КОМИ-ПЕРМЯЦКИЕ ПРАЗДНИКИ
Розосво (Рождество)
Отмечается, как и у всех православных, 7 января. Те, кто хорошо был знаком в XIX – начале XX века с календарной обрядностью коми-пермяков, отмечали, что у них великие церковные праздники Рождество Христово и Пасха «уважаются… как простые воскресные дни», или, как ещё отмечалось, «особо не чтятся», зато считаются важнейшими Семик, Покровская суббота, Масленица. По сообщениям священника, в «день же Рождества Христова или в день Вознесения Господня и в некоторые двунадесятые праздники работают и не считают их большими праздниками. В день Рождества Христова, вставши утром, даже молотят, а потом сейчас же принимаются за пельмени, считая тот день только разговением».
Подобный материал об отношении коми-пермяков к церковным праздникам есть и в воспоминаниях нынешних жителей; «Да, Рождество Христово у иньвенских пермяков считался днём более значимым, чем будничный, но только тем, что открывал игрища. Девки и бабы говорили: «Ой, скоро Рождество, надо избу подыскивать, наряды приготовить».
Крещение (Крещение)
Отмечается 19 января. Значительным обрядом являлся Крещенский Сочельник, его отмечали в ночь на Крещение. До обеда стряпали сочни с конопляным семенем, варили в двух горшках кашу из гороха и ячной крупы. Сочни не только ели. Их использовали в гаданиях. Девушки-невесты выбегали с сочнями на улицу. Если им навстречу попадался мужчина, то следовало ожидать замужества, а если женщина, замужества не предвиделось.
В народном календаре с Крещением связывали языческий обряд чудбс вашбтлыны (топтание чудов). Он проходил таким образом: в Крещение между заутреней и обедней («как Бог засветает») около церкви собирался народ верхом на лошадях, с кольями, нагайками, человек до сотни, и скачут, топчут чудов и гонят до другой деревни. Чуды, по мнению пермяков, появляются на земле в то время, которое приходитсяровно через полгода со времени цветения ржи, и расхаживают, указывая людям, что с ними будет. К этому времени у пермяков приурочены разнообразные виды гаданий. Пермяки ходят, «слушаются». Собираются несколько человек, выходят на речку, на лёд, обводят три круга, садятся внутри с иконой и слушают. Кому умереть– чуды строгают доски, вколачивают гвозди; у кого пожар будет – услышит шум, крик народа; у кого коровы пропадут, начнут чуда ногами комки набрасывать. Чтобы узнать, какой хлеб будет, ходят на гумно: если услышат песни, хороший урожай будет.
В Крещение не кормили куриц, пожилые женщины ничего не ели «до появления звезды». Традиция такого обряда была вызвана желанием, «чтобы курицы были здоровее и больше несли яиц, а второе – для спасения души».
Коми-пермяки стремились прибыть на верховых лошадях на реку к иордани (проруби), когда там священник освящал воду. «Лишь только окончится здесь служение и священно-церковные служители пойдут в церковь, все пермяки опрометью спешат к проруби, умываются и берут в бураки (туясы) воду для дома, а прибывшие на лошадях поят их в проруби, потом полчаса или час ездят на ровном около проруби месте». Крещенская вода хранилась в течение года, посуду с водой обязательно ставили на полку божницы переднего угла избы.
В народных рассказах сообщается, что в старину люди верили в освящение не только воды, но и снега. Поэтому те, кто не мог пойти за водой к иордани, набирали снег. Крещенской водой девушки мыли волосы, считая, что от этого они становятся пышней. Определённое значение придавалось обмену ветками ели у иордани, что имело прямую связь с обрядом обмена пасхальными яйцами. Повсеместно сохраняется традиция в ночь на Крещение или в Крещенский день на всех дверях, воротах и даже окнах ставить кресты дёгтем, чтобы защититься от нечистой силы.
Считается, что крещенские обряды очищают от скверны не только человека, но и среду его обитания – землю, воздух, растительность.
Масленьча, Масленича (Масленица)
У коми-пермяков празднование Масленицы развёртывалось как по общей схеме, так и на свой манер. Прежде чем встречать Масленицу, коми-пермяки следовали православной традиции – в субботу накануне Масленой недели поминали умерших предков. К этому дню было принято печь рыбные пироги, шаньги, оладьи – тупбси, варить овсяный белый квас – ырбш. Умерших предков приглашали принять угощение. Возможно, этот обряд получил распространение в связи с религиозным представлением, что души усопших тоже должны праздновать Масленицу.
Воскресенье накануне Масленой недели называлось, как и у русских, Мясным заговеньем. В этот день перед Масленой неделей и Великим постом (Мясопустом) последний раз ели мясо. К Масленице припасали молочные и мучные продукты, рыбу, овсяный квас, ржаное пиво (сур). Масляная неделя была Сырной, т.к. во время её «употреблялось в пищу много того, что изготовлялось из молока и пеклось на масле, прежде всего блины и орешки (печенье), оладьи, иногда рыбные пироги. Готовили яичницу, солянки, уху.
Традицией празднования Масленицы было ряженье, носившее не только развлекательный, но и обрядовый смысл. Как и в Святки,ряженые имитировали приход неведомой силы из потустороннего мира, а это должно было сильно воздействовать на весенний солнцеворот. Но в Масленицу ряженые не ходили по домам и не разгуливали по деревне– они участвовали в развлекательном масленичном поезде. В маленькие дровни, на которые брошен ворох соломы, запрягаются одна или две лошади, на дровни садится Масленица (одетый в шубу наизнанку и женское платье мужчина, в руках он держал метлу). Лошадей и сани украшали соломой. Иногда на одну из лошадей сажали мальчика, также одетого в шубу наизнанку, украшенную соломой. Для развлечения смазывали ворота медвежьим салом, чтобы лошадиостанавливались и сбрасывали седоков; валяли молодожёнов в снегу и закидывали им снег под одежду; скатившись с горки, целовались. По вечерам девушки и парни собирались в одной избе и плясали до утра. Принято было ходить в гости не только молодым и родственникам, но и пожилым.
В субботу накануне Прощёного воскресенья у молодёжи была традиция сооружать снежную крепость, а потом состязаться «за её взятие».
Вероятнее всего, в коми-пермяцких селениях сожжение чучела Масленицы практиковалось давно. Сжигалось всё то, что отслужило человеку, стало ненужным за год. Масленица представлялась женским образом, поэтому наряжалась в старую женскую одежду. Есть даже пословица про неряшливо одетого человека: «Кыдз Масленча пасьтасьбм» (одет, будто Масленица). Некоторые говорят, что Масленица – это зима, потому что чучело её сжигается.
У коми-пермяков в воскресный, Прощёный день, не принято было мыть и стирать бельё, т. к. они были убеждены, что водой от мытья и стирки будут поить человека после смерти. В Прощёное воскресенье обязательно катались на лошадях. Принято было выезжать пожилым и даже старым людям. Во время поездки заходили в дома, принимали угощение, высказывали хорошие пожелания, а также просили прощения: «Простите нас, а мы прощаем и вас».
Ыджыт Лун (Пасха)
Воскресенье последней недели Великого поста называется Ыджыт Лун (буквально: «Большой день»). В народном календаре с Пасхой связывали весеннее пробуждение сил природы. Праздник подвижный, высчитывается по лунному календарю, в 2008 году он приходится на 27 апреля.
К Пасхе основательно готовились: накануне в пятницу на Страстной неделе мыли избы, иконы, а в субботу после обеда стряпали, красили яйца, строили качели.
Торжество пробуждающейся природы издавна связывалось с крашеным яйцом – символом плодородия. Яйца красили луковой шелухой, ивовой и ольховой корой, травой зверобоя. Красный цвет яиц напоминал о солнце и весеннем времени года. Для некоторых мест типичным было раскрашивание пасхальных яиц. Яйцо крестообразно обматывали ниткой и опускали в воду, после варки нитки снимали, и на поверхности образовывались белые кресты. Широко известна среди коми-пермяков примета о том, что покрашенное равномерно яйцо обещает хорошее лето, а с белыми пятнами – плохое. Коми-пермяки верили в исцеляющие свойства пасхальных яиц. Первое вынутое из отвара яйцо разламывали и клали на стол в переднем углу избы. Его предназначали для умерших родителей. Второе яйцо клали на божницу. Остальныеяйца укладывали в висевшие перед иконами соломенные корзинки кольть видзан (дословно: яичный держатель).
Следуя старинному обычаю, яйца обязательно дарили крёстным. Ими менялись по пути в храм с теми, кого встречали по дороге. Поэтому перед тем, как отправиться на пасхальную службу, запасались яйцами. Приготовленные для обмена яйца не показывали, хранили в рукаве, за пазухой. Друг другу передавали яйца и смотрели: кому попадало большое яйцо, тот должен жить много лет. Если попадало яйцо всмятку, у того и жизнь пойдёт всмятку. По поверью, яйца с крестами обладали более сильным магическим действием. Их бросали против ветра, града, а вовремя пожара – на крыши построек, чтобы остановить огонь. Шелухой крашеных яиц лечили царапины, желудки.
На Пасху обязательно готовили оладьи и картофельные шаньги – кулики. Кулики относятся к числу старинных блюд. Они заменяли куличи, которые были известны многим православным русским. Куличи стали появляться только в 1930–1940-е годы. Утром все члены семьи обязательно разговлялись яйцами, куликами, пельменями. Бывало, что на солее появлялись оставшиеся с Масленой кулики. Перед употреблением их размачивали в молоке и разогревали в печи. Называли такие кулики паской. Их обязательно запивали молоком.
