Колядки на рождество описание праздника

Большинство людей в наше время считают, что Рождество Христово и Коляда неразрывно связаны между собой. На самом деле еще с языческих времен, когда не было даже принято христианство на Руси, а люди верили в разных богов, уже существовала такая традиция, как Коляда. Праздник этот был посвящен небесному богу Даждьбогу.

Большинство людей в наше время считают, что Рождество Христово и Коляда неразрывно связаны между собой. На самом деле еще с языческих времен, когда не было даже принято христианство на Руси, а люди верили в разных богов, уже существовала такая традиция, как Коляда. Праздник этот был посвящен небесному богу Даждьбогу.

Древние люди верили, что после зимнего солнцестояния просыпается бог неба, и продолжительность дня начинает увеличиваться, а ночи – уменьшаться. Наши предки были благодарны Даждьбогу и начинали его восхвалять с помощью обрядовых песен – колядок.

С тех времен многие обычаи позабылись и изменились, но все же многих традиций, хотя и несколько в другом виде, придерживаемся мы и сейчас.

Суть праздника

Коляда – праздник славян, народное название Рождества и Святок, которые продолжаются сегодня c 7 до 19 января (Крещение).

Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвященных рождественскому сочельнику. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются:

– облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных, использование масок;

– колядование, исполнение колядных песен;

– благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями, продуктами, монетами и прочими вещами;

– игры молодых людей;

– гадания незамужних девушек.

Коляда – праздник, который был самым большим и главным в зимнее время со времен язычников, так же как сейчас Рождество Христово для всех христиан.

коляда праздник

Когда отмечают праздник Коляды

Коляда – праздник славян, дата, с которой начинались Святки (25 декабря – день зимнего солнцеворота), а продолжались они до 6 января. Таким образом, еще до принятия христианства народ проводил обряды Коляды, восхваляющие бога неба – Даждьбога.

Какого числа праздник Коляда отмечался после принятия христианства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, т. е. от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и до сих пор.

Взаимосвязь солнцестояния и Коляды

Праздник Коляды праздновался в честь возрождения солнца в день зимнего солнцестояния. 25 декабря люди не просто встречали Новый год — они верили, что в этот день происходит зарождение нового светила и сельскохозяйственной деятельности.

коляда праздник славян

А. С. Фаминцын в книге под названием «Божества древних славян», написанной в 1884 году, указывал, что в древних писаниях есть упоминания о двух богах — Купале (бог летнего солнцестояния) и Коляде (бог зимнего солнцестояния).

А. Н. Афанасьев в писании «Поэтические воззрения славян на природу» упоминал, что солнце было олицетворением счастливой и божественной жизни. Солнечное божество считалось самым светлым, добрым и милосердным; тем, что побуждает все живые организмы к жизни, дает пищу и помощь людям.

Считалось, что светило неразрывно связано с судьбой, поэтому человек просил о помощи его, когда преследовали его трудности и неудачи. Также солнце должно было противостоять злу, мраку и холоду.

Таким образом, славянский праздник Коляда и исполнение колядок – это обряды, посвященные богу солнца, которые показывают особое отношение наших предков к светилу.

Трактовка названия праздника

Коляда – языческий праздник, и название его уходит своими корнями в давние времена.

Одна из версий происхождения слова «Коляда» твердит о том, что оно пошло от «коло» – «солнце». Оно защищало людей от тьмы, и 25 декабря рождалось новое и молодое светило, которое помогало увеличиваться световому дню и уменьшало ночь.

Другого мнения придерживался Дмитрий Щепкин, и состоит оно в том, что слово «Коляда» обозначает «круговую еду или круговые яства», «вокруг идущее». Объяснить это можно тем, что компании колядующих ходили с вертепом по всем дворам, танцевали и пели колядки, их за это вознаграждали гостинцами, и они после все вместе съедали еду, которую наколядовали.

Кроме того, есть мнения, что «Коляда» происходит от слов:

– «колода» – зажженный пенек;

– «коло» – круглый, колесо;

– от латинского слова «календа», т. е. «первый день месяца».

В этимологическом словаре значение слова объясняется как «обычай, который связан с началом года», что характерно еще для дохристианских времен, а после принятия христианства славянский праздник Коляда был приобщен ко дню рождения Иисуса Христа.

Согласно этнолингвистическому словарю (славянские древности), слово имеет языческие корни. А Страхов утверждает, что в Коляде вообще нет ничего праславянского и языческого, а термин этот был перенят как выражение священнослужителей (дословно: «подарки или приношения, которые собирались духовенством» или «содержание к Новому году»).

Как готовились к празднику Коляды?

Коляда – праздник, который был самым большим и главным для народа. Исходя из этого, можно утверждать, что готовились к нему заранее и тщательно. Простые люди (даже из самых бедных семей):

– готовили большое количество блюд, в частности с мясом, а для этого кололи свинью;

– убирали тщательно во всем доме;

– хорошо отпаривались в бане;

– готовили новые наряды, в частности для колядования.

Одно осталось неизменным: как издавна, так и сейчас мы стремимся встретить новогодние праздники очищенными и физически, и духовно.

славянский праздник коляда

Как издавна праздновали Коляду?

Большинство этнографов сходятся во мнении, что еще в дохристианские времена был такой обычай, как Коляда. История праздника интересна и увлекательна, многие традиции и обряды сохранились до нашего времени, но некоторые утратили силу и были изменены.

Празднования и обряды Коляды проводились в следующем порядке:

1. Первая часть торжества заключалась в том, что большое количество людей приходило к языческим храмам (капищам), чтобы произвести обряд жертвоприношения и пообщаться с богами, стать ближе к ним.

