Коми праздник урожая

Праздник Чомöр

«Чомӧр»

14 октября отмечался один из самых любимых в народе праздников — Покров Пресвятой Богородицы. Для крестьянского люда Покров был связан с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы. Готовились угощения из плодов нового урожая. По старинной традиции после сбора осеннего урожая хозяйки принимались за приготовление зимних запасов. Одним из первых на столе народа коми появлялось именно белокочанная красавица — капуста. Как в давние времена, на празднике ее солят, варят, квасят, пекут пирожки.

Ежегодно, с 2004 года, в селе Вомын проходит традиционный этнокультурный праздник «Чомӧр» (в переводе с коми языка «чомöр» — «завершение сбора урожая»).

В этот день жители села и гости со всей республики видят праздник капусты. И еще много интересного: катание на лошадях, знакомство с народными умельцами села, экскурсия по библиотеке с рассказом о творчестве Агнии Сухановой, дегустация блюд коми кухни, уличное гуляние с играми и хороводами. И в завершение «Чомӧра» — концертная программа «Покровские посиделки». Замечательная традиция появилась в старинном коми селе.

2.jpg
.
33333333.jpg
.
444444444.jpg
.
1.jpg
.
3.jpg
.

Источник: Чом-ö-öр! // Звезда. – 2016. – 21 окт.

ЧОМОР

Праздник урожая для детей старшей группы с элементами коми фольклора

Музыкальный руководитель Кононенко М.А.

Воспитатель по обучению детей коми языку Полева Е.А.

Задачи по образовательным областям:

Социализация

  • Приобщать детей к традициям и обычаям народа коми. Воспитывать любовь и уважение к ним.

Коммуникация

  • Вызывать интерес к изучению коми языка.

Познание

  • Закреплять в игровой форме знания детей о том, как выращивают одну из важнейших сельскохозяйственных культур нашей республики — картофель.

Оформление зала

Макет коми избы, в центре – стол, покрытый нарядной белой скатертью, на столе – разносолы – заготовки на зиму, блюда коми кухни. Рядом – лавки, печь. В печи «горит огонь», под печкой – дрова, у печи – ухват, самовар с трубой. На полу – домотканые половики. По краям зала для детей расставлены скамейки, покрытые половиками.

Действующие лица

Хозяйка Марья, Ёма, Лопух Репеевич, Колючка, ведущая, дети.

Костюмы

Коми народные костюмы (сарафаны и блузки для девочек, рубахи и штаны для мальчиков). Рубаха и шушун (сарафан), вязаные гетры для Хозяйки. Блуза и коми сарафан для ведущей. Костюмы  для Ёмы, Лопуха Репеевича, Колючки.

Ход праздника

Под музыку дети заходят в зал. Ведущая здоровается и предлагает отгадать загадку.

Ведущая.

У избы помоет крышу,

Отведет в берлогу мишу,

Труд крестьянский завершит,

А потом листвой шуршит.

Мы тихонько ее спросим:

— Кто ты? – и услышим… Осень.

Удивительное время года – осень. Созрели за лето овощи на огороде. Все хозяйки стараются сделать запасы на долгую зиму. А уж фантазии тут нет предела, каждая придумывает свой рецепт для солений и варений. Недаром в народе говорят: дом вести не головой трясти, все надо припасти.

Ребята, а не отправиться ли нам в гости к моей знакомой хозяюшке Марьюшке? Узнаем, какой урожай она вырастила, много ли запасов сделала на зиму?  В гости пойдем, песню заведем.

Идут в гости, поют песню «Зарни ар»,  музыка  Попова Г.

Марья (выходит навстречу). Кто же здесь гуляет, песни распевает?

Ведущая и дети. Здравствуй, Марьюшка, видза оланыд!

Марья. Видза оланыд, дона гостьяс! Пройдитой, пройдитой. Проходите, проходите!

Дети проходят «в избу», рассаживаются по лавкам.

Марья. Мыйла-но локтiнныд? Расскажите, зачем пожаловали?

Ведущая. Пришли мы, Марьюшка, узнать, хороший ли урожай ты собрала, много ль запасов на зиму сделала?

Марья. Ой, много, семьяыд менам ыджыд, семья то большая… (показывает разносолы) Огурчиков насолила, помидорчиков намариновала, кабачки в банке лежат, в маслице купаются. А уж салатики получились – просто чудо! Вот зимой раздолье на столе будет. А чтобы вся эта красота на столе появилась, осенью надо каждый погожий день ловить. Во время сбора урожая не игр, не до забав. Надо успеть лук до Вознесения убрать, до Чудова дня картофель выкопать. Но сейчас-то уже все убрано. Можно и праздник устроить. У коми праздник по случаю окончания сбора урожая  «Чомор» называется. Вот и мы с вами повеселимся, поиграем, песни споем. Вайо, челядь, и ми гажотчыштам: ворсыштам, йоктыштам да сьылыштам.

Раздаются голоса за ширмой: «Ой-ей-ей!», «Не толкайся!», «Подвинься!»

Марья. Ребята. Что же это происходит? Ок-ок-ок, мый-но тайо вочьсо? Тайо жо менам град выв пуктасъяс споритоны! Кажется, мои овощи на полке ссорятся.

Кукольный спектакль «Спор овощей»

Марья.

Сколько разных овощей

Спорят, кто кого важней!

Морковь.

Вы ответьте мне по чести –

В вашей не нуждаюсь лести:

Главный овощ – я, морковка?

В ротик прыгаю я ловко…

Лишь во мне есть витамин –

Очень нужный каротин.

Чеснок.

Не хвались ты каротином!

Я – от гриппа и ангины,

От простуды и от хвори.

Съешь меня – не будет боли.

Свекла.

Чесноку не верьте, дети,

Самый горький он на свете.

Я – свеколка, просто диво,

Так румяна и красива!

Будешь свеклою питаться –

Кровь вся будет очищаться!

Огурец.

А что? Огурчик вам не нужен?

Без него – ну что за ужин?

И в рассольник, и в салат –

Огуречку каждый рад!

Капуста. 

Я – капуста, всех я толще,

Без меня не сваришь борщик.

И салат, и винегрет

Дети любят на обед,

И притом учтите, дети,

Главный овощ я в диете!

Помидор.

Вы кончайте глупый спор.

Всех важнее помидор!

Раскрасавец хоть куда,

Я не овощ, а звезда!

Марья.

Все вы правы! Может быть,

Спор пора бы завершить?

Чтоб здоровым, сильным быть –

В этом нет сомнения –

Надо овощи любить

Все без исключения!

«Песенка об овощах», музыка Зарецкой Н.

Марья. Приготовлю-ка я, ребята, овощной суп.

Танец «Вкусный суп»

Марья.

Суп чудесным получился!

И наварист, и душист.

Суп пока остынет пусть.

Я ж проверить вас берусь.

Догадайтесь, о каком овоще я говорю. Для меня без нее еда – не еда. Называют ее иногда вторым хлебом. А  сваришь ее — ну до чего ж рассыпчата, вкусна! (Ответы детей) Верно, это я о картошке говорю.

Ребенок.

Лучше песен про картошку

В мире не было и нет.

Мы споем для вас частушки,

А вы хлопайте в ответ.

Частушки,  слова Полевой Е. А.

  1. Картупельсо пуктiм ми

Аслам градъяс вылын.

Дзоридзало мича цветон

Радло весиг лолыд.

  1. Локтiс гоститны бур другой,

Локтiс, эз и опоздайт.

Вайис меным падъян тырыс

Чоскыд свежой картошка.

  1. Град йорын гуляйто коза

Паськодома синъяссо.

Конi лук? А конi анькытш?

Картпель гогор быдмома.

  1. Повар жаритiс и пуис

Диван вылын вугыртiс

Борнас картупель местао

Шомсо сомын чукортiс.

  1. Ак, куртупель, тэ картупель,

Йона же нин чоскыд тэ.

Пуам тэно, жаритыштам,

Аппетитон сейыштам.

  1. Куртупель йылысь ми сьылiм,  

Сьылiм, эг и шойчыштой.

Картупельыс быдмiс уна

Оти морков коть вайой.

  1.  Куртпель йылысь частушкаяс

Сьылыштiм ми сьоломсянь.

Сьолом вылад воисны-ко

Клопайтышто кияснад.

Марья. Молодцы, весело пели. (Звучит запись звука ветра) Но почему же это вдруг небо нахмурилось, ветер сильный подул. Никак сама Ёма погоду испортила. Неужели к нам идет? (Появляется Ёма) И правда, остановилась.

Ёма. Можно ль войти?

Марья. Конечно! Конечно! Кто пришел к нам на праздник, всегда нам гость.

Ёма. Ох, не знаю, рады вы мне или нет, но так завлекательно пели, так весело, что ноги мои сами в пляс пустились. Не выдержала я да скорей к вам! До чего ж веселые частушки, да все про картошку. А уж как я ее люблю! Больше всего на свете! Да вот беда, никак не научусь ее выращивать, все какая-то мелкая, да невкусная вырастает. Может быть вы меня научите?

Марья. Конечно, все расскажем и покажем. Дети, научим Ёму?

Дети.

  1. Мы на поле, мы на поле

Дружно прибежали.

Мы на поле, мы на поле

Грядочки вскопали.

  1.  Мы на поле, мы на поле

Дружно прибежали.

И картошку мы с друзьями

Весело сажали.

