Коми праздник зарни сюр

Праздник оленеводов «Зарни сюр»

Национальный праздник оленеводов «Зарни Сюр» («Золотой рог») очень популярен среди населения Республики Коми и за ее пределами, проходит он ежегодно в конце зимы.

Возобновился он в 2006 году после 15-летнего перерыва. Официальным местом проведения праздника стало село Щельябож, в 2010 году было выбрано другое место проведения праздника — деревня Захарвань в Усинском районе.

Праздник был возрожден для того, чтобы повысить популярность национальных видов спорта, развить культуру коми и организовать досуг жителей ближайших сел.

Открытие мероприятия начинается с построения участников и с приветственных и поздравительных речей высоких гостей праздника. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту праздника. После церемонии открытия начинаются состязания оленеводов: бег, метание аркана и топориков, прыжки через нарты, стрельба из винтовки, борьба, гонки на оленьих упряжках.

Самое зрелищное состязание — гонки на оленях. Оленеводы всегда одеты в богато расшитые национальным орнаментом малицы. Олени тоже наряжены. К их шеям привязаны колокольчики, упряжь и уздечки украшены лентами и искусственными цветами.

В завершении праздника награждаются победители соревнований.

Это национальное мероприятие знаменито также конкурсом одежды. «Парад пим и малиц», сшитых руками коми мастериц, пользуется здесь большим успехом.

Дополняют праздник «Зарни Сюр» выступления местных артистов с песнями и частушками на русском и коми языках.

В рамках «Зарни Сюр» организуется выставка работ мастеров декоративно-прикладного творчества. Здесь можно увидеть изделия из кожи и оленьего меха (пимы, варежки), вязаные изделия, исконные коми сувениры из бересты, дерева и оленьего рога. На этом мероприятии для гостей также проводятся дегустация блюд традиционной северной кухни (строганина, бульон из оленины, ягоды, ароматный чай); подвижные игры на свежем воздухе; фотосъемка в национальных одеждах рядом с оленями или снежными фигурами; праздничный концерт после соревнований в местном сельском дворце культуры.

Финансовую поддержку в проведении праздника «Зарни Сюр» оказывает оленеводческое хозяйство ООО «Северный» и другие предприятия города Усинска. Учредителями праздника являются МО ГО «Усинск», МУ «Управление культуры, спорта и по делам молодежи», ООО «Северный».

Статьи из газет о празднике оленеводов «Зарни Сюр» в электронном каталоге библиотек Республики Коми.

Материалы и фотодокументы предоставлены МБУК «Усинская ЦБС».

Праздник Оленеводов «Зарни Сюр» (в переводе с коми-языка — «золотой рог»)

Зарни Сюр в УсинскеНациональный праздник оленеводов в Коми возобновился в 2006 году после 15-летнего перерыва. Официальным местом проведения праздника стало село Щельябож. 

Праздник Зарни Сюр очень популярен среди сельчан, и горожане также принимают в нем участие каждый год в конце зимы.

Открытие мероприятия начинается с построения участников и с приветственных и поздравительных речей высоких гостей праздника. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту праздника. После церемонии открытия начинаются состязания оленеводов: бег, метание аркана и топориков, прыжки через нарты, стрельба из винтовки, борьба, гонки на оленьих упряжках.

зарни сюр

Перед зрителями выступают борцы, метатели арканов и топориков. Метание  — аркана из сыромятной кожи — тоже является одним из основных видов национальных состязаний. Участники его долго разминаются, сворачивают аркан особым способом и терпеливо ждут своей очереди. И вот бросок! Некоторым удаётся даже заарканить цель — шест метра четыре высотой, укреплённый на значительном расстоянии от линии броска.

Как только определился победитель в одном виде соревнования, сразу начинается другое. Все нарты выстраиваются в одну линию, боком одна к другой.

Через них будут прыгать самые неутомимые прыгуны. Это состязание напоминает бег с препятствиями, только тут нет ни бега, ни разбега. Прыгать нужно сразу, без остановки. Перепрыгнуть через несколько дюжин саней не так-то просто. Кто перепрыгнет через большее количество нарт, тот и победитель. Говорят, что один из местных рекордов в таких прыжках составляет 154 нарты!

гонки на оленьих упряжках, усинскзарни сюрСамое зрелищное состязание — гонки на оленях. Оленеводы всегда одеты в богато расшитые национальным орнаментом малицы. Олени тоже принаряжены. К их шеям привязаны колокольчики, упряжь и уздечки украшены лентами и искусственными цветами.

В завершении праздника награждаются победители соревнований. Главные Призы — это, как правило, полезные и нужные в деревенском хозяйстве приборы и инструменты, например: дизельная электростанция, бензопила, резиновая лодка и т.п.

Это национальное мероприятие вряд ли можно считать чисто «оленеводческой олимпиадой». Во время соревнований и гонок на оленях здесь проходит и конкурс одежды. «Парад пимов и малиц», сшитых руками коми-мастериц пользуется здесь большим успехом. Выступление артистов с песнями и частушками на коми- и русском языках дополняет праздник «Зарни Сюр«.

В рамках «Зарни Сюр» организуется выставка мастеров декоративно-прикладного творчества. Здесь можно увидеть изделия из кожи и оленьего меха (пимы, варежки), вязаные изделия, исконные коми-сувениры из бересты, дерева и оленьего рога. На этом меропритяии для гостей также проводятся:

— дегустация блюд традиционной северной кухни (строганина, бульон из оленины, кровяные блины, ягоды, ароматный чай).

— подвижные игры на свежем воздухе.

— фотосъемка в национальных одеждах рядом с оленями или снежными фигурами.

— праздничный концерт после соревнований в местном сельском дворце культуры.

Парад колясок в Усинске, или День защиты детей 1 июня

парад колясокпарад колясок - усинск 2010Международный День защиты Детей в Усинске отмечается разнообразными детскими соревнованиями, конкурсами, выступлениями детских вокальных и танцевальных коллективов. Но с недавних пор этот праздник в Усинске включает в себя еще одно грандиозное по зрелищности и оригинальности действо – это парад детских колясок. 

