому назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных арийских народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было очередное божественное откровение людям нашими богами.

Первый кон жизни дал Бог Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего (Рамха) на планету, сначала в виде его сына Бога Рода, затем в виде Бога Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.

Второй кон жизни дал миру Бог Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.

Следующий кон жизни принёс нам Бог Перун.

Последний раз — кон поведал людям Бог Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый кОлендарь (название его означает «Коляды Дар»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.

Скоро наши Боги пошлют нам очередной кон жизни вместе со своим Вестником кона. Ждём с нетерпением…

Согласно КоленДарю (КолядыДару), новые сутки наступают сейчас с 18-00 т.е. уже 21 декабря с 18-00 наступает новое время — 13 Бейлетъ.  Впереди самая длинная ночь в лете («году») — мистическая ночь Корочуна.

Сварганьте в эту ночь — Краду, хотя бы символическую-маленькую — из веточек. В крайнем случае можно просто зажечь свечу, как символ огня и крады.
Ну а утром 22 декабря — с первыми лучами Яр-Солнца наступает зимнее славянское Новолетие, Новое Коло. Так что — как проснётесь — это и есть начало праздника Коляды — Колядок — Белых Святок.

Как встретишь Новое Коло — таким и Лето будет!

С наступающим зимним Новолетием! — с Новым, молодым Яр-Солнышком!
Силы, Удачи и весёлых Колядок!
Гой Коляда!

25.12.2010

Коляда

Коляда — славянский
праздник зимнего солнцеворота, который приходится на 25 декабря. Праздник
Коляды иначе называют Даждьбожий день или Карачун.

С кануна Коляды начинаются зимние святки – период празднеств и гуляний,
длящийся целых две недели и завершающийся Водокресом (6 сеченя января).
Святки делятся на две части: Святые Вечера (длящиеся до Щедреца – 31 стужня
декабря) и Страшные (Ворожные) Вечера (с 1 сеченя января до Водокреса). По
сию пору совершаются многочисленные обряды, ходят по городам и сёлам ряженые,
пирует да веселится народ…

Из
истории праздника

Коляды — очень древний языческий праздник, который никак не связан с
Рождеством Христовым. Так получилось, что с приходом христианства на славянские
земли, произошедшим в раннем Средневековье, церковь начала активно бороться со
старой религией. На местах капищах — языческих храмов — строились христианские
церкви, языческие праздники заменялись христианскими. Примерно то же получилось
и с Колядами. На время зимнего солнцестояния — а это главная «причина»
празднования — выпадает рождение Иисуса Христа. А поэтому неудивительно, что
Коляды ассоциируются с Рождеством и переняли много христианских традиций. Между
тем это был праздник Бога неба — Даждьбога, ведь после зимнего солнцестояния
день становится длиннее и солнечнее. Значит, Даждьбог уже  проснулся. Зима
обязательно закончится и придет пора тепла и работы.

Очень многие даже из тех, кто слышал про колядки, не знают, что обозначает
слово «Коляда». Коляда — от уменьшительно-ласкательного «коло», обозначающего
солнце-младенца. Оно представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького
ребенка пол еще не играет никакой роли, тем более что само солнце у нас
среднего рода. Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, точнее,
из поэтического представления о рождении маленького солнца. И это новорожденное
солнце открывает новый год, символизирует солнце будущего года.

У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на
весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг — солярный знак солнца) наши предки
представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима.
Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» —
«лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль — лютый).
Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других
животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем
блеске своей красоты.

Обряд колядования считается древним обрядом, который был известен не только
русскому, но и другим славянским народам. Для древних славян приход колядующих
воспринимался как возвращение из иного мира умерших предков к домам потомков. А
потому одаривание их служило чем-то вроде жертвоприношения в надежде на помощь
и защиту в наступающем году.

Даже с
приходом христианства этот обряд не утратил своего значения. И в XIX — начале
XX века, колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов,
глубинный смысл которого, к сожалению, был уже утрачен.

О том, как праздновали зимние святки в
старину и о том, как это делают современные родноверы – хранители Традиции
Пращуров

(Л. Васильченко)

В праздник зимнего Солнцеворота в честь Солнца возжигают священные костры,
приносят требы… В обрядовых песнях народная Традиция донесла до нас память о
древнем ритуале славления Богов:

«За горою крутою, за рекою быстрою
Стоят леса дремучие, огни горят горючие
Вокруг огня люди стоят,
Люди стоят, колядуют…»

«За рекою за быстрою
Леса стоят дремучие,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни — колядушки,
В средине них старик сидит,
Точит он свой булатный нож,
Котел кипит горючий,
Возле котла козел стоит,
Хотят козла зарезати»

На Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении
тушились, и при помощи трения добывался Новый (иначе – Живой). Новым Огнём
зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи – для
очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам.
В это же время катали с горы горящее колесо – символ набирающего силу Солнца:

«Колесо, гори-катись,
Со Весной Красной вернись!»