  1. Раз, два, не зевай –

Клубни в землю опускай.

Раз, два, не ленись

И с картошкой подружись.

Игра-эстафета «Посади картошку»

В каждой команде впереди стоят мальчики, за ними – девочки. Мальчики бегут, «вскапывают грядку», лопатку передают, как эстафетную палочку. Девочки «сажают в грядку» по одному клубню.

Ребенок.

Дождик, лей, лей, лей!

Своих капель не жалей.

Помоги немножко

И полей картошку.

Танец капелек, музыка Вересокиной Н.

Под музыку появляются Сорняки

Сорняки.

Ну, а мы, друзья, чем хуже.

Нам ведь тоже дождик нужен,

И солнышко мы любим,

Растем на горе людям!

Марья. Ребята, кто это к нам явился? Вы кто такие?

Сорняки (представляются).

— Колючка!

— Лопух Репеевич собственной персоной.

Поют:

Мы – ребята сорняки,

Засоряем цветники.

И картошку, и горох,

Чтобы урожай засох!

Танцуют, засыпают «грядки сорняками»

Марья. Тише, тише! Ишь, развеселились. Ребята, как нужно бороться с сорняками? (Ответы детей) Да, нужно их выполоть!

Лопух. Ой, Колючка, нас же сейчас прополют.

Колючка. Не переживай, Лопух Репеевич, у них есть ленивые ребята. Видела я их – они же еле шевелятся.

Марья. Нет у нас таких ребят. У нас все любят трудиться. Ребята, возьмем ведерки и скорей на грядки! И ты, Ёма, помогай.

Игра «Прополка»

Лопух и Колючка. Ой, как они хорошо работают, сейчас от нас ничего не останется. (Убегают)

Марья.

Только грядки пропололи,

К нам опять беда пришла

И вредных мышей на поля привела.

Мыши.

А мы мыши, мыши, мыши,

Мы отважны и легки.

По картошке проползем,

Клубни сочные сгрызем.

Танец мышей, музыка из к/ф «Высокий блондин в черном ботинке»

Марья.

Убирайтесь быстро с поля,

Чтобы не было всем горя!

Мышей прогнали. А кто мой огород от ворон и от галок охраняет, знаете? (Ответы детей)

Игра «Пугало»,  музыка Е. Гоголевой

Роль Пугала можно предложить Ёме

Марья.

Полно, полно вам играть.

Пора картошку убирать.

Дети.

  1. И зелен и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко,

Под кустом – картошка.

  1. Весной мы посчитали

Всех клубней было пять.

А осенью – смотрите

Их стало двадцать пять.

  1. А теперь не зевай

И картошку собирай!

Игра-эстафета «Собери картошку»

Марья. Теперь, Ёма, ты знаешь, как правильно выращивать картофель?

Ёма. Да, да! Все запомнила. Надо весной грядки вскопать, картошку посадить, поливать ее, сорняки пропалывать, защищать от вредителей и тогда осенью соберешь богатый урожай!

Дети.

  1. А мы полюшко копали,

Всю картошечку собрали.

  1. Неказиста, шишковата,

А придет на стол она

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

  1. Мы картошку варим, парим,

Масло, сливочки кладем,

А потом в духовке жаркой

Шанежки с ней испечем.

Песня «Здравствуй, милая картошка!»,  музыка Роот З.

Марья выносит шаньги

Марья.

Лучше коми шанежек

И вкуснее нету,

Обойди хоть всю страну

Или всю планету!

Приглашает всех к столу.

ЛИТЕРАТУРА

Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду – М., АЙРИС ПРЕСС,2003

Попов Г. Кыдзи чужо сьыланкыв – Сыктывкар, 1999

Роот З. Осенние праздники для малышей – М., ТЦ СФЕРА, 2003

Суворова Т. Танцевальная ритмика 3 – СПб., Музыкальная палитра, 2005

Журнал Музыкальный руководитель №5  2010г.

14 октября отмечался один из самых любимых в народе праздников — Покров Пресвятой Богородицы. Для крестьянского люда Покров был связан с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.

Чомöр – это традиционный коми праздник урожая, им завершались все сельскохозяйственные работы у коми народа. В этот праздничный день готовились угощения из плодов нового урожая. По старинной традиции после сбора осеннего урожая хозяйки принимались за приготовление зимних запасов. Одной из первых на столе народа коми появлялась именно белокочанная красавица — капуста. 

В старые времена на улицах коми деревень, разводили  костер, устанавливали  на него большой, примерно 4-5 ведер, чугунный котел — «пöрт», и наполняли его водой  и варили королеву капусту. Пока капуста варилась, коми люди играли  в коми народные игры, пели коми песни, водили хороводы. Варка капусты превращалась в настоящий праздник праздник «Чомöр»!

14 октября 2022 года, уже по сложившейся традиции,  в нашем детском саду весело  и интересно прошел традиционный коми праздник урожая «Чомöр».

К ребятам средней, старшей и подготовительной к школе группы в гости пришла Коми Ань, Зарни Ар, Бурдöдысь и Ема — Баба, они вместе с ребятами  пели коми песни, танцевали коми танцы и играли в коми народные игры, ну и конечно не обошлось и без эстафет по сбору урожая.

А в конце праздника наших ребят ждал осенний,  витаминный, праздничный стол.

Стоимость тура: 1 700 ₽

О туре

Отправьтесь в село Вомын, где хранят традиции коми народа. Совершите экскурсию на телеге, запряженной лошадью, поучаствуйте в праздничных мероприятиях, мастер-классах и концертах. Узнайте рецепты заготовки капусты и других овощей на зиму. Будет вкусно и интересно!

Условия проведения

Чомöр – праздник урожая в Республике Коми. Им завершаются сельскохозяйственные работы. Когда устанавливается холодная погода и выпадет снег, в деревнях начинается необычное действо. На улице разводят костер, устанавливают на него большой, примерно 4-5 ведер, чугунный котел («пöрт»), наполняют водой  и варят капусту. Пока капуста варится, жители играют в коми игры, поют песни, водят хороводы. Варка капусты превращается в настоящий праздник!

Что входит в стоимость:

  1. Трансфер;
  2. Сопровождение в автобусе;
  3. Экскурсия на телегах;
  4. Обед;
  5. Мастер-классы по программе.

Участие с детьми: 0+

День 1 — г. Сыктывкар

08:30
с. Вомын

8.30-10.00: Трансфер до села

10.00-12.00:
экскурсия по селу (на лошадях);
мастер-классы: по ткачеству половиков, изделиям из жести (лодки, колодезные черпаки, печные трубы);
экскурсия в пекарню.

12.00-13.00:
Уличное гуляние «Чомöр» (мастер-классы по варке и солению капусты, хороводы, игры и конкурсы);

13.00-13.30:
Обед. Уха, дегустация коми блюд: печеная картошка, ягоды, грибы, соленые огурцы по-вомынски, ляз, творог, сур, выпечка).

с. Вомын

Продолжение тура — с. Вомын

14:00
с. Вомын

14.00-16.00:
Концертная программа «Покровские посиделки» (выступления коллективов художественной самодеятельности ДК, молодежи села, коллективов района), свободное время.

Можно посетить: качели для взрослых и детей на уличной площадке, выставку народных умельцев в доме культуры, совершить экскурсию в музей при ДК «Ола тан, шуда тан» («Живу здесь, счастлив здесь»).

В ДК организована фотозона «Рядом с барыней капустой».
Ярмарка домашних продуктов и сувениров.

16.00-17.30: Трансфер до г. Сыктывкара

с. Вомын

ООО «Счастливая жизнь»

Туристический центр «Счастливая жизнь» вот уже почти 10 лет радует своих туристов уникальным экскурсионными программами по Республике Коми, необычными предложениями для путешествия по России и, конечно, пляжными турами по миру.

  1. Авторские экскурсии по Республике Коми;
  2. Организация мероприятий для корпоративных групп;
  3. Помощь в организации отдыха на туристических базах и в гостевых домах РК.

Понравился этот маршрут?

Поставьте, пожалуйста, оценку

КОМИ-ПЕРМЯЦКИЕ ПРАЗДНИКИ

Розосво (Рождество)

Отмечается, как и у всех православных, 7 января. Те, кто хорошо был знаком в XIX – начале XX века с календарной обрядностью коми-пермяков, отмечали, что у них великие церковные праздники Рождество Христово и Пасха «уважаются… как простые воскресные дни», или, как ещё отмечалось, «особо не чтятся», зато считаются важнейшими Семик, Покровская суббота, Масленица. По сообщениям священника, в «день же Рождества Христова или в день Вознесения Господня и в некоторые двунадесятые праздники работают и не считают их большими праздниками. В день Рождества Христова, вставши утром, даже молотят, а потом сейчас же принимаются за пельмени, считая тот день только разговением».

Подобный материал об отношении коми-пермяков к церковным праздникам есть и в воспоминаниях нынешних жителей; «Да, Рождество Христово у иньвенских пермяков считался днём более значимым, чем будничный, но только тем, что открывал игрища. Девки и бабы говорили: «Ой, скоро Рождество, надо избу подыскивать, наряды приготовить».