Первоначально в параде можно было видеть обычные коляски, украшенные лентами, игрушками и воздушными шарами, теперь дан ход новой креативной подаче со стороны участников праздника. Родители подхватили идею творческого самовыражения в этом мероприятии.  Родители очень постарались и как никогда творчески подошли к соревнованию. Поэтому жюри придумало несколько номинаций для колясок: самая эксклюзивная, оригинальная, сказочная, спортивная, веселая, модная, прогрессивная, экстравагантная. Примерами ярких необычных колясок, которые стоит отметить, были композиции «Алеша Попович на коне» с полугодовалым всадником, «Семейство божьих коровок», «Цветочная поляна» с родителями-бабочками, и коляска-домик — символ семейного очага.парад колясок 2010 в Усинскепарад колясок 2010 в УсинскеПарад колясок в Усинске – мероприятие совсем еще молодое, но его уже называют традиционным для Усинска! Усинцам пришелся по душе этот конкурс, о чем говорит растущее с каждым годом количество желающих присоединиться к шествию, а также энтузиазм родителей, которые в украшении детских «экипажей» стараются быть оригинальными и непохожими на других.

Начало было положено в 2008 году. Тогда был проведен первый в Усинске парад колясок на площади перед зданием городской администрации. Это событие было новым не только для Усинска, но и для Республики Коми. Одновременно парады колясок были организованы и в других городах Коми. В 2009 году было зарегистрировано 15 участников, а в 2010 в шествии уже приняло участие 60 колясок! Можно по праву выделить парад колясок в Усинске в ежегодный летний праздник города, потому что к этому событию готовятся заранее и участвуют одновременно немало горожан. В Международный день защиты детей в Усинске парад колясок, пожалуй, самое красочное, оживленное и увлекательное действие, которое привлекает с каждым разом все больше и больше взрослых и маленьких усинцев.

Сабантуй. Народный татаро-башкирский праздник Сабантуй

Ежегодно с 1992 года в нашем многонациональном городе Усинске проводятся эти гуляния, которые стали для многих усинцев праздником начала лета, солнца и тепла. Сабантуй в Усинске – это обширная праздничная программа с конкурсами, традиционными народными состязаниями и играми, концертами самодеятельных коллективов, выстроенная в духе татарской самобытной культуры. 

Короткая история праздника Сабантуй

Сабантуй - бег с коромысломИстоки праздника Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: «сабан» означает «яровые», или в другом значении, — «плуг», а «туй» — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова «сабантуй» — торжество в честь сева яровых или еще Сабантуй называют «праздник плуга«. Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.  С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники.Так случилось и с сабантуем. В XIX веке он был уже просто весенним народным праздником, который  знаменовал начало сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Изначально сабантуй отмечали в честь начала посевных работ (в конце апреля), а теперь после окончания, поэтому смысл праздника теперь — это пир по завершении нелегкого труда, вложенного в весенний посев ради будущего урожая.


Проведение праздника Сабантуй

Торговля на сабантуе в Усинскестолб с призамиСабантуй по традиции проводят в конце мая — начале июня, после окончания сева зерновых культур, он не привязан к конкретной дате и в большей степени зависит от капризов погоды. В Усинске этот праздник по обыкновению проводят в лесном массиве, прилегающем к Усинску, в районе лыжной трассы. Здесь сооружается сцена для выступлений, проводятся музыкальные конкурсы, викторины, исполнение татарских и других народных песен. Творческие коллективы Усинска радуют зрителей своими выступлениями и номерами. Сабантуй в Усинске также сопровождается ярмаркой. Торговые палатки пестрят разнообразием угощений и сувениров.  Горожане могут приобрести или попробовать блюда национальной татарской кухни (очпочмак, вак-балеши, чак-чак, плов, чай с молоком и т. д.). Сабантуй - бой на бревнеСабантуй УсинскаОчень яркое и веселое зрелище представляют собой традиционные национальные игры на Сабантуе — татарская борьба на поясах «кураш», бег на скорость в мешках, с коромыслами и ведрами, бег с яйцом на ложке, разбитие горшка с завязанными глазами. Среди других излюбленных состязаний Сабантуя — перетягивание каната, бои верхом на бревне набитыми сеном или тряпками мешками, «покорение» столба с подвешенными призами. Победители в состязаниях награждаются грамотами, а также ценными призами и подарками. Победитель в борьбе «кураш», например, в награду получает главный приз — настоящего барана.
Организаторы не забывают и про детей – для них проводится так называемый «детский сабантуй» с играми и конкурсами.

День города Усинск

День города Усинск — первое воскресенье сентября. В 2016 году День города в Усинске отмечают 4 сентября.

День города отмечают большинство из 40 тыс. жителей. Кроме того, на праздник приезжают их родные и близкие, а также жители городов в Коми и соседних регионов.

Зачастую Дни города отмечают в дни государственных (Комсомольск-на-Амуре в Хабаровском крае) или профессиональных праздников (Узловая Тульской области). В других случаях это дата освобождения города советской армией от оккупации в годы Великой отечественной войны (Смоленск Смоленской области). Также возможным основанием является дата основания или получения статуса города (Зеленогорск в Красноярском крае). Преимущественно День города празднуют в выходные.

С последних дней зимы до середины марта коми-зыряне оленеводы в разных краях Арктики празднуют свой национальный праздник «Зарни-Сюр» («Золотой рог»)

Во многих местах он уже сросся, как на Ямале, с Днями оленевода, но в Коми и ХМАО его еще называют старым именем на языке предков коми.

Коми-зыряне (сами себя именуют комийас), коренной этнос республики Коми, чаще именуются просто коми. Коми — один из древнейших этносов нашей страны. Ученые полагают: угро-финские предки коми-зырян поселились там, где сейчас живут их потомки, еще в III-м тысячелетии до нашей эры. И уже тогда предки коми были оленеводами, еще до прихода на Север самодийцев — предков ненцев.