Как гласят сказания, народ собирался возле рек, в лесах, возле огня и благодарил и восхвалял своих богов, просил о покаянии и о будущих благах. Были их лица при этом разукрашены, в масках, одеты на них шкуры и прочие наряды, держали в руках копья, щиты и рога животных, совершали жертвоприношения и гадали.

Для ритуала жертвоприношения и гадания нужен был колдун – человек, который обеспечивал связь с богами. В семье эту роль выполнял старший мужчина. Перед гаданиями обычно выполняли жертвоприношение птицами или животными. В таком случае кровь разливали и разбрызгивали кругом, чтобы отогнать злых духов. Части животного, не предназначенные для еды, зарывали в землю, сжигали в огне или топили в реке.

Старцы убивали домашнее животное, обращаясь с просьбами к богам. В это время молодые девушки и парни и гадали, и исполняли колядки, которые восхваляли Коляду – бога молодого Солнца.

2. Вторая часть Коляды посвящалась всеобщей трапезе. Люди ели пищу, которая была принесена в жертву, пили по очереди из чаши, которую передавали по кругу. При этом исполнялись колядки, восхваляли богов Нави и Прави и просили о помощи для добрых людей.

3. В третьей части празднования были так называемые «игрища»: люди исполняли разнообразные песни, танцевали под славянские народные инструменты.

Праздник Коляды (Солнцеворота) имел свои обычаи и особенности и на следующий день:

– Сначала колядовать ходили дети по несколько человек. Они с собой брали 2 пирога, которые делили на всех поровну и съедали после исполнения колядок.

– После шли молодые девицы (будущие невесты) и пели обрядовые песни. Давали им на всех несколько калачей и пряников.

– В конце идут колядовать все женщины и мужики, им также давали и калачи, и пряники.

коляда праздник славян дата

Сценарий праздника Коляды

А сегодня как отмечают праздник? Коляда проходит в вихре обрядовых гуляний. Сценарий был и остается следующим, несмотря на дополнения и изменения, которые вносятся разными народами:

1. В канун Рождества (6 января) люди ничего не ели до самого вечера. Но как только на небе появлялась первая звезда, они садились всей семьей ужинать. На столе в этот вечер должно быть 12 блюд, из них обязательны кутья и узвар из сухофруктов (яблок и груш), а также мясные сытные яства (блины, голубцы, вареники, домашняя колбаса).

Издавна у наших предков был обычай класть сено под скатерть, которое должно было лежать там до 14 января – Щедреца.

2. На следующий утро – 7 января – наступает самый большой зимний праздник Рождества Христова. В этот особенный день принято ходить к крестникам и дарить им подарочки.

После обеда молодые девушки и парни наряжаются в разных зверей и цыган и группами по 10-15 человек ходят с колядками. Один из компании колядовщиков должен нарядиться козой. В некоторых регионах (в частности, на Западной Украине) принято ходить с большой самодельной звездой. Колядующие поют песни, прославляющие землю, с просьбами о добром будущем, танцуют и веселятся. За это хозяева щедро благодарят их и дают разные вкусности и деньги.

Считалось, что если хозяева не отпирали дверь колядующим, то это могло накликать беду на семью и бедность.

3. Следующим после Рождества Христова был день святого Степана. Именно в этот день хозяин должен был полностью рассчитаться со своими рабочими, а они, в свою очередь, могли высказать все, что накопилось за прошедший год. Потом решали, заключать ли новый договор для продолжения сотрудничества либо расходиться.

Немного иначе праздновали городские жители этот славянский праздник (Коляда). Сценарий его заключался в следующем:

– проведение праздничной программы и гуляний в парке и в центре города;

– организация ярмарки;

– бал и танцы (устраивались для богатых горожан).

Дети, как и сегодня, могли радоваться елке, подаркам, ходить на спектакли и танцевальные программы.

4. Весело праздновали и Щедрец 14 января. В этот день не только пели и танцевали, а и выбирали самую красивую девушку села. Ее наряжали, надевали венок, ленты, она возглавляла команду красавиц, которые ходили по дворам и щедровали. Хозяева и в этот день старались как можно лучше и больше одарить щедрующих, чтобы наступающий год был удачным и богатым.

праздник коляды у древних славян

Место кутьи во время колядных святок

Праздник Коляды у древних славян не проходил без кутьи. Было 3 особых святых вечера, на каждый из которых и готовили обрядовую кашу, причем разную:

1. Постную с орехами, сухофруктами, маком и узваром готовили в первый предрождественский вечер – 6 января. Называлась такая каша великой кутьей.

2. 13 января – накануне Нового года по старому стилю – готовили вторую кутью, которая называлась богатой или щедрой. В этот день на стол подавали всевозможные довольно сытные блюда, и даже каша была заправлена жиром, салом, маслом и скороминою.

3. Третья кутья – накануне Крещения 18 января – назвалась голодной и была, как первая, постной, приготовлена на воде. Существовала традиция, которая заключалась в том, что глава семьи в этот вечер выходил на улицу и на всех воротах, калитке и дверях чертил кресты, чтобы уберечь жителей дома и семью от нечистой силы, бед и ненастий.

какого числа праздник коляда

Праздник Коляда в России во времена СССР практически не праздновался, но в 60-е потихоньку начали возрождаться славянские традиции, а в 90-е они уже полным ходом стали возвращаться в русские семьи. Сегодня колядуют в Святой вечер – с 6 на 7 января, при этом многие обычаи возвращаются: дети и молодые люди переодеваются в праздничные наряды, берут с собой звезду, разучивают обрядовые песни. Хозяева, в свою очередь, стараются щедро отблагодарить колядующих, чтобы год был удачным и богатым.