По окончании церковной службы и разговения в храме священнослужители обходили дома своего прихода. Они христосовались с жителями, освящали жилище святой водой. Дети ходили к родственникам и собирали яйца. Когда приходили за яйцами, то говорили: «Христос воскресе!»
Затевать весёлые развлечения в первый день Пасхи считалось большим грехом. После обеда шли на кладбище, но не везде, объясняя это плохой погодой. Трапез больших не устраивали, но на могилы обязательно клали крашеные яйца, иногда их крошили.
Парни поднимались на колокольни, но звонить разрешалось только тем, кто звонарю давал яйцо или кулик-паску.
На Пасхальной (Светлой) неделе самым популярным развлечением были дюттян (качели). Перед началом качания качели «заклинали»: «Ноге (опоре) не сломаться, верёвке не рваться, доске не треснуть– хорошо качать». Возле качелей играли в бабки, чижа, чехарду, ляпу. Все игры на Пасху имели обрядовое значение, связанное с будущим урожаем. Для молодёжи время качелей превращалось в праздник семейно-родственных встреч, угощений, близких знакомств.
На Пасхальной неделе приглашали родных на молодое пиво. Когда его пили, приговаривали: «Пейте молодое пиво – и в жизни долго будете молодыми».
Семик и Строча, Стечалун (Троица, Троицын день)
Семик отмечается на седьмой неделе после Пасхи – Троицкой. Это период перехода весны в лето, и в обрядах так или иначе участвуют растения, земля, вода. Кроме того, часть обрядов связана с поминовением усопших. В Троицкую неделю праздничные дни следуют один за другим: общеизвестные Семик (четверг), Родительская суббота и распространённые у коми-пермяков именины леса (тоже в субботу), именины воды (воскресенье) и земли (понедельник, в Духов день).
Наибольшим праздником многие считают именно Семик: «Семик – двойной праздник: и для покойных, и для живых. Покойным – до обеда, живым – с обеда до ночи. Другого такого праздника на земле не было и нету». Как и к любым поминкам, впрок припасают продукты для поминальных блюд. Семик приходится на скоромный период календаря, поэтому преобладают молочные и мясные кушанья: рыбный пирог, оладьи, шанежки с крупой на сметане, селянка, сметана, в которую макают оладьи. Полвека назад ещё варили овсяный кисель и подавали его напоследок.
В дореволюционную пору коми-пермяки поминальную церемонию начинали спозаранок с возжигания свечи и лампадки и короткой молитвы. Позже обряд начинался с подачи на стол мёда, сусла пивного и квасного, а затем горячих оладьей и шанег. Горячие шаньги кладут на тарелку или прямо на скатерть, пару разламывают и приглашают угощаться души умерших, говоря: «Локтб вошшб!» («Приходите, питайтесь – угощайтесь»). Эти слова обращены к душе покойника. Душа же, по поверью пермяков, невидимая и неосязаемая материя в виде газа. Поэтомуона напитывается только исходящими от кушаний и напитков испарениями и даже одними запахами. Поэтому каждая хозяйка старается печь и жарить так, чтобы испарения были обильными и вкусно пахнущими.
Более сложный ритуал поминовения усопших совершается позже, когда семья садится за стол. При этом открывается рыбный пирог или подаются пельмени, и старший в семье ещё раз просит души покойных напитаться запахами яств и питья.
Затем посещают могилы умерших родственников. Это основное и самое продолжительное действо. На кладбище из семьи идут один-три человека и берут с собой разную снедь, но обязательно – рыбный пирог, яйца, шаньги и питьё. Теперь не возбраняется пить возле могилы не только крепкую брагу, но и водку. От этой вредной привычки всё ещё отказываются старухи, считая, что хмельные пары дурманят души усопших, и они начинают сердиться на людей и даже вредить им. Старинный обычай предписывает не ходить на кладбище в слишкомкрасивом, цветастом одеянии, в пышных головных уборах (но головы женщин обязательно должны быть покрыты).
Обычай требует от поминающих, чтобы они раздавали милостыню. Если нет нищих и других побирушек, приглашают угоститься любого прохожего. Тот обычно не отказывается, а после приложения к еде и питью желает покойному благостного загробного пребывания. Посещение кладбища завершается прощальными поклонами у головы и ног покойного. Простившись, без оглядки покидают кладбище, стараясь не споткнуться, а пуще того – не упасть: это очень плохая примета.
После некоторого затишья в деревне на улицах появляется молодёжь. Начинаются семицкое гулянье. Это малое гулянье, одной деревни. С этого часа начинается обряд коми-пермяков кыдз кбртавны или кыдз домавны (дословно: «берёзу вязать»). Этот старинный обряд сейчас не имеет единообразия: где-то люди идут в рощу к растущей берёзке и веселятся там, где-то берёзку приносят в деревню. Обряд кыдз домавны совершается в роще, и представляет собой продолжение святочных гаданий и ворожбы. И молодёжь, и взрослые расходятся по роще и, таясь друг от друга, слабо, чтобы листочки не сорвать, связывают веточки берёзы. В Троицын день к берёзе возвращаются и смотрят: лист всё такой же зелёный или поблек. Если стал сохнуть, то ничего хорошего в этот год не жди. Затем начинаются игры и кадриль. Из музыкальных инструментов на игрищах использовали свистульки, гармони, балалайки и пэляны-дудки (часто многоствольные) и пу-барабаны (особо устроенные, немного выпуклые доски).
Семицкими вечерами, когда молодёжь развлекалась на игрищах, оставшиеся дома старики мастерили игрушки из древесины мягких пород. Из ивы или липы они вырезали уточек и гусей, а также куколок, похожих на русалок. Уточки все белые, куколки – в пёстрых, бело-зелёных платьицах. Кроме того, делали свистульки (пиксан) и резные узорчатые трости-палочки (пегануки). Все поделки раздавались малышам.
В обрядах Семика были важны обе части: и поминальные ритуалы, и вечерние увеселения. Общее веселье воспринималось как всеобщий акт ублажения душ умерших, это и очищение духа участников обряда, и закл и нательные действия музыкой, свистом и пением на нечисть.
В Троицу православные поминают всех умерших родственников, и поминальный обряд этого дня мало чем отличается от семицкого (кроме северных районов, где в Родительскую субботу поминают «древних», т.е. далёких предков, а в четверг, в Семик, – «нынешних», т.е. недавно умерших).
Если большинство коми-пермяков семицкие обряды называет кыдз кбртавны (завивать берёзу), то Троицкие – кыдз пбрччавны (берёзу развязать). В некоторых местах молодёжь к завитой берёзке ходила с утра и заодно приносила в деревню срубленную берёзку или ветки, траву. Часть этой зелени относилась в церковь или часовню, чтобы украсить ограду, паперть и устлать травой храмовый пол, затем послушать заутреню.
Принесённые берёзки вкапывались под окнами домов или неподалёку. Этим обычно занимались подростки и дети. Здесь, на улице, начинались Троицкие гулянья с детскими забавами. Например, популярной была игра чеччасьны (подпрыгивать): на чурку клалась доска, на её концы вставали играющие. Тот, чей конец доски оторвался от земли, подпрыгивал как можно выше и, опустившись на доску, поднимал напарника. Троицкие гулянья также почти не отличались от семицких: хороводы, кадрили, игры.
Поздним вечером устраивается завершающий ритуал – прощание с берёзкой. Её откапывают, кто-то берёт на руки, а все встают в длинную колонну лицом к селу, а в конце колоны – несущий берёзку. Он сходит со своего места и начинает двигаться вдоль колоны. После него выходит замыкающий, обгоняет берёзку и становится в голове колонны. Образуется непрерывно движущаяся цепочка и овал с берёзкой в центре. Снова звучат музыка и песни. Этот Троицкий обряд называется Кузь гаг («длинный червяк»). Процессия достигает окраины села. Здесь берёзку кладут возле изгороди и окончательно прощаются с ней до будущей Троицы. В благодарность за доставленную радость берёзку опрыскивают напитками.
Турун вежан лун (День смены травы)
Этот старинный праздник был возрождён только в 1995 году в с. Большая Коча Кочёвского района. У жителей этого села сохранился обычай собирать травы увтыром (родом, семьёй). На лесной опушке рвали цветы, приносили домой, отделяли семена. Вечером цветы уносили на реку и бросали в воду. Иногда их разбрасывали в лесу.
У древних коми-пермяков не было точной даты праздника. Некоторые предполагают, что его отмечали в Тихонов день (29 июня), другие – в Ильин (2 августа). Но на какой бы дате ни останавливались, всегда подчёркивали, что праздник справлялся тогда, когда в лесу цветы отцветут и на них появятся семена.
Праздник Турун вежан лун продолжался весь день, с раннего утра до позднего вечера. Он включал в себя несколько циклов, которые организовывались в разных местах – в лесу, в домах, на берегу реки.
Когда взойдёт солнце и роса ещё держится на траве, молодые и пожилые люди в нарядных костюмах (женщины и мужчины, детей не брали) идут за реку. Идут тихо, не поют и не разговаривают. Возле леса женщины, стоя на одном месте, трижды поворачиваются против солнца. На то место, на котором кружились, кладут козин – подарок лешему: хлеб, пирог (обязательно что-нибудь мучное). Потом женщины направляются в лес. Мужчины остаются, в лес не заходят. В этом можно усмотреть охранительный смысл: мужчины берегут тишину утренней природы и женщин во время общения с ней.