смотреть видео

«Национальный праздник оленеводов в Коми возобновился в 2006 году после 15-летнего перерыва. Официальным местом проведения праздника стало село Щельябож, хотя один раз в 2010 году было выбрано другое место проведения праздника — деревня Захарвань в Усинском районе,» — рассказала нам сенатор от Республики Коми Елена Шумилова, кстати этническая коми-зырянка, носитель родного языка и культуры

Праздник был возобновлен с целью популяризации национальных видов спорта среди населения, сохранения и развития коми-культуры, организации досуга жителей района и ради общения жителей сёл между собой.

Праздник Зарни Сюр очень популярен среди сельчан, и горожане также принимают в нем участие каждый год в конце зимы, сообщает портал «Культурная карта Коми».

Открытие мероприятия начинается с построения участников и с приветственных и поздравительных речей высоких гостей праздника. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту праздника. После церемонии открытия начинаются состязания оленеводов: бег, метание аркана и топориков, прыжки через нарты, стрельба из винтовки, борьба, гонки на оленьих упряжках.

зарни сюр

Перед зрителями выступают борцы, метатели арканов и топориков. Метание  — аркана из сыромятной кожи — тоже является одним из основных видов национальных состязаний. Участники его долго разминаются, сворачивают аркан особым способом и терпеливо ждут своей очереди. И вот бросок! Некоторым удаётся даже заарканить цель — шест метра четыре высотой, укреплённый на значительном расстоянии от линии броска.

Как только определился победитель в одном виде соревнования, сразу начинается другое. Все нарты выстраиваются в одну линию, боком одна к другой.

Через них будут прыгать самые неутомимые прыгуны. Это состязание напоминает бег с препятствиями, только тут нет ни бега, ни разбега. Прыгать нужно сразу, без остановки. Перепрыгнуть через несколько дюжин саней не так-то просто. Кто перепрыгнет через большее количество нарт, тот и победитель. Говорят, что один из местных рекордов в таких прыжках составляет 154 нарты!

гонки на оленьих упряжках, усинскСамое зрелищное состязание — гонки на оленях. Оленеводы всегда одеты в богато расшитые национальным орнаментом малицы. Олени тоже принаряжены. К их шеям привязаны колокольчики, упряжь и уздечки украшены лентами и искусственными цветами.

В завершении праздника награждаются победители соревнований. Главные Призы — это, как правило, полезные и нужные в деревенском хозяйстве приборы и инструменты, например: дизельная электростанция, бензопила, резиновая лодка и т.п.

Это национальное мероприятие вряд ли можно считать чисто «оленеводческой олимпиадой». Во время соревнований и гонок на оленях здесь проходит и конкурс одежды. «Парад пимов и малиц», сшитых руками коми-мастериц пользуется здесь большим успехом. Выступление артистов с песнями и частушками на коми- и русском языках дополняет праздник «Зарни Сюр«.

В рамках «Зарни Сюр» организуется выставка мастеров декоративно-прикладного творчества. Здесь можно увидеть изделия из кожи и оленьего меха (пимы, варежки), вязаные изделия, исконные коми-сувениры из бересты, дерева и оленьего рога. На этом меропритяии для гостей также проводятся:

— дегустация блюд традиционной северной кухни (строганина, бульон из оленины, кровяные блины, ягоды, ароматный чай).зарни сюр

— подвижные игры на свежем воздухе.

— фотосъемка в национальных одеждах рядом с оленями или снежными фигурами.

— праздничный концерт после соревнований в местном сельском дворце культуры.

Надо отметить, что в Усинском районе действует крупнейшее в республике оленеводческое хозяйство — ООО «Северный», которое способствует проведению этого национального праздника Коми. Финансовую поддержку при проведении праздника Зарни Сюр оказывают также различные предприятия города Усинска. Учредителями праздника являются МОГО «Усинск», МУ «Управление культуры, спорта и по делам молодежи» , ООО «Северный».

На празднике оленеводов «Зарни сюр» впервые прошли женские гонки на оленьих упряжках

5 марта 2018 года, 18:13

На празднике оленеводов "Зарни сюр" впервые прошли женские гонки на оленьих упряжках

Фото пресс-службы Лукойл-Коми

В Усинском районе ярко и масштабно отметили коми национальный праздник оленеводов «Зарни сюр» («Золотой рог»). В рамках традиционных для этого события соревнований впервые прошли гонки на оленьих упряжках под управлением каюров-женщин.

Праздник собрал многочисленных гостей со всего района и из-за его пределов. «ЛУКОЙЛ-Коми», выступивший партнером «Зарни сюр», расчистил зимнюю автодорогу до Захарвани и площадки для проведения соревнований.

2.jpg

«Благодаря таким красочным событиям, украшающим наш район, поддерживается и развивается уникальная культура коми, – отметил в приветственном слове генеральный директор ЛУКОЙЛ-Коми, депутат Государственного Совета республики Александр Лейфрид. – Мы, нефтяники, продолжим поддерживать мероприятия по развитию самобытных народных традиций, приобщению к ним молодого поколения».

3.jpg

5.jpg

Несмотря на не совсем весеннюю погоду, на площадке перед домом культуры деревни Захарвань, где развернулось главное праздничное гуляние, было многолюдно: все желающие могли прокатиться на оленях и отведать блюда коми кухни. Однако больше всего зрителей собрали традиционные соревнования, организованные в рамках «Зарни сюр»: метание аркана, бег на лямпах, прыжки через нарты и забеги на оленьих упряжках. Причем в этом году каюры-мужчины и каюры-женщины впервые соревновались в отдельных номинациях.

4.jpg

В итоге быстрей остальных к финишу пришли нарты под управлением Парасковьи Чупровой. Лучшим среди мужчин оказался Прокопий Чупров, который также блестяще выступил и в метании аркана. «Двойную» победу одержал Михаил Артеев, показавший себя в беге и прыжках. Победители удостоились специальных призов от ЛУКОЙЛ-Коми: сертификатов магазина для охотников и рыболовов.