Место гаданий в праздничные дни Коляды

Гадания в праздничные дни Коляды занимали особое место, их проводили обычно с вечера накануне Рождества Христова и до 14 января (Новый год по старому стилю). Было поверье, что именно в эти дни девушки могут узнать свою судьбу и раскрыть тайну будущего, увидеть жениха и даже предугадать дату свадьбы. Существовало множество ритуалов. Наиболее популярными из них являются следующие:

1. Девушка должна была выйти во двор и бросить сапог со своей левой ноги через забор. Потом посмотреть, как он упал. Если носком к дому, то в этом году она не выйдет замуж, если в противоположную, то смотрели, в какую сторону указывает сапожок — дескать, оттуда и нужно ждать суженого.

2. Брали 2 иголки, намазывали их жиром или салом и опускали в воду. Если они тонули сразу же, то год предвещался неудачный, а если остались на плаву, да еще и соединились, то стоило ждать богатого года и скорого замужества.

3. Гадали и по полену. Молодая девушка из дровяника вытаскивала вслепую один пенек и внимательно его рассматривала. Если он был шероховатым, то суженый будет с неприглядной внешностью, если гладкий и ровный, то будущий муж будет красивым и статным. Множество сучков на пеньке указывали на то, что парень будет из семьи с множеством сестер и братьев. Если попадалось кривое и покрученное полено, то жених будет с внешними дефектами (кривой, рябой и т. д.)

4. Гадание на кольцах. Оно заключалось в том, что в решето засыпали любую крупу или рожь, пшеницу, клали сюда же и 4 вида колец: металлическое, серебряное, с камушком и золотое, и хорошо перемешивали все это. Для этого гадания собиралась компания из незамужних девушек, каждая из которых зачерпывала по одной горсти содержимого:

– если попадалось только зерно, то в этом году девушка не выйдет замуж вовсе;

– если простое металлическое кольцо, то выйдет она замуж за бедного парня;

– если кольцо серебряное, то жених будет простым;

– кольцо с камушком предрекало семейную жизнь с боярином;

– золотое кольцо – знак, что выйдет замуж девушка за купца.

праздник коляды солнцеворота

5. Существует также такое гадание, для которого нужно взять миску и заполнить ее зерном, приготовить листочки бумаги, на одном из которых написать заветное имя суженого, остальные оставить пустыми. Брать горстями зерно и смотреть, с какого раза попадется желанный листочек:

– если с первого, то девушке стоит ждать скорого сватовства;

– со второго – значит, вам придется столкнуться с некоторыми трудностями;

– с третьего – молодой обманывает вас, лучше не верить его словам;

– с четвертого – парень совершенно равнодушен к вам.

Молодые девушки также гадали:

– в полночь в бане;

– с зеркалом, ожидая увидеть в нем суженого;

– на воде и свечах.

Одной из главных традиций было катание колеса. Для этого большой деревянный круг в виде колеса поджигали и катили в гору и с горы. Здесь четко можно увидеть связь славянских традиций и обрядов Коляды, ведь горящее колесо, безусловно, символизировало солнце, а тем, что его катили в гору, помогали прибавляться световому дню.

История колядования

Колядки обычно пели не в доме, а прямо под окнами. Молодые девушки просили разрешения войти и тогда пели «виноградьё», широко распространенное на Севере. Здесь колядующих одаривали не пирогами или сладостями, а обрядовым печеньем в виде животных, птиц. Такие коржики были сделаны из долгохранящегося теста, они были ценными и дорогими для каждой семьи, ведь хранили их на протяжении всего года, чтобы домашняя утварь не заблудилась по дороге домой и размножалась. Делали такое печенье и раньше, но с изображением символов, которые были обращены к богам (знак Рода или Солнца).

праздник коляды праздновался в честь возрождения

Обряд колядования осуществлялся на протяжении недели, начиная с 25 декабря (Рождество по Юлианскому календарю). Главными атрибутами такой процессии были:

1. Звезда. Делали ее из прочной бумаги – большую, величиной в аршин (около 0,7 метров) – и освещали свечой. Звезда была восьмиконечной, раскрашенной яркими красками.

2. Вертеп. Был сделан из ящика с двумя ярусами, в котором помещались фигурки из дерева, изображающие историю рождения Иисуса Христа.

Под окнами колядовщики исполняли краткие молитвенные песнопения, и только один из группы по разрешению хозяина мог войти в дом и получить угощения и мелкие деньги.

Коляда – праздник, во время которого в больших селах России один двор могли посетить 5-10 групп со звездой, и каждую из них хозяева старались щедро одарить.

Языческие корни праздника

Итак, что такое Коляда? Суть праздника сводится к следующему: это перечень древнеславянских обрядов, воспевающих и восхваляющих языческого бога молодого солнца. Согласно многим источникам, Коляда еще был богом веселых застолий.

Главной версией происхождения праздника является то, что восхвалялось светило в день зимнего солнцестояния. Существовала даже легенда на этот счет. Змей Коротун пожирал Солнце, а богиня Коляда помогала людям и производила на свет новое, молодое светило — Божича. Люди стараются помочь богине и защищают новорожденного от змея посредством пения и громких выкриков, переодевания в страшные костюмы из шкур зверей и использования рогов. С колядками молодежь ходит по всем дворам, чтобы сообщить о том, что новое молодое солнце родилось на свет.