В канун Коляды (вечером 24 стужня декабря) начинается святочное ряжение.
Ряженые (называемые в народе также славцами, нарятчиками, окрутниками,
кудесниками, колядовщиками и т.п.), одев личины, ходят по домам, поют особые
обрядовые песни (колядки), веселят люд потешными представлениями (в коих
нередко бывает скрыт глубокий смысл) и собирают подарки. Колядное хождение
может продолжаться все две недели святок; в старину окрутники обязательно
обходили все дома в селении. Ряженые являются своего рода «представителями»
обитателей Иного Мира: об этом свидетельствуют и их маски («старик», «старуха»,
«мертвец», «чёрт», «кикимора») и исполняемые ими обрядовые песни. К примеру, в
некоторых белорусских колядках колядовщики прямо заявляют, что их «прислали
Деды по блины». «Дедами» же, как известно, называли (и называют) умерших
Предков… Есть, правда, и другие группы личин, которые не имеют отношения к Тому
Свету: это маски животных («коза», «медведь», «гусь», «бык»), инородцев
(«цыган», «еврей», «арап») и представителей чуждых для деревенских жителей
профессий («шерстобит», «коновал», «солдат»). Личины животных, по мнению
учёных, связаны с тотемистическими представлениями и культом плодородия, а две
последние группы масок, судя по всему, появились поздно и в древнеславянской
культуре отсутствовали. Все эти разнородные личины объединяет одно: они изображают
существ, чужих (конечно, в разной степени) для обитателей поселения, где
происходит колядование. К слову сказать, в традиционных народных представлениях
инородцев нередко считали колдунами, связанными с потусторонним миром… Ряженые
не просто веселят народ, они выполняют важные задачи. Во-первых – собирают дары
для обитателей Иного Мира (в древности часть наколядованного, по-видимому,
приносилась в жертву, а часть – поедалась колядовщиками на поминальной трапезе,
разделяемой с Предками). Во-вторых, благословляют хозяев, желая всяческих благ
в новом году, и совершают обряды, цель которых – обеспечить плодородие,
богатство и удачу. Пожалуй, наиболее известный из подобных обрядов –
«зерносып»: посыпание зерном на счастье, сопровождаемое обрядовой песней.

Тем же хозяевам, которые скупятся на подарки, колядовщики угрожают и желают
разнообразных бед, а вдобавок, нередко ещё и вредят хозяйству: бьют горшки и
окна, разрушают забор, уносят и разбивают ворота дома… А ведь, согласно
народному поверью, как встретишь Новый Год, так его и проведёшь!

Зимние святки – время поминовения Пращуров. В эти дни души умерших Предков
посещают свои семьи, и нужно почтить Родителей, принеся им требу. Для этого на
праздничный стол ставят лишнюю миску, в которую откладывают по ложке от каждого
блюда. На ночь эту миску оставляют на столе, а после хозяин дома уносит её на
улицу под деревья, бросает в огонь или топит в воде. Первый поминальный обряд
(в канун Коляды) в старину совершался таким образом: после семейной молитвы
глава семьи зажигал свечу и прилеплял её к одному из хлебов, лежавших на столе.
Затем – уходил во двор, приносил вязанку соломы или сена, застилал им передний
угол и прилавок, расстилал чистую скатерть или полотенце и на приготовленное
место (в красном углу) ставил зажиночный или обжиночный (то есть, сжатый первым
или последним) необмолоченный сноп, называемый «дедом». После этого вся семья
опять становилась на молитву, а затем уже начиналась трапеза, на которой
обязательно присутствовали обрядовые поминальные блюда (блины, кисель, кутья).
Ели, как и положено на поминках, в молчании … Вспоминают на зимних святках и о
тех умерших, которых некому помянуть – для них выставляют блины в слуховое
окно.

Чтобы почтить Предков совершаются и другие обряды: во дворах жгут костры
(для согрева душ мёртвых), зажигают свечи на могилах родичей… Проводы Пращуров
обратно в Иной Мир обычно совершаются в конце святок.

Особо следует рассказать о ритуальном снопе («деде», «дидухе», «коляднике» и
т.п.), который ставится в красном углу. Существуют разные мнения касательно его
значения. Юрий Петрович Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» утверждает,
что зажиночный (сжатый первым) сноп является изображением Божества: «Начиная
жатву обычно с ячменя или жита, юрьевцы зажинали Первый Сноп и называли его
Пращуром, ставя в красном углу под иконами. По Спожинах Сноп этот относили на
чердак, где он и оставался, укрытый вышитой скатеркой, до Рождества. В Канун
его торжественно вносили в хату, на чистую половину, ставили в углу, под
иконами и называли, входя в эту комнату: «Поздоровь, Боже, Пращуре!» В других
местах его называли Дедом, Прадедом и Зажинец, Спожинец и т.д., но основное его
значение Деда Вселенной остаётся везде, если даже его открыто и не говорят.
Всякий раз люди подразумевают, что Первый Сноп — дар Богу или что он — изображение
Бога-Отца (…) Пращур был непременным свидетелем свадьбы, его сажали в красном
углу с широкой цветной лентой наискось как «Болярина», а посажённые отец с
матерью, входя в избу, кланялись иконам, крестились трижды и говорили,
обращаясь к Снопу: «Буди здрав, Пращуре!» Из этого видно, что Первый Сноп был
как бы изображением, иконой Бога, Деда Вселенной, Сварога». В «Велесовой Книге»
сказано: «Влес ведь учил праотцев наших землю пахать и злаки сеять и жать,
снопы свивая, в полях страдных, и ставить Сноп у огнища и почитать его как
Божественного Отца».