23 марта в Республике Коми, в деревне Захарвань, пройдёт традиционный муниципальный коми национальный праздник «Зарни сюр».

Коми национальный праздник «Зарни сюр» («Золотой рог») был учреждён в 2006 году и проводится один раз в два года. Праздник включает конкурс на лучшую оленеводческую бригаду и концертную программу. Организатором праздника выступают администрация муниципального образования городского округа «Усинск», Управление культуры и национальной политики, Управление физической культуры, спорта и молодёжной политики, ООО «Северный». Мероприятие проводится при финансовой поддержке предприятий города, информационной поддержке МУП ИИЦ «Усинская новь», Усинского представительства МОД «Коми войтыр».

В программе — праздника спортивные состязания оленеводов, которые пройдут в два тура и во время которых участники смогут продемонстрировать уровень мастерства и национальные костюмы.

В первом, отборочном туре, который пройдёт в сельских клубных учреждениях, будет выбрано не более 3-х участников из каждой оленеводческой бригады. Второй, финальный тур планируется провести 13 марта в д. Захарвань, оценивать конкурсантов будет организационный комитет конкурса.

Конкурсантам  предстоит состязаться в играх «Зарни Сюр» (Золотой рог) – оленьих бегах, «Зарни няртала» («Золотой аркан») – метании аркана на хорей; «Острый глаз» – стрельбе из пневматического ружья; метании топора на дальность; прыжках через нарты и беге.

Победители и призеры награждаются призами и дипломами оргкомитета по каждому виду национального спорта.

Управление
образования администрации

муниципального
образования городского округа «Усинск»

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя
общеобразовательная школа № 5» г. Усинска

Муниципальная
научно — практическая конференция школьников

Секция:
начальные классы

http://abali.ru/wp-content/uploads/2012/04/gerb_komi1.png

Тема: «Старинные праздники народа коми»

Исполнитель:

Дорохова
Виолетта
,

ученица
3в класса.

Руководитель:

Н.Е.
Должкова,

классный
руководитель.

г.Усинск

2021
год

Содержание

Страницы

1.     
 

Введение

3

2.     
 

Основная часть:

2.1.          
Удорский
район («Кузьминки»)

4 — 15

5 — 7

2.2. Усть-Цилемский район  («Усть-Цилемская
Горка»)

8

2.3. Сыктывдинский  («Речкей»)

9

2.4. Усть-Куломский район («Василей
лун»)

10

2.5. Усинский район (праздник
оленеводов «Зарни Сюр» и праздник Солнца  «Шондибан»)

11-12

3.     
 

Заключение, выводы

13

4.     
 

Список информационных источников
и использованной  литературы

14

5.     
 

Приложения  и презентация

15 — 22

1.      Введение

 «Праздник —

 это попытка внешней радости проникнуть
внутрь,

 а внутренней  выплеснуться наружу»

Виктор Гаврилович Кротов.

В Республике проживает около 70 национальностей  в мире
и согласии, но необходимо отчетливо осознавать то, что коренным народом
является коми народ.
За всю историю коми народ
создал пословицы и поговорки, причитания, сказки, частушки, трудовые и
лирические песни, детский фольклор, народную музыку. Во всем этом многообразии
жанров отразилась вся жизнь коми народа, его трудолюбие, нужды, его мудрость и
вера в лучшее будущее. Нельзя допустить, чтобы умолкла коми речь,
 не сохранялись традиции.  Правительство Республики Коми проводит
огромную работу по сохранению культуры, традиций коми народа. В нашем городе
Усинске при Центре национальных культур существует общество коми народа «Коми
 войтыр», которое
сохраняет творческое наследие коми
народа,  возрождает и развивает национальные традиции.

           
Обряды, праздники и традиции играют в духовном развитии человека огромную роль.
Они во многом обуславливают и регулируют поведение людей, их настроение,
передают от одного поколения к другому все многообразие и богатство духовной
культуры. К сожалению, необходимо признать, что многие традиционные сельские
праздники безвозвратно ушли в прошлое, однако некоторые из них продолжают жить,
составляя часть творческого наследия Республики Коми.

Народ
коми (который сегодня составляет только четвертую часть населения Республики)
имел и имеет длительные, устойчивые взаимоотношения с русским народом (более
60% русских живет на земле Коми), с коми-пермяками и финно — угорскими родичами
– ханты, манси, ненцами и саами. Все эти взаимоотношения нашли свое отражение в
культуре и в быте, во всей истории народа коми, который немало взял из культуры
соседей.

           
Праздники разнообразили и украшали жизнь коми крестьян, во время праздников они
отдыхали от повседневных забот, обрядами завершали один трудовой цикл и
готовили себя к новому. Чередование будней и праздников считалось необходимой
составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным
представлениям, к гибели мира. С древних времен существовало множество
разнообразных праздников, и у каждого были свои обычаи, традиции проведения.

Актуальность
моей темы исследования
заключается в том, что
 на сегодняшний день мало кто знает различного рода старинные праздники
коми народа.

Цель
исследовательской работы:
изучить, какие  праздники
у  народов коми были наиболее традиционны в старину, и описать их.

Объектом
исследовани
я моей  работы будут старинные  праздники,
проводимые в  селах и деревнях Республики Коми.

Задачи
исследовательской работы:


собрать материал о старинных праздниках и традициях народа коми;


выяснить, какое значение имеют праздники для народа коми;


выяснить, насколько сохранились традиции проведения народных праздников.

Методы
исследования:

¾   
анкетирование;

¾   
опрос, собеседование;

¾   
библиографический анализ литературы и
материалов сети Internet.