Крещение (Крещение)

Отмечается 19 января. Значительным обрядом являлся Крещенский Сочельник, его отмечали в ночь на Крещение. До обеда стряпали сочни с конопляным семенем, варили в двух горшках кашу из гороха и ячной крупы. Сочни не только ели. Их использовали в гаданиях. Девушки-невесты выбегали с сочнями на улицу. Если им навстречу попадался мужчина, то следовало ожидать замужества, а если женщина, замужества не предвиделось.

В народном календаре с Крещением связывали языческий обряд чудбс вашбтлыны (топтание чудов). Он проходил таким образом: в Крещение между заутреней и обедней («как Бог засветает») около церкви собирался народ верхом на лошадях, с кольями, нагайками, человек до сотни, и скачут, топчут чудов и гонят до другой деревни. Чуды, по мнению пермяков, появляются на земле в то время, которое приходитсяровно через полгода со времени цветения ржи, и расхаживают, указывая людям, что с ними будет. К этому времени у пермяков приурочены разнообразные виды гаданий. Пермяки ходят, «слушаются». Собираются несколько человек, выходят на речку, на лёд, обводят три круга, садятся внутри с иконой и слушают. Кому умереть– чуды строгают доски, вколачивают гвозди; у кого пожар будет – услышит шум, крик народа; у кого коровы пропадут, начнут чуда ногами комки набрасывать. Чтобы узнать, какой хлеб будет, ходят на гумно: если услышат песни, хороший урожай будет.

В Крещение не кормили куриц, пожилые женщины ничего не ели «до появления звезды». Традиция такого обряда была вызвана желанием, «чтобы курицы были здоровее и больше несли яиц, а второе – для спасения души».

Коми-пермяки стремились прибыть на верховых лошадях на реку к иордани (проруби), когда там священник освящал воду. «Лишь только окончится здесь служение и священно-церковные служители пойдут в церковь, все пермяки опрометью спешат к проруби, умываются и берут в бураки (туясы) воду для дома, а прибывшие на лошадях поят их в проруби, потом полчаса или час ездят на ровном около проруби месте». Крещенская вода хранилась в течение года, посуду с водой обязательно ставили на полку божницы переднего угла избы.

В народных рассказах сообщается, что в старину люди верили в освящение не только воды, но и снега. Поэтому те, кто не мог пойти за водой к иордани, набирали снег. Крещенской водой девушки мыли волосы, считая, что от этого они становятся пышней. Определённое значение придавалось обмену ветками ели у иордани, что имело прямую связь с обрядом обмена пасхальными яйцами. Повсеместно сохраняется традиция в ночь на Крещение или в Крещенский день на всех дверях, воротах и даже окнах ставить кресты дёгтем, чтобы защититься от нечистой силы.

Считается, что крещенские обряды очищают от скверны не только человека, но и среду его обитания – землю, воздух, растительность.

Масленьча, Масленича (Масленица)

У коми-пермяков празднование Масленицы развёртывалось как по общей схеме, так и на свой манер. Прежде чем встречать Масленицу, коми-пермяки следовали православной традиции – в субботу накануне Масленой недели поминали умерших предков. К этому дню было принято печь рыбные пироги, шаньги, оладьи – тупбси, варить овсяный белый квас – ырбш. Умерших предков приглашали принять угощение. Возможно, этот обряд получил распространение в связи с религиозным представлением, что души усопших тоже должны праздновать Масленицу.

Воскресенье накануне Масленой недели называлось, как и у русских, Мясным заговеньем. В этот день перед Масленой неделей и Великим постом (Мясопустом) последний раз ели мясо. К Масленице припасали молочные и мучные продукты, рыбу, овсяный квас, ржаное пиво (сур). Масляная неделя была Сырной, т.к. во время её «употреблялось в пищу много того, что изготовлялось из молока и пеклось на масле, прежде всего блины и орешки (печенье), оладьи, иногда рыбные пироги. Готовили яичницу, солянки, уху.

Традицией празднования Масленицы было ряженье, носившее не только развлекательный, но и обрядовый смысл. Как и в Святки,ряженые имитировали приход неведомой силы из потустороннего мира, а это должно было сильно воздействовать на весенний солнцеворот. Но в Масленицу ряженые не ходили по домам и не разгуливали по деревне– они участвовали в развлекательном масленичном поезде. В маленькие дровни, на которые брошен ворох соломы, запрягаются одна или две лошади, на дровни садится Масленица (одетый в шубу наизнанку и женское платье мужчина, в руках он держал метлу). Лошадей и сани украшали соломой. Иногда на одну из лошадей сажали мальчика, также одетого в шубу наизнанку, украшенную соломой. Для развлечения смазывали ворота медвежьим салом, чтобы лошадиостанавливались и сбрасывали седоков; валяли молодожёнов в снегу и закидывали им снег под одежду; скатившись с горки, целовались. По вечерам девушки и парни собирались в одной избе и плясали до утра. Принято было ходить в гости не только молодым и родственникам, но и пожилым.

В субботу накануне Прощёного воскресенья у молодёжи была традиция сооружать снежную крепость, а потом состязаться «за её взятие».

Вероятнее всего, в коми-пермяцких селениях сожжение чучела Масленицы практиковалось давно. Сжигалось всё то, что отслужило человеку, стало ненужным за год. Масленица представлялась женским образом, поэтому наряжалась в старую женскую одежду. Есть даже пословица про неряшливо одетого человека: «Кыдз Масленча пасьтасьбм» (одет, будто Масленица). Некоторые говорят, что Масленица – это зима, потому что чучело её сжигается.

У коми-пермяков в воскресный, Прощёный день, не принято было мыть и стирать бельё, т. к. они были убеждены, что водой от мытья и стирки будут поить человека после смерти. В Прощёное воскресенье обязательно катались на лошадях. Принято было выезжать пожилым и даже старым людям. Во время поездки заходили в дома, принимали угощение, высказывали хорошие пожелания, а также просили прощения: «Простите нас, а мы прощаем и вас».

Ыджыт Лун (Пасха)

Воскресенье последней недели Великого поста называется Ыджыт Лун (буквально: «Большой день»). В народном календаре с Пасхой связывали весеннее пробуждение сил природы. Праздник подвижный, высчитывается по лунному календарю, в 2008 году он приходится на 27 апреля.

К Пасхе основательно готовились: накануне в пятницу на Страстной неделе мыли избы, иконы, а в субботу после обеда стряпали, красили яйца, строили качели.

Торжество пробуждающейся природы издавна связывалось с крашеным яйцом – символом плодородия. Яйца красили луковой шелухой, ивовой и ольховой корой, травой зверобоя. Красный цвет яиц напоминал о солнце и весеннем времени года. Для некоторых мест типичным было раскрашивание пасхальных яиц. Яйцо крестообразно обматывали ниткой и опускали в воду, после варки нитки снимали, и на поверхности образовывались белые кресты. Широко известна среди коми-пермяков примета о том, что покрашенное равномерно яйцо обещает хорошее лето, а с белыми пятнами – плохое. Коми-пермяки верили в исцеляющие свойства пасхальных яиц. Первое вынутое из отвара яйцо разламывали и клали на стол в переднем углу избы. Его предназначали для умерших родителей. Второе яйцо клали на божницу. Остальныеяйца укладывали в висевшие перед иконами соломенные корзинки кольть видзан (дословно: яичный держатель).

Следуя старинному обычаю, яйца обязательно дарили крёстным. Ими менялись по пути в храм с теми, кого встречали по дороге. Поэтому перед тем, как отправиться на пасхальную службу, запасались яйцами. Приготовленные для обмена яйца не показывали, хранили в рукаве, за пазухой. Друг другу передавали яйца и смотрели: кому попадало большое яйцо, тот должен жить много лет. Если попадало яйцо всмятку, у того и жизнь пойдёт всмятку. По поверью, яйца с крестами обладали более сильным магическим действием. Их бросали против ветра, града, а вовремя пожара – на крыши построек, чтобы остановить огонь. Шелухой крашеных яиц лечили царапины, желудки.

На Пасху обязательно готовили оладьи и картофельные шаньги – кулики. Кулики относятся к числу старинных блюд. Они заменяли куличи, которые были известны многим православным русским. Куличи стали появляться только в 1930–1940-е годы. Утром все члены семьи обязательно разговлялись яйцами, куликами, пельменями. Бывало, что на солее появлялись оставшиеся с Масленой кулики. Перед употреблением их размачивали в молоке и разогревали в печи. Называли такие кулики паской. Их обязательно запивали молоком.

По окончании церковной службы и разговения в храме священнослужители обходили дома своего прихода. Они христосовались с жителями, освящали жилище святой водой. Дети ходили к родственникам и собирали яйца. Когда приходили за яйцами, то говорили: «Христос воскресе!»

Затевать весёлые развлечения в первый день Пасхи считалось большим грехом. После обеда шли на кладбище, но не везде, объясняя это плохой погодой. Трапез больших не устраивали, но на могилы обязательно клали крашеные яйца, иногда их крошили.

Парни поднимались на колокольни, но звонить разрешалось только тем, кто звонарю давал яйцо или кулик-паску.

На Пасхальной (Светлой) неделе самым популярным развлечением были дюттян (качели). Перед началом качания качели «заклинали»: «Ноге (опоре) не сломаться, верёвке не рваться, доске не треснуть– хорошо качать». Возле качелей играли в бабки, чижа, чехарду, ляпу. Все игры на Пасху имели обрядовое значение, связанное с будущим урожаем. Для молодёжи время качелей превращалось в праздник семейно-родственных встреч, угощений, близких знакомств.