В лесу женщины должны были услышать голоса птиц, не важно, каких именно. Нежелательно было услышать кукушку: её голос, по поверью, предвещал девушкам нескорый выход замуж, а женщинам – раннее вдовство. После того, как услышат пять птичьих голосов, женщины начинали кричать. Затем привязывали к веткам дерева (желательно берёзы) ленточки, полотенце, кусок ткани и говорили: «Как подавилась зерном кукушка, и развеялись по полю звуки её голоса, так пусть и рассеются от меня болезни». После этого женщины начинали вырывать с корнем травы. Причём, у каждой их должно быть пять, обязательно разных и с семенами. Когда собирали травы, это действие тожесопровождали заговорами на очищение от грехов.
При выходе из леса женщины сначала кланялись лешему – хозяину леса, а потом пели песни. Этим стремились показать, что леший у женщин «язык не украл». Молчание женщин длилось долго– на всём пути от дома до леса, пока они не услышат голоса птиц. Молчать было необходимо, чтобы леший не узнал, что женщины пришли. Кроме того, здесь как бы происходит разграничение двух летних сезонов: когда всё цветёт и когда природа на пике зрелости. Возвращаясь из леса домой, женщины поют разные песни, но обязательно протяжные.
Завершался праздник вечером. По предварительной договорённости женщины собирались в четырёх-пяти домах. С собой приносили травы, сорванные утром. В доме пели, плясали. Затем все вставали в ряд перед хозяйкой, у которой в руках была большая кастрюля с пивом. Женщины по очереди подходили, опускали цветы в пиво, причём так, чтобы смочить семена, а потом целовали вершинки цветов и хозяйку. В традиционной культуре коми-пермяков всё, что происходило в доме, воспринималось как действие огромной созидающей силы: будут здоровы люди и животные, будет богатый урожай. Завершив церемонии в домах, женщины и присоединившиеся к ним мужчины шли на реку.
Как только к месту веселья приближались первые люди, на берегу начинали разводить костёр. К нему подходили женщины и обжигали корни всё тех же цветов. Это магическое действие осмысливалось как способ благоприятно повлиять на будущий растительный мир. С темой будущей жизни связаны и другие действия у костра. Женщины закапывали семена цветов в землю, а стебли бросали в реку. Мужчины и парни бросали в воду горящие головешки и загадывали желание: выше и дальше брошу– скоро и удача придёт.
У костра разыгрывались сцены «загребания тепла» на зиму: женщины вставали спиной к костру и, приподняв подолы, «пускали» жар и дым под сарафаны и юбки. Мужчины поступали также, поднимая подолы рубах.
Непременно прыгали через костёр. Полагали, что прыжки парами нужны для того, чтобы благополучная семейная жизнь состоялась. Когда прыгали по отдельности, это тоже соотносилось с судьбой: если девушка прыгнет дальше подруг, то раньше их выйдет замуж, если парень прыгнет выше и дальше, то обязательно удачно женится. Перепрыгивание через костёр несло также идею очищения от всего плохого.
Завершался праздник хороводами с песнями вокруг костра, играми, шутками. Бывали случаи, когда кого-нибудь бросали в реку.
Праздник с цветами обозначал в народном календаре границу сезонов: цветущего растительного мира и угасающего, но обязательно возрождающегося.
Оспожья. Успение (Успение Пресвятой Богородицы)
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа – очень почитаемый коми-пермяками праздник, особенно там, где он является престольным. По народным традициям к этому празднику было приурочено окончание уборки урожая.
К окончанию жатвы готовились заранее. Варили пиво, пекли из новой ржи хлеб, пироги, шаньги. Родственники и соседи угощали друг друга. Хлеб обязательно раздавали нищим. Празднику предшествовал магический обряд завершения жатвы, который стремились провести до заката солнца.
В начале XX века обряд проводился полностью: с ритуальной жатвой и вязанием жертвенного снопа. С тех пор, как перестали выращивать зерновые культуры в личном хозяйстве, обряд не проводится. Сохранились некоторые фрагменты, которые живы до сих пор. Например, в одном район все женщины дружно бросали вверх серпы, чем выше, тем лучше, чтобы хлеб вырос большой. А в другом последний сноп уносили в овин, там он дожидался следующего урожая, его мололи вместе с новым хлебом.
На Успенье готовился особенный праздничный стол. Обязательно выставлялось пиво, квас, мёд, пироги с капустой, свёклой, морковью, черёмухой и рябиной. Всегда были солёные рыжики и грузди. Ещё одна особенность праздничного стола– рыбный пирог из пескарей, вьюнов и другой мелкой рыбы. Говорили, что этот пирог– угощение Богородице и предкам.
В праздничном обычае – особый ритуал угощения. В Успение и на следующий день принимали дальних гостей, а на третий день угощались сами хозяева. Они допивали сюромку и сурббж, доедали пироги. Сюромка – это старая, но поновлённая мелом (заваркой хмеля) брага, а сурббж – жидкое, последнего цежения пиво (дословно: «пива хвост»).
По окончании уборки льна проводился особый «девичий праздник»: девушки, нарядившись в свои лучшие пельпомы-коромы, ходят гурьбой по селу или деревне и распевают песни. Некоторые щедрые домохозяева угощают их водкой и пирогами с рыбой.
http://interprazdnik.narod.ru/komiperm.htm
—
День смены травы (Пермская ГТРК «Т7», 2003)
Праздник смены травы – это древнее торжество перехода природы из лета в осень. Чтобы следующий год был урожайным, женщины Коми-округа собирают травы и обязательно такие, чтобы были семена. Их вечером у реки будут сеять, а стебли трав пускают с приговором в воду, чтобы река вместе с травой унесла невзгоды, болезни и печали. В фильме красивый древний языческий обряд восстановили фольклорный коллектив «Мича асыв» («Ясное утро») и жители села Большая коча.
video: http://vk.com/club1430074?z=video-10148531_164123055%2F98d070e666ee…
—-
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
Праздники и обряды народов среднего Урала. Календарные праздники и обряды коми-пермяков
- Подробности
- Просмотров: 264
Урал испокон веков славится многоцветием культур. Средний Урал – один из богатейших по национальному составу регионов России. Здесь в мире и согласии проживают люди более 160 национальностей. И у каждого народа – свои обычаи и традиции, праздники и обряды.
Значительное место в жизни коми-пермяков занимали обряды и праздники, издавна проводившиеся в определенные даты и сроки календаря. Древний календарь коми-пермяков был солнечным и охотничье — промысловым. Важное место занимали звери: горностай, олень, росомаха, выдра, лисица, белка, куница. Наиболее значительную роль играли медведь и лось. Медведь являлся символом периода года, наступающего после дня весеннего равноденствия, лось символизировал осеннее равноденствие.
Календарные обряды и праздники коми-пермяков аналогичны русским, однако в них есть и свои особенности.
Два периода народного календаря коми-пермяков были наделены символикой нового и содержали ритуалы, сохраняли свое значение в течение всего года, Святочный и Пасхальный.
Святками Цветтем, Светтем называли период от Николина дня до Крещения, либо с Рождества Рошво, Розосво, Орошво до Крещения. Особо почитался и Рождественский сочельник, известный и как Куття вун. В этот день готовили пресные сочни, три из них оставляли на божнице, а весной использовали при первом выгоне скота.
Накануне Нового года и крещения коми-пермяки избавлялись от чудов. Как только появлялись звезды, люди выходили из домов, с палками и ветками в руках ходили вокруг усадебных построек. После трехкратного обхода ударяли палками и ветками по стенам и кричали: «Новый год пришел. Чуд, вон отсюда!» У русских такого обряда не существовало.
К святкам относились многочисленные гадания о замужестве. Девушки выбегали на улицу с сочнем, испеченным из яиц и конопляного семени, и примечали: мужчина встретится – скоро замуж, женщина – замужеству не бывать. Часто гадали бане, овине. На перекрестке дорог стлали шкуру коровы, очерчивали вокруг нее круг, садились на шкуру и прислушивались: потащат ли чуди шкуру. В какую сторону тащили, оттуда и следовало ожидать жениха. В разные чашки клали соль, хлеб, платок с завязанными глазами их брали. Если попадала чашка с солью, то следовало ожидать мужа сердитого, с платком – легкомысленного, с хлебом – хозяйственного.
Святки не обходились без ряженых. В каждом районе ряженых называли по-разному: калян, маскар, чуды, силигуны, шульшуны, кольчуны. Молодые и взрослые закрывали лица масками, надевали вывороченные шерстью вверх шубы и одежду с чужого плеча и изображали стариков, старух, журавля, лошадь, медведя. Коми-пермяки были убеждены в том, что каждый ряженый подвергался воздействию нечистой силы, и по окончании святочных церемоний, чаще всего в Крещение, ряженые проходили обряд очищения. Обливались освященной водой или даже купались в проруби, несмотря на мороз.
На Масленице было принято кататься с горок и углов. Для катания использовали самодельные лотки, самокатки, скамейки, кобылки. В некоторых деревнях, скатившись парой с горы, парень целовал девушку. Чтобы лён рос длиннее, женщины прокатывались с горки на прялке. К Масленице приурочивалось и катание на конях. При проводах Масленицы появлялись ряженые.
