Коляды праздник у белорусов

Коляды для предков современных белорусов были главным зимним праздником, который был связан в первую очередь с днем зимнего солнцестояния и символизировал начало нового года – и солнечного, и сельскохозяйственного. Празднование начиналось 25 декабря и пр

Коляды для предков современных белорусов были главным зимним праздником, который был связан в первую очередь с днем зимнего солнцестояния и символизировал начало нового года – и солнечного, и сельскохозяйственного. Празднование начиналось 25 декабря и продолжалось до 6 января.

После революции 1917 года и отказа православной церковью принять григорианский календарь, православные Колядные святки стали праздноваться с 6 января и до 19 января – Старого Нового года.

Название этого праздника – Коляды – языческое. Существует предположение, что само слово «Коляда» возникло от слова «Коло» — Солнце. По одной из версий, это слово символизировало Солнце, которое поедало тьму – тут имелось в виду увеличение светового дня. По другой версии это название расшифровывалось, как «кол-яда», «круговая еда». Объяснялось это тем, что колядующие ходили большой компанией по дворам с песнями, плясками и переодеваниями. За это им выносили еду, которую они потом все вместе и съедали.

Коляды считались особенным праздником, поэтому и готовились к ним соответственно. Кололи свинью (в бедных семьях это был один из немногих дней, когда можно было поесть мяса вдоволь), делали генеральную уборку в доме, шили новые наряды, а также тщательно мылись в бане. Встречать этот праздник полагалось чистым: и физически, и духовно.

Сам праздник проходил по четко выверенному сценарию, придерживаться которого было обязательно. До вечера 6 января люди соблюдали пост, и только после появления первой звезды на небе садились за стол. Одним из обязательных условий было сено, которое лежало под скатертью до самого Щедреца (14 января). На столе должны были быть кутья и взвар, а еда была очень сытной, мясной – блины, жареная колбаса и т.д. Взваром наши предки называли компот из сушеных яблок и груш.

7 января – в первый рождественский день – было принято навещать своих крестников, дарить им подарки. Вечером наступало время молодежи. Большие компании по 10-15 человек переодевались в цыган, в медведей, обязательно одевали одного из членов группы козой. На Полесье кроме этого делали звезду. Колядующие пели песни, частушки, танцевали, славили хозяина дома и его семью. За это их одаривали всякими вкусностями и мелкими деньгами. Закрыть перед колядующими дверь означало накликать беду и на дом, и на хозяйство.

Второй день Коляд назывался днем святого Степана. В этот день хозяева расплачивались со своими работниками, после чего те могли высказать все свои обиды. Закончив с выяснением отношений, хозяева и работники или заключали новый договор на год, или расходились. Об этом дне даже существует поговорка «На святы Сцяпан кожны сабе пан».

В городе празднование отличалось от деревенского, там в это время устраивались праздничные гулянья, ярмарки. Для богатых горожан проводились балы и танцевальные вечера. Любили этот праздник и дети: они могли наслаждаться спектаклями, танцами, праздничной елкой и подарками.

Обязательным атрибутом коляд были гадания. Гадания начинались 6 января и продолжались до Щедреца. Только в это время девушки могли заглянуть в свое будущее. Способов узнать его было великое множество. Вот некоторые из них. Девушки бросали сапожок с левой ноги через плечо, в какую сторону смотрел носок, оттуда и суженый придет. Две иглы натирали салом и опускали в воду. Если затонут, то год будет неудачный, а если сойдутся вместе, то быть в этом году замужеству.

Гадали и на поленьях. Девушка брала наугад из поленницы одно полено, по которому потом и определяли, каким будет жених. Если полено было гладкое, значит, жених будет красавцем, если шероховатое – некрасивым. Если попадалось полено с сучками, значит, он будет из большой семьи. Кривое полено означало, что муж будет неприглядным.

С песнями и танцами праздновали и Щедрец (14 января). В деревне выбирали самую красивую девушку – щодру – и надевали на нее венок и ленты. Во главе со щодрой процессия ходила по деревне и пела щедровки, которые начинались со слов «щедрый вечер, добрый вечер». Хозяева старались и сейчас не скупиться на угощения, чтобы следующий год был благополучным.

Три кутьи (обрядовых вечера) было на протяжении колядных святок. Первая кутья называлась великой и проводилась накануне Рождества. Она была постной. Вторая кутья называлась богатой и проводилась перед Новым годом. Стол ломился от всевозможных сытных кушаний, даже кутья готовилась на сале или масле.

Третья кутья тоже была постной, водяной. Во время ее проходил обряд, который получил название «запісванне каляд». Хозяин дома в этот вечер выходил с мелом и рисовал кресты на всех воротах и дверях, чтобы защитить свой дом и свое хозяйство от нечистой силы.

Во время советского периода белорусской истории древний праздник Коляды практически не праздновался. Правда, в 60-70-е годы эта традиция стала возрождаться, но на атеистической основе. В начале 90-х Коляды стали потихоньку возвращаться в уклад жизни белорусов. Колядуют сейчас в основном с 7 на 8 января. Колядующие опять стали переодеваться, а хозяева стараются одарить их щедрее, чтобы год был удачным. Возобновились и традиционные гадания на Рождество, но сейчас к этому относятся скорее как к розыгрышу.  

Рождественские праздники навевают воспоминания детства, когда все родные собираются вместе за накрытым столом, и в доме царит атмосфера веселья и тепла. А главным зимним праздником для наших предков были коляды.

Изначально празднество было связано с днём зимнего солнцестояния и являлось символом начала нового года – как солнечного, так и сельскохозяйственного. В прежние времена его отмечали с 25 декабря до 6 января. Но после революции 1917 года, и когда православная церковь не приняла григорианский календарь, коляды в Беларуси стали праздноваться с 6 января до 19 января.

Как отмечали коляды

К сожалению, в современности колядование стало вырождаться, с каждым годом горожане всё реже отмечают колядки, и всё меньше празднество пересекается с прежними обычаями. А ведь колядные святки считались одним из главных праздников в году, поэтому и приготовления к нему были соответственные. 

Хозяйки запасались продуктами, делали в домах генеральную уборку, молодые люди изготавливали маски и карнавальные костюмы, все тщательно мылись в бане, потому что встречать этот праздник полагалось чистым.

До вечера 6 января соблюдался пост, и только после появления первой звезды на небе усаживались за торжественно накрытый стол. Интересным был обычай до самого 14 января (до Щедреца) стелить под скатерть сено. Из блюд обязательно присутствовали кутья и взвар (компот из сушеных яблок и груш), и прочие
блюда традиционной белорусской кухни.

На следующий – первый рождественский – день было принято навещать своих крестников и вручать им подарки. Вечером большие компании по 10-15 человек переодевались с заранее подготовленные наряды. Наряжались в цыган, медведей, а одного из молодых людей одевали козой. На Полесье также делали звезду на шесте. В маске разрешалось делать многое из того, чего не допускалось в обыденной жизни.