2.      Основная
часть

Моя
семья живет в городе более тридцати лет. Здесь росли и учились моя мама, тетя…
Все мы с большой любовью относимся к Усинску, родному краю. Но как мало,
оказывается, мы о нем знаем!.. Совсем недавно город отмечал новогодние
праздники, Рождество и мне захотелось узнать, а какие же праздники отмечались в
коми селах и деревнях раньше, теперь…

Решила
спросить у взрослых – родственников, одноклассников. Провела  анкетирование
среди своих одноклассников и оказалось, что они практически не знают,  какие существовали
и возрождаются старинные праздники у народа коми.

На
предложенные мною анкеты ответили 25 одноклассников. Из них только 3 человека
знают национальные праздники, проводимые в Усинске («Шондибан», День оленевода
(причем, его правильного названия никто не назвал), Масленица), остальные — дали
отрицательный ответ.

Также
опросила родственников, друзей и знакомых, какие праздники народа коми они
знают. Назывались праздники такие как День города и День нефтяника, Сабантуй,
Масленица, Новый год… И только несколько человек вспомнили о национальных коми
праздниках, признавшись, что непосредственного участия в этих праздниках не
принимали…

Поэтому
для изучения, какие традиционные праздники проводились и проводятся в
республике, я выбрала несколько районов, в которых сохранились традиции
проведения старинных народных праздников. Это Усть-Цилемский
район, Удорский район, Усть-Куломский район, Сыктывдинский и Усинский районы.  И
 хочу рассказать о том, какие праздники  проводятся в каждом районе в
отдельности.

2.1.
Удорский район

В
Удорском районе Республики 14 ноября — день, посвященный памяти Косьмы
и Демьяна
, которые лечили людей даром и прославились за свое бескорыстие.
Звался этот день в народе больше всего «кузьминками». Кузьминки
считались первым зимним деревенским праздником (другое его название –
«зимний Кузьма-Демьян»). По народным погодным наблюдениям, со дня святых Косьмы
и Дамиана заковывает зима и землю, и воды: «Кузьма-Демьян – с гвоздем, мосты
гвоздит». На подмогу Кузьме-Демьяну прилетают с гор морозы. День Кузьмы и
Демьяна известен в народе также под названием «курятников» и «кашников», потому
что, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь кур и
варили кашу. «Кузьма-Демьян, – говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, –
приходите к нам кашу хлебать». Трудно сказать, каким образом Косьма и Демьян
превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников», но в некоторых местах
народная фантазия придумала этому даже легендарное объяснение. Так,
рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые
охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а
ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Это предание
породило даже своеобразный обычай, при котором крестьяне считали за правило
варить кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное. Наряду с
кашей, крестьяне в этот день считали необходимым забивать трех кур и есть их
утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Трапеза сопровождалась
специальной молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы
писклятки водились». За трапезой наблюдали также, чтобы не ломались кости, а то
цыплята будут болеть.

Кузьма
и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья.
День, посвященный их памяти, особенно чтился девушками. В некоторых местах
существовал обычай, когда девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома.
Она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного
угощения подавалась куриная лапша. Вечер кузьминок деревенская молодежь
проводила в веселье. Девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали
так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь съестное в сыром
виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Из этих продуктов готовилась
еда и, в ознаменование начала зимних работ, устраивалось пиршество, на которое
в качестве гостей приглашались парни. Такие пирушки назывались «кузьминками» и
продолжались до рассвета, причем парни успевали проголодаться вторично и
отправлялись воровать соседских кур, гусей, уток, которых девушки после им
жарили. При этом, конечно, сохранялось в тайне, сколько и у кого было украдено
кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и,
если бранились, то только для порядка. Кем и почему заведен был такой воровской
обычай – неизвестно, но только как не оберегай хозяин или хозяйка свое добро, а
ухитрится молодежь добыть себе на кузьминки и курятинки, и гусятинки! В
некоторых местах кузьминки сопровождались обычаем, известным под названием «похорон
Кузьмы-Демьяна». В «жировой» избе девушки изготавливали чучело: набивали
соломой мужскую рубашку и шаровары, опоясывали кушаком, приделывали голову,
клали на носилки и несли за село, в лес, где чучело раздевали, и на соломе шла
веселая пляска.

2.2.
Усть — Цилемский район

Усть-Цильма
известна в Республике Коми и за её пределами как самобытный край. Около  пяти
столетий Усть-Цильма бережно и трепетно сохраняют свою уникальную
культуру.     

Яркое
красочное гуляние «Усть-Цилемская Горка» — это  весенне-летний
обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского Севера. Корни этого
праздника превзошли представления  поклонения людей  Солнцу — «Яриле-божеству».
Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали  солнце с песнями и хороводами.

       
С давних времен праздник «Горка» символизирует вершину трудового
года, пору вхождения подростков в круг молодежи. В системе весенне-летнего 
цикла обряд «Горка» занимал важное место, и относился к разряду так
называемых «заветных праздников». Приуроченная к датам православного
календаря, «Горка» начиналась с Николы (22 мая), продолжалась в
Троицу,
и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем в Иван день
(7 июля), и заканчивались все горочные гулянья в день апостолов Петра и
Павла (12 июля).

        
«Горку» водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки
трижды меняли наряды.

Сегодня
 «Горка» проводится силами творческих коллективов. «Горочная»
традиция дает представление о целом комплексе ценностей народной культуры. Богатое
убранство ярких старинных костюмов, которые определяют плавный, торжественный
характер движения хороводов, размеренное слаженное пение, посредством которого
осуществляется процесс человеческого общения, массовость действа, следование
традициям старшего поколения,  — все это обуславливает особый тип поведения
людей в ситуации праздника, который является частным проявлением их жизненных
устоев.