Воскресенье через неделю после Масленицы было известно коми-пермякам как Маленькая масленица, Сборное воскресенье или Сборно. К этому дню также приурочивались некоторые масленичные ритуалы. На Маленькую Масленицу иногда разрешали есть высушенные пироги, оставшиеся от «большого» праздника.
Цикл пасхальных праздников включал Вербное воскресенье, великий четверг и Пасху. К Пасхе мыли избы и делали соломенные украшения фонарик, панафадило, кольтьвидзан, которое подвешивали в переднем углу перед божницей. В сёлах на пасху обычно старались сходить в церковь на всенощную.
На пасху повсеместно красили яйца, а также готовили качели дюттан. Качели начинали готовить накануне, например в один из дней Страстной недели девушки собирались с горстями льна и прялками для приготовления верёвки для качелей, так как на качели использовали только новую верёвку. Качели строили парни. Качание на качелях обычно растягивали на всю пасхальную неделю.
Большие гулянья устраивались в Троицкие праздники, на такие гулянья иногда собирались жители нескольких деревень, при этом исполнялись пляски, хороводы с особыми Троицкими песнями. Коми-пермяки совершали обряды с берёзкой. Берёзку украшали лентами, платками и ставили в центре деревни. Часто атрибутом Троицкой берёзки была и наряженная кукла. Маленьких куколок акань, размещали на ветвях праздничного украшенного дерева. По окончании гуляний вечером либо через неделю после праздника совершали «проводы» берёзки, чаще всего её выбрасывали в реку или оставляли на перекрёсте дорог в северной стороне от деревни.
Следующий после Троицы Духов день был известен как Му нимвун – день имени земли. В этот день запрещались любые работы в поле и огороде. В этот день ходили по земле в валенках, чтобы не топтать её.
Период после Троицких праздников связывался с цветением трав и злаков получил название Свете. Считали, что в Свете со скота надо снимать ботала и колокольцы, «они мешают цветению», не разрешали в это время свистеть, шуметь, хлопать вальком бельё, «нельзя в поле ступать, чтобы цвет не опал».
Началом осени считался Ильин день, с этого праздника можно было употреблять в пищу овощи и фрукты нового урожая. Ильин день выступал сроком, с которого начинали играть на дудочках — пэлянах.
Осенний период соотносился с тремя Спасами, днём Флора и Лавра, Семеновым днем, Воздвижением. Уборку полевых и огородных культур, а также полевой выпас скота завершали к Покрову. Праздник назывался Пастух лун, так как к нему приурочивали угощение пастухов обрядной кашей. Обряды сопровождали и осенние хозяйственные работы. Первые сжатые колосья приносили в дом и ставили на божницу. После завершения жатвы часто совершали в поле или дома и обрядовую трапезу обжинки.
Праздники Коми
RSS iCal
В традиционных фестивалях живет душа народа (Фото: Vladimir Kezling)
Республика Коми — субъект Российской Федерации, расположенный на северо-востоке европейской части России. Входит в Северо-Западный федеральный округ и является частью Северного экономического района.
Столица региона — город Сыктывкар.
Коми бережно хранят культуру и традиции предков, отраженные в проводимых праздниках и фестивалях. О главных фестивалях региона читайте в этом разделе.
Всего в разделе — 4 праздника.
Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для
страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова. Красным цветом отмечены
государственные выходные.
- 26 февралявс Гажа Валяй 2023
Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 26 февраля.Коми – народ, живущий на северо-востоке европейской части России. Основные этнографические группы: вымичи, верхневычегорцы, печорцы, ижемцы, удорцы, сысольцы. Коми стараются сохранить богатейшую культуру, традиции предков, устраивая многочисленные пр…
- 20 мартапн День оленеводов «Тэрыб кöр»
В день весеннего равноденствия, когда день равняется с ночью, зима отступает. В старину год начинали отсчитывать именно с этой даты, ведь начиналось возрождение природы, ее обновление. Олень радуется весеннему свету, именно поэтому ко дню весеннего р…
- 1 июлясб Межрегиональный народный праздник «Луд» 2023
«Межрегиональный народный праздник «Луд»» отмечается в 1-ю субботу июля. В 2023 году эта дата — 1 июля.Традиции праздников коми похожи на русские народные гуляния, но вместе с тем, их отличает та самобытность, что сохраняет ментальный код народа, их представления о мироздании. Перед началом сенокосной страды, в первые выходные июля, в междуречье р…
- 12 июляср Республиканский праздник «Усть-Цилемская горка»
Вот уже пять столетий старинное русское село Усть-Цильма бережно хранит культуру предков. Одежда, ремесла, язык, песни, молитвы, хороводы – во всем прослеживается тень средневековья. Усть-Цильма – настоящая жемчужина старообрядческой культуры, а …
У Вас есть дополнительная информация по теме
«Праздники Коми»? Напишите нам
Бабушка угощает гостей хлебным квасом
Коми-пермяки — коренное население Пермского края. Их предками являлись племена ломоватовской и родановской культур, расселявшиеся по верхней Каме в VII-XV вв.
По переписи 2010 г., численность коми-пермяков в Пермском крае составила 81,08 тыс. человек, в том числе в Коми-Пермяцком округе 57,3 тыс. человек.
В состав Русского государства входят в 1472 г. В 1925 г. образован Коми-Пермяцкий национальный (с 1977 по 2005 г. автономный) округ—первый национальный округ в России. В настоящее время этническая территория коми-пермяков Сохраняет статус округа в составе Пермского, края.
Свадебный обряд Коми-Пермяков
Коми-пермяки издавна называли себя пермяками, пермичами, пермянами. Эти самоназвания происходят от слова пермь — которое в письменной форме живет уже более тысячи лет. Ученые выводят происхождение слова пермь из языка вепсов — финноязычного народа Заонежья. Оттуда его принесли на Урал новгородцы. На языке вепсов оно звучало как перема — далекая земля. На верхней Каме древние предки коми-пермяков истолковали его как перемь, а затем придали ему ту форму, которая стала официально употребляемой — пермь. Высказано предположение, что от слова пермь происходит имя эпического коми-пермяцкого богатыря Перы.
Коми-пермяки в рабочей одежде. Начало 20 века.
С середины 1920-х гг. установилось широкое употребление этнонима коми-пермяки. В него вошло слово коми, которое, как считают лингвисты, является первоначальным самоназванием народа и происходит из его родного языка. Полагают, что в это слово вложено понятие человек, человек своего племени, народа.
Коми-пермяки родственны по происхождению и языку народам коми (зырянам) и удмуртам. В языковой классификации народов мира язык трех народов назван пермским. Он образует подгруппу финно-угорской группы уральской языковой семьи.
Судя по археологическим памятникам и топонимическому материалу, этническая территория коми-пермяков распространялась на весь Пермский край. Она стала сокращаться в связи с тем, что в местах расселения, предков коми-пермяков с конца XV в. начали селиться русские.
Женщины коми-пермяки. Начало 20 века.
Этническая консолидация коми-пермяков завершилась после образования в 1925 г. национального округа путем сплочения двух этнических групп — северной (косинско-камской) и южной (кудымкарско-иньвенской). Литературный язык сформировался в начале 1930-х гг. на основе иньвенского диалекта. В последние десятилетия коми-пермяцкий язык, в том числе его диалектные проявления, активно изучается лингвистами, причем выходцами из своего народа. По переписи 2002 г. коми-пермяцкий язык считали родным 83,1% коми-пермяков.
Очень значимо, что коми-пермяки еще на ранней стадии сложения в народность близко познакомились с культурой и бытом русского населения, происходившего из Северо-Двинского бассейна и Заонежья.
У двух народов появилось много общих черт в культуре и быту, что во многом определялось природными условиями и религиозными убеждениями. Коми-пермяки и русские исповедовали православие и жили по единой схеме календарных обрядов, соблюдали во многом общие семейные обычаи. Но у коми-пермяков осмысление среды проживания и собственного круга жизни выстраивалось, еще в соответствии с древними, языческими верованиями, которые сохраняются и в наше время. Религиозный синкретизм воспитал и коми-пермяках особое самоощущение, особый взгляд на собственные деяния.
Коми-Пермяки часто придавали воде целебные свойства
Обожествляя природу, коми-пермяки создали своих богов и духов. У них Ойпель — могущественная сила, Способная уберечь людей от болезней и отводить вражескую напасть. Верили в лесного царя, лешего — Вöрись, которому были Подвластны звери и птицы. Женское божество Луншёрика (Луншерка) гуляло по ржаному полю и ускоряло действие плодоносящих сил. Фантастическим лесным духом, рогатым и ушастым предстает Сюра-пеля.
Коми-пермяки имеют свой миф о сотворении Мира. «Eн как создатель солнца, звезд, птиц людей поселился на небе, а Куль — создатель нижнего мира и злых духов — в воде, средний, земной мир был дарован человеку.»
Самыми любимыми героями легенд и преданий коми-пермяком являются Кудым-Ош и Пера-богатырь. Как гласит эпос, они оба сделали много полезного для своего народа. Кудым-Ош научил земляков плавить железо и делать из него орудия, из дальних мест привозил семена хлебных культур и красивые товары. Пера победил лешего, водяного и змея, чтобы народу жилось спокойно.
Памятник Кудым-Ошу
На земле коми-пермяков на протяжении полутора тысяч лет развивалось искусство медно-бронзового литья, получившее название «пермский звериный стиль». Его содержание и художественную специфику составляют зооморфные (медведь, лось, бобр-ящер, конь, лебедь, утка, змея) и зооантропоморфные (человек-лось, человек-птица) образы, тесно связанные с общественным строем племен, хозяйственной деятельностью, религиозными представлениями, знаниями об окружающей среде.