Колядующие стучались в каждую дверь, танцевали, пели песни и частушки, в которых желали хозяевам и их близким радости, благополучия, здоровья и добра. За это их одаривали всяческими вкусностями и деньгами. Считалось, что приход ряженых означал счастье и благосостояние семьи в течение всего года. Закрыть же перед колядующими дверь означало накликать неприятности и на дом, и на хозяйство. Негостеприимных хозяев в этот вечер высмеивали и шутливо укоряли.

Второй день колядок именовался днём святого Степана. В прежние времена в этот день хозяева расплачивались со своими работниками, после чего те могли высказать им накипевшее. После выяснения отношений хозяева и работники или заключали новый договор на год, или расходились. Отсюда и выражение: «На святы Сцяпан кожны сабе пан».

Городское празднование колядок отличалось от деревенского. В городе в это время устраивались праздничные гуляния, ярмарки и скоморошные представления. Среди зажиточных горожан проводились балы и танцевальные вечера. И взрослые, и дети наслаждались традиционными театральными миниатюрами, праздничной ёлкой и подарками.

Широко и весело праздновали и Щедрец (14 января). В деревне выбирали самую красивую жительницу – «шчодру» – и надевали на неё венок с лентами. Во главе со шчодрой процессия ходила по деревенским улицам и пела щедровки, которые начинались со слов «щедрый вечер, добрый вечер». Хозяева домов старались и сейчас не скупиться на угощения, чтобы следующий год был благополучным.

Приметы на колядки

Обязательным атрибутом колядок были гадания. Гадали с 6 января и до Щедреца (Старого Нового года). Методов узнать будущее было множество, и вот некоторые из них:

  • перед ужином незамужние девушки с ложкой кутьи выходили во двор, и в какой стороне залает собака – там и суженый живёт;

  • девушки бросали обувь с левой ноги через плечо, в какую сторону указывал носок, оттуда и суженый придёт;

  • две иголки смазывали жиром и опускали в воду – если затонут, то год будет неудачный, а если сойдутся вместе, то быть в этом году свадьбе;

  • девушка брала наугад из поленницы одно полено – если попалось гладкое, значит, жених будет красавцем, если шероховатое или кривое – несимпатичным, если полено с сучками, то жених будет из большой семьи.

Считалось, что чем забавнее и интереснее пройдут колядки, тем лучше будет следующий год. Именно поэтому принято весёлой компанией колядующих собираться вместе за столом с богатым угощением, а молодёжи – водить хороводы, петь, танцевать и восхвалять праздник с музыкой, танцами, спектаклями и играми.

Где колядовать

На колядные святки можно поехать в деревню к бабушкам и дедушкам и вечером собраться за праздничным столом со своими близкими. А можно всей семьёй отправиться в ресторан народной кухни или даже в туристический комплекс, туда, где можно будет и посмотреть, и поучаствовать в традиционных колядных играх и обычаях. Где колядовать в Беларуси на Рождество 2022/2023 читайте здесь.

Дудутки

8 января с 12:00 до 17:00

Минская обл., Пуховичский р-н, д. Птичь


+375 29 602 52 50

В музейном комплексе «Дудутки» гуляния начнутся в субботу 8 января от площадки возле сыроварни. В программе: обряды колядования от этно-группы gUDA, праздничные песнопения от коллектива «Жывiца», интерактивные мастер-классы по колядочным танцам и традиционные игры на свежем воздухе.

Цены:

  • для взрослых – 20 руб.;
  • для школьников – 14 руб.;
  • дошкольникам – бесплатно.

Дукорский маёнтак

7-9 января с 12:00 до 16:00

Минская обл., Пуховичский р-н, аг. Дукора, ул. Школьная, 15


+375 33 357 77 64

Насыщенная праздничная программа ожидает гостей усадебно-паркового комплекса «Дукорскi маёнтак» с 7 по 9 января. Гости пройдут мастер-классы по росписи имбирного пряника и изготовлению ангела из соломки, научатся колядовать, познакомятся с мифическими зимними персонажами, посмотрят батлейку, а ещё получат сладкий подарок. Будет и небольшой перекус с горячим чаем. Посетители увидят традиционный колядный батлеечный спектакль «Царь Ирод» в сопровождении живых музыкальных инструментов.

В программу также входит обзорная экскурсия, посещение ремесленных мастерских, визит в перевёрнутый дом. А с 13:00 до 16:00 «Дукорский маёнтак» посетят Дед Мороз и Снегурочка!

Стоимость билетов:

  • до 7 лет – бесплатно;
  • с 7 до 18 лет – 7 руб.;
  • от 18 лет и старше – 14 руб.;
  • колядная экскурсия (с учётом входа) – 20 руб.

Кухмистр

6 и 7 января с 19:00

г. Минск, ул. Карла Маркса, 40


+375 29 119 49 00

Атмосферу колядок можно прочувствовать, не выезжая из столицы. В ресторане белорусской и литвинской кухни «Кухмистр» пройдёт традиционная развлекательная программа на Рождество. Празднество пройдёт по сценарию двухвековой давности, вы узнаете про «смерть» и «воскресение» Козы, прочувствуете момент торжественного ожидания Вифлеемской звезды, попробуете традиционную белорусскую кутью. А ещё будет традиционный борщ по рецепту 400-летней давности!

Музей народной архитектуры и быта

15 января с 14:00 до 15:30

Минский р-н, д. Озерцо


+375 17 290 59 13

В «Строчицах» в субботу 15 января проведут традиционные колядные обряды: гости смогут погадать, научиться танцевать белорусские танцы, поучаствовать в разных играх и мастер-классах. Будет и показ белорусского театра «Батлейка», и реконструкция обряда «Шчадраванне», и выступление фольклорной группы.

Стоимость билетов:

  • для взрослых – 10 руб.;
  • для школьников, студентов (со студенческим билетом) – 5 руб.;
  • для детей дошкольного возраста – бесплатно.

Сула

до 23 января

Минская обл., Столбцовский р-н, д. Сула, 14


+375 29 613 77 01

Здесь вас ждёт анимированный квест-тур, главной темой которого станет интересное путешествие в «Волшебное княжество Сула», где поведают о зимних обычаях этих земель. У вас откроется возможность окунуться в быт белорусских предков и интерактивно поучаствовать в древних традициях. Так, среди них – рождественский спектакль кукольного театра, танцы и песни, знакомство со средневековым оружием и мастер-класс по его изготовлению, встреча со сказочными героями – волшебниками и белорусскими мифическими существами – «Дьяволом», «Драконом», «Ведьмой». А ещё вам предстоит разгадать загадки, составлять слова из глиняных букв, стрелять из арбалета, научиться ориентироваться при помощи компаса и карты, и не только!

Цены:

  • 20 руб. – для школьников (в стоимость входит подарок от Деда Мороза, поездка в карете или санях);
  • 30 руб. – для взрослых (в стоимость входит дегустация с комплиментом, катание на санях)

А 7 января в 19:00 в ресторане «Пан Старки» вас ждёт праздничная программа, живой звук, конкурсы от ведущего, рождественская фольклорная дискотека с ансамблем «Орасея», памятные подарки. Цена – 60 руб. для взрослых (в стоимость входит праздничная программа и основное меню), для детей – обсуждается индивидуально.