как отмечают праздник коляда

После принятия христианства церковь всячески запрещала обычаи колядования и поклонение богам, но искоренить древние традиции и обряды полностью не удалось. Поэтому по дворам стали ходить священнослужители и верующие люди, оповещая, что родился Иисус Христос и восхваляя его. Эти обычаи и сохранились до нашего времени. Хотя таких исполнителей колядок хозяева часто вовсе не одаривали, наоборот, старались избегать. На Полесье верующих колядовщиков не пускали к дому, так как считалось, что не будет урожайным просо, а тех, кто колядовал по старому обычаю, щедро вознаграждали и благодарили.

6января в  МБУДО «Центре детского творчества», прошло познавательно-развлекательное мероприятие «Рождественские колядки».

Один из наиболее почитаемых праздников на Руси – Рождество Христово.

Пожалуй, нет другого праздника, который отмечался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет. Святки совпадают с Новым годом – светлым праздником детворы, с новогодней ёлкой, переодеваниями, сказочными превращениями, чудесами, всеобщим весельем, шумными гуляниями, весёлыми колядками.

         Колядки — это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Обычай «кликать коляду» был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году; славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих – пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками. 

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

В сундучок монетку,

А в мешок конфетку!

В МБУДО «Центре детского творчества»   стало хорошей и доброй традицией проводить рождественские колядки. Детям очень нравится встречать у себя в гостях колядовщиков – наряженных взрослых и детей, участвовать в традиционных рождественских играх, водить хороводы, одаривать угощением, слушать весёлые песенки-колядки, которые прославляют хозяев за щедрость, доброту, гостеприимство, несут пожелание здоровья, счастья и хорошего настроения на весь новый год, участвовать в рождественских играх: «Веселый мандарин», «Украсим Рождественскую ель», «Подарок», «Пожелания,  из сапожка» и другие. Особое впечатление произвело на ребят и гостей гадание, на воске, каждому из присутствующих хотелось узнать, что его ожидает в следующем году.

     Данное мероприятие было организовано с целью знакомства детей со старинными русскими традициями, воспитания чувства коллективизма, дружбы, радости общения.

Основная традиция колядок — петь песни и засевать зерном. Если в будний день рассыпанное зерно — это мусор, то на колядках за такое можно получить пряник. Это ребята усвоили.

         Хороший эмоциональный настрой был на протяжении всего мероприятия. Они исполнили колядные песни, присказки, заклички, прославляя Коляду. У всех участников колядок остались хорошие эмоции о проведенном празднике.

Праздник завершился мастер-класс: «Рождественский ангел», мультфильмом  о Рождестве Христовом и  сладкими подарками.

Традиции колядования на Руси

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.

Здравствуйте, друзья.

Пока идут Святки, нужно успеть рассказать еще об одном традиционном обряде — колядовании. Вот вы когда-нибудь колядовать ходили? Мы ходили, это было до такой степени давно, что я даже помню плохо. Точно помню, что весело было, и точно помню, что чуть котят не накалядовали =) Но не об этом речь сегодня.

Мне хочется вспомнить этот обряд, немного обновить статью и слегка расширить информацию. Появились новые вопросы, нашлись на них ответы — хочется поделиться.

Что такое колядование

Колядование на Руси — это один из ключевых обрядов одного из четырех больших славянских праздников — Коляды.

Примечательна традиция тем, что после после крещения Руси, не только не исчезла полностью, но и сохранила много элементов из славянства.

Конечно, из-за наложения христианских праздников на славянские перемены случились огромные: от дат празднования последних, до искажения смысла. В принципе, это процесс естественный в подобной ситуации.

Колядование — древний обычай, свойственный, в основном, славянским народам, в ходе которого группы колядующих (обычно это были молодые люди) рядились различными животными, ходили по дворам, пели определенные (ритуальные) песни, короче говоря, отдыхали и веселились. Но во всем этом веселье был свой сакральный смысл — призыв благополучия, плодородия и прочего позитива и благ. И конечно же, люди приветствовали Коляду.

Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.

Время колядования

Изначально колядование (как один из ключевых обрядов праздника Коляды) начиналось в конце декабря сразу после праздника. Это еще стародавние времена. Потом традиции менялись и время колядок перенесли (как и Святки, в общем-то).

Позже колядовать было принято трижды за Святки: в канун Рождества (7-е января), на Новый год (сейчас это 14-е число), и под Крещение (19-е января). Но чаще всего колядовать ходили под 7-е число. И опять я вспомнила «Ночь перед Рождеством».

Кто такие ряженые?

Кто такие ряженые?

Основным атрибутом колядок являлось ряжение и пение особых песенок, они так и называются — колядки.

Начнем с ряжения. Это древний (его упоминания есть в 12 веке) славянский обряд, характеризующийся переодеваниями, раскрашиванием лиц (например, сажей) и другими способами изменения внешнего вида. Чаще всего люди примеряли на себя образа:

  • нечистой силы (ведьмы, русалки и т.п.);

  • очень часто животных: (медведя, козы, журавля и прочие);

  • различных существ: (бабу, смерть, покойника);

  • а так же образа барина, еврея, цыгана и прочие.

Общий смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, а лучше всего жутковато. Поэтому и примеряли на себя разные личины, а потом отыгрывали сценки, свойственные выбранным персонажам.