В коми-пермяцком крае получила распространение храмовая деревянная скульптура — также одно из ярких художественных явлений Пермского края. К числу наиболее интересных произведений относятся те, которые происходят из сел Большая Коча, Ёгва, Коса, Юксеево. В деревне Пармайлово открыт музей деревянного зодчества, где собраны работы Е. Утробина.
Богатейшее историко-культурное наследие придает своеобразный колорит современной коми-пермяцкой профессиональной культуре.
Жилище коми-пермяков
Крыша с изголовьем лошади
Традиционные жилища коми-пермяков представляют собой одно- , двух- (изба и сени) и трехкамерные (изба, сени, клеть) строения. Избы (керку — на коми-пермяцком) невысокие, с маленькими окнами. Вплоть до начала XX в. избы были курными (с печью без трубы). Фундаментом служат камни или деревянные столбы по углам. Крыши изб — двускатные, кровля — тесовая. Фронтон в старину был бревенчатым, а с конца XIX в. обшивается досками. Яркая отличительная черта жилища коми-пермяков — детали в виде голов птиц и зверей, чаще всего коня.
Помимо избы в усадьбу коми-пермяков входят амбар, погреб, хлев и навесы.
Предметы быта коми-пермяков
Внутренний вид жилища
В быту используется различная деревянная посуда и утварь: резные и долбленые из дерева, плетеные из лозы и лыка. Особое место занимают утки-солонки, считающиеся символом семейного счастья. Широко применяются изделия из бересты: пестери, люльки, корзины для ягод и грибов, туеса.
Распространены также изделия из глины и металла. Среди предметов домашнего обихода еще несколько десятилетий назад преобладали изделия собственного производства. В XX веке в быт коми пермяков входят предметы электроники.
Занятия, промыслы и ремесла коми-пермяков
Национальный праздник — Зажинки, в село Арханлегльское
Основным занятием коми-пермяков издавна было: земледелие. Выращивали рожь, ячмень, овес, а в южных районах — пшеницу и просо. Животноводство представлено разведением лошадей, коров, овец, свиней, кур. Коми-Пермяки были искусными рыболовами и охотниками.
До нашего времени сохраняется значение собирательства. Все коми-пермяки занимались промыслами и ремеслами: натуральный характер хозяйства диктовал необходимость овладения навыками обработки природных материалов.
Современные коми-пермяцкие мастера не только сохраняют традиционные виды промыслов и ремесел, но и развивают новые.
Пяти мастерам округа в 2008—2009 гг. присвоено почетное звание «Народный мастер Пермского края».
Национальная одежда
Традиционная коми-пермяцкая одежда изготовляется из тканей собственного производства: холста, пестряди и сукна. Женский костюм — это сарафанный комплекс, состоящий из рубахи (йöрнöс), сарафана (дубас), передника (запон), пояса (покромка) и головного убора (у южных коми-пермяков- шамшура, у северных — в виде кокошника).
Мужской костюм состоит из рубахи-косоворогки (йöрнöс), которую носят поверх штанов (вешьян) и подпоясывают узким пояском (йи) или широким тканым поясом (кушак). В мужской костюм входят также меховые и суконные шапки или войлочные колпаки. Наиболее распространенной обувью коми-пермяков являются лапти из лыка и бересты (нинкбммез).
Кухня коми-пермяков
Праздничный стол коми-пермяков
Основу коми-пермяцкой кухни составляют хлебные изделия, мучные и крупяные блюда. Особо почитаются пельмени (пельняннез, пелиэз, пеляннэзя, ушкиэз). Название этого блюда связано с общепермскими словами «пель» (ухо) и «нянь» (хлеб): Изюминка национальной кухни — разнообразные блюда из сныти (пикан) и хвоща полевого (пистик).
Традиционным напитком коми-пермяков является квас (ырöш). По особым случаям готовили домашнее пиво (сур) и хмельную брагу, а к большим праздникам — самогон(ку рытва, аскур).
Язык коми-пермяков
Части тела на коми-пермяцком языке
Коми-пермяцкий язык начал самостоятельно формироваться с XI века. Первые письменные памятники (словники, рукописные словари) на коми-пермяцком языке датируются XVIII веком.
Отличительными особенностями коми-пермяцкого языка являются наличие специфических звуков (ö, дз, дж, тш) и послелогов, разветвлённая падежная система (17 падежей). В составе коми-пермяцкого языка на территории округа выделяют 2 наречия: южное и северное. Основным отличием которых, является произношение слов начинающихся на букву «В». Например: на северном снег будет звучать «ЛЫМ», а на южном «ВЫМ»
Фольклор коми-пермяков
Инсценировка по мотивам фольклора
Мифы, предания, легенды, былинки, песни, частушки, загадки, пословицы, поговорки — вот далеко не полный перечень жанров коми-пермяцкого фольклора. Богатый эпос донес до нас предания о древнем населении края — чудском народе. Популярными героями эпоса являются богатыри: Кудым-Ош, Пера, братья Юкся, Пукся, Чадз и Бач. Большое распространение имеют былички о лешем, водяном, колдунах, банном и других чудах. С обработки фольклорных мотивов начиналось творчество основателей коми-пермяцкой литературы М. Лихачёва и А. Зубова. Большую работу по сбору и переводу на русский язык выполнил В. Климов. На основе коми-пермяцких легенд снят мультфильм.
Верования обряды и праздники коми-пермяков
Одиноко стоящие деревья были святыми
Под влиянием православных и языческих традиций сформировался уникальный календарь народных праздников, обрядов и обычаев. Одни из них повсеместно соблюдаются и в наши дни (Семик), другие сохранились в отдельных местах (обряд Быкобоя и день смены травы в с. Большая Коча, Зажинки в с. Архангельское), третьи используются фрагментарно (элементы старинного свадебного обряда), о четвертых известно лишь по воспоминаниям старожилов и архивным данным (обряды, связанные с культом предков, «старых»). Среди коми-пермяков сохранилось почитание священных деревьев, святых родников. До сих пор весьма распространены мифологические представления о духах природы и народе чудь, лешем, водяном, домовом и др.
Скачать презентацию на тему: Коми-пермяки
- Усть-Цилемская горка
Усть-Цильма известна в республике и за ее пределами как самобытный край. Сегодня это заповедный уголок русской старины, где сохранились и бытуют традиционные обряды и старые песни.
Ярким примером явл…Полный текст »
- День оленевода
Профессиональный праздник оленеводов с давними традициями, приуроченный к началу перекочёвки оленьих стад на зимние пастбища.
Он ежегодно проводится осенью в рамках Спартакиады народов Севера в Вор…Полный текст »
- Василей
Фото М. Плосковой
В канун Старого Нового года с 13 на 14 января в селе Усть-Кулом ежегодно проходит Республиканский конкурс современной коми песни «Василей».
Ставший уже традиционн…Полный текст »
- Луд
«Луд» — один из масштабных и интересных праздников Республики Коми. Постановлением коллегии Министерства культуры и национальной политики Республики Коми от 21 декабря 2005 года № 6 традиционному наро…
Полный текст »
- Праздник рыбаков «Пыжа гаж»
Старинное село Керчомъя Усь-Куломского района всегда славилось рыбаками, а в озере Вад ловили много рыбы.
«Пыжа гаж» («Гулянье на лодках») – праздник рыбаков. Он проходит в конце июня на живописном л…Полный текст »
- Праздник оленеводов «Зарни сюр»
Национальный праздник оленеводов «Зарни Сюр» («Золотой рог») очень популярен среди населения Республики Коми и за ее пределами, проходит он ежегодно в конце зимы.
Возобновился он в 2006 году после 15…Полный текст »
- Праздник рыбного пирога «Черинянь гаж»
Праздник рыбного пирога «Черинянь гаж» — современный коми праздник, который знакомит всех желающих с фольклорным наследием и кулинарным искусством жителей Печорского района и уникальной деревней Бызов…
Полный текст »
- Коми книга
Республиканский праздник «Коми книга» — бренд Удорского района. Он проходит ежегодно в июне, причем каждый год в разном селе или деревне.
Идея создания мероприятия принадлежит поэтам-землякам Альберт…Полный текст »
- Национальный фестиваль «Сосногорье»
C 2009 года в селе Усть-Ухта в конце августа проводится любимый жителями Сосногорского района национальный фестиваль «Сосногорье».
Фестивальная площадка расположена в 9 км от центра Сосногорска. На ж…Полный текст »
- Праздник народного творчества «Луза дорса гаж»
«Луза дорса гаж» («Веселье на берегу реки Лузы») — ежегодный фольклорный праздник Прилузского района, целью которого является возрождение и сохранение самобытного народного творчества: обычаев, традиц…
Полный текст »
- Праздник оленеводов «Тэрыб кöр»
Праздник оленеводов «Тэрыб кöр» (быстроногий олень) проводится в Инте с 1997 года для того, чтобы показать и сохранить основы традиционного образа жизни коренных народов севера, самобытной культуры ко…
Полный текст »
- Праздника охотника «Вӧралысьяслӧн гаж»
В настоящее время не только жители Троицко-Печорского района, но и вся республика знает о географической точке с названием, словно взятом из волшебной сказки «Еремеево», об уникальном празднике охотни…
Полный текст »
- Арт-фестиваль «Сено»
Экологической арт–фестиваль проводят ежегодно в июле в деревне Гришестав Троицко–Печорского района.Центральное событие фестиваля — конкурс «АРТ–ФОРМА». Команды в течение 3 дней готовят объекты из…
Полный текст »
- Республиканский лыжный фестиваль «Лямпиада»
Республиканский лыжный фестиваль гонок на лямпах, лызях, охотничьих и гоночных лыжах проводится ежегодно в марте.