Сегодня рождественские коляды – не только дань обычаям, но и замечательный повод сблизиться с соседями, родственниками и, конечно же, детьми. Подарите и им и себе немного сказки! Близкие отблагодарят вам блеском счастливых глаз, сопоставимым с сиянием яркой рождественской звезды! 

Рождественская звезда и Коза: как празднуют Коляды в Беларуси + бонусом колядные стихи

02 января 2023

Рождественские праздники навевают воспоминания детства, когда все родные собираются вместе за накрытым столом, в доме царит атмосфера веселья и тепла. А главным зимним праздником для наших предков были Коляды. Рассказываем про традиции и неповторимый колорит удивительного действа – обряд, который передаются из поколения в поколение.

Какого числа празднуют Коляды в Беларуси

Для наших предков Коляды были главным зимним праздником. По верованиям древних славян, он символизировал начало нового года и нового земледельческого круга, а связан был с днем зимнего солнцестояния.

Среди народных обрядов и гуляний Коляды занимали первое место в году и длились несколько дней. Празднование начиналось 25 декабря и продолжалось до 6 января.

После революции 1917 года и отказа православной церкови принять григорианский календарь, православные Коляды вобрали в себя ритуальные языческие обычаи и превратились в веселую игру на Святки – это период с рождественского Сочельника, 6 января, до Крещения Господня, 19 января.

Традиции празднования Коляды

С 1990-х годов постепенно по всей Беларуси Коляды начали возрождаться в той или иной форме. Ходят колядовать в основном в ночь с 7 на 8 января у православных и с 26 на 27 декабря у белорусов-католиков.

Фактически Коляды можно считать завершением Рождественского поста, который соблюдался с 28 ноября до вечера 6 января. Спустя 40 дней говения только после появления первой звезды на небе предки белорусов усаживались за торжественно накрытый стол.

Так, первый день Коляд, начинался в рождественский Сочельник обрядовой трапезой и считался исключительно семейным праздником. Наши предки-славяне верили: соберемся все вместе за священным столом, так же дружно проживем следующий год.

Со следующего дня начиналось колядование. Древние славяне рядились в маскарадные костюмы и с песнями-поздравлениями обходили дома односельчан, взяв на себя роль колядовщиков. Тогда существовали традиции жечь костры, а юноши и девушки «наряжались в хари (маски)» коней, коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходили по дворам, пели колядки – песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо.

Ряженые славили хозяев, желали благополучия дому и семье, взамен требовали подарки, шутливо предрекая скупым домовладельцам разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай – назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество.

Интересным был обычай до самого Щедреца, который отмечали 14 января (сегодня этот день известен как Старый Новый год), стелить под скатерть сено. Из блюд обязательно присутствовали кутья и взвар (компот из сушеных яблок и груш), другие блюда традиционной белорусской кухни.

Главные персонажи и символы на Коляды

Традиционно компанией ряженых колядовщиков руководит «поводырь», в роли которого выступает такой персонаж, как старый седой Дед. Именно «главарь» ряженых водит на поводке Козу.

В древней славянской мифологии Коза считалась символом плодородия и благополучия семьи. Согласно колядному обряду, это веселый персонаж – Коза то бросается на ряженых и хозяев, пытается пощекотать и забодать рогами детишек, то внезапно затихает и падает на пол. Колядовщикам приходится приложить усилия, чтобы оживить Козу, но обряд предписывает, что это действо обречено на неудачу.

И тогда в ход идут колядные песни, к примеру, с такими славами: «Ой, пан ідзе, каляду нясе, тры кускі сала, каб каза ўстала». Услышав похожий мотив, хозяйка спешит в кладовку, чтобы вынести компании ряженых гостей угощение. И только увидев щедрость хозяев, Коза довольно быстро «оживала».

Согласно белорусским традициям в компании колядовщиков присутствовали и другие персонажи: музыкант, запевала, мехоноша, Цыган, а также различные тотемные животные – Медведь, Волк, Аист.

Неотъемлемым атрибутом празднования считается рождественская звезда на шесте. В колядном обряде этот ритуальный знак, скорее всего, появился как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса Христа – видимо, так соседствуют языческие и религиозные традиции.

Песни и стихи на Коляду

Колядовщиков всегда хлебосольно встречали. За песни и танцы хозяева щедро благодарили орехами, конфетами, салом и колбасой. Люди верили, что если ряженые заглянули в дом, значит год будет наполнен радостью.

Собрали для вас подборку колядных песен и стихов, чтобы вы были готовы встретить колядовщиков:

Колядуем, колядуем

От семьи, к семье кочуем

Мы расскажем вам стишки,

Вы нам дайте пирожки

Ну, а лучше бы монет,

Сами купим мы конфет,

А еще орехов горстку,

И вина возьмем наперсток!

*    *    *

Колядин, колядин,

Я у мамки один,

По колено кожушок,

Подай, дядя, пирожок!

Открывай сундучок,

Подавай пятачок!

Что есть в печи – в мешок мечи!

*    *    *

К нам приходит коляда

Накануне Рождества.

Просит, просит коляда

Хоть кусочек пирога.

Кто пирог колядке даст,

Будет тот во все горазд!

Будет скот того здоров,

Полон хлев будет коров

Кто зажмет же свой кусок,

Будет год весь одинок.

Не найдет удачи, счастья,

Год промается в ненастье.

Не жалей ты пирожок,

А не-то создашь должок!

*      *      *

Пришла Коляда

Накануне Рождества.

Дай Бог тому,

Кто в этом дому:

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста.

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог,

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытием,

И богатством.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

Ты нас будешь дарить –

Мы будем хвалить,

А не будешь дарить –

Мы будем корить!

Коляда, коляда!

Подавай пирога!

Колядую для того,

Кто мне рублик даст всего,

И сплясать нетрудно мне

За десяточку в руке.

Если в доме есть сынок,

Дай хозяйка/хозяин мне сырок,

Раз имеешь в доме дочку,

Попрошу я меда бочку.

Если есть еще вкусняшки,

Приючу себе в кармашке.

Ну, хозяйка/хозяин, не робей!

Угости меня скорей!

Запреты, приметы и гадания на Колядки

В первый день Коляд в дом старались принести свежую воду, считая ее символом очищения и здоровья. При этом накладывалось табу на любую «грязную работу»: было запрещено шить, ткать, прясть, вязать.

По уверению этнографов, несмотря на запреты церкви на Коляды, обязательным атрибутом были гадания. Предки белорусов позволяли себе немного мистики перед Крещением, а затем окунались в купели и верили, что этот ритуал поможет смыть с себя грехи языческих обрядов.

Наши предки гадали с рождественского Сочельника до Щедреца – с 6 по 14 января. Методов узнать будущее было множество, вот некоторые из них:

  • перед ужином незамужние девушки с ложкой кутьи выходили во двор, и в какой стороне залает собака – там и суженый живет;
  • девушки бросали обувь с левой ноги через плечо, в какую сторону указывал носок, оттуда и суженый придет;
  • две иголки смазывали жиром и опускали в воду – если затонут, то год будет неудачный, а если сойдутся вместе, то быть в этом году свадьбе;
  • девушка брала наугад из поленницы одно полено – если попалось гладкое, значит, жених будет красавцем, если шероховатое или кривое – несимпатичным, если полено с сучками, то жених будет из большой семьи.