На Пасхальной неделе приглашали родных на молодое пиво. Когда его пили, приговаривали: «Пейте молодое пиво – и в жизни долго будете молодыми».

Семик и Строча, Стечалун (Троица, Троицын день)

Семик отмечается на седьмой неделе после Пасхи – Троицкой. Это период перехода весны в лето, и в обрядах так или иначе участвуют растения, земля, вода. Кроме того, часть обрядов связана с поминовением усопших. В Троицкую неделю праздничные дни следуют один за другим: общеизвестные Семик (четверг), Родительская суббота и распространённые у коми-пермяков именины леса (тоже в субботу), именины воды (воскресенье) и земли (понедельник, в Духов день).

Наибольшим праздником многие считают именно Семик: «Семик – двойной праздник: и для покойных, и для живых. Покойным – до обеда, живым – с обеда до ночи. Другого такого праздника на земле не было и нету». Как и к любым поминкам, впрок припасают продукты для поминальных блюд. Семик приходится на скоромный период календаря, поэтому преобладают молочные и мясные кушанья: рыбный пирог, оладьи, шанежки с крупой на сметане, селянка, сметана, в которую макают оладьи. Полвека назад ещё варили овсяный кисель и подавали его напоследок.

В дореволюционную пору коми-пермяки поминальную церемонию начинали спозаранок с возжигания свечи и лампадки и короткой молитвы. Позже обряд начинался с подачи на стол мёда, сусла пивного и квасного, а затем горячих оладьей и шанег. Горячие шаньги кладут на тарелку или прямо на скатерть, пару разламывают и приглашают угощаться души умерших, говоря: «Локтб вошшб!» («Приходите, питайтесь – угощайтесь»). Эти слова обращены к душе покойника. Душа же, по поверью пермяков, невидимая и неосязаемая материя в виде газа. Поэтомуона напитывается только исходящими от кушаний и напитков испарениями и даже одними запахами. Поэтому каждая хозяйка старается печь и жарить так, чтобы испарения были обильными и вкусно пахнущими.

Более сложный ритуал поминовения усопших совершается позже, когда семья садится за стол. При этом открывается рыбный пирог или подаются пельмени, и старший в семье ещё раз просит души покойных напитаться запахами яств и питья.

Затем посещают могилы умерших родственников. Это основное и самое продолжительное действо. На кладбище из семьи идут один-три человека и берут с собой разную снедь, но обязательно – рыбный пирог, яйца, шаньги и питьё. Теперь не возбраняется пить возле могилы не только крепкую брагу, но и водку. От этой вредной привычки всё ещё отказываются старухи, считая, что хмельные пары дурманят души усопших, и они начинают сердиться на людей и даже вредить им. Старинный обычай предписывает не ходить на кладбище в слишкомкрасивом, цветастом одеянии, в пышных головных уборах (но головы женщин обязательно должны быть покрыты).

Обычай требует от поминающих, чтобы они раздавали милостыню. Если нет нищих и других побирушек, приглашают угоститься любого прохожего. Тот обычно не отказывается, а после приложения к еде и питью желает покойному благостного загробного пребывания. Посещение кладбища завершается прощальными поклонами у головы и ног покойного. Простившись, без оглядки покидают кладбище, стараясь не споткнуться, а пуще того – не упасть: это очень плохая примета.

После некоторого затишья в деревне на улицах появляется молодёжь. Начинаются семицкое гулянье. Это малое гулянье, одной деревни. С этого часа начинается обряд коми-пермяков кыдз кбртавны или кыдз домавны (дословно: «берёзу вязать»). Этот старинный обряд сейчас не имеет единообразия: где-то люди идут в рощу к растущей берёзке и веселятся там, где-то берёзку приносят в деревню. Обряд кыдз домавны совершается в роще, и представляет собой продолжение святочных гаданий и ворожбы. И молодёжь, и взрослые расходятся по роще и, таясь друг от друга, слабо, чтобы листочки не сорвать, связывают веточки берёзы. В Троицын день к берёзе возвращаются и смотрят: лист всё такой же зелёный или поблек. Если стал сохнуть, то ничего хорошего в этот год не жди. Затем начинаются игры и кадриль. Из музыкальных инструментов на игрищах использовали свистульки, гармони, балалайки и пэляны-дудки (часто многоствольные) и пу-барабаны (особо устроенные, немного выпуклые доски).

Семицкими вечерами, когда молодёжь развлекалась на игрищах, оставшиеся дома старики мастерили игрушки из древесины мягких пород. Из ивы или липы они вырезали уточек и гусей, а также куколок, похожих на русалок. Уточки все белые, куколки – в пёстрых, бело-зелёных платьицах. Кроме того, делали свистульки (пиксан) и резные узорчатые трости-палочки (пегануки). Все поделки раздавались малышам.

В обрядах Семика были важны обе части: и поминальные ритуалы, и вечерние увеселения. Общее веселье воспринималось как всеобщий акт ублажения душ умерших, это и очищение духа участников обряда, и закл и нательные действия музыкой, свистом и пением на нечисть.

В Троицу православные поминают всех умерших родственников, и поминальный обряд этого дня мало чем отличается от семицкого (кроме северных районов, где в Родительскую субботу поминают «древних», т.е. далёких предков, а в четверг, в Семик, – «нынешних», т.е. недавно умерших).

Если большинство коми-пермяков семицкие обряды называет кыдз кбртавны (завивать берёзу), то Троицкие – кыдз пбрччавны (берёзу развязать). В некоторых местах молодёжь к завитой берёзке ходила с утра и заодно приносила в деревню срубленную берёзку или ветки, траву. Часть этой зелени относилась в церковь или часовню, чтобы украсить ограду, паперть и устлать травой храмовый пол, затем послушать заутреню.

Принесённые берёзки вкапывались под окнами домов или неподалёку. Этим обычно занимались подростки и дети. Здесь, на улице, начинались Троицкие гулянья с детскими забавами. Например, популярной была игра чеччасьны (подпрыгивать): на чурку клалась доска, на её концы вставали играющие. Тот, чей конец доски оторвался от земли, подпрыгивал как можно выше и, опустившись на доску, поднимал напарника. Троицкие гулянья также почти не отличались от семицких: хороводы, кадрили, игры.

Поздним вечером устраивается завершающий ритуал – прощание с берёзкой. Её откапывают, кто-то берёт на руки, а все встают в длинную колонну лицом к селу, а в конце колоны – несущий берёзку. Он сходит со своего места и начинает двигаться вдоль колоны. После него выходит замыкающий, обгоняет берёзку и становится в голове колонны. Образуется непрерывно движущаяся цепочка и овал с берёзкой в центре. Снова звучат музыка и песни. Этот Троицкий обряд называется Кузь гаг («длинный червяк»). Процессия достигает окраины села. Здесь берёзку кладут возле изгороди и окончательно прощаются с ней до будущей Троицы. В благодарность за доставленную радость берёзку опрыскивают напитками.

Турун вежан лун (День смены травы)

Этот старинный праздник был возрождён только в 1995 году в с. Большая Коча Кочёвского района. У жителей этого села сохранился обычай собирать травы увтыром (родом, семьёй). На лесной опушке рвали цветы, приносили домой, отделяли семена. Вечером цветы уносили на реку и бросали в воду. Иногда их разбрасывали в лесу.

У древних коми-пермяков не было точной даты праздника. Некоторые предполагают, что его отмечали в Тихонов день (29 июня), другие – в Ильин (2 августа). Но на какой бы дате ни останавливались, всегда подчёркивали, что праздник справлялся тогда, когда в лесу цветы отцветут и на них появятся семена.

Праздник Турун вежан лун продолжался весь день, с раннего утра до позднего вечера. Он включал в себя несколько циклов, которые организовывались в разных местах – в лесу, в домах, на берегу реки.

Когда взойдёт солнце и роса ещё держится на траве, молодые и пожилые люди в нарядных костюмах (женщины и мужчины, детей не брали) идут за реку. Идут тихо, не поют и не разговаривают. Возле леса женщины, стоя на одном месте, трижды поворачиваются против солнца. На то место, на котором кружились, кладут козин – подарок лешему: хлеб, пирог (обязательно что-нибудь мучное). Потом женщины направляются в лес. Мужчины остаются, в лес не заходят. В этом можно усмотреть охранительный смысл: мужчины берегут тишину утренней природы и женщин во время общения с ней.

В лесу женщины должны были услышать голоса птиц, не важно, каких именно. Нежелательно было услышать кукушку: её голос, по поверью, предвещал девушкам нескорый выход замуж, а женщинам – раннее вдовство. После того, как услышат пять птичьих голосов, женщины начинали кричать. Затем привязывали к веткам дерева (желательно берёзы) ленточки, полотенце, кусок ткани и говорили: «Как подавилась зерном кукушка, и развеялись по полю звуки её голоса, так пусть и рассеются от меня болезни». После этого женщины начинали вырывать с корнем травы. Причём, у каждой их должно быть пять, обязательно разных и с семенами. Когда собирали травы, это действие тожесопровождали заговорами на очищение от грехов.

При выходе из леса женщины сначала кланялись лешему – хозяину леса, а потом пели песни. Этим стремились показать, что леший у женщин «язык не украл». Молчание женщин длилось долго– на всём пути от дома до леса, пока они не услышат голоса птиц. Молчать было необходимо, чтобы леший не узнал, что женщины пришли. Кроме того, здесь как бы происходит разграничение двух летних сезонов: когда всё цветёт и когда природа на пике зрелости. Возвращаясь из леса домой, женщины поют разные песни, но обязательно протяжные.