XIV республиканский лыжный фестиваль на лямпах, лызях, охотничьих и гоночных лыжах …
Полный текст »
- Куратовский праздник «Менам Муза»
В рамках Куратовских чтений 28 мая 1978 года впервые был проведен Куратовский праздник поэзии в селе Куратово, на родине поэта. На месте будущего памятника Куратову, который решено было установить на …
Полный текст »
- Межрегиональный фестиваль кузнечного мастерства «Кöрт Айка»
Фестиваль проводится ежегодно в первой половине июля с 2014 года на территории с. Корткерос Республики Коми, как правило, ко дню района (14 июля).
«Кöрт Айка» переводится с коми языка как «Железный ч…Полный текст »
- Республиканский народно-обрядовый праздник «Гажа валяй»
История народно-обрядового праздника поклонения солнцу «Гажа валяй» уходит в дореволюционные годы, а возрождение его традиций началось в 90-е годы ХХ века.
Сегодня, сохраняя черты обрядовости, праз…
Полный текст »
- Этнографический фестиваль зимних вдов спортивных игр «Кытшъяс»
Фестиваль проводится ежегодно с 2017 года по инициативе Удорского представительства межрегионального общественного движения коми народа «Коми войтыр» при финансовой поддержке министерства национальной…
Полный текст »
|
- Наши публикации
- Путешествия
- Путешествие в Кудымкар. Обычаи и праздники коми-пермяков
Путешествие в Кудымкар. Обычаи и праздники коми-пермяков
04/04/2021
КАК ПРОХОДЯТ ПРАЗДНИКИ
Мое знакомство с Кудымкаром состоялось не так давно, весной 2008 года, когда коми-пермяцкий автономный округ уже вошел в состав Пермского края. От визита осталось впечатление, что дворец культуры Кудымкара, это не просто место, где проводятся разные ярмарки и дискотеки для молодежи, а настоящий островок культуры. Где по-прежнему, как и в советские годы, активно действуют клубы по интересам, занимаются детские музыкальные и танцевальные студии, проходят выставки известных художников и фотографов и многочисленные праздники. Причем не те праздники, как у нас, где народ идет в основном, чтобы выпить и закусить, а праздники в истинном понимании этого слова. Куда люди идут как на особое торжество нарядно одетыми, всеми семьями – бабушки, дедушки, мамы, папы и дети. И где всем весело, для каждого находится занятие по душе, каждый может выразить себя и получает от этого колоссальное удовлетворение. За три моих визита в Кудымкар, которые длились 1-2 дня, я побывала не менее чем на четырех праздниках, на двух выставках и трех концертах в ДК. Такого количества мероприятий в одном ДК в Перми я не посетила бы и за год. Здесь же тот факт, что в организации этих мероприятий обязательно был задействован кто-либо из моих знакомых, а в некоторых участвовала и я сама, не оставлял возможности их игнорировать. И я не жалею, все праздники прошли настолько красочно, что оставили яркий след в моей памяти. Ведь они проводились не ради галочки и отчета, а от души, и люди, выступавшие на этих праздниках, также все делали от чистого сердца. Осталась память и от коми-пермяцкого колорита. Запомнилась радостная, звонкая песня “Иньва” в исполнении ансамбля “Бичир” (искра). Когда позже мы гуляли по крутым берегам Иньвы, покрытым высокими соснами, ходили на Красную Горку, древнее городище, откуда пошел Кудымкар, эта мелодия сама собой пришла мне на ум, и звучала внутри как гордо летящая птица. А ведь древние горты (селения) и кары (городища) строились всегда на возвышенных местах, как говорили коми-пермяки “на груди Солнца” рядом с рекой или родником. Так расположены Кудымкар, Дойкар, Пешнигорт, Чинагорт и многие другие. Древние говорили “посадить горт на теплое, светлое место – это означает дать его на присмотр Солнцу”. И большинство песен коми-пермяков, такие же солнечные, радостные и свободные, что невольно поднимают настроение.
Первый мой визит совпал с праздником Пасхи. И в пасхальную ночь мы пошли в крестный ход вокруг храма. Это очень красивое шествие с зажженными свечами вокруг свято Николаевского храма, которое проходит по главным улицам Кудымкара протяженностью не менее километра. Причем дети тоже обожают ходить в этот крестный ход, у них особый азарт в том, чтобы зажженная свеча ни разу не потухла во время крестного хода, а это, ой как трудно сделать. Пытаешься прикрыть свою свечу одеждой, делаешь специальную защиту из пустой пластиковой бутылки, но и эти ухищрения не всегда помогают. Кто донес свою свечу не погасшей – молодец, ему особо повезет в ближайшее лето, считает местное поверье. Колонна крестного хода весьма многочисленна, такое впечатление, что большинство жителей Кудымкара не спит в эту пасхальную ночь, и если потом не идет в храм на службу, то поучаствовать в крестном ходе считает своим долгом. Причем подкупает то, что почти каждый встречный оказывается знаком с моими сопровождающими, у них находятся какие-то общие темы для беседы, и к храму мы подходим довольно большой произвольно сформировавшейся по ходу группой. Я подумала, что даже если целый день я буду ходить по Перми, такого количества знакомых я на улице вряд ли встречу. Вот в чем преимущество малого города, здесь все друг друга знают, наверное, поэтому и праздники проходят интересней, что все воспринимают друг друга по-соседски, нет такой отчужденности и обособленности между людьми как в больших мегаполисах.
РОДОВЫЕ ОБЫЧАИ И ПОВЕРЬЯ
Вообще понятие рода – “увтыра” (по коми-пермяцки) наиболее сильно в этих землях. Ведь в городах и селах коми даже избы возводились не отдельной семьей, а всем увтыром. Работой руководил опытный, знающий дело человек. При этом он придерживался родовых обычаев и поверий, многие из которых живы и по сей день. Землю также возделывали увтыром, как и собирали урожай. Возможно, эти общинные корни до сих пор сохранились в подсознании людей, живущих здесь, поэтому так дружно и слаженно кипит работа, так радостно проходят праздники. Очень порадовало, что коми-пермяки сохраняют свой язык и письменность. В школе изучают язык коми. В книжных магазинах немало книг коми-пермяцкого книжного издательства на родном языке. На стенах продуктовых магазинов можно встретить названия продуктов – мясо, хлеб, яйцо, молоко на коми языке. Я, к сожалению, запомнила только то, что хлеб по коми-пермяцки звучит как “нянь”. И то в связи со следующей легендой. Всем известные пельмени у коми-пермяков служили культовой, божественной едой. Пельмень (“пель нянь” по коми-пермяцки) — божественный хлебец, с которым нужно обращаться чрезвычайно бережно, не выкидывать, не давать злым людям.
Такого количества легенд, сказаний, заговоров и житейских рекомендаций, сколько дошло до нас из культурного и духовного наследия коми-пермяков не сохранилось ни у одного другого этноса Пермского края. Особую благодарность за сохранение этого великого культурного пласта и донесения его до потомков следует объявить Василию Климову. Это он по крупицам собирал древнюю мудрость, кропотливо записывал легенды на коми языке в глухих деревнях и селах у местных бабушек, а затем перевел на русский язык и сделал доступным более широкому кругу читателей. Как оказалось, все книги по краеведению, что я купила в Кудымкаре, были написаны и составлены этим удивительным человеком. В этих книгах “Корни бытия”, “Заветный клад” и других, я нашла массу интересного, что в чем-то пересекалось с историей и верованиями древних зырян и вогулов, обитавших некогда на земле Прикамья, а в чем-то давало новые, сенсационные открытия. Конечно, в небольшой обзорной статье невозможно рассмотреть все вопросы быта древних коми-пермяков, остановлюсь лишь на том, что показалось мне особенно интересным.
Коми-пермяки, как считают ученые, самые древние жители Прикамья. Они поселились здесь несколько тысячелетий назад. В доисторическое время предки коми-пермяков занимали большую часть территории Прикамья. И то, что было освоено на ней человеком в первобытную эпоху и позже, включая и духовную сферу, — это результат деятельности предков. Так считают этнографы, археологи, фольклористы, так утверждает исто¬рия. Но если это так, то почему на земле коми-пермяков столько непонят¬ных нынешним жителям названий местностей, хотя реки, горы, селения именовались теми людьми, которые здесь обитали. Выходит, на земле нынешней Пармы проживали не только коми-пермяки.
Во всем мире известны предания о богатырях. Люди привык¬ли считать их лишь сказочными да былинными персонажами. А вот жители поселка Майкор (Юсьва) верят, что в их местах на самом деле жили когда-то сильные и великорослые люди: «Когда стали закладывать фундамент под церковь, так обнаружились огромные черепа, как лукошки, и все — женские, наверно, потому, что около них были длинные волосы… Богатырши жили здесь — Мася да Онняна. Так это, может, их кости». Было бы хорошо, если бы эти сведения были подкреплены археологами, ведь места, описанные в легенде, можно раскопать и в настоящее время.