Предки белорусов верили: чем забавнее пройдут колядки, тем удачливее будет наступающий год. Именно поэтому принято шумной компанией ряженых собираться за щедрым столом, а молодежи – водить хороводы, петь, танцевать и восхвалять Коляду.

Анжела ЛЮДЫНО

Фото Александра ПОБАТА

В Беларуси Коляды — один из любимых праздников. В разных уголках нашей страны его отмечают по-разному. К сожалению, где-то колядные традиции в силу разных обстоятельств практически угасли. Такая ситуация характерна для больших городов и совсем маленьких деревень. В некоторых селах жители бережно хранят обряды: колядуют сами и заинтересовывают детей. Корреспонденты БЕЛТА отправились в глубинку Брестской области и увидели, как начало колядной недели отмечают на пинском Полесье.

Деревня Стытычево находится примерно в восьми километрах от Пинска. Близость города, конечно, наложила отпечаток на жизнь сельчан. При этом с привычкой шумно и весело отмечать любимые Коляды местные жители расставаться не собираются. «Раньше очень ждали этот праздник. Сейчас, конечно, размах гораздо меньше, но люди с такой же радостью ждут Коляды и колядовщиков. Звонят и просят зайти в гости», — обратила внимание заведующая сельским Домом культуры в Стытычево Нина Шиманская.

Она добавила, что этот обряд идет из глубины веков. Для многих людей Коляды — яркое воспоминание из детства. «У нас собирались большие компании, наряжались. Были костюмы козы, медведя, цыган. Соревновались между компаниями, кто больше наколядует. Пели колядную песню, поздравляли. Щедрая хозяйка хорошо угостит — для детей это радость. А бывало, завидев колядовщиков, люди выключали свет, не пускали в хату», — поделилась воспоминаниями Нина Шиманская. Да и сейчас некоторые оставляют у входной двери веник или метлу — знак, что хозяев нет дома.

В деревне по-прежнему ходят колядовать и дети, и взрослые. В Доме культуры, конечно, стараются провести обряд по всем канонам. В Стытычево за это отвечает культорганизатор Елена Троцевич. Она заметила, что в каждой местности есть свои колядные традиции. «Чтобы сохранить колорит, пользуемся своими. Естественно, знакомим детей и с другим материалом. Они знают не одну песню, — рассказала специалист. — Другой вопрос, как им преподносить. Пока живы носители традиций, мы должны передавать их. Уверена, когда ребята вырастут, они 100% передадут это своим детям, потому что такие моменты запоминаются навсегда».

На подготовку к Колядам уходит совсем мало времени. Песенный репертуар бережно хранится в папке с говорящим названием «Скарбонка палесскага краю». Нужно только порепетировать и немного обновить костюмы — все. Главная героиня Коляд Коза. Она символизирует щедрость. Поэтому хозяева всегда стараются ее задобрить подарками: угощениями, деньгами. Эту роль на себя примерила 12-летняя Нина Шарко. Кстати, девочку можно назвать опытной колядовщицей. «Мы часто с семьей колядуем, для нас это традиция. Мне нравится, что поздравляем и радуем людей и себя», — призналась школьница.

Нина колядовала вместе с братом Святославом и сестрой Ангелиной. Ребята — тройняшки. «Вообще, у меня все праздники примерно на одном уровне, но Рождество — мой самый любимый. Я его с нетерпением жду, потому что можно отметить с многими людьми: и знакомыми, и незнакомыми. Нравится, что поднимается настроение. Очень хочется, чтобы люди в рождественский вечер не чувствовали себя одинокими», — рассказал Святослав. Он, как и другие мальчишки, нарядился в мужичка. Ангелина примерила образ взрослой женщины.

На сборы у колядовщиков не уходит много времени. И вот процессия — семеро детей, работники Дома культуры и библиотеки — направилась к первому дому. Семья Александра и Оксаны Мельник еще издалека заприметила гостей и с радостью приняла веселую Коляду. Компания спела рождественскую песню и развлекла стишками-потешками. Благосклонная Коза потанцевала с хозяевами, которые отблагодарили колядовщиков подарками.

Александр и Оксана воспитывают двух дочерей и сына. «Когда Коляда приходит в дом, больше ощущается праздник, единство семьи. Любовь к нему нам привили родители. Наши дети еще маленькие, чтобы самим ходить колядовать, но мы их уже потихоньку приучаем к традициям. Их нужно ценить и соблюдать, это память о наших предках», — считают многодетные родители.

К слову, раньше в этих краях на Рождество колядовщики не наряжались. Ходили по домам со Звездой или Вертепом. Однако со временем традиции из одних мест перекочевали в другие. Теперь в Стытычево некоторые колядуют 7 января и в костюмах. «Мы стараемся такое не практиковать, чтобы сохранить исконные традиции. Вот следующий праздник Щедрик — там уже вовсю можно дать волю фантазии. Но, зная о приезде журналистов, мы нарядили еще и Маланку, потому что в Пинском районе ее практически нигде нет», — пояснила Елена Троцевич.

Маланку водили 13 января, когда по народному календарю отмечают день Маланьи Римлянки. О маленьком колядном герое Елена Троцевич узнала у одной из старожил деревни Большая Вулька. Вероятно, этот персонаж перекочевал на Пинщину из соседних украинских сел. «Еще в довоенное время ряженые ходили с Маланкой калядовать. Красиво наряжали маленькую девочку, которая приходила со всеми в гости. Она символизировала щедрость», — рассказала культорганизатор Дома культуры.

Образ Маланки на себя примерила шестилетняя Даша Литвинчук. Она впервые участвовала в Колядах. Заметно волновалась, но справилась со своей ролью на отлично. Новый персонаж жителям Стытычево пришелся по душе. Многие снимали колядовщиков на видео, чтобы потом поделиться с родными и близкими.

На Рождество вместе собрались несколько поколений семьи Ермолаевых. Они очень ждали, когда в дверь их квартиры постучат колядовщики. Приготовились к этому событию заранее: испекли сдобу, купили мандарины и сладости, отложили деньги. «Расстраивает, что сейчас люди меньше ходят колядовать. И нам очень понравилось, что к нам зашли. Детки — молодцы. Работники клуба каждый год поздравляют, очень приятно. Коляды — наш исконный праздник, на котором мы выросли. Его отмечали даже тогда, когда в советское время он был под запретом. Когда приходит в дом Коляда, большая благодать. Надо, чтобы традиция возрождалась», — убеждены представительницы трех поколений большой семьи.

Фото Вадима ЯКУБЁНКА,

БЕЛТА.-0-

Беларускія традыцыі святкавання Каляд: тры куцці, «смерць казы», варажба па паленцах і іншыя цікавыя звычаі

У цёмныя зімовыя вечары нашы продкі збіраліся ўсёй сям’ёй, каб адзначыць самае галоўнае і ўрачыстае свята — Каляды. Беларускія традыцыі святкавання Каляд прайшлі праз стагоддзі і захавалася да нашых дзён, у некаторых мястэчках краіны яны і дагэтуль развіваюцца і ўзбагачаюцца.