Ряжение — это серьезный обряд, к нему готовились заранее: делали костюмы и маски. Очень важно было, чтобы костюм был выполнен своими руками (особенно маска) и из природных материалов. Чаще всего использовали:

  1. бересту;
  2. кусочки дерюжки;
  3. кусочки меха и мочалки;
  4. и так далее, на что хватит фантазии.

Шикарным ходом было украсить свой костюм рогами или зубастой пастью, а лучше и тем и другим. В итоге должно получиться нечто непонятное: и не человек, и не зверь, и не демон с перекрестка. Но такова задумка.

Я уже не раз говорила о том, что Святки — мистическая пора. Наши предки верили, что в это время грань между миром живых и миром духов настолько истончается, что при желании эту границу легко можно пересечь. Вот, всякие духи (и не только добрые) в наш мир и заходят.

Для того, чтобы напугать нечисть и остаться неузнанными, и придумывали такие необычные костюмы и прятали лица. Обратите внимание, что вечера, когда ряженые ходили по деревне имели говорящее название — «Страшные вечера».

Очень важный момент: за счет того, что человек во время ряжения оставался неузнанным (под личиной), то он мог вести себя достаточно раскрепощенно (без фанатизма, конечно). Поэтому и позволялось ряженым многое: высмеивать барина, например, или другие события. Ряженые играют сценки, а остальным всем весело. Это, вроде как, один из способов очиститься перед другим важным святочным обрядом — гаданием.

Обряд колядования на Руси

В процессе колядования ряженые делились на небольшие группы — ватаги: подростки с подростками, дети с детьми, парни с парнями и так далее. Короче говоря, кому как удобнее и желаннее.

Обряд колядования на Руси

В дом они обычно не заходили, а прежде чем начать петь песени-колядушки спрашивали разрешения у хозяев. Мол, «можно Коляду покликать?». Если хозяева двора давали добро, то колядовшики начинали свое театрализованное представление.

Как правило пели песни, адресованные хозяевам двора. Причем песни хвалебные, иногда даже через чур хвалебные. Играли на различных инструментах, плясали, пели обрядовые песенки-пожелания.

После всего этого, ряженых следовало щедро угостить. В противном случае, песенка из хвалебной превращалась в такую:

Кто не даст пирога — мы корову за рога!

Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!

Не дадите хлеба — стащим с печки деда!

Не дадите лапку — стащим с печки бабку!

Но, на самом деле, с колядующим не принято было ссориться. Чаще всего их щедро одаривали и они уходили к следующему двору.

В зависимости от территории, ряженых называли по-разному, однако одно название весьма «говорящее» — непростые гости. Почему непростые? Все очень просто, считалось, что ряженые — это своего рода представители иного мира, души предков. Именно поэтому, когда они ходили по дворам, встретить ряженых нужно было хорошо, хорошо угостить. В противном случае они могли накликать неприятности на жадных хозяев.

Подношение даров колядникам — итог обряда. И направлен он не столько на благополучие колядующих, сколько на призыв неких внешних сил, духов, если хотите, которые помогут в исполнении пожеланий, воспетых в колядке. Наши предки верили в мир духов, в то, что есть некие невоплощенные души (тех кто жил когда-то или тех, кто будет жить). И еда, которой одаривали колядников — это, своего рода, жертва невоплощенным духам (или душам). По сути, колядование — это призыв неких помощников из тонкого мира.

Примечательный момент — в ватагах ряженых обычно в самых первых рядах шла… коза. Нет, не живая. Шел кто-то переодетый в козу, и этому есть объяснение. Славяне верили, что коза может отогнать злых духов. Так вот и во время колядования старались на расставаться с таким оберегом.

Колядование после Крещения Руси

Это стоило того, чтобы выделить в отдельный пункт статьи. Дело в том, что после Крещения Руси, традиционные славянские обряды начали запрещать, как греховные. Это коснулось и Коляды, и всех традиции с ним связанных (в том числе и ряжения): запрет на колядование и поклонение Коляде ввели в 1684 году.

Однако, любимый народный праздник продолжал жить. Но трансформации подвергся:

  • колядки и само празднование перенесли на другие даты (ближе к нашему Рождеству, то есть на январь);

  • обычай рядиться и от души веселиться стал нечистым (поэтому после колядования необходимо было «смыть» с себя грех);

Стоит отметить, что образа нечисти примеряли на себя, как правило, мужчины (и то не всегда по своей воле). Так как обряд ряжения считается греховным, а уж образы нечисти и самой смерти тем более, никому не хотелось лишний раз навлекать на себя неприятности.

  • колядовщики стали вести себя тише и не так развязно;

  • «язычников» даже не пускали во двор, а уж на порог и подавно;

  • конечно, изменились тексты некоторых песенок-колядок.

И самое важное отличие. Если раньше народ славил Коляду, то теперь люди ходили по дворам и славили Христа. Появился так называемый «вертеп» (двух- или трехъярусный ящик). Его теперь тоже носили колядовшики с собой, разыгрывая сценки из жизни Христа и Святых.

В отличии от язычников, «христославные» колядовщики не рядились, ходили по дворам не с солнышком-символом Коляды, а с Вифлеемской звездой, что символизировало поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества.

Таких «христославных» колядовщиков, наоборот, привечали и щедро одаривали.

В целом, праздник не сильно изменился внешне, он плавно трансформировался в другой.

Святочные колядки

Обряд колядования на Руси

Теперь о колядках (они же коледовки, они же обрядовые песни). Это как раз те песни, которые исполняли ряженые во время своих обходов. В этих песнях часто присутствовали церковные мотивы, а так же пожелания хорошего урожая и всяческого благополучия.