Однако, богатыри не являются предками коми-пермяков: они — чуд¬ские люди, пришельцы. У них — свой язык, они многое могли делать, даже строить городища. С другой стороны, богатыри — предки коми-пермяков, но не похожи на них потому, что они из другого увтыра, они — потомки «древних» (важ йоз). «Древние» были великорослые. Они, рожденные богом Еном, жили в Парме судьбой счастливой, ни в чем не нуждаясь. От такой сытой жизни они разленились, не стали жить по божеским правилам, за что Ен их безжалостно наказал: отнял их силу, новое поколение стало малорослым, и до нынеш¬них веков дожили лишь отдельные богатыри. Возможно, на почве таких суждений и родились поговорки: «Бог Ен народу коми не дал счастья»; «Камская излука — проклятая земля». Фольклор насчитывает лишь несколько богатырских персонажей, в их числе совсем мало женщин. По этой причине и не были женаты богатыри. Холостыми были Юкси, Пукси, Чазь и Бач, долго не женился Кудым-Ош — не нашел на родине невесту. Одиноким был и Пера-богатырь. Легенды коми гласят, до нас жили люди, сильно отличавшиеся от современного человека. Жили, да ушли в предания. Раскопки на реке Каме около Пожвы показывают, что там первобытные люди проживали уже 30 тысяч лет назад! Вполне возможно, что среди тех людей были великаны.
ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ
Коми-пермяки в первобытные времена поклонялись Солнцу. До недавних пор в некоторых деревнях существовал обычай — первую шаньгу из нового урожая, испеченную в Ильин день, выносили на перила крыльца и оставляли там до тех пор, пока не остынет, а если испекли рано, то держали до восхода Солнца. Это — угощение светилу. Оно и по форме похоже — круглое, и не на голом печном поде жарилось, а на листьях капусты. Язычник был и огнепоклонником. Согласно мифу, огонь был дан людям богом Еном. Он бросил с неба горящий уголь и сказал: «Берегите его, не давайте гаснуть. Если погаснет огонь, то и ваша жизнь погаснет…» И коми-пермяк зорко следил и молился на огонь не только потому, чтобы он горел всегда, а еще потому, что костер давал ему тепло и свет, защищал от зверя и нечистой силы, предупреждал болезни. За огнем смотрел специальный человек. Коми-пермяки умели добыть огонь первобытным способом еще в начале XX века. Обряд “добычи огня” считался крайне важным при заселении в новый дом, где огонь в печи нужно было возжечь самому без спички или лампадки. Ритуальный огнь, добытый своими руками, символизировал начало новой, здоровой жизни и служил в качестве оберега дома от нечисти.
Коми-пермяки поклонялись также водным источникам, рекам. Вода, как и огонь, по их мнению, является живым существом, так как движется, и обладает такой жизненной энергией, что даже верховный бог не может убить ее, когда насылает жестокие холода. Вода дает всякие блага людям, но может и наказать, если чем-то навредить ей. Коми-пермяки задабривали воду, молились на нее, ожидая милости. Обряды задабривания и благодарения воды устраивались жителями деревни Урья Кочевского района. В Макарьев день (7 августа) они вначале молились в часовне, а потом шли к реке Онолва и клали на ее берег еду и подарки, затем заходили в воду для исцеления или укрепления здоровья. Кто был не в силах стоять, сидел на лошади и погружал в воду ноги и руки. Некоторые обряды в честь воды кочевцы до сих пор устраивают у родника Таркэв (Тарковмыс). Пешнигортцы в прошлом почитали мощный родник, который называется Дёма-ключ. Его водой пользовались и сельская церковь, и монастырь. Гово¬рят, из родника воду увозили в Кудымкар и даже в Обвинский монастырь. Там находили бронзовые и серебряные культовые предметы, которыми, вероятно, язычники пользовались во время жертвоприношений Духу воды.
Однако самым могущественным божеством древних коми-пермяков был бог Ен. По мнению язычника, Ену подчиняется весь белый свет. Все, что было, есть и будет в мире, — все от бога Ена. Коми-пермяк скажет не просто «дожжит», а «Ен дожжит»; не просто «гремит», а «Ен гремит»; не просто «света¬ет», а «Ен светает». Ученые до сих пор не могут ответить на вопрос: та деревянная скульптура, что вывезена из церкви села Большая Коча (Кочевский р-н), а теперь находится в Художественной галерее Перми, это Христос или языческий бог Ен? Считается, что это языческий “изваянный истукан”, потому что изображать Христа в таком стиле не дозволяла русская православная церковь, допускался лишь незначительный рельеф при изображении лика святых. Значит, так называемый сидящий Спаситель сотворен коми-пермяцкими язычниками. И он сохранился до настоящего времени, избежав приказов об уничтожении истуканов от миссионеров православной церкви, именно благодаря своему сходству с Христом. Из тех мест, где жили коми-пермяки, было увезено в музеи около двухсот деревянных богов. Я вспоминаю свой визит в архивы нашей художественной галереи. Когда мы, поднимаясь по узкой лесенке, где не разойтись и двоим, добрались, наконец, до маленькой комнатки – бывшей колокольни, где увидели такое обилие деревянных скульптур явно не канонического, а языческого вида, что были буквально поражены тем, что хранится в запасниках нашей галереи. Жаль, что я ни разу не видела после их выставленными в рамках основной экспозиции зала “Пермская деревянная скульптура”. Наверное, все находки из Кудымкара как раз и лежат в этом хранилище. А так очень любопытная версия, что пермская деревянная скульптура как направление творчества родилась именно для того, чтобы сохранить старых идолов, в частности того же самого Ена, но сделав его чем-то похожим на Спасителя. Ведь деревянная скульптура крайне редкое явление для православия. Скульптура в церковном убранстве – это прерогатива католичества.
Существовали у коми-пермяков и священные рощи (такие рощи и по сей день можно встретить у марийцев, удмуртов и других народов). В Пешнигорте на заречной стороне есть старинное поле, посереди него когда-то шумела священная роща. Из этой рощи запрещалось даже ветку ивы под копну сена брать. Но в годы Великой Отечественной войны рощу срубили. Эта роща, еще в чудские времена была местом для культовых обрядов. Рядом с ней, как повествует предание, жили первопоселенцы Пешнигорта – братья Леш и Ена. Их с этого места вынудил убраться позже злой дух – чуд. Они переселились, но все нажитое оставили на старом месте, золотую лодку утопили в самом глубоком омуте реки. С тех пор роща стала священной и негласное табу – не пускать в роще в ход топоры, лежало на ней вплоть до середины XX века.
В Сервинском сельсовете Кудымкарского района еще недавно справляли «куриный» праздник как храмовый. А в давние времена праздничный обряд совершался не в избе или часовне, а в бору Сердор у костра. Все это походило на нынешнее действо жарения шашлыков, но суть была совер¬шенно иная. Производилось жертвоприношение Духу огня, для которого на жертвенном огне пеклись петушки. Этот обряд у коми-пермяков называ¬ется «езъявны»- дать жертву богам.
Всякое важное дело крестьянин начинал в “легкие” дни. У коми-пермяков таковыми считались среда, пятница, воскресенье. Это тоже перекликается с божествами небесных светил и знанием астрологии, ведь и у индусов, рекомендуются эти же дни для начала любых важных дел. Согласно астрологии среде покровительствует Меркурий – бог торговли, поэтому любые финансовые операции и договоры, заключенные в этот день должны быть успешны. Пятнице покровительствует Венера – богиня гармонии, красоты и любви, этот день тоже хорош для любых начинаний, особенно для празднования свадеб. Воскресенью покровительствует Солнце – высшее божество, дарующее нам жизнь и свет, все дела, начатые в воскресенье, обязательно будут иметь счастливое завершение.
Фольклор отмечает, что у каждого большого увтыра были некоторые особенности в верованиях. В народных рассказах северных районов большое место занимает культ предков. Старое поколение Косинского и Кочевского районов до сих пор устраивают поминки «Важжес» (древних). В определенные дни люди ходят на давно заброшенные могиль¬ники, которые обычно называются Шойна. Многие старые кладбища давно заросли лесом, но люди помнят, что там были шойна. Придя на поминки, прежде всего, выполняют ритуал дарения: на ближние к могилам деревья вешают ситцевые полоски, платки, полотенца, затем на земле расстилают скатерти и выставляют обря¬довые кушанья и напитки — рыбный пирог, шанежки, пивное сусло, брагу. Если поблизости есть изгородь, то украшают и ее. Подобные культовые обряды юксеевские старушки устраивают в местечке Кыдзыскуш, где предположительно были похоронены чудские богатыри Юкси, Пукси, Чазь и Бач. Поминки по древним устраивают во многих местах. Целью этого обряда является выполнение завета «чудских» — помнить своих предков. В противном случае их потомки будут подвергнуты наказанию «мыжа» (винов¬ность, месть, кара). Жители села Большая Коча Кочевского района поминки по старым устраивают в урочище Быльдэгмыс, хотя считают, что там лежат чужие древние. «Там жили не наши предки, совсем чужие и похоронены чужие. Но из рода тех жителей никого не осталось, потому и поминаем. Больше некому…»
В Косинском районе самым известным могильником «старых» считается Шойнаыб у деревни Вольвыл, куда в Семицкую субботу стекается масса людей, даже из дальних деревень. Чем же это место так дорого жителям той стороны? Про то старое кладбище можно услышать разные рассказы. Одни сообщают, что в тех местах «старые» сами себя похоронили в больших ямах. Другие считают, что тут была большая битва между «старыми» и новыми жителями или местными племена¬ми и пришельцами. В результате сражения в живых никто не остался. И никто не зна¬ет, кто похоронил павших. По третьей вер¬сии — это некрополь чудских вождей, воевод, знаменитых знахарей. Одним из тех знатных чудинов, говорят, был Пукси — «отец» древних племен. Впервые этот обряд поминок древних я увидела в фильме “Пу-барабан”, снятым Пермским телевидением в середине 80-х. Зрелище очень необычное, как и на православную Радоницу старушки собрались на кладбище, помянуть умерших. Вначале все как полагается, они прочитали христианские молитвы, сели, выпили по сто грамм водки, закусили свежим хлебом, а потом начали петь нечто совсем не вразумительное Юкси, Пукси и весело, притоптывая, пустились в пляс. Я тогда подумала, что, наверное, спиртное на них так подействовало, но это не показная съемка на телекамеру, это обряд, который проходит ежегодно, где старые женщины начинают поминать умерших сначала традиционными православными молитвами, а потом, все ускоряя темп, переходят на странно звучащие для современного уха мелодии и слова. Не знаю, сохранились ли еще эти обряды у коми-пермяков, ведь старое поколение покидает наш мир, а новое растет у экранов телевизоров и мониторов компьютеров, в полном забвении своих корней и обычаев.