А зараз паспрабуй уявіць сябе тым самым беларусам ці беларускай з мінулага, што ўвесь год з захапленнем чакалі Каляд, каб павесяліцца і смачна паесці, ды занурыся ў цёплую казачную атмасферу свята, прачытаўшы гэты тэкст.

Што гэта за свята — Каляды?

Назва свята — Каляды — мае язычніцкія карані. Лічыцца, што яна ўтварылася ад слова «кола», што азначае «сонца». Традыцыйна Каляды звязваліся з днём першага зімовага сонцастаяння і сімвалізавалі пачатак новага году — як сонечнага, так і сельскагаспадарчага. Святкаваць пачыналі 25 снежня, а заканчвалі 6 студзеня. Але калі на нашыя землі прыйшло хрысціянства, свята ўвабрала ў сябе новыя рысы: пачаткам Каляд стала Раство, а канцом — Вадохрышча. Зараз каталікі святкуюць Каляды па старых датах, а праваслаўныя вернікі адзначаюць свята з 6 па 19 студзеня.

Першыя падрыхтоўкі да свята: чысціня ў хаце і абавязковая баня

Калядам папярэднічаў строгі шасцітыднёвы пост, падчас якога трэба было прытрымлівацца шматлікіх абмежаванняў у ежы і паводзінах. Моладзі і дзецям, напрыклад, забаранялася гуляць у вясёлыя і шумныя гульні. Таму свята чакалі з нецярплівасцю.

Сустракаць Каляды належала чыстымі і фізічна, і духоўна. Таму перад святам заўсёды рабілі генеральную ўборку ў хаце, шылі новую вопратку ці апраналі ўсё самае лепшае, мыліся ў бані.

Ад строгага паста да шыкоўнай вячэры

Падчас Каляд праводзілі тры абрадавыя вячэры (куцці) з розніцай прыкладна ў тыдзень. Куцця — гэта густая каша, прыгатаваная з ячменю і запраўленая мёдам, якая абавязкова падавінна была быць на стале. На ўсе тры куцці каша варылася ў адным і тым жа гаршчку. Прычым гатаваць яе ад пачатку да канца павінен быў хтосьці адзін — сама гаспадыня, нявестка або замужняя дачка. Гэта, па павер’і, забяспечвала сям’і адзінства і цэласнасць напряцягу наступнага года. Лічылася, што куцця павінна быць густой і клейкай. Гэта азначала, што ў надыходзячым годзе сям’я будзе жыць у згодзе, і ніхто не памрэ. Спрабаваць кашу падчас падрыхтоўкі забаранялася. Гатовую куццю ставілі да заходу сонца ў чырвоны кут. Пры гэтым пад гаршчочак клалі сена, а зверху накрывалі боханам хлеба.

Куцця варылася з цэлых зярнят і лічылася сімвалам неўміручасці, вечнага жыцця

Куцця варылася з цэлых зярнят і лічылася сімвалам неўміручасці, вечнага жыцця

Напярэдадні Раства, першага дню Каляд, сям’я збіралася на першую куццю, якую называлі «беднай» або «поснай». Гэта была ўрачыстая вячэра, што выпадала на апошні дзень паста, таму ўсе стравы гатаваліся без мяса і жывёльнага тлушчу. Колькасць страў залежыла ад дастатку сям’і, магло быць як 5−7, так і 9−12 страў. У першую чаргу гатавалі бліны, квас з грыбамі, рыбу, аўсяны кісель.

Другая куцця праводзілася ўвечары перад Новым годам у каталікоў і перад Старым Новым годам у праваслаўных. Называлася яна багатай або шчодрай, бо на стол падавалі шмат мясных страў: сала, мяса, смажаныя каўбасы, кравянку, халадзец і інш. Сама куцця рабілася на сале або масле. Част напярэдадні свята калолі свінню, што для бедных сем’яў было выключнай з’явай, бо Каляды былі ледзь не адзіным святам, калі можна было ўдосталь наесціся мяса.

Трэцяя, апошняя куцця, была поснай, як казалі, «вадзяной». У гэты час адбываўся рытуал «запісвання каляд». Гаспадар маляваў крэйдай крыжы на варотах, дзвярах, каб зберагчы свой дом ад злых духаў.

Першы дзень Каляд: сена пад абрусам, узгадванне продкаў і містычныя абрады

Калядная вячэра пачыналася з узыходам першай зоркі. На сярэдзіну стала гаспадыня ставіла гаршчок з кашай і талерку з блінамі. Бліны разразалі крыж-накрыж і такім чынам свянцілі іх. Гаспадар запальваў свечку, чытаў малітву, затым ставіў свечку ў чырвоны кут і першым садзіўся за стол. Па левую руку ад яго садзілася мужчынская палова сям’і, па правую — жонка і дачкі. Перад тым, каб прыступіць да ежы, гаспадар браў лыжку куцці і клаў яе на падваконнік або на парог. Гэта была даніна павагі продкам, бо адно з залатых правілаў народнай культуры абвяшчае: «Перш чым сабе — продкам».

Вячэра ў сям

Вячэра ў сям’і беларусаў, фота пачатку ХХ стагоддзя

Калі ў сям’і з’яўляўся дзіця, то яго абавязкова клалі на стол, тым самым вылучаючы яму месца. А калі дачка гаспадара павінна была выйсці замуж, яе тройчы абводзілі вакол стала і перадавалі жаніху, што азначала «выпісванне» з сямейнага кола.

Стол перад першай куццёй прыбіралі па-асабліваму. Пад абрус абавязкова клалі сена, што па павер’і спрыяла добраму надою ў кароў і аберагала статак ад ваўкоў. Таксама гэты звычай звязваюць і з гісторыяй з’яўлення на свет Ісуса Хрыста, згодна з якой сена было ў калысцы, у якую Марыя паклала немаўля пасля нараджэння. У канцы вячэры па гэтым сене гадалі: хтосьці з сям’і выцягваў дзве травінкі, падпальваў іх і падкідаў уверх. Калі сухія травінкі падалі, кранаючыся адно аднаго, лічылася, што сям’я пражыве год дружна. Калі травінкі рассыпаліся ў розныя бакі, то меркавалі, што дамачадцаў нагоняць хваробы і асабістыя непаразуменні. Ёсць і такія звесткі, што сена падкідалі ўверх дзеля таго, каб хутчэй рос лён і была моцнай жывёла. Сена ляжала пад абрусам тры дні, а затым яго аддавалі хатняй жывёле, каб тая на працягу года была здаровай і мела добры прыплод.

Першы дзень Каляд лічыўся выключна сямейным святам. Тыя, хто па розных прычынах апынуліся ўдалечыні ад дома, імкнуліся завяршыць працу і вярнуцца да каляднага абеду. Народ верыў: калі мы ўсе будзем разам за святым сталом, будзем жыць разам і круглы год.