2.3.
Сыктывдинский район

В
Сыктывдинском районе выход на сенокос «Турун вöнь» отмечается традиционным
праздником «Речкей», смысл которого сводится к разыгрыванию действа, в
котором отражаются основные этапы трудовых процессов сенокоса. Мужчины
опоясываются травяными поясами, заговаривают спины от натруженной работы, руки
от усталости, сердца и души от черствости, при этом они точат косы, а женщины в
это время готовят еду, и все вместе с песнями отправляются в поле. Мужчины
косят, женщины граблями собирают сено, формируют стога. После работы все умываются,
женщины кормят мужчин, запевают песни, веселятся. Закончив сенокос, мужчины и
женщины складывают рабочий инвентарь, собирают туески, ковши, и перед взором
зрителя возникает ритуал возвращения покосной артели из лугов в деревню с
песнями.

2.4.
Усть-Куломский район

В
Усть-Куломском районе, а также в селе Петрунь Интинского района очень интересно
отмечают «Василей лун». В этот день молодые люди приходят на посиделки и
приносят с собой по 7 шелковых платков. Затем выходят на двор, повязывают на
шею – хомут, привязывают к поясу – хвост, делают из платков вожжи. И, таким
образом, получается кортеж из молодых людей, изображающих лошадей. К ним
присоединяются все желающие, а потом с песнями гуляют по селу. Дальнейшее
празднование продолжается на посиделках в какой-либо избе. Празднование
проходит с 13 на 14 января.

2.5. Усинский район

В
Усинске проводятся фестивали, национальные коми праздники, такие как праздник
оленеводов «Зарни сюр» и праздник Солнца «Шондiбан»,
День нефтяника,
праздник искусств и другие.

В ночь с 21 на 22 июня Солнце проходит
точку летнего солнцестояния. Это природное явление считается началом
астрономического лета в Северном полушарии Земли. А 22 июня отличается на
Севере наибольшей долготой дня
. Праздник  Солнца «Шондiбан» — древний коми праздник лета, солнца,
обновления природы отмечается в последнее время широкими народными гуляниями.
Его название в переводе на русский язык означает «лик солнца».
Традиционно фестиваль народного творчества «Шондiбан» проводится в Усть-Усе.           
Шондiбан назван весёлым солнечным праздником, который дарит радость сердцу
каждого, кто принимает участие в нём. На празднике великолепие  костюмов.
Песни, танцы, сценки. Игры, выставки, конкурсы. Устанавливается в центре чум,
вблизи которого были организованы самые различные игры: дети на время прыгали
через нарты, бросали «аркан», носили «дрова» для чума, «боролись», метали на
меткость и т. п. А какое разнообразие всего было представлено на выставках
изделий декоративно-прикладного творчества сельчан, исторических фотографий
Усть-Усы, экспонатов школьного музея! Также организуется выставка-ярмарка
сельскохозяйственной продукции сельчан: ягоды, грибы, блины, рыбники, свежая
рыба, шаньги, молоко, мясо, уха…

А с  2006 года, после 15-летнего перерыва в Республике Коми
возобновили празднование «Зарни Сюра»
(«Золотой Рог»). Это национальный праздник оленеводов, который проходил в деревне
Захарвань. После возобновления официальным местом для проведения праздника
«Зарни Сюр» было назначено село Щельябож. Этот праздник был возрожден
для того, чтобы повысить популярность национальных видов спорта среди населения
Республики Коми, развить культуру коми и организовать досуг жителей ближайших
сел.

«Зарни Сюр» — популярный у местного населения
праздник, отмечается каждый год в конце зимы. К месту проведения праздника
съезжаются десятки оленеводов с оленьими упряжками. Все начинается с построения
всех участвующих и приветствия важных гостей мероприятия. После того, как
церемония открытия заканчивается, начинаются состязания оленеводов. Все
участники должны проявить свою ловкость и скорость в таких видах как метание
топориков и аркана, бег, прыжки через нарты, борьба, гонки на оленьих упряжках,
стрельба из винтовки. Самое зрелищное из состязаний – это гонки на оленях. Все
оленеводы одеты в национальные костюмы – расшитые орнаментом малицы. Даже олени
не остались без украшений, к их шеям привязываются колокольчики, а их упряжь и
уздечки украшаются искусственными цветами и лентами. После тога как завершаются
гонки и состязания, начинается церемония награждения победителей. На этом
мероприятии кроме соревнований и гонок на оленях проходит конкурс национальной
одежды – «парад пимов и малиц». Вся одежда и обувь изготовлена
коми-мастерицами вручную и пользуется большим успехом у населения. Дополняют
праздник «Зарни Сюр» выступления местных артистов с песнями и частушками на
русском и коми языках. Так же в рамках праздника организуется выставка
декоративно-прикладного творчества. На ней можно увидеть великолепные изделия
из оленьего меха (пимы, варежки), кожи и вязаные изделия, а так же сувениры из
дерева, бересты и оленьего рога. На празднике проводится дегустация
национальной кухни (бульон из оленины, строганина, ягоды, ароматный чай),
присутствующие участвуют в подвижных играх на свежем воздухе. Всех желающих
могут сфотографировать с оленями или снежными фигурами в национальных одеждах.
Завершается «Зарни Сюр» праздничным концертом в сельском Дворце культуры.

3.
Заключение, выводы

На
основании моего исследования хотелось бы сделать вывод, что коми народ свято
чтит свои традиции. Зачастую они не имеют какого-то особого смысла. Зато имеют
значение. Мы можем не знать, почему тот или тиной праздник появился и существует,
но все же знаем, что они есть. Вот,  например, не каждый родитель уверен, что
его ребенок станет плотником, когда вырастет, но все же почти все знают, что
следует научить его забивать гвозди.

Так
почему же люди, поколение за поколением, делают одни и те же вещи и тем самым
соблюдают традиции? Да потому, что традиции существуют, потому что они важны.

            У
народов коми — праздники — это их традиции, которые корнями уходят далеко в
прошлое. Но они передают их из поколения в поколения.

Мне
понравилось одно из высказываний Александра Каргина — Уткина: «История
меняется, а праздники остаются». Я хочу, чтобы старинные праздники не
забывались, не канули в лету, чтобы о них рассказывали, их отмечали.