Завершался праздник вечером. По предварительной договорённости женщины собирались в четырёх-пяти домах. С собой приносили травы, сорванные утром. В доме пели, плясали. Затем все вставали в ряд перед хозяйкой, у которой в руках была большая кастрюля с пивом. Женщины по очереди подходили, опускали цветы в пиво, причём так, чтобы смочить семена, а потом целовали вершинки цветов и хозяйку. В традиционной культуре коми-пермяков всё, что происходило в доме, воспринималось как действие огромной созидающей силы: будут здоровы люди и животные, будет богатый урожай. Завершив церемонии в домах, женщины и присоединившиеся к ним мужчины шли на реку.

Как только к месту веселья приближались первые люди, на берегу начинали разводить костёр. К нему подходили женщины и обжигали корни всё тех же цветов. Это магическое действие осмысливалось как способ благоприятно повлиять на будущий растительный мир. С темой будущей жизни связаны и другие действия у костра. Женщины закапывали семена цветов в землю, а стебли бросали в реку. Мужчины и парни бросали в воду горящие головешки и загадывали желание: выше и дальше брошу– скоро и удача придёт.

У костра разыгрывались сцены «загребания тепла» на зиму: женщины вставали спиной к костру и, приподняв подолы, «пускали» жар и дым под сарафаны и юбки. Мужчины поступали также, поднимая подолы рубах.

Непременно прыгали через костёр. Полагали, что прыжки парами нужны для того, чтобы благополучная семейная жизнь состоялась. Когда прыгали по отдельности, это тоже соотносилось с судьбой: если девушка прыгнет дальше подруг, то раньше их выйдет замуж, если парень прыгнет выше и дальше, то обязательно удачно женится. Перепрыгивание через костёр несло также идею очищения от всего плохого.

Завершался праздник хороводами с песнями вокруг костра, играми, шутками. Бывали случаи, когда кого-нибудь бросали в реку.

Праздник с цветами обозначал в народном календаре границу сезонов: цветущего растительного мира и угасающего, но обязательно возрождающегося.

Оспожья. Успение (Успение Пресвятой Богородицы)

Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа – очень почитаемый коми-пермяками праздник, особенно там, где он является престольным. По народным традициям к этому празднику было приурочено окончание уборки урожая.

К окончанию жатвы готовились заранее. Варили пиво, пекли из новой ржи хлеб, пироги, шаньги. Родственники и соседи угощали друг друга. Хлеб обязательно раздавали нищим. Празднику предшествовал магический обряд завершения жатвы, который стремились провести до заката солнца.

В начале XX века обряд проводился полностью: с ритуальной жатвой и вязанием жертвенного снопа. С тех пор, как перестали выращивать зерновые культуры в личном хозяйстве, обряд не проводится. Сохранились некоторые фрагменты, которые живы до сих пор. Например, в одном район все женщины дружно бросали вверх серпы, чем выше, тем лучше, чтобы хлеб вырос большой. А в другом последний сноп уносили в овин, там он дожидался следующего урожая, его мололи вместе с новым хлебом.

На Успенье готовился особенный праздничный стол. Обязательно выставлялось пиво, квас, мёд, пироги с капустой, свёклой, морковью, черёмухой и рябиной. Всегда были солёные рыжики и грузди. Ещё одна особенность праздничного стола– рыбный пирог из пескарей, вьюнов и другой мелкой рыбы. Говорили, что этот пирог– угощение Богородице и предкам.

В праздничном обычае – особый ритуал угощения. В Успение и на следующий день принимали дальних гостей, а на третий день угощались сами хозяева. Они допивали сюромку и сурббж, доедали пироги. Сюромка – это старая, но поновлённая мелом (заваркой хмеля) брага, а сурббж – жидкое, последнего цежения пиво (дословно: «пива хвост»).

По окончании уборки льна проводился особый «девичий праздник»: девушки, нарядившись в свои лучшие пельпомы-коромы, ходят гурьбой по селу или деревне и распевают песни. Некоторые щедрые домохозяева угощают их водкой и пирогами с рыбой.

http://interprazdnik.narod.ru/komiperm.htm

День смены травы (Пермская ГТРК «Т7», 2003)

Праздник смены травы – это древнее торжество перехода природы из лета в осень. Чтобы следующий год был урожайным, женщины Коми-округа собирают травы и обязательно такие, чтобы были семена. Их вечером у реки будут сеять, а стебли трав пускают с приговором в воду, чтобы река вместе с травой унесла невзгоды, болезни и печали. В фильме красивый древний языческий обряд восстановили фольклорный коллектив «Мича асыв» («Ясное утро») и жители села Большая коча.

video: http://vk.com/club1430074?z=video-10148531_164123055%2F98d070e666ee…

—-

КОМИ-ПЕРМЯЦКИЕ ПРАЗДНИКИ

Розосво (Рождество)

Отмечается, как и у всех православных, 7 января. Те, кто хорошо был
знаком в
XIX – начале XX века с календарной обрядностью коми-пермяков, отмечали, что у них великие церковные праздники Рождество Христово и Пасха
«уважаются…
как простые воскресные
дни», или, как ещё отмечалось, «особо не
чтятся», зато считаются важнейшими Семик, Покровская суббота, Масленица. По сообщениям священника, в «день же
Рождества
Христова или в день
Вознесения Господня и в некоторые
двунадесятые
праздники работают и не считают их большими праздниками. В день Рождества
Христова, вставши утром, даже
молотят,
а потом сейчас же принимаются за пельмени, считая
тот день только разговением».

Подобный материал об отношении коми-пермяков к церковным праздникам есть и в воспоминаниях нынешних жителей; «Да, Рождество Христово у иньвенских пермяков считался днём более значимым, чем будничный, но только тем, что открывал игрища. Девки и бабы говорили: «Ой, скоро Рождество, надо избу
подыскивать, наряды приготовить».

Крещение (Крещение)

Отмечается 19 января. Значительным обрядом являлся Крещенский
Сочельник, его отмечали в ночь на Крещение. До обеда стряпали сочни с
конопляным семенем, варили в двух горшках
кашу из гороха и ячной крупы. Сочни не только ели.
Их использовали в гаданиях. Девушки-невесты
выбегали с
сочнями на улицу. Если им
навстречу попадался мужчина, то следовало ожидать замужества, а если женщина,
замужества не
предвиделось.

В народном календаре с Крещением связывали языческий обряд чудбс вашбтлыны (топтание чудов). Он
проходил таким
образом: в Крещение
между заутреней и обедней («как Бог
засветает»)
около церкви собирался народ
верхом на
лошадях, с кольями, нагайками, человек
до сотни, и скачут, топчут чудов и гонят до другой деревни. Чуды, по мнению
пермяков,
появляются на земле в то время, которое приходится ровно через полгода со времени цветения ржи, и расхаживают, указывая людям, что с ними будет. К этому времени
у пермяков
приурочены разнообразные
виды гаданий. Пермяки ходят,
«слушаются».
Собираются несколько человек, выходят на речку,
на лёд, обводят три круга,
садятся внутри с иконой и слушают. Кому
умереть– чуды строгают доски, вколачивают гвозди; у
кого пожар будет – услышит шум, крик народа; у
кого коровы
пропадут, начнут чуда
ногами комки набрасывать. Чтобы узнать, какой хлеб будет, ходят на гумно: если
услышат песни, хороший
урожай будет.

В Крещение не кормили куриц, пожилые женщины ничего не ели «до появления звезды». Традиция такого обряда была вызвана желанием, «чтобы курицы были здоровее и больше несли яиц, а второе – для спасения души».

Коми-пермяки стремились прибыть на верховых лошадях на реку к
иордани (проруби), когда там священник освящал воду. «Лишь только окончится здесь служение и священно-церковные служители
пойдут в церковь, все пермяки опрометью спешат к проруби, умываются и берут в
бураки (туясы) воду для дома, а
прибывшие
на лошадях поят их в проруби, потом полчаса или
час ездят на ровном
около проруби месте». Крещенская вода хранилась
в течение года, посуду с водой обязательно ставили
на полку божницы переднего угла избы.

В народных рассказах сообщается, что в старину люди верили в освящение не только воды, но и снега. Поэтому те, кто не мог пойти за водой к иордани, набирали снег. Крещенской водой девушки мыли волосы, считая, что от этого они становятся пышней. Определённое значение придавалось обмену ветками ели у иордани, что имело прямую связь с обрядом обмена пасхальными яйцами. Повсеместно сохраняется традиция в ночь на Крещение или в
Крещенский день на всех дверях, воротах и даже окнах ставить кресты дёгтем, чтобы защититься от нечистой силы.

Считается,
что крещенские обряды очищают от скверны не только
человека, но и среду его обитания – землю, воздух,
растительность.

Масленьча, Масленича
(Масленица)

У коми-пермяков празднование Масленицы
развёртывалось
как по общей схеме, так и на свой манер. Прежде чем встречать Масленицу, коми-пермяки следовали православной
традиции – в субботу накануне Масленой недели поминали умерших предков. К
этому дню было принято печь рыбные пироги, шаньги,
оладьи –
тупбси, варить овсяный
белый квас – ырбш. Умерших предков
приглашали принять угощение.
Возможно, этот обряд получил распространение
в связи с религиозным представлением, что души усопших тоже должны праздновать
Масленицу.