Другі дзень Каляд: вывернутыя кажухі, смерць «казы» і іншыя традыцыі калядоўшчыкаў

Каляды заўсёды былі вельмі папулярнымі ў моладзі, менавіта яна больш за ўсіх удзельнічала ў разнастайных забавах, гульнях, танцах. Хлопцы і дзяўчаты аб’ядноўваліся ў групы па 5−15 чалавек і пераапраналіся ў розныя маскарадныя касцюмы. Была «каза», «конь», «бусел», «мядзведзь». Часам кампанію ўзначальваў «павадыр» — стары сівы дзядок, які вадзіў на павадку «казу». Таксама ў кампаніі калядоўшчыкаў былі музыкі, запявала, механоша (той, хто насіў мех для пачастункаў) і «цыган». Усе апраналіся ў вывернутыя кажухі, «цыганы» вымазывалі твар сажай, павязвалі каляровыя хусткі.

Калядаванне пачыналася на другі дзень. Калядоўшчыкі збіраліся з надыходам цемры і з песнямі абыходзілі па чарзе ўсе хаты. Яны заходзілі ў двор і пачыналі спяваць віншавальныя, хвалебныя песні гаспадару, гаспадыні і іх дзецям, жадаючы ўсяго найлепшага. Кожная сям’я чакала гэтага моманту, таму гаспадар хутка выходзіў на ганак і запрашаў гасцей у дом, дзе разгортвалася сапраўдная тэатральная імпрэза. Галоўнай гераіняй была «каза» — у старажытнай славянскай міфалогіі яна лічылася сімвалам урадлівасці і дабрабыту сям’і. Яна кідалася то на калядоўшчыкаў, то на гаспадароў, бадала дзяцей. А потым раптоўна заціхала і падала на падлогу. Калядоўшчыкі кідаліся да казы, спрабавалі ажывіць яе. Але нічога не выходзіла. І тады нехта пачынаў песню: «Ой, пан ідзе, Каляду нясе, тры кускі сала, каб каза ўстала». Пачуўшы гэта, гаспадыня ішла ў каморку і выносіла калядоўшчыкам пачастункі. Убачыўшы іх, каза «ажывала». Госці з развітальнай песняй пакідалі хату.

Рытуальная смерць казы сімвалізавала сабой заканчэнне, “смерць” старога года, у якім пажадана было пакінуць ўсе нягоды, хваробы, страты, крыўды. Ажыўленне казы было сімвалам пачатку новага года, новага жыцця

Рытуальная смерць казы сімвалізавала сабой заканчэнне, «смерць» старога года, у якім пажадана было пакінуць ўсе нягоды, хваробы, страты, крыўды. Ажыўленне казы было сімвалам пачатку новага года, новага жыцця

У старажытнасці пераапранутых калядоўшчыкаў успрымалі як душы памерлых продкаў, якія вярталіся ў вёску і заглядалі ў кожную хату, каб даведацца, як жывуць іхнія нашчадкі. Пажаданні дабрабыту калядоўшчыкамі — гэта пажаданні душ продкаў, памерлых гаспадароў зямлі. Менавіта таму такім доўгачаканым гасцям немагчыма было адмовіць у падарунках.

З часу распаўсюджвання хрысціянства калядаванне пачало набываць іншы сэнс. Калядоўшчыкі пачалі ўспрымацца як старажытнаіўдзейскія валхвы, якія былі сведкамі з’яўлення на небе Віфлеемскай зоркі, што прывяла іх да месца нараджэння Сына Божага. Цяпер яны хадзілі па вёсках і апавяшчалі пра цудоўную падзею — Раство Хрыстова. А шлях да кожнага дома, які ўспрымаўся як месцазнаходжанне Бога, веры, надзеі, любові, асвятляла і паказвала зорка, якая стала абавязковым атрыбутам абраду. Каляды з «зоркай» святкавалі ў тых рэгіёнах Беларусі, дзе ў асноўным пражывалі каталікі. Яны выконвалі царкоўныя песні на аснове евангельскіх гісторый.

Калядоўшчыкі Горацкага павета, Магілёўская губерня, пачатак ХХ стагоддзя

Калядоўшчыкі Горацкага павета, Магілёўская губерня, пачатак ХХ стагоддзя

Прыход калядоўшчыкаў азначаў шчасце, здароўе, дабрабыт сям’і напрацягу ўсяго года. Калі калядоўшчыкі па нейкіх прычынах не прыходзілі ў хату, гэта лічылася вялікай непавагай і прадвеснікам розных бед для сям’і. Выключэннем была толькі адна старажытная традыцыя, згодна з якой калядоўшчыкі не хадзілі ў хаты тых, у каго яшчэ не прашоў год пасля смерці каго-небудзь з сям’і.

У гарадах на Каляды ладзілі кірмашы, святочныя гулянні, тэатралізаваныя імпрэзы. Для заможных гараджан ладзіліся балі, танцы. Напрацягу ўсіх Каляд для дзяцей арганізоўвалі спектаклі, танцы, ёлку. Жыхары гарадоў прымалі ў сябе святара, які здзяйсняў святочны абыход вернікаў. Вечарамі хадзілі ў госці ці сустракалі ў сябе сяброў і родных. Сталых людзей па традыцыі частавалі гарэлкай, каўбасой, смажанай птушкай або парасём, а дзяўчат і хлопцаў — арэхамі, пернікамі, семкамі.

Боты, паленцы і іншыя прылады для каляднай варажбы

Калядныя дні лічыліся магічнымі, таму варажба была іх абавязковым атрыбутам. Варажылі ў асноўным маладыя дзяўчыны, каб даведацца, калі пойдуць замуж і як будзе выглядаць іх жаніх. Часам варажылі сталыя жанчыны, якія клапаціліся пра дабрабыт у сям’і. І нават хлопцы часам хацелі даведацца пра сваіх нявест.

Спосабаў варажбы было вялікае мноства. Самы вядомы з іх — кідаць боцік з левай нагі праз плячо. У які бок глядзеў насок, адтуль і павінен быў прыйсці жаніх. Варажылі дзяўчаты і на паленцах — бралі з кастрышча адно, не гледзячы на яго, і па ім вызначалі, якім будзе будучы муж. Калі палена траплялася гладкае, значыць, і жаніх будзе прыгажуном, калі шурпатае — непрыгожым. Калі палена было з сучкамі, значыць, будучы муж будзе з вялікай сям’і. Крывое палена азначала непрывабнасць суджанага.

З’яўляўся шанец выйсці замуж і ў той дзяўчыны, што змагла абхапіць цотную колькасць дошачак плота

З’яўляўся шанец выйсці замуж і ў той дзяўчыны, што змагла абхапіць цотную колькасць дошачак плота

Сваю будучыню ў адзін з калядных вечароў можна было падслухаць пад вокнамі. Дзяўчыны ішлі да чужой хаты і хаваліся каля яе. Калі чулі, што гаспадар казаў «ідзі», гэта азначала хуткае замужжа. Калі дзяўчына чула, як у доме нехта казаў «сядзі» або «сядай», ёй наканавана было прасядзедь гэты год у дзеўках.