Своими
находками и найденным материалом я обязательно поделюсь со своими
одноклассниками на классном часе, а при проведении праздников «Шондибан» и День
оленевода наши родители пообещали организовать общее участие ребят нашего
класса в  выше указанных мероприятиях для коллективного изучения традиций
народа коми. Живя на земле Коми,  мы обязаны знать традиции и историю края, в
котором живем.

Список
литературы и других информационных источников

 Материал
взят в  сети Internet:

1.     
http://usinsknet.ru/modules/news/article.php?storyid=1684

2.     
http://gorodusinsk.ru/news/

3.     
http://next.komionline.ru/news

4.     
http://komi-nao.ru/komi/usinsk/novosti/12832-zolotoi-rog-prazdnik-olenevodov

5.     
Н.Машкова «Усинск в лицах»

Приложение
1
.

Первый
зимний праздник — Кузьминки

14
ноября — день, посвященный памяти Косьмы и Демьяна, которые лечили людей
даром и прославились за свое бескорыстие. Звался этот день в народной Руси
больше всего «кузьминками». Кузьминки считались первым зимним
деревенским
праздником (другое его название – «зимний Кузьма-Демьян»).
Этому празднику отведено свое почетное место. По народным погодным наблюдениям,
со дня святых Косьмы и Дамиана заковывает зима и землю, и воды: «Кузьма-Демьян
– с гвоздем, мосты гвоздит». На подмогу Кузьме-Демьяну прилетают с гор морозы.
День Кузьмы и Демьяна известен в народе также под названием «курятников» и
«кашников», потому что, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили
в церковь кур и варили кашу. «Кузьма-Демьян, – говорили крестьяне, усаживаясь
за трапезу, – приходите к нам кашу хлебать». Трудно сказать, каким образом
Косьма и Дамиан превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников», но в
некоторых местах народная фантазия придумала этому даже легендарное объяснение.
Так, рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками,
которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали
платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Это
предание породило даже своеобразный обычай, при котором крестьяне считали за
правило варить кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное.
Наряду с кашей, крестьяне в этот день считали необходимым забивать трех кур и
есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Трапеза сопровождалась
специальной молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы
писклятки водились». За трапезой наблюдали также, чтобы не ломались кости, а то
цыплята будут болеть. Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного
очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился
девушками. В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста
считалась в этот день хозяйкой дома. Она готовила для семьи кушанья и угощала
всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша. Вечер кузьминок
деревенская молодежь проводила в веселье. Девушки собирались в какой-нибудь
большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила
что-нибудь съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д.
Из этих продуктов готовилась еда и, в ознаменование начала зимних работ,
устраивалось пиршество, на которое в качестве гостей приглашались парни. Такие
пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до рассвета, причем парни
успевали проголодаться вторично и отправлялись воровать соседских кур, гусей,
уток, которых девушки после им жарили. При этом, конечно, сохранялось в тайне,
сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода крестьяне
относились довольно снисходительно и, если бранились, то только для порядка. Кем
и почему заведен был такой воровской обычай – неизвестно, но только как не
оберегай хозяин или хозяйка свое добро, а ухитрится молодежь добыть себе на
кузьминки и курятинки, и гусятинки! В некоторых местах кузьминки сопровождались
обычаем, известным под названием «похорон Кузьмы-Демьяна». В «жировой» избе
девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужскую рубашку и шаровары,
опоясывали кушаком, приделывали голову, клали на носилки и несли за село, в
лес, где чучело раздевали, и на соломе шла веселая пляска.

Приложение
2.

Весеннее
— летний обрядовый праздник  «Усть-Цилемская Горка»

Яркое
красочное гуляние «Усть-Цилемская Горка» — это  весенне-летний
обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. Корни этого
праздника произошли представления  поклонения людей  солнцу — «Яриле-божеству».
Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали  солнце с песнями и хороводами.

       
С давних времен праздник «Горка» символизирует вершину трудового
года, пору вхождения подростков в круг молодежи. В системе весенне-летнего 
цикла обряд «Горка» занимал важное место, и относился к разряду так
называемых «заветных праздников». Приуроченная к датам православного
календаря, «Горка» начиналась с Николы (22 мая), продолжалась в
Троицу, и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем в Иван день (7
июля), и заканчивались все горочные гулянья в день апостолов Петра и Павла (12
июля).

        
«Горку» водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки
трижды меняли наряды.

        
Выходу «горочников» в хоровод предшествует важный и торжественный
момент — одевание наряда. Традиционный костюм — это бесценное достояние
культуры, наполненное могучей животворной силой.

       
Традиционно, первую «Горку» устраивали с 10-ти часов утра — её водила
молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились
по домам. После обеда на «Горку» вместе с молодежью собирались
замужние женщины. Лишь на вечерней главной «Горке» собирались все
возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в
качестве зрителей. На вечерней «Горке» участники проигрывали все семь
обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: «столбы»,
«круг», «на две стороны», «на четыре стороны»,
«вожжа»,  «плетень»,   «плясовая».  Люди верили в
силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. Этот блок сложных
хороводов исполнялся несколько раз в течение игрового дня.
«Горочники» инсценировали исполняемые песни, поэтому праздник
представляет собой красочное театрализованное представление, которое является
сложным хороводно-игровым действом, требует четкого руководства, а именно, 
участие людей старшего возраста в хороводах  было связано с руководством
ведения «Горок», и строгим хранением  горочного репертуара. На этом 
действие «Горки» заканчивалось, участники  расходились по домам небольшими
группами с протяжными,  лирическими  песнями.

       
«Горочный» фольклор составляют 17 песенных сюжетов, подавляющее
большинство которых принадлежит к классическому русскому хороводному
репертуару.

       
Не секрет, что сегодня «Горка» в основном проводится силами
творческих коллективов      «Горочная традиция дает представление о целом
комплексе ценностей народной культуры. Богатое убранство ярких старинных
костюмов, определяющих плавный, торжественный характер движения хороводов,
размеренное слаженное пение, посредством которого осуществляется процесс человеческого
общения, массовость действа, следование традициям старшего поколения — все это
обуславливает особый тип поведения людей в этой ситуации праздника, который
является частным проявлением их жизненных устоев.