Согласно другой версии, колядный сноп является вместилищем духа –
покровителя урожая: по народным поверьям, дух поля прячется от жнецов в
последнем (обжиночном) снопе. Возможно, ритуальный сноп – это символ (и или,
опять же, вместилище души) Предка: на это указывает его название («дед») и
присутствие на поминальной трапезе в канун праздника. Впрочем, «дух поля» и
«дух Предка» – понятия отнюдь не взаимоисключающие… Обе приведённых трактовки
снопа (как изображения Божества дара Божеству и вместилища духа символа
Предка) также не исключают друг друга: вполне возможно, они просто относятся к
разным ритуальным предметам. Дело в том, что в традиционной культуре первые
плоды обычно приносились в жертву, а жертва иногда могла изображать Божество,
которому она предназначалась. Соответственно, вполне логична интерпретация
зажиночного (первого) снопа именно как жертвы Богу (и, в то же время, его
изображения). Последний же (обжиночный) сноп, считался местом обитания «духа
поля», а потому его значение в обрядовой практике – совершенно иное, нежели у
первого… Так или иначе, по истечении определённого времени, «колядник»
ритуально сжигали. Делалось это на второй день святок (26 стужня декабря), на
третий день или же на Новый Год (1 сеченя января). Палили «деда» до восхода
солнца на воротах, на улице перед ними или в саду. В народе верили, что дым от
ритуального снопа способствует плодоношению деревьев, защищает их от мороза и
вредителей. Через Огонь прыгали, чтобы быть здоровыми в новом году, а детей
проносили сквозь дым на руках. Зёрна от «колядника» сохраняли и высевали
весной; кроме того, по свидетельству Ю.П. Миролюбова: «На Новый Год несли
колоски из Пращура скотине, курам, животным, чтобы и они попробовали зерна
Пращура, чтобы хорошо родились, были здравы и благополучны. (…) Из выдернутой
из него соломинки зажигали огонь на «Зворожины» (…) В «колобрагу», род пива,
приготовлявшегося к Рождеству, бросали тоже соломинку из Пращура, и та в ней
плавала все время брожения, оставаясь в ней и в самый канун, когда брагу пили.
Из зерна Пращура делали снадобье для лечения мокнущего лишая на лице: брали
зерно, шли к кузнецу, где тот, разжегши кусок железа, прикладывал его к зерну.
Из последнего текла темная, пахнущая горелым, маслянистая и дегтеобразная
жидкость. Этой жидкостью мазали лишай и обычно он исчезал. Пращуровым зерном
кормили петуха ночью, беря его с насеста и внося в дом под крещенье, на
Рождество. Зерно считали, сколько склюет, по числу судили о «чете или «начете»,
добре и зле». Нередко в обряде сжигания «деда» сноп заменялся соломой или сеном
(также называемых «дедом»), которое в канун Коляды лежало на столе и в доме. В
некоторых сёлах жгли один общий костёр из соломы , в нём сжигали личины,
использовавшиеся ряжеными, а сами окрутники прыгали через Огонь (для очищения
после контакта с Иным Миром).

Святки также являются временем прорицания будущего: в славянской Традиции
известно множество самых разнообразных видов гаданий – подблюдные, по кутье, по
Огню и т.д. и т.п. Некоторые из них (например, подблюдные) являются сугубо
святочными и в другое время не устраиваются…

И, наконец, несколько слов об очень важной вещи. Согласно древним верованиям, во время зимних святок границы между
Мирами тонки и легко преодолимы. Именно поэтому на святки в наш мир приходят
души Пращуров и даже Боги:

«Застилай столы, клади пироги
Застилай столы все тесовые
Клади пироги пшеничные
Придут к тебе гости любые,
Гости любые – сам Бог с неба,
Сам Бог с неба с тремя братьями:
Первый братец – красно Солнышко,
Второй братец – светел Месяц,
Третий братец – дробный дождичек!»

По этой же причине святки – время разгула нечисти и
время гаданий. По традиционным представлениям, в конце каждого года Мироздание
становится старым, немощным и приближается к черте Хаоса. Оттого и истончаются
границы между Мирами… Зимний Солнцеворот – начало обновления Вселенной,
восстановления Порядка, продолжающегося в течение всех двух недель святок и
завершающегося Водокресом.

Фотографии с празднования Коляды (25.12.2010)

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Коляда праздник славян дата 2022
  • Коляда праздник обряды
  • Коляда праздник когда начинается
  • Коляда праздник возникновение
  • Коляда описание праздника краткое содержание