Ёсць шэраг калядных абрадаў варажбы, якія звязаныя з жывёламі. Да прыкладу, гаспадыня пякла аладкі і кожная дзяўчына брала сабе па адной. Затым адчыняліся дзверы, аладкі клаліся на парог і ў хату запускаўся сабака. Чыю аладку ён хапаў першай, тая і павінна была хутка стаць нявестай.

Яшчэ адным прадказальнікам лёсу быў певень або курыца. У пакоі ставілі ваду, люстэрка і насыпалі жыта. Ад таго, да чаго раней падыдзе птушка, залежыла, які ў дзяўчыны будзе жаніх. Калі птушка пачынала кляваць зярно — будзе багаты, глядзелася ў люстэрка — прыгожы, пачынала ваду піць — п’яніца.

Вечар перад Новым годам

У вечар перад Новым годам (у праваслаўных — перад Старым Новым годам) святкавалі багатую, або шчодрую куццю. Кожная гаспадыня імкнулася прыгатаваць як мага больш мясных страў, каб сустрэць Новы год у поўным дастатку і каб увесь наступны год быў сытым. У гэты вечар таксама чакалі незвычайных гасцей. У вёсках па хатах хадзілі дзяўчыны і праводзілі абрад шчадравання. Яны выбіралі самую прыгожую сярод сябровак, апраналі яе ў святочны ўбор, а на галаву надзявалі вянок, упрыгожаны стужкамі. Дзяўчыну-прыгажуню называлі «шчодрай». Калі яна заходзіла ў хату, то гэта абяцала гаспадарам у новым годзе багатае жыццё, шчодры ўраджай, захаванне хатняга дабрабыту. Падчас абыходу вёскі дзяўчыны спявалі тыя ж песні, што і калядоўшчыкі на першую куццю.

Нашыя дні. Экафест «Шчадрэц на раёне» ў Каменнай горцы, Мінск

Нашыя дні. Экафест «Шчадрэц на раёне» ў Каменнай горцы, Мінск

На наступную раніцу да абрадавых абыходаў далучаліся самыя маленькія — вясковыя хлапчукі, якія выконвалі абрад «засеўкі», які на думку нашых продкаў прыносіў добры ўраджай на наступны год. Хлопчыкі хадзілі па хатах і «засейвалі» збожжам чырвоны кут і саміх гаспадароў. Для «пасеву» выкарыстоўвалі спецыяльныя або звычайныя пальчаткі ці адарваны ад старой кашулі рукаў, куды загадзя насыпалі жыта, пшаніцу або ячмень. Часам насілі два такія рукавы: у другі гаспадары клалі пачастункі і дробныя грошы.

Апошні дзень Каляд і вяртанне да звычайнага жыцця

Трэцяя куцця адзначалася напярэдадні Вадохрышча. Гэты вячэра не была доўгай. Людзі елі паспешна, спадзеючыся, што летам так жа хутка справяцца з асноўнымі палявымі працамі. Застолле заканчвалася жартоўнай гульнёй-абрадам. Гаспадыня брала качаргу і злёгку тузала ёй гаспадара. Той хутка падаў. А гаспадыня тым часам гаварыла: «Каб так хутка снапы ў гадзіну жніва падалі». На гэтым Каляды заканчваліся, і людзі прыступалі да сваёй паўсядзённай працы.

Адзначаць Каляды — адна з прыгожых старажытных традыцый Беларусі. Многія ўнікальныя калядныя абрады, якія захаваліся ў розных рэгіёнах краіны, прызнаныя гісторыка-культурнай каштоўнасцю нашай краіныі. Часам святкаванне Каляд гуртуе людзей і ў гарадах, няхай і ў больш сучасным фармаце. Таму хочацца спадзявацца, што з часам традыцыі гэтага свята будуць толькі ўзбагачацца.

Дзякуй, што дачытаў да канца. Мы рады быць карыснымі. Каб даведацца больш цікавага, глядзі наступныя матэрыялы:

Художники белорусской земли: часть первая

Известные учёные Беларуси

Как выглядели белорусские студенты прошлого века? Ищем на фото своих родителей, бабушек и дедушек

Не прапускай важныя навіны і падпісвайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook і апавяшчэнні на adukar.by.

***

Калі хочаце размясціць гэты тэкст на сваім сайце ці ў сацыяльнай сетцы, звяжыцеся з намі па адрасе info@adukar.by. Перадрукоўка матэрыялаў магчыма толькі з пісьмовага дазволу рэдакцыі.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Художник-график, этноинструментолог Алесь ЛОСЬ собрал целый музей старинных инструментов у себя в агроусадьбе «Хутор Дудара». Он исследует и изготавливает лиры, дуды и жалейки, погружаясь при этом глубоко в историю, восстанавливая обряды и традиции. Каждый год Алесь собирает друзей на «Калядныя вечары з БАТЛЕЙКАЙ».

— Алесь, какой инструмент – самый колядный? Гармошка?

— Дуда. Это очень символичный инструмент, с глубоким историческим контекстом. Делалась она из шкуры жертвенного животного, козы, и имела высокий сакральный статус. 21-24 декабря – время самой длинной ночи и поворот к увеличению светового дня, это очень знаковая пора для нашей широты, для народов Беларуси, Польши, Украины, Чехии, Словакии. И вот дуда как раз символизирует собой дионисийские культы, связанные с Козой.

— А что символизирует Коза?

— Плодородие, богатство, хороший урожай, здоровье, дабрабыт. Коза «пришла» к нам из греческих Посейдоний, из культа Диониса, а Коляды пришли из Рима. И все это случилось более 2000 лет назад.

На Полесье колядовали с Козой, и когда она обрядово «умирала», то «возрождалась» потом в дуде. Дуда, кстати, во многих славянских языках называется еще «козел» или «коза».

Фото: Из личного архива

Колорит

— Кажется, Коляды сложнее, чем мы все себе представляем. Откуда этот праздник вообще взялся?

—  Календа – это очень популярный римский дохристианский праздник, начало нового цикла солнца. Коляды связаны с увеличением дня и не имеют ничего общего с Рождеством и Новым годом, они просто «наложились» друг на друга по времени. Еще в IX веке миссионеры начали привязывать христианские праздники к обрядам местных жителей, чьи обряды, в свою очередь, были привязаны к циклам солнца. И получилась смесь, упрощенная версия обрядов, которые существовали в Древней Греции и Римской империи еще в IV-V веках до нашей эры.


Календы в древнерим­ском лунно-солнечном ка­лендаре — название первого дня каждого месяца. Древнеримским праздником январских календ (с 1 до 5 января) завершался целый цикл значимых праздников, поэтому январские календы отмечали особенно пышно. Языческий праздник январских календ продолжали справлять и христиане, что вызвало протест церкви. В борьбе с этим остатком язычества церковь противопоставила языческому чествованию новолетия свой собственный праздничный цикл, рождественский, а языческим маскам и играм — хождение со звездой и царями-волхвами.

— И еще кажется, что Новый год и Рождество популярнее в наших краях.