Воскресенье накануне Масленой недели называлось, как и у русских, Мясным заговеньем. В этот день перед Масленой неделей и Великим постом (Мясопустом) последний раз ели мясо. К Масленице припасали молочные и мучные продукты, рыбу, овсяный квас, ржаное пиво (сур). Масляная неделя была Сырной,
т.к. во время её «употреблялось в пищу много того, что
изготовлялось из молока и пеклось на масле, прежде всего блины и орешки
(печенье), оладьи, иногда рыбные пироги. Готовили яичницу, солянки, уху.

Традицией празднования Масленицы было ряженье, носившее не только развлекательный, но и обрядовый смысл. Как и в Святки, ряженые имитировали приход неведомой силы из потустороннего мира, а это должно было сильно воздействовать на весенний солнцеворот. Но в Масленицу ряженые не ходили по домам и не разгуливали по деревне– они участвовали в развлекательном масленичном
поезде. В маленькие дровни, на которые брошен ворох соломы, запрягаются одна
или две лошади, на дровни садится Масленица
(одетый в шубу наизнанку и женское
платье
мужчина, в руках он держал метлу). Лошадей и сани
украшали соломой. Иногда на одну из лошадей
сажали мальчика,
также одетого в шубу
наизнанку, украшенную соломой. Для
развлечения
смазывали ворота медвежьим салом, чтобы лошади
останавливались и сбрасывали седоков; валяли молодожёнов в снегу
и закидывали им снег под одежду; скатившись с горки, целовались. По вечерам девушки и парни собирались в одной избе и
плясали до утра. Принято было ходить в гости не только молодым и родственникам, но и пожилым.

В субботу накануне Прощёного воскресенья у молодёжи была традиция
сооружать снежную крепость, а потом состязаться «за её взятие».

Вероятнее всего, в коми-пермяцких селениях
сожжение
чучела Масленицы практиковалось давно. Сжигалось
всё то,
что отслужило человеку, стало ненужным за год.
Масленица
представлялась женским образом, поэтому
наряжалась в старую
женскую одежду. Есть даже пословица про неряшливо одетого человека: «Кыдз Масленча пасьтасьбм» (одет, будто
Масленица). Некоторые говорят, что Масленица – это зима, потому что чучело
её
сжигается.

У
коми-пермяков в воскресный, Прощёный день, не принято было мыть и стирать бельё, т. к. они были убеждены, что водой от мытья и стирки будут поить человека после смерти.
В Прощёное воскресенье обязательно катались на лошадях. Принято было
выезжать
пожилым и даже старым людям. Во время поездки заходили
в дома, принимали угощение, высказывали хорошие
пожелания, а также
просили прощения: «Простите нас, а мы прощаем
и вас».

Ыджыт Лун (Пасха)

Воскресенье последней недели Великого поста называется Ыджыт Лун (буквально: «Большой день»). В народном календаре с Пасхой связывали весеннее пробуждение сил природы. Праздник подвижный, высчитывается по лунному календарю, в 2008 году он приходится
на 27 апреля.

К Пасхе основательно готовились: накануне в пятницу на Страстной неделе мыли избы, иконы, а в субботу после обеда стряпали, красили яйца, строили качели.

Торжество пробуждающейся природы издавна связывалось с крашеным яйцом – символом плодородия. Яйца красили луковой шелухой, ивовой и ольховой корой, травой зверобоя. Красный цвет яиц напоминал о солнце и весеннем времени года. Для некоторых мест типичным было раскрашивание пасхальных яиц. Яйцо
крестообразно обматывали ниткой и опускали в воду, после
варки нитки снимали, и на поверхности образовывались белые кресты. Широко известна среди коми-пермяков примета о том, что покрашенное равномерно яйцо обещает хорошее лето, а с белыми пятнами – плохое. Коми-пермяки верили в исцеляющие свойства пасхальных яиц. Первое вынутое из отвара яйцо разламывали и клали на стол в переднем углу избы. Его предназначали для умерших
родителей. Второе яйцо клали на божницу. Остальные
яйца укладывали в висевшие перед иконами соломенные корзинки кольть видзан (дословно: яичный держатель).

Следуя старинному обычаю, яйца обязательно дарили крёстным. Ими менялись по пути в храм с теми, кого встречали по дороге. Поэтому перед тем, как отправиться на пасхальную службу, запасались яйцами. Приготовленные для обмена яйца не
показывали, хранили в рукаве, за пазухой. Друг другу передавали
яйца и смотрели: кому попадало большое яйцо, тот должен жить много лет. Если попадало яйцо всмятку, у того и жизнь пойдёт всмятку.
По поверью, яйца с крестами обладали более сильным
магическим действием. Их бросали против ветра, града, а во время пожара
– на крыши построек, чтобы остановить огонь. Шелухой
крашеных яиц лечили царапины, желудки.

На Пасху обязательно готовили оладьи и картофельные шаньги – кулики. Кулики относятся к числу старинных блюд. Они заменяли куличи, которые были известны многим православным русским. Куличи стали появляться только в 1930–1940-е годы. Утром все члены семьи обязательно разговлялись яйцами, куликами, пельменями. Бывало, что на солее появлялись оставшиеся с
Масленой кулики. Перед употреблением их
размачивали в
молоке и разогревали в печи. Называли такие
кулики паской.
Их обязательно запивали молоком.

По окончании церковной службы и разговения в храме священнослужители обходили дома своего прихода. Они христосовались с жителями, освящали жилище святой водой. Дети ходили к родственникам и собирали яйца. Когда приходили за яйцами, то говорили: «Христос воскресе!»

Затевать весёлые развлечения в первый день Пасхи считалось большим
грехом. После обеда шли на кладбище, но не везде, объясняя это плохой погодой. Трапез больших не устраивали, но на могилы обязательно клали крашеные яйца,
иногда их
крошили.

Парни поднимались
на колокольни, но звонить разрешалось только
тем, кто звонарю давал яйцо или кулик-паску.

На Пасхальной (Светлой) неделе самым
популярным
развлечением были дюттян (качели). Перед началом качания качели
«заклинали»: «Ноге (опоре) не сломаться, верёвке не рваться, доске не треснуть– хорошо качать». Возле качелей играли в бабки, чижа, чехарду, ляпу. Все игры на
Пасху имели
обрядовое значение,
связанное с будущим урожаем. Для
молодёжи время качелей превращалось в
праздник семейно-родственных встреч,
угощений, близких знакомств.

На Пасхальной неделе приглашали родных на
молодое пиво.
Когда его пили, приговаривали: «Пейте молодое
пиво – и в
жизни долго будете молодыми».

Семик и Строча,
Стечалун (Троица, Троицын день)

Семик отмечается на седьмой неделе после Пасхи – Троицкой. Это период перехода весны в лето, и в обрядах так или иначе участвуют растения, земля, вода. Кроме того, часть обрядов
связана с поминовением усопших. В Троицкую неделю праздничные дни следуют один за другим: общеизвестные Семик (четверг), Родительская суббота и
распространённые у
коми-пермяков именины леса (тоже в субботу), именины
воды (воскресенье) и земли (понедельник, в
Духов день).

Наибольшим праздником многие считают именно Семик: «Семик – двойной
праздник: и для покойных, и для живых. Покойным
– до обеда, живым – с обеда до ночи. Другого
такого праздника на земле не было и нету». Как и к любым поминкам,
впрок припасают продукты для поминальных блюд. Семик приходится на скоромный период календаря, поэтому преобладают молочные и мясные кушанья: рыбный
пирог, оладьи,
шанежки с крупой на
сметане, селянка, сметана, в которую
макают
оладьи. Полвека назад ещё варили овсяный кисель и
подавали его
напоследок.

В дореволюционную пору коми-пермяки поминальную церемонию начинали спозаранок с возжигания свечи и лампадки и короткой
молитвы. Позже обряд начинался с подачи на стол мёда, сусла пивного и квасного, а затем горячих оладьей и шанег. Горячие шаньги кладут на тарелку или прямо на
скатерть, пару разламывают и приглашают угощаться души умерших, говоря:
«Локтб вошшб!» («Приходите, питайтесь –
угощайтесь»). Эти
слова обращены к
душе покойника. Душа же, по поверью
пермяков,
невидимая и неосязаемая материя в виде газа. Поэтому
она напитывается только исходящими от кушаний и
напитков
испарениями и даже одними запахами. Поэтому каждая хозяйка старается печь и жарить так, чтобы испарения были
обильными и вкусно пахнущими.

Более сложный
ритуал поминовения усопших совершается
позже, когда
семья садится за стол. При этом открывается
рыбный пирог
или подаются пельмени, и старший в семье ещё раз просит души покойных
напитаться запахами яств и питья.

Затем посещают могилы умерших родственников. Это основное и самое продолжительное действо. На кладбище из семьи идут один-три человека и берут с собой разную снедь, но обязательно – рыбный пирог, яйца, шаньги и питьё. Теперь не возбраняется пить возле могилы не только крепкую брагу, но и водку.
От этой вредной привычки всё ещё отказываются старухи, считая, что хмельные
пары дурманят души усопших, и они начинают
сердиться на людей и даже вредить им. Старинный
обычай предписывает не ходить на кладбище в слишком красивом,
цветастом одеянии, в пышных головных уборах (но головы женщин обязательно должны быть покрыты).