По сути, эти песенки являются заговорами-пожеланиями всяких благ. И чем радушнее хозяева были к ряженым, тем больших благ они им желали.

Основные мотивы колядок, помимо языческих и христианских, были бытовые. Вот так просто. И пожелания зависели от пола хозяев дома, достатка и чинов. Например:

  • незамужним девушкам желали счастливый брак;

  • хозяину дома — благополучие и достаток;

Что касается текстов колядок, то их великое множество в сети, так что приводить примеры, наверное, смысла и нет. Однако, я сделаю несколько сценариев для колядовщиков (в формате PDF — легко скачать, легко распечатать) и сслки дам.

Колядование в наши дни

С одной стороны, если смотреть глобально, то традиции колядования в России канули в Лету. Чего греха таить, я тут недавно с одним знакомым разговорилась:

— Сейчас редко колядуют, — говорю.

— Колядуют?

— Ну, да. Традиция такая на Святки. Старая.

— Что за традиция?

Тут я начинаю слегка удивляться.

— Как? Ну, раньше народ переодевался в разные наряды, ходили по домам, пели песни, за это им давали разные угощения. В основном, конечно, в деревнях.

И тут он мне выдает фразу, после которой я аж растерялась:

— Так это ж Хеллоуин.

— Эмм… — говорю. Ну, да. И на Хеллоуин тоже угощения по домам собирали и песенки пели. Только это несколько иной праздник, к тому же, не сильно близкий к нашей культуре.

Поймите меня правильно. Я ничего не имею против Хеллоуина, напротив, это один из самых любимых мною дней (точнее вечеров). Но все же спутать его и…святочные колядушки (даже при определенном сходстве)… Ах, ладно.

С другой стороны, сейчас набирает обороты течение родноверов. Люди возвращаются к забытым, славянским, традициям. Возрождают обряды. Так что, не все забыто, не все потеряно.

И, конечно же, обряд колядования на Руси (такой, каким он когда-то был) можно увидеть на различных театрализованных мероприятиях.

Ну вот, на этой все же оптимистичной ноте я буду с вами прощаться друзья. Скоро увидемся =)

P. S. Все ж таки влеплю сюда галерею фото колядования. Для наглядности.

Культура.РФ

Культура.РФ

КОГДА В РОССИИ
НАЧАЛИ КОЛЯДОВАТЬ?

КОГДА В РОССИИ
НАЧАЛИ КОЛЯДОВАТЬ?

Колядки были важной частью древнего фольклора. В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.

Колядованием называют старинный обряд: на Святки, Рождество и Новый год люди ходили по домам и исполняли поздравительные песни, за что хозяева вручали им угощения, а иногда даже деньги.

Эта традиция зародилась на Руси еще в языческие времена. Колядки были важной частью древнего фольклора. В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.

Со временем на смену языческим песням пришли другие, основанные на христианских традициях. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году. Однако языческие мотивы во многих колядках сохранились, но соединились с ценностями и обычаями христианства. Так, в этих песнях упоминали Иисуса, Богородицу, а также почитаемых святых.

Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными». Молодежь надевала костюмы и маски и перевоплощалась в разных персонажей. Рядились горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными, например медведем, козой или волком, а также фольклорной нечистью. Лица раскрашивали сажей или свекольным соком, надевали нелепую одежду, чтобы казаться смешными или страшными. С собой часто брали палки, метлы, кочерги и косы.

Колядование было связано с подношением подарков. Обычно хозяева дома угощали ряженых блинами, лепешками, пирогами, сладостями, пряниками, медом, сметаной и специально приготовленным печеньем в форме животных. А в домах, где жили девушки на выданье, певцов одаривали пирогами с мясом.

Колядованием называют старинный обряд: на Святки, Рождество и Новый год люди ходили по домам и исполняли поздравительные песни, за что хозяева вручали им угощения, а иногда даже деньги.

Эта традиция зародилась на Руси еще в языческие времена. Колядки были важной частью древнего фольклора. В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.

Со временем на смену языческим песням пришли другие, основанные на христианских традициях. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году. Однако языческие мотивы во многих колядках сохранились, но соединились с ценностями и обычаями христианства. Так, в этих песнях упоминали Иисуса, Богородицу, а также почитаемых святых.

Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными». Молодежь надевала костюмы и маски и перевоплощалась в разных персонажей. Рядились горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными, например медведем, козой или волком, а также фольклорной нечистью. Лица раскрашивали сажей или свекольным соком, надевали нелепую одежду, чтобы казаться смешными или страшными. С собой часто брали палки, метлы, кочерги и косы.

Колядование было связано с подношением подарков. Обычно хозяева дома угощали ряженых блинами, лепешками, пирогами, сладостями, пряниками, медом, сметаной и специально приготовленным печеньем в форме животных. А в домах, где жили девушки на выданье, певцов одаривали пирогами с мясом.

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста…

В этой колядке упоминается «коровка» — обрядовое печенье в виде рогатого скота, которое пекли на Рождество.

В древности богатым дарам для колядовщиков приписывали магическое значение. Считали, что если ряженых не угостить, то жадных хозяев ждут в новом году несчастья. Также колядующие могли обидеться и по-своему отомстить:

Дайте нам ломоть пирога
Во все коровьи рога.
Не дадите лепешки —
Закидаем все окошки.
Не дадите пирога —
Закидаем ворота.

По поверьям, святочное время определяло весь будущий год. Колядовщики в песнях желали благодарным хозяевам богатого урожая, достатка и благополучия, безбедной жизни и приплода скота, что должно было сбыться в новом году. Пели и про удачные земледельческие работы — и эти песни становились своеобразными заклятиями на урожай. Считалось, что чем больше колядующих придет к дому — тем счастливее будет год.