— Сказки про Санта Клауса на оленях, шоколадные Деды Морозы в облачениях архибискупа Святого Николая хорошо воспринимаются. В современном мире праздник – это бизнес. Людям хочется расслабиться, нарядить елку, выпить шампанского. В этом смысле и у Коляд есть свой колорит – пришли друзья с Козой, помахали Звездой, попели «Шчадрушкi», получили конфеты…

«ЦУД НА КАЛЯДЫ»

— А на самом деле Коляды, что за праздник?

— На самом деле это очень серьезный обряд со службой, приход душ умерших предков. К этому заранее готовились, готовили еду, вспоминали весь род. И колядовщики символизировали собой души предков, которые приходят во время Коляд в дом. И это возможно не только зимой, но и весной и осенью в равноденствие, и во время летнего солнцестояния – всякий раз, когда меняются солнечные циклы. Колядовщики были посредниками между землей и небом. С ними можно было общаться, задавать вопросы, просить о помощи. В этом и есть та самая мистика колядных вечеров, когда люди гадают, пытаются у предков узнать будущее. Правда, гадания тоже были серьезными, а не такими, как сейчас – посмотреть в зеркало…

К сожалению, сакральный смысл праздника утрачивается, если не утерян совсем. «Реликтовые» обряды еще можно увидеть в Беларуси, Украине, на Подлясщине в Польше, на Смоленщине в России…

ОБРЯД ПРИОБЩЕНИЯ

— Вот поэтому вы и устраиваете «Калядные вечары»? Чтобы сохранить это сакральное?

— Мы приглашаем на вечера только тех, кому интересно. Это скорее философские вечера, когда мы говорим о предках, готовим еду, символизирующую души и тела предков и живых людей. Это сыр, каша, кисель с сухарями – от 7 до 12 блюд должно обязательно быть на столе. Есть бедная кутья, есть богатая, строгий ритуал – что за чем едят, что говорят или когда молчат. В экспедициях я наблюдал, как люди за колядным столом просто молчали. Это ведь даже не праздничный ужин, а обряд приобщения к предкам, прошлому и будущему. Это очень интересно, и жаль, что в Беларуси осталось немного мест, где обряд еще сохраняют. Познание древних кодов кажется мне очень важным.

— Зачем современному человеку нужны эти древние коды?

— Я могу вспомнить своих предков до пятого колена, но кто-то не знает, как зовут его прадедушку. А знание своего рода — это знание своей истории. Это перспектива на себя самих, чтобы понять, кто мы есть, как мы живем.

— И какой колядный обряд обязательно посоветуете нашим читателям?

— Вспомнить предков и рассказать о них детям и внукам. Коляды – праздник семьи, праздник рода, праздник памяти людей, которые дали нам жизнь.

Новый год, как правило, празднуют в кругу семьи.

ТРАДИЦИИ

Современные Коляды празднуют с 24 декабря по 19 января.

Праздник всегда проходил по строгому сценарию – накануне  Рождества, 24 декабря (6 января), после шестинедельного Филиппова поста садились за стол только с первой звездой, которая служила «вестником», своеобразным символом Вифлеемской звезды.

На следующий день было принято навещать крестников, а вечером начинались гулянья – молодежь переодевалась и обязательно среди ряженых была Коза – символ достатка и плодородия. Если Козе было недостаточно угощений, она «заболевала» или «умирала». Пополнив запас печенья, конфет и колбасы, хозяева могли спасти и Козу, и праздник, и свои перспективы на следующий год.

На Полесье также мастерили Звезду. Колядовщики ходили по дворам, пели песни, танцевали, славили хозяина дома и его семью. За это их одаривали угощениями и мелкими деньгами.

Накануне Нового года праздновали Щедрый вечер, накрывая второй праздничный стол – богатую кутью. Забивали свинью, готовили жирные, сытные мясные блюда, колбасы.

Третья кутья (водяная) накрывалась на стол накануне Крещения (Вадохрышча), 18-19 января. Праздничный ужин состоял из нечетного количества постных блюд. И снова колядовщики в образах Деда, Бабы, Цыгана, Черта, Козы, Тура, Аиста и Зайца ходили по дворам, развлекая хозяев песнями, танцами и репризами, получая вознаграждение за свои таланты.

Это сейчас Новый Год у белорусов считается самым главным и ожидаемым праздником, на который принято дарить друг другу подарки. Ранее же различные приятности, потешки, веселости и прочие необычности было принято проводить именно на Коляды. Период празднования был весьма длительным: с 25 декабря по 6 января и был привязан к двум неделям между православным и католическим Рождеством.

Интересным фактом является языческое происхождение праздника. Его первоначальный смысл заключался в уходе старого года и приходе нового. Люди приветствовали новую пору, благодарили святых духов за все хорошее, что произошло в старом году и просили послать только хорошее в наступающем новом. Основная благодарность касалась сельскохозяйственных (урожайных) моментов. И только с принятием православия на Руси этот праздник обрел некоторую божественную основу и стал праздноваться вплоть до Старого Нового года и даже несколько позже (19 января).

В эту пору был день зимнего солнцестояния. То есть после этого дня день начинал потихоньку прибавлять. Считается, что названием «Коляды» происходят из языческой поры, когда Солнце именовалось «коло». Именно светило считалось в ту пору основным «божеством», которого просили впредь давать больше света на землю. По второй версии название пошло от словосочетания «кол-яда», означавшего переход еды по кругу. В этом также есть свой смысле, поскольку на протяжении всего праздника группы людей ходили от дома к дому с различными угощениями. К этой поре практически каждая семья считала обязательным выкормить и заколоть свинью. В доме проводилась уборка, а женщины занимались пошивом новой нарядной одежды.

Помимо еды большое значение уделялось танцам и песням. Колядки начинались только при наступлении 6 января. До этой поры всем надлежало поститься. Примечательной традицией было обязательное условие держать сено под скатертью на столе. Это следовало делать вплоть до окончания Коляд. На столк среди блюд должны были присутствовать взвар и кутья. Было много мясных блюд. Даже в небогатых семьях старались богато накрыть стол и позвать в гости родных и близких. Жарились блины, делали колбасу и прочие яства.

Основные мероприятия начинались вечером 7 января. После службы в церкви и емейного застолья в основном молодые люди (но не только и не обязательно) наряжались в цыган, медведей и прочих персонажей и отправлялись по домам. У предводителя группы, состоящей из десяти-пятнадцати людей была звезда. Таким хороводом пели частушки и веселые песни, ходили по селу. Постучавшись в дом, они колядовали, за что им полагалось дать угощение. Н в коем случае нельзя было обижать колядующих или демонстративно закрывать перед ними дверь. Считалось, что в такой дом обязательно в скором времени придет беда. На следующий день, в день Святого Степана, хозяин платил нанятым на него работникам и после выслушивания взаимных обид и упреков стороны могли договорить о работе в уже наступившем новом сезоне. Девушки занимались гаданием, ждали суженого. Окончанием Коляд был Щендрец. Это были те же коляды, но во главе группы ходила самая красивая девушка селения. После этого проходили три кутьи (так называемые окончательные обрядовые три вечера), после чего празднование на широкую ногу завершалось.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Колядки это церковный праздник или нет
  • Колядки это христианский праздник или языческий
  • Колядки это христианский праздник или нет
  • Колядки это когда праздник
  • Колядки это какой праздник