Обычай требует от поминающих, чтобы они раздавали милостыню. Если нет нищих и других побирушек, приглашают угоститься любого прохожего. Тот обычно не отказывается, а после
приложения к еде и питью желает покойному благостного загробного пребывания. Посещение кладбища завершается прощальными поклонами у головы и ног покойного.
Простившись, без оглядки покидают кладбище, стараясь не споткнуться, а пуще
того – не упасть: это очень плохая примета.

После некоторого затишья в деревне на улицах появляется молодёжь.
Начинаются семицкое гулянье. Это малое гулянье, одной деревни. С этого часа начинается обряд коми-пермяков кыдз
кбртавны или кыдз домавны (дословно: «берёзу вязать»). Этот старинный обряд сейчас не имеет единообразия: где-то люди идут в рощу к растущей берёзке и веселятся там,
где-то берёзку
приносят в деревню.
Обряд кыдз домавны совершается в роще, и
представляет собой продолжение святочных гаданий и ворожбы. И молодёжь, и взрослые расходятся по роще и, таясь
друг от друга, слабо, чтобы листочки не сорвать, связывают веточки
берёзы. В Троицын день к берёзе возвращаются и
смотрят: лист всё такой же зелёный или поблек. Если стал сохнуть, то ничего
хорошего в этот год не жди. Затем начинаются игры
и кадриль. Из музыкальных инструментов на игрищах использовали свистульки,
гармони, балалайки и пэляны-дудки (часто многоствольные) и пу-
барабаны (особо устроенные, немного выпуклые
доски).

Семицкими вечерами, когда молодёжь развлекалась на игрищах, оставшиеся
дома старики мастерили игрушки из
древесины
мягких пород. Из ивы или липы они вырезали уточек
и гусей, а
также куколок, похожих на русалок. Уточки все белые, куколки – в пёстрых, бело-зелёных платьицах. Кроме того, делали свистульки (пиксан) и резные узорчатые
трости-палочки
(пегануки). Все поделки раздавались малышам.

В обрядах
Семика были важны обе части: и поминальные ритуалы,
и вечерние увеселения. Общее веселье воспринималось
как всеобщий акт ублажения душ умерших, это и
очищение духа
участников обряда, и
закл и нательные действия музыкой, свистом
и пением на нечисть.

В Троицу православные поминают всех умерших родственников, и поминальный обряд этого дня мало чем отличается от семицкого (кроме северных районов, где в Родительскую субботу поминают «древних», т.е. далёких предков, а в четверг, в Семик, –
«нынешних», т.е. недавно умерших).

Если большинство коми-пермяков семицкие обряды называет кыдз кбртавны
(завивать берёзу), то Троицкие – кыдз пбрччавны
(берёзу развязать).
В некоторых местах молодёжь к завитой
берёзке ходила
с утра и заодно приносила в деревню срубленную берёзку или ветки, траву. Часть
этой зелени относилась в церковь
или часовню,
чтобы украсить ограду, паперть и устлать травой
храмовый
пол, затем послушать заутреню.

Принесённые
берёзки вкапывались под окнами домов или неподалёку.
Этим обычно занимались подростки и дети. Здесь,
на улице, начинались Троицкие гулянья с детскими забавами. Например, популярной
была игра чеччасьны (подпрыгивать): на чурку клалась доска, на её концы
вставали играющие. Тот, чей
конец
доски оторвался от земли, подпрыгивал как можно выше
и, опустившись на доску, поднимал напарника.
Троицкие гулянья
также почти не
отличались от семицких: хороводы, кадрили,
игры.

Поздним вечером устраивается завершающий ритуал – прощание с берёзкой. Её откапывают, кто-то берёт на руки, а все встают в длинную колонну лицом к селу, а в конце колоны – несущий берёзку. Он сходит со своего места и начинает двигаться вдоль колоны. После него выходит замыкающий, обгоняет берёзку и становится в голове колонны. Образуется непрерывно движущаяся
цепочка и овал с берёзкой в центре. Снова звучат
музыка и
песни. Этот Троицкий обряд называется Кузь гаг
(«длинный
червяк»). Процессия достигает окраины села. Здесь
берёзку
кладут возле изгороди и окончательно прощаются с ней до будущей Троицы. В благодарность за доставленную радость берёзку
опрыскивают напитками.

Турун вежан лун (День
смены травы)

Этот старинный праздник был возрождён только в 1995 году в с. Большая Коча Кочёвского района. У жителей этого села сохранился обычай собирать травы увтыром (родом, семьёй). На лесной опушке рвали цветы, приносили домой, отделяли семена. Вечером цветы уносили на реку и бросали в воду. Иногда их разбрасывали
в лесу.

У древних
коми-пермяков не было точной даты праздника. Некоторые
предполагают, что его отмечали в Тихонов день (29 июня), другие – в Ильин (2
августа). Но на какой бы дате ни
останавливались,
всегда подчёркивали, что праздник справлялся
тогда, когда в лесу цветы отцветут и на них появятся семена.

Праздник Турун вежан лун продолжался весь день, с раннего утра до
позднего вечера. Он включал в себя несколько циклов, которые организовывались в разных местах – в лесу, в домах, на берегу
реки.

Когда взойдёт солнце и роса ещё держится на траве, молодые и
пожилые люди в нарядных костюмах (женщины и мужчины,
детей не брали) идут за реку. Идут тихо, не поют
и не разговаривают. Возле леса женщины, стоя на одном месте, трижды поворачиваются против солнца. На то
место, на котором кружились, кладут козин – подарок лешему: хлеб, пирог
(обязательно что-нибудь мучное). Потом женщины направляются
в лес. Мужчины остаются, в лес не заходят. В этом
можно усмотреть охранительный смысл: мужчины берегут тишину
утренней природы и женщин во время общения с ней.

В лесу женщины должны были услышать голоса птиц, не важно, каких именно. Нежелательно было услышать кукушку: её голос, по поверью,
предвещал девушкам нескорый выход замуж, а женщинам – раннее вдовство. После
того, как услышат пять
птичьих голосов, женщины начинали кричать.
Затем привязывали к веткам дерева (желательно берёзы) ленточки, полотенце,
кусок ткани и говорили: «Как подавилась зерном кукушка, и развеялись
по полю звуки её голоса, так пусть и рассеются от меня болезни». После этого женщины начинали вырывать с корнем травы. Причём, у каждой их должно быть пять, обязательно разных и с семенами. Когда собирали травы, это действие тоже сопровождали заговорами на очищение от грехов.

При выходе из леса женщины сначала кланялись лешему – хозяину леса, а потом пели песни. Этим стремились показать, что леший у женщин «язык не украл». Молчание женщин длилось долго– на всём пути от дома до леса, пока они не услышат голоса птиц. Молчать было необходимо, чтобы леший не узнал, что женщины пришли. Кроме того, здесь как бы происходит разграничение
двух летних сезонов: когда всё цветёт и когда природа
на пике зрелости. Возвращаясь из леса домой, женщины
поют разные песни, но обязательно протяжные.

Завершался праздник вечером. По предварительной договорённости
женщины собирались в четырёх-пяти домах. С собой
приносили травы, сорванные утром. В доме пели, плясали. Затем все вставали в ряд
перед хозяйкой, у которой в руках была
большая кастрюля с пивом. Женщины
по очереди подходили, опускали цветы в
пиво, причём так, чтобы смочить семена, а потом
целовали вершинки цветов
и хозяйку. В традиционной культуре коми-пермяков
всё, что происходило в доме, воспринималось
как действие огромной созидающей силы: будут здоровы люди и животные, будет богатый урожай. Завершив церемонии
в домах,
женщины и присоединившиеся к
ним мужчины шли на реку.

Как только к месту веселья приближались первые люди, на берегу начинали разводить костёр. К нему подходили женщины и обжигали
корни всё тех же цветов. Это магическое действие осмысливалось как способ
благоприятно повлиять на будущий растительный
мир. С темой будущей жизни связаны и другие
действия у костра. Женщины закапывали семена цветов в землю, а стебли бросали в реку. Мужчины и парни бросали в
воду
горящие головешки и загадывали
желание: выше и дальше
брошу– скоро и
удача придёт.

У костра разыгрывались сцены «загребания тепла» на зиму: женщины вставали спиной к костру и, приподняв подолы, «пускали» жар и дым под сарафаны и юбки. Мужчины поступали также, поднимая подолы рубах.

Непременно прыгали через костёр. Полагали,
что прыжки
парами нужны для того, чтобы благополучная
семейная
жизнь состоялась. Когда прыгали по
отдельности, это тоже
соотносилось с судьбой: если девушка прыгнет
дальше подруг,
то раньше их выйдет замуж, если парень
прыгнет выше и дальше,
то обязательно удачно женится. Перепрыгивание через костёр несло также идею очищения от всего плохого.

Завершался
праздник хороводами с песнями вокруг костра, играми, шутками. Бывали случаи,
когда кого-нибудь бросали в реку.

Праздник с цветами обозначал в народном календаре границу сезонов: цветущего растительного мира и угасающего, но обязательно возрождающегося.

Оспожья. Успение
(Успение Пресвятой Богородицы)

Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа – очень почитаемый коми-пермяками праздник, особенно там, где он является престольным. По народным традициям к этому празднику было приурочено окончание уборки урожая.