Древние коми-пермяки придавали силе и остроте слова такое же значение, как своей меткой стреле. Они считали, что словом можно задобрить не только земных божеств, но и верховного бога Ена. Словами можно оградить себя от влияния нечистой силы, отвести болезни, легче добыть еду. Считалось, что словом можно поразить врага, напустить порчу на недруга. По утверждениям мифов, слово предков, безусловно, обладало огромной энергией. Она, вложенная в легенды и заговоры, способствовала сохранению национального духа увтыра.
ПРИМЕТЫ И ЗАГОВОРЫ
Особо интересны разные приметы и заговоры, связанные с сельским хозяйством. Ведь жизнь древнего коми-пермяка напрямую зависела от того, какой урожай он вырастит на своем поле, сколько грибов и ягод соберет. Грибники об урожае грибов начинали заботиться еще тогда, когда на земле лежал глубокий снег. Со временем эта языческая забота переплелась с обрядами православной религии. Так,утром в Великий четверг идут в лес “по грибы”. Ходят между деревьями, собирают шишки, ломают сосновые лапки, а про себя шеп чут заговор: “Здесь есть, там есть, и везде есть. Здесь – масленок да рыжик, там – груздь. Сегодня есть и до осени будет. Столько и престолько!” А какая-нибудь древняя старушка, которой уже не суждено по рощам бродить, выходит за ограду, говоря: “Пойду-ка, ужо грибы пособираю”, — и набирает в передник щепки. А потом летом, глядишь, у нее у самого дома грибы пошли. В этот день “собирают” ягоды, пестики, “веники ломают” – кому что нужнее. Коми-пермяки верили, что обряды и заклинания Великого четверга имеют самое большое воздействие на то, о чем хлопочешь. Придет лето, наступит грибная пора, и любитель “тихой охоты” пойдет в лес. Найдет первый гриб, срежет его в лукошко и приговаривает: “Тырдоз, тырдоз!” (наберу полное лукошко). Не случайно, что именно в Кудымкаре проводится в сентябре каждого года день грибника, когда команды грибников на специальном автобусе вывозят в особо грибные места и устраивают соревнования, кто больше соберет. Все собранные грибы достаются участникам. На этот праздник едут в Кудымкар гости из Перми, Удмуртии и Башкирии. Все в один голос заявляют, что столько грибов не найти нигде в других краях. Может, организаторы конкурса до сих пор стимулируют рост грибов этим древним дедовским способом? Как знать. Я была в прошлом году на празднике урожая с тем же названием “Тырдоз” в кудымкарском дворце культуры. Такой гигантской тыквы (весом не менее 20 кг), и луковиц размером с человеческую голову, я прежде никогда не видела, значит, сохранили жители коми-края свои древние секреты.
И я не ошиблась в своих предположениях. У коми-пермяков много таких рецептов, о которых мы и не ведаем. Вот некоторые из них. Стали одолевать сорняки – крестьянин устраивает обряд, чтобы вывести их. Выдергивает с корнями осот или жабрей-пикульник, прижмет к груди, словно ребенка и, ласково разговаривая с ним, выносит с пашни, садит на середине голой дороги, повторяя: “Не сердись, сердешный, мы тебе нашли лучший дом и переселили тебя туда. Ты теперь позови к себе весь свой род, всех друзей-знакомых, пусть на нашем поле никто не останется. Как ты будешь жить-красоваться здесь, так и все твои родные и знакомые пусть покрасуются”. Поступали и по-другому: собирали с краев поля корни сорняков, сушили их и сжигали на середине поля, сопровождая свои действия нужным заговором. Говорят, после этого сорняки на поле долго не появлялись. Семена, оставленные на зиму, хранили рядом с белемнитовыми камушками, которые во множестве лежат по берегам уральских рек. Гальки кладут прямо в семена, что повышает их всхожесть.
При посеве льна хозяева заставляли ребят бегать по участку и прыгать как можно выше, что соответствовало ожидаемой высоте льна. А еще, что все стебельки будут стоять ровно и будут здоровыми, как ребята, волокно станет длинным и прочным, а семена жирными и живучими. При посадке капусты, какая-нибудь старая бабуля “обозначит” попой место на грядке, приговаривая: “Вырасти кочан, вот такой ширины!” По завершении сева ржи крестьянин клал лукошко на землю и просил: “Матушка-рожь, вырасти мне по грудь. Колос – с четверть, зерно – толщиной с палец. Горсть бросил, пуд соберу” (Последняя фраза повторялась трижды). В последние годы многие садоводы увлеклись книгами Владимира Мегре об Анастасии, там тоже рекомендуется разговаривать с семенами до посадки, просить их дать большой урожай. Но насколько более разнообразными были заговоры коми-крестьян, их мудрость, отработанная веками. Жаль, что все это со временем уходит в небытие.
Хотя, пока кое-что еще сохраняется. И жители разных стран и географических широт могут сами узнать родство в мастерстве друг друга. Интересный случай произошел у меня на выставке этнической одежды в гостинице Урал. К моему столику, где была выставлена восточная одежда из Индии, Непала, Тибета по очереди потянулись девушки-мастерицы из Кудымкара, все с большим любопытством вертели в руках единственную вещицу – тибетскую суконную шапочку с вытканным козырьком. Их интересовал именно орнамент козырька, а не что-то иное. Ведь мастерица, которая сама вышивает этот орнамент, отличит его среди сотни других. Все они в один голос удивленно твердили: “Как наш исконно коми орнамент – восьмиконечный крест “утшыс” попал на эту шапку?” Я присмотрелась к орнаменту и только тогда увидела тот же знак, что красуется на груди у мишки в кудымкарском дворце культуры! А ведь раньше, сколько раз я ни держала в руках эту шапку, я ничего подобного не замечала. В самом деле, интересно, значит главный оберег коми является главным оберегом и в Тибете. Когда и где, зародилась у разных народов общность символов. Почему изображение свастики мы встречаем в орнаментах и вышивках повсеместно – в древней Греции, Иране, Индии, Месопотамии, Мексике и на просторах России. А сколько других общих символов, имеющих одинаковое значение во всем мире, о которых мы просто не знаем. Еще интересная деталь, экспедиция Козлова нашла предметы пермского звериного стиля, как предполагают именно из района коми-края, в курганах Северного Тибета и в обиходе живущих там кочевников. Значит, не только сассанидское серебро попадало на Северный Урал, но и предметы, изготовленные здесь, нашли свое применение в далекой земле Тибета. Как объяснить столь странную общность таких географически и этнически далеких культур? История по сей день хранит немало тайн и загадок. Важно не утратить память о своих древних корнях, знать обычаи предков, чтобы сейчас, в век повсеместной компьютеризации мы смогли сравнить и сопоставить столь интересные совпадения.
С. Каменева, преподаватель
Пермского госуниверситета
ОТ АВТОРА
Каменева Светлана Владимировна — старший преподаватель Пермского государственного университета:
— По специальности математик, но интересы очень широкие. Много путешествую, посетила более 70 стран, в Перми на протяжении десяти лет была ведущей Страноведческого клуба «Путешествие в ландшафте культур» при центральной краевой библиотеке. С 2009 года возглавляю общественную организацию «Пермское общество дружбы с Индией», вместе с Посольством Индии в России, учеными и артистами из Индии провели много культурных и познавательных программ в разных городах России. Работаю как журналист, пишу статьи и заметки для научно-популярных журналов, региональных изданий, иностранных изданий по вопросам культуры. Несколько лет вела в Перми занятия на курсах по тревел-журналистике, учила школьников как писать статьи и заметки о своих путешествиях. Коллекционирую национальную одежду народов мира, что привожу из путешествий. Часть коллекции восточных костюмов функционировала как выставка и ездила по музеям и выставочным центрам городов Урала на протяжении нескольких лет. В последние несколько лет по работе часто бывала во Франции, что дало возможность познакомиться с жизнью русской эмиграции за рубежом, с 2019 года тесно начала общаться с Ксенией Игоревной Кривошеиной. С 2018 года большую часть времени провожу в Анапе, с 2019 года начала реализацию проекта по созданию историко-культурного парка «Синдия» под Новороссийском.
Поделиться статьей в соцсетях
Комментарии к статье