Традиции колядования известны не только на Руси, но и в Европе. Сохранились церковные наставления эпохи Средневековья, которые строго регламентировали этот обряд и описывали, когда, как и кому следовало колядовать.

Колядки в России менялись на протяжении времени, однако даже современные песни сохраняют элементы старинных текстов. Их можно разделить на две группы. К первой относятся колядки, прославляющие праздник с упоминанием библейских персонажей. Ко второй — поздравления и призыв одарить колядующих угощением.

Портал «Культура.РФ» благодарит за вопрос читательницу Инну из Белгорода.

Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. Около 1864

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Пимоненко. Колядки. Конец XIX века

Херсонcкий областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Херсон, Украина

Леонид Соломаткин. Славильщицы. 1868

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Леонид Соломаткин. Городовые-христославы. 1872

Пермская государственная художественная галерея, Пермь

Николай Пимоненко. Колядки. 1880-е

Донецкий областной художественный музей, Донецк, Украина

Федот Сычков. Христославы. (Дети старой деревни). 1935

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск

Алексей Новаковский. Колядка. 1907–1910

Национальный музей во Львове им. Андрея Шептицкого, Львов, Украина

Виктор Седов. Колядки. 1970-е

Каменск-Уральский краеведческий музей им. И.Я. Стяжкина, Каменск-Уральский, Свердловская область

Виктор Зарецкий. Коляда. 1987

Частное собрание

Константин Сомов. Ряженые. 1929

Частное собрание

Николай Сапунов. Ряженые. 1908

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Что такое колядки, история колядок

Что такое Рождество? Это один из самых светлых праздников в году, а преддверие его окрашено особенным звучанием. Рождественская музыка — это, прежде всего, колядки. Незамысловатые короткие песенки, отражающие национальные фольклорные традиции, звучат из уст взрослых и детей, знаменуют наступление особенной поры, времени, когда всё плохое должно остаться в прошлом, а хорошее и доброе — стать настоящим.

Историю колядок и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое колядки

Рождественская музыка включает песни, гимны, положенные на мелодию поэмы, традиционно исполняемые в канун соответствующего праздника. К такой категории относятся и колядки. В православной традиции колядовать принято не только непосредственно в преддверии Рождества. Допустимы проведения обрядов с песнопениями в течение всего святочного периода (от рождественской ночи о Крещения).

Колядки

Колядками считаются обрядовые песни, исполняемые под Рождество. Чаще всего, это простые четверостишия, положенные на простой запоминающийся мотив. Этимология «уводит» вглубь славянской языческой мифологии. Колядой называли богиню, покровительствовавшую сбору богатого урожая. Таким образом, первые колядки исполнялись задолго до того, как на Руси было принято христианство, и являлись примером традиционной «сезонной» песни, посредством которой люди старались вымолить у богов милость.

Популярные колядки

Старинные песенки на русском и украинском языке отражают не только христианские, но и языческие мотивы, ибо их история уходит глубоко в века и имеет отношение к осуществлению древних национальных обрядов. Стихотворный сюжет колядок может прославлять рождение Иисуса Христа или восходить к героям былин и народных сказаний. Популярны, к примеру, такие колядки:

 

В католическом мире к колядкам относятся скептически, считая их пережитками язычества. Однако католичество, будучи одной из ветвей христианства, поддерживает существование аналогов колядок. Ими являются рождественские песнопения, без которых светлый и добрый праздник не мыслим. Их принято исполнять за семейным праздничным столом.

«Silent Night» — одно из самых известных и любимых Рождественских песнопений у католиков. Впервые песня была исполнена в 1818 году в церкви Св. Николая в небольшом австрийском поселении Оберндорф на реке Зальцах. Впоследствии местечко обрело невероятную популярность среди туристов как родина рождественского гимна «Тихая ночь» (песня имеет множество вариантов перевода, в том числе — на русский язык). Оригинальный текст на немецком был написан священником по имени Иосиф Мор. Мелодию создал Франц Грубер, школьный учитель и органист.

 «Silent Night» (слушать)

«O Holy Night» — автором рождественской песни является Адольф Адам. В 1847 году он специально создал стихотворный текст, отражающий размышления о значимости появления на свет Христа и необходимости искупления человеческих прегрешений, для музыкальной поэмы на французском языке «Полночь, христиане! Это торжественный час». Автором этого масштабного произведения, именуемого религиозной марсельезой, значится виноторговец, поэт и вольнодумец Пласидо Каппо. Содержание песни интересно тем, что Христос, согласно тексту, предстаёт не только как мученик, но и избавитель от несправедливости всего заблудшего мира.

 «O Holy Night» (слушать)

«I Heard the Bells on Christmas Day» — текст песни основан на содержании поэмы «Рождественские колокола». Авторство принадлежит американцу Генри Лонгфелло, чей жизненный путь охватил сложный исторический период Гражданской войны. В тексте, созданном в 1863 году, отражены глубокие переживания, связанные с печальными событиями жизни автора: его молодая супруга погибла при пожаре, а сын без благословения родителя ушёл на фронт, где был тяжело ранен.

«I Heard the Bells on Christmas Day» (слушать)

История колядок

История колядок условно развивалась в двух векторах. Это связано с трансформацией господствовавших в мире религиозных убеждений и с тем, что постепенно пришедшее на смену языческим верованиям христианство в разное время в различных странах «оформилось» в качестве католичества и православия (раскол произошёл в XI веке).