К окончанию жатвы готовились заранее. Варили пиво, пекли из новой ржи хлеб, пироги, шаньги. Родственники и соседи угощали друг друга. Хлеб обязательно раздавали нищим. Празднику предшествовал магический обряд завершения жатвы, который стремились провести до заката солнца.

В начале XX века обряд проводился полностью: с ритуальной жатвой и вязанием жертвенного снопа. С тех пор, как перестали
выращивать зерновые культуры в личном хозяйстве, обряд не
проводится.
Сохранились некоторые фрагменты, которые живы до
сих пор. Например, в одном район все женщины дружно
бросали вверх серпы, чем выше, тем лучше, чтобы
хлеб вырос
большой. А в другом
последний сноп уносили в овин, там он
дожидался
следующего урожая, его мололи вместе с новым
хлебом.

На Успенье готовился особенный праздничный стол. Обязательно выставлялось пиво, квас, мёд, пироги с капустой, свёклой, морковью, черёмухой и рябиной. Всегда были солёные
рыжики и грузди. Ещё одна особенность праздничного стола– рыбный пирог из пескарей, вьюнов и другой мелкой рыбы. Говорили, что этот пирог– угощение
Богородице и
предкам.

В праздничном обычае – особый ритуал
угощения. В Успение
и на следующий день принимали дальних гостей,
а на третий
день угощались сами хозяева. Они допивали
сюромку и сурббж,
доедали пироги. Сюромка – это старая, но поновлённая мелом (заваркой хмеля) брага, а сурббж – жидкое,
последнего цежения пиво (дословно: «пива хвост»).

По окончании уборки льна проводился особый «девичий
праздник»: девушки, нарядившись в свои лучшие пельпомы-коромы, ходят гурьбой по селу или
деревне и распевают песни. Некоторые щедрые домохозяева угощают их водкой и
пирогами с рыбой.

Праздники и обряды народов среднего Урала. Календарные праздники и обряды коми-пермяков

Подробности
Просмотров: 270

Урал испокон веков славится многоцветием культур. Средний Урал  – один из богатейших по национальному составу регионов России. Здесь в мире и согласии проживают люди более 160 национальностей. И у каждого народа – свои обычаи и традиции, праздники и обряды.

Значительное место в жизни коми-пермяков занимали обряды и праздники, издавна проводившиеся в определенные даты и сроки календаря. Древний календарь коми-пермяков был солнечным и охотничье — промысловым. Важное место занимали  звери: горностай, олень, росомаха, выдра, лисица, белка, куница. Наиболее значительную роль играли медведь и лось. Медведь являлся символом периода года, наступающего после дня весеннего равноденствия, лось символизировал осеннее равноденствие.

Календарные обряды и праздники коми-пермяков аналогичны русским, однако в них есть и свои особенности.

Два периода народного календаря коми-пермяков были наделены символикой нового и содержали ритуалы, сохраняли свое значение в течение всего года, Святочный и Пасхальный.

Святками Цветтем, Светтем называли период от Николина дня  до Крещения, либо с Рождества  Рошво, Розосво, Орошво до Крещения. Особо почитался и Рождественский сочельник, известный и как Куття вун. В этот день готовили пресные сочни, три из них оставляли на божнице, а весной использовали при первом выгоне скота.

Накануне Нового года и крещения коми-пермяки избавлялись от чудов. Как только появлялись звезды, люди выходили из домов, с палками и ветками в руках ходили вокруг усадебных построек. После трехкратного обхода ударяли палками и ветками по стенам и кричали: «Новый год пришел. Чуд, вон отсюда!» У русских такого обряда не существовало.

К святкам относились многочисленные гадания о замужестве. Девушки выбегали на улицу с сочнем, испеченным из яиц и конопляного семени, и примечали: мужчина встретится – скоро замуж, женщина – замужеству не бывать. Часто гадали бане, овине. На перекрестке дорог стлали шкуру коровы, очерчивали вокруг нее круг, садились на шкуру и прислушивались: потащат ли чуди шкуру. В какую сторону тащили, оттуда и следовало ожидать жениха. В разные чашки клали соль, хлеб, платок с завязанными глазами их брали. Если попадала чашка с солью, то следовало ожидать мужа сердитого, с платком – легкомысленного, с хлебом – хозяйственного.

Святки не обходились без ряженых. В каждом районе ряженых называли по-разному: калян, маскар, чуды, силигуны, шульшуны, кольчуны. Молодые и взрослые закрывали лица масками, надевали вывороченные шерстью вверх шубы и одежду с чужого плеча и изображали стариков, старух, журавля, лошадь, медведя. Коми-пермяки были убеждены в том, что каждый ряженый подвергался воздействию нечистой силы, и по окончании святочных церемоний, чаще всего в Крещение, ряженые проходили обряд очищения. Обливались освященной водой или даже купались в проруби, несмотря на мороз.

На Масленице было принято кататься с горок и углов. Для катания использовали самодельные лотки, самокатки, скамейки, кобылки. В некоторых деревнях, скатившись парой с горы, парень целовал девушку. Чтобы лён рос длиннее, женщины прокатывались с горки на прялке. К Масленице приурочивалось и катание на конях. При проводах Масленицы появлялись ряженые.

Воскресенье через неделю после Масленицы было известно коми-пермякам как Маленькая масленица, Сборное воскресенье или Сборно. К этому дню также приурочивались некоторые масленичные ритуалы. На Маленькую Масленицу иногда разрешали есть высушенные пироги, оставшиеся от «большого» праздника.

Цикл пасхальных праздников включал Вербное воскресенье, великий четверг и Пасху. К Пасхе мыли избы и делали соломенные украшения фонарик, панафадило, кольтьвидзан, которое подвешивали в переднем углу перед божницей. В сёлах на пасху обычно старались сходить в церковь на всенощную.

На пасху повсеместно красили яйца, а также готовили качели дюттан. Качели начинали готовить накануне, например в один из дней Страстной недели девушки собирались с горстями льна и прялками для приготовления верёвки для качелей, так как на качели использовали только новую верёвку. Качели строили парни. Качание на качелях обычно растягивали на всю пасхальную неделю.

Большие гулянья устраивались в Троицкие праздники, на такие гулянья иногда собирались жители нескольких деревень, при этом исполнялись пляски, хороводы с особыми Троицкими песнями. Коми-пермяки совершали обряды с берёзкой. Берёзку украшали лентами, платками и ставили в центре деревни. Часто атрибутом Троицкой берёзки была и наряженная кукла. Маленьких куколок акань, размещали на ветвях праздничного украшенного дерева. По окончании гуляний вечером либо через неделю после праздника совершали «проводы» берёзки, чаще всего её выбрасывали в реку или оставляли на перекрёсте дорог в северной стороне от деревни.

Следующий после Троицы Духов день был известен как Му нимвун – день имени земли. В этот день запрещались любые работы в поле и огороде. В этот день ходили по земле в валенках, чтобы не топтать её.

Период после Троицких праздников связывался с цветением трав и злаков получил название Свете. Считали, что в Свете со скота надо снимать ботала и колокольцы, «они мешают цветению», не разрешали в это время свистеть, шуметь, хлопать вальком бельё, «нельзя в поле ступать, чтобы цвет не опал».

Началом осени считался Ильин день, с этого праздника можно было употреблять в пищу овощи и фрукты нового урожая. Ильин день выступал сроком, с которого начинали играть на дудочках — пэлянах.

Осенний период соотносился с тремя Спасами, днём Флора и Лавра, Семеновым днем, Воздвижением. Уборку полевых и огородных культур, а также полевой выпас скота завершали к Покрову. Праздник назывался Пастух лун, так как к нему приурочивали угощение пастухов обрядной кашей. Обряды сопровождали и осенние хозяйственные работы. Первые сжатые колосья приносили в дом и ставили на божницу. После завершения жатвы часто совершали в поле или дома и обрядовую трапезу обжинки.

01

02

03

Статью о том, кто и как его отмечает, опубликовал Дом дружбы народов республики. В ней говорится, как отмечают Суккот евреи.

«Начинается празднование на 15-й день еврейского нового года и продолжается 7 дней. В эти дни шалаши, символизирующие защиту и безопасность, можно увидеть повсюду. Кульминация праздника наступает на восьмой день – Шмини Ацерет («Задержитесь на восьмой»). В этот день приносятся молитвы о дожде, от которого зависит новый урожай», – следует из публикации.

В ней также приводятся интересные традиции и обычаи праздника урожая других народов. Так, коми разжигают на улицах костры и ставят котлы, в которых варят свежую капусту. Пока коронное блюдо готовится, жители играют в национальные игры, поют песни, водят хороводы.

Болгарские  хозяйки в этот день обязательно готовят банницу – сладкий слоеный пирог с тыквой. В домах звучат песни и исполняется главный танец – хоро.

А, например, российские немцы проводят торжественные мессы, украшают церковь пшеницей и овсом, выкладывают перед алтарем новый урожай и освящают его.

Узнать о традициях и обычаях других народов можно здесь

Также Дом дружбы народов Республики Коми поздравил жителей региона с праздником окончания сельских работ. 

Фото: sm-news.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Коми пермяцкий праздник чудо
  • Коми пермяцкие народные праздники
  • Коляда славянский языческий праздник
  • Коляда славянский праздник зимнего солнцеворота
  • Коляда праздник славян дата 2022