Приложение
3.

Широкими народными гуляниями был отмечен древний
коми праздник лета, солнца, обновления природы Шондiбан. Его название в
переводе на русский язык означает «лик солнца». Традиционно фестиваль народного
творчества «Шондiбан» проводится в Усть-Усе.
 
            Радостный летний день.
Шондiбан назван весёлым солнечным
праздником, который дарит радость сердцу каждого, кто принимает участие в нём.
 
Open in new window
Песни, танцы, сценки…На
импровизированную сцену выходят самодеятельные коллективы сёл и деревень
района. Каждый старается представить свой оригинальный номер. Причём не только
звучат песни на коми и русском языках, демонстрируются танцы, но эти номера ещё
сопровождаются и мини-спектаклями. Например, усть-усинцы, усть-лыжинцы,
колвинцы, акисьцы демонстрируют старинные коми песни, в их выступлениях красной
нитью проходит фольклорное начало каждого номера.

Новикбож удивляет всегда зрителей красотой и
великолепием костюмов. Кстати, новикбожцы демонстрируют  костюмы этнических
групп народа коми: усть-цилёмов, ижемцев, жителей Прилузья, Удоры, Сысолы и т. д.


             Рядом с местом
проведения концерта установлен чум, вблизи которого  организовываются самые
различные игры: дети на время прыгают через нарты, бросают «аркан», носят
«дрова» для чума, метают на меткость и т. п.

Проходит выставка изделий
декоративно-прикладного творчества сельчан, исторических фотографий Усть-Усы,
экспонатов школьного музея.
 

Также
организуется выставка — ярмарка сельскохозяйственной
продукции сельчан: ягоды, грибы, блины, рыбники, свежая рыба, шаньги, молоко,
мясо, уха…. С каждым годом праздник Шондiбан становится всё лучше и
интереснее!

                                      
Open in new window

Приложение 
4.

            Праздник
оленеводов «Зарни Сюр»
(в переводе с коми-языка
«Золотой Рог»).

Национальный
праздник оленеводов в Коми возобновился в 2006 году после 15-летнего перерыва. Официальным
местом проведения праздника стало село Щельябож, хотя один раз в 2010
году было выбрано другое место проведения праздника — деревня Захарвань
в Усинском районе.

         Праздник был возобновлен с целью
популяризации национальных видов спорта среди населения, сохранения и развития
коми культуры, организации досуга жителей района и ради общения сёл между собой.

        Праздник
«Зарни Сюр»
 очень
популярен среди сельчан, и горожане также принимают в нем участие каждый год в
конце зимы.

         Открытие мероприятия начинается с построения участников
и с приветственных и поздравительных речей высоких гостей
праздника. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту
праздника. После церемонии открытия начинаются состязания
оленеводов: бег, метание аркана и топориков, прыжки через нарты, стрельба
из винтовки, борьба, гонки на оленьих упряжках.
зарни сюр

Перед зрителями выступают борцы, метатели арканов и топориков.
Метание  — аркана из сыромятной кожи — тоже является одним из основных
видов национальных состязаний. Участники его долго разминаются, сворачивают
аркан особым способом и терпеливо ждут своей очереди. И вот бросок! Некоторым
удаётся даже заарканить цель — шест метра четыре высотой, укреплённый на
значительном расстоянии от линии броска.

Как только определился победитель в одном виде соревнования,
сразу начинается другое. Все нарты выстраиваются в одну линию, боком одна к
другой.

Через них будут прыгать самые неутомимые прыгуны. Это состязание
напоминает бег с препятствиями, только тут нет ни бега, ни разбега. Прыгать
нужно сразу, без остановки. Перепрыгнуть через несколько дюжин саней не так-то
просто. Кто перепрыгнет через большее количество нарт, тот и победитель.
Говорят, что один из местных рекордов в таких прыжках составляет 154 нарты!

гонки на оленьих упряжках, усинскСамое зрелищное состязание — гонки на оленях. Оленеводы
всегда одеты в богато расшитые национальным орнаментом малицы. Олени тоже
принаряжены. К их шеям привязаны колокольчики, упряжь и уздечки украшены
лентами и искусственными цветами.

В завершении праздника награждаются победители соревнований.
Главные Призы — это, как правило, полезные и нужные в деревенском хозяйстве
приборы и инструменты, например: дизельная электростанция, бензопила, резиновая
лодка и т.п.

Это национальное мероприятие вряд ли можно считать чисто
«оленеводческой олимпиадой». Во время соревнований и гонок на оленях здесь
проходит и конкурс одежды. «Парад пимов и малиц», сшитых руками коми-мастериц
пользуется здесь большим успехом. Выступление артистов с песнями и частушками
на коми — и русском языках дополняет праздник «Зарни Сюр«.

               В рамках «Зарни Сюр» организуется выставка
мастеров декоративно-прикладного творчества. Здесь можно увидеть изделия из
кожи и оленьего меха (пимы, варежки), вязаные изделия, исконные коми-сувениры
из бересты, дерева и оленьего рога. На этом меропритяии
зарни сюрдля
гостей также проводятся:

— дегустация блюд традиционной северной кухни (строганина,
бульон из оленины, кровяные блины, ягоды, ароматный чай);

— подвижные игры на свежем воздухе;

— фотосъемка в национальных одеждах рядом с оленями или снежными
фигурами;

— праздничный концерт после соревнований в местном сельском
дворце культуры.

            Надо отметить, что в Усинском районе действует
крупнейшее в республике оленеводческое хозяйство  ООО «Северный», которое способствует
проведению этого национального праздника Коми.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Коми пермяцкий праздник чудо
  • Коми пермяцкие народные праздники
  • Коляда славянский языческий праздник
  • Коляда славянский праздник зимнего солнцеворота
  • Коляда праздник славян дата 2022