На Востоке

Изначально у славянских народов колядки были исключительно «посевными», то есть исполнялись, чтобы задобрить богов и богинь в пору работы на полях. Колядование в урочные дни происходило так: ранним утром к домам прибегали дети, они пели колядки, бросали в образа горсти зерна. Считалось, что эти действия «благоволят» плодородному сезону.

Традиция наряжаться для колядок также возникла в языческий период. Предполагалось, что устрашающие костюмы и маски помогают связаться с могущественным миром мёртвых, а усопшие, согласно древним сказаниям, имели власть на миром живых, могли влиять на события будущего как в хорошую, так и в дурную сторону.

В истории славянских народов первые колядки по смысловому наполнению были различными и не всегда отражали выраженный религиозный подтекст. Короткие простые песенки исполняли на различных праздниках, приуроченных к важным событиям: сбору урожая, началу посевного сезона, свадьбе или ожиданию прибавления в семье.

С распространением среди славян христианства пришло некое переосмысление языческих традиций, многие из них канули в Лету, другие — были адаптированы под иное мировоззрение, ставшее общепринятой догмой. Последнее относится и к колядкам. Песенки сохранили своё название, но стали частью принципиально новой традиции, обычая восхвалять Рождение Христа и делиться радостью с родными, близкими людьми. Понятие «колядовать» приобрело тот вид, в котором дошло до наших дней. Оно стало означать следующее — ходить в гости, наряжаться, петь песенки и получать за это «дары». Отказаться пускать на порог коляду — означало накликать беду, прогневить Господа, а значит, весь следующий год терпеть неудачи.

На Западе

Смысловыми «предшественниками» колядок являются религиозные гимны, первые из которых появились в Риме в IV-ом веке. Эти труды были написаны священнослужителями на латыни. К X столетию начинает оформляться отдельное направление в стихотворчестве — рождественские секвенции, структура которых подразумевала наличие рифмованных срок. Добавлять музыку к таким литературным произведениям стали постепенно начиная с XII века. Подобная практика появлялась и распространялась исключительно в стенах монастырей, где монахи получали образование, а значит, имели возможность не только заниматься творчеством, но и записывать его, передавать потомкам, создавая основу для появления преемственности традиций.

Впервые на Западе само понятие «колядовать» появилось в XIV столетии в Англии и быстро распространилось по территории Европы. Так, в частности во Франции, исполнение колядок непременно сопровождалось танцем, хороводом. Структура песенок была примерно одинакова: произведение состояло из нескольких коротких куплетов и припева.

С наступлением XV века колядки стали видоизменяться. Церковь, имевшая огромное влияние на общество в средние века, весьма благосклонно относилось к песням с религиозным содержанием, поэтому новая рождественская традиция стремительно распространялась, чему активно способствовали миссионеры и францисканцы. Последние, члены основанного Франциском Ассизским монашеского ордена, представляли в Англии влиятельную диаспору. Представитель «серых братьев» Джеймс Райман из города Кентербери лично написал 119 песен, которые были собраны в одной рукописной книге, датированной 1495 годом. В целом, со средневекового периода до наших дней дошли более 500 произведений. Почти неизменным в них остался текст, а вот оригинальное музыкальное сопровождение сохранилось лишь в одной четвёртой части всего наследия подобного рода.

В период Реформации (XVI-XVII вв) религиозные песни не утратили актуальности, так как представители протестантизма во всех его ответвлениях весьма лояльно относились к музыке вовремя богослужений.

Во второй половине XIX века был издан первый сборник религиозных рождественских песен «Christmas Carols, New and Old». Книга в значительной степени поспособствовала популяризации жанра не только в строгом викторианском обществе чопорной Англии, но и в соседних европейских регионах. В 1961 году рождественские католические песни были изданы в формате пятитомника под редакцией Дэвида Уилкокса и Реджинальда Жака.

Интересные факты о колядках

  • Исследования, проводимые относительно музыкальной гармони, присущей колядкам, привели учёных к выводу, что большинство песенок на русском языке имеют всё же украинское происхождение. Об этом свидетельствует присутствие определенных мелодических канонов.
  • Языческие колядки имели примитивную музыкальную канву, а появившиеся позднее христославные песенки уже демонстрировали относительно сложные мотивы.
  • В давние времена на Руси колядовать ходили группами: взрослые — отдельно, дети — отдельно. Считалось, что чем больше в Сочельник в дом придёт колядующих, тем удачливее сложится наступивший год.
  • Традиция колядовать под Рождество в России постепенно исчезает. Обычай поддерживается разве что в деревнях и провинциальных городках. Зато на территории Западной Украины очень бережно относятся к традиции. В Закарпатье, к примеру, наступление Рождества не обходится без атмосферных гуляний с исполнением колядок, участие принимают практически все, от мала до велика.
  • В 2011 году композиция «Silent Night» была признана нематериальным наследием Австрии и была внесена в соответствующий список ЮНЕСКО. Со временем песня была записана в различных жанрах и исполнялась многими певцами. Версия американского исполнителя Бинга Кросби, записанная в 1935 году, стала четвёртым самым продаваемым синглом всех времён.

Колядки и связанные с ними традиции — это маленькая, припорошенная воздушным снегом, дверца в сказку, повод открыть сердце и, хоть раз в году, поверить в чудо. А иначе как оно случится?

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Колядки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Колядки история возникновения праздника
  • Колядки истоки праздника
  • Колядки исполнялись на каком празднике
  • Колядки день праздника
  • Коляда языческий